автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Степин, Сергей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов"

РГБ ОД

„ 2 5 дпр 2100

На правах рукописи

Степин Сергей Николаевич

л

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ДИНАМИКИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ МОРДОВИИ 1970-90-Х ГОДОВ

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Саранск 2000

Работа выполнена на кафедре литературы Мордовского государственной педагогического института имени М.Е. Евсевьева

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Макушкин В.М.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Артемьев Ю.М. кандидат филологических наук, доцент Сусорева М.М.

Ведущее учреждение:

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

Защита диссертации состоится « 8 » апреля 2000 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета К. 113.43.02 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Мордовском государственном педагогическом институте М.Е. Евсевьева.

Адрес: 430007, г.Саранск, ул. Студенческая, 11а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени М.Е. Евсевьева.

Автореферат разослан « 5 » марта 2000 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, кандидат филологических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию развития жанров русской поэзии Мордовии 1970-90 гг.

Современная русская поэзия Мордовии - явление своеобразное и оригинальное. Выявление закономерностей развития русской литературы Мордовии невозможно без решения целого ряда литературоведческих проблем, без обстоятельного рассмотрения и объективного анализа конкретных явлений и особенностей современного литературного процесса.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием строгой научной классификации лирических жанров, что не позволяет дать полной картины их бытования в русской литературе Мордовии. Первые попытки разделения по формам и видам были сделаны в трудах отдельных мордовских исследователей. Современному этапу развития как русской, так и мордовской поэзии посвящены работы Н.Л. Васильева, В.М. Макушкина, М.И. Малышной, Е.И. Чернова, С.Г. Девяткина, Н.Я. Бардина и др. Между тем, существующие исследования творчества отдельных поэтов Мордовии требуют обобщения с точки зрения жанров и их развития, что делает данную диссертационную работу актуальной и современной.

Исследования в данном направлении движутся вперед медленными темпами, потому что недостаточно осознанно ее практическое значение и место русской поэзии в литературном процессе Мордовии.

Одним из актуальных вопросов является проблема классификации литературных жанров. Известный современный литературовед И. Золотусский считает: « Наступает настоящее время освобождения жанров. Сначала появляются новые формы, а за ними и новые идеи... После эпохи усталости, иро-

нии и отображения жизни как таковой последует эпоха нового романтизма и новой идеальности»1.

Тема актуальна и потому, что до настоящего времени в литературоведении нет единого мнения в определении жанров.

Для анализа нами взят литературный материал, хронологические рамки которого можно обозначить последним двадцатилетием. Хотя этот рубеж несколько условен, но и значителен тем, что является отрезком времени, который стал началом переломного этапа и всестороннего отражения современности, глубокого показа интеллектуального и духовного исканий лирического героя наших дней на фоне бурных общественно-политических изменений.

Выбор поэтических произведений определил следующие цели и задачи диссертационной работы, которые состоят в выявлении тех новых процессов и характерных тенденций, которые наметились в русской лирике Мордовии 1970-90-х годов. При этом рассматриваются лирические произведения поэтов республики таких, как В. Гадаев, Б. Соколов, В. Юшкин, Э. Симдянова, К. Смородин, А. Терентьев, В. Юдина, В. Егоров, А. Громыхин, Н. Рузанкина и др., опубликованные в последние десятилетия. В работе делается попытка проследить, как лирика 1970-90-х годов, с одной стороны, боролась за духовное обновление общества, отстаивая общечеловеческие ценности, утверждая неповторимость и самоценность личности, а с другой стороны, какое отражение получили современные процессы в произведениях того специфического жанра, о котором В.Г. Белинский писал : «Это царство субъективности, это мир внутренний, мир начинаний, остающихся в себе и не выходящих наружу»'.

Целью предлагаемого исследования является:

1 Золотусский Й.В. Взгляд. - М.: Сов. писатель, 1988. - С. 218

- показать, исходя из анализа конкретных произведений, что даже в пределах одного стихотворения могут сочетаться признаки лирики, эпоса и драмы;

- соотнести традиционное определение специфики жанров мордовской литературы с реально существующей поэтической системой русской лирики Мордовии;

- дать общую характеристику наиболее развитых, доминирующих жанровых форм;

- выявить основные родовые признаки в их исторической эволюции;

- обнаружить влияние традиций и новаторства на коренную перестройку всех уровней литературного процесса, благодаря которому русская поэзия республики вписалась в систему литературы Мордовии.

В соответствии с поставленными целями в диссертационной работе сформулированы следующие задачи:

1. Определить и дать характеристику основным жанровым образованиям русской лирической поэзии Мордовии. Обозначить наиболее перспективные тенденции жанровых исканий в современной русской лирике Мордовии 1970-90-х годов.

2. Показать на конкретных примерах жанровое развитие русской лирической поэзии Мордовии, выявляя при этом роль национальных традиций, с одной стороны, и влияние российской поэзии, с другой.

3. Отметить своеобразие и особенности поэтического творчества современных русских поэтов на пути освоения как новых лирических жанров, так и обогащения традиционных.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, системати-

1 Белинский В.Г. Взгляды на русскую литературу. - М.: Современник, 1988. -С.651

зацией и анализом имеющегося материала. Данная работа направлена на обобщение теоретических выкладок и решение проблем функционирования жанров лирики в русской литературе Мордовии.

Методологической и теоретической основой работы явились труды выдающихся литературоведов и теоретиков литературы: В.Г. Белинского, М,М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко и др., а также исследования мордовских литературоведов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы, А.В. Алешкина, В.М. Макушкина, Н.Л. Васильева, Г.И. Горбунова, С.Г. Девяткина, М.И. Малькиной, Е.И. Чернова и др.

Свои выводы и обобщения, сделанные на основе изучения конкретного поэтического материала, мы сопоставляем с ранее известными теоретическими положениями ученых. Методологическими принципами работы явились конкретно-исторический подход и принципы преемственности. Это позволило рассмотреть жанр как категорию, лишенную чисто эстетической замкнутости. В целях объективности исследования применялась методика многоплановых подходов к анализу на основе различных методов таких, как:

- историко-теоретический, который направлен на выявление истоков, содержания и художественной сущности изучаемого материала;

- структурно-аналитический, определяющий конкретные идейно-тематические и художественно-изобразительные аспекты;

- метод интеграции знаний, позволяющий выявить определенные закономерности функционирования традиций и новаторства в современной русской лирике Мордовии.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении русской поэзии Мордовии в жанровом разрезе, определенного новой идейно-эстетической системой, вытекающей из опыта российской многонациональной литературы. Более того, переход от описательного пути исследования к проблемному вызван потребностью выявления основных тенденций истори-

ко-литературного процесса, специфику которого мы взяли за основу исследования.

Практическое значение исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут представлять интерес для исследователей, занимающихся анализом особенностей развития литературных жанров национальных литератур Поволжья, осмыслением актуальных проблем современной русской литературы Республики Мордовия. Результаты исследования могут быть использованы в различных аспектах учебной работы в ВУЗе: при изучении процессов жанровой динамики русской литературы республики, а также при проведении курсов по выбору, при разработке соответствующих глав учебников и методических рекомендаций, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования рассматривались на кафедре литературы Мордовского госпединститута имени М.Е. Евсевьева, в отделе литературы и народного творчества Научно-исследовательского института языка, литературы , истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия, на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева, а также изложены в публикациях по теме исследования.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 175 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» дается общая характеристика работы: обосновывается выбор темы, устанавливается степень ее исследованности, раскрываются цели и задачи диссертации, дается краткий обзор литературно-критических статей, которые отразили некоторые аспекты предлагаемого исследования.

$

Во введении автор работы отмечает, что проблема жанров литературы более основательно изучена по отношению к эпосу и драме и в меньшей степени - по отношению к поэзии, лирике. Тем самым подчеркивается научная новизна и актуальность диссертации. Также отмечается, что в настоящее время происходит образование новых промежуточных жанров на грани лирики и эпоса, лирики и драматургии, что позволяет говорить о необходимости изучения процесса, с одной стороны, возрождения, а с другой - унификации жанров и жанровых форм, которые происходят в современной русской поэзии Мордовии.

Национально-региональный компонент в развитии современной русской поэзии Поволжья неоспорим. Каждый край, республика, область внесли в развитие русской поэзии свой вклад, подчас весьма важный и значительный. Однако размеры этого вклада в общенациональное дело до сих пор не только по-настоящему не изучены, но и нередко полностью не учтены.

