автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Юсупов, Леонид Абдурахманович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

На правах рукописи ЮСУПОВ Леонид Абдурахманович

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ

ЭСТРАДЫ

(фольклорные традиции в эстрадной музыке) ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

17.00.02— музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва —1990

Работа выполнена на секторе эстрадного и циркового искусства Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания.

Научные руководители — доктор искусствоведения

Е. Д. Уварова

— кандидат искусствоведения, доцент А. В. Конотоп

Официальные оппоненты — доктор искусствоведения

С. А. Закржевская

— кандидат искусствоведения Е. В. Овчинников

Ведущая организация — НИИ искусствознания им. Хамзы

Хаким-заде Ниязи

Зашита состоится « » _1991 г.

в « ■у у » часов на заседании специализированного совета Д 092 10 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора искусствоведения при Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания Министерства культуры СССР (103009, Москва, Козицкий пер., 5),

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ искусствознания.

Автореферат разослан « » 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат искусствоведения

X. Д. УСТАБАЕВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Советское музыковедение, интернациональное в своей осново, к настоящему времени достигло определенных успехов в изучении русского советского эстрадного искусства. В последние годы, у музыковедов союзных республик проявляется интерес к исследованию различии проблем национальной эстраду.

В настоящей диссертации исследуются путл развития узбекской музыкальной тетради как одного из компонентов национальной культуры.

Взаимодействие европейской и восточной ыузыкальвых традиций является одной из главных особенностей я закономерностей мирового худояеетвенного процесса. Усилившиеся в последние Десятилетия культурная интеграция, межнациональные культурные связи, оказывав? заметное влияние на характер развития Самобытных национальных культур, привносят в них интернациональные элементы к тенденции.

Становление эстрадного искусства в Узбекистане, его глубинная связь с фольклорными аапрашг, равно как взаимодействие национальных традиций с европейскими формами эстрадной музыки пока евд не стало предметом серьезного изучения. Б настоящее Бремя назрела необходимость создания обобщающей работы, где эстрадное музыкальное искусство Узбекистана рассматривалось бы в комплексе проблей.

Тема настоящего диссертационного исследования представляет из только нэучно-теоретичепкий, во и практический интерес, Обпаругдааегся связь узбекских национальных, народных и про-

фессионалышх традиций с инонациональными формами эстрадиой музыки, что способствует более полному осознанию процессов, происходящих сегодня в музыкальной астраде Узбекистана.

Цели и задачи исследования. Цель работы - рассмотреть основные закономерности процесса становления и развития узбекской советской музыкальной эстрады.

В свою очередь цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:

- рассмотреть традиционные формы и жанры народного творчества, специфические особенности которых легли в основу узбекской астрзды;

- рассмотреть формы и стили эстрадной музыки, связанные

с деятельностью эстрадных оркестров, а также инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей (ВИА);

, - исследовать процесс взаиырдейстэия национального и интернационального элементов, в музыкально-художественной практике, определяющий национальную самобытность и 'художественные достижения узбекской эстрада.,

Научная новизна диссертации состой? в том, что она является первым исследованием закономерностей процесса становления уабекской музыкальной эстрады ь контексте развития советского эстрадного искусства.

В диссертации обосновывается преемственная связь узбекской советской эстрады с традициями национальной культуры; рассматривается развитие и преобразование фольклорных ганров на примерах эстрадных произведений Э.Салихова, И.Бурхано^а, Э.Ка-ландарова, Ё.Живаева, О.Гоцкоаика, Ф.Закирова и других; анализируются образцы народной музыки; прослеживается рося профос-

еионального мастерства композиторов республики.

Практическая значимость диссертации отключается в том, чю она заполняет существующий пробел в истории узбекской советской музыки. Материалы я выводы диссертации ыогут быть использованы в курсах лекций: "История советского эстрадного искусства" (как часть предмета), "История узбекского эстрадного искусства" в средних и высших учебних заведениях культуры и искусства; в лекци>л?но-пропагандисткой работе; в музыкознании и музыкальной Крит же при изучении узбекской музыкальной кульТуры; в исследовз! ,шх по проблемам советского многонационального эстрадного искусства.

Будучи исторически обусловленным явлением, эстрадное искусство Узбекистана может быть правильно оценено лишь-с позиций преемственности по отношению к лучшим достижениям народного творчества, советской и зарубежной.эстрады. Поэтому геюдо-логической основой исследования послувияя теоретические поло-яеяип советской исторической науки, отечественного и зарубея-ного музыкознеяия.

При единой методологической осксае, в связи с резание« поставленных в работе задач, .вспояьзовзга разлрчны* мегс-дц анализа исследуемого материала.

При выявлении путей развитая эстрадного искусства избран принпяп истсризка и системный подход,' которые взаииодой«. твувх со сравнительная изучением я иуэнксвэдчееккм анализов (иузы-кальные партигурм, грамзапись, концвртнзе прогремим п т.д.).

