автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Особенности развития философской мысли во Вьетнаме. (XX век)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности развития философской мысли во Вьетнаме. (XX век)"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ Гуманитарный центр
На правах рукописи
ВО ТХАНЬ ХОЙ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ВО ВЬЕТНАМЕ. (XX ВЕК)
Специальность 09.00.03 — история философии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва-1992 „(\[>
Работа выполнена на кафедре философии Гуманитарного центра Российской академии управления.
Научный руководитель — доктор философских наук,
профессор МАЗЫЛУ А. Д.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор —
БУРОВ В. Г.
доктор философских наук, профессор —
АНАНЬЕВА М. И.
Ведущая организация — Кафедра социальной и политической философии Института молодежи.
Защита состоится декабря 1992 г. в час. на заседании специализированного совета Д—151.04.01 по философским наукам в Российской академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.
С диссертацией можно ознакомиться в Гуманитарном центре РАУ.
Автореферат разослан ноября 1992 года.
Ученый секретарь специализированного совета
ЧЕСНОКОВ Г.
I. ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
--------Актуальность исследования. По состоят™ философской
мысли какого-Л1Гбо~народа-в-определенную эпоху можно во многом судить о его истории и степени его включенности-в-духов-__ ное развитие человечества. Поэтому исследование философской мысли отдельного народа имеет важное познавательное значение как для философской науки, для которой оно является естественной задачей, так и для приращения знания о современном мире, о духовном вкладе каждого народа в его культурное развитие.
В наше время, когда в странах бывеего социалистического сообщества происходят радикальные, коренные изменения, в том числе и процесс налаживания нового взаимодействия с остальным миром в лоне единой цивилизации, становится все более актуальным и необходимым возвращение к национальным ценностям, исследование их философских истоков в целях определения возможных параметров их участия в новом духовном взаимодействии с современным единым, неделимым и противоречивым миром.
Разумеется, исследование философской мысли Вьетнама имеет прежде всего историко-философское познавательное значение. Но ныне оно актуально и в более широком плане. Во вьетнамском обществе проходит процесс обновления, суть которого заключается в преобразовании всех сфер общественной жизни на демократических началах« Становится все более ясным, что потерпел поражение догматический марксизм и возникает необходимость нового его осмысления. С одной стороны, по-новому стоит вопрос о философской мысли в нашей стране, ее истоках и путях развития. С другой стороны, само по себе обновление теоретической мысли стало важным аспектом процесса демократизации политической и культурной жизни общества. Новое теоретическое мышление - самое актуальное требование вьетнамского общества в нынешней ситуации. Новое мышление само по себе не возникает, оно рождается только при определенных общественных условиях и
при всей его новизне обязательно должно исходить из определенных национальных духовных традиций, философской и общественной мысли. Оценка нынешнего состояния теоретического мышления, путей его обновления возможны только на основе глубокого исследования философской мысли страны, в особенности ее истории в XX веке.
Прежде всего - это период, в течение которого вьетнамская философская мысль претерпела много крутых перемен, перелом традиционных форм, их своеобразное переплетение с современными элементами. В этот период вьетнамская философская мысль при уменьшении влияния традиционных восточных идей, воспринимает философские течения Запада. С одной стороны, в это время претерпевают изменения традиционные идеи, основным содержанием которых являлось философское учение конфуцианства, а также религиозное мировоззрение, в котором философские идеи буддизма все еще играют значительную роль. С другой стороны, в этот же период распространяется и становится господствующим диа-лектико-ыатериалистическое мировоззрение марксистской философии. Проникают и оказывают значительное влияние другие современные философские учения Запада, в частности экзистенциализм и фрейдизм.
Все это придало вьетнамской философии XX века специфический облик, который нуждается в исследовании и осмыслении.
