автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Ворохов, Тимур Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)"

Ворохов Тимур Сергеевич

Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)

Специальность 17.00.01 —Театральное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

2 О ФЕВ 2014

Санкт-Петербург 2014

7 005545297

005545297

Работа выполнена на кафедре эстрадного искусства и музыкального театра федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства»

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Богданов Игорь Алексеевич

Официальные опноненты:

Уварова Елизавета Дмитриевна, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Государственный институт искусствознания»

Лопатин Алексей Августович, кандидат искусствоведения, член Союза журналистов РФ, редактор Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится 13 марта 2014 г. в 17 час. на заседании Диссертационного совета Д 210.017.01 в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 35, ауд. 512.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (Моховая ул., д. 34)

Автореферат разослан « » февраля 2014 г. Ученый секретарь ,

Диссертационного совета Некрасова И. А.

кандидат искусствоведения

В поликультурном обществе, в многонациональном государстве, каковым является Россия, эстрада также представляет собой явление многонациональное. При этом ее облик в регионально-национальном аспекте тесно связан с традициями населявших ту или иную территорию древних этносов. Фольклорные истоки, получив специфическое претворение в рамках государственной политики СССР в области культуры по отношению к «отсталым окраинам царской России», обусловили складывание своеобразных форм профессионального эстрадного исполнительства в национальных республиках.

История и проблематика эстрадного искусства нашей страны рассматривалась искусствоведами как «диалектическое сочетание интернациональной общности и национальных различий»1. Вместе с тем, как справедливо указывают авторы наиболее полного исследования по истории русской советской эстрады, национальная эстрада не стала предметом искусствоведческого изучения в советском эстрадоведении2. История эстрадного искусства в данном издании раскрывается главным образом на материалах творчества эстрадных артистов и коллективов Москвы и Ленинграда. Лишь эпизодически приводятся отдельные сведения из истории национальной эстрады союзных республик.

Республика Башкортостан является многонациональным государственным образованием с достаточно постоянным составом преобладающих национальных групп (русские, башкиры, татары) со своими культурными традициями. Приоритетное развитие национальной культуры коренного населения края башкир стало осуществляться на территории Башкирской автономной советской социалистической республики (БАССР) —

1 Уварова Е.Д. Проблемы массового искусства // Советская эстрада и цирк. 1986. № 7. С. 1.

2 Русская советская эстрада. Очерки истории: В 3 т. / Отв. ред. Е.Д. Уварова. М., 1981. Т. 3. 1946-1977. С.16.

национально-государственного образования в составе РСФСР, провозглашенного в марте 1919 года.1

В настоящее время профессиональная национальная эстрада советской Башкирии не изучена как самобытное, целостное и самостоятельное явление. Исследование проблемы является актуальным, поскольку позволит, во-первых, выявить особенности претворения феномена «советская эстрада» в специфических формах национального искусства и в региональном общекультурном и социальном контексте, во-вторых, детализировать историческую картину становления и развития профессионального национального искусства в целом. Ретроспективный анализ необходим для более глубокого осмысления пестрой палитры современной российской эстрады, перемен, происходящих в многонациональной российской культуре на пересечении процессов глобализации и этнокультурного самоопределения.

Объектом исследования является концертная эстрада Башкортостана советского периода отечественной истории.

Предмет исследования - процесс становления и развития профессионального эстрадного искусства в политическом и культурном пространстве национальной республики в составе РСФСР. Хронологические рамки исследования определяются установлением в России советской власти в октябре 1917 года и распадом СССР в 1991 году.

Цель исследования: на основе разрозненной фактологической и архивной информации впервые сформировать стройную историческую картину становления и развития профессиональной национальной эстрады Башкирии, раскрыть взаимодействие общих тенденций развития советской и башкирской национальной эстрады.

1 «Башкортостан» - традиционное название малой родины баппшр, трансформировавшееся в официальной терминологии советского времени в «Башкирию».

Задачи исследования:

- выявить историко-культурные предпосылки национального профессионального исполнительства на эстраде;

- выделить этапы генезиса профессиональной башкирской советской эстрады;

- обобщить разрозненные сведения о переходе в Башкирии в 1920-1930-е годы к организованным профессиональным формам концертной жизни, реконструировать процесс организации профессиональной башкирской эстрады в рамках Башкирской государственной филармонии;

- проанализировать процесс воплощения национальных традиций на эстраде;

- исследовать процесс формирования национальных эстрадных коллективов, солистов, концертного репертуара.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые предпринята попытка выявить, систематизировать сведения, разрозненную информацию из различных источников по проблеме становления и развития башкирской советской эстрады, сформировать целостное представление о ее истории.

Материал исследования составили:

- неопубликованные архивные документы;

- сборники материалов и документов, отражающие партийно-государственную политику в области культуры, искусства, развития советского театра1;

1 Культурное строительство в Башкирской АССР (1917-1941): Сб. документов. Уфа, 1986; Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы. М., 1983-1986, 1989. Т. 1.

Ч. 1-2: 1917-1927; Т. 2. Ч. 1-2: 1928-1941; Т. 3: 1941-1945; Советский театр: Документы и материалы. Театр народов СССР. 1917-1921. Л., 1972. Советский театр: Документы и материалы. Русский советский театр. 1917-1921. Л., 1968; Систематическое Собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений правительства РСФСР. Т. XII. М., 1969; История культуры Башкортостана (Комплект научных и учебных материалов). Вып. 5: Культурная жизнь в Башкортостане. Сборник документов и материалов. 1960-1994 гг. Уфа, 1995 и др.

- статистические сборники, хроники культурной жизни, справочные издания1;

— публикации периодической печати - местной и центральной (объявления о концертах, обзоры, рецензии, интервью, статьи по вопросам развития советского искусства и др.).

Наиболее значимыми явились материалы по деятельности Башкирской государственной филармонии (БГФ), которая с конца 1930-х годов была монополистом в организации эстрадно-концертной жизни в БАССР и сосредоточила в своих стенах кадры профессиональной эстрады. Неопубликованные материалы, выявленные в республиканских архивах2 и в ведомственном архиве БГФ, составляют преобладающую часть использованных источников. Значительный массив материалов и сведений о деятельности эстрадных бригад БГФ, основной единицы организации эстрадной концертной деятельности в Башкирии, впервые вводится в научный оборот.

Методология исследования. В диссертации применяется сравнительно-исторический метод для исследования процесса становления и развития профессиональной эстрады Башкирии. Используются выработанные отечественной наукой о театре и эстраде принципы описания и анализа форм концертно-эстрадного исполнительства. При рассмотрении некоторых аспектов

1 Культурная жизнь в СССР. 1917-1927. Хроника. М„ 1975; 1928-1941. Хроника. М., 1976; 1951-1965. Хроника. М., 1979; 1966-1977. Хроника. М. 1981; История культуры Башкортостана (Комплект научных и учебных материалов). Вып. 2: Культурная жизнь Башкортостана: хроника в 3 ч. 1960-1990. Уфа, 1993; Башкирская энциклопедия: в 7 т. Уфа, 2005-2012; Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М., 1973-1982; Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. М., 2004; Башкиры и Башкортостан: XX век. Этностатистика. Уфа, 1995; Народное хозяйство Башкирской АССР за 70 лет: ст. сб. Уфа, 1979; Композиторы Башкирии: Краткий биографический справочник. Уфа, 1982 и др.

2 Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ): фонды БГФ (Р-4133); Управления по делам искусств при СНК БАССР, Управления по делам искусств при Совете Министров БАССР (Р-775); Министерства культуры БАССР (Р-1910), личный фонд Я. Менеса (Р-4415); Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ) : фонды Башкирского обкома КПСС (122), Башкирского обкома ВЛКСМ (341), Уфимского горкома КПСС (342), Стерлитамакского горкома КПСС (788), Кировского райкома ВКП (б) (207).

