автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Осмысление кризиса культуры в эссеистике Н. А. Бердяева и Мигеля де Унамуно

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Устинова, Ирина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Осмысление кризиса культуры в эссеистике Н. А. Бердяева и Мигеля де Унамуно'

Текст диссертации на тему "Осмысление кризиса культуры в эссеистике Н. А. Бердяева и Мигеля де Унамуно"

f -К ■ f ■ >. '

i'

f

f

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ HAFK. ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО.ОБЩЕСТВЕННЫМ

НАУКАМ

УСТИНОВА Ирмжа Владимировна

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата культурологических наук Специальность; 24,00.01. Теория культуры.

I

МОСКВА - 1999.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

§1.Обоснование темы С. 4-22.

§2.История вопроса. С. 23-34.

§3. Обзор литературы.

I. Обзор литературы о творчестве Н.А.Бердяева.

С. 35-4 2.

II. Обзор литературы о творчестве Мигеля де Унамуно.

С. 42-50.

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ § 1. Персоналистское направление и раскрытие проблемы кризиса. С. 51-62.

§ 2. Кризис как. особое состояние культуры. С. 63-76. § 3. Концепция истории и культуры.

1. "Интраистория" Унамуно - "священное предание культуры" Бердяева. С. 77-83

2. Кризис как переход от культуры к цивилизации.

С. 83-94.

3. Кризис и трагическое в культуре С. 94-105.

4. Самосознание Бердяева - биографический метод Унамуно. Тема "другого". ' С. 106-118.

ВЫВОДЫ С. 118-119.

ГЛАВА 2. ЭССЕ КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО САМОСОЗНИНИЯ КУЛЬТУРЫ. §1. Эссе как персоналистская жанровая форма. С. 120-132.

§2. Кризис культурно-исторического подхода к интерпретации

литературы и искусства. С. 133-181.

§3. Унамуно и Бердяев о языке и стиле нового искусства.

С. 182-204.

§4. Вечная традиция и модернизм. С. 205-215.

ВЫВОДЫ С. 215-221.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С. 222-242.

ПРИМЕЧАНИЯ С. 243-245.

БИБЛИОГРАФИЯ С. 245-260.

ВВЕДЕНИЕ

§ 1 .Обоснование темы

Настоящая работа посвящена сопоставлению эссеистики Мигеля де -Унамуно(1864-1936) и Н.А.Бердяева (1874-1948) по принципу типологического выделения однородных черт в мировоззрении и творческом методе двух мыслителей, принадлежащих к разным культурам - русской и испанской при опоре на то глубинное явление в истории культуры, которое получило название кризиса. Как формообразующее начало в творчестве этих мыслителей выбран жанр эссе, выступающий в то же время как критерий общности в мировосприятии двух мыслителей в рамках своей культуры, как некий тип кризисного сознания, противопоставление двумя мыслителями прошлого и будущего на острие кризисного "настоящего.

Эссе рассматривается как жанр кризисной эпохи, причем логика сочинения строится по принципу от обобщенного (культурная эпоха), к конкретному (жанровые особенности эссе), то есть, от культурно-исторического (глава 1) к жанрологическому (глава 2) сопоставлению творчества двух мыслителей.

Эссеизм как экзистенциальный опыт представляется наиболее близко связан с опытом- пережитого кризиса. Сознание должно получать энергетический импуйьс от резкого слома, жизненной катастрофы, а человек вынужден искать позицию для наблюдения. Перед лицом криэйснрго, а порой катастрофического и хаотического состояния окружающего мира наблюдающее сознание мыслителя пытается охватить окружающий мир единым актом понимания, или, по Унамуно, вчувствтвания. В бердяевском эссеизме сознание открыто для всякого нового переживания, где происходит слияние постижения и мышления. Это требует от мыслителя стойкости, поскольку необходимо передать мысль вовне,

на вне-положенное себя, отдашь себя как ^последний аргумент"(В.А.Кругликов) .

Проблема исследования.

Проблемой настоящего исследования стало сравнение двух концепций кризиса культуры, представленных в творчестве Николая Бердяева и Мигеля де Унамуно. При сопоставлении выявлялось, в ■какой маре и какими лингвистическими возможностями обладают эти две концепции, каждая из которых включает в себя целый ряд составных элементов: как возникает кризис культуры, каковы его причины и какое осмысление находит в самой культуре.