Цель и задачи исследования. Предлагаемая работа ставит перед собой цель выяснить главные особенности вьетнамской философской мысли с начала XX века до наших дней. Перемены во вьетнамском обществе, происходившие в течение века, непосредственно или опосредованно связаны с той или иной философской идеей. Поэтому осмыслить все эти перемены в сущности невозможно без общего представления об этих философских идеях. Исходя из этого, цель работы и состоит в обнаружении философского облика вьетнамского общества в его главных чертах. Конкретное пред-
ставление о нем однако мсшю получить лишь при знании традиционных-черт-вьетнахлской философской г,щели, чему по свящается сашстоятельныи раздел - работы .^Поставленная
задача здесь заключается не в анализе самой философской--------—
традиции прошлого, а в очерке ее самых ярких особенностей, на основе которых можно проследить за перипетиями философских идеи в XX веке. Последние рассматриваются в связи с особыми условиями вьетнамского общества, и важно обнаружить в этих философских идеях не только особенности са;.:ого их содержания, но и особенности их восприятия и использования в духовной .тлзни Вьетнама. Это - вопросы о влиянии, роли, месте философских учений, которые получали распространение в этот период, прежде всего марксизм и другие западные философские течения, те изменения и метаморфозы, которые они претерпели на вьетнамской почве под влиянием сложившихся здесь веками духовных традиций.
Методологически эти проблемы осмысливаются в терминах социальной философии. Нами признаются марксистские положения о первичных материальных условиях по сравнению с духовными явлениями, формами общественного сознания, а таете их преемственный характер развития. Их методологическое значение для нашей работы учитываются при рассмотрении особенности вьетнамской философской мысли XX века, которые можно выяснить только путем соотнесения их с общественно-историческими условиями Вьетнама, при этом не только XX века, но и предоествующей истории. Рассмотрение этих особенностей вне связи с общественно-историческими условиями приведет к непониманию того, почему, ска-нем, именно марксизм, а не какое-либо другое учение, смог проткнуть, быстро распространяться и надолго утвердиться во Вьетнаме, которому было еще далеко до промш-ленно развитой стадии развития.
С другой стороны, нельзя рассматривать духовные явления лишь как нечто строго подчиненное данным материальным условиям жизни общества, поскольку сами эти явления
•
имеют свою собственную историю. Духовная жизнь имеет свою собственную судьбу, свой путь и логику развития и свой потенциал воздействия на развитие общества. Последний, в известном смысле, в свою очередь, может во многом изменить тракторию развития конкретного общества. Но в конечном счете он все равно существует в тесной связи с общественно-историческими условиями и не отделяется от них.
Автор исследования учитывает новые условия развития философской науки. Речь идет о критическом отношении к марксизм, вызванном тяжелым кризисом социализма, в особенности его модели в странах бывшего социалистического сообщества. Теоретические положения марксистской философии нуждаются в переоценке. При рассмотрении общих проблем философской мысли необходимо освободиться от закостенелых взглядов, устоявшихся догм и стереотипов.
Степень разработанности проблемы.
По основным проблемам вьетнамской общественно-политической мысли существует общая и специальная литература зарубежных и вьетнамских авторов. Однако все они изучались главным образом в рамках рассмотрения истории в целом или истории общей культуры. Философская же мысль как специальная проблематика, в особенности нынешние ее тенденции развития, в этой литературе затрагивались лишь вскользь. В ней существование разных философских идей, кроме марксизма, во многом мыслилось как пережитки реакционных идеологий, в связи с чем ставился вопрос о преодолении их в общественной жизни*, это с одной стороны
I. Старостина ю.П. Современный буддизм и проблемы социально-экономического развития в южной и юго-восточной Азии: научно-аналитический обзор. - М.» 1985. -102 е.; Хоан Вьет. От западного экзистенциализма до сайгонского экзистенциализма//Ханой, Дурнал философии, 1976. - ^ 12. - С. 110-121 (на вьет.яз.;; Дуй Тхи Ким Куй. использование традиций в культуре неоколониализма на юге Вьетнама // Ханой, Вопросы исторических наук, 1981. - № 2. - С. 400-409 хна вьет.яз.О.
с другой стороны, в связи с задачей' создания истории эьетнамской_философской мысли, которая была поставлена у нас в последнее время/ во^весь-рост_стали^вопросы об особенностях отечественной философской мысли, о ролнГконфун-----------------
цианства, буддизма, даосизма во вьетнамской истории и их участи.; в период проникновения и утверждения у нас марксизма^. Актуальность этой проблематики для развития философских наук Вьетнама очевидна.