истории эстрады БАССР применяются также методологические принципы смежных гуманитарных наук: музыковедения, литературоведения, этнографии, культурологии.

Теоретическую базу диссертации составили современные научные труды по общим вопросам истории СССР, историко-культурного процесса советской эпохи М.Е. Зезиной, Е.Ю. Зубковой, В.А. Козлова, К.Э. Разлогова, И.А. Бутенко и других; работы по теории и истории искусства, проблемам синтеза искусств, развития профессионального искусства в социокультурном контексте М.С. Кагана, А.Н. Сохора, А.Я. Зися, Н.Г. Шахназаровой, М.Е. Тараканова, В.Д. Конен, Ю.М. Барбоя, B.C. Жидкова1; исследования по истории русской советской эстрады, взаимодействию театра и эстрады, развитию ее форм и жанров Е.П. Гершуни, Ю.А. Дмитриева, Д.И. Золотницкого, С.С. Клитина, А.П. Конникова, Е.М. Кузнецова, E.JI. Рыбаковой, Л.И. Тихвинской, Е.Д. Уваровой, П.М. Шаболтая, И.Г. Шароева, Н.Е. Шереметьевской и др.2

1 Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975; Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М., 1983; Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР, М., 1987; Страницы истории советской художественной культуры. 1917-1932 / ред АЛ. Зись. М.,1989; История русской культуры / М.Р. Зезина, JI.B. Кошман, B.C. Шульгин. М.,1990; История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / сост. В.А. Козлов. М., 1991; Жидков B.C. Театр и время: от Октября до перестройки. В 2 ч. М., 1991; Конен В.Д. Третий пласт: новые массовые жанры XX века. М., 1994; Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990-е гг. / отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 1996; Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: в 2 т. Т. 2: Апогей и крах сталинизма / под ред. Ю.Н. Афанасьева. М. 1997; Барбой Ю.М. К теории театра. СПб, 2008 и

др.

2

Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. Л., 1968; Дмитриев Ю.А. Советская эстрада. Краткий очерк истории. М.,1968; Золотницкий Д.И. Зори «театрального Октября». Л., 1976; Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987; Конников А. П. Мир эстрады. М., 1980; Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: дис. ... докт. культурологии. СПб., 2007; Тихвинская Л.И Куда исчезла «настоящая» эстрада? // Проблемы развития современного эстрадного искусства. Сб. ст. / Отв. ред. Е. Дуков. М., 1988. С. 28-53; Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Шаболтай П.М. Проблемы развития отечественной эстрады. 1917-1929 гг.: дис. ... канд. искусств. М., 2000; Шароев И.Г Многоликая эстрада. М., 1995; Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. М., 1985 и др.

Литература вопроса. Главным источником для сравнительного анализа развития общесоветской эстрады и национальной эстрады Башкирии явилось упомянутое трехтомное издание «Русская советская эстрада. Очерки истории» (М., 1976, 1977, 1981) под редакцией Е.Д. Уваровой. В нем дана периодизация истории советской эстрады (1917-1929, 1930-1945, 1946-1977), раскрывается история родов и жанров, имеются Не потерявшие научной ценности статьи обобщающего характера1.

Определенное значение имело обращение к общим трудам по истории советского искусства. В ряде из них башкирское искусство предстает как звено многонациональной советской культуры2. Также можно назвать небольшую группу новейших изданий обобщающего характера, в которых в проблемно-хронологическом или описательно-хронологическом плане систематизированы факты по истории башкирской художественной культуры с современных позиций3.

В искусствоведческой литературе, посвященной проблемам башкирского искусства, в советский и постсоветский периоды наиболее активно исследовались, во-первых, вопросы развития башкирской профессиональной академической музыки, соединения в ней национального своеобразия с традициями европейской музыки, во-вторых, особенности традиционной культуры, допрофессионального национального искусства, жанровой системы башкирского музыкально-поэтического фольклора, в-третьих, вопросы развития

1 Например: Анастасьев А.Н. Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории. М., 1976. С. 6-28; Фейертаг В.Б. Джаз на эстраде // Русская советская эстрада. 1930-1945. Очерки истории. М., 1977. С. 270-303.

2 История музыки народов СССР. Т. 1-7. М., 1970-1974, 1995, 1997; История советского драматического театра: в 6 т. М., 1966-1969, 1971; Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957 и др.

Драматическое искусство Башкортостана / Авт.-сост. А.К. Карабулатова, З.Ф. Сайфуллина. Уфа, 2005; История башкирского народа: в 7 т. М., 2010-2011. Т. 5-6; Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994; Очерки по истории башкирской музыки. Вып. 1. Уфа, 2001.

национального театра. Обзорная характеристика становления башкирского национального искусства дана в статьях деятелей культуры 1920-1940-х гг.1. В них ведущая роль в рождении башкирского профессионального искусства отведена Башкирскому театру драмы, а начало развития башкирской эстрады связывается с созданием эстрадной бригады накануне Великой Отечественной войны.

В выявлении истоков и предпосылок формирования феномена национального в эстрадном искусстве советской Башкирии, в концептуальном осмыслении общего хода развития музыкальной культуры Башкортостана важное значение имеют труды музыковедов и фольклористов Л.П. Атановой, Ф.Г. Ахатовой, Н.В. Ахметжановой, Р.Ф. Зелинского, З.А. Имамутдиновой, А.Н. Киреева, Л.Н. Лебединского, Е.Р. Скурко, P.C. Сулейманова, М.П. Фоменкова и др.2

В работах историков Э.А. Набиевой, Г.А. Коваленко раскрывается на основе использования архивных источников общий ход становления музыкальной и театральной культуры советской Башкирии в 1920-1930-е гг.3

Авторы указанных обобщающих и исторических исследований не ставили целью специальный анализ эстрадной составляющей культурной жизни БАССР,

1 Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство. Уфа, 1944. С. 27-36; Кузыев Р. Башкирское искусство за 30 лет // Расцвет просвещения и культуры в Башкирии. Уфа, 1947. С. 17-24 и др.

2 Атанова Л.П. Собиратели и следователи башкирского музыкального фольклора. Уфа, 1992; Ахатова Ф.Г. Народная музыкальная культура башкир. Уфа, 2007; Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. Уфа, 1996; Зелинский Р.Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. Т. 4. Инструментальная музыка. Уфа, 2003; Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор). М., 2000; Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970; Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965; Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка. Традиции и современность. Уфа, 2004; Сулейманов P.C. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995; Фоменков М.П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. Уфа, 2001.

Набиева Э.А. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии (60-е годы XIX-30-e годы XX в.): дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2009; Коваленко Г.А. История художественной культуры Башкортостана (20-30 годы XX века). Уфа, 1999.

приводя отдельные факты из концертной жизни советского времени. Можно отметить лишь краткие обзорные статьи Л.К. Кудояровой, посвященные башкирской эстраде1. Для осмысления концептуальных подходов к изучаемой теме интерес представляют диссертационные исследования М.М. Муратова, Л.А. Юсупова, осуществленные на материалах из истории эстрады национальных республик2.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории отечественного театра XX века, по истории эстрадного искусства, в специальных курсах лекций по истории искусства Башкортостана, стать материалом для изучения эстрады России, тенденций ее развития в дальнейших научных исследованиях. Результаты работы могут также представлять интерес для практиков эстрады — режиссеров и актеров.

Апробация исследования. По теме диссертации автором опубликовано восемь статей и докладов. Были сделаны сообщения на международной научно-практической конференции «Роль современного искусства народов России в воспитании межнационального согласия, патриотизма и толерантности» (Уфа, 2012 г.), на научных конференциях аспирантов СПбГАТИ «Феномен актера: профессия, философия, эстетика» (2011-2013 гг.); на ежегодной Научной конференции аспирантов и молодых ученых РИИИ «Термины и понятия в

1 Кудоярова Л.К. Эстрадное искусство Башкирии Великой Отечественной войны в зеркале публикаций // Музыка военных лет. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Уфа, 1995. С. 21-23; Ее же. Эстрадная музыка в Республике Башкортостан: некоторые тенденции и проблемы // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции 14-15 декабря 2001 г. Уфа, 2002. С. 54-56; Ее же. Эстрадная музыка и джаз // Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа, 1996. С. 652-653.

