автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Особенности русской духовности в XX веке
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Анисимова, Ольга Георгиевна
Введение Гл.1. Духовность как социокультурный феномен
1.1. Сущность духовности %
1.2. Архетипы русской духовности 39 Гл. II. Эволюция русской духовности в XX веке
2.1. Основные тенденции развития духовности в дореволюционный период
2.2. Развитие духовности в советский и постсоветский периоды 90 it, 2.3. Традиции и новации в русской духовности в XX веке
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Анисимова, Ольга Георгиевна
Актуальность исследования
Современную эпоху, знаменующую собой не просто рубеж двух веков, но и тысячелетий, справедливо можно назвать переломной. Она характеризуется динамизмом социальных процессов, обострением множества противоречий, разрешить которые способно лишь социально и духовно обновленное общество. В начале третьего тысячелетия стало очевидно, что техногенная цивилизация, постулирующая. всесилие рационально организованного человека, исчерпала себя; Дальнейшее развитие в этом направлении, при сохранении сложившихся стереотипов мышления, угрожает человеческому существованию. Современные обстоятельства требуют нового осмысления проблемы духовности, переоценки роли нравственной и рациональной компоненты в истории человечества в целом.
Дискуссии вокруг проблемы духовности приобретают особое значение для современной России. И это вполне объяснимо, ибо в конце XX в. российское общество вступило в полосу сложнейших кризисных явлений. Коренные изменения во всех сферах общественной жизни повлекли за собой разрушение стабильной системы ценностей, пересмотр ранее существовавших духовных ориентиров. Кто мы? Что такое Россия? Каково ее будущее?. Эти вопросы волнуют любого россиянина, стремящегося определиться в процессе национальной самоидентификации и радеющего за великую будущность Родины.
Мы вновь оказались перед историческим выбором пути развития, перед настоятельной необходимостью восстановить смысл истории России и культурную самобытность страны, определиться с нашими национальными ориентирами, сформировать новые идеи, образы, мотивы и типы поведения. Не случайно проблема духовности начинает занимать в современной научной литературе место "новой идеологии".
Новая" духовность должна строиться на базе традиционных духовных ценностей и ориентаций русского народа. Представляется весьма спорным, в контексте анализа эволюции российского общества, полагать, что реальный путь выхода России из кризиса осуществим на основе модернизации, равносильной "вестернизации" или "американизации". Обществу в период кризиса, чтобы перейти на более высокий качественный уровень и выбрать достойное будущее, необходим "поворот" к прошлому, его переосмысление в современном социокультурном контексте.
Иными словами, обоснование нового пути общественного развития невозможно без учета специфики России, наличия в ее духовности традиций соборности, солидарности, нравственной ответственности за решение общественных проблем. На протяжении столетий социокультурная жизнь России пребывала в состоянии частичного или полного кризиса, неустроенности, ката-строфизма, в условиях которых выживать приходилось "всем миром". Поэтому сегодня очень важно понять, что объединяло народы России и побуждало их сохранять общую жизнь и государственность.
Другой неотъемлемой, органичной чертой русской духовности всегда было наличие высокой цели, возвышающей свой народ и свою страну. Нужна "российская мечта", которая связала бы воедино прошлое и настоящее и предлагала бы реальный и одновременно привлекательный образ будущей России. Идеалы западного капитализма, абстрактные понятия "деловой успех", "деловая культура" вряд ли обретут в русском менталитете конкретное воплощение. Современная русская духовность должна строиться на основе отечественных традиций, на возрождении национального духа и обращении к духовному опыту предшествующих поколений.
Возникает базовая проблема — что такое духовность, каковы ее состав-ляющиеЧ Существует большое количество работ, авторы которых пытаются найти общенаучные критерии, оценки этого явления. Расхождения в высказываниях, в позициях касаются практически всех выявленных аспектов проблемы. Множественность дефиниций, толкований феномена духовности затрудняет анализ процесса становления русской духовности, ее характеристику на современном этапе.
В определенной мере диссертация реализует потребность в анализе сущности русской духовности, тенденций и закономерностей ее развития в XX веке. Реально представляя всю сложность и объемность (масштабность) задачи анализа феномена духовности, автор не претендует на окончательный результат аналитической работы.
Представляется, что исследователю феномена духовности крайне сложно оставаться на объективных позициях, ибо он сам является носителем определенных духовных начал, и его оценки событий и фактов всегда детерминированы его индивидуальной духовностью и личной позицией.
Актуальность проблемы русской духовности обусловлена историческим своеобразием и социальной уникальностью глобальной ситуации, сложившейся на рубеже двух веков. В XXI в. мировое сообщество нуждается в общей перспективе развития, направленного на преодоление глобальных проблем: термоядерной угрозы, кризиса в экосистеме, этнических конфликтов, международного терроризма, нарастающей бездуховности социума. Выход видится в осознании человечеством своей планетарной общности и разработке универсальной этики, основой которой может послужить духовное наследие России — идеи всеединства, космической целостности, идеи активной эволюции, ведущей мир по пути разума и нравственного чувства.
Современный этап < мировой истории характеризуется двумя - тенденциями: глобализации и национального самоопределения. Глобализация экономических и социальных процессов в к. XX века привела к противостоянию технизированной американской культуры, претендующей на роль общемирового гегемона, и других социокультурных типов. На активизацию национального фактоpa в социальной жизни к. XX в. указывают новые направления в социальном познании, ориентированные на изучение национального характера, национальной идентичности, национальной традиции. На наш взгляд, обращение к проблеме русской духовности как к некому самобытному духовному типу, является особенно актуальным.
Важность исследования русской духовности определяется не только насущными проблемами национального и общечеловеческого развития в Ш-м тысячелетии, но и потребностями в теоретико-методологическом уточнении таких категорий, как "духовность", "менталитет", "национальный характер". В настоящее время этим понятиям даются различные, иногда противоречивые определения.
В исследовании применяется термин "русская", а не "российская" духовность. Под "русской духовностью" понимается духовность русского полиэтноса. На протяжении всего своего исторического развития русская нация, ассимилируя культуру иных этносов, сохраняла свои оригинальные культурные черты. Самобытность русского народа не растворилась в российской самобытности, а стала ее основой. Признаками, определяющими духовное своеобразие России, можно назвать русский язык, русские традиции, русские духовные верования.
Степень разработанности проблемы
Проблема русской духовности является предметом постоянной рефлексии отечественной философии прошлого и настоящего. В последнее время в различных отраслях общественных наук появилось большое количество достаточно неравноценных работ, посвященных данной проблеме. Весь спектр литературы по исследуемой проблематике можно разделить на несколько групп.
