автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен духовности в развитии российского общества

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Хачецуков, Заур Махмудович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен духовности в развитии российского общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен духовности в развитии российского общества"

На правах рукдписи

0031Т7180

Хачецуков Заур Махмудович

ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

09 00 11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

о 6 ДЕК 2007

Ростов-на-Дону - 2007

003177180

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук на кафедре социологии, политологии и права

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор философских наук, профессор Волков Юрий Григорьевич

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Радовель Михаил Рувинович

(ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»),

кандидат философских наук, доцент Кумыков Ауес Мухамедович

(ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им X М Бербекова»)

Ведущая организация: Адыгейский государственный

университет

Защита состоится «25» декабря 2007 г в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212 208 01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд 34)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (3444006, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 148)

Автореферат разослан «25» ноября 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета

МБ Маринов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обращение к теме диссертационного исследования обусловлено необходимостью осмысления роли феномена духовности в российском обществе Современная эпоха характеризуется бездуховностью, противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентаций Специфика развития современного российского общества заключается в том, что оно оказалось ценностно дезориентировано Вместе с тем, на первый план выступили вполне ясные черты, потребности и ценности частной человеческой жизни, а также экзистенциальной безопасности человека

Духовное всегда являлось той далекой точкой во вселенной, к которой стремился живой человеческий разум Античные идеи космогонии, совершенства космического целого заставляли человека искать причины красоты, гармонии и порядка Вопрос о духовном всегда являлся вопросом о приоритете, о некотором положительном пути, который выбирает человек в процессе осознавания им смысла жизни Искание этого смысла подчас оборачивалось трагическим признанием несоответствия реального и идеального Путь поиска ценностных ориентиров представлял колоссальную духовную работу нахождения истины и попытки приблизиться к совершенному в земной жизни человека Направление этого пути было ориентировано в сторону познания мира, окружающего человека, как мира материальных явлений и процессов, так и той области, которая представляет собой реальность внутреннего мира самого человека Роль разума в осмыслении этих миров была определяющей Постепенно созданные произведения человеческой деятельности стали отчуждаться от человека Достижения в области познания материального мира, нашедшие свое выражение в бурном развитии естествознания и техники, постепенно стали превосходить успехи изучения, связанные с целью подобных достижений, которой является человек Сложность обоснования и выявления теории прогресса в области человеческих

3

отношений, в вопросах, связанных с духовностью, по аналогии с процессом эволюции, является отражением неоднозначности и актуальности данного явления по сей день

Тоталитаризм, конформизм, потребительское отношение к миру укоренились в современном пространстве социальной жизни На фоне этих сопутствующих современности явлений все актуальнее становится вопрос о личностном и индивидуальном целом человека, о смещении ценностной ориентации в сферу обыденного, материального. В силу символьно-знаковой природы духовности, направление к пониманию которой находится в поле идеально-устойчивого мира культуры и вечно меняющегося внутреннего мира человеческого «я», происходит размежевание или смешение понятий «идеальное» и «человеческое», «социальное»

Общество представляет собой систему, в основании которой находится целостность материальной и духовной составляющих Формы бытия могут выступать как в форме духовных, так и в форме материальных образований Забвение и недостаточное развитие одной из этих составляющих приводит к разрушению общества как целостного образования, способного сохранять мировоззренческие ориентиры человека

Вопрос о том, что такое духовность, из чего она слагается и слагается ли, при каких условиях возникает, является вопросом, влияющим на практическую жизнь человека, задающим ценностные ориентиры сохранения человека как существа, способного воспроизводить духовные и, следовательно, жизненные ценности Современное общество находится на трудном пути преобразований не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и ментальности Система ценностей и идеалов российского социума переживает тяжелый кризис, общество теряет идеалы прошлого и не приходит к новым устойчивым идеалам. В этой связи довольно остро встает проблема, которая на протяжении всей истории философской мысли не переставала быть в центре внимания философов различных направлений, - проблема духовности, имеющая не только огромное теоретическое, но и практическое значение

4

Кризис самоопределения человека и, как следствие, поиск им духовных ориентиров и идеалов, которыми он руководствуется при принятии решений, ослабляет российское общество, снижает его защиту от угроз и вызовов безопасности современной реальности Видение духовного смысла, понимание сути и роли духовных основ жизнедеятельности человека представляется необходимым в поисках выхода из сложившейся ситуации. Сегодня важно понять возможности общества оказывать влияние на человека, как-то менять его духовный мир, уметь воздействовать на него, выстраивать иную систему приоритетов В этом ключе видна актуальность исследования изучения феномена духовности в российском обществе Определение типов, видов и форм духовности применительно для России позволит оценить перспективы российской духовной культуры в будущем

Степень научной разработанности темы. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по проблемам феномена духовности, духовного и духовных ценностей

Фундамент в изучении духовности заложили классики отечественной философской мысли (В С Соловьев, М А Антонович, Н А Бердяев, С И Булгаков, Н О Лосский, Л Н Гумилев, Н Я Данилевский, И А Ильин, П А Кропоткин, К Н Леонтьев, А Ф Лосев, Ю М Лотман, Д А Мережковский, В В Розанов, С Н Трубецкой, Н Ф. Федоров, С Л Франк, П А Флоренский)

В отечественной науке наиболее активно проблема духовного осмысливалась в 20 - 30-е гт XX в Затем последовал долгий перерыв, и к этой теме вернулись лишь в 60-е гт, однако основной поток работ приходится только на 80 - 90-е гг. Особенностью исследований этого периода можно считать тесную связь духовности с реальной жизнью человека и общества, в них подчеркивалось национально-особенное, присущее содержанию, характеру развития культуры, традиций духовной жизни страны, что выгодно отличало отечественную традицию от западной, для которой характерно отвлеченное размышление об абстрактных понятиях «Воли», «Жизни» «Боге» и т д.

5

- В последние годы в отечественной литературе появилось значительное количество работ, авторы которых исследуют те или иные аспекты духовности, рассматривают ее под разными углами зрения Среди них работы, посвященные изучению сущности духовного и различных сторон его проявления и функционирования в жизнедеятельности личности и общества, а также условий и факторов формирования и развития духовного мира человека В них, наряду с анализом основного вопроса, рассматриваются отдельные стороны знаний об обществе и человеке Особого внимания заслуживают проблемы сущности мышления и познания, сущности человека и человечества как субъект-объектных реальностей, деятельности как фундаментального атрибута человека и общества, самоорганизации и саморегуляции живых систем, в том числе человека, системного понимания и познания социальных явлений, воспитания и образования личности, управления социальными процессами, общественными сферами, людьми, целостности и единства как качественной определенности в состоянии объектов и явлений природы и общества, самого человека

Вторая группа авторов исследует духовное производство и воспроизводство в противоречивой динамике и статике общественной жизни, сущность и особенности функционирования духовной жизни общества и его культуру. Сакральные основы духовности, философско-теологический уровень рассмотрены в работах Б Г Балатушкина, Т Ю. Бородай, Л П Буевой, В И Гараджи, Л И Григорьевой, П С Гуревича, А Б Зубова, И Я Кантерова

Большинство авторов единодушны в том, что обобщенная философская теория духовной жизни и деятельности в новых исторических условиях разработана недостаточно Это объясняется прежде всего тем, что слабо изучены общественные массовые духовные процессы В результате возник определенный дефицит философских идей, который резко диссонирует с возросшим значением субъективного духовного фактора Речь идет об одном из приоритетных направлений реформирования нашего общества, суть которого состоит в постоянной заботе о духовном богатстве, культуре каждого человека и общества в целом.