Предлагаемая диссертация, по нашему убеждению, восполнит этот пробел в отношении Республики Мордовия.

Поиск новых средств, форм, приемов стал насущным вопросом русской литературы Мордовии. В этом плане решающее значение имеет глубокое творческое освоение и изучение опыта и традиций как русской классической литературы, гак и национальной, в данном случае, мордовской. Без этого был бы невозможен современный уровень русской поэзии Мордовии, за сравнительно короткое время обретшей глубину содержания, жанровое и стилевое многообразие, богатство изобразительно-выразительных средств.

В первой главе - «Традиции и новаторство в формировании лирических жанров» - анализируется развитие лирических жанров, отмеченных печатью национальных традиций. Делается попытка четкой систематизации известных лирических жанров, определяются основные жанры лирики, присущие русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов.

Автор исследования в процессе сопоставления известных теоретических концепций приходит к выводу, что литературный жанр - это одна из самых стабильных эстетических категорий, складывающаяся постепенно на протяжении многих лег и определяющая особенности литературного процесса. Использование понятия жанра дает возможность систематизировать и классифицировать литературные факты и явления, выявить закономерности, свойственные литературе на протяжении столетий. Автор придерживается мысли, что жанр - это опыт многих художников, скорректированный творческой индивидуальностью, субъективной волей автора.

Современное поколение поэтов по-своему прочитывает и осмысливает наследие прошлого. Классические принципы применяются к собственному опыту, рассматриваются сквозь призму собственных исканий, благодаря этому достигается органический сплав традиций и новаторства. Этот синтез общего и индивидуального пополняется вовлечением в процесс взаимодействия тех духовных богатств, которые представляют собственно национально-русские традиции, нашедшие воплощение в наследии русских поэтов Мордовии 1970-90-х годов.

Поэзия рассматриваемого периода стремится отобразить жизнь во всей ее сложности и многогранности, лирика насыщается емким жизненным содержанием, в ней возрастает роль аналитического начала, ведущего к обогащению жанров, что во многом предопределено развитием лирики предыдущих десятилетий. В поэзии того времени установился целый ряд традиций, которые успешно совершенствуются и развиваются на современном этапе. Перечислим наиболее существенные из них.

- Гражданственность. Современные поэты заимствовали у старшего поколения прекрасное качество художника слова - активную позицию поэта, которая не определяется одним лишь фиксированием современности и нового в жизни, а стремится раскрыть глубинную суть происходящего события. Ведь поэзия по своей природе призвана отражать эпоху.

- Качественно новая связь с фольклором, которая в настоящее время значительно более опосредованна. Современная русская поэзия все реже использует фольклорные элементы в их чистом виде. Художественные элементы фольклорного поэтического творчества взаимодействуют с приемами и средствами современной поэзии, обогащенной национальным художественным опытом и традициями. Таким образом, традиционные фольклорные поэтические формулы приобретают подвижность, становятся более гибкими, конкретно выразительными.

- Постоянный творческий поиск, совершенствование жанров и жанровых форм, новых средств художественной выразительности.

- Стремление к жизненной правде, желание и умение видеть жизнь под новьм ракурсом, во всем разнообразии проявлений бытия.

Каждый из современных русских поэтов Мордовии в большей или меньшей степени соприкасается и с традициями мордовской литературы предшествующего периода. На современном этапе, когда творческие связи наполняются все новым содержанием, на наш взгляд, вообще нельзя рассматривать проблемы и тенденции развития русской поэзии Мордовии в отрыве от своеобразных путей движения мордовской национальной поэзии. Эта взаимозависимость неизбежна. Но она не стала для литературы препятствием, а наоборот, открыла ей более широкие возможности для самовыражения. В.Г. Белинский утверждал: «В литературе всюду живая историческая связь, новое выходит из старого, последующее объясняется предыдущим, и ничего не является случайным»1. Даже самый решительный новатор не может ни опираться только на традиции, потому что без творческого продолжения лучших традиций не может быть новаторского произведения.

Углубленное изучение лучших традиций русской классической и всей многонациональной российской литературы, освоение опыта мастеров про-

1 Белинский В.Г. Взгляды на русскую литературу. -М.: Современник, 1988. -С. 10

шлого и настоящего - все это открывает перед современными поэтами Мордовии новые пути поисков, решений и новаторских открытий, соответствующих современности.

В данной главе традиция определяется как предшествующий опыт, становящийся фактором возникновения в творчестве писателя и национальной литературе сущностных в эстетическом отношении тенденций разработки художественной проблематики и поэтики. Вместе с тем, развитие литературы предполагает переосмысление традиций, которое способствует идейно-эстетическим и художественным открытиям.

Поэтому противопоставление традиций и новаторства в литературно-художественном процессе, игнорирование их диалектических связей неправомерно, ибо, как подчеркивает академик М.Б. Храпченко, «в сочетании традиций и творческого новаторства раскрываются существенные черты прогрессивного движения искусства в разные эпохи»1.

Поэзия, как и другие виды искусства, подвижна. Динамика ее включает в себя забвение одних литературных жанров, воспроизведение заимствованных из разных литератур, или же продолжение собственных литературных традиций.

Наиболее плодотворным нам видится путь раскрытия особенностей жанрового развития русской поэзии Мордовии через изучение национально-художественных традиций в современных жанрах, через влияние художественной культуры мордовского народа на формирование новых лирических жанров. Подобный подход к рассмотрению жанрового развития современной русской лирической поэзии республики не исключает возможности определения жанра как единства формы и содержания, в котором находят свое выражение существенные особенности, а именно, стилевое многообразие, различного рода принципы композиционного строения.

Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Сов. писатель, 1975. - С. 284

Одной из важных особенностей русской лирической поэзии Мордовии в настоящий момент является и то, что поиски в области жанров и жанровых форм ведутся с целью расширения их традиционных возможностей. Весьма наглядно эти процессы прослеживаются в развитии жанра лирической миниатюры. Приведенный анализ лирических миниатюр показывает, как поэты в зависимости от их творческой индивидуальности или художественного замысла синтезируют элементы малых фольклорных жанров с литературными.

Наблюдаемое в современной лирике обращение к поэтике фольклорных жанров и освоение наиболее перспективных жанровых структур предшествующего периода заставляет признать, что в 1970-90-е годы происходит активный процесс обновления национальных традиций, их развитие и обогащение.

Во второй главе - «Обогащение жанров русской лирической поэзии Мордовии 1970-90-х годов Мордовии» рассматривается современная лирическая поэзия с целью выявления и установления основных тенденций ее жанрового обогащения на основе творчества наиболее известных художников слова. Обогащение русской поэзии новыми жанрами происходит благодаря творческому восприятию инонационального художественного опыта, что, в первую очередь, отражалось на начальном этапе развития по преимуществу в стилевых и жанровых подражаниях и заимствованиях. Думается, что такой принцип вхождения художественного опыта в централизованную поэтическую культуру был законным этапом.

Дальнейшее развитие литературы нашей республики привело к тому, что в 1970-е годы ее представители творчески осваивали традиции, восходящие прежде всего к русской классической литературе. «Жанры являются, как правило, достижением не одной, а ряда литератур, взаимодействующих друг с другом»1, - пишет Л.Г. Фризман.

1 Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. - М.: Наука, 1973. - С. 4

Но никакой другой опыт не может быть воспринят органически, если нет родной почвы; никакое другое влияние не имеет точек соприкосновения с национальным художественным опытом.

Инонациональное воздействие на русскую поэзию республики следует рассматривать прежде всего в плане углубления и обогащения потенциальных возможностей всей литературы, как мордовской, так и русской. Русскую поэзию М.И. Малькина называет «особым отрядом»1 в мордовской литературе.

Наличие литературы на трех языках (мокшанском, эрзянском и русском) является одной из особенностей литературного процесса нашей республики. Влияние литератур друг на друга неоспоримо.

Отмечая многовековые культурные связи народов Поволжья, Д.С. Лихачев подчеркивает: «Как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья, живущие на великой русской реке Волге... Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других именно потому, что сами давали им много»2.

Эта направленность поиска отразилась в целом ряде жанровых форм современной мордовской поэзии, таких, как сонет-акростих, сатира, песня, эпиграмма, элегия и т.д.

Однако в литературно-художественной практике произведения русских поэтов Мордовии порой освещаются не в полной мере. Очевидно, что такое положение вещей отнюдь не способствует их творческому росту, как не способствует и полноценному осмыслению литературного процесса республики в целом.