Во-первых, это труды универсального содержания, в которых раскрывается круг вопросов, связанных с определением специфических черт и базовых ценностей русской культуры. Эти работы позволяют реконструировать образ русской духовности в предшествующие периоды ее развития, выделить особенности русского национального самосознания, составить представление об исторических попытках решения проблемы культурной сущности русской нации. Прежде всего, здесь необходимо отметить работы, написанные в эмиграции в 20-50-е гг. и переизданные сегодня в России. Авторы предисловия к сборнику «О России и русской философской культуре. Философы русского зарубежья» считают, что эмиграция создала «своеобразное культурологическое, философско-историческое, историко- и религиозно-философское россиеведение, образующееся на стыке истории, философии, социологии и богословия»1. Это философско-исторические экскурсы, эссе, статьи и фундаментальные исследования Н.А.Бердяева, Б.П.Вышёславцёва, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, А.В.Карташова, П.Н.Милюкова, П.А.Сорокина, Ф.Степуна, Г.П.Федотова, С.Л.Франка и др.
Среди современных книг универсального содержания следует указать на работу К.Касьяновой «О русском национальном характере», где предпринимается попытка структурирования национального самосознания путем выделения л в нем архетипического и рефлексивного уровня . Особенно важным является проведенный автором анализ понятия "национальный архетип". Однако, представляется весьма спорным вывод автора о необходимости развития русской культуры соразмерно западному культурному коду. В настоящей диссертации ведется полемика по данному вопросу и утверждается тезис о самобытном пути русской цивилизации.
Подробный анализ генезиса, сущности и современного состояния русской культуры содержит исследование И.В.Можайсковой «Духовный образ русской цивилизации»3. Данная работа оказалась особенно значимой при формировании личной позиции диссертанта в отношении советского периода и обосновании
1 Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 11.
2 См.: Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
3 См.: Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации. Судьба Росссии. М., 2001. преемственности между дооктябрьским и советским периодами развития русского общества.
Одной из поздних работ, посвященных исследованию культуры России и русской идеи в целом, стала книга Ю.В.Мамлеева «Россия вечная»4. Изложенная в ней концепция явно носит эзотерический характер и требует от исследователя значительных усилий, позволяющих дифференцировать метафизический и социально-философский планы в размышлениях автора. Особенно продуктивным в теоретико-методологическом плане оказался проведенный автором анализ отечественной словесности как сферы воплощения национального духа, отразившей процесс "русскоискательства", самопознания нации.
Отдельно можно выделить статьи и монографии современных исследователей, посвященные анализу взглядов мыслителей прошлого на русскую культуру. Их переосмысление позволяет создать представление о динамике изучения проблемы духовности, сравнить исторические и современные принципы ее анализа и подтвердить преемственность в оценке национальной культуры мыслителями различных поколений. При анализе предшествующей философской мысли использовались труды таких современных авторов как С.С.Хоружий, Н.К.Бонецкая, В.К.Кантор, А.В.Гулыга, Н.К.Гаврюшин, В.П.Шестаков, А.И.Абрамов, А.Ф.Замалеев и др.
Во-вторых, следует выделить работы современных мыслителей, которые создали необходимые социально-философские предпосылки для полноценного аналитического инструментария представленной проблемы. В исследованиях Б.В.Гройса, С.Б.Крымского, Н.С.Шпака и др. дается глубокий социально-философский и психологический анализ понятий "русский Логос" "русское национальное самосознание" в сравнении с чувственным и мыслительным строем других наций.
4 См.: Мамлеев Ю.В. Россия вечная. М., 2002.
В данной связи следует отметить работу Г.Д.Гачева «Национальные образы мира», в которой раскрываются вопросы методологии поиска национальной идентичности5. Особенно важным является выдвинутое Г.Д.Гачевым положение о взаимосвязи между условиями национального существования и национальным самосознанием, т.е. о необходимости определять русскую идентичность в ходе выявления космо-психо-логоса нации.
Труды А.Иванова, А.В.Махлаева, Н.Шпак и др. посвящены философскому переосмыслению и взаимосвязи категорий "национальный характер", "национальная культура", "национальная традиция". В работах В.Г.Белоуса, Е.А.Ануфриева, Л.В.Лесной содержатся трактовки понятия "менталитет", отличающиеся достаточным разнообразием. В западной науке в этом направлении работает французский исследователь Жак Ле Гофф6. Для обоснования ци-вилизационного статуса русской духовности важными являются работы В.Ф.Шаповалова, В.В.Межуева, В.В.Журавлева.
Третью группу научных трудов составляют исследования теоретического характера, содержащие анализ категории "духовность" и других близких понятий, а также работы, посвященные проблеме русской духовности. Это статьи и монографии таких отечественных авторов как И.И.Гарин, В.А.Кутырев, А.Д.Спирин, Я.В.Рейзема, Г.В.Платонов, А.Д.Косичев, В.Н.Шердаков, Г.А.Аванесова, Е.В.Зорина, Л.Е.Яковлева и др.
Особо следует выделить работы Н.А.Бердяева «Дух и реальность», «Философия свободного духа», в которых представлено социально-философское осмысление категории "духовность". В них автор проанализировал духовность в соотношении с понятиями "дух", "душа", "душевность", "сознание", исследовал соотношение духовности и социальности7.
5 См.: Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М., 1998.
6 См.: Le Goff J. La bourse ou la vie. Economie et religion ou Moyen Age. Paris. 1986.
7 См.: Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
Следует отметить, что проблемы духовного развития общества в советский период разрабатывались преимущественно в свете марксистской философии. В центре внимания были вопросы светской духовности, идеал всесторонне развитой личности, духовные потребности людей в рамках социалистического образа жизни. В работах анализируются "духовные процессы", "духовное производство", "духовная жизнь". Диссертант стремился избегать крайностей в оценке работ советского периода, полагая, что смена мировоззренческих ориентаций власти не может быть причиной нигилизма в отношении явных достижений прошлого в отечественной философской науке. Для современной науки сохраняют значение гносеологические, социологические, методологические наработки МЛ.Ковальзона, В.Ж.Келле, А.ИЛценко, Q
А.К.Уледова, В.С.Степина, Э.З.Феизова, В.Г.Афанасьева .
В последнее время проблематика духовности широко разрабатывается в связи с концепциями духовного возрождения России. Развернутое представление категории духа содержится в теоретическом исследовании В.У.Бабушкина «Философия духа», где автор пытается определить онтологический статус духа, выявить своеобразие духовного бытия, рассматривает соотношение духа с категорией души, волевым началом, творчеством9. Содержание понятия «духовность» подробно рассматривается в материалах круглого стола «Духовность, художественное творчество, нравственность». Особый интерес представляют взгляды Л.П.Буевой, останавливающейся на культурно-антропологическом контексте употребления категории "духовность"10. Заслуживает внимания специальная глава о духовности в книге В.С.Барулина «Социально-философская антропология»11. Автором дается предельно широкая; трактовка духовности, о
См., напр.: Яценко А.И. Целепологание и идеалы. Киев, 1977; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественное сознание. М., 1966; Духовная сфера социалистического общества / Под ред. А.К.Уледова. М., 1987 и др.