Третья группа ученых вносит значительный вклад в исследование духовности при рассмотрении духовных ценностей, вопросов их реализации в обучении и воспитании личности, в процессе тех или иных видов профессиональной деятельности, в формировании социальных ориентаций и смысла жизни Особенно важными представляются методологические положения, высказанные рядом авторов при изучении духовных ценностей и их переоценки в новых социально-экономических и политических условиях, системы ценностных ориентаций личности Отдельными учеными предпринимаются попытки выявить связь переоценок духовных ценностей с крутыми поворотами в исторической жизни, объяснить способ переоценок ценностей как переходных состояний общественного сознания

Значительная группа исследователей все более осознает и обосновывает существо духовной безопасности общества Аспекты отражения духовного в культуре проработаны отечественными культурологами Это труды Э.А Баллера, В С Библера, Г В Драча, С П Ерасова, Е В Завадской, М С

Кагана, ЛН Когана, Л К Кругловой и др. В своих работах эти авторы обращаются к истокам духа русского народа, его культуре, традициям и обычаям Это способствует расширению представлений о духовном, углублению понимания особенностей духовного мира россиян

В связи с этим ставятся и предпринимаются интеллектуальные усилия для изучения тех или иных аспектов духовного обновления личности, сфер ее жизнедеятельности и общества в целом В работах данного направления духовное обновление рассматривается как одно из действенных средств выхода страны из затянувшегося кризиса Здесь же анализируется содержание, противоречия и тенденции в развитии духовной жизни общества и личности, особенности и специфика формирования духовного мира современной молодежи. Примечательным явлением последних лет стало изучение духовных состояний личности

Для понимания сущности духовности важны также работы зарубежных философов А Бергсона, Р Гароди, Э Гуссерля, Г Гессе, У Джемса, М

7

Дюфрена, Р Ингардена, Э Жильсона, Ж Маритена, С Кьеркегора, А Камю, Ф Ницше, Ж -П Сартра, П Тейара де Шардена, А Уайтхеда, Э Фромма, М. Шелера, М Хайдеггера, А Шопенгауэра, О Шпенглера, К Ясперса и др

Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а также огромный объем литературы по проблемам духовного и характера его проявления и функционирования в жизнедеятельности общества и личности, следует заметить, что понимание феномена духовности и его роли в развитии российского общества сегодня не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей В этой связи целесообразно исследовать конкретное значение феномена духовности в развитии российского общества

Целью диссертационного исследования является концептуализация феномена духовности и выявление его социальной роли в развитии российского общества

Для решения этой цели необходимо решить следующие задачи

- концептуализировать феномен духовности,

- выявить основные подходы к феномену духовности в социальной философии,

- выявить структуру, формы и типы духовности в социально-философском аспекте;

- рассмотреть сущность и значение феномена духовности в истории российского общества,

- выявить специфику феномена духовности в современном трансформирующемся российском обществе

- определение перспективы развития феномена духовности в российском обществе

Объектом диссертационного исследования является феномен духовности

Предметом диссертационного исследования выступает эволюция феномена духовности в развитии российского общества

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания сущности, содержания духовности и особенностей ее проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества Содержание социально-философского анализа предполагает использование диалектического метода, применение законов и категорий диалектики Поскольку тема диссертации носит междисциплинарный характер, постольку ее исследование и изложение требуют сочетания общефилософских и общенаучных методов, в том числе компаративного, системного, аналитического, синтетического, а также диалектических принципов историзма, всесторонности, объективности, конкретности и т д.

Научная новизна диссертации состоит в том, что- дано концептуальное определение феномена духовности как следование абсолютной истине в деле, разуме и морали,

- выявлены основные подходы к феномену духовности в социальной философии деятельный, аксиологический, идеологический, а также выявлены основные подходы к пониманию сущности духовности эс^енциальный, конструктивистский, инструменталистский,

- выявлено, что феномен духовности базируется на триаде оснований (дело, разум, мораль), по отношению к Абсолюту проявляется как тотальный или локальный феномен, имеет три основные формы (религиозная, светская и светско-религиозная), каждая из которых проявляется в своем культурно-историческом типе (древневосточный, античный, православный, католический, протестантский, исламский, либеральный, коммунистический, конфуцианский, неолиберальный, социалистический, синто-буддистский и т д ),

- установлено, что феномен духовности в развитии российского

9

общества сыграл консолидирующую и народообразующую роль, Спецификой проявления феномена духовности в российской философской мысли можно признать стремление к сакральности Истины и мессианское чувство,

- выявлено, что в современном трансформирующемся обществе в отсутствие общепризнанных идеалов произошло разрушение духовности советского типа, но пока новое общество не определило аттракторы консолидации, общепризнанная духовность не проявляется в сознании россиян,

- определено, что развитие феномена духовности в российском обществе необходимо для сохранения целостности российского социума и государства Это требует признания того или иного Абсолюта (светского, либо религиозного) в качестве национально понятой абсолютной истины Только в этих условиях может быть сформирован тип духовности, адекватный современному российскому обществу

В данной диссертации, в отличие от остальных работ, предложено авторское понимание феномена духовности, его сущности и роли в развитии российского общества Выявлена типология духовности по принципу ранжирования оснований духовности и формулировки Абсолюта

На защиту выносятся следующие основные положения:

1 Феномен духовности представляет собой признание Абсолюта как абсолютной истины, стремление к которой определяет высшие экзистенциальные ценности человека и социума, примат духовного над материальным в процессе их взаимного координирования Триада оснований духовности - деятельности (деле), разуме (мысли) и морали (совести) Дух понимается прежде всего как абсолютный идеал, образец и концепт Истины. Понимание души неоднозначно, но в целом она понимается как совокупность внетелесных свойств личности человека, его сознания, подсознания и идеалов

Деятельность человека затрагивает прежде всего тело, мораль — душу, разум играет связующую роль между этими двумя составляющими человека

2 Феномен духовности в своем развитии в социально-философской мысли прошел ряд стадий, характеризующихся разной трактовкой оснований духовности, а также разным отношением к базису духовности - Абсолюту. Основания духовности, признаваемые с древности до Нового Времени как трансцедентные и имманентные, приобретают при переходе к современному обществу рациональные и обыденные формы В Новейшее время складывается тенденция к отрицанию Истины как Абсолюта, в результате чего духовность в современном обществе Запада практически полностью разрушена, в то же время растет потребность в духовности, что выражается в росте религиозного фундаментализма и появлении виртуальных форм духовности

3 Структура феномена духовности состоит из взаимозависимых форм и типов Можно выделить три формы духовности религиозную, светскую и светско-религиозную Характеристиками духовности также являеюся формы ее проявления- тотальная и локальная Каждая форма духовности проявляется в культурно-исторических типах по принципу содержания идеалов религиозная форма (католический, протестантский, православный, исламский, иудейский типы), светская форма (античный, неолиберальный, социалистический, конфуцианский), светско-религиозная форма (коммунистический, либеральный, синто-буддистский)

4 Феномен духовности в России сформировался как религиозный на базе православия, затем в советский период принял смешанную форму коммунистического типа Особенностью этого типа духовности была сакрализация идеалов, имеющих материалистический характер Духовность в развитии российского общества играет консолидирующую роль, обеспечивает ряд этнических маркеров, определяющих русский народ Особенностью феномена духовности для российского общества является глубокое религиозное чувство стремления к правде, доброте и красоте, холизм

- 5 Трансформация, которую переживает современное российское общество, выявила точки кризиса смешанного типа советской духовности Как следствие, лишенная ориентира-абсолюта советская духовность перестала охватывать все российское общество, в результате чего на постсоветском пространстве началось оформление различных локальных форм духовности на новых основаниях, такие как классическая религиозная духовность (на базе православных или исламских идеалов), светская духовность современного типа (на базе идеалов гуманизма, патриотизма), виртуальная духовность (на базе язычества, национализма, глобализма, виртуальных сообществ)

6 В развитии российского общества возможны два основных сценария проявления феномена духовности Первый вариант — формирование единой духовности средствами целенаправленной государственной политики в образовании и просвещении Второй вариант - сохранение существующей мозаичной идентичности и культуры, и как следствие - виртуальная духовность, либо ряд локальных духовностей

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы работы могут быть использованы при разработке концепции национальной идеи (идеологии) и национальной доктрины обучения и воспитания граждан, в системах различных видов профессиональной подготовки, при решении сложных и противоречивых вопросов взаимодействия в межконфессиональных и межэтнических конфликтах

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в подготовке курса лекций по духовной культуре, а также учебно-методического комплекса по проблемам духовности

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ, в ходе работы Мастер-класса По разным аспектам темы исследования автор выступал на межвузовских и внутривузовских конференциях, региональных научно-практических конференциях, Всероссийских научных семинарах «Радикальное направление в исламской

12

идеологии», «Духовные структуры в исламе», «Социализация молодежи на Юге России в XXI веке», «II интеллектуальный конгресс евразийской молодежи» Основные положения диссертации отражены в 4 научных статьях по теме исследования (в том числе 1 в рецензируемом журнале) общим объемом до 1,4 п л

Структура работы определяется задачами исследования и включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, приложение и список использованной литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрена степень ее научной разработанности, определены цели и задачи исследования, представлены методологическая основа исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационной работы

В Главе 1 «Концептуализация духовности в социально-философской мысли» дается методологический анализ духовности как социально-философского феномена, рассмотрены основные подходы к феномену духовности- в социальной философии, рассматривается генезис понятия духовности в социально-философской мысли

В параграфе 1.1 «Понятие духовности как социально-философского феномена» проводится анализ основных подходов к понятию феномена духовности, выводится авторское понимание основных определений и терминов.