А между тем русская литература Мордовии, в частности, лирическая поэзия - явление довольно интересное. « Дело в том, что в произведениях

1 Малькина М.И. Сколько языков у мордовской литературы? И Встречи - 90. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990 - С. 43

2 Лихачев Д.С. Заметки о русском.- 2-е изд.- М.: Сов. Россия, 1984. - С. 112

русских поэтов по-своему преломляются многие общие тенденции современной поэзии и прежде всего ее повышенный интерес к философскому осмыслению гражданской и нравственно-эстетической проблематике»1, - отмечает в своей статье «Поэзия и современность» мордовский литературовед А.В. Алешкин.

Соглашаясь с мнением исследователя, отмечаем, что лристальное внимание критиков и литературоведов к русской литературе Мордовии во многом бы содействовало углубленному изучению процессов творческого взаимовлияния, устранению отдельных недостатков. К сожалению, в русской литературе Мордовии иногда имеют место некоторая художественная анемичность и инфантильность, облегченное разрешение конфликтов и схематичность характеров. Настораживает тот факт, что порой наиболее актуальные темы в творчестве как русских, так и мордовских поэтов трактуются узко и обедненно. Именно эти и другие явления и выдвигают вопрос о русской поэзии Мордовии в ряд важных задач литературно-художественной критики нашей республики.

Как отмечалось, в современном литературоведении наметился определенный интерес к проблемам как самого жанра, так и его развития. Наблюдается необходимость показать развитие своей сложной категории в той системе, в какой она существует, художественно реализуется, выявляя закономерности и особенности жанровой эволюции русской лирической поэзии.

О степени зрелости литературы на том или ином этапе принято судить по лучшим ее произведениям. Естественно, в работе, посвященной выявлению своеобразия поисков в области жанра, невозможно охватить и проанализировать все поэтические произведения, созданные в исследуемый период. Основное внимание уделяется произведениям наиболее значительным, ху-

1 Алешкин A.B. страницы большой дружбы. - Саранск: Морд. кн. изд-во. 1971. - С. 120

дожественно совершенным, с ярко выраженными жанровыми особенностями.

Если с этой точки зрения взглянуть на современное состояние литературного жанра, то перед нами предстанет довольно отрадная картина: во всех жанровых разновидностях, начиная от незначительной лирической зарисовки и заканчивая более объемными формами, происходят своеобразные сдвиги и изменения, суть которых можно определить как утверждение типа эмоциональности, возбуждаемой энергией мысли, страстью познания наиболее общих свойств и сторон человеческого бытия.

В сфере содержательной процесс сдвигов и изменений современной русской литературы в целом сказался прежде всего в частном переходе от культурно-исторического осмысления действительности к выявлению общих тенденций и внутренних закономерностей народной жизни. В жанре поэзии это повлекло за собой усиление синтетичности лирики, более точное отражение нравственно-эстетических сторон человеческого бытия, придавшее стихам как уже вышеназванных, так и многих других русских поэтов более молодого поколения определенный философский уклон.

Таковы, по нашему мнению, определяющие и наиболее общие черты современной русской поэзии Мордовии, свидетельствующие о намечающемся качественно более высоком этапе ее развития. Подтверждением тому являются изданные в Мордовии в 1970-90-е годы сборники стихов В. Гадаева, В. Егорова, Э. Симдяновой, В. Юшкина, В. Юдиной, К. Смородина, А. Громыхина и ряд других.

В «Заключении» диссертации подведены основные итоги изучения жанровой динамики русской поэзии Мордовии, делаются выводы, касающиеся совершенствования принципов анализа лирических произведений, созданных за последнее двадцатилетие. Делаются обобщения, которые сводятся к следующему.

Путь зарождения и развития мордовской и русской литератур неразрывно связан с двумя важнейшими моментами: во-первых, с непосредственной опорой на собственные художественные традиции, прежде всего - на устное народное творчество и, во-вторых, с активным творческим восприятием инонационального художественного опыта.

Современная русская поэзия Мордовии переживает период плодотворного обновления. Успешно развиваются в ней национальные традиции и одновременно создаются новые, общие, характерные для всей общероссийской литературы поэтические законы.

Основным пластом русской поэзии Мордовии на современном этапе является гражданско-философская лирика, которая прокладывает ведущие линии литературного развития. Говоря об этом типе лирики, выделяем поэтов В. Юшкина, А. Терентьева, Ю. Макеева.

Новую глубину психологизма, способность передачи внутренних переживаний лирического субъекта приобрели жанры пейзажной и любовной лирики в поэзии Б. Соколова, В. Гадаева, В. Юдиной. Характерно, что лирическое стихотворение в этой группе жанров существует не только в чистом виде, но и часто выражает чувство героя, его философско-нравственную позицию. Подлинно новую жизнь приобрела в поэзии К. Смородина, А. Громыхина лирическая миниатюра.

Современная русская лирика Мордовии интересна и тем, что ее аналитическому взлету подвластны идеи, убеждения, рождающиеся в напряженной внутренней борьбе, раздумьях, противоречиях, а не в готовой данности. Такая тенденция лирического мировоззрения, обогатившая поэзию возможностью раскрытия художественной позиции, свидетельствует о широте и плодотворности новых принципов в поэзии в целом.

Гражданско-философские мотивы, углубленные социально-нравственные принципы, идеи общечеловеческого прогресса и гуманизма лирика выражает не прямолинейно, как раньше, а более сложно, художест-

и

венно-эстетическим путем. Беспристрастный творческий поиск значительно расширил границы лирических жанров, обогатил их новыми формами и структурными признаками.

Вообще же процесс жанрового развития и обогащения русской лирики Мордовии не устоялся. Поэтому, естественно, речь не может идти об устоявшихся типологических разновидностях того или иного жанра (хотя, говоря о некоторых жанрах, мы попытались проследить основные тенденции их развития).

1. К вопросу о лирических жанрах // Актуальные проблемы общества: некоторые вопросы переходного состояния.- Вып. 4.- Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1998. - С. 90-93.

2. Творческое своеобразие русской поэзии Мордовии 1980-90-х годов // Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы: Сборник научных работ. Вып. 2. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1999. - С. 37-39.

3. Своеобразие философской поэзии Мордовии 1970-1990-х годов // Филологические заметки 1999. Межвузовский сборник научных трудов: В 2 ч. Ч. 2. - Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1999.- С. 54-57.

4. Большое в малом (на мордовском-эрзя языке) // Сятко. - 1999. -

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

№11.-С. 112-114.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Степин, Сергей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ. 3-

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ.•. 14

§1. Принципы жанровой систематизации лирических произведений в современном литературоведении.16

§2. Основные жанры русской лирики Мордовии 1970-1990-х годов . .30

ГЛАВА ВТОРАЯ

ОБОГАЩЕНИЕ ЖАНРОВ РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ В 1970 - 1990-е ГОДЫ. *.88

§1. Художественное своеобразие лирики 1970-х годов (на примере творчества Виктора Гадаева).91

§2. Жанровое разнообразие русской поэзии

Мордовии 1980-х годов.110

§3. Медитативная лирика 1990-х годов как особый этап в развитии современной поэзии Мордовии. 133

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Степин, Сергей Николаевич

Национально-региональный компонент в развитии современной русской поэзии неоспорим. Каждый край, республика, область внесли в развитие русской поэзии свой вклад, подчас весьма важный и значительный. Однако размеры этого вклада в общенациональное дело до сих пор не только по-настоящему не изучены, но и нередко полностью не учтены.

Предлагаемая диссертация, по нашему убеждению, восполнит этот пробел в отношении Республики Мордовия.

Русская литература шла от усвоения устного народного творчества к овладению традициями письменной литературы. Однако это был нелегкий путь. Шел процесс первоначального накопления новых, отличительных от фольклорных, принципов художественности, начинала складываться письменность, литературный язык. Поиск новых средств, форм, приемов стал насущным вопросом и русской литературы Мордовии. В этом плане решающее значение имеет глубокое творческое освоение и изучение опыта и традиций как русской классической литературы, так и национальной, в нашем случае, мордовской литературы. Без этого был бы невозможен современный уровень русской поэзии Мордовии, за сравнительно короткое время обретшей глубину содержания, жанровое и стилевое многообразие, богатство изобразительно-выразительных средств, разнообразия стилей.

Русская поэзия республики с самого начала шла путем интенсивного поиска, стремилась выработать традиции, в которых бы закрепились все ее достижения и успехи. Процесс этот продолжается и в настоящее время. Практически каждое десятилетие приносит факты зарождения в поэзии новых черт и особенностей, новаторских по отношению к ранее обретенным традициям. Этот путь дальнейшего поиска, смены устаревших традиций новыми - закономерный процесс, характерный не только для русской поэзии Мордовии, но и для всех литератур народов Поволжья и Приуралья.

