автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Декоративное искусство Башкортостана в XX столетии: народное творчество, художественные промыслы, профессиональное искусство
Текст диссертации на тему "Декоративное искусство Башкортостана в XX столетии: народное творчество, художественные промыслы, профессиональное искусство"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи
.ЯНБУХТИНА АЛЬМИРА ГАЙНУЛЛОВНА
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО БАШКОРТОСТАНА В XX СТОЛЕТИИ:
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Искусствоведение Специальность 17.00.04. Изобразительное, декоративно-
ЗП р е 3 и А и^ГвАК То сс и и
(решение ст »Jг., кМж
, ,\^дхчный доклад насоискание уцёной-emmMJ^ „
>--v — ' j ----.'^ztofeTQijgийсус^(/в^детГя-'*- 1 О Г"/а. ;
Работа выполнена на кафедре «Художественного проектирования» в Уфимском Государственном Институте сервиса
Официальные оппоненты
Каковкин А.Я. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Юнусова А.Б.
доктор искусствоведения, профессор доктор искусствоведения, профессор доктор исторических наук, профессор
Ведущая организация: Уфимская Государственная Академия Искусств.
Защита состоится « // » декабря 2003г. в ^ час. на заседании Диссертационного Совета
JX20OO4OI при Государственном институте искусствознания Министерства культуры Российской Федерации (103009, Москва, Козицкий пер., 5)
С опубликованными работами и научным докладом А.Г. Янбухтиной можно ознакомиться в библиотеке Государственного Института Искусствознания.
Научный доклад разослан « 9 » ноября 2003 года.
Ученый секретарь диссертационного Совета
доктор искусствоведения
3
К защите на соискание ученой степени доктора искусствоведения по 1 совокупности опубликованных работ, посвященных вопросам изучения декоративного искусства Башкортостана (РБ), представляются труди А. Г. Янбухтиной: монографии, альбомы, статьи, вошедшие в специальные журналы и сборники, сообщения, выступления на научных конференциях различного уровня (в целом объемом 35 пл.), обобщенные в виде научного доклада.
Актуальность исследования: становление и развитие декоративного творчества РБ до сих пор не рассмотрено в свете исторического художественного развития и остается слабо изученной областью в искусствоведческом аспекте, не представленным в исследовательской литературе. Потому изучение данной темы продиктовано необходимостью углубленного осмысления самобытной художественной культуры башкирского народа, многонационального искусства Башкортостана (и традиционного народного, и художественных промыслов, и профессионального декоративного искусства), сложившегося к концу XX столетия в целостное художественное явление. Его генезис, основные периоды развития и характерные тенденции, а также преемственность традиций составляют комплекс проблем, до сих пор не рассмотренных в искусствоведческом аспекте, потому актуальных для изучения искусства РБ, составляющего значительную часть художественной культуры не только самой республики, но и всего Южного Урала - Урало-Поволжского региона России.
Цель и основные задачи исследования составляют:
-поэтапное изучение путей развития декоративного искусства башкир: традиционного искусства, заметно сохранившего черты родоплеменной культуры и в первые десятилетия XX столетия (до 1917г.), его преломление в изделиях народных мастеров, художественных промыслов, в произведениях профессионального декоративного творчества на протяжении всего минувшего столетия;
-исследование национальной самобытности в традиционном искусстве, его стилистической целостности в единстве с орнаментальным искусством этноса, его художественно-семантическим содержанием, исторически сложившихся в бытовой, религиозной атмосфере полукочевого и оседлого укладов жизни. Данная специфика этнокультуры башкир привела к необходимости рассмотрения материала по народному творчеству в комплексе с организацией и убранством крестьянского жилшца как единой художественной системы, отразившей и социологические аспекты; аспект исследуемой темы;
-рассмотрение путей развития башкирского народного творчества в условиях, сложившихся на новом этапе истории - на основе систематизации и анализа всего наличного, фактического материала, накопленного за прошедшее столетие;
- изучение проблем художественных традиций и их преемственности в работе народных мастеров, в развитии домашних ремесел и деятельности художественных промыслов республики в XX столетии и на современном, новейшем этапе истории;
- рассмотрение вопросов становления и. развития профессионального декоративного искусства республики во взаимодействии с традиционно-народным творчеством, а также осмысление новых, новаторских тенденций в современном профессиональном декоративном искусстве;
- формирование целостного взгляда на историю и концепцию развития декоративного искусства РБ к концу XX столетия и включение его на рубеже веков в
общую сиегалу мировых художественных процессов как части российского
искусства на современном этапе.
