автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социокультурные основы духовности традиции и инновации

  • Год: 0
  • Автор научной работы: Налетова, Ирина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Б. м.
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социокультурные основы духовности традиции и инновации'

Текст диссертации на тему "Социокультурные основы духовности традиции и инновации"



Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Тамбовский Государственный Университет имени Г.Р. Державина

Налетова Ирина Владимировна

Социокультурные основы духовности: традиции и инновации

Специальность 22.00.06. - социология духовной жизни

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических

На правах рукописи

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Л.Н. Панкова

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................... 3

Глава 1. Духовность общества как предмет социологического 13 анализа........................................

1.1. Духовность как социокультурное явление..... 13

1.2. Классики зарубежной и отечественной социологии об особенностях функционирования духовной сферы общества.................................. 39

1.3. Духовное развитие современного российского общества.................................... 70

Глава 2. Духовность личности в социологическом аспекте ... 84

2.1. Формирование духовности личности......... 85

2.2. Роль образования в духовном становлении и развитии личности............................. 111

2.3. Особенности духовного развития школьников и студентов: состояние и прогноз................... 135

Заключение............................................. 155

Литература............................................. 160

Введение

Актуальность исследования. Социальные процессы, происходящие в современной России, показывают, что переход общества в качественно новое состояние невозможен без преобразования его духовной сферы. Любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовной жизни, не подкрепляются адекватными изменениями в культуре, в ценностных ориентациях людей. Обращение к истории свидетельствует, что в переломные эпохи именно духовная деятельность становится основой социальности, а своеобразие личности наиболее полно реализуется в процессе реализации ее духовных потребностей.

Духовность как феномен, способный оказать влияние на процессы реформирования государства и общества, в последнее время стал предметом серьезного теоретического осмысления в отечествен-

\

ной литературе. Делаются попытки создания практической, нацеленной на конкретные преобразования концепции духовного возрождения России, ее регионов. Однако имеющаяся пестрота в подходах к изучению этой проблемы во многом обусловлена отсутствием обобщенной теории духовности. Более того, само понятие духовности сложно поддается дифференциации в структуре человеческой личности, поскольку напрямую не коррелируется с социальным статусом, ролями человека, не прослеживается прямая зависимость данного феномена от интеллектуального развития людей, их приверженности определенным идеям, убеждениям.

Между тем, изучение истории социологической мысли показывает, что исследователи проблемы духовности традиционно рассматривали ее через соотнесение с особенностями сознания личности

в процессе становления ее креативных сил, ценностным аспектом социального бытия, исходя из признания нравственных ценностей важнейшим регулятором духовной жизни общества.

В настоящем исследовании делается попытка рассмотреть различные подходы к осмыслению феномена духовности, разрабатывавшиеся в истории зарубежной и отечественной социологии, и на этой основе охарактеризовать социологические аспекты формирования и развития духовности личности как ориентации ее сознания, определяющей мотивы включения в общественную жизнь и механизмы самоидентификации в изменяющемся обществе.

Степень научной разработанности проблемы. Тема духовности долгое время не была в числе актуальных для отечественных социальных наук. Как считают некоторые современные исследователи, это объяснялось как исходным идеологическим тезисом о вторич-ности духовных процессов по отношению к материальным, так и практической реализацией принципа подчинения индивидуальных интересов интересам коллектива, когда личность из самоцели общественного развития превращается в средство реализации тех или иных официальных решений, принимаемых государством. Поэтому начиная с 30-х годов социология духовной жизни оказалась вытесненной даже со страниц справочной литературы.

Первые публикации, исследующие различные аспекты духовности, появились в 70-80-е годы, когда философы, социологи, психологи вновь обратились к исследованию духовного мира личности, духовной культуре общества, духовного воспроизводства и так далее1 . В некоторых из этих работ доминировали те или иные аспекты

1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Бачинин В.А. Духовная культура личности. М., 1986; Бурбулис Г.Э., Кеме-ров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1988; Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. Киев, 1980; Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Аты, 1990; Злобина Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980; Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. №9; Межуев В.М. Культура и история. М., 1977; Соколов Э.В.

статично-стабильного положения общественного сознания, когда сам термин «духовный» выступал лишь как эпитет. В других работах присутствовали иные подходы к определению духовности. Так, Т.В. Холостова рассматривает духовность как основной параметр, позволяющий «измерить рост человека в каждом из людей», как проявление качества личности. М.С. Каган определяет духовность в связи со своей концепцией деятельности как целостное единство преобразовательного, познавательного, социального и ценностного отношения человека к миру.

