автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете"
На правах рукописи
Карякина Ксения Александровна
ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТСКОГО И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ
Специальность 10.01.10 - Журналистика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
4849772
1 6 ИЮН 2011
Москва - 2011 г.
4849772
Диссертация выполнена на кафедре теории и экономики СМИ факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
доктор филологических наук, профессор Вартанова Елена Леонидовна
доктор экономических наук Короткое Андрей Викентьевич, кандидат филологических наук Аникина Мария Евгеньевна.
Российский университет дружбы народов
Защита состоится » ^^{л 2011 г. в часов на заседании
диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу:
Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27
Автореферат разослан мая 2011 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, доцент
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Стремительное развитие мультимедийных технологий и их активное применение медиапредприятиями и интернет-пользователями обусловили появление новых форм создания и распространения информации и коммуникационных моделей. Одновременно с этим претерпела изменения и аудитория СМИ, как с точки зрения ее социокультурных характеристик и информационных запросов, так и в контексте потребления журналистского содержания и рекламы.
Интернет предоставил пользователям новые инструменты для создания любой информации (текста, фото, аудио, видео или конвергированного контента), оперативного обмена ею и осуществления взаимодействия в режиме реального времени вне географических ограничений.
В результате развития информационно-коммуникационных технологий и становления Интернета как глобальной информационной среды индустрия СМИ также получила широкий инструментарий для распространения медиасодержания новыми способами и с новой скоростью. Таким образом, сложилась инфраструктура новых медиа, где активными участниками информационных процессов выступают не только профессиональные журналисты, но и представители интернет-аудитории.
Развитие и использование СМИ оказали существенное влияние на так называемые традиционные, или «старые» медиа, которые, в попытке адаптироваться к современным технологическим условиям, были вынуждены искать иные форматы представления контента и бизнес-модели.
Сами «новые медиа» по-прежнему представляют собой дискуссионный термирн, который постоянно модифицируется и нуждается в научном осмыслении. Актуальность настоящего исследования во многом обусловлена потребностью проанализировать ключевые характеристики новых медиа и их аудитории, а также описать особенности контента в Интернете на основе сравнительного анализа профессионального журналистского и пользовательского содержания в Сети. В центре внимания исследования при этом оказывается осуществление интерактивной коммуникации между медиапредприятием и медиапользователем.
Степень научной разработанности темы. Исследованию новых медиа посвящены труды известных исследователей в области СМИ, ИКТ, медиаэкономики, психологии и других гуманитарных наук и научно-прикладных областей. В силу новизны предмета и неразработанности уни-
версальной методологии его анализа существует множество асинхронных, часто противоречащих друг другу научных разработок и публицистических материалов, фокусирующихся на различных аспектах развития новых медиа.
Автором использовался широкий круг источников: от научной литературы, формирующей системное представление о концепциях и экономических моделях СМИ, до отдельных экспертно-аналитических публикаций, предлагающих новаторские трактовки современного состояния и предполагаемого развития новых медиа.
В число теоретических источников вошли основополагающие труды М.Кастельса, М. Маклюэна1, Э. Тоффлера2, в которых разработаны концептуальные подходы к анализу медиа под воздействием информационно-технологического прогресса.
Огромное значение для осмысления изменения традиционной ме-диаиндустрии в контексте сетевого информационного общества представляют работы профессоров и преподавателей Московского государственного университета: E.JL Вартановой3, Я.Н. Засурского4, JI.M. Земляновой.
Развитию новых коммуникационных моделей и инструментов информационного воздействия на аудиторию посвящены исследования М.А. Василика, A.B. Короткова5, Г.Г. Почепцова6.
Важную роль в формировании у автора системного понимания теории медиаэкономики и современной медиасистемы сыграли работы Д. Маккуэйла7 и Р.Пикарда8.
С точки зрения анализа концепции, характеристик и мультимедийной составляющей новых медиа первостепенное значение имеют труды современных зарубежных экспертов, включая Р. Бернетта, Д. Гилмора9,
1 McLuhan М., Powers B.R. The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21st Century (Communication and Society). - Oxford University Press, USA; Reprint edition, 1992.
2 Тоффлер Э. Третья волна. - M.: ACT, 2002.
3 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.
4 Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество. 2001. — № 2.
Короткое А.В. Послесловие к матрице: виртуальные миры и искусст-венная жизнь. -М: Деловая культура, Альпина Бизнес Букс, 2005.
6 Почепцов Г.Г. Теория коммуникаций. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2006.
1 McQuail's Mass Communication Theory, by Denis McQuailm, SAGE Publications Ltd, 2008: Media studies:
a reader / edited by Marris P., Thomham S. Edition 2nd ed. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999. ' Picard R.G. The Economics and Financing of Media Companies.
9 Gillmor D. We the Media: Grassroots Journalism By the People, For the People. - O'Reilly Media, Inc.; New Ed edition, 2006.
Г. Дженкинса1, К. Джордана, Ч. Лидбитера, С. Ливингстон, Л. Мановича2, И.С. Пула, Р. Пэкера, Р. Сильверстоуна, Т. Флу, Н. Чепмена, А. Эверегг.
Наряду с научными трудами нами проведен анализ газетных и журнальных публикаций и материалов электронных СМИ, включая такие авторитетные издания, как «Гардиан» (The Guardian), «Экономист» (The Economist), «Вашингтон Пост» (The Washington Post), специализированные программы «Би-би-си» (ВВС) и другие, а также ряда интернет-источников, содержащих результаты актуальных исследований в области новых медиа. Большая часть монографий и научных статей в области мультимедиа и новых СМИ не переведена на русский язык, автор ознакомился с ними на языке оригинала.
Научная новизна исследования заключается в том, что основные особенности создания и распространения контента в Интернете проанализированы комплексно с учетом ключевых тенденций развития новых медиа и на базе сравнительной характеристики профессионального журналистского и пользовательского содержания в Сети. Проведен эмпирический анализ мультимедийного контента и интерактивного функционала сайтов ряда ведущих газетных домов, результаты которого могут быть использованы в практической деятельности маркетологами, издателями и журналистами, работающими в Сети.
Объектом исследования являются российские и британские интернет-порталы крупных газетных предприятий, главным образом сайты ежедневных изданий «Гардиан», «Дейли Мейл» (The Daily Mail), «Ведомости» и «Комсомольская правда», а также блоговые новостные порталы (в первую очередь, «ИндиМедиа» (IndyMedia), «ОмайНьюз» (OhmyNews), «Ви-киньюз» (Wikinews)) и социальные медиа («Фейсбук» (Facebook) и «Твит-тер» (Twitter)), где размещены большие объемы пользовательского контента. Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1999 г., когда был запущен портал «Гардиана», до конца марта 2011 г.
Предмет исследования - практика создания, публикации и распространения мультимедийного контента в Интернете вышеперечисленными профессиональными медиапредприятиями и медиапользователями, а также механизмы взаимодействия аудитории и СМИ в рамках обозначенных процессов.
1 Jenkins H. Convergence Culture: Where New and Old Media Collide. - New York University Press, 2006.
2 Manovich L. The Language of New Media. - The MIT Press; Reprint edi-tion, 2002.
Гипотезой исследования является представление о том, что под влиянием конвергенции и мультимедийных технологий, гипертекста и инструментов интерактивной коммуникации медиапользователи получили новые возможности для создания и распространения собственного контента как на площадках профессиональных медиапредприятий, так и независимо от них. Освоение инструментов создания и распространения информации в Сети стало условием освобождения аудитории от давления традиционных СМИ и появления большого количества независимых информационно-развлекательных ресурсов, поддерживаемых самими интернет-пользователями.
Результаты проведенного автором контент-анализа показывают, что непрофессиональное пользовательское содержание в большинстве случаев характеризуется новаторством и высокой информационной ценностью, при этом скорость его распространения часто выше оперативности работы профессиональных СМИ. Это обстоятельство превращает медиапользова-телей по всему миру в активных участников информационных процессов, создающих и публикующих актуальный и востребованный контент и получающих возможность извлекать из него коммерческую прибыль.
Вместе с тем, профессиональный журналистский контент, создаваемый медиапредприятиями в сетевом пространстве, не теряет своей актуальности для аудитории. Это обусловливается в первую очередь тем, что журналистские материалы; публикуемые в Сети, создаются на высоком профессиональном уровне, соответствуют этическим стандартам и содержат тщательно проверенные данные. В то время как пользовательский контент часто субъективен и может базироваться на свидетельстве недостоверных источников или неоднозначной информации. Настоящие выводы основываются на конкретных примерах непрофессионализма гражданских журналистов, приведенных в рукописи диссертационного исследования.
Таким образом, очевидно, что пользовательские материалы в Интернете являются дополнением к профессиональному журналистскому контенту, который также активно формируется и распространяется с помощью медийных интернет-порталов, блогосферы и социальных медиа, а не стремятся полностью заменить или вытеснить его.
Цель настоящего диссертационного исследования заключается в выявлении характеристик новых медиа и медиааудитории и описании коммуникационных и технологических особенностей интерактивного взаимодействия медиапотребителей с профессиональными медиапредприятиями,
а также особенностей и различий журналистского и пользовательского содержания в Сети.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику и преимущества Интернета как глобальной интерактивной коммуникационной среды и выявить основные факторы развития медиаиндустрии в сетевом информационном пространстве.