Научная новизна диссертационного исследования. Во Вьетнаме задача систематического исследования истории отечественной философской мысли была поставлена 15 лет назад^. по многим причинам такая работа до сих пор еще не создана. За это время имели место плодотворные дискуссии, в особенности, касающиеся методологии изучения истории философской мысли страны. Было признано, что изучение философской мысли Вьетнама, независимо от того, в каких формах она проявилась - в высказываниях мыслителей или в духовной деятельности всего народа - стало в стране одной из злободневных научно-исследовательских задач.
На основе рассмотрения общественно-исторических условий Вьетнама, достигнутого уровня анализа проблем восточной филосошии вообще, работ по истории и культуре
»3
Вьетнама советских и вьетнамских авторов диссертант:
I. См.: Буддизм и история вьетнамской мысли /ред.кол. Нгуэн Тай Тхы, Чан Баз Данг и др. Ком. общ.наук. Хансй, 198о (на вьет.яз.}; Некоторые зопоосы истории вьетнамской мысли /ред.кол.: Нгуэн Тай Тхы, Кант Тоан и другие. Ком.общ.наук. - Ханой, 1984 (на вьетн.яз.;; Конфуцианство раньше и теперь /рук.автор.кол. Ву Хьей. - Ханой: Ком.общ.наук, 1991 (на вьет.яз.;.
См.: Некоторые теоретические вопросы истории вьетнамских идей /ред.кол. Нгуэн тай тхы, Нгуэн Канг Тоан и др. Ханой: Изд-во общ.наук Вьетнама, 1984. - С.7 (на вьетн.яз.]. 3. Вьетнамская философия нового и новейшего времени. Материалы и исследования (ред. составители: В.Г. Буров и Ле Ши Тханг). - М., Наука, 1990.
- выясняет основные черты традиционного философского мышления вьетнамского народа;
- анализирует взаимодействие между философскими учениями, распространенными во Вьетнаме в тот или иной период, и традициями сложившегося во Вьетнаме философского миропонимания;
- раскрывает как особенности в отечественных традициях философского миропонимания, так и их влияние
на восприятие проникших во Вьетнам философских учении, восточных или западных;
- на основе анализа способа восприятия и переработки восточных традиционных (конфуцианства й буддизма) и западных современных (марксизма и экзистенциализма) философских учений во Вьетнаме, рассматривается не столько первоначальное содержание этих учений, сколько, их видоизменение в лоне вьетнамской философской мысли
и ее традиции.
В этом контексте рассмотрена участь марксизма во вьетнамских условиях, положительная и отрицательная роль утвердившейся в нашей стране его модели.
Впервые прослежены главные особенности вьетнамской философской мысли XX века, в пестрой мозаике и переплетении восточных и западных идей, тем самым очерчен своеобразный, специфический облик вьетнамской философии XX века.
Практическая значимость исследования.
Предлагаемая работа вносит определенный вклад в решение задач, стоящих перед вьетнамским обществом на пути духовного обновления и демократизации общественной кизни. Развитие общественной мысли на новых началах представляет собой один из важных моментов содержания процесса обновления. Результаты предлагаемой работы могут быть использованы при исследовании нынешнего состояния вьетнамского общества, его духовной жизни.
Кроме того выяснение характерных особенностей философской мысли вьетнамского народа тлеет несомненное исторйко^познавательное.-значение, тем более если учесть, что речь идет о моментах "ветречии~и~переплетения.вос-_ точных и западных философских моделей видения мира.
Л. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРлШШЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность теш исследования, рассматривается степень ее разработанности, определяются теоретико-методологические основы и научная новизна, формулируются цели, задачи, теоретическая и практическая значимость работы.
В первом разделе - "Краткая характеристика развития вьетнамского общества в XX веке" - рассматриваются главные политические, социальные и духовные события во вьетнамской истории за последние сто лет» Выделены однако только те переломные изменения, которые составляют основной стержень борьбы вьетнамского народа ради сохранения себя как самостоятельной независимой нации. Вокруг этого главного стержня и сосредоточивалась духовная жизнь народа, борьба идей и различных идеологических концепций.
Рассматриваемый в соответствии с целью исследования исторический отрезок времени разделен на три основных периода: первые десятилетия XX века, 30-е -50-е годы; и третий период - с 1954 года до настоящего времени.