2 Муратов М.М. Эстрада как феномен массовой культуры: дис. ... канд. философ, наук. Казань, 2005; Юсупов Л.А. Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады (фольклорные традиции в эстрадной музыке): дис. ... канд. искусств. М., 1991.

современном искусствознании» (2011 г.). Обсуждение диссертационного исследования проходило на заседаниях кафедры эстрадного искусства и музыкального театра СПбГАТИ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (386 названий).

Во Введении определены актуальность, степень разработанности темы, сформулированы цель, задачи, методологические принципы исследования; обоснована научная новизна, теоретическое и практическое значение. Предложена периодизация истории профессионального башкирского искусства эстрады. Эволюция башкирской эстрады рассматривается в рамках трех основных этапов: 1917-1930-е гг., 1940-1950-е гг., 1960-1980-е гг.

Вопрос о генезисе национального эстрадно-концертного исполнительского искусства требует выявления самобытности путей его развития, анализа предшествующей культурной базы. В связи с этим в первой главе диссертации «Этнокультурные истоки и предпосылки зарождения профессиональной башкирской эстрады» логически оправданным является краткое рассмотрение традиционной основы башкирской профессиональной эстрады и фактов культурной жизни края досоветского периода с точки зрения прорастания в ней элементов «эстрадности».

На основе анализа работ ведущих исследователей башкирской традиционной культуры в первом параграфе главы сделаны выводы, что на процесс складывания национальных форм эстрады в послеоктябрьский период определяющим образом повлияли следующие черты бытования башкирского народного мелоса и исполнительства:

— образно-художественное единство слова, музыки и танца, идущее от синкретического искусства сказителей-сэсэнов;

— особая роль в общественной жизни народа эпических жанров1 и неприкладной разновидности песенно-инструментального творчества - «озон-кюй» (протяжная песня, наигрыш), исполняемой певцом без сопровождения, или искусным инструменталистом на ведущем башкирском музыкальном инструменте курае2, либо дуэтом певца и кураиста;

— развитость инструментальных форм, представленных программно-изобразительными пьесами; звукоподражательными напевами с элементами театрализованных пантомим; маршевыми и танцевальными мелодиями («бию-кюй»), передающими пластику, типы движений в определенной жизненной ситуации3 (они близки как с вокальными4, так и с танцевальными формами народного творчества);

— сюжетность, изобразительность башкирского танца, органичное переплетение с эпосом, песней, легендами, элементами драмы, пантомимы5.

Популярность эпических жанров, специфические характеристики озон-кюя (широкий распев, орнаментированность, большой диапазон, образы созерцательной и философской лирики, психологическая глубина содержания)6, высокий общественный статус певца и кураиста требовали особой подготовки с детского возраста, способствовали формированию из поколения в поколение сольно-виртуозной исполнительской культуры. Эти же особенности обусловили популярность в башкирском обществе системы состязаний исполнителей на всенародных собраниях, праздниках.

1 Ведущие формы: кубаир - эпическая героическая поэма, байт - поэтико-музыкальный, сказово-речитативный жанр, исполняемый без музыкального сопровождения.

2 Традиционный курай - открытая продольная флейта, изготовленная из высушенного полого стебля зонтичного растения с одноименным башкирским названием «курай».

3 Зелинский Р.Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. Т. 4. Инструментальная музыка. С. 7-8,28-29.

4 Главное отличие инструментальных озон-кюй от вокальных при наличии схожих мелодий связано с почти постоянным сопровождением мелодии в партии инструмента специфическим горловым звуком («горловое пение»), называемым чаще всего « узляу».

5 Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа, 1995. С.6, 18,21,22.

6 Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. С. 28-29.

12

Достаточно высокая исполнительская культура, формировавшаяся в условиях состязательности на народных праздниках и функционирования народных «школ» сэсэнов, кураистов, певцов, явилась фундаментом для становления в послереволюционный период профессиональной национальной эстрады с фольклорным ядром.

Кроме того, в начале XX века среди мусульманского населения края (башкир, татар) стали складываться элементы национальной художественной практики, обусловленной возрастающим значением городского уклада. Близость языка, религии, жанрового состава, художественных традиций народной башкирской и татарской музыкально-поэтической культур обусловили своеобразие путей формирования в крае профессиональной национально-региональной культуры.

Во втором параграфе главы, посвященной национальным музыкально-театральным традициям края начала XX века, к первым росткам национальной концертной эстрадно-музыкальной практики отнесены:

— музыкально-поэтические номера в пьесах национальных драматургов, поставленных первыми в крае национальными театральными труппами;

— национальные концерты, музыкально-литературные вечера на различных сценах Уфы, Оренбурга и других городов края, устраиваемые просветительскими обществами, клубами, кружками, с выступлениями музыкальной самодеятельности (в частности, учащихся новометодного уфимского медресе «Галия»), будущих и настоящих профессиональных мусульманских актеров, деятелей культуры (М. Валеев, С. Габяши, М. Мутин, А. Бахтизина, А. Зубаиров и др.);

— гастрольные концерты в Уфимской губернии первого башкирского профессионального певца Г. Альмухаметова, татарских певцов Ф. Латыпова, К. Мутыги и ряда других;

- начало творческой деятельности сказителя, драматурга М. Бурангулова; концертная деятельность поэта Ш. Бабича.

Во второй главе «Основные этапы и особенности становления профессиональной эстрады Башкортостана» раскрывается процесс формирования конкретно-исторических условий для организации профессиональной эстрады в советской Башкирии в 1917-1930-е гг., первые ее шаги на общем фоне развития ранней агитационной советской эстрады и концертно-эстрадное исполнительство в годы войны (1941-1945).

В первом параграфе главы показано, что становлению профессиональной национальной эстрады способствовал, прежде всего, интенсивно протекавший процесс развития национального театра. В первую очередь это искусство рождалось в музыкально-этнографических спектаклях (X. Ибрагимов «Башмачки», М. Бурангулов «Ашкадар», «Шаура» и др.) Башкирского государственного театра драмы (БГТД). Здесь было множество вставных песенных, танцевальных, инструментальных номеров, игр, элементов обрядов, актеры импровизировали, используя народный юмор. Особую роль сыграла труппа театра — Башкирский передвижной театр (1924-1929) с постановками по башкирским песням-легендам и импровизированными концертами. Сценой и зрительным залом нередко становилось пространство сабантуя — традиционного народного праздника башкиро-татарского населения с играми, состязаниями, выступлениями народных исполнителей. Прямое общение со зрителем наиболее ярко проявилось в спектакле «Башкирская свадьба», в которой число участников из зала доходило до ста человек1.

Актеры и музыканты БГТД (X. Ахметов, Ю. Исянбаев, А. Зубаиров, Р. Урманцева, X. Ибрагимов, Г. Казанский, Т. Рашитова, Б. Юсупова, Г. Ушанов, Г. Мингажев и др.) были первыми концертными исполнителями

1 Фарзутдинова Л.С. Драматургия М. Бурангулова и становление башкирского сценического искусства // Сказительное и литературное творчество Мухаметши Бурангулова: Сб. ст. Уфа, 1992. С. 76.

башкирской музыки, песни и танца в ] 920-е годы, в том числе на московской и европейской сценах1.