В.И. Толстых при выяснении специфики духовного предлагает обратить внимание на гносеологический и онтологический аспекты. Первый выдвигает проблему отношения сознания к его объекту, второй, в котором характеризуется собственно понятие духовного, акцентирует внимание на отношение сознания к его носителю. Г.Э. Бурбулис и В.Е. Кемеров исследуют духовность посредством анализа предметного содержания деятельности человека и в этой связи определяют ее (духовность) как способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеческое назначение вещей и устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющими определенные потребности и интересы.

В 90-е годы в отечественной науке переориентация на осмысление самоценности человека, его сущностных характеристик, среди которых духовность является ведущей, еще более усиливается. В связи с этим резко возрастает интерес к феномену духовности, появляются исследования, обосновывающие право признать понятие ду-

Духовное становление и всестороннее развитие личности. М., 1972; Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989; Старченко Т.Е. Духовный мир нового человека. Львов, 1983; Толстых В.И. Духовное производство: социально-философский аспект духовной деятельности. М., 1988; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980; Холостова Т.В. Проблемы духовности человека // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л., 1979; Федотова Т.В. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. №3.

ховности научной категорией, подчеркивающей общественно-производящую функцию духовного1. Так, И.В. Силуянова рассматривает духовность как способность человека осмысленно регулировать свою деятельность. Но поскольку эта способность может иметь задачу приспособления, адаптации к комплексу жестких материальных условий действительности, духовность - это управление собой с целью достижения максимальной независимости от этих условий, с целью сопротивления и активного воздействия на них с помощью смыслоподчиненных ценностей и идеалов.

Рассматривая духовность как философско-социологическую категорию, С.А. Кармановский выделяет прежде всего такие ее характеристики, как концентрация сознания, совокупность и средоточие его функций, ориентация и направленность сознания и так далее. Тем самым подчеркивается то обстоятельство, что сознание имеет собственное строение, конструируется личностью и обществом, обладает собственной культурной онтологией. Эти характеристики отражают глубинную сущность духовности.

Для исследователя темы духовности большой интерес представляют труды таких крупных отечественных ученых, как С.С. Аве-ринцев, М.М. Бахтин, Л.Я. Гуревич, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Д.М. Угринович2. В них анализируются различные аспекты суще-

1 Аралова Е.В. Динамика формирования духовности как критерия общественного развития // ИНИОН РАН Деп. 50864 26-10-95; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии, 1996. №2; Зеличен-ко А.И. Психология духовности. М., 1996; Кармановский С.А. Духовное производство как философско-социологическая категория // Философия и современность. Саратов, 1990; Коваль H.A. Психология духовности личности. Тамбов, 1996; Комаров В.Д. О духовности // Школа гуманитарных наук. СПб., 1993. №3; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки, 1991. №2; Крымский С.Б. Контуры духовности // Вопросы философии, 1992. №12; Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990. №12; Фаустова Э.И. Культура студенческой молодежи: социально-философский аспект. М., 1991; Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №№7,9; Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1986; Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культура

ствования духовной культуры, ее генезис и особенности исторических форм, их взаимодействия и влияния на социальную жизнь.

Тема бессмертия в духовности личности рассматривается в работах современных религиозных мыслителей. Архиепископ Лука (A.B. Войно-Ясенецкий) ввел понятие трихотомности социального пространства1, особенности формирования личности с позиций догматического богословия исследует в течение многих лет митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (К.В. Нечаев)2.

Социологические подходы к анализу духовной жизни общества, специфика функционирования духовной сферы раскрываются в исследованиях И.В. Бестужева-Лады, A.B. Дмитриева, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Комиссарова, Н.И. Лапина, Ф.И. Минюшева, Н.Ф. Наумовой, Э.А. Орловой, Г.В. Осипова, Б.Д. Па-рыгина, В.А. Ядова, Р.Г. Яновского и других3. В ряде монографий и статей отечественных социологов анализируется динамика ценностей различных групп населения, выделяются их социокультурные параметры, что позволяет лучше понимать тенденции духовного возрождения российского общества4.

безмолвствующего большинства. М., 1990; Лихачев Д.С. Книга беспокойств. М., 1991; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994; Угринович Д.М. Искусство и религия. М., 1982.

1 Войно-Ясенецкий A.B. (Архиепископ Лука) Дух, Душа, Тело. М., 1993.

2 См., например, Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, Тело, душа, совесть // Человек, 1990. №1.

3 Бестужев -Лада И.В. К школе XXI века. М., 1988; Дмитриев A.B., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев C.B. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993; Заславская Т.И. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991; Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Возрождение идеала. М., 1990; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Осипов Г.В. Россия. Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997;Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. Л., 1991; Социология перестройки / Под ред. В.А. Ядова. М., 1990; Яновский Р.Г. Поиск народной идеи // Социологические исследования, 1997. №5.

4 См., например, такие работы, как: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М., 1994; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // Социологические исследования, 1994. №5; Наумова Н.Ф. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека. М., 1990.

С духовностью как ориентацией на высшие ценности, как стремлением к Абсолюту некоторые социологи связывают сам предмет социологии, что придает ей яркую гуманистическую направленность и самобытную национальную окраску1.

Следует отметить, что современные социологические исследования проблем духовности носят в основном поисковый, а не концептуальный характер. В связи с этим можно констатировать, что социологическое осмысление феномена духовности и всего комплекса связанных с ним явлений еще не произошло в достаточной степени и предполагает их дальнейшее углубленное исследование, что и определило выбор темы данной диссертационной работы. Происходит процесс поиска парадигм социологии духовной жизни.

Предмет, цели и задачи исследования. Предметом исследования является духовность как определенный способ структурализации общественных связей в социуме и как специфический вид жизнедеятельности человека, предполагающий ориентацию на высшие ценности.

Объектом исследования является духовная сфера жизнедеятельности современного российского общества, в частности, та система отношений, которая складывается в коллективах школьников и студентов по поводу решения проблем самосовершенствования и самореализации личности.

Цель исследования в теоретическом аспекте заключается в осмыслении различных школ и направлений классического социологического наследия, анализирующего феномен духовности, и в изучении на этой основе реальных духовных процессов современности и тех ценностных отношений, которые складываются при взаимодействии личности и окружающего ее социокультурного про-

1 См., например, Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции. // Социологические исследования, 1994. №3.

странства. В прикладном аспекте цель исследования состоит в определении возможностей социологического анализа духовной организации отдельных индивидов и социальных групп, совокупности тех социокультурных факторов, которые характеризуют сущность духовности, различные формы ее проявления, способы и меру инте-риоризации духовных ценностей.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

■ анализируется понятие духовности, его роль и место в системе социологического знания;

■ раскрываются основные социологические подходы, сложившиеся в западной и отечественной социологии, к исследованию особенностей функционирования духовной сферы общества и духовного мира человека;

■ выявляются функциональные механизмы и условия формирования духовности на социальном и индивидуально-личностном уровне;

■ определяется совокупность тех социокультурных факторов, которые характеризуют структуру духовности; особо исследуется компоненты становления духовности личности;

■ ставится вопрос о становлении социологии духовности как самостоятельной отрасли современного социологического знания.

Методологическую основу исследования составляют идеи классической социологической традиции, трактующей духовность как особое социокультурное измерение познающей способности человека, благодаря которой существующие в социуме ценности им присваиваются, а новые ценности создаются и распространяются.

В трудах классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, П. Сорокина духовность в методологическом смысле есть способ-

ность понять, каким образом, в каких формах осуществляется механизм познания в различных типах культур, как его конкретно-исторические феномены соотносятся друг с другом. Такое осмысление духовности наиболее полно отражает жизнь человека в ее различных проявлениях, ориентирует на выявление ценностно-смысловой регуляции его поведения, личностного и профессионального роста, позволяет соотнести действия и поступки личности с выбором определенной ценностной доминанты.

В методологическом отношении важно, что основы современного толкования духовности были заложены в трудах русских философов конца XIX - начала XX веков H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, И.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и других, которые развивали идею «соборности», концепцию духовного возрождения России, сформулировали суть диалогической природы духовных явлений в жизнедеятельности людей, теорию духовной трихотомии1. Они относили проблему духовности к числу наиболее фундаментальных человеческих проблем, ибо она позволяет в глубине мира людей увидеть ту идеальную основу, которая связывает их социальную экзистенцию в единое целое, делает неистощимыми его творческие потенции. Это приводило к «софийному пониманию мира», к утверждению уникальности жизненного пути каждого человека.

Наконец, интересными в методологическом отношении представляются работы современных авторов, в которых развивается предложенная М.М. Бахтиным теория диалогической природы духовных процессов, формулируются типологический, аксиологиче-

1 См.: Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творче