автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Основания экологического образования

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ибрагимов, Ибрагим Мутелимович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Диссертация по философии на тему 'Основания экологического образования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основания экологического образования"

На правах рукописи

Ибрагимов Ибрагим Мутелимович

ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальности: 09. 00. 08. - философия науки и техники, 09. 00.11. - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-1998

Работа выполнена на кафедре экологии и естествознания Нижневартовского государственного педагогического института.

I 1аучныи руководитель

доктор философских наук, профессор Мамедов Низами Мустафаевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Галкин Юрий Юрьевич доктор философских наук, профессор Серебряков Лев Евгеньевич

Ведущая организация: Московский Государственный

Инженерно-физический институт (технический университет).

0 ^

Защита состоится "10" июня 1998 г. в часов на заседании

диссертационного совета Д-151.04.17 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, 2-й учебный корпус, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан "_" мая 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доцент

Шилов А. С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Конец XX столетия характеризуется усилением всестороннего анализа перспектив развития человечества. На основе многочисленных комплексных исследований Римского Клуба, других международных научных организаций глобального развития стало очевидно, что мир подошел к порогу, требующему радикального изменения ценностной ориентации каждого человека и человечества в целом, соблюдения приоритета природных предпосылок в естественно-историческом развитии1.

Важнейшим событием международной жизни последнего десятилетия явилась конференция по проблемам окружающей среды и развитию, созванная по линии ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. На этом представительном форуме был принят целый ряд документов, определяющих права и обязанности отдельных стран в области производства, загрязнения среды, использования природных ресурсов. Конференция в Рио-де-Жанейро явилась в определенном отношении логическим завершением огромной работы, которую проводили в течение многих лет ЮНЕСКО и различные комиссии ООН по окружающей среде. Концепция устойчивого развития, принятая на этой конференции, по существу, предопределяет новую эру во взаимоотношении общества и природы2.

Проблема взаимоотношения общества и природы относится к числу вечных проблем человеческого бытия. В каждую эпоху человечество, опираясь на достигнутый уровень знаний в различных областях, в той или иной степени оптимизировало свои взаимоотношения с природной средой. И сейчас можно говорить о

1 См.: Медоуз Д. X., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. -М„ 1994.

: См. Программа действий. Повестка дня на XXI век. и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993; Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития. - Новосибирск, 1995.

качественно новых технологиях, практически не загрязняющих среду, об успехах в области эффективного использования солнечной энергии,

0 разработках экологически чистых видов транспорта. Но все это предстает в ином свете в связи с осознанием необходимости гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. Такого глубокого понимания единства проблем окружающей среды и развития не было даже 30 лет назад. Тогда большинство футурологов считало необходимым остановить рост населения, производства, техники, чтобы сохранить природную среду. Без преувеличения можно сказать, что решение задач взаимосвязанного развития социально-экономической сферы и природной среды окажет существенное влияние на человеческую деятельность, ее содержание в самых различных областях. Речь идет о наметившейся экологической революции в жизнедеятельности людей, тотальной экологизации образа их жизни1.

Все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план поэтому выходят вопросы социализации подрастающего поколения, изменения ориентации и содержания образовательных систем как в национальных, так и в глобальных масштабах с позиций устойчивого развития. Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, их тотальная экологизация. Особую значимость приобретает целенаправленное образование в области окружающей среды (экологическое образование). Оно становится фундаментом, предпосылкой экологизации всей системы образования2.

В целом можно считать, что основным механизмом экологизации сознания, формирования экологической ответственности призвана

1 См. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развития. - М., 1997; Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). -М., 1993.

2 См.: Мамедов Н. М. Экология, культура, образование. - М., 1996.

стать многоуровневая система экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего, высшего образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, пропаганды и популяризации научных знаний. В этом отношении развертывание экологического образования является предпосылкой становления экологической культуры и необходимым условием перехода современного общества к устойчивому развитию1.

Степень разработанности проблемы. Исследования, посвященные становлению, сущности, организации экологического образования, его статуса и функциям в общекультурном и историческом процессе следует рассматривать в контексте такого направления философии как философия образования. Именно в этом свете становится очевидным наличие определенной преемственности в генезисе образовательных концепций, их все большая переориентация к стратегическим потребностям общества, к соблюдениям прав человека, эко-гуманистическим ценностям и идеалам.

Проблема образования относится к числу традиционных философских проблем. Она в той или иной степени нашла отражение в трудах таких классиков философии как Конфуций, Платон, Аристотель, А. Боэций, А. Фараби, П. Д. Мирандола, Кампанелла, Вольтер, Дж. Локк, Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др. Идеи современной системы образования восходят к трудам И. Гербарта, М. Ломоносова, Я. Коменского, И. Песталоцци, Ф. Фребеля и др. выдающихся ученых-педагогов.

В последние годы усилился интерес к философским проблемам образования в связи с такими глобальными процессами как информатизация различных сфер общественной жизни, усиление взаимодействия культур и нарастание интеграционных тенденций в мире, осознание связи решения целого ряда мировых проблем с развитием образования. Это нашло отражение в трудах Б. С. Гершунского, К. X. Делокарова, О. П. Долженко, Л. Е. Серебрякова,

1 См.: Экологическое образование и устойчивое развитие. - М., 1996.

В. Д. Шадрикова, Ю. Г. Щедровицкого, Е. Н. Пасхина, Б. Саймона, Ф. М. Сарагоса и др. ученых1.

Поворотным пунктом в развитии философии образования следует все же считать осознание значимости экологизации образования и экологического образования в условиях перехода общества к стратегии устойчивого развития. Существенный вклад в разработку данного направления философии образования внесли работы Ю. Ю. Галкина, С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Р. Е. Лоб, Н. М. Мамедова, Е. В. Никоноровой, Р. Просперини, И. Т. Суравегиной, А. Д. Урсула, Н. М. Черновой и др2. Определенной квинтэссенцией этих исследований является ноосферная концепция опережающего образования, предложенная А. Д. Урсулом.

Вместе с тем признание необходимости экологического образования не привело к адекватному пониманию его теоретических основ. Внимание оказалось сосредоточенным преимущественно на таких вопросах, как загрязнение среды, истощение ресурсов и т. п. Эти

1 См.: Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 1997; Делокаров К. X., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. - М., 1997; Долженко О. П. очерки по философии образования. - М., 1995; Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993; Щедровицкий Ю. Г. Очерки по философии образования. - М., 1994; Лиферов А. П. интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия. - М., 1997; Пасхин Е. Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический анализ. Автореферат докторской диссертации - М., 1997; Реформы образования в современном мире. - М., 1995; Саймон Б. Образование и общество. - М., 1989; Сарагоса Ф. М. Завтра всегда поздно. - М., 1989 и др.