Благодаря обширной деятельности тесно связанных с башкирским театром представителей первого поколения башкирских композиторов, не имевших специального образования (М. Валеев, Г. Альмухаметов, С. Габяши, X. Ибрагимов, И. Салтыков, К. Рахимов, А. Ключарев), формировался национальный репертуар для будущих профессиональных исполнителей инструментальной музыки, народной и эстрадной песни.

Изучение материалов местной прессы показало пестроту, мозаичность концертной жизни в 1920-е гг. Представления, дивертисментные программы различных театральных коллективов (башкиро-татарских, русских, приезжих и местных) вбирали в себя элементы эстрадного искусства, в том числе из арсенала «старой русской эстрады». Характерными были явления революционной эстрады с ее публицистичностью, патетикой и острой сатирой (в главе собраны отдельные факты, характеризующие интернациональную эстраду: «живая газета», кружки «синей блузы», культбригады, трамовское движение, агитгеатр «Шестеренка»).

Также проходили разовые концертные выступления первых национальных профессиональных исполнителей - отдельных певцов, танцоров, музыкантов, основой творчества которых была традиционная культура (актеры БГТД, Г. Альмухаметов, А. Бахтизина).

Организаторами концертов выступали различные государственные учреждения культуры и искусства, зрелищные предприятия: театрально-художественный отдел Башполитпросвета (БПП) при Башкирском народном комиссариате просвещения, Башфотокиноотдел при БПП, Дворец труда и

1 Например: концерты для делегатов IV Всесоюзного съезда Советов (1927), Всесоюзной олимпиады театров и искусства народов СССР (1930). Участие кураиста театра Ю. Исянбаева в «этнографических концертах СССР» в Париже (1925), на Всемирной музыкальной выставке во Франфурте-на-Майне (1927), в городах Европы (1928).

искусств1, различные клубы, администрация садов2, парков, театральные труппы, частные антрепризы, башкирское отделение Всерабиса, Уфимский музыкальный техникум3.

С развертыванием в 1930-е гг. государственно организованных форм демонстрации самодеятельного творчества последовал массовый выход народного исполнительского искусства на концертную эстраду. У истоков профессионального эстрадного исполнительства стояли крупные самодеятельные коллективы (вокальная студия Башкирского совета профсоюзов, ансамбль песни и пляски Уфимского Дома Красной Армии).

Значительный вклад в формирование национального эстрадного исполнительства в 1930-е гг. внесли колхозно-совхозные театры. На втором Всебашкирском фестивале колхозно-совхозных театров (1936) приняли участие 7 театров, работавших на четырех языках (башкирском, татарском, русском, чувашском)4. Одноактные пьесы, скетчи, «живые газеты», небольшие концерты — весь их репертуар в начале творческого пути. Благодаря их деятельности осуществлялась профессионализация народного исполнительства, сохранение традиций и сценическая интерпретация фольклора. В главе приведены сведения

0 различных направлениях фольклорного движения, в том числе о творчестве башкирских сэсэнов, выходивших на эстраду (Ф. Давлетшин, С. Исмагилов).

Необходимым условием становления национальной эстрады была подготовка профессиональных кадров из числа башкир и татар. Первое поколение профессиональных башкирских артистов концертной эстрады составили как выходцы из художественной самодеятельности, так и

1 Главная театрально-эстрадная площадка столицы БАССР Уфы в 1920-е гг. в зимнее время

2 Отдельное театрально-зрелищное предприятие представлял летний театр-сад им. Луначарского в Уфе, который являлся в 1920-1930-е гг. главной концертной площадкой гастрольной эстрады

3 На т. н. «русско-восточные вечера», организуемые техникумом, приглашались национальные исполнители, преимущественно актеры БГТД, приезжие артисты.

4 На пути к мастерству // Красная Башкирия. 1936. 10 апреля.

выпускники театрального (1926) и музыкального отделений (1922) Башкирского государственного техникума искусств.

Описанные процессы подготовили базу для перехода к концу 1930-х гг. к организованным профессиональным формам концертной жизни, в развертывании которой огромна роль Газиза Альмухаметова (1895-1938). Личной концертной деятельностью, гастрольной практикой по городам и республикам СССР он вывел башкирскую народную песню на профессиональную сцену.

В организованной им национальной студии при Московской консерватории (1932) обучались те, кому было суждено стать как известными академическими актерами, так и эстрадными исполнителями, авторами башкирской советской массовой песни. Это певцы Б. Валеева, Г. Хабибуллин, X. Галимов, 3. Ильбаева, М. Хисматуллин, А. Шаймуратова, С. Хуснияров, кураист-певец и актер Г. Сулейманов, композиторы 3. Исмагилов, X. Ахметов, Р. Муртазин.

К концу 1930-х гт. национальное эстрадно-концертное творчество было сконцентрировано в Башгосфилармонии. Любым организациям воспрещалось устройство концертов профессиональными силами помимо БГФ. Таким образом окончательно оформилось огосударствление концертно-эстрадного творчества в БАССР.

В диссертации на основе архивных источников воссоздана картина формирования профессионального состава эстрадного сектора БГФ, приведены малоизвестные и неизвестные сведения о ее первых эстрадных коллективах1. Анализируется организация филармонией массовой концертной деятельности

1 В числе первых национальных профессиональных эстрадных коллективов БГФ были ансамбль народного танца (рук. Ф. Гаскаров), ансамбль кураистов, две эстрадные бригады («колхозно-совхозные»),

по Башкирии собственными и привлеченными силами, обосновывается тезис о превалировании эстрадной составляющей этой деятельности.

Во втором параграфе главы период 1941-1945 гг. рассматривается как время особо интенсивного становления профессиональной башкирской эстрады, сконцентрированной вокруг единственной в БАССР государственной концертной организации (БГФ). В главе раскрывается система концертно-гастрольных выступлений коллективов БГФ, прежде всего мобильных эстрадных бригад, создаваемых для обслуживания тыла и фронта. На основании анализа приказов по филармонии показано, как менялись структура и состав концертных коллективов в связи с мобилизацией артистов на фронт, включением в штат эвакуированных актеров и коллективов.

Выявлено, что в БГФ почти до конца войны работали известные советские эстрадные артисты, эвакуированные из Ленинграда (Р. Левитин (Арраго), П. Айдаров, Д. Данкер, С. Каган). В концертах военной поры были задействованы, с одной стороны, профессионалы русской, украинской и башкирской концертной эстрады, среди которых были представители филармонических жанров, с другой стороны, - начинающие эстрадные артисты. Обретало опыт концертной деятельности первое поколение башкирских профессиональных артистов эстрады - выходцев из самодеятельности, воспитанников национальной театральной школы 1930-х гг., актеров колхозно-совхозных театров (Г. Латыпов, Г. Исмагилова, С. Исмагилов, 3. Садретдинов, Ф. Кудашева, 3. Шабанов, 3. Арсланова, Р. Буляканов, X. Магазова, М. Идрисов и др.). Многие из них выступали в нескольких жанрах.

В выводах отмечены особенности концертной деятельности военного времени: выход представителей молодой национальной эстрады к массовому зрителю; опора на глубинные народные истоки, в то же время насыщение репертуара военно-патриотической тематикой; привлечение в массовом масштабе к творчеству в области эстрадного искусства башкирских

композиторов, писателей, поэтов; совместная работа с известными в стране эстрадными, театральными артистами, композиторами.

В третьей главе «Башкирская национальная эстрада в общей структуре советской эстрады в 1946-1991 годах» исследуются особенности развития концертно-эстрадной деятельности в БАССР, на которые оказывали влияние идеологические кампании «позднего сталинизма», идеологические установки периода «оттепели», «застоя», «перестройки». В этом социально-политическом контексте анализируются достижения и противоречия в развитии башкирской профессиональной эстрады во второй половине 1940-х-1950-е гт.(первый параграф), в 1960-1980-е гг. (второй параграф).

