автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Структура и динамика современного экологического сознания

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Янч, Валерий Вацлавович
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Структура и динамика современного экологического сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Структура и динамика современного экологического сознания"

белорусский. ордена трудового красного знамени государственный университет имени в.иденина

На правах рукопиои

hhï валерии зацеавовнч

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА. СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОПИЕСКОГО СОЗНАНИЯ /философ— ско-мэтодологичэский анализ/

Специальность 09» 00. 01 — диалектический ж

исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой стэпени кандидата философских наук

Минск - 1991

Работа выполнена в Белорусском ордена Трудового Красного Знамени государственной университете имени В. И* Ленина

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор АЛ. Зеленков

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор А. Д. 1усев

кандидат философских наук, доцент И. Е» Шршов .

Ведущая Белорусский технологический

организация: институт имени С. М. Кирова

Защита диссертации состоится " Ш " 1991 год

в 14 час. на заседании специализированного совета Д 56.03.01 присуждению ученой степени доктора философских наук в Белорус ском государственной университете .имени В. И. Ленина.

Адрес: ,220080, г. Минск, Ленинский проспект, 4, Белорусе госунгверситет, главный корпус, аудитория 206.

С диссертЕСдаай ыожно х)анакошгься в библиотеке Белгосушв верситета имени В. И. Ленина.

Автореферат .разослан * Л * октября-1991 года

Ученый секретарь специализированного сосага кандидат философских наук

В. Л. Дунаев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Развитие современной цшзшшзадаш наряду с качественным улучшением условий существования человечества поставило перед ним и целый ряд острых проблем. Это такта проблемы как энергетическая, информационная, демографическая, продовольственная и ряд других. Особое место в этом комплексе принадлежит проблемам взаимодействия общества и природы» Гигантский рост производительных сил общества, экспоненциально возрастающая техногенная экспансия человека в природу и низкий уровень знаний о возможных последствиях такой экспансии привели человечество на грань экологической катастрофы. В разных регионах шганаты возникают экстремальные экологические ситуации, требующие от общества колоссальных усилий по их стабилизации и устранению негативных последствий безудержного роста техногенной мощи современной цивилизации»

Острота современной экологической ситуации по-новому поставила вопрос о фундаментальных цотгосткнх ориентация^ человеческого общества. Существовавшая ранее установка на бесконечное прогрессивное развитие, основанное на экспоненциально возрастающем вовлечении природных богатств в процессы производства материальных благ вно учета ограниченных кошецсирущнх возможностей биосферы, показала в современных условиях свою несостоятельность. По-новому поставлен и вопрос о роли и маете науки в общественной жизни. Ориентация на постоянный прирост знаний, накопление научячх инноваций вне их адаптации к культура общества танзе продемонстрировала свое несоответствие потребностям сегодняшнего дня. В общества формируются новые экологические потребности и интересы, актуализярутаще проблему адекватной, теоретической интерпретации современной экологической ситуации и поиска средств и механизмов ее качественного совершенствования.

Экологическая проблематика стала объектом внимания как специалистов-экологов, так и представителей обществоведения, технико-• знания. Значительный интерес, проявляется к ней со стороны различных общественных а правительственных организаций, организуются исследования в области экология и на межгосударственном уровне. На стыке естоствегашх, общественных и технических наук, формирует. ся новая область знания — социальная экология. Она исследует взаимодействие биотических, абиотических и антропогенных характеристик биосферы с целью раскрытия закономерностей коэволюции чалове-

- 3 -

ка и естественной среда его обитания. В рамках социальной экологии происходит формирование комплексного социально-экологического знания. Оно в свою очередь оказывает существенное воздействие- на мировоззренческие установи: ладей, кардинальным образом видоизменяет вс® систему взглядов на проблема взаклзодействия общества и природы. Иными словами происходит трансформация общественного сознания, что обусловливает возрастание в научной к философской литературе интереса к такому феномену, каким является экологическое сознание.

Острота современной экологической ситуации, 'стимулированные ею изыскания в области социальной экологии убедительно доказывают, что именно экологизация сознания общества, а через него - н экологизация хозяйственной деятельности являются теш фундаментальными механизмами, на основе которых и могут быть изменены неблагоприятные тездендаи в природоохранной сфере. Поэтому изучение экологического сознания, его сущности ж закономерностей функционирования представляет на сегодняшний день задачу огромной важности.

Актуальность исследования экологического сознания обусловливается такие необходимостью формирования системы комплексного социально-экологического знания, образующего ядро его теоретического уровня и войска механизмов эффективного воздействия экологических ценностей на образ яизва и мышление лвдей. Иными словами сегодня с особой острого! встает пробяеш экологизации обыденного сознания, преодоления разрыва маяцу специализированным и кассовым сознанием. Ибо лишь адаптированные % особенностям обыденного сознания теоретические знания могут сгать ре^удативом экологической деятельности ждвк.

