автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Опыт исследования корреляции эстетики и функции бытовых изделий (на материале крестьянского быта Среднего Поволжья XVIII - нач. XX вв.)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Брызгов, Николай Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Опыт исследования корреляции эстетики и функции бытовых изделий (на материале крестьянского быта Среднего Поволжья XVIII - нач. XX вв.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Опыт исследования корреляции эстетики и функции бытовых изделий (на материале крестьянского быта Среднего Поволжья XVIII - нач. XX вв.)"

Государственный комитет Российской федерации по высшему образованию

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (б. СТРОГАНОВСКОЕ)

На правах рукописи УДК 7.031.4

БРЫЗГОВ НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕЛЯЦИИ ЭСТЕТИКИ И ФУНКЦИИ БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ XVIII —нач. XX вв.)

17.00.05 — Декоративное и прикладное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва — 1994

Работа выполнена в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское).

Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор ТЕЛЬТЕВСКИЙ П. А.

Официальные оппоненты — доктор искусствоведения НЕКРАСОВА М. А., кандидат искусствоведения СКВОРЦОВ А. И.

Ведущая организация — Удмуртский Государственный университет.

Защита диссертации состоится «/V»—1994 года в 12 часов на заседании специализированного совета К.-064.10.01 в МВХПУ (б. Строгановское) по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ (б. Строгановское).

Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета

Л. А. ДИЦКАЯ

Актуальность исследования. Русское крестьянское бытовое искусство, ппедст'вляя собо,. наиболее интересные страницы русского искусства вооОйр, является в то ж вре„я малоисследованной частью отечественной истории искусства Обращение к опыту прошлого позволяет исследовать наиболее общие, постоянные принципы в'искусстве создания Оыо-вой вещи, .ту устойчивую потребность в красивом и удобном предметном окружении', которая проходит через века истории культуры, нес'мотря на изменения, новизну, вносимые временем вместе с развитием общества Крестьянское бытовое искусство Нижеюродского Поволжья т удивительный образец единства воплощения мировоззг тческих и Функционально-эстетических начал.

Культурно-экологическое (щпление позволило ориентировать изучение своеобразия бытового искусства не только на традиционно изучаемые предметы с декором, но и на предметы беэдекора-тивные. Один из кардинальных вопросов искусствознания - взаимосвязь эстетики и функции (красоты и пользь.; бытовой вещи рассматривается в двух ракурсах: с точки 8рения исторической эстетической мысли и современной теории искусства Это расширяет понимание крестьянского бытового искусства как культурно-исторического феномена во всей его целостности и многогранности. Связывая воедино этнографический материал (с выявлением его социокультурной основы), эстетические представления и устремления нижегородского крестьянина, мы получаем возможность , выявить природу народного творчестяа и определить корреляционные взаимосвязи эстетики и функции бытовой вещи.

\ ,

Цель диссертации. Выявить принципы корреляции эстетики и функции предметов крестьянского бытового искусства Нижегородского Поволжья.

Основные задачи исследования.

- Выявить социокультурные процессы, оказывающие существенное влияние на формирование предметного строя крестьянства.

- Выявить основу своеобразия крестьянского бытового искусства Нижегородского Поволжья исходя из природно-культурной ситуации и."философии бытил" крестьянина.

- Определить феномен "битового пространств" региона.

- Рассмотреть особенности выразительного языка крестьянского бытового искусства Нижегородского Поволжья

1 р а н и ц ы исследования. Определены имеющимся музейным и полевым материалом но Нижегородскому Поволжью, относящимся к XVII 1-нач. XX вв.

Объэк^ом исследования являете.! объекты материальной культуры крестьян: жилые постройки, хозяйственные сооружения, предметы быта

Предмет и с'следования. Региональные традиции сложения крестьянского бытового искусства.

Методика исследования. В работе применены методы: литературно-аналитический, предметно-аналитический, искусствоведческий анализ, элементы системного подхода.