На особенностях развития башкирской эстрады в послевоенный период сказался, прежде всего, выход постановлений ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», от 4 сентября 1946 года «О кинофильме "Большая жизнь"». В республике незамедлительно была проведена кампания по очищению репертуара коллективов, эстрадных бригад, солистов БГФ «...от произведений политически ошибочных, безыдейных, пустых и пошлых, исполнение которых недопустимо на советской эстраде»1. Цензуре подверглись, в первую очередь, музыкально-разговорные жанры, куплеты, частушки, конферанс, цирковые буффонадные антре, музыкальная эксцентрика. Вместе с тем, вследствие осуждения чрезмерного увлечения «далекой стариной в ущерб современной тематике»2, в репертуаре национальных театров и национальных коллективов БГФ не оставалось места для фольклорно-этнографических пьес, музыкальных номеров из этих пьес, которые сыграли значимую роль в становлении национальной эстрады.

1 ЦГИА РБ. Ф. 775. Оп. 2. Д. 17. Л. 204.

2 Доклад начальника Управления по делам искусств при Совмине БАССР Кадырова С.Р. «Состояние репертуара театров Башкирии» на собрании актива работников искусств Уфы. Май 1947 г. // ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 27. Д. 510. Л. 103.

19

В главе на основе использования неопубликованных источников раскрывается процесс усиления централизации в управлении местной эстрадой, возрастания роли контролирующих репертуар инстанций, показаны последствия развернувшейся в стране борьбы с «безродным космополитизмом».

Ведущее место в репертуаре заняли художественное чтение с патриотической, идейно-гражданской тематикой, политически заостренные фельетоны, репризы, конферанс на международные темы, призывы к борьбе за мир и противоборству тлетворному влиянию Запада и т. п. Установлено, что идеологические кампании, а также подготовка к декаде башкирского искусства и литературы в Москве (1955) не позволили в полной мере развернуть потенциал эстрадного исполнительства, наработанный в годы войны.

Приоритет отдавался академической музыке, национальному театру, национальной опере. Республиканская эстрада на подобных советских декадах ассоциировалась, в первую очередь, с ансамблями песни и танца.

Например, эстрадная часть программы заключительного концерта декады была представлена сценическими интерпретациями фольклора в выступлениях ансамбля народного танца (АНТ) филармонии, оперных певцов с башкирскими и русскими народными песнями, кураиста Гаты Сулейманова, хора БГФ с башкирской народной песней, одной легкой башкирской эстрадной песней («Попляши, кума» Т. Каримова) в исполнении оперного певца Г. Хабибуллина.

Вокальная эстрада в основном была связана с творчеством первого поколения профессиональных певцов академического плана, пришедших в Башкирский оперных театр и частично в БГФ в конце 1930-х гг. (выпускников национального отделения Московского консерватории). Они были выдающимися популяризаторами башкирской протяжной песни, составляли костяк торжественных, праздничных концертов.

Вместе с тем, поступательное развитие молодой башкирской эстрады продолжалось в рамках существовавшей идеологии. Филармония получает

собственный концертный зал, возможности для репетиционной деятельности, с эстрадными артистами начинают работать театральные режиссеры, обращается внимание на приток молодых кадров в эстраду. В эстрадные национальные коллективы пришли в 1950-е гг. яркие исполнители озон-кюй А. Шаймуратова, С. Абдуллин, виртуозный кураист и певец-импровизатор И. Дильмухаметов, обретает популярность национальный сатирический дуэт Катук и Баганай (Катушка и Столб) артистов А. Уразметова и Г. Латыпова. Ансамбль народного танца БГФ становится ведущим концертным коллективом, представлявшим национальное искусство Башкирии за ее пределами.

В условиях «оттепели» создавались стабильные эстрадные коллективы с квалифицированными исполнителями, выросло количество привлекаемых филармонией сторонних эстрадных бригад с разножанровыми программами, стали разнообразнее программы эстрадных концертов.

Наряду с патриотическими, маршевыми песнями в стиле советской массовой песни в эстрадных программах все большее место стали занимать лирические песни среднего поколения башкирских композиторов, получивших профессиональное образование в Московской консерватории (3. Исмагилов, X. Ахметов, Р. Муртазин, Н. Сабитов, Р. Сальманов, Ш. Кульборисов), идущие от обращения к мелодическим оборотам и интонациям озон-кюй, а также жанрово-бытовые, шуточные, плясовые песни с мелодиями в стиле «кыска-кюй» (короткой песни).

Единственное в истории советской башкирской эстрады республиканское совещание по эстрадно-концертной деятельности (1961) было проведено по итогам Всероссийского совещания по вопросам эстрады (Москва, 1959).

В диссертации дается подробный анализ комплекса документов, связанных с подготовкой, проведением и реализацией решений совещания, как наиболее рельефно отражающих советскую политику в области эстрадного искусства и состояние национальной эстрады. Материалы совещания

свидетельствуют, что национальная эстрада к этому времени осознается самостоятельной частью национального искусства со своим репертуаром, жанровой системой, исполнителями и режиссерами, сценическими площадками, зрителем, собственной эстетикой (уже не театральной и не чисто фольклорной).

Далее в диссертации освещается процесс достижения профессиональной зрелости в 1960-1980-ее гг. на фоне действия разнородных тенденций. Во-первых, показано, как происходила трансформация и обновление башкирской эстрады в жанрово-стилистических чертах, формах претворения национального своеобразия в условиях нараставших процессов интернационализации в культурной жизни страны. Во-вторых, раскрывается, как сказывались на эстрадном творчестве и исполнительстве объективные процессы: научно-техническая революция, урбанизация, возникновение массовой поп-культуры. В-третьих, освещается, как влияло на развитие башкирской эстрады существенное изменение кадровых источников профессионального исполнительства.

В 1960-1980-е гг. наиболее ярко работают эстрадные коллективы БГФ под руководством Н. Галеева, Б. Гайсина, ВИА «Ирендык» (А. Каримов). Они стали основателями нового стиля башкирской музыкальной эстрады на основе ассимиляции европейских форм эстрадной музыки с традициями народного музыкального творчества.

«Альма-матер» для многих эстрадных коллективов 1970-1980-х гг. становится Уфимский государственный институт искусств (УГИИ), открытый в 1968 году. Изменению стилистической доминанты национальной эстрады способствовало творчество нового поколения башкирских композиторов, выпускников класса композиции 3. Исмагилова УГИИ, искавших точки соприкосновения фольклорной традиции с эстрадной, джазовой стилистикой (Р. Хасанов, Р. Газизов, А. Каримов, Р. Зиганов, С. Низаметдинов, Д. Хасаншин, Н. Даутов). В 1974 году в Уфимском училище искусств (УУИ) открывается

эстрадное отделение. Его выпускники внесли джазовую струю в профессиональную национальную эстраду, создав в конце 1970-х гг. джаз-ансамбль «Дустар» (М. Юлдыбаев), который в своих композициях добился органичного сплава башкирской народной музыки и джаза. В тоже время традиционное исполнительство получило подпитку с открытием класса курая в УУИ (1972), проведением республиканских конкурсов.1

Таким образом, характерной чертой третьего этапа развития профессиональной башкирской эстрады является взаимодействие двух тенденций.

Фольклорный аспект претерпевает существенные изменения в связи с ускорением процессов урбанизации. С одной стороны, реакцией на последнее было стремление к сохранению, возрождению в художественной практике старинных пластов фольклора. С другой стороны, усиливается взаимопроникновение народной и эстрадной музыки, обогащение национальной эстрадной палитры современными ритмами и стилями. Наиболее рельефно эти процессы отразил в своем творчестве режиссер эстрады БГФ в 1973-1992 гг. Ф. Иксанов, выпускник ГИТИС (курс И.Г. Шароева) 2.

