автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Основания развития социального капитала
Полный текст автореферата диссертации по теме "Основания развития социального капитала"
На правах рукописи
Паршина Наталья Валентиновна
ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
г о июн ш
005061866
Москва - 2013
005061866
Работа выполнена на кафедре философии, педагогики и общественно-правовых дисциплин государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московской государственной академии делового администрирования»
Научный руководитель: Серегина Татьяна Николаевпа
кандидат философских наук, профессор кафедры философии, педагогики и общественно-правовых дисциплин ГБОУ ВПО МГАДА
Официальные оппоненты: Суворова Ольга Семеновна
доктор философских наук, профессор кафедры глобальных социальных процессов и работы с молодежью МГУ им. М.В.Ломоносова
Миронова Наталья Борисовна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии НИЯУ МИФИ
Ведущая организация: Российский государственный социальный
университет
Защита состоится 28 июня 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.014.01 при государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московской государственной академии делового администрирования» по адресу: 124460, Москва, Зеленоград, коп. 1140, зал Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной академии делового администрирования по адресу: Зеленоград, корп. 1140.
Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы на сайте Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Московской государственной академии делового администрирования» (www.msaba.ru) 28 мая 2013г.
Автореферат разослан л?- » мая 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, профессор
ир
1ЛМ
Т.Н. Серегина
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Человечество переживает переломный момент в своей истории. Современное общество, благодаря интенсификации интегративных процессов, все более становиться динамично развивающейся глобальной системой, обладающей внутренним единством и целостностью. Происходит глобализация социальных, экономических, финансовых отношений, становление новых политических, ценностно-мировоззренческих установок. Вызовы времени в конце XX века обусловили постановку проблемы гармонизации социально-экономического и экологического развития. Это нашло отражение в концепции устойчивого развития, принятой конференцией ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро, и объявленной повесткой «Дня на XXI столетие».
Трансформации в обществе всегда сопровождались формированием новых связей и отношений, социальных сетей. В этом плане социальный капитал определяет меру консолидации людей, характер социальных взаимодействий, их ценностно-мировоззренческую ориентацию, эффективную реализацию потенциальных возможностей общества в различных областях. Философское осмысление сущности социального капитала, выявление его смысла и значения чрезвычайно важно для раскрытия цивилизационных и региональных особенностей нравственного развития общества, понимания истоков социальных процессов, эффективного управления различными сферами социальной практики.
В современной науке на современном этапе развития общества социальный капитал воспринимается как взаимные ожидания и обязательства между людьми, которые накапливаются в определенный период времени, которые могут приносить прибыль. Социальный капитал оказывает влияние на развитие экономики, повышение конкурентоспособности, что повышает интерес к его развитию в современном обществе. Повышение качества социального взаимодействия в
3
обществе, развитие и накопление социального капитала способствует формированию постиндустриального общества. Расширение коммуникаций в мировом сообществе стимулирует повышение доверия среди различных слоев населения, стран, способствует решению общественных и социальных проблем. Потребность в изучении социального капитала определяется появлением новых ролей для государства и бизнеса, которые оказывают особое внимание правам и обязанностям граждан, разрабатывают партнерские позиции социального капитала.
Тенденция глобализации мирового сообщества требует развития общественных отношений на новом, более высоком уровне, который характеризуется общностью целей и интересов, норм и ценностей в масштабах мировой цивилизации, основанных на доверии. Актуальность темы также обусловлена кризисом доверия в современном мире. Экономические кризисы лихорадят Европу, Азию, страны Карибского бассейна. Подрываются экономические основы общественных отношений и как следствие, рушатся системы доверия, созданные тысячелетней историей человечества. Недоверие к властям приводит к массовым забастовкам и беспорядкам, предотвращение которых становится мировой проблемой. Отсутствием механизмов формирования социального капитала можно объяснить неудачи в экономических и социальных реформах стран третьего мира. Таким образом, задача формирования социального капитала, человеческого капитала, как его составляющей является одним из условий успешного развития человеческого сообщества в целом.
Степень научной разработанности темы. Термин «социальный капитал» появился в конце 1980-х годов, с тех пор современные авторы стали использовать его для характеристики общественных отношений современной цивилизации. Проблема состоит в том, что каждый автор использует свое определение социального капитала, общепринятого определения этого понятия не существует. В последние годы наблюдается значительный и постоянно растущий интерес к теории социального капитала, о чем
4
свидетельствует его применение в различных дисциплинах и многочисленных предметных областях. Существующие исследования показали, что социальный капитал имеет значительные преимущества по совершенствованию ряда философских, экономических и социологических результатов. Интерес к изучению понятия социального капитала нашел свое отражение в исследованиях российских и зарубежных авторов. Основоположниками теории социального капитала являются Пьер Бурдье, Джеймс Коулман и Роберт Патнэм.
Первые теоретические исследования, которые предположили начало концепции социального капитала, были в трудах М. Вебера и Э. Дюркгейма. В своих работах они предположили, что доверие, из категории личностной характеристики, может перерасти в характеристику отдельной группы людей или общества в целом. Как независимый феномен, понятие социальный капитал, получило свое развитие с появлением таких концепций, как теория социального обмена (М. Мосс, Д. Хоманс, Р. Эмерсон), экономическая теория капитала (К. Маркс). Одним из известных исследователей социального капитала был Алексис де Токвиль. Он очень ясно понимал его важность и значение для общества, но ни разу не употребил это понятие в своих работах. В своем труде «Демократия в Америке, он сделал упор на то, что американская демократия работала именно потому, что американцы успешно образовывали ассоциации для достижения различных целей.
Л.Дж. Ханифан в 1916 году, описывая школьные центры сельских общин впервые использовал термин «социальный капитал». Автор делал упор на важность различных социальных связей при осуществлении образовательной деятельности.