Научная новизна состоит в том, что впервые пр ^принята попытка рассмотр ть крестьянское бытовое искусство, Нижегородского Поволжья как целостное явление, включая как декоративные, так и бездекоративные фгрмы для чозможно более углубленного выявления принципов корреляции эстетики и функции

предметного мира крестьянского бита К работе привлечены труды ранее не использовавшихся произведений русской философской мысли: Д Лосского, И. Киреевского, 1С Леонтьева, И. Ильина, ...

В работе собран и систематизировал ранее не опубликованный полевой материал, находящийся в музеях г. г. Нижнего Новгорода, С. -Штербурга и Мэсквы.

На защиту выносится следующее положение:

- Специфическая, экономическая и природно-культурная ситуация в Нижегородском Поволжье способствовала формированию своеобразного "бытового пространства", содержательная основа которого базируется на широком круге утид;¡тарных проблем крестьянского ремесленника.

Практическое значение. Работа может оказать существенную помощь народным и профессионал!ным мастерам в области декоративно-прикладного искусства; представляется возможным использовать материалы работ:' при дальнейшей разработке ряда теоретических вопросов декоративно-прикладного искусства.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (180 наименований). Иллюстративный материал изложен на 60 таблицах.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении приводится краткий обзор литературы по вопросам исследуемой темы;- определены цель и задачи исследования, его границы и методика, практическое значение. ■

Глава 1. "Сложение материальной культуры крестьянства Нижегородского Поволжья" посвящена выявлению природц творчества крестьянского искусства

Стихийная диалектика сложения материальной культуры крестьянина зада/'1 две главных линии' творческих преобразований. Формообразующие процессы возможно описать исходя из подобии природной среде, всегда окружавшей крестьянина и участвующей во всех-сторона* его жизни и среде внеприродной, вычленяющейся из первой. Таким образом, творческое преобразование действительности ' в крестьянском б ту опиралось ка природный и социальной изоморфизм. ГЬдосаая ориентация создала достаточно универсальную творческую "лабораторию" крестьянина, обеспечив все многообразие вещного наполнения крестьянского Р гга.

Нижегородское Поволжье напоминает в миниатюре всю евро- • пейскую Россию, яртяясъ езоеобразным экокультурным континентом, и, спвно в согласии с многоликостью пейзажной палитры оно соединило в себе целый спектр ремесел и промыслов. -Природная среда формирует отношение не толь -о к предмет чой счроне бита, но и влияет на сам характер человека

Волга разделяет Нижегородскую губерн'то на две половины-левосто^энную луговую (или Заволжье? и правосторонную нагор-вую (или Горы). Но Заволжью тянется слегка всхолменная равнине*. по которой текут реки с мягкими и приятными для слуха названиями: Везлоыа, Линда, Узола, Лева... Ландшафт отличает не- . воелутимая тишина и спокой твие во всех л:.нш,х (горизонта, речного потока, леса, поля), во всех гонах и красках. В непроход..,ли ваволжских песах только тгудом не;*члонно можно было расширять границы обживания, шаг за шагом. Здесь образовалась

особая ремесленность, торговая предприимчивость, развивалась ловкость и сметливость; все это вызывало и потребность в "правильном устройстве хозяйства без чего ни промысел, ни торг, ни работа идти не могли". География наго, .гой части несколько отлична от Заволжской стороны. Леса покрывают "Горы", но качество леса иное: он худа, реже,' менее пригоден для промысла Относительно хорошие почвы сделали из. жителей Нагорной части оседлого крестьянина с крепким земледельческим хозяйством. :'л-тели нагорной части отличаются большей- расторопностью, им недосуг углубляться в мечтательность. Легенды и предания нагорной стороны отмечены большей определенностью, в них нет поэтической туманности Заволжья. Нравы хозяев соотносятся и с ¡липцем: заволжские дома угрюмы, замкнуты в монолитные объемы. Сродни трудно отвоеванному пространству у леса, резьба в архитектурном убранстве очень осторожно работает с пространственными глубинами. Крупные нерасчлененные участки деютра имеют . слегка намеченные нити углублений-прорезей. Совершенно особый характер носил быт Нагорной части, начшгая с открытого в пространство узорного декора домовой реаьбн, почти сплошь покрывающей Фасады изб, и кончая ремеслом. Плохой лес обусловил переход кустарей на изготовление изделий из древесины без определенных технических показателей: .всяческой мелочи (веретен, игруиек и пр.)

