автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Особенности трансформации трудовых ценностей населения России

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Ермаков, Иван Григорьевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Особенности трансформации трудовых ценностей населения России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Ермаков, Иван Григорьевич

Введение.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ 1. Ценности как открытая целостная система.

§2. Макс Вебер о формировании трудовых ценностей.

§3. Ценностное сознание и коллективные представления.

§4. Основные направления системного исследования трудовых ценностей.

Глава II. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.

§ 1. Ретроспектива трудовых ценностей населения России.

§2. Эволюция трудовых ценностей в российском историкокультурном контексте.

§ 3. Особенности ценностных трансформаций.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по социологии, Ермаков, Иван Григорьевич

Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения российского общества вызвали к жизни определенные социокультурные сдвиги, интенсифицировали динамику ценностного сознания людей, модифицировали "воспроизводство" условий человеческой жизни и самого человека. Запаздывают провозглашенные й обещанные еще М.С.Горбачевым быстрый подъем экономики страны и повышение жизненного уровня населения России.

Анализ проблем реформирования российского общества как сложной, целостной, саморазвивающейся системы прочно входит в отечественное общест-вознание. Включение проблемы трудовых ценностей в предметное поле социологии культуры обусловлено как реальностями современного развития России, так и состоянием теоретической разработки ценностной проблематики. В настоящее время труд и трудовая деятельность, как одна из сфер жизнедеятельности общества, оказались "полигоном" разнообразных инноваций на основе множества парадигмальных подходов.

Ученые отмечают неразвитость достижительных трудовых ценностей населения и, оглядываясь на протестантскую этику, ожидают появление схожего отношения к труду у российского народа в процессе осуществляемых реформ. Существует явное несоответствие между потребностью общества в активизации трудовых ценностей, достижительной мотивации и реальным состоянием ценностного сознания населения России.

Не отрицая научной полезности аналогий между Россией, Востоком и Западом при исследовании трудовой активности населения различных ареалов, не следует упускать из виду, что социология не должна сводить ". к единому всякую культуру. Ее целью, напротив, является исследование внутренней закономерности смысла отдельных областей культуры или духа и доказать их значение для проявления духа в истории"1. Это было сказано экономистом В.Зомбартом

1 Зомбарт В. Социология / Пер. с нем. 2-е изд. М., 2003. С. 11-12. еще в 1923 г. во "Введении" к составленной им хрестоматии по социологии. Отметим, что дефицит исследований, посвященных ценностному сознанию как сути и смыслу "отдельных областей культуры" населения России, необычайно актуализирует тему.

Таким образом, изучение трудовых ценностей в их социокультурном срезе как элемента системы ценностей населения российского общества является на сегодняшний день особенно актуальным не только из-за традиционного академического интереса, но и в силу практической значимости для российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. По проблеме ценностей вообще и трудовых, в частности, имеется обширная литература. Интерес к этой теме не ослабевает на протяжении многих десятилетий, и степень ее разработанности весьма значительна. В советское время исследование трудовых ценностей велось в основном по следующим направлениям: а) изучалась нравственная сторона мотивов, по которым отдается предпочтение тому или иному виду деятельности (Е.Г.Антосенков, Б.Г.Бессонов, Н.Г.Валентинова, В.Х.Чукалин и др.); б) выявлялись причины, от которых зависит удовлетворенность трудовой деятельностью (Н.А.Аитов, Б.А.Бабин, С.Т.Гурьянов, А.К.Курылев, М.Х.Титма, И.И.Чангли, В.АЛуланов и др.); в) анализировалось влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности (Л.П.Буева, Н.И.Дрях-лов, А.В.Мялкин, И.Т.Левыкин, В.З.Роговин, В.М.Соколов, С.С.Уткин, З.С.Файнбург, И.Т.Фролова и др.); г) исследовались ценности, в том числе и трудовые, в контексте совершенствования социалистического образа жизни (А.И.Анциферова, А.АБозьмитель, М.В.Демин, Е.А.Донченко, Т.М.Дридзе, О.Н.Крутова, ЛВ.Сохань, Е.И.Таршис, Р.Г.Яновский и др.).

