автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Орнамент счетной вышивки башкир

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Никонорова, Елена Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Орнамент счетной вышивки башкир'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Орнамент счетной вышивки башкир"



^"•'.Гл'КиХ

г. ■ .-.•«тука

v!'-'- "'"

На правах рукописи

НИКОНОРОВА Елена Евгеньевна

ОРНАМЕНТ СЧЕТНОЙ ВЫШИВКИ БАШКИР (гепезис и развитие)

07. 00. 07 - этиология (этнография)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

У фа-1998

Работа выполнена в Отделе народов Урала с Музеем археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской академии наук

Научный руководитель: чл.-корр. РАН, академик АН РБ,

Ведущее учреждение; БГПИ, кафедра историко-культурного наследия.

заседании диссертационного Совета К.002.57.02. по присуждению учено] степени кандидата исторических наук при Отделе Народов Урала с Музее! археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН по адрес) 450 ООО, г.Уфа, ул. Аксакова, 7, Музей археологии и этнографии.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УНЦ РАН.

доктор исторических наук, профессор Р.Г. Кузеев (ОНУ с МАЭ УНЦ РАН)

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Р.З. Янгузин (БГУ) кандидат исторических наук С.Н. Шитова (ИИЯЛ УНЦ РАН)

Защита диссертации состоится

Автореферат разослан " 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат исторических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Степень изученности проблемы. Начало научному описанию инкирского орнамента было положено С.И. Руденко. Особое внимание геный уделил старинным счетным вышивкам на тастарах и хараусах. В шаменте хараусов были выделены группы, определены наиболее юпространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических блицах. Им отмечены существующие параллели орнаменту тастар в вышивке 'вашей и марийцев. С.И. Руденко обратил внимание на близость орнамента инкирских строчевых вышивок чувашским и русским. Исследователь .юказал предположения относительно истоков различных традиций в шаменте башкир. По его мнению, техника вышивания "косым стежком" и угивы орнамента, характерные для нее, могли распространиться среди 1родов Волго-Уральского решона от хантов.

Впервые счетные вышивки и их орнамент стали объектом )стоятелыюго исследования и сравнительно-исторического анализа в 1ссертации Н.В. Бибулатова " Декоративно-прикладное искусство башкир скоративное ткачество, вышивка, аппликация)". Автором были выделены в кстилыюм орнаменте башкир различные по происхождению комплексы зтивов. Содержание этой работы было опубликовано в альбоме 1,екоративно-прикладное искусство башкир" (1964). В этом же альбоме [убликовапо исследование Н.В. Бикбулатова, Р.Г. Кузеева "Башкирский шамент как исторический источник", ставшее фундаментом для ггорического изучения башкирского орнамента. Авторы выделяют шесть таментальных комплексов, каждый из которых был связан с определенными хническими приемами исполнения, кругом предметов, и с определенными 1Йоиами распространения в XX в. Орнамент счетных вышивок по сложенной классификации был отнесен к V и VI орнаментальным >мплексам, происхождение которых в культуре башкир связывается с ;ладом древнего финно-угорского населения края. Высказанные ранее ■гляды на происхождение счетных вышивок Н.В. Бикбулатов развивает на раницах альбома "Декоративное творчество башкирского фода"(Бикбулатов Н.В.', Кузеев Р.Г., Шитова С.Н„ 1979). В частности :рссматриваегся выдвинутый ранее тезис о происхождении цветной переви ги искусстве башкир в результате поздних заимствований и признается, что эта

техника имеет в башкирской культуре столь же глубокие корни, что и други счетные вышивки. Орнамент счетных вышивок по тонким материя! рассматривается как явление вторичное по отношению к старинны,\ выполненным по холсту. Комплексное исследование С.Н. Шитово ма териальной культуры башкир, и в частности, рассмотрение орнаментальны и костюмных традиций во взаимосвязи, представляет ценный опы сравнительно-исторического анализа.

] ЬсмофЯ на немалое количество научных работ, посвященны башкирскому орнаменту в последующие годы, вопросы происхождени традиции счетных вышивок были затронуты лишь в некоторых из них. ] проблемам происхождения мотивов башкирского орнамента обращались археологи (Р.Б. Ахмсров, Н.А Мажитов). Если этнографы в решении вопросо генезиса опирались преимущественно на сравнительно-исторический анали: то в работах археологов преобладает тенденция прямых сопоставлени эт нографических материалов с археологическими.

Первый опыт соотнесения археологических и этнографичесы материалов но орнаменту башкир принадлежит С.И. Руденко, предполагавши присутствие традиций искусства кара-абызокой культуры и сармато-алансю племен в башкирском орнаменте. По мнению С.И. Руденко сармато-алансм т радиции отложились в криволинейно-растительном орнаменте тиснения г коже, серебряной насечке. И все же вопрос о вкладе культуры древне] ираноязычного населения в орнаментальное искусство башкир остал( раскрытым не в полной мере.

Вопросы семантики орнамента башкир на сегодняшний день остают мало исследованными.

Актуальность. Сегодня не существует специального исследование посвященного вопросам происхождения традиции счетных вышивок искусстве башкир. Историографический обзор выявил малоразраббтанные некоторые совсем неосвещенные вопросы в изучении башкирского орнамента

В исследовании Н.В. Бикбулатова и Р.Г. Кузеева башкирской орнамента в качестве исторического источника (1964) ставится задач; дальнейших изысканий в этом направлении для уточнения, конкретизацш полученных выводов. Потребность в таком исследовании назрела, т.к. за тр!

десятилетия с момента выхода книга появились .фундаментальные исследования в смежных областях, позволяющие по новому взглянуть на поставленные проблемы.

Объект исследования-. Орнамент счетных вышивок башкир.

Предмет исследования: Сравнительно-исторический аспект анализа техники шитья, мотивов орнамента счетных вышивок и семантики I -еральдических изображений.

Цели исследования:

- Выяснение происхождения традиции счетных вышивок башкир и их орнамента:

- Выделение различных по времени происхождения группы мотивов;

- Определение эволюции opnaMcirra счетных вышивок башкир;

- Исследование семантики геральдических изображений.

Задачи:

- Описание характерных особенностей орнамента счетных вышивок башкир;

Определение сходных явлений в культуре других народов по комплексу признаков: техника исполнения, материал, колорит, мотивы орнамента, украшаемый предмет;

- Выяснение ареала распространения данной орнаментальной традиции;

Соотнесение выводов сравнительно-исторического анализа этнографических материалов с данными археологии;

Разработка методики исследования семантики традиционного орнамента;

Методика:. Представленное диссертационное исследование базируется па методике, предложенной C.B. Ивановым (1963) и использованной Н.В. Бикбулатвым и Р.Г.Кузсевым (1964) применительно к башкирскому орнамешу, в основе которой лежит сравнительно-исторический подход и рассмотрение сопоставляемых материалов в комплексе взаимосвязанных устойчивых признаком, сравнение между собой не отдельных элементов, а группы родственных мотивов с последующим выделением различных по ирсмени сложения и исходным этническим традициям орнаментальных комплексов. Особая роль'при определении происхождения орнаментального комплекса принадлежи! ареалу его распространения. Археологический

б

материал в исследованиях генезиса традиции текстильного орнамента может использоваться только в качестве вспомогательного, а не основного источника. Па базе уже разработанной методики в представленной диссертации кроме основных характеристик орнамента подробно анализируются и украшаемые предметы, и их терминология. В силу того, что терминология мотивов орнамента, как не раз уже отмечали исследователи, является крайне неустойчивой, то плодотворным мог стать только анализ терминологии костюма.