Многообразие материальной культуры - результат не только природного, но и социального изоморфизма. Анализ творчества крестьян был бы не полол, если бы рассматривалась будничная сторона крестьянского быта. Нижегородская.ярмарка становится тем "деловым" праздником, где фокусируется вся жизнь и лея-

тельность губернии (да и всей страны и заграницы). Ярмарка для крестьянина являлась своеобразной школой творческого развития - обмена опытом, овладения новыми форма, л. Расширение внешней и внутренней торговли по все; / Поволжью способствовало усиленному строительству деревянных речных судов, как правило ватейливо украшенных. Судостроительство обогащало пластическую к^;ьтуру крестьянского бьгеа в целом. Сам Нижний Новгород являлся центром художественно-промышленного района: в сложном конгломерате явления культуры города, посада, слобод пересекайся и дополняют друг друга Для г ото синтеза Нчжний Новгород имел все условия: вые 1 оя к}-ьтура городской жизни оказывается всеядной и творчески продуктивной.

Пространство жизнедеятельности крестьянина приобрело сложный многонаправленный характер, отличный от патриархально- (

го уклада "Бытовое прост;анство" как понятие складывается на *

основе актуального для данного исследования деятельностного подхода В ходе своей духовно-практической жизнедеятельности человек осваивает природное пространство, приобг тая дл.. себя в форчах культуры искусственную среду жизни. "Бытовое пространство" является итогом сложного пересеченчя множества сторон жизнеде. гельносхи крестьянина, Ьписы шщх бытовые процессы, связанные с его жилищем как эпицентром поведения. "Бытовое пространство" предметно выражено, наполнено результатами труда крестьянина Центральное положеьие человека, ориентация на его возможности и потреоности £ водит анализ бытового пространства" на ценностный уровень рассмотрения, позволяет увидеть в е о содержательной основе нерасторжимую целостность предметно пространственной структуры и гмэненных процессов и говорить

о нем как о пространстве самой жизни.

" Бытовое •. остранство" жизни нижегородского крестьянина складывалось постепенно, ассимилируя все новые и новые формы творческой практической деятельности, оформляя их в свою очередь новым предметным строем. Подчиненное строгой логике патриархального общинного земледельческого труда жизненное пространство жилиша крестьянина, несмотря на веками сохранившуюся закономерность бытоустройства, сказалось достаточно гибки и податливым для включения новых функций и предметов.

Ремесленная деятельность заставила крестьянина по-новому взглянуть и оценить собственное пространство жизнедеятельности, она вывела его за узкий круг бытовых интересов, ограничивающихся полем, лесом и домом.

В сложении "бытового пространства",■ в его предметном выражении природно-изоморфный и социально-изоморфны процессы выступили на равных.

Глава 2. "Корреляция эстетики и функции крестьянской бытовой веши Нижегородского Поволжья"

Эстетический идеал рождался и проходил этапы становления неразрывно с поиском общекультурных приоритетов в народе. Корни эстетической традиции - внимательное и одухотворенное отношение личности крестьянина к окружавшей его природной средч. в жизни крестьянина доминировал религиозно-экологический ориентир, необходимо включающий в себя поиск абсолютного добра, истины, преклонение перед прекрасным. (Не случайно в нижегородской избе на божнице могли висе~ь палитры). Восхищение миром цветов, лесов, водной глади ложилось на глубокую духовную традицию.