2 Взгляды этих ученых обобщенно отражены в следующих сборниках: Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996; Средства массовой информации и экологическое образование в решении проблем охраны окружающей среды. Мат-лы международной конференции. Владикавказ, 1997; Педагогическое образование. Вып. 7.- М.,-1993; Педагогическое образование. Вып. 10, 1993; Экологическое образование и устойчивое развитие. - М., 1996.

жизненно важные для общества вопросы зачастую считают возможным рассмотреть на основе здравого смысла без использования соответствующей научной методологии. Но вряд ли сейчас допустим такой неэффективный подход. В данном случае социальная активность людей, связанная с эмоциональным восприятием экологических коллизий, по существу, затмила научно-теоретический аспект проблемы взаимодействия общества и природы.

Разноаспектность и сложная дифференцированность современного экологического знания ставит серьезные вопросы перед системой образования: что должно быть отобрано в качестве основ в программах общеобразовательных школ, педвузов и других учебных заведений, в какой мере должны владеть экологической проблематикой специалисты разного профиля и по каким аспектам -социальным или биологическим - и чему должны быть отданы приоритеты. Единства взглядов по этим вопросам нет. В результате - в настоящее время в школах и вузах реализуются разные подходы в данной области.

В средней школе преобладают эмоционально-социальные аспекты, которые приковывают внимание к катастрофическим следствиям нерационального отношения к среде и ресурсам. Внушаются нормы поведения человека в природе и обществе. Однако тесная связь экологических проблем человечества с глубинными законами природной и социальной действительности, их взаимодействия прослеживается очень слабо. И хотя экологическое образование провозглашается под флагом интеграции и комплексности знаний, практически оно проводится в большинстве случаев путем внушения без должного научного фундамента.

Таким образом, до сих пор остается открытым вопрос о том, каково должно быть содержание экологического образования в школе и вузе, какие области науки должны определить его основу, как должны соотноситься наука, искусство, литература, средства массовой коммуникации в формировании экологического сознания.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования является система образования в условиях перехода общества к устойчивому развитию.

Предмет исследования. Предмет исследования - социокультурные и научно-теоретические основания экологического образования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования - выявление взаимоотношения социо-культурных и научно-теоретических оснований экологического образования.

Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи:

-рассмотреть становление идей экологического образования в контексте глобальных проблем современности;

- показать функцию образования в формировании экологической культуры и перехода общества к устойчивому развитию;

- раскрыть философию экологического образования;

- определить научно-теоретические основания экологического образования в свете концепции опережающего образования;

- уточнить ключевые понятия экологического образования.

Методологические основания исследования. Методологическую

основу диссертации составили философские принципы монизма и развития, системности и самоорганизации; теоретические положения культурологии и педагогики, а также данные современного естествознания и отдельных направлений экологии: общей экологии, экологии человека, глобальной экологии и социальной экологии.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Данная диссертация является результатом осмысления опыта многолетней работы автора в области экологического образования. В ней делается попытка выявить причины слабой эффективности современного экологического образования в отношении состояния природной среды и степени экологической грамотности населения. По мнению автора, эти причины кроются в недостаточной разработанности научно-

теоретических основ экологического образования, расплывчатости его содержания, отсутствии соответствующих стандартов в данной области.

В целом на защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическое образование призвано формировать экологическое сознание и ценностно-мировоззренческие установки личности, которые должны обеспечить адекватное понимание состояния природной среды, прогнозирования возможных последствий природопреобразующей деятельности и саморегуляцию потребностей с учетом императивов устойчивого развития.

2. Экологическое образование является предпосылкой перехода общества к устойчивому развитию. Эту стратегическую цель экологическое образование призвано реализовать посредством формирования ответственного отношения людей к природной среде, то есть соблюдение ими нравственных и правовых норм природопользования на основе знаний экологического порядка на нашей планете.

3. Системообразующими компонентами экологического образования должны быть - принципы и положения классической и социальной экологии, изучающие, соответственно, связи и отношения живых систем со средой обитания (экосистемы), и предпосылки и условия существования человеческого общества (социоэкосистемы). Важнейшими дополнительными источниками экологического образования являются arpo- и инженерная экология.

4. Взаимодействие отдельных направлений экологии обусловлено глубокой взаимосвязью предметов их исследования, на гносеологическом уровне это находит выражение в наличии целого ряда инвариантных понятий, содействующих концептуальному синтезу экологических знаний. К числу таких понятий (помимо обоснованных в литературе: экосистема, эковзаимодействие, экопротиворечие и экоустойчивость)1 относится также экостабильность.

1 См.: Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. - М., 1996. С.41.

5. Научное содержание экологического образования следует дополнять художественными сюжетами и образами. Интеграция науки, искусства и литературы, осуществляемая в процессе экологического образования, направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности, на гуманитаризацию образования в целом.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение данной диссертации определяется связью с постановкой и решением в контексте стратегии устойчивого развития философских проблем образования, с трансформацией механизмов социализации индивида на основе экогуманистических ценностей и идеалов. Проведенное исследование позволяет уточнить цели и задачи экологического образования, выявить действенные пути повышения эффективности формирования экологической культуры.

Методологические выводы и положения диссертации могут быть использованы при определении содержания, структуры экологического образования, совершенствовании практики и методики учебного процесса на различных уровнях.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на научно-практической конференции по экологическому образованию (Орел. 1993 г.), международной конференции по экологическому образованию (Петрозаводск. 1993 г.); семинарах кафедры экологии и естествознания Нижневартовского государственного педагогического института и лаборатории экологического образования Российской Академии образования; а также отражены в целом ряде публикаций автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, дана краткая характеристика состояния разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены теоретико-методологические основания, научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования.

В первом разделе - "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ" - рассматривается становление идей экологического образования в связи с глобальными проблемами современности, интеграционными процессами в науке и культуре, тенденциями гуманизации и информатизации образования. Особое внимание уделяется роли концепций ноосферы и устойчивого развития в понимании исторического значения экологического образования.

Идея экологического образования возникла в процессе обсуждения глобальных проблем. На Стокгольмской конференции ООН по Окружающей среде (1972 г.) была принята рекомендация о создании соответствующей международной программы по образованию в области окружающей среды. К началу 1975 г. вариант такой программы был разработан ЮНЕСКО. Важным событием в этой области явилась межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977 г.). На этой конференции было принято решение, что экологическое образование должно охватить все уровни образования, а также сферу переподготовки и повышения квалификации работников учебных заведений, промышленности, административных органов и т. д.