Хозяйственная деятельность содергат в себе риск возникновений экстремальных окологичвсках свзуацгй, Экологическое сознание в данном контексте ажшет выступать в качестве средства, обладавшего способностью предо гвраннь юге сзости я гшшущ экологический риск, обеспечить наиболее аффективную адаптацию к экстремальным экологическим условиям. Поэтому проблема функционирования экологического сознанкя в условиях эксчфзщальннх ситуаций з современных обстоятельствах особенно актуальна.

Актуальность тещ исследования связана гакае о тем, что в современной научной и философской литературе не все аспекты экологической проблематики в достаточной степени разработаны. В лервув

-

очередь это касается категориального аппарата теории взаимодействия общества и щгароды. Речь здесь претда зсего идет о таких понятиях как "экологическая деятельность", "соцгально-экологические отношения", "экологические потребности", "экологические интересы", "экологические целя", "социально-экологический идеал" и ряд других.

Исследование экологического сознания ваяло и с позиций воспитательных задач. Проблемы экологического образования и воспитания могут быть успешно решены лишь на прочной научной основе.

Таким образом, актуальность теш диссертационного исследования обусловлена как потребностью практического решения стоящих перед обществом природоохранных задач, так и методологической необходимостью дальнейшей разработки теории взаимодействия общества и природы. Эти две груши факторов тесно взаимосвязаны: возникающие и уже проявившиеся экологические проблемы не могут быть решены без их теоретико-методологического анализа.

В философской и конкретно-научной литературе весьма интенсивно увеличивается число работ, в которых анализируются различные аспекты взаимодействия общества и природа. Ведущиеся исследования осуществляются как правило в классической парадигме, Еыра&енной в работах В Л* Вернадского, Ю. Одума, С.С. Шварца, H.H. Моисеева, А» Печчеи, Дк. Форрестера а других авторов. Существенный вклад в разработку социально-экологической проблематики внесли такие исследователи как МЛ. Буднко, ПЛ. Водоявяяов, Э.В. Урусов, В.В. Загладил, А.И. Заленков, В Л. Казначеев, ИЛ. Лаптев, В .А. Лось, ЮЛ\ Марков, НЛ» 'Лоисеев, ИЛ. Новик, ИД*. Олдая, ИЛ» Фролов, О.Н.. Яшщесийп др.

-В последние годы активно исследуется один из важнейших факторов оптимизации отношений в система "общество-природа" - экологическое сознание. В этом направлении плодотворно работают ЭЛ. Еарбазшна. Р,У» Бндяиева,- Э.В, Гзрусов, АЛ. Кочергин, ГЛ. Платонов и другие авторы. Исследователям! поставлена и решаются вопроса о месте экологического сознания в структуре общественного сознания, о его специфика, закономерностях функционирования з путях Формирования. Изучаются различило аспекты взаимосвязи экологического сознания с другими формами общественного сознания, особенности ого воздействия на соппальнутэ действительность.

Активно в совремвнвой литературе гсслодуется формирующееся сегодня на стшсе естественных, общественных и технических наук, со-циально-бкодогаческое знание. Внимание ученых сконцентрировано на

- 5 ~

проблеме поиска методологических оснований и принципов синтеза различных разделов экологии в рамках единой концептуальной системы. Продуктивные результаты в этой области исследований получены такими авторами как И.П. Герасимов, Н.Г. Васильев, Д.Г. Доскач, В Л. Гаратута и др.

Шесте с тем, отдавая должное вкладу советских исследователей в разработку проблем взаимодействия общества и природы, следует отметить, что многие из них требуют дальнейшего осмысления и теоретической интерпретации. Недостаточно изучены на сегодняшний день такие социально-исторические реалии как экологическая деятельность и ее структура; роль экологической деятельности в формировании социально-экологических отношений; экологические потребности и интересы, лежащие в основе формирования экологического сознания общества. Исследование мотивационной основы экологической деятельности требует и анализа таких феноменов как экологические цели и социально-экологический идеал.

Несмотря на ряд серьезных результатов, полученных в исследованиях проблемы синтеза социально-экологического знания, программа построения синтетической картины экологической реальности нуждается в дальнейшем теоретико-методологическом обосновании. Эта проблема инициирует поиск механизмов интеграции динамично развивающегося социально-экологического знания в культуру и его использования в экологической деятельности лвдей. Не эксплицированы и механизма, позволяющие преодолеть разрыв мезду обыденным и теоретическим уровнями экологического сознания.