2. Проанализировать и дать комплексное определение понятию «новых медиа», выявить их основные характеристики, описать ключевые подходы к изучению инфраструктуры новых медиа.
3. Исследовать воздействие новых медиа на индустрию традиционных СМИ, охарактеризовать процессы ее трансформации и выхода в онлайн.
4. Описать реализацию функций новых медиа интернет-порталами крупных российских и зарубежных медиапредприятий, изучив особенности применения ими мультимедийных технологий для создания и распространения контента и интерактивный функционал, направленный на взаимодействие с аудиторией и ее вовлечение в творческий и дискуссионный процессы.
5. Охарактеризовать современную медиааудиторию, определить принципы ее вовлечения в процесс формирования и распространения ме-диасодержания и взаимодействия с медиапредприятиями.
6. Выявить особенности формирования пользовательского контента в Интернете на примере блогов, блоговых новостных порталов и социальных медиа, обобщить основные отличия сетевого пользовательского контента от контента, создаваемого в онлайне профессиональными журналистами и медиапредприятиями.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие новых медиа вызвало радикальные изменения в структуре потребления информации аудиторией, с одной стороны, и ее создании подаче медиапредприятиями, с другой. В то время как пользователи Интернета получили неограниченный доступ к инструментам создания и публикации собственного контента, профессиональные журналисты и издатели, в стремлении удержать аудиторию и реализовать более прибыльные коммерческие модели, вышли в онлайн, предложив посетителям своих сайтов механизмы для интерактивного обсуждения публикуемых материалов и обмена информацией.
2. Профессиональный журналистский контент распространяется в Интернете посредством интерактивных мультимедийных порталов, где поддерживаются дискуссионные форумы и «комментарийные ленты», справочно-информационные сервисы и рекреативные модули, обновляющиеся в режиме реального времени блоги, а также с помощью социальных сетей и микроблогов («Твиттера», (Twitter)). Таким образом аудитория оказывается вовлеченной в информационные процессы и взаимодействие с медиапредприятием.
3. Значительная часть современной аудитории новых СМИ представлена активными медиапользователями, заинтересованными не только в потреблении профессиональных журналистских материалов, но и в их дальнейшей интерпретации, а также создании и распространении собственного содержания в Интернете. Это медиапользователи, постоянно осуществляющие:
• поиск информации и критический анализ предлагаемого журналистами информационного поля;
• модификацию (дополнение и расширение), адаптацию и интерпретацию доступного медиаконтента;
• создание и распространение собственного мультимедийного контента посредством блогов, творческих виртуальных сообществ и социальных медиа;
• воздействие на состав и распространение рекламного и др. коммерческого контента в силу новых возможностей рекламодателей для комплексного изучения характеристик и покупательских потребностей аудитории, а также доставки «целевого» контента потенциальным клиентам посредством блогосферы и социальных СМИ.
4. Вышеперечисленные особенности поведения медиапользователей в системе новых медиа привели к появлению культуры соучастия и «облачной» культуры. Культура соучастия, предполагающая активное вовлечение интернет-пользователей в создание информации и обмен ею с помощью конвергированных платформ и интерактивных мультимедийных технологий, развивается в многопользовательских виртуальных сообществах, блогосфере, социальных сетях, на площадках видеоигр и пр. Эти процессы основываются на преимуществах гипертекста, позволяющего пользователям осуществлять постоянное обновление и обогащение доступного медиаконтента.
5. «Облачная» культура, в свою очередь, основывается на участии медиапользователей в размещении интеллектуальных массивов в Интернете и организацию доступа к ним широкой аудитории в целях информирования, обучения, обмена опытом, развлечения и только потом уже извлечения прибыли. «Облачные» механизмы распространения контента, базирующиеся на современных компьютерных технологиях, представляются на сегодняшний день одной из наиболее актуальных стратегий развития ме-диабизнеса для интернет-платформ и контентных компаний и разработчиков ИКТ.
В ходе работы автором использовались методы мониторинга и комплексного анализа информационного поля; сопоставления, апроприации и систематического анализа различных источников; экспертных оценок.
В качестве эмпирической базы использовался анализ контента и мультимедийного функционала ряда интерактивных интернет-порталов российских и британских медиапредприятий, а также отдельных российских и зарубежных блоговых порталов и социальных медиа, построенных исключительно на пользовательском контенте. Одновременно с этим в основу эмпирической составляющей исследования легли материалы нескольких глубинных интервью, проведенных автором с экспертами в области информационно-коммуникационных технологий, медиаэкономики и новых медиа.
Теоретико-практическая значимость исследования обусловлена его актуальностью и новизной. Основные результаты работы позволяют сравнить особенности создания и распространения контента новых медиа профессиональными журналистами и медиапользователями и сформулировать направления стратегического развития новых СМИ под воздействием мультимедийных технологий и изменения информационных потребностей аудитории. На основе проведенного контент-анализа порталов медиапредприятий возможна выработка комплексных рекомендаций по интенсификации процесса освоения интернет-медиарынка российскими средствами массовой информации.
Материалы исследования апробировались на различных научных и маркетинговых конференциях и международных форумах, а также в ходе семинаров по проблемам новых медиа для студентов факультета международной журналистики МГИМО. Выводы диссертации могут в дальнейшем использоваться в учебных пособиях и курсах по журналистике.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования, а также логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Результаты проведенных автором глубинных интервью экспертов интегрированы в основной текст работы для аргументации гипотезы исследования.
Во Введении автор заявляет тему, обосновывает ее актуальность, дает историографический обзор, обозначает объект и предмет исследования, формулирует цель и задачи работы, раскрывает научную новизну диссертации, рассказывает о структуре и апробации работы.
В первой главе «Концепции новых медиа и мультимедийные инструменты создания контента» дается комплексное определение понятию «новых медиа», приводятся ключевые характеристики новых СМИ и описываются новые инструменты создания и распространения информации в Интернете, используемые как журналистами, так и пользователями Сети.
В параграфе 1.1. «Мультимедийные технологии и конвергенция как факторы развития новых медиа» анализируются два ключевых процесса, лежащих в основе генезиса новых СМИ. Автор описывает историю мультимедиа и их роль в создании контента.
Одновременно с этим вводится понятие конвергенции как определяющего фактора в становлении инфраструктуры новых медиа. Конвергенция, предполагающая слияние различных мультимедийных технологий и платформ, анализируется комплексно: на индустриальном уровне - в разрезе процессов концентрации медиарынка и функционально-технологическом уровне - с точки зрения появления новых инструментов формирования и распространения контента в сети с участием интернет-аудитории.
Вследствие конвергенции также получил развитие другой феномен, характерный для инфраструктуры новых медиа - трансмедийное повествование. Под трансмедийным повествованием мы понимаем структуру нелинейного создания медиасюжетов, в которой реализация контента осуществляется с помощью множества конвергированных СМИ и коммуникационных каналов. Специфику трансмедийного повествования автор анализирует, основываясь на опыте кино- и телеиндустрии, на примерах популяр-
ных фильмов «Матрица», «Ведьма из Блэр», а также телесериалов «Герои», «Остаться в живых» и др.
В параграфе 1.2. «Гипертекстуальность и интерактивность как основные характеристики новых медиа» автор анализирует свойства и функциональные характеристики, лежащие в основе концепции новых медиа, и обобщает различные подходы к ее теоретизации. В настоящей части исследования интерпретированы взгляды на определение новых медиа и их значение для развития современного общества ведущих международных экспертов.
В частности отмечается, что новые медиа предоставили как журналистам, так и пользователям Интернета новые инструменты для создания и распространения контента, который характеризуется:
• глобальностью;
• гибкостью и расширяемостью, обусловленной постоянной модификацией со стороны многопользовательской аудитории;
• вовлеченностью пользователей в творческий процесс и критическую оценку медиаконтента;
• специфической логикой построения, которая основывается на постоянном цитировании, заимствовании, отсылке получателей информации к иным релевантным текстам и мультимедиа (гипертекстуальность);
• «социальным» характером создания информации, апеллирующим к основам культуры соучастия и коллективного знания.
Наряду с положительными тенденциями развития новых медиа отмечаются и актуальные проблемы, связанные с неравномерностью доступа к ИКТ, возрастному разрыву в их использовании, а также неоднозначностью социально-психологического воздействия интернет-коммуникаций на пользователей, выразившейся в феномене «зависимости от Интернета».
В параграфе 1.3. «Выход традиционных СМИ в онлайн: новые модели представления информации и взаимодействия с аудиторией» анализируется, каким образом происходила адаптация разных видов традиционных СМИ, включая информационные агентства, газеты, радио и телевидение, к использованию мультимедийных технологий в создании контента и его распространении посредством Интернета.
В исследовании отмечается, что электронные средства массовой информации (радио и телевидение) сравнительно удачно перешли к приме-
нению новых технологий и обеспечили свою деятельность в Сети. Гораздо дольше и сложнее осуществлялся переход прессы в цифровой формат.
Автор приводит успешные примеры реализации цифровых моделей печатными изданиями, включая пользующиеся большой популярностью среди аудитории порталы англоязычных газет и журналов «Гардиан», «Экономист» и др.
