автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Особенности знако-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности знако-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке"
На правах рукописи
ПАСТУХОВА Зинаида Исаковна
ОСОБЕННОСТИ ЗНАКО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ ВЗАИМОВЛИЯНИЙ ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУР В АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНЩИНЫ В XVIII ВЕКЕ.
Специальность 24.00.02 - история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
г.Нижний Новгород 1998 г
Работа выполнена в НИИ искусствознания /г.Москва/ и в Государственом институте физической культуры (кафедра гуманитарных и социально -политических наук) /г.Смоленск/
Научный руководитель-доктор философских наук, профессор Егоров Александр Григорьевич
Научный консультант-доктор архитектуры, профессор |5ыков Вениамин Евгеньевич]
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Зепенов ЛЛ. кандидат исторических наук, доцент Сочнев Ю.В.
Ведущая организация - Российский институт культурологии Министерства культуры РФ и РАН
Защита состоится 1 декабря 1998г в 15 часов на заседании диссертационного совета К064.09.03 в Нижегородском государственном архитектурно-строительномуниверситете.Дцрес:603600г.НижнийНовгород,ул. Ильинская, 65, корп.5 /конференц-зал/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
Автореферат разослан «_»_1998г.
Ученый секретарь Диссертационного совета ^ Н.Ю.Никольская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы исследования. XVIII век в России исследователи культуры определяют сегодня как время формирования новой субцивилизации, связанной с расширением территории, появлением зон межкультурного синтеза, вхождением в мироощущение россиян античности. Импортированные извне элементы европейской культуры насаждались в России властью и часто входили в противоречие с традициями и практикой исторического существования. Особенно сложно проходили эти процессы в провинции.
Архитектура в XVIII веке оказалась одним из главных носителей знако-символических форм культуры. Понимание особенностей культуры упомянутого века является неполным, пока отсутствует проникновение в те ее смыслы, которые воплощены в вечных материалах. Актуальность темы связана с тем, что до сих пор смоленская архитектура XVIII века не изучена в качестве «текста» (Р.Барт),осталась непереведенным «иероглифом» истории. До сих пор в историко-культурной традиции сохраняется «белое пятно», связанное как с общеметодологическими проблемами культурологической интерпретациизнако-символическогостроя архитектуры, так и с проблемой интерпретации конкретно-исторического архитектурного «слоя».
Каждый архитектурный объект - это знаковый след социокультурных взглядов заказчиков и создателей, результат внутренних «диалогов» культуры. Культурологический анализ архитектурной среды может открыть так недостающие для достоверной реконструкции эпохи элементы мировосприятия и ценностей различных социальных групп - участников социокультурных процессов, их социо-географических (Запад-Восток) и политических предпочтений. Важным аспектом такого анализа становится решение вопроса об архитектурном объекте XVIII века на Смоленщине как носителе определенных элементов и смыслов культуры.
Смоленский регион, находясь на западной окраине России, имеет особую историческую судьбу, в связи с чем общерусские культурные процессы проходили на этой территории несколько иначе, чем в других провинциях.
Тема диалога России и Запада обладает в наши дни культурологической актуальностью. Очень мало изучалась она в связи с культурными процессами, происходившими в западных русских провинциях. На Смоленщине соприкосновение двух культур - русской и европейской - в рассматриваемый период было особенно интересным. И, прежде всего, это наглядно продемонстрировала архитектура.
Предлагаемое исследование, дополняя искусствоведческий анализ общения европейских стилей с русскими архитектурнымитрадициями, вводит культурологический подход в решение этой проблемы в Смоленском регионе. В поле культурныхзнаковздесь происходитвыборсобственнойархитекгурной палитры, которая выделяет регион среди других русских провинций. Тема исследования актуальна для понимания общекультурныхпроцессов в России XVIII века и востребована в практическом плане, так как материалы этой работы полезны при изучении, сохранении и реставрации памятников
архитектуры, градостроительства, парковых ансамблей. Они также необходимы для разработки проектной документации при новом строительстве на территории Смоленской области.
Степень разработанности проблемы. Впервые об архитектуре Смоленского края, вернее об архитектуре города Смоленска, в публикациях упомянули иеромонах И.Шупинский и «первый смоленский историк» Н.А.Мурзакевич в конце XVIII века. Обзор сохранившихся после военных действий1812 года памятников архитектуры в Смоленске сделал известный в России литератор П.П.Свиньин. Позднее Н.Н.Мурзакевич - сын первого историка - в 1835 году опубликовал книгу «Достопримечательности Смоленска». В середине XIX века уточнением датировок зданий и фамилий авторов занимались смоленские историки П.Никитин, Н.В.Трофимовский. В это же время впервые появляются сведения о памятниках архитектуры в Смоленской губернии (речь шла о церковном строительстве). Большую роль в изучении памятников архитектуры в прошлом веке сыграла местная губернская печать («Смоленские губернские ведомости», «Смоленские епархиальные ведомости», «Смоленский вестник»,). Здесь велись споры о датировках зданий, уточнялись вопросы истории строительства многих памятников.