Дальнейшего анализа тробует проблема исследования особенностей экологического сознания различных исторических эпох. И если экологическое сознание архаических .обществ исследовано достаточно хорошо, то серьезное изучение мировоззренческих парадигм XI века через призму экологической проблематики только начинается. Дело в том, что как правило литература, посвященная анализу этого этапа в истории взаимодействия общества и црлроды, написана на основе классового подхода. В силу этого многие проблемы требуют переоценки, переосмысления ж теоретической интерпретации, с учетом общечеловеческих, гцпшлкзациоггас подходов в исследовании взаимодействия общества и природа. В диссертационном исследовании автор опирался на работы Д. Белла, Я. Танборгена, JU Тоффлера и др. с целью использования эвристического потенциала идей постиндустриализма для более корректной интерпретации сущности к перспектив взадаодейст-

- 6 -

вия человека и природа.

Едэт своего решения и проблема функционирования экологического сознания в условиях экстремальных ситуаций. В специальной литературе нашш глубокое отражение различные аспекты деятельности организма в условиях космоса, Крайнего Севера, высокогорий, выявлены особенности физической, химической, биологической адаптации к этим условиям /Александровский Ю.А., Лебедев В.И., Леонов A.A., Панин Л.Е., Соколов В.П. и др./» Однако следует отметить, что проблема'существования и функционирования человеческого организма в экстремальных экологических обстоятельствах, порожденных хозяйственной деятельностью общества, в значительной степени выпала из поля зрения исследователей. На уточнены и сами понятия "экстремальная экологическая ситуация", "экологический риск", не выявлены их функциональные характеристики. Это еще раз подтверждает актуальность дальнейшей разработки категориального аппарата концепции взаимодействия общества и природа.

Таким образом, системный анализ экологического сознания, особенностей его структурной организации и закономерностей динамики в условиях экстремальных ситуаций является бэзусловно актуальным.

Цель диссертационного исследования заключается в философско-мотодологдческом анализа современного экологического сознания, в выявлении особенностей его структурной организации и механизмов развития в условиях стандартных н экстремальных социально-экологических ситуаций. Достижение поставленной цели предполагает решение следувдях задач:

- — раскрыть сущность и структуру экологического сознания как органичного компонента культура современных индустриально развитых обществ; •'

— исследовать научные 2 социокультурные основания современного экологического сознания, зафиксировать основные параметры их взаимодействия и взаптобуслоЕшенности; .

— осуществить историко-культурную реконструкции процесса развития экологического сознания и форм его. констятуирования в социально-исторических условиях XX века;

— расщрыть важнейшее предпосылки н механизма динамики экологического сознания в процессе перехода от индустриальных к пост-

■ индустриальным формам социальной организации;

— выявить особенности фувкцюяшрования экологического созна-; ния в -условиях экстремальных экологических ситуаций.

- 7 - •

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем осуществлен комплексные фклософско-мегодологический анализ современного экологического сознания как фактора оптимизации отношений в системе "общество-природа".

Конкретно это выражается в следующем!

- экологическое сознание рассмотрено как форма общественного сознания в как социально-исторический феномен , функционирувдий и взаимодейстБувдий с такими феноменами как экологическая деятельность , социально-экологические отношения, экологическая культура» В контексте решаемых задач выявлена мэтивагионная офера возникновения экологического, сознания как органичного компонента культуры современных индустриально развитых обществ;

- осуществлена систематизация основных направлений в форм синтеза социально-экологического знания, выявлена его структура и особенности детерминации научными и ооцискультурннми факторами;

- исследована проблема гштеграшщ динамично развивающегося социально—экологического знания в^яьтуруобщества, преодоления имеющего место разрыва между обеденным ^теоретическим уровнями экологического сознания. В качестве одного из механизмов, обладающих потенциальной возможностью ипшнить подобные задачи, рассмотрев механизм действия социокуаьтуриой. традици; - '

- экологическое сознание выбрано в качестве единицы анализа современной цивилизационной ДЕнамкхи. Через его призму рассмотрены приоритеты s ценности, присущие индустриальной я постиндустриальной мировоззренческим парадигмам, рас смотрены предпосшош возникновения экстремальных экологических оитуашй;

- выявлены и цроаналиэированы механизмы динамики современного экологического сознания в ситуациях оианн базовых экологических ценностей; '

- предложена иэдель исследования црдчия возникновения экстремальных экологических ситуаций.

Проведенное в диссертации исследование позволяет вынести на защиту следущие положения: ...

- современное вкологическое сознание представляет собой самостоятельную форму общественного соавания, находящуюся в процессе становления. Лно обладает сложной структурой: представляет собой двухуровневое образование /функционирует на обыденном и теоретическом уровнях/, а также вюшчает э свой состав психологическую а идеологическую компоненты; . .

Г' — 8 -

- ядро экологического сознания составляет система динамично развивающегося на стыке естественных, общественных и технических наук социально-экологического знания» Соцаально-зкологическ-ое знание полиструктурно. Возникая как результат интегративных процессов в современном научном незнаний, оно аккумулируется в новой области знания - социальной экологии.

Синтез социально-экологического знания детерминируется как современным состоянием экологической проблемы, так и внутрянауч-ными и социокультурными факторами. Он осуществляется в общеметс-дологяческотл направлении и под эгидой конкретных наук. Особое место в этих синтетических процессах' принадлежит философии, которая берет на себя задачу методологического поиска средств социально-экологического синтеза;.

- в современных условиях актуализируется проблема интеграции динамично развивающегося социально-зкологического знания в культуру общества, преодоления разрыва мезду обыденным и теоретическим уровнями экологического, сознания. Эта задача может быть ре-вена, в частности, средствами социокультурной традиции* которая обладает бифункциональной природой /отфоригционко-содергательннй

и формальный аспекты/. В силу этой своей двойственной природа социокультурная традиция выступает в качества механизма трансляции экологических ценностей, программ экологической деятельности из поколения в поколение, от одной соштаяытой общности к другой, а татае представляет собой • совокупность основных доминантных ценностей экологического характера конкретно-исторического типа культуры;

- в осуществлении- экологической деятельности экологическое сознание выполняет програтлмируицув, мотивирующую, регулирующую и контролирующую функции. Мотивация' экологической деятельности осуществляется со стороны экологических потребностей и интересов, имеющихся в обществе. Оки осознаются лэдьмя и выступает в качестве идеальных моментов экологической деятельности;

: - одна .из глубинных причин современной сложной социально-экологической ситуации- кроется в особенностях экологического сознания, характерных для него ценностей и мировоззренческих парадигм. Смена индустриализма как мировоззренческой парадигмы и экономического феномена идеологией п практикой постиндустриализма, осуществленная на рубеже 60-70-х годов И века в .целой ряде экономически развитых, стран» .сопровождалась сильнейшим экологическим кризисом.

Этот 1физпс, эта смена идеологе:.! иллюстрируют механизм возникновения экстремальных экологических ситуаций, которые порождаются наличием разрывов в функционировании экологического сознания -как компоненты экологической культуры общества«. В местах подобных разрывов образуются лакуна, которые содержат в себе потенциальную возможность возникновения экстремальных ситуаций;

- одна из причин возникновения экстремальных экологических ситуаций содержится также в наличии вкологнческого риска в самых разных областях хозяйственной деятельности. Экстремальная экологическая ситуация представляет собой предельную обстановку, вызванную изменением качественных параметров окружающей среда, в рамках которой слояившиеся в нормальных условиях формы экологической деятельности, социально-экологических отношений и стереотипы пси--хического реагирования на изменения природных условий теряют свою адаптирующую эффективность. В экстремальных экологических обстоятельствах экологическое сознание выполняет функции создания модели изменившейся окружающей среды /моделирующая/, и регулирования социальной деятельности в нестандартных условиях /регулятивная/;

- исследование причин возникновения экстремальных экологических ситуаций моает быть осуществлено на основе модели, которая предполагает анализ таких компонентов как экологический риск; экстремальная экологическая ситуация; психологические особенности субъекта социальной деятельности; социально-экономические, политические, социокультурные характеристика конкретно-исторического типа социальной организации» создающие условия для возникновения экстремальных ситуаций.

Теоретическая значимость результатов, получондах в диссертационном исследовании, определяется дрезде всего тем, что они позволяют конкретизировать Е уточнять современные представления об экологическом сознании, его природе, структуре и основных функциях. Проведенное наследование намечает известные перспективы при решении проблемы функционирования экологического сознания в условиях экстремальных аколоотчеехш ензуацай".

Результата диссертационного исследования могут быть использованы в цреподавашаг курса философии в высших учебных заведениях.

ОСНОВНОЕ ССЩЕЕШЙЕ ЕАШШ ^ .

Во введении обосношваэтся -актуальность исследуемой деда, ло-— 10-.

называется степень ее разработанности, определяются цель я основные задачи исследования, положения, выносимые на защиту, отмечается научная новизна и теоретико-практическая значимость исследования.

В первой глазо "Экологическое сознание как объект фллософс-ко-методолопгческого анализа" раскрывается специфика современного экологического сознания, включающего в СЕое содержание совокупность чувственно-эмоциональных и концептуально-теоретических представлений, отратдющих субьектно-объектные отношения в системе "общество-природа" и представлявших собой сценку этих отношений с точки зрения бозмокеенх направлений их воспроизводства и оптимизации.