Особым, но недостаточно разработанным направлением в исследовании трудовых ценностей в советское время явился системный подход. В ходе его реализации выявлялись взаимосвязи между потребностями, интересами, ценностями (И.В.Бестужев-Лада, Ю.С.Борцов, Г.Г.Дилигенский, А.Г.Здравомыслов, И.И.Камынин, В.А.Ядов и др.). Следует отметить также экономистов, антропологов, этнографов, поставивших вопрос о социокультурных детерминантах ценностных деформаций в сфере труда (Ю.В.Бромлей, Э.С.Маркарян, В.А.Петров, Г.А.Пруденский, Ю.И.Семенов, В.Е.Хмелько, Я.В.Чеснов и др.).

В настоящее время в отечественном обществознании ведется продуктивная работа в области как эмпирического изучения трудовых ценностей, так и выработки подходов к исследованию взаимосвязи их динамики с трансформационными процессами, происходящими в обществе. Концептуальный анализ социокультурных проблем формирования трудовых ценностей населения России содержат научные труды Е.И.Башкировой, В.В.Карачаровского, О.Е.Кузиной, Н.И.Лапина, В.С.Магуна, О.И.Шкаратана и других ученых. Взаимосвязь трудовых ценностей с динамикой рыночных отношений, а также поведение людей в сфере трудовой деятельности как реализацию стратегий выживания исследуют С.И.Алексашенко, А.Быстрова, Е.А.Гавриленков, В.П.Горяинов, М.Г.Делягин, Н.Соловьева, Е.Л.Шершнева и др.

Неправовые трудовые практики изучаются Т.И.Заславской, О.Л.Краевой, В.Д.Патрушевым, В.В. Радаевым, М.А.Шабановой и др. Особое внимание уделяется трудовым ценностям учеными, изучающими динамику ценностного сознания населения России (О.В.Бондаренко, Ю.С. Борцов, В.В.Водзинская, В.Е.Давидович, М.С.Каган, И.И.Камынин, И.П.Навка, Н.П.Рагозин, С.И.Самыгин, Л.И.Столяренко и др.). Трудовые ценности в контексте образа жизни, формирования социальной идентичности и трудовой занятости затрагиваются в работах И.В.Бестужева-Лады, А.А.Возьмителя, Л.А.Гордон, Ю.В.Левады, В.А. Ядова и др.

Что касается зарубежных авторов, то, начиная с хотторнских экспериментов, проходивших в США под руководством Э.Мейо, идеи, относящиеся к вопросу о сущности и классификации ценностей, рассматривались в контексте концепций личности и связывались с изучением мотивационной сферы человека. При таком подходе трудовые ценности оказываются "вплетенными" в систему его ценностного сознания и, обладая относительной самостоятельностью, меняются в соответствии с его изменениями Поэтому и целенаправленное воздействие на мотивацию трудовой деятельности рассматривается как воздействие на социального субъекта, его образ мыслей и жизнедеятельности (см. работы М.Вебера, Э.Дюркгейма, А.Маслоу, Э.Мейо, Б.Малиновского, В.Парето, Т.Пар-сонса, Г.Салливена, Э.Фромма, К.Хорни и др.

Сторонники другого подхода (В. Виндельбандт, Э.Гуссерль, Г.Риккерт, Й.Хейзинга и др.) утверждали, что человеческие ценности обладают собственной объективной общезначимостью, ставили их выше индивидуальных и полагали, что личность должна им следовать.

Исследования в области человеческой субъективности, ценностных систем социальных субъектов различной степени общности, как правило, носят аналитический характер: в них выделяются комплексы или блоки отдельных ценностей, выявляются предпочитаемые и отвергаемые ценности, прогнозируются развитие и закрепление одних и "уход на периферию" ценностного сознания других ценностей в соответствии с пониманием авторами тенденций экономического развития страны.

Таким образом, в исследованиях ценностного мира россиян сохраняется "экономическое" объяснение состояния сознания больших групп населения, которое, будучи взято в качестве единственного (без учета сложных социокультурных детерминантов), воспроизводит анахроничную схему познания1. Думается, что одной из причин неполноты знаний о трудовых ценностях является недостаточное внимание к ним как элементу системы ценностного сознания, недостаточная разработанность методологии их системного исследования.

