автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Макарова, Наталья Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Макарова, Наталья Анатольевна

Введение.

Глава I. На пути к «берлинскому роману». Понятия «реализм» и «роман» в немецкой литературе и эстетике (XVIII - XIX век).

Глава И. Становление художественного мастерства Т. Фонтане: писатель в поиске тем и героев.

2.1. Первые «берлинские» романы: «Грешница», «Сесиль».

2.2. Романы и повести 80-х годов: «Пути - перепутья», «Стина», «Матильда Мёринг».

2.3. Проза 90-х годов: «Поггенпулы», «Госпожа Женни Трайбель», «Эффи Брист», «Штехлин».

Глава III. Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80 - 90-х годов.

3.1 .Автор и рассказчик в повествовательной структуре.

3.2. Художественное время и пространство в романах и повестях Т. Фонтане.

3.3. Символика. Лейтмотивика.

3.4.Литературные цитаты, реминисценции, аллюзии.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Макарова, Наталья Анатольевна

Развитие немецкой литературы во второй половине XIX века характеризуется сложной, острой борьбой различных направлений. Одним из них был критический реализм, однако его эволюция имела свои особенности.

Три ведущие школы критического реализма - русская, английская и французская - сложились ещё в 20-30-е годы XIX века, в то время как становление и развитие этого литературного направления в Германии явно задержалось. Одной из „причин этого была своеобразная социально - политическая ситуация, оп-ределявшая духовную и культурную жизнь конгломерата княжеств, герцогств и вольных городов. На развитии немецкой культуры и литературы крайне неблагоприятно сказалась раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1870 - 1871 годов.

Лишь в результате франко- прусской войны страна стала единой: достигнуто это было «железом и кровью», по рецепту всесильного канцлера Отто фон Бисмарка.

Творчество очень немногих немецких писателей этого периода получило европейскую известность, однако с 70 - 80-х годов прошлого века литература Германии начала понемногу вос-станавливать былое значение.

Этот сложный и трудный процесс складывался за счёт ряда факторов; в первую очередь следует особо выделить обращение писателей к опыту «золотого века» - XVIII столетия, прославленного именами Гёте и Шиллера, к опыту романтиков, сломавших и отвергнувших нормативную эстетику классицизма и наметивших новые пути развития литературы.

Важную роль в становлении немецкой школы критического реализма сыграла так называемая областническая литература.

Виднейшие и наиболее талантливые её представители внесли значительный вклад в расширение тематики, в обновление арсенала художественных средств; они обозначили ряд актуальных проблем, стоявших перед обществом, ввели в свои романы и повести новых героев, подняли новые пласты действительности. Меклен-буржец Фриц Рейтер (1810 - 1874) открыл немцам Северную Германию; Теодор Шторм (1817 - 1888) - своеобразие быта и уклада земли Шлезвиг - Гольштейн; В. фон Поленц (1861 - 1903) создал масштабную панораму сельской Саксонии; Клара Фибих (1860-1952) нарисовала впечатляющие картины жизни деревень При-рейнского и Познанского региона.

В русле областничества начался творческий путь Теодора Фонтане - эпика: «Странствия по марке Бранденбург» (1861- 1881) - книга очерков, написанная в полном соответствии с нормами литературы «Не1ша1кипз1».

Передавая местный колорит и воспроизводя в деталях этнографические подробности быта и нравов той или иной земли Германии, эти писатели в лучших своих произведениях всегда выходили за пределы проблем, характерных только для данного региона, затрагивая вопросы общегерманского значения. Разумеется, областническая литература имела и свои изъяны.

Её представители часто воспевали в качестве идеала патриархальную жизнь захолустных уголков; консервативный уклад противопоставлялся ими, как правило, чуждой городской цивилизации. Однако гуманистические традиции предшествующего периода находили продолжение в творчестве прогрессивных немецких писателей конца XIX века, в том числе и так называемых «областников».

Ведущим жанром критического реализма по праву считается социальный роман; для создания национальной формы этого жанра в немецкой литературе многое сделали такие мастера прозы как Вильгельм Раабе (1831- 1910), Фридрих Шпильгаген (1829- 1911), Вильгельм фон Поленц (1861-1903). Традиции немецкой классической литературы нашли продолжение и в творчестве самого значительного немецкого реалиста второй половины XIX века Теодора Фонтане (1819- 1898).

Т.Фонтане ставил своей главной задачей создание обобщённой картины действительности. Жизнь различных сословий Германской империи нашла отражение в его произведениях; почти обязательными героями стали у него представители «четвёртого сословия» - люди из народа, о симпатии к которым он не раз заявлял в своих письмах и статьях (1).

На раннем этапе творчества Т.Фонтане выступил как незаурядный поэт, затем как журналист, очеркист, и лишь в поздний период он создал ряд романов и повестей, получивших европейскую известность. Став признанным мастером прозы, он не прервал сотрудничества с периодической печатью, систематически выступая на страницах «Фоссовой газеты» как театральный рецензент и критик. Наиболее значительные его произведения эпического жанра были созданы в 80- 90-е годы XIX века; эти социально* психологические романы не потеряли своего значения до наших дней. В конце XIX - начале XX века они были переведены на большинство европейских языков, в том числе и на русский (2).

Т.Фонтане высоко ценят на родине за его вклад в развитие немецкой национальной литературы. Отдельные его произведения и собрания сочинений регулярно переиздаются, что свидетельствует о неослабевающем интересе к его творчеству и о признании его вклада в становление школы немецкого реализма (3).

H« * *

Хроника жизни Т.Фонтане в чисто внешних её моментах выстраивается следующим образом:

Т.Фонтане родился в 1819 году в семье аптекаря в захолустном городке Нойруппин (Бранденбург); по окончании школьного курса он должен был идти по стопам отца: в 1833 - 1843 годах он изучает тонкости фармации, сдаёт государственный экзамен на звание «Аптекаря первого класса».

В 1839 - 1841 годах состоялся литературный дебют Т.Фонтане: в «Berliner Figaro» опубликованы повесть «Любовь брата и сестры», новелла «Первая любовь Генриха IV» и двенадцать стихотворений.

В 1849 году вышел в свет сборник «Мужи и герои», принёсший Т.Фонтане - поэту известность и славу; многие баллады из этого издания стали хрестоматийными.

В 1852 году Т.Фонтане приехал в столицу Великобритании в качестве корреспондента «министерской» прусской прессы. Увиденное легло в основу первой книги путевых очерков и репортажей «Лето в Лондоне» (1854).

В 1855 - 1859 годах писатель возглавлял работу англо - немецкого корреспондентского пункта. За эти годы им подготовлено множество репортажей и корреспонденций для газет и журналов Англии и Германии; в них в достаточно полном объёме была отражена жизнь Великобритании во всём её многообразии. Кроме того, писатель смог глубоко и основательно ознакомиться с английской литературой (и культурой в целом), что отразилось в его творчестве 60 - 90-х годов.

В 1859 году он переехал в Берлин. Со столицей связан расцвет таланта Т.Фонтане - мастера очерка, военного репортажа, литературного и театрального критика, мастера прозы - автора повестей и романов, получивших европейское и мировое признание.

С 1876 года Т.Фонтане считал себя «свободным литератором». Его известность и слава начались с многотомных «Странствий по Бранденбургу» (1861 -1881), книги военных репортажей «Война 1864 года в Шлезвиг - Голынтейне» (1865). В качестве военного корреспондента в 1870 году он отправился во Францию, где и попал в плен. Итогом стала книга о франко - прусской войне «Военнопленный» (1871).

С 1876 года Т.Фонтане работал преимущественно в области эпических жанров, создав в 70-е - 90-е годы около двадцати романов и повестей - наиболее значимую часть собственного литературного наследия.

Обзор критической литературы о писателе. Основные направления исследований.

Круг критических работ, посвящённых творчеству Т.Фонтане, весьма обширен, а объём публикаций довольно разнообразен - от небольших рецензий и заметок в газетах и журналах (первые из них появились в 1878 году) до обстоятельных монографий и разделов в многочисленных «Историях немецкой литературы», издававшихся и издающихся на родине писателя с 1890-х годов прошлого века и до наших дней. В ряду авторов первых критических работ о Т.Фонтане- прозаике следует особо выделить О.Брама, К.Альберти, К.Блейбтрея, К.Френцеля. Эти писатели - натуралисты, оценивая его творчество, отмечали, что до него ещё никто так правдиво не показал жизнь большого города и основные сословия Германской империи. Исходя из того, что Фонтане изображал в большинстве произведений современную действительность, писатели - натуралисты считали его «своим», единомышленником во взглядах на литературу. К.Альберти утверждал, что Т.Фонтане «.уже с первой попытки - новеллы «Грешница» - удалось занять ведущее место в когорте новых бойцов», т.е. натуралистов (4).

Положительно оценивая естественность и простоту творческой манеры Фонтане, К.Френцель обратил особое внимание на интерес романиста к миру «мелкого, повседневного, заурядного»; он же отметил у писателя некоторую ограниченность тематики, упрекнув Т.Фонтане за то, что он не затрагивает проблему «свободы и власти», а её критик, цитируя Шиллера, считал фундаментом и первоосновой искусства (5).

М.Г.Конрад, ведущий теоретик мюнхенской группы натуралистов, критиковал писателя за отсутствие героических характеров и перспектив будущего. Неправомерен его упрёк Т.Фонтане, якобы не проложившему, как и Г.Келлер, «новых путей» в литературе(б).