Сущность и структура современного экологического сознания раскрызается через категориальную матрицу, основными элементами которой являэтся понятия ж экологическая деятельность", "социально-экологические отноиения", "экологическая культура". Избранная категориальная матрица определила необходимость выявления специфика экологического сознания через пркзму следугцих связок: 1. Экологическое сознание я экологическая деятельность. Экологическое сознание в данной связка выступает з качестве регулирующего, контролирующего, мотивирующего и программирующего фактора экологической деятельности. 2. Эхоясгзгтескоо сознание и социально-экологические отношения. Деятельность невезг.тота вне отнекенпа. Ведь сознание даот не только план деятельности, но и создает условия, в которых эта деятельность становится возможной. Это объективные условия /средства деятельности/ и субъективные условия, под кото-.руми следует поятаать те требования, которым должен соответствовать субъект деятельности. 3. Экологическое сознание и экологическая. культура. Культура выступает здесь не только как результат фуйкцжширования субъекта экологической деятельности, но и как набор программ, ценностей, воздзйствуифж на взаимоотношения общества и природа. Экологическое сознание в этом смысле - проекция будущего состояния экологической культуры, оно выступает в качеств«} фактора, оказывающего самое непосредственное влияние на ее формирование. . . "

Раскрытие взаимосвязи экологического сознания и экологической деятельности показывает, что оно сегодня выполняет роль фактора, способного актуализировать потек такте форм социальной деятельности, которые бы в наименьшей степени наносили ущерб окруяаю-

~ и -

щей среде и препятствовали возникновению экстремальных экологических ситуаций. Теснейшая взаимосвязь экологического сознания с экологической деятельность» выявлена и в процессах ее мотивации. В своей деятельности субъект детерминируется экологическими потребностями и интересами, имеющимися в обществе.

Экологические потребности, выражая состояние объективно существующих экологических условий, диктуют логику целенаправленной экологической деятельности. В процессе этой деятельности складываются социально-экологические отношения, которые проявляются через экологические интересы. Экологические потребности и интересы осознаются людьми и выступают в качестве идеальных моментов экологической деятельности л социально-экологических отношений. Они формируют цели, мотивы, -стимулы, стремления, идеалы и другие духовные образования, которые, лежат в основе первичного отражения экологическим сознанием экологических условий жизнедеятельности общества. Ооознанные субъектом экологические потребности и интересы определяют его отношение к внешнему миру, структуру и формы сознательной экологической деятельности, еодаально-экологяческих отношений. Процесс осознания потребностей и интересов - есть процесс перехода материального в идеальное , объективного в субъективное. Именно отсюда и берет свое начало процесс формирования экологического сознания.

Экологические интересы выступают также в качестве промежуточного звена, связывавдего экологические потребности с экологическими целями и с»циально-экологическим идеалом. Экологические цели представляют собой идеальный образ предвидимых качественных параметров окружающей человека природной среды, которые общество хотело бы получить в результате осуществления экологической деятельности. В экологических целях в идеальной форме преобразуется овру-жаащий человека мир, осуществляется процесо отбора наиболее эффективных форм взаимодействия общества с природой, моделируются новые способы связи человека с внешним миром.

Анализ экологических целей позволяет выделить-конечные, стратегические цели, которые формируются ва основе знания закономерностей развития системы "общество-природа". Высшей формой проявления конечных экологических целей является социально-экологический идеал, под которым понимается динамическая модель системы :побщество-пр!фода*', преломленная в сознании личности. Социально-экологический вдеазг, как представление о совершенном он желаемом,.выражает

•■ —12 —

такие объективные тонденцш, в которых фиксируется образ будущего состояния взаимоотношений общества и природы. Социально-экологи- . ческий идеал выступает высшей формой отрагепвя действительности, опереЕшоцего предвидения тенденций развития взаимодействия общао-тва как целостного организма с природой.

Раскрытие роли экологического сознания в Детерминации экологической деятельности и формировании социально-экологических отношений закономерно привело к анализу его взаимосвязи с экологической культурой общества. Экологическая культура в диссертации рассматривается через призму экологического а культурологического подходов. В рамках экологического подхода экологическая культура гфоявляегся как культура экологической деятольностя, культурологический те подход ориентирует на исследовние ее как экологического аспекта развития культуры. Яо сути эти два подхода описывают одно и то же явление с двух разных сторон. Экологический подход позволяет определить экологическую культуру как совокупность всех результатов, которых достигло общество в сохранении и восстановлении природных условий своего существования. С культурологической точки зрения она выступает как своеобразная форма, сфера человеческой деятельности, направленной на сохранение этих условий. В понятии экологической культуры фиксируется специфически социальный способ единства человека с природой, достигнутый уровень познания законов развития единого социобиосферного комплекса "общество-природа* и реализация выработанных знаний в экологической деятельности общества.

Экологическая культура — это соцавльная память общества, она выступает не только как результат деятельности соответствующим образом ориентированного субъекта, но в как набор ярограда, цезноо-тей, воздействующих на взаимоотношения общества я цриродн. Прячеа этот набор программ постоянно видоизменяется. Изменения эти в свое очередь детерминируются экологической деятельностью общества,- в ходе которой выявляется эффективность,, созидательный потенциал тех или иных програил. 3 целом в структуре экологической культуры в соответствии с концепцией, цредаохенной B.C. Степннымт можно выделить три вида программ, воздействуящих на взаимоотношения общества и природы: 1, атрибутивные; 2. реликтовые; 3. прогностические.

К атрибутивным относятся те программы, которые обслуживают

1 См.: Степин B.C. Философская мысль на рубеже двух столетий // Философия и жизнь. - Ш., 1990. - С. 7-28.

- 23 -

экологические потребности общества на кавдом конкретном этапе его развития. Вместе с тем, в ходе осуществления экологической деятельности выявляются и такие црогрзшг, которые не соответствует сложишемуся на' данный момент положению в природоохранной сфере, программы, которые утрачиваит свой эколого-адаптивный потепциал. Они и образуют реликтовый слой экологической культуры. Эти программы не отмирают совсем, ош воспроизводятся в ограниченных масштабах в обществе, чаде всего в саду традиции, сложившегося уклада жизни, но определяющей роли уне на играют.

Прогностический слой экологической культуры возникает прежде всего благодаря целеполагавдей деятельности экологического сознания. Именно объективированные в экологической культуре результаты прогностической работы экологического сознакля и позволяют обществу эффективно адаптироваться к динамично изменяющимся условиям его соцяоцриродаого бытия. Из этого слоя пополняет свое содержание атрибутивный слой акологичзской культуры, отбрасывая з то же время утратзшшо своэ эффективность программы. В некотором смысле можно дад;а сказать, что функционирование экологической культуры и есть процесс постоянной смены этих программ.

Духовкой компонентой экологической культуры является экологи-чоскоз сознание общества. В диссертационной работе рассматриваются амзщкаоя в советской литература подходы к проблеме определения вдета экологического сознания в структуре общественного сознания. Предлагается рассматривать его .в качестве самостоятельной Форш общественного сознания, находящейся в процессе становления. Этот вывод делается на том основании, что экологическое сознание вполне отвечает тем критериям, которым долкка соответствовать самостоятельная форта общественного сознания1;! что дая его функционирования в качество форма общественного сознания сегодня сложились соответствующие материальные услрвия и общественные отношения.

Еокплексная структурно-фушщиональная характеристика 'экологического, сознания предполагает рациональный синтез результатов проблежо-содериатольного и истсряко-генетического исследования данного феномена. В результе такого синтеза в диссертационном исследовании вычленены закономерности становления и развития индивидуального- экологического сознания, причины, детерминирующие суще-£Г£оваяж? рдз^шчтпге ^онкологического сознания в рамках одного

. Си.: Чогт и закономерности общественного созна-

господствующего типа, получено представление о специфике отражения проблем взаимодействия общества и природы в рамках нндустри- . льной л постшдустряальной мировоззренческих парадигм.

На основе содержательного анализа экологическое сознание рассмотрено в гносеологическом и соцгологическом аспектах. Глубина отражения экологической проблематики в экологическом сознании позволяет выделить обыденный и теоретический уровни экологического сознания. Обыденный уровень вкжяает в себя обыденные знания, от-ражшцпе представления о характере и сущности социально-зколога-ческих процессов, формирующиеся у людей на основе жизненного опыта, а также психологическую кошоненту в виде эмоций, чувств, настроений, отражающих их социоггриродное бытие.

Теоретический уровень экологического сознания включает в свой состав систему социально-экологических знаний, формирующихся сегодня как результат ивтегративного взаимодействия естественных, общественных в технических наук, а такхе особое идеологическое образование, определяемое как экологическая идеология. '

Социально-экологлческое знание образует ядро теоретического уровня экологического сознания. Оно полиструктурно, включает в себя наука биотического, абиотического и антропоэкологического кс»-плексов. Синтез соцяально-экологэтеского знания детерминируется как современным состоянием экологической проблемы, так и внутри-научными к социокультурными факторами.. Разработка проблемы синтеза социально-экологического знания осущоствдяотся. сегодня как в общеметодологическом направлении, так и под-эгидой конкретных, наук. Особое место в этих процессах принадлежит философии, которая берет на себя задачу методологического поиска средств синтеза социально-экологического знания.

В диссертационном исследовании доставлен вопрос о путях интеграции динамично развивающегося социально-экологического знания в культуру общества, о преодолении имевшего место разрыва мзэду обыденны;.? и теоретическим уровнями экологического, сознания. В качестве одного из механизмов, способетвувдпх реализации этих задач, рассмотрен'механизм действия соштокультурной традиши. Подобный подход обусловлен бифункциональной природой ■ социокультурной традиции. Традиция - это особый тий отношений медцу последующими стадиями развивающейся социальной, систзмы, .когда на новом уровне бытия этой системы стереотипно ж инвариантно воспроизводятся структурные и функциональные характеристики ее предшествующего уровня;.

-15 -

Именно поэтому традиция воплощает в себе репродуктивное начало, выступает своеобразной формой исторической преемственности в развитии содаалышх систем. В самом названии, таким образом, зафиксирована одна из главных функций трэда?®1 - быть механизмом передачи информации от поколения к поколению, от одной социальной общности к другой. С содержательной стороны социокультурная традиция представляет собой совокупность основных доминантных ценностей конкретно-исторического типа культуры. Этот амбивалентный характер социокультурной традиции обусловливает ее способность аккумулировать в себе экологические ценности, программы экологической деятельности, социально-экологические знания и делать их достоянием культуры современных обществ.