Телевидение достигло значительных успехов в применении цифровых технологий, предложив аудитории высокое качество изображения, различные инструменты интерактивного взаимодействия, а также механизмы осуществления доступа к контенту «по запросу». Одновременно с этим телевидение пребывает в поиске оптимальных коммерческих моделей, позволяющих извлекать прибыль из трансляции видео в Интернете.
Одним из наиболее существенных достижений телевидения стало формирование новой вещательной модели - «вебкастинга» (англ. «webcasting»), предполагающей распространение видео в сетевом пространстве в режиме свободного доступа. Примером такой модели может служить популярный видеопортал «ЮТьюб» (YouTube), принадлежащий компании «Гугл» (Google), на котором содержится большое количество разнопланового профессионального и любительского видеоконтента. «ЮТьюб» является не только рекреативным ресурсом, но и маркетинговой площадкой, позволяющей пользователям продвигать свое творчество среди широкой аудитории, -а правообладателям - извлекать реальную финансовую прибыль из собственного контента путем его «монетизации» (размещения рекламы).
Одновременно с этим «Гугл» проводит активную политику по увеличению объемов качественного контента на «ЮТьюб», примером чего могут служить официальные каналы национальных правительств и международных организаций, киноканалы (например, прокат кинофильмов ведущих продюсерских компаний в США или специализированные бесплатные разделы с легальным контентом Мосфильма1 и Союзмультфильма2 в России), канал «ЮТьюб Уорлд Вью»3 (YouTube World View), транслирующий в режиме реального времени интервью с главами государств, и др.
1 http://www.voutube.com/mosfilm
2 http://www.voutube.com/so vuzmult
3 http://www.youtube.com/worldview7utm source=SEM&utm medium=BKWS&utm camp
aign=Generic
Во второй главе «Особенности профессионального журналистского контента в Интернете» исследуются успешные онлайновые модели ряда газетных предприятий. Контент-анализ в данном случае построен вокруг двух ключевых аспектов: 1) мультимедийной основы содержания, публикуемого СМИ в Интернете в дополнение к печатному выпуску, но не копирующего его, и 2) инструментария, направленного на осуществление интерактивного взаимодействия с аудиторией (включая «комментарийные ленты», блоги, опросы, форумы, представленность в социальных медиа и
пр.).
В качестве объектов контент-анализа были выбраны порталы двух наиболее авторитетных «качественных» газетных изданий Великобритании и России - «Гардиана» и «Ведомостей» и интернет-сайты двух крупнейших развлекательных редакций обеих стран - «Дейли Мейл» и «Комсомольской правды».
Настоящая выборка обусловлена следующими ключевыми факторами: 1) в основу положен анализ содержания порталов печатной прессы, т.к. именно в газетном деле, на наш взгляд, находит отражение наиболее комплексный и профессиональный процесс создания медиатекста, а также реализуются все компоненты журналистского творчества; 2) среди большого количества представленных в сети газетных предприятий предпочтение было отдано порталам со стабильной и значительной по размеру аудиторией на международном и национальном уровнях (так, портал «Дейли Мейл» занимает второе место по посещаемости мировой аудиторией после «Нью-Йорк Тайме» (The New York Times)1, а портал «Гардиана» незначительно уступает по численности пользователей «Дейли Мейл». Одновременно с этим сайты газет «Ведомости» и «Комсомольская правда» являются, согласно приведенным в рукописи статистическим данным, одними из наиболее востребованных ресурсов среди российской аудитории); 3) для контент-анализа были выбраны порталы изданий, ориентированных на различную целевую аудиторию, реализующие широкий спектр интерактивных функций.
В параграфе 2.1. «Мультимедийные функции интернет-порталов газетных предприятий и механизмы взаимодействия с аудиторией»
исследуются ключевые аспекты создания и размещения мультимедийного журналистского контента в Интернете, который представлен широким набором графических, фото-, видеоматериалов и подкастов; анализируются
1 http://www. guardian.co.uk/media/201 l/apr/19/mail-online-website-popular
блоги на порталах и реакция на них пользователей; характеризуются разнообразные функции интерактивного взаимодействия с аудиторией, направленные на вовлечение медиапользователей в обмен мнениями и создание собственного контента. Одновременно с этим проанализирована активность исследуемых предприятий в социальных медиа и участие аудитории в коммуникации с медиапредприятиями.
Важным этапом в подготовке к проведению анализа контента настоящих медийных порталов стало изучение статистических данных об объеме аудитории блогов и социальных медиа этих газетных предприятий на основе информации об их активности в блогосфере, по мнению глобального индексатора блогов «Технорати»1 (Technorati.com), и популярности аккаунтов в «Твиттере»2.
Изученная статистика (детально рассматриваемая в рукописи диссертационного исследования) показывает сравнительно высокую популярность блогов и аккаунтов в «Твиттере» профессиональных медиапред-приятий среди мировой аудитории, которые сохраняют лидирующие позиции в рейтингах посещаемости и «отслеживания» (или «подписки» - термин, используемый для «Твиттера») наравне со специализированными блоговыми порталами, поддерживаемыми непрофессионалами (такими как, например, «Хаффингтон Пост» (The Huffington Post)), или «твитами» знаменитостей.
На основе вышесказанного делается предварительный вывод о том, что, несмотря на огромное количество независимых интернет-ресурсов, интерактивные порталы, блоги и аккаунты в социальных медиа лидирующих мировых СМИ, сумевших адаптироваться к мультимедийным реалиям и предложить сетевой контент, не теряют актуальности. Профессиональный журналистский медиатекст в Интернете остается востребованным среди широкой аудитории, которая стремится к участию в его обсуждении, а также расширении и дополнении за счет собственного контента.
В параграфе 2.2. «Британский портал «Гардиан» как новое СМИ и пример эффективного мультимедийного ресурса» подробно описан и проанализирован мультимедийный контент и интерактивный функционал одного из наиболее посещаемых газетных порталов не только британцами, но и мировой англоговорящей аудиторией. Описана структура портала, состав мультимедийного контента и широкий набор дополнительных ин-
] http://technorati.com/blogs/topl OO/page-1
2 http://twittercounter.eom/pages/l 00
формационных, аналитических и развлекательных интерактивных сервисов.
Среди наиболее существенных достижений портала «Гардиана» выделяются: 1) интерактивная «комментарийная лента», которая позволяет медиапользователям обсуждать ключевые журналистские публикации, а также оценивать («рекомендовать») лучшие комментарии; 2) специальный интерактивный раздел под названием «За комментарий денег не берут» (англ. «Comment is free»), являющийся органичным продолжением «ком-ментарийной ленты», где аккумулируются и более подробно обсуждаются самые актуальные комментарии (отметим, что все комментарии на портале «Гардиана» публикуются без предварительной модерации); 3) разнообразная блогосфера, построенная по принципу «живого развития» (англ. «life blogging»), т.е. информация в блогах обновляется в режиме реального времени и доступна для комментирования пользователями (настоящий формат «живого блогинга» рассмотрен на примере работ политического обозревателя Э. Спэрроу2 (A. Sparrow), который освещает заседания национального правительства); 4) активность в социальных медиа (у «Гардиана» существует несколько профилей в «Фейсбуке» (Facebook) и иных социальных сетях с большим количеством подписчиков, равно как и индивидуальные колумнисты и различные подразделы портала насчитывают более 70 различных аккаунтов в «Твиттере»3, отдельные из которых входят в число 150 самых популярных авторов микроблога по всему миру); 5) наличие большого количества интерактивных сервисов, направленных на взаимодействие с аудиторией, включая «карьерный центр»4, «книжный магазин»5, «сервис интернет-знакомств»6, туристический раздел «ТвиТрип»7 (англ. «TwiTrip», где «twi» - первые три буквы слова «Твит-тер», a «trip» - поездка), предлагающий пользователям с помощью «Твит-тера» обсуждать маршруты корреспондентов «Гардиана» и др.; 6) наконец, мультимедийный инструментарий оценки востребованности контента аудиторией — «Цайтгайст» (Zeitgeist, от нем. «дух времени»), формирующий визуальные матрицы посещаемости отдельных разделов
1 http://www.guardian.co.uk/commentisfree
2 http;//www.guardian.co.uk/politics/blog/201 l/mar/07/politics-live-blog
3 http://www.guardian.co.uk/users/2009/may/07/fmd-us-on-twitter
4 http://iobs.guardian.co.uk/
5 http://www.guardianbookshop.co.uk
6 http://dating.guardian.co.Uk/s/
7 http://www.guardian.co.uk/travel/series/twitrips-twitter-trips
портала, что позволяет редакции анализировать популярность журналистских материалов, а пользователям - быстро находить наиболее читаемые сюжеты.
Важно подчеркнуть, что наравне с развитием мультимедийного контента и интерактивного функционала «Гардиан» последовательно совершенствует корпоративную политику создания и распространения журналистского контента в Интернете. Редакцией портала разработан ряд профессиональных кодексов для колумнистов медиагруппы (последняя редакция датируется октябрем 2011 г. и состоит из 8 базовых принципов, обусловливающих создание контента в блогосфере и «комментарийной ленте»)1, а также пакет инструкций и практических руководств для пользова-- 2
телеи сайта.
На основе проведенного анализа в параграфе делаются выводы о том, что портал «Гардиана» представляется одним из наиболее эффективных и интерактивных сайтов среди сетевых ресурсов современных англо-и русскоязычных медиапредприятий, где представлен разнообразный мультимедийный контент, создаваемый специально для сайта и не дублирующий содержание печатных изданий медиагруппы, открыт бесплатный доступ к большому объему оцифрованных архивов, а также реализованы успешные механизмы взаимодействия с активной аудиторией и вовлечения пользователей в творческий и коммуникационный процесс.
