автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Особенности формообразования остановок скоростного общественного транспорта

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Филатов, Леонид Станиславович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Особенности формообразования остановок скоростного общественного транспорта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности формообразования остановок скоростного общественного транспорта"

На правах рукописи

Филатов Леонид Станиславович

ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОСТАНОВОК СКОРОСТНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА (на примере остановок монорельса)

17.00.06—Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва — 2004

Работа выполнена в Московском Государственном Художественно-Промышленном Университете им. С.Г. Строганова

Научный руководитель: доктор искусствоведения,

профессор, член-корреспондент Российской Академии художеств НАЗАРОВ Ю.В.

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

профессор ЛАВРЕНТЬЕВ А.Н.

кандидат архитектуры, декан факультета дизайна Казанской государственной архитектурно-строительной академии

профессор МИХАЙЛОВ СМ.

Ведущая организация: Всероссийский научно -

исследовательский институт технической эстетики

Защита состоится мин. на

заседании Диссертационного совета Д-212.152.01 в Московском Государственном Художественно-промышленном Университете им. С.Г. Строганова но адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПУ им. С.Г. Строганова

Автореферат разостлан «_»_200_г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения

2004-4 26466

Актуальность темы исследования

Начало работы над диссертацией совпало со временем строительства в Москве первой ветки пассажирского монорельса. Это строительство было вызвано необходимостью решения острой транспортной проблемы большого мегаполиса — автодороги столицы не справлялись с возросшей транспортной нагрузкой, а строительство подземного метро дорого и не везде возможно.

Возникла необходимость в новом виде общественного транспорта, который смог бы вписаться в уже сложившуюся городскую застройку, не нарушая её структуры. Подобным видом транспорта мог стать общественный монорельсовый транспорт. Поскольку проектирование и строительство монорельсовой трассы и ее остановок имеет определенную специфику, а в России опыта подобного строительства нет, пришлось опираться на зарубежный опыт, где строительство монорельсовых дорог ведется на протяжении многих лет. Однако и зарубежные достижения в этой области не систематизированы, что еще раз указывает на методологическую й научную неразработанность данной темы. Помимо общих вопросов не выявлены способы и подходы к проектированию остановок монорельсового транспорта. Своевременность данной темы возрастает в связи с тем, что проектирование и сооружение таких транспортных систем стало насущной необходимостью для крупных городов нашей страны. Актуальность проведенного исследования заключается в выявлении, систематизации и определении методов и подходов в работе над формированием объёмно-пространственной структуры и художествешюго образа остановок монорельсового транспорта. Объект исследования

Объектом данного исследования являются остановки монорельсового транспорта, построенные и спроектированные в разное время и в разных странах. Предмет исследования

Предметом исследования в рамках данной темы является структура и облик существующих и проектируемых станций монорельсового транспорта. Границы исследования

Границы исследования охватывают хронологический период от начала XIX в. до начала XXI в., что позволяет изучить и

проанализировать материалы по

зарождения монорельсовых пассажирских транспортных систем до последних образцов начала текущего века. Надо отметить, что 1сма, затрагивающая особенности дизайнерского проектирования остановок монорельсового транспорта новая, малоизученная. С этой целью автором были использованы все доступные для анализа и обобщения материалы. За пределами диссертационной работы оставлен обзор особенностей формирования внешнего вида осгановок других видов скоростного общественного транспорга, в силу их значительного многообразия.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — создание типологии остановок монорельсового транспорта и выявление методологических аспектов проектирования подобных транспортных объектов, рассматриваемых в связи с общей эволюцией самого транспорта, а также иод воздействием моды и развития современных направлений дизайна.

Для достижения данной цели исследования < определены следующие задачи:

♦ изучение различных подходов к, дизайну остановок монорельсового транспорта в заявленных временных границах исследования;

♦ выявление стилистических особенностей в дизайне осгановок монорельса в рамках определенного места и времени;

♦ определение специфики и тенденций развития, строительства и дизайна остановок монорельсового транспорта;

♦ выработка рекомендаций по определению методов дизайн-проектирования остановок с учетом способа крепления подвижного состава к монорельсу и типу компоновки посадочных илатформ.

Полученные в научно-исследовательской работе 1Сорсгичсскис и методические результаты будут способствовать формированию проектного обоснования при создании различных гииов пассажирских станций монорельсовых дорог и определению приемов и способов дизайнерского проектирования данного типа объектов.

Методика исследования

Метод теоретического исследования материала состоит в сборе данных по выбранной теме, их классификации, обобщении по каждой из групп, типологизации и оценке выявленных существенных характеристик объектов.

Дизайн остановок монорельсового транспорта как сложное явление, прогрессирующее вместе с развитием науки и техники, рассматривается в данной работе с исторических позиций. Данная процедура предусматривает исследование генезиса самого процесса дизайн-проектирования с учетом различных форм его трансформации.

Представленный к изучению объект рассматривается и описывается с разных сторон: функциональности и рациональности, красоты и гармонии, комфорта и исихологии, комплексной организации архитектурно-дизайнерской среды, понятий экономического и технического, модного и технологического. Затем, на базе творческого поиска, отбора и проведения сравнительного анализа разрабатываются концептуальные предложения, направленные на методическое обеспечение процесса проектирования перспективных объектов и выработку положений нормативного характера, применимых к дизайну остановок общественного монорельсового транспорта.

Степень научной разработанности темы

К наиболее ранним из известных крупных научных трудов, посвященных теме монорельсового транспорта, относится монография «Однорельсовые навесные железные дороги», авторы Тихоцкий В.П., Берлянд С.С. и Козлов СВ., вышедшая в 1933 году в московском «Гослссиздате» по плану Всесоюзного НИИ промышленного транспорта (НИИПТ). Книга охватывала сферу применения грузового промышленного монорельса, но наработанный в ней теоретический задел сгал своеобразным компасом для проектировщиков моиорельсовых дорог и послужил научной базой для серии предложений не только в области промышленного, но и пассажирского монорельса.

Не обошел своим вниманием тему монорельсового транспорта и величайший отечественный ученый К.Э. Циолковский. Его труд «Будущее наземного транспорта» был опубликован в 1934 году. Циолковский рассматривал проблемы

создания высокоскоростного монорельса на воздушной подушке с расчетной скоростью 720 км/час и предлагал свои разработки в этой области.

По вполне объективным причинам, годы Второй Мировой войны и последовавший за ними послевоенный период не были отмечены научными разработками по данной теме. Особый интерес к монорельсовому транспорту проявился в 60—80 годы XX века, о чем свидетельствует достаточно большое количество вышедшей в этот период научной литературы: Ю.М. Галонен «Поезда над городом» М. 1965; Ю.М. Галонен, B.C. Наумснко «Новые виды городского общественного транспорта» М. 1969; В.В. Чиркин, О.С. Петренко, Л.С. Михайлов, Ю.М. Галонен «Пассажирские монорельсовые дороги». М., Машиностроение 1969; А.С. Михайлов «Монорельсовые дороги и возможности их применения в городском и пригородном сообщении». М. 1971 и ряд других работ.

Следует заметить, что основной упор в большинстве публикаций делался на освещение инженерно-конструкторских решений монорельса. Это вполне обосновано: исторический анализ, проведенный в дашюй диссертации, служит подтверждением тому, что проектирование транспортных систем начинается с решения именно технико-технологических вопросов, относящихся к подвижному составу, а пассажирским остановкам в таких работах посвящены редкие иллюстрации и краткие технические справки. О дизайне остановок монорельсового транспорта в этих трудах написано не было. (Здесь необходимо напомнить, что институт, занимающийся в нашей стране проблемами технической эстетики и дизайна (ВНИИТЭ), был образован только в 1962 году). Новейшие достижения в этой области освещаются также на страницах центральной прессы: «МК», «Вечерняя Москва» и на страницах журнала «Дизайн ревю».

Несомненный интерес представляет научная литература, посвященная не только отечественным проектам монорельсового транспорта, но и уже существующим зарубежным системам: О.П. Поярков, И.А. Запорожец «Оборудование монорельсового транспорта за рубежом». М. 1969; И. Кулагин «Монорельсовые железные дорога в Японии». Данные исследования также посвящены становлению монорельсового транспорта, решению связанных с ним технических, социальных проблем. Работы не

изобилуют иллюстративным материалом, который мог бы дать наиболее полное представление об остановках монорельса и в тексте нет упоминания об их дизайне. Даже в книге Edward Lucie-Smith «A History of Industrial DESIGN», Phaidon-Oxford, 1983, охватывающей всю историю дизайна, нет упоминаний о дизайне монорельсового транспорта и его остановок.

Учрежденное в 1989 г. в США «Монорельсовос общество» во главе с его основателем и президентом, жителем города Фремонт (Калифорния) Кимом Псдсрсеиом способствовало распространению информации о системах моиорельсовых дорог, выпуская сначала ежеквартальный бюллетень, а с 1998 года заменив его более мобильным средством информации — интернет-сайтом: http//www.monorail. org. Однако и здесь, на представленных иллюстрациях изображен в основном подвижной состав и приведены технические особенности системы.

В настоящем исследовании помимо научной литературы были использованы материалы интернет-сайтов различных моиорельсовых дорог разных стран, содержащие иллюстративный материал, анализ которого позволил автору проследить пути и закономерности развития структуры и облика остановок монорельсового транспорта за рубежом.