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье - основное право человека. Без природных предпосылок все социальные вопросы теряют свой смысл. Экологическое образование поэтому должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одним из

ее важнейших оснований. Если литература и история нужны для усвоения ценностей духовной культуры, естествознание закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социо-природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

В диссертации показывается, что глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Человечество подошло к осознанию необходимости реформации основных принципов своей жизнедеятельности, материальной и духовной культуры, социальной практики в целом.

Решение глобальных проблем должно стать основой общепланетарного единства человечества, основой утверждения начал разума, добра и справедливости между народами. Перед лицом глобальных опасностей должно отступать на задний план все, что разъединяет людей. Такой новый порядок обязательно потребует создания соответствующих мировых структур, которые смогли бы без ущемления национальных интересов взять на себя функции согласованного развития человечества.

На пороге XXI столетия большинство философов, социологов, футурологов склоняются к мысли, что формируется новая синкретичная культура. Речь идет о становлении единой культуры, существующей и развивающейся благодаря взаимодействию и взаимообогащению традиционных национальных культур.

Укоренение этой идеи в общественном сознании связано с усилением гуманистических идей, интеграцией социальных и культурных процессов в мире. В современную эпоху происходит становление единой системы социально-экономических, политических и иных связей и отношений в мире. Все это подтверждает справедливость

утверждения академика В. И. Вернадского о том, что человечество может жить только как единое целое в соответствии с целостностью биосферы1.

В диссертации подчеркивается, что наиболее важной задачей, стоящей перед мировым сообществом является переход на ноосферный путь развития, который предполагает прежде всего единство действий народов планеты. Естественной основой данного единства является задача сохранения биосферы как общей основы жизни на планете. Реализация этой задачи в то же время будет означать движение общества к формированию ноосферы2.

Диссертант поддерживает точку зрения, что учение о ноосфере выполняет методологическую функцию по отношению к концепции устойчивого развития. Конечным итогом перехода на путь устойчивого развития должно стать формирование ноосферы как социоприродной системы, в которой будут обеспечены приоритеты нравственного разума, интеллектуально-информационных ценностей, экогуманизма; реализованы гармония человека, общества и природы, их безопасное и неопределенно долгое соразвитие (коэволюция).

Переход к устойчивому развитию ноосферной ориентации объективно выдвигает духовно-информационные факторы на приоритетное место в будущем управляемом развитии, поскольку весь такой переход должен быть не стихийным и быть направленным на гармонизацию социально-экономического и экологического развития.

В диссертации показывается, что переход к устойчивому развитию зависит, кроме всего прочего, от того, какой тип человека сформирует общество. Уровень развития индивидуального сознания, нравственных представлений человека, характер и широта его межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь определяют ценностные установки, мотивы жизнедеятельности людей. Эти составляющие, необходимые для формирования так называемого

' См. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

2 См.: Урсул А. Д. Путь к ноосфере. - М., 1993.

"ответственного сознания" личности, общество задает посредством воспитания и образования.

Автор согласен с точкой зрения, что экологическое образование в контексте концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления.

Второй раздел - "ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" - посвящен выявлению статуса экологического образования, его целей, задач в свете концепции опережающего образования.

Глобальный экологический кризис - это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом и природой. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение и императивы взаимодействия общества и природы.

Эти новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддрежаны и развиты системой непрерывного экологического образования. Существующее образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, потребительски ориентированное, не смогло переломить природоразрушительные установки мировоззрения значительной части населения. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и методологии образования. Подобное образование должно дать людям ясное и аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия людей, общества и природы.

В этом отношении экологическое образование должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлениях о единстве с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы

и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества1.

В диссертации обращается внимание на то обстоятельство, что классические науки и, соответственно, традиционная система образования рассматривают природу в прагматическом плане. С экологических позиций особое значение имеет вопрос: каково место человека в природном универсуме? Иными словами, экология побуждает человека посмотреть на себя самого как бы со стороны, то есть внесоциально.

Человек с его деятельностью не вписывается в систему биосферных явлений и может рассматриваться как ее часть только в пространственном отношении (то есть количественно). В то же время в самом важном аспекте - качественном - человек не только не является частью биосферы, а, напротив, оказывается враждебным ей структурным фрагментом, поскольку функционально не включен в логику ее саморегуляции и развития.

При таком положении вещей человеческое существование на Земле ограничено тем временем, когда деятельность людей начинает оказывать существенное глобальное воздействие на состояние биосферы вплоть до возможности полной непригодности ее для высших форм жизни. XXI столетие поэтому может стать концом человеческой истории, если не произойдет качественное преобразование культуры человека и решающую роль в этом должна сыграть система образования.

В свете концепции устойчивого развития человек должен взять на себя регулятивно-организующие функции в системе "общество-природа" . Точно также как основным результатом жизнедеятельности организмов стало формирование биосферы, адекватной потребностям живых существ, основным результатом человеческой деятельности должно стать формирование новой планетной оболочки - ноосферы, адекватной потребностям органической и социальной жизни. Условием формирования ноосферы является сознательная

1 Моисеев Н. Н. Экология и образование. -

М„ 1996.

деятельность людей на основе познания ими и использования в своей деятельности законов организованности и саморегуляции биосферы. Изучение этих законов должно стать основным содержанием научных исследований и системы образования. Если люди заинтересованы в своем сохранении на планете, они должны следовать в своей деятельности объективным требованиям сохранения жизни. Достигнуть этого можно лишь через новый подход к образованию, целью которого должно стать обучение осмысленному пониманию природы, бережному отношению человека к окружающей среде и вместе с тем совершенствованию внутреннего духовного мира.

Эта новая парадигма цивилизационного развития предстает основой стратегии опережающего развития науки и образования.

При определении понятия "опережающего образования" нужно иметь в виду, что это не какой-то вид образования, а важная составная часть той образовательной системы, которая именуется ноосферным образованием1. Поэтому понятия опережающего и ноосферного образования следует считать почти синонимами, хотя понятие ноосферного образования шире опережающего образования.

Экологическое образование в контексте ноосферной концепции опережающего образования приобретает статус системообразующего фактора образования, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Общеобразовательные цели и ведущие направления экологического образования в общем и целом связаны с определением духовных, теоретико-познавательных предпосылок и условий решения экологической проблемы.