В начале XX века появились работы историка И.И.Орловского, в которых он впервые затронул проблему особых условий и своеобразной среды на Смоленщине, связанной с ее историей и географическим положением. О смоленских усадьбах в дореволюционной литературе упоминается в работах Г.К.Лукомского. В них автор ограничился описанием фасадов и интерьеров известных ему усадебных домов.
Качественно новый этап в изучении архитектуры Смоленщины начался в 20-х годах нашего века. Искусствовед С.Д.Ширяев опубликовал две интересные работы по истории архитектуры региона, обращая внимание на общность в архитектуре западных районов Смоленского края и Белоруссии. Он же впервые исследует художественную жизнь Смоленщины во второй половине XVII и первой половине XVIII веков. При этом автор указывает на главную особенность смоленской архитектуры - открытость к западным влияниям.
В послевоенные годы выходят работы Д.П.Маковского и Н.В.Андреева, в которых предпринимается попытка обобщить все известные сведения об архитектуре Смоленска и Смоленской области. Большую работу по фиксированию, выявлению новых памятников и охране известных архитектурных объектов проводил в 50-х годах зав.отделом по делам строительства и архитектуры Смоленской области И.Д.Белогорцев. В области прошла паспортизация памятников архитектуры, и проделанная под его руководством работа стала основой для дальнейшего изучения истории архитектуры в этом регионе. В 70-х годах была издана работа П.Раппопорта и А.Смирновой «Архитектурные достопримечательности Смоленска», в которой авторы подробно проследили исторические этапы в архитектуре города с древних времен до 70- х годов XX века. Том «Смоленская область» в «Своде памятников истории и культуры СССР», выпущенный в 80-х годах
под редакцией искусствоведа А.И.Комеча, стал наиболее полным опубликованным материалом для изучения архитектуры Смоленской области. В1985 году автор предлагаемого исследования опубликовала в издательстве «Искусство» (г.Москва) книгу «По Смоленщине», где впервые была предпринята попытка дать информацию о культурном поле региона, выделить наиболее удачные в художественном отношении акценты в нем.
В 90-х годах большой авторский коллектив ученых-историков и краеведов Смоленска издал том энциклопедии «Смоленск», где была зафиксирована вся имеющаяся об архитектуре города информация. В1997 году смоленский историк Г.А.Ластовский опубликовал работу «История и культура Смоленщины», в которой обращается внимание на особенности культурной ситуации в западных и центральных районах Смоленского края в XVII веке, на распространение здесь зданий .предметов языка инокультуры. Выполненная как учебное пособие для школьников, она не предполагает анализ явления, а только фиксирует своеобразие историко-культурного пути развития региона.
Таким образом, данная проблема связана как с искусствоведческими и историко-архитектурными аспектами, так и с культурологическими. Последние представлены фундаментальными методологическими подходами к анализу знако-символических объектов материального мира. Это структурализм (К.Леви-Стросс, Р.Барт), феноменология (М.Хайдеггер.Ю.Хабермас), в отечественной традиции - Г.Шпет, А.Лосев, М.Бахтин, Ю.Лотман. Методология известна преимущественно в связи с исследованиями текстовых артефактов. Круг проблем, связанных с культурологическим анализом искусственных объектов материального мира, не разработан. В частности, архитектурные «тексты» практически еще не прочитаны. Предпринимаются попытки культурологического прочтения архитектурных объектов (В.Глазычев), но смоленская архитектурная среда до сих пор оставалась вне такого рода анализа.
Источниками для изучения архитектуры Смоленщины в названный период стали архивные материалы, фотодокументы, проекты, данные реставрационных работ и экспедиций по области. Автором проработан обширный материал Государственного архива Смоленской области, архива Областного управления культуры, Областного управления по делам строительства и архитектуры, института «Смоленскгражданпроект», Смоленского отделения общества охраны памятников, Смоленской реставрационной мастерской, Музея-заповедника Смоленской области, материалы главных библиотек Белоруссии и Литвы, сектора Свода памятников истории и культуры АН Белоруссии, Музея архитектуры (г.Москва), Исторического музея (г.Москва).
В процессе работы над темой автор опирался на культорологические идеи С.С.Аверинцева, Л.Н.Гумилева, М.С.Кагана, Г.С.Кнабе, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, А. М.Панченко.К.Ясперса, а также исследования Ю.В.Ананьева, А.В.Дахина, Г.В.Драча, А.Г.Егорова, А.Н.Ерыгина, Л.А.Зеленова А.В.Карташева, В.П.Кожевникова, В.А.Кутырева, Л.Люкса, С П,Мамонтова, М.И.Михайлова, С.В.Норенкова, В.С.Поликарпова, П.Н.Савицкого, А.Флиера, М.Ямпольского, кафедрытеории культуры Ростовского-на-Дону университета,
Российского научно-методического центра новых информационных технологий преподавания гуманитарных и социально-политических наук, Новгородского архитектурно-строительного университета.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявление особенностей знако-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в контексте общекультурной динамики России XVIII века.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить особенности исторических условий и арсенал знако-символических форм материальной культуры Смоленщины в 1-й половине XVIII века;
- выявить особенности культурных форм православных построек на Смоленщине в 1-й половине XVIII века;
- выявить региональные особенности и социокультурные смыслы каменных гражданских зданий в 1-й половине XVIII века;
- раскрыть общие тенденции и региональную специфику градостроительной символики на Смоленщине во 2-й половине XVIII века;
- выя вить особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине во 2-й половине XVIII века;
-дать культурологический анализзнако-символических особенностей православной архитектуры в условиях смены художественных тенденций последней четверти XVIII века.