В параграфе 2.3. «Опыт российского делового издания «Ведомости» в развитии интернет-портала» анализируется контент сайта газеты «Ведомости» в сравнении с проведенным ранее анализом портала «Гардиана». Отмечается, что пользователям портала предлагается большой выбор мультимедийного контента, включая фотоматериалы, видео3, подкасты (в отличие от разнообразных тематических подкастов «Гардиана», «Ведомости» предлагают только ежедневные короткие (до 10 мин.) анонсы нового выпуска газеты), блоги, интерактивные опросы посетителей по актуальной проблематике, графики с котировками валют и карты фондовых рынков, а также ряд дополнительных сервисов, включая, по аналогии с порталом «Гардиана», «карьерный центр», «подраздел форумов и конференций», различные электронные справочники и каталоги и пр.
1 http://www.guardian.co.uk/info/2010/oct/19/iournalist-blogging-commenting-guidelines
2 http://www.guardian.co.uk/communitv-standards
3 http://www.vedomosti.ru/video/
Поддерживается и активно используется посетителями сайта «ком-ментарийная лента», хотя общие количественные показатели комментариев к отдельно взятым публикациям значительно ниже, чем на портале «Гардиана» (что во многом объясняется разницей в объемах аудитории двух порталов в целом).
Обобщая особенности создания и распространения на портале «Ведомостей» журналистского содержания, автор приходит к выводу о том, что дальнейшего развития требует блогосфера (на портале ведутся блоги журналистов издания, однако число их невелико и обновляются они крайне нерегулярно, что противоречит самому принципу создания контента в блогах). Вместе с тем автор отмечает, что на портале «Ведомостей» реализован уникальный каталог и эффективный индексатор наиболее читаемых блогов Рунета.
Также подчеркивается то обстоятельство, что портал представляет собой скорее продолжение печатного издания с дополнительным функционалом, нежели самостоятельный интернет-продукт, а представительства в социальных медиа, в отличие от «Гардиана», используются, в первую очередь, для расширения офлайнового контента газеты, а не продвижения самого портала.
В параграфе 2.4. «Особенности развлекательной мультимедийной модели на примере порталов крупнотиражных изданий «Дейли Мейл» и «Комсомольская правда» изучается специфика мультимедийного контента и интерактивного функционала порталов крупнейших развлекательных газетных предприятий в Великобритании и России. Основную специфику порталов по сравнению с описанными выше моделями «Гардиана» и «Ведомостей» можно охарактеризовать, исходя из двух базовых факторов: 1) в части контента-, объем содержания главной страницы порталов «Дейли Мейл» и «Комсомольской правды» значительно превышает объемы главных страниц «Гардиана» и «Ведомостей» (что свидетельствует о стремлении журналистов показать аудитории максимально возможное количество медиатекста сразу, а не сегментировать его по разделам и лро-блематикам, заставив посетителей сайта тем самым более детально и вдумчиво изучать его содержание), а также изобилует фотоматериалами, которые превалируют над видео и иными формами мультимедийного контента; 2) в части инструментария интерактивного взаимодействия с аудиторией: оба портала ориентированы, в первую очередь, на развлечение ме-диапользователей путем интерактивных форумов, игр, опросов и т.п., и
только потом на вовлечение аудитории в обсуждение журналистского контента и размещение собственной информации.
«Комментарийные ленты» и блоги реализованы на обоих порталах, однако, по сравнению с сайтами «Гардиана» и «Ведомостей», менее востребованы посетителями. Одновременно с этим активность в социальных медиа не является для данных медиапредприятий приоритетом.
На основе проведенного анализа автор делает вывод о том, что порталы «Дейли Мейл» и «Комсомольской правды» мультимедийны и интерактивны, однако нацелены преимущественно на реализацию рекреативных функций и в меньшей степени заинтересованы в участии медиаполь-зователей в коммуникационном процессе и создании контента.
Во многом описанные тенденции объясняются особенностями аудитории порталов: очевидно, что активная аудитория «Гардиана» и «Ведомостей» более ориентирована на участие в интерактивных дискуссиях и распространение собственного медиатекста, чем посетители сайтов «Мейл Онлайн» и КП, приходящие сюда в поисках отдыха и развлечений.
В третьей главе «Аудитория новых медиа и особенности пользовательского контента в Интернете» исследуются ключевые особенности современной аудитории новых СМИ и анализируются примеры создания и распространения непрофессионального пользовательского контента в бло-госфере, социальных медиа и на площадках блоговых новостных порталов.
В параграфе 3.1. «Аудитория новых медиа и роль пользователей в формировании медиаконтента» аргументируется гипотеза о том, что развитие новых медиа и конвергенция мультимедийных технологий с традиционными средствами массовой информации обусловили изменение привычной системы взаимодействия СМИ и аудитории. На смену модели «push media» (англ. «push» - проталкивать, навязывать), в которой СМИ предлагают аудитории фиксированный контент и информация поступает к потребителю универсально, независимо от того, испытывает ли он необходимость в том или ином медиасообщении, пришла модель «pull media» (англ. «pull» - тянуть), предполагающая активное вовлечение медиаполь-зователей в поиск и интерпретацию информации. Так, по мнению Д. Маккуэйла, с приходом новых технологий стала менее четко различимой грань между отправителем и получателем информации, которая изначально была принципиальной в идентификации медиааудитории'.
1 McQuail's Mass Communication Theory, by Denis McQuailm, SAGE Publications Ltd, 2008. P. 58-60
В параграфе описывается современная аудитория новых медиа, которая характеризуется активной позицией в отношении потребления и оценки информационного и коммерческого контента, сопровождающейся стремлением принимать непосредственное участие в процессе создания и тиражирования медиатекста. Формулируется предположение о том, что аудитория новых медиа не является массовой аудиторией в традиционном понимании, а представляет собой сегментированные сообщества активных медиапользователей, испытывающих потребность в определенном, часто уникальном контенте, на который ориентировано большинство новых медиа, и готовых принимать непосредственное участие в обсуждении, создании и распространении этого контента. Настоящая гипотеза развивается на основе материалов глубинных интервью с международными экспертами в области ИКТ и новых медиа - директором Свободного российско-германского института публицистики профессором Дж. Вендлэндом и руководителем кафедры глобальных информационных ресурсов МГИМО, в прошлом первым заместителем министра РФ по связи и информатизации, д. э. н. А.В. Коротковым, проведенных автором в рамках диссертационного исследования.
В ходе анализа особенностей современной аудитории новых медиа вводятся и интерпретируются понятия «потенциала толпы», или «крауд-сорсинга»' (англ. «power of the crowd», или «crowdsourcing») и «коллективного знания» (англ. «collective knowledge»), а также описываются основные принципы и тенденции развития «культуры соучастия» (англ. «participatory culture») и «культуры облака» (англ. «cloud culture»), предполагающих активное вовлечение пользователей в создание и распространение больших объемов уникального информационного, образовательного и развлекательного контента в Интернете.
Современные технологии позволяют размещать большие объемы информации без использования жестких дисков компьютера и других «физических» носителей, т.е. в «облаке». Доступ к этому контенту открыт для широкого круга пользователей из любой точки, т.е. получатель больше не зависит от своего местоположения (конкретного компьютера, офиса, библиотеки и т.д.). Эти технологии кардинально меняют наше представление о поиске информации и образовательном процессе в целом, открывая но-
1 Термин впервые применил Дж. Хафф в 2006 г. в журнале «Уаерд» (Wired). Означает «привлечение широкой общественности через Интернет в исследование и решение общественных проблем»
вые возможности для извлечения знания. Одновременно с этим открытый доступ к информации позволяет формировать новые Интернет-сообщества, участники которых объединены общими интересами и готовы совместно обсуждать, создавать и распространять медиаконтент.
В качестве примеров «облака» анализируются такие социальные информационно-образовательные проекты, как:
• Интернет-библиотека «Гугл» (англ. «Google Books») - ресурс, открывающий доступ к большому количеству оцифрованного литературного текста без возможности для пользователя копировать информацию1. (По общим оценкам, в библиотеке «Гугл» - порядка 10 млн. книг);
• «Мировая цифровая библиотека» (англ. «World Digital Library») - международный проект, созданный крупнейшими библиотеками и музеями мира. Проект реализуется на 7 языках, включая русский. С его помощью пользователи получают доступ к информации об объектах культурного наследия стран ЮНЕСКО, находящихся в различных библиотеках и музеях. Описание каждого объекта унифицировано и отвечает стандартному набору метаданных, а также сопровождается звуковым файлом2.
• «Художественный проект Гугл» («Google Art Project»)3 - интерактивный мультимедийный ресурс, который позволяет интернет-пользователям виртуально ознакомиться с экспонатами 17 крупнейших художественных музеев мира в трехмерном пространстве с очень высоким качеством изображения, а также создавать и публиковать в сети собственные шедевры.
• Социально-активистские сети (типа «Ушахиди») - интерактивные платформы, позволяющие аккумулировать, визуализировать и комментировать информацию по отдельным тематикам с помощью кастомизированной версии карт «Гугл».