В третьем разделе - "НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" - обосновывается основное содержание экологического образования, уточняются общие ключевые понятия, характеризующие единство различных направлений экологии и содействующие оптимальной организации учебного процесса.

Экологическое образование предполагает как экологизацию отдельных традиционных дисциплин, так и преподавание

1 Экологическое образование и устойчивое развитие. - М., 1996. С.201.

обобщающей экологической дисциплины. Последняя - задача не простая. Дело не только в педагогической неразработанности экологической тематики, но и в научно-теоретической, содержательной плюралистичное™ экологических знаний.

Экология в современной интерпретации предстает и как специальная наука, изучающая взаимоотношения биологических систем со средой, и как комплексная наука о взаимоотношениях человека и общества с окружающей средой. Эта многозначность экологии приводит порой к непреодолимым противоречиям при композиции, определении содержания учебных пособий.

Действительно, по какой логике следует объединять учения об экосистемах, о безопасном функционировании технических объектов и вопросы устойчивого развития общества?

В настоящее время существует два основных подхода к определению содержания экологического образования. Первый базируется на конкретных вопросах решения экологической проблемы, то есть акцентирует внимание на прикладных аспектах. В центре внимания оказывается научно-технический прогресс и вопросы, связанные с рациональным использованием природных ресурсов, а также влиянием этого процесса на живые системы. В этой связи акценты делаются на то, что для решения экологической проблемы достаточно создать новые технологии, заключить международные договоры об использования общих водных и воздушных пространств, осуществлять природозащитные меры для сохранения растительного и животного мира. Такой подход следует считать антропоцентрическим.

Основу второго подхода составляет идея о том, что общество является частью природы и связано с ней неразрывными связями и существует за счет нее. Отсюда возникает необходимость понимания закономерностей существования и функционирования природных систем различного уровня. В этом случае создаются предпосылки для осознания человеком своего места в природе и своей ответственности перед ней, что соответствует биоцентрическому подходу.

Однако в организации экологического образования целесообразным представляется использование обоих подходов, единству природы и человека должно соответствовать единство знаний о природе и человеке. Экологическая проблема - следствие деятельности человека, незнающего законы природы или не умеющего с ними считаться в практической работе. Важно поэтому изучать живую природу и деятельность человека в ней.

Исходя из этого, в диссертации поддерживается точка зрения, что научно-теоретическим основанием экологического образования служат: классическая экология, экология человека и общества. Важными дополнительными источниками должны быть геоэкология, инженерная экология, агроэкология и некоторые другие экологические дисциплины. Отсюда становится очевидным недостаточность для формирования экологического сознания простого видоизменения существующей системы образования. Обязательным становится введение на самых различных уровнях образования специальных курсов, интегративно отражающих содержание новых экологических дисциплин.

В экологическом образовании существенное значение имеет выделение ключевых понятий, отражающих инвариантные явления и процессы в различных направлениях экологии. Это позволяет обосновать внутреннее единство экологических дисциплин и определить оптимальные формы предъявления учебной информации. К таким понятиям относятся: экосистема, эковзаимодействие, экопротиворечие, экоразвитие и экоустойчивость1. В диссертации обосновывается необходимость дополнения указанных понятий понятием "экостабильность". Экостабильность не является синонимом экоустойчивости. Под экостабильностью следует понимать меру упругости экосистем, их способность сохранять неизменной свою структуру и функциональные свойства при воздействии внешних факторов. Под "устойчивостью" - меру пластичности экосистем, их способность сохранять качественную определенность в процессе

1 См.: Мамедов Н. М. Экология, культура, образование. - М., 1996.

развития, возвращаться, например, в исходное (или близкое к нему) состояние после воздействия факторов, выводящих ее из состояния динамического равновесия.

Диссертант придерживается точки зрения, что экологическое образование направлено на развитие экологического сознания, воспитание личности с экологическим мировоззрением. Соответственно, экологическое образование должно быть непрерывным, системным, междисциплинарным, дополняться средствами литературы и искусства. Эти принципы, а также принципы региональности призваны определять основу учебного процесса.

В заключении подведены итоги проведенного диссертационного исследования.

* * *

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Ибрагимов И. М., Салеева Л. П. Комплексные экскурсии в экологическом образовании учащихся // Образование: приоритетные направления развития. Тезисы научно-практической конференции. Орел, 1993.-0, 3 п. л.

2. Ибрагимов И. М. Перспективы совершенствования эколого-профессиональной подготовки учителя // Многоуровневая подготовка кадров в педагогическом образовании. - Нижневартовск, 1993. - 0, 2 п. л.

3. Ибрагимов И. М., Салеева Л. П. Современные тенденции экологического образования в теории и практики школ России // Дети наше будущее. Тезисы международной конференции. - Петрозаводск, 1993.-0, 2 п. л.

4. Ибрагимов И. М. Из опыта эколого-профессиональной подготовки студентов в условиях многоступенчатой модели образования // Проблемы и перспективы подготовки специалистов по экологическому образованию. - Екатеринбург, 1994. - 0, 4 п. л.

5. Мамедов Н. М., Ибрагимов И. М. Научно-теоретические основания экологического образования // Городские социо-экосистемы. - М., 1998. - 1, 0 п. л.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ибрагимов, Ибрагим Мутелимович

Раздел I. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ

1.1.Глобальные проблемы и концепция устойчивого развития

1.2. Образование в условиях перехода общества к устойчивому развитию

Раздел II. ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Формирование экологической культуры как основная цель экологического образования

2.2. Концепции и модели экологического образования

Раздел III. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Принципы и основное содержание экологического образования

3.2. Общеэкологические понятия : методологические функции в образовательном процессе 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125 СПИСОК ОСНОВНОЙ

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Ибрагимов, Ибрагим Мутелимович

Актуальность темы исследования. Конец XX столетия характеризуется усилением всестороннего анализа перспектив развития человечества. На основе многочисленных комплексных исследований Римского Клуба, других международных научных организаций глобального развития стало очевидно, что мир подошел к порогу, требующему радикального изменения ценностной ориентации каждого человека и человечества в целом, соблюдения приоритета природных предпосылок в естественноисторическом развитии1.

Важнейшим событием международной жизни последнего десятилетия явилась конференция по проблемам окружающей среды и развитию, созванная по линии ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. На этом представительном форуме был принят целый ряд документов, определяющих права и обязанности отдельных стран в области производства, загрязнения среды, использования природных ресурсов. Конференция в Рио-де-Жанейро явилась в определенном отношении логическим завершением огромной работы, которую проводили в течение многих лет ЮНЕСКО и различные комиссии ООН по окружающей среде. Концепция устойчивого развития,

1 См.:Медоуз Д. X,, Медоуз Д. Л., Рандерс Й, За пределами роста. М., 1994. принятая на этой конференции, по существу, предопределяет новую эру во взаимоотношении общества и природы1.