1 Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Мир России. 1997. № 3; Делягин М.Г. Программа выживания или стратегия развития? // Свободная мысль. 2000. .№ 10; Климычев В.И., Смирнова А.П. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК // Социол. исслед. 1999. № 12; Максимов Б.И. Рабочие в период реформ: положение, ориентации, коллективные действия // Мир России. 2002. № 3; Хи-бовская Е.А. Трудовая мотивация и занятость // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1996. № 4 и др.

Выражение "смена парадигмы" давно вышло за пределы проблематики Т.Куна и употребляется сегодня практически во всех областях знания, когда хотят подчеркнуть сдвиги в способах мышления и постановке научных проблем. Проникновение этого словосочетания практически во все области гуманитарного и естественно-научного знания свидетельствует о том, что это не научный термин или понятие, а, скорее, своего рода метафора в теории науки, позволяющая вспомнить и переосмыслить давно известные научные подходы. В идее учета социокультурных детерминаций при исследовании духовных явлений и процессов нет ничего нового, но осуществление такого учета действительно является новой парадигмой отечественного обществоз-нания. Приходится констатировать, что эта парадигма как факт и фактор познания социокультурной действительности жизненного мира людей, особенностей становления их ценностного сознания пока не является в полной мере осознанной и тематизированной в отечественном обществознании вообще и в социологии, в частности.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в изучении трудовых ценностей как социетальных по отношению к ценностному сознанию населения российского общества.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

1) выявить и обосновать необходимость такого исследования трудовых ценностей населения России, при котором открывается возможность проанализировать их не только как "систему состояний сознания" субъекта, а как компонент ценностного сознания, детерминирующий особенности его жизнедеятельности;

2) проанализировать процесс трансформации трудовых ценностей в историко-культурном контексте; выявить роль коллективных представлений в процессе становления ценностно-мотивационных установок;

3) определить совместимость, "сочетаемость" трудовых ценностей с другими ценностями в ценностном сознании россиян;

4) раскрыть условия, способствующие устойчивости, закрепленности трудовых ценностей в сознании людей, реализации их в качестве мотиватора жизнедеятельности;

5) установить тип реакции российской культуры на инновационные процессы в сфере трудовой деятельности.

Объектом диссертационного исследования выступают трудовые ценности российского населения.

Предметом исследования является анализ интегральных свойств трудовых ценностей, возможностей их формирования как мотиваторов деятельности.

Теоретические и методологические основы исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования выступили: системный подход, принципы объективности и историзма, взаимосвязи объективного и субъективного в процессе трансформаций трудовых ценностей населения российского общества, что дает возможность адекватно синтезировать внутренний и внешний детерминационные контексты. Привлечение в качестве. теоретико-методологической основы идей М.Вебера о становлении трудовых ценностей, учения Э.Дюркгейма о коллективных представлениях, трудов Т.Парсонса и других представителей классической социологической мысли позволило исследовать трудовые ценности населения России в достаточно обширном пространственном и временном социокультурном контексте. При раскрытии содержания трудовых ценностей важными явились труды отечественных авторов в области аксиологии, теории ценностей, работы по истории, этнографии, культуре населения России.

Эмпирическая база диссертации представлена теоретико-прикладными работами, проводившимися Институтом социологии РАН в 1997-2002 гг. (г. Москва и Санкт-Петербург), исследованиями образа жизни населения Москвы и Московской области, городского населения г. Алма-Ата, проведенными ИС РАН АН СССР в 1980-1982 гг., научными изысканиями Российско-французского центра социологии и философии (1996-1998 гг.) ИС РАН, данными всесоюзного исследования рабочей силы Институтом экономики СО АН СССР (1960-1970 гг.), Российским независимым институтом социальных проблем, ВЦИОМ. В качестве эмпирического материала выступают также данные документов, касающихся отношения к труду населения России в дореволюционное время1. Существенные дополнения в эмпирическую базу исследования внес анализ монографических работ по этнографии и культуре населения России. В диссертации широко привлекаются также данные теоретико-прикладных исследований ценностного сознания населения современного российского общества, проводимые центром социального прогнозирования и маркетинга под руководством Ф.Э.Шереги, в ходе которых ценностное сознание россиян исследовалось на протяжении ряда лет, что нашло отражение в фундаментальных монографических и периодических публикациях Н.И.Лапина, а также данные опросов фонда "Общественное мнение".