Особый духовный склад личности крестьянина с его всеохватывающей чуткостью к прекрасному позволил донести идею преклонения перед природным миром с древних времен, с,,глав эту традиции ненарушаемой с приходом христианства. Действующий синкретизм на уровне взаимопроникновения образов устного творчества, Пластического искусства и т.д. дал насыщение "бытового пространства": существующими в преданиях петухами на пряничных досках, птицами аа ..ованых жиковинах .... Со временем образы все дальше уходят от своих .«ифов, оставляя за собой красоту п.т логической формы.

Символизм народных образов позволил ассоциативно свявать далекие друг от друга предметы и явления. Наличник в своей миниатюркой верскл становится божницей - "окном" в гнутой мир; ковш - утицей; черенок ложки завершается двуглавым орлоь' ... в вамке, использующим форму подковы, заключено и пожелание счастья дому и просьба об его охране, а надпись дополняет символический ряд ассоциаций логикой конкретности. Способность ассоциативного мышления позволила пер чести достав >чно с.у.жние абстргчтные понятия в конкретную предметную оболочку. Т1~щкий станок, как и прялка отражают.представлениг человека о мироздании. пецифичен характер влияний тс гово-экономических связей нижегородцев на художественное бытовое творчество. Это рт мьогом определило специфику выразительных средств,- накладывавшихся нр традиции, сломвшиесй на общерусской почве. Весьма расг ространешшми в тиорчестве резчиков XIX сг ^ле„ия были композиции донца с двумя.всадниками и цветущим деревом. Подобные изос. ажения можно най^и у многих н*родов. Далекий Восток, присылавший свои товары на ярмарку, не остался без внимания:

характерные "огурцы" г'являются в орнаментике нижегородских тканей. С развитием промыслов, увеличением выпуска продукции декоративная резьба в сил: своей трудоемкости и кропотливости не отвечала возрастающим требованиям ;лика и стала постепенно заменяться росписью. Необходимость выявления новых декоративных качеств предмета приводила к созданию самобытных для Нижегородского Поволжья техник, как, например, Городецкая инкрустация мореным дубом со скобчатой резьбой прядильных дон^д, хохломская роспись и т. п. Городская культура вошла в с'"-эру народного творчества прежде всего новыми сюжетными открытиями. В композиции прядильных донцев входили образы курящих длинные трубки людей в заграничных шляпах и кафтанах; в городских каретах путешествовали красавицы в кринолинах и т.п. .В архитектурной реоьбе проступают мотивы, заимствованные от каменных строений второй половины XIX столетия: филенки с гсдом постройки илй1 инициалами, декоративные капители, колоннады, фронтоны и т. п.

Соотношение бездекоративных и декорированных форм имеет свое отражение в "бытовом пространстве" региона Взаимосвязь формы и декора составляет основной вопрос своеобразия взаимовлияния функции и эстетики в бытовом предмете. Конструктивная

*

основа, как результат аналитического отбора,, могла составлять тектоническую структуру предмета, но в отдельных случаях начинала выходить за пределы формы и активно влиять на само "бытовое пространство". Аналитическая сторона поиска базовой формы чаще всего сопртпсапась с без декоративно-конструктивными решениями, предшествующими синтезирутщей • логике усложненных конкретными особенностями форм. Так, сугубо конструктивные

формы:" плотины, колодца - результат крестьянского инженерного поиска. Декоративизм представляет иную ступень формотворчества, где подключаются местные, специфические эс.этические требования. условия функционирования данной вещи, уровень ее представительств^ в быту (функция подарка, памяти о событии, реликвия т.п.),'

Особая жизненная ситуация позволила проявиться крестьянскому бытовому искусству в двух основных формах:

- когда любая бытовая вещь, тдательно найденная и точно соответствующая практическому наз! иению, обладает эстетикой в ее конструктивном выражении. Декоративные решения не усложняют формы, что придает ей большую четкость и стройность. Предмет может существовать и без орнаментального украшения

- когда конструкция, насыщенная материалом, выражавшая его качества, укрь' ается широким покровом орнаментики, хотя продолжает "стаьаться рациональной. Увеличиваются поверхности, отданные уэору; сама конструкция впитывает в себя элементы ор-наментальности и становится менее стгогой. йгори1 шя обг-ботка предюзта (резьба, роспись) получает господство, предмет выходит из границ своего бытия и становится об'ектом, принадлежа шим час.о иной, новой реальности.