В 60-е годы урбанист Дж. Джекобе использовала данный термин в своей работе «Жизнь и смерть великих американских городов», где было рассмотрено влияние социального капитала на социальную стратификацию, по средствам членства в социальных клубах. Термин «социальный капитал» был использован в начале в 70-х годов для анализа проблемы
5
экономического развития, которое происходит внутри городов. Такой подход использовал экономист Г.Лоури и социолог А.Лайт. Понятие социального капитала у Лоури имеет вспомогательное значение, наряду с материальным и финансовым благополучием. Социальный капитал в его работах представлен как компонент воспроизводства социального неравенства.
Широкое распространение понятие «человеческий капитал» получило после публикации Г. Беккера «Человеческий капитал». Первым ученым, кто произвел систематический анализ понятия «социальный капитал» был ПБурдье. В своих работах он характеризует социальный капитала, как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью (durable networks) более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания»1. Бурдье определяет социальный капитал как: «совокупность фактических или потенциальных ресурсов, которые связаны с созданием прочных сетей, на основе более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания. Другими словами, это членство в группе, которое обеспечивает каждому из его членов, при поддержке коллектива - собственный капитал»2.
Дж. Клоуман рассматривает социальный капитал, как средство достижения личных целей индивида, за счет доверия и отношений, созданных в обществе. Социальный капитал определяется его функцией. Это не единое целое, но и не целый ряд различных субъектов, имеющих несколько общих характеристик: все они состоят из некоторых аспектов социальной структуры, и они способствуют определенные действия личности или корпоративных субъектов в структуре3.
Коулман также добавил, что как и другие формы капитала, социальный капитал является продуктивным, что делает возможным достижение
' См.: Бурдье П. Форма капитала // Справочник по теории и исследования для социологии образования. Greenwood Press.1986. С. 24 - 58.
2 Там же.
' Коулман Дж. Социальный капитал в создание человеческого капитала // Американский журнал социологии. 1988. №94. С. 95.
определенных целей, которые не будут получены в его отсутствие. В отличие от Бурдье, Коулман принял активное участие в эмпирических исследованиях и разработке показателей социального капитала.
Р.Патнэм в своих работах рассматривал социальный капитал с трех сторон: социальные сети, нормы взаимности и доверие. Главным индикатором измерения социального капитала по Патнэму является индивидуальный индикатор. Патнэм дал следующее определение: «Социальный капитал относится к функциям социальной организации, таким как доверие, нормы и сети, которые могут улучшить эффективность общества путем содействия согласованным действиям»4.
По мнению Ф.Фукуямы основой социального капитала является доверие, только на нем могут строиться общественные отношения. Также к вопросам понимания и доверия обращались такие ученые, как Аврелий Августин, И. Кант, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Э. Гидденс, М. Бубер, П. Тиллих. Также необходимо обратить внимание на исследования А. Портеса, в ходе которых были сформулированы основания, способствующие формированию социального капитала.
Рассмотрение вопроса социального капитала в России начинается с середины 90-х годов прошлого столетия. К вопросу концепции социального капитала в своих работах обращались Е.М. Аврамова, Т. Е. Ворожейкина, Г.В. Градосельская, С. И. Долуцкий, П.Н. Шихирев. Отдельные аспекты вопроса социального капитала затрагиваются в работах Н.Е.Тихоновой (неравномерность распределения социального капитала), И.Е.Дискина (влияние социального капитала на общественно-экономическую жизнь общества), Т.П. Скрипкиной (феномен доверия в социальном капитале).
Объект исследования - социальные связи и отношения, определяющие сущность социального капитала.
Предмет исследования - основания развития социального капитала.
4 См.: Патнэм X., Леонарди Р. Демократия работает: гражданское традиции в современной Италии // Princeton University Press. 1993. С. !4 -20.
Цели и задачи исследования. Цель исследования - философский анализ оснований развития социального капитала в современном мире.
Для реализации указанной цели диссертационного исследования поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность понятия социальный капитал, его роль в общественном развитии;
- выявить взаимосвязь человеческого и социального капитала на современном этапе развития общества;
- определить методологические функции понятия «социальный капитал» в современной науке;
- выявить статус парадигмы культуры в развитии социального капитала;
- определить роль права при формировании социального капитала;
Теоретические основы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили концептуальные положения отечественной и зарубежной социальной философии, выработанные при решении проблем исследования развития и функционирования социального капитала в современном обществе.
Теоретико-методологической основой исследования стали основные постулаты теории социального капитала, наибольший вклад в разработку которой был внесён рядом американских учёных ( Г.Лоури, Дж.Коулменом, Р.Патнэмом и др.), а также концепции доверия Ф.Фукуямы и культурного капитала П. Бурдье. Кроме того, при работе над данной темой были использованы труды таких зарубежных социологов Э. Гидденса, Р.Роуза, М Грановеттера, П. Штомпки, Н. Лумана и отечественных ученых Т. Шанина, В. Радаева, О. Шкаратана, А.Леденевой, О.Фадеевой, В. Пацироковского, Н. Тихоновой, А. Трапковой), теория социального поля П.Бурдье.
Методологическую основу диссертации составляют принципы единства и развития, диалектический метод познания, системный подход, а так же другие общенаучные методы познания, предполагающие
всесторонний анализ феномена социального капитала, изучение оснований его развития.
В работе используются методы системного, структурно-функционального и факторного анализа, социально-философской типологии и компаративистики.
Работа опирается на общенаучные принципы познания общественных явлений: системный конкретно-исторический, функциональный. Были использованы междисциплинарный и компаративистский подходы.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется необходимостью философского осмысления оснований развития социального капитала в современном мире.