Источники исследования: источниковедческой базой для данного исследования
послужили следующие материалы:
• коллекции предметов башкирского народного искусства, других этносов, населяющих Южный Урал, в музеях республики (Национальный музей РБ, Художественный музей им. М.В. Нестерова, Музей археологии и этнографии Уфимского филиала РАН), а также коллекции, собранные за пределами республики: в ГМЭ народов России (СПб) - фонды хранения материалов по культуре народов Урала и Поволжья, в том числе фонд С.И. Руденко, составленный из экспедиционных материалов по Башкирии (1906-1912 гг.), его полевые записи, фотоархивы (№92/2, №34-35), башкирские материалы в Этнографическом музее РАН (СПб), в ГИМе (Москва)- материалы экспедиций в Башкирию В.Н. Белицер в 1932 году, в историко-краеведческих музеях городов Оренбурга, Челябинска, Омска, Кургана, Казани;
• материалы экспедиционно-полевых работ, собранные самим соискателем в 1967-1997 гг., дополненные сведениями о коллекциях в городских и районных исгорико-краеведческих музеях РБ, дающих представление как о ретроспективе, так и современном состоянии народного творчества, художественных ремесел в республике;
• материалы корпоративной коллекции произведений народного творчества (конец XIX - начало XX вв.) и новейшего искусства (1950-90 гг.) - из фондов Галереи "Восток" (г.Уфа), составленные по инициативе и при участии соискателя, опубликованные им в научном каталоге;
• в основу исследования положены сведения, полученные из архивных материалов ЦГА РБ и ГХМ им. М.В. Нестерова (г.Уфа), материалы по башкирскому искусству, собранные научными сотрудниками НИИХП (Л.И. Свионтковской-Вороновой, И.Р. Раскиной, Е.Г. Яковлевой). К работе привлечены труды башкирских этнографов по народному творчеству: Н.В. Бикбулатова, Р.Г. Кузеева, С.Н. Шитовой, в которых исследуемый материал рассматривается как объект материальной культуры башкир; привлечены также статьи по современному искусству Башкортостана в периодической печати (в основном, газетные); разрозненные публикации в журналах
B. Сыромятникова, Г. Пикуновой, Г. Кушнеровской, статьи в каталогах И. Оськиной,
C. Евсеевой;
• привлечены произведения современного декоративного искусства РБ из музейных фондов, частых коллекций, галерей, частично опубликованные в альбомных изданиях, - каталогах, отражающих содержание и характер экспозиций республиканских, региональных, российских художественных выставок. В числе них немало персональных и групповых выставок, дающих представление о творчестве отдельных художников и мастеров декоративного искусства;
• в работе соискатель опирается на основные теоретические положения в области изучения декоративного искусства, разработанные такими известными исследователями как B.C. Воронов, В.Б. Веймарн, В.М. Василенко, Б.А. Салтыков, М.А. Некрасова, К.А. Макаров, М.А. Ильин и других, труды которых имеют классическое значение в отечественном искусствознании, созданные в советский период;
5
• в работе учтены также труды специалистов по вопросам истории, археологии на территории Южного Урала, Башкортостана (Н.А. Мажитова, А.Х. Пшеничнюка, Р.Б. Ахмерова, В.А. Иванова), привлечены исследования по истории и культуре ислама на территории Башкирии, У рало-Поволжья (А.Б. Юнусовой, Р.А. Абузярова, З.И. Тукаевой), мифологии, литературно-исторические произведения;