15 исследовании традиционного орнамента вопросы семантики, особенно их методические основы, являются наименее разработанными. Имеющиеся опыты, в большинстве случаев, лежат за пределами принципов исторического анализа. Так как собирателями не были зафиксированы интерпретации мотивов изучаемого орнамента самими его исполнителями (очевидно, в силу практического исчезновения этой традиции к моменту собирания коллекций), единственным средством решения поставленной задачи является реконструкция.

В основе разработанной автором методики лежат общие принципы семантической ' реконструкции, предложенные В.В. Евсюковым для исследования семантики изображений археологических памятников, работы Ji.II. Топорова, В.В. Иванова, Г.К. Вагнера, а также анализ данных о духовной культуре древних носителей рассматриваемой орнаментальной традиции и ее современных преемников. Рассмотрение семантики орнамента в рамках исторического исследования, на единых принципах, на основе достигнутых им результатов - плодотворно. Без предварительного исторического обоснования реконструкции будут иметь относительную научную ценность. Изученые в историческом аспекте и во взаимосвязи как технологические характеристики, так и духовное содержание орнамента в совокупности дают целостное представление об этом явлении традиционной культуры.

Источники: Старинные счетные вышивки по холсту у башкир стали выходить достаточно рано из употребления и в XX веке сохранялись только у башкир Курганской области в специфическом варианте - на тонких хлопчатобумажных тканях. В силу этого обстоя тельства основным источником исследования служили образцы башкирских вышивок в музейных коллекциях. Материал по башкирскому орламсту собирался в фондах Музея археологии и

эгиофафии (г.Уфа), Государственного историко-краеведческого музея

0 .Уфа), Государственного музея этнофафии народов Башкортостана (г.Уфа), Башкирского государственного художественного музея им. М.В.

1 [естерова (г.Уфа), Галереи современного и традиционного искусства "Восток" (г. Уфа), Российского этнографического музея (С.- Петербург), а также в фотоархиве Института истории, языка и литературы уфимского научного центра РАН. Основными источниками по орнаменту других народов, привлеченными для сопоставительного анализа, явились опубликованные статьи, монографии, альбомы по орнаменту, декоративно-прикладному искусству, общей этнофафии, а также музейные коллекции. Материал по искусству народов собирался в фондах вышеперечисленных музеев, а также в фондах Национального музея Удмуртской Республики (г. Ижевск), Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Для аргументации генетической связи выявляемых аналогий, а также для установления этнической основы традиции привлекается лингвистический материал. Данные археологии, опубликованные в статьях и монофафиях используются для поверки выводов сравнительно-исторического анализа э'1 нофафических материалов и уточнения времени сложения исследуемой орнаментальной традиции. При исследовании семантики орнамента необходимым источником являются фольклорные материалы. В представленной работе использовались памяпгаки башкирского фольклора, опубликованные в многотомном нчдании "Башкирское народное творчество", а также работы фольклористов, посвященные проявлениям пережитков !(«исламских верований башкир в устном творчестве. К сопоставительному анализу привлечены работы о религиозных, мифологических представлениях, лбрядах и ритуалах тюркских, финно-угорских и ираноязычных народов.

Новизна:

- Впервые вопрос о происхождения орнамента счетной вышивки башкир Зил рассмотрен в двух аспектах: 1) установление истоков широко распространенной орнаментальной традиции, частью которой являлась счетная шигивка башкир; 2) выяснение путей проникновения этой традиции в 1скусство башкир.

- Выявлен субстрат одного из орнаментальных комплексов, известного лногим пародам Евразийского континеша;

- Разработана методика исследования семантики традиционного орнамента;

- Впервые семантика орнамента рассмотрена в историческом контексте, па фоне реальных культурных связей.

- В приложении содержатся графические таблицы неопубликованных образцов орнамента хараусов и тастар.

Практическая значимость: Выводы о генезисе традиции счетных выпивок могут бьпъ использованы в иных исторических и этногенетических исследованиях Материалы исследования являются основой при разработке спецкурсов для исторических факультетов в высших учебных заведениях. ] рафичсские таблицы могут быть изданы как собрание мотивов башкирского орнамента или в качестве методического пособия для учебных заведений.

Апробация работы. Исследуемая тема представлялась в виде докладов и сообщений на научных семинарах, конференциях, конгрессах: на конференции "Музеи: история и современность"(Ижсвск, 1995 г.), научно -практической конференции " Взаимодействие народов Башкортостана. Опыт, теория, практика." (Уфа, 1996 г.), конференции "Народы Башкортостана: этическое и 'культурное взаимодействие" (Уфа, 1996 г.), конференции "Башкортостан в ХУ-ХУШ вв." (Уфа, 1996 г.), IV Международной конференции "Россия и восток: проблемы взаимодействия" (г. Омск, 1997 г.), II Международном конгрессе этнографов и антропологов (г. Уфа, 1997 г.), Международном конгрессе тюркологов "Тюркология накануне XXI века: достижения, состояние, перспективы" (г. Уфа, 1997 г.), I Сибиро - Уральском историческом конгрессе "Культурное наследие Азиатской России" (г. Тобольск, 1997).

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВА1ШЯ

Диссертационная работа состоит из введения, грех глав, заключения и приложения.

Но тедепии излагаются предмет, Цели и задачи, источники, методика и научная новизна исследования, а также степень изученности вопроса.

Глава 1 посвящена подробному описанию различных видов счетных швов у башкир и их орнамента в комплексе характерных признаков: техника,

штериал, цветовое решение, украшаемый предмет, мотивы и композиция >рнамснта.

В традиционном декоративном искусстве башкир существовали шзличные приемы счетных швов: двусторонняя гладь, "косой стежок", крест, шбор, шов "кирпичиком", "роспись". В исследовании рассматриваются и прочевые вышивки башкир (прежде всего цветная перевить), т.к. их орнамент шест непосредственное соответствие мотивам вышеназванных приемов ■четной вышивки. "Роспись", крест не имели самостоятельного значения; они >ыли отделочными швами и использовались в сочетании с двусторонней ладью и "косым стежком". "Роспись" обрамляла и разрабатывала основной мотив, а ряды мелких крестиков использовались для обозначения граиицы эрнаментальных полей.