В процессе развития русской поэзии Мордовии, ее постоянного обновления особое место занимают 1970 - 90-е годы. Именно в эти годы поэты разных поколений стали особенно активно искать новые поэтические средства и приемы, стремясь к обогащению жанрового диапазона, к совершенствованию стиля.

Центром внимания художников все чаще становится человек как личность и его духовно-нравственное развитие, его проблемы, надежды, жизненные цели.

Тенденция к философичности произведений, развитие таких жанров, как лирическое стихотворение, стихотворение-обращение, поэма-цикл; появление новых тем и сюжетов - эти и другие факторы обусловили движение поэзии к ее зрелости, высокому уровню художественности. Поэты В. Гадаев, А. Терентьев, В. Юдина, В. Егоров, В. Юшкин, К. Смородин и др. способствуют дальнейшему развитию искусства слова, его заметному обновлению и обогащению поэтического языка, созданию новых образных систем.

Поэзия рассматриваемого периода стремится отобразить жизнь во всей ее сложности и многогранности, лирика насыщается емким жизненным содержанием, в ней возрастает роль аналитического начала, что, в свою очередь, ведет к обогащению жанров. Такой ход развития лирики в эти годы, несомненно, во многом предопределен предыдущими десятилетиями. В поэзии того времени установился целый ряд традиций, которые успешно совершенствуются и развиваются на современном этапе. Среди них, в первую очередь, стоит отметить следующие:

- гражданственность. Современные поэты заимствовали у старшего поколения прекрасное качество художника слова - активную позицию поэта, которая не определяется одним лишь фиксированием современности и нового в жизни, а стремится раскрыть глубинную суть происходящего события. Ведь поэзия по своей природе призвана отражать эпоху, быть одним из ликов времени;

- качественно новая связь с фольклором, которая в настоящее время значительно более опосредованна. Современная русская поэзия все реже использует фольклорные элементы в их чистом виде. Художественные элементы фольклорного поэтического творчества взаимодействуют с приемами и средствами современной поэзии, обогащенной национальным художественным опытом и традициями. Таким образом, традиционные фольклорные поэтические формулы приобретают подвижность, становятся более гибкими, конкретно выразительными; постоянный творческий поиск, совершенствование жанров и жанровых форм, новых средств художественной выразительности; стремление к жизненной правде, желание и умение видеть жизнь под новым ракурсом, во всем разнообразии проявлений бытия.

Каждый из современных русских поэтов Мордовии в большей или меньшей степени соприкасается и с традициями мордовской литературы предшествующего периода. На современном этапе, когда творческие связи наполняются все новым содержанием, на наш взгляд, вообще нельзя рассматривать проблемы и тенденции развития русской поэзии Мордовии в отрыве от своеобразных путей движения мордовской национальной поэзии. Эта взаимозависимость неизбежна. Но она не стала для литературы препятствием, а наоборот, открыла ей более широкие возможности для самовыражения. В.Г. Белинский утверждал: «В литературе всюду живая историческая связь, новое выходит из старого, последующее объясняется предыдущим, и ничего не является случайным» (19, 10). Даже самый решительный новатор не может не опираться только на традиции, потому что без творческого продолжения лучших традиций не может быть новаторского произведения.

Объектом настоящего диссертационного исследования является русская поэзия Мордовии 1970 - 90-х годов и процесс обогащения ее новыми жанрами и жанровыми формами. Опираясь на высказывание Л. Гинзбург, что «самый субъективный род литературы, она (лирика) как никакой другой, устремлена к общему, к изображению духовной жизни как всеобщей. При том изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а изображение человека более или менее суммарно. Лирика вовсе не располагает теми средствами истолкования единичного характера, какими располагает психологическая проза, отчасти и стихотворный эпос нового времени» (49, 10). С другой стороны, этот литературный род особенно восприимчив как к национальным традициям, так и к основным закономерностям развития поэзии в целом. Поэтому такие важные литературные проблемы, как типология и развитие жанров, стилей, проблема традиций и новаторства, соотношение категорий национального и интернационального, особенно продуктивно рассматривать на материале лирики.

При выборе темы имело значение и то, что в мордовском литературоведении крайне мало научных работ, посвященных непосредственно проблеме жанровой динамики русской поэзии Мордовии последних десятилетий. В этом направлении делаются первые шаги. В имеющих место исследованиях, очерках, монографиях, диссертационных работах, научных статьях, посвященных как мордовской, так и русской литературе, как правило, отводится место лишь изучению проблемы жанров, но отсутствует их полная классификация и систематизация. Одними из первых специальных исследований по этой проблеме были статьи и монографии A.B. Алешкина, в которых прослежено становление и развитие русской поэзии Мордовии, начиная с 1960-х годов. В работах другого литературоведа - Г.И. Горбунова - была сделана попытка нового прочтения творчества некоторых русских поэтов Мордовии, вследствие чего постановка многих проблем была полемически заострена.

Современному этапу как русской, так и мордовской поэзии посвящены работы H.JI. Васильева, Е.И. Чернова, С.Г. Девяткина, Н.Я. Бардина и др. Между тем, существующие исследования творчества отдельных поэтов Мордовии требуют обобщения с точки зрения жанра и его развития, что делает данную диссертационную работу актуальной и своевременной.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием в предыдущих исследованиях строгой научной классификации лирических жанров, что не позволяет дать полной картины их бытования. Первые попытки разделения по формам и видам были сделаны при составлении хрестоматии, учебников, антологий, в трудах отдельных мордовских исследователей. Своеобразию русскоязычной поэзии Мордовии 1970 - 90-х годов была посвящена кандидатская диссертация С.П. Гудковой (62, 170), в которой автор исследует жанровый состав поэзии, делает попытку классификации поэтических произведений, отмечает новаторские тенденции в поэзии. В названном исследовании русскоязычная поэзия представлена в эволюции идей, тем, сюжетов, поэтики, в аспекте становления и утверждения новых художественных методов. Изучение же самой динамики жанров лирики 1970-90-х годов не явилось объектом специального рассмотрения, и поэтому закономерна актуальность предполагаемого исследования в данной области.

Жанр - одна из самых значимых в системе литературоведческих категорий, изменения в которой вызывают огромный исследовательский интерес. Так, например, Р. Уэллек и О. Уоррен в своей работе по теории литературы, рассматривая динамику изменения жанров, отмечают: «Литературный жанр -это институт, в том же смысле, в каком институтом является церковь, университет, государство. И существует литературный жанр не в том смысле, в каком существуют животное или, скажем, здание, а именно институт как учреждение. В рамках существующих институтов можно прозябать, можно самовыражаться, можно создавать новые институты, а можно оставаться в старых, не разделяя выработанные ими нормы» (213, 324).

Именно в жанре, на наш взгляд, находят выражение важнейшие закономерности литературного процесса: соотношение формы и содержания, замыслы автора, новаторство и традиции. Поэтому для современного состояния литературоведения характерным является выдвижение на передний план проблем жанра.

Цели данного исследования состоят в том, чтобы обозначить те новые процессы и характерные тенденции, которые наметились в русской лирике Мордовии 1970-90-х годов. При этом рассматриваются лирические произведения наиболее ярких и талантливых поэтов республики: В. Гадаева, Б. Соколова, В. Юшкина, Э.Симдяновой, К. Смородина, А. Терентьева, В. Юдиной, В. Егорова, Н. Рузанкиной и др., опубликованные в последние десятилетия. Но не только хронологической близостью и своеобразием воссоздания материала определяется выбор авторов и их произведений. В данном случае делается попытка проследить, как лирика 1970-90-х годов, с одной стороны, духовно обновлялась, отстаивая общечеловеческие ценности, утверждая неповторимость и самоценность личности, а с другой - какое своеобразное преломление получили современные процессы в произведениях того специфического жанра, о котором В.Г. Белинский писал: «Это царство субъективности, это мир внутренний, мир начинаний, остающихся в себе и не выходящих наружу» (19, 294). Целью предлагаемого исследования является:

- стремление пересмотреть традиционное определение специфики родов литературы, с помощью анализа конкретных произведений показать, что даже в пределах одного стихотворения могут сочетаться признаки лирики, эпоса и драмы;

- показать поэтическую систему русской лирики Мордовии в ее жанровой динамике, жанровом выражении;

- дать общую характеристику наиболее развитых, доминирующих жанровых форм;

- выявить основные проявления родовых признаков в их исторической эволюции;

- проследить влияние традиций и новаторства на особенности литературного процесса, благодаря которому русская поэзия республики вписалась в систему литературы Мордовии.