По словам русского философа И Ильина, «дух есть по существу своему начало самодеятельное и самоопределяющееся, и притом — во всех сферах его жизни »'.В современной литературе многократно упоминается о духовном факторе созидания, духовной жизни, духовном развитии, духовном богатстве, духовной культуре, духовном росте, духовном освоении реального мира и т д

1 Ильин И А Аксиомы религиозного опыта. Париж, М, 1993 С 6,64, 66-67

13

Анализ современной отечественной социально-философской литературы показывает, что взглядов, точек зрения на духовность столько, сколько авторов Так, В Н Шердаков считает, что «сегодняшний лексикон приближает

духовность к образованности, духовная личность - это человек мыслящий, знающий, интеллектуал. »2 В Г Федотова определяет духовность как качественную характеристику сознания, ТВ Холостова - как «качество личности, точнее, ориентации ее сознания, осуществляющее изнутри мотивированное включение в общественную жизнь»3, Г.Э Бурбулис и В.Е Кемеров определяют духовность как «способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенные потребности и интересы»4 Также духовность рассматривается как способ жизнедеятельности человека, фактор социализации личности, способность понимания во взаимодействии между людьми и природой и т д

Причина такой неопределенности, по нашему мнению, во-первых, в самой природе духовности как феномене, связанном с абсолютными истинами, идеалами, неподлежащими критическому анализу, зачастую сакральными и базирующимися на вере, во-вторых, имеет место сложившаяся историческая традиция обращения к проблеме духовности в рамках религиозной философской мысли, вследствие чего сложно рассматривать данный феномен в отрыве от сложившихся в теологическом подходе определений; в-третьих, обращение к природе духовности как социально-философского феномена обычно следует в соответствии с целями, задачами и направлениями решения той или иной конкретной узкопрофессиональной проблемы В результате складывается специфическая проекция духовности через призму определенного научного направления В-четвертых, надо отметить глубокую связь духовности с культурой и обыденным ее пониманием в обществе. Сложившиеся

2 Шердаков ВН О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии 1996 №2 С 27

5 Холостова ТВ Проблема духовности // Методологические проблемы изучения чечовека в марксистской философии Л Изд-во ЛГУ, 1979 С 87

Бурбутс Г Э, Кемеров В Е Духовность и рациональность М, 1986 С 28

стереотипы понимания духовного в той или иной культуре сильно запутывают анализ и выработку общепризнанного определения, более того, не позволяют избегнуть серьезных противоречий в разных подходах и опровергнуть большинство концепций

Духовность есть стремление к познанию Абсолюта, координирование души и тела с Духом, движение к нему Дух понимается прежде всего как абсолютный идеал, образец и концепт Истины Понимание души неоднозначно, но в целом она понимается как совокупность внетелесных свойств личности человека, его сознания, подсознания и идеалов Триада оснований духовности -деятельности (деле), разуме (мысли) и морали (совести) Деятельность человека затрагивает прежде всего тело, мораль - душу, разум играет связующую роль между этими двумя составляющими человека В своем становлении духовность прошла ряд стадий и проявлялась в социально-философской мысли в разных формах

В параграфе 1.2 «Генезис понятия духовности в социально-философской мысли» дается анализ развития понятия духовности и ее составляющих в истории философской мысли

Понятия «дух», «душа» и «духовность» имеют глубокую историю в

философии Зарождение духовной философской традиции неразрывно связано

с Древним Востоком, для которого характерно мифологическое и религиозное

мышление в общем русле развития всей древневосточной культуры

Мышление человека в то время может быть охарактеризовано по преимуществу

как созерцательное, пассивное, проникнутое идеей фатальной

предопределенности событий и невозможностью активного вмешательства в

общий поток жизни, которым правят по одним представлениям неумолимая

судьба, по другим — боги. Древний Восток закладывает основы понимания

духовности и развития духа Мыслители древности обозначили деление

человека на тело и душу и противопоставили эти части Дух связывал человека

с высшими идеалами и Абсолютом, лежащими за пределом человеческого

мира Основной характеристикой этого периода является пассивность

15

духовного мира Духовность древневосточной традиции является достаточно жесткой в своем основании и идеально соответствует жестко иерархированному обществу, четко прописывая ценности подчинения и исполнения Параллельно с джайнизмом и брахманизмом формируется буддизм Буддизм — одновременно религиозное и философское мировоззрение - ставит своей целью указать людям благой способ избавления от страданий и неурядиц путем отречения от собственных желаний и личностных устремлений

Важную часть древневосточной философии составляет конфуцианство Это учение о человеке базируется на традиционных взглядах на устройство мира Человека конфуцианство рассматривает как особый предмет природы, не только подчиняющийся ей, но и умеющий противостоять Это объясняется срединным положением человека между Небом и Землей с одной стороны, человек связывает Небо и Землю, а с другой - человек занимает уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей

Античность преодолевает пассивность духа, свойственную древневосточной традиции Вектор развития - внешний, но не выраженный Идеал в понимании Античности детерминирует саму реальность и воплощается в абсолютном разуме. Поздняя античность, близкая к христианской эпохе, усиливает в системе оснований духовности третью составляющую триады — мораль, связанною более с разумом, чем с деятельностью Христианская философская мысль описывает веру через трансцендентные идеалы, идущие от транцедентального Абсолюта - божественного начала Мораль, таким образом, легитимизируется сверху, детерминируя как разум, так и деятельность Раннехристианская духовность малопластична и неизменна

Философская традиция Нового времени замыкает духовное развитие внутри человека Все внешние силы объявлены бездеятельными и уходят на второй план Мораль перестает быть универсальной и полностью попадает под детерминирующую роль культуры Деятельность становится определяющей при характеристике развития, а разум становится главной силой, формирующей

16

эту деятельность Рационализм возводит разум в ранг божественной непогрешимости как единственно верный методологический инструмент, таким образом, разум становится новым Абсолютом

XX век изменил понимание духовности, прежде всего в силу развития психологии Разум как основание духовности утрачивает целостность, делится на сознание; подсознание и надсознание. Душа обретает физическую природу -как психофизическая сущность личности человека Психологи прочно связывают душу с природными характеристиками телесного - инстинктами Таким образом, душа и разум как основания духовности в философской мысли XX века плотно связываются с телесным и частично смешиваются

Материализм и рационализм советской философской мысли, утверждая вторичность духовного, жестко детерминировал духовность социальным бытием

Кризис индустриального общества и философии модерна привел к смещению акцентов в понимании духовности Среди прочих имеются концепции, отвергающие духовность в принципе, поскольку отрицается Абсолют и абсолютная Истина

В параграфе 1.3 «Структура феномена духовности, его формы и типы в социально философском аспекте» дается анализ структуры феномена духовности, определяются формы его проявления и культурно-исторические типы духовности

Можно выделить следующие формы духовности по принципу основания Абсолюта

- религиозная духовность, базирующаяся на примордиалистском Абсолюте - божественном начале,

- светская духовность, базирующаяся на Абсолюте, созданном

культурой общества - моралью Однако имеется ряд подходов к

морали как имманентно присущей человеку, что сближает светскую

духовность с религиозной, это ярко проявляется в учении марксизма

или современной концепции «общечеловеческих ценностей»,

17

- светско-религиозная духовность, базирующаяся на Абсолюте светского характера, но отношение к нему сакрализуется, и он приобретает характер непогрешимости Эта форма характерна для сито-буддистского востока, а также ярко выразилась в коммунистическом проекте, где материалистические идеалы и символы приобрели сакральный характер, а идеология марксизма-ленинизма - характер религиозного учения Исходя их этих форм, можно выделить в каждой из них типы духовности на основе содержащихся идеалов и ценностей Это православный, католический, протестантский, исламский, (религиозная форма) неолиберальный, социалистический, конфуцианский (светская форма), древневосточный, античный, либеральный, коммунистический, синто-буддистский (светско-религиозная форма) типы духовности

Триада оснований духовности - деятельности (деле), разуме (мысли) и морали (совести) Деятельность человека затрагивает прежде всего тело, мораль - душу, разум играет связующую роль между этими двумя составляющими человека Ранжирование оснований триады духовности в разных типах духовности дает нам возможность выявлять схожие качества для группировки типов в группы, что позволяет нам строить определенные аналогии и делать выводы Например, триада «дело-разум-мораль» проявляется в светской форме духовности конфуцианского типа, и в то же время характерна и для периода Возрождения.