9 См.: Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1995.
10 См.: Духовность, творчество, нравственность (круглый стол) // Вопр. филос. 1996, №2. С.З-40. См.: Барулин С.В. Социально-философская антропология. Общие начала. М., 1994. включающая как рациональный, так и бессознательный уровни. Попытки структурировать духовность, а также выделить ее основные типы была предпринята авторами сборника «Человек и духовность» под редакцией В .Г.Федотовой12.
Социально-философский анализ генезиса и сущности русской духовности содержится в докторских диссертациях Г.М.Пурынычевой, Л.Д.Шумихиной. В них выделяются этапы развития русской духовности, дается характеристика данного феномена в контексте его социокультурных свойств с учетом эволюции русского национального самосознания. Данные работы создали предпосылки для системного анализа русской духовности в XX веке.
Современному состоянию духовности в России и причинам кризисного их положения был посвящен ряд независимых методологических семинаров по социокультурной методологии анализа российского общества. Материалы этих семинаров опубликованы на страницах Интернета. Среди них можно выделить работы А.С.Ахизера, И.Г.Яковенко, И.Н.Ионова, А.Л.Трошина, А.Л.Янова, А.Шемякина13.
Эмпирическую базу исследования составили работы социологического, политологического, психологического, культурологического характера. Здесь следует отметить коллективный труд отечественных психологов «Происхождение духовности», в котором авторы пытаются связать духовность с наличием в структуре человеческой личности фундаментальных потребностей познания и альтруизма14.
В последнее время появился пласт литературоведческих работ, рассматривающих русское самосознание и его проявление в языке и литературе в культурологическом аспекте. При работе над диссертацией использовались статьи и монографии М.М.Голубкова, исследующего литературный процесс в России в
12 См.: Человек и духовность. Рига, 1990.
13 См.: Социокультурная методология анализа российского общества. Независимый теоретический семинар, http: // scd. plus, centro. ru.
14 См.: Симонов П.В. Происхождение духовности. М., 1989.
XX в. во взаимосвязи с динамикой национального сознания, Е.Троицкого, выстраивающего свои рассуждения о "русской идее" на основе обобщений материалов литературы 60-80 гг. XX в. Следует также отметить работу И.А.Есаулова «Категория соборности в русской литературе», где соборность рассматривается как одна из базовых черт русской духовности, определивших специфику отечественной словесности15.
Существующая литература демонстрируют многообразие подходов, идей при определении специфики русской духовности. Работы, являющиеся рефлексией на тему России, имеют сегодня огромное методологическое и мировоззренческое значение, однако особенности русской духовности в XX в. в них не исследованы. Представляется, что несмотря на возросший в настоящее время интерес к проблемам русской духовности со стороны философов, культурологов, политиков и общественных деятелей, данная тема остается недостаточно разработанной как на теоретическом, так и прикладном уровнях и может стать предметом специального исследования.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей диссертационной работы является теоретическая интерпретация проблемы русской духовности в ее социокультурной обоснованности, анализ ее особенностей в XX веке. Логика поставленной цели предопределила следующие задачи:
1) охарактеризовать современное состояние социально-философского познания по проблемам духовности; дифференцировать различные позиции по проблеме русской духовности, сформулировать на их основе методологические основания данной работы;
2) выявить природу, специфику и структуру русской духовности как социокультурного феномена;
15 См.: Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
3) рассмотреть эволюцию русской духовности в XX веке, выделить основные тенденции ее развития, обосновать преемственную связь дооктябрьских и советских форм духовности;
4) реконструировать образ русской духовности как синтез традиций и новаций.
Методологическая база исследования
Не отказываясь от достижений предшествующих поколений в области социальной философии, диссертант попытался интегрировать традиционные подходы с различными современными направлениями и школами в культурологии, социологии, истории, психологии, литературоведении, социолингвистике, проявившими интерес к проблеме духовности. Безусловно, междисциплинарный, комплексный подход к проблеме определяется мировоззренческой ориентацией автора диссертации и предметом исследования, который не может быть исчерпан в рамках одной методологической парадигмы.
В процессе работы над диссертацией сопоставлялись светский и религиозный способы осмысления духовности, применялись наработки современной научно-философской мысли: диалектической методологии (Маркс, Энгельс), аналитической психологии (Юнг), цивилизационного подхода (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепции массового общества (Лебон, Ортега-и-Гассет, Московичи), приемов герменевтики (социально-критический метод Хабермаса).
Феномен русской духовности нельзя свести к национальному учению или системе взглядов русских мыслителей, поэтому его анализ не может ограничиваться традиционным рациональным пониманием. Исследуя проблему духовности, необходимо интеллектуальное познание дополнить эмоциональным, с помощью интуиции проникнуть в область бессознательного, иррационального. Особенностью авторского подхода является экспликация художественных идей отечественной словесности при анализе духовности, диалогическое взаимодействие, полифония взглядов русских писателей, отраженных в оригинальных текстах, данных современного литературоведения и философского осмысления проблемы русской духовности в XX в. На формирование методологической позиции диссертанта оказали влияние работы Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, приемы московско-тартусской семиотической школы (Ю.М.Лотман).
В ходе исследования применялись формально-содержательный и системно-структурный подходы, функциональный и сравнительно-исторический методы, элементы компаративистики, метод реконструкции.
Научная новизна работы и теоретическая значимость:
1. Выявлено современное состояние социально-философского познания по проблемам духовности, проведена дифференциация различных подходов.
2. Выдвинуто и обосновано положение об архетипах русской духовности. Выделены архетипы: языческий, православный, державный, соборный.
3. Определены тенденции развития русской духовности в XX веке: ради-калистская, религиозно-мистическая, традиционалистская (в дореволюционный период), монологизация духовности, актуализация личностной духовности, формирование светской духовности (в советский период), вестернизация и тенденции бездуховности (в постсоветский период).
4. Реконструирован образ русской духовности как синтез традиций и новаций, дана характеристика состоянию духовности на современном этапе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Духовность — сложный социокультурный феномен, который носит социально-исторический характер и по-разному преломляется в различные эпохи, в разных геополитических пространствах, этнических, социальных, религиозных, профессиональных общностях.
2. Русская духовность, постоянно эволюционируя, сохраняет некоторые глубинные, устойчивые комплексы - архетипы, позволяющие ее носителям осознавать свою духовную общность и специфичность.
3. Формирование советской духовности происходило по пути адаптации базовых характеристик русского менталитета к условиям новой действительности, т.е. существует преемственная связь между дооктябрьскими и советскими формами духовности.
4. Динамика русской духовности на современном этапе отражает две противоположные тенденции: ретрансляцию традиций и инновационные процессы, что указывает на мировоззренческий раскол в обществе.
Научно-практическая значимость исследования
Материалы исследования были использованы при разработке концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в рамках программы развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл. Основные положения диссертации были использованы в практике преподавания курсов философии, русской философии, спецкурсов по риторике и деловой этике. Результаты работы найдут практическое применение в учебных изданиях по русской культуре. Выполненные наработки могут быть применены к содержательному компоненту реформирования высшего и среднего образования.
