автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Орнаментально-колористическая система в народном искусстве башкир (к вопросу преемственности развития национальных художественных традиций)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Хисматуллина, Нурия Хажиевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Орнаментально-колористическая система в народном искусстве башкир (к вопросу преемственности развития национальных художественных традиций)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Орнаментально-колористическая система в народном искусстве башкир (к вопросу преемственности развития национальных художественных традиций)"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ Р®(? ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУД01ЕСТБЕННО-ПРОМЫИЕНКОЕ УЧИЛИЩЕ _С б. СТРОГАНОВСКОЕ )_

ОРНАМЕНТАЛЬНО-КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В НАРОДНЭМ

ИСКУССТВЕ БАШКИР / к вопросу преемственности развития национальных художественных традиций /

Г7. 00* 05. - декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на.соискание ученой степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи УДК : 7. Ог». 048

ХИСМАТУДЛИНА Нурия Хажкевна

Москва - 1990

Работа выполнена а Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище ( б.Строгановское)

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор искусствоведения, профессор Тельтевокий П.А..

Тюля ев .С, И. - доктор искусствоведения

Янбухтина А* Г. <• кандидат искусствоведения

Банкирский научный центр Уральского отделения АН СССР« сектор этнографии

Защита состоится

"/] « ^199 / года в /2 <

на заседании Специализированного совету К.0&1».10.01. ара Московской высшем художественно-промышленном училище (б* Строгановское) по адресу: 125080, Москва, Волоколамское воаое, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ШХПУ.

Просим принять участие в защите и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного

совета

-к-

1990 г.

Черепахина А.Н.

Актуальность исследования» Неразработанность некоторых проблем народной культуры ведет к несостоятельности определяющих ценностных установок в теоретическом осмыслении и практическом освоении традиций народного искусства. Пороадает поверхностно-шаблонное отношение к художественно-декоративным системам прошлого, ведет к забвению одухотворенно-содержательной сув*-ности, нарушению ансамблевой цельности народного искусства и безвозвратной утрате технологического и художественного мастерства. Общепринятый утилитарно-художественный подход к культурному наследию подавило его мировоззренческую и культурологическую ценность. Зачастую художники, не вникая в символико-содержатель-ную природу и историческую обусловленность народного искусства, видят в нем только определенный набор исходных орнаментальных мотивов, конструктивных и цветовых решений для собственного тво]>« ческого замысла.

Орнамент, который возник на заре развития человечества, наряду с колористической системой был и остается одним из главных художественно-образных средств создания предметов декоративного искусства: изделий из камня и глины, дерева и металла, стекла и кожи, войлока и разнообразных текстильных материалов. Одновременно орнаментально-колористическая система воплощала глубокую сим-волико-смысловую сущность, являясь результатом синкретической деятельности человека с архаических пластов до этнографической древности, воплотив в себе множество художественно-утилитарных функций: обрядово-магической, практически-познавательной, знаково-коммуникативной; как средство л результат осмысления и обобщения практического опыта и знаний об окружающем мире, связанных с эволюцией ого мышления, сумевшего перейти от конкретно-изобразительного восприятия к сложным абстрагированным понятиям.

Для культурного наследия кочевников-скотоводов мусульманского мкра - орнаментально-колористическая система приобретает главенствующее значение, являясь доминантной основой всего искусства в целом с его оркаментально-коврозым языком декора, обусловленный спецификой религиозно-эстетических концепций ислама и особенностями традиционного уклада кочевников.

Проблема орнаментально-колористических корреляций в народном искусстве башкир является клвчевой з исследовании его этнического своеобразия и анализа цзетовых закономерностей, а также для раскрытия глубинной обусловленности цветовой палитры от географических и климатических условий региона, его колористического богатства и светового зтроя. Сравнительный структурно-семантический анализ орнаментально-колористических систем является методологической основой исследования сбкечеловсческих закономерностей и этнического проявления культуры.

Наличие многоплановых историко-этно графических исследований по народному искусству башкир и достаточно интересного опыта местной художественной промышленности по создание современных изделий с использованием народных традиций / создание сувенирных и бытовых предметов, изделии современного моделирования одежды и обуви, творческие поиски в создании образного строя ансамбля городской среды и интерьеров общественных и жилых помещений, в об- • ласти сценографии л полиграфическом искусстве/, а также новый уровень требований к преемственности духоьного наследия определили цели и задачи настоящего исследования.

Цель работы - выявление художественно-декораткзнах традиций и мировоззренческих основ орнаментально-ко лористичеикой.,. ..системы в народно:-! искусстве башкир, установление устойчивых цветовых за-

- ч «

.кономерностей и орнаментально-колористических схем, анализ возможностей использования творческого потенциала системы в современных условиях.

Задачи и основные направления исслздования:

1. Исследовав художественно-образный строй видов декоративно-прикладного искусства башкир, выделить его национальное своеобразие.