1. Раскрыт феномен социального капитала, охарактеризованы социальные условия и предпосылки его становления и развития.
2. Раскрыто взаимоотношение человеческого и социального капитала, как стержня развития социального капитала, показана их корреляция в условиях глобализации и перехода современного общества к устойчивому развитию.
3. Определены методологические функции понятия «социальный капитал», показано, каким образом социальные связи, сети, отношения могут влиять на эффективность взаимодействия индивидов, выступать в качестве катализатора достижения тех или иных результатов в обществе.
4. Выявлен статус парадигм культуры в определении динамики и ценностно-мировоззренческой ориентации социального капитала.
5. Обоснована необходимость соответствующего правового поля, регулирующего формирование социального капитала. Показана основополагающая роль государства в формировании и развитии социального капитала.
Исходя из актуальности, степени разработанности и научной новизны диссертационного исследования, автор выносит на защиту следующие основные положения:
1. На современном этапе развития общества социальный капитал воспринимается как взаимные ожидания и обязательства между людьми, которые накапливаются в определенный период времени, которые могут приносить прибыль. Социальный капитал оказывает влияние на развитие экономики, повышение конкурентоспособности, что повышает интерес к его развитию в современном обществе.
2. Социальный и человеческий капитал тесно взаимосвязаны между собой, так как отражают важную роль человека в современной общественной системе. Человеческий капитал это уровень знаний, навыков, умений каждого отдельного человека. Инвестициями в человеческий капитал служат образование, профессиональные навыки, изучение иностранных языков. Социальный капитал характеризует межличностные связи, находящиеся в обществе. Для индивида, обладание социальным и человеческим капиталом, представляет внутреннюю ценности и способствует повышению производственной деятельности.
3. Методологическая функция социального капитала заключается в способности повышать социальную интеракцию субъектов. При определении методологической функции социального капитала следует исходить из определения социального капитала, представляющего собой совокупность структурных, когнитивных аспектов, которые характеризуют отношения членов общества друг с другом.
4. Во все времена культура рассматривалась как важнейшая способность человека к саморазвитию. Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Культура формирует систему ценностей в обществе. Определяющие сущность социального капитала понятия - доверие, понимание, гуманизм, толерантность, партнерство, характеризуют важнейшие особенности культуры. Социальный
ю
капитал, раскрывая их взаимосвязь и взаимоотношение, внеся в их интерпретацию количественные и качественные показатели, позволяет раскрыть специфику конкретной культуры. Развитие социального капитала зависит от культурных особенностей конкретной страны.
5. Социальный капитал является необходимым условием для развития гражданского общества, поскольку он способствует интенсификации социальных связей, расширению доступа к различным информационным. Государство призвано выполнить важную координирующую роль, в формировании социальных сетей, их правовом обрамлении. Недостаточное влияние права на социальный капитал может повлиять на рост безответственности в обществе, привести к негибкости всей политической системы.
Теоретическую базу исследования составляют теория социального капитала и основания его развития, изложенные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, а также материалы научных дискуссий, в которых содержатся принципиальные положения, раскрывающие специфику социального капитала.
Практическая база исследования. Материалы диссертации могут послужить основой для подготовки аналитических сообщений, учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах.
Апробация результатов исследования. Методологические и теоретические положения диссертации, ее выводы и практические рекомендации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней. Автор принял участие в работе следующих научных конференций: Международная научно-практическая конференция «Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика» памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского (г. Москва, Московский городской педагогический университет, 2011 г.), V Международная научная конференция «Актуальные проблемы и современное состояние
И
общественных наук в условиях глобализации» (г. Москва, Международные исследовательский институт, 20011 г.), Международная научно-практическая конференция «Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен» (г. Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет, 2012 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Социальный капитал как фактор развития экономики России» (г. Москва, ЗелАО, 2012), Международная конференция «Развитие социального капитала и гуманизация образования как условие повышения качества жизни» (г. Москва, ЗелАО, 2013).
Основные идеи и положения диссертации изложены в 5 публикациях, общим объемом 2,0 п.л., в том числе в изданиях, включенных в перечень рецензируемых изданий ВАК объеме 1,1 п.л. Докладывались на кафедре философии, педагогики и общественно-правовых дисциплин государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московская государственная академия делового администрирования» (ГБОУ ВПО МГАДА), а так же в Московском городском педагогическом университете, Институте государственного управления права и инновационных технологий.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, освещается степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, методологическая основа, показывается научная новизна работы, приводятся положения, выносимые на защиту, раскрываетрся теоретическая и практическая значимость работы, указывается ее апробация и структура.
В первой главе «Становление, сущность и обобщение понятия социальный капитал», состоящей из четырех параграфов раскрывается понятие социального капитала, основания его развития, взаимосвязь социального и человеческого капитала, влияние социального капитала на идеи нового гуманизма.
В первом параграфе «Истоки понятия «социальный капитал»» освещаются основные трактовки понятия социального капитала в научной литературе. Изначально понятие «социальный капитал» использовался, как критерий отношений внутри группы людей, которых объединяли общие нормы, ценности, правила поведения, а также взаимные ожидания и обязательства друг перед другом. Как отмечает один из основоположников теории социального капитала Дж. Коулман, «социальный капитал етной культуры.
взаимодействие. Точно также как физический или человеческий капитал социальный капитал вносит свой вклад в результаты производственной деятельности. Поэтому сообщество людей, обладающих надежной репутацией и большим потенциалом доверия, может достичь значительно больших успехов, чем аналогичная группа лиц, не обладающая этими качествами»5. Социальный капитал связан с такими понятиями, как гражданское общество и социальные связи6. Он также связан с
5 Coleman J.S. Social Capital in the Création of Human Capital '.'Social Capital: a Multifaceted Perspective // Wash. DC. World Bank. 2000. P. 19.