Расцвет эстрадного исполнительства был связан на третьем этапе с творчеством нескольких поколений эстрадных артистов:

1) традиционалисты-самородки, формировавшиеся как исполнители в стихии народного музыкального быта (кураисты Р. Буляканов, М. Рахматуллин, Я. Вахитов, И. Дильмухаметов, певцы С. Абдуллин, Р. Янбеков, танцоры АНТ М. Идрисов, X. Магазова, М. Шамсутдинов, Р.Туйсина и др.);

1 Конкурс молодых певцов на лучшее исполнение народных песен, песен и произведений башкирских композиторов на приз имени Г. Альмухаметова (1968-1984); конкурс кураистов, кубызистов, исполнителей узляу и ансамблей башкирских народных инструментов на приз имени Ю. Исянбаева (1978-1988).

2 Постановки программ фольклорного ансамбля «Ядкар» («Память»), созданного в БГФ по инициативе Ф. Иксанова в 1981 г.

2) генерация артистов, у истоков подготовки которой стоял Газиз Альмухаметов - творческая интерпретация фольклорной вокальной классики на базе академической подготовки (М. Хисматуллин, X. Галимов, М. Гайнетдинов, 3. Махмутов, X. Мазитов, Н. Аллаярова, Р. Ахмадиева, Р. Галимуллина и др.);

3) среднее поколение артистов, успешно сочетавших национальный стиль и традиции народного исполнительства с социалистическим содержанием, лирико-патриотическим звучанием новой эпохи, традициями советской эстрады (Г. Латыпов, А. Уразметов, Л. Сайфуллин, Ф. Кудашева, Б. Гайсин, Ф. Гареев, И. Смаков, Н. Галеев, М. Танеева, Н. Кадырова, Г. Хабибуллина и др.);

4) молодое поколение со специальной подготовкой в условиях городской европейской культуры, которое распадалось на традиционалистов (интерес к старинным пластам народного искусства) и приверженцев ультрасовременных эстрадных стилей западного образца.

В Заключении подведены итоги проведенного исследования, сделаны необходимые выводы.

Самобытные формы и жанры башкирского народного устно-поэтического и музыкального творчества, культурные традиции края XIX - начала XX века создавали питательную почву для возникновения профессиональной концертной деятельности. Как самостоятельная традиция эстрадное профессиональное искусство в национальной форме проявится уже в ракурсе политики государственного национально-культурного строительства в СССР.

В 1917-1930-е гг. (первый этап генезиса башкирской эстрады) складывались условия, возникали и с разной степенью интенсивности входили в культурную жизнь элементы зрелищной культуры, связанные с национальным эстрадным исполнительством. С провозглашением БАССР (1919) становлению профессиональной национальной эстрады способствовали интенсивные процессы развития национального театра, профессионализации музыкального искусства, развертывания народного исполнительства на самодеятельной

эстраде, сбора, сценического освоения фольклора, создания системы подготовки национальных кадров. Национальный театр был одним из существенных источников зарождения башкирской профессиональной эстрады.

Открытие БГФ (1939) завершило процесс создания базовой инфраструктуры для профессиональной башкирской эстрады, ее становление в рамках театральной и самодеятельной эстрады, а также процесс огосударствления профессиональной эстрады в границах БАССР и, соответственно, знаменовало усиление влияния политико-идеологической доминанты на содержание и формы эстрадного искусства;

Второй этап - 1940-1950-е гг. - время дальнейшего становления и развития профессиональной башкирской эстрады, основным содержанием которого было концертно-сценическое воплощение национальных форм, связанных с народными традициями песенно-танцевального и инструментального исполнительства, и одновременно новая идеологическая направленность эстрадного репертуара. В рамках этого этапа были выделены периоды (1941-1945, 1946-1955, 1956-1960 гг.), суть которых определялась политико-идеологической линией, с одной стороны, и кадровыми, возможностями башкирской эстрады, уровнем развития профессиональной музыкальной культуры, с другой.

Третий этап (1960-1980-е гг.) — время достижения профессиональной зрелости, значительных успехов в рамках господствовавшего художественного метода социалистического реализма. Национальная эстрада стала самостоятельной отраслью, вобрав в себя опыт, кадры, традиции исторически развивавшихся более быстрыми темпами (в рамках приоритетов государственной политики) театрального искусства, вокального академического исполнительства. Успехи, противоречия, тенденции ее развития определялись влиянием и переплетением разнородных факторов, связанных с техническим прогрессом, увеличением численности городских башкир, популярностью

массовых музыкальных жанров и формированием молодежной субкультуры, политикой интернационализации культурной жизни, установкой на «осовременивание» концертного репертуара, привязкой творчества к политическим кампаниям, торжественным датам и празднествам.

Самобытная история национальной эстрады Башкортостана представляет собой часть истории культуры башкирского народа. В то же время, нельзя не подчеркнуть тесную взаимосвязь национальной специфики эстрады Башкортостана и общероссийских тенденций в развитии эстрадного искусства в целом. В этом симбиозе - и достижения и проблемы современной башкирской эстрады, которые требуют дальнейшего исследования.

Публикации автора по теме диссертации:

в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Ворохов Т.С. К вопросу о становлении профессионального искусства эстрады Башкортостана // Вестник Башкирского университета. -2012. — Т. 17. -№ 4. - С. 1846-1850. (0,6 п. л.)

2. Ворохов Т.С. Основные этапы и тенденции становления и развития профессионального искусства эстрады Башкортостана (советский период) // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18. - № 3. -С. 882-886. (0,6 п. л.)

3. Ворохов Т.С. К проблеме становления жанров профессиональной башкирской эстрады в годы Великой Отечественной войны // Вестник Башкирского университета. -2013. -Т. 18. -№ 4. - С. 1122-1124. (0,5 п. л.)

в других изданиях:

4. Ворохов Т.С. К проблеме становления творческой самобытности артиста эстрады в условиях региональной культурной жизни // Феномен актера:

профессия, философия, эстетика. Материалы пятой научной конференции аспирантов 31 мая 2011 года. - СПб.: СПбГАТИ, 2011.-С. 29-32. (0, 15 п. л.)

5. Ворохов Т.С. Становление артиста эстрады в социокультурной ситуации национальной республики (на примере Башкирии 20-30-х годов XX века) // Феномен актера: профессия, философия, эстетика. Материалы шестой научной конференции аспирантов 16 мая 2012 года. - СПб. : СПбГАТИ, 2012. - С. 65-69. (0, 25 п. л.)

6. Ворохов Т.С. Послевоенная советская эстрада в зеркале идеологии культа личности (на материалах из истории башкирской эстрады второй половины 40-х-начала 50-х гг. XX в.) // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Материалы IX международной заочной научно-практической конференции (5 марта 2013 г.). - М. : Международный центр науки и образования, 2013. - С. 9-15. (0,4 п. л.)

7. Ворохов Т.С. Предпосылки формирования национального искусства эстрады (на материалах из истории Башкортостана начала XX века // Феномен актера: профессия, философия, эстетика. Материалы седьмой научной конференции аспирантов 17 мая 2013 года. - СПб. : СПбГАТИ, 2013. - С. 22-27. (0,25 п. л.)

8. Ворохов Т.С. К вопросу о понятийной основе историко-искусствоведческого анализа развития российской эстрады в региональном разрезе // Материалы Научной конференции аспирантов и молодых ученых РИИИ «Термины и понятия в современном искусствознании» (Санкт-Петербург, 2011 г.) [В производстве] (0,2 п. л.)