Глава 2 «Специфика феномена духовности в современном

российском обществе» содержит анализ специфических черт проявления

феномена духовности в российском обществе, его развитие и перспективы

В параграфе 2.1 «Сущность и значение феномена духовности в

истории российского общества» рассматривается генезис развития и роли

феномена духовности в истории российского общества

В развитии российского общества феномен духовности прошел несколько

стадий изменения. На раннем этапе феномен духовности принимает форму

18

религиозной, на основе византийской традиции, выполняя функции консолидации славянских племен с разной формой социального общежития, культурой в единый русский этнос Православный идеал дал тот ряд этнических маркеров, на котором сформировалась самоидентификация жителей русского государства В XVIII - XIX вв трактовкой духовности занимались не только теологи, но и светские философы, однако основание русской религиозной духовности - божественное начало и «единство Добра, Красоты и Правды» - оставалось определяющим Советский период характеризуется переходом к светскому типу духовности по форме, однако по содержанию советская духовность относится скорее к религиозной духовности, так как посгулаты марксизма были объявлены объективными истинами, принятыми за Абсолют Таким образом, тип советской духовности можно назвать смешанным

В параграфе 2.2 «Специфика феномена духовности в современном трансформирующемся российском обществе» рассматриваются специфические качества феномена духовности в современном трансформирующемся российском обществе, особенности и последствия ослабления роли духовности в российском обществе

Трансформация, которую переживает современное российское общество, выявило точки кризиса смешанного типа советской духовности Лишение сакральности марксистско-ленинского учения нанесло удар по ядру культуры советского общества, утратили силу этнические маркеры советского народа, советские идеалы потеряли свою силу. Как следствие, лишенная ориентира-абсолюта советская духовность перестала охватывать все российское общество, в результате чего на постсоветском пространстве началось оформление различных локальных форм духовности на новых основаниях, такие как классическая религиозная духовность (на базе православных или исламских идеалов), светская духовность современного типа (на базе идеалов гуманизма, патриотизма), виртуальная духовность (на базе язычества, национализма, глобализма, виртуальных сообществ) Особенность формирования духовности

19

в российском обществе заключается в том, что имеется жесткая потребность в

основании религиозного (аксиоматичного, сакрального) типа То есть

принципы и идеалы, изначально рациональные и прагматичные, в российском

обществе воспринимаются чаще всего как сакральные истины и принимаются с

религиозным чувством, вплоть до фанатизма Это наблюдалось в становлении

коммунистических идеалов, равно как и в выступлениях радикально-

либеральных деятелей перестройки

В параграфе 2.3 «Перспективы развития феномена духовности в

будущем российского общества» дается анализ перспектив развития

феномена духовности в будущем российского общества, рассмотрены

основные предпосылки формирования новой духовности, спектр ценностей,

которые могут лечь в ее основание, даются рекомендации по контролю

формирования новой духовности в российском обществе

Выбор типа духовности или отказ от него играет очень важную роль в

становлении любого общества Духовность задает ряд этнических маркеров,

играет важную роль в самоопределении как отдельного человека, так и

социальной группы, целого народа Таким образом, в развитии российского

общества возможны два основных сценария проявления феномена духовности

Отказ от духовности в принципе требует кардинального изменения

мировоззрения российского общества и как вариант в ближайшее время не

рассматривается Первый вариант - формирование единой духовности

средствами целенаправленной государственной политики в образовании и

просвещении Будет ли она основана на религиозном или на светском идеале, у

этого варианта имеется ряд существенных проблем, таких как конфликт

ценностей внутри многонационального и полиэтничного государства, а также

необходимость постоянного контроля за воспроизводством духовной жизни

народа, уровнем внешнего культурного влияния Второй вариант - сохранение

существующей мозаичной идентичности и культуры, и как следствие -

формируется квазидуховность, либо духовность приобретет локальный

характер В этом случае существование единого народа ставится под вопрос, и

20

российское общество ждет неминуемый раскол, в лучшем случае с эклектичным соединением с константным конфликтом в точках напряжения

В Заключении диссертации подводятся итоги проведенного анализа, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1 Хачецуков ЗМ Образы духовности в России традиция, модерн, постмодерн//Научная Мысль Кавказа 2006 Дополнительный выпуск С 195196 0,5 пл.

2 Хачецуков ЗМ Образ духовности в шиитском Иране к вопросу о генезисе шахидизма // Радикальное направление в исламской идеологии Материалы всероссийской научно-практической конференции Ростов н/Д, 2007 С 78-83 0,2 п л

3 Хачецуков 3 М Образ духовности как фактор социализации молодежи в России // Социализация молодежи на Юге России в XXI веке Материалы межрегиональной научно-практической конференции Ростов н/Д, 2007. С 117-123 0,2 п л

4 Хачецуков ЗМ Эволюция понятия духовность // Путь в науку Молодые ученые об актуальных проблема социальных и гуманитарных наук Вып 8. Ростов н/Д, 2007 С 85-96 0,5 п л

Подписано в печать 15 11 07 Объем 1,5 п л. Тираж 100 экз Заказ № 80/11 Ризограф СКАГС 344002, г Ростов-на-Дону, ул Пушкинская, 70

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хачецуков, Заур Махмудович

Введение.

Глава 1. Концептуализация духовности в социально-философской мысли.

1.1. Понятие духовности как социально-философского феномена.

1.2. Генезис понятия духовности в социально-философской мысли.

1.3. Структура феномена духовности, его формы и типы в социально философском аспекте.

Глава 2. Специфика феномена духовности в современном российском обществе.

2.1. Сущность и значение феномена духовности в истории российского общества.

2.2. Специфика феномена духовности в современном трансформирующемся российском обществе.

2.3. Перспективы развития феномена духовности в будущем российского общества.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Хачецуков, Заур Махмудович

Актуальность темы исследования. Обращение к теме диссертационного исследования обусловлено необходимостью осмысления роли феномена духовности в российском обществе. Современная эпоха характеризуется бездуховностью, противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентаций. Специфика развития современного I российского общества заключается в том, что оно оказалось ценностно дезориентировано. Вместе с тем, на первый план выступили вполне ясные черты, потребности и ценности частной человеческой жизни, а также экзистенциальной безопасности человека.

Духовное всегда являлось той далекой точкой во вселенной, к которой стремился живой человеческий разум. Античные идеи космогонии, совершенства космического целого заставляли человека искать причины красоты, гармонии и порядка. Вопрос о духовном всегда являлся вопросом о приоритете, о некотором положительном пути, который выбирает человек в процессе осознавания им смысла жизни. Искание этого смысла подчас оборачивалось трагическим признанием несоответствия реального и идеального. Путь поиска ценностных ориентиров представлял колоссальную духовную работу нахождения истины и попытки приблизиться к совершенному в земной жизни человека. Направление этого пути было ориентировано в сторону познания мира, окружающего человека, как мира материальных явлений и процессов, так и той области, которая представляет собой реальность внутреннего мира самого человека. Роль разума в осмыслении этих миров была определяющей. Постепенно созданные произведения человеческой деятельности стали отчуждаться от человека.

Достижения в области познания материального мира, нашедшие свое выражение в бурном развитии естествознания и техники, постепенно стали 3 превосходить успехи изучения, связанные с целью подобных достижений, которой является человек. Сложность обоснования и выявления теории прогресса в области человеческих отношений, в вопросах, связанных с духовностью, по аналогии с процессом эволюции, является отражением неоднозначности и актуальности данного явления по сей день.