Научная новизна диссертации заключается в реализации социокультурного подхода в его системном ракурсе, при котором трудовые ценности рассматриваются в контексте ценностного сознания населения России во взаимосвязи актуального и ретроспективного анализа. В содержательном плане научная новизна может быть сформулирована следующим образом:

- обоснованы необходимость и возможность исследования трудовых ценностей как социетальной системы, входящей в качестве подсистемы в ценностное сознание социального субъекта, которое представляет собой открытую саморазвивающуюся систему;

- выявлено, что индивидуальное и коллективное ценностное сознание является частью социальной реальности, представляет собой социокультурный факт, находящийся в сложнейших отношениях нелинейной взаимной детерминации с другими фактами социального пространства;

1 Доклад высочайше учреждённой комиссии для исследования нынешнего положения сельского хозяйства и сельской производительности России // Журн. Комиссии. СПб., 1873. Прил. V; Петерсон H.J1. Просвещение. Высочайшее учреждение Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. СПб., 1903; Свод отчетов фабричных инспекторов за 1906 г. СПб., 1908 и др.

- показано, что социокультурное исследование трудовых ценностей предполагает интеграцию социально-нормативного и личностно-описательного уровней, а также реконструкцию духовного образа исследуемого субъекта в социокультурном контексте;

- определены основные направления системного исследования трудовых ценностей; проведен ретроспективный анализ ценностных ориентаций населения России в досоветское и советское время;

- раскрыто интегральное содержание ценности "семья", проанализировано ее детерминирующее влияние на смысл и устойчивость трудовых ценностей;

- рассмотрены возможности модификации трудовых ценностей населения современного российского общества из "предпочитаемых" в "ценности-мотиваторы".

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Ценностное сознание представляет собой целостную открытую саморазвивающуюся систему, в которую трудовые ценности входят в качестве подсистемы. Системный подход к изучению ценностного мира людей, помимо учета социально-экономических и иных объективных детерминаций, предполагает исследование социального субъекта как исторически конкретного типа с определенным образом мыслей и иными характеристиками субъективной реальности. При этом необходимыми процедурами, развивающими системный подход, становятся интерпретация (какой смысл вкладывают респонденты в содержание ценностей, каково их место в системе культуры) и понимание (как и почему выбраны данные ценности). Социокультурный анализ трудовых ценностей в системном ракурсе с необходимостью предполагает реконструкцию духовного образа социального субъекта не только в актуальном срезе, но и в ретроспективе.

2. Трудовые ценности трансформируются в интегральном взаимодействии в системе целостного, нерасчлененного ценностного сознания. Устойчивые компоненты трудовых ценностей конституируются в историко-культурном процессе в коллективных представлениях, которые, модифицируясь на субкультурном уровне, детерминируют процесс интериоризации ценностей, влияют на формирование ценностно-мотивационых установок трудовой деятельности и мотивацию жизнедеятельности в целом.

3. Процесс трансформации трудовых ценностей имеет двойственный характер. Индивидуалистическая ориентация ценностного сознания населения страны интенсивно формировалась в советский период и закреплялась на уровне коллективных представлений в контексте официальной коллективистской идеологии, что сопровождалось появлением "амбивалентной личности", являлось предвестником социальных изменений. Объективная ситуация в стране не столько сформировала, сколько закрепила в сознании людей приоритеты частной приватной жизни.

4. Вследствие доминирования частной жизни и культуры повседневности в ценностном сознании населения постсоветской России, по результатам опросов, лидируют, "сочетаются", совмещаются и частично совпадают по смыслу такие ценности, как "семья", "здоровье", "материальное благополучие" и "работа" как средство выживания, самореализации и материального благополучия. Содержательно названные ценности "замыкаются" на ценности "семья", а трудовые ценности имеют в основном инструментальный характер и обеспечивают реализацию названных доминантных ценностей.

5. В настоящее время трудовые ценности как фактор самореализации социального субъекта недостаточно закреплены в структурах сознания и не всегда могут мотивировать его трудовую деятельность. Ценность является мотиватором деятельности, когда она базируется на коллективных представлениях и (или) субъективной валидности. В иных случаях наличие той или другой ценности может указывать на существование потребности в ее реализации или свидетельствовать об одобрении, положительном отношении к ней. Для выявления ценностей-мотиваторов необходимо сопоставление предпочитаемых ценностей с действиями респондентов во всех сферах их жизнедеятельности.