Подписано в печать 05.02.14 Формат 60x84Цифровая Печ. л. 1.1 Тираж 100 Заказ 06/02 печать

Типография «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)

 

Текст диссертации на тему "Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)"

Санкт-Петербургская государственная академия театрального

искусства

На правах рукописи

0420*1456747

Ворохов Тимур Сергеевич

Профессиональное искусство на эстраде Башкортостана: становление и развитие (1917-1991)

Специальность 17.00.01 —Театральное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель -доктор искусствоведения, профессор Богданов Игорь Алексеевич

Санкт-Петербург 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1

Этнокультурные истоки и предпосылки зарождения профессиональной башкирской эстрады 16

1.1. Башкирское музыкально-поэтическое и хореографическое наследие как самобытная основа профессионального исполнительства на эстраде 16

1.2. Национальные музыкально-театральные традиции начала XX века как предпосылки перехода к профессиональной концертной жизни 36 ГЛАВА 2

Основные этапы и особенности становления профессиональной эстрады Башкортостана 49

2.1. Формирование условий для профессиональной концертной деятельности в Башкирии в 1917-193 0-е годы 49

2.2. Эстрада Башкирии в годы Великой Отечественной войны 85 ГЛАВА3

Башкирская национальная эстрада в общей структуре советской эстрады в 1946-1991 годах 100

3.1. Особенности развития эстрадной деятельности в Б АССР во второй половине 1940-х- 1950- е гг. 100

3.2. Достижения и противоречия в развитии национального эстрадного искусства советской Башкирии в 1960-1980-е годы 130 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 173

Введение

В поликультурном обществе, в многонациональном государстве, каковым является Россия, эстрада также представляет собой явление многонациональное. При этом ее развитие в регионально-национальном аспекте имеет свои особенности наряду с общими чертами, присущими художественной культуре России в целом. Эстрада способна ярко отразить неповторимый облик этносов, обычаев, традиций, черт национального характера.

Основные пути, особенности становления и развития профессионального художественного творчества послереволюционного времени были обусловлены государственной политикой «культурной революции». Эта политика ярко проявлялась в отношении к национальным культурам «отсталых окраин царской России». Официальной идеологической установкой было предоставление возможности каждой, т.н. "титульной" нации, создать или творчески развить «свое» искусство, вбирая при этом «все то лучшее и наиболее яркое в родственных жанрах, что содержат другие братские национальные культуры»1.

С этих идеологических позиций советская эстрада представляла социокультурный интернациональный феномен, включающий в себя национальную эстраду народов, населяющих СССР. Национальная эстрада советского времени, в первую очередь, была эстрадой коренного народа, давшего наименование национальной республике (союзной или автономной национальной республике в составе РСФСР). История и проблематика эстрадного искусства нашей страны рассматривалась искусствоведами как

1 Мы держим древко одного знамени / Редакц. ст. // Советская эстрада и цирк. 1971. № 12. С. 2.

«диалектическое сочетание интернациональной общности и национальных различий»1.

Республика Башкортостан является многонациональным государственным образованием с достаточно постоянным составом преобладающих национальных групп (русские, башкиры, татары) со своими культурными традициями. Приоритетное развитие национальной культуры коренного населения края башкир стало осуществляться на территории Башкирской автономной советской социалистической республики (БАССР) -национально-государственного образования в составе РСФСР, провозглашенного в марте 1919 года2.

В настоящее время профессиональная национальная эстрада советской Башкирии не изучена как самобытное, целостное и самостоятельное явление. Исследование проблемы является актуальным, поскольку позволит, во-первых, выявить особенности претворения феномена «советская эстрада» в специфических формах национального искусства и в региональном общекультурном и социальном контексте, во-вторых, детализировать историческую картину становления и развития профессионального национального искусства в целом. Ретроспективный анализ необходим для более глубокого осмысления пестрой палитры современной российской эстрады, перемен, происходящих в многонациональной российской культуре на пересечении процессов глобализации и этнокультурного самоопределения.

Степень изученности проблемы. Авторы наиболее полного описания истории советской эстрады «Русская советская эстрада. Очерки истории» (М., 1976, 1977, 1981) под редакцией Е.Д. Уваровой, являющегося главным источником для сравнительного анализа общего развития советской эстрады и эстрады в границах БАССР, справедливо указывают, что национальная эстрада не стала предметом искусствоведческого изучения в советском

1 Уварова Е.Д. Проблемы массового искусства // Сов. эстрада и цирк. 1986. № 7. С. 1.

2«Башкортостан» - традиционное название малой родины башкир, трансформировавшееся в официальной терминологии советского времени в «Башкирию».

эстрадоведении1. В самом издании советское эстрадное искусство раскрывается главным образом на материале творчества эстрадных артистов и коллективов Москвы и Ленинграда, упоминаются лишь отдельные сведения из истории национальной эстрады союзных республик. В исследовании дана периодизация истории советской эстрады (1917-1929, 1930-1945, 1946-1977), раскрывается история родов и жанров, имеются не потерявшие научной ценности статьи обобщающего характера .

Основой подходов к анализу генезиса башкирской советской эстрады стали современные научные исследования по общим вопросам истории СССР, историко-культурного процесса советской эпохи М.Е. Зезиной, Е.Ю. Зубковой, В.А. Козлова, К.Э. Разлогова, И.А. Бутенко и других; труды М.С. Кагана, А.Н. Сохора, А .Я. Зися, Ю.М. Барбоя, Д.И. Золотницкого, Н.Г. Шахназаровой, М.Е. Тараканова, B.C. Жидкова, В.Д. Конен3 по проблемам методологии анализа искусства в контексте общих социокультурных процессов, синтеза искусств, взаимодействия театра и эстрады, эволюции профессиональных традиций в сценическом искусстве, национальной культуре. Исследование также опирается на труды по истории русской советской эстрады, по развитию ее форм и жанров Е.П. Гершуни, Ю.А. Дмитриева, С.С. Клитина, А.П. Конникова, Е.М. Кузнецова,

1 Русская советская эстрада. Очерки истории: В 3 т. Т. 3: 1946-1977. М., 1981. С.16.

2 Например: Анастасьев А.Н. Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории. М., 1976. С. 6-28; Фейертаг В.Б. Джаз на эстраде // Русская советская эстрада. 1930-1945. Очерки истории. М., 1977. С. 270-303.

3 Каган М.С. Морфология искусства. JL, 1972; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975; Золотницкий Д.И. Зори театрального Октября. Л., 1976; Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М., 1983; Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987; Зезина М.Р. История культуры народов СССР (советский период). М., 1988; Страницы истории советской художественной культуры. 1917-1932 / ред А.Я. Зись. М.,1989; История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / сост. В.А. Козлов. М., 1991; Жидков B.C. Театр и время: от Октября до перестройки. В 2 ч. М., 1991; Зубкова Е.Ю. Общество и реформы: 1945-1964. М., 1993; Конен В.Д. Третий пласт: новые массовые жанры XX века. М., 1994; Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990-е гг. / отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 1996; Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: в 2 т. Т. 2: Апогей и крах сталинизма / под ред. Ю.Н. Афанасьева. М. 1997; Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. СПб.,2001; Барбой Ю.М. К теории театра. СПб, 2008 и др.

Е.Л. Рыбаковой, Л.И. Тихвинской, Е.Д. Уваровой, П.М. Шаболтая, И.Г. Шароева, Н.Е. Шереметьевской и др.1

Поскольку национальная эстрада является составной частью художественной культуры России, в изучении проблемы определенное значение имеет обращение к трудам общего характера по истории российского советского искусства, изданным в советское и постсоветское время. В ряде из них башкирское искусство предстает как звено многонациональной советской культуры2.