В соответствии с поставленными целями в работе сформулированы следующие задачи:

1. Определить и дать характеристику основным жанровым образованиям русской лирической поэзии Мордовии. Обозначить наиболее перспективные тенденции жанровых исканий в современной русской лирике Мордовии 1970 - 90-х годов.

2. Показать на конкретных примерах жанровое развитие русской лирической поэзии Мордовии, выявляя при этом роль национальных мордовских традиций, с одной стороны, и влияние русской поэзии - с другой.

3.Отметить своеобразие и особенности поэтического творчества русских поэтов на пути освоения как новых лирических жанров, так и обогащения традиционных.

Новизна работы состоит в том, что впервые предметом научного анализа стало значительное число лирических произведений последних десятилетий в процессе их жанрового изменения.

Методологической и теоретической основой работы явились труды выдающихся литературоведов и теоретиков литературы: В.Г. Белинского, М.М. Бахтина, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко и др., а также исследования мордовских литературоведов, занимающихся изучением рассматриваемой проблемы A.B. Алешкина, H.JI. Васильева, Г.И. Горбунова, С.Г. Девяткина, М.И. Малыгиной, Е.И. Чернова и др.

Свои выводы и обобщения, сделанные на основе изучения конкретного поэтического материала, автор данного исследования сопоставляет с ранее известными теоретическими положениями ученых, соглашаясь или полемизируя с ними. Методологическими принципами работы явились конкретно-исторический подход и принципы преемственности. Это позволило рассмотреть жанр как категорию, лишенную чисто эстетической замкнутости.

Основными источниками диссертационного исследования послужили: творчество как ведущих поэтов республики, утвердивших себя не только в масштабах Мордовии, но и в общероссийской литературе, так и произведения молодых начинающих авторов, опубликованные в литературных сборниках, журналах и альманахах.

В работе представлены произведения, хронологические рамки которых можно обозначить последним двадцатилетием. Хотя этот рубеж несколько условен, но он значителен тем, что является отрезком времени, который стал началом переломного этапа и всестороннего отражения современности, глубокого показа интеллектуального, духовного искания лирического героя наших дней на фоне бурных общественно-политических изменений.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении русской поэзии Мордовии в жанровом разрезе, определенного новой идейно-эстетической системой, вытекающей из опыта российской многонациональной литературы. Более того, переход от описательного пути исследования к проблемному вызван потребностью выявления основных тенденций историко-литературного процесса, специфику которого мы и взяли за основу исследования.

Практическое значение исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут представлять интерес для исследователей, занимающихся анализом особенностей развития литературных жанров национальных литератур, осмыслением актуальных проблем современной русской литературы республики. Результаты исследования могут быть использованы в различных аспектах учебной работы в ВУЗе: при дальнейшем изучении процессов жанровой динамики русской литературы республики, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров на гуманитарных факультетах, при чтении курсов по национальной литературе, при разработке соответствующих глав учебников и методических рекомендаций, как составная часть лекционного курса «Литература народов Российской Федерации», при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная русская поэзия Мордовии 1970 - 90-х годов, рассматриваемая в системе жанра (его динамика и своеобразие), является результатом творческого мастерства художников слова, решающих сложные для эстетические задачи.

Творчество русских поэтов Мордовии указанного периода характеризуется определенной жанрово-тематической приверженностью, индивидуальностью поэтического почерка, стиля, образных средств, взаимодействия с традициями.

Давно ушли в прошлое времена, когда значение национальной литературы оценивалось по количеству опубликованных книг, по перечню тем и проблем, которые ставились и решались литературой. Сегодня наступило время предъявления иных требований, иных критериев оценки. В связи с этим самым важным завоеванием последних десятилетий, вызывающим коренную жанровую перестройку всей поэзии, явились ее усложнившиеся связи с миром, давшие ей возможность перейти от прямолинейной иллюстрации и описательности событий к углубленному рассмотрению общественных явлений, психологии человека.

В центре поэтического внимания современных поэтов стоит сам человек, его богатый духовный мир, взятый во всей сложности и многогранности.

Возросшее мастерство поэтов Мордовии позволило раскрыть неведомые ранее грани человеческого характера, движение души, благодаря которым наш современник предстал как живой, полнокровный образ. Ищущая, пытливая мысль автора, лирического героя необычно широко раздвинула действительность, раскрыла границы лирического мироощущения во всем объеме. Конечно же, переход от инфантильной описательности к высокохудожественному изображению не есть простой факт поступательного движения во времени. Такое изменение обусловлено сложным, нередко противоречивом развитием литературы, постоянным обновлением как в плане содержания, так и в плане формы.

Вся история мордовской литературы, и в том числе история ее «русской ветви»,

- это непрестанные поиски все новых и новых изобразительных средств и форм для более углубленного изображения окружающей нас действительности.

Развитие русской поэзии Мордовии позволяет исследовать ее на разных уровнях: метода, стиля, жанра и т.д. В работе выделен только один из уровней -жанровый. Наше внимание сосредоточено на анализе жанрового развития лирики 1970 - 90-х годов, поскольку эволюция лирических жанров этих лет, их взаимодействие являются показателем эволюции самого творчества. К тому же категория жанра выполняет роль фактора стабильности, отражая моменты «конечности» (в философском смысле данного понятия) определенного этапа развития художественного сознания.

Глубокие процессы в идейной, художественной, эстетической системах литературы неизбежно потребовали изменения в жанровой системе, выразившейся в трансформации старых и рождении новых форм. Чтобы постичь идейно-эстетическую суть произведения, необходимо прежде всего понять его жанровую природу, потому что, по словам исследователя П.Н. Медведева, «реально произведение лишь в форме определенного жанра» (127, 418).

Русская лирическая поэзия Мордовии бытует во многом в тех жанровых формах, которые свойственны для ее традиции. Но, если проследить историю развития литературы в ее жанровом выражении, то выявляется закономерность

- определенный социально-исторический отрезок времени, который характеризуется взлетом одних, затишьем других, а иногда полным угасанием отдельных жанров. Так, например, жанры сатирической поэзии на современном этапе уступили свое лидирующее положение философской поэзии.

Жанровое обогащение русской поэзии Мордовии, наряду с другими качествами, проявляется также и в том, что лирический способ отображения жизни соединяется с эпическим, а иногда даже с повествовательным элементом.

Как показало исследование, поэтический материал данного периода привнес в поэзию много примечательного и нового в области жанра. Это убедительно доказывает, что поэты Мордовии стремятся к новаторским преобразованиям в сфере художественного выражения. Процесс обновления и развития жанра протекал в 1970 - 90-е годы эволюционным путем. Связь устного народного творчества и русской поэзии Мордовии усложнилась, в творчестве поэтов происходит переосмысление общечеловеческих чувств и переживаний, которые приобретают новый смысл именно в силу возросших возможностей поэзии, отмеченных выше. Поэтому не случайно, большой эстетический опыт, выработанный традицией, оказал огромное влияние на развитие жанров, в первую очередь - лирических.

Проанализировав историю жанров, мы пришли к выводу, что объектом данного исследования могут быть произведения таких лирических жанров, как гражданская, философская, любовная, пейзажная лирика, лирическая миниатюра.

Основным, самым действенным пластом поэзии на современном этапе является гражданско-философская лирика, которая прокладывает ведущие линии литературного развития. Говоря об этой лирике, выделяем поэтов В. Юшкина, А. Терентьева, Ю. Макеева.

Современная русская лирика Мордовии интересна и тем, что ее аналитическому взлету подвластны идеи, убеждения, вызревающие в напряженной внутренней борьбе, раздумьях, противоречиях, а не в готовой данности. Такая тенденция лирического мировоззрения, обогатившая поэзию возможностью раскрытия художественной позиции, свидетельствует о широте и плодотворности новых принципов в поэзии в целом.

Гражданско-философские мотивы, углубленные социально-нравственные принципы, идеи общечеловеческого прогресса и гуманизма лирика выражает не прямолинейно, как раньше, а более сложно, противоречиво и субъективно. Беспристрастный творческий поиск значительно расширил границы лирических жанров, обогатил их новыми жанровыми формами и структурными признаками.