Апробация работы. Основные идеи автора излагались в выступлениях на итоговых ' научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава кафедры философии Марийского государственного технического университета (Йошкар-Ола, 2000-2003 гг.), на республиканской межвузовской научной конференции «V Тарасовские чтения» (Йошкар-Ола, МарГПИ, 2001 г.), на V научно-богословской конференции «Христианское просвещение и русская культура» (Йошкар-Ола, Общественно-политический центр, 2002 г.), на республиканской научно-практической конференции «Духовность и нравственность в образовательном процессе» (Йошкар-Ола, Общественно-политический центр, 2003 г.), на республиканской межвузовской научной конференции «Гендер в экономике, политике, истории и культуре» (Йошкар-Ола, МарГУ, 2003 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Соборность, земство, демократия» (Смоленск, Дом Администрации, 2003 г.).
По результатам исследования опубликовано 6 научных работ, (1 работа находятся в печати).
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка (194 наименования). Общий объем работы составляет 155 машинописных листа.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности русской духовности в XX веке"
Заключение
Существующие до сих пор в литературе наработки по проблеме русской духовности явно не являются достаточными. И если вопросы генезиса русской духовности, ее специфики и свойств получили освещение на теоретическом и конкретно-эмпирическом уровнях, то динамика русской духовности в XX в., тенденции и закономерности ее развития требуют научной разработки.
Опираясь на арсенал средств современного философского знания, диссертант реконструирует картину зарождения русской духовности, раскрывает ее качественную природу и национальную специфику, воспроизводит эволюцию русской духовности в XX в.
Анализ особенностей русской духовности в XX в. сопровождался выявлением состояния современного философского познания в этой области. И поскольку определенная сложность связана с нечеткой характеристикой понятия "духовности", возникла необходимость выработать понимание духовности, актуальное для современной науки.
Духовность представлена как комплексный социокультурный, национальный, психоэмоциональный феномен, проявляющийся в жизнеощущениях человека через такие внутренние качества, как тонкость, объемность, глубина, сила, противоречивое стремление к свободе и гармонии с окружающим миром и их осознание.
Интерес к проблемам духовного бытия человека формируется в глубокой древности, феномен духовности интерпретируется по-разному. В результате анализа выделены два основных подхода к пониманию духовности.
В западной философской мысли и в отечественной философии советского периода доминировал рационалистический подход, в рамках которого духовное отождествлялось с сознанием, мышлением, психикой и редуцировалось либо к интеллектуально-мыслительной деятельности человека, либо к чувственно-эмоциональной сфере.
Русские философы к. XIX - нач. XX в. (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, И.А.Ильин и др.) и ряд представителей советской гуманитарной мысли (Д.СЛихачев, М.М.Бахтин, С.С.Аверинцев, А.Ф.Лосев) развивали аксиологический подход к духовности. Согласно данному подходу, духовное укоренено во внутреннем мире человека, раскрывается через его самосовершествование, неотделимое от нравственных ценностей: истины, добра, красоты, смысла, свободы.
Базовые характеристики феномена духовности в современной отечественной науке отражают преемственность во взглядах мыслителей прошлого и настоящего. Для современных исследователей, как и для их предшественников, духовность является показателем определенной иерархии смыслов и ценностей. В социально-философском познании духовность представляет собой интегрированное единство трех начал: нравственного, эстетического и познавательного.
Духовность формируется на пресечении геополитического, этнического, конфессионального, экономического, профессионального, социального и др. факторов и носит конкретно-исторический и конкретно-социальный характер
Проблема своеобразия духовности взаимосвязана с проблемами менталитета и национального характера. Менталитет характеризует неизменные, наиболее устойчивые проявления духовности в различных сферах жизни человека и общества. Национальный характер является составляющей менталитета, интегральной характеристикой психических особенностей людей, принадлежащих к данной культуре.
Русская духовность рассматривается как сложное полиэтническое образование, сложившееся в результате культурного синтеза западных и восточных духовных исканий, достижений античности, восточной патристики, традиционной славянской языческой культуры и языческих верований некоторых неславянских племен, смешения различных систем ценностей и вероисповеданий, переплетения исторических времен и социальных общностей. Специфика русской духовности раскрывается через содержание ее архетипов - базовых комплексов, которые носят устойчивый синкретический характер. Выделены архетипы: 1) языческий, включающий в себя такие характеристики русской духовности как мифологичность, антропокосмизм, образно-интуитивное, чувственно-созерцательное восприятие мира, антирационалистичность, природосооб-разность; 2) православный, основу которого составили идея святости, этический принцип непротивления злу насилием, комплекс представлений, образующихся вокруг историософемы "Святая Русь, стремление к поискам идеала и утопическому прожектерству; 3) державный, раскрывающийся в сложном комплексе представлений о государстве как об Отечестве, Родине, Державе, в принципе сакральности, праведности и нравственной ответственности верховной власти, идее единства русской земли, в идеологеме "Москва — Третий Рим", формировавшей представление об особой миссии Российского государства; 4) соборный, означающий наличие в русской духовности общинных, коллективистских начал и подразумевающий стремление русских людей к солидарности и взаимопомощи, взаимному сосуществованию, исключающему отчуждение, вражду и ненависть между ними, разумно сочетающему при этом интересы личности и коллектива.
Динамика русской духовности в XX в. рассмотрена в контексте социокультурной жизни российского общества. В основу периодизации эволюции русской духовности положены фундаментальные преобразования в системе общественной жизни, сопровождавшиеся сменой государственно-политического строя. Выделены дореволюционный (1990 - 1917 гг.), советский (1917 - 1991 гг.) и постсоветский (1991 — 2000 гг.) этапы развития русской духовности в XX в.
Состояние российского общества в дореволюционный период охарактеризовано как кризисное. Дестабилизация всех сфер общественной жизни обозначила в начале XX в. раскол российского социума не только по социально-экономическому и политическому, но и по духовному основанию. Русская духовность начала XX в. предстает как сложная система мироощущений, взглядов, идей, утопических проектов, философских, эстетических и религиозных исканий, и, будучи целостным явлением, по-разному преломляется в различных классовых, сословных, национальных и культурных общностях, составлявших российское общество. На рубеже XIX — XX вв. в России существовали два основных социокультурных типа, которым было свойственно различное мировоззрение — интеллигенция и народ.
Выделены основные тенденции развития русской духовности в дореволюционный период: радикалистская, отрицавшая идею дальнейшего развития российского общества на основе культурной и исторической преемственности; религиозно-мистическая, направленная на поиски новой синкретической духовности (синтез науки, религии и философии) и сопровождавшаяся утопическими проектами жизнепреображея; традиционалистская, связанная с консервативной народной духовностью, ориентированной на воспроизводство собственных механизмов и сохранение стабильной системы ценностей.