Предметный мир крестьянского быта можно различить по реч-лизуееым в нем типам творчества Творческие задачи решались как созданием форм, имеющих возможность модификаций и развита; в ..ространотве. так и создан] :м отдельных фор л лмевдих печать неповторимости, уникальности.

В предметном творчестве крестьчнин переживал всю полноту повседневной жизни. Сумки, короба, пестеры, ведра , туеса и

другие предметы ежедневно соприкасались с хозяевами дома.

Часть предметов не несла никакой орнаментики, 8а счет круглой фо^мы уже обладая опосредованной солярной символикой. Часть предметов композиционно угложнены при выделке совмещением материалов: пестер в сочетании различных фактур берестяного плетения. Деревянные ушаты в качестве обода снабжены дву-ыя-тремя ярусами скрепляющего ивового крута и т. п. Формаль-ьэ-содержательная диалектика этого кр'-^а предметов подчинена темпо-ритмическим закономерностям бытового уклада, природному циклу.

Структура натурального хозяйства предлагает устойчивый перечень предметов, в том числе и их количественные состав. Бездекоратиирие формн образуют бесконечные типы-ряды в "бытовом пространстве" благодаря большой степени активности в соединении аналогичных типов (ряд туесс на полке), и в соединении с другими (набор печного инструмента). Благодаря такому традиционному механизму формально-содержательных отношений беадекоративные формы аналогичны во многих регионах России и > восходят к своим архетипам. Но как любой архетип, они - основа

для создания своеобразного вещного мира Нижегородского По/

волжья.

В предметах народного быта декоративного характера вви.*-ьовлияние начал пользы и красоты, эстетики и функции в компо-зиционно-конструктивноы строе подчиняется двум основным принципам. Соглас) ' первому прин. ипу превалирующэе значение имет самоценность предмета для хозяев: он несет отпечаток "дома", характер быта и «рава семьи. Согласно второму пр.шципу ред-почтение отдается мастеру-изготовителю, делающему предмет на

продажу, его опыту, вкусу.

В первом случае декоративное композиционно-конструктивное решение полностью подчинено той среде, в которой оно бытует. Декорировались чаще предметы, предназначенные не для повседневного (праздничного) назначения. Прядильные дгчца заказывались для девушек - невест. Донца содержали пожелании и добрые напутствия, изображенные особыми ' наками и сюжетами. Немногочисленный предметный набор, имевшийся в.доме, можно было изготовить самому или в своей же деревне (по заказу), но обязательно с сохранением сугубо местного декорирования. -Дополнительно к орнаментальному декору предмет мог быть индивидуализирован и конструктивным решением. Светец, например, имел приспособление, г помощью которого светильню с лучиной можно было опускать и поднимать: ведь среди деревенских тружениц были и малолетние пряхи.

Заметное место среди декоративных предметов занимают предметы, предназначенные для продажи, которые изготавливались ремесленниками большими тиражами. Например, донца для продали делали на узких сучковатых заготовках, отчего композицонно они являли сильно Ьиггянутые сюжеты. Чаше всего композиции были многоярусными вертикальными, скрывающими диспропорции доскк. Быстрота производства требовала.соответствующего композиционного выбора, который варанее мыслился попрощг. Выбор типа рисунка был не так уж велик, но позволял на его основе писать бесчисленное множество вариантов. Но и такая продук должна быть г гтересна для покупателя и была сделана ловко и хлестко с использованием всего нескольких красок.