Во второй главе "Экологическое сознание и приоритеты разга-тия современного цивштаацяогоюго процесса" на основе анализа индустриальной и постиндустриальной 'мировоззренческих парадигм предпринята попытка целостной историко-культурной реконструкции процесса развития экологического сознания и форм его конституирова-ния в сопкально-Есторшшских условиях XX века.

В диссертационной работе экологическое сознание выбрано в качестве единица анализа современной цшшзадаоншй динашки. Будучи синкретичным по своей природе, оно интегрирует в себе социаль-ко-економаческиа, политические, социокультурные феномены, характерные для определенных исторических эпох. Поэтому в «ем в снятом ввде содержится и весь комплекс явлений, отражающих, специфику современного цквядизашмнного процесса. Через призму доминантных экологических ценностей, прксувдс основным типам современного экологического сознания предпринята попытка зафиксировать приоритеты, тенденция современного этапа в развитии человеческой цивилизации, выявить предпосылки возникновения экстремальных экологических ситуаций»

Значительная часть IX века прошла под знаком дошшцпзовсюия индустриализма. Причем в контексте ■ экологической проблематики индустриализм на должен бить интерпретирован лить как чисто оконо-«яческий феномен. В диссертации он рассматривается и как шровоз-арвкчвская ларадпгта, как система ценностных ориентаций, принципов огчошеяня человека к природе, модель .социальной организации общества, цельп которой является воспроизводство человека прежде всего как производительно!? силы, как живого придатка к машине. Индустриализм как. сошгэльно-исторкческое явление пронизывает как

- 16 -

сферу общественных отношений в рамках определенных общественных систем, так и выступает в качестве одного из принципов, лежащих ■ в основе международных отношений. Для экологического сознания, сформированного индустриальным обществом,характерна ориентация на созфанение локальных природных комплексов, отдельных видов животных и растений. Этот путь рассматривается им как достаточный для сохранения природной среды дая будущих поколений»

Феномен индустриализма является неотъемлемым продуктом обще-цшзялизационного процесса, а поточу нашел свое воплощение в экономической и духовной жизни стран, пытавшихся реализовать самые разнообразные одели общественного устройства. Наибольшего влияния идеи индустриализма достигли в 50-60-е роды IX века, теш индустриализм стал рассматриваться как универсальная форма прогресса человека, независимо от социокультурной среды того шаг иного общества.

В контексте экологической проблематики возникновение индустриализма связано я обусловлено сменой исторических типов эхолота-ческих культур. Каждый тип экологической культуры основывается яа определенной парадигме взаямодействиячеловека о природой, и переход к промышленной стадии развития потребовал формирования новой идеологии, дающей возможность с максимальной эффективностью использовать новые условия, порожденные промышленной революцией. Та полнота соответствия, с которой индустриалом стал неотъемлемой частью культуры экономически развитых обществ, говорит о том, что свои прогностические функции культура эпохи господства натурального хозяйства выполнила почти полностью. Ьйинствеяная, и вместе с тем главная проблема, связанная с переходом ойцества ва индустриальные рельсы развития, возникла в афере взаимоотношений человека и природы. Экологическое сознание, доставшееся обществу индустриальному от общества патриархального, при всех его модификациях в изменившихся условиях, на' смогло выработать эффективных программ и ценностных образований, позволивших с самого начала строить взаимоотношения с природой яа экологически .обоснованных принципах;

. Глобальное разрушение природы индустриальными странами отражает факт наличия разрывов в функционировании экологической культуры общества и ее духовной компоненты - экологического сознания. логическая культура индустриального общества не сумела в долиной степени оперативно заработать и интегрировать в саше разные сферы социальной деятельности инновации, несущие в себе экояого-адая-

-17 -

тивный потенциал. Произошел разрыв нити, связывающей в единый поток традиционные и инновационные формы экологической деятельное-ти, программируемые в своп очередь экологическим сознанием. На рубеже 60-70-х годов разразился серьезнейший экологический кризис, повлекший за собой и кризис индустриализма. '

В диссертационном исследовании выявлены два основных парамет- • ра кризиса индустриализма: пространственный и временной. С одной стороны, индустриализм как мировоззренческая парадигма к концу 60-х годов исчерпал возможности своей экспансии в пространственном отношении. В мире практически не осталось ни одной страны, даже экономически слаборазвитой, в общественном сознании которой не был бы зафиксирован факт банкротства идей индустриализма как комплекса экономических мероприятий и ценностных образований, с котор;мс могла бы быть связана благоприятная социальная перспектива. Здесь речь не идет о том, что в силу нищеты и экономической зависимости многие страны "третьего мира" вынуждены были тиражировать в своих национальных рамках индустриальную модель развития со всеми ее пороками. Дело в принципе, индустриализм как символ благополучия ут- ■ ратил свой благопристойный имидж.