• соискатель обращает особое внимание на труды по исследованию народного творчества финно-угорских и тюркских этносов в Урало-Поволжском регионе: К. Климова по удмуртскому народному искусству (2000г.), Т. А. Крюковой по мордовскому (1972г.), А. Трофимова, Н. Ургалкиной по чувашскому народному искусству (1978г). Но особое значение имеют исследования, посвященные творчеству казанских татар, взаимопроникновение и взаимодействие с которыми в культуре башкир были наиболее тесными, о чем свидетельствуют труды Н. Воробьева, П.Т. Сперанского, Ф.Х. Ванеева, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, Д.К. Ванеевой. Знакомство с историко-этнографической литературой по культуре тюркоязычных, мусульманских народов не только Урало-Поволжья, но и народов Кавказа, Средней Азии имело важное значение для данной работы: богатое альбомное издание «Киргизский орнамент» (1986г.) с обстоятельной вступительной статьей В. Максимова, Е. Сорокина. Исследования, посвященные традиционному казахскому декоративному искусству и юрте (Д.Л. Первеева (1972г.), А.Х. Маргулана (1964г.), М.С. Муканова (1981 г), А. Нардубаевой (2002г.), которые по характеру изучаемых материалов и художественным концепциям имеют еще большую близость к башкирскому народному творчеству, т.к. сложившаяся в Урало-Поволжье полукочевая культура данного этноса приобретает в искусстве степных кочевников Средней Азии свою классическую завершенность. В обширной литературе по искусству горских народов Дагестана в трудах Д. Чиркова (1962г), Э. Кильчевской (1968г), П. Гамзатовой также прослеживаются близкие художественные проблемы, связанные с башкирским народным искусством на основе единой исламской культуры.
Методология исследования. Культура и искусство башкирского народа исторически формировались в орнаментально-декоративных традициях исламской религиозно-художественной системы, отрицавшей идею изобразительности -норма, существовавшая вплоть до 1920-х гг. ХХ-го столетия. С целью наиболее полного раскрытия художественного содержания столь специфически сложного материала в плане традиционной культуры автор был поставлен перед необходимостью его исследования как определенной системной художественной целостности, рассмотренной в единстве с архитектурой и тектоникой крестьянского жилища. Потому в работе делается упор не столько на отдельные предметы, заполняющие жилье (они достаточно подробно представлены и описаны в исследованиях этнографов), сколько на выявлении структурных связей между ними, обусловленных временем и характером художественной культуры народа. Таким образом, за основу изучения данного материала положен метод комплексного исследования произведений народного искусства в контексте всей предметно-пространственной среды обитания башкир с учетом их взаимодействий, взаимовлияний и формообразующих процессов в культурном пространстве этноса. В связи с этим в работе поставлен вопрос об ансамблевости в организации убранства
б
крестьянского дома, кочевого и оседлого, как целостной системы художественно-бытовой среды, в которой решающую роль играли предметы из тканей, мягких материалов, характерных для кочевого уклада жизни. Идея комплексного, системного подхода к изучению народного искусства, обоснованность, надежность данного метода были изложены автором в статье "К вопросам методологии изучения и анализа народного искусства", опубликованной в ежегоднике "Советское искусствознание-77" (М., 1977), вошедшей затем в сборник статей по методологическим проблемам искусства "Критерии и суждения в искусствознании" (М., 1986). Избранный метод исследования позволил проследить внутреннюю взаимосвязь традиционного народного с профессиональным декоративным искусством, проявившуюся также в изобразительном творчестве РБ: это монографическое издание и статьи, посвященные творчеству видного в Башкирии и на Урале художника-педагога А.Э. Тюлькина, а также альбомы, статьи об уфимских художниках Б.Ф. Домашникове, А.Ф. Лутфуллине, А.Х. Ситдикбвой, Ф Ергалиеве, М.Д. Кузнецове и др.1 Таким образом, в представленных к защите публикациях соискателя намечены пути, методологические подходы к исследованию как поэтапного развития, так и целостной картины декоративного искусства РБ, сложившейся к концу XX века.