Новые вехи философской мысли XX века во многом связаны с историческими событиями конца XIX века и первых десятилетий XX столетия. Конец XIX века отмечен тремя стержневыми историческими событиями - крушением
династии Нгуэнов - последней в истории Вьетнама феодальной династии, французской колонизацией Вьетнама и поражением национального сопротивления. Крушение феодальной власти и пораяение патриотического сопротивления свидетельствовали, мевду прочим, и о беспомощности и отсталости феодальной идеологии, основным содержанием которой были конфуциантские идеи. Во-первых, будут идейной основой правящего феодального зсласса, конфуцианская идеология ухе не могла помочь этому классу в выработке практически осуществимой политики для сохранения неза- • висишсти страны, да и собственного господства. Во-вторых, эта идеология с ее основным постулатом о беспрекословном подчинении правителям непосредственно мешала патриотическому сопротивлению народа, ограничивала патриотов в поиске правильного пути борьбы и оказывала в целом отрицательное влияние на войну сопротивления народа против оккупантов; в-третьих, долгое время феодальная идеология отчуждала вьетнамское общество от внешнего мира, препятствовала его общению с западным миром и его передовой наукой. Она замыкала общество в отсталых производственных условиях, тормозила его развитие.
Р XX век Вьетнам вступил именно с этой отсталой конфуцианской идеологией. Бе господствующее положение в духовной жизни вьетнамского общества привело его к краху и тем самым перед вьетнамским народом возникла новая историческая задача: ориентироваться на другую идеологию, такую, которая служила бы духовной опорой в деле освобождения страны.
В начале XX века стремление к восприятию новых духовных ориентиров, которые могли бы освящать национально-освободительное движение, становится доминирующим. Из-за рубежа проникает буржуазные демократические идеи. Вьетнамское общество направляло взор и на образ Японии,
которая, опираясь на буржуазную демократию, добивалась
больших успехов в развитии своей страны. Во Вьетнаме возникают- патриотическиедвижения национально-буржуазного направления. В то же врешГпод~влиянием-Октябрь-ской революции в России и французских коммунистов Нгуэн Ай Куок воспринимает марксизм-ленинизм, в котором усматривает путь освобождения своей страны, неутомимой деятельностью распространяет марксистскую идею на своей родине. Вьетнамское патриотическое движение приобретает еще один новый облик - социалистический характер.
С другой стороны, в результате колониальной политики Франции, в стране обретает новые черты экономика. Экономические изменения приводят к социальным переменам, к дифференциации общества, разделению его на новые социальные слои, имеющие различные интересы и по-разному относящиеся к французскому господству. Именно это обстоятельство будет обусловливать разное отношение к движениям сопротивления против захватчиков и в дальнейшем будет определять их идейный характер.
К концу первого двадцатилетия XX века национально-освободительные организации в силу влияния разных идеологий раскололись. Важная часть из них приняла социалистическую идею, взяла ее за идейную основу в выработке своей программы действий. В результате этого во Вьетнаме сформировались первые коммунистические организации.
Автор делает вывод, что в первые десятилетия XX зека каждый класс, каэдый общественный слой уже достаточно четко стал на те или иные идейные позиции, выразил свое отношение к движению национального освобождения в зависимости от его экономического, политического и общественного положения в стране и на международной арене. Иначе говоря, это период размежевания между национальном идеей буржуазно-демократического характера
и национальной идеей социалистического характера, претендующих на руководящее место в движении национального освобождения.
Период с 1930-го года по 1954 год отмечен Августовский революцией 1945 г. народно-демократического, социалистического характера, идеологией которой стал марксизм-ленинизм.
Национально-буржуазное направление идет на убыль, а коммунистическая партия тем временем развивалась и укреплялась.
Только что родившись, рабоче-крестьянская власть оказалась в тяжелом положении: французы вернулись на вьетнамскую землю. Началась новая война сопротивления народа, на этот раз, под руководством революционной власти, продолжавшаяся в течение 9 лет и закончившаяся знаменитой победой вьетнамского народа на поле Дьен Бьен Фу.
В результате этого, в 1954 году был подписан в Кеневе договор о восстановлении мира во Вьетнаме, согласно которому Вьетнам временно был разделен на две части. Революционные силы сосредоточивались на северной части Вьетнама, а шная часть продолжала находиться под контролем Запада.