Тоталитаризм, конформизм, потребительское отношение к миру укоренились в современном пространстве социальной жизни. На фоне этих сопутствующих современности явлений все актуальнее становится допрос о личностном и индивидуальном целом человека, о смещении ценностной ориентации в сферу обыденного, материального. В силу символьно-знаковой природы духовности, направление к пониманию которой находится в поле идеально-устойчивого мира культуры и вечно меняющегося внутреннего мира человеческого «я», происходит -размежевание или смешение понятий «идеальное» и «человеческое», «социальное».

Общество представляет собой систему, в основании которой находится целостность материальной и духовной составляющих. Формы -бытия могут выступать как в форме духовных, так и в форме материальных образований. Забвение и недостаточное развитие одной из этих составляющих приводит к разрушению общества как целостного образования, способного сохранять мировоззренческие ориентиры человека.

Вопрос о том, что такое духовность, из чего она слагается и слагается ли, при каких условиях возникает, является вопросом, влияющим на практическую жизнь человека, задающим ценностные ориентиры к сохранения человека как существа, способного воспроизводить духовные и, следовательно, жизненные ценности. Современное общество находится на трудном пути преобразований не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и ментальности. Система ценностей и идеалов 4 российского социума переживает тяжелый кризис, общество теряет идеалы прошлого и не приходит к новым устойчивым идеалам. В этой связи довольно остро встает проблема, которая на протяжении всей истории философской мысли не переставала быть в центре внимания философов различных направлений, - проблема духовности, имеющая не только огромное теоретическое, но и практическое значение. Кризис самоопределения человека и, как следствие, поиск им духовных ориентиров и идеалов, которыми он руководствуется при принятии решений, ослабляет российское общество, снижает его защиту от угроз и вызовов безопасности современной реальности. Видение духовного смысла, понимание сути и роли духовных основ жизнедеятельности человека представляется необходимым в поисках выхода из сложившейся ситуации. Сегодня важно понять возможности общества оказывать влияние на человека, как-то менять его духовный мир, уметь воздействовать на него, выстраивать иную систему приоритетов. В этом ключе видна актуальность исследования изучения феномена духовности в российском обществе. Определение типов, видов и форм духовности применительно для России позволит оценить перспективы российской духовной культуры в будущем.

Степень научной разработанности темы. Философия и другие социально-гуманитарные науки к настоящему времени располагают обширным материалом по проблемам феномена духовности, духовного и духовных ценностей.

Фундамент в изучении духовности заложили классики отечественной философской мысли (B.C. Соловьев, М.А. Антонович, H.A. Бердяев, С.И. Булгаков, Н.О. Лосский, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, П.А. Кропоткин, К.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Д.А. Мережковский, В.В. Розанов, С.Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк, П.А. Флоренский).

В отечественной науке наиболее активно проблема духовного осмысливалась в 20 - 30-е гг. XX в. Затем последовал долгий перерыв, и к этой теме вернулись лишь в 60-е гг., однако основной поток работ приходится только на 80 - 90-е гг. Особенностью исследований этого периода можно считать тесную связь духовности с реальной жизнью человека и общества, в них подчеркивалось национально-особенное, присущее содержанию, характеру развития культуры, традиций духовной жизни страны, что выгодно отличало отечественную традицию от западной, для которой характерно отвлеченное размышление об абстрактных понятиях: «Воли», «Жизни» «Боге» и т.д.

В последние годы в отечественной литературе появилось значительное количество работ, авторы которых исследуют те или иные аспекты духовности, рассматривают ее под разными углами зрения. Среди них работы, посвященные изучению сущности духовного и различных сторон его проявления и функционирования в жизнедеятельности личности и общества, а также условий и факторов формирования и развития духовного мира человека. В них, наряду с анализом основного вопроса, рассматриваются отдельные стороны знаний об обществе и человеке; Особого внимания заслуживают проблемы сущности мышления и познания; сущности человека и человечества как субъект-объектных реальностей; деятельности как фундаментального атрибута человека и общества; самоорганизации и саморегуляции живых систем, в том числе человека, системного понимания и познания социальных явлений; воспитания и образования личности; управления социальными процессами, * * общественными сферами, людьми; целостности и единства как качественной определенности в состоянии объектов и явлений природы и общества, самого человека.

Вторая группа авторов исследует духовное производство и воспроизводство в противоречивой динамике и статике общественной жизни, сущность и особенности функционирования духовной жизни общества и его культуру. Сакральные основы духовности, философско-теологический уровень рассмотрены в работах Е.Г. Балатушкина, Т.Ю. Бородай, Л.П. Буевой, В.И. Гараджи, Л.И. Григорьевой, П.С. Гуревича, А.Б. Зубова, И .Я. Кантерова.

Большинство авторов единодушны в том, что обобщенная философская теория духовной жизни и деятельности в новых исторических условиях разработана недостаточно. Это объясняется прежде всего тем, что слабо изучены общественные массовые духовные процессы. В результате возник определенный дефицит философских идей, который резко диссонирует с возросшим значением субъективного духовного фактора. Речь идет об одном из приоритетных направлений реформирования нашего общества, суть которого состоит в постоянной заботе о духовном богатстве, культуре каждого человека и общества в целом.

Третья группа ученых вносит значительный вклад в исследование духовности при рассмотрении духовных ценностей, вопросов их реализации в обучении и воспитании личности, в процессе тех или иных видов профессиональной деятельности, в формировании социальных ориентаций и смысла жизни. Особенно важными представляются методологические положения, высказанные рядом авторов при изучении духовных ценностей и их переоценки в новых социально-экономических и политических условиях, системы ценностных ориентаций личности. Отдельными учеными предпринимаются попытки выявить связь переоценок духовных ценностей с крутыми поворотами в исторической жизни, объяснить способ переоценок ценностей как переходных состояний общественного сознания.

Значительная группа исследователей все более осознает и 7 обосновывает существо духовной безопасности общества. Аспекты отражения духовного в культуре проработаны отечественными культурологами. Это труды Э.А. Баллера, B.C. Библера, Г.В. Драча, С.П. I

Ерасова, Е.В. Завадской, М.С. Кагана, JI.H. Когана, JI.K. Кругловой и др. В своих работах эти авторы обращаются к истокам духа русского народа, его культуре, традициям и обычаям. Это способствует расширению представлений о духовном, углублению понимания особенностей духовного мира россиян.

В связи с этим ставятся и предпринимаются интеллектуальные усилия для изучения тех или иных аспектов духовного обновления личности, сфер ее жизнедеятельности и общества в целом. В работах данного направления духовное обновление рассматривается как одно из действенных 'средств выхода страны из затянувшегося кризиса. Здесь же анализируется содержание, противоречия и тенденции в развитии духовной жизни общества и личности, особенности и специфика формирования духовного мира современной молодежи. Примечательным явлением последних лет стало изучение духовных состояний личности.

Для понимания сущности духовности важны также работы зарубежных философов А. Бергсона, Р. Гароди, Э. Гуссерля, Г. Гессе, У. Джемса, М. Дюфрена, Р. Ингардена, Э. Жильсона, Ж. Маритена, С. Кьеркегора, А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, П. Тейара де Шардена, А. Уайтхеда, Э. Фромма, М. Шелера, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.

Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а также огромный объем литературы по проблемам духовного и характера его проявления и функционирования в жизнедеятельности общества и личности, следует заметить, что понимание феномена духовности и его роли в развитии российского общества сегодня не имеет достаточно определенного 8 толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей. В этой связи целесообразно исследовать конкретное значение феномена духовности в развитии российского общества.

Целью диссертационного исследования является концептуализация феномена духовности и выявление его социальной роли в развитии российского общества.

Для решения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- концептуализировать феномен духовности;

- выявить основные подходы к феномену духовности в социальной философии;

- выявить структуру, формы и типы духовности в социально-философском аспекте;

- рассмотреть сущность и значение феномена духовности в истории российского общества;

- выявить специфику феномена духовности в современном трансформирующемся российском обществе.

- определение перспективы развития феномена духовности в российском обществе.

Объектом диссертационного исследования является феномен духовности.

Предметом диссертационного исследования выступает эволюция феномена духовности в развитии российского общества.

Общетеоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты понимания сущности, содержания духовности и особенностей ее проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества.