Степень изучен»осто проблемы. Специальных работ, посвящен -пых теме исследования нет. 05л;:!э вопрос« истории и теории эстрадного искусства, различных в<? форн и г?яров пошли охрожзияэ

как в трудах советских искусствоведов и музыковедов (А.Баташе-ва, Т.Дидешсо, В.Конен, ¿.Медведева, Л.Переверзева, Е.Уваровой, Д.Ухова, В.Фейертага, Н.Шереметьевской и др.), так и зарубежных (Д.Коллиера, У.Сардхента, А.Азризля, Т«Лаиана и др.).

Цепкие наблюдения содержатся и в специальных работах, посвященных узбекскому музыкальному и театральному искусству (.Т.Вызго, Т.Гафурбакова, С.Эакржевской, Ф.Кароматова, Ю.Ко-иа, М.Рахманова и других), в которых рассмотрены вопросы руо-скшс и узбекских культурных связей, истории узбекского театра, гармовии в произведениях композиторов республики, ладовой ос-вовы узбекской народной музыки, систематизации и строения фольклорных музыкальных канров, роль фольклора в композиторском творчестве и другие, где некоторые факты истории, изложенные в этих работах, связаны с развитием национального эстрадного . . искусства.

Однако в существующей" Литература практически отсутствуют 'Специальные работы.сб узбекской эстраде, Исключение составляй! несколько статей (С.Вахидова, Н.Волкова, Н.Рыкковой), посвященные отдельный вопросам узбекской эстрадной музыки.

Несмотря на значительную ценность всех атих работ, авторы не ставили перед собой цели рассмотреть становление и развитие узбекской музыкальной эстрады во всем комплексе ее проблем и тенденций, связанных с национальной культурой и историей узбекского народа.

Материалом исследования послужили: практика работ ведущих встрадных коллективов республики, монографии, посвященные, различны;.! вопросам узбекского искусства, статьи в сборниках, журналах, многочисленные публикации в газетах, а также музыкальные

Б.

партитуры, клавиры, записи эстрадных ансамблей и оркестров Узбекистана. Ряд положений диссертации был уточнен в устных беседах с видными деятелями узбекской эстрады - Т.Хаиун, И. Акиловым, Е.Живаевым, ф.Закаровны и другими, обогатившими диссертацию личными наблюдениями и ценным фактологическим материалом.

Апробация диссертация состоялась ва заседании Сектора зс-страдйого и циркового искусства ВНШ искусствознания Министерства культуры СССР,- Результаты исследования били додсзшш ва первой мехреспублг. саиской научно-практической конференция по проблемам эстраде и цирка (Ташкент, 1982); Всесоюзном семинара "Тенденции разлития советского дказа" (Ленипград, 1987),

По материалам диссертация опубликованы научные статья. и издана методическая программа.

Структура работы. Диссертация состоит пз Вводвияя, трех глав, заключения, списка использованной литература, а также Приложения, включающего в себя'дополнения и яотныэ примеры. •

ОСНОВНОЕ СОДЗРШКЕ РАБОТУ

Во Введении обосновывается выбор темы. Ее актуальность обусловлена, с одпой стороны, возрастающей значимостью для советского искусства процоесов раззиткч зстрады в союзных республиках, с другой - недостаточной теоретической разработанность» проблемы взаимосвязей национальных культур.

Вопросы становления и развития эстрадного искусства в различных регионах Советского Союза, принадлежит к числу наименее изученных в советском музыкознания. По существу, этот процесс

только начинается.

Для его решения, по мневию диссертанта, требуется прежде всего обобщение опита исторического развития тех видов народного творчества, которые послужили основой современных форм узбекской советской эстрады.

С втой целью, во введевии, автором рассматриваются такие формы народного творчества как аския (соревнование в острословии), искусство представителей вародного площадного театра -кизикчей (йоыики) и иасхарабозов (шуты, клоуны), когурчакбо-зов (кукольники), а так»е такле песенио-танцевальные формы национального фольклора как лапар и ялла. *

Во введении, автор работы впервые вводит в научный обиход периодизацию узбекской советской эстрады, дает краткую харак-« тервстику кахдоиу периоду ее истории.

Kpoúe обоснования темы в.данном разделе диссертации, определяются ее цели и задачи',, новизна, методологическая основа} . выявляется степейь изученности темы; даете* обзор литературы . . ло теме исследования; рассматривается роль эстрадного искусства в истории узбекской советской культуры; определяется структура диссертация.

Первая глава "Революция а встрадное искусство" - обобщав* наиболее характерные тенденции на примере деятельности фронтовых агитбригад, труппы Xai/зы, движения "Синяя блуза", этнографической труппы М.Кари-Якубова, ТДануы.

Большую кулмурво-ыассовую и политико-воспитательную работу в войскау и среди местного населения вели, созданные в па-риод гражданской войны фронтовые агитбригады, в состав которых входили ввсамбли узбекских народных инструментов, духовые ор-

кестры, певцы, танцора, чтецы-дбклэиаюрц и другие артисты. • В их репертуаре были революционные и народные песни, ыарши^ танцы, сатирические куплеты, политический конферанс, театрализованные миниатюры, в которых изображалась тяжелая участь женщины, высмеивались бай, духовенство, разоблачались враги Советской власти.

Внедрение новых агитационно-пропагандистских форм работы на всех фронтах Туркестана было обусловлено те», что большая часть местного населения была неграмотной, на знала русского языка. Поэтому фронтовые агитбригада создавались не только русскоязычные, но и узбекские, казахские, татарские и другие, . артисты которых часто выступали в совместных концертах.

Отнопение порода к'новой действительности принесло в искусство новые темы и образы. Песни, танцы, речевые жанры и малые театральные формы приобретает агитационную направленность. В период гражданской войны, в деятельности разноязычных фронтовых агитбригад, наблюдаются первые ростки взаимовлияния и взакмобогааения культур, чему в немалой степени способствуют концертные формы выступления.

Диссертант показывает,- что выступления труппы Хамзы до Начата 20-х годов строились по агитбригадноиу принципу, то ость, её програшы по свош признакам были ближе эстраде, нежели собственно театру. "Перед спектаклем (показом небольших сатирических музыкальных сценок - Л.Ю.), - писала, папркмер, К.Алпнбаевг, - давался концерт силами аргкетоз труппы (это делалось с целью приобщения зрителей к театру)"*. Зто важное наб-I. К.Алиабаева. Рождение узбекского музыкального театра. - В кн.: История узбекской советской музыки.' Т.I, Ташкент, 1972, с.85.

поденно указывает на гаснув связь начального этапа деятельности трупни Хам за с формой эстрадного концерта.

Во-первых, концертная программа состояла из песен, танцев, сатирических сценок, речевых жанров и т.д. Такого рода концертные программы, или обозрения "строятся по законам эстрадного искусства - основой представления остается номер"*.

Во-вторых, как указывает Н.Рахманов, вначале содержанием инсценировок служили революционные песни Хаазы, такие как "Баз ишчимиз" ("Мы - рабочие"), "Хой, шичилар" ("Эй, рабочие"), "Капитал" и другие. Режиссером - постановщиком висну пал Хамза. "Эти инсценировки, - отмечает Ф.Кароиатов, -'порожденные желанием глубже и полаае донести до широтой народной массы смысл

революционных писан, сыграли большую огитационио-пропагандист-

?

скую роль в первые года Советский власти .

Концертяость, как ijjopua, занимала вазиое место в детальности музыкально-драматической труппы Хемзы. Ханровое многообразна сборного встрадного концерга давало возможность актерам показать свое синтетическое импровизационное масторство. Это ¡¡аблвдшше указывает на тесаув связь с традицией народного театра масхара-кизикчи, синкретический характер творчества которых основан на актерской импровизации. Развивая эти традиции, Хаиаа переосмысливает их, наполняет новым содержанием.

Желание Хамзы ярче и образнее донести до зрителя смысл происходящих перемен, заставило соединить а один арительно-

1. Е.Уварова» .Эстрадный театр: ыияиатвры, обозрения, июзик-ход-ан. И., 1995, с.8.

2. Ф.Кароматов. Песенное тлорчесгяо Хамзы; В кн.: Исгор.т уа-

• бекскай советской музыки .• ТЛ, с .120 J.

смысловой ряд поэтическое, музыкальное и драматургическое содержание своих произведений. Присуиие ии агитационность и революционный пафос позволяет утверждать, что инсценируя свои песни, Хямза самостоятельно привел к художественным принципам театров революционной сатиры (теревсатов) и политических обозрений "Синей блузы".

• Свойства и признаки зстрадяости были характерцы и для узбекских коллективов "Синяя блуза". Актуальность, лаконичность, броскость и открытость, эстрадный характер их выступлений привлекали зрителей. Ваяной особенностью их выступлений било соединение современной тематики и традиционных форм народного искусства. В таком сборном концерта, после русской народной песни или частуики, звучали, узбекские лапары п ялла, народный та-пец и сценическая ниниат'пра, сатирические куилети 15 инструментальный отрывок из иакома, пирамида и хоровая декламация.

В движения синеблузников взаимодействие русской и узбекской культур выявилось наиболее заметно. форма, тематика' и характер выступлений была заимствованы от синеблузников России, но программа часто велась яа двух языках - русском и узбекском и содержала формы и яанры узбекского народного искусства. Выполняя общую эстетическую функций, обо культурные ветви сосуществовали одновременно, дополпяли и обогащали друг друга. Этот ' фактор способствовал интернационализации национальной культуры.

Движение "Синяя блуза" становится новым художественный явление» 20-х годов. Это синтетическая форма пропаганды я агитации кассовыми видам искусства, где характер концертного представления определяется использованием различных жанров эстрада и малых театральных форм.

Первый узбекским эстрадный коллективом, который вынес на профессиональную концертную эстраду песенные, танцевальные и разговорные жанры народного творчества, явилась Государственная концертно-этнографичоская труппа М.Кари-Якубова, которая весной 1927 года получила статус профессионального коллектива. Несмотря на то, что она просуществовала всего три года, роль • ее в развитии эстрадного искусства Узбекистана очень значительна.