Второй парамзтр кризиса идеологии и практики индустриализма -временной. Речь здесь вдет о лимитирующем факторе времени, о том, что у человечества болъсе не было и нет времени, чтобы совершать новые-ошибки, а затем искать пути их, нейтрализации. Могучие сшш природы, поставленные на службу человечеству за года индустриального развития, выйдя из под ,контроля /ядерная энергия, например/ могут привести к катастрофическим последствиям, и тогда уяе нельзя будет остановить часы, отсчитывавдие последние минуты истории.

йш>д из экологического кризиса рубеиа 60-70-х годов XX века сопровождался перестройкой экономических моделей общественного развития и формированием новой постиндустриальной идеологии, ориентированной на выработку коэволюционных форм взаимоотношений общества к природа. В этой смене мировоззренческих парадигм проявляется механизм возникновения экстремальных экологических ситуаций. Она являются закономерным следствием наличия разрывов в функционировать экологического сознания ж экологической культуры общества. В местах подобию: разрывов образуется лакуны, которые при наличии определенных условий могут способствовать возникновению экстремальных ситуаций. .

Возникковзияе экстремальных экологических ситуаций«связано - 18 -

также с наличном в самых разные сферах человеческой деятельности экологического ряска. В его основе лежат причины как объективного,, так и субъективного характера. Объективное в экологическом риске определяется существующим на сегодняшний день уровнем позпанжя систем такой сложности, какой является система "общество-природа"; многовариантностью развития природных,социальных и технологических процессов, что обусловливает лишь вероятностное предсказание последствий осуществления тех или иных хозяйственных цроектов; имеющей место ограниченности) материальных и финансовых ресурсов, за-стаьлявдей прибегать к применению не самых эффективных, но недорогих очистных сооружений и др.

Субъективное в экологическом риске обусловлено качествами субъекта социальной деятельности, которые формируется под влиянием социально-экономических, политических, социокультурных факторов.

Результатом напичия экологическогориска в деятельности общества может быть такое состояние окружающей среды, которое в результате осуществления хозяйственного проекта сохранит своз основные качественные параметры. Второй вариант — отклонение от заранее поставленной цели, получение результатов, которые заранее не планировались, но все не поддаются контролю. И, наконец, третий, и са-.здй нежеланный вариант - экстремальная экологическая ситуация:.

Исследование сущности экстремальной экологической ситуации позволило определить ее как предельную обстановку, предполагающую радикальную ломку сложившихся в стандартных обстоятельствах форм . экологической деятельности, социапьно-зкологическнх отношений и стереотипов психического реагирования на изменения окружающей среды, вызванную качественной трансформацией параметров биосферы и отдельных ее фрагментов. Под воздействием экстремальной экологической ситуации на уровне экологического сознания и его психической компоненты наступает явление, определяемое как психическая дезадаптация.

В диссертационной работе анализируются функции экологического сознания в экстремальных условиях. 11х исследование позволяет сделать вывод о том, что в экстремальных экологических обстоятельствах экологическое сознание выполняет функции создания модели изиэ-нлшейся окружающей среды /шодашрувщая/ и регулирования социальной деятельности /регухттивпая/. Эффективность же выполнения апологическим сознанием указанных функций в значительной степени зависит от его насыщенности научными социально-экологическими 'знанп-

- 19-

ями, от их присутствия на обыденном уровне экологического сознания.

В заключении дается общая характеристика работы, делаются основные выводы.

Основные положения диссертационного исследования были отражены автором в следующих публикациях:

1. Экологизация сознания и экологические аспекты развития АПК // Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции "Философские и методологические проблемы научного обеспечения АПК".-М., 158Э. - С. 137-133.

2. Формирование экологического сознания специалиста сельского хозяйства // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции "Марксистско-ленинская методология и преподавание естественных и специальных дисциплин". - Горки, 1969. - С. 98-100.

3. Общественные науки-и формирование экологического сознания учителя // Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции "Роль общественных, дисциплин в формировании личностных к профессиональных качеств будущего учителя". - Витебск, 1989. -

С. 57-58.

4„ Экологизация сознания как условие оптимизации отношений в систеш "общество-природа" //Тезисы докладов республиканской межвузовской научной конференции■"Противоречия современного общественного прогресса". - 1^одао, 1989. - С. 141-143.

. 5 .Перестройка и проблемы охраны окружающей среда // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Идеология и перестройка". - Витебск, 1990. - С. 125-126.

Подяксаяе к начата 30.09.61 г.Ззкив Ш6.ТирржТбо~экз. Форивт 30x42 1,0 и.л.Вуиага шечая._

Отпечатана на рсжятриЕ*е ВСУС,210«00»Ввтсбск,ул.Прэпян,24.