Новую глубину психологизма, способность передачи внутренних переживаний лирического субъекта приобрели жанры пейзажной и любовной лирики в поэзии Б. Соколова, В. Гадаева, В.Юдиной. Характерно, что лирическое стихотворение в этой группе жанров существует не только в чистом виде, но часто выражает чувство героя и его философско-нравственную позицию. Подлинно новую жизнь приобрела в поэзии К. Смородина, А. Громыхина лирическая миниатюра, вобравшая в себя в лаконичном виде основные признаки лиризма. Лирика стала качественно новой ступенью, проложившая путь к правдивому и образному отражению нашего времени. Она во многом преуспевает перед лиро-эпосом в многогранном создании образа современника через характер.

Достижения современной поэзии, на наш взгляд, несомненны. И главное, что творчество лучших поэтов Мордовии освободилось от упрощенности, прямолинейности в решении социальных задач, от формальных поисков. Сегодняшнее состояние поэзии и перспективы ее развития определены тем, что основные тенденции, направления творческого поиска устремлены не только к более глубокому осмыслению традиций мордовской национальной художественности и освоения опыта российской и мировой литературы, но и разработкой своих не заемных творческих потенций.

История русской поэзии нашего региона в ее жанровом развитии является смелым опровержением теории априорности форм, возникших вне исторического опыта. Вся жизнь русской поэзии Мордовии 1970 - 90-х годов говорит о том, что новые идеи вызывают к жизни новые формы и коренным образом влияют на старые.

Итак, в литературной жизни нашей республики творчество поэтов, пишущих на русском языке, - явление интересное и своеобразное, требующее к себе пристального внимания. Поэты осознают ответственность перед своим народом, и эта ответственность - гарантия того, что во всех жанрах поэзии будут достигаться новые вершины, создаваться произведения, отвечающие самым высоким эстетическим требованиям.

161

Главное направление их поисков и находок движется по пути осмысления современной проблематики. Лучшие образцы поэтических произведений показывают, что в целом освоение современной проблематики дает плодотворные результаты, свидетельствующие о возросшем идейно-художественном уровне русской поэзии Мордовии.

Вообще же процесс жанрового развития и обогащения русской лирики Мордовии не устоялся, не завершился, находится в движении. Поэтому, естественно, речь идет не о типологических разновидностях того или иного жанра (хотя, говоря о некоторых жанрах, мы попытались это проделать). Проследив тенденции жанрового развития, новые образования в жанрах, мы пришли к выводу, что в сложном и многообразном процессе развития нашей поэзии в 1970 - 90-е годы заложен фундамент самых разнообразных лирических жанров, развитие которых еще впереди.

 

Список научной литературыСтепин, Сергей Николаевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Алексеев В. И станет мир иным (О поэте К. Смородине) // Сов. Мордовия. -1989.-22 окт.-С.З

2. Алешкин A.B. Лирика русских поэтов Мордовии // Вопросы мордовской литературы. Саранск, 1975. - Вып. 51. - С.59 - 74

3. Алешкин A.B. Поэзия и современность // Страницы большой дружбы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1971. - С. 120 -139

4. Алешкин A.B. Страницы большой дружбы // Корни: Лит.-худ. сб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - С. 3 -10

5. Алешкин A.B., Малькина М.И. На пути к человеку // Современная мордовская литература (60-80-е годы). В 2-х ч. Ч. 2. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993.-С .5-25

6. Алиева О.Б. Признание в любви. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. - 105 с.

7. Андреев Л. Литература у порога грядущего века // Вопросы литературы, 1988.-№8.- С.93-119

8. Анкудинов К. Утро наступит как всегда: Заметки о современной поэзии // Москва, 1996. №2. - С. 136 -144

9. Антология мордовской поэзии: Сборник. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. -496 с.

10. Аристотель. Поэтика. Соч. в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. 654 с.

11. Асеев H.H. О поэтах и поэзии. М.: Сов. Россия, 1985. - 139 с.

12. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Лениздат, 1989. - 606 с.

13. Баевский B.C. Что такое жанр. Проблемы литературных жанров. Томск: Кн. изд-во, 1990. - 115 с.

14. Баранов С.Ю. Функциональное изучение литературы и изучение жанра. -Вологда: Кн. изд-во, 1985. 307 с.

15. Бардин П.Я. Вот он мой последний берег // Современная мордовская литература (60-80-е годы). В 2-х ч. Ч. 2. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. -С.259-266

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1972. -470 с.

17. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. литература, 1986,541 с.

18. Бахмустов С. Живая нить бытия: О жизни и творчестве поэта Ю. Макеева // Сов. Мордовия. 1987. - 6 мая. - С. 2

19. Белинский В.Г. Взгляды на русскую литературу. М.: Современник, 1988. -651 с.

20. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 5. - 660 с.

21. Бек Т. Пространство открытых сторон // Дружба народов, 1993. №7. -С. 195-206

22. Белецкий А.Н. В мастерской художника слова. М.: Высшая школа, 1989. -218 с.

23. Блок A.A. Избранные произведения. Лениздат, 1970. - 614 с.

24. Бобров А. Недоумение и радость // Литературная Россия, 1989. №17. -С. 8-9

25. Бочаров А. Чем жива литература. Современность и литературный процесс. М.: Современник, 1986. - 397 с.

26. Брагинский И.С. Из истории таджикской и персидской литератур. М.: Современник, 1972. - 310 с.

27. Брыжинский А.И. В едином строю. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. -120 с.

28. Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. с французского Э.Л. Липецкой. М.: ГИХЛ, 1988. 299 с.

29. Букинг С. .И родственный дух // Литературное обозрение, 1985. №3. -С. 25 - 29

30. Бухштай Б.Я. А А. Фет. Очерки жизни и творчества. Л.: Наука, 1987. -238 с.

31. Васильев Л. Новая встреча с поэтом // Сов. Мордовия, 1987. 11 окт. - С. 3

32. Васильев Н.Л. Взгляд поэта // Сов. Мордовия, 1987. 17 мая. - С. 3

33. Васильева Р.П., Васильев Н.Л. Русская литература Мордовии (Основные тенденции развития) // Современная мордовская литература (60-80-е годы). -В.2-х ч. 4.2. Саранск, Морд. кн. изд-во, 1993. - С. 226 - 238

34. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова. 3-е изд., пер. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 527 с.

35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Мысль, 1989. - 318 с.

36. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. - 256 с.

37. Выходцев И.С. Деревня. Земля. Человек. Проблемы русской советской литературы. Л.: Наука, 1976. - 214 с.

38. Выходцев П.В. В поисках нового слова. М.: Современник, 1980. - 319 с.

39. Гадаев В.А. Чемоданные люди: Очерк о развитии литературы // Новая Мордовия, 1995. 11 февр. - С. 3

40. Гадаев В.А. Живой мир поэта // Сов. Мордовия, 1981.-14 июля. С. 3

41. Гадаев В.А. Вечная мельница. Саранск. Морд. кн. изд-во, 1969. - 72 с.

42. Гадаев В.А. Свет отчего порога. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972. - 115 с.

43. Гадаев В.А. Праздники сердца. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. - 88 с.

44. Гадаев В.А. Праздники земли. М.: Сов. писатель, 1980. -12с.

45. Гадаев В.А. Дума и судьба. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. - 128 с.

46. Гадаев В.А. Любви высокая звезда. Саранск: Морд. кн. изд-во,1983. - 92 с.

47. Гадаев В.А. Качка меда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. - 56 с.

48. Гегель Г. Лекции по эстетике. Работы разных лет. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. 573 с.

49. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. - 414 с.

50. Гинзбург JI.Я. О старом и новом. Л.: Сов. писатель, 1982. - 423 с.

51. Гиршман М.М. Литературные произведения. Теория и практика. М.: Высшая школа, 1991. - 159 с.

52. Горбунов В.В. Поэзия душа народа. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973. -296 с.

53. Горбунов Г.И. Жизнь. Герой. Литература. Литературно-критические статьи.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. 314 с.

54. Горбунов Г.И. Заметки о современной мордовской поэзии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 220 с.

55. Горбунов Г.И. Поэтическая летопись Мордовии. Саранск,: Морд. кн. изд-во, 1987. - 314 с.

56. Грачев Г.В., Кокшенов В.В. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М.: Наука, 1964. - 413 с.

57. Грибушин И.И. Классификация жанров лирики по отношению субъекта и объекта. Томск, 1972. - 223 с.

58. Гринберг И.Л. Три грани лирики. Современная баллада, ода, элегия. М.: Сов. писатель, 1985. - 402 с.

59. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М.: Сов. писатель, 1988. - 124 с.

60. Громыхин A.A. В соборе чувств. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. - 112 с.

61. Громыхин A.A. Деревенские узоры. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. -224 с.

62. Гудкова С.П. Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70-90-е годы) // Дисс. На соискание уч. степени канд. филол. наук. Саранск, 1998. - 190 с.

63. Гуляев H.A. Теория литературы: Учебное пособие для пед. ин-тов. 2-е изд.- М.: Высшая школа, 1985. 271 с.

64. Гусев В. Художественное и нравственное. М.: Сов. Россия, 1988. - 365 с.

65. Гусев В. Рождение стиля. М.: Сов. Россия, 1984. - 287 с.

66. Дауётите В. Система лирических жанров. Сб. статей. Кишинев: Кн. изд-во, 1982. -318 с.

67. Девяткин С.Г. Озарение // Современная мордовская литература (60-80-е годы). В 2-х ч. Ч. 2. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. - С. 266 - 272

68. Дмитровский А.З. О лирических жанрах. Калининград: Кн. изд-во, 1970. -221 с.

69. Егоров В.Ф. Лицом к свету. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. - 60 с.

70. Егоров В.Ф. Луна в рубашке. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. - 71 с.

71. Егоров В.Ф. Колыбель. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982. - 63 с.

72. Егоров В.Ф. Поле-полюшко. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1971. - 40 с.

73. Егоров В.Ф. Живой мир поэта // Сов. Мордовия, 1981. 14 июня. - С. 4

74. Егоров В.Ф. Предисловие к книге // В. Юшкин "В синем и алом". Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. - 72 с.

75. Жанр и творческая индивидуальность: Сборник научных трудов. Вологда: Кн. изд-во, 1990. - 162 с.

76. Жанр, стиль, метод: Сборник научных трудов. Алма-Ата: Кн. изд-во, 1990. - 112 с.

77. Жанры дагестанской советской литературы. Махачкала: Кн. изд-во, 1979. -163 с.

78. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-407 с.

79. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во С.Петер. ун-та, 1996,- 440 с.

80. Забавина В.М. Традиции русской академической и советской литературы в развитии мордовского художественного слова. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981.-361 с.

81. Задальская Н.В. Огонь души. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. - 160 с.

82. Зайцев В.А. Современная советская поэзия. М.: Высшая школа, 1987. -218 с.

83. Зайцев В.А. В художественных поисках и открытиях в современной поэзии. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 215 с.

84. Зайцев В.И. Русская современная поэзия 70-х годов (Жанровые поиски и тенденции). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 136 с.

85. Золотусский И. Взгляд. М.: Сов. писатель, 1988. - 218 с.

86. Золотцев С. Поцелуй на морозе // Литературная Россия, 1993. № 31. -С. 14

87. Ильницкий И.И. Современная украинская поэзия. Киев: Кн. изд-во, 1988. -221 с.

88. Исаев Е. Предисловие к книге // В. Гадаев "Вечная мельница". Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. - 72 с.

89. История национальных литератур. М.: Наследие, 1995. - 199 с.

90. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 217 с.

91. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1982. - 426 с.

92. Карпов A.A. Тайны жанраУ/Литературное обозрение, 1983. №9. - С. 57 - 60

93. Кагцук Ю. Возвращение перспективы. Размышление о поэзии 80-х // Вопросы литературы, 1988. №6. - С. 117 - 122

94. Киричек П.Н. Неоткрытые острова,- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. 88 с.

95. Краткая литературная энциклопедия в 8-и т. Т. 4. М.: Сов. Энциклопедия, 1967. 884 с.

96. Коваленко С.А. Лирический эпос современной поэзии (Динамика жанра).-М.: Наука, 1989.-321 с.

97. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. М.: Наука, 1989. -335 с.

98. Кожевникова В.М. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклдопедия, 1987. - 418 с.

99. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990. -542 с.

100. Кожинов B.B. Искусство долговечно // Литературная Россия, 1986. № 12. - С. 14-15

101. Кожинов В.В. Русская поэзия: вчера, сегодня, завтра // Москва, 1994. №3. -С. 8-15

102. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М.: Сов. Россия, 1980. - 103 с.

103. Конкина Е.С. Сомнение и вера. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987. - 56 с.

104. Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1995. - 352 с.

105. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки (Типология жанров и их судьба). Горький: Кн. изд-во, 1983. - 208 с.

106. Кузиков А. Про розы-морозы, любовь-морковь. М.: Маяк, 1994. - 226 с.

107. Курбатов В. День перед вечером: О поэзии // Наш современник, 1997. -№11.-С. 250-254

108. Курбатов В. Ссуда на жизнь: Из дневника критика // Москва, 1993. №2. -С. 136 -140

109. Курмышкин В. Стихи // Странник, 1997. №4. - С. 116 - 124

110. Кушнер А. Пожизненность задачи // Литературная газета, 1991. №25.-С. 6

111. Лавлинский Л.Л. Сердца взрывная сила. М.: Сов. писатель, 1982. - 314 с.

112. Лавлинский Л.Л. О лирической поэзии наших дней. М.: Современник, 1975. - 400 с.

113. Лаврин А.П. Много поэтов хороших и разных. М.: Знание, 1987. - 264 с.

114. Ларцев Ф.Г. На пути к синтезу. Новые жанровые разновидности поэзии. -Ташкент: Кн. изд-во, 1985. 182 с.

115. Леонов Б.А. Вопросы стиля и жанра в литературе. М.: Изд-во МГУ, 1984. -55 с.

116. Лесневский С. В союзе с правдой и мечтой // Литературная газета, 1997. -№26. 14 июля. - С. 10

117. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд. - М.: Сов. Россия, 1984. - 264 с.

118. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. -155 с.

119. Луконин М. Встреча в пути // Дружба народов, 1996. №2. - С. 60 - 63

120. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры: A.C. Нут-кии, Ф.И. Тютчев. М.: Наука, 1976. - 240 с.

121. Макеев Ю.П. Журавли. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. - 40 с.

122. Магомедов З.А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Кн. изд-во, 1983.- 120 с.

123. Македонов А. О поэтике русской советской лирики 70-х годов. Л.: Наука, 1985. - 360 с.

124. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984. -224 с.

125. Малькина М.И. Сколько языков у мордовской литературы? // Встречи-90. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. С. 43 - 63

126. Маркс К., Энгель Ф. Собр. соч. в 30-и т. Изд. 2-е. Т. 23. - М.: Политиздат, 1960.-437 с.

127. Медведев П.Н. Проблема жанра. М.: Искусство, 1980. - 400 с.

128. Мезенцев Л. В соборе чувств: Поэт А. Громыхин // Известия Мордовии, 1997. 7 января. - С. 3

129. Методология современного литературоведения. М.: Наука, 1982. - 366 с.

130. Мещерякова М.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Мегатрон, 1997.- 158 с.

131. Миллер Л. О если б без слова. (О современной русской поэзии) // Вопросы литературы, 1994. Вып. 4. - С. 241 - 266

132. Михайлов A.A. Лирика сердца и разума. М.: Сов. писатель, 1965. - 270 с.

133. Михайлов A.A. Сергей Есенин. Проблемы творчества. М.: Современник, 1978.- 315 с.

134. Михайлов A.A. Дебюты семидесятых // Вопросы литературы, 1981. № 4. -С. 38 - 87

135. Михайловская Н.Г. Пути к русскому слову. М.: Наука, 1985. - 176 с.

136. Мифталиев М.М. Современная лирическая поэзия. М.: Наука, 1982. -222 с.

137. Настопка К. Жанр (Эволюция и специфика). Вопросы русского стиха и литературы. Кишинев: Штинница, 1980.-314с.

138. Николаев П.А. Советское литературоведение и литературный процесс. -М.: Худ. лит-ра, 1987. 332 с.

139. Николаев П.А. История русского литературоведения. М.: Высшая школа, 1980.-349 с.

140. Николаев П.А. Академические школы в русском литературоведении. М.: Высшая школа, 1975.-314с.

141. Николашвилли А.О. Грузинская современная лирика. Тбилиси: Кн. изд-во, 1983.-С. 10-11

142. Никонычев Ю. Поэты уходят в запой? Заметки о женской лирической поэзии // Новое книжное обозрение, 1996. №6 - 217 с.

143. Нурдыгина B.C. Поэзия 1982-1984 гг. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. -227 с.

144. Огнев В.Ф. Годовые кольца. М.: Современник, 1983.-216с.