' См.: Frane A., Roncevic B. Social Capital: Recent Debates and Research Trends // Social Science Information. 2003. №42.P. 155 - 183.
историческими теориями таких авторов, как Дюркгейм, Зиммель, Маркс и Вебер, такими как теория социального обмена и психологические теории контрактов7. Современные разработки концепции социального капитала относятся к трем основным авторам: Бурдье, Коулман и Патнэм. Социальный капитал относится к тем социальным отношения между людьми, которые позволяют добиться продуктивных результатов8. Термин социальный капитал относится к тем запасам социального доверия, норм и сетей, на который люди могут опираться при решении общих проблем. Понятие социального капитала не является новым. Его интеллектуальная история имеет глубокие и разнообразные корни, которые можно проследить еще в восемнадцатом и девятнадцатом веках9. Идея социального капитала прослеживается в работах таких мыслителей, как А. Токвиль, Дж. С. Милль, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Дж. Локк, Ж.Руссо и Г. Зиммель. Социальный капитал общества имеет сложную структуру. Социальные связи формируются внутри определенных групп, профессиональных, культурных сообществ, образуя социальные связи, которые впоследствии становятся предпосылками формирования социального капитала. Особое место занимает «объединяющий» социальный капитала, который способствует развитию межличностного доверия, доверия к органам власти, государственным институтам.
Социальный капитал — это не только фактор эффективности экономической деятельности на уровне отдельных социальных групп и сообществ, но и катализатор общественного развития в целом. Иными словами, — это многообразие взаимодействий и сотрудничества, партнерства между людьми. Условно можно говорить о двумерном— структурном и
10 т->
когнитивном — измерении социального капитала . В структурном
7 См.: George W„ Papamarcos S. Social capital and organizational commitment// Journal of Business and Psychology. 2002,№16. P. 537 - 552.
' См.: Szreter S. Social capital, the economy, and éducation in historical perspective // Oxford University Press. 2002. P.56 —77.
' Там же.
10 См.: Nahapiet J.. Ghoshal S. Social Capital, Intellectuel Capital, and the Organizational Advantage //Academy of Management Review. 1998. № 23.P. 242 - 266.
отношении его характеризуют различные сети, ассоциации, институты, правила, регулирующие их функционирование, в когнитивном — нормы, инварианты поведения, ценностные установки, мера доверия в обществе и другие духовно-нравственные показатели. Общества, имеющие высокий уровень социального капитала, имеют значительные конкурентные преимущества, по сравнению с другими, обладающими, более низкими запасами. Ряд исследователей утверждают, что уровень доверия, создаваемый социальным капиталом, способствует повышению эффективности различных рыночных механизмов. В обществах, где наблюдается высокий уровень доверия, значительно эффективнее работа бизнеса, за счет снижения расходов на страхование сделок, проверку надежности и репутации партнеров. В таком обществе, владельцы бизнеса не бояться расширять деловые связи, они уверены в стабильности данной сферы общества. Все это служит развитием для инвестиций в долгосрочные проекты, повышению качества работы, развитию конкуренции.
Социальный капитал содействует обмену информацией, коллективному принятию решений, объединенным действиям. Как и физический капитал, он требует инвестиций, вложений в свое поддержание (в образование, различные сферы культуры), которые в долгосрочной перспективе оказываются вложениями и в экономику. Социальный капитал оказывает действенное влияние на экономическое развитие в демократических странах, где интересы общества поддерживаются государством. Межличностный характер социального капитала особо отмечает Ф. Фукуяма: «Вложиться в то, что обычно называется человеческим капиталом — в высшее образование, в получение профессии механика или программиста, — достаточно просто, человек лишь должен пойти учиться в соответствующее учебное заведение. Напротив, приобретение общественного капитала требует адаптации к моральным нормам определенного сообщества и усвоения в его рамках таких добродетелей, как преданность, честность и надежность. Социальный капитал не может стать результатом действий отдельного
15
человека, он вырастает из приоритета общественных добродетелей над индивидуальными. Склонность к социализированное™ усваивается куда труднее, чем другие формы человеческого капитала, но, поскольку в ее основе лежит этический навык, она также труднее поддается изменению или уничтожению».11
Второй параграф «Понятия человеческий и социальный капитал: связи и отношения» посвящен анализу взаимодействия человеческого и социального капитала. Понятие человеческого капитала вошло в научный лексикон в середине 60-х годов XX века. Когда речь идет о человеческом капитале, чаще всего подразумевают исчисляемый ресурс, ориентированный на поддержку функционирования устоявшихся экономических структур. Такое понимание человеческого капитала соотносимо с марксистским представлением человека как определяющей производительной силы общества. При более строгой трактовке этого понятия учитывается и производственный эффект инвестиций в человеческий капитал, и то, что они выгодны для развития индивида как экономического автора.
Развитие человеческого капитала в ведущих странах мира строится на основе правильной политики и культуры управления, обеспечивающей создание материально-технических условий, мотивирующих высокую культуру деятельности, высокопроизводительный труд граждан 12. Особое место в преобразовательной деятельности людей занимает интеллектуальный труд, так как в интеллекте заключен, как известно, главный ресурс производителей материальных благ и роста ВВП. Это объясняет огромную роль наукоемкого образования в развитии конкурентоспособной экономики, в повышении доходов и благосостояния населения и государства.
Сущность человеческого капитала состоит в том, что это одновременно и фактор, и цель развития личности, семьи и общества. При этом его структура, качество и динамика развития исторически обусловлены
" См.: Fukuyama F. Associations: Fostering Fukuyama's Social Capital Я Association Management. 2002. № 54.P. 75.