Методологической основой исследования явились принципы диалектики, объективности, историзма, системности. Через изучение изменений, происходящих в разного вида объектах архитектуры, градостроительства, усадебных комплексах, соискатель рассматривает культурную динамику в регионе, процесс взаимодействия разных культур.
Автор опирается на отечественную культурологическую традицию, связанную створчествомГ,Г,Шпета, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, ММ.Бахтина.
Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Выявлено, что на художественную культуру Смоленщины в 1-й половине XVIII века оказали влияние исторические условия, в которых развивалась эта территория в предлетрозское и петровское время.
В течение XVII века большая часть Смоленских земель входила в состав государства Речь Посполитая. Общий этап исторического процесса обусловил в тот период близкие пути развития польской, литовской, белорусской и смоленской территорий, что проявилось и в культурных процессах на Смоленщине начала XVIII века. После возвращения Смоленских земель Русскому государству, вплоть до 70-х годов XVIII века, когда при Екатерине к России была присоединена Белоруссия, этот регион оставался пограничным, что способствовало сохранению здесь зоны межкультурного синтеза.
2. Существовавшие на территории Смоленщины в XVII веке католические и униатские храмы подготовили общественное сознание к принятию европейского культурного опыта при создании архитектуры православных зданий в 1-й половине XVIII века. Выявлено раннее и активное, в сравнении с другими русскими провинциями, восприятие европейских культурных форм в православныхпостройках. Зафиксированы появление нетрадиционныхдля России форм деревянных православных храмов в виде латинского креста, разделение Смоленщины в этот период на три малых региона - западные районы, город Смоленск-столица края и восточные районы, где создавались разные варианты русско-европейского синтеза в каменной архитектуре православныххрамов. Зафиксированы процессы формирования собственно смоленских традиций в этом виде архитектурной деятельности.
3. Выявлено формирование самобытного культурного языка в каменной архитектуре гражданских зданий на Смоленщине в 1-й половине XVIII века. Зафиксированы два варианта каменных жилых зданий, участвующих в процессе межкультурного синтеза: купеческие городские дома, сохраняющие сильную местную традицию, и дворянские усадебные дома в модной европейской трактовке того времени /в стиле барокко/.
4. Выявлены общие тенденции и региональная специфика в градостроительных процессах на Смоленщине во 2-й половине XVIII века. На территории Смоленского края, как и в других русских регионах, с конца 70-х годов XVIII века начинаетсяосуществлениеградостроительныхпрограмм для губернского и уездных городов в эстетике классицизма под руководством профессионалов из Петербурга. Новый культурный канон входил в перестройку городских структур в регионе, учитывая традиции, рельеф и пейзаж в конкретных условиях. Почти все смоленские города приняли реформирование, предложенное из новой Российской столицы. Исключение составил город Вязьма, находящийся большую часть своей истории в зоне московских культурных влияний. /После разрушений войны 1812 г. в Петербурге для городов Смоленщины были разработаны новые проекты застройки в традициях классицизма, которые позднее почти полностью реализовались/.
5. Выявлены особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине во 2-й половине XVIII века в условиях освоения европейского опыта. Дворянские усадьбы на Смоленщине /всего их было около 4,5 тыс./ стали образцами синтеза русской и европейской культур, определившими новый стиль сельской жизни и динамику социокультурных изменений в регионе. На основе анализа материалов усадебных комплексов изучаемого периода зафиксированы общие элементы и приемы европеизации при перестройке дворянских имений. Отмечено участие в реформировании усадеб известных русских архитекторов М.Ф.Казакова, Д.Жилярди, Ж.Тома де Томона. Выявлено, что М.Ф.Казаков и Д.Жилярди занимались еще и обучением архитектуре крепостных мастеров. В смоленских усадьбах работали скульпторы Ф.И.Шубин и М.М.Антокольский. Усадебные парки пополнили растительный мир Смоленского края 75-ю новыми видами деревьев и кустарников. Среди владельцев смоленских усадеб многие составили в XVIII и XIX веках цвет русской интеллигенции, самые известные
из которых композитор М.И.Глинка, поэт Ф.Н.Глинка, литератор Г.А.Глинка, агрохимик А.Н.Энгельгардт,хирург Н.П. Энгелыардт,ученый и путешественник Н.М.Пржевальский,адмирал П.С.Нахимов,скульптор М.О. Микешин, писатель А.С.Хомяков, драматург А.А.Шаховской, биолог А.А.Каверзнев, животновод Д.А.Путято, инженеры и юристы из рода Лесли, друг М.Лермонтова- писатель А.Вонлярлярский и мн.др.