145. Огнев В.Ф. О жанрово-стилевом многообразии. Ташкент: Таш. ГУ, 1985. -109 с.

146. Озеров JI.A. В мастерской стиха. М.: Сов. писатель, 1968. - 214 с.

147. О наших авторах // Волга, 1996. №3. - С. 202 - 206

148. Окуджава Б. Чаепитие на Арбате: Стихи разных лет. М.: ТОО «Корона-Принт». - 1997. - 567 с.

149. Осетров Е.И. Голоса поэтов. М.: Сов. писатель, 1990. - 336 с.

150. Отарова Р.Н. Жанровое многообразие советской многонациональной лирики. М.: Наука, 1980. - 317 с.

151. Отливая колокола стиха // Молодая гвардия, 1985. №10. - С. 272 - 288

152. Очирова Т.Н. Медитативная лирика в советской поэзии 60-70-х годов // Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. филол. наук. М.: 1983. - 25 с.

153. Павловский А.И. Современная молодая поэзия. Л.: Искусство, 1982. -367 с.

154. Павловский А.И. Современная философская поэзия. Л.: Наука, 1984. -282 с.

155. Павловский А.И. Философская лирика. Русская советская литература 50 70-х годов. - М.: Наука, 1981. - 280 с.

156. Палкин М.А. Лирика как вид искусства стихотворного слова. М.: Высшая школа, 1986. - 395 с.

157. Петров В. Вокруг нашей современной поэзии // Вопросы литературы, 1997. ноябрь-декабрь. - С. 265 - 274

158. Пикач А. Бездомные стихи: Поэзия-90 // Литературное обозрение, 1991. -№2. С. 19 - 26

159. Пиняев И.Д. Стихи молодого поэта // Сов. Мордовия, 1991. 28 ноября. -С. 4

160. Пиняев И.Д. Крепнут молодые голоса // Литературная Мордовия, 973. -№29.-С. 109-113

161. Поделков С. Предисловие к книге // В. Гадаев "Праздники сердца". Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. - 88 с.

162. Поздняков А. Строгая гармония. М.: Молодая гвардия, 1988. - 180 с.

163. Полкин М.А. Лирика как искусство литературного слова. Минск: Высшая школа, 1986. - 272 с.

164. Полиевский П.В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979. - 265 с.

165. Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров. М.: Сов. писатель, 1983. - 368 с.

166. Поляков Л.В. Поэзия и современность. "За" и "Против". М.: Современник, 1989.-218 с.

167. Померанцев И. Хождение по жанрам // Октябрь, 1997. -№Ю.-С. 171 177

168. Поспелов Г.H. Теория литературы. М.: Наука, 1978.-314с.

169. Поспелов Г.Н. Лирика. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 256 с.

170. Поспелов Г.Н. Лирика. Среди литературных родов. М.: Москва, 1978. -233 с.

171. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1988. -336 с.

172. Приходько В. Постижение лирики. М.: Сов. писатель, 1988. - 275 с.

173. Проблемы жанров в русской литературе. М.: Наука, 1980. - 180 с.

174. Прокушев Ю.Л. Вечный жанр. М.: Правда, 1981. - 163 с.

175. Проблемы стиля и жанра в современной поэзии. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1979. - 129 с.

176. Просвирин Б.И. Признание в любви. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. -105 с.

177. Пурин А. Журнал поэзии // Нева, 1995. № 12. - С. 190 -192

178. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2,- М.: Худ. лит-ра, 1986. 427 с.

179. Рассадин С. Предложение о поэзии. М.: Современник, 1988. - 336 с.

180. Реизов Б.Г. История и теория литературы: Сб. статей. Л.: Наука, 1986. -318 с.

181. Родное Присурье: Лит.-худ. сб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. - 182 с.

182. Рузанкина Н.С. Воздух розы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. - 86 с.

183. Рузанкина Н.С. Стихи // Странник, 1999. №1. - С. 95 - 100

184. Савин О.М. Времен связующая нить. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. -314 с.

185. Симдянова Э.И. Снежная лилия. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. - 44 с.

186. Симдянова Э.И. Красный день. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1970. - 50 с.

187. Симдянова Э.И. Снегопад. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. - 87 с.

188. Смородин К.В. Воскресший день. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988. - 85 с.

189. Смородин К.В. Золотые шары. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. - 104 с.

190. Смородин К.В. Стихотворения. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. - 120 с.

191. Смородина А.И. Неизбежный контур. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. -70 с.

192. Смородина А.И. Стихи // Странник, 1998. №2. - С. 74 - 75

193. Снегирев H.A. Поэзия нелегкая работа // Молодой ленинец, 1984. -15 февр. С. 3-4

194. Снегирев H.A. Поезда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. - 56 с.

195. Снегирев H.A. Мой тихий край. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. - 60 с.

196. Соколов Б.С. Почему я стал веселым. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. -32 с.

197. Соколов Б.С. Человек умеет удивляться. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. - 56 с.

198. Соколов Б.С. В пространстве сердца моего. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. -128 с.

199. Станишеч И.К. К проблеме двуязычия и многоязычия в литературе. Л.: Сов. писатель, 1981. - 194 с.

200. Субботин A.C. Горизонты поэзии. Свердловск: Кн. изд-во, 1994. - 312 с.

201. Тангалычев К. Поэзии высокая ступень // Сов. Мордовия, 1997. 7 мая. -С. 3

202. Теория литературы. Роды и жанры. / Под ред. В.В. Кожинова. М.: Наука, 1964. - 430 с.

203. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1966. -365 с.

204. Тимофеев Л.И. Слово о стихе. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1987. - 420 с.

205. Терентьев А.Н. Заветная звезда. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1997. - 114 с.

206. Терентьев А.Н. Истоки: Альманах // Сост. Т. Рой. М.: Молодая гвардия, 1981.-415 с.

207. Терентьев А.Н. Ночная радуга. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. - 88 с.

208. Терентьев А.Н., Юдина В.М. Дорога к зрелости // Мордовия, 1991. -27 нояб. С. 2

209. Терентьев А.Н. Точка на карте // Молодой ленинец, 1976. 27 окт. - С. 4

210. Терентьев А.Н. Азбука звезд (Поэзия А. Смородиной) // Сов. Мордовия, 1991. 16нояб.-С. 3

211. Терентьев А.Н. Как слово наше отзовется // Сов. Мордовия, 1990. 5 июля. -С. 4

212. Тобуроков H.H. Современная поэзия Сибири. М.: Знание, 1986. - 187 с.

213. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. Пер. с английского. М.: Прогресс, 1978. - 324 с.

214. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. М.: Наука, 1989. - 440 с.

215. Фет A.A. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1979. - 368 с.

216. Филиппов Г.В. Художественные традиции современной поэзии. Иваново: Кн. изд-во, 1980.-284 с.

217. Фризман М.М. Жизнь лирического жанра. М.: Наука, 1973. - 267 с.

218. Храпченко М.Б. Художественное творчество, деятельность, человек. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1978. - 366 с.

219. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1975. - 284 с.

220. Храпченко М.Б. Типологической изучение литературы и его принципы. -М.: Наука, 1989.-276 с.

221. Храмов Е. Представление окончено // Новый мир, 1991. №10. -С. 235 - 243

222. Цейтлин А.Г. Вопросы психологии и творчества, культуры и техники писательского труда. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1978. - 563 с.

223. Чернец JI.B. Литературные жанры. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 317 с.

224. Чернов Е.И. История мордовской литературы: Учебное пособие. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1993. - 91 с.

225. Числов М.М. Время зрелости пора поэмы: Тенденции современной поэзии. - М.: Наука, 1986. - 396 с.176

226. Чупринин С.А. Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. М.: Наука, 1983. -288 с.

227. Шаблий В.И. К проблеме жанра и жанровой классификации в современном литературоведении. -М.: Наука, 1990. - 205 с.

228. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник Вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.

229. Эренбург И.О. Портреты русских поэтов // Нева, 1998. № 6. - С. 177 - 183

230. Юдина В.М. Журавушка. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. - 86 с.

231. Юдина В.М. Цветочное поле. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. - 63 с.

232. Юдина В.М. Подснежники. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. - 31 с.

233. Юшкин В.Ю. После свидания. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. - 96 с.

234. Юшкин В.Ю. Оборванная струна. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1993. -72 с.

235. Юшкин В.Ю. В синем и алом. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976. - 83 с.

236. Юшкин В.Ю. Завязь. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1967. - 64 с.

237. Якименко Л. На дороге века. М.: Худ. лит-ра, 1973. - 318 с.