Пыгпивка но счету нитей является в башкирской культуре древней 1радицией. Она выполнялась по белому домотканому полотну шелковой иекрученой нитью. Основу колористического решения большинства вышивок составляет доминирование красного или красно-коричневого цвета с вкраплениями желтого, зеленого,, синего (голубого). "Роспись" по краю исполнялась тонкой черной или темно-коричневой нитью. Вместе с тем существует большая группа образцов, выполненных в светло-коричневых, бежевых тонах и "росписью" светло-коричневой нитью. С середины XIX в. в качестве основы для счетных вышивок стали использовать и фабричные ткани, прежде всего красный ситец. При таком активном цвете фона нити для вышивки избирались светлых, пастельных тонов, контрастных по отношению к фону.

I ладыо вышивались воротники рубах, полоски вышивки для головных покрывал (кушьяулык), салфетки, скатерти, в XIX в. головные полотенца (тастар). Наиболее яркое воплощение художественных достоинств и характерных особенностей гладевой вышивки представляют концовки тастар, на которых она предстает в многообразии орнаментальных мотивов, объединенных в сложные композиции. В музейных фондах собраны значительные коллекции концовок тастар, орнамент' которых можно классифицировать в вариативные ряды, что делает эти предметы удобным объектом для анализа. По этим причинам характерные особенности гладевой вышивки башкир (всматриваются на примере орнамента тастар.

Способ вышивания "косым стежком" в искусстве башкир был связан, в первую очередь, с бытованием хараусов (вышитых лоскутов). Особенности вышивки "косым стежком" анализируются на примере хараусов.

Вышивка в технике набор использовалась в декоративном искусстве башкир сравнительно редко. Набором могли вышиваться полотенца.

Тастары с вышитыми концами в конце XIX - начале XX вв. бытовали у башкир Челябинской и Курганской областей. Наиболее значительные коллекции были собраны среди табынцев, айлинцев, сартинцев, калмаков. Концовки тастар по орнаменту, композиционному решению и технике исполнения можно разделить на 4 основные группы: 1) имеющие в основе композиционного построения главного орнамента две крупные сложпосоставные розетки (двусторонняя гладь в сочетании с "росписью"); 2) имеющие композицию из нескольких горизонтальных полос с различным, вышитым счетной гладью, орнаментом; 3) декорировашшю несколькими рядами очень простых геометрических фигур с уступчатыми очертаниями, исполненных гладью "кирпичиком"; 4) украшенные горизонтальными полосами сгрочевых вышивок с орнаментом в виде ромба, косого креста, решетки и другими. Характерная особенность концовок тастар - дополнение вышивки вставками цветной материи, чаще всего - кумачовых полосок.

Хараусы в конце XIX - начале XX вв. были распространены в горах Южного Урала (в Белорецком, Бурзянском, Баймакском, Абзелиловском районах РБ), а также в челябинском и курганском Зауралье. Наибольшее их количество было приобретено у катайцев, айлинцев, табынцев, бурзян, гирей -кипчаков.

Орнамент хараусов представлен орнитоморфными, зооморфными и геометрическими мотивами. Изображения птиц, оленей, коней, составляли композиции геральдического строя. В многообразии мотивов геометрического орнамента хараусов можно выделить типическое, что и позволяет объединять их в группы. Самую многочисленную представляют мотивы, в основе которых лежат простейшие геометрические формы: ромб, квадрат, прямой или косой крест. Сочетаясь друг с другом, эти основные фигуры порождают множество производных мотивов. Ко второй группе относятся могивы, которые объединяют аналогичные приемы сочетания. Все они при четырехкратном повторении образуют восьмиугольную розетку. Характерной особенностью

и

мотивов згой группы является то, что все они могут быть, вписаны в силуэт шестиугольной рамки. Третью группу составляют мотивы, имеющие уступчатые очертания. Одним из популярнейших орнаментов хараусов является восьмиконечная звезда.

Каковы бы ни были узоры на хараусах, форма вышитого поля всегда вписывается в трапецию или в форму близкую к ней по очертаниям. Трапеция вышивки могла члениться на три треугольника с повторяющимся орнаментом. Внутри поля вышивки фигуры могли располагаться и в горизонтальном ряду, в этом случае они разделялись вертикальной чертой. Характерным было также размещение в полосе вышивки двух (реже трех) розеток. Особенностью вышивки хараусов является наличие своеобразной обрамляющей рамки, образованной из наклонных контрастных по тону и цвету "штрихов". Такие пестрые полоски использовались и для членения композиции внутри.

По верхнему и нижнему краям харауса нашивались полоски красной материи. Зачастую они были пришиты к основе голубой нитью. Любопытной особенностью являются проходящие поверх этих нашивок декоративные строчки в виде стежков, сгруппированных по два или по три.

Вышивка хараусов и тастар имеет как отличительные так и сближающие их черты. Различия прежде всего проявляются в наиболее характерных для каждой группы предметов технических приемах. "Косой стежок", которым вышито подавляющее большинство хараусов, не применялся для декорирования тастаров. В свою очередь, в орнаментации головных полотенец эчень широко применялись строчевые вышивки и гладь "кирпичиком", не использовавшиеся в вышивке хараусов. Для каждого из предметов был ■сарактерен устойчивый набор собственных орнаментальных мотивов. Но при )сех выявленных различиях для орнаментации хараусов и тастар существуют и ;6лижагощие признаки. Для хараусов, так же как и для тастар, основой служит I большинстве случаев белый холст, а орнамент исполнялся шелковой юкрученой нитыо. Общность проявляет себя в колорите вышивок, в ^пользовании техники "роспись", дополнении вышивки полосками красного :умача и в некоторых других деталях отделки. Наибольшую близость к ;араусам по орнаменту и стилю вышивки обнаруживают тастары с розеточным финципом построения композиции.

Видимая общность вполне закономерна, так как эти предметы бытовали

на единой территории и, вероятно, являлись частью костюма, который по сноси орнаментации (техника, материал, колорит, орнаментальные мотивы) представлял единое целое. Принимая во внимание свидетельства исследователей и путешественников XVIII - XIX вв. (П.С. Палласа, В.М. Черемшанского, П.С. Назарова, В.Ф. Миллера и др.), можно заключить, что в прошлом в комплексе женского костюма существовала рубаха из белой домотканины с вышивкой у ворота, краям рукавов, выполненной шелковыми или бумажными красными нитками. О характере вышивки можно, видимо, судить по вышитым шелком реликтовым хараусам и гастарам.

Одежда из покупных материй постепенно вытесняла домотканую и со второй половины XIX в. в качестве основы для счетных вышивок начинают использовать фабричную ткань (чаще всего - красный ситец). Первым следствием этой новации была попытка приспособить старые приемы к новой основе - появление тончайших, искуснейших вышизок по хлопчатобумажной I капп. Они имели свои особенности в колористическом решении, в мотивах, которые близки орнаменту бранного ткачества и вышивки набором. Орнамент пс оконтуривался "росписью", характерной для старинных счетных вышивок. Вторым следствием был процесс постепенной деградации и исчезновения этих вышивок, т.к. замена домотканого полотна покупными тканями, при вышивании по счету нитей, усложняла и без того трудоемкий процесс. В XX в. старинные хараусы были заменены лоскутами материи насыщенного цвета (бордо, красный, черный) с необработанными краями, небрежной вышивкой, в которой вместо шелковой нити - мулине, вместо преобладания красного цвета вышивки - многоцветие, вместо многообразных и сложных мотивов -простейшие зигзаги и треугольники. Встречаются также концовки тасгар с красным ситцем в качестве основы. Прочнее всего традиция счетных вышивок сохранялась в искусстве курганских башкир, у которых еще в середине XX в. бытовала одежда, украшенная тончайшими шелковыми вышивками но фабричной основе.

Во «торой гноме на основе сравнительно-исторического анализа делаются выводы о происхождении счсшых вышивок в орнаменте башкир.

11оскольку археологический материал не даст представления о характере орнаментации тканей (а потому мало пригоден для установления времени и территории сложения какой-либо традиции орнаментации текстиля), для

решения подобных задач необходимо опираться на достоверный этнографический материал. При этом следует учитывать территорию распространения орнаментального комплекса, степень популярности его и степень схожести трактовки изображений, общее и особенное в материале, технике, колорите, украшаемых предметах. Как показывает опыт подобного рода сопоставлений, наиболее устойчивый признак в орнаментальном комплексе - мотив. Техника, материал и другие - менее устойчивы и в них более ощутима этническая специфика.

Орнамент тастар - явление своеобразное, оригинальное, поэтому затруднительно найти ему прямые аналогии по всей совокупности характерных признаков в искусстве других народов. У кряшен две розетки украшали концы головного полотенца. Определенное сходство обнаруживают розетки нагрудной вышивки чувашских женских рубах. Наибольшую близость, иногда почти тождественность розеточному орнаменту тастар обнаруживают подобные розетки русских полотенец. Сходство с тасгарами усиливается благодаря дополнению вышивки концовок русских полотенец вставками кумачовых полос. Полотенца, украшенные двумя розетками на концовке, существовали у вепсов. -Вероятно, традицию орнаментировать концы полотенец двумя розетками, вышитыми счетной гладью в сочетании с "росписью", можно отнести еще к добулгарскому времени. Развитие этой традиции под влиянием Волжской Булгарии должно было бы отразиться в орнаменте народов, находящихся в орбите ее теснейших культурных, экономических связей и именно у них следовало бы ожидать концентрацию характерных для этой группы тастар черт. Нам же не удалось выявить в орнаменте кряшен и чуваш непосредственных аналогий. Близкие соответствия в вышивке русских (Псковская, Тверская губ.), наличие схожих форм далеко на северо-западе (в искусстве вепсов) подтверждают древность розеточного орнамента на полотенцах. ■

Орнамент тастар, вышитых цветной перевитыо находит множество аналогий в искусстве верхнсволжских карел, русских. Субстрат подобных вышивок и характерного для них орнамента в культуре башкир - есть традиции древнего финно-угорского населения.

Мотивы второй группы орнамента тастар находят множество соответствий как в искусстве народов Восточной Европы, так и Средней Азии.

Как уже отмечалось, популярнейшими были мотивы ромба и квадрата с продолженными и загнутыми сторонами. Эти мотивы известны и финно-yi ореким народам, и русским, и тюркским народам Средней Азии.

Геометрическому орнаменту хараусов выявлены аналогии в орнаменте финно-угорских и тюркских народов Волго-Уральского региона, а также в орнаменте эстонцев, карел, обских угров, русских, украинцев, болгар, молдаван, румын, народов Средней Азии (киргизов казахов, каракалпаков, туркмен), Кавказа (армян, азербайджанцев, хевсуров, народов Дагестана).

У большинства народов Волго-Уральского региона в искусстве которых обнаруживаются близкие параллели к геометрическому орнаменту хараусов, орнамент был исполнен "косым стежком" ( марийцы, мордва, карелы, чуваши, удмурты). Каракалпаки исполняли его крестом или обратным швом, обские угры - гладью с "росписью" по краям, а горные таджики разновидностью глади в сочетании с контурным швом.

Орнаментальные мотивы, характерные для хараусов, можно встретить в вышивке головных повязок (нашмаки марийцев, масмаки чувашей, повязки йыркерттэт удмуртов), на начелышках женских головных уборов (сороки тверских карел, сурэкэ татар-кряшен, бабань-панга мордвы, на девичьем колпачке удмуртов) или на свадебных покрывалах (марийцы, чуваши, таджики), на поясных украшениях - подвесках (марийцы, чуваши), в нафудной вышивке женской рубахи или на нагруднике (удмурты), и в вышивке других частей рубахи.

Предметы, украшенные геометрическими мотивами, характерными для хараусов, во многих случаях так или иначе были связаны со свадьбой (свадебные покрывала у марийцев, чуваш, таджиков; у удмуртов - нагрудник "кабачи"; головной убор замужней женщины также был знаком совершившегося перехода из одного социального положения в другое).

Элементы геометрического орнамента хараусов, которые находят аналогии в искусстве других народов, нередко присутствовали в одной композиции, чередуясь друг с другом, дополняя или замещая друг друга. Они могли соединяться н одной композиции. Это сше раз свидетельствует в пользу того, чю эти элементы орнамента не только у башкир, но и у других упомянутых пародов тесно связаны между собой, принадлежат единой орнаментальной традиции, одному орнаментальному комплексу, и приведенные аналогии не

могут быть результатом случайного совпадения. Подобны не только элементы орнамента, но и способы комбинирования их в мотивы более сложного строения, приемы композиционного решения пространства вышивки: разграничение повторяющихся элементов посредством вертикальной черты с развилками на концах. Орнамент при таком построении мог быть как линейным, так и сетчатым. Сходство с башкирскими образцами прослеживается даже в деталях.

Башкирская композиция из симметричных птиц стилистически очень близка хантыйской, что не раз отмечали исследователи (С.И. Руденко, C.B. Иванов, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузесв). Мотив противостоящих птиц в вышивке обских угров весьма разработан, представлен массово, во множестве вариантов. В меньшей степени соответствуют башкирским образцам птицы в марийской, чувашской вышивке. Трактовка птиц в орнаменте карел, коми, русских уже заметно отличается от башкирской. Художественный импульс, идущий с востока, из угорской среды, постепенно, по мере продвижения на запад, теряет свою силу.

Трактовка оленей и коней на хараусах очень точно соответствует изображениям этих животных на Начельях сорок верхневолжских карел. Стилистически близкие образцы можно встретить в русской и, особенно, марийской вышивке. В несколько измененном виде предстает композиция с конями в чувашской вышивке, а для хантыйской она не характерна. "Эпицентр" западной традиции отчетливо локализуется в орнаменте тверских карел, в искусстве которых мотив парных оленей и копей представлен во всей полноте специфических стилистических черт. Из вышесказанного очевидно, что ареалы распространения стилистически близких между собой геральдических изображений птиц - с одной стороны и животных - с другой не совпадают. Вероятно, это дает нам основания дифференцировать финно-угорскую основу орнамента хараусов на собственно-финскую и -угорскую составляющие: композиция из противостоящих птиц - угорского происхождения, а оленей и коней - восточно-финского.

Можно заключить, что, рассмотренные нами геральдические изображения и геометрические мотивы принадлежат одной орнаментальной традиции, т.к. в искусстве пародов прослсжииаегся соответствие 1сомегрического орнамента геральдическому по целому комплексу признаков:

предмет и особенности сш использования, техника, материал, колорит, элементы, дополняющие основной узор. Украшение орнаментами двух названных групп одних и тех же предметов, замещение, дополнение ими друг друга, объединение их в одну композицию поддерживает высказанное предположение.

Опираясь на выявленные аналогии характерным особенностям счетных вышивок башкир, устанавливается, что эта орнаментальная традиция принадлежит большому орнаментальному комплексу, охватывающему значительные территории: Восточная Европа.-Западная Сибирь, Центральная, Средняя Азия, Кавказ. У народов, знакомых с этим орнаментом он был устойчиво связан с определенными техническими приемами. В вышивке его исполняли народы Восточной Европы, а также ооскис угры, каракалпаки, горные таджики. Вышивка выполнялась у большинства народов шелковой нитью по белой домотканине (башкиры, марийцы, чуваши, русские, карелы, удмурты, каракалпаки, таджики), в вышивке обских угров и мордвы применяли шерстяные нити. Основой колористического решения вышивки был красный или красно-коричневый цвет. У народов Средней Азии и Кавказа этот орнамент использовался прежде всего в орнаменте ворсового ковроткачества. У народов с развитыми традициями изготовления вязанных изделий рассмотренные мотивы встречаются в орнаменте носок и чулок.

Отмеченная орнаментальная традиция связана с определенным костюмным комплексом. Общность в костюме народов Средней Азии, Волго-Уральското региона, Западной Сибири проявляется в его составе, конструкции его деталей, особенностях ношения, в архитектонике вышивки. Наиболее выраженные формы рассмотренного орнаментального комплекса и характерных особенностей коспома бытовали у народов в тех группах, которые в силу географических условий и исторических причин сохранили достаточно полно архаические черты (зауральские и юго-восточные башкиры, горние таджики, ссиерные удмурты, чуваши анат-енчи, хевсуры, русский Север). Единая традиция проявляет себя не равномерно по всей территории распространения, а очагами, которые, норою, достаточно удаленны друг от друга. При этом орнаментальные формы могут иметь наиближайшие аналогии не среди непосредственных соседей, а в местах более интенсивною проявления единой традиции, разделенных значительными расстояниями. Так,

например, мотивам этого орнамента в вышивке горных таджиков выразительные аналогии обнаруживаются в вышивке народов Волго-Уральского региона, а для тюркских народов Средней Азии их специфические особенности не характерны. Учитывая то обстоятельство, что горные таджики не имели возможности контактировать с народами Волго-Уральскою решола в течении многих столетий, приходится исключить возможность постепенного распространения этих орнаментальных мотивов в средневековье. Можно предположить, что время их возникновения не позднее рубежа эпох (когда на границе леса и степи контактировали фишю-угорские и ираноязычные племена), т.к. к моменту гуннского вторжения эта художественная традиция должна была не только успеть сложиться, но и основательно закрепиться.

Анализ ареала распространения как самих мотивов, специфики их исполнения, и сочетания, так и предметов, которые они украшают, особенностей использования, их роли в ритуале, данных терминологии приводит к выводу о древнеиранских корнях этой традиции в вышивке.

Выводы, полученные при сравнительно-историческом анализе подтверждают данные археологии.. Многие бордюры и мотивы выявленного орнаментального комплекса имеют аналоги в декоре племен андроновской культурной общности (II тыс. до н.э.). художественное наследие которой составляет древнейший пласт орнаментальных традиций индоиранцев. В то же время, родственный декор андроноидных культур лесной зоны Приуралья и Западной Сибири, свидетельствует, что уже в эпоху бронзы в культуре угорского и индоиранского населения Урала и Сибири сформировались общие формы в искусстве. Ареал распространения срубной и андроновской общностей и территорий, находившихся под их культурным влиянием, а также территорий расеслеши ираноязычного населения в I тыс. до н.э. почти перекрывают ареал распространения исследуемого орнаментального комплекса.

¡'лава 3. На основании разработанной методики и выводов II главы (С. 6, 15, 16), семантика геральдических изображений башкирского орнамента рассматривается в контексте исторического развития. В качестве объекта анализа выбраны геральдические композиции, т.к., но справедливому ¡амечапию В.В. Евсюкова, достаточно достоверно могут быть •штернретированы лишь композиции. Их трактовка тем точнее, чем сложнее

структура. Универсальное значение композиции такош строя - обобщенный образ гармонично устроенного мира (семья, род, вселенная), а потому она может восприниматься на разных уровнях сознания и в качестве космологического образа, и в качестве племенной эмблемы, и в качестве символа брака. В соответствии с выводами о происхождении и распространении орнаментальной традиции первоначальная семантика 1 сральдичсских изображений реконструируется на мифологических представлениях иранской традиции, далее прослеживается сохранение или исчезновение первоначальной символики -в традициях финно-угорских народов, а затем - в духовной культуре башкир. В первоначальной символике образы петуха, коня и оленя были подиссмантичны и в некоторых чертах близки: все они соотносились с образом солнца и с подземным (подводным) -загробным миром. В результате с ними связывался весь комплекс представлений "жизнь - смерть - новое рождение", а также плодородная и обережная символика, что давало возможность воспринимать их и как космологический образ, и как оберег - на бытовом уровне. В традициях финно-угорских народов значение этих образов во многом сохранилось. Данные по духовной культуре башкир свидетельствуют, что предпосылки для сохранения представлений, первоначально связанных с конем, были велики, а с оленем и петухом - не так значительны. Вероятно, в башкирской культуре первоначальная символика сохранилась в самых общих чертах: эта композиция осмысливалась как благопожеданис плодородия и в связи с комплексом "жизнь - смерть - новое рождение".

В зшаиочеиии подводится итог диссертационной работе. В ходе исследования удалось установить, что счетные вышивки башкир являются частью большого очень древнего орнаментального комплекса, распространенного на значительной территории Гвразии. В рассмотренном орнаментальном комплексе древнейший пласт составляют мотивы, восходящие к традициям андроночекого орнамента. Он сформировался во II тыс. до н.э. в зоне контакт индоиранских и угроязычных племен. К нему относятся некоторые бордюры. 8 - обратная фигура, свастика и другие мотивы.

Следующий по времени оформления в рассматриваемом орнаментальном комплексе пласт сложился в I тыс до. н.э. Он оформлялся под

влиянием ираноязычных племен и, возможно, переднеазиагских традиций. В но время могли проникнуть в Восточную Европу и распространиться мотивы, тестные по неолиги чески м древностям Передней Азии. В него входят отдельные знаки и геральдические изображения. Ко времени его формирования относится, видимо, большинство мотивов этого комплекса, представленных в вышивке.

Сравнительно-исторический анализ показал, что рассматриваемый эрнаментальный комплекс и вышивки по счету нитей холста были известны и тюркским народам Средней Азии и финно-угорским народам. Из этого глсдует, что иранские по происхождению орнаментальные традиции счетных вышивок шелком по белой домотканине могли закрепиться в культуре башкир на разных этапах этнической истории, в пределах различных территорий. Вероятно, первое знакомство произошло на территории Средней Азии в раннем средневековье, где предки башкир, как и другие тюркские племена, могли усвоить навыки и орнамент счетных швов от аборигенного населения, г.с. еще до переселения на Южный Урал. В пределах Волго-Уральского региона посредниками в передаче иранских орнаментальных традиций могли Быть финно-угорские племена, т.к. в' культуре современных финно-угорских народов они отчетливо прослеживаются. К тому же, нельзя полностью исключать возможность сохранения на Южном Урале остатков ираноязычных племен, непосредственно от которых могло произойти заимствование исследуемой традиции культурой башкир. Вполне возможно, что все перечисленные обстоятельства знакомства со счетными вышивками имели место. И в том виде, в котором дошли до нас, они представляют соединение различных по времени и территории формирования явлений. Необходимо иметь в виду, что окончательное сложение форм орнамента и приемов шитья могло произойти под влиянием традиций Волжской Булгарии, поддерживавшей торговые и культурные связи с Вое) оком

Как в капле воды отражается мир. так в теме происхождения одного из элементов традиционной культуры башкир преломляется проблема глубинных во времени и широких в пространстве культурных связей между различными этическими традициями Евразийского континента.

Приложение составляют выполненные. автором фафические иллюстрации и таблицы.

2Q

Основные положения диссертации ояубликос.шм в статьях, тезисах

1. Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу "История, литература и культура Башкортостана" / Сост. Бенин В.Л. - Уфа : Китап, 1998. - С. 51 - 57.

2. К вопросу о фашю-у горском компоненте в башкирском орнаменте // Тез. докл. региональной конф. "Проблемы взаимодействия национальных культур". - Астрахань: Изд-во Астраханского псд. института, 1995. - Ч. 1 : Межэтнические общения в полиэтническом регионе. - С. 44- 46.

3. О параллелях в вышивке северных удмуртов и башкир ;: Материалы межд. конф. "Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры". В 2-х тт. - Сыктывкар, 1996. - С. 199-204.

4. К вопросу о семантике геральдических изображений // Тез. докл. конф. "Ювелирное искусство и мат ериальная культура". - С.-Пб.: Эрмитаж, 1996. - С.

5. Особенности украшения башкирского женского костюма XVIII - XIX вв. // Тез. докл. III коллоквиума "Ювелирное искусство и материальная культура". - С.-Пб.: Эрмитаж, 1997. - С. 52-53.

6. О некоторых дрсзнеиранских традициях в орнаменте и костюме пародов Евразии // Россия и Восток: традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы: Материалы IV международной конференции "Россия и Восток: проблемы взаимодействия". - Омск : Омский филиал Объединенного и и-га истории, филологии и философии, 1997 - С. 62-65.

7. О некоторых особенностях декорирования башкирского женского костюма XVIII - XIX вв. // Башкирский край. - Уфа: БГИКМ, 1997. - С. 42-57.

8. О древнсираиских традициях в башкирском орнаменте. // Культурное наследие Азиатской России: материалы ] Сибиро-Уральского исторического koiпресса (г. Тобольск, 24-27 ноября 1997'г.). - Тобольск : Изд-во Тобольского псд. ип-та., 1997.- С. 73 - 74.

научных докладов:

48-49.

 

Текст диссертации на тему "Орнамент счетной вышивки башкир"

' ) 7 / ^ • : ■ Л

Российская Академия наук

Уфимский научный центр

Отдел народов Урала с Музеем археологии и этнографии

V

На правах рукописи

НШСОНОРОВА Елена Евгеньевна

ОРНАМЕНТ СЧЕТНОЙ ВЫШИВКИ БАШКИР (ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ)

07. 00. 07- этнология (этнография)

Научный руководитель: чл. - корр. РАН, академик АН РБ, доктор исторических наук, профессор Р.Г. КУЗЕЕВ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Уфа - 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

ГЛАВА I. Счетные вышивки башкир: техника, украшаемые предметы, орнамент.

л ' V

1. Общая характеристика: украшаемый предмет, техника, материал и характерные особенности вышивки......................................................... .26

2. Орнамент тартар.....................................................................................28

3. Вышивка хараусов..........................................................................35

4. Геометрический орнамент хараусов .....................................................41

5. Геральдическая композиция в башкирском орнаменте.......................44

6. Счетные вышивки в костюме башкир, их эволюция в XIX-XX вв.....49

ГЛАВА П. Происхождение орнаментальной традиции счетной

вышивки башкир.

1. Этнические параллели..........................................................................60

2. Евразийский орнаментальный комплекс..............................................88

3. Традиции орнамента и традиции костюма.......................................105

4. Происхождение орнаментальной традиции по данным археологии.............................................................................................116

ГЛАВА III. Семантика геральдических изображений башкирской вышивки в контексте исторического развития.

1. Методические предпосылки................................................................120

2. Геральдическая композиция как устойчивый способ организации орнаментального пространства...............................................................127

3. Трансформация семантики в ходе исторического развития..............140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................167

ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................175

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..........................................................................198

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Хараусы в музеях г.Уфы и г. С.-Петербурга..............................200

2. Иллюстрации.....................................................................204

ВВЕДЕНИЕ

ОРНАМЕНТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Орнамент - одна из древнейших форм художественной деятельности, существовавшая уже в эпоху палеолита. Первоначальные Изображения были бесхитростны: ряды простых насечек или зарубок, линии, оставленные веточкой, осколком ракушки на сырой глине или вдавленные в нее семена растений.

Актуальной, неотъемлемой частью культуры орнамент был только в традиционных обществах. С разрушением традиционной культуры во всей сложности ее внутренних связей орнамент теряет свою функциональную нагрузку, не находит места в новой культуре и практически исчезает из / быта. Так в XX в. он сохраняется в культуре индустриальных обществ в рудиментарном виде в качестве одного из художественных приемов оформительского искусства, утратив былые общественные функции и связи с другими явлениями культуры.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), домашняя утварь и предметы культа, жилище, его убранство, вооружение, сбруя коня. Участие орнамента во всех сферах деятельности общества - культовой, трудовой, батальной объясняется его многофункциональностью. Орнамент в традиционном обществе кроме эстетической функции мог наделяться обережной и магико-заклинательной. Отражая этнические, возрастные, социальные различия орнамент ориентирует людей вступающих в общение на соответствующие конкретной ситуации нормы поведения, т.е. он выполняет коммуникативную функцию.

Орнамент - культурный символ, который отмечает предметы мира культуры, т.е. освоенное человеком пространство (видимо, этим объяснимо

его проникновение во все сферы жизнедеятельности). При значимости для традиционного сознания оппозиции "свой - чужой", орнамент отмечал границы "своего" ( т.е. "культурного" - и "природного", своего племени, рода - и чужого).

Орнамент составлял органичное целое с мировоззренческими основами традиционной культуры. Повторяемость элементов орнамента соответствовала цикличности как универсальной модели бытия в традиционной культуре. Традиционное общество, вероятно, ощущало самоценность ритма. Он воспринимался как гарантия и импульс жизни. Как и ритуал орнамент способствовал поддержанию стабильности мира, установленных космических законов, повторяя в своих формах образ мира, его строение, каким оно представлялось, важнейшие законы гармонии и порядка. Орнамент воплотил главный космический закон - ритм. Танец, музыка, поэзия, изобразительное искусство - искусства ритмические. Рифмой, словом, музыкой, орнаментом человек противостоял миру нецивилизованному, стихийному - природному. Искусство, и в частности орнамент, являлись средством утверждения человека в этом мире.

Орнамент был олицетворением космического порядка: посредством него совершался переход от случайного - к закономерному, от нечленораздельного - к дискретному, от хаотичного - к упорядоченному. Даже в самых примитивных своих формах он, благодаря присущей ритмической упорядоченности, уже несет в себе подобную семантическую нагрузку.

Орнамент являлся одним из звеньев в цепи тех явлений (обряды, ритуалы, тексты, костюмы и прочее), с помощью которых в традиционном обществе поддерживался мировой порядок, обеспечивалось плодородие, и магическая защита от стихии хаоса или целенаправленного вреда. В силу того, что для сознания человека традиционной культуры мифологические образы и представления являлись такой же реальностью как и другие

предметы и явления мира, обряды, тексты, орнамент и т.п. обладали повседневной, вполне практической значимостью. Все означенные явления культуры (и орнамент, в частности) тщательно сохранялись и воспроизводились, поддерживая одну из важнейших ценностей этого общества - традицию. И в этом еще одна (немаловажная функция орнамента. Осмыслением традиции как самоценности, а орнамента как средства ее утверждения и поддержания объясняется удивительная устойчивость в искусстве народов архаичных орнаментальных форм.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ БАШКИРСКОГО ОРНАМЕНТА.

Из истории создания коллекций.

Древнейшие экземпляры башкирских предметов декоративно-прикладного искусства относятся к ХУШ в. Эти предметы хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в С.-Петербурге (далее МАЭ), куда они поступили в составе коллекции, собранной П.С. Палласом. Систематической целенаправленной работы по созданию башкирских коллекций в XIX в. не велось. Башкирские коллекции, собранные во второй половине XIX в. имелись в Уфимском губернском музее (позднее не его базе будет создан Башкирский государственный историко-краеведческий музей - БГИКМ), Екатеринбургском губернском музее (в дальнейшем Екатеринбургский Государственный историко-краеведческий музей). В их фондах имеются предметы, украшенные счетной вышивкой. В конце XIX - начале XX большая роль в собирании предметов башкирского декоративного искусства принадлежит коллекционерам, в том числе и таким известным как П.С. Назаров, Н.Л. Шабельская, Д.К. Зеленин. Позже их собрания поступят в фонды государственных музеев. Таким образом, МАЭ (Кунсткамера) располагает заготовками к тастарам из собрания Д.К. Зеленина (колл.6576, NN 236239), Российский этнографический музей (далее РЭМ) - хараусами из

коллекций H.JI. Шабельской (колл. 6801, NN 1-4) и П.С. Назарова (NN 29833-29840).

Исключительный по значимости вклад в создание коллекций предметов башкирской культуры был сделан С.И. Руденко. Коллекцию предметов, в числе которых имеются счетные вышивки, хранящуюся в Венгерском Этнографическом музее, в 1909 г. собрал венгерский исследователь Дьюла Месарош. В 1928-35 гг. сотрудники Башкирского государственного художественного музея им. Нестерова (далее - БГХМ) B.C. Сыромятников, К.А. Девлеткильдеев и другие, совершают экспедиции, одной из целей которых было приобретение предметов народного творчества. Благодаря этому БГХМ сегодня имеет прекрасную коллекцию башкирского ткачества и вышивки. В послевоенное время активизируется собирательская работа, с 1956 г. Институтом истории языка и литературы Башкирского филиала АН СССР совместно с Государственным музеем этнографии народов СССР (ГМЭ) организуются регулярные экспедиции по Башкирии, а также в Челябинское и Курганское Зауралье. Приобретенные в них предметы пополнили собрание ГМЭ. Сотрудники этого музея совершили экспедиции в Башкирию и в последующие десятилетия - в 1969, 1980 гг. В 1960-70-х гг. БГХМ в ходе новых экспедиций пополняет свои фонды предметами традиционного искусства башкир. Интерес представляют вышитые лоскуты материи, имитирующие старинные хараусы.

Одним из самых молодых музеев, имеющих башкирские этнографические коллекции, является Музей археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук, но и в его собрании есть образцы старинных счетных вышивок (в большинстве своем они поступили из БГХМ). Созданный в 1994 г. Государственный музей этнографии народов Башкортостана (далее ГМЭНБ) обладает образцами старинных хараусов, приобретенными в ходе экспедиций.

Таким образом, работа по созданию башкирских этнографических коллекций, начатая в XVIII в. П.С. Палласом, получает дальнейшее развитие во второй половине XIX в. Подавляющее большинство экспонатов, ныне хранящихся в этнографических фондах, было собрано в XX в. Лишь единичные экземпляры приобретенных вещей относятся к XVIII в., немногие - к первой половине XIX в. Большинство образцов вышивки были изготовлены в середине XIX - начале XX вв. Это обстоятельство создает определенные сложности в раскрытии поставленной темы, т.к. старинные счетные вышивки уже в середине XIX в. стали выходить из употребления и к началу XX в. сохранились лишь на узко ограниченном круге предметов, не имевших повседневного значения и хранимых как семейные реликвии.

К сожалению, далеко не все коллекции известны широкой аудитории. Наиболее полно в научных изданиях были представлены коллекции РЭМ, отчасти БГИКМ и БГХМ. Справочной литературой по имеющимся собраниям являются каталог РЭМ по тюркоязычным народам Среднего Поволжья и Приуралья (Народы Среднего Поволжья ..., 1990), каталог коллекции МАЭ по народам Европы и Европейской части СССР, составленный Т.В. Станюкович (Станюкович Т.В., 1972), а также описания Т.А. Крюковой коллекции П.С. Паласса в фондах МАЭ (Крюкова Т.А., 1949), Авижанской С.А., Кузеевым Р.Г. -коллекции декоративно-прикладного искусства башкир в собрании ГМЭ (Авижанская С.А., Кузеев Р.Г., 1962), М. Ласло, Кузеевым Р.Г. - коллекции Дьюла Месарош в Венгерском этнографическом музее (М. Ласло, Кузеев Р.Г., 1962), материалы С.Н. Шитовой о собрании предметов башкирской одежды в фондах различных музеев (Шитова С.Н, 1980; 1995: 203 - 222), в которых автор обращает внимание на их декорирование, и в частности, на вышивку.

Башкирский орнамент в трудах исследователей.

Специального описания, а тем более исследования орнамента башкир в источниках XVIII - XIX вв. не существует. Нет и графических таблиц или зарисовок мотивов орнамента башкир этого времени. И все же в трудах исследователей данного периода содержатся многие, представляющие интерес для раскрытия темы, факты. Так, например, многими авторами отмечается вышивание одежды по краям рукавов, вороту, и подолу красными нитями. Некоторое, очень общее представление, можно получить о характере орнамента. Так, В.М. Черемшанский записал, что красными нитями вышивались "разные фигуры" - очевидно речь идет о геометрическом орнаменте, что подтверждается свидетельством П.Назарова, отметившего близость вышивки нагрудной части башкирских женских рубах и хараусов, которые украшались исключительно геометрическим орнаментом (Черемшанский В.М., 1859: 155; Назаров П., 1890: 181-182). Д.П. Никольский оставил упоминание об украшении штанов "какими-нибудь цветами" (Никольский Д.П.,1899: 53).

Более подробно описывались различные виды домашнего рукоделия: "...домашняя работа отправляется женщинами: они у них портняжат, сапожничают, кожевничают и валяют войлоки (Лепехин И.И., 1822: 38). В.М. Черемшанский отмечал, что "... женщины приготовляют для своего семейства сукно, холст, шьют белье и даже самые сапоги..." - а также их обязанностью было: "... пряжа шерсти, выделка сукна, онучь, пошитье кафтанов, шуб, сапогов, валянье кошм." (Черемшанский В.М., 1859: 149).

Много свидетельств о ткачестве и бытовании тканых предметов: "Для посеву конопли они так же нарочито прилежны: ибо искусство их научило, что конопляный холст добротою своею много лучше превосходит крапивный, какой их предки употребляли" (Лепехин И.И., 1822: 24). П.С.Паллас обращал внимание на растения которые использовали для окрашивания шерсти (Паллас П.С., 1773: 201, 246).

В.М. Черемшанский оставил описание интерьера, оформленного орнаментированными изделиями: "Нары эти покрывают кошмами, узорчатыми войлоками или коврами; ... на стенах развешиваются полотенца с широкими красными концами...", им же упоминаются красные пестрядинные занавесы - шаршау (Черемшанский В.М., 1859: 151,152). О башкирских орнаментированных полотенцах подробнее писал М.А. Круковский: "полотенца эти бывают очень красивы, узоры никогда не повторяются; башкирка составляет узор в своей голове, а не берет его из разных премий к журналам и образцов..." (Круковский М.А., 1909: 49,50).

В источниках XVIII - XIX вв. можно найти разнообразные сведения о вышивке, ее материалах, вышиваемых предметах: "Как одно из излюбленных занятий женщин можно указать на вышивание, которое весьма распространено среди башкир. Вышивать должна уметь каждая башкирская девушка", и далее: "Вышивка делается шерстью шелком, бисером, и т.п. Большая часть вышивок по полотну, миткалю (полотенца, рубахи), по сукну" (Никольский Д.П., 1899: 96). М.В. Лоссиевский отметил: "Из вышиваний отличались в "себа" - холщевый халат, вышитый шелком или шерстью, выкрашенною местной краскою - "буяком". Буяк этот вытеснен фабричными произведениями и теперь употребляется только у катайских башкир Верхнеуральского уезда, составляя их секрет." (Лоссиевский М.В., 1883: 374).

О вышивании шелком у башкир упоминали И.И. Лепехин, В.М. Черемшанский, Д.П. Никольский, П.Л. Юдин, Н. Казанцев, Б.Н. Юлуев, П. Назаров, М.В. Лоссиевский; шерстью - М.В.Лоссиевский, Д.И.Лобанов; бисером - И.И.Лепехин, Соммье, Д.И. Лобанов, Д.П. Никольский; "бумагой" - В.М.Черемшанский, Н. Казанцев и др.

Обращали внимание исследователи и на колорит орнамента. Прежде всего отмечалось предпочтение красного цвета. В.А. Арнольдов отметил "резкозть" в цветовых соотношениях: "Подбор цветов при различного рода

расшиваниях груди и подола ограничивается самыми элементарными -красными, зелеными и желтыми цветами." (Арнольдов В.А., 1894: 234).

Впервые дал описание башкирского орнамента С.И. Руденко. Особое внимание он уделил старинным счетным вышивкам на тастарах и хараусах. В орнаменте хараусов им были определены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах (таблицы аннотированы). С.И. Руденко отметил, что все мотивы (как редко, так и довольно часто встречающиеся) распространены достаточно равномерно по всей области бытования хараусов. Им отмечены существующие параллели орнаменту тастар в вышивке чувашей и марийцев (Руденко С.И., 1925: 293).

Руденко С.И. были сделаны замечания и о башкирских строчевых вышивках (по разреженному холсту): " По характеру и способу исполнения башкирские прошивки стоят весьма близко к прошивкам чувашей и отчасти великорусов.". Автор подчеркивает характерную черту этих вышивок - выполнение их преимущественно шелковыми нитками (Руденко С.И., 1925: 293). В переизданной в 1955 г. монографии С.И. Руденко материал по счетным вышивкам дополнен фотографиями хараусов из коллекций Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

С.И. Руденко высказаны и предположения относительно истоков различных традиций в орнаменте башкир. Он полагает, что техника вышивания "косым стежком" и мотивы орнамента, характерные для нее, могли распространиться среди народов Волго-Уральского региона от хантов: "... ряд мотивов, встречающихся на башкирских Ьарауыс, в частности птицы и лошади, изображенные на Ьарауыс, трактован совершенно также как в современной орнаментике хантов." (Руденко С.И., 1955: 304, 305). Интересны замечания С.И. Руденко о преемственности некоторых мотивов в башкирском искусстве от кочевников скифского

времени (Руденко С.И., 1955: 287, 342).

Статья художника B.C. Сыромятникова "Башкирское народное искусство", написанная на материале 5 экспедиций БГХМ (1928-35 гг.), вышла в журналах "Советское краеведение" (1936, N 12) и "Искусство" (1937, N 1). В ней автор обращает^ особое внимание на �