12 Майбуров И.Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России.М.,2004.С.45.
16
национальными особенностями развития духовной культуры и цивилизации тех или иных народов и государств.
Особенности человеческого капитала определяют необходимость постоянных инвестиций в его развитие и сравнительно долгим ожиданием отдачи вложенных в него средств (по сравнению с другими видами капитала). Человеческий капитал невозможно изменить в короткий промежуток исторического времени. Его развитие, как и культура в целом, обусловлено такими объективно-историческими факторами как природно-географические условия, генетический код культуры, социальная среда, исторические условия и культурный обмен. Среди них определяющее значение имеет социальная среда. При всех равных условиях именно она является фундаментом формирования человеческого капитала. Как показывает мировая практика, инвестиции в высокотехнологичную экономику при низком уровне интеллектуальной культуры и отсталом менталитете не дают ожидаемых результатов.
Социальный капитал служит предпосылкой для самоорганизации людей, в результате которой, они способны решать общественные проблемы без вмешательства государства. Если общество хорошо организованно, если в нём достаточно высок уровень социального капитала, то и глобальные проблемы, стоящие перед человечеством будут решаться наиболее эффективно. Отсутствие социального капитала, приводит к невозможности решения большинства проблем, стоящих перед обществом.
Существует тесная взаимосвязь между человеческим и социальным капиталом. Эти понятия имеют как сходства, так и различия. Дж. Коулман утверждал: «Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Также как
17
физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность»13. Социальный и человеческий капитал получает свое развитие только при правильном инвестировании в данные виды капитала. Человеческий и социальный капитал имеют ценность для общества, так как облегчают производственную деятельность.
Главным отличием человеческого капитала от социального, является то, что человеческий капитал может накапливаться отдельными индивидами, а развитие социального капитала связано только с развитием межличностных отношений.
В третьем параграфе «Идеи нового гуманизма и обобщение понятия «социальный капитал»» раскрываются взаимосвязи идей нового гуманизма и основных понятий, обобщенных термином социальный капитал.
Понятие гуманизм является достаточно древним, само христианство возникло на волне усиления гуманистических идей. Дело в том, что гуманизм за всю свою историю претерпевал целый ряд кардинальных трансформаций. Например, в эпоху Средневековья гуманизм однозначно связывается с мировыми религиями, а в эпоху Возрождения возникает антропоцентрическая культура. Считается, что именно отсюда начинается подлинный гуманизм, который принято называть «классическим гуманизмом». Однако сейчас этого оказывается не достаточно, поэтому ЮНЕСКО призывает к «новому гуманизму», который предполагает обязательный учет отношений человека и природы. Сейчас, на волне идей нового гуманизма отношение к природе и отношение к человеку рассматриваются в едином плане.
Происходящие в обществе в последнее время политические, экономические и социальные процессы, вызвали необходимость в обновлении концепции гуманизма в эпоху глобализации. Новый контекст требует, чтобы условия, необходимые для взаимопонимания и укрепления мира быть переосмыслены. Идея «нового гуманизма» так же применяется к
" Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital //Oxford University Press. 1997. P.80.
18
образованию, она предполагает создание более открытого общества, в котором все люди имеют возможность доступа к знаниям и качество образования, и каждый голос будет услышан в универсальной дискуссии. Новый гуманизм в обществе в целом должен уделять первостепенное внимание новым чувствам уважения к разнообразию множественности культурных и должен поддерживать развитие средств массовой информации с целью консолидации новой культуры мира.
Разработкой понятия «новый гуманизм» начал в своих работах Аурелио Печчеи. Он обратил внимание на тот факт, что человечество состоит из взаимосвязанных элементов, которые в эпоху глобализации получают особое значение.
Мир - представляет собой систему взаимосвязанных переменных, таких как численность населения, инвестиции, использование невозобновляемых природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, производство продуктов питания. Новый гуманизм представляет собой следующие аспекты: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию, мысли о единстве мира и человеческой целостности, необходимость человеческого культурного развития и совершенствования человеческих качеств всех людей на планете, стремление для самовыражения, раскрытия возможностей и способностей личности.
На состояние общества, его устойчивое развитие влияют различные институты. В настоящее время все чаще стали обращать внимание на такое, относительно новое понятие, как «социальный капитал».
Социальный капитал - совокупность институтов отношений и норм, выраженных в сетях, учреждениях и организаций, основанных на нормах доверия и солидарности и оказывающих влияние на экономический рост, общественное благосостояние, сознание, взаимосвязь с природой, качество государственного управления. Как особую разновидность социального капитала можно выделить гражданскую культуру, которая основывается на формировании в обществе чувства личной ответственности за все
19
происходящее в мире. Именно на эту часть социального капитала делает ставку теория современного гуманизма.
Здесь ярко прослеживается связь между принципами гуманизма и основами социального капитала, которые влияют на самоорганизацию общества.
Только в этом случае можно говорить о достижении равновесия между человеческим обществом и силами природы, и тем самым планировать их дальнейшее развитие. Носителем социального капитала является общество. Чем выше уровень развития социального капитала, тем выше гражданская сознательность в обществе, и тем выше способность определенной группы к совместным решениям в общих интересах.
Четвертый параграф «Методологическая функция понятия социальный капитал в современной науке» посвящен анализу методологических основ понятия социальный капитал в современной науке.
Методологическая функция подразумевает под собой знание и алгоритм действий, на основе которого возможно получение иного знания. Понятие социальный капитал уже более 10 лет занимает ключевое место в философских и социологических науках, как предмет отдельных исследований и как самостоятельная концепция. Повышенный интерес к данной концепции обусловливает возможность анализа, как экономических факторов, так и социального поведения людей, влияющий на развитие общества в целом. На современном этапе развития общества на экономику оказывают огромное значение социальные детерминанты, теоретическими разработками которых служит как раз концепция социального капитала. Глобализация мирового пространства приводит к синтезу экономического и социального подхода, который проявляется в данной концепции. В науке существует довольно четко разделение экономических, социальных и философских подходов. Одной из функций концепции социального капитала служит преодоление такого разделения и изучение в совокупности всех факторов. С помощью концепции социального капитала объясняется
20
неодинаковая эффективность экономик различных стран мира, в этом проявляется ее эвристическая ценность. С помощью исследования социального капитала можно обнаружить продуктивность социальных связей общества, сформировать общественный контроль деятельности социальных институтов.
Социальный капитал относится к социальным нормам, которые облегчают сотрудничество в рамках и между группами, чтобы производить товары и услуги, способствующие благополучию членов группы. Кроме того, он состоит из аспектов социальной структуры, которые облегчают действия игроков в этой структуре. Социальный капитал, таким образом, может быть определен, как возможность получения выгоды от использования социальных отношений, выраженных в сетях, местных учреждениях и организациях, другими словами, нормы и сети, которые позволяют людям работать вместе, формируют отношения, стимулирующие производственную деятельность и. Эти аспекты социальной структуры выступают в качестве ресурсов реализации своих личных интересов для субъектов.
Значение социального капитала заключается в том, что он объединяет несколько важных социологических понятий, таких как: социальная поддержка, интеграция и социальная сплоченность. Эта точка зрения поддерживается политологом Б. Ротштейном, который заявил, что реальная сила теории социального капитала является сочетанием макро-социологической исторической структуры с микро-уровнем причинно-следственных механизмов, что представляет редкую особенность в социальных науках15.
Социальный капитал важен для эффективного функционирования современной экономики и стабильной либеральной демократии, он выступает в качестве важной основы для сотрудничества между обществом и
14 Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital./' The American Journal of Sociology. 1988. №94. P.95.
" Cm.: Rothstein B.Social capital, economic growth and quality of government: The causal mechanism.// New Political Economy.2003. №8. P.49 -71.
властью16. Концепция социального капитала является важной в формировании региональной модели развития. Участие социального капитала в методологии развивается и совершенствуется и получило свое первое международное признание в 1960 году. Несмотря на эти улучшения все еще есть недоверие, в частности, применения данного понятия и его эффективности. Последнее появление теории социального капитала является еще одним объективом для анализа и последующего совершенствования участия в методологии. Теория социального капитала включает в себя утверждение, что наши социальные отношения являются продуктивными, то есть представляют собой «капитал». Теория описывает различные аспекты сложного социального мира, которые позволяют использовать этот капитал. Некоторые социальные проекты, в части методологии могут быть проанализированы через призму социальной теории капитала. Сюда относятся: интерактивные. методы анализа, фокус-группы, встречи с общественностью, распространение информации и анкеты. Это подчеркивает потенциальную важность социального капитала.
Во второй главе «Предпосылки и условия развития социального капитала», состоящей из четырех параграфов, рассматриваются предпосылки появления социального капитала, а также влияние различных факторов на условия развития социального капитала.
В первом параграфе «Социальные связи и отношения как предпосылки формирования социального капитала» раскрываются различные социальные связи, оказывающие влияние на формирование социального капитала в обществе.
Предпосылками формирования социального капитала служат общественные отношения, которые в свою очередь можно разделить на формальные и неформальные. Неформальное поведение не требует обязательств, подготовки к общению, в то время, как формальные отношения требуют планирования и подготовки.
16 См.: Fukuyama F. Social capital, civil society and development./'' Third World Quarterly. 2001. №22.P. 7 - 20.
22
Основой формирования социального капитала в обществе служат социальные связи, основой которых является доверие. Доверие представляет собой сложную этическую категорию, которая характеризует отношения, построенные на принципах морали, верности, честности, искренности. Доверие является добровольным проявлением, его невозможно создать принудительно, так же как и социальный капитал. При отсутствии доверия в обществе станет невозможным взаимодействие внутри общественных структур, обмен знаниями, развитие социального капитала. Уровень развития доверия, как и уровень развития социального капитала в различных странах разный. Это объясняется историей государства, существующим в нем политическим режимом, социальными гарантиями. Поэтому необходимо создавать условия для повышения уровня доверия, который будет способствовать развитию социального капитала в обществе. Коммуникативная потребность общества отражается в потребности к получению информации, обратной связи, сотрудничество внутри структур общества, что является фактором и предпосылкой развития социального капитала. Установление прочных связей внутри общества является инвестицией в социальный капитал. Информационная среда, созданная в обществе оказывает положительное влияние на эффективность труда.
Благоприятная среда в обществе также оказывает положительное воздействие на развитие социального капитала. Некоторые исследователи в своих работах использовали измерения «социальной поддержки». Боудан определял социальную поддержку, как «результаты социального капитала, который включает в себя эмоциональную поддержку, комфорт и понимание, помощь и совет. Он утверждает, что «социальная поддержка» является положительным результатом общественного капитала, который служит основанием для социального капитала. Бурдье, Коулман в своих работах связывали развитие социального капитала с качеством общественных отношений, как важнейшего элемента формирования понятия. Но современные исследователи больше полагаются на количество ассоциаций, а
23
не на их качественный характер. Большинство социальных связей происходят с помощью виртуальных сетей. Но при этом качество общения становится совсем низким. Исследователи измеряли гражданскую активность и гражданское участие, как качественную характеристику развития социального капитала.
Второй параграф «Правовое поле развития социального капитала» раскрывает взаимосвязь государства и общественных институтов по формированию социального капитала в стране. Выявление факторов развития социального капитала позволит государству выделять важные направления для стимулирования развития социального капитала. Выявление узловых точек пересечения вертикальных и социальных связей даст возможность определить точки, влияние на которые обеспечивает рационализацию структуры человеческого капитала и стимулирует повышение качества человеческого капитала, дестимулировать накопление негативного социального капитала. Стимулирование развития горизонтальных связей способствует росту производительности коллективов, их конкурентоспособности и, таким образом, конкурентоспособности страны в целом. Наращивание социального капитала является необходимым условием для успешного развития демократической системы. Недостаточность развития социального капитала приводит к негибкости политической системы, росту безответственности и коррупционности государственного аппарата. Система доверия, на которой строится социальный капитал, как идеальная система должна функционировать без ярко выраженных негативных и атиконкурентных тенденций, таких как взаимодействие без оценки личных и деловых качеств, семейственность, коррупция "на доверии", криминальные связи. То есть современный социальный капитал должен формироваться на основе демократичного конкурентного отбора лучших людей, лучших идей и вариантов действий. Анализ показывает, что современный социальный капитал даже самых развитых держав в значительной мере не лишен своей негативной стороны,
24
развитее методического инструментария оценки социального капитала особенно важно для своевременного выявления социальных патологий.
Зарождение и формирование гражданского общества является отдельным периодом в истории человечества и государства. При формировании гражданского общества государство отделяется от общественных структур, оно становится обособленным институтом общества. Понятие «гражданское общество», как отдельная категория, стала предметом изучения в 18-19 вв. и получила свое развитие в философии права Гегеля, определившего гражданское общество как «связь (общение) лиц через систему потребностей и разделении труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации)»17.
В своих работах Гегель отмечает, что основаниями развития гражданского общества являются равенство прав и обязанностей граждан, охрана частной собственности, свобода слова, верховенство закона. Государство играет важную руководящую роль, влияет на согласование политики и стимулов в дополнение к существующей социальной сети формирования капитала, способствует оптимизации местных организаций для доступа к внешним экономическим и человеческим ресурсам. Определенное влияние государства на социальный капитал позволит стимулировать его развитие, так как его наращивание способствует успешному развитию демократической системы. При недостаточном влиянии права на социальный капитал может повлиять на рост безответственности и коррупционности государственного аппарата, привести к негибкости всей политической системы. Социальный капитал может формироваться и развиваться только на основе демократического общества, деятельность людей которого основывается на праве. Взаимодействие государства и социального капитала представляет собой взаимозависящую структур, нехватка одного приводит к увеличению влияния второго. Чем ниже уровень социального капитала, тем больше присутствия и влияния
"См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Наука. 1977. С.45 - 56.
25
государства. Проблема заключается не во влиянии государства, а в неэффективности его влияния. Социальный капитал и создаваемая им гражданская культура оказывают положительное влияние на государство. Когда нормы, правила, законы часто меняются, политика государства является непрозрачной, наблюдается увеличение роли социального капитала в обществе, он заменяет государство с его гарантиями социальных и материальных благ. При малоэффективной законодательной системе люди стремятся развивать «слабые» социальные связи, которые представляю собой контакты со знакомыми, коллегами по работе, родственниками. При помощи социального капитала формируется доверие к органам власти.
Решающим фактором сохранения гражданского общества является состояние народа как особой социальной общности. Почти во всех конституциях современных государств говорится о народном суверенитете. Практическое значение права состоит в его способности формировать будущее поведение людей. Право обладает свойством интегративности, что позволяет ему обеспечить гармоничную целостность в социальных отношениях, что обеспечивается посредством установления связей между индивидами, социальными институтами. В государствах с высоким уровнем социального капитала право является средством социальной регуляции. Правотворческая деятельность государства интегрирует общественные отношения в определенную структуру, приводит к согласованию различных групп и общественных интересов. Регулирование отношений в группах происходит за счет общественного правосознания, легитимности правового чувства. Проявлением социального капитала также проявляется в правомочии создавать собственные правовые нормы, которые не противоречат государственным законам.
В третьем параграфе «Культурный контекст социального капитала» проанализированы основные проблемы, связанные с влиянием национальной культуры и исторических ценностей на формирование социального капитала. Различные исследования в области влияния культуры на
26
взаимоотношения людей показывают, что процесс общения у представителей разных культур происходит по-разному. Эти различия объясняются неодинаковыми культурными ценностями, которые существуют в обществе.
Определяющие сущность социального капитала понятия - доверие, понимание, гуманизм, толерантность, партнерство характеризуют важнейшие особенности культуры. «Социальный капитал», раскрывая их взаимосвязь и взаимоотношение, внеся в их интерпретацию количественные и качественные показатели, позволяет раскрыть специфику конкретной культуры.
Человеческие отношения составляют основной ресурс социального капитала. В рамках данной проблемы необходимо подчеркнуть значение нравственных ценностей — важнейшего структурного компонента культурных ценностей. Нравственные ценности, как и социальные отражают единство прошлого (как целесообразного опыта социальной деятельности людей), настоящего (как возможности реализации ценностей) и будущего (как целей, которые необходимо осуществить); раскрывают существо деятельностно заинтересованного, духовного и практического отношения морального субъекта к социальной деятельности; являются материализацией социальных ориентаций, установок, норм, которые существуют диспозиционно. Это дает возможность рассматривать их как культурные (И .С. Кон, О .Г. Дробницкий, И.С. Нарский)
Социальный капитал все больше носит ценностную окраску, отражая нравственный климат, духовную атмосферу, меру гуманности общества. Определяющие сущность понятия социального капитала, являются такие его составляющие, как доверие, понимание, гуманизм, толерантность, партнерство, характеризуют важнейшие особенности культуры. Методологической функцией социального капитала в данном вопросе является раскрытие взаимосвязи данных понятий, внеся в их интерпретацию количественный и качественный показатель. Это позволяет определить специфику конкретной культуры.