Проблема взаимоотношения общества и природы относится к числу вечных проблем человеческого бытия. В каждую эпоху человечество, опираясь на достигнутый уровень знаний в различных областях, в той или иной степени оптимизировало свои взаимоотношения с природной средой. И сейчас можно говорить о качественно новых технологиях, практически не загрязняющих среду, об успехах в области эффективного использования солнечной энергии, о разработках экологически чистых видов транспорта. Но все это предстает в ином свете в связи с осознанием необходимости гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. Такого глубокого понимания единства проблем окружающей среды и развития не было даже 30 лет назад. Тогда большинство футурологов считало необходимым остановить рост населения, производства, техники, чтобы сохранить природную среду. Без преувеличения можно сказать, что решение задач взаимосвязанного развития социально-экономической сферы и природной среды окажет существенное влияние на человеческую деятельность, ее содержание в самых различных областях. Речь идет о

1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век. и другие документы коференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993; Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития. Новосибирск, 1995. наметившейся экологической революции в жизнедеятельности людей, тотальной экологизации образа их жизни1.

Все это немыслимо без соответствующей трансформации общественного сознания, понимания каждым индивидом смысла и значения предстоящих перемен. На передний план поэтому выходят вопросы социализации подрастающего поколения, изменения ориентации и содержания образовательных систем как в национальных, так и в глобальных масштабах с позиций устойчивого развития. Лейтмотивом всех этих преобразований являются поиски форм и способов проникновения экологических знаний и императивов в различные уровни образовательных структур, их тотальная экологизация. Особую значимость приобретает целенаправленное образование в области окружающей среды (экологическое образование). Оно становится фундаментом, предпосылкой экологизации все системы образования2.

В целом можно считать, что основным механизмом экологизации сознания, формирования экологической ответственности призвана стать многоуровневая система экологического образования, охватывающая все звенья

1 См. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развития. М., 1997; Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993.

1 См.: Мамедов Н. М. Экология, культура, образование. М., 1996. дошкольного, начального, среднего, высшего образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, пропаганды и популяризации научных знаний. В этом отношении развертывание экологического образования является предпосылкой становления экологической культуры и необходимым условием перехода современного общества к устойчивому развитию1.

Степень разработанности проблемы. Исследования, посвященные становлению, сущности, организации экологического образования, его статуса и функциям в общекультурном и историческом процессе следует рассматривать в контексте такого направления философии как философия образования. Именно в этом свете становится очевидным наличие определенной преемственности в генезисе образовательных концепций, их все большая переориентация к стратегическим потребностям общества, к соблюдениям прав человека, эко-гуманистическим ценностям и идеалам.

Проблема образования относится к числу традиционных философских проблем. Она в той или иной степени нашла отражение в трудах таких классиков философии как Конфуций, Платон, Аристотель, А. Боэций, А. Фараби, П. Д. Мирандола, Кампанелла, Вольтер, Дж. Локк, Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др. Идеи современной системы образования

1 См,; Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996. восходят к трудам И. Гербарта, М. Ломоносова, Я. Коменского, И, Песталоцци, Ф. Фребеля и др. выдающихся ученых-педагогов.

В последние годы усилился интерес к философским проблемам образования в связи с такими глобальными процессами как информатизация различных сфер общественной жизни, усиление взаимодействия культур и нарастание интеграционных тенденций в мире, осознание связи решения целого ряда мировых проблем с развитием образования. Это нашло отражение в трудах Б. С. Гершунского, К. X. Делокарова, О. П. Долженко, Л. Е. Серебрякова, В. Д. Шадрикова, Ю. Г. Щедровицкого, Е. Н. Пасхина, Б. Саймона, Ф. М. Сарагоса и др. ученых1.

1 См. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1997; Делокаров К. X., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997; Долженко О. П. очерки по философии образования. М., 1995; Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993; Щедровицкий Ю. Г. Очерки по философии образования. М., 1994; Лиферов А. П. интеграция мирового образования -реальность третьего тысячелетия. М., 1997; Пасхин Е. Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический анализ. Автореферат докторской диссертации М., 1997; Реформы образования в современном мире. М., 1995; Саймон Б. Образование и общество. М., 1989; Сарагоса Ф. М. Завтра всегда поздно. М., 1989 и др.

Поворотным пунктом в развитии философии образования следует все же считать осознание значимости экологизации образования и экологического образования в условиях перехода общества к стратегии устойчивого развития^ Существенный вклад в разработку данного направления философии образования внесли работы Ю. Ю. Галкина, С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Р. Е. Лоб, Н. М Мамедова, Е. В. Никаноровой, Р. Просперини, И. Т. Суравегиной, А. Д. Урсула, Н. М. Черновой и др1. Определенной квинтэссенцией этих исследований является ноосферная концепция опережающего образования, предложенная А. Д. Урсулом.

Вместе с тем признание необходимости экологического образования не привело к адекватному пониманию его теоретических основ. Внимание оказалось сосредоточенным преимущественно на таких вопросах, как загрязнение среды, истощение ресурсов и т. п. Эти жизненно важные для общества вопросы зачастую считают возможным рассмотреть на основе здравого смысла без использования соответствующей научной методологии. Но вряд ли сейчас допустим такой неэффективный подход. В данном случае социальная активность людей, связанная с эмоциональным

1 Взгляды этих ученых обоБщенно отражены в следующих сборниках: Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996; Средства массовой информации и экологическое образование в решении проблем охраны окружающей среды. Мат-лы международной конференции. Владикавказ, 1997; Педагогическое образование. Вып. 7, М., 1993; педагогическое образование. Вып. 10, 1993; Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996. восприятием экологических коллизий, по существу, затмила научно-теоретический аспект проблемы взаимодействия общества и природы.

Разноаспектность и сложная дифференцированность современного экологического знания ставит серьезные вопросы перед системой образования: что должно быть отобрано в качестве основ в программах общеобразовательных школ, педвузов и других учебных заведениях, в какой мере должны владеть экологической проблематикой специалисты разного профиля и по каким аспектам -социальным или биологическим - и чему должны быть отданы приоритеты. Единства взглядов по этим вопросам нет. В результате -в настоящее время в школах и вузах реализуются разные подходы в данной области.