2. Провести анализ орнаментально-колористической системы в следующих аспектах:

а) содержательная природа с выделением обпечеловеческих ос-ков и национальных особенностей;

б) семачтико-структурный сравнительный анализ орнаментально-колористической системы народного искусства башкир с искусством народов тюрко-монгольского кочевнического мира и финно-угров Волго-Уральского "региока;

в) основных форм графического строения башкирских орнаментальных композиций и принципов модификаций с привлечением данных из области тамг;

д) сравнительный анализ орнаментально-колористической системы искусства народов мусульманского и буддийского кочевнического мира, чтобы раскрыть воздействие " больших" религий на характер формирования духовной и материальной культуры,

3. Анализ художественного языка произведений декоративного искусства республики.

Объектом исследования являются традиционные виды народного искусства башкир начиная с конца ХУ11) - ХХвв. / тиснение по коже, узороткачество, вышивка, аппликация, художественная обработка металла и дерева, искусство создания костюма, а также тамги как $орма изобразительной деятельности/.

Предмет исследования - устойчивые закономерности орнаментально-колористической системы, принципы художественно-композиционной организации орнаментального декора, анализ современного языка декоративного искусства республики.

Границы исследования: археологические памятники культуры Евразийских степей, материалы по народному искусству башкир конца ХУЙ - начала XX вв. с привлечением данных фольклористики, мировоззренческих представлений и верований.

Методика исследования - системно-комплексный анализ по следующим направлениям:

- историко-литературный анализ / сбор, изучение и обобщение отечественных и зарубежных исследований, архивных данных крупнейших библиотек, музеев страны/;

- предметно-аналитический / изучение экспедиционных фотоматериалов, графических и других иллюстративных данных, этнографических коллекций по башкирам /;

- проектяо-аналитическиЯ / исследование практики проектирования художественных изделий БХО "Агидель" и " Дружоа", "Баш-трикотажбыт "Урал", Уфимского Дома моделей и дома мод, Бирской фабрики художественных изделий из дерева, изучение педагогического опыта /.

Научная новигна работы заключается в том, что впервые выявляется. устойчивые закономерности орнаментально-колористической системы народного искусства башкир и специфика .художественного языка произведений современного декоративного творчества с рекомендациями по использование художественных традиций системы.

Практическая ценность. Результаты могут быть использованы в практике современного декоративного искусства -и педагогической деятельности.

' - 6-

Объем работы. Диссертация состоит из основного текста / введение, две глава, заключение, библиография / и приложения из альбома фотографий, графических схем по основным принципам композиционного построения и приекш* комбинаторики узоротворчества башкир, а также колористических таблиц.

ВО ВВЕДЕНИИ определяете! актуальность темы, постановка вопроса, цели и задачи исследования, критический обзор литературы.

ГЛАВА I. СУШЕНИЕ ОИВЙЕКТАЛШ-ЮЛОРИСГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ $ НШЩОМ ИСКУССТВЕ БАШКИ?

В народной культуре? орнамент является основным видом искусства, сконцентрировавши» в себе наиболее архаичные элементы, позволяющие выявлять древнейшие корни народного искусства с археологическими культурами, а. их сеиантико-структурний анализ выделяет общечеловеческие; основы и национальные черты культуры, раскрывает сложнейший механизм зарождения локального своеобразия народного искусствам Азученке орнаментального искусства и народной культуры в целож начинается с определения геоготического ареала в прошлом; я этногенетической истории.

Традиционные виды; народного искусства башкир и специфика его орнаментальной кулквурш формировались в длительный, более чем за тысячелетний период взаимовлияния и взаииослияния двух мировых культур - кулвтурм кочевых тюркских и отчасти монгольских скотоводческих, племен 1йжной Сибири и Алтая, Средней и Центральной Азии, а также культуры исконно земледельческих финно-угрбв Волго-Уральсетго региона, при решающей роли тюркского компонента в сложзютв бяшкир и его культуры.

Принципиальную роль в атом зтногенетическом процессе образования башкирского народа сыграло своеобразное географическое

расположение Башкирии на Южном Урале и его предгорьях - на стыке очагов древнейших этнокультур, на границе Европы и Азии.

В дореволюционных работах Н.А.Аристова и Д.Н.Соколова тюркская концепция этногенеза башкир получила всестороннее разви -тле, авторы также не отрицал.: финно-угорский компонент в формировании данного народа. Наиболее фундаментальные исследования этнокультурной истории башкир содержат труды С.И.Руденко. Последующие историко-зтнограЬические и лингвистические работы также подтвердили тюркскую теорию этногенеза башкир.

К началу XX в. бзвккрь сформировались как один из тюрко-язичных народов, пройдя все основные этапы развития, общие для тюркской истории:

I. Алтайская эпоха. 2. Хунская ( до 1У в.н.э.). 3. Древ-нетюркскач ( У - IX вв. ). Ч. Среднетюркская ( X - ХУ вв. ). 5. йовотг.ркскач эпоха ( ХУ1 - XX вв. ).