Наиболее ярко технологический процесс связан с эстети-

^семантическими Факторами в бездекоратлвной форме. Штериал и инструмент его обработки ложатся в основу идеи произведения, определяя тем самим не только внешнюю, но и внутреннюю форму его образа, то есть, соотносился с предметом на уровне гармонии, выражения эстетических предпочтений в гатегорчях симметрии,- ритма, пропорционирования. Ife расчлененные моноформы в наибольшей степени исштюаот влияние приходных структур. Так, в форме туеса, где главенствующее заа"ение имеет не^чсчдененная берестяная поверхность, нашло отражение искусство его изготовления. Пропорции, ритмические . параметры целиком зависят от размера распиленного ствола березы. При изготовлении • предметов, некратных природным формам, применится уже смешение техник. Форма торбы оочована на раскрое плоскости бересты для последующего coa, яжении деталей в единую ^ложную поверхчость. ' Композиция техник бывала вызвана не Сходимостью ч:г. то практического порядка. Стеклянная и глиняная утварь считалась более редкой и ценной в хозяйстве. Глиняные горшки . оплетали берестой, стеклянные сосуды - еловыми кореш яи. Подобные процессы облекались в устную форму: "был ребенок - не знал иеле-к ¡к, а стал отар - пеленаться стал".

На смену монофоры, с ее ii"p; :членным об'емоч преходит сложная многосоставная конструкция, состоящая из множь гва элементов-деталей. Колесо прялки состоит ы тонко обработанных брусьев, собранных в единую гчутую поверхность кольца, а спицы, уже не i. судне подобие колесу нагрузки, ^едставлжрт собой тонкие токарной работы палочки. Здесь' распределена не только физическая нагрузка, но и выражено i., едставл-чие о красоте в способе обработки материала

В обобщенном виде направление корреляции эстетики и функции в' бытовых предметах выглядит следующим образом:

- бевдекоративные формы составляют результат аналити-

>

ческой творческой деятельности мастера, обостряющей компоьици-онао-конструктивные особенности формы в выражении утилитарной функции;

- декорирована, э формы ис!:"ль"уот два основных типа декора: орнаментальный, восходящий к традициям язычества, и сюжетный, опирающийся на формы природы и социума.

В композиционно-конструктивной основе проявляется синтетическое творческое мышлс :ие мастера, соединяющего пластику формы с семантикой декора.

Глава 3. "Крестьянская бытовая вещь. Проблема ценности".

Все вещное наполнение "бытового пространства" не синхронно по времени создания, включает различные' эстетико-культурные пласты. Однако, существующие устойчивые (типические) свяаи внутри пространства позволяют говопть о наличии общих вневременных закономерностей в создании художественной формы. Поиск "этих связей ста) овится итогом функционально-эстетического анализа. Эти свяаи смогут не только отразить реальное функционирование предметного мира крестьянина, но и подняться до уровня его образного строя через промежуточные стадии формирования внешних пластических решений.

В России внутренняя цельность бытия опиралась «а твердость "уха' общества, - вобравшего в себя свод религиозных, нравственных и эстетических истин. .Нравственные категории часто переносились на прагматику жизни: "труд - дело святое".

хозяин дома должен заниматься "праведным трудом" и т. д.

Культурный климат жизни крестьянской семьи включает в себя и эстетический параметр. В кавдом конкретном предмете "внутреннее'измерение", согласу сь со всей совокупностью художественной технологии . мастерством, умением исходит свою пластику.

Первый - внешний слой образа - это лепосредственная пластическая Форма, носитель (знах) содержания.' Бытовая вещь в процессе своего создания соотносится с духовным первообразом, являющимся продуктом реальности, и в то же, время духовной сущности. Первообраз момэт быть определен и как предметный замысел, но в этом случае он н"как не равен субъективно., фантазии творца.