Советский период рассматривается в качестве важного этапа эволюции русской духовности в XX в. Его анализ направлен на выявление и реабилитацию позитивного опыта, накопленного советским обществом. Динамика русской духовности в советский период отражает сложные социокультурные процессы, происходившие в жизни общества, и обнаруживает общую тенденцию идеологизации всех сфер общественной жизни. В связи с этим выделяется тенденция монологизации духовности, т.е. существование единой системы ценностей.
В условиях социалистического общества получила распространение тенденция формирования светской (атеистической) духовности, основой которой стала вера людей в социалистические идеалы и священные символы Родины, государства, армии.
Духовные искания русской эмиграции и части советского общества отражали тенденцию актуализации личностной духовности, утверждение права человека на сохранение своего частного мира, индивидуального бытия.
Причинами духовного кризиса советского общества стали стабилизация партийного слоя (номенклатуры), использование государственных ресурсов в частных интересах и развитие "теневой экономики", маргинализация, критика советского строя со стороны диссиденства.
В современный период наблюдаются тенденции вестернизации и бездуховности. После распада СССР российское общество оказалось в ситуации глубокого духовно-идеологического кризиса. Формами его проявления стали кризис национальной идентичности, утрата единого мнения по поводу базовых ценностей русской культуры, отрицание традиций, социальная амнезия, нигилистическое отношение к прошлому, умаление и принижение значения роли России в общемировом процессе развития.
Русская духовность в XX в. предстает как синтез традиций и новаций. Русская национальная традиция - это система ценностей и идеалов, которая характеризует русский народ и отражает его миссию в истории. Новация рассматривается как воспроизведение традиции в новых условиях и на качественно новом уровне.
Новации в русской духовности в XX в. (мифологизация духовности, феномен харизмы) обусловлены, с одной стороны, спецификой индустриального общества, с другой стороны - особенностями российского исторического развития. Вместе с тем, в русской духовности в течение XX в. сохраняются элементы традиционного мировоззрения, в частности, общинное мышление. В отличие от массовости индустриального общества, возникающей вследствие индивидуализации и атомизации общества, в основе русского коллективизма лежит стремление к единству, солидарности, что предопределено соборным архетипом русской духовности.
В постреформенной России происходит вытеснение традиционных ценностей инновационными, имеющими вестернизированный характер. В результате появляется новый, эклектический тип духовности, отражающий тенденции примитивизации духовности. С другой стороны, в ряде инноваций содержится реабилитация старых духовных и культурных форм. Это касается, в частности, религиозной традиции.
Таким образом, современная русская духовность выступает и как фактор стабилизации и как источник перемен, что является отражением двух прямо противоположных тенденций духовного самоопределения, которые указывают на мировоззренческий раскол в обществе, духовный кризис.
Объективным основанием становления нового российского общества, условием его нормального функционирования и развития должны стать традиции. Для преодоления духовного кризиса представляется необходимым воспитание духовной личности на основе восстановления традиций русской духовности: соборности, патриотизма, нравственной ответственности, стремления к идеалу.
Список научной литературыАнисимова, Ольга Георгиевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аванесова, Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь / Г.А. Аванесова // Вест. Моск. ун-та. Сер.7, Филосфия. 1998. - №4. - С.3-17.
2. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: Два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. 1988. - №7,9.
3. Азизян, И.А. Диалог искусств Серебряного века / И.А. Азизян. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 399с.
4. Андреев, Д. Роза мира / Д. Андреев. М.: «Мир Урании», 2002. - 266с.
5. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. - 253с.
6. Ануфриев, Е.А. / Е.А. Ануфриев, Л.В. Лесная. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. — 1997. №3-6.
7. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2 / Аристотель; Под ред. В.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1976.- 549с.
8. Ахизер, А.С. Самостоятельность России как научная проблема / А.С. Ахизер // Отечественная история. 1994. - №4-5.
9. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. Л.: Наука, 1983. - 191с.
10. Ю.Барковская, Н.В. Поэтика символистского романа / Н.В. Барковская. — Екатеринбург: Изд-во уральск. гос. ун-та, 1996. 283с.
11. П.Барулин, B.C. Российский человек в XX в.: Потери и обретения себя / B.C. Барулин. СПб.: Алетейя, 2000. - 431с.
12. Барулин, B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М., 1994. — 255с.
13. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX — начала XX века / Н.А. Бердяев. Харьков: Фолио - М.: ACT, 1999. - 400с.
14. Бердяев, Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. М.: Книга, 1991. - 445с.
15. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. М.: Наука, 1990.-220 с.
16. Бердяев, Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1993. — 383с.
17. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. — М.: Республика, 1994.-480с.
18. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. М.: Правда, 1989.-607с.
19. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т.2: Новое средневековье / Н.А. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — 508с.
20. Бердяев, Н.А. Царство Духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. — М.: Республика, 1995.-383с.
21. Блок, А.А. Из дневников и записных книжек: В 6 т. Т.4: Крушение гуманизма / А.А. Блок JL: Художественная литература, 1982. - 462с.
22. Богомолов, Н.А. Русская литература нач. XX в. и оккультизм: Исследования и материалы / Н.А. Богомолов. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 550с.
23. Булгаков, С.Н. Два града. Исследование о природе человеческих идеалов / С.Н. Булгаков. СПб.: РХГИ, 1997. - 589с.
24. Булгаков, С.Н. Избранные статьи: В 2 т. Т.2. / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1993.-750с.
25. Булгаков, С.Н. Тихие думы / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1996. — 509с.
26. Ванчугов, В. Очерк истории философии «самобытно-русской» / В. Ванчугов. М.: Пилигрим, 1994. - 402с.
27. Вареник, B.C. Историко-философские проблемы всестороннего развития личности / B.C. Вареник. Киев: Вища школа, изд-во при Киевском университете, 1978.- 151с.
28. Васильев, И.Е. Русский поэтический авангард XX века / И.Е. Васильев; Уральский гос. ун-т им. A.M. Горького; Ин-т истории и археологии Ур. отд. Рос. акад. наук. Екатеринбург: изд-во Уральск, ун-та, 2000. - 315с.
29. Вернадский, Г.В. История России. Монголы и Русь / Г.В. Вернадский. -Тверь: JIEAH, М.: АГРАФ, 1997. 476с.
30. Верт, Н. История советского государства. 1900 1991 / Н. Верт; Пер. с фр. -М.: Прогресс- Академия, 1994. - 543с.
31. Вехи. Из глубины: Сборник статей о русской интеллигенции. Сборник статей о русской революции. М.: Правда, 1991. — 606с.
32. Вехи. Интеллигенция в.России. Сборник статей 1909 — 1910. М.: Молодая гвардия, 1991. - 464с.
33. Вехи: pro et contra. Антология: Сб. ст. о рус. интеллигенции / Изд. подготовлено: В.В.Саков. — СПб: Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 1998.-853с.