Такой сложней отногзнетический процесс образования башкир отразился в антропологическом типе, хозяйственно-бытовом укладе, мировоззрении и в облике дзкоративно-ириклагного искусства. Внедрение финко-угсрского компонента, составляя главную особенность башкир среди народов тюркского мира, определило специфику его искусства.

Окологическая среда, порождая ту или иную форму производительной деятельности, обуславливает и специфику мировосприятия. С другой стороны большое воздействие на характер формирования и развития духовной и материальной культуры оказывали этнокультурные и социально-экономические контакты народа з ходе исторического развития.

Необычайная устойчивость и чрезвычайная распространенность некоторых орнаментальных мотивов основаны не только на декора-

тивио-художественных функциях орнамента, а заключены в его глубокой символико-омыоловой природе, воплотившей мировоззренческую оокову традиционных культур - охотничьей, оседао-земледельческой

и скотоводческой. Семантические корни указанных орнаментальных ч

мотивов на уровне общечеловеческих понятий восходят к установкам мифологических воззрений далекого палеолита, художественное выражение которых можно найти в экспрессивно-реалистических образах анималистических картин певерной живописи, в гипертрофированных скульптурных фигурах " прародительницы" и абстрактно-схематизиро-в&нном декоре неолитической керамики.

Древнейшие верования и кос № логические представления является цвннейвим источником прк разработке вопросов историко-культурных и этнических связей народов и находят воплощение в архаичных элементах орнаментики, составляя общечеловеческую основу культуры.

Сравнительный семантико-структурный анализ основных и наиболее распространенных мотивов орнаментики тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Алтая, Средней и Центральной Азии и финно-уг-ров Вол го-Уральс кого региона выявили несколько орнаментальных групп, обусловленных вышеперечисленными типами производительной деятельности. В структуре башкирской орнаментики мы выделяем эле-ненты всех указанных групп, порожденных с одной стороны - этническими взаимопереплетениями в ходе исторического развития, а с другой - наличием всех трех типов хозяйственного уклада. Котя в башкирской орнаментике графические мотивы, связанные охотничьим промыслом, выражены не так ярко, как два других, но можно привести достаточно красноречивых примеров: сюда можно отнести сложные роговидные композиции с ветвистыми очертаниями, выраставшими из единого ствола, сильно разросшиеся в кроне и напоми-

нахиио мощные рога " солнечного оленя" или вышитые узоры, похо-имена следы различных птиц; великолепным подтверждением сильного охотничьего культа в традиционном мировоззрении башкир являются уникальные объемные скульптурки из дерева: фигуры лисы, волка, медведя, юэторью по народным преданиям представляли собой тотемных животных, г.е. покровителей рода, а волк как известно считался " прародительницей* всех тюрок. Миниатюрные фигурки этих животных, как правило, скомпонованы в замкнутое пространство окружнооти, быть может, в силу генетического родства о анималистическими образами далекого савромато-сарматского и окифо-оибирского звериного стиля» Вопреки строжайщим запретам ислама начиная о ХШ -НУ вв., банкиры сохранили свои .тотемистические взгляды, которые закреплялись сохранением развитого охотничьего промысла у лесных и горных башкир Южного Урала, для них звероловство оставалось основным и традиционным средством существования вплоть до начала XX столетия* Все эти факторы говорят о крепких и древнейших истоках охотничьего промысла у башкир, о его важном хозяйственном значении и о той роли»которую он играя в мировоззренческих взглядах и в художественном мышлении народа*

Банкирская орнаментика обладает еще двумя ярко выраженными группами мотивов:

- орнаментальные композиции из роговидных узоров / кускар /, а более поздние модификации которых представляют собой спиралевидные ^ - образные завитки.

- ромб и многоплановые модификации ромбического узора.

Куокар и его позднейиие вариации являются общепризнанными

орнаментальными элементами искусства скотоводов евразийского кочевнического мира, узоры из ромбического элемента принадлежат ис-

конно земледельческой кртвшуре. Наличие этих общечеловеческих орнаментальных форм в искусстве узоротворнества башкир, обусловлена существованием многовекаиип® кочевого, затем полукочевого скотоводства в восточных, южнмж ш зауральских регионах, а также исконно земледельческого хозйетша в северо-западных районах Башкирии.

Роговидные узоры, слпияшшеся в ранне кочевническом слое формирования кочевого скотазяиагва, оказались наиболее, устойчивыми в искусстве кочевников не тшшго потому, что соответствовали вкусам этих народов, но првхдю всего потому, что декорированные кус-карным орнаментом предмет», сиршзоособленные к жестким требованиям кочевого уклада продолжали (йвгевать вместе с сохранением кочевого скотоводства. Действитеаши», кускарный орнамент встречается исключительно на предметах» аяжзаяньк кочевническим хозяйством: чепраках, декоративных летягах для перетягивания постели, на голенищах суконной обуви / га^шк я ката /, в декоративной вышивке .аппликации женской верхнкзй адамда / елян, секкен, др./, в тиснении по коже, в металлических ишиадшх украшениях остовов седла, подседельников, колчанов и ишпутай и т.д.