Определяя мес.о художественного образа бытовой крестьянской вещи в иерархии идеального гарм :шческого устр^лства "битового пространства", мы пришли к понятию первообраза - как высшего содержательного критерия художественности. Первообраз предмета закладывает осову гапмонической с*.;темы быта. *

Проблему ценности бытовой вещи представляется возможным трактовать прежде всего как проблему ьй жизнеспособности, современной активности и влачит - /;у"к. юнально-эстетической актуальности. Эстетическая природа творчества, в своем основании опирающаяся на ряд первообразов, первоидиИ, эаключает в себе те конструкции, которые' по ?ей день "прочитываются" генетической паши , как знаки, риметы и часто на Ук-овне подсознательного узнавания современником как "свое", "ближнее" и "прекрасное". Эстетический план жизни бытового предмета ' но го- ■

"мерен. Он - результат множества линий тв. рческих поисков

мастера, а они - в свою очередь результат напластований куль1 турной жизни народа.

фундаментальной традицией народной эстетики бытописания ' мотат служить гармоническое слияние двух культур - язычества и христианства. Пример подобного синтеза ответил на вопрос о характере гармонической системы: в народном искусство нет потребное!.. единства, поскольку нет г нарождающемся новом полного забвения и отрицания старого, а следовательно нет и насильственной стройности ( художественных законов формы, . пет искусственного однообразия. Народное битовое искусство - итог целостной _ нерасчлененно' народной жизни. Дом крестьянской семьи, центр ее жизни, включал и божницу в красном углу и шш-ги святоотеческой гвозы, а рядом жил доковой, ' которому часто хозяйка ставила блюдечко с молоко» - задобрить, незримый покровитель семьи, олицетворяющий ее благополучие, ассоциировался б сознании с образом порядка

Эстетическая система обусловливает формульность как устойчивый тип взаимодействия форму и содержания, где основанием для взаимодействия является диалектика изменяемости, творческого преображения и галонн'чности, эталонное™ крестьянской жизни. Хотя не нужно забывать, что подобные "зарубки" для памяти в материале искусства всегда фрагментарны и не дают представления о .целом, будь то эталон в были г; ко или узор плетения бересты, или устойчивые цветовые сочетая;« росписи донец. Но именно эта грань эстетической систеш форшфует то, что мопо назвать местной региональной традицией. Это устойчивее пластические Формальные сочетания, которые дольше всего хранят память первообраза Эти пластические формулы можно наз-

вать инвариантами, поскольку они играют роль своеобразных творческих моделей, предметов крестьянского искусства

Исходя из характера инвариантов становится видна разница в эстетике беэдекоративных и де. орированных предметов быта. В бездекоративной форме инвариантом можно считать отношение мастера к природному материалу, закономерность его обработки и способы конструктивных решений.. Благодаря широкой ремесленной деятельности возростало не толы.; к.а~терство исполгения и количество изготавливаемых предметов, но и обострялось профессиональное видение крестьянина, позволявшее ему оценить и принять для себя увиденное им у других. Отсюда - бесчисленное количество вариантов пластических решений на исходном материала природы.

Декорировании- формь ' базировались на инвариантах иной природа Здесь идеальное с^ремле; .:е мастера всалотить в пластике поверхности смысл своего бытия охватывало явления, более относимые к сфере "человека", чем к сфере "природы". На смену культовым декора» заклинаний, обере! в стали приходить устойчивые сюжета идеального будущего (роспись с изоОражзкием благополучною семьянина в окружении домашних животных, конная прогулка или фантастическая иллгстадия к известной скаъке). Одухотворяя, подобно природе, новые технические достижения (.например, пароходы в росписи донцей, резьбе пряничных досок), он отдавал дань древним кух там. Мечтая о великом в малом, крестьянин от. ажал все свое :редставление о ш^е; благапря его творческой предприимчивости эстетическая местная традиция отличалась столь большим разнообразием.