Николай Александрович Бердяев и Мигель де Унамуно принадлежат к. одному философскому течению - персонализму, в рамках которого существует несколько культурологических школ и проблема кризиса культуры находилась в эпицентре внимания всех крупных философов. В немецкой и англо-американской школах, например, понимание кризиса культуры иное и абсолютное большинство философов 60-х годов причиной кризиса считают перенос технического могущества на формы духовной жизни.

В русской и испанской школах причина кризиса видится в том, что расходятся направления цели и смысла жизни. Русская и испанская культуры развивались по собственным законам и только

.рубеж XIX-XX , веков - период, "созвучия"!. Россия переживает общую судьбу Европы, войдя с ней в одну полосу развития при всех многочисленных индивидуальных отличиях, и прежде всего -вошла в полосу, кризиса, из которого Европа вышла, а Россия нет.

1 Известны попытки выстроить периодизацию русской культуры в согласии с канонами периодизации европейской культуры и в России, и в Испании. См., например,: Конрад Н.И. О некоторых вопросах истории мировой литературы// Н-ЖКонрад. Запад и Восток, изд. 2-е; М., Наука, 1972, С. 427-428. Лихачев ДС. Древнеславянские литературы как система// Славянские литературы. VI Международный съезд славистов. Прага Август 1968. Доклады советской делегации. М., Наука, 1968. ДС Лихачев. Русская культура в современном мире. // Новый мир, 1991, № 1, с,8.; Д.С, Лихачев. Доклад на VII конгрессе МАПРЯЛ и др. В испанской литературе см., например: Enguídanos, Miguel. Fin de siglo: Estudios sobre ei período 1870-1930 en España. Madrid: Porrúa Turanzas, 1983.; Gonzáles Ruiz, N. La

Кризис вызвал огромное количество западных исследований об упадке европейской культуры, а крушение потерпела Россия. Результаты пережитого вместе с Европой кризиса также отличаются и для Испании.

Существует феномен культурной обусловленности, и в настоящей работе показано, как в каждой культуре, в одном ее проявлении - жанре эссе - который находится под важнейшим влиянием персонализма, проявляется и функционирует кризисное сознание. Модус существования кризисного сознания и его отражениев эссе на материале сопоставительного сравнения феноменов разных культур пока недостаточно изучен, и проблемой нзсяоящег^ .'стало выявление/фого, как литература и

культура преодолевают и разрешают то неизбежное кризисное состояние, в котором они оказываются в силу объективных причин.

По отношению к историко-литературному процессу на рубеже XIX-XX веков Россия и Испания принадлежат к общеевропейской историко-культурной общности, в системе которой возникают типологически сходные процессы. В этот период русская и испанская культура 'делают для себя ряд открытий новых возможностей и перспектив и одновременно соизмеряют самих себя с западной культурой. Это даёт основания для сравнительного рассмотрения купьтур России и Испании в их новых историко-типологических связях.

Актуальность темы прежде всего видится в актуализации компаративных исследований, когда столь интенсивны культурные контакты между Россией и Западом. Необходимо выявить само значение и статус этихконтактов и влияний, весьма мощно сказывающихся на русской культуре. Россия снова, как и сто лет назад, стоит перед проблемой выбора пути.

Сравнение двух концепций кризиса культуры призвано сказать о нем нечто новое, что весьма актуально в эпоху ставшего печальной реальностью обострения экологической ситуации, потери

literatura española. Madrid: Pegaso, 1954.; Mainer, José-Carlos. La edad de plata (1902-

;.;.у большинства населения смысла жизни, превращения культуры в средство, а не конечную цель, появления многомиллионных масс обывателей, не только не способных мыслить в рамках культурных императивов, но и неспособных к элементарной статистической оценке происходящего.

В настоящее время кризис культуры носит глобальный характер, на него накладывается экологический, политический, моральный характер, что придает кризису культуры особую остроту. Кризис культуры исследуется традиционно учеными и политиками. Насущно необходимо преломить его осмысление через культурологическую призму, поскольку без развития творческого начала нельзя преодолеть кризис культуры, рождающий в свою "очередь кризис человеческой личности, преодолимый едва ли не трудней.