Содержание социально-философского анализа предполагает использование 9 диалектического метода, применение законов и категорий диалектики. Поскольку тема диссертации носит междисциплинарный характер, постольку ее исследование и изложение требуют сочетания общефилософских и общенаучных методов, в том числе компаративного, системного, аналитического, синтетического, а также диалектических принципов историзма, всесторонности, объективности, конкретности и т.д.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

- дано концептуальное определение феномена духовности как следование абсолютной истине в деле, разуме и морали;

- выявлены основные подходы к феномену духовности в социальной философии: деятельный, аксиологический, идеологический, а также выявлены основные подходы к пониманию сущности духовности: эссенциальный, конструктивистский, инструменталистский;

- выявлено, что феномен духовности базируется на триаде оснований (дело, разум, мораль), по отношению к Абсолюту проявляется как тотальный или локальный феномен, имеет три основные формы (религиозная, светская и светско-религиозная), каждая из которых проявляется в своем культурно-историческом типе (древневосточный, античный, православный, католический, протестантский, исламский, либеральный, коммунистический, I конфуцианский, неолиберальный, социалистический, синто-буддистский и т.д.);

- установлено, что феномен духовности в развитии российского общества сыграл консолидирующую и народообразующую роль. Спецификой проявления феномена духовности в российской философской мысли можно признать стремление к сакральности Истины и мессианское чувство;

- выявлено, что в современном трансформирующемся обществе в отсутствие общепризнанных идеалов произошло разрушение духовности советского типа, но пока новое общество не определило аттракторы консолидации, общепризнанная духовность не проявляется в сознании россиян; I

- определено, что развитие феномена духовности в российском обществе необходимо для сохранения целостности российского социума и государства. Это требует признания того или иного Абсолюта (светского, либо религиозного) в качестве национально понятой абсолютной истины. Только в этих условиях может быть сформирован тип духовности, адекватный современному российскому обществу.

В данной диссертации, в отличие от остальных работ, предложено авторское понимание феномена духовности, его сущности и роли в р'азвитии российского общества. Выявлена типология духовности по принципу ранжирования оснований духовности и формулировки Абсолюта.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Феномен духовности представляет собой признание Абсолюта как абсолютной истины, стремление к которой определяет высшие экзистенциальные ценности человека и социума, примат духовного над материальным в процессе их взаимного координирования. Триада оснований духовности - деятельности (деле), разуме (мысли) и морали (совести). Дух понимается прежде всего как абсолютный идеал, образец и концепт Истины. Понимание души неоднозначно, но в целом она понимается как совокупность внетелесных свойств личности человека, его сознания, подсознания и идеалов. Деятельность человека затрагивает прежде всего тело, мораль - душу, разум играет связующую роль между этими двумя составляющими человека.

2. Феномен духовности в своем развитии в социально-философской мысли прошел ряд стадий, характеризующихся разной трактовкой оснований духовности, а также разным отношением к базису духовности -Абсолюту. Основания духовности, признаваемые с древности до Нового Времени как трансцедентные и имманентные, приобретают при переходе к современному обществу рациональные и обыденные формы. В Новейшее время складывается тенденция к отрицанию Истины как Абсолюта, в результате чего духовность в современном обществе Запада практически полностью разрушена, в то же время растет потребность в духовности, что выражается в росте религиозного фундаментализма и появлении виртуальных форм духовности.

3. Структура феномена духовности состоит из взаимозависимых форм и типов. Можно выделить три формы духовности: религиозную, светскую и светско-религиозную. Характеристиками духовности также являеюся формы ее проявления: тотальная и локальная. Каждая форма духовности проявляется в культурно-исторических типах по принципу содержания идеалов: религиозная форма (католический, протестантский, православный, исламский, иудейский типы), светская форма (античный, неолиберальный, социалистический, конфуцианский), светско-религиозная форма (коммунистический, либеральный, синто-буддистский).

4. Феномен духовности в России сформировался как религиозный на базе православия, затем в советский период принял смешанную форму коммунистического типа. Особенностью этого типа духовности была сакрализация идеалов, имеющих материалистический характер. Духовность в развитии российского общества играет консолидирующую роль, обеспечивает ряд этнических маркеров, определяющих русский народ. Особенностью феномена духовности для российского общества является глубокое религиозное чувство стремления к правде, доброте и красоте, холизм.

5. Трансформация, которую переживает современное российское общество, выявила точки кризиса смешанного типа советской духовности. Как следствие, лишенная ориентира-абсолюта советская духовность перестала охватывать все российское общество, в результате чего на постсоветском пространстве началось оформление различных локальных форм духовности на новых основаниях, такие как классическая религиозная духовность (на базе православных или исламских идеалов), светская духовность современного типа (на базе идеалов гуманизма, патриотизма), виртуальная духовность (на базе язычества, национализма, глобализма, виртуальных сообществ).

6. В развитии российского общества возможны два основных сценария проявления феномена духовности. Первый вариант -формирование единой духовности средствами целенаправленной государственной политики в образовании и просвещении. Второй вариант -сохранение существующей мозаичной идентичности и культуры, и как следствие - виртуальная духовность, либо ряд локальных духовностей.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы работы мо1ут быть использованы при разработке концепции национальной идеи (идеологии) и национальной доктрины обучения и воспитания граждан, в системах различных видов профессиональной подготовки, при решении сложных и противоречивых вопросов взаимодействия в межконфессиональных и межэтнических конфликтах.

Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в подготовке курса лекций по духовной культуре, а также учебно-методического комплекса по проблемам духовности.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ, в ходе работы Мастер-класса. По разным аспектам темы исследования автор выступал на межвузовских и внутривузовских конференциях, региональных научно-практических конференциях, Всероссийских научных семинарах: «Радикальное направление в исламской идеологии», «Духовные структуры в исламе», «Социализация молодежи на Юге России в XXI веке», «И интеллектуальный конгресс евразийской молодежи». Основные положения диссертации отражены в 4 научных статьях по теме исследования (в том числе 1 в рецензируемом журнале) общим объемом до 1,4 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, приложения и списка литературы, включающего 150 источников. Общий объем работы - 149 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен духовности в развитии российского общества"

Заключение

Духовность есть стремление к познанию Абсолюта, координирование души и тела с Духом, движение к нему. Дух понимается, прежде всего, как абсолютный идеал, образец и концепт Истины. Понимание души неоднозначно, но в целом она понимается как совокупность внетелесных свойств личности человека, его сознания, подсознания и идеалов. Триада оснований духовности - деятельности (деле), разуме (мысли) и морали (совести). Деятельность человека затрагивает, прежде всего, тело, мораль -душу, разум играет связующую роль между этими двумя составляющими человека. В своем становлении духовность прошла ряд стадий и проявлялась в социально-философской мысли в разных формах.

Древний Восток закладывает основы понимания духовности и развития духа. Мыслители древности обозначили деление человека на тело и душу и противопоставили эти части. Дух связывал человека с высшими идеалами и Абсолютом, лежащими за пределом человеческого мира. Основной характеристикой этого периода является пассивность духовного мира. Духовность древневосточной традиции, является достаточно жестка в своем основании и идеально соответствует жестко иерархированному обществу, четко прописывая ценности подчинения и исполнения.

Античность преодолевает пассивность духа свойственную древневосточной традиции. Вектор развития внешний, но не выраженный.

Идеал в понимании античности детерминирует саму реальность и воплощается в абсолютном разуме. Поздняя античность близкая к христианской эпохе усиливает в системе оснований духовности третью составляющую триады - мораль, связанною более с разумом, чем с деятельностью. Христианская философская мысль, описывает веру через трансцендентные идеалы, идущие от транцедентального Абсолюта

130 божественного начала. Мораль, таким образом, легитимизируется сверху, детерминируя моралью, как разума, так и деятельности. Раннехристианская духовность малопластична и неизменна.

Философская традиция Нового времени замыкает духовное развитие внутри человека. Все внешние силы объявлены бездеятельными и уходят на второй план. Мораль перестает быть универсальной и полностью попадает под детерминирующую роль культуры. Деятельность становится определяющей при характеристике развития, а разум становится главной силой формирующей эту деятельность. Рационализм возводит разум в ранг божественной непогрешимости, как единственно верный методологический инструмент, таким образом, разум становится новым Абсолютом.

XX век изменил понимание духовности, прежде всего в силу развития психологии. Разум как основание духовности утрачивает целостность, делится на сознание, подсознание и надсознание. Душа обретает физическую природу - как психофизическая сущность личности человека. Психологи прочно связывают душу с природными характеристиками телесного - инстинктами. Таким образом, душа и разум как основания духовности в философской мысли XX века плотно связываются с телесным и частично смешиваются.