• Портал «Авааз» (Avaaz.org)4, объединяющий людей с активной социальной позицией, которые стремятся внести вклад в развитие глобальной политики. Портал функционирует на 13
1 http://books.Google.com/Googlebooks/librarv.html
2 http://vww.wdl.org/ru/
1 http://www.googleartproiect.com/
4 http://www.avaaz.org/ru
языках, включая русский. На нем размещается актуальная информация по нескольким тематическим линиям (климатические катастрофы, религиозные конфликты, права человека, мировая безопасность), а также проводятся онлайновые и оф-лайновые акции.
• Независимая интерактивная ассоциация «Альянс Гарри Пот-тера(The Harry Potter Alliance) - ресурс, который под эгидой любви к популярному бестселлеру объединяет более 100 тыс. молодых активистов со всего мира в борьбе за права человека и реализации социальных инициатив, направленных на помощь нуждающимся в африканских странах, повышение уровня образования в Руанде и Сьерра Леоне, обеспечение прозрачности и независимости средств массовой информации в развивающихся странах и т.д.
В параграфе 3.2. «Реализация блогами медиафункций» анализируются ключевые тенденции развития современной блогосферы в разрезе выполнения блогами различных функций СМИ. Блогосфера описывается как интерактивная информационная среда, способная реализовывать широкий набор рекреативных и информационных медиафункций. При этом нами приводятся конкретные примеры блогов, выступающих в роли ключевых носителей информации, к которым обращаются профессиональные журналисты, в первую очередь в ходе кризисных событий. Наряду с позитивной оценкой оперативности и информативности пользовательского контента блогов, автор диссертационного исследования отмечает и определенные недостатки их работы, проявляющиеся преимущественно при освещении терактов или политических событий ввиду отсутствия у многих блогеров понимания о профессиональной журналистской этике.
Одновременно с этим аргументируется предположение о том, что блоги, реализуя активные функции «ремедиации», когда потребитель оказывается способен не только более четко формулировать свои ожидания и потребности, но и реализовывать их самостоятельно, будучи вовлеченным в процесс создания и распространения медиаконтента, часто более успешно, чем традиционные СМИ выполняют свои социальные задачи, такие как:
• способствование медиапользователю в установлении контактов и взаимосвязей в обществе;
1 http://www.thehpalliance.org/
• обеспечение платформы для общения и обмена социально значимым опытом;
• реализация платформы для социального обучения и идентификации с помощью ролевых моделей и примеров для подражания;
• предоставление различных видов развлечения, времяпрепровождения, создание общности интересов и занятий;
• предоставление платформы для создания собственного контента, комментирования и обсуждения и распространения новой информации и др.1
Параграф 3.3. «Особенности пользовательского контента новостных порталов, построенных на основе блогов» посвящен анализу непрофессионального пользовательского контента, распространяемого в рамках различных информационно-новостных порталов и общественно-активистских сетей, которые функционируют по принципу блогов (т.е. аккумулируют преимущественно блоговый контент). В центре внимания автора оказываются такие ресурсы, как «ОмайНьюз» (ОЬту№\Уз), «Инди-Медиа» (МуМесПа), «Викинъюз» (ЧУНипелув), «.Ушахидиъ (иБЬаЫсй), «Аеа-аз»(Avaaz.org) и др.
Все они представляют собой различные сетевые модели с пользовательским контентом, который привлекает широкую аудиторию.
Одним из наиболее значительных достижений современной гражданской журналистики является развитие южнокорейского новостного портала «ОмайНьюз»2, который публикует и оплачивает материалы тысяч независимых блогеров и, по мнению британской газеты «Гардиан», является сегодня наиболее влиятельным новостным сайтом страны3.
В параграфе аргументируется утверждение о том, что пользовательский контент в Интернете обретает большую информационную ценность и может составить конкуренцию профессиональному журналистскому ме-диатексту.
В параграфе 3.4. «Специфика интерактивной коммуникации в социальных медиа» социальные сети и микроблоги («Твитгер») рассматриваются с двух точек зрения: 1) с позиции реализации ими простой ком-
1 McQuaiVs Mass Communication Theory, by Denis McQuailm, SAGE Publications Ltd, 2008: P. 439-440
2 http://www.ohmvnews.com/
3 The Guardian, 24 февраля 2003 г.
муникационной модели для пользователей, направленной на быстрое создание и распространение мультимедийного контента и осуществление интерактивного общения, и 2) как эффективная коммерческая модель для маркетологов и рекламодателей, позволяющая предметно анализировать запросы потенциальных потребителей и проводить целевое продвижение товаров и услуг, исходя из понимания аудитории и ее лояльности к авторитету участников социальных медиа.
Автор описывает механизмы создания и распространения контента пользователями социальных медиа, исследует наиболее актуальные ресурсы и перспективные проекты.
В части анализа коммерческих моделей социальных медиа нами приводятся результаты исследований, свидетельствующих о том, что размещением информации о продуктах и услугах в социальных сетях и интернет-сообществах бизнес-компании могут добиться потенциально большего доверия к своим брендам: более 60% опрошенных прислушиваются к мнению, высказанному в Сети1. Это значит, что активность в социальных медиа может способствовать накоплению репутационного капитала компаний за счет повышения объективной информированности покупателей (клиентов) об их бизнесе.
В Заключении подведены итоги диссертационного исследования, сделано обобщение основных положений работы.
Помимо достижений новых медиа и вклада интернет-технологий в развитие современной системы СМИ выделяются и актуальные проблемы, связанные с 1) цифровым неравенством; 2) отсутствием единых моделей правового регулирования новых медиа; 3) «таблоидизацией» печатных СМИ и упрощением и «вторичностью» их содержания; 4) угрозами для информационной безопасности пользователей в Сети; 5) психологической усталостью пользователей от Интернета, и ряд других.
В заключении также кратко формулируются прогнозы развития новых медиа и подходов к возможному научному осмыслению этого явления.
1 Nielsen Online Global Consumer Study:
http://blog.nielsen.com/nielsenwire/consumer/global-advertising-consumers-trust-real-
friends-and-virtual-strangers-the-most/
Основные положения диссертации изложены автором в следующих научных публикациях по теме исследования:
1. Карякина К.А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Медиаскоп. — 2010. - №1. —1,36 п.л.
2. Карякина К.А. Роль мультимедийных технологий в создании контента новых медиа // Медиальманах. - 2010. - №2. -1,20 п.л.
3. Карякина К.А. Мультимедийные технологии в современной системе образования // Медиальманах. - 2010. - №3. — 0,4 п.л.
4. Карякина К.А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа // Вестн. Моек ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010. -№3. - 0,47 пл.
5. Карякина К.А., Коротков A.B. Мультимедиа и общество: российские перспективы // Ежегодный сборник научных публикаций ИНИОН РАН «Россия: тенденции и перспективы развития». - 2007. - №2 - 0,43 п.л.
Общий объем публикаций - 3,87 п.л.
УПДЗак'. мт
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Карякина, Ксения Александровна
Введение.
Глава 1. Концепции новых медиа и мультимедийные инструменты создания контента.
1.1. Мультимедийные технологии и конвергенция как факторы развития новых медиа.
1.2. Гипертекстуальность и интерактивность как основные характеристики новых медиа.
1.3. Выход традиционных СМИ в онлайн: новые модели представления информации и взаимодействия с аудиторией.
Глава 2. Особенности профессионального журналистского контента в Интернете.
2.1. Мультимедийные функции Интернет-порталов газетных предприятий и механизмы взаимодействия с аудиторией.
2.2. Британский портал «Гардиан» как новое СМИ и пример эффективного мультимедийного ресурса.Г.
2.3. Опыт российского делового издания «Ведомости» в развитии Интернет-портала.
2.4. Особенности развлекательной мультимедийной модели на примере порталов крупнотиражных изданий «Дейли Мейл» и «Комсомольская правда».
Глава 3. Аудитория новых медиа и особенности пользовательского контента в Интернете.
3.1. Аудитория новых медиа и роль пользователей в формировании медиаконтента.
3.2. Реализация блогами медиафункций.
3.3. Особенности пользовательского контента новостных порталов, построенных на основе блогов.
3.4. Специфика интерактивной коммуникации в социальных медиа.
Введение диссертации2011 год, автореферат по филологии, Карякина, Ксения Александровна
Настоящее исследование посвящено развитию новых медиа в контексте трансформации современной инфраструктуры средств массовой информации и информационно-коммуникационных моделей, лежащих в основе взаимодействия профессиональных создателей медиаконтента с аудиторией.
Актуальность темы. Стремительное развитие мультимедийных технологий и их активное применение медиапредприятиями и Интернет-пользователями обусловили появление новых форм создания и распространения информации и коммуникационных моделей.
Одновременно с этим претерпел динамику образ аудитории, как с точки зрения социокультурологических характеристик и информационных запросов, так и в контексте потребления информационно-развлекательного контента и рекламы.
Интернет предоставил пользователям инструменты для создания любой информации (будь то текст, фото, аудио, видео или конвергированный контент), оперативного обмена ею и осуществления взаимодействия в режиме реального времени вне географических ограничений.
В результате развития информационно-коммуникационных технологий и становления Интернета как глобальной информационной среды индустрия СМИ также получила широкий инструментарий для распространения медиа-содержания новыми способами и с новой скоростью. Таким образом сложилась инфраструктура новых медиа, где активными участниками информационных процессов выступают не только профессиональные журналисты, но и представители Интернет-аудитории.
Генезис и популяризация новых СМИ оказали существенное влияние на так называемые традиционные, или «старые» медиа, которые, в попытке адаптироваться к актуальным технологическим условиям, были вынуждены искать иные форматы представления контента и бизнес-модели.
Само понятие «новых медиа» по-прежнему представляет собой дискуссионный концепт, который постоянно модифицируется и нуждается в научном осмыслении. В связи с этим актуальность настоящего исследования во многом обусловлена потребностью проанализировать ключевые характеристики новых медиа и их аудитории, а также описать особенности контента в Интернете на основе сравнительного анализа профессионального журналистского и пользовательского содержания в сети. В центре внимания исследования при этом оказывается осуществление интерактивной коммуникации между медиапредприятием и медиапользователем.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследованию новых медиа посвящены труды крупных международных экспертов в области СМИ, ИКТ, медиаэкономики, психологии и др. наук и научно-прикладных областей. В силу новизны предмета и неразработанности универсальной методологии его анализа существует множество асинхронных, часто противоречащих друг другу научных разработок и публицистических материалов, фокусирующихся на различных аспектах развития новых медиа.
Автором использовался широкий круг источников: от научной литературы, формирующей системное представление о концепциях и экономических моделях СМИ, до отдельных экспертно-аналитических публикаций, предлагающих новаторские трактовки современного состояния и предполагаемого развития новых медиа.
В число теоретических источников вошли основополагающие труды М.Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, в которых разработаны концептуальные подходы к анализу медиа под воздействием информационно-технологического прогресса.
Огромное значение для осмысления изменения традиционной ме-диаиндустрии в контексте сетевого информационного общества представляют работы профессоров и преподавателей Московского государственного университета: Я.Н. Засурского, E.JI. Вартановой, JI.M. Земляновой.
Развитию новых коммуникационных моделей и инстру-ментов информационного воздействия на аудиторию посвящены исследования М.А. Васи-лика, Г.Г. Почепцова, A.B. Короткова.
Важную роль в формировании у автора системного понимания теории медиаэкономики и современной медиасистемы сыграли работы Д. Маккуэй-ла и Р.Пикарда.
С точки зрения анализа концепции, характеристик и мультимедий-ной составляющей новых медиа первостепенное значение имеют труды современных зарубежных экспертов, включая Д. Гилмора, Г. Дженкинса, JI. Мано-вича, Ч. Лидбитера, Р. Бернетта, Н. Чепмена, Р. Пэкера, К. Джордана, С. Ли-вингстон, И.С. Пула, Т. Флу, Р. Сильверстоуна, А. Эверетт и др.
В области правого регулирования деятельности новых средств массовой информации основополагающими являются исследования М.Э. Прайса, работы российских правоведов В.Н. Монахова и М.Ю. Батурина.
Наряду с научными трудами нами проведен анализ газетных и журнальных публикаций и материалов электронных СМИ, включая такие авторитетные издания, как «Гардиан» (the Guardian), «Экономист» (the Economist), «Вашингтон Пост» (the Washington Post), специализированные программы «Би-би-си» (ВВС) и пр., а также ряда Интернет-источников, содержащих результаты актуальных исследований в области новых медиа. Большая часть материалов в области мультимедиа и новых СМИ не переведена на русский язык, автор ознакомился с ними на языке оригинала.
В ходе работы автором использовались методы мониторинга и комплексного анализа информационного поля; сопоставления, апроприации и систематического анализа различных источников; экспертных оценок.
В качестве эмпирической базы использовался анализ контента и мультимедийного функционала ряда интерактивных Интернет-порталов российских и британских медиапредприятий, а также отдельных россий-ских и зарубежных блоговых порталов и социальных медиа, построенных исключительно на пользовательском контенте. Одновременно с этим в основу эмпирической составляющей настоящего исследования легли материалы нескольких глубинных интервью, проведенных автором с экспертами в области информационно-коммуникационных технологий, медиаэкономики и новых медиа.
Объектом исследования являются российские и британские Интернет-порталы крупных газетных предприятий, главным образом сайты ежедневных изданий «Гардиан», «Дейли Мейл» (The Daily Mail), «Ведомости» и «Комсомольская правда», а также блоговые новостные порталы (в первую очередь, «ИндиМедиа» (IndyMedia), «ОмайНыоз» (OhmyNews), «Викиньюз» (Wikinews)) и социальные медиа («Фейсбук» (Facebook) и «Твиттер» (Twitter)), где размещены большие объемы пользовательского контента. Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1999 г., когда был запущен портал «Гардиана», до конца марта 2011 г.
Предмет исследования - практика создания, публикации и распространения мультимедийного контента в Интернете вышеперечисленными профессиональными медиапредприятиями и медиапользователями, а также механизмы взаимодействия аудитории и СМИ в рамках обозначенных процессов.
Гипотезой исследования является представление о том, что под влиянием конвергенции и мультимедийных технологий, гипертекста и инструментов интерактивной коммуникации медиапользователи получили новые возможности для создания и распространения собственного контента как на площадках профессиональных медиапредприятий, так и независимо от них. Освоение инструментов создания и распространения информации в Сети стало условием освобождения аудитории от давления традиционных СМИ и появления большого количества независимых информационно-развлекательных ресурсов, поддерживаемых самими интернет-пользователями.
Результаты проведенного автором контент-анализа показывают, что непрофессиональное пользовательское содержание в большинстве случаев характеризуется новаторством и высокой информационной ценностью, при этом скорость его распространения часто выше оперативности работы профессиональных СМИ. Это обстоятельство превращает медиапользователей по всему миру в активных участников информационных процессов, создающих и публикующих актуальный и востребованный контент и получающих возможность извлекать из него коммерческую прибыль.
Вместе с тем, профессиональный журналистский контент, создаваемый медиапредприятиями в сетевом пространстве, не теряет своей актуальности для аудитории. Это обусловливается в первую очередь тем, что журналистские материалы, публикуемые в Сети, создаются на высоком профессиональном уровне, соответствуют этическим стандартам и содержат тщательно проверенные данные. В то время как пользовательский контент часто субъективен и может базироваться на свидетельстве недостоверных источников или неоднозначной информации. Настоящие выводы основываются на конкретных примерах непрофессионализма гражданских журналистов, приведенных в рукописи диссертационного исследования.
Таким образом, очевидно, что пользовательские материалы в Интернете являются дополнением к профессиональному журналистскому контенту, который также активно формируется и распространяется с помощью медийных интернет-порталов, блогосферы и социальных медиа, а не стремятся полностью заменить или вытеснить его.
Цель настоящего диссертационного исследования заключается в выявлении характеристик новых медиа и медиааудитории и описании коммуникационных и технологических особенностей интерактивного взаимодействия медиапотребителей с профессиональными медиапредприятиями.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- Рассмотреть специфику и преимущества Интернета как глобальной интерактивной коммуникационной среды и выявить основные факторы развития медиаиндустрии в сетевом информационном пространстве;
- Проанализировать и дать комплексное определение понятию «новых медиа», выявить их основные характеристики, описать ключевые подходы к изучению инфраструктуры новых медиа;
- Исследовать воздействие новых медиа на индустрию традиционных СМИ, охарактеризовать процессы ее трансформации и выхода в онлайн;
- Описать реализацию функций новых медиа Интернет-порталами крупных российских и зарубежных медипредприятий, изучив особенности применения ими мультимедийных технологий для создания и распространения контента и интерактивный функционал, направленный на взаимодействие с аудиторией и ее вовлечение в творческий и дискуссионный процессы;
- Охарактеризовать современную медиааудиторию, определить принципы ее вовлечения в процесс формирования и распространения медиасодержания и взаимодействия с медиапредприятия-ми;
- Выявить особенности формирования пользовательского контента в Интернете на примере блогов, блоговых новостных порталов и социальных медиа, обобщить основные отличия сетевого пользовательского контента от контента, создаваемого в онлайне профессиональными журналистами и медиапредприятиями.
Научная новизна исследования заключается в том, что основные особенности создания и распространения контента в Интернете проанализированы комплексно с учетом ключевых тенденций развития новых медиа и на базе сравнительной характеристики профессионального журналистского и пользовательского содержания в сети. Проведен эмпирический анализ мультимедийного контента и интерактивного функционала сайтов ряда ведущих газетных домов, результаты которого могут быть использованы в практической деятельности маркетологами, издателями и журналистами, работающими в сети.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие новых медиа вызвало радикальные изменения в структуре потребления информации аудиторией, с одной стороны, и ее создании подаче медиапредприятиями, с другой. В то время как пользователи Интернета получили неограниченный доступ к инструментам создания и публикации собственного контента, профессиональные журналисты и издатели, в стремлении удержать аудиторию и реализовать более прибыльные коммерческие модели, вышли в онлайн, предложив посетителям своих сайтов механизмы для интерактивного обсуждения публикуемых материалов и обмена информацией.
2. Профессиональный журналистский контент распространяется в Интернете посредством интерактивных мультимедийных порталов, где поддерживаются дискуссионные форумы и «комментарийные ленты», справочно-информационные сервисы и рекреативные модули, обновляющиеся в режиме реального времени блоги, а также с помощью социальных сетей и микробло-гов («Твиттера», (Twitter)). Таким образом аудитория оказывается вовлеченной в информационные процессы и взаимодействие с медиапредприятием.
3. Значительная часть современной аудитории новых СМИ представлена активными медиапользователями, заинтересованными не только в потреблении профессиональных журналистских материалов, но и в их дальнейшей интерпретации, а также создании и распространении собственного содержания в Интернете. Это медиапользователи, постоянно осуществляющие:
• поиск информации и критический анализ предлагаемого журналистами информационного поля;
• модификацию (дополнение и расширение), адаптацию и интерпретацию доступного медиаконтента;
• создание и распространение собственного мультимедийного контента посредством блогов, творческих виртуальных сообществ и социальных медиа;
• воздействие на состав и распространение рекламного и др. коммерческого контента в силу новых возможностей рекламодателей для комплексного изучения характеристик и покупательских потребностей аудитории, а также доставки «целевого» контента потенциальным клиентам посредством блогосферы и социальных СМИ.
4. Вышеперечисленные особенности поведения медиапользователей в системе новых медиа привели к появлению культуры соучастия и «облачной» культуры. Культура соучастия, предполагающая активное вовлечение интернет-пользователей в создание информации и обмен ею с помощью конвергированных платформ и интерактивных мультимедийных технологий, развивается в многопользовательских виртуальных сообществах, блогосфере, социальных сетях, на площадках видеоигр и пр. Эти процессы основываются на преимуществах гипертекста, позволяющего пользователям осуществлять постоянное обновление и обогащение доступного медиаконтента.
5. «Облачная» культура, в свою очередь, основывается на участии медиапользователей в размещении интеллектуальных массивов в Интернете и организацию доступа к ним широкой аудитории в целях информирования, обучения, обмена опытом, развлечения и только потом уже извлечения прибыли. «Облачные» механизмы распространения контента, базирующиеся на современных компьютерных технологиях, представляются на сегодняшний день одной из наиболее актуальных стратегий развития медиабизнеса для Интернет-платформ и контентных компаний и разработчиков ИКТ.
Выводы, положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, имеют практическую значимость, т.к. позволяют определить основные подходы к формированию и распространению контента новых медиа и анализу современной медиааудитории, а таюке направления стратегического развития инфраструктуры новых СМИ под воздействием динамики мультимедийных технологий и изменения инфраструктуры информационных потребностей и системы потребления контента медиапользователями. На основе проведенного анализа тенденции и прогнозов в международной индустрии новых медиа возможна выработка рекомендаций по интенсификации процесса освоения Интернет-медиарынка российскими СМИ.
Апробация результатов исследования осуществлялась на различных научных и маркетинговых конференциях, а также международных форумах, где принимал участие автор. Промежуточные результаты исследования были положены в основу информационно-коммуникационной стратегии, включающей в себя различные аспекты продвижения в Интернете и социальных медиа, для группы международных структур, занимающихся проблемами финансового мониторинга и выработкой соответствующих стандартов, где автор на протяжении трех лет возглавляла пресс-офис.
Также результаты исследования были апробированы в рамках лекций и семинаров по проблемам новых медиа для студентов факультета международной журналистики МГИМО. Основные положения и выводы диссертации положены в основу ряда научных публикаций.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете"
Заключение
Медиаиндустрия динамично развивается под воздействием широкого использования мультимедийных технологий и гипертекста для создания и распространения контента, а также осуществления интерактивной коммуникации СМИ и медиапользователей посредством Интернета и других сетевых каналов.
В контексте виртуализации и многоуровневой глобализации медиаси-стемы произошло становление инфраструктуры новых медиа, которые преобразовали мировой информационно-коммуникационный ландшафт. Эти изменения выразились в повышении скорости создания и публикации информации, модификации структуры ее представления, трансформации модели взаимодействия профессиональных медиапредприятий с аудиторией, что повлекло за собой динамику рынка рекламы и появление новых стратегий развития медиабизнеса, наконец, генезисе новых социокультурологических феноменов, основанных на эволюции средств коммуникации.
Развитие новых медиа привело также к трансформации традиционной индустрии СМИ, которые стали искать свою нишу в системе мультимедиа, конвергенции и интерактивности. В ответ на успех онлайновых конкурентов они постарались обеспечить собственную устойчивость на медиарынке за счет модернизации основных элементов информационной инфраструктуры, в том числе и посредством разработки дополнительного мультимедийного онлайнового контента и введения интерактивных механизмов взаимодействия с медиапользователем.
Новые медиа противопоставили традиционным СМИ не возможную ранее скорость генерации и передачи данных, низкую стоимость создания контента, мобильность и креативность его распространения, а также преимущество многосторонней коммуникации с аудиторией.
Концепция новых медиа активно разрабатывается современными исследователями. В эту категорию сегодня включают новаторские мультимедийные информационные ресурсы, которые развиваются на основе следующих ключевых составляющих: оцифрованность (дигитализация), мультиме-дийность, интерактивность, гипертекстуальность, принадлежность сетевому пространству и конвергенция.
Конвергенция, позволяющая интегрировать различные виды информационного контента с мультимедийными технологиями на базе единой цифровой платформы, представляет собой один из центральных процессов трансформации современной медиаиндустрии и характеризует не только деятельность новых средств массовой информации, но и процессы интерсекции и взаимодействия старых и новых СМИ.
В инфраструктуре новых медиа приоритетными направлениями являются Интернет-СМИ, онлайновое теле- и радиовещание, реализуемое в форматах веб- и подкастинга, многофункциональная блогосфера и различные блогомодели, социальные медиа.
Современные медийные Интернет-порталы, предоставляющие большой объем разнообразного мультимедийного контента в онлайне, реализуют множество интерактивных функций для аудитории и предлагают медиаполь-зователям в режиме реального времени обсуждать публикуемые материалы, отслеживать обновления порталов с помощью мобильных приложений и в социальных медиа, а также создавать и тиражировать собственный контент, в том числе посредством постов и комментариев в блогах.
Таким образом традиционные медиапредприятия развиваются в соответствии с достижениями информационно-коммуникационных технологий и используют Интернет как площадку для взаимодействия с аудиторией и инструмент для продвижения бизнеса.
Профессиональный журналистский контент, распространяемый в сети медиапредприятиями, остается востребованным среди широкой медиаауди-тории, однако структура потребления этого контента изменяется в новых условиях под воздействием того фактора, что медиапользователи сегодня не только критически оценивают и анализируют предлагаемую журналистами информацию, но и активно используют мультимедийные технологии для создания собственного контента и обмена им.
Пользовательский контент, распространяемый в Интернете в блогах, социальных медиа и различных интерактивных информационных порталах, построенных на основе блогов, виртуальных сообществ, обмене фото- или видеофайлами и пр., обретает все большую популярность и значение как для самих пользователей Интернета, так и профессиональных журналистов, которые нередко обращаются к этим материалам как источникам информации. В кризисных ситуациях, таких как, например, природные катаклизмы или террористические события, пользовательский контент, распространяемый в Интернете очевидцами, часто обладает большей оперативностью, информативностью и детализацией, чем материалы профессиональных СМИ. Одновременно с этим в погоне за скоростью распространения информации и вследствие определенной субъективности пользовательский контент может часто содержать неэтичные, непроверенные или даже недостоверные данные, в чем нередко выражается непрофессионализм гражданских журналистов.
Таким образом, пользовательский контент на сегодняшний день не представляет собой абсолютной замены профессиональному журналистскому контенту в Интернете, но дополняет и расширяет его, стимулируя вовлечение более широкого числа участников в процесс интерактивной коммуникации и обмена информацией.
Эволюция блогосферы и включение блогеров в основные медиапро-цессы явилась одним из наиболее прогрессивных и одновременно с тем неоднозначных феноменов современной медиаиндустрии. Потенциал блогов как уникальных гиперлокальных источников информации огромен и чрезвычайно важен для профессиональной медиасреды. В то же время блогосфера, а вслед за ней и социальные медиа и виртуальные игры, часто даже более комплексно чем традиционные СМИ, реализуют такие ключевые медиафункции, как рекреация и активное вовлечение медиапользователя.
Социальные медиа предлагают своим участникам сравнительно простые коммуникационные модели, которые вместе с тем обладают очевидными преимуществами по реализации быстрого и результативного интерактивного взаимодействия множества пользователей, созданию гибкого контента, включающего в себя коллекцию коротких текстов, ссылок, изображений и видео и обретающего тем самым актуальность для еще большего числа ме-диапотребителей, интегрирующих один контент в другой.
Социальные медиа, включая социальные сети и «Твиттер» все более активно используются социологами, маркетологами и бизнес-аналитиками для сбора и изучения информации об аудитории, продвижения собственных продуктов посредством социальных медианструментов, наконец, формирования уникальных бизнес- и РК-стратегий.
Все эти ресурсы и технологии Веб 2.0 складываются на современном этапе в несколько взаимосвязанных культурологических феноменов, таких как культура конвергенции и соучастия, основанная на интеграции различных медиатехнологий и активном вовлечении аудитории в медиапроцесс, и культура «облака», предполагающая аккумуляцию все большего информационно-развлекательного и образовательного контента в Интернете, генерируемого как пользователями, так и профессиональными медиапредприятиями и доступного самой широкой аудитории.