Объективно оценить творчество Т.Фонтане и определить его место в истории немецкой литературы пытались не только натуралисты. В первое десятилетие XX века появился ряд работ (Ф.Сервэс, И.Эттлингер, Р.Брант, П.Щепаньский), носивших в основном описательный характер. В них излагались основные факты биографии и содержались некоторые подчас глубокие оценки ряда произведений Т. Фонтане: роман «Эффи Брист» рассматривался не только как высшее достижение Т. Фонтане, но и как Ъдна из вершин отечественной литературы конца XIX века. Ф.Сервэс и П.Щепаньский, приводя убедительные аргументы, называли его крупнейшим мастером лирической прозы.

Автором первой крупной работы о писателе - реалисте стала Э.Кронер, которая попыталась проанализировать женские образы в романах и повестях Т.Фонтане. Однако этот анализ не был полным и объемлющим, т. к. содержал лишь общие замечания по поводу характеров героинь и пересказ основных сюжетных линий . Исследовательница высказала немало верных замечаний об особенностях характеров и мотивах поведения персонажей фонтанов-ских романов, но почти ничего не сказала о том, какими художественными средствами создаются образы Мелани, Стины, Женни Трайбель, Эффи Брист, ограничившись сопоставлениями Кэте и Лены Нимпч, Стины и Лены Нимпч, Паулины и Стины. Некоторые её наблюдения не потеряли своего значения и до наших дней: использование писателем в качестве основы сюжета «простого случая»; персонажи обычных, «нормальных» масштабов, узнаваемость обстановки, в которой происходит действие (7).

Этого серьёзного изъяна удалось избежать Е.Герман, написавшей обстоятельную (около 40 страниц) статью о проблематике и художественных особенностях романа «Эффи Брист» (журнал «Die Frau», 1912). Она оценила его как лучшее произведение Т.Фонтане (8). Эта работа существенно отличается по своему характеру от предыдущих критических статей тем, что её можно рассматривать как одну из первых удачных попыток осмыслить своеобразие художественных средств, использованных писателем, как научно обоснованное исследование, в котором отсутствуют натяжки и предвзятые оценки как отдельного произведения, так и творчества Т.Фонтане в целом. Примером подобной предвзятости могут служить высказывания критика - марксиста Ф.Меринга: в известной работе «Капитал и пресса» (1891) он обрушился на роман «Пути - перепутья», усмотрев в нём апологетику капитализма. Он резко осудил автора за изображение «отношений между антагонистическими классами в виде безмятежной идиллии» и приписывание социальным низам «холопски верноподданической психологии» (9).

Первое обстоятельное монографическое исследование о творчестве писателя принадлежит Конраду Вандрею, оно вышло в Мюнхене, в 1919 году, к 100- летию со дня рождения Т.Фонтане. Основная часть работы посвящена анализу романов и повестей, получивших европейское и мировое признание.

Исследователь характеризует Т.Фонтане как выдающегося мастера прозы, а всё его творчество как вершину реализма в немецкой литературе второй половины XIX века. К.Вандрей обстоятельно проследил творческую эволюцию писателя, совершенствование мастерства; главным достижением критик считал создание жанра «берлинского романа».

Хотя К.Вандрей рассматривал творчество Т.Фонтане вне исторической эпохи, вне борьбы литературных направлений того времени и не производил сравнения с произведениями других писателей, тем не менее, его работа стала значительным вкладом в литературоведение. Она содержит добросовестный анализ творческой манеры Т.Фонтане. Многие положения и выводы исследования К.Вандрея представляют интерес для современного исследователя. Значительным шагом вперёд стала попытка типологической классификации романов, предпринятая К.Вандреем. В частности, анализируя прозу позднего периода творчества, он оперирует терминами «Milieuroman» («роман среды»), «Berliner Sittenroman» («роман о нравах Берлина»), характеризует своеобразие его иронии на примере «Госпожи Женни Трайбель». К.Вандрей обратил внимание и на влияние традиций областнической литературы даже на вершинные, наиболее значительные в художественном отношении произведения Т.Фонтане. Он справедливо отметил: «роман «Эффи Брист» немыслим без Гоген - Креммена, без атмосферы Бранденбурга, без детального воспроизведения нижненемецкой среды (эпизоды в Кессине)»; эти факторы во многом предопределили место «Эффи Брист» в его наследии: «вершина реализма Т.Фонтане». К.Вандрей установил сохранившуюся доныне периодизацию творчества писателя: раннее (лирика), «средний период» (высшее достижение - «Пути - перепутья»), «поздний период» (лучший роман - «Эффи Брист»)(10). Заслуга его и в том, что он составил одну из первых библиографий литературы о Т.Фонтане, содержащую сорок названий.

Эта же тенденция к объективному анализу творчества писателя просматривается в монографиях М.Краммера (Theodor Fontane.-Berlin, 1922) и Г.Шпиро (Theodor Fontane.- Wittenberg, 1928).

В этих работах творчество Т.Фонтане рассмотрено на широком историческом и литературном фоне; впервые были введены в литературоведческий обиход статьи и письма, в которых затрагивались теоретические проблемы романа. Оба автора решительно отвергли легенду о «мудром старце» - политически индифферентном Т.Фонтане и сделали особый акцент на актуальности проблематики его романов повестей.

Однако на рубеже 20 - 30-х годов нацистское движение дало определённый импульс легенде о Т.Фонтане - певце юнкерства и приверженце «прусской идеи». Она сложилась ещё в начале XX века стараниями Э.Шмидта, К.Бурдаха, Ф.Шёнеманна, а её тезисы легли в основу статей Ф.Беренда, Г.Роте, Г.Майнка, опубликованных в 1920 - 1924 годах, в которых вопреки фактам утверждалось, что Т.Фонтане был убеждённым монархистом, едва ли не верноподданным, на протяжении всей жизни сохранившим любовь к правящей династии. Высшую оценку в их работах получили прусские баллады, «Странствия по Бранденбургу», а художественная проза объявлялась несовершенной, лишённой художественной ценности.

После прихода Гитлера к власти творчество писателя стало объектом многообразных искажений и спекуляций. Признанный ведомством Геббельса Ю.Петерсен и его единомышленники (Г.Г.Вегнер, Х.Вандель, Г.В.Зайдель, Ю.Фюрстенау) объявили Т.Фонтане едва ли не провозвестником национал - социализма и идеального государства - «третьего райха», защитником старопрусских традиций, апологетом юнкерства.

Это обстоятельство сыграло крайне негативную роль в судьбе наследия Т.Фонтане после краха гитлеровской империи. Руководители начавшегося в 1945 году процесса денацификации сочли его произведения вредными и ненужными в новой Германии; такое отношение к писателю было и на Западе, и на Востоке страны, разделённой на зоны оккупации; оно сохранялось и в первые годы существования ФРГ и ГДР.

Борьбу против явных передержек в оценках наследия Т.Фонтане вели эмигранты - писатели, литературоведы, журнали-сты. Следует особо выделить в этом ряду работы Шарлотты Иол-лес 30 - 40-х годов, в которых на основе многочисленных документов опровергались основные положения официозной (нацистской) концепции творчества писателя.

Неустанно полемизировали с идеологией фашизма Т.Манн и Г.Манн, защищавшие культурное наследие родины от интерпретаций его деятелями ведомства Геббельса. В статьях о Т.Фонтане они делали особый акцент на демократизме писателя и высоком художественном уровне его прозы. Они видели в нём основоположника современного немецкого романа, сумевшего заглянуть в XX век и определить пути развития прозы нового столетия.

В статье «Подлинный романист» (1948) Г.Манн, оценивая творчество Т.Фонтане, писал: «Он первым доказал, что роман может быть правдивым и долговечным документом, отображающим общество и эпоху» (11).

Наивысшую оценку Т.Манна получило творчество Фонтане 80-90-х годов, причём не только художественные произведения, но и письма. Говоря о его манере, Т.Манн заметил: «Есть нечто подлинно волшебное в его стиле, особенно в стиле его преклонных лет, вновь предстающем нам в письмах 80-90-х годов.». Роман «Эффи Брист» Томас Манн назвал в одной из статей «шедевром общеевропейского значения». Подводя итог, писатель заметил: «Нелегко найти в истории духа человеческого нечто подобное тому зрелищу, какое являет престарелый Фонтане, стареющий годами, но непрерывно молодеющий творчески, умственно, душевно. Он был рождён, чтобы стать «стариком Фонтане», .первые шесть десятилетий его жизни были почти сознательной подготовкой к двум последним.»(12). * *

Статьи Т.Манна, Г.Манна, литературоведов - эмигрантов (Ш.Иоллес и др.) способствовали освобождению культурного наследия Германии (в том числе и творчества Т.Фонтане) от груза неверных оценок и прямых фальсификаций нацистской «науки».

В 50-е годы в ГДР появилось значительное количество исследований, посвященных творчеству Т.Фонтане. И.М.Ланге, Ю.Кущинский, П. Рилла, И.Шобес, И.Бинер, А.Абуш рассматривали его романы и повести в неразрывной связи с эпохой, в широком культурно - историческом контексте, справедливо оценивая их как одно из высших достижений немецкой литературы второй половины XIX века.

Общие оценки творчества писателя исследователями второй половины XX века практически не расходятся с суждениями К.Вандрея, Т.Манна и Г.Манна, однако в их работах даётся как правило глубокий анализ определённого аспекта многогранного наследия Т.Фонтане. Герберт Рох в монографии «Фонтане, Берлин и XIX столетие» (1962) проследил «берлинскую» тему в немецкой литературе от её истоков до «столичных» романов автора «Путей -перепутий» и «Госпожи Женни Трайбель», введя их в русло европейской традиции («парижские» и «лондонские» романы О.Бальзака, У.Теккерея, Ч.Диккенса). Йост Шиллемейт в исследовании « Теодор Фонтане: Дух и мастерство поздних произведе-ний»(1961) остановился на малоизученных аспектах ряда его романов (в частности, «Штехлин»), Йозеф Ганнер («Стилистика Теодора Фонтане», 1967) одним из первых обстоятельно проанализировал своеобразие сатиры Фонтане. Иоахим Бинер в книге «Фонтане - литературный критик» (1956) не только выписал в деталях хронологию этого аспекта деятельности писателя, но и на обширном фактическом материале (статьи, письма, заметки) детально рассмотрел его эстетические взгляды. Он особо отметил, что в художественной практике Фонтане был «несравненно смелее, нежели в сфере идеологии» (13).

Одну из первых попыток осмысления художественного пространства в романах писателя предпринял Вольфганг Е. Рост (1931), однако он построил исследование скорее в аспекте чисто географическом, нежели в плане литературном. Он досконально, по адресным книгам Берлина, проследил места жительства героев «Путей - перепутий», маршруты их поездок, воспроизвёл топографию Берлина и его окрестностей, ставших местом действия в произведениях Т.Фонтане (14).

Не обошли вниманием творчество писателя исследователи, анализировавшие и более общие проблемы; в частности, М.Линк в работе «Путевой очерк как жанр литературы от Гёте до Гейне»

1963) в ряду мастеров этого жанра художественного творчества называет и Т.Фонтане (1 5).

Людвиг Фертиг в монографии «Дворянство в немецком романе XVIII- XIX веков» (1965) отметил, что противоречивое отношение писателя к этому сословию было обусловлено рядом факторов. В частности, привлекательные и симпатичные герои из этой среды вырастали на почве антибуржуазности, поскольку делец новой формации всегда вызывал наибольшую антипатию Т.Фонтане (16).

Говоря о фундаментальных работах последних десятилетий, посвященных творчеству писателя, особо следует выделить монографии Петера Деметца «Формы реализма: Теодор Фонтане» (Мюнхен, 1964) и Ганса - Генриха Ройтера «Теодор Фонтане» (Берлин, 1968). Ими, а так же Хельмутом Нюрнбергером, автором монографии «Раннее творчество Т.Фонтане: Политика. Поэзия. История. 1840-1860» (Гамбург, 1967), обобщено лучшее из достижений исследователей предшествующих поколений и на основе большого количества впервые введённых в научный обиход, не публиковавшихся ранее писем, статей, заметок, набросков, дана объективная оценка творчества Т.Фонтане; исследователи не обошли противоречия в его мировоззрении, отметив склонность к компромиссному решению острых социальных конфликтов, к «просветлению» действительности, что негативно сказалось в художественной практике.

В деле изучения, сохранения и пропаганды наследия писателя огромную роль сыграли Архив и Общество Т.Фонтане (Потсдам, Нойруппин), а также издающийся ими с 1965 года журнал «Fontane- Blätter». В послевоенные годы работой этих организаций руководили Г.-Г.Ройтер, И.Шобес, К.Шульце, О.Кейлер, М.Хорлитц (в настоящее время их возглавляет Ханна Д. фон Вольцоген),- известные германисты, авторы многочисленных публикаций о Т.Фонтане.

На страницах «Fontane- Blätter» печатались работы историко-литературного характера И.Бинера, Ш.Йоллес, Г.Эрлера, К:Шульце, знакомившие читателя с малоизвестными подробностями жизненного и творческого пути Т.Фонтане, историей замысла отдельных произведений и его воплощения, комментировавшие не публиковавшиеся ранее письма, статьи и черновые наброски.

Значительное место в этом издании всегда отводилось публикациям, в которых рассматривалось художественное своеобразие эпики Т.Фонтане. В их ряду следует выделить статьи Х.Д.Крауша о пейзажах и интерьерах «Штехлина» (17), Е.М.Волкова о лирической прозе Т.Фонтане (18), В.Эртля о поэтике имён фонтановских персонажей (19), Х.Оля о мифологических мотивах в творчестве писателя (20), К.Д.Поста о символике цвета в «Эффи Брист» (21).

С середины 90-х годов несколько изменилась структура журнала. Она стала более чёткой и регламентированной: «Неопубликованное и малоизвестное»; «История литературы. Критика»; «Рецензии и аннотации»; «Разное»; «Библиография»; «Информация». Эти изменения не повлияли на основные задачи издания, они остались прежними: изучение и пропаганда наследия писателя.

В последние годы опубликованы неизвестные ранее письма Т.Фонтане Т.Шторму, Ф.В.Хольтце, жене, Ф.Сервэсу и др., а также новые исследования о «Странствиях по Бранденбургу» (Х.Фишер); о романах «Невыносимо» («Unwiederbringlich») (Ш.Йоллес), «Грешница» (И.фон дер Люэ) и «Сесиль» (Х.Нюрнбергер, Х.Фишер), о «польской» теме в творчестве писателя (В.Рик).

По - прежнему в центре внимания большинства исследователей остаётся художественное своеобразие, поэтика романов Т.Фонтане. Так, в ряду последних публикаций (за 1992-94 годы) на страницах «Fontane- Blätter» следует выделить работу Рольфа Сельбмана о поэзии в «Госпоже Женни Трайбель». Новую оценку герои «Штехлина» и сам роман в целом получили в работе Стефана Нойхауза: «Фонтане и «Туннель через Темзу». Не иссякает интерес исследователей и к лучшему произведению Т.Фонтане «Эф-фи Брист». Одной из малоизученных сторон этого романа посвящена работа Элизабет Хофманн - «Анни фон Инштеттен - ещё одна второстепенная фигура в «Эффи Брист» Т.Фонтане» (22).

В номерах «Fontane - Blätter» за 1997 и 1998 годы достоянием читателей стали не публиковавшиеся ранее письма Т.Фонтане (подготовлены к печати М.Хорлитцем), критические заметки писателя о Ф.Шиллере и о «Романцеро» Г.Гейне. Представляют значительный интерес статьи Е.М.Волкова «Художественное пространство в поздней прозе Т.Фонтане» (23), П.Врука о биографической прозе писателя (24), Х.Фишера об особенностях манеры Т.Фонтане - журналиста (25). * *

После того как произведения Фонтане были переведены на английский, французский, русский языки, критики этих стран не обошли вниманием творчество немецкого писателя - реалиста и в своих работах оценили его во многом более объективно, чем немецкие исследователи. Теодор де Визева отметил высокий художественный уровень прозы Т.Фонтане ("Revue des Deux Mondes".-15. Dez. 1898); «значительнейшим немецким романистом» назвал автора «Эффи Брист» Ж.Бонвилль ("Revue des Revues".- 1. Febr. 1900); Е.Койслер опубликовал первую во Франции фонтановскую библиографию ("Revue Germanique".- 1910.- № 6).

Английский литературовед Кеннет Хайенс стал автором первой подробной монографии о Фонтане, появившейся за пределами Германии (Theodor Fontane. A Critikal Study.- London, 1920).

Творчество немецкого писателя не осталось незамеченным и в русской критике. Так, в журнале «Семья» (1894) появилась статья анонимного автора, посвящённая Фонтане и его творчеству. В ней изложены основные моменты биографии писателя и подробно рассмотрены некоторые романы («Грешница», «В лабиринте»), отмечена актуальность проблематики и реалистический характер его творчества. Особенно высокую оценку русского критика получила книга воспоминаний Т.Фонтане «Моё детство», поскольку в ней автору удалось с поразительной точностью и тонкостью раскрыть психологию подростка и изобразить жизнь провинции (26). Переводы произведений Т.Фонтане на русский язык сопровождались как правило публикацией статей, посвящённых его романам и повестям, а также краткими биографическими справками.

Эффи Брист» и «Госпожа Женни Трайбель» впервые переведены на русский язык в 1899 году. В предисловии, сопровождавшем романы, переводчики попытались осветить основные этапы творчества Т.Фонтане и дать представление о его многогранном таланте - критика, журналиста, романиста. Они, в частности, отметили достоверность изображения и чёткость психологических характеристик в переведённых произведениях.

После 1917 года творчество Т.Фонтане (равно как Т.Шторма, В. фон Поленца, Ф.Ройтера и др.) на десятилетия было предано забвению, поскольку писатель не касался проблем классовой борьбы, не отразил революционности пролетариата и нараставшего забастовочного движения.

Общим местом в оценке творчества этих писателей стали упрёки в ограниченности кругозора, камерности тематики, консерватизме и едва ли не реакционности.

Поворот к лучшему наметился лишь в годы хрущёвской оттепели: в 60-е годы вновь появились на русском языке избранные произведения Т.Шторма, В.Раабе, Т.Фонтане. Роман «Эффи Брист» был снова переведён на русский язык в 1960 году. Автор вступительной статьи С.П.Гиждеу основной акцент сделал на художественных особенностях социально - психологических романов Т.Фонтане и рассмотрел круг проблем, затронутых им в произведениях позднего периода. «Немецкие реалисты XX века многим обязаны Теодору Фонтане», - писал С.Гиждеу, подчёркивая большое значение эпики писателя. Им отмечены и важнейшие черты его творчества: «критическое отношение к окружающей действительности, точность социальных характеристик, умение сдержанно и вместе с тем покоряюще правдиво воссоздать психологический облик своего современника, удивительная конкретность изображения». Основное внимание уделено, естественно, «Эффи Брист»; роман справедливо оценивается как вершина творчества Т.Фонтане. Характеризуя проблематику и анализируя художественные особенности ряда его произведений 80 - 90-х годов, С.Гиждеу приходит к выводу, что они - «правдивые документы эпохи.» (27).

Самые значительные работы 60-70-х годов, посвященные творчеству Т.Фонтане и опубликованные в СССР, написаны известными советскими германистами С.В.Тураевым и И.М.Фрадкиным.

И.М.Фрадкин является автором статьи о писателе в четвёртом томе академической «Истории немецкой литературы» (М.: Наука, 1968.- Т.4.- С.187-230); в ней литературоведом дана объективная оценка творчества писателя, определено его место в истории немецкой и мировой литературы, отмечены противоречия в политических взглядах и в системе эстетических представлений (тезис о необходимости «просветления» действительности и сглаживания «острых» углов). Статья И.М.Фрадкина основана на письмах, статьях, дневниках Т. Фонтане; большинство материалов впервые вводилось в литературоведческий обиход.

В 1971 году в издательстве «Художественная литература» вышел в свет однотомник, в который вошли «Шах фон Вутенов», «Пути - перепутья», «Госпожа Женни Трайбель». И.М.Фрадкин написал для этой публикации вступительную статью о творчестве Т.Фонтане; в ней наряду с подробным анализом повести и романов уделено внимание и остальным произведениям писателя. Литературовед охарактеризовал Фонтане как «переходную фигуру от старого критического реализма к реализму XX века», по достоинству оценив мастерство романиста в изображении «истории немецкого общества», «трезвость и проницательность в понимании людских страстей и общественных пороков» (28).

В это же время (точнее, в 60 - 70-е годы) были защищены кандидатские диссертации, посвященные творчеству В.Раабе (Т.И.Фурсова, Н.И.Четверикова); ранее, в 1959 году - о Т.Шторме (Д.Я.Калныня).

В 60 - 80-е годы на кафедре зарубежных литератур МОПИ им. Н.К.Крупской под руководством О.М.Соловьёвой сложилось актуальное направление исследования проблем немецкого реализма второй половины XIX века. Результатом этих исследований стали диссертации, в которых рассматривалось творчество В. фон Поленца, (В. А.Федченко), Т.Фонтане (Е.М.Волков), Ф.Ройтера (Э.Ф.Камелькова), а также значительного прозаика - натуралиста М.Кретцера (Л.П.Шпак). Большое внимание в этих работах было уделено проблемам художественного мастерства названных авторов.

Интерес к творчеству Т.Фонтане не ослабевал на протяжении последних десятилетий XX века. В главе «Немецкая литература» в седьмом томе «Истории всемирной литературы» (М.: Наука,1991.-С.370-393) С.В.Тураев особо отметил «художественную смелость Т.Фонтане», творчество которого - «сплав высочайшей духовности и повседневности»; оно противостояло «любым концепциям (в том числе и идеям Ницше), отрицавшим главенствующую роль духовного начала в человеке».

Авторы раздела о немецкой литературе в восьмом томе этого же издания (М.: Наука, 1994.-Т.8.-С.323-347) - известные учёные Н.С.Павлова и Л.М.Юрьева, высоко оценивая творчество Т.Фонтане, отметили, что его традиции со всей очевидностью проявляются в творчестве Т.Манна (в частности, в «Будденброках»). Характеризуя персонажей Т.Фонтане, исследователи отметили: «его герои, чьи судьбы поставлены в тончайше прочерченную зависимость от их статуса в социальной действительности, в то же время оказываются богаче и сильнее своей судьбы и своей социальной роли, одерживая над ними победу (отсюда свет и покой Фонтане, отсюда его поэтичность)».

Широкий круг вопросов, связанных с творчеством Т.Фонтане, освещён в работах Е.М.Волкова. В одной из них - «Роман Т.Фонтане «Эффи Брист», (изд-во «Просвещение», 1979, серия «История одного романа»), автор охарактеризовал не только это произведение, но и творчество писателя в целом, определил его место в немецкой литературе второй половины XIX века. Говоря о том, что Фонтане был не единственным представителем немецкого реализма той эпохи, Е.М.Волков отметил: «благодаря социальной глубине и значимости тематики своих произведений, правдивости и художественной силе творчества он занял исключительно важное место в развитии немецкого критического реализма второй половины X1X века».

Исследователь подробно остановился на истории сюжета, рассмотрел проблематику и художественные особенности произведения. Отмечая, что «глубокий лиризм, являющийся художественным выражением отношения автора к изображаемому, - характернейшая черта творчества Т.Фонтане», Е.М.Волков считает «Эффи Брист» высшим достижением его лирической прозы (29).

В 1974 году совместно с доктором Кристой Шульце Е.М.Волковым была составлена «русская» часть библиографии произведений Т.Фонтане, переведённых в нашей стране в 1891-1971 годах и критической литературы о нём; список содержит 43 названия. Этот материал был опубликован в журнале «Fontane -Blätter» наряду с его же пятью статьями, посвящёнными в основном художественному своеобразию эпики Т.Фонтане (30).

Предварительные итоги исследований были подведены Е.М.Волковым в монографии «Немецкий роман 1870-1910-х годов: Проблемы поэтики» (Орёл, 1996). В этих работах, продолжающих лучшие традиции отечественного литературоведения и учитывающих концепции предшественников (о них было сказано выше), творчество Т.Фонтане рассмотрено на широком культурно - историческом фоне, вписано в русло немецкой и мировой литературной традиции (3 1). * *

Обзор наиболее значительных исследований, посвящённых творчеству Т.Фонтане, подтверждает необходимость более обстоятельного и глубокого изучения поэтики его романов и повестей 80-90-х годов XIX века, остающихся до настоящего времени недостаточно освещёнными в отечественной германистике.

Отдавая дань глубокого уважения предшественникам, нельзя не отметить, что в ряде работ отечественных литературоведов, появившихся в 20-е-80-е годы XX века, исходными стали принципы классового, партийного подхода к явлениям искусства. Намеченная А.В.Луначарским (1875-1933) социологическая методология анализа литературного произведения нашла крайнее выражение в работах В.М.Фриче (1870-1929) и его последователей. Этот подход особенно наглядно проявился в учебниках истории зарубежной литературы, изданных в 40-е-80-е годы, во многих монографиях и учебных пособиях: в них основной акцент сделан на проблемно - содержательном аспекте как отдельных произведений, так и творчества писателей Х1Х-ХХ веков в целом, о художественном мастерстве и своеобразии манеры письма говорилось бегло, вскользь и самыми общими фразами. В силу этих причин изучение поэтики немецкого романа последней трети XIX - начала XX века (и прозы крупнейшего реалиста той поры - Т.Фонтане) остаётся в ряду основных направлений современной отечественной германистики.

Актуальность работы заключена в исследовании проблем поэтики романов Т.Фонтане и доминант художественности его современников, в выявлении специфики фонтановской прозы, в изучении взаимовлияния типологических разновидностей романа. Это позволит составить целостное представление о своеобразии поэтики повестей и романов Т.Фонтане 80-х-90-х годов.

Учитывая опыт и итоги работы предшественников из Германии и российских литературоведов над проблемами художественного мастерства Т.Фонтане, основные цели и задачи исследования можно определить следующим образом:

-Исследовать проблематику и поэтику романов и повестей Т.Фонтане 80 - 90-х годов XIX века в контексте его творчества в целом и в русле развития немецкого реализма XIX века.

-Определить место Т.Фонтане на фоне множества школ и направлений, сложившихся в немецкой литературе в 80-е-90-е годы X1X века.

-Рассмотреть вопрос о его отношении к натурализму.

-Выявить своеобразие творческой манеры писателя, сказавшееся на выборе тематики, героев, среды.

-Рассмотреть категории художественного времени и пространства, роль лейтмотивики, символики, литературных цитат и реминисценций в структуре романов и повестей.

-Выявить доминанты лирической прозы Т.Фонтане и основные особенности её стилистики; показать особую роль пейзажа в создании неповторимой атмосферы в его прозаических произведениях.

Научная новизна: В отличие от исследований предшественников, в которых по принятой в 60 - 70-е годы методологии основное внимание уделялось проблемно - тематической стороне романов и повестей Т. Фонтане (Е.М.Волков), жанровому своеобразию его произведений (Т.Авагян) и сравнительно - сопоставительной характеристике психологизма у Дж.Мередита и Т.Фонтане (Е.Л.Мураткина), данная диссертация полностью посвящена анализу художественного мастерства и доминант поэтики романов и повестей немецкого реалиста 80 - 90-х годов XIX века. Результаты исследования будут способствовать более глубокому пониманию поэтики «берлинских» романов Т.Фонтане, создававшихся в один из наиболее интересных периодов развития немецкой культуры и литературы: мощный толчок их развитию сообщили берлинская и мюнхенская школы натурализма, дебют Т.Манна, Г.Манна,

Б.Келлермана, Г.Гессе и др. Исследование должно помочь понять «органическую логику» жанра (М.Бахтин), его способность «помнить своё прошлое» (М.Бахтин); в конечном итоге - осветить малоизученные страницы творчества Т.Фонтане и недостаточно полно рассмотренные факторы литературного процесса в Германии.

Методология исследования. В диссертации использован ис-торико - литературный метод анализа с элементами сравнительно - типологического анализа художественного произведения.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации могут способствовать более полному освещению в лекционных курсах процессов, происходивших в литературе Германии в 80-е-90-е годы XIX века, более глубокому их изучению в рамках спецкурсов и спецсеминаров, курсов по герма-но - русским литературным связям. Поскольку многие малоизвестные и неизвестные материалы впервые вводятся в научный обиход, обобщённый в работе материал может служить основой новых объективных оценок состояния немецкой литературы в целом и романа в частности на рубеже XIX - XX веков.

Содержание термина «поэтика» в диссертации: В работах Б.Томашевского, В.Жирмунского, Ю.Тынянова, В.Виноградова 20-х - 30-х годов термин «поэтика» используется в следующем значении: «наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения этих форм под влиянием нового содержания» («Поэтический словарь», М.,1966,- С.122). В более позднем издании «поэтика» определяется как «наука о системе средств выражения в литературных произведениях» (Литературный энциклопедический словарь, М., 1987,- С.295).

Более широкое толкование можно найти у Ф.Мартини: поэтика «занимается содержательной тканью всех элементов формы, прослеживает осуществление замкнутого живого облика поэтического произведения через посредство основных жанровых форм, структурных элементов звучания, ритма, композиции и стиля. Она стремится постичь всеобщие законы как в исторической изменчивости, так и в отдельном построении -облике».

В нашей работе в термин «поэтика» вложено следующее содержание: своеобразие поэтического видения мира Теодором Фонтане, преломившееся в его эстетических, идеологических, философских представлениях и обусловившее своеобразие системы образов, общую тональность и структуру его произведений.

Материал исследования: романы и повести Т.Фонтане 80 - 90-х годов XIX века: «Грешница» (1882), «Сесиль» (1886), «Пути -перепутья» (1887), «Стйна» (1888), «Матильда Мёринг» (1891), «Поггенпулы» (1892), «Госпожа Женни Трайбель» (1892), «Эффи Брист» (1895).

Помимо этого, в работе проводятся параллели и сопоставления с произведениями Ф.Шпильгагена, В.Раабе, В.фон Поленца, Т.Шторма, П.Линдау, П.Гейзе и др.

Апробация работы:

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора 1997-2000 годов и в докладах на международных и межвузовских научных конференциях:

- Доминанты лирической прозы Т.Фонтане (на основе романа «Пути - перепутья»). Международная конференция германистов (Владимир, 1999).

- Подбор лексики как одно из средств речевой характеристики персонажа (на материале романа Т.Фонтане «Грешница»). Третья международная школа - семинар «Словарь в современном мире». (Иваново, 1999).

Отдельные аспекты диссертации докладывались на ежегодных научно - методических конференциях кафедры иностранных языков ОрёлГТУ (Орёл, 1997 - 2000):

- Эстетические взгляды Т.Фонтане (понятие «просветление» действительности в его письмах и статьях).

- Отражение истории Германии в произведениях Т.Фонтане («Странствия по марке Бранденбург»).

- Портрет столицы Германии XIX века в «берлинских» романах Т.Фонтане.

- Понятия «реализм» и «роман» в немецкой литературе и эстетике (XVIII - XIX век).

Диссертация получила положительную оценку при обсуждении на кафедре русской литературы XX века и истории зарубежной литературы ОГУ (протокол № 7 от 20 марта 2001г.) и на кафедре иностранных языков ОрёлГТУ (протокол № 7от 6 марта 2001года).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х - 90-х годов XIX века"

Заключение.

Становление реализма в немецкой литературе было процессом сложным, оно потребовало большого напряжения творческих сил нескольких поколений мастеров слова.

Среди тех, кто наиболее активно работал над созданием национальной формы классического жанра критического реализма - социального романа - следует особо выделить Ф.Шпильгагена, В.Раабе, В. фон Поленца и сделавших первые шаги в литературе на рубеже XIX - XX веков Г.Манна, Т.Манна, Г.Гессе, Б.Келлермана, Я.Вассермана.

Одним из высших достижений немецкой эпики этого периода являются романы и повести Т.Фонтане, которые, равно как и проза названных выше его современников, убедительно свидетельствовали о том, что немецкая литература, преодолевая известную ограниченность, восстанавливала былое значение. Ч

Утверждение принципов реализма в немецкой литературе не было процессом гладким, поскольку оно совпало по времени с порой грюндерства, когда товаром стали не только железные дороги, домны или станки, но и произведения искусства. Коммерциализация литературы на рубеже XIX - XX веков стала фактом, с которым следовало считаться, а поэтому одной из главных задач представителей школы реализма стала бескомпромиссная полемика с чисто рыночным взглядом на искусство как на предмет потребления, подчинённый чисто экономическим расчётам.

Тривиальная литература», «расхожая беллетристика», «бульварный роман» - эти формулы почти постоянно встречаются в статьях и письмах Т.Фонтане, в немецкой периодике 90-х - 900-х годов; на рубеже веков для обозначения подобных поделок в обиход немецкой критики вошёл ёмкий и хлёсткий термин - «кич». С достаточной точностью можно определить время, когда в Германии заработал конвейер, поставлявший продукцию подобного рода: в 1 853 году вышел первый номер журнала «Gartenlaube», затем появился его близнец - «Hausfrau»; их ведущими авторами стали Евгения Марлитт и Хедвиг Курте -Малер. Успех их сочинений во многом был предопределён благостной трактовкой темы «маленький человек»: герой или героиня, на долю которых выпадали всевозможные беды и страдания, приводились в конечном итоге к тихой пристани, обретая счастье по рецепту «Gartenlaube» и «Hausfrau»: уютный домик, садик, небольшой, но надёжный доход.

Немецким реалистам приходилось постоянна полемизировать не только с концепциями массовой беллетристики для обывателя, но и с представителями направления, считавшегося официальным; главный их герой - «сильная личность», «мужественный солдат», «прилежный работник», «истинный немец» - приверженец национальной идеи (Ф.Дан, В.Йордан, Э.Гейбель, Г.Фрейтаг, К.Май, Г.Трейчке).

Полемика велась и с псевдореалистами (П.Линдау, Т.Пантениус, Ф.Маутнер, К.Френцель), спекулировавшими на злободневной тематике и предлагавшими крайне поверхностную, а подчас довольно примитивную трактовку социальных, моральных или экономических проблем. Это порождало сюжетные несуразности, обилие случайностей, схематизм образов, прямолинейность характеристик персонажей и неубедительность мотивировок их поведения.

Неоднозначным было отношение Т.Фонтане к мюнхенской и берлинской школам натурализма: приветствуя появление в отечественной литературе молодого поколения художников, воздавая должное Г.Гауптману и его соратникам, смелому эксперименту, старый писатель предупреждал их об опасности превращения натуралистических теорий в абсолютную истину, а натуралистического метода - в некий универсальный инструмент.

Заслуга Т.Фонтане в том, что он, мягкий и доброжелательный по натуре человек, никогда не шёл ни на какие компромиссы, когда речь заходила о принципах реалистического творчества, которые он постоянно защищал и отстаивал.

Он открыл соотечественникам Берлин с его парадными центральными проспектами и тихими улочками окраин, на страницах его романов и повестей появились «знакомые незнакомцы» читателя: владельцы садоводств, горничные и кухарки, офицеры, банкиры и их жёны, дельцы времён грюндерства, богатые землевладельцы и обедневшие дворяне.

Ограничиваясь, на первый взгляд, рамками чисто психологических, бытовых конфликтов, изображая преимущественно сферу частной жизни обыкновенных людей, писатель дальше своих современников пошёл в критике общества, она носит у Т.Фонтане более конкретный и резкий характер, чем у большинства его современников.

Рыцари наживы на протяжении всего творческого пути были и оставались для писателя главным объектом критики, а буржуазное сословие стало резервуаром, из которого черпался материал для создания крайне отрицательных образов (ван дер Страа-тен, чета Трайбелей, Гундерманн).

Восхищаясь «отдельными превосходными экземплярами поместного дворянства» (барон Остен из «Путей - перепутий», генерал фон Поггенпул), Фонтане понимал, что дни этого сословия сочтены. Создавая в «Штехлине» образ идеального сельского хозяина, писатель отдал должное высокой культуре, образованности, традициям, кодексу истинной чести и верности прогрессивной дворянской интеллигенции, делая особый акцент на её антибуржуазности, оппозиционности к «голубым василькам», ксено-V, фобии и пещерному национализму. Симпатизируя «четвёртому сословию», Т.Фонтане, тем не менее, был далёк от идеи революционного преобразования общества.

Простые люди в его произведениях подчас превосходят в моральном отношении представителей имущих классов - дворян, буржуа, священников всех рангов - таковы Лена Нимпч, Розвита, «и Шмольке. Писатель не мог согласиться с узаконенным рабски приниженным положением женщины, деятельность которой была сведена к печально знаменитым трём «К» - «Kirche, Küche, Kinder». В его произведениях 80 - 90-х годов совершенно очевидна полемика с концепциями А.Шопенгауэра и Ф.Ницше, в философии которых взгляд на женщину как на существо низшего порядка нашёл наиболее концентрированное выражение. Основное внимание в большинстве его романов уделено изображению ^ печальных женских судеб; подчинённое их положение рассматривалось Т.Фонтане как одна из вопиющих форм угнетения человека. Важную роль в раскрытии их характеров почти всегда играет пейзаж; писатель в самом широком объёме использовал описания природы, чтобы подчеркнуть красоту души героинь Лены, Стины, Мелани, Эффи, раскрыть их внутренние пережива-^ ния, заострить внимание на истоках трагедии их жизни. Подобные сцены придают его романам и повестям особый, глубокий лирический оттенок.

Т.Фонтане - лирик по преимуществу, а глубокий лиризм -одна из особенностей его прозы. Творчество писателя, взятое в целом - значительный вклад в создание формы современного романа и совершенствование его структуры.

Усложнённая конструкция, многоплановость повествования, многочисленные отступления, перегруженность детальными описаниями и большое количество персонажей - черты свойственные произведениям В.Раабе, отчасти Т.Шторма и В.фон Поленца. У автора «Эффи Брист» и «Путей - перепутий» иное.

Взятые из жизни сюжеты, сведённое к минимуму количество действующих лиц, как правило, одна сюжетная линия - характерные особенности манеры Т.Фонтане, отличающейся естественностью и простотой; стиль лишён риторичности, декларативности, обширных цитат, ретроспективных отступлений, столь характерных для прозы многих его современников. Вместе с тем, в ней нет ничего общего с упрощённостью натуралистических романов, с преобладающими в них многостраничными излишне детальными описаниями быта, а также отдельных эмоций или психологических состояний, что приводило к рыхлости структуры .

Несмотря на то, что Т.Фонтане подвергал критике теорию Ф.Шпильгагена о «строгой объективности», обусловливающую беспристрастную позицию автора, ни в одном из своих произведений он не использовал форму повествования от первого лица. Романы и повести Т.Фонтане 80 - 90-х годов свидетельствуют о стремлении к максимально объективному повествованию, к устранению рассказчика, исчезновению его за фигурами героев или его перевоплощению в одного из них; Вилибальд Шмидт, Дубс-лав фон Штехлин несут на себе и отпечаток личности автора.

Совершенно очевидно, что творчество романиста оказало огромное влияние на несколько последующих поколений немецких писателей, в первую очередь «ближайшим восприемником Т.Фонтане был его превосходный знаток и почитатель Т.Манн »(252).

В творчестве Т.Манна найдут продолжение темы, затронутые Т.Фонтане, в частности, одна из главных - духовное оскудение современного общества. Критика буржуазии приобретает у Т.Манна качественно новый характер, вырастая в проблему глобального кризиса буржуазной культуры.

Некоторые исследователи отмечают сходство повествовательной манеры обоих писателей, - кроме вымышленных персонажей в художественную ткань произведения вводятся реальные исторические личности, у многих героев есть реальные жизненные прототипы; некоторые персонажи наделены автобиографическими чертами (253). Фонтановские традиции со всей очевидностью просматриваются в произведениях Г.Германа, Г.Фаллады, Л.Франка и в более позднее время - в произведениях «поколения вернувшихся» - от Вольфганга Борхерта до Генриха Бёлля и его коллег из «группы 47».

Более ста лет назад Иван Аксаков в одной из статей писал: «Нашему провинциализму суждено великое значение в будущем: мы разумеем здесь под провинциализмом ту сумму местного опыта и знаний, ту близкую связь с местными интересами, которые должны придать особенную крепость духовным силам местного общества, которые. не позволят заглохнуть ничему живому.».

Эта цитата в полной мере применима к заключительному суждению о Т.Фонтане: начав в русле провинциальной «областнической литературы», он увидел в бранденбургских и берлинских («местных») конфликтах проблемы не только общегерманские, но и общечеловеческие.

Т. Фонтане удалось приоткрыть дверь в XX век немецкой литературы. Творческое наследие писателя - реалиста стало мощным импульсом в эволюции немецкого «семейного» романа, романа из жизни Берлина, романа о «маленьком человеке».

 

Список научной литературыМакарова, Наталья Анатольевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ. ИЗДАНИЯ ИЗБРАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. АНТОЛОГИИ.

2. Гёте И. В. Собрание сочинений: В Ют. / Под общ. ред. Н. Вильмонта и др.: Вступ. Статья Н. Вильмонта: Коммент. А. Аникста.- М.: Худож. лит., 1975-1980.

3. Гофман Э. Т. А. Избранные произведения: В 3 т. / Вступ. статья и прим. И. Миримского.- М.: Гос.изд-во худож. лит., 1962.

4. Манн Г. Сочинеия: В 8 т. /Под ред. Г. Н. Знаменской и др.: Вступ. статья И. В. Миримского.- М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958.

5. Манн Т. Собрание сочинений: В Ют. / Под ред. Н. Н. Вильмонта и Б.Л. Сучкова: Прим. Р. Миллер- Будницкой.- М.: Худож лит., 1959-1961.

6. Раабе В. Повести и новеллы / Сост., вступ. статья и прим. Л.Лозинской и Е. Фрадкиной.- М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959.- 488 с.

7. Шпильгаген Ф. Собрание сочинений: В 23 т.- СПБ.: Л.Ф.Пантелеев, 1896-1899.

8. Шпильгаген Ф. Собрание сочинений.- Л.: Красная новь, 1929-1930-Кн. 1-5.

9. Шторм Т. Новеллы: В 2 т. / Общ. ред. и вступ. статья Е. Брандис.-М.:Гос. изд. Худож. лит., 1956.

10. Fontane Th. Gesammelte Werke: In 21 Bänden: Erste Serie: Romane und Novellen: In 10 Bänden. Zweite Serie: Autobiografisches. Reisebücher. Briefe. Kritiken. Nachlass: In 11 Bänden.- Berlin: F. Fontane, 1905-1911.

11. Fontane Th. Romane und Erzählungen: In 8 Bänden / Hrsg. von. P.Goldammer, G. Erler u.a.- Berlin und Weimar: Aufbau- Verlag, 1969.

12. Polenz W. von. Gesammalte Werke: In 10 Bänden / Hrsg. von. A.Bartels.- Berlin. 1909-1911.

13. Raab e W. Werke: In 5 Bänden / Hrsg. von H. Richter.- Berlin und Weimar: Aufbau- Verlag, 1972.

14. Storm Th. Sämtliche Werke: In 4 Bänden / Hrsg. von P. Goldammer.-Berlin und Weimar: Aufbau- Verlag, 1956.1..ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ, КУЛЬТУРЫ, СОЦИОЛОГИИ.

15. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики : Исследования разных лет.- М.: Худож. лит., 1975.-504 с.

16. Бахтин М. Эстетика словесного творчества.- 2-е изд.,- М.: Искусство, 1986.-445 с.

17. Б е л и н с к и й В . Г . Собрание сочинений: В 9 т. / Под ред. Н.К. Гея и др.: Вступ. статья Н. Гея.- М.: Худож. лит., 1976-1982.

18. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.- Л.: Худож. лит., 1973.-566 с.

19. Верцман И. Проблемы художественного познания.- М.: Искусство, 1967.- 844 с.

20. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. / Под ред. и с предисл. М.Лифшица.-М.: Искусство, 1968.- Т. 1.- 312 е.; 1969.- Т. 2.- 326 е.; 1971.- Т. 3.- 622 с.;1973.- Т. 4.- 676 с.

21. Г е с с е Г . Магия книги: Эссе, фельетоны, рассказы и письма о чтении, книгах, писательском труде, библиофильстве, книгоиздательстве и книготорговле / Перев., предисл., послесл. и коммент. А. Науменко.-М.:Книга, 1990.- 237 с.

22. Жан- Поль. Приготовительная школа эстетики7 Вступ. статья, составл., коммент. A.B. Михайлова.- М.: Искусство, 1981.- 448 с.

23. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских культур.- Л.: Наука, 1981,- 303 с.

24. Л и х а ч ё в Д . С . Избранные работы: В 3 т.- Л.: Худож. лит., 1987; Т.1.-653 с.; Т.2.-519 е.; Т.3.-519 с.

25. Лосев А.Ф. Романтизм: Конспект лекций по эстетике нового вемени // Литературная учёба.- 1990.- Кн.6,- С. 139-145.

26. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.- М.: Интербук, 1990,- 152 с.

27. Шопенгауэр А.О писательстве и о слоге.- С.- Петербург, 1893.-60 с.

28. Spielhagen Fr. Am Wege: Vermischte Schriften.- Leipzig: Staackmann, 1903.-278 S.

29. Vischer F.Th. Ästhetik oder Wissenschaft des Schönen.- 2. Aufl. / Hrsg. von R. Vischer.- München: Meyer & Jessen, 1923.- Bd. 4. Kunstlehre.- 514 S.; Bd.6. Kunstlehre: Dichtkunst.- 442 S.

30. Wienbarg L. Ästhetische Feldzüge.- Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1964.-413 S.

31. I. ПИСАТЕЛИ О ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И ТВОРЧЕСТВЕ.

32. Бёлль Г . Франкфуртские лекции /Вступ. статья, перев. и коммент.

33. A.Карельского //Вопросы литературы.-1988.-№5.- С.169-214.

34. Гёте И.В! Из моей жизни: Поэзия и правда // Гёте И.В. Собрание соч.: В 10 т./Под общ. ред. А. Аникста и Н. Вильмонта: Коммент. Н. Вильмонта.- М.: Худож. лит., 1976.- Т.З.- 718 с.

35. Гонкур Э. и Ж. Де. Дневник: Записки о литературной жизни: Избранные страницы: В 2 т./ Сост. и коммент. С.Лейбович: Вступ. статья

36. B. Шора.- М.: Худож.лит., 1964,- Т.1.- 711 е.; Т. 2.- 750 с.

37. Гофман Э.Т.А. Жизнь и творчество: Письма, высказывания, документы /Сост., автор предисл., послесл. и вступ. текстов к разделам К.Гюнцель.- М.: Радуга, 1987.- 464 с.

38. Манн Г., Манн Т. Эпоха. Жизнь. Творчество. Переписка. Статьи /Сост., предисл., коммент. Г.Знаменской.- М.: Прогресс, 1988.- 496 с.

39. Манн Т. Письма./ Перев., послесл. и прим. С.К.Апта.- М.:Наука, 1975.-463 с.

40. Манн Т. Художник и общество.: Статьи и письма /Сост., предисл.

41. C.Апта.- М.: Радуга, 1986,- 440 с.

42. Толстой Л.Н. Полное собрание соч.: В 90 т.: Серия 2. Дневники: Дневники и записные книжки. 1891-1894.- М.: Гослитиздат, 1952.- Т. 52.427 с.

43. Толстой Л.Н. Полное собрание соч.: В 90 т.: Серия 2. Дневники: Дневники и записные книжки. 1891-1894,- М.: Гослитиздат, 1953-Т.74-75.- 561 с.

44. Aphorism en Raabes /Hrsg. von К Hoppe // Jahrbuch der Raabe-gesellschaft.-Braunschweig, I960.- S.94-139.

45. Aus dem Nachlass von Theodor Fontane .-2. Aufl.-Berlin-Fr. Fontane, 1908,-316 S.

46. Fontane Th. Aufzeichnungen zur Literatur: Ungedrucktes und Unbekanntes.- Berlin und Weimar: Aufbau- Verlag, 1969.- 435 S.

47. Fontanes Briefe: In 2 Bänden.- Berlin und Weimar: Aufbau- Verlag, 1968,-Bd.1,-514 S.; Bd.2.- 546 S.

48. Fontane Th Schriften zur Literatur.- Berlin: Aufbau-Verlag, i960.- 592 S.

49. H e s s e H . Über Literatur.- Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1978.-725 S.

50. M a n n T h . Schriften und Reden zur Literatur, Kunst und Philosophie: In 3 Banden.- Frankf. a. M., Hamburg: Fischer Bücherei, 1968.-Bd. 1.- 410 S.; Bd.2.- 398 S.; Bd. 3.- 380 S.

51. Raabe- Gedenkbuch. Berlin- Grünewald: Klemm, 1921.- 155 S.

52. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Собр. текстов, вступ. статья и общ. ред. А.С.Дмитриева.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- 638 с.

53. Л и т е р ат у р н ы е м а н и ф е с т ы французских реалистов.-Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1935.- 205 с.

54. Literarische Manifeste der Jahrhundertwende 1890-19 10.- Stuttgart: J.B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1970.- 579 S.

55. Literarische Manifeste des Naturalismus. 1880-18 9 2.- Stuttgart: Metzler, 1962.- 268 S.

56. Realismus und Gründerzeit: Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1848-1880.- Stuttgart: Metzler, 1976.- Bd. 1.- 502 S.

57. Realismus und Gründerzeit: Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1848-1880.- Stuttgart: Metzler, 1975.- Bd. 2.- 683 S.

58. Fontane Th. Unsere lyrische und epische Dichtung seit 1848 // Fontane Th. Schriften zur Literatur.- Berlin: Aufbau- Verlag, i960.- S. 3-9.

59. Spielhagen Fr. Beiträge zur Theorie und Thechnik des Romans.-Leipzig: L. Staackmann, 1883.- 346 S.1. V. ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

60. Волков Е.М. Роман Т.Фонтане «Госпожа Женни Трайбель» // Историко-литературные исследования.(Учёные записки Ивановского пединститута).- Иваново, 1973.- Сб. 2.- Т.119.- С. 37-55.

61. Волков Е.М. Изображение дворянства в повести Т.Фонтане «Поггенпулы» // Творчество писателя и литературный процесс. Межвуз. сб. науч. тр.- Иваново, 1974.- С. 99-108.

62. Волков Е.М. У истоков немецкого политического романа («Штехлин» Т.Фонтане) // Творчество писателя и литературный процесс. Межвуз. сб. науч. тр.- Иваново, 1978.- С. 118-135.

63. Гинзбург Л. Я. Записи 20-30-х годов: Из неопубликованного // Новый мир.- 1992.- №6,- С. 144-186.

64. Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX-начала XX веков.- Л.: Сов. Писатель, 1985.- 252 с.

65. Дмитриев A.C. Об антиромантической реакции в немецкой литературе XIX века // Вестник московского университета. Серия 9. Филология.- 1990.-№6.- С. 10-20.

66. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы .- Л.: Худож. лит., 1972,- 495 с.

67. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века / Под ред. Л.Г.Андреева.- 2-е изд.-М.:Высш.школа, 1978.- 472 с.

68. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. А.С.Дмитриева.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- Ч.1.- 571 е.; 1983.- Ч.2.-544 с.

69. История зарубежной литературы XX века. 1871-1917 /Под ред. В.Н.Богословского, З.Т.Гражданской.- 4-е изд., доработанное.-М.: Просвещение, 1989.-416 с.

70. История зарубежной литературы XX века. 1917-1945 /Под ред. В.Н.Богословского, З.Т.Гражданской.- 4-е изд.,испр., доп.- М.: Просвещение, 1990.-431 с.

71. История зарубежной литературы XIX века /В.Н.Богословский, А.Ф.Головенченко, А.С.Дмитриев и др.; Под ред. Н.А.Соловьёвой.- М.: Высш.школа, 1991.-636с.

72. История немецкой литературы: В 5 т. /Под общ. ред. Н.И.Балашова и др.- М.: Наука, 1962-1976; 1962.-Т. 1.-470 е.; 1963.- Т.2.-486 е.; 1966.- Т.З.- 586 с.;1968.-Т.4.-614с.;1976.-Т.5.-696с.

73. История немецкой литературы / Н.А.Гуляев, И.П.Шибанов и др.- М,: Высш.школа, 1975.-526с.

74. История французской литературы: В 4т. / Под ред. И.И.Анисимова и др.- М.: Изд-во АН СССР (1949-1963); 1946,- Т.1.-810 е.; 1956.-Т.2.- 731 е.; 1959.-T.3.-583c.;1963.-T.4.-646c.

75. Катарский И.М. Диккенс: Критико-биографический очерк.- М.: Худож. лит., 1960.-272с.

76. К е л д ы ш В . А . Русский реализм начала XX века.- М.: Наука, 1975.-280 с.

77. Люблинский С. Итоги современного искусства: Последние 20 лет немецкой литературы,- М.:В.М.Саблин,1905.-4.1.-429с

78. Мелехов О.В. Раабе //История немецкой литературы: В 5 т./Под общ. ред. Н.И.Балашова и др.- М.: Наука, 1958.- Т.4.- С. 130-143.

79. Меринг Ф. Литературно- критические статьи: В 2 т. / Под общ. ред. В.Полянского: Вступ. статья Г.Лукача.- М.-Л.: Academia,1934.- Т.1.-747с.;Т.2.-603с.

80. Миримский И. Статьи о классиках.- М.: Худож. лит., 1966.- 252 с.

81. Мулярчик A.C. Американский роман в 20-е годы XX века.-М.:Изд-во МГУ, 1968.-48с.

82. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения.-М.:Изд-во МГУ, 1958.-466с.

83. Урбан Р. Новая немецкая литература за последние 20 лет (1888-1908).- СПб:Вестник знания,1909.- 94 с.

84. Фрадкин И. Фонтане // История немецкой литературы: В 5 т./ Под общ. ред. Н.И. Балашова и др.- М.: Наука, 1968.- Т.4.- С. 187-230.

85. Е d 1 е г Е . Die Anfänge des sozialen Romans und der sozialen Novelle in Deutschland.-Frankf.a,M.,1977.-367S.

86. Erinnerungen und Ansichten: Literarische Porträts von Goethe bis Fontane.-Rostock, 1976,-476 S.

87. Geschichte der deutschen Literatur von den Anfängen bis zur G e g e n w ar t: In 12 Bänden / Hrsg. von K. Gysi, K. Böttcher u.a.- Berlin: Volk und Wissen, 1960-1983.

88. Geschichte der deutschen Literatur vom XVIII. Jahrhunderts bis zur Gegenwart: In 3 Bänden / Hrsg. von Vistor Zmegac.- Königstein: Athenäum, 1979- 1985.

89. Hoppe K. Wilchelm Raabe: Beiträge zum Verständnis seiner Person und seines Werkes.- Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1967.- 263 S.

90. H u n t e r J . Edwardian fiction.- Cambridge (Mass.) : Harward univ. press, 1982,-280 p.

91. Kaufmann H. Kriesen und Wandlungen der deutschen Literatur von Wedekind bis Feuchtwanger.- Berlin und Weimar: Aufbau- Verlag, 1969.-573S.

92. Martini F. Deutsche Litratur im bürgerlichen Realismus. 1848-1948.-Stuttgart: Metzler, 1962.- 908 S.

93. Martini F. Deutsche Literaturgeschichte von den Anfängen bis zur Gegenwart.- 14. Aufl.- Stuttgart: Kröners Taschenausgabe.- 669 S.