Научная новизна работы

В данном исследовании были рассмотрены проблемы, возникающие в процессе дизайнерского проектирования остановок монорельсового транспорта. К существенным результатам работы можно отнести разработанную автором типологию имеющихся образцов дизайна остановок этого вида транспорта. Новым является выявление закономерностей развития формообразования остановок монорельсового транспорта в XIX- -XXI вв, а также проведенный сравнительный анализ их дизайнерско-эстетичсских особенностей. На основании систематизации полученных научных результатов автором разработаны методические рекомендации для дизайнеров практиков.

Апробация и внедрение

Основные положения диссертации нашли отраженис в трех статьях, опубликованных в 2000-2003 гг. и в докладе, подготовленном для научно-методической конференции

«Современное состояние и перспективы развития высшего художественного образования в России», состоявшейся в г. Красноярске 23-24 октября 2003г.

Практическая значимость работы

Практическая значимость работы определяется возможностью использования её выводов и рекомендаций при работе над дизайн-проектами остановок монорелъсового транспорта. Материалы диссертационного исследования могут быть апробированы при создании учебно-методического пособия по проектированию остановок монорельсовых систем.

Структура работы

Структура работы организована но историко-гсографическому принципу. Это дает возможность проследить тенденции развития дизайна остановок монорельсового транспорта не только во времени, по и в различных странах. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и иллюстративного приложения.

Во второй главе данного исследования построена типология остановок монорельса, представленная в виде типологической таблицы, размещенной в иллюстративном приложении. В третьей главе на базе анализа собранного материала сформулированы методические аспекты проектирования остановок монорельсопого транспорта, которые помогут дизайнерам-практикам в проектировании подобных объектов.

Библиография составляет 161 наименование.

Приложение состоит из 204 единиц иллюстративного материала.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении сформулированы предпосылки, послужившие мотивом для написания данной работы, описана научная разработанность темы исследования, даны основные понятия и определения, поставлена цель и сформулированы задачи исследования. Намечена методика анализа собранного материала, его классификация, определены пути тинологизации и оценки данных материалов. Определено понятие монорельсовых

транспортных систем, их составляющих и сформулированы специфические особенности, содержащиеся в инженерно-технических возможностях монорельсового транспорта, отмечен ряд его преимуществ перед другими транспортными системами.

В общей структуре транспортной системы роль остановок монорельсового транспорта выделена как интеграционная, так как в силу конструктивных особенностей монорельсового транспорта, его остановки могут блокироваться с остановками других видов транспорта или располагаться в непосредственной близости от них.

Во введении определены границы исследования, охватывающие период с XIX в. до начала XXI в., позволяющие анализировать материалы по теме диссертации от проекта первой монорельсовой остановки до новейших концептуальных образцов дизайна подобных объектов.

В первой главе — «История монорельсового транспорта»

исследуемый материал разбит на отдельные группы по географическому признаку, составляющие следующие разделы:

♦«Остановки Вуппертальского монорельса. Германия»;

♦«Монорельс в США»;

♦ «Европейские монорельсовые дороги конца XX века»;

♦ «Монорельс на Востоке»;

♦ «Монорельс в России».

Глава начинается с исследования возникновения и развития монорельсового транспорта в России и за рубежом, которое шло параллельно, но не зависимо друг от друга. Монорельсовый транспорт — изобретение бесспорно российское: первая монорельсовая дорога была построена в селе Мячкове под Москвой в 1820 г. гражданином Эльмановым. Спустя год, в 1821 году в Англии неким Пальмером был запатентован монорельсовый путь примерно той же конструкции, что и в Мячкове.1 С проекта Пальмера начинается отсчет исторического развития монорельса за рубежом.

Строительство монорельсовых дорог в то время проводилось во многих губерниях России, но все они были предназначены для грузоперевозок. Прогресс в строительных

1 Ю.М. Галонен, B.C. Науменко. «Новые виды городского общественного транспорта», М. 1969

технологиях, начало использования металлоконструкций и использование электричества в конце 19-го столетия пробудили интерес к постройке пассажирской монорельсовой дороги.

В 1899 г. была сооружена и пущена в опытную эксплуатацию первая пассажирская монорельсовая электрическая дорога в Гатчине под Санкт-Петербургом (разработчик И.И. Романов). Длина двухпутной трассы составляла всего 0,2 км, но наличие комплекса необходимых составляющих дает право говорить о том, что это была первая монорельсовая транспортная система.

На протяжении всей истории развития отечественного монорельсового транспорта разрабатывалось множество проектов монорельсовых дорог, так и не нашедших своего места в транспортной системе нашей страны. Возможно потому, что подобные идеи были рождены только научно-техническим прогрессом. Острой транспортной необходимости в пассажирских монорельсовых дорогах не было, так как обширные российские территории и преобладающий равнинный рельеф местности позволяли решать транспортные проблемы, не внедряя новаторских решений.

Иная ситуация сложилась за рубежом. Например, предпосылкой к строительству Вуппертальской монорельсовой дороги, построешюй в 1901 году, послужила необходимость решения острой транспортной проблемы. Архитектурно-дизайнерское решение станций этой дорога необычно даже для сегодняшнего дня, так как предусматривало сооружение остановок не над землей, а над водой. Время рождения стиля «модерн» совпало с началом строительства Вуппертальской монорельсовой дорога, поэтому все элементы, присущие этому стилю, ярко выражены в архитектурно-дизайнерском решении станций. Первые станции' Вуппертальской монорельсовой дороги по структуре экстерьера и эмоциональному воздействию архитектурно-дизайнерского образа можно условцо разделить на три типа, предназначенных для различных архитектурно-ландшафтных ситуаций. К рассмотрению некоторых станций этой дороги пришлось возвращаться дважды, т.к. во второй половине прошлого века они были реконструированы. Здесь отмечена огромная заслуга дизайнеров, не нарушивших основных черт исторического памятника (к которым относится первая в мире монорельсовая

дорога), сумевших найти «золотую середину» между старым и новым, сделав станции подлинно современными. Несомненным достоинством реконструированных остановок является следование принципу эстетического функционализма, сформулировашюго основателем Веркбунда Германом Мутезиусом. Данный принцип заключается в том, что внешняя форма объекта вытекает из его устройства, т.е. назначения объекта. Отсутствие декора в некоторых реконструированных остановках подчеркивает соответствие принципам Веркбунда, включающим в себя борьбу с излишним украшательством.

В разделе «Монорельс в США» исследуются направления развития формообразования остановок в связи с различными целями и условиями применения монорельсового транспорта на американском континенте.

В работе отмечается ведущая роль фирмы Alweg в развитии монорельсового транспорта и дизайне остановок. Началом развития монорельса на американском континенте можно считать монорельсовую дорогу на Всемирной Ярмарке «XXI Столетие» в Сиэтле. Однако, оригинальные по дизайну станции монорельса, без заимствования форм, были построены в парке «Мир Уолта Диснея».1 Здесь впервые дизайнерам удалось блокировать два различных объекта — гостиницу и остановку монорельсовой дороги. Надо отметить, что это было сделано без ущерба для полноценного функционирования каждого из этих объектов, более того, они прекрасно интегрированы и дополняют друг друга.

В этой же главе рассматривается применение монорельсового транспорта и его остановок для специализированных транспортных линий. Это монорельсовая дорога в университетском городке Моргантауна — «Система GRT» (группа скоростного транспорта). Дорога соединяет университетский городок, расположенный в центре города с

1 А. Бородулин спецкор. «Будут ли чудеса во Мневниках...» с.ЗО, «Техника молодежи» №6,1989

http://clisney.go.com/park/homepage/today/flash/index.htm!

деловым районом и двумя пригородными ушгоерситетскими городками. Представляет интерес организация адресного сообщения между остановками и связанное с этим определенное архитектурно-дизайнерское решение расположения посадочных платформ. Остановки монорельса в Моргантауне —это не только пример стилевого единства, но и антивандального исполнения оборудования.

Далее, в процессе изучения дизайна остановок монорельса на американском континенте рассматриваются остановки, построенные в 1998-2000гг. в Джексонвилле компанией SkyWay. Отмечается оригинальное решение одной из гаи, позволившее соединить монорельсовую остановку и автобусную станцию, способную принять одновременно 18 рейсовых автобусов. Данный объект стал мощным транспортным узлом города.

Для исследования, представляют определенный интерес остановки монорельсовой дороги в Детройте. Оригинально не только число станций — 13, столь редкое для Америки, по и дизайнерское peiuemie остановок. Каждая станция построена по индивидуальному дизайн-проекту и используется не только по своему прямому назначешпо. К этим станциям вполне применимо определение остановок-вернисажей, т.к. каждая станция — это персональная выставка одного художника. Заслуживает внимания оригинальное решение входа и выхода на одну из остановок: пассажиры попадают на перрон через здание, расположешюе вдоль улицы и соединенное с остановкой остеклешюй галереей. Тем самым, количество опор под станцией сведено до минимума и остановка монорельса не мешает автодороге.

В этом же разделе рассмотрен концептуальный дизайн-проект для семи станций монорельсовой дороги в Лас-Вегаса При проектировании станций на первый план выдвигались задачи создания остановок монорельса для центра игорного бизнеса. Этим было продиктовано необычное дизайнерское решение в формообразовании станций. Своеобразен многоуровневый, привлекающий внимание обилием стекла и металла экстерьер, а также эскалатор, поднимающий прохожих с уровня тротуара. Этот новаторский, смелый, функциональный и практичный дизайнерский проект, решенный в стиле хай-тек, может послужить толчком к созданию подобных проектов для крупных мегаполисов.

В 1999-2003 годах фирмой AeroVisions Inc. предложен концептуальный проект подвесной монорельсовой системы, названный разработчиками Sky Tran. Кабины, похожие по форме на снаряд или ракету рассчитаны всего на. двух пассажиров. Остановочный модуль, спроектированный разработчиками Sky Tran и названный «порталом», отвечает габаритам кабины. Его небольшие размеры позволяют разместить остановку прямо над пешеходной зоной на небольшой высоте, не создавая дискомфорта пешеходам. Необычность и новаторство дизайнерской идеи здесь очевидны: опора путевой балки в данном проекте поддерживает не только несущий прогон, но и саму остановку. Прилагаемый к диссертационной работе иллюстративный материал дает полное представление об остановках этой системы.

Один из рассматриваемых в этой главе проектов предлагает нетрадиционное размещение остановки монорельса под землей— это проект станции в Балтиморе. Необычность формообразования этой станции в том, что вестибюль расположен выше посадочных перронов, что не типично для остановок монорельса. Такая архитектурно-компоновочная схема заимствована у станций метрополитена.

Раздел «Европейские монорельсовые дороги конца XX о.» посвящен анализу дизайна остановок европейских моиорельсовых транспортных систем конца прошлого столетия, и начинается с рассмотрения остановок монорельса в Германии, построенных в 1984 году в Дортмунде. Дорога, связавшая два университетских городка, была названа SIPEM (Simens - система перевозки людей). Со временем, дорога стала общегородской транспортной системой. Можно отметить новаторское компоновочное решение некоторых остановок и собственный индивидуальный стиль простых геометрических объемов, примененных дизайнерами в этих остановках. Необычность компоновки заключается в том, что вагон не заходит в интерьер станции.

В процессе исследования различных подходов в дизайне остановок монорельссвого транспорта внимание к себе привлек опыт фирмы «Severn-Lamb Limited», занимающейся дизайнерскими разработками в области проектирования и строительства систем

монорельсового транспорта в разных частях планеты. Два рассматриваемых проекта фирмы SL схожи по дизайну, потому что идентичны условия размещения и характер климата в тех странах, для которых они были созданы. Первый проект был создан для Малайзии. Второй проект— для парка Mirabilandia в Равенне в Италии. Фирмой SL предложен типовой проект остановки для этих двух монорельсовых систем. Здесь успешно реализован системный унифицированный подход к типизации проектов по климатическому признаку.

Необычен проект остановки монорельсовой системы в Великобритании. Здесь отсутствует перрон в привычном понимании этого слова — прямоугольная платформа, расположенная вдоль путевой балки. Такая станция не укладывается в принятые в данной работе типы компоновки (островной, береговой, смешанный).1 Условно ее можно назвать остановкой с радиально-секторным расположением «швартовочных» шлюзов. Применение морского термина обусловлено тем, что поезд подходит к остановке по касательной, как корабль швартуется у пристани, т.к. путевая балка не входит в интерьер остановки, только поддерживающие ее кронштейны входят в интерьер зала ожидания. Очевидна не только новизна, смелость и орипшальность дизайна этой остановки, но и организация движения подвижного состава, названная разработчиками «А—Б» сеть, где обеспечено беспрерывное курсирование вагона от одной станции (А) до другой (Б).

В разделе «Монорельс на Востоке» рассматривается дизайн остановок монорельсового транспорта в Японии, Малайзии и Китае.

История монорельсового транспорта Японии началась, как и в США, с сотрудничества с фирмой Alweg. Развивая сеть монорельсовых дорог, японцы каждый раз в уже отработанные технологии вносили какие-то свои технические новшества,

1 «Береговой» тип —посадочные платформы располагаются с обеих сторон путевой балки, «островной» тип—посадочная платформа расположена между путевыми балками, «смешанный» тип включает в себя оба предыдущих.

основанные на применении оригинальных конструкций и материалов. В данной работе рассматривается дизайн остановок разных монорельсовых систем в этой стране, связывающих города с аэропортами, среди них линия Токио-Ханеда, парковая дорога в Диснейлэнде, выставочная линия Мировой Ярмарки в Осаке, дороги Shonan, Ofima, Chiba, Tama, Naha. Основными особенностями в дизайне станций этих дорог можно считать аскетизм, минимализм и функционализм. Можно заметить, что японский аскетизм поддерживается простотой и точностью ясных геометрических объемов, компоновкой которых японские дизайнеры владеют в совершенстве, а также высокой технической оснащенностью.

В дизайне остановок монорельсового транспорта Японии прослеживаются особенности японского национального дизайна: точность выражения проектного замысла, оригинальность решений, чувство меры. Известно, что ни одна из многочисленных дорог Японии серьезно не пострадала от землетрясений, нередких в этих местах. Это еще раз доказывает целесообразность применения монорельсового транспорта практически в любых геологических условиях. Рассматриваемая в этом же разделе монорельсовая дорога в Малайзии привлекательна для исследования необычностью решения крыш посадочных перронов, выполненных из непромокаемой ткани, растянутой на опорах. Это важно, учитывая климат данной страны. Дизайн остановок монорельсовой дороги в Куала-Лумпур можно назвать удачей дизайнеров и архитекторов, которые создали нечто свое, самобытное, смелое и, что самое главное, лаконичное и легко узнаваемое по силуэту, запоминающееся и не похожее ни на что, ранее рассматриваемое в данной работе. Поскольку дизайну остановок монорельса в Куала-Лумпур свойственны такие характеристики, как совокупность визуально воспринимаемых признаков1, вызывающих устойчивый стереотип конкретного транспортного предприятия, можно говорить о попытке создания фирменного стиля в дизайне остановок этой дороги.

Как проектные идеи фирмы Alweg, не найдя распространения на родине, перешагнули через океан, так и

1 С. Михайлов, Л. Кулеева «Основы дизайна» М. 2002 «Союз дизайнеров" с. 190

разработки еще одной известной немецкой фирмы «Магнетбан Трансрапид» шагнули на восток, в Китай. Построенная в Шанхае монорельсовая трасса для поезда па магнитной подушке сохраняет все узнаваемые черты немецкой системы. Если техническая часть этой трассы пришла с Запада, то Китай привнес в дизайн интерьера остановок высокую графическую культуру Востока.

Пятый раздел — «Монорельс в России» начинается с анализа теоретических разработок и предложений по данной теме, которые велись в МГХПУ им. С.Г. Строганова. В 2000 г. здесь разрабатывался дипломный проект по теме: «Дизайн станции посадки подвесной транспортной системы». В процессе работы были предложены концептуальные проекты экстерьеров девяти станций монорельса для ВВЦ в Москве. Образное решение экстерьеров остановок было продиктовано их архитектурным окружением.

Одна из девяти предложенных станций стала объектом детальной дизайнерской разработки. Проект станции монорельса был решен в стиле русского конструктивизма. Формообразование станционных объемов базировалось на принципе модульности.

Далее, в данном исследовании речь идет о строящихся в настоящее время остановках Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС). Представленные концептуальные проекты будущих остановок, дают представление о том, что их архитектурно-дизайнерское решение позволит использовать единую структурную концепцию на базе конструктивного модуля для всех станций линии, и в различных градостроительных ситуациях создавать станционные объемы, отвечающие конкретным требованиям городской среды. Концепция станций ММТС предусматривает классическую схему остановок монорельса, когда посадочные перроны будут располагаться на верхнем уровне, а вестибюль и все вспомогательные помещения — внизу.

Раздел «Выводы» является первым этапом в процессе систематизации собранного и проанализированного материала, который послужил в дальнейшем созданию типологии остановок монорельсового транспорта.

Глава II «Построение типологии остановок монорельсового транспорта»

В этой главе нашли отражение ряд известных научных положений, послуживших теоретическими предпосылками для построения типологии остановок монорельса: это серия статей, посвященных созданию структурных показателей качества различных изделий, а также работы известных теоретиков дизайна.1

Для выявления и конкретизации некоторых аспектов формообразования остановок монорельсового транспорта, в данной главе предложен метод, разработанный на базе философского метода познания— дедукции и процесса дизайн-проектирования, условно названный «дедуктивным методом в дизайне» (ДМД). Согласно современного определения «дедукции» — «выведение следствия из посылок», при систематизации накопленного в данном исследовании материала выбирается совокупность исходных положений, и из них на основе применения правил логики делаются выводы. Таким образом, сущность метода заключается в пошаговом движении «от общего к частному».

Построение типологии остановок монорельсового транспорта ведется путем выявления нормативных и объективных требований к остановкам монорельса, определения критериев отбора типологических характеристик на основе применения дедуктивного метода в дизайне.

Типологическая таблица составлена по принципу пошагового движения — от получения дизайнером технического задают на разработку остановки монорельса до конкретных рекомендаций по использованию принципов формообразования остановки. Таблица состоит из пяти разделов.

• 1 А.А. Трофимов «Методические рекомендации по проведению экспертизы эстетических показателей качества изделий, заявленных как промышленные образцы» ТЭ № 9,1974 с. 24

• А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов «Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии» М. Стройиздат 1990

• В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский «Основы теории и методологии дизайна» М, 2003, МЗ-Пресс

• «Пособие по проектированию вокзалов» (к СНиП И-85-80) М. 1987

В первом разделе выделяются две группы остановок, которые можно объединить по способу подвески вагонов под путевой балкой (подвесные), и способу крепления вагонов на путевой балке (навесные). Это, в свою очередь, оказывает влияние на высоту и компоновку посадочного уровня, формируя различные дизайнерские предложения по каждому из способов крепления подвижного состава.

Во втором разделе таблицы рассматриваются основные типы компоновки путевых балок и посадочных платформ. Исходя из того, что любая форма строится на конструктивной основе, которую в данном случае составляет компоновка путевых балок с подвижным составом на них и посадочные перроны, можно выделить три основные компоновочные схемы: островная, береговая и смешанная. В зависимости от выбора данной схемы закладываются пропорции посадочного, а, вместе с этим, и всего остановочного объема и формируется компоновочная схема основных помещений остановки монорельса.

Третий раздел типологии делит остановки по характеру сообщения: остановки для внутригородских линий монорельса, остановки для специализированных линий монорельса, для областных и для магистральных линий. Это определяет принципиальную дизайнерско-композиционную схему остановки, ее габаритные размеры и состав необходимых помещений.

В четвертом разделе таблицы приведены параметры, конкретизирующие местоположение остановок монорельса и во многом определяющие их форму. Остановки монорельса по местоположению делятся на: отдельностоящие, блокированные, выставочные, парковые, университетские, в аэропортах, пригородные, междугородние. Далее раздел поделен на пункты, конкретизирующие указанные местоположения: над автодорогой, над пешеходной зоной, над водой; остановки, примыкающие к зданиям и сооружениям; блокированные с другими транспортными объектами; остановки, расположенные на территории выставочных комплексов, парков, студенческих городков, аэропортов, а также остановки на линиях, связывающих пригороды с мегаполисами и остановки междугородних линий.

В отдельную строку выделен природно-климатический фактор, связанный с решением проблемы температурного климата

на всех остановках монорельса и влияющий на формообразование остановок, расположенных в конкретных климатических зонах.

Пятый раздел таблицы типологизации остановок монорельса поясняет, какие приёмы (особенности) формообразования характерны для той или иной группы остановок монорельса, выделенных в четвертом разделе.

После каждого раздела таблицы даны краткие теоретические рекомендации по способам формообразования остановок монорельсового транспорта.

В этой же главе предлагается схема использования таблицы типологии остановок монорельсового транспорта и ДМД, которые помогут дизайнеру-практику или дизайнеру, занимающемуся концептуальной разработкой и выполняющему эскизный проект, (а также студенту, разрабатывающему подобную тематику) при проектировании остановок монорельса. Предлагаемая схема предусматривает три этапа:

Первый этап. Руководствуясь «общим» (которым в данном случае является техническое задание на разработку пассажирской монорельсовой транспортной системы) дизайнер, сопоставляя требования технического задания с данными первого и второго разделов таблицы «Типология остановок монорельсового транспорта», решает основополагающие архитектурно-дизайнерские задачи, возникающие в начале процесса проектирования остановок монорельса.

Второй этап. Полученные на первом этапе при помощи таблицы теоретические рекомендации принимаются за «общее». Затем, с помощью таблицы, дизайнер решает вопросы, касающиеся характера сообщения, который делит монорельсовые дороги и их остановки на внутригородские, ближнего, дальнего следования и специализированные. Последовательно продвигаясь по третьему, четвертому и пятому разделам таблицы, проектировщик получает более детальные сведения и рекомендации по особенностям и приемам формообразования интересующей его конкретной группы остановок монорельса.

Третий этап. На базе выделенных на втором этапе аспектов, которые рассматриваются как исходный материал — «общее», ведется композиционно-графический, функционально-

технический, художествешю-стилистическии поиск, рождаются первые собственные дизайнерские идеи — «частности».

Таким образом, в работе предложена концепция пошагового движения от технического задания, через использование результатов данного исследования — к созданию нового проекта.

Глава III «Методологические аспекты проектирования остановок монорельсового транспорта»

В начале главы выявляется зависимость проектирования транспортных остановок от особешюстей среды функционирования конкретного вида транспорта, влияющая на процесс формообразования остановок. При этом рассматриваются, сравниваются, анализируются и формулируются различия и общие аспекты в проектировании остановок существующих видов общественного транспорта: водного, воздушного, сухопутного (автомобильного и рельсового). В процессе сравнительного анализа выявляется особая специфика формообразования остановок монорельсового транспорта, которая заключается в характеристиках самого вида транспорта. В ходе исследования делается вывод о влиянии определенных факторов на формообразование остановок монорельса:

♦ монорельсовый транспорт занимает свой транспортный горизонт, не пересскающийся ни с каким другим видом транспорта;

♦ надземный уровень и прокладка монорельса в уже сложившейся инфраструктуре города являются основой в процессе формообразования его остановок;

♦ в связи с конструктивными особенностями транспортного средства, дизайнер должен вписать путевую балку в интерьер остановки;

♦ общественный монорельсовьш транспорт может иметь различное назначение: быть общегородским или целевым;

♦ влияние климатического фактора на формообразование остановок монорельса.

В связи с надземным положением монорельса ставится задача размещения необходимых помещений и организации

пространственных связей остановочного объема с землей (лестницы, эскалаторы, лифты, пандусы). Таким образом, формируется станционный объем над землей, включающий все необходимое.

Как правило, остановка монорельса вписывается в уже сложившуюся застройку — это специфика ее проектирования, которая присуща только остановкам монорельса. Этой особенностью продиктовано многообразие форм и компоновочных решений остановок монорельсового транспорта. В связи с этим, проектировщик вынужден приспосабливать необходимые станционные объемы к каждой конкретной архитектурной ситуации.

Специфика проектирования остановок монорельса, связанная с особешюстями транспортного средства, заключается в том, что дизайнер должен вписать путевую балку в интерьер остановки и для обеспечения безопасности пассажиров разграничивать платформу с проезжей частью (особенно, в случае подвесного типа крепления вагона).

На основе прилагаемого иллюстративного материала делается вывод о том, что климатический фактор, учитываемый в процессе проектирования, имеет существенное влияние на формообразование остановок монорельса.

В отдельную группу выделены остановки туристическо-развлскательного и выставочно-паркового направлений, требующие особого подхода при их проектировании. К ним применяются специфические, образно-сюжетные подходы при проектировашш, которые не, свойственны требованиям проектирования других остановок монорельса.

В этой же главе отмечено, что остановки монорельса как совремешюго обществешюго вида транспорта должны иметь полный набор современного оборудования, включая объекты визуальной коммуникации, как единой системы, необходимой для нормальной ориентации и обслуживания пассажиров. В проектировании оборудования для станций монорельса предлагаются два подхода: общий и частный. Общий— это когда остановка рассматривается как самостоятельный объект дизайна, частный — это когда остановка является частью конкретной транспортной системы. В первом случае дизайнер

предлагает набор оборудования без привязки его к определенным условиям. Во втором случае дизайнер не только выбирает из всей номенклатуры подобных изделий лучший вариант для будущей конкретной станции, но и в случае отсутствия необходимого оборудования, сам его разрабатывает и определяет место для размещения этого оборудования на данной станции. Причем, проектирование оборудования должно идти параллельно с проектированием станции. В первом и втором варианте оснащения станции инженерно-техническим, электронным и различным информационным оборудованием должны учитываться следующие аспекты проектирования такого оборудования: функциональный, рациональный и эстетический — как основные аспекты дизайна, направленные на достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Рациональный аспект включает в себя вопросы качества и долговечности данного оборудования, защиты его от вредного воздействия среды и человека (предполагает антивандальное исполните).

В своей проектной деятельности дизайнер должен идти по пути функциональности и экономичности, к эффективному применению материалов, к созданию оригинальных и функционально оправданных форм.

В диссертационной работе отражен и эргономический аспект проектирования оборудования, предусматривающий подбор дизайнером уже существующих образцов, сконструировнных с учетом эргономических требований, выработанных на базе специальных исследовашш. Делается вывод о том, что в случае, когда дизайнер сам проектирует оборудование для конкретной станции он должен опираться на знания инженерной психологии (эргономики), предусмотрев для каждого элемента зоны размещения, удобные для пассажиров.

Эстетический аспект проектирования элементов оборудования включает рассмотрение определенного набора элементов в контексте целостного художественно-пластического восприятия всего сооружения. Здесь дизайнеру предстоит выбрать из множества уже созданных подобных объектов наиболее соответствующее проектному замыслу изделие, с последующей его модернизацией или, не подобрав такого, самому разрабатывать

принципиально новый элемент оборудования. Основное внимание в данном разделе обращается на то, что ни один предмет в комплексе оборудования не должен иметь случайных форм и цветовых характеристик, которые не вписывались бы в единый стилевой ансамбль интерьера остановки монорельса. Облик интерьеров остановок в значительной степени формируется наличием различных по назначению элементов: ограждений, стендов, указателей, табло, урн, скамеек и т.п. Эти элементы не только удовлетворяют функциональным требованиям пассажиров, но и формируют эстетически выразительный интерьер станции. Наличие разных по назначению помещений также влияют на формирование интерьера остановок. Поэтому необходим подход к проектированию интерьеров с позиций функциональной, конструктивной, эксплуатационной, а также экономической целесообразности и эстетической завершенности.

Неотъемлемая часть оборудования остановок монорельсового транспорта — визуальные коммуникации. На базе изученного иллюстративного материала выработаны следующие требования к организации визуальных коммуникаций:

♦ оптимальное количество (на остановках монорельсовых дорог должно быть достаточно различных средств визуальной коммуникации для грамотной организации движения пассажиропотоков);

♦ доступность (под доступностью средств визуальной коммуникации подразумевается их размещение в наиболее удобных для пассажиров местах, где можно ознакомиться с информацией, не мешая общему пассажиропотоку, а также хорошее освещение и удобное расположение по высоте и углу наклона);

♦ единое колористическое и стилевое решение всех элементов визуальной коммуникации;

♦ наличие справочно-инструктивной информации.

В свете современных требований, дизайнеру необходимо предусмотреть места для размещения рекламы. Здесь также открывается широкое поле для фантазии проектировщика . Данное исследование представляет положительный опыт в этой области.

В рассматриваемой главе уделено внимание цветовому решению остановок монорельса, поскольку пространство и формы объектов воспринимаются человеком под влиянием многих

факторов, в том числе и благодаря цветовым различиям. Из истории известно, что в различные эпохи у разных народов существовали определенные цветовые предпочтения, а современной наукой доказана способность цветовой гармонии создавать эстетический и психологический комфорт. Дизайнер должен учитывать психологию восприятия цвета человеком при организации архитектурно-дизайнерской среды остановок монорельса. Данное исследование предлагает рассматривать роль цвета в решении остановок монорельса по трем взаимосвязанным направлениям:

• функциональное — используемое для акцентирования функционально значимых элементов оборудования и цветового зонирования, а также применения цвета, как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственной структурой, с интерьером остановки в целом);

• эмоционально-эстетическое — создание комфортного цветового климата, которое достигается па базе научно-обоснованного применения цвета с учетом закономерностей художественной композиции. Цвет имеет не только эмоциональное воздействие, цветовое решение способствует высокому эстетическому качеству интерьеров, формируя их колористическое своеобразие и художественную выразительность;

• информационное — особая роль отводится цвету в средствах визуальной коммуникации. Их грамотное цветовое решение должно обеспечивать быстрое прочтение надписей. Знаковые и шрифтовые обозначения должны быть унифицированы по цвету в пределах одной ветки дороги, т.е. должно использоваться их единое начертание и цветовое решение.

Для акцентирования функционально значимых элементов на остановках монорельса принято выделять цветом зоны вдоль края платформы. Этот прием заменяет ограждение перрона, заостряя внимание пассажиров па границе опасной зоны движения транспортного средства. Сами по себе цвета не должны быть яркими, но они могут быть расположены так, чтобы один цвет дополнял и усиливал другой. Выдержанность в близких, не контрастирующих друг с другом тонах способствует единому стилевому решению. «Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра так называемые теплые тона— красные,

оранжевые, желтые — действуют на человека возбуждающе, при их избытке может наступить общее утомление. Другие — так называемые холодные тона — синие, голубые, зеленые — напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Желтый и светлый, желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона — фиолетово-синий цвет — чего-то тяжелого».1 Применяя определенные цветовые

соотношения, дизайнер должен руководствоваться научными данными о колористике.

В плане решения задачи освещения остановок данная работа предлагает ряд рекомендаций дизайнерам. Так как остановка монорельса — объект со смешанным видом освещения, при ее проектировании решается задача освещения как естественным (дневным), так и искусственным светом. Можно сформулировать основные цели организации освещения: на остановках:

♦ обеспечить условия для оптимального зрительного восприятия пространства;

♦ способствовать целостности восприятия окружающей среды и эмоциональной выразительности интерьера.

Оптимальное освещение включает в себя параметры, предусмотренные нормами СНиП для конкретных объектов, в том числе и для транспортных остановок. Световая среда определяется назначением интерьера. На остановках монорельса освещение выполняет следующие функции:

♦ психологическую (создание благоприятного светового климата);

♦ обеспечение безопасности пассажиров.

Небольшая высота крытых перронов остановок монорельса не позволяет применять источники света с большой яркостью (ртутные или галогенные лампы), поэтому для освещения перронов чаще применяются люминисцентные светильники. Как правило, светильники располагают под потолком над краем перрона в целях обеспечения безопасности при посадке и высадке пассажиров.

1 С.Михайлов, Л.Кулеева «Основы дизайна» с 208, М. 2002 «Союз Дизайнеров»

В «Заключении» отмечается, что в связи с тем, что сооружение монорельсовых транспортных систем стало необходимостью для России и в частости для Москвы, в данной научной работе были сформулированы некоторые связанные с этим проблемы и поставлен ряд вопросов, на которые и должно было дать ответ это исследование, призванное помочь дизайнеру найти способы решения определенных задач по проектированию остановок монорельса:

♦ с чего начинать проектирование таких объектов,

♦ какие аспекты при этом учитывать,

♦ как это уже делалось в разное время и в разных странах.

Ориентируясь на поставленные задачи и цель исследования

— типологизацию остановок монорельсового транспорта и выявление методических аспектов проектирования остановок монорельса в связи с эволюцией самого транспорта, а также под воздействием моды и развития современных направлений дизайна, можно сказать, что в данной работе шло поэтапное решение поставленных задач.

В начале работы были сформулированы понятия монорельсовых транспортных систем и роль остановок монорельсового транспорта в обшей структуре транспортной системы. Формулирование и конкретизация этих понятий, позволили более четко подойти к анализу собрашюго материала. Представленный к изучению материал рассматривался и анализировался с разных позиций, включающих весь комплекс задач, заявленных в разделе «Методика исследования». Таким образом, выявлены различные подходы к дизайну остановок монорельсового транспорта, применяемые на протяжении всей истории развития монорельса. При этом отмечается, что каждый исторический период характеризуется общим идеалом формы, то есть тем, что принято называть стилем данного времени. В ходе анализа собрашюго материала, в работе был сделан вывод о том, что при проектировании остановок монорельса можно выделить определенные факторы, влияющие на их формообразование: исторические, природно-ландшафтные экономические, культурно-эстетические. Кроме того, на форму остановок оказывают влияние технические особенности самого монорельса и подвижного состава.

Выводы, сделанные после всестороннего анализа материала, явились начальным этапом систематизации остановок монорельсового транспорта, на основе которых затем была создана типология этих остановок.

Типология остановок монорельсового транспорта представлена в исследовании в виде таблицы, где схема типологизации сформирована в порядке возникновения вопросов у дизайнера в процессе проектирования остановок монорельса. Использование таблицы значительно сэкономит время проектировщика, которому не придется собирать и анализировать весь накопленный в этой области материал, выбирая необходимое для работы над проектом, сократит этап долгих предпроектных исследований. Данные о формообразовании, учитывающие многие формообразующие критерии и факторы, с выделением конкретных особенностей формообразования в каждой из образованных в процессе систематизации групп остановок, приведенные в таблице, являются одним из двух аспектов, намеченной цели данного исследования.

Вторая составляющая цели данного исследования — выявление методологических аспектов проектирования остановок монорельсового транспорта также достигнута в данной работе:

♦ выявлена специфика проектирования транспортных остановок монорельса;

♦ определены различные аспекты проектирования оборудования остановок монорельса;

♦ исследовано цветовое решение остановок;

♦проанализированы проблемы искусственного и

естественного освещения остановок;

♦ учтены и конкретизированы эргономические требования к проектированию остановок монорельсового транспорта, которые являются основой дизайнерской разработки пространствешю-композиционных решений остановок монорельса.

Все вышеперечисленные пункты являются методическими аспектами проектирования остановок монорельса, на основании которых даны общие теоретические рекомендации дизайнеру-проектировщику, который будет заниматься разработкой остановок монорельсового транспорта:

♦ приведены общие с остановками других видов транспорта проектные требования и выделена специфика проектирования остановок монорельса;

♦даны рекомендации по закономерностям

формообразования, в зависимости от взаимного расположения объемов, из которых состоит станционное сооружение и разработаны рекомендации по дизайнерскому поиску образно-стилистического решения остановок монорельса;

♦ отмечено единство принципов решения интерьеров посадочных объемов остановок при одинаковом способе подвески вагона на путевой балке и при условии захода поезда в интерьер остановки;

♦указано, что особое внимание дизайнер должен уделить визуальным коммуникациям, играющим немаловажную роль в экстерьере и интерьере остановок монорельса, уточнено, что оборудование должно представлять единый по дизайнерско-стилсвому решению комплекс;

♦ сформулирована роль колористического решения в проектировании транспортных остановок монорельса;

♦выделена роль элементов архитектурно-ландшафтного окружения при проектировании остановок монорельса.