6. Выявлены изменения в культурных формах православных построек в условиях смены художественных тенденций последней четверти XVIII века в Смоленской губернии. Участвуя в общерусских культурных процессах освоения европейского стиля классицизма, архитектура Смоленского края предложила много новых вариантов православных храмов, сохраняя связь с местными традициями. Прослежены типологические изменения в этом виде каменной архитектуры. Зафиксирован процесс активного строительства храмов по всему региону. Отмечено профессиональноеисполнение большого числа каменных храмов и активное принятие эстетики классицизма.
Практическая ценность исследования. В итоге работы составлена таблица типологических изменений в каменной архитектуре православных храмов в XVIII - начале XIX веков, куда включено 71 здание, таблица всех выявленных православных храмов на территории Смоленского края в XVIII -началеХ1Х веков, куда вошли 270 построек, и таблица выявленныхдворянских усадебных комплексов со всей имеющейся информацией о них - 91 усадьба.
Материалы диссертации были использованы в проектах:
1.Проекты детальных планировок исторических городов Смоленской области- Дорогобуж, Сычевка, Рославль, Ельня. /В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект»,1977 - 1981 гг./
2.Проекты планировки и застройки сел - бывших дворянских усадеб в Смоленской области - Новоспасское, Самуйлово, Любавичи, Великополье, Липецы, Алексино, Пржевальское. /В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект», 1975-1981 гг./
3.Перспективная схема развития туризма в Смоленской области. /В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект», 1983 г./
4.Проект благоустройства парка в бывшей дворянской усадьбе Александрино. /В составе авторского коллектива московского института «Курортпроеет», 1983 г./
5.Проект охранных зон для районного центра Красный./В составе авторского коллектива в институте «Смоленскгражданпроект», 1986 г./
6.Схема районной планировки Смоленской области. Раздел «Памятники истории и культуры»./В составе авторского коллектива института «Гипрогор», г.Москва, 1988 г./
- 7.Проект застройки на территории Смоленской области в районе трассы Москва - Брест. Раздел «Памятники истории, архитектуры, археологии». /В составе авторского коллектива в Областном управлении по строительству и архитектуре Смоленской области, 1992г./
Значительная часть материалов диссертации использовалась автором при чтении курса «Культура Смоленского края» (раздел курса «История
русской культуры»).
Апробация работы. Результаты исследования изложены автором в книге и отдельных публикациях общим объемом 14,8п.л„ используются в авторском курсе для высших учебных заведений. Материалы работы докладывались на научных конференциях в институте «Смоленскгражданпроект», а также ежегодных научных конференциях Смоленского государственного института физической культуры 1990-1997 годов. Диссертация обсуждалась на кафедре СГИФК.
В июле 1998 года основные положения диссертации были изложены соискателем в докладе на научном коллоквиуме «Трансформации в науке, политике и культуре» (г.Смоленск).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав /по три раздела в каждой/, заключения, списка литературы и четырех приложений в виде перечней и таблиц.
Краткое содержание диссертации
Во введении дается обоснование актуальности избранной темы, определяются задачи исследования, географические границы территории, степень разработанности проблемы, новизна и практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту.
Глава 1. Особенности смоленской региональной архитектуры в культуре России 1-й половины XVIII века.
Раздел 1.1 Специфика исторических условий формирования художественной культуры Смоленщины в 1-й половине XVIII века.
Смоленский регион отличается от других русских провинций тем, что, сформировавшись на западной окраине России, он в своей исторической судьбе не однажды участвовал в процессах освоения инокультурного опыта. Так было на рубеже ХП-ХШ вв., с конца XIV по начало XVI вв. /в составе Великого княжества Литовского/ и в XVII веке /в составе государства Речь Посполитая/. События, происходившие на этой территории в XVII веке, повлияли на жизнь региона и в более позднее время. Именно поэтому на них следовало остановиться в рамках предлагаемого исследования.
После военных действий в Смоленске в 1609-1611 гадах город и земли Смоленского края до Вяземского уезда закрепились за Польско-Литовским государством и стали называться Смоленским воеводством. В течение 16111626 годов города Смоленск, Рославль, Дорогобуж, Красный получили «привилеи» на самоуправление /Магдебургское право/, в них появились инонациональные торгово-ремесленные слободы. Православные приходы, особенно в западных районах, постепенно превратились в униатские. Православное духовенство города Смоленска тоже признало унию.
Территорию заселили католики /в Смоленском повете проживало 62% шляхты католического вероисповедания/. Перестраивались православные церкви, строились костелы, активно действовали ордена иезуитов, бернардинов, доминиканцев, велась большая просветительская работа. В центре Смоленска появилась каменная ратуша, жилые дома шляхты, учебное заведение иезуитов - коллегиум, где учащимся преподавались латинский и польский языки, античная литература, труды европейских ученых, риторика, математика. Местная аристократия приобщалась к европейской культуре. Центром православия оставался только один монастырь недалеко от города Дорогобужа /центральный район Смоленщины/. Здесь работала школа, писались иконы, хранились дрезние рукописи и православные книги.
Москва вернула Смоленск в 1654 году, но окончательно мир с Речью Посполитой удалось заключить только в 1686 году, когда вся территория Смоленского края стала опять русской. С разрешения Московского правительства большая часть населения этих земель, переехавшая когда-то из Польши, Литвы, Белоруссии, осталась жить здесь. Принимались меры по искоренению сложившейся здесь культуры. Православие постепенно восстанавливало свои права на этой территории. Но вплоть до середины XVIII века в возвращенных землях в ходу оставался польский язык, детей отправляли на учебу в Краковский, Виленский, Пражский университеты, смоляне одевались в польское платье, а католические священники свободно приезжали на земли края. Еще в 1680 году по просьбе жены царя Федора -Агафьи Грушевицкой /дочери смоленского шляхтича/ в городе Смоленске были построены каменный костел и католическое училище.
Только в конце 20-хгодов XVIII века московским властям удается повлиять на ситуацию в Смоленском крае. Проводником новой культурной политики стал присланный в Смоленскую епархию новый глава православной церкви Гедеон Вишневский, который к середине XVIII века добился победы над католической культурой в этой русской провинции.
С 1708 года Смоленский край стал называться Смоленской губернией. В 1719 году, потеряв статус губернии, эта территория превратилась в Смоленскую провинцию Рижской губернии. В 1726 году опять появилась Смоленская губерния, которая вплоть до 70-х годов XVIII века оставалась пограничной /Белоруссия была присоединена к России в 1773 г/.
В результате политических действий Российского государства, исторических событий в западном регионе Российских земель и ослабевающей роли православной церкви (особенно в петровское время) в Смоленском регионе тенденции общения традиционной русской и европейской культур с конца XVII века были необыкновенно активными.
1.2 Особенности культурных форм православных храмов на Смоленщине в 1-й половине XVIII века.
Одним из главных проводников новой для русской территории культуры стали католические и униатские храмы. С ними пришла и информация об античных культурных формах в архитектуре. Православные смоляне впервые
познакомились с продольной композицией базилики - символом европейской культуры.
После возвращения Смоленскихземель в Московское государство по всей территории возобновилось строительство православных храмов, в первую очередь деревянных. И вместе с традиционными для православия культурными формами на территории западной и центральной Смоленщины появляются новые варианты православных храмов, где собственно храм с алтарем, трапезная и колокольня выстраиваются по одной оси, образуя подобие базилики. Такие деревянные культовые постройки со временем становятся традиционными и повторяются вплоть до конца XIX века/церковь в п.Хиславичи,1880 г./.
Каменное храмовое строительство на возвращенных в Россию землях очень рано, в сравнении с другими русскими провинциями, продемонстрировало свой выбор в пользу антично-русского синтеза. На примере смоленских православных каменных храмов 1 -й половины XVIII века можно проследить процесс формирования новой культурной ситуации, когда русская церковь в провинции согласилась с созданием храмов - вариантов межкультурного общения.
В этот период зафиксировано появление на территории Смоленского края трех своеобразных малых регионов -западные районы, город Смоленск, восточные районы, где русско-европейские варианты каменных православных построек имели свои особенности. В западных районах часто ограничивались перестройкой католических и униатских храмов в православные, сохраняя при этом европейский культурный язык. При новом строительстве православных храмов из камня создавались продольные /под влиянием базилик/ композиции и использовался барочный декор в оформлении и фасадов, и интерьеров. Есть даже примеры изменения традиционного храма - четверика в храм - восьмигранник, в плане приближающийся к эллипсу, что свидетельствует о необычно смелом реформировании православных канонов. Следует отметить и наиболее европейский вариант барочного языка в каменных православных храмах западной Смоленщины.
В городе Смоленске, где в XVII веке было построено много костелов -базилик с башнями, православные храмы тоже появляются из перестраиваемых католических и униатских. Одним из первых вновь построенных стал главный собор Вознесенского монастыря на месте иезуитского центра. Соблюдая православную традицию, были возведены собственно храм с выступающей частью-алтарем, трапезная и колокольня, которые расположили ло продольной оси, но так, что все объемы соединились единым фасадом. Этот вариант православной постройки появился в городе в конце 90-х годов XVII века и не имел аналогов в других русских провинциях того времени. Такого же рода композиция в камне появилась в Смоленске в 20-е годы XVIII века на месте переосвещенного в 1669 году униатского монастыря, но европеизация православных форм подкрепляется в этой постройке барочными элементами декора на фасадах храма /полукруглые фронтоны, пилястры по углам объемов и на восьмерике завершения/. Барочные элементы в культурных формах православных храмов использовались в начале XVIII века и в Москве /церковь Ивана Воина на
Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря/, но для столицы России это было время знакомства с инокультурным опытом в каменном церковном строительстве. Первые каменные православные постройки в городе Смоленске в начале XVIII века стали, скорее всего, самыми ранними примерами русско-европейского синтеза в архитектуре провинции.
С конца 20-х годов до конца 70-х годов в городе было построено не менее 18-ти православных каменных храмов с использованием культурного языка европейского барокко и в традиции вытянутой по продольной оси композиции. Созвучно скорее Петербургу, чем Москве, в Смоленске шел процесс обогащения пластики фасадов храмов барочными элементами. Особенно интересным примером русско-европейского синтеза стал главный храм Смоленской губернии - Успенский собор, строившийся с конца 70-х годов XVII века до 40-х годов XVIII века. Здесь традиционный тип большого кресговокупольного храма, строительство которого начинали московские мастера, в результате достройки его приглашенным архитектором Антоном Шеделем превратился в эффектное барочное сооружение, занявшее главенствующую роль в панораме города. Это здание можно отнести к числу лучших, созданных в русской провинции, в период освоения православной культурой европейского опыта.
В восточных районах края, которые в XVII веке оставались московской провинцией, мироощущение местного населения не было готово к реформам в православной символике. Здесь долго сохранялись традиции XVII века в архитектуре каменных храмов: пятиглавие или шатер в завершениях, формы московского «нарышкинского» барокко в трактовках фасадов. Только в 40-е годы XVIII века в художественный язык храмов постепенно входят черты организованности, симметрии, появляются европейские формы в фасадных поверхностях и завершениях. Сначала сказывается культурное влияние других районов Смоленщины, позднее появляются образцы европейского языка в усадьбах /храм в Хмелите, храм в Васильевском/,где строили приглашенные архитекторы-профессионалы Л равославныекаменныехрамы в восточной Смоленщине - это другая степень синтеза двух культур. Здесь своя специфика «европеизации», когда местные традиции очень неохотно поддаютсяреформированию.но, вместестем, новые варианты православных построек демонстрируют творческий подход при освоении другой культуры.
Таким образом, в первой половине XVIII века в культовой архитектуре Смоленского края сложились три системы символов, информирующих о времени строительства, художественных вкусах в западных, восточных районах и городе Смоленске, процессах взаимодействия двух культур и о предрасположении смолян к принятию инокультурного опыта.
1.3 Социокультурные особенности гражданской архитектуры Смоленщины в 1-й половине XVIII века
Одной из новых задач в русской культуре начала XVIII века стала разработка проектов гражданских каменных зданий.
Каменное жилое строительство в Смоленской губернии ведут в городах - купцы, а в сельской местности - дворяне. Восточные районы
продемонстрировали в этом виде строительства гораздо большие экономические возможности, чем западные. Известно, что в Вязьме было более 200 каменных жилых домов, и она занимала первое место в крае по строительству каменных гражданских зданий.
Как и в храмовой архитектуре, в вяземских жилых домах культурные традиции остаются какое-то время незыблемыми. Но постепенно в художественном образе дома появляются элементы инокультурного опыта / круглые окна, логичное деление деталями фасадных поверхностей, ниши и обрамления окон в формах европейской культуры/. Формируются три типа каменного дома: одноэтажный, двухэтажный и двухэтажный с мансардой. Общие приемы и детали архитектурного языка храмов и домов позволяют предположить, что в городе работала своя строительная артель.
Приграничное положение Смоленска определяло характер застройки города. Основную часть населения составляли военнослужилые люди, которые расселялись в густо застроенных слободах. В центре располагались дворы смоленской шляхты и купечества. Лучшим каменным гражданским зданием в городе со времени XVII века была бывшая городская ратуша, которая позднее стала называться Приказной избой. Двухэтажное вытянутое здание завершалось башней с часами, на шпиле которой был водружен двуглавый орел. Большинство каменных зданий Смоленска разрушила война 1812-го года, но на основании собранной информации можно утверждать, что в городе было два типа каменных жилых построек-те, что принадлежали смоленской шляхте и были выполнены на языке европейских культурных форм /высокие черепичные кровли, мансардные этажи, барочная трактовка фасадов/, и те, что принадлежали русским купцам - переселенцам из восточных районов России и строились в русских традициях XVII века.
Несколько сохранившихся каменных жилых домов в купеческом городе на северо-западе Смоленщины /город Демидов- бывшее Поречье/ свидетельствуют о готовности общественного сознания здешних жителей принять инокультурный опыт: фасады домов здесь оформлены в духе европейского барокко.
Из собранных материалов известно, что самой богатой дворянской усадьбой в губернии в 1-й половине XVIII века была Хмелита в Вяземском уезде, принадлежавшая роду Грибоедовых. По проекту приглашенного архитектора здесь был построен дворец в стиле европейского барокко и создан один из самых ранних на Смоленщине регулярных французских парков. Уголок европейской культурной среды, созданный в восточной Смоленщине, оказал влияние на общекультурную динамику этого района. Информация о каменном строительстве в дворянских усадьбах в западной Смоленщине (с.Аполье) свидетельствует о существования здесь достаточно скромных зданий в этот период, но выполненных в эстетике европейских культурных форм.
Судя по сохранившейся архитектурной информации, купечество на Смоленщине, обустраивая свой быт, постепенно отходило от традиций старины и принимало новые европейские символы. Дворянство европеизировалосьлегко и быстро, пытаясь стать вровень с богатыми домами Запада.
Глава 2.0со5енности архитектуры Смоленщины в культуре России 2-й половины XVIII века.
2.1 Формирование новых традиций русского города .-общие тенденции и региональная специфика.
Во 2-й половине XVIII века барочная эстетика в русской культуре вытесняется эстетикой ясности, геометричности, гармонии и меры. Она отражает такие определившиеся к концу века общественные ценности, как государственность и гражданственность, централизация и регулярность. Развитие абсолютизма с его установкой на подчинение местных и индивидуальных интересов решению общегосударственных задач, а эмоций и страстей - логике, долгу и порядку стало, своего рода, встречным движением в русской культуре на пути освоения европейского опыта классицизма.
Соответственно этой доктрине по всей России в виде «революции сверху» начинается осуществлениестроительныхпрограмм для губернских и уездных городов. Смоленская губерния тоже участвовала в этом общерусском строительном процессе. Города Смоленщины, расположенные в живописных местах, всегда с выходом к водным пространствам, в XVIII веке стали центрами многочисленных ремесел и торговли. Здесь работали полотняные, суконные, стекольные, бумажные, керамические заводы, была налажена переработка сельскохозяйственного сырья и производство орудий труда /к концу века насчитывалось 79 мануфактур, из которых 60 принадлежало купцам, а 19- помещикам/.
Все города Смоленщины того времени условно можно разделить на 3 группы: созданные во времена Киевской Руси; города-пристани, появившиеся в петровское время; и города, возникшие из сел при реформе 1775 года. Все они получили из Петербурга регулярные планы с указаниями приступить к перестрой ке систем улиц и городских центров. В культуру региона новый канон входил с художественным тактом, учитывая традиции, рельеф и пейзаж. В центрах старых городов происходило лишь уточнение уличной системы, а прямоугольная планировка предлагалась для районов предместий. В новых городах эстетика классицизма, благодаря убедительной рациональности, принималась сразу. Город Вязьма оказался единственным на Смоленщине, для которого регулярный план из Петербурга остался только проектом. Инокультурный градостроительный опыт здесь был отвергнут. Купечество Вязьмы /в городе из 10 тысяч жителей более 6 тысяч были купцы/ сохранило в городской структуре древнерусскую традицию.
После войны 1812 года большая часть городов края оказалась разрушенной, и Петербург разработал для них новые регулярные проекты, которые в течение XIX века были реализованы /сегодняшний Смоленск в своей планировочной системе -реализованный проект знаменитого , петербургского архитектора В.И. Гесте/.
Центры смоленских городов создавались и по петербургским проектам, и по проектам губернского архитектора М.Н.Слепнева, пропагандировавшего художественный язык классицизма. Своего рода эталоном для уездных
городов стал вновь созданный центр Смоленска, в котором по периметру прямоугольной площади были выстроены «образцовые» здания банка, аптеки, домов губернатора, вице-губернатора, генерал-губернатора, почтовой конторы и других сооружений.. В этом ансамбле выделилось здание Дворянского собрания, в котором особенно ярко был продемонстрирован новый язык архитектурных форм /принцип симметрии при оформлении фасадов, организующая роль ордера, выделение главной оси здания, подчинение второстепенных акцентов главному, 6-колонный портик/. Новый центр Смоленска стал частью программы европеизации городской среды.
В панорамах смоленских городов византийско-русская традиция православных храмов и европейский художественный язык многих построек создали своеобразный синтез. И вся это каменно-деревянная городская композиция располагалась с учетом местного рельефа и пейзажа. Обращает на себя внимание система архитектурных символов смоленских городов, в которой сохранилось преимущество элементов стилей барокко и классицизма, что еще раз напоминает о географических и исторических особенностях региона.
/Армия Наполеона в 1812 году принесла большие разрушения на территорию Смоленщины. Ущерб превышал 75 млн.руб, а правительство смогло выделить на восстановлениетолько 3 млн.руб. Работы продолжались до конца XIX века. И позднее, благодаря строительству железных дорог Москва - Брест, Рига - Орел и шоссе Москва - Брест, Орел - Витебск, Смоленщина смогла подняться экономически и отстроить свои города./
2.2 Европеизация сельской жизни в условиях дворянских усадеб.
Усадебная культура в России стала формироваться только к концу XVII века. В петровские времена попытки русских дворян, побывавшихза границей, перестроить загородные усадьбы уже были довольно успешными, но активный процесс европеизации дворянских имений начался после указа Петра III об освобождении дворян от обязательной службы /1762 год/.