Обзорная характеристика становления башкирского национального искусства (театра, музыки, живописи, литературы) дана в статьях деятелей и руководителей культуры 1920-1940-х годов3. В них ключевая роль в зарождении башкирского профессионального искусства отведена Башкирскому театру драмы, а начало развития башкирской эстрады связывается с созданием эстрадной бригады накануне Великой Отечественной войны. Также сжатая информация общего характера без

1 Гершуни Е.П. Рассказываю об эстраде. Л., 1968; Дмитриев Ю.А. Советская эстрада. Краткий очерк истории. М.,1968; Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987; Конников А. П. Мир эстрады. М., 1980; Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: дис. ... докт. культурологии. СПб., 2007; Тихвинская Л.И Куда исчезла «настоящая» эстрада? // Проблемы развития современного эстрадного искусства. Сб. ст. / Отв. ред. Е. Дуков. М., 1988. С. 28-53; Уварова Е.Д. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Шаболтай П.М. Проблемы развития отечественной эстрады. 1917-1929 гг.: дис. ... канд. искусств. М., 2000; Шароев И.Г Многоликая эстрада. М., 1995; Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. М., 1985 и др.

2 История музыки народов СССР. Т. 1-7. М., 1970-1974, 1995, 1997; История советского драматического театра : в 6 т. М., 1966-1969, 1971; История русской советской музыки. Т. 1-4. М., 1956-1963; История современной отечественной музыки: в 3 вып.: 1917-1990. М., 1995, 1999, 2001; Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957; Трелин Г.А. Ленинский лозунг «Искусство - народу»: становление советской музыкальной культуры. М.: 1970 и др.

3 Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство. Уфа, 1944. С. 27-36; Кузыев Р. Башкирское искусство за 30 лет // Расцвет просвещения и культуры в Башкирии. Уфа, 1947. С. 17-24; Магадеев М. Театр и драматургия // Культурное строительство в Башкирии за 15 лет (юбилейный сборник). Уфа, 1934. С. 102-107.

прямой постановки вопросов развития эстрадного искусства содержится в коллективных изданиях1.

Учитывая многожанровость искусства эстрады, для осмысления общего хода развития культуры советской Башкирии, выявления необходимого фактического материала о развитии национального искусства определенное значение имел анализ работ местных авторов. Это монографии, сборники статей, научно-популярные издания советского времени, воссоздающие общую картину состояния башкирского профессионального искусства. В этих работах освещаются как развитие художественной культуры в БАССР в целом, так и отдельные направления, события и факты из истории башкирской культуры, с которыми в той или иной степени было взаимосвязано формирование и развитие профессионального башкирского эстрадного искусства . Следует отметить выпуск серии книг и брошюр о башкирских композиторах, оперных певцах, из которых можно извлечь сведения о советском песенном репертуаре национальной эстрады3.

Изменение политической, социально-экономической, культурной ситуации с начала 90-х гг. XX века и по настоящее время актуализировало проблему национальной самоидентификации культуры в регионах. В национальных республиках усилился интерес к народному творчеству, этнокультурному наследию. Это вызвало появление диссертационных

1 Советская Башкирия. Исторические очерки. Уфа, 1957; Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1966. Т.2 (советский период); История Уфы: Краткий очерк. Уфа, 1981.

2 Атанова JI. Музыкальная культура Башкирии // Композиторы Башкирии. Уфа, 1982. С.3-25; Ее же. Жизнь как песня: Творческий портрет Газиза Альмухаметова. Уфа, 1973; Башкирский государственный академический театр драмы / сост. В.Г.Галимов, С.С. Сайтов. Уфа, 1969; Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Очерк общественной и культурной жизни. Уфа, 1969; Волков-Кривуша C.B. Русский театр драмы в Уфе. Исторический очерк. Уфа, 1959; Сайтов С.С. Танец ликующий. Уфа, 1968; Сайранов Х.С. Культурные преобразования в Башкирской АССР в период социалистического строительства (1917-1958). Уфа, 1971; Султанов Ф.В. Культура - общенародное достояние. М., 1985; Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976 и др.

3 Атанова JI. Рауф Муртазин. Уфа, 1967. Ее же, Масалим Валеев. Уфа, 1970; Ахмадиева Р. Бану Валеева. Уфа, 1974; Ее же, Габдрахман Хабибуллин. Уфа, 1974; Баширов М. Камиль Рахимов. Уфа, 1967; Гиляжев X. Тагир Каримов. Уфа, 1967; Лебединский Л.Н. Композиторы Башкирии. М. 1955; Месягутов Ш. Загир Исмагилов. От курая до оперы. Уфа, 1967; Шумская И. Хусаин Ахметов. Уфа, 1968; Хайруллин Р. Магафур Хисматуллин. Уфа, 1975.

исследований1, монографий, справочных, краеведческих изданий, книг-персоналий по проблемам развития национальной культуры, взаимопроникновения русской и башкирской художественных культур, по этномузыковедению2.

Имеющаяся литература помогает главным образом в выявлении истоков и предпосылок формирования феномена национального в эстрадном искусстве советской Башкирии. Также можно опереться на небольшую группу работ обобщающего характера новейшего времени, в которых впервые в региональной историографии предпринята попытка в проблемном или описательно-хронологическом плане систематизировать факты по истории башкирской художественной культуры с современных позиций3.

В работах историков Э.А. Набиевой, Г.А. Коваленко исследован на основе использования архивных источников общий ход становления музыкальной и театральной культуры советской Башкирии в 1920-1930-е гг. без акцента на эстрадной составляющей культурной жизни4. Можно отметить

1 Галимуллина Р.Т. Башкирская протяжная песня (юго-восточная традиция): дис. ...канд. искусств. Магнитогорск, 2002; Газиев И.М.Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман: дис. ... канд. искусств. Казань, 2009; Махней С.И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур): дис. ...канд. искусств. Магнитогорск, 1997; Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: пути становления: дис. ...д-ра искусств. М., 2004 и др.

2 Атанова Л.П. Собиратели и следователи башкирского музыкального фольклора. Уфа, 1992; Ахатова Ф.Г. Народная музыкальная культура башкир. Уфа, 2007; Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. Уфа, 1996; Баязитова Г.Р. Узляу как феномен музыкально-исполнительского искусства башкир. Исследование. Уфа, 2009; Газиз Альмухаметов: Статьи. Воспоминания. Документы / Авт.-сост. М.А. Идрисова. Уфа, 2008; Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор). М., 2000; Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества. Уфа, 2002; Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа, 1995; Сулейманов P.C. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995. и др.

3 История башкирского народа: в 7 т. / Гл. ред М.М. Кульшарипов; М.; СПб.; Уфа, 20092012; Очерки по культуре народов Башкортостана / Сост. Бенин B.JL, Уфа, 1994; Очерки по истории башкирской музыки : в 2 вып. / Ред. Е.К. Карпова и др. Уфа, 2001,2006.

4 Набиева Э.А. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии (60-е годы XIX-30-e годы XX в.): дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2009; Коваленко Г.А. История художественной культуры Башкортостана (20-30 годы XX века). Уфа, 1999.

в этом плане лишь обзорные статьи Л.К. Кудояровой1. Для осмысления концептуальных подходов к изучаемой теме интерес представляют диссертационные исследования М.М. Муратова, Л.А. Юсупова, осуществленные на материалах из истории эстрады национальных республик2.

Оценивая в целом изученность темы, следует признать отсутствие специальных исследований как по отдельным этапам, проблемам развития эстрады Башкортостана в советский период отечественной истории, так и работ обобщающего характера. В диссертации делается попытка восполнить этот пробел.

Объектом исследования является концертная эстрада Башкортостана советского периода отечественной истории.

Предмет исследования - процесс становления и развития профессионального эстрадного искусства в политическом и культурном пространстве национальной республики в составе РСФСР. Хронологические рамки исследования определяются установлением в России советской власти в октябре 1917 года и распадом СССР в 1991 году.

Цель исследования: на основе разрозненной фактологической и архивной информации впервые сформировать стройную историческую картину становления и развития профессиональной национальной эстрады Башкирии, раскрыть взаимодействие общих тенденций развития советской и башкирской национальной эстрады.

1 Кудоярова Л.К. Эстрадное искусство Башкирии Великой Отечественной войны в зеркале публикаций //Музыка военных лет. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой От