автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Фантастические повести А.Ф. Вельтмана в контексте русской прозы 20-х - 40-х годов XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фантастические повести А.Ф. Вельтмана в контексте русской прозы 20-х - 40-х годов XIX века"
На правах рукописи
ВИНОГРАДОВА Олеся Игоревна
Фантастические повести А.Ф. Вельтмана в контексте русской прозы 20-х - 40-х годов XIX века
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва-2013
2 3 МАЙ 2013
005059966
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы и методики преподавания филологического факультета ФГАОУВПО
«Белгородский государственный национальный исследовательский
университет»
Научный руководитель - доктор филологических наук, доцент
Липич Василий Васильевич
Официальные оппоненты:
Жаплова Татьяна Михайловна доктор филологических наук, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», факультет журналистики, кафедра периодической печати и теории журналистики, профессор кафедры.
Леонов Иван Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина», филологический факультет, кафедра мировой литературы, доцент кафедры.
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
Защита диссертации состоится «17» июня 2013 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.154.02 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, ауд. 304.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1.
Автореферат разослан « » _ 2013 г.
Ученый секретарь Волкова Екатерина Валерьевна
диссертационного совета 7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Фантастика существует в мировой культуре с незапамятных времен. Сложность и неоднозначность этого явления всегда привлекала внимание исследователей. Полифония исследовательских толкований широка и разнообразна: о фантастике говорили как о простом дополнении к литературе и искусству, как о некоем методе, а зачастую и вовсе просто как о специфическом штрихе, не имеющем ни теории, ни самостоятельности в существовании'. Неслучайно, что даже в начале XX века слово «фантастика» еще не было включено в русские словари и энциклопедии, хотя произведений с фантастическими образами и сюжетами было достаточно много. При этом стоит отметить, что в различных эстетических доктринах вопрос взаимодействия реального и нереального затрагивался часто. Данная проблема поднималась и в работе Т.О. Рогова «О чудесном» (1812), в которой автор выделяет нескольких видов чудесного2, однако фантастика еще не рассматривалась как особенный вид литературы. Н.Ф. Остолопов, автор известной литературоведческой работы «Словарь древней и новой поэзии» , также говорит о нереальности некоторых изображенных в литературе моментов, хотя при этом сам термин «фантастика» еще также устойчиво не функционирует. Вместе с тем, идеи, высказанные в работах этих авторов, позволяют обозначить основу изучения фантастики - условность онтологии мира художественного произведения4.
Интерес к изучению фантастической литературы растет в современном исследовательском процессе. По большей части, даже в объемных исследовательских работах, так и не дано четкого определения того, чем же все-таки является фантастика. В работе Ц. Тодорова «Введение в фантастическую литературу» содержится рассмотрение множества литературных жанров, обладающих теми или иными общими чертами, позволяющими отнести их к фантастическим произведениям. Важным моментом исследования Ц. Тодорова становится расширение исследователем границ понимания фантастической литературы и указание на невозможность классифицировать эту часть творчества по простому оппозиционному принципу реального - нереального. В монографии К.Г. Фрумкина «Философия и психология фантастики» фантастика рассматривается не только как литературное явление. Она, как часть культуры, возникшая на почве
' См.: Володихин, Д. Энциклопедия фантастики I Поя ред. Вл. Гакова. Мн.,1995; Шалганов, А.М. Литературная газета №6 Режим доступа: http://www.lgz.ru.
3 См.: Рогов, Т.О. О чудесном //Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. Т.1. С. 340-350. Мм 1974. (Впервые напечатано: Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. 1812- № XXXIII, стр. 113-132).
3 Остолопов, Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. Ч.Ш. СПб., 1821.
4 См.: Чернышева, Е.Г. Проблема типологии фантастики в литературоведении ХІХ-ХХ веков // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Филологические науки. М.: Издательсьво "Прометей", 2007. С 48 - 58.
человеческих потребностей и желаний, анализируется через призму идеи множественности миров5.
Фантастические повести А.Ф. Вельтмана (1800 -1870) редко подвергались исследованию в истории отечественного литературоведения. Более того, до сих пор нет полного собрания сочинений данного автора.
Реферируемая работа нацелена на изучение конкретного литературного жанра - фантастической повести, следовательно, кроме попыток разобраться с явлением фантастики, возникла необходимость определить характерные черты и особенности фантастической повести, начав с появления повести как жанра в русской литературе. В работах Е.М. Мелетинского6 и В.Я. Проппа7 высказывается мысль, что основой формирования фантастической повести являются миф и сказка. В данных работах отмечены причины возникновения указанных жанров и их особенности, что позволило проводить сопоставления и выявлять возможные источники фантастических повестей.
Монография Е.Г. Чернышевой «"Мир преображенья...": Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века» осветила особенности романтической фантастики на примерах конкретных произведений с различных литературоведческих ракурсов, что позволило продемонстрировать такую особенность фантастики романтизма, как вмещение огромного содержательного пласта в небольшом объеме8.
Образную систему, жанровые особенности, композиционную структуру романов Вельтмана в своем диссертационном исследовании достаточно полно и разносторонне осветил О.Н. Щалпегин9. Он подчеркивает «жанровую стереофонию» этого автора, его находки в системе образов и художественную игру автора с читателем.
Исследование Л.И. Крекниной10, посвященное рассмотрению жанрового разнообразия творчества Вельтмана, также подчеркивает своеобразие творческого метода этого автора, его роль и значение в процессе утверждения романтизма в русской литературе. Исследовательница рассматривает особенности вельтмановских романов и отмечает наличие в них вставных структурных компонентов, не касаясь при этом поэтики фантастических повестей.
5 См.: Фрумкин, К.Г. Философия и психология фантастики / К.Г.Фрумкин - М.: Едиториал УРСС, 2004. -240с.
6 См.: Мелетинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы/ АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. - М.: Наука, 1990. - 279с.; а также Мелетинский, Е.М. Классические формы мифа и их отражение в повествовательном фольклоре.// Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа. - М., 1995. - С. 163-277
7 См.:Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп - М.: Наука. 2007 - 332с.
8 См.:Чернышева, Е.Г. «Мир преображенья...»: Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века. - М.: изд-во МПГУ им. В.ИЛенина - Благовещенск: Изд-во БГПИ им. М.И.Калинина, 1996. - 103с.
9 См.:Щалпегин, О.Н. Своеобразие художественного мира романов А.Ф.Вельтмана: Дис... канд.филол.наук:10.01.01. -М., 1999. -226с.
10 Крекнина,Л.И. Жанровое своеобразие прозы А.Ф.Вельтмана 1830-1840-х г.г.: Дис...канд.филол.наук: 10.01.01.-Томск, 1985-242с.
Именно на этом аспекте и заострено исследовательское внимание в реферируемой диссертации.
Актуальность исследования состоит в том, что, несмотря на существование работ, посвященных как анализу творчества А.Ф. Вельтмана, так и рассмотрению фантастических повестей первой половины XIX века в целом, до настоящего времени нет серьезного исследования такой важной части художественного наследия автора, как фантастическая повесть. В настоящий момент имя этого талантливого писателя оказалось несколько забытым. Также в современном литературоведении еще не достаточно четко определены художественные особенности фантастической повести романтизма. Данный же вопрос, с нашей точки зрения, является важным для полноценного понимания вектора движения русского романтизма, рассмотрения формирования и специфики русской фантастики, а также для изучения особенностей творчества Вельтмана, которое могло бы стать интересным дополнением при изучении русской романтической литературы в комплексе.
Фантастические повести А.Ф. Вельтмана, начиная с формирования данного жанра в романах писателя, исследуются в ракурсе переплетения некоторых художественных особенностей этих произведений и контекста эпохи. Рассматриваются выбранные произведения под углом особенностей фантастики XIX века, как способа передачи определенных мыслей и идей. Это подтверждает актуальность темы исследования, поскольку может внести не только определенный вклад в понимание особенностей творчества А.Ф. Вельтмана, его самобытности, но также поможет в разработке и классификации фантастической повести романтизма как жанровой категории.
Материалом для исследования стали романы А.Ф. Вельтмана («Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира», «Кощей бессмертный, былина старого времени», «Новый Емеля или Превращения», «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса», «MMMCDXLVIII год. Рукописи Мартына Задека»), фантастические повести («Иоланда», «Эротида», «Не дом, а игрушечка»), а также фантастические повести других авторов XIX века (Н.В. Гоголь «Вий», «Вечер накануне Ивана Купала», М.Ю. Лермонтов «Штосс», A.C. Пушкин «Пиковая дама», О.М. Сомов «Оборотень», «Киевские ведьмы», И.И. Лажечников «Колдун на Сухаревой башне», К. Аксаков «Облако», В. ...Одоевский «Сильфида», «Косморама», И. Киреевский «Опал», А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»).
Цель работы: выявить особенности жанра фантастической повести в форме вставных повестей в структуре романов А.Ф. Вельтмана, выделить определенные константы и комбинаторные возможности сюжетов различных произведений, а также определить нишу, занимаемую А.Ф. Вельтманом, в русле формирующегося на тот момент жанра русской фантастической повести. Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи: 1. определить фантастику как литературоведческую категорию;
2. исследовать роль фантастики в художественном наследии А.Ф. Вельтмана;
3. проанализировать зарождение жанра фантастической повести в творчестве А.Ф. Вельтмана на материале его романов;
4. определить особенности жанра фантастической повести А.Ф. Вельтмана в сопоставлении с произведениями этого жанра в творчестве других
его современников.
Методология исследования: в русле поставленных задач в работе используется комплексный подход к анализу, включающий в себя сравнительно-исторический, психоаналитический, структурный и системно-
типологический методы.
Методологическими приемами работы стали приемы структурного и системного анализа, позволившие установить генетические и типологические связи, а также стратегия интертекстуального анализа.
При изыскании и установлении методологии исследования фантастики и жанра русской повести, а также при выявлении особенностей фантастических повестей в творчестве Вельтмана автор диссертации опирался на ряд источников.
Теоретической и методологической базой настоящего исследования стали работы Ц. Тодорова, A.B. Барыкиной, Е.П. Брандиса, К.Г. Фрумкина, В.Я. Проппа, Л.Н. Виноградовой, А.Ф. Лосева, М. Элиаде, H.A. Криничной, В.Ю. Троицкого, С.А. Ташлыкова, В.М. Головко, О.В. Зырянова, Ю.М. Акутина, Л.И. Крекниной, O.A. Скачковой, С.О. Долгова, И.П. Фармана, Ю.И. Табакарь, A.B. Козловой, Е.Г. Чернышевой, В.И. Коровина, Т.А. Чернышевой и
ДР-
Объектом исследования является русская фантастическая проза первой
половины XIX века.
Предмет исследования - фантастические повести А.Ф. Вельтмана 20-40-х
годов XIX века.
Положения, выносимые на защиту:
1. фантастика является особой частью литературы, имеет свои характерные черты и разнообразно представлена в произведениях русских писателей-романтиков. Жанр фантастической повести также имеет свои художественные особенности и обладает определенной жанровой
самостоятельностью;
2. фантастика широко представлена в творчестве А.Ф. Вельтмана, она является неотъемлемой частью исторических произведений, подчеркивает специфические моменты истории, раскрывает психологические особенности героя, позволяя глубже понять психологическую подоплеку тех или иных поступков;
3. вставные фантастические повести А. Вельтмана можно рассматривать как отдельные фантастические произведения, так и с учетом их нахождения в романном контексте, что позволяет проследить процесс формирования у писателя творческой необходимости использования фантастики. Вставные
повести в романах подчеркивают оригинальное использование фольклорного, лингвистического материала (создание проблемной ситуации для читателя при использовании имени исторического или фольклорного персонажа с незначительным изменением его написания, привлечение сказочных персонажей в кажущуюся реальность, что подчеркивает существование человека в границах эстетической реальности, обусловленной принципом романтического двоемирия;
4. фантастическая повесть начала XIX века представляет собой комплекс уникальных черт, позволяющих раскрыть ряд философских и личностных проблем, волновавших русское общество того времени. Фантастические повести явились оптимальным литературным жанром для выражения основной проблемы романтизма - познание человеком себя, окружающего мира и т.д. Фантастическая литература давала возможность приоткрыть завесу мира реального и позволить читателю проникнуть в глубинные процессы познания, а жанр повести давал возможность сконцентрироваться на одной проблеме, показать героя с установившимся характером;
5. поиск новой жанровой формы (фантастической повести) обусловлен стремлением выразить эпоху и найти ответы на вечные вопросы. При этом ряд писателей, создавая свои произведения, используют похожие методы и приемы для воплощения авторского замысла и на уровне формы, и на уровне содержания, однако использование сходных приемов или образного ряда не всегда играет одинаковую смысловую роль. Использование Вельтманом общих мотивов и уникальных героев приводит к созданию фантастических повестей
особого содержания.
Новизна работы состоит в том, что вопросы структурирования фантастических повестей, определения особенностей произведений исследуемого жанра в России XIX века еще недостаточно разработаны в отечественном литературоведении. Данное исследование является одной из первых работ, посвященных рассмотрению фантастических повестей Вельтмана, творчество которого мало изучено в целом и практически не исследовано в вопросе фантастических произведений малого и среднего объема.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в чтении общих курсов по русской литературе, спецкурсах, написании дипломных и курсовых работ.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены на научных конференциях (Московский педагогический государственный университет 2009, 2010; Белгородский государственный университет 2009, 2011; Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры 2010), в научных публикациях (20082012) а также в обсуждениях на кафедре русской и зарубежной литературы и методики преподавания Белгородского государственного университета (20092011) и обсуждениях на кафедре русской литературы Московского педагогического государственного университета (2012,2013).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 227 источников.
Основные положения диссертации были изложены автором в 12 публикациях, три из которых размещены в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается степень изученности проблемы, аргументируются принципы отбора текстов для сравнительно-сопоставительного анализа, дается обоснование актуальности и научной новизны диссертации, ставится цель и формулируются задачи исследования, определяются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Фантастика как явление литературного процесса первой половины XIX века и ее воплощение в творчестве А.Ф. Вельтмана» фантастика рассматривается как литературное явление, исследуются истоки зарождения жанра фантастической повести в русской литературе XIX века. С этих позиций анализируется проявление фантастических тем, идей, сюжетов, образов в творчестве А.Ф. Вельтмана.
В первой части главы «Функционирование фантастики в русской литературе первой половины XIX века» выявляются истоки зарождения фантастики в русской литературе, ее функционирование в литературном процессе первой половины XIX века и намечаются основные черты данного явления.
Существование фантастики определяет некоторые познавательные и психологические потребности человечества. Многие исследователи отмечают приближенность фантастики к религии (Ф.З. Канунова, И.А. Айзикова11), подчеркивают необходимость трактовки фантастики через принцип историзма (Н.Ф. Остолопов12, Л.Д. Лейтон13), а также указывают на функционирование фантастики на грани веры-неверия и осмысления ее через эстетические позиции (Ц. Тодоров14, Е.Г. Чернышева15). В литературе романтизма все указанные категории (историзм, психологизм, развитие русской эстетической мысли, вопросы религии) стояли очень остро. Возможно, поэтому в первой половине XIX века фантастика широко проникает в русскую литературу.
Обращение к истокам возникновения фантастики преследует цель определить базовые функции и их последующее развитие в литературе
11 См.: Канунова Ф.З. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840 г.г.)/ Ф.З.Канунова, И.А.Айзикова, - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001 - 304с.
12 См.:Остолопов, Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. Ч.ІІІ. СПб., 1821. С.477 -479
15 См.: Лейтон, Л.Д. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе: декабризм и масонство
/ [пер.с англ. Э.Ф. Осиповой; науч.ред. Е.В, Курылева] - СПб: МСМХСУ, 1996. - 256с.
14 См.: Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу. / Пер. с фр. Б.Нарумова. - М.: Дом
интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. - 144с.
" См.: Чернышева, Е.Г. «Мир Преображень»...»: Мифологические и игровые мотивы в русской
фантастической прозе 20-40-х годов XIX века. - М.: Изд-во МПГУ им. В.И Ленина - Благовещенск: изд-во
БГПИ им. М.И.Калинина, 1996. - 103с.
русского романтизма. Между фантастическим и нефантастическим искусством лежит обширная область переходных форм.
В связи с этим фантастика определяется как нечто производное от мифа, сказки, карнавальной традиции. Формирование фантастики опиралось во многом на сказочный опыт, изменяя характер фантастического и иногда его роль в структуре и смысловом плане произведения при столкновении мифа с мифом и с новым сознанием. Автор диссертации считает, что правомерно говорить о закономерно сменяющих друг друга системах (типах) фантастических образов (сказочной, романтической и т.д.), обладающих как индивидуальными художественными особенностями, так и преемственностью, общностью художественной и функциональной специфики. Двойственность фантастики заключается, следовательно, в том, что она одновременно может выступать и в качестве «арсенала», и в качестве «почвы» искусства.
Важность эстетического компонента в определении фантастики отмечается и Е.Г.Чернышевой: «Порожденные фантазией всевозможные идеальные образы не существующих в реальности предметов и явлений в художественном творчестве осмысляются эстетически и претворяются в особой его разновидности - художественной фантастике»16. Другой исследователь, Т.А. Чернышева, автор одного из первых серьезных исследований по фантастике, считает, что чудо нельзя толковать как явление, относящееся к категориям эстетики, потому как, по ее мнению, чудо есть факт исключительно познавательный1 , Однако, с нашей точки зрения, нельзя отказаться от
эстетичности фантастики.
Средневековые предания в гносеологическом плане становились уже фантастикой. И предположительно в это время формируется фантастика в качестве вторичной условности. Карнавальная традиция демонстрирует еще одну важную черту в фантастике: важность игры, как познания реальности и как эстетическое начало деятельности человека.
В становлении русской литературной фантастики большую роль сыграла сказка. Отступающий миф эстетизировался в форме сказки и тем самым способствовал созданию благодатной почвы для зарождения фантастики. Но даже это нельзя уверенно назвать основой.
Рассмотрев эти положения, делается вывод, что фантастика начала формироваться, опираясь во многом на сказочный опыт и его роль в структурном и смысловом плане произведения .
16 Чернышева, Е Г. «Мир преображенья...»: Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века. - М.: Изд-во МПГУ им. В.И.Ленина - Благовещенск: изд-во БГПИ им.
М.И.Калинина, 1996. С.6 ,, ....
"См.: Чернышева, Т.А. Природа фантастики / Т.А.Чернышева - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.
18 Примечание: Мы не отрицаем влияние на формирование фантастики таких жанров, как предания, притчи, сказания и прочее, но генеральная линия зарождения фантастики в русской литературе шла именно через сказку. Фантастическая литература настолько многогранна, что легендарный опыт внес свой вклад в ее формирование, во многом и в построении сюжетной линии, но об этом мы скажем на примере романа А.Ф.Вельтмана во второй главе нашего исследования.
В эпоху романтизма фантастика получает более полноценное свое развитие, поскольку типичная двойственность фантастики отвечала многим требованиям принципа двоемирия в романтизме. Область идеального у романтиков фантастична не только по содержанию, но и по форме (фантастика - и предмет, и способ изображения) и не только лишена какого-либо конкретного социально-политического содержания, но и мало координирована с отвергаемой романтиками действительностью.
Творчески обобщив опыт развития фантастики в литературе и народном творчестве, романтизм представил первые образцы собственно художественной фантастики.
Фантастика является определенной отдельной частью искусства, отдельным видом литературы, которую нельзя считать ни самостоятельно действующим жанром, ни просто приемом или методом.
Цветан Тодоров отмечает: «Фантастическое - это колебание, испытываемое человеком, которому знакомы лишь законы природы, когда он наблюдает явление, кажущееся сверхъестественным» . Опираясь на этот тезис, в диссертации формулируется определение литературной фантастики.
В русской литературе начала XIX века фантастика только обретает популярность и начинает свое формирование.
Основными чертами фантастики является создание специфических образов, которые позволяют читателю вместе с автором балансировать на грани реального-нереального, поколебать уверенность читателя в познаваемости окружающей действительности только путем бытового исследования, заставить читателя анализировать; введение элементов сверхъестественного и необычайного, но так, чтобы не дать читателю однозначного решения поставленной проблемы; использование эстетики противопоставления. Фантастика подводит итоги таким образом, что достигнутое становится лишь отправной точкой для дальнейшего, часто парадоксального и алогичного развития.
Весь XIX век продемонстрировал миру уникальную особенность русской литературы - «размытость» жанрового сознания и жанрового канона.
На протяжении первой трети XIX века повесть занимала в русской литературе особое положение. Так, критик Н.И. Надеждин писал: «Повесть считается теперь делом совместным со всеми направлениями деятельности, со всеми степенями ума, со всеми родами гения» . Это утверждение подтверждается и тем, что в 30-е годы повесть теснит и поэзию.
При таких жанровых характеристиках повесть и не могла возникнуть ни в какое другое время, кроме как во времена романтизма. Романтизм как литературное течение органически тяготеет к использованию фантастики как способа художественного познания.
19 Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу. / Пер. с фр. Б. Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книга, Русское феноменологическое общество, 1997. С.14 Шде^кдин,Н.И Литературная критика. Эстетика / Н.И.Надеждин - М.: «Художественная литература»,
1972. С.320
Отмечается, что молодой писатель А.Ф. Вельтман своими повестями внес существенный вклад в творческую разработку жанра романтической повести, в частности, расширил жанровые возможности светской повести, предугадывающей психологическое направление в развитии жанра, обогатил романтическую литературу вводом в нее темы «среднего сословия», бытописательскими тенденциями.
В реферируемой работе формулируются основные жанровые черты фантастической повести русского романтизма: 1) предмет отражения -существование двух взаимосвязанных миров, познание через введение специфических мотивов героем и читателем сущности бытия, поиск ответов на вечные вопросы; 2) познавательная емкость произведений ограничивается небольшим объемом, вмещающим в себе историю героя (но не процесс становления его характера), направленную на инициирование познавательных процессов у читателя-слушателя; 3) сюжет часто имеет своеобразную параболическую форму; 4) наличие единонаправленного конфликта, который может раскрываться через несколько конфликтных ситуаций в реализации романтического двоемирия. 5) наличие в характеристике данного жанра ряда своеобразных мотивов: сна, видения, безумия, перевоплощения, смерти, игры, двойничества и т.п. Эти мотивы имеют характерную реализацию и несут на себе совершенно другие функции, нежели их возможное употребление в других жанрах.
Указанные особенности своеобразно раскрывались различными авторами эпохи романтизма. Самобытно подошел к данному жанру А.Ф. Вельтман. Он использовал достижения фольклористики, концепции и сведения, почерпнутые из научных работ, переводя их в литературный план и включая в художественную ткань произведения. Осмысленный по-новому - и с научной точки зрения, и с художественной - фольклорный материал приобретает в литературном произведении другое звучание, другие функции, не теряя при этом связи с традицией.
Во второй части главы «Роль и задачи фантастики в творчестве А.Ф. Вельтмана» рассматриваются особенности использования фантастики в различных произведениях исследуемого автора.
Рассмотрено несколько различных романов Вельтмана на предмет целей и задач авторского применения видов фантастического. Проведенный анализ позволил прийти к общему выводу: Вельтман использовал фантастику с особой целью - глубже и основательнее передать сущность всего окружающего, позволить читателю проникнуть в суть бытия, касается это истории, окружающей действительности или собственного характера.
Одними из первых произведений, которые, так или иначе, могут быть отнесены к фантастическим являются романы «Кощей бессмертный, былина старого времени» (1833) и «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» (1835), действие которых развивается в Древней Руси. Вельтман находит способ для того, чтобы, изображая прошлое, обратиться к настоящему и положить начало будущему. И в данных
произведениях автор использует фольклорно-сказочную фантастику. Это давало ему возможность сопоставить взаимодействие человека с государством взаимодействию человека с природой, своеобразно столкнуть историческое и фольклорно-фантастическое. Фантастическое становится для Вельтмана эффективно действующим способом показать всю сложность формирования человека, его действия в обществе.
В 1833г. публикуется три тома с подзаголовком «Рукописи Мартына Задека»о - под названием «МММСЭХЬУШ год». Это еще один вид фантастического произведения - роман-утопия, рассказывающий о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г.. Это произведение явилось одним из первых в России социально-утопическим произведением, демонстрирующим непрерывное стремление Вельтмана к освоению нового.
После написания этих романов Вельтман обращается к другой истории и создает роман «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836). Данное произведение Вельтмана явилось первым в России научно-фантастическим произведением оригинального жанра. Фантастика здесь решает такие задачи, как возможность продемонстрировать неизбежный круговорот в социальном строе, а также временную неизменность человеческих пороков и заблуждений. Таким образом, фантастика используется Вельтманом для объяснения реальности, современной для него действительности, как ее социальных черт, так и психологических особенностей современников.
Использование фантастики в романах, обращающихся к исторической теме, было особенностью творчества Вельтмана. Фольклорная фантастика позволяла ему раскрыть те проблемы, которые интересовали писателя и его современников, но для которых не имелось каких-либо документальных подтверждений.
Произведения Вельтмана, содержащие в себе помимо исторической основы множество фольклорно-фантастических или исключительно фантастических отступлений, действительно помогали читателю научиться сомневаться, вырабатывать свой собственный взгляд на то, что предлагала ему литература того периода. Таким образом, роль фантастики в творчестве данного автора выходит за границы исключительно литературно-художественные и становится воспитательной и образовательной чертой его творчества.
Особенность фантастики Вельтмана состоит в том, что он не идеализирует одну из сторон жизни, он не предоставляет единственного ответа на все вопросы, но позволяет усомниться в чем-то, посмотреть на обыденные явления с другой стороны. Фантастика в произведениях Вельтмана в большинстве своем опирается на фольклор, часто важную роль играют имена персонажей, в которые автор также вкладывает особенный смысл.
Специфика вельтмановского героя состоит в том, что несмотря на использование такого фантастического приема как оборотничество, герой остается реальным, а иногда и историческим. Часто это оборотничество совершается на основе переодевания, в некоторых случаях совершенно
необъяснимыми подменами восприятия героев (например, Кощей). Это отличает героев произведений Вельтмана от героев художественных произведений других авторов (например, в повестях О. Сомова оборотни сказочные, герой меняет внешний облик в соответствии с народными верованиями в магию нечисти и т.д.). Приближая фантастического героя к историческим событиям и делая его превращения не очевидно магическими, Вельтман предлагает читателю проанализировать свои внутренние возможности.
Реализуя свое своеобразное видение мира и использование фантастики, Вельтман применяет стилевое и жанровое смешение. Поэтому в составе его романов можно обнаружить различные вставные эпизоды.
В центре исследовательского внимания второй главы «Зарождение жанра фантастической повести в романном творчестве А.Ф. Вельтмана» находятся вставные фантастические повести в структуре двух романов исследуемого автора. Для этого определяются черты, по которым вычленяются вставные фантастические повести: во-первых, изображение отдельных сторон и аспектов жизненного процесса, целостность образа; во-вторых, особенные характеры героев, их сознание сформировано, завершено и изображено во взаимодействии с определенной «микросредой», которая не дифференцируется (этим же обусловлено и наличие одной хорошо проработанной коллизии), но в то же время выражение в герое несовпадения с самим собой; в-третьих, наличие двуаспектной ситуации, сосредоточенной в рамках краткой мобильной формы; в-четвертых, прямая зависимость повествовательного механизма от внутренней логики авторского сознания (автор-демиург), при этом может присутствовать смена тональности произведения в зависимости от угла зрения автора. Исходя из установки определить не просто вставную повесть, а именно фантастическую «романную» повесть, ко всем перечисленным чертам прибавляется необходимость иметь какой-либо элемент фантастичности, невозможности в реальном мире (подробно признаки фантастики рассмотрены нами в первой главе данного исследования).
В произведениях А.Ф.Вельтмана только одна из вставных повестей будет выделена и определяется как вставной компонент довольно просто. Остальные же вставные эпизоды, которые мы причисляем ко вставным фантастическим повестям мы выделили по указанным критериям.
Фантастическая повесть в структуре более крупного по объему произведения вызывает интерес еще и потому, что сам жанр повести в исследуемых произведениях как бы синтезирует всю идею романа -столкновение реального и чудесного.
Первая часть «Литературный контекст эпохи и традиции фольклорной фантастики во вставных повестях романа «Кощей бессмертный. Былина старого времени» посвящена рассмотрению особенностей использования
автором именно фольклорной фантастики.
Из романа «Кощей бессмертный...» проанализированы две безымянные вставные повести, которые были сопоставлены с самостоятельными
фантастическими повестями других авторов (О.Сомов «Русалка», И.Киреевский «Опал», Е.Баратынский «Перстень», А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»). Во всех указанных произведениях фольклор играет важную роль в тематическом, композиционном, структурном планах, в особенностях использования авторами образов, традиционных для народного рожке заставляет влюбиться в него Днепровскую Вилу), и мотив любви (Пастух и русалка). Эти мотивы довольно широко использовались в произведениях романтизма и способствовали раскрытию двоемирия. Но если другие автор (например, О. Сомов «Русалка») довольно традиционно использует эти мотивы, то для Вельтмана характерно было изобразить, казалось бы, знакомый персонаж или ситуацию, но раскрыть в них неизведанные возможности, показать неоднозначность окружающего мира.
Особое внимание авторами уделялось использованию силы слова. Идущая из древнейших времен вера в магию слова, набрала силу с принятием христианства. Кощей нарушает обещание, и его преследуют несчастья, существование Кощея в двух мирах через двойное именование. Однако, написание имен у Вельтмана также не позволяет однозначно определить сказочность или историчность персонажа. Обратим внимание на особенность двойных имен. Во вставной повести Вельтмана фигурирует Кощей-Кый, в повести Баратынского Опальский-дон Антонио. Этот момент также требует внимания, поскольку известно, что имени во всех религиях мира придавалось особое, магическое значение, предполагалось, что оно особым образом влияет на судьбу его носителей. При прохождении этими персонажами установленных этапов, необходимых для решения назревших проблем (не только их лично, но и в какой-то мере авторских), герои остаются с единственным именем. Исходя из этого, делается вывод, что в фантастических повестях XIX века имя -носитель своеобразной идеальной сущности, которая составляет суть, определяет личностные характеристики. Одна из особенностей творчества А. Вельтмана проявляется в изменении транскрипции известных фольклорно-мифологических имен.
Будучи психофизиологическим явлением, имя, как любое слово, несет на себе целый ряд объяснений и влияний. Это же подчеркивается и тем, что в повестях и Вельтмана, и Погорельского, и Баратынского очень важным моментом является именно нарушение данного слова. Известно, что сила слова-зарока всегда играла особую роль как в русском фольклоре, так и позже в религии. Весомость данного явления, влияния слова на целую жизнь человека, отражается в творчестве Вельтмана, зачастую при помощи фантастических элементов. Известно, что фантастика Вельтмана во многом опиралась не только на фольклор, но и на исторические факты.
Возможно, правление Кощея под именем Кыя отсылает читателя к идее о самозванстве, самоименовании не только на философско-религиозном уровне, но и социально-политическом. Взаимодействие этих двух аспектов, связанных с переменой человеком имени и попыткой представить себя кем-то другим, показывает влияние одного на другое.
Для Вельтмана характерно изобразить казалось бы знакомый персонаж или ситуацию, но раскрыть в них неизведанные возможности, показать
"^гГСК «а фантастику во вставных повестях романа «Кощей бессмертный...» и нескольких повестей других авторов делается вывод, что особенность русской фантастики 20-30-х годов XIX века состоит, среди прочего, и в использовании и переосмыслении фольклора.
Во второй части гаавы «Феномен двойничества в романе «Светославич, вражий питомец. Диво времен Красного Солнца Владимира» и произведениях 7УгГ авторов» рассматривается использование другого явления русского
помантизма - двойничества.
В русской литературе мотив двойничества часто играет одну важную роль - актуализация древней архетипической модели вечной борьбы космоса и хаоса опосредованной национальным менталитетом. В фольклорно-историческом романе Вельтмана эта особенность использования двоиничества в русской литературе также выражена достаточно ярко. И достигается это за
счет применения народной демонологии. „„„„„о™
Во вставных повестях романа «Светославич, вражии питомец» показано открытое отношение к тому, что в ход исторической действительности вышиваются потусторонние силы, они могут менять ход истории оказыват влияние на персонажей и создавать для читателя загадку - кто именно из героев-двойников которое из деяний сотворил то или иное деяние. Многоеу Вельтмана реализуется через своеобразную фонетическую игру, позволяющую создавать двойственность имен (Кощей - Кащей, Святослав - Светослав) а та^е игру слов. В первой вставной повести отчетливо прослеживается важное Лмени и слова при раздвоении персонаж, Имя - это «ое^.« связь индивидуума с самим собой, а двойник не знает кто он и только выида из леса за дедушкой Мокошем, он начинает проходить своеобразный путь инициализации, условия в котором ставит все та же нечистая сила.
Хйничество как литературный прием имеет ряд своих особенностей и возможностей реализации в произведениях. В данной части работы за^онуты и исследованы две основные формы: существование двоиников отдельно друг от Гуга (например, отец панночки и Вий), и почти слитые в «Я» героя (оборотень Ермолай^. Образы Владимира и Светославича являют собой своеобразно еГнение этих приемов реализации двойничества в литературе. Вставные Гвести Вельтмана имею? как исторические, так и фольклорные эле™ даойничества. Помимо этого также наблюдается, что двоиничество тут
° в двух направлениях. Основное воплощение, конечно, в героях-
двойниках, ж) еще и в особенностях жанра. В романе «Светославич, вражии питомец » и в его вставных фантастических повестях особенно заметно своеобр^ное «двоение» русской фантастики начала XIX век, Используемые фГ^но-мифологические элементы заставляют маневрировать фантастику ™ ее самоценностью, позволяющей некоторым исследователям рассматривать ее в качестве жанра, и условно-символическим приемом.
В главе также было отмечено, что многое у Вельтмана реализуется через своеобразную фонетическую игру. Вот и в данном случае, в вопросе взаимодействия христианской религии и языческих верований русского народа, автор снова использует фонетическую близость. Имя князя Святослава переиначено в Светослав, оттого и главный герой - Светославич, возможно это фонетическая игра со словом свет. И в рассматриваемой второй вставной повести заметно входящую в ее структуру песню жрецов, которые воспевают именно свет: «Свету свет, велий боже наш!»21, В этом также просматривается двойничество — Светославич, как порождение света, но воспитанник тьмы.
В результате чего, делается вывод, что в данном произведении раскрываются не два мира, а ход действия протекает в трех плоскостях. Все три плана развития действия — мир исторической действительности и две ипостаси мира потустороннего, взаимодополняют друг друга и подчеркивают недостатки мира реального.
Двойничество в 30-х годах XIX века проявляется также и на уровне литературных псевдонимов. Авторам той эпохи необходим был литературный двойник для достижения ими определенных целей, либо в высказывании истины, либо для того, чтобы заставить читателя эту истину искать.
Важным моментом в изучении двойничества, на взгляд автора диссертации, является своеобразное разделение на историческое и фольклорное двоение. В настоящем исследовании встречаются оба эти варианта. Исторические двойники, в свою очередь, также изображены разными способами: в произведении Вельтмана мы видим определенное сосуществование исторического лица — князя Владимира и его двойника Светославича, а, например, в повести Сенковского изображаются только условные двойники реальных персонажей.
Третья глава «Особенность использования мотива игры и разработка образов в фантастических повестях А.Ф. Вельтмана» исследует три фантастические повести Вельтмана «Эротида», «Иоланда», «Не дом, а игрушечка» в контексте повестей других авторов (К.Аксаков, В.Одоевский, Н.Гоголь, А.Пушкин, М.Лермонтов, М.Загоскин) с точки зрения разработанности главного персонажа и использования мотива игры.
В первой части главы «Типология женских образов в фантастических произведениях А.Ф. Вельтмана 1820-х - 1840-х годов» рассматривается такая особенность фантастических повестей Вельтмана, как изображение в качестве главного действующего персонажа женщины.
Традиционная оппозиция мужского-женского определена жанровой спецификой повести. Любая бинарность характеров формирует структуру и типологию конфликта в повести. В изображении женщины такая бинарность обретает особенность, состоящую в том, что это не было традиционным противопоставлением отрицательного-положительного героя. Введение
21 А.Ф.Вельтман. Романы / Сост., вступ. Статья В.И.Калугина; Послесл. и коммент. А.П.Богданова. - М.: Современник, 1985 С.264
женского образа в качестве главного героя привносит в эту оппозицию новые черты в психологическом раскрытии характеров.
В эпоху романтизма одной из важных задач в художественной литературе в целом и у Вельтмана, в частности, становится познание тайн психологии человека, в связи с чем выдвигается авторское требование обнаружить «тайны сердца» и «действия страстей» именно на уровне человеческой психики. Вельтману кажется, что именно через призму женского взгляда можно отчетливее разобраться во взаимодействии этих процессов. Мощность оппозиции «мужской-женский» состоит в том, что полярность данного противопоставления требует активного творящего взаимодействия оппозитов, а это лучше всего проявляется при введении любовной линии.
Рассматривая произведения К. Аксакова «Облако», Н. Гоголя «Вий», «Вечер накануне Ивана Купала», В. Одоевского «Сильфида», О. Сомова «Киевские ведьмы», А. Пушкина «Пиковая дама» производится следующая классификация женских образов: Харизматичная личность, которая неотделимо присутствует в сюжете, необходима для его развертывания, но не является главной героиней (Пидорка); Настоящая ведьма, которая действует сама, целенаправленно и сознательно (панночка); Леди Тьма, которая вводится преимущественно для того, чтобы показать преследование главного героя, не обладающего необходимыми качествами сильной полноценной личности (Анна Федотовна); Королева, которая позволяет любоваться собой и плетет различные интриги (Лауретта). В повестях Вельтмана женские образы настолько многогранны и своеобразны, что их нельзя однозначно отнести ни к одному из этих типов.
Своеобразие раскрытия образа Эротиды в том, что он дан в динамике, тогда как ни одна из героинь фантастических повестей не показана нам в таком развитии. Для Вельтмана это становится определяющим для более рельефного отображения дальнейших мистических метаморфоз. Во второй части повести, когда невинный дикий цветок превращается в мстительницу, появляются мистические черты. Романтическое двойничество в его прямом воплощении. Особенность этого образа - в его кажущейся реальности, но в то же время неоспоримой фантастичности при функционировании в нескольких ипостасях.^
Эротида оригинальна своей простотой и таинственностью, своей реальностью и фантастичностью, воплощением характеристик главного героя, способного обдуманно совершать ряд сюжетосоставляющих поступков, и некоторой женской непредсказуемостью в этой самой обдуманности. Вельтман создает образ женщины-героини, которая, между тем, не превращается в героя в юбке.
Тема любви и фантастичности аналогично используется автором и в другой его повести «Иоланда». В этом произведении встречается не образ типичной ведьмы или представительницы потустороннего мира. Здесь вовсе нет часто используемого в аналогичных повестях этого периода фольклоризма, помогающего при создании фантастического фона.
Интересно, что Вельтман и в этом произведении прибегает к двойному именованию. Главную героиню зовут Вероника, но сама себя она именует Иоландой. В связи с этим высказывается мысль, что в образе Вероники воплощена обычная религиозная девушка, а в образе Иоланды - инфернальное ее воплощение. Своеобразие женских имен у Вельтмана не случайно. Во второй главе нашего исследования мы говорили об особенностях именований мужских персонажей. В самостоятельных повестях мы видим, что также имена женских персонажей имеют свои особенности. Исследователь О.И.Коурова говорит о стандартах поэтических женских имен у поэтов-романтиков. В фантастических произведениях Вельтмана также используются редкие поэтические имена, однако нельзя назвать их стандартными и часто используемыми в литературе. Эти имена характеризуют общество (как в случае с Эротидой), дают определенную подсказку о скрытых внутренних качествах героини (как в случае с Иоландой) и позволяют определять двойственные психологические перевоплощения (в повести об Аленушке-Елене).
В повестях Вельтмана читатель до последнего момента колеблется в вариантах возможного поведения героини, что и показывает сложные психологические процессы, решение серьезного внутреннего конфликта, спродуцированного внешней средой.
Вельтман использует также и такие женские образы, как луна и смерть, которые вторым планом играют важную роль в сюжетном построении. Через эти явления разворачивается исследовательская проблема Вельтмана -восприятие женщины в обществе отчасти как предмета из вещного мира, но все женские образы, связанные с мистическим и демоническим воплощением очень деятельны, что не дает возможности считать их воплощением не духа, но материи. Введение вещного мира женского рода (например, луна) только подчеркивает тесное взаимодействие, и, возможно, даже некоторое одухотворение того, что связано с женщиной.
Луна фигурирует практически во всех фантастических повестях, становится неизменным спутником и соратником таинственности и мистичности. Символика женщины как обязательного атрибута фантастики становится характерной именно для фантастических произведений Вельтмана. Так мы видим еще одно своеобразное тройственное единение художественных образов, или раскрытие темы с «трех точек» по схеме Вельтмана: женщина-смерть-луна.
Вторая часть главы посвящена «Мотиву игры в фантастических повестях А.Ф. Вельтмана». Особенность фантастических повестей А.Ф. Вельтмана состоит и в том, что финал его повестей часто неоднозначен, сюжет произведений этого автора зачастую двояк и допускает вмешательство читательского воображения. Это демонстрирует некоторый игровой элемент в художественном методе данного автора, поскольку состояние игры всегда
22 См: Коурова О.И. «Элизы, Клименты, Филисы»: Наблюдения над условно-поэтич. Именами в рус. лит. XIX в.// Рус.речь. - 1982 - №4 - С. 9-13
амбивалентно, в нем есть сочетание веры и неверия, что и присутствует в повестях Вельтмана.
Существует мнение, что карточная игра была своеобразным дурманом для дворянского общества XIX века. Эта игра давала надежду кардинально и быстро изменить свою жизнь. Одурманивала, вводила людей в состояние некоторой ирреальности, что как нельзя лучше сопоставимо с установками романтизма - поиск идеального мира и нахождение на грани реального и не реального.
Это становится и определенной фантастической чертой, поскольку в исследуемых повестях карточные игры не просто имеют место досуга в жизни того или иного героя, но становятся определяющими при ирреальном решении глобальной личностной проблемы героя.
Одним из способов активного вовлечения читателя в действие является самоустранение автора. В повести А.Ф. Вельтмана «Эротида» представлена история, рассказанная действующим лицом кругу слушателей. Здесь нет авторской оценки происходящего, и автор оставляет на суд читателя определять степень достоверности описанного. Финал повести отдается на усмотрение читателя — верить или нет.
Творчество Вельтмана практически иллюстрирует тезис И. Хейзинга о том, «что романтизм зарождается в игре и для игры» . Показательно то, что эта тенденция проявляется в произведениях буквально на всех уровнях текста: «игра слов», сюжет, типология характеров, манера изображения. Через композицию наиболее ярко игровой мотив представлен в повести «Не дом, а игрушечка». Сюда можно отнести и действие в фантастической повести реальных персонажей, например, Пушкина, читающего стихотворение о домовом.
Фантастические повести Вельтмана своеобразны способом создания, построением, языком, героями и художественными приемами. Они создают оригинальную русскую фантастику, позволяющую читателю научиться собирать из отдельных смысловых элементов общую картину, в этом очень помогает активное и разнообразное использование автором игрового метода.
В заключении подводятся итоги исследования и представляются основные выводы.
Творчество Вельтмана являет собой своеобразное явление русской литературы. Оригинален и его вклад в развитие фантастической литературы. В контексте русской прозы исследуемого периода выяснено, что фантастика Вельтмана, являясь актуальной для своего периода, во многом ушла вперед своими мотивами и приемами (активный женский образ в фантастике не используется и до настоящего времени в литературной фантастике).
Формирование фантастической повести у Вельтмана также шло самобытным путем, - развиваясь из романной повести. Представляя
23 Хейзинга, Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. / пер., сост. и вступ. ст. Д.В.Сильверстова; комменг. Д.Э.Харитоновича - М.: Прогресс- Традиция, 1997. С.214
19
оригинальный синтезированный роман, Вельтман вкрапляет в него вставные эпизоды.
Несмотря на то, что фантастические повести Вельтман стал создавать уже тогда, когда данный жанр начал появляться в творчестве других авторов, в некоторых аспектах, Вельтман зашел настолько далеко, что даже спустя века его творческие находки остаются уникальными.
Продуманное имянаречение героинь повестей раскрывает их характер, в некотором роде объясняет причины их поступков, не характерных для женщин XIX века. Противостояние феминности и маскулинности реализует идею самонаблюдения и самопознания. Изображение героя и антигероя на тендерной основе становится также одной из оригинальных черт творчества Вельтмана.
Демонстрацией амбивалентности окружающей действительности становится также введение в фантастические повести элемента игры, как формы проведения досуга и как приема создания сюжетной линии, и организации структуры произведения. Игра становится формой моделирования и характеристики конфликта и психологической характеристики участника игры.
Фантастические повести Вельтмана своеобразно и очень многоаспектно выражали основные идеи романтизма и давали читателю почву для размышлений.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Виноградова О.И. Фантастика повестей XIX века - жанровый признак или литературный прием?// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова - №3 июль-сентябрь (Том 15). Основной выпуск -2009. - С. 50-53. (0,4 п.л.)
2. Виноградова О.И. Фольклорно-мифологические элементы в «романных» повестях А.Ф.Вельтмана. // Научно-технические ведомости СПбГУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки». - №1 (118). - 2011. - С. 286-289. (0,4 п.л.)
3. Виноградова О.И., Липич В.В. Особенности женских образов в фантастических повестях А.Ф.Вельтмана. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. - №18 (ИЗ)Вып. 11. - 2011. - С. 16-23. (0,6 п.л.). Авторский вклад - 50%
4. Виноградова О.И. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма: источники, особенности жанра. // Романтизм: грани и судьбы: Учен. Записки НИУЛ КИПР ТвГУ - Тверь:гос.ун-т, 2008. - С.126-134 (0,4 п.л.)
5. Виноградова О.И. Особенности фантастического колорита в русской повести XIX века // Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования (Ханты-Мансийск, 24-25 апреля, 2008г.): Материалы первой городской научно-практической конференции: в 2-х тт.: Т.2. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2008. - С. 135-139. (0,4 п.л.)
6. Виноградова О.И. «Вторая Вселенная» в русской повести XIX века.// Поэтика художественного текста: Материалы Международной научной заочной конференции:
В 2т./ под ред. Е.В.Борисовой, М.Н.Капрусовой. - Борисоглебск, 2008. - Т.2: Русская филология: вчера и сегодня. - С. 10-15. (0,5 п.л.)
7. Виноградова О.И. Сюжетосоставляющая роль мотива искусства в русской и зарубежной фантастической повести XIX века.// Восток-Запад в пространстве русской литературы и фольклора: материалы Третьей Международной науч.конф.(заоч)/ отв.ред. Н.Е.Тропкина. Волгоград, 19 нояб.2008г. - Волгоград: изд-во ВГПУ «Перемена», 2009 - С.168-172 (0,4 п.л.)
8. Виноградова О.И. Реализация двоемирия через ювелирное искусство. // Взаимодействие литературы с другими видами искусства: XXI ПУРИШЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: сборник статей и материалов международной конференции, 8-10 апреля 2009/ Моск.пед.гос.ун-т; отв.ред. Е.Н.Черноземова; ред.кол: Н.П.Михальская [и др] -С.59. (0,04 п.л.)
9. Виноградова О.И. Диалектика героя и среды в фантастической «романной» повести А.Ф.Вельтмана.// Художественный текст: варианты интерпретации [Текст]: Труды XIV Международной научно-практической конференции (Бийск, 21-22 мая 2009г.). Бийск:БПГУ имени В.М.Шукшина, 2009. - С. 57-62. (0,5 п.л.)
Ю.Виноградова О.И. Глобальный раскол личности в фантастике А.Ф.Вельтмана. // XXII ПУРИШЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: «История идей в жанровой истории»/ отв.ред. Е.Н.Черноземова. МПГУ, 2010- С.241 -242. (0,04 п.л.)
П.Виноградова О.И. Мотив перстня в русской романтической прозе 30-х годов XIX века. // Писатель и литературный процесс: сб.науч.статей / отв.ред. И.И.Кулакова -Белгород: Изд-во БелГУ, 2010 - С. 19-23. (0,4 п.л.)
12. Виноградова О.И. Специфика преподавания русской литературы в иностранной аудитории // Русский язык за пределами России: лингвистический и социально-педагогический аспекты преподавания и изучения на Украине и в других странах: Материалы VII международной научно-практической конференции / отв. за выпуск Т.В. Креч. - Харьков, 2012. - С. 71-72. (0,1 п.л.)
Подписано к печати 15.05.2013 Объем 1,25 п.л. Заказ № 18 Тираж 100 экз.
ГУ Т.МПГУ
Текст диссертации на тему "Фантастические повести А.Ф. Вельтмана в контексте русской прозы 20-х - 40-х годов XIX века"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (НИУ «БЕЛГУ»)
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ А.Ф.ВЕЛЬТМАНА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ПРОЗЫ 20-х - 40-х ГОДОВ XIX ВЕКА
На правах рукописи
04201357350
ВИНОГРАДОВА ОЛЕСЯ ИГОРЕВНА
Специальность 10.01.01 - русская литература
Диссертация на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Научный руководитель доктор филологических наук, доцент В.В. Липич
Белгород-2013
Оглавление
Введение..................................................................................3
Глава I. Фантастика как явление литературного процесса первой половины XIX века и ее воплощение в творчестве А.Ф.Вельтмана................................................................................13
1. Функционирование фантастики в русской литературе первой половины XIX века.........................................................................................13
2. Роль и задачи фантастики в творчестве А.Ф.Вельтмана...................43
Глава II. Зарождение жанра фантастической повести в романном
творчестве А.Ф.Вельтмана...............................................................60
1. Литературный контекст эпохи и традиции фольклорной фантастики во вставных повестях романа «Кощей бессмертный. Былина старого времени» ..................................................................................................63
2. Феномен двойничества в романе «Светославич, вражий питомец. Диво
времен Красного Солнца Владимира».................................................93
Глава III. Особенность использования мотива игры и разработка образов в фантастических повестях А.Ф.Вельтмана.......................117
1. Типология женских образов в фантастических произведениях А.Ф.Вельтмана 1820-х- 1840-х годов...............................................117
2. Мотив игры в фантастических повестях А.Ф.Вельтмана .................................................................................................144
Заключение..........................................................................175
Библиография.....................................................................183
2
1
1
"I ( t
Введение
Фантастика была известна искусству с незапамятных времен. Сложность этого явления всегда привлекала внимание исследователей. Для составления полной библиографии работ о фантастике возникает необходимость поднять едва ли не всю многовековую толщу литературоведческих сочинений и критических работ, да еще привлечь историю эстетической и философской мысли. Это связано с тем, что любой разговор о мифе, сказке, гротеске, художественной условности невозможен без обращения к фантастике, во всяком случае, без упоминания о ней. Но, тем не менее, до сих пор нет достаточно разработанной теории фантастики как части литературного процесса. О фантастике говорилось просто как о неком дополнении к литературе и искусству, как об определенном методе и не более, а зачастую и вовсе просто как о специфическом штрихе, не имеющем ни теории, ни самостоятельности в существовании1. Не случайно, что даже в начале XX века слова «фантастика» в русских словарях и энциклопедиях не присутствовало, хотя произведений с фантастическими образами и сюжетами было более чем достаточно. И это несмотря на то, что сам термин «фантастика» появился еще в начале позапрошлого века (ввел его в обиход французский критик Шарль Нодье, автор пионерской фантастиковедческой работы — статьи «О фантастическом в литературе», 1830). Однако стоит отметить, что в эстетике вопрос взаимодействия реального и нереального поднимался и ранее. Эта проблема понималась в труде Т.О.Рогова «О чудесном» (1812), где рассматривается существование нескольких видов чудесного2, однако еще не рассматривается фантастика как особенный вид литературы. Н.Ф.Остолопов, автор известной литературоведческой работы «Словарь древней и новой поэзии» также говорит о нереальности некоторых изображенных в литературе
1 См.: Володихин, Д. Энциклопедия фантастики / Под ред. Вл. Гакова. Мн.,1995/ - С. 235 - 243; Шалганов,
A.M. Литературная газета №6 Режим доступа: http://www.lgz.ru;
2 См.: Рогов, Т.О. О чудесном // Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. Т.1. С. 340-350.
М.,1974. (Впервые напечатано: Периодическое сочинение о успехах народного просвещения. 1812. №
XXXIII, стр. 113-132).
3 Остолопов, Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии. 4.III. СПб., 1821. - С.447-449
3
моментов, однако и в его работе еще не функционирует термин «фантастика». При этом исследование проблемы с точки зрения указанных научных работ, позволяет выделить основу изучения фантастики: условность онтологии мира художественного произведения4.
Фантастические повести А.Ф.Вельтмана (1800-1870) редко подвергались исследованию в истории литературоведения, более того, до сих пор нет полного собрания сочинений данного автора. Исследовательский интерес вызывали романы Вельтмана, исторические повести, но практически нет литературоведческих работ, рассматривающих фантастические повести этого ' автора.
Внимание к фантастической литературе растет в современном исследовательском процессе. По большей части, даже в объемных исследовательских работах так и не дано четкое определение того, чем же является фантастика. В работе Ц.Тодорова «Введение в фантастическую литературу» мы видим рассмотрение множества литературных жанров, обладающих теми или иными общими чертами, позволяющими отнести их к фантастическим произведениям. Исследователь обращает внимание на сложность при подобной классификации, приводит существующие теории и ' классификации, указывая на некоторую их неполноту. Важным моментом исследования Ц.Тодорова становится расширение им границ понимания фантастической литературы, указание на невозможность классифицировать эту часть творчества просто от оппозиции реального-нереального. Определение литературной фантастики исследователь начинает с рассмотрения явления фантастического и приходит к выводу, что оно возникает лишь в момент сомнения читателя. Тодоров определяет фантастический жанр в сопоставлении с аллегорией и поэзией, обобщив ряд отдельных произведений5. В монографии К.Г.Фрумкина «Философия и психология фантастики» фантастика
4 См.: Чернышева, Е.Г. Проблема типологии фантастики в литературоведении Х1Х-ХХ веков // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Филологические науки. М.: Издательство «Прометей», 2007. - С. 48 - 58.
5 См.: Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. Б.Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. - 144 с.
4
рассматривается не только как литературное явление, эта часть культуры рассматривается через призму ее идеи множественности миров и , возникновение на почве человеческих потребностей и желаний. Много внимания уделено в этой работе современным произведениям фантастической литературы, практически не рассматривается фантастика романтизма6.
Наше исследование нацелено на изучение конкретного литературного жанра - фантастической повести, следовательно, кроме попыток разобраться с явлением фантастики, мы сочли необходимым определить характерные черты и особенности фантастической повести, начав с появления повести как жанра в русской литературе. В работе В.М.Головко «Поэтика русской повести» подробно рассмотрены причины и источники зарождения русской повести, , отмечены отличительные черты этого жанра, что несомненно помогает при классификации произведений в определении жанра в нашем исследовании, поскольку в исследуемую нами эпоху еще формировалась повесть как жанровая категория; однако работа Головко посвящена изучению реалистической
п
повести , в то время как в фокусе нашего исследовательского интереса находится фантастическая повесть эпохи романтизма. Мы обратились к работам Е.М.Мелетинского8 и В.Я.Проппа9 для сопоставления сказки и мифа как исследуемых основ формирования фантастической повести. В данных работах приведены причины возникновения указанных литературных явлений 1 и их особенности, что позволило нам проводить сопоставления и выявлять возможные источники фантастических повестей. Работа Е.Г.Чернышевой «"Мир преображенья...": Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века» осветила особенности романтической фантастики на примерах конкретных произведений с различных
6 См.: Фрумкин, К.Г. Философия и психология фантастики / К.Г.Фрумкин - М.: Едиториал УРСС, 2004. -
240 с.