Итогом исследования стало создание типологической таблицы остановок монорельсового транспорта и выявление методических аспектов проектирования остановок монорельса. Тем самым, полностью выполнена задача научной работы, сделаны теоретические выводы и рекомендации для дизайнеров, которые будут заниматься решением практических вопросов формообразования остановок монорельсового транспорта.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Дизайн станций монорельсовых дорог//Дизайн ревю (информационный научно-практический журнал Союза Дизайнеров России) — 2000.— №3-4 июль-декабрь.— С.44-55.

2. Монорельс в будущес//Дизайн ревю (информационный научно-практический журнал Союза Дизайнеров России) — 2001.— №1-2январь-июиь.—С.68-75.

3. Как это будет//Дизайн ревю (информационный научно-практический журнал Союза Дизайнеров России) —2003 г.—№1-2

4. Дизайн остановок монорельсового транспорта//Доклад. Всероссийская научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития высшего художественного образования в России». - Красноярск, 2003.

138 г

РНБ Русский фонд

2004-4 26466

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Филатов, Леонид Станиславович

1. Введение-

1.1. Понятие монорельсовых транспортных систем

1.2. Роль остановок монорельсового транспорта в общей структуре транспортной системы

2. Глава!

Из истории монорельсового транспорта

2.1. Остановки Вуппертальского монорельса. Германия

2.2. Монорельс в США

2.2.1. Alweg

2.2.2. Выставка в Сиэтле 1962 г

2.2.3. Остановки монорельса в парке "Мир Уолта Динея"

2.2.4. Остановка монорельса внутри универмага

2.2.5. Остановки GRT в Моргантауне

2.2.6. Skyway в Джексонвилле

2.2.7. Peoplemover в Детройте. Остановки-вернисажи

2.2.8. Концептуальный дизайн-проект для семи остановок в Лас-Вегасе

2.2.9. Система Sky Tran и Taxi

2.2.10. Балтимор. Остановка монорельса под землей

2.3. Европейские монорельсовые дороги концаХХ в

2.3.1. Монорельс в Германии

2.3.2. Severn-Lamb Limited в Италии. Типизация проектов по климатическому признаку

2.3.3. Великобритания. Монорельсовая дорога в Skegness и система Whoosh

2.4. Монорельс на Востоке

2.4.1. Дизайн остановок монорельса в Японии

2.4.2. Остановки монорельса в Куала-Лумпуре. Малайзия

2.4.3. Китай—Трансрапид

2.5. Монорельс в России

2.5.1. МГХПУ им. С.Г. Строганова. Теоретические разработки и предложения

2.5.2. Неизвестные проекты монорельса в России (после Второй Мировой войны)

2.5.3. Московская Монорельсовая Транспортная Система (ММТС)

2.6. Выводы

3. Глава П

Построение типологии остановок монорельсового транспорта

3.1. Использование дедуктивного метода в дизайне (Д МД) для построения типологической таблицы остановок монорельсового транспорта

3.2. Нормативные и объективные требования к дизайну остановок монорельса

3.3. Критерии отбора типологических характеристик

3.4. Теоретические предпосылки построения типологии остановок монорельса

3.5. Выводы

4. Глава III

Методологические аспекты проектирования остановок монорельсового транспорта

4.1. Особенности проектирования транспортных остановок

4.2. Специфика проектирования транспортных остановок монорельса

4.3. Различные аспекты проектирования оборудования остановок монорельса

4.4. Цветовое решение остановок монорельса

4.5. Искусственное и естественное освещение остановок монорельса

4.6. Эргономические требования к проектированию остановок монорельса

4.7. Выводы

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Филатов, Леонид Станиславович

Работа над данной диссертацией началась в 2000 г., когда процесс строительства в России, в ее столице — Москве первой ветки пассажирского монорельса перешел от стадии теоретических изысканий в практическую плоскость. Предпосылкой организации данного строительства послужило многократное увеличение в городе количества наземного транспорта, в частности автомобилей. Транспортные артерии столицы не справлялись с такой нагрузкой.

Строительство новых автодорог не могло кардинально решить транспортную проблему. Строительство метро —это дорогостоящий длительный процесс, к тому же не везде приемлемый. Необходим был особый вид общественного транспорта, каким является монорельсовый. Поскольку создание такого вида транспорта, а также проектирование его остановок имеют определенную специфику и для России новы, пришлось опираться на зарубежный опыт. Однако, и зарубежные достижения, имеющиеся в этой области, не систематизированы, что еще раз подчеркивает научную не разработанность данной темы. Не выявлены способы и подходы к решению определенных задач по проектированию остановок монорельсового транспорта, в том числе и в дизайнерском аспекте. В связи с тем, что сооружение таких транспортных систем стало насущной необходимостью и имеет перспективы развития, актуальность данной темы значительно возросла. Современная остановка скоростного общественного монорельсового транспорта является объектом, проектируемым не только архитектором совместно с конструктором, но и дизайнером, который должен выработать комплекс принципов и подходов к решению конкретной проектной задачи.

Данная научно-исследовательская работа призвана помочь специалистам решить следующие вопросы:

• выработать общий подход к проблеме дизайна остановок скоростного общественного монорельсового транспорта;

• определить, с чего начинать, какие аспекты учитывать при разработке;

• установить, как это уже делали в разное время и в разных странах.

Актуальность данного исследования заключается в выявлении, систематизации и определении методов и подходов, используемых в работе по формированию объемно-пространственной структуры и художественного образа остановок монорельсового транспорта.

Для исследования облика и структуры созданных или проектируемых станций монорельсового транспорта, автор определил хронологический период, охватывающий XIX — начало XXI вв., что позволяет изучить и проанализировать материалы по теме в полном объеме: от зарождения монорельсовых пассажирских транспортных систем до последних образцов начала XXI в. Надо отметить, что тема особенностей дизайнерского проектирования остановок монорельсового транспорта новая, малоизученная. В связи с этим были использованы все доступные для анализа и обобщения материалы. За пределами диссертационной работы оставлен обзор особенностей формирования внешнего вида остановок других видов скоростного общественного транспорта, в силу их огромного многообразия и специфики.

В рамках заявленной темы определена цель исследования — создание типологии остановок монорельсового транспорта и выявление методических аспектов проектирования подобных транспортных объектов, рассматриваемых в связи с общей эволюцией самого транспорта, а также под воздействием моды и развития современных направлений дизайна.

Для достижения данной цели исследования определены следующие задачи:

• изучение различных подходов к дизайну остановок монорельсового транспорта, применяемых в разное время в разных странах;

• выявление стилистических особенностей, используемых в дизайне остановок монорельса в рамках определенного места и времени;

• определение специфики и тенденций развития, строительства и дизайнерского облика остановок монорельсового транспорта;

• выработка рекомендаций по определению методов дизайн-проектирования остановок с учетом технического устройства подвижного состава и типа компоновки посадочных платформ.

Полученные в научно-исследовательской работе теоретические результаты будут способствовать формированию методологического обоснования использования различных проектных подходов при создании различных типов пассажирских станций монорельсовых дорог, а также для выработки рекомендаций по их практическому применению.

Методика теоретического исследования эмпирического материала состоит в отборе наглядных примеров по выбранной тематике, их классификации, обобщению по каждой из групп, типологизации и критической оценке выявленных объектов.

Дизайн остановок монорельсового транспорта как сложное явление, прогрессирующее вместе с развитием науки и техники, рассматривается в данной работе с исторических позиций, которые предусматривают исследование генезиса дизайн-проектирования с учетом различных аспектов его трансформации и оценки.

Представленные к изучению объекты рассматриваются и описываются, с разных сторон:

• с точки зрения функциональности и рациональности;

• красоты и гармонии;

• комфорта и психологии;

• комплексной организации архитектурно-дизайнерской среды;

• понятий экономического и технического, модного и технологического.

Затем, на базе творческого поиска, критического отбора и сравнительного анализа, разрабатываются оригинальные предложения, направленные на методическое обеспечение процесса проектирования перспективных объектов и способствующие выработке положений нормативного характера, применимых к дизайну остановок общественного монорельсового транспорта.

Необходимо напомнить, что к наиболее ранним из известных крупных научных трудов, посвященных теме монорельсового транспорта, относится монография «Однорельсовые навесные железные дороги», авторы - Тихоцкий В.П., Берлянд С.С. и Козлов С.В. Эта книга вышла в 1933 году в московском «Гослесиздате» по плану Всесоюзного НИИ промышленного транспорта (НИИПТ). Работа охватывала сферу грузового промышленного монорельса, но наработанный теоретический задел стал своеобразным компасом для проектировщиков монорельсовых дорог и послужил научной базой для разработки серии предложений не только в области промышленного, но и пассажирского монорельса.

Не обошел своим вниманием тему монорельсового транспорта и выдающийся отечественный ученый К. Э. Циолковский. Его труд «Будущее наземного транспорта» был опубликован в 1934 году. Циолковский рассматривал проблемы создания высокоскоростного монорельса на воздушной подушке с расчетной скоростью 720 км/час, предлагая свои разработки в этой области.

По вполне объективным причинам годы Второй мировой войны и послевоенный период не отмечены научными разработками по данной теме. Особый интерес к монорельсовому транспорту проявился только в 6080 годы, о чем свидетельствует достаточно большое количество вышедшей в этот период научной литературы: Ю.М. Галонен «Поезда над городом» М. 1965; Ю.М. Галонен, B.C. Науменко «Новые виды городского общественного транспорта» М. 1969; В.В. Чиркин, О.С. Петренко, А.С. Михайлов, Ю.М. Галонен «Пассажирские монорельсовые дороги». М., Машиностроение 1969; А.С. Михайлов «Монорельсовые дороги и возможности их применения в городском и пригородном сообщении». М. 1971 и ряд других работ.

Надо заметить, что основной упор в большинстве публикаций делался на освещение инженерно-конструкторских решений. Это вполне обосновано: анализ, проведенный в данной диссертации, служит подтверждением тому, что проектирование транспортных систем начинается с решения именно технико-технологических вопросов, относящихся к подвижному составу, а разработке пассажирских остановок в таких работах посвящены редкие иллюстрации и краткие технические справки. О специфике и особенностях формообразования остановок монорельсового транспорта в этих трудах написано не было. (Здесь необходимо напомнить, что институт, занимающийся в нашей стране проблемами технической эстетики и дизайна (ВНИИТЭ), был образован только в 1962 году). Новейшие достижения в этой области освещаются на страницах центральной прессы: «МК», «Вечерняя Москва» и на страницах журнала «Дизайн-Ревю».

Несомненный интерес представляет научная литература, посвященная не только отечественным проектам монорельсового транспорта, но и уже существующим зарубежным системам: О.П. Поярков, И.А. Запорожец «Оборудование монорельсового транспорта за рубежом». М. 1969; И. Кулагин «Монорельсовые железные дороги в Японии». Данные исследования также посвящены становлению монорельсового транспорта, решению связанных с ним технических, социальных проблем. Работы не изобилуют иллюстративным материалом, дающим наиболее полное представление об остановках монорельса, и в тексте нет упоминания об их дизайне. Даже в книге, охватывающей всю историю дизайна, Edward Lucie-Smith «А History of Industrial DESIGN», Phaidon-Oxford, 1983 нет упоминаний о дизайне монорельсового транспорта и его остановок.

Основанное в 1989 г. в США «Монорельсовое общество» во главе с его основателем и президентом, жителем города Фремонт (Калифорния) Кимом Педерсеном, способствовало распространению информации о системах монорельсовых дорог. Оно выпускало сначала ежеквартальный бюллетень, а с 1998 года заменило его более мобильным средством информации — интернет-сайтом: http//www.monorail. org. Однако и здесь на представленных иллюстрациях изображен в основном подвижной состав и приведены технические особенности системы.

В настоящем исследовании помимо научной литературы были использованы материалы интернет-сайтов различных монорельсовых дорог разных стран, содержащие иллюстративный материал, анализ которого позволил проследить пути и закономерности развития структуры и облика остановок монорельсового транспорта за рубежом. Были рассмотрены проблемы, возникающие в процессе дизайнерского проектирования остановок монорельсового транспорта. К результатам работы можно отнести разработанную типологию имеющихся образцов дизайна остановок этого вида транспорта. Новым является выявление закономерностей развития и особенностей формообразования остановок монорельсового транспорта в XIX—XXI вв., проведенный сравнительный анализ их дизайнерско-эстетических характеристик. На основании систематизации полученных научных результатов могут быть выработаны методические рекомендации для дизайнеров-практиков.

По теме исследования в 2000-2002 гг. были опубликованы три печатные работы и сделан доклад на научно-методической конференции.

Практическая значимость научной работы определяется возможностью использования содержащихся в ней выводов и рекомендаций при дизайн-проектировании остановок монорельсового транспорта. Материалы диссертационного исследования могут быть апробированы при создании учебно-методического пособия по проектированию остановок монорельсовых систем.

Структура основных разделов работы организована по историко-географическому принципу. Это дает возможность проследить тенденции развития дизайна остановок монорельсового транспорта не только во времени, но и в различных странах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности формообразования остановок скоростного общественного транспорта"

4.7. Выводы

Остановки каждого вида транспорта имеют свою специфику и конструктивные особенности в формообразовании. Существует ряд проектных требований, являющихся общими при проектировании остановок всех видов наземного транспорта.

Специфика проектирования остановок монорельсового транспорта заключается в особенностях самого вида транспорта:

• монорельсовый транспорт занимает свой транспортный горизонт, не пересекающийся ни с каким другим видом транспорта;

• надземный уровень и прокладка монорельса в уже сложившейся инфраструктуре города, являются основными приёмами, используемыми в процессе формообразования остановок;

• в связи с конструктивными особенностями транспортного средства дизайнер должен вписать путевую балку в интерьер остановки и для обеспечения безопасности пассажиров разграничивать платформу с проезжей частью;

• монорельсовый транспорт может иметь различное назначение: быть общегородским или специализированным.

В связи с расположением монорельсовой дороги над землей, проектировщик не только решает задачу размещения помещений, необходимых по общим требованиям и условиям технического задания, но и одновременно с этим формирует возможные связи посадочного объема с поверхностью земли. С этой целью проектируется необходимое инженерно-техническое оборудование —лестницы, эскалаторы, лифты, пандусы.

В зависимости от расположения основных объемов станции и способа организации взаимосвязи между ними, сооружению может быть придано ощущение компактности, расчлененности или цельности, статичности или динамичности. При этом, в равной мере успешно могут быть использованы приемы контраста или нюанса как, например, резкое противопоставление нескольких объемов, вертикальных и горизонтальных, сочетание разнофактурных поверхностей или, напротив, мягкая пластика в сочетании с перечисленными объемами, применяемая с использованием тонких вертикальных, горизонтальных или криволинейных членений. Все это влияет на характер образа остановки монорельса и может кардинально менять его в соответствии с проектной концепцией.

При поисках зрительного образа станции возможно использование элементов природного и городского окружения, интегрирование в дизайнерско-архитектурную композицию остановочного комплекса исторических памятников или их фрагментов. Соседство нового и старого взаимно обогащает оба объекта, способствует усилению их художественно-эстетической выразительности обоих.

Как правило, остановка монорельса вписывается в уже сложившуюся застройку. При этом, различные композиционные приемы могут быть оправданы при их соответствии функциональному назначению станции и ее архитектурно-ландшафтному окружению, а также направлениям и характеру движения основных пассажиропотоков и последовательности совершаемых пассажирами операций.

Особая специфика просматривается при проектировании остановок монорельса для специализированных линий туристическо-развлекательного и выставочно-паркового направления. Проектирование подобных остановок монорельса требует специфических образно-сюжетных подходов.

На объемно-компоновочную структуру станции оказывает влияние принцип организации внутреннего пространства. Принципы решения интерьеров остановок монорельса являются общими практически для всех станций монорельса с одинаковыми типами подвески вагона на путевой балке, при условии захода поезда в интерьер посадочного уровня станции.

Комплексная разработка оборудования станции должна отвечать определенным функциональным, эргономическим, технико-эстетическим, антивандальным требованиям.

В состав оборудования остановок монорельсового транспорта входят визуальные коммуникации, элементами которых могут служить различные табло, схемы, указатели и т.д. На базе изученного иллюстративного материала выработаны следующие требования к визуальной коммуникации:

• номенклатура указателей на остановках должна быть оптимальной;

• информация должна размещаться в удобных для пассажиров местах;

• информация должна быть легко воспринимаемой (считываемой);

• визуальные коммуникации должны иметь единое колористическое и стилевое решение.

Роль цвета в решении остановок монорельса рассматривается по трем взаимосвязанным направлениям:

• функциональное;

• эмоционально-эстетическое;

• информационное.

Для придания выразительности композиции остановки монорельса успешно используются средства, акцентирующие внимание пассажиров в нужном направлении: цветовые плоскости, местное и общее освещение, реклама и указатели.

Дизайнеру необходимо учитывать роль окружающей остановку архитектурно-ландшафтной среды, например, возможность просмотра пассажирами непосредственно из пространства интерьеров станции эстетически выразительных а также ценных в культурно-историческом или художественно-эстетическом отношении объектов существующей застройки или фрагментов природного ландшафта.

Параметры освещения остановок общественного транспорта предусмотрены нормами СНиП и содержат следующие составляющие:

• уровень освещенности (способствует восприятию пространства);

• распределение освещенности (отсутствие затемненных мест);

• отсутствие бликов (не отвлекает внимание пассажиров);

• направление света (не ослепляет) ;

• распределение теней (точное очертание предметов);

• цветопередача (не искажает колористического решения остановки);

• цветность света (подчеркивает цветом функциональные зоны).

Стремление дизайнеров к максимально широкому использованию естественного освещения в сочетании с искусственным освещением и продуманной цветовой гаммой создает благоприятный цвето-световой климат на остановках монорельса.

В основе дизайнерской разработки композиционно-пространственных решений остановок монорельса заложены эргономические требования к размещению оборудования и элементов визуальной коммуникации. Они целиком направлены на решение задачи создания комфортной окружающей среды для пассажиров. Эргономика рассматривает решение этой задачи по двум направлениям: психофизическому и антропометрическому. Если антропометрические исследования выступают основополагающим аспектом проектирования различного оборудования в соответствии с эргономическими нормами и показателями, то психофизическое направление предопределяет соответствие окружающей пассажира архитектурно-дизайнерской среды особенностям его восприятия. Дизайнер, проектирующий транспортную остановку монорельса, должен быть знаком с новейшими данными эргономики.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность данного исследования состоит в выявлении, систематизации и определении необходимых методов и подходов в работе над формообразованием объемно-пространственной структуры и формировании художественного образа остановок монорельсового транспорта.

В связи с тем, что сооружение монорельсовых транспортных систем стало необходимым и актуальным для России и, в частности, для ее столицы —Москвы. В начале данной научной работы были сформулированы некоторые, связанные с этим проблемы и поставлен ряд вопросов, на которые был дан ответ в ходе исследования. В итоге, выполненная работа призвана помочь дизайнерам найти способы решения определенных задач по проектированию остановок монорельса: • с чего начинать проектирование подобных объектов;

• какие аспекты при этом учитывать;

• как эту работу уже выполняли в разное время и в разных странах.

Поставленные задачи и цель исследования — типологизация остановок монорельсового транспорта и выявление методических аспектов проектирования остановок монорельса достигались с учетом эволюции самого транспорта, а также влияния моды на развитие современных направлений дизайна. Все это позволило решать поставленные задачи в данной работе поэтапно.

В начале работы были сформулированы понятия монорельсовых транспортных систем, и роль остановок монорельсового транспорта в общей структуре транспортной системы. Формулирование и конкретизация этих понятий позволили более четко подойти к анализу собранного материала.

В первой главе данной работы весь собранный для исследования материал был распределен на группы по географической принадлежности и расположен в пределах каждой из групп, в хронологическом порядке, что привело к упорядоченности и последовательности анализа материала. Представленный к изучению материал в ходе исследования рассматривался и анализировался с различных точек зрения: функциональности и рациональности, красоты и гармонии, комфорта и психологии, комплексной организации архитектурно-дизайнерской среды, с учетом понятий экономического и технического, модного и технологического. Таким образом, были выявлены различные подходы к дизайну остановок монорельсового транспорта, применяемые в разное время и в разных странах, поскольку каждый исторический период характеризуется общим идеалом формы — то есть тем, что принято называть стилем данного времени.

На основе анализа собранного материала можно сделать вывод о том, что при проектировании остановок монорельса выделяются определенные факторы, влияющие на формообразование данного вида объектов: исторические, природно-ландшафтные экономические, культурно-эстетические. На форму остановок оказывают влияние технические особенности самого монорельса и подвижного состава. Выводы, сделанные после всестороннего анализа материала, являются первым этапом систематизации всего многообразия остановок монорельсового транспорта, из которого во второй главе выстраивается типология данных остановок:

• на базе теоретических предпосылок, послуживших толчком к созданию оригинальной типологии;

• путем применения выработанного в исследовании способа анализа материала - дедуктивного метода в дизайне (ДМД);

• на основе выработанных нормативных и объективных требований к дизайну остановок монорельса;

• путем отбора проанализированного материала с помощью сформулированных критериев и выявленных типологических характеристик.

Типология остановок монорельсового транспорта представлена в работе в виде таблицы ( рис. 2). Примененная в ней структура группировки материала воспроизводит реальный порядок предварительных этапов проектирования остановок общественного монорельсового транспорта. Пользуясь таблицей, дизайнеру не придется самому собирать и анализировать накопленный в этой области материал. Данное научная работа поможет дизайнеру миновать этап долгих предпроектных исследований.

Сведения об особенностях формообразования остановок даются с учетом основных формообразующих критериев и факторов, с выделением конкретных особенностей формообразования в каждой из образованных в процессе систематизации групп остановок. Результаты работы приведены в таблице и являются выводами по одному из двух аспектов, намеченной цели данного исследования— создание типологии остановок монорелъсового транспорта, созданной во второй главе. Здесь же приводятся методические указания по использованию типологической таблицы остановок монорельса в конкретной проектной ситуации.

Третья глава посвящена другой составляющей цели данного исследования — формулированию методических аспектов проектирования остановок монорельсового транспорта.

В начале третьей главы:

• выявлена специфика проектирования транспортных остановок монорельса;

• определены различные аспекты проектирования оборудования остановок монорельса;

• рассмотрены подходы к выбору цветового решения;

• определены задачи по проектированию искусственного и естественного освещения остановок;

• учтены и конкретизированы эргономические требования к проектированию остановок монорельсового транспорта, которые являются основой дизайнерской разработки пространственно-композиционных решений остановок монорельса. Эргономические требования дизайнер должен учитывать также при проектировании и размещении оборудования и элементов визуальной коммуникации.

Все вышеперечисленные аспекты являются методологическими подходами, используемыми при проектировании остановок монорельса. В выводах к третьей главе даны общие теоретические рекомендации дизайнеру-проектировщику, который будет заниматься разработкой остановок монорельсового транспорта:

• приведены общие с остановками других видов транспорта проектные требования и выделены специфические, относящиеся только к остановкам монорельса;

• даны рекомендации по закономерностям формообразования в зависимости от пространственного расположения объемов, из которых состоит станционное сооружение;

• разработаны рекомендации по дизайнерскому поиску образно-стилистического решения остановок монорельса;

• отмечено единство принципов решения интерьеров остановок при одинаковом способе подвески вагона на путевой балке и при условии захода поезда в интерьер остановки;

• подтверждено, что оборудование должно представлять единый по дизайнерско-стилевому решению комплекс, в котором ни один элемент не должен иметь случайных форм и цветовых характеристик, каждый из них должен вписываться в единый стилевой ансамбль интерьера конкретной остановки монорельса;

• указано, что особое внимание дизайнер должен уделять визуальным коммуникациям, играющим немаловажную роль в экстерьере и интерьере остановок монорельса;

• сформулирована роль цвета в проектировании транспортных остановок монорельса;

• выделена роль элементов архитектурно-ландшафтного окружения при проектировании остановок монорельса.

Все перечисленные аспекты являются ответом на вторую составляющую намеченной цели данной научной работы. В исследовании, в ходе раскрытия темы были даны ответы на различные вопросы, которые могут возникнуть у дизайнера в процессе работы над формообразованием остановок монорельса.

Итогом данного исследования стала типологическая таблица основных характеристик остановок монорельсового транспорта, а также выявление и формулирование существенных методических аспектов проектирования остановок монорельса. Тем самым полностью выполнена задача данной работы, сделаны теоретические выводы и разработаны практические рекомендации для дизайнеров, которые будут заниматься вопросами формообразования остановок монорельсового транспорта.

Данное исследование предоставляет возможность дизайнеру, минуя трудоемкие предпроектные изыскания, сразу приступить к практической работе — созданию собственных дизайнерских предложений, так как данная научная работа является теоретической базой и практическим пособием при проектировании остановок монорельса.

Поиск пластических и стилеобразующих процессов бесконечен и будет продолжаться с течением времени. Он связан с появлением новых материалов, стилей, веяний моды и, как следствие — появление новых форм. Поэтому рекомендации и выводы данного исследования могут быть дополнены и расширены в связи с дальнейшим развитием монорельсового транспорта и совершенствованием практики проектирования его различных дизайнерских составляющих. 1 2 3 4 5 6

7,

8,

9,

10.

11.

12.

13.

 

Список научной литературыФилатов, Леонид Станиславович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. АНТОНОВ В. «ДжАл становится на рельсы». Техника молодежи № 12 1978

2. АСТАХОВА Н. «Кольцевая подушка», Техника Молодежи №2, 1972 АРОНОВ В.Р.«Теоретические концепции зарубежного дизайна» 1, М., 1992

3. АКСЕНОВ И .Я. Транспорт: история. Современность, перспектива, проблемы. М. Наука 1985

4. АКСЕНОВ И.Я. Единая транспортная система. Учебник для вузов, М. Транспорт 1991

5. Автоматизированная электрическая подвесная монорельсовая дорога для транспортирования грузов США. Промышленный транспорт: ЭИ/ ВИНИТИ.-1991 №48 реф. 232, С.3-6.

6. БОБКОВ В.Ф. «Развитие техники дорожного строительства» М. Транспорт 1988

7. Большая энциклопедия транспорта т.4 под ред. канд. экон. наук проф.

8. A.А.Зайцева, д-ра техн.Наук проф. Павлова В.Е. Санкт-Петербург, Эльнор 1994

9. Большая энциклопедия транспорта, т. 1 «Общие вопросы транспорта» под ред. д-ра техн. наук проф. Действ. Члена Академии Транспорта Калявина В.П. Санкт-Петербург 1998.

10. Большая энциклопедия транспорта т. 6 «Речной транспорт» под ред. д-ра техн. наук проф. Действ. Члена Академии Транспорта Калявина

11. B.П. Санкт-Петербург 1998.

12. Большая энциклопедия транспорта т. 8 «Транспортное строительство» под ред. д-ра техн. наук проф. Действ. Члена Академии Транспорта Калявина В.П. Санкт-Петербург 1998.

13. Большая энциклопедия транспорта т. 2 «Авиационный транспорт» под ред. д-ра техн. наук проф. Действ. Члена Академии Транспорта Калявина В.П. М. Машиностроение 199514