Зто был первый чисто концертный коллектив, специально созданный для эстрадных выступлений. В их основу был положен номерной принцип построения програни, которые включали в себд различные жанры: песни, танцы, юиористические диалоги (аския), сатирические сценки и другие.

В названии ансаыбля, в его целях и задачах отразился новый подход к фольклорному наследию. С одной стороны,.этнография или фольклор, как составная и веотьеилеыая часть жизненно-практической деятельности народа, с другой г концертность, как новая форыа бытования фольклора. Оторванные от среды бытования и перенесенные на сцену фольклорные жанры, теряют свою прикладную, жизненно-практическую функцию и превращаются на сцене в произведение искусства.

В этой отношении эстрадным по своей сути является творчество Т.Хануц. Образцы лапара, вынесенные на сцену Т.Хануи и 1.1.Карп-Якубовым приобретают подлинную астрадноьть. Народные сюжеты и образы, жизнерадостная иузыка, талантливая актерская импровизация, яркий национальные костюмы'и украшения Т.Ханум, соз- . давали на сцене атмосферу праздника.

В главе рассматриваются кпнцертшэивоонно-танцевальные

номера Т.Ханум, связанные с производственной тепой - "Пилля" ("Шелкопряд"), "Пахта" ("Хлопок"), с одной стороны как образца синтёза традиции и современности, с Другой - как дань "производственной тема", насаждавшейся во всех видах советского искусства в 30-е годы.

Вместе с тйй в работе отмечается, что Т.Хануи но только вынесла на концертную-эстраду фольклорные формы. Позднее, раз-, вив эту идею, актриса со своим айсаьгблеи создает программу "Песни и танцы народов йира" - своеобразный "театр Т.Ханум", обогащенный яркий? фольклорными образцами многих народов «rapa. Именно эта уншальная программа принесла первой эстрадной актрисе Узбекистана мировую известность,

В диссертации раЬсмотреиа так яе деятельность фронтовых бригад узбекских артистов в период Великой Отечественной вой-

• ны I94I-I345 годов. ' ' .

. Такий-образом, после революции и до конца W-х годов, эстрадное искусство развивается в Узбекистане на основе национальных -форм н традиций. Общие для советского искусства тенденций проявиласв, в основное, в содер^атольн® аспекте эстрадао-

• го искусства, его тематике и идейной.направленности. Вто главная .особенность первого периода истерт узбекской эстрады.

Во второй главе - "Фольклор я дзятельность эстрадных ор-■ кестров в Узбекистане" - анализирую-еся 50-е - 60-е года гак, качественно новый этап развития эстрады з Узбекистана'. Оя связан с практикой эстрадных оркестров, ислолнявпих различные формы многоголосной инструментальной музыки: фантазии, попурри, оркестровые обработки национальных мелодий, а также акяом-.панироваваих певцам и. танцорам. Рассмотрение проблемы происхо-

дит на общей фоне художественных явлений музыкальной жизни ¿того периода, который характеризуется глубокими демократическими преобразованиями в общественно-политической и культурной сферах.

Характеризуя музыкальный быт того периода, диссертант .говорит о технической революции,-в частности в грамзаписи, освещает роль грамзаписи, радио, гастрольно-концертной.деятельности, кино в пропаганде русской советской и узбекской эстрады.

Шесте с тем, в работе отмочаются и негативные тейденции, связанные с широкой вкспансиай в музыкальный быт новых фбрм -встрада и дааза, чуждых местному населению,'

Процесс ассимиляции коренного населения новой эстрадной музыки проходил медленно и велросто, что связано было со сложившимися слуховыми стереотипами, национальными музыкальными . традициями, необходимостью резкого "переключения" в иную ин-тонавдонйую сферу неподготовленного слушателя. Ориентация композиторов на ианровую природу и особенности фюдьклора способствовало приобщению национального слушателя к новым для него формам эстрадной музыки, к дадьнейщей ого адаптации к другим музыкальным системам и направлениям. К началу 60-х годов, благодаря советским а узбекокии музыкальным фильмам, радио, грамзаписи, гастрольной деятельности, происходит адаптация местного • населений к эстрадной музыке. В атом большую роль сыграли об-' работки народны*'мелодий а программах естрадвых оркестров при. кинотеатрах и танцплощадках, появление нового поколения масте-^ ров узбекской/эстрадной пейви, а такта весомые ^остикения композиторов 'республики в многоголосных формах академической музы-ди. '

В диссертация прослеживается возникновение первых эстрад-1 йых оркестров в Узбекистане, освещается деятельность известных оркестров Д.Соколова, Д.Штёрпа, ЕДиваева в Ташкенте, М.Фия-кильпгейна, М.Гамыера, И£мирнова. в Самарканда, Р.Кургмуллае-ва я Г.Гербольда в Андижана и Других.

Практика эстрадных оркестров развивалась в трех направлениях. В первом случае- - в кинотеатрах, где оркестр выступал 20-30 минут перед демонстрацией кинофильма, акцент Делался на эстрадную песню. На танцевальных площадках оркестр исполнял • двухчасовую программу танцевальной музыки- из произведений советских и зарубежных композиторов. В третьем случав - выступления на эстрадных длйцадках парков культуры и отдаха с коп. цертной программой яз двух отделений по типу гастролирующих эстрадных оркестров.

Интенсивность развития йузыкзльнсй эстрады в республике ' способствовала открытию в 1955 году таякектского государственного театра эстрады., •..■■' Большое значение для дальнейшего развития узбекского эстрадного искусства имел, сомоявпийся в Москве в 195? году У1 Всемирный фестиваль молодежи ц студевтоь,- 'в культурной п£ограм-| ие которого был предусмотрев' международный конкурс эстрадных . и джазовых коллективов. На фестиалс Узбекистан представляли мужской и женский ансамбль народного' танца под руководством

И.Акшюва к М.ТургуйбаевоЯ, а также эстрадный -ансамбль "Юность" | -

I

Б.Закйрова. Общение с ,советскими и зарубежными -музыкантами/ . | эстрадными коллективами, заметна расширяло. кругозор узбекских •! артистов, убедило их в правильности избранного пути.- I

Создание Государственного эстрадного оркестра Узбекистана ;

¡вилось важным этапом развития национальной эстрады. В диссертации анализируется специфическая ситуация, возникшая в пери- -од подготовки первой программу "Салом, Москва!" к третьей декаде узбекского искусства и литературы в Москве в 1959 году, когда аранкировки многих номеров программы, выполненные без учета специфики национальных музыкальных традиций,' были подвергнуты рейкой критике. Потребовалась существенная доработка программы в плане ее аранжировки, которая осуществилась с приходом в оркестр нового Музыкального руководителя-, .

Узбекский коллектив следовад принципам, выработанный в дхаз - оркестрах Л.Утесова, Б.Раненого, Э.Рознера и других подобных коллективов: в программе сочетались песни, инструментальные пьесы, танцы и номера оригинальных жанров.

' Диссертант подробно останавливается на главном вопроса -

I ■ .

формировании национального репертуара. Для этого нукны были песни узбекских авторов и оркестровые обработки национальных мелодий, которых не хватало для полновесной концертной программы. В поисках новых песен солисты оркестра Батыр и Луиза Заки-ровы по совету Яна Френкеля, который принимал большое участив в создании первых программ и сделал ряд аранжировок восточных мелодий, обратились к классическому музыкальному искусству стран Ближнего н Среднего Востока. В концертах зазвучали иранс- . кая народная песня "Конец мучений", египетская "О, похитивший со» моих глаз", ливанская "Красивая девушка", ставшая музыкальной визитной картошеой эстрадного оркестра. *

Собственно джазовой ¿узыки в программах почти не было. В инструментовках песен.употреблялись приемы джазовой аранжировки с подчеркиванием ритмических'и колористических особенностей

узбекской музыки - некий условный стиль восточного "песенного джаза". Для приданий звучанию национального колорита в оркестр ввели рубаб и дойру.

Ценность первых программ эстрадного оркестра Узбекистана была в интонационйо-ритмической новизне песенных мелодий народов Востока, в характерной особенности национальной хореографии,, пластики, костюма. Эти одказированные национальные традиции способствовали обогащению и разнообразию советской эстрадной музыки. Узбекская национальная специфика ярко и оригинально проявлялась благодаря первым талантливым исполнителям - Батыру и Дуизе Закировыа, Юнусу Тураеву, Эсону Кандову и другим.

Обращение к музыке народов Востока способствовала переосмыслению канонов эстрадного музицирования, обогатило интонационную сферу узбекской эстрадной музыки, помогло определить ее своеобразие' и национальные черты. Новый подход к музыкальным традициям наблюдается при анализа узбекских народных песен "На-цангаискиа яблоки", "Мамочка", ливанской."Красивая девушка", "Очарован тобой" М.Бурхан'сша, "Киз бола" Э.Салихова, а такие "Фантазии на две узбекские народные песни" Е.Живаева и "Дастан" Э.Каландарова.

Исследуя деятельность музыкальных руководителей эстрадного оркестра Узбекистана А.Кролла и А.Малахова, руководителя встрадно-сиифоничеокого оркестра (ЭСО) Узгостелерадио Е.Живаева, диссертант показывает, кай они стремились "прочувствовать" национальный материал, его специфику, вели поиски синтеза национальных традиций с техникой джаза.

В диссертации отмечается большая- роль гастролей советских и зарубекных эстрадных оркестров, деятельность дказклуба в Таш-

кенте по популяризации джаза,. Подготовке и проведению первого в Средней Азии фестиваля джазовой Музыки "Ташкент-68". Определяется его значение в развитии узбекской советской эстрады.-

В создании, стиля ."восточного песенного джаза", автор видит преемственность традиций о советской и зарубежной вотрад-ной музыкой.

Третья глава - "Традиция и современность в музыкальной эстраде Узбекистана в 70-е - 80-е годы" - посвящена изучению основных особенностей развития эстрадного искусства в. третьем периоде.

К середине 60-х годов музыкальная ситуация в мире замет-; но меняется. Джаз и рдказироваянмв формы эстрадной музыки теряют былую популярность и уступают место новому музыкальному-ваправлеяию - рок-музыке, интенсивное развитие которой'прихо- . дится в республике на начало 70-х годов, что и определяет третий, период истории узбекской эстреды. . •

В этой главе автор прослеживает возникновение первых В'ЛА - "Киборги", "Скифы", "Ваганты" и других, которые вместе'с под-, ражагельяосгь-и стре.'ттся к творческой самостоятельности. В их творчестве уве заметны тенденции, которые станут характерными чертами рок-музыки: создание оригинального репертуара, социальная направленность песенных текстов, наряду с лирическими, ' поиски синтеза рока с другими направлениями эстрадной музыки, в частности с дяааом и фольклором. >• .

Начало 70-х - время появлений узбекских ансамблей на всесоюзной арене в качестве победителей всесоюзных телеконкурсов.* "Кзазауа" из Бухары и "Ялла" из Ташкента - 197I г., "Питер" -1572 г. и "Сиктеь."- - 1974 г. На примере ансамбля "Ялла" автор

л?.

прослааш^ает развитие аанра в республике.

Все наиболее значительные творческие достижения "Ялли" до 1976 года связаны с его руководителем Е.Ширяевым, который уке в первых программах стремится определить стилистику ансамбля, его национальное своеобразие, преодолеть одноголосную певческую традицию и .приучить- музыкантов к многоголосному исполнению. . . Первой удачной попыткой в овладении многоголосной фактурой стала обработка "Киз бола" Э.Салихова, затем "Наманганские яблоки", "БойЧвчак" ("Подсненнин"), "Каргалак" и другие, где национальный' колорит, помимо интонационно-ритмической основы, традиционных приемов музицирования, достигается органичным введением в аранжировки узбекских народных инструментов. Эту линию продолжает и нынешний-руководитель ф,Захаров.

Автор работ подробно останавливается на определении эете-; тики ВИА, которая окончательно формируется в середина 70-х годов.

В эстрадном представлении "Друзья, создадим веселье™, "Ял-да" решал важную проблему - созд&ния театрализованной программы ва основа крупных песенных сюит: о городах Узбекистана, на стихи поэтов Востока, фольклорные обработки.

Новая программа "Ялла" - ."Чайхана на все времена" (премьера - декабрь 1287 г.)' - эта ухе Театр песни, музыкальный спектакль, имеющий сюкет и свою драматургию развития. Он состоит из трех частзй: первая, начало путешествия - "Дороги"; вторая - "Цувоира" (состязание поэтов); третья - состязание масха -рабозов и аскияча (острословов) и заключение.

Диссертант анализирует прогрвиыу, идеи заложенные-в ней,-', оостаъляюиип в совокупности главную концепцию ее создателей:';:

показать взаимодействие традиционных видов народного творчества и современных форм и канров эстрады через чайхану, как национальную особенность культурной зкизви узбекского народа'.'

"Чайхана на все времена" становится театром песни, так как отвечает основным требованиям театрального искусства. Сюжет развернут в действующих лицах, во времени и пространстве. Театрализации подверглись все элементы спегтакля, что придало ему черты яркого зрелища, в котором много действующих лиц: путешественники - зрители, известные поэты разных стран, артисты площадного народного театра - веселые масхарабозы, остроумные аскнябозы, мужественные канатоходцы.

Сценография и костюмы, тематика и форма выступления, музыка и поэтический текст, манера исполнения и язык - все, в конечном счете, направлено на выявление национальной определенности программы. Сшет спектакля строится на традиционных видах и ханрах народного узбекского' искусства, на введение в спектакль персонажей народного площадного театра.

Вместе с том, при всех равных составляющих, музыке принадлежит ведущее место в программе. Именно в ней происходит национальная конкретизация спектакля, облик которого складывается из двух музыкальных пластов: оригинальные песни Ф.Заниро-. ва и обработки фольклорного материала. Автор диссертации, анализирует обработки народной песни "Килпиллаыа" ("Не кокетничай") а такао песни Ф.Закирова "Юртш" ("Мой; край") и г"Ялла",-

Выявляя различный подход к песенному материалу, диссертант показывает, как обогащается национальная песенная традиция стилистикой' рок-музыки и,'с другой стороны, как Ф.Закиров использует и своей творчестве новые стилевые-тенденция современной

8С1Р8ДЯ0Й МУЗЫКИ.

Анализ творческой деятельности ансамбля "Ялла", приводит диссертанта к следующему заключению. Музыкантами ансамбля для •' реализации своих творческих замыслов, использовались многообразные средства музыкальной выразительности, поддержанные широкими техническими возможностями современной электронной аппаратуры. Но основу художественного замысла составляло повое отношение к фольклору, переосмысленное с позиций инонационального опыта.

Успех программы "Яллы" позволяет сегодня нам говорить о яркой восточной ветви в советской рок-музыке, в которой достижения узбекских мастеров выглядят весовыми и бесспорными. Твор-. чество ансамбля "Ялла" - яркий пример взаимодействия традиции и современности в музыкальной эстраде Узбекистана.

По иному развивается эстрадная музыка в больших оркестрах республики. На базе эстрадного оркестра Узбекистана в 1971 году создали мюзик-холл. Премьера программы "Путешествие Синдбада - морехода" или "Восточная ск'азка" по мотивам сказок "1001" ночи (режиссеры-постановщики Б.Закиров, М.Захаров, А.Шарвинд) состоялась летом 1573 года.

Анализируя музыкальное представление "Зосточная сказка" диссертант отмечает, что постановщики создали обобщенный образ Востока, лишенный конкретной национальной определенности. На-, циональвая окраска- сводилась к трактовке известных на Бостоне сказаний, легенд и художественных образов, почерпнутых создателями программы из восточной литературы.

Еместе с тем, было бы несправедливо недооценивать роль узбекского мюзик-холла. Его создание и программа были качествен-

но новым явлением узбекской советской встрады. Узбекский мюзик-холл представлял спектакль музыкального театра, в основе которого лежала пьеса со своим сюжетом и драматургией, где по ходу развития исполнялись песни, танцы, куплеты. Создание крупной формы эстрадного спектакля с оркестром, солистами, балетным ансамблем, можно оценить как попытку уйти от традиционной дивертисментной программы. В 1978 году мюзик-голл был расформн-' рован. На его базе образовались ансамбль "Н'.вруз", БИА "Садо" и, частично, ВИА "Наво".

В диссертации рассматриваются поиски выразительных средств, связанных с новым стилем рок-музыки, которые ведутся на базе эстрадно-симфонического оркестра со второй половины 70-х годов ("Фантазия на темы Х.Изамова, обработки узбекских народных мелодий "Иллила ёрим" Е.Еиваева, "Насрулло", "Омов ер", "Кащгар-ча" Д.Ильясова).

Далее автор освецаег процессы активизации джазовой а(узыки в Узбекистане; открытие в 1977 году-республиканского "Дома молодежи, джазовых клубов в Ташкенте и Фергане и проведение'двух ферганских джазовых фестивалей в 1977 к 1978 годах; расширенно форм пропаганды дм за республккзнской прессой, филармонией; оз .срытие в 1978 году четвертой в стран о двухгодичной студии эстрадно-циркового искусства, а также эстрадного отделения в музыкальном училище,.

Узбекские композиторы и исполнители, стремясь сохранить особенности народного музыкального мьталения, по-новому раэра-бэтыгам1 традиционные жанры народно;? иузыпи. Такой подход к фольклору определил поиски оригинального музыкального языка, иеяодяги, ритикчи, тембра, приемов артикуляции и фразировки в

Л р. ?.-:".!•

Да и сама форма даазовых произведений претерпевает значительную трансформации: от простой темы с дказовтш вариациям, до сложной шшгочастной развернутой композиции, обрамленной вступлением и динамическим заклЕчением, Стали появляться более крупные двух'и трехчастные композиции, составленные по принципу драматического нагнетания: сольные шлпровизециониые разделы, чередуясь о ансамблевой игрой, постепенно приводили к общей кудитнациа и структурному завершению произведения. В диссертации анализируется "Восточная сюита" О.Гоцкозика - этапное произведение узбекского джаза, премьера которого состоялась в 1973 году на 11 ферганском джазовом фестивале.

В результате анализа выявляется глубинная связь илтонаци-оано-ритмического, гармонического языка, образного содержания "сюиты" с традиционными жанрами народной музыки; алла, лапар, марсия, приемами национального музицирования.

В диссертации, в то же время отмечается и кризис в узбекской эстраде в период с 1973 по 1983 годы. Невнимание руководителей культуры республика к проблемам эстрады привело к тому, что ряд известных дзазовых музыкантов и эстрадных исполнителей покидают Узбекистан. Свертывается работа джазклуо'а, не проводятся концерты и фестивали джазовой музыки. Неда на ВИА способствует оттоку квали^ццировэнных ыузыкаитов-инстр^ыеагалистов в эти коллективы. В результате ряд эстрадных оркестров расформировывается. Проблема подготовки квалифицированных музыкантов для эстрады по сути дояа остается нерешенной до настоящего измени.

И, тем не иеиае, с 198а года о&ивийвтся работа дазклуоа возгеавааоизя С.Мордутаовим, возрождаются концерты и ^осязала

джазовой музыки (Ташкент, Фергана - 1984- г.) проходят гастро-' ли известных джазовых коллективов ("Каданс11 Г.Лукьянова, ансамбль Д.Годощекина, дяаз-оркестр "Современник" А.Кролла и дру-. гие), осуществляется абонементный цикл филармонических лекций-концертов "Дяаз сквозь время" (I98A-I98.5 г.) и т.д.

Автор дает оценку художественным событиям культурной.жизни, современному состоянию эстрадной музыки, претворению в ней национального фольклора. Так "Лаборатория современной музыки" Г.Каприэлова, основывается на элементах модального джаза с претворением фольклора стран Востока. В творчестве этого коллектива прослеживается удачный сплав электропики с восточной музыкой, а такл.е интернациональные тенденции, характерные для современного джаза с его способностью ассимилировать музыкальные традиции разных эпох и народов.

В русле модального джаза протекает творчество ансамбля "Сато" из Ферганы, который в своих композициях тяготеет больше : к квадратной, замкнутой структуре построений музыкальной формы, опирающейся на фольклорный первоисточник.

И на другом конце спектра находится творчество ансамбля совращенной инструментальной музыки Г.Пушена. С приходом в коллектив саксофониста С.Мордухаева ансамбль исполняет джазовую музыку любых стилей. Основное ко направление творчества протекает в русла свободного джаза - "ipii" джаза. Музыка, исполняемая ансамблем сложна для восприятия. Музыканты, квадратной кон~: цепцкм предпочитают открытые формы в джазе. В композициях группы, построенных на национальном фольклоре., сосуществуют различ-nue стили к. техники джаза. Сонорасгаческие приемы, тембровые зЭДвгш, зотейяичая впвъ полкритмичвекого рисунка накладывает-» .

ся на ясную дадо-тональнуи основу оригинальной или национальной мелодии. Интересна сама форма' композиции, их драматургическое решение, основанное на определенной программе.

• Создание композиций в стиле "фысжи" и "авангард" ансамблей С.Мордукаеи, а затеи группой Г.Пушвна, ставшей лауреатом УШ Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а также обработки народных мелодий для эстрадно-симфонического оркестра Д.Ильясова, характеризуют качественно-новый уровень развития совре-. мениой узбекской эстрадной музыки. И вновь, как и раньше, любые эксперименты, в эстрадной музыке связаны с фольклором, с новым к нему отношением мастеров узбекской эстрады. 2та традиции стала основополагающей тенденцией,в русле которой развивается современная музыкальная эстрада Узбекистана.

В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Анализ процесса становления узбекской музыкальной эстрады позволяет наметить три его основных периода, какдый из которых получает итоговое определенна, которое тесно связано с зарождением в республике новых форм и стилей эстрадной музыки.

Создание оркестрового стиля узбекской эстрадной музыни (аира - восточной), в процессе формирования прошло три стадии развития. Первая стадия связана с обработками фольклорных образцов и лирических песен композиторов республики, где признаки естрадности заложены в интонационно-ритмической и жанровой природе обрабатываемого материала, в общении со зрителями.

Вторая, характеризуется активизацией творчества композиторов Узбекистана, воспитанных на современной эстрадной песне и ддааа-. (З.Салихев, Э.Каландароз, А.Малахов, В.Шзлов, Е.1ива-.'

ев, О.Гоцкозик, Ф.Закиров, Д.Ильясов). Эти и другие композитор ры создают эстрадные песни и оркестровые композиции, в которых доминируют жанровые и стилистические особенности узбекского песенно-танцевального фольклора.

Отличительной чертой третьей стадии образования, восточного стиля эстрадной музыки язляется создание оригинальных оркестровых композиций, где национальная' специфика, синтезируясь с джазом, роком, другими современными стилевыми направлениями, проявляется во всем комплексе муэыкально-внразителышх средств.

В диссертации показано, что магистральной линией в развитии узбекской эстрадной музыки оставалось утверждение ее национального своеобразия одновременно с ростов профессионализма композиторов республики. Вместе с тек, музыкальная эстрада Узбекистана не была изолирована от достижений советского и западного эстрадного искусства и не замыкалась в рамках национальной культуры. Переосмысливая национальные традиции с позиций нового инонационального опыта, она отражает сложные процессы эволюции фольклора в реалиях современного мира.

По теме диссерташв! опубликованы следующие работы:

Д.Ким шодяяк удошади /Кто создает веселье/ /'/Узбекастон адабиети ва сзнъати /Литература и искусство Узбекистан«/. -1666, 26 декабря.- 0,4 пл.

2.Слеглемче успеха //Музыкальная ашзнь,- 1286.- К 22.-. 0,4-п.л. »

3 .ОСрри'еяке к фолькшру //Советская ветрена и дарк.

- 25.

- 1687. - * 4. - 0,6 д.д.

< • 4.' Уабекнстонда жаз муаикасн /Джазовая музыка в Узбекистане/ //Совет Узбекистана свнъати /Искусство советского Узбекистан^. - 1589. - Л I. - 0,5 п.д,

5. Джаз в Узбекистана //Советский джаз. - М.: Советский композитор, К67. - 0,5 и.л.

6. Узбекистан: рек - музыка //Рок музыка в СССР. - Ы.: Книга, 1930. - 0,35 п.л.