Принимая инвариантное построение пластический традиции не

/

только как стабилизирующее, но и лежащее в основе ■ целостного отношения к бытовому предмету, отметим шроту инвариантов, как сугубо местную традицию.

ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

1. Леоднородшх :ь и широкий спектр природных условий породили социально-экономическую ситуацию, благодаря которой в Нижегородском Поволжье получила сильное разщггие промысловая деятельность (деревообработка, металлообработка, керамическое производство, выделка тке зй и др.).

- Промысловая деятельность заставила крестьянина по-новому взглянуть на собственное пространство жизнедеятельности, вывела его эа узкий круг бытовых интересов.

- "Бытовое пространство" жизни нижегородского крестьянина ассимилировало новые формы творческой практической деятельности, оформив их в новый предметный строй.

2. Корреляция эстетики и функцгя происходит как в бытовых изделиях без декора, так и в декорированных.

- Еездекоративные формы составляют результат АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастера, обостряющей композиционно-конструктивные особенности формы в выражении утилитарной функции на основе технологии, слитой с естественной природной средой. Щжродосоотнесенный архетипический характер форм позволяет бесконечное композиционное их варьирование, об'единение в типы-ряды.

-. Декоративные формы являются результатом СИНТЕЗИРУЮЩЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастера, соединяющего пластику формы с

семантикой декора: орнаментального, восходящего к традициям язычества, и сюжетного, использующего формы природы и человеческой жизгч. Общим правилом декоративной композиции было соблюдение уравновешенности в распределении мотивов, цветовых пятен, подчинение пластике формы.

3. Эстетическое сознание нижегородского крестьянина опирается на многослойный срез культурной жизни народа.

- Вну^пенняя цельность быт..л крестьянства г^ределялась твердостью основного духа общества, вобравшего в себя свод религиозных и нравственных истин, которые переносятся на прагматичные обыденные явления жизни ( в т.ч. на ремесло).

- Бытовая вещь в процессе своего ос здания соотносилась с духовным первообразе1', являющимся продуктом реальности и духовной сущности человека. В зависимости от идеальной основы своего первообраза быювая яощь риобретала бев^екоративную или декорированную форму.

ПУБЛШ' ИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Специфика формирования иытового крестьянского искусства Нижегородского Повол*^я* в сер. XIX - нач. XX вв. М. 1992, 16 с. - Деп. в ГОЮ ИнформкУльтура Российской го_у дарственной библиотеки 16.02.93, N 2693.

2. Особенности пластичес! ого строя предметов крестьянского быта Нияэ! родского Повс. жья (сер. XIX - нач. XX вв.) М. 1992, - 15 с. -Деп. в НИО Информкультура Российской государственной библиотеки 16. 02.9Г N 2694.

а Роль русской эстетической традиции в сложении вырази-

тельного языка крестьянской бытовой вещи (по материалам Нижегородского Поволжья XIX - нач. XX вв.) Ы. 1993, - 24 с. - Деп. в НИО Информкультура Российской государственной библиотеки, 20.10.93 N 2783..

4. Истокл выразительных средств ремесленного искусства Среднего ГЬволжья. - Тезисы сообщения на научно-тес,етической конференции аспирш ов и преподавателей МВХПУ (б. Строгановское) 26-27 апреля 1990 г.

5. Художественные форхм взаимосвязи предметов крестьянского бытового искусства (Нижегородское Поволжье, XVII]-нач. XX вв.). - Тезисы юОшения на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ (б. Строгановское) 25-26 апреля 1991 г.

6. Черты народной эстетики в предметах крестьянского быта Нижегородского Поволжья. - Тезисы сообщения на научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ (б.Строгановское) 23-24 апреля 1992 г.

7. Эстетическая природа народного творчества на примере бытового искусства крестьян Нижегородского Поволжья. - Тезисы сообщения на ¡ручно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ (б. Строгановское) 22-23 апрёля 1993 г.