6. Российская культура в своем отношении к инновациям в сфере экономики и труда "колеблется" между "принятием" (пока пассивным для большинства населения) и "контекстуально-толерантным" отношением. Трудовые ценности, как и потребность в трудовой деятельности, у населения России в настоящее время в основном локализуются в сфере приватного. Основа их формирования как устойчивых мотиваторов жизнедеятельности людей относится к приватной сфере: жилищные условия, оплата труда и медицинское обслуживание должны находиться в прямой зависимости с трудовой деятельностью людей.

Практическая значимость исследования определяется потребностью в разработке теории трудовых ценностей применительно к условиям России, необходимостью осмысления вектора трансформации трудовой культуры современного российского общества. Результаты диссертационной работы могут быть полезны при исследовании и решении значимых проблем, связанных с активизацией трудовой деятельности людей. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании стандартных курсов социальных наук (социология, культурология), а также для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам ценностного сознания, трудовых ценностей, ориентаций населения России и мотивации трудовой деятельности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на конференциях различного уровня: на III Всероссийском философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 2002), Межвузовской научной конференции "Толерантность и новый социальный порядок в России" (Краснодар, 2003), "Неделе науки" в Ростовском филиале Российской таможенной академии, а также на методологическом семинаре преподавателей гуманитарных дисциплин в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса (Шахты, 2004).

Основное содержание работы отражено в 5 публикациях общим объемом 2,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Список научной литературыЕрмаков, Иван Григорьевич, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. -М., 1985.

2. Алиев М.Г. Культура согласия как эффективный фактор глобализации. //СОЦИСДООЗ, №6.

3. Антосенков Е.Г., Чукалин В.Х. Молодежь и её трудовые идеалы. М., 1972.

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996.

5. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980

6. Бакурадзе А. /Факторы -мотиваторы или Теория Фредерика Герцберга //Директор школы. 2000. №1.

7. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества. //ПОЛИС. 2000, № 6.

8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Пер.с нем. М., 2000.

9. Бестужев-Лада И.В. Проблемы прогнозирования и совершенствования образа жизни. //Вопросы философии. 1985, №11.

10. Бестужев-Лада И.В. Социальные проблемы занятости в России. //СОЦИС, 2002, №12.

11. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.-М., 1973.

12. Блура Д. «Познание и социальные образы» (1976); «Витгенштейн: социальная теория познания» (1983).

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

14. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни. //Социс. 2003. №2.

15. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни//Социс. 2003. № 2. С.28-39.

16. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. Ростов-на-Дону. 1998.

17. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высшая школа, 1997. - 320с.

18. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии ( очерки теории и истории). М., 1981.

19. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. Национальные трудовые традиции -важный фактор интенсификации производства. //Социологические исследования, 1983, № 2.

20. Бурдье Пьер. Социология и демократия. В кн.: Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М., 1999.

21. Буржуазная социология на исходе XX века. М., 1986.

22. Быстрова А., Соловьева Н. Стратегии поведения семей в аспекте успешного жизненного Фекльхофф Ю., Шершнева Е.Л. Социально -экономические реформы и культура труда. История, состояние и перспективы российских реформ. СПб, 2003.

23. Валентинова Н.Г. Влияние коллектива на повышение интереса к труду. //Вопросы философии, 1964, №6.

24. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического знания.

25. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. В кн.: Вебер М. Избранные произведения.

26. Водзинская В.В. Ориентация на профессии//Социальные проблемы труда и производства. М.: Мысль, 1970.

27. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогиче-ский очерк. Чебоксары, 1970.

28. Гайденко П. Социология Макса Вебера. Предисловие. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

29. Гор дон JI.A., Клопов Э.В.Человек после работы. М.: Наука, 1972.

30. Гордон JI.A., Плискевич Н.М. Развилки и ловушки переходного периода. //Полис. 1994, №4

31. Горлинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации //Социс, 1997, №3

32. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). -М.: РОССПЭН, 2000.

33. Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Мир России, 1997, №3.