особо следует подчеркнуть, что в таком контексте творчество Мигеля де Унамуно исследовалось мало, в основном представлены концепции Ортеги-и-Гассета. Обращение к наследию Унамуно позволяет полнее представить палитру взглядов на кризис . кульш^фы^^.руйвжа.'.'. XIX'., .'.-". 'XX ' веков, унамуно непосредственно участвует в споре между прогрессистами, сторонниками модернизации Испании по образцу европейского (цивилизованного) общества, и традиционалистами, выступавших за реставрацию исконных ценностей Испании, подобной полемике славянофилов и западников в России.2

Тема кризиса культуры. Осмысление и суть кризиса культуры - предмет дискуссии, которая ведется со времени эпохи Просвещения. Начиная с "Философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше) главной темой философии кульшуры становился тема кризиса европейской культуры, не способной решать жизненно важные для человечества проблемы его личного существования. Происходит

1931). Енвауо (1е ш1егрге1аа6п с!е ипргосезо си1й1га1-1975,е1с.

2 Эссе "О современном маразме Испании", '^Кризис патриотизма**,, "Об исконности", "Возрождение испанского театра", ""Человеческое достоинство" и др., опубликованных в журнале "Ля Эспанья Модерна", 1895-1896.

переосмысление основных принципов культурного бытия человека (гуманизм, рационализм, историзм), которые были положены в основание классической идеи культуры, теряющей свое универсальное значение.

На рубеже веков снова актуальной становится тема кризиса .культуры. Созвучным современности представляется и метод рассмотрения всякого явления Унамуно и Бердяевым "с точки зрения вечности" (sub specie aeternitatis), то есть апелляция к непреходящим ценностям.

Культура» переживающая кризис, не способна сохранить целостность: с началом индустриальной революции процесс внутреннего раскола стал набирать силу особенно заметно. Отдельные культуры оказались раздираемы глубочайшими противоречиями, в том числе из-за всепроникающей трещины, разрезавшей каждую культуру на недостижимое прошлое и безнадежно больное настоящее. Потеряв связь с настоящим, прошлое становится необратимо .прошедшим, отношения между различными пластами времени переворачиваются, и эволюционный дискурс между прошлым и настоящим утрачивает смысл.

■-Перекличка рубежей веков очевидна и обусловлена !типологическим, а не только внешним, синхронистическим сходством переживаемой необходимости духовного освоений ;подлинных денносшей, восполнения утраченных традиций широкого гуманитарного образования. В настоящее время складывается культурная ситуация -переходного периода, которая характеризуется изменением мировоззренческих установок, признанием самодостаточности культуры, инвентаризацией понятий и категорий культурологии.

Важным в восприятии культурно-исторического процесса представляется тот факт, что у двух мыслителей, развивающих в целом пессимистические концепции (Якоб Беме, Леопарди*9), нет безысходности.во взглядах на критический момент в истории их стран, отразившийся в литературе. Оптимистично усматривание

положительных черт в отрицательных явлениях, если они даю® возможность яснее постигнуть "интраисторию" (Унамуно).

Не перестает быть актуальным выраженное двумя авторами

воинствующее неприятие всякой организации, основанной на

принуждении, осуждение человеческого права на власть и отстаивание права на духовную свободу.

Само обращение к кризисным эпохам в двух странах, испытавших на себе длительную экспансию восточных народов (татаро-монгольское иго, арабское нашествие), и их сопоставление интересно также в плане насущно стоящих ныне проблем поиска равновесия между Востоком и Западом, рассмотрения творчества писателей сквозь призму соотношения между самобытностью и общекультурными взаимовлияниями, между личностью и гармонией мира в переходную эпоху.

Большое значение приобрела проблема переаодиыостм и взаимной интерпретации культур различного типа,. ранее считавшихся чуждыми друг другу. Когда ощущение кризиса, порождающее критику собственной культуры, нарастает, нарастает и тяга к саморефлексии, к самоизучению, необходимости перевода другой культуры на язык собственной. На этом этапе возникает дискурс между культурами, что позволяет различным культурам оказывать взаимное воздействие друг на друга.

степень разработанности проблемы.