34. Власова, Т.Б. Традиция как форма преемственности культуры / Т.Б. Власова // Культура и цивилизация: Сб. науч. тр.; Под ред. Л.И.Новиковой / АН СССР. М., 1984. С. 124-153.
35. Возьмемся за руки, друзья. М.: Молодая гвардия, 1990. - 447с.
36. Восленский, М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский. — М.: Советская Россия совм. с МП «Октябрь», 1991 — 624 с.
37. Вышеславцев, В.А. Русский национальный характер / В.А. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995. -№6.-С. 111-121.
38. Вьюнов, Ю.А. Слово о русских (характер, склад мышления и духовные ценности народа в историческом контексте) / Ю.А. Вьюнов. М.: ИКАР, 2002. -296с.
39. Гайденко, П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 468с.
40. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д. Гачев. М.: Аса-demia, 1998.-429с.
41. Гегель. Философия духа. Собр. соч.: В 3 т. Т.З / Гегель; Пер. с нем. Б.А. Фохта. М., 1956. - 371с.
42. Геллер, М. Машина и винтики. История формирования советского человека / М. Геллер. М.: МИК, 1994. - 335с.
43. Георгиева, Т.С. Христианство и русская литература: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.С. Георгиева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-240с.
44. Гершунский, Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. Опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов / Б.С. Гершунский. М.: Орлинта, 1999. - 604с.
45. Гиппиус, З.Н. Петербургский дневник / З.Н. Гиппиус. М.: Советский писатель, 1991.- 125с.
46. Глезерман, Г.Е. Общественное бытие и общественное сознание / Г.Е. Гле-зерман. — М.: Московкий рабочий, 1958. — 64с.
47. Голубков, М.М. Русская литература XX в.: После раскола: Уч. пособие для вузов / М.М. Голубков. М.: Аспект Пресс, 2001. - 267с.
48. Горенштейн Ф. Псалом // Октябрь. 1992. - №2. - С. 100 - 156.
49. Гринин, Л.Е. Формации и цивилизации: Часть И. Раздел 2. Моделирование исторического процесса / Л.Е. Гринин // Философия и общество. 1999. -№3.- С. 5-53.
50. Громыко, М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII XIX вв. / М.М. Громыко // Русские: семейный и общественный быт: Сб. науч. тр.; Отв. ред. М.М. Громыко, Т.А. Листова. - М., 1989.- С. 7-23.
51. Гудков, Л.Д. Интеллигенция: заметки о литературно-политических иллюзиях / Л.Д. Гудков, В.В. Дубин. М.: ЭПИцентр, 1995. - 189с.
52. Гулыга, А. Русская идея и ее творцы / А. Гулыга. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 448с.
53. Гумилев, JI.H. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации / JI.H. Гумилев. М.: Прогресс, 1993.-575с.
54. Гуревич, А .Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1972.-317с.
55. Гуревич, А.Я. Одиссей. Человек в истории (Исследования по социальной истории и истории культуры) / А.Я. Гуревич. М., 1998. - 379с.
56. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. / В.И. Даль. М.: Русский язык, 1999. - 503с.
57. Данилова, JI.B. Сельская община в средневековой Руси / JI.B. Данилова. -М.: Наука, 1994.-316с.
58. Демичев, В.А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи / В.А. Демичев. Кишинев: изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. — 216с.
59. Долгополов, Л. А. Белый и его роман «Петербург» / Л.А. Долгополов. Л.: Советский писатель, 1988.— 413с.
60. Домников, С.Д. Мать-земля и царь-город. Россия как традиционное общество / С.Д. Долгополов. М.: Алетейя, 2002. - 672с.
61. Духовная сфера социалистического общества / Ж.Т. Тощенко, Р.Г. Яновский, А.К. Улядов и др. Академия общественных наук при ЦК КПСС. М.: Мысль, 1987.-365с.
62. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Под ред. В.И.Толстых. М.: Наука, 1981. 352с.
63. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспектива развития / А.А. Кара-Мурза, А.С. Панарин, И.К. Пантин // Полис. 1995. - №4. -С. 6-17.
64. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1996. - №2. - С. 3-40.
65. Дюжев, Ю. Русский излом: Тема кризиса русской духовности в современной прозе / Ю. Дюжев // Север. 1993. - №2. - С. 138-148.
66. Ермаков, В.М. Диалектика возникновения самосознания и предметного сознания / В.М. Ермаков. Чебоксары: Волго-Вят. Регион. Центр "Ассоциация содействия вузам", 1996. - 160с.
67. Есаулов, И.Е. Жертва и жертвенность в повести М.Горького «Мать» // Вопросы литературы. 1997. - №6. - С. 51 -69.
68. Есаулов, И.Е. Категория соборности в русской литературе / И.Е. Есаулов. -Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. 298с.
69. Журавлев, В.В. Проблемы духовной жизни общества / В.В. Журавлев. — Ростов н/Д: изд-во Ростовск. ун-та, 1972. 144с.72.3орина, JI.E. Диалог конфессиональной и светской духовности в культуре России / JI.E. Зорина. М.: Спутник*, 2002. - 21с.
70. Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1968. -319с.
71. Ильин, И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т.6, кн.2: Сущность и своеобразие русской культуры / И.А. Ильин. М., 1996. - 668с.
72. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. М.: Правда, 1992. — 236с.
73. Ильин, И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1: Путь духовного обновления / И.А. Ильин. -М, 1994.-398с.
74. Ильин, И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. Религиозный смысл философии / И.А. Ильин.-М, 1994.-591с.
75. Кантор, В. Русский европеец как явление культуры: ( Философско-исторический анализ) / В. Кантор. М.: Росспен, 2001. - 702с.
76. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней / С.Г. Кара-Мурза. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 768с.
77. Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. - 367с.
78. Келле, В.Ж. Общественное сознание / В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон. М.: Политиздат, 1966. - 56с.
79. Кириллов, В.К. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности / В.К. Кириллов. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. — 268с.
80. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси / А.И. Клибанов. -М.: Аспект Пресс, 1996. 368с.
81. Ключевский, В.О. Сочинения: В 8 т. Т.2, ч.2: Курс русской истории / В.О. Ключевский. М.: Госполитиздат, 1957. — 468с.
82. Колобаева, JI.A. Русский символизм / JI.A. Колобаева. М.: Изд-во Моск. унта, 2000. - 296с.
83. Костиков, В.В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции / В.В. Костиков. М.: Международные отношения. — 1990. — 462с.
84. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. СПб.: Златоуст, 1999. - 319с.
85. Крохина, М.П. Мифопоэтизм А.Блока в контексте символистского мифо-мышления / М.П. Крохина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. - Т.49. -№6.-С. 515-526.
86. Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии: Международный симпозиум, 17-19 января 1997г. / Общ. ред. Т.И. Заславской. — М.: Моск. высш. школа социальных и экономич. наук, Интернет-центр, 1997. — 363с.
87. Кузнецова, Г.В. Духовные ценности: утраты, поиски, обретения / Г.В. Кузнецова, JI.B. Максимов. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.-221с.
88. Кутырев, В.А. Духовность, экономизм и "после": Драма взаимодействия / В.А. Кутырев // Вопросы философии. 2001. - №8. — С. 56-65.
89. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. 1996. - №5. - С. 3-23.
90. Лебедев, А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование: Социально-философский аспект / А.Б. Лебедев. Казань: изд-во Казанского унта, 1991. - 99с.
91. Лейкина-Свирская, В.Р. Русская интеллигенция в 1900 — 1917 гг. / В.Р. Лей-кина-Свирская. М.: Мысль, 1981. - 285с.
92. Леонтьев, К.Н. Избранное / К.Н. Леонтьев. М.: Московский рабочий, 1993. -397с.
93. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских / Д.С. Лихачев // Вопросы философии. 1990. - №6. - С.3-5.
94. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. М.: Правда, 1990. -650с.
95. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Последние века: В 2 кн. Кн.2. / А.Ф. Лосев. М., 1988. -447с.
96. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: Прогресс, 1994.-456с.
97. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 332с.
98. Любомудрова, Н. Магия русской хандры / Н. Любомудрова // Параллели (Россия — Восток Запад). Альманах философской компаративистики. Вып. 1; Гл. ред. А. Кара-Мурза. - М.: Филос. общ-во СССР, 1990. - 182с.
99. Мамлеев, Ю.В. Россия вечная / Ю.В. Мамлеев. М.: АиФ-Принт, 2002. -336с.
100. Манегетти, А. Система и личность / А. Манегетти. М.: Серебряные нити, 1996.-128с.
101. Маслихин, А.В. Философское введение в науку / А.В. Маслихин. Йошкар-Ола: Марийский полиграф, изд. к-т, 1994. - 216с.
102. Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX вв.). Материалы международной конференции / Редколл.: В.П. Данилов, Л.В. Михов. - М.: РОССПЭН, 1996.-439с.
103. Мережковский, Д.С. «Больная Россия»: Избранное / Д.С. Мережковский. -Л., 1990.-272с.
104. Мережковский, Д.С. Атлантида -Европа: Тайна Запада / Д.С. Мережков-кий. М.: Русская книга, 1992. - 378с.
105. Митрохин, Л.Н. Религиозные культы в США / Л.Н. Митрохин. М.: Знание, 1984. - 63с.
106. Можайскова, И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования): В 4 ч. 4.4 / И.В. Можайскова. — М.: ООО Студия «Вече», 2002. 623с.
107. Мяло, К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция / К. Мяло // Новый мир. 1998. - №8. - С. 252-263.
108. Налимов, В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку: Философские эссе / В.В. Налимов. М: Лабиринт. — 1994.-73с.
109. Нива, Ж. Возвращение в Европу: Статьи о русской литературе / Ж. Нива; Пер. с фр. Е.Э. Ляминой; предисл. А.Н. Архангельского. — М.: Высш. шк. — 1999.-304с.
110. Новиков, А.И. История русской философии X — XX веков / А.И. Новиков. -СПб.: Лань, 1998.-320с.
111. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Под ред. М.А. Маслина, А.Л. Андреева. М.: Наука, 1990.- 178с.
112. Ольшанский, Д. Густав Лебон: Каким виделся социализм на рубеже XIX XX вв. / Д. Ольшанский // Лит. обозрение, 1991. - №4-5 . - С. 76- 93.
113. Орлов, В.Н. Духовное производство и его развитие в условиях социализма / В.Н. Орлов. М.: Высшая школа, 1986. - 133с. .
114. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства / Ортега-и- Гассет. М.: Радуга, 1991.- 639с.
115. Панарин, А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI в. / А.С. Панарин. М.: Логос, 1998. - 389с.
116. Панарин, А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX в. / А.С. Панарин. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 394с.
117. Петров, Ю.А. Методология научного познания / Ю.А. Петров, Э.З. Феи-зов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 590с.
118. Петрухин, А.И. Методологические направления формирования научного мировоззрения / А.И. Петрухин. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1986.
119. Платон. Соч.: В Зт. Т. 1. / Платон; Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1968. - 623с.
120. Платонов, Г.В. Проблема духовности личности / Г.В. Платонов, А.Д. Ко-сичев // Вестн. МГУ. Сер.7. Философия. 1998. - № 2-3.
121. Платонов, О.А. Терновый венец России. История русского народа в XX в. В 2 т. Т.1. / О.А. Платонов. М.: Родник, 1997. - 887 с.
122. Плотин. О бессмертии души / Плотин // Вопросы философии. — 1994. №
123. Подопригора, В.Н. Русский вопрос в современной России / В.Н. Подо-пригора, Т.И. Краснопевцева // Вопросы философии. — 1995. №6. - С. 6574.
124. Пурынычева, Г.М. Сущность и истоки русской духовности: Дис. .д-ра филос. наук / Пурынычева Галина Михайловна. — М., 1999. — 328с.
125. Рогощенков, И. Драма русского самосознания / И. Рогощенков // Север. -1993.-№1.-С. 134-142.
126. Рожанский, Н. Ментальность / Н. Рожанский // 50/50: Опыт словаря нового мышления; Под общ. ред. Ю. Афанасьева и М. Ферро. — М.: Прогресс, 1989.-560с.
127. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. — М.: Издат. группа Норма ИНФРА, 1998. - 627с.
128. Русская идея: Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 469с.
129. Рябов, О.В. Русская философия женственности (XI — XX века) / О.В. Рябов. Иваново: Юнона, 1999. - 360с.
130. Савицкий, П.Н. Континент Евразия / П.Н. Савицкий. М.: Аграф, 1997. -464с.
131. Сильницкий, Г.Г. Земство, соборность и будущее России / Г.Г. Сильниц-кий. Смоленск, 2000. - 36с.
132. Симонов, П.В. Происхождение духовности / П.В. Симонов. М.: Наука. 1989.-352с.
133. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1992.
134. Смирнова, Н.Н. Воскрешенные традиции и обновленный тоталитаризм / Н.Н. Смирнова // Социальные субъекты и политика: Сб. науч. тр.; Отв. ред. С.А. Королев. М.: Изд-во ин-та филос., 1991. - С. 43-56.
135. Соборность. Земство. Демократия: Материалы научно-практической конференции. В 2ч. 4.1. Смоленск: Смоленский гос. пед. ун-т, 2003. - 165с.
136. Советский менталитет: проблемы методологии исследования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.Ф. Рунько. Армавир, 1995. -170с.
137. Соловьев, В.М. Тайны русской души. Вопросы. Ответы. Версии: Книга для чтения о русском национальном характере для изучающих русский язык как иностранный / В.М. Соловьев. — М.: Рус. яз. Курсы, 2002. 200с.