7 См.:Головко, В.М. Поэтика русской повести / В.М.Головко - Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1992. -
191 с.
8 См.: Мелетинский, Е.М. Историческая поэтика новеллы / АН СССР, Ин-т мировой лит. им.А.М.Горького.
- М.: Наука, 1990. - 279 е.; а также Мелетинский, Е.М. Классические формы мифа и их отражение в 1
повествовательном фольклоре//Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа. - М., 1995,- С. 163-277.
9 См.:Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп - М.: Наука, 2007 - 332 с.
5
литературоведческих ракурсов, что демонстрирует такую особенность фантастики романтизма, как вмещение огромного содержательного пласта в небольшом объеме10.
При исследовании трудов по творчеству А.Ф.Вельтмана, нами не были обнаружены отдельные крупные исследовательские работы по фантастическим повестям этого автора. Образную систему, жанровые особенности, композиционную структуру романов Вельтмана в своем диссертационном исследовании достаточно полно и разносторонне осветил О.Н.Щалпегин11. Он подчеркивает «жанровую стереофонию» этого автора, его находки в системе образов и художественную игру автора с читателем.
Опираясь на это исследование, мы отмечаем, что игровые мотивы начинали разрабатываться Вельтманом еще до создания им фантастических повестей, и такое взаимодействие с читателем является художественной
1
манерой творчества данного автора. Однако в фантастических произведениях
игровой мотив позволяет решать более глубокие вопросы самопознания и
постижения бытия. Также стоит отметить, что привнесение художественной
игры, наряду с другими чертами, в романы, способствовало затруднению в
10
четкой классификации того или иного романа. Е.А. Балашова в своей диссертационной работе указывает на барочную фантастику в творчестве Вельтмана, однако считает, что фантастических повестей у данного автора нет. В нашем исследовании мы пытаемся раскрыть особенности фантастической повести, чтобы сформулировать характерные черты этого жанра и доказать
I
наличие фантастических повестей в творчестве Вельтмана. Исследование Л.И.Крекниной13, посвященное рассмотрению жанрового разнообразия творчества Вельтмана, также подчеркивает своеобразие творческого метода
10 См.¡Чернышева, Е.Г. «Мир преображенья...»: Мифологические и игровые мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х годов XIX века. - М.: изд-во МПГУ им. В.И.Ленина - Благовещенск: Изд-во БГПИ им. М.И.Калинина, 1996. - 103 с.
11 См.:Щалпегин, О.Н. Своеобразие художественного мира романов А.Ф.Вельтмана: Дис... канд.филол.наук: 10.01.01. -М., 1999. -226 с.
12 Балашова, Е.А. Проза А.Ф.Вельтмана как явление переходной эпохи: Дис....канд.филол.наук:10.01.01 -Елец, 2001 -227 с.
13 Крекнипа,Л.И. Жанровое своеобразие прозы А.Ф.Вельтмана 1830-1840-х г.г.: Дис...канд.филол.наук: 10.01.01. - Томск, 1985 - 242 с.
этого автора, его значение в процессе утверждения романтизма в русской литературе. Исследовательница рассматривает особенности романов и отмечает в них наличие вставных структурных компонентов, не касаясь анализа фантастических повестей, что предполагаем рассмотреть в нашем исследовании. Крекнина отмечает также внимание Вельтмана к психологизму как в романах, так и в повестях, анализирует несколько повестей разных этапов, однако фантастические повести отдельно не выделяются, упоминается только , повесть «Иоланда», и только в аспекте исторической ретроспективы и отношении Вельтмана-ученош к истории.
Таким образом, на основе изученного исследовательского материала мы отмечаем актуальность нашего исследования, которая состоит в том, что, несмотря на существование работ, посвященных как творчеству А.Ф.Вельтмана, так и фантастическим повестям первой половины XIX века, до настоящего времени нет серьезного исследования такой важной части художественного наследия данного автора, как фантастическая повесть. В настоящее время имя этого писателя оказалось несколько забытым. Также в , современном литературоведении не достаточно четко определены художественные особенности фантастической повести романтизма. Данный же вопрос, с нашей точки зрения, является важным для полноценного понимания движения русского романтизма в целом, рассмотрения формирования и специфики русской фантастики, а также исследование особенностей творчества Вельтмана, которое могло бы стать интересным дополнением при изучении русской романтической литературы в комплексе.
Фантастические повести А.Ф.Вельтмана, начиная с формирования данного
жанра в романах писателя, исследуются в ракурсе переплетения некоторых ,
художественных особенностей этих произведений и ряда повестей
современных Вельтману авторов (О.Сомова, Н.Гоголя, О.Сенковского,
А.Погорельского, И.Киреевского, М.Лермонтова и др.). Рассматриваются
выбранные произведения под углом особенностей фантастики XIX века как
способа передачи определенных мыслей и идей. Учитывая все это, нам
7
представляется актуальной избранная нами тема исследования, поскольку это может внести не только определенный вклад в понимание особенностей таланта А.Ф.Вельтмана, его самобытности при создании фантастических повестей, но также поможет в разработке и классификации фантастической повести романтизма как жанровой категории.
Нам представляется необходимым рассмотреть не только общие, но и отличительные черты, которые демонстрируют оригинальность творчества А.Ф.Вельтмана и необходимость его дальнейшего изучения.
Цель работы: Изучить обширный литературный материал и выявить особенности фантастики и жанра фантастической повести в творчестве А.Ф.Вельтмана, исследуя его зарождение с формы вставных повестей в структуре романов.
Помимо этого необходимо выделить определенные константы и комбинаторные возможности сюжетов различных произведений и определить нишу, занимаемую А.Ф.Вельтманом в русле формирующегося на тот момент жанра русской фантастической повести. Одновременно уточнить понятие фантастики, обозначить определяющие черты фантастической повести, охарактеризовать этот жанр как литературное явление в России XIX века. Исходя из поставленной цели, мы выделяем следующие задачи:
1. Определить фантастику как литературоведческую категорию;
2. Исследовать роль фантастики в художественном наследии А.Ф.Вельтмана;
3. Проанализировать зарождение жанра фантастической повести в творчестве А.Ф.Вельтмана на материале его романов;
4. Определить особенности жанра фантастической повести А.Ф.Вельтмана в сопоставлении с произведениями этого же жанра в творчестве других авторов того времени.
Методология исследования: В русле поставленных задач в своей работе мы использовали сравнительно-исторический, концептуальный,
психоаналитический, структурный и системно-типологический методы.
8
Применение методов структурного анализа представляется нам оправданным, поскольку речь идет о сюжетосложении в произведениях родственных жанров (авторская сказка и фантастическая новелла, которые во многом мы приводим к одному жанру фантастической повести) и одного художественного метода (романтизм). Настоящая работа не ставит целью свести сюжетное многообразие исследуемых произведений к единому образцу: формализуется только система правил, по которым представители определенной культурной эпохи моделируют художественный объект. Психоаналитический метод позволяет раскрыть использование подсознательного для формирования системы образов, и направленность идеи произведения на познание читателем себя и окружающей действительности. Концептуальный метод является тактикой получения информации о стоящих за словом знаниях о действительности , носителей той или иной культуры в рамках когнитивной стратегии литературоведческих исследований (используя элементы лингвистического анализа). Концептуальный анализ ориентирован на получение знания о фрагментах действительности, имена которых появляются в текстах (это слова, имена героев, названия территорий и т.п.).
Методологическими приемами нашей работы стали приемы структурного и системного анализа, позволившие установить генетические и типологические связи, а также стратегия психоанализа и интертекстуального анализа. . ,
При изыскании и установлении методологии исследования фантастики и жанра русской повести, а также при выявлении особенностей фантастических повестей в творчестве Вельтмана мы опирались на ряд источников, ставших основой нашего исследования.
Теоретической и методологической базой настоящего исследования стали работы Ц.Тодорова, А.В.Барыкиной, Е.П.Брандиса