Северная часть страны стала проводить коренные преобразования во всех сферах общественной жизни (национализация промышленности, коллективизация). Была проведена и революция в областях идеологии и культуры, в результате которой марксистская идеология стала господствущей. В южной части страны, находящейся под контролем американцев и созданной ими власти, проводились экономические и социальные преобразования в русле капиталистического пути развития. Они дополнялись "неоколониалистской политикой в области культуры", которая способствовала, с одной стороны, восстановлению всех
традиционных вьетнамских идеологических течений, а с другой, проникновению на юг Вьетнама различных западных - идейннх-течений^_
Этот период завершается"победой-вьетнамского^народа в 1975 оду и объединением страны после 30-летней национально-освободительной войны.
Во втором разделе - "Особенности традиционных философских воззрений и их изменение в новых исторических условиях" - рассматриваются основные черты вьетнамской философской мысли (первый параграф), два главных традиционных философских учений, наиболее характерных для духовной истории Вьетнама (второй и третий параграфы).
Анализируя дискуссии по вопросу о наличии вьетнамской философии как таковой, диссертант присоединяется к мнению о том, что у вьетнамского народа есть своя философия, чье существование как системы идей, концепций, представлений о природе, обществе и человеке, которые формировались, развивались на протяжении истории, обнаруживается во всей культурной жизни народа, в общественно-политической мысли, не вызывает сомнений. Дело в определении основного содержания этой философии, ее специфических форм выражения. А это, по мнению автора, и подводит исследователя к выяснению основных особенностей философской мысли вьетнамского народа, о чем и идет речь в этой работе.
Эти особенности анализируется в трех главных моментах:
1) вьетнамские мыслители большей частью не ставили себе с формальной точки зрения собственно философских вопросов. Тем не менее они воспринимали постановку этих вопросов в мировой философии, но решали их по-своему;
2) в связи с этим второй характерной особенностью вьетнамской философской мысли является отсутствие в ней собственно философских систем и учешш. Из всех философ-
ских учений, проникавших во Вьетнам, наши мыслители выбирали и принимали на первый взгляд одни элементы, минуя или не придавая большого значения другим элементам. Не очень заботясь о формальной цельности учений, их системности; 3) это, видимо, случалось потому, что третья особая черта философской мысли Вьетнама заключается в том, что она выражается как бы в "осуществлении мысли/", то есть идея существует прежде всего в действии, берется на вооружение в решении прежде всего практических задач, главная из которой - вековая борьба за самосохранение как самостоятельной нации.
Делается анализ конкретного содержания каждой из этих особенностей, выясняется их конкретное проявление, общественно-исторические корни этих особенностей философской мысли Вьетнама. Философская мысль здесь не оформлялась в великие системы, а систематизировалась действиями, выполнением самой мысли, Конечно, как философская мысль всех других народов, вьетнамская философская мысль обусловливается географическими, экономическими и историческими условиями в целом. Одним из этих условий, пожалуй, самым главным является то, что вьетнамский народ всегда должен был бороться против чужеземных, захватчиков. Поэтому борьба за сво; существование всегда сильно воздействовала на его мышление, его мировоззрение, в результате чего у него возник тип мышления - действия. С другой стороны, Вьетнам со дня создания государства находится в районе "Зао-Ти" - место, где пересекаются разные культурные течения. Раньше два основных течения воспринимались из Китая и Индии (Индо-Китай). Вследствие этого вьетнамская мысль как бы занята решением "конфликтов" между этими течениями. Иными словами, это общественная и индивидуальная идея, с одной стороны -долг, обязанность, с другой - свобода. Во всем про--цессе своего формирования и развития вьетнамская философская мысль, творчески воспршшмая эти течения,
создает себе свой, особый их синтез или модель.
Во втором параграфе после изложения главного содержа------шм^ философских идей буддизма, поставлен вопрос о том,
каковы особенностй~восприятшгего-идей-вьетнамским_наро-__
дом. Отмечается, что во Вьетнаме конфуцианство и даосизм, отрицательно относясь к вопросам человеческой жизни как вопросам о жизни, смерти, счастье, бедствии, не удовлетворяли познавательным и психологическим потребностям нашего общества. Буддизм "заполнил" именно эти стороны духовной жизни вьетнамского народа и превратился в значительный элемент его мировоззрения.
Воспринимая буддизм, вьетнамская философская мысль получила многие гносеологические, онтологические понятия, категории. Но важнее всего оказались философские проблемы страдания, причины страдания, пути, ведущего к освобождению от страдания. С другой стороны, учение о страдании во Вьетнаме во многом потеряло свой первоначальный пессимистический оттенок. Путь освобождения от страдания воспринимается как путь борьбы за национальное освобождение.
Буддизм во Вьетнаме с начала XX века претерпевает ряд изменений идейного содержания: представление, взгляды, концепции, имевшие глубокие корни в духовной жизни общества и как будто уже решенные, были снова поставлены в повестку для дискуссии. Делается вывод о том, что в новых исторических условиях таинственные элементы в идее буддизма постепенно преодолевались, утверждаются более философские элементы.
3 третьем параграфе рассматривается "участь" конфуцианства во вьетнамской философии вообще и ее истории в XX веке. Распространение конфуцианства во Вьетнаме представляет собой процесс взаимодействия между двумя "началами": о,дно, идущее из-за рубежа в качестве "чужого" учения, другое - изнутри - в качестве субъекта мышления, со своим стилем, традициями. Оба эти идеологиче-
ские течения пересекаются друг с другом и в конечном счете вьетнамское мышление, воспринимая почти все содержание конфуцианства, сохранило свои специфические оттенки.
Концепция о "человеколюбии", учение об "осознании судьбы", идея лавирования в конфуцианстве осмысливаются по-новому. По сути они стали жить другой жизнью.
С начала XX века конфуцианство как господствующая идеология во Вьетнаме приходит в упадок: оно перестает быть жизнеспособным, не может удовлетворять более потребностям преобразования общества, защиты независимости. Поэтому оно потеряло свое историческое значение в духовной жизни вьетнамского народа. Симптомы этого упадка выражаются в том, что ученые - конфуцианцы из господствующего класса или трудящихся отказываются от его идеологии и сами подвергают его критике за его консервативный, реакционный характер: Фан Бой Тяу (1867-1970), Фан Тю Чинг (1872-1920), Хюинг Тхук Кханг (1876-1947), Нгуэн Ан Нинг (1890-1943), Хо Ши Мин (1890-1969). Все они пришли к новым, хотя и разным идеологиям, некоторые из них потерпели поражение, оставаясь, однако, выдающимися мыслителями в истории вьетнамского народа.
Однако в философской мысли Вьетнама в новое время конфуцианская идея все еще занимает определенное место. Конечно, она теперь не играет господствующей роли как раньше, но тем не менее глубоко проникла в общественные традиции, обычаи и скрывается во многих уголках мышления народа.
В третьем разделе - "Проникновение современных западных философских течении" - рассматриваются особенности распространения и восприятия марксизма и экзистенциализма во Вьетнаме, их роль и влияние на нашу философскую мысль, изменения которые они претерпели в лоне этой мысли.
Самой большой особенностью вьетнамской философской
мысли XX века является восприятие ею марксизма. В изучении процесса проникновения и утверждения марксизма во
Вьетнаме следует учитывать прежде всего связь между марксистской-идеей-и-традициями вьетнамской философской мысли. Одной из отличительных особенностей"марксиз-— ма, что явно отличает его от других философий, является его четкая целеустремленность, практичность и большая способность к мобилизации и сплочению. Эта черта марксизма вполне подходит традиционному вьетнамскому мышлению, его целеустремленности, практичности, отвечает его потребностям в борьбе за выживание. Именно эта связь выясняет, почему в конкретных условиях того времени вьетнамцы закономерно приняли именно марксиз?,% в не другие учения.
Приняв марксизм, прежде всего марксистскую философию, впервые в своей истории вьетнамское философское мышление овладело собственно философией как системой. Марксистская философия привнесла во вьетнамскую теоре-т~'эскуа мысль вопросы онтологии, методологии и 'гносеологии. Вьетнамская традиционная Философская мысль ставила Философские вопроси чаще всего в формах политических или нравственных вопросов, конфущшнство и буддизм привносили в нее только отдельные вопроси к те были опять-таки в формах не чистой философии. Теперь вьетнамская философская мысль нашла в марксизме систем;/ современных логичных знаний о природе, об обществе; нашла в нем и социальную философию, этику, эстетику и психологию» Это период процветания вьетнамской философии, во многих планах - и в плане идейного содержания, и в плаке уровня абстрактного мышления. С уровня элементарного мышления опытного характера, философская мысль вышла на высокий уровень теоретического мышления.
Однако не может быть сближение двух идейных явлений, в результате которого изменилось только одно из них. Тем более, что в идеях марксизма и вьетнамской мысли тлелось
нечто общее, что ускорило процесс их сближения.м Одновременно между ними существует значительное расстояние; это системность, обобщенность знаний марксистской философии и раздробленность, эмпиричность вьетнамского традиционного мышления. Все это плюс конкретные исторические условия вьетнамского общества и породило особенности в процессе принятия и применения марксизма во Вьетнаме. Эти особенности состоят в том, что во-первых, марксизм-ленинизм был "введен" во Вьетнаме в трудных условиях, он воспринимался очень ограниченным, даже односторонним образом, прежде всего в качестве политической идеологии. Это - политизированная направленность в восприятии и применении марксизма во Вьетнаме, Во-вторых, это тенденция превращения марксизма в веру, в религию. Он стал считаться единственной, абсолютной и непреложной истиной. Третьей особенностью распространения и применения марксизма во Вьетнаме является тенденция его вульгаризации, упрощения, что связано, с одной стороны, с историческими обстоятельствами, с другой - с национальной традицией нашего эмпирического мышления.
Таким образом, существуя у нас более полвека, марксизм, с одной стороны, стал крупным идейным и философским явлением национальной духовной жизни. Долгое время он был основным содержанием вьетнамской философской мысли, с другой стороны, он претерпел у нас определенные изменения с точки зрения формы, характера. Разрабатываемое ныне новое теоретическое мышление должно осмысливать его заново.
Что касается экзистанциализма, то прежде всего следует отметить, что его распространение обязано западному влиянию на иге Вьетнама. С другой стороны, он нашел олре-
I. См.: Некоторые актуальные вопросы обновления теоретического мышления (ред.колл. Чан Хыу Тиен, Нгуэн Зуй Куй и др.). - Ханой, 1988. - С. 56.
деленную почву в особенностях вьетнамского менталитета. Экзистенциализм с его центральной проблемой человека, тем более человека не как абстрактной схемы, а в реально:,- битки, нагаел благоприятный отклик в нашей стране,
для которой вопрос о выживании человека всегда является основной темой.
К тому же экзистенциализм расходится со всеми другими спекулятивными системами, считая что философия должна быть жизненным опытом, поэтому экзистенциалистские положения представлялись не только в специальных философских работах, но и выражались в произведениях искусства. Само традиционное философское мышление вьетнамского народа имело подобные особенности, они чаще выражались в художественных образах.
Б теоретическом плане экзистенциализм воспринимается не как система философии, а как отдельные идеи. Точнее, это только сочетание различных заимствованных экзистенциалистских идей западного экзистенциализма в областях Философии, литературы, нередко в искаженном виде. Отсюда - эклектика во взглядах вьетнамских авторов. Они не отказываются ш? от одного автора западного экзистенциализма, от Кьеркогора до Сатра, и не стоят на чьей-либо стороне, взяли у каждого из этих философов подходящие им концепции, затем варьировали, перерабатывали их. В сущности - это неполное копирование отдельных идей, их сочетание с другими, в том числе марксистскими и буддистскими.
"Сайгонский экзистенциализм" в основном выражался чаще всего в области литературы и искусства. Следует подчеркнуть, что в сайгонской экзистенциалистской литературе идеи об участи человека, о свободе, об одиночестве, концепция экзистенции и т.д. изменились. Они нередао потеряли свои первоначальный философский характер, превратились в практически нравственную идею.
Более того, "сайх'онский экзистенциализм" отчасти виновен в опошлении, "упадочническом" использовании не философского экзистенциализма Запада, а отдельных его моментов, тем не менее он существовал около 20 лет, а за это время он оказывал свое воздействие на многие сферы духовной жизни общества Южного Вьетнама, являясь философской основой для жизненных взглядов определенной части интеллигенции. Но в целом экзистенциализм в Сайгоне играл лишь незначительную роль в духовной низни народа. Он быстро проник и также скоро угас. Тем не менее след, который оставил экзистенциализм во вьетнамской философской мысли, является ряд свойственных ему гуманистических идей, созвучных и духовным традициям нашего народа.
В заключении работы излагаются основные выводы диссертации.