В средней школе преобладают эмоционально-социальные аспекты, которые приковывают внимание к катастрофическим следствиям нерационального отношения к среде и ресурсам. Внушаются нормы поведения человека в природе и обществе. Однако тесная связь экологических проблем человечества с глубинными законами природной и социальной действительности, их взаимодействия прослеживается очень слабо. И хотя экологическое образование провозглашается под флагом интеграции и комплексности знаний, практически оно проводится в большинстве случаев путем внушения без должного научного фундамента.

Таким образом, до сих пор остается открытым вопрос о том, каково должно быть содержание экологического образования в школе и вузе, какие области науки должны определить его основу, как должны соотноситься наука, искусство, литература, средства массовой коммуникации в формировании экологического сознания.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования является система образования в условиях перехода общества к устойчивому развитию.

Предмет исследования. Предмет исследования - социокультурные и научно-теоретические основания экологического образования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования - выявление взаимоотношения социо-культурных и научно-теоертических оснований экологического образования.

Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть становление идей экологического образования в контексте глобальных проблем современности; показать функцию образования в формировании экологической культуры и перехода общества к устойчивому развитию; раскрыть философию экологического образования; и определить научно-теоретические основания экологического образования в свете концепции опережающего образования; уточнить ключевые понятия экологического образования.

Методологическиеоснованияисследования.

Методологическую основу диссертации составили философские принципы монизма и развития, системности и самоорганизации; теоретические положения культурологии и педагогики, а также данные современного естествознания и отдельных направлений экологии: общей экологии, экологии человека, глобальной экологии и социальной экологии.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. Данная диссертация является результатом осмысления опыта многолетней работы автора в области экологического образования. В ней делается попытка выявить причины слабой эффективности современного экологического образования в отношении состояния природной среды и степени экологической грамотности населения. По мнению автора, эти причины кроются в недостаточной разработанности научно-теоретических основ экологического образования, расплывчастости его содержания, отсутствии соответствующих стандартов в данной области.

В целом на защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическое образование призвано формировать экологическое сознание и ценностно-мировоззренческие установки личности, которые должны обеспечить адекватное понимание состояния природной седы, прогнозирования возможных последствий природопреобразующей деятельности и саморегуляцию потребностей с учетом императивов устойчивого развития.

2. Экологическое образование является предпосылкой перехода общества к устойчивому развитию. Эту стратегическую цель экологическое образование призвано реализовать посредством формирования ответственного отношения людей к природной среде, то есть соблюдение ими нравственных и правовых норм природопользования на основе знаний экологического порядка на нашей планете.

3. Системообразующими компонентами экологического образования должны быть - принципы и положения классической и социальной экологии, изучающие, соответственно, связи и отношения живых систем со средой обитания (экосистемы), и предпосылки и условия существования человеческого общества (социоэкосистемы). Важнейшими дополнительными источниками экологического образования являются агро- и инженерная экология.

4. Взаимодействие отдельных направлений экологии обусловлено глубокой взаимосвязью предметов их исследования, на гносеологическом уровне это находит выражение в наличии целого ряда инвариантные понятий, содействующих концептуальному синтезу экологических знаний. К числу таких понятий (помимо обоснованных в литературе: экосистема, эковзаимодействие, экопротиворечие и экоусгойчивость)1 относится также экостабильность.

5. Научное содержание экологического образования следует дополнять художественными сюжетами и образами. Интеграция науки, исскусства и литературы, осуществляемая в процессе экологического образования направлена на преодоление разрыва между логической и образной формами познания действительности, на гуманитаризацию образования в целом.

Теоретическое и практическое значение работы^ Теоретическое значение данной диссертации определяется связью с постановкой и решением в контексте стратегии устойчивого развития философских проблем образования, с трансформацией механизмов социализации индивида на основе экогуманистических ценностей и идеалов. Проведенное исследование позволяет уточнить цели и задачи экологического образования, выявить действенные пути повышения эффективности формирования экологической культуры.

Методологические выводы и положения диссертации могут быть использованы при определении содержания, структуры

1 См.: Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М., 1996. С. 41. экологического образования, совершенствовании практики и методики учебного процесса на различных уровнях.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на научно-практической конференции по экологическому образованию (Орел. 1993 г.), международной конференции по экологическому образованию (Петрозаводск. 1993 г.); семинарах кафедры экологии и естествознания

Нижневартовского государственного педагогического института и лаборатории экологического образования Российской Академии образования; а также отражены в целом ряде публикаций автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка основной использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Основания экологического образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд. Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX-XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.

В связи с усиливающимся загрязнением воздуха, воды и почвы, истощением невозобновляемых природных ресурсов, нарушением устойчивости и снижением биосферы, ухудшением здоровья и качества жизни людей цивилизация сейчас стоит перед выбором дальнейшего пути развития.

Что же несет нам век грядущий- новые проблемы или безоблачное будущее? Каким будет человечество через 150 - 200 лет? Сможет ли человек своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?

Выработанные Конференцией ООН требования к устойчивому развитию предопределяют реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, изменение структуры потребления, регулирования роста населения, содействие устойчивому развитию регионов, учет экологических требований при принятии решений.

Экологический аспект устойчивого развития предполагает сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов - охрану атмосферы, земель, недр, лесов, вод и их экономное использование, сохранение биологического разнообразия, борьбу с опустыниванием и засухой, экологически безопасное использование биотехнологий, повышения безопасности использования химических веществ, решение проблемы отходов.

Идея устойчивого развития, возникшая в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста в масштабах, позволяющих обеспечить необходимый уровень потребления растущему населению, а также надвигающейся опасности необратимых изменений в природной среде, оказывается чрезвычайно созвучной традициям, духу и менталитету России.

Труды В. И. Вернадского и других российских ученых о неизбежности возникновения ноосферы (сферы разума) на планете Земля во многом предвосхитили идеи о необходимости развития, позволяющего удовлетворять потребности общества в настоящем и будущем. Созвучие идеи устойчивого развития традициям и духу россиян создает благоприятные условия для их воплощения в России. Эти идеи должны стать консолидирующим началом поиска согласия в обществе в деле возрождения страны, той ощутимой и понятной перспективой, на достижение которой должны быть направлены нынешние преобразования.

На нынешнем этапе исторического процесса, в условиях обострения глобальных проблем человечество не только осознает свое единство, но и все больше понимает необходимость консолидации действий в самых различных сферах для выживания и перехода к устойчивому развитию. Если раньше мысли И. Канта о вечном мире, В. И. Вернадского о «ноосфере» оставались элитарными, не получали должного социального резонанса, то теперь большинство политиков и государственных деятелей во многих странах, по существу, пытаются реализовать эти великие идеи. В этом отношении показательна конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро. В документах конференции отмечается, что «ввиду глобального характера проблем, стоящих сейчас перед сообществом стран и народов, мы более чем когда либо, связаны общей судьбой. Решения этих проблем должны быть найдены как на национальном, так и на международном уровнях. Это означает, что международные организации и национальные правительства должны во все большей степени становится подотчетными народам всего мира, а также реагировать на их мнения и пожелания».1

В процессе интеграции мирового сообщества особое значение приобретают культурологические вопросы. Культура, в зависимости от содержания и ориентации, может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от становления единого культурного пространства, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с едиными эко-гуманистическими ценностями.

Итак, на пороге третьего тысячелетия человечество все сильнее осознает необходимость взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития. Это обстоятельство, как показано в последних докладах комиссий ООН и Римского Клуба, радикально изменит целевую установку человеческой деятельности, ее содержание в самых различных областях.1 Речь, по существу, идет

0 подлинной экологической революции жизнедеятельности человека, тотальной экологизации образа его жизни. Наступает эпоха информационно-экологического общества, отличительными чертами которой станут массовая компьютеризация различных сфер деятельности и высокая экологическая культура населения. Если количественные показатели жизни людей будут определяться

1 Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993. С. 5. многообразными информационными технологиями, то качественные показатели - такими доминирующими в сознании регулятивами, как постоянное внимание к состоянию природной среды, бережное отношение к биосфере и другим ценностям, исходящим из глубокого понимания уникальности и самоценности жизни на Земле.

Кардинальное значение имеет то обстоятельство, что решение глобальных проблем общественного развития зависит и от того, какой тип человека сформирует общество для их преодоления. Уровень развития индивидуального сознания, морально-этических представлений человека, характер и широта его межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь определяют ценностные установки, мотивы жизнедеятельности людей. Эти составляющие, необходимые для формирования так называемого «открытого ответственного сознания» личности, общество задает посредством образования.

Потребность в формировании экологической культуры как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время все более актуальной. Первостепенную роль в формировании высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание.

Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах

1 Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция (доклад совета Римского его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.

Конечная цель такого образования заключается в том, чтобы представить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой. Подобное образование должно также содействовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира, с тем чтобы повысить чувство ответственности всех стран, что станет предпосылкой для решения серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне.

Экологизация общественного сознания включает в себя формирование экологического сознания в качестве самостоятельной формы общественного сознания, а также внесение экологического аспекта во все остальные формы (политическое, правовое сознание, мораль, искусство и т. д.) и уровни (теоретическое и обыденное, массовое сознание, идеология и общественная психология) общественного сознания.

Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества. И это не случайно. Отношения человека и природы являются своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной и культурной жизни людей. Окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основание человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, замедляя или ускоряя его.

Мировые проблемы требуют изменения установок, с помощью которых нынешнее поколение может отождествлять себя с будущими поколениями и развивать новое понимание природы, гармоничное и заботливое, а не хищническое и опустошительное отношение к ней. Образование должно готовить людей к будущему, смело решать проблемы, которые настоящее ставит перед грядущим.

Экологическое образование ставит двуединую общепланетарную и национальную - задачу воспитания нового человека в духе идей миротворчества, понимания ограниченности ресурсов Земли, недопустимости предельных нагрузок на окружающую среду. Оно нацелено на изменение отношения человека к окружающей среде, призвано формировать такое мышление, которое основано не на силовых решениях и конфронтации, а на диалоговых формах общения разных народов, на гармоничном взаимодействиии природной и культурной среды.

По характеру экологическое образование должно быть непрерывным процессом, системным, целостным, комплексным, междисциплинарным. Эти принципы, а также принципы региональности, должны определять основу учебного процесса.

Идеи и принципы экологического образования еще не получили широкого признания и практической реализации. Одна из причин подобного положения связана с нетрадиционностью концептуальных положений экологического образования.

Жизнь в сложившейся ситуации налагает особую ответственность на каждого члена общества, осознание которой -аспект воспитательный. Ответственность по отношению к окружающей среде предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную экологическую деятельность в своей местности, противодействие безответственности.

Важно подчеркнуть, что именно концепция устойчивого развития должна быть положена в качестве приоритетного основополагающего принципа экологического образования на любом уровне.

 

Список научной литературыИбрагимов, Ибрагим Мутелимович, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Алексеев С. В., Смирнов Е. Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспектива. Спб., 1994. 112с.

2. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М., 1971. 187с.

3. Введение в социальную экологию. Ч. 1-2. М., 1993. 4.1 238с, Ч. 2 - 256с.

4. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., Наука. 1991.270с.

5. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 315с.

6. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы и ее окружения. М., 1987. 371с.

7. Галкин Ю. Ю. Экологическое движение: философско-социологический анализ /Дисс. докт. наук. М., РАУ. 1994. 339с.

8. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1997. 510с.

9. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М., Наука. 1986. С. 210-223.

10. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 18-26.

11. П.Гусейнов А. А. Новое мышление и этика // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1988. С. 8-21.

12. Гуревич П. С. Культурология. М., 1995. 270с.

13. Делокаров К. X., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальных трансформаций. М., 1997. 187с.

14. Долженко О. П. очерки по философии образования. М., 1995. 221с.

15. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развития. М., 1997. 208с.

16. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе. М., «Экология и образование». 1993. 180с.

17. Зотов А. Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии. № 9, 1989. С. 18-25.

18. Каган М. С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека // Вопросы философии. №10, 1987. С. 41-52.

19. Киселев Н. Н. Экологическое воспитание трудящихся. Киев, 1988. 58с.

20. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция (доклад совета Римского Клуба). М., 1991. 213с.

21. Козловский В. Н. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1989. 141с.

22. Комиссаров С. Н., Наместникова И. В. Культура в свете нового мышления. М., 1991. 89с.

23. Коммонер В. Замыкающийся круг: природа человека. J1., 1974. 279с.

24. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор (Рио-де-Жанейро, июнь 1992г.). Новосибирск, 1992. 120с.

25. Концепция экологического образования // Под. Ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. М., 1996. 48с.

26. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, 1987. 221с.

27. Крапивенский В. Социальная философия. Волгоград, 1995. 180с.

28. Культура как целостное явление. Проблемы и методология. JL, 1983. 240с.

29. Культура, человек и картина мира. М., 1987. 315с.

30. Культура: теории и проблемы. М., 1994. 301с.

31. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1990. 380с.

32. Кучинский С. А. Человек моральный. М., 1989. 303с.

33. Кушнаренко И. А. Становление ноосферы: проблемы информатизации и экологизации. Пятигорск, Вестник Кавказа. 1997. 149с.

34. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. М., 1997. 90с.

35. Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991. 180с.

36. Лихачев Д. С. Экология культуры: памятники отечества II Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1980. № 2. С. 33-41.

37. Лось В. А. Человек и природа. Социально-философские аспекты экологической проблемы. М., 1978. 221с.

38. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990, № 10. С. 36-48.

39. Мамедов Н. М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. М., 1989. 56с.

40. Мамедов Н. М. Экологический контекст современного образования // Педагогическое образование. М., 1993. Вып. 3. С. 41-50.

41. Мамедов Н. М. Экология, культура, образование. М., 1996. 52с.

42. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Общеобразовательные цели изучения экологии // Вестник АсЭКО. 1995. Вып. 1-2. С. 5-10.

43. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии // Биология в школе. 1996, № 2. С. 25-31.

44. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология (Учебное пособие). М., 1996. 320с.

45. Маркарян Э. С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван, 1962. 180с.

46. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. 195с.

47. Макрович Д. Ж. Социальная экология. М., 1996.320с.

48. Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984. 290с.

49. Марсиль-Лакост Л. Единство и плюрализм культуры // Общество и культура: философское осмысление культуры. М., 1988. С. 46-59.

50. Материалы межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Тбилиси, 1977. 201с.

51. Медоуз Д. X., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. М., 1994. 291с.

52. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977. 240с.

53. Мир через культуру. М., 1992. 165с.

54. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования) // Ответ. Ред. Иванов В. П. Киев, 1986. 231с.

55. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М., 1996. 141с.

56. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность, политика // Вопросы философии. 1989. №5. С. 28-39.

57. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1989. 289с.

58. Московская Декларация по экологической культуре. М., 1998. Юс. 59.Образование и культура: история и современность. Томск, 1989.248с.

59. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. 161с.

60. Панкова Л. Н. Методологические «основания» альтернативных движений: традиции и инновации // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 69-75.

61. Пасхин Е. Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический анализ. Автореферат докторской диссертации М., 1997. 41с.

62. Педагогическое наследие. М., 1987. 245с.

63. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1986. 286с.

64. Проблемы теории культуры. М., 1977. 168с.

65. Проблемы философии и культуры. М., 1984. 253с.

66. Приоритет экологическому образованию // Тезисы и доклады международной конференции по вопросам образования. Омск, 1996. 126с.

67. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993. 70с.

68. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. М., Издательство МНЭПУ. 1993. 262с.

69. Ремизов И. Н., Чистяков В. И. Нужна ли сегодня социальная экология школе? // Дидакт. № 3-4, 1997. С. 23-27.

70. Реформы в России с позиций концепции устойчивого развития. Новосибирск, 1995. 79с.

71. Реформы образования в современном мире. М., 1995. 96с.

72. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911.201с

73. Риккерт Г. Природа и культура // Культурология XX века: антология. М., 1994. С. 63-76.

74. Савицкий Л. Н. Ноосфера и формирование человека // Вестник высшей школы. 1990, № З.С. 26-33.

75. Саймон Б. Образование и общество. М., 1989. 161с.

76. Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 113-120с.

77. Сноу С. П. Две культуры. М., 1973. 195с.81 .Современное взаимодействие национального,интернационального и общечеловеческого в жизни, культуре, искусстве. Минск, 1986. 149с.

78. Солонин Ю. Н. Философия культуры. Методологическая оценка кризиса культуры // Вестник ЛГУ. Сер.6. 1991. Вып 3(2). С. 43-48.

79. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 236с.

80. Сосунова И. А. Социальная экология как сфера социологического знания / Дисс. докт. наук. М., РАН. 1997. 270с.

81. Сосунова И. А. Социально-экологический мониторинг: методологические и методические основы. М., РЭФИА. 1997. 100с.

82. Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информации. М., 1979. 63с.

83. Средства массовой информации и экологическое образование в решении проблем охраны окружающей среды. Материалы международной конференции. Владикавказ, 1997. 203с.

84. Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М., 1989. 275с.

85. Стафецкая М. искусство, духовность, перестройка //Искусство. 1987, №9. С. 46-53.

86. Сугай Л. А. Культура и образование. Ч. 1. М., 1993. 95с.91 .Суравегина И. Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель // Экология, культура, образование. М., 1989. С. 99-105.

87. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. 213с.

88. Тейяр Де Шарден П. Феномен человека. М., 1989. 260с.

89. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. ЮНЕСКО, 19977. 271с.

90. Тоор М.-Л. История процесса. М., 1983. 301с.

91. Урсул А. Д., Уледов В. А. Государство и экология. М., РАГС. 1996. 169с.

92. Урсул А. Д. На пути к информационному экологическому обществу II Философские науки. 1992, № 5. С. 17-25.98 .Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» //

93. Философские науки. 1986, №1. С. 28-34. 99.Урсул А. Д. Перспективы экоразвития. М., Наука. 1990. 270с.

94. Урсул А. Д., Лось В. А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития. М., Луч. 1994. 273с.

95. Урсул А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993. 271с.

96. Урсул А. Д. Модель устойчивого развития для России. М., Луч. 1994.176с.

97. Урсул А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 45-56.

98. Удальцова Э. В. Византийская культура. М., 1988. 200с.

99. Философия истории: диалог культур. М., 1989. 302с.

100. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 126с.

101. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. 161с.

102. Хейзинг И. Homo rudens в тени завтрешнего дня. М., 1992. 325с.

103. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культура. М., 1985. 169с.

104. Чумаков А. Н. Глобальные проблемы современности. М., 1994. 208с.

105. Чурбанов В. Новая культурная политика или новая «культурная революция»? М., 1993. 113с.

106. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.189с.

107. Шафаревич И. Две дороги к обрыву // Новый мир. 1989, № 7. С. 75-83.

108. Швейцер А. Культура и этика. М., 1979. 325с.

109. Школенко Ю. А. Ценности XX века. М., 1990.119с.

110. Щедровицкий Ю. Г. Очерки по философии образования. М., 1994. 190с.

111. Экологическое образование и устойчивое развитие / Под ред. А. Д. Урсула М., 1996. 235с.

112. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. 220с.

113. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Мамедова Н. М. М., Агенство «Технотрон». 1996. 136с.