Как правило, изменение технологических приемов орнаментации, появление новых материалов шагает на эволюцию графической структуры орнамента, но че эедег к яголшиу исчезновению исходных форм, которые нередко сохраняйте® с архаичных времен. К такой категории орнаментальных мотивов сгеноюегея рассматриваемые нами кускар и ромбические узоры башкирсжиго народного искусства.

Хотя этнографические материалы не донесли семантическую символику орнаментики башкир» $а вправе искать содержательное значение роговидных узоров в д$евкейших пластах зарождения скотоводства вообще. В основе общности культуры и художественных традиций лежит природная обслшияка, порождающая общность производи-

тельной деятельности, что обуславливает общность мировосприятия. Обдае черты хозяйственного уклада послужили конвергентному возникновению сходного орнаментального комплекса, хотя нельзя забывать о значении взаимопроникновения культур.

Многозначна роль роговидных мотивов в искусстве скотоводческих народов. Раскрывать его смысловое значение следует широко, в контексте всей совокупности материальной и духовной культуры. Графическое изображение муйиэа / кускара / для скотовода издревле стало символом производительной деятельности человека, с ним связывали не только магическую силу предохранения от враждебных и темных начал, но и способность вызывать обилие ^ жиьненных благ, счастье, жизненную энергию и силу. Бараньи рога в орнаментике - это выражение древнейае^о культа животных; пережиток тотемизма и осознанное значение этого животного в жизни скотовода-кочевника в борьбе за выживание. По мнению некоторых исследователей, весьма справедливо считается, что более архаичному палеолитическому культу диких зверей с зарождением скотоводства приходит культ домашних животных. Тотемистический взгляд на домашних животных / барана / объясняется с одной сто-стороны - преемственностью мировосприятия и верой в сверхъестественную связь человека с тем или иным животным, который считается не божеством, а покровителем и другом, с другой стороны - действительная утилитарная универсальность его в жизни кочевника, вызвала стремление человека воздействовать на природу с помост» магических действий, что породило необходимость в условных обозначениях объектов магии - знаках, символах, понятные и соответствуйте коллективным представлениям людей..

Банкиры - исконные охотники, скотоводы и кочевники поразительным упорством сохраняли свои тотемистические взгляды.Схе-

логизированные изображения бараньих рогов в орнаментике являг-' стоя прежде воего оимволом плодородия, т.е. для скотовода и.-, для охотника - это размножение поголовья промысловых животных. В связи о этим интересно заметить, что для народов, живущих охотничьим промыслом и скотоводством, культ плодородия традиционно связан с мужокай производительной силой, а для народов зем-ледельчеокого мира - с женским плодйродием.

Со временем о утратой кочевого скотоводства в башкирской орнаментике роговидные мотивы потеряли свое первоначальное магическое содержание, превращаясь в установившиеся классические элементы орнаментальных композиций, но при этом в народном искусстве надолго сохранилась благожелательность содержаний орнаментального декора.

Если,о одной стороны, уникальная характерность стилизованных рогов барана, закрепленная общностью хозяйственного типа и мировосприятия, способствовала широчайшему распространению, то о другой стороны, криволинейные плавные конфигурации их хорошо совпадали с технологическими приемами валяния, аппликации, инкрустации и тамбурной вышивки. Технология изготовления войлочных изделий и создание кускарного орнамента совершенствовались и передавались в наследство, превращаясь в привычные, традиционные художественные ремесла. Каждый народ вносил в основной элемент этническую специфику, создавая многочисленные модификации кускара. Роговидные орнаментальные формы в войлочных изделиях использовались и с утилитарных позиций. Рав» номерность, симметричность расположения узорных масс на ковровой поверхносги войлока были разработаны на основе практической целесообразности, т.е. простегивание сухожильными нитками ковк и войлочных ковров придавало им большую прочность, необ-

- 13 -

ходимув во время перекочевок.

Основным элементом башкирского кускара является завиток. Все остальные орнаментальные фигуры получаются за е.че? _дополнитель-ных спиралевидных завитков. Структурный анализ орнаментальных композиций выявил огромное многообразие приемов комбинаторики и устойчивых схем, используемых в декоре, в силу природного таланта башкир к импровизациям. Мы можем константировать, что нельзя найти абсолютно одинаковых орнаментальных композиций кускара. Народные мастера каждый раз получали все новые и новые вариации, иногда приближающиеся к растительным мотивам или составляющие с ними многоплановые комбинации; иногда приобретающие фантастические очертания могучих рогов " солнечного оленя ", когда ветвистые кус-карные завитки вырастают из единого цельного ствола; а иногда композиция орнаментальных решений превращаются в сплошной ковровый узор. Характерными моментами башкирского кускара является асимметрия структурно-графического и цветового решения.

£сли орнаментальные комплексы, обусловленные охотничьим промыслом и кочевым скотоводством обладая общностью в семантико-со-держательном плане, в графической и композиционной структуре, составляют зооморфную основу башкирского орнамента, то им резко противопоставляются ромб и модификации ромбического узора, которые являются универсальными общечеловеческими мотивами орнаментики земледельческой культуры. Благодаря исследованиям а.И.Бибиковой, А. К. Амброз, Б.А. Рыбакова и других сегодня устойчивая символика аграрного культа плодородия, заклсченная в ромбическом мотиве л его вариациях не вызывает никаких сомнений. Ромб и многообразные его модификации в банкирскую орнаментику были пр;;вьесены культурой финно-угорск/.х оседло-земледельческих племен Приуралья и Поволжья.

Семантические истоки и графический архетип ромбического £зо ра берут свое начало с " палеолитических Зенер", вырезанных из мамонтовых бивней и благодаря структуре самой кости, казались сплошь покрытыми ромбически-ковровым узором. Эти окульптурки, как соединение двух начал - мамонта / источник пищи, сытости/ и священное изображение женщины - прародительницы / символ плодовитости, продолжения рода/ надолго закрепились в сознании древних людей. Постепенно вся смысловая содержательность трансформируется в ромбический орнамент и ромб становится идеограммой Жизни и Блага. В таком значении ромбический орнамент стал основным элементом узоротворчества народов земледельческого мира, превратившись в устойчивый декор предметов быта, сакральных сосудов и т.д., прочно вплетаясь в структуру ритуально-магических и бытовых обрядов, календарных праздников и церемониалов.

Ромбический узор и его многоплановые вариации встречаются в башкирских тканых полотенцах, в занавесях-шаршау, в ковровых изделиях, в орнаментике вышитых салфеток, старинных налобных повязок / хараусы /, тастар - женские головные уборы. Характерной особенностью башкирского ромбического узора является его комбинации с роговидными элементами, а также наличие многочисленных кускарных форм в общей структуре орнаментальной композиции.

Огромная декоративно-худоявственная и содержательная сила присуща колористической основе народного искусства. Цвет - как многозначное физическое явление, таит в себе бесконечные возможности эмоционально-психологического воздействия на человека. В течение длительного периода развития человечества постепенно си-работались сложноопосредованные связи цветов о реальншш образами и явлениями природ. Экспрессивное миФо-поэтическое восприятие древнего человека, выделяя из цветового многоооразия дей*.

ствстельности те, которые были присущи жизненно важным объектам, превращали их в главные цвета, наделяя магически-заклина-тельной силой. Вырабатывается основные установки символико-смысловой природы цвета, которые входя в мировоззренческий контекст искусства, сохранялись и унаследовались поколениями в обрядовой практике и декоре предметного окружения различных этносов. Тогда же, сознание противоборства мира породило антагонистическую сущность цветового символизма. Таким образом, народному искусству в целом и его орнаментально-колористической системе издревле свойственна полисемантичность и многофункциональность.

Анализ цветового строя произведений народного искусства башкир показал:

- цветовые композиции обладают выраженной декоративностью, т.к. предметы прикладного искусства, помимо утилитарных функций предназначались еще и для создания эмоционально-образного строя интерьера жилищ, что обусловило также целостность общего колористического ревения всего комплекса изделий;

- цвету издавна придавалось больше символика- смысловое содержание; цветовая символика башкир сложилась в едином русле развития декоративного искусства всего тврко-монгольского кочевнического мира, вобрав в себя исторически сложившиеся мировоззренческие представления;

- во многих случаях обнаруживается преемственная связь мировоззренческих основ народного искусства и его цветовой символики с основополагающими установками архаичных пластов культуры;

- в формировании колористического своеобразия народного искусства бавкир огромное значение играло свето-цветовой климат родной природы;

- если религиозные догмы ислама обусловили сюжетную ограниченность орнаментики башкир, строжайше запретив изображение зо-

оморфных и антропоморфных фигур, то в цветовой палитре эстетика мусульманства не ставила жестких ограничений;

- все произведения башкирских народных мастеров решены в-яркой полихромии теплых тонов, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов.

ГЛАВА II. УСТОЙЧИВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ НАРОДНОГО

ИСКУССТВА БАШКИР / анализ натурного материала по видам / В народной орнаментике живет сложная система символов, основные из которых были обусловлены традиционным занятием лцдвй. Другую группу составляет элементы, порожденные космологически« представлениями. Мировоззренческие установки башкирского народа своими глубочайшими корнями уходили в древнейшие пласты индоиранской, индоевропейской мифологии, а также многих народов Сибири и Средней Азии. Общечеловеческими моментами космологии были: целостность мироиздания, циклическое представление о бесконечном и безначальном времени, антропоцентрическое понимание пространства / что нашло отражение в образе " мирового дерева" с птицами на нем, олицетворяющие женское начало, вечного порождения и обновления природы/, модель мира, представлялась тет-рарной в горизонтальном пространстве / четыре стороны света / и тернарной в вертикальной структуре / небесная, земная и нижняя зона/. В сознании отождествлялись микро- и макрокосми^доминиро-вали древнейшие бинарные противоположности и симметрия, мышление сохранило образность и метафоричность, в искусстве охотников и кочевых скотоводов изобиловала зооморфная символика. В систему мировоззренческих представлений были включены различные культы / культ предков, культ солнца и священ«ого земного огня, культ

; - 17 -

священных животных / быка, барана, оленя и т.д. /, культ змеи * культ птиц / змея олицетворяла идее единства трех миров, которые соединяла птица - посредник, .позже в некоторых культурах небеоные божества сохранили змеиный облик, а в других змеи были отвергнуты в подземшй мир, вверху остались божества - птицы /.

Архаичные верования и космологические представления лодей через систему сивмолов воплощались в смысловую структуру орт-, низации интерьера традиционных жилищ и сакральных сооружений, составили основу канонизированных закономерностей композиции предметов и принципов расположения орнаментальных масс на декорируемой поверхности, в магически-заклинатеяьную сущность знаков, орнаментальных форм и символику цветовых образов, составили графические архетипы орнамента, сохранились в контексте народного эпоса, фольклора, в обрядовой практике и календарных празднествах. .

Дальнейшая классификация банкирской орнаментики подразделяется на три группы основных символов: I - астральная, 2 - зооморфная, 3 - растительная. Четвертую группу составляют абстракт-но-геоыетрические элементы, которые со временем утратили свои графические прообразы к семантическую содержательность.

Искусство орнамента и создание тамг - это две грани одного явления - изобразительной деятельности человека, что подвергается древностью и общность» эволюции графического языка - от простейвих реалистических изображений к стилизованным схематическим, и наконец, превращение их в знаковые и декоративно-магические символы. В силу вышеуказанных особенностей тамг исследование структурно-композиционных принципов создания новых форм орнаментики башкир можно провести на основе приемов модификации тамг. На результатах структурного анализа можно утверждать, что

удачга найденные принципы получения новых форм тамг и орнамента, со зрзмзнем, отшлифовываясь, превращались в устойчивые прцеиа кскбикаториш и с успехом использовались и в создании оркаиентально-декоратквных композиций и в области таиг.Указан-ная взаккообусловленность хороио прослеживается, например, в развитии баакирского кускарного орнамента.

Наиболее характерным видом художественного ремесла кочевников было создание узорных войлоков, ковров и кошм. Хотя до нас не доили образцы башкирских орнаментированных войлоков, мы нолем воссоздать художественные достоинства их по произведениям аппликации, техника которой у баикир имеет две разновидности. Первая из них полностью адекватна с прием0« получения настенных, постилочных ковров, поныне бытующих среди казахов и киргизов. Суть этой техники заклвчается в том, что из цельного куска ткани / чаще всего из сукна / вырезались узоры по предварительному рисунку, затем нашивались на декорируемую поверхность. Орнаментальными мотивами являлись сердцевидные и волнооборазные фигуры, парные роговидные завитки, а также простые геометрические элементы, их комсинации между собой. В данной технике выполнялся декор на чепраках, на обуви, на верхней одежде.

Второй тип башкирской аппликации / кайыу/ представляет собой композиции, составленные из тонких полосок сукна или другой цветной ткани, которые незаметными стежками нашиваются на поверхность изделия согласно задуманному рисунку. Б основном орнаментальные композиции состоят яь спиралевидных завитков, которые создают уникальные коврово-заполнен:ше кускарн^е декоры на традиционной обуви баикир / сарык и ката /. Аппликатив.чая техника, как правило, сопровождается негативно-позитивным приемом получения орнаментального декора, столь распространенного у ко-

чевников. В известной степени этот прием обуславливает новые мотивы трактовки узора на основе негативных вариаций. В цветовом плане, узоры на обуви создаются через контрастные отковения белого фона и главным образом красных узорных масс. Дополнительными цветами общего мажорного строя являются желтые, зеленые, чер- . ные цвета. Сложная коврово-заполненная орнаментальная композиция строится на художественной гармонизации спиралевидных фигур с геометрическими элементами на базе четкой симметричной ритмической структуры. При стилистическом единстве узоров на обуви, чепраках, декоративных лентах и кисетах, прослеживается характерная особенность интерпретации кускариого элемента в каждом отдельном случае. Развитая способность к импровизации банкир, многократно отмеченная исследователями устно-поэтического и музыкального творчества, своеобразно проявилась в орнаментике, породив яркую индивидуальность и многоплановость композиционных структур. Отличительной особенностью банкирского кус кара является его расчлененность на отдельный завиток. Утратив семантическую содержательность в связи с исчезновением кочевого скотоводства, кускар в народном искусстве перестал трактоваться исключительно в паре. Зто давало полную свободу видоизменять его графическую структуру без страха утраты прообраза - рогов барана, а также составлять множество комбинаций кус кара о растительными, астральными, абстрактно-геометрическими элементами.

Многоплановость орнаментально-композиционных схем, разнообразные методы комбинаторики, привнесенные из области создания тамг, усложненная графическая структура в комбинации другими мотивами, яркая поликромия цветового исполнения - вое это является национальными особенностями башкирского кускара.

Композиция декора изделий из мягких материалов имеетпрямо-

угольные конфигурации, расположение орнаментальных масс на декорируемой поверхности отличается спокойно-уравновешанной компоновкой, с четким выделением центрального поля, где помещаются основные, более укрупненные формы узора и с соподчиненным к нему бордюрным обрамлением бесконечного ряда орнаментальной полосы.

В изделиях художественного металла башкир хорошо сохранились вековые традиции полихромного стиля степных номадов. Металлические накладные бляхи на налучьях, колчанах украшались со вставками из драгоценных камней красного, зеленого, синего и бирюзового тонов. Наиболее распространенными композиционными схемами были компоновки орнамента в замкнутое пространство окружности, использовались прямоугольные и другие формы, соответстсвующие конфигурациям декорируемой поверхности. Одним из распространенных орнаментальных мотивов были роговидные элементы, соединенные попарно в крестообразные рога, излюбленными башкирскими мастерами были и растительно-цветочные формы, которые подвергались сильной стилизации.

Несмотря на малочисленность сохранившихся изделий из кожи, структурный анализ тисненого орнамента дает удивительное богатство композиционных схем и совершенные формы стилизации орнаментальных элементов. Удивительно красивый рельефный узор башкирской орнаментики сохранился на колчанах, налучьях, щитах, охотничьих сумках, на сосудах для дроби и пороха. Башкирский тисненый орнамент, развиваязь в едином русле тюрко-иоиогольского кочевнического искусства, в позднейших пластах получил свою неповторимую оригинальность.' По характеру он близок к киргизскому узору " кыЯяд /мечта и своей структурной особенностью напоминает узора резных булгарских надгробий; много общего можно найти и о орнаментикой скифского искусства. В башкирском тисненом орнаменте можно выделить следующие группы мотивов: I - растительные, состоящие из трех-

лепестковых цветков с чашелистиком; 2 - роговидные завитки, заканчивающиеся трех лепестковым чашелистиком; 3 - бордюрные полосы иэ* простейших геометрических фигур.

В изделиях из дерева проявился творческий потенциал башкирских мастеров в работе с объемом и формой. Башкиры обладали виртуозной техникой резьбы по дереву. В ассортимент изделий из дерева входили тщательно отделанные бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, орнаментированные футляры для курая / национальный музыкальный инструмент из тростника/, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики и др. Наибольшими художественными достоинствами обладали сосуды для хране-шм и подачи кумыса. Глухой рельефной резьбой украшались долбленные кадушки с орнаментированной крышкой / тэпэн, кёрэгэ/. В высшей степени, совервенство соотношений объемов добивались в резных ковшах для разливания кумыса / ижау /. Ручка такого ков-■а,обыкновенно, заканчивалась цепью, вырезанной из единого с ковшом куска дерева, которые достигались до трех метров длина л завершались объемными фигурками волка, медведя, лисы / тотемных животных б&вкир /. Орнаментация резной утвари включала стилизованные астральные, цветочные и геометрические мотивы. В изделиях из дерева главенствующее композиционное значение придавалось глубоко продуманной изящной форме, гармонии объемов, а орнаментальный декор носил легкий изысканный характер, в качестве деликатного дополнения к художественно-образной основе композиции.

Многообразие графического ревения ромбического узора, а также геометрических форм, астральных л растительных элементов представляют орнаментальные композиции произведений вышивки, узоротка-

чества. Наиболее примечательными орнаментальными мотивами являются ромбический узор и образцы трактовки " древа жизни", связанные

с arpaрно-магической символикой земледельческих культур. Аграрко-растительные реалии издревле составляли основу религиозно-магической атрибутики земледельцев. Исследование башкирской орнаментики показывает, что в указанных изделиях, которые были созданы в исконно земледельческих регионах Башкирии, преобладающими являются ромбический узор, образы " мирового дерева", астральные элементы, а в декоре подобных же предметов, принадлежащих юго-восточным и Зауральским башкирам, преобладают традиции орнаментики степного искусства. Характерными чертами данных изделий являются различные комбинации и модификации кускара, использование астральной символики, растительно-цветочных форм, узоров, похожих на следы птиц, а также монументальные усложненные роговидные мотивы, близкие к стилизованной трактовке рогов " солнечного оленя". В узоротворчес-тве, особенно в изделиях закладного тканья, цветовой строй, композиционно-графическая структура декора имеют много общего с декоративным решением ковровых изделий туркмен, киргиз и других среднеазиатских народов. Колористический образ произведений закладного TKa4ecTBá башкир обладает сочной декоративно-выразительной подачей, с преобладанием солнечных мажорных цветов / желтого, белого, зеленого на ярко-красном фоне основы /. В занавесях-шаршау особенно сильно выразилась вышеуказанная общность художественного образа башкирского искусства с искусством среднеазиатских народов. В занавесях-шаршау и ковровых изделиях / безворсовые ковры / орнамент укрупненный, сложный, с прямолинейно-ломанными очертаниями.

В дёкоре полотенец орнамент располагается тремя рядами с доминантным композиционным акцентом центральной полосы, декор хара-усов - старинных женских налобных повязок предоставляет нам вариации трактовки образа " мирового дерева" в башкирской орнаментике, которые в их культуру были привнесены искусством финно-угорских

- 23 -

и восточно-славянских народов.

Для башкирского народного искусства характерно многообразие орнаментальных форм, богатство приемов комбинаторики, совершенство стилизации и уравновешанность, законченность композиционной трактоки декора на поверхности изделий.

Заключение

Исследование орнаментально-колористической системы народного искусства башкир выявило:

1. Орнаментально-колористическая система является доминантной основой в'сего искусства в целом, обладая повышенной декоративной выразительность» и глубокой мировоззренческой содержательность*!.

2. Народное искусство башкир формировалось в этногенетичес-ком плане, вобрав в себя художественные традиции тюрко-монгольско-го скотоводческого мира «Лккой Сибири и Алтая, Средней и Центральной Азии, финно-угорского народов Волго-Уральского региона, а в более древнейших пластах развития, еше,и иранских, и сибирских племен / аидрон ..овская археологическая культура, скифо-сибир-ский и савромато-сарматский звериный стиль и т.д./.

3. В мировоззренческом аспекте художественное мышление сложилось на основе древнейших традиций мировосприятия лесных охотников, кочевых скотоводов и оседлых земледельцев, что обусловило наличие трех груш орнаментальных мотивов.

Колорит башкирского народного искусства сохранил основные установки древнейшей цветовой символики. Цветовая палитра народных мастеров во многом определялась свето-цветовым климатом природы Южного Урала, Все произведения выполнялись в яркой полихромии теплых цветов. Композиция строится на контрастных сочетаниях чистых « сильных цветов. Преобладающими являются триады зеленого, красного и черного или зеленого, красного и белого.

- -

Своеобразный, в основном, положительный цветовой символизм ислама не повлиял на цветовое видение народных мастеров. Наблюдается соэпаденпе вековых традиции' народного искусства башкир с орнаментально-декоративной стилистикой художественного языка культуры мусульманского мира.

Ъ. Если религиозные догмы ислама оказали отрицательное возг действие на сюжетную сторону изобразительного искусства, запретив изображение зооморфных и антропоморфных фигуративных элементов, то с другой стороны, отот запрет породил многообразие комбинатор-ских методов и послужил позодом дальнейшей стилизации и схематизации.

6. Создание тамг, являясь древнейшей фермой знаково-изобра-зительного творчества, развивалось во взаимосвязи с орнаментальным искусством. Графическое и структурно-композиционное многообразие башкирской орнаментики исторически обусловлено принципами создания тамг и природной способностью башкир к импровизациям.

7. Вопросы преемственности народных традиции в современной практике решаются в основном в художественно-утилитарном 40-пекте, утрачиваются мировоззренческая глубина л ис тори ко-культурологическая ценность народного искусства. В республике непонято значение искусствоведческого осмысления традиций народной культуры, отсутствует комплексная программа по теоретико-практическому усвоений художественного наследия для учебных заведений.

8. Анализ накопленного опыта работы го освоению художественных традиций народа показал, что наиболее интересные и удачные решения откосятся к области моделирования одевды и обули, созданию сувенирных и бытовых изделий, сценографии и полиграфическому искусству. Но необходимо отметить, что художники иногда обращаются к традициям других народов / хохломская роспись, хол-

могорская и богородская резьба и т.д./, при этом национальный колорит произведении достигается за счет использования традиций орнаментально-колористической системы народного искусства башкир.

Публикации автора по теме диссертации

1. Традиционные черты башкирского народного костима л их использование в современной одежде. - Гезисы докладов на научно-технической конференции МТИ. -М., 1986.

2. Декоративно-прикладное искусство башкирского народа и современная художественная промышленность. - Гезисы докладов на д вятой научно-теоретической конференции аспирантов л преподавателей МВХПУ. -М., 1987.

3. История формирования башкирского народа и его орнаментальной культуры. - М.: Деп. в ШО Информкультура, / библиографический указатель серии " Изобразительное искусство", вып. 8. , * 2289 /.

Содержательная и художественная структура цветового образа в народном искусстве башкир. - М.: Деп. в ШО Инвормкуль-тура , 1990 / библиографический указатель серии " Изобразительное искусство", вып. 8 , » 2290 /.

5. Символико-смысловое содержание орнамента как отражение традиционного мировоззрения. - М.: Деп. в НПО Информкультура, 1990 / библиографический указатель серии " Изобразительное искусство", вып. 8 , № ?287 /.

6. Искусство орнаментации кожи у башкир. О, 7 п.л. в сб.: Декоративное и прикладное искусство. -М.; МВХПУ, 1990.

7. К вопрсу изучения орнаментальной культуры. 0.9 л,л. в сб.: Декоративное и прикладное искусство,-М.: М&ХГГ/, 1991.