94. Oppermann H . Wilchelm Raabe in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten.- Hamburg: Reinbek, 1970.- 157 S.

95. Roch H. Fontane, Berlin und das XIX. Jahrhundert.- Berlin: Weiss, 1962,- 287 S.

96. So er gel A. Dichtung und Dichter der Zeit: Eine Schilderung der deutschen Literatur der letzten Jahrzehnte.- 12. Aufl.- Leipzig: Voigtlander, 1911.- 829 S.

97. Volkov E.M., Schultze Chr. Materialien zu einer Bibliographie der ins Russische übersetzen Werke Theodor Fontanes und der über ihn in russischer Sprache erschienenen Literatur (1891-1973) // Fontane- Blätter.-1974,- Heft 3.- S.213-219.

98. Volkov E.M. Fontane in der russischen und sowjetischen Kritik // Fontane- Blätter.- 1975.-Heft 6,- S. 416-430.

99. VI. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ. ВОПРОСЫ

100. ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ТВОРЧЕСТВА ОТДЕЛЬНЫХ1. ПИСАТЕЛЕЙ.

101. Аверинцев С. Историческая подвижность категории жанра: Опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения / Ред. колл.: М.Б.Храпченко, Г.П.Бердников и др.- М.: Наука, 1986.- С. 104-116.

102. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе / Перев. и предисл. Г.М.Фридлендера.-М.: Прогресс, 1976.- 555 с.

103. Балухатый С. Вопросы поэтики: Сб. статей.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- 320 с.

104. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Худож. лит., 1975.- 504 с.

105. Бахтин М . Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1979.-424 с.

106. Вильмонт Н. Великие спутники: Литературные этюды.- М.: Сов. писатель, 1966.- 588 с.

107. Волков Е.М. Т.Фонтане и вопросы теории жанра романа // Вопросы национальной специфики произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. (Межвуз. сб. науч. тр.)- Иваново, 1979.- С. 41-54.

108. Волков Е.М. Некоторые проблемы теории романа в литературоведческих эссе Ф. Шпильгагена // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX в.- Иваново, 1981.- С.97-105.

109. ИЗ. Волков Е.М. Теория «поэтического реализма» и некоторые проблемы поэтики романа в трактовке О.Людвига // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX в. (Межвуз. сб. науч. тр.)- Иваново, 1982.-С. 104-109.

110. Волков Е.М. Проблемы теории романа в «Приготовительной школе эстетики» Жан Поля // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков: Мировоззрение и поэтика (Межвуз. сб. науч. тр.)- Иваново, 1983.- С.3-12.

111. Волков Е.М. Роман Т. Фонтане «Эффи Брист»,- М.: Высш. школа, 1979,- 88 с.

112. Волков Е.М. Немецкий натурализм: Роман. Повесть. Новелла.-Иваново, 1980,- 96 с.

113. Волков Е.М. Развитие теории жанра немецкого романа в XIX веке.- Иваново, 1983.- 100 с.

114. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе.- Л.: Сов. писатель.-1977. 464 с.

115. Дибелиус В. Морфология романа // Проблемы литературной формы.- Л.: Academia, 1928.- С. 105-134.

116. Затонский Д. Искусство романа и XX век.- М.: Худож. лит., 1973.- 535 с.

117. Каждан Т.П. Русская усадьба // Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира.- М.: Наука, 1991.- С.354-393.

118. Кальвино И. Быстрота: Из американских лекций / Предисл. и перев. Н.Ставровской // Литературная учёба.- 1990,- Кн. 5.- С. 163-170.

119. Кораблёв A.A. Мотив «Дома» в творчестве М. Булгакова и традиции русской классической литературы // Классика и современность.-М.: Изд-во МГУ,1991.-С.239-247.

120. Крутоус В.П. О мелодраматическом // Вопросы философии.-1981.-№5.-С.165-170.

121. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство.-М.:Искусство,1976.-367 с.

122. Лотман Ю. М.В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь.- М.: Просвещение, 1988.-352 с.

123. Манн Ю . В . Автор и повествование // Известия АН СССР. Серия литературы и языка.-1991.-Т.50.-№1.-С.3-19.

124. Морозов П. О. Шпильгаген и его теория романа // Вестник Европы.-1984,-№3.-С.641 -666.

125. Мулярчик A.C. Спор идёт о человеке.- М.: Сов. писатель, 1985.-359с.

126. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945.- М.: Наука, 1982.-276 с.

127. Сучков Б.Л. Собрание сочинений: В 3 т. / Ред. колл. В.М.Озеров и др.- М.: Худож. лит., 1984-1985; 1984.- Т.1.;- 511 е.; 1985.- Т.2.- 527 е.; 1985.- Т.3.- 455 с.

128. Томашевский В.В. Краткий курс поэтики.- Изд. 2-е.- М.-Л.: Госиздат, 1929.- 131 с.

129. Фёдоров Ф.П. Романтический художественный мир: Пространство и время.- Рига, 1988.- 455 с.

130. Халфина H.H. Культурно- исторический пейзаж у И.С.Тургенева // Филологические науки.- 1987.- №2.- С.74-76.

131. Четверикова Н.И. Характер и среда в романе В.Раабе «Голодный пастор» // Идейно- художественные принципы в зарубежной литературе XIX-XX веков.- Воронеж, 1977.- С.24-32.

132. Чередниченко В.И. Художественная специфика временных отношений в литературном произведении // Контекст,- 1987.-М.:Наука,1988.- С.140-174.

133. Bahrend I. Das Bibelzitat als Strukturelement im Werk Wilchelm Raabes // Jahrbuch der Raabe- Gesellschaft.- Braunschweig, 1969.- S.33-52.

134. С г о n e r E . Fontanes Frauengestalten.- Berlin: F.Fontane, 1906.- 203 S.

135. E r 1 e r G . "Ich bin der Mann der langen Briefe"// Fontane-Blätter, 1968,-Bd.l.- H.7.- S.314-330.

136. Frenze 1 E. Motiven der Weltliteratur.- 3.Aufl.- Stuttgart: Kröner, 1988.-907 S.

137. Goffcken H. Effi Briest und Madame Bovary // Das literarische Echo.-Jg.23.- l.Febr., 1921.- Sp.523-527.

138. Geller M. Friedrich Spielhagens Theorie und Praxis des Romans.-Berlin: Grote, 1917,-71 S.

139. Greter H.E. Fontanes immanente Poetik.- Bern, Franlcf. а. M., 1973.-203 S.

140. Hoppe К . Aphorismen Raabes: Chronologisch geordnet // Jahrbuch der Raabe-Gesellschaft.-Braunschweig, i960.-S.94-139.

141. Martini F. Zu Theorie des Romans im deutschen "Realismus"// Deutsche Romantheorien: Beiträge zu einer historischen Poetik des Romans in Deutschland.- Frankf. а. M., Athenäum Verlag, 1968.- S. 142-164.

142. Martini F. Poetik // Deutsche Filologie im Aufriss.- Berlin, 1953-1962,- Bd. 1,- S.223-280.

143. M e у e r H . Das Zitat in der Erzählkunst.- Stuttgart: Metzler, 1961,- 269 S.

144. Müller- Seidel W. Gesellschaft und Menschlichkeit im Roman Theodor Fontanes // Heidelberger Jahrbücher.- i960,- Nr.4.- S. 108-127.

145. Raabe in neuer Sicht / Hrsg. von Hermann Helmers.- Stuttgart: Kohlhammer, 1968,- 340 S.

146. R о s t W . E . Örtlichkeit und Schauplatz in Fontanes Werken.- Berlin und Leipzig: de Gruyter, 1931.- 157 S.

147. Stanzel F. Typische Formen des Romans.- Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 1964.- 77 S.

148. Stanzel F. Theorie des Erzählens.- Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht.- 1989.- 339 S.

149. Wandrey С . Theodor Fontane.- München, 1919.- 412 S.

150. Williams M. Jane Austen: Six novels and their methods.- London, Basingstoke: Macmillan, 1986.-214p.

151. Zirbs W. Strukturen des Erzählens»: Studien zum Spätwerks Wilchelm Raabes.- Frankf. a.M., Bern, New York: Verlag Peter Lang.- 314 S.

152. VII. ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ1. ИЗДАНИЯ.

153. Квятковский А. Поэтический словарь.- М.: Сов. энциклопед, 1966.- 375 с.

154. Литературный энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 752 с.

155. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев: Ред.- библиограф З.В.Михайлова.- М.: Просвещение, 1974.- 509 с.

156. Blinn Н. Informationshandbuch: Deutsche Literaturwissenschaft-Völlig neu bearb. Ausg.- Frankf. а. M. : Fischer Taschenbuch Verlag, 1990.-434 S.

157. Brummer F. Lexikon der deutschen Dichter und Prosaisten vom Beginn des XIX. Jahrhunderts bis zur Gegenwart.- 6., völlig neu bearb. u. stark verm. Aufl.: In 8 Bänden.- Leipzig: Reclam, 1913.

158. Lexikon deutschsprachiger Schriftsteller von Anfängen bis zur Gegenwart: In 2 Bänden / Hrsg. von V. Albrecht. K. Böttcher u. a. -Leipzig: VEB Bibliografisches Institut, 1974-1975.

159. Schobess J. Literatur von und über Theodor Fontane.- 2. Verm. Aufl.-Potsdam, 1965. (2300 Titel Primär- und Sekundärliteratur).