Новизна исследования.
Исследования соискателя в области изучения башкирского народного искусства, начатые с 1968г., благодаря регулярному сбору материалов в экспедициях по Южному Уралу, расширили круг изучаемых источников, которые соответственно позволяли ставить новые вопросы и проблемы в развитии декоративного искусства в республики в XX веке. Они стали первыми искусствоведческими публикациями в осмыслении истоков развития искусств РБ и, в первую очередь, декоративного творчества. Именно с этого периода автор является свидетелем, участником и в дальнейшем - исследователем художественных процессов в искусстве РБ во второй половине прошедшего века и на рубеже столетий. Занимаясь комплексным изучением широкого круга материалов по искусству РБ, автором впервые раскрыта историко-художественная концепция развития декоративного искусства республики, рассмотрены основные тенденции, проблемы в его становлении на протяжении XX столетия.
Научная новизна работы состоит также в следующем:
- осуществлен первый опыт искусствоведческого осмысления произведений башкирского народного искусства, рассмотренного комплексно, в единстве с архитектурным пространством, предметно-бытовой средой кочевого и оседлого жилищ как целостной художественной среды;
- определены стилевые особенности башкирского народного искусства, его многосторонние связи с природной средой обитания этноса, с культурой соседних народов. Ирследована структура художественного образа в произведениях народного искусства, в которой соискателем впервые подчеркивается значимость элементов архаического сознания, генетической этнокультурной памяти народа. Впервые рассматриваются его проявление в произведениях народного творчества на современном этапе, а также в изделиях художественных ремесел и промыслов республики.
- впервые оценивается значение и роль первого - старшего поколения уфимских художников: И.Бондаренко, Ю.Блюменталя, К.Девлеткильдеева, А.Тюлькина, А.Храмова, особо выделяя роль В.Сыромятникова в формировании музейного дела в Уфе
7
в 1920-30-е годы. Именно они обозначили первостепенную важность изучения и музейного коллекционирования произведений башкирского народного творчества, их систематизации и изучении как художественной ценности.
- рассмотрена связь народного творчества во взаимодействии и преемственности с искусством художественных промыслов, с профессиональным декоративным искусством РБ, его влияние на башкирскую живопись, в целом — на изобразительное искусство в новейшее время;
- при участии соискателя в экспедициях по Южному Уралу в 1960-90 гг. в научный оборот введены многие памятники, материалы, наряду с источниками, собранными автором в архивах, фондах музеев, на основе которых осуществлены публикации, обобщенные в данном исследовании.
Практическая ценность работы и ее научное значение состоит в восполнении пробела в изучении декоративного искусства Башкортостана и связанных с ним историко-художественных проблем. Основные положения диссертации апробированы во многих публикациях соискателя и нашли практическое применение в работе с художниками и мастерами БХО "Агидель" в 1970-80 гг.. Последнее было освещено на страницах газеты "Советская культура" (от 30 марта 1976 г., от 14 мая 1985 г.).
В 1986 г. в выставочном зале Союза художников РБ, а затем в 1987 г. в БХО "Агидель" были организованы выставки работ А. Янбухтиной с представлением публикаций и обширного экспедиционно-полевого материала в виде фотографий, зарисовок, слайдов, сделанные в период с 1967 по 1987 гг. 2 Материалы выставки свидетельствовали о том, что соискатель являлся активным участником, исследователем художественных процессов, происходивших в республике во второй половине XX в.
Представленные к защите публикации, их содержание в основном связаны с практической сферой деятельности соискателя.. Это - исследовательская и коллекционерская работа в стенах БГХМ им. М.В. Нестерова, работа в должности научного консультанта с художниками и мастерами БХО "Агидель", проведение с ними экспедиционно-полевых изысканий (1967-1987 г.), пополнение музея предприятия экспонатами и научным материалом. Соискатель явился инициатором и составителем корпоративной коллекции банка «Восток» (ныне владелец - «УралСибБанк») произведениями народного творчества и современного и