Применение метода компаративистики как вспомогательной

литературоведческой и культуроведческой дисциплины не только к .. низшим уровням языка, но и к истории языка художественной литературы и к целым системам было показано еще школой А.А.Шахматова, Жирмунского, а затем подхвачено Ю.М.Лотманом при • культуроведческом комментировании литературной классики XIX в. и работами Ю.В.Рождественского. Существуют определенные универсалии культурного развития, предсказанные Н.И.Конрадом в его работе «О смысле истории» и лежащие в основе каждой

цивилизации. Эти общие выводы предполагают понятие о влиянии цивилизаций друг на друга. Интерпретацию культурной традиции Гадамер рассматривал как диалог прошлого и настоящего. О возможности такого подхода в сопоставлении литератур писала И.Г. Неупокоева в книге "история всемирной литературы."3 также йД.С,Лихачев .писал о необходимости для литературоведения выработки макрохарактеристик, минуя слишком детальные описания: "В теоретической истории литературы должна быть выработана методика "приближенных описаний".4

Проблема "интеллектуального колониализма" с одной стороны и опасность самоизоляции культуры, с другой - вот две насущно вставшие ныне проблемы. Культура "задворок Европы", не имея ^возможности противостоять европейскому, а ныне европейско-американскому влиянию, может раствориться в общемировом ^льтурном достоянии, лишаясь своего своеобразия. В этом может заключаться опасность встречи двух культур, когда нет подлинного диалога.

Томас Карлайл в работе "Пропшое и настоящее"(1836) высказал свои опасения в надежде отыскать средство для решения проблем, поставленных на повестку дня кризисом;; культуры.? Карлайл задумался над пересмотром отношений между прошлым и настоящим, пытаясь перевести прошлое на язык настоящего и перенести чужую культуру на свою собственную почву, что .позволяло сохранить различия, одновременно выявляя взаимосвязи между исторически несовпадающими явлениями, будь то прошлое и настоящее одной и той же культуры или разные культуры, встретившиеся в рамках повсеместно растущего противостояния ; культур. Разрушение практически непроизвольной реакции одной культуры по отношению к другой — таков вклад Карлайла в дело приобщения своих соотечественников к опыту чужих культур.

3 Неупокоева ИГ. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., Наука, 1976, С.20.

Проект дискурса между культурами, намеченный в "Sartor Resartus" Карлайла, являет собой абстрактную модель, но никак не конкретный план того, как различные культуры накладываются друг на друга. Но Карлайл здесь указывает ориентиры, способные привести к пониманию этого процесса. Предложенная 'Карлайлом модель абстрактна. В "Sartor Resartus" Карлайл предлагает читателю проект дискурса между культурами различного типа, который прибегает к особым методам для установления связи между двумя культурами через разделяющее их промежуточное пространство. В ходе изучения этой проблемы нам придется обращаться к чужому, исходя из знакомых предпосылок, и вновь возвращаться к знакомому для его последующего уточнения.

Эти проблемы ни в связи с творчеством Мигеля де Унамуно, ни в плане сопоставительного исследования до сих пор не рассматривались.

Объект исследования.

Объектом исследования являются две культуры - русская и

испанская, воспринятые через призму эссеистского сознания двух представителей этих культур в период кризиса. Два мыслителя опирались на достижения мировой культуры, зафиксированные в их литературах, переживающих в этот период взлет. Такой подход дает возможность получить многогранную картину глубинного изучения культуры в один из интереснейших ее периодов.

Предмет исследования.

: Предметом,исследования является кризис, понимаемый не как

упадок , а как некий рубеж, к которому подходит культура при завершении очередной культурной эпохи, чтобы перейти в иное качество. Кризис сродни болезни культуры. Он необходим, чтобы преодолеть накопившиеся негативные моменты бытия культуры и обрести новое дыхание. Рассмотрение путей выхода из создавшегося критического положения в литературе и искусстве,

4 ДС.Лихачев. Развитие русской литературы Х- XVII веков. Эпохи и стили. Л, Наука,

предложенных Унамуно и Бердяевым должно привести к идее сняшия самого понятия кризисности, по-разному высказанной в трудах двух мыслителей.

Цель и задачи исследования.

целью работы является исследование эссеистики как

«модельной формы отражения кризисного сознания применительно к сопоставлен