Материализм и рационализм советской философской мысли, утверждая вторичность духовного, жестко детерминировал духовность социальным бытьем.

Кризис индустриального общества и философии модерна привел к смещению акцентов в понимании духовности. Среди прочих имеются концепции отвергающие духовность в принципе, поскольку отрицается Абсолют и абсолютная Истина.

Несмотря на широкий спектр подходов к феномену духовности, можно выделить различные типы и формы духовности. В западной философии

131 можно выделить три формы духовности: восходящей (асцендентной), внутренней (имманентной) и внутренне-восходящей (асцендентно-имманентной). В случае восходящих форм духовность достигается на каком-то ином плане, не на плане обыденной жизни. Имманентные формы духовности достигаются не путем вознесения над поверхностью повседневной жизни, а путем погружения в некие глубины под этой поверхностью. Имманентно-асцендентная форма духовности - это "забота о собственной душе, которая находится глубоко внутри и одновременно с этим соприкасается с Богом, который где-то "на небесах".

В традиции восточного христианства «духовность», рассмотренная с трех позиций (антропологической, космологической и социологической), в историческом процессе прошла пять ступеней развития своего понимания (духовность «делания», тенденция духовной учености, духовный опыт, почитание изображенных образов святых (икон), монашеское общежительство).

Можно выделить следующие формы духовности по принципу основания Абсолюта:

• религиозная духовность, базирующаяся на примордиалистском Абсолюте - божественном начале;

• светская духовность, базирующаяся на Абсолюте созданным культурой общества - моралью. Однако имеется ряд подходов к морали как имманентно присущей человеку, что сближает светскую духовность с религиозной, что ярко проявляется в учении марксизма или современной концепции «общечеловеческих ценностей»;

• светско-религиозная духовность, базируешься на Абсолюте светского характера, но отношение к нему имеет сакрализуется и приобретает характер непогрешимости. Эта форма характерна для сито-буддистского востока, а также ярко выразилось в коммунистическом проекте.

132

В развитии российского общества феномен духовности прошел несколько стадий изменения. На раннем этапе феномен духовности принимает форму религиозной, на основе византийской традиции, выполняя функции консолидации славянских племен с разной формой социального общежития, культурой в единый русский этнос. Православный идеал дал тот ряд этнических маркеров, на котором сформировалась самоидентификация жителей русского государства. В XVIII - XIX вв. трактовкой духовности занимались не только теологи, но и светские философы, однако основание русской религиозной духовности - божественное начало и «единство Добра, Красоты и Правды» оставалось определяющим. Советский период характеризуется переходом к светскому типу духовности по форме, однако по содержанию советская духовность относится скорее к религиозной духовности, т.к. постулаты марксизма были объявлены объективными истинами, принятыми за Абсолют. Таким образом, тип советской духовности можно назвать смешанным.

Трансформация, которую переживает современное российское общество, выявило точки кризиса смешанного типа советской духовности.

Лишение сакральности марксистско-ленинского учения нанесло удар по ядру культуры советского общества, утратили силу этнические маркеры советского народа, советские идеалы потеряли свою силу. Как следствие, лишенная ориентира-абсолюта, советская духовность перестала охватывать все российское общество, в результате чего на пост-советском пространстве началось оформление различных локальных форм духовности, на новых основаниях, такие как классическая религиозная духовность (на базе православных или исламских идеалов), светская духовность современного типа (на базе идеалов гуманизма, патриотизма), квазидуховность (на базе язычества, национализма, глобализма, виртуальных сообществ).

Особенностью формирования духовности в российском обществе в том, что

133 имеется жесткая потребность в основании религиозного (аксиоматичного, сакрального) типа. То есть принципы и идеалы, изначально рациональные и прагматичные, российским обществом чаще всего воспринимаются как сакральные истины и принимаются с религиозным чувством, вплоть до фанатизма. Это наблюдалось в становлении коммунистических идеалов, равно как и радикально-либеральных деятелей перестройки.

Выбор типа духовности или отказ от него играет очень важную роль в становлении любого общества. Духовность задает ряд этнических маркеров, играет важную роль в самоопределении как отдельного человека, так и социальной группы, целого народа. Таким образом, в развитии российского общества возможны два основных сценария проявления феномена духовности. Отказ от духовности в принципе требует кардинального изменения мировоззрения российского общества и как вариант в ближайшее время не рассматривается. Первый вариант - формирование единой духовности средствами целенаправленной государственной политике в образовании и просвещении. Будет ли она основана на религиозном, или на светском идеале, у этого варианта имеется ряд существенных проблем, I таких как конфликт ценностей внутри многонационального и полиэтничного государства, а также необходимость постоянного контроля за воспроизводством духовной жизни народа, уровнем внешнего культурного влияния. Второй вариант - сохранение существующей мозаичной идентичности и культуры, и как следствие - виртуальная духовность, либо ряд локальных духовностей. В этом случае существование единого народа ставится под вопрос, и российское общество ждет неминуемый раскол, в лучшем случае с эклектичным соединением и констатным конфликтом в точках напряжения.

 

Список научной литературыХачецуков, Заур Махмудович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин. О свободном выборе. // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Мысль, 1991.

2. Аквинский Фома. Сумма теологий // Человек. Мыслители прошлого иIнастоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Мысль, 1991.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Знание, 1988.

4. Андрюшина Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Дисс. канд. филос. наук. М.:1992.

5. Аристотель. О душе / Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1976.

6. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

7. Белковский А.Н., Черносвитов П. Человеческая культура: бесперспективное разнообразие // Человек. 1996. №6.

8. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990.

9. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени. // Вопросы философии. 1993. №5.

10. Бойков В.Э., Иванов В.Н., Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. №9.

11. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Вопросы философии. 1996. №2.

12. Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. От Канта до Ницше. СПб, 1913.

13. Вольтер. Бог и люди: В 2-х т. М. Знание, 1961.

14. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М.: Высш. шк., 1995.

15. Волков Ю.Г. Российская духовность: дискурс согласия / Язык в140контексте социально-правовых отношений в современной России (материалы международной научно-практической конференции 22 марта 2006 г.) Ростов-на-Дону. 2006.

16. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М. Аспект-Пресс, 1998.

17. Гараджа В.И. Мораль и религия. // Вопросы философии. 1996. №2.

18. Гартман Николай. Проблема духовного бытия. // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.

19. Гельвеций К.А. О человеке. // Сочинения: в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1974.

20. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. / Отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1977.

21. Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. 1997. №8.

22. Гостев А. Проблемы человеческого мышления в трактате Аристотеля "О душе" // Вопросы философии. 1997. №12.

23. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. // Вопросы философии. 1994. №1.

24. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.

25. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект-Пресс, 1994.

26. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Агрессивность бездуховности. // "Дайте планете шанс!" Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.

27. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

28. Давидович В.Е. Культура мира на исходе XX столетия. // Изв. высших учеб. завед. Сев. -Кав. регион. Общественные науки. 1996. №4.

29. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль. 1994.

30. Дидро Д. Избранные философские произведения: Пер. с фр. М.: Наука, 1941.

31. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый (личность в141постсоветском социуме). // Политические исследования. 1999. №3.

32. Дугин И.М. Духовность и нравственность: основные формы связи. СПб.: Питер, 1996.

33. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы "круглого стола". // Вопросы философии. 1996. №2.

34. Духовность как фактор социализации личности. / Под ред. В.Г. Федотовой. Воронеж: Воронеж, госуд. техн. ун-т, 1993.I

35. Духовное становление человека. Сб. статей / Э.В. Соколов. Л.: Наука, 1972.

36. Жданов Ю.А. Целостность личной культуры и дополнительное образование. // Система послевузовского и дополнительного образования в современной России. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1997.

37. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. * Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.

38. Зеньковский В. Проблемы воспитания в сфере христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.

39. Ильин И.А. Осаждающая крепость. / Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. М.: Гардарика, 1992.

40. Ильин И.А. Путь духовного обновления. // Собр. соч. в 10-ти т. М.: Русская книга, 1993. Т.1.

41. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

42. Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа). // Вопросы философии. 1985. №9.

43. Кантор В.К. Личность в России: сотворение катастрофы. // ВопросыIфилософии. 1998. №7.