34. Громыко М.И. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (ХХУ111 первая половина Х!Х в.), Новосибирск, 1975.

35. Делягин М.Г. Программа выживания или стратегия развития? //«Свободная мысль». 2000, №10.

36. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов н/Дону, 2000.

37. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003.

38. Доклад высочайше учрежденной Комиссии для исследования нынешнего положения с/х и с/производительственности России. СПб. 1873г. Журнал Комиссии.

39. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. М., МГУ, 1979.

40. Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории. Работы разных лет,// Дюркгейм "Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.

41. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные. В кн.: Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995.

42. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения. Работы разных лет.

43. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

44. Инглегарт Рональд. Культурный сдвигш в зрелом индустриальном обществе. В кн.: Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией B.JI. Иноземцева. М., 1999.

45. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: "Логос", 1996.

46. Исследование культурной деятельности и культурного уровня жителей городов Урала. -Свердловск: Изд-во УНЦ АН СССР, 1979.

47. Каган М.С. Философская теория ценностей. Санкт-Петербург, 1997.

48. Камынин И.И., Борцов Ю.С. Сквозь призму запросов. Ростов-на-Дону, 1989.

49. Карсенди Бруно. Социология в пространстве точек зрения. В кн.: Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии ИС РАН. М., 1999.

50. Касавин И.Т. Перспективы социальной теории познания: размышления о работах шотландского философа Дэвида Блура. Историко-философский ежегодник. М., 1988.

51. Киреева Н.В. Социально-философский анализ потребностей. М., 1997.

52. Климычев В.И., Смирнова А.П. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК. //СОЦИС,№12, 1999.

53. Козлова Н. Социально историческая антропология. М.1999.

54. Колодуб Е. Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках. М.1905.

55. Кон И.С. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.

56. Кон И.С. Открытие Я. М., Политиздат, 1978.

57. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

58. Кондаков И.В. Культура России. М., 1999.

59. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999.

60. Коэн Ст. Провал крестового похода США и трагедия посткоммунистической России. Пер. с англ. М.,2001.

61. Краева O.JI., Воронин Г.Л. Типология ценностно-нормативных ориен-таций//Социологический журнал. 1995. № 3.

62. Кузина О.Е. Иллюзии рациональности: влияние коллективных представлений на инвестиционное поведение вкладчиков финансовых пирамид. //Вопросы социологии, 1998, выпуск 8.

63. Кузьмин В.П. Системные основания и структуры в методологии К. Маркса.- Системные исследования. Ежегодник. 1978. М.,1978.

64. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX начале XX века-М.: Изд-во МГУ, 1993.

65. Лавров П.Л. Философия и социология. В 2т. М.: Наука, 1965.

66. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России. //СОЦИС, 2003, №6.

67. Лапшин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества. //Социс. 1997, №3.

68. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997.

69. Ленуар Р. Социальная власть публичного выступления. В кн.: Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. М., 1999.

70. Лисс Э.М. Социокультурная инновация и образовательное нововведение Ростов н/Дону: Изд-во "Терра", 2002. - 180 с.

71. Лубский А.В. Неклассическая модель исторического исследования. В кн.: Esse guam videri: Памяти Ю.С. Серого (1922-1986). Ростов-на-Дону, 2003.

72. Магун B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание. //Мир России. 1998, № 4.

73. Магун B.C. Трудовые ценности российского населения//Вопросы экономики. 1996. № 1.

74. Максимов Б.И. Рабочие в период реформ: положение, ориентации, коллективные действия. //Мир России. 2002.№3.

75. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. -//Советская этнография, 1981, №2.

76. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М., 1992.

77. Марченко Т.А. Социология. Пособие. Ростов-на-Дону, 2001.

78. Марченко Т.Б. Формирование социологии и социальная наследственность // III Российский философский конгресс: Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Т.4. -Ростов н/Д, 2002.

79. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т.2. СПб. 2000.

80. Миронова Б.Н. //Отношение к труду в дореволюционной России. //Социс, 2001, №10

81. Навка И.П., Рагозин Н.П. Аномия или переоценка ценностей? Демократические трансформации украинского общества в зеркале общественного сознания. Донецк, 1998.

82. Новые потребности и новые риски: реальность 90-х годов. Отв.ред. И.И. Травин.-СПб, 2001.91 .Патнем Хилари. Разум, истина и история. М., 2002.