В этой постоянно развивающейся интегрированной коммуникационной медиакультуре Интернет-пользователи получают неограниченный доступ к механизмам интерактивного взаимодействия с медиаканалами и друг другом и возможность оказывать реальное влияние на развитие инфраструктуры СМИ. Новая медиааудитория становится не только гиперактивным информационным пользователем, но и непосредственным участником ключевых ме-диапроцессов, что превращает журналиста из «лектора-монополиста» на ме-диарынке в собеседника и партнера. Таким образом, модифицируются ключевые медиамодели: от «проталкивания» и «навязывания» (т.н. «push media») к опциям добровольного получения и «вытаскивания» релевантного контента медиааудиторией (т.н. «pull media»).
Большую долю среди этой аудитории составляет молодежь. Это показательная характеристика, ставшая результатом воспитания нового поколения медиапользователей (т.н. «носителей цифровой культуры», или «digital natives»), хорошо понимающих мультимедийные инструменты и каналы коммуникации, владеющих технологиями и предлагающих принципиально новые подходы к созданию контента, продуктов и стратегий развития.
Именно эта активная молодая аудитория становится сегодня объектом многих экспертных и маркетинговых исследований и будет в будущем определять векторы дальнейшего развития индустрии СМИ. Обеспечение широкого доступа молодого поколения к информационным технологиям и их вовлечение в медиапроцессы должно быть в числе приоритетов национальных образовательных и информационных программ.
В целом, реализация доступа к Интернет-технологиям широких слоев населения любых социодемографических групп из различных регионов мира является одной из центральных глобальных проблем развития новой медиа-индустрии. Она сопряжена с неравномерностью распространения технологий, т.е. цифровым разрывом, равно как и отсутствием у многих людей навыков, необходимых для эффективной работы с новыми мультимедийными средствами, причем последнее актуально не только для создания контента, но и в контексте его потребления.
Таким образом, преодоление цифрового неравенства и обучение пользованию новыми медиаинструментами является важным направлением дальнейшего развития индустрии новых медиа.
Среди других проблемных аспектов можно выделить следующее: 1) повышенную концентрацию индустрии СМИ в силу экономических трудностей, которые испытывают многие традиционные медиа под тяжестью конкуренции со стороны онлайновых СМИ; 2) таблоидизацию средств маесовой информации и упрощение контента в результате доминирующего влияния индустрии развлечений и технологий цифровой обработки данных и доставки информации через Интернет; 3) неразвитость информационного законодательства в части сетевых СМИ и неразработанность системы правового регулирования медиаресурсов в Интернете; 4) этические проблемы, связанные с новыми технологическими возможностями копирования и распространения информации, нарушением авторских прав, а также сложностью мониторинга деятельности СМИ в киберпространстве; 5) «вторичность» и многократное использование и тиражирование одного и того же контента; 6) проблему «информационного наводнения»; 7) проблему информационной безопасности онлайновых медиа, включая социальные сети, виртуальные игры и др.
Необходимость правового регулирования деятельности новых медиа/ ресурсов очевидна, однако осуществление законодательного ограничения и мониторинга сетевых СМИ значительно осложняется множественностью и неспециализированностью существующих правовых норм, применяемых универсально к медиапространству. В этом смысле достаточно остро стоит вопрос определения официального статуса новых медиаресурсов и выработки унифицированной политики профессионального, этического и законодательного регулирования деятельности журналистов и медиапользователей, правообладателей и Интернет-провайдеров и контентных компаний в новых условиях развития медиаинфраструктуры.
Наконец, одна из наиболее резонансных и остро дискутируемых сегодня проблем связана с психологической усталостью медиапользователей от обилия и динамики цифровых медиатехнологий, дистанцированием людей друг от друга под масками аватаров и в рамках социальных медиа, подменой реальной коммуникации практикой интерактивного взаимодействия в онлай-не и потребления виртуального контента, который изначально должен был развиваться в дополнение к офлайновому, а не с целью его полностью элиминировать.
Многие современные медиапользователи отмечают, что у них в разы больше «френдов» (коммуникационных агентов, с которыми они общаются посредством Интернета), чем реальных друзей и партнеров; а инфраструктура и культура «медиаоблака» становится сегодня настолько привычной, что вытесняет потребность в обращение к какому-то иному контенту или механизму анализа информации и информационного взаимодействия. Таким образом, эмпирический опыт современного медиапользователя подменяется виртуальным. Очевидно, что подобную критику новых медиа исследователям и медиапользователям еще только предстоит осмыслить и проанализировать.
Одновременно с этим экспертам следует работать над формированием ем единых подходов к изучению новых СМИ, их систематизацией и классификацией, а также унифицированным глоссарием терминов и научных определений.
Результатом этой деятельности должен явиться не только комплексный анализ текущей ситуации и актуальных тенденций, но и рекомендации для стратегического развития индустрии новых медиа в целом и ее отдельных проектов и каналов, которые могут быть адаптированы для различных стран.
Список научной литературыКарякина, Ксения Александровна, диссертация по теме "Журналистика"
1. Апджон Р., Раффин X. Интернет для журналиста (http://www.Tnternews.ru/books/internet)
2. Батурин Ю.М., Федотов М.А., Энтин B.JI. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. М.: Издание Союза журналистов России, 2004. Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Вартанова E.JI. Финская модель на рубеже столетий: Информационное Общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
4. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2007. Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М.: Институт философии РАН, 2004.
5. Волковский Н.Л. История информационных войн. М.: Полигон, 2003.
6. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества: ожидания российских регионов/под ред. Ершовой T.B. М.: ПРИОР, 2004.
7. Дрожжинов В., Штрик А. Электронное правительство информационного общества. // PC WEEK. 2000. N15.
8. Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество. 2001. — № 2.
9. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект-пресс, 2002.
10. Землянова Л. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». 1999. — №2
11. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. -М.: Издательство МГУ, 1999.
12. Интернет в России // Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н., Хан-Магомедов Д.Д., М.: УРСС, 2004.
13. Калмыков A.A., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-дата, 2005.
14. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М: Академический проект, 2005.
15. Монахов В.Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования. М.: Экопринт, 2003.
16. Нордстрем К.А., Риддерстам Й. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
17. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2000. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 2002.
18. Холмс Д. Стратегии электронного бизнеса для государства. М.: Аст-рель, ACT, 2004.
19. Чепмен Д., Чепмен Н. Цифровые графические инструменты. М., СПб., Киев: Вильяме, 2005.
20. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. 1998,— №32.
21. Книги и статьи на английском языке:
22. Allan S. Online News: Journalism and the Internet. Open University Press, • 2006.
23. Burnett R., Brunstrom A., Nilsson A.G. Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology. Wiley, England, 2004. Chalaby J.K.Transnational Television Worldwide: Towards a New Media Order. LB. Tauris, 2005.
24. Changing the channel. A special report on television. // The Economist, May 1,2010.
25. Digital Media: The Future / edited by Vince J., Earnshaw R. Springer; 1 edition, 2000.
26. Fidler R.F. Mediamorphosis: Understanding New Media (Journalism and Communication for a New Century Ser). — Pine Forge Press; First edition, 1997.
27. Fiore Q., Mcluhan M. The Medium is The Massage. Gingko Press; New Ed edition, 2005.
28. Flew T. New media: an introduction. Oxford; South Melbourne, Vic.: Oxford University Press, 2005.
29. Jenkins H. Convergence Culture: Where New and Old Media Collide. New York University Press, 2006.
30. McLuhan M. The Guttenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. — University of Toronto Press, 1967.
31. McLuhan M., Lapham L.H.Understanding Media: The Extensions of Man. -The MIT Press; Reprint edition, 1994.
32. McLuhan M., Powers B.R. The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21st Century (Communication and Society). Oxford University Press, USA; Reprint edition, 1992.
33. Media studies: a reader / edited by Marris P., Thornham S. Edition 2nd ed. -Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999.
34. Silverstone R. Media, Technology And Everyday Life In Europe: From Information To Communication. Ashgate Publishing, 2005. The Economist, 1 May 2010. The Guardian, 24 February 2003.
35. The media in Europe / Euromedia Research Group. Edition 3rd ed. / edited by Kelly M., Mazzoleni G., McQuail D. London: Sage, 2004. The New Media Reader (Hardcover) // edited by Wardrip-Fruin N., Mont-fort N. - The MIT Press; Har/Cdr edition, 2003.
36. Vaugan T. Multimedia: Making it Work, Sixth Edition. McGraw-Hill Osborne Media, 2003.
37. War News, News War: Iraqi Conflict and information. Sede RAI, 2005. Whitby B. Artificial Intelligence: a beginner's guide. - Oneworld Publications, 2003.
38. Willis S. Connected Cities. London: Cisco, 2004.
39. Wysocki A. Writing New Media. Utah State University Press, 2004.1. Интернет-источники:
40. Nielsen Online Global Consumer Study:http:^log.nielsen.com/nielsenwire/consumer/global-advertising-consumerstrust-real-friends-and-virtual-strangers-the-most/
41. Oram A. Characteristics of new media in the Internet age, 2006:http://praxagora.com/andyo/professional/newmediacharacteristics.html
42. TNS Web Index Russia, декабрь 2010 г.www.echo.msk.ruwww.fictionalley.orgwww.radio.broadcast.comwww.trumpfiresbush.com:http://politicalhumor.about.com/library/multimedia/trumpfiresbush.swf