44. Карпухин О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования // Социально-политический журнал. 1996. №2.

45. Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса142культуры в российском обществе. // Социально-политический журнал. 1995. №5.

46. Кефели И.Ф. Судьбы культуры XX века. // Социально-политический журнал. 1996. №5.

47. Киселёва М.С. Культурные коды и типы культуры. // Культурология. М.: Наука, 1993.

48. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. / АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1990.

49. Колесов М.С. Человек и духовные ценности. / Тезисы научно-теоретической конференции. Кишинёв, Штиинца, 1990.

50. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. E.H. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

51. Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире // Вопросы философии. 1990. №8.

52. Кронер Рихард. Самоосуществление духа. // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995.

53. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. М.: Наука, 1990.

54. Крюков В.В. Феномен ценностей в культуре. В кн.: Философия и её место в культуре. Сб. научн. трудов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.

55. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1979.

56. Кузин А. Духовное начало во вселенной. // Вопросы философии. 1998. №8.

57. Культура, культурология и образование. "Круглый стол". // Вопросы философии. 1997. №2.

58. Культура личности. // Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. М.: Гардарика, 1996.

59. Культура и реформа. // Вопросы философии. 1994. №7-8.

60. Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы. // Вопросы философии.1992. №10.

61. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека. // Общественные науки и современность. 1999. №5.

62. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания. // Культурология. XX век: Антология М.: Юрист, 1995.

63. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: 1985.

64. Лекторский В.А. Духовность и рациональность. // Вопросы философии. 1996. №2.

65. Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия,1993.

66. Лосев А.Ф. Дерзание духа. M.: 1988.

67. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: 1991.

68. Лосский И.О. Ценность и бытие. // Бог и мировое зло. М.: 1994.

69. Лихачёв Д.С. "Живёт только он, народ".О духовной культуре народа. // Наука и религия. 1988. № 12. ;

70. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Автореф. дисс. д-ра филос. наук, 1997.

71. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология). // Вопросы философии. 1999. №8.

72. Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. 1999. №2.

73. Малькова Т.П. Субъекты культуры. // Культурология. М.: 1993.

74. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.

75. Манхейм К. Идеология и утопия: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.

76. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. //144

77. Проблема человека в западной философии. М,: 1988.

78. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа. // Вопросы философии. 1999. №8.

79. Маркс К. Капитал. Т. 1-3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 23-25.

80. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии. // Вопросы философии. 1997. №11.

81. Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма. // Вопросы философии. 1999. №2.

82. Маритен Ж. О человеческом знании. // Вопросы философии. 1997. №5.I

83. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании. Проблемы человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

84. Марсель Г. Рильке свидетель духовного. // Вопросы философии. 1998. №1.

85. Марутаев М.А. О гармонии мира. // Вопросы философии. 1994. №6.

86. Матвеева С.Л. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России. // Социальный конфликт. 1994. №4.

87. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 1995.

88. Медушевский А.Н. Конституционные кризисы в обществах переходного типа. //Вопросы философии. 1999. №12.

89. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России). / Под общ. ред. И.Т. Дубова. РАОПИ Имидж-контакт. М.: Индекс, 1997.

90. Мень А. Трудный путь к диалогу. М.: Наука, 1992.

91. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М.: Наука, 1990.

92. Мир через культуру: Ежегодник. / Сост. Балашов Э.В.. М.: Сов.Iписатель, 1990.

93. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Мысль, 1993.145

94. Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры. // Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1995.

95. Молодёжь: будущее России. / Антонов А.И., Бабочкин П.И., Бальсевич В.К. и др. / М.: Ин-т молодёжи, 1995.

96. Моральные ценности и личность. / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

97. Москвин Л.Б. Новые социальные изменения в современном мире. // Общественные науки и современность. 1999. №3.

98. Мудраглей Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму. // Вопросы философии. 1995. №9.I

99. Наука и культура (материалы "круглого стола"). // Вопросы философии. 1998. №10.

100. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе. // Социологический журнал. 1998. №2.

101. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: Неизбежность смены культуры в XXI веке. // Вопросы философии. 1996. №11.

102. Ю1.Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

103. Неменский Б.М. Искусство это особая форма познания. // Вопросы философии. 1996. №2.

104. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России (Материалы "круглого стола"). // Вопросы философии. 1996. №12.

105. Никитина H.H. Философия культуры русского позитивизма начала века: Пособие для студентов высш. учеб. завед. М.: Аспект Прею, 1996.

106. Никитин Е.П. От идеологии к методологии. // Вопросы философии. 1998. №10.

107. Ницше Ф. Антихристианин. / Сумерки богов. М.: Знание, 1990.146

108. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.

109. Носов A.A. От "соловьёвских обедов" к религиозно-философскому обществу. // Вопросы философии. 1999. №6.

110. Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждёт в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М.: 1992.1100 человеческом в человеке. / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Мысль, 1991.

111. Общество и культура как предметы философского анализа. // Радугин A.A. Философия: курс лекций. М.: Гардарика, 1996.

112. Осипова A.B. Духовность и принцип деятельности. М.: Мысль, 1998.

113. Пирожников В. "Дайте мне мой кусок жизни." О кризисе духовной культуры в советском обществе. //Литературное обозрение. 1990. №3.

114. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. // Человек. 1997. №5.

115. Пенькова Р.Н. Технология управления процессом воспитания молодёжи: Учебное пособие. Самара, Издательство СИПКРО, 1994.

116. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов н/Д, Феникс, 1993.

117. Подьяков А.Н. Философия образования: проблемы противодействия. // Вопросы философии. 1999. №8.

118. Поиск смысла: Сборник статей участников международной научной конференции. "Русская культура и мир". Нижний Новгород. НПИИЯ, НН: НГПИИЯ им. H.A. Добролюбова, 1994.

119. Помпонацци П.О. О бессмертии души. О причинах естественных явлений. М.: Мысль, 1990.

120. Попов Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях. // Общественные науки и современность. 1999. №3.

121. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки. 1990. №12.

122. Социокультурная методология российского общества. // Рубежи. 1997. №4.

123. Федотова В.Г. Духовное как фактор перестройки. // Вопросы философии. 1987. №3.

124. Филиппов Г.Г. Духовное производство как объект социально-философского анализа. СПб.: Питер, 1992.

125. Философия и её место в культуре. Сб. науч. трудов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1990.

126. Флиер А.Я. Культура как смысл истории. // Общественные науки и современность. 1999. №6.

127. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

128. Франк C.JI. Душа человека. Опыт введения в философскуюIпсихологию. М.: 1917.

129. Франк C.JI. Предмет знания: об основах и пределах отвлечённого знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. СПб.: Наука, 1995.

130. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

131. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. / Сумерки богов. М.: Эксмо, 1990.

132. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.

133. Фромм Эрих. Душа человека. М.: Республика, 1992.

134. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу. // Человек и его ценности. М.: 1988.

135. Хайдеггер Мартин. Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

136. Холостова Т.В. Проблема духовности. В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. JL: Изд-во ЛГУ, 1979.

137. Хоружий С.С. Путём зерна: русская религиозная философия сегодня. // Вопросы философии. 1999. №9.

138. Хотинец В.Ю. Вопросы теории познания: новые подходы. В кн.: Человек: внутреннее и внешнее. Сб. науч. трудов. Ижевск, 1993.

139. Хренов H.A. Художественный опыт XX века в контексте' смены культурных циклов // Общественные науки и современность. 1999. №2.

140. Ценностные аспекты развития науки. / Отв. ред. Н.С. Злобин, В.Ж.

141. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории; Пер. с нем. Т.1. М.: Мысль, 1993.

142. Экономцев И.Н. Духовность и творчество. // Вопросы философии. 1996. №2.

143. Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.I

144. Энгельгард В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, "узнавание". // Вопросы философии. 1976. №7.

145. Энгелыптейн J1. Постсоветские мысли о ключах к русской духовной истории. // Вопросы философии. 1999. №7.

146. Эпштейн М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры. // Вопросы философии. 1997. №5.

147. Юнг К. Психология бессознательного; Пер. с нем. М.: Канон, 1994.

148. Ямпольский М. Россия: культура и субкультуры. // Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90 годов. М., 1994.

149. Ясперс К. Духовная ситуация времени. // Смысл и назначение истории. М.: 1991.

150. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994.