Во все времена культура рассматривалась как важнейшая способность человека к саморазвитию. И.Кант видел в культуре главное средство исправления природных пороков человека и предотвращение социальных катаклизмов. Его знаменитая статья «О вечном мире» как раз базируется на том, что культура приведет к очищению человека от животных инстинктов и мир будет гармоничен.
В современных условиях идет активное преобразование иерархии ценностей общества, проявляющееся в тенденциях к размыванию и девальвации таких нравственных ценностей, как доброта, милосердие, честность, отзывчивость, переоценке ценностей, плюрализации ценностных позиций.
Культурные ценности оказывают двойственное воздействие на духовное состояние личности. Они представляют широкий спектр потенциальных вариантов развития, однако на уровне личности осложняют проблему выбора. Личность либо одновременно одобряет и отрицает противоположные ценности, либо затрудняется с ответом, занимая промежуточную позицию.
Социальный капитал является одним из факторов, влияющих на развитие стран. В значительной степени на развитие социального капитал, повлияла этническая принадлежность, религия, пол, кастовая структура. Таким образом, социально-культурное значение, как препятствие или посредник, является важным фактором в становлении социального капитала.
Четвертый параграф «Коммуникативные условия социального капитала» посвящен социальным сетям, как катализатору развития социального капитала. Понятие коммуникации возникло в середине XX века, получив свое дальнейшее развитие в работах кибернетиков К. Шеннона и Н. Винера. Но уже к середине XX века оно стало активно внедряться во все сферы человеческой жизни, посредством информационных и коммуникационных технологий, включая интернет. Возможность новой формы общения начинает привлекать интересы социологов, философов,
28
политологов. Методологической основой для дальнейших исследований данного вопроса послужили основные теоретические положения, излагаемые Д. Беллом, Э. Тоффлсром, М. Маклюэном, C.B. Бондаренко, В.А. Емелиным, В.В. Тарасенко.
Социальный капитал служит источником развития социальных сетей и коммуникаций в интернете. Социальные отношения усиливаются за счет взаимодействия. В отличие от многих других форм капитала, социальный капитал увеличивается по мере использования. Коммуникации, таким образом, являются предпосылкой для развития и поддержания социального капитала. Взаимодействие в обществе должно постоянно подкрепляться постоянными контактами, которые образуют социальные сети. Для того, чтобы коммуникации были эффективными, они должны опираться на общую цель и стратегию.
Общество, которое базируется на информации все больше способствует возрастанию свободы и равенства. По словам Ф.Факуямы «Свобода выбора — будь то свобода выбора кабельных каналов, дешевых торговых центров или друзей в Интернете — приобретает все более неограниченный характер»18. Иерархии всех видов, и политические, и корпоративные, подвергаются давлению и начинают распадаться. Сдвиг в сторону информационного общества приветствовался практически всеми, кто о нем писал или говорил. Такие разные в политическом отношении авторы, как Джордж Джилдер, Ньют Гингрич, Эл Гор, Николе Негропонте, Элвин и Хейди Тоффлеры рассматривали эти изменения как благоприятные для процветания, благотворные для демократии, для свободы и для общества в целом. Однако развитие социальных сетей носит и негативный характер на развитие человеческого капитала. Оно привело к разрушению всех форм власти и ослаблению связей, скрепляющих семьи, соседей и нации.
Социальные сети с одной стороны являются вынужденным механизмом, формирующимся в условиях неэффективности государства и других
" Fukuyama F. Social capital, civil society and development// Third World Quarterly. 2001. №22. P. 17-22.
29
социальных институтов, что определяет их аксиологический статус. С другой стороны — представляют собой универсальный социальный механизм, дополняющий социальные институты. Ценность данной коммуникации состоит в том, что способствует развитию и диффузии инноваций, которые охватывают культурную, образовательную, политическую и экономическую сферу общества, что способствует построению современного коммуникативного пространства.
В Заключении обобщаются результаты диссертационного исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки проблем научно-инновационной деятельности.
Общий объем публикаций по теме диссертации 2,0 п.л.
Основные положения работы нашли отражение в следующих публикациях:
Научные статьи, опубликованные в изданиях, включенных в перечень рецензируемых изданий ВАК
1. Паршина Н.В. Образование как фундаментальная основа развития социального капитал // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2013. №3 (0,4 п.л.)
2. Калязина Н.В. Проблемы и перспективы системы социального страхования в Российской Федерации и пути их решения // Сборник статей международной научно-практической конференции «Общество, экономика, человек в эпоху глобальных перемен». Ростов н/Д: ООО «Мини Тайп», 2012. (0,4 п.л.)
3. Калязина Н.В. Социальное государство и свобода личности // Вестник московской государственной академии делового администрирования. Серия «Философские, социальные и естественные науки». М.: МГАДА, 2011. №3 (9) (0,3 п.л.)
зо
Научные статьи и тезисы докладов, опубликованные в других изданиях:
4. Паршина Н.В. Человеческий капитал: сущность, содержание, особенности // Мир науки. М., 2013. №3 (0,4 п.л.)
5. Калязина Н.В. Развитие идей социальной государственности // Общественные науки, М., 2011. №8 (0,5п.л.)
Подписано в печать 27.05.2013. Формат 60x84/1/16. Бумага офсетная. Печать на ризографе. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 01/2705 Типография «Redscale» ИНН 7735581354 г. Москва, г. Зеленоград, проезд 4801, дом 5 8 800 775-40-69, +7 (495) 981-55-91 www.redscale.ru