83. Патрушев В.Д. Изменения в использовании бюджета времени рабочих Москвы за 1923-1991гг., М.1994.

84. Петерсон H.JI. Просвещение. Высочайшее учреждение Особого совещания о нуждах с/х промышленности. СПб. 1903.

85. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1908.

86. Петров В.А. Социально-демографическая структура городского населения и его занятость. М., 1981.

87. Платон. Диалог «Горгий». Соч., в 3-х томах. T.l. М., 1968.

88. Повседневная жизнедеятельность и трудовое поведение работающего населения. /Под ред. В.Д. Патрушева, М. 1999.

89. Пруденский Г.А. К изучению региональных особенностей экономического развития районов страны. Вместо введения. Региональные особенности экономического развития районов страны. М., 1966.

90. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 1998.

91. Резюме научных отчетов по исследовательским проектам, выполненных в рамках программы "Альтернативы социальных преобразований в российском обществе в 1991-1994 гг.". М., 1995.

92. Рикёр Поль. Герменевтика, этика, политика. Московские лекции и интервью. М., 1995.

93. Розов М.А. Понятие исследовательской программы г //Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск,1987.

94. Савицкий С. Андеграунд История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М., 2002.

95. Садовский В., Юдин Э. Система. Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т.5. М., 1970.

96. Свод отчетов фабричных инспекторов за 1906г. СПб., 1908 с.х

97. Семёнов Ю.И. Теоретические проблемы в экономической антропологии. Этнологические исследования за рубежом. Критические очерки. М., 1973.

98. Серикова Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе формирования российского общества. //Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год. /Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.1999.

99. Смирнов Л.М. Эмпирическое изучение базовых ценностей. Мир России. 2002, №1.

100. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. Пер.с англ. М., 2002.

101. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1986.

102. Социальная адаптация рабочих в трансформирующемся обществе //Мир России. 2000, №4

103. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. // Отв.ред. член-корреспондент РАН К. Микульский. М., 2001.

104. Социологическая мысль в России. Л., Наука. 1978.

105. Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма. //Вопросы экономики, 1996, №6.

106. Суринов А.Е. Социально-экономическая ситуация.// Мир России, 2001, №2.

107. Т. Парсонс. О структуре социального действия. М.: 2000.

108. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб, 2003.

109. Трубецкой Н.С. Мы и другие. В кн.: Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

110. Трудовая мотивация и занятость //Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. №4.

111. Трудовые ценности российского населения //Вопросы экономики. 1996. №1.

112. Философия культуры: как её понимать? //Вестник Российского философского общества, 2001, № 3(19).

113. Хамидуллина Г.Р. Труд и трудовые ценности как компоненты обеспечения жизнедеятельности общества .file// А\ Фонд Общественное мнение. База данных. Мнение экспертов, htm

114. Хибовская Е.А. Трудовая мотивация и занятость//Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. №4.

115. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления России. Пер. с англ. М., 2001.

116. Хмелько В.Е. Номинальная шкала личностных качеств (опыт построения базового тезауруса). Социологические исследования, 1981, №2.

117. Хорос В. Разомкнутый треугольник. //Знание-сила. 19990. №1.

118. Чеснов Я.В. Социально-экономические уклады и этнические традиции в агро этнографии. Советская этнография. 1972, №4.129. Шабанова М.А. Социология свободы. М.2000.

119. Шершнева Е.Л., Фельдхофф Ю. Социально-экономические реформы и культура труда. В кн.: Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. Санкт-Петербург, 1995.

120. Шилкина Е.Л. Генезис российского самоуправления. Ростов-на-Дону, 2001;

121. Шкаратан О.И. Декларируемая и реальная социальная политика. //Мир России, 2001, №2.

122. Шкаратан О.И., Карачаровский В. В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития. //Мир России, 2002, № 1.

123. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе. (статья вторая). //СОЦИС, 2001, №2

124. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996.

125. Щюц А. Структура повседневного мышления. СОЦИС, 1997, №2.

126. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мне-ния: Информационный бюллетень. М.: Всероссийский центр изучения обще-ственного мнения, 2001, №1.

127. Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности)//Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

128. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности.// Мир России. 1995, № 3-4.