138. Соловьев, B.C. Сочинения: В 2т. Т. 1. / B.C. Соловьев; Под ред. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1990. - 802с.
139. Сорокин, П. Амнезия и новые Колумбы / П. Сорокин // Рубеж. Альманах исследований. Сыктывкар. 1994. - №4. - С. 4-48.
140. Социокультурная методология анализа российского общества. Независимый теоретический семинар, http: // sed. plus, centro/ ru.
141. Степин, B.C. Философская антропология и философия науки / B.C. Сте-пин. М.: Высш. школа, 1992. — 188с.
142. Степун, Ф. Мысли о Росиии // Сочинения / Ф. Степун. М.: РОССПЭН, 2000. - 998с.
143. Степун, Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры / Ф.А. Степун; Пре-дисл. к публ. Р.Е. Гергеля // Вопросы философии. 1997. - №1. - С. 154-165.
144. Сухачев, В.Ю. К генеалогии современного русского национализма / В.Ю. Сухачев // Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. ст. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С. 271-286.
145. Тоффлер, О. Столкновение с будущим / О. Тоффлер // Иностранная литература. 1972. - №3. - С. 228-242.
146. Трофимов, В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы / В.К. Трофимов. Екатеринбург: Рос. Филос.общ-во, межвузовский центр непрерывного гуманит. образования при Уральском гос. ун-те, 1998. 158с.
147. Троцкий, Л.Д. Литература и революция / Л.Д. Троцкий // Вопросы литературы, 1989. №7. - С. 194-221.
148. Троцкий, Л.Д. О художественной литературе и политике РКП / Л.Д. Троцкий // Искусство кино. 1994. - №4. - С. 60— 71.
149. Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана / Н.С. Трубецкой. М.: Аграф, 1999.-354с.
150. Уледов, В.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования / В.К. Уледов. М: Мысль, 1980. - 271 с.
151. Федотов, Г.П. Лицо России / Г.П. Федотов // Вопросы философии. 1990. -№8. - С. 131-158.
152. Федотов, Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. Т. 1: На поле Куликовом / Г.П. Федотова. СПб.: София, 1991. - 380с.
153. Философская энциклопедия: В 5 т. Т.2. / Под ред. Ф.В. Константинова. — М.: Сов. энциклопедия, 1962. -576с.
154. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719с.
155. Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. Киев, 1991. -599с.
156. Фохт-Бабушкин, У.Ю. Искусство и духовный мир человека / У.Ю. Фохт-Бабушкин. М.: Знание, 1982. - 1 Юс.
157. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк; Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеева М.: Республика, 1992 — 510с.
158. Франк, С.Л. Предмет знания. Душа человека / С.Л. Франк; Вст. ст. И.И. Евлампиева. СПб.: Наука, 1995 — 655с.
159. Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопросы философии. 1990. -№6.-С. 68-131.
160. Фролов, И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека / И.Т. Фролов. М., 1985. - 163с.
161. Фромм, Э. Иметь или быть / Э.Фромм; Общ. ред. и послесл. В.И. Добренького. М.: Прогресс, 1986. — 238с.
162. Хевиши, A.M. Феномен «толпы» в трактовке философии XX в. / A.M. Хе-виши // Философские науки. 1999. - №1-2. - С. 30-46.
163. Холодный, Н.Г. / Н.Г. Холодный. Избр. труды. Киев: Науч. думка, 1982.- 444с.
164. Хомяков, А.С. Работы по богословию: В 2 т. Т.2. / А.С. Хомяков; Под ред. Е.В. Харитонова. М.: изд-во Моск. филос. фонда, 1994. — 476с.
165. Человек и духовность: Сб. ст./ Отв.ред. В.Г.Федотова. — Рига: Знание, 1990.-152с.
166. Чеснокова, В. Клуб самодеятельной песни. Заметки социолога на полях истории этого феномена / В. Чеснокова // Знание сила. - 1990. - №7. - С. 56-61.
167. Чешков, Н. Дореволюционная Россия и Советский Союз: анализ преемственности и разрыва / Н. Чешков // Общественные науки и современность. -1997. -№1,- С. 92-104.
168. Шаповалов, В.Ф. Россия как цивилизация / В.Ф. Шаповалов // Альманах центра общественных наук. 1997. - №3. - С. 46-87.
169. Шафаревич, И.Л. Путь из-под глыб / И.Л. Шафаревич. М.: Современник, 1991. - 284с.
170. Шестаков, В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры / В.П. Шестаков. М.: ВЛАДОС, 1995. - 208с.
171. Шишкина, В.И. История русской философии XI нач. XX вв. / В.И. Шишкина, Г.М. Пурынычева. - Йошкар-Ола, 1997. — 264с.
172. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет // Сочинения.1. С '- М.: Правда, 1989. 601с.
173. Шумихина, J1.A. Генезис русской духовности / Л.А. Шумихина. Екатеринбург: Изд-во уральск. ун-та, 1998. — 367с.
174. Щеглова, Е. Так о чем же нам рассказала «деревенская проза»?/ Е. Щеглова //Нева. -1991.-№ 10.-С. 160-183.
175. Эйзенштадт С. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций / С. Эйзенштадт; Пер. с англ. А.В. Гордона. М.: Аспект-Пресс, 1999.-415с.
176. Эллис. Неизданное и несобранное / Эллис (Кобылинский Л.Н.). — Томск: изд-во Водолей, 2000. 480с.
177. Эпштейн М.Н. Новое сектантство. Типы религиозно-философских исканий в России (70-80 гг. XX века) / М.Н. Эпштейн; Под ред. Левина. — Лабиринт, 1994.- 181с.
178. Эткинд, А. Хлыст (Секты, литература и революция) / А. Эткинд. — М.: Новое литературное обозрение, 1998. — 688с.
179. Юнг К. Проблемы души нашего времени / К. Юнг; Пер. с англ. A.M. Бо-ковникова. — М.: Прогресс, 1993. — 329с.
180. Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. Минск: Попурри, 1998. — 625с.
181. Юнг К. Психология бессознательного / К. Юнг. М.: ACT, 1998. - 397с.
182. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М.: Ренесанс, 1991. - 297с.190. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд7/ Очерки по психологии сексуальности. — Минск: Попурри, 1997.-480с.
183. Яковлева, Л.Е. Бытие национальной традиции в философии (На материале испанской философии) / Л.Е. Яковлева // Вестн. Моск. ун-та. Серия7. Философия. 2002. - №4.- С. 25-50.
184. Яковлева, Л.Е. Испанская философская традиция в XIX в.: социокультурный анализ / Л.Е. Яковлева. М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003.-195с.
185. Яценко, А.И. Целеполагание и идеалы / А.И. Яценко. Киев: Наук. Думка, 1977.-275с.
186. Le Goff, J. La bourse ou la vie. Economie et religion о Moyen Age. Paris: Hachette, 1986.-267c.