Сельские дворянские усадьбы - неотъемлемая часть русской культуры XVIII-XIX веков. Здесь соединялись архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, развивались музыкальная, театральная культуры, парковое строительство и культура ведения сельского хозяйства. Через российские дворянские имения шли процессы европеизации сельской жизни, оказавшие влияние на состояние русской культуры в целом по стране.
В истории культуры Смоленского края дворянскиеусадьбы XVIH-XIX веков сыграли очень важную роль. /Как и по всей России, городская культура в этом регионе касалась лишь небольшой части населения/. Установлено, что в XVIII веке на территории края было до 4,5 тысяч дворянскихусадеб, большая часть из которых к концу века превратилась в архитектурно-парковые комплексы. В исследовании предлагается материал о 91 таком комплексе. Анализ собранной информации о смоленскихдворянских усадьбах позволяет сделать следующие обобщения:
- в Смоленской губернии было три типа дворянских имений: богатые, среднепоместные и мелкопоместные, большая часть из которых
перестраивалась под влиянием европейской культуры;
- в планировочных решениях усадебных ансамблей чаще использовалась центрально-осевая система размещения зданий, реже - свободная расстановка в парке;
- каменные и деревянные усадебные дома украшались колоннами, во фронтоны вписывался герб или вензель владельца;
- интерьеры украшались лепниной, живописью, зеркалами, полы выполнялись из наборного паркета, стены оббивались тканями, впервые в сельских домах появлялись библиотеки, кабинеты для интеллектуального труда, бильярдные, столовые с красивой посудой;
- жилые помещения для прислуги и многочисленные хозяйственные постройки /конюшни, мастерские, склады и т.д./ строились местными мастерами в духе фольклорной трактовки новых европейских форм;
- в каждой усадьбе возводилась каменная или деревянная церковь, в которой православная символика сочеталась с формами европейской культуры;
- в сельскую культуру вошли французские регулярные и английские пейзажные парки, для создания которых на Смоленщину приглашались садовники-иностранцы, а семена и луковицы цветов, саженцы кустов и деревьев привозились из-за рубежа;
- пруды, плотины, каналы строили крепостные мастеровые по проектам профессиональных архитекторов или владельцев усадеб;
- из столиц привозилась мебель, люстры, вазы, ковры, картины, скульптура, музыкальныеинструменты/вСмоленскихмузеях хранятся многие из этих вещей, вывезенные после 1917 года из национализированных дворянских усадеб/;
- в моду входили камерные концерты и театральные представления;
-новым было строительство теплиц, оранжерей, вольеров для животных;
- вводились европейские технологии в сельское хозяйство, появлялись предприятия /конезаводы, кирпично-керамические, льняных изделий/.
Европеизация сельской жизни касалась, в первую очередь, дворянства, но не могла не влиять на крестьянскую среду.
По заказам богатых смоленских помещиков в конце XVIII и начале XIX вв. в дворянскихусадьбах работали известные русские архитекторы М.Ф.Казаков и Д. Жилярди /имение Барышниковых в с. Алексино и с.Николо-Погорелое/, Ж.Тома де Томон /имение Голицыных в с. Самуйлово/ .скульпторы М.М.Антокольский /имение Паниных в с.Дугино/ и Ф.И.Шубин /имение Барышниковых в с.Алексино/. Постройки архитекторов-профессионалов высокого уровня стали образцами для подражания в губернии, а их ученики - крепостные мастера Яков Жданов, Дмитрий Поляков, Дмитрий Яковлев строили потом в губернии самостоятельно. Усадебные парки пополнили растительный мир Смоленского края многими новыми видами растений /по определению местных ботаников здесь появилось более 75 видов деревьев и кустарников/.
Усадьбы стали украшением Смоленской губернии не только в художественном плане. Владельцы многих усадеб- поэты, писатели, ученые, журналисты, композиторы прославили Смоленщину и русскую культуру. Из
рода смоленских дворян Глинок, принявших православие в XVII веке, вышли основоположник русской классической музыки М. И. Гпинка, писатель и поэт Ф. Н. Глинка, первый в России преподавательуниверситета-дворянин.автор книг по риторике Г.А.Глинка. Род дворян Энгельгардтов дал агрохимика и публициста А.Н.Энгелыардта, хирурга Н.П.Энгельгардта, специалиста по сельскому хозяйству А.П.Энгельгардта. Авторитетом в России пользовались инженеры и юристы из смоленского рода Лесли. В смоленских имениях жили и работали драматургА. А. Шаховской, писатель и теоретикславянофильства А.С.Хомяков, поэт Н.Плещеев, адмирал П.С.Нахимов, ученый и путешественник Н.М.Пржевальский, биолог А.А.Каверзнев, близкий друг П. Я.Чаадаева -декабрист И. Д.Якушкин, писатель и дипломат А. С. Грибоедов, «смоленский Дюма», друг М.Ю.Лермонтова - писатель А.Вонлярлярский, знаменитый животновод Д.А.Путято, покровительница и друг П.И.Чайковского - Н.Ф.Фон Мекк, скульптор М.О.Микешин и мн. др., чьими именами сегодня гордится Смоленщина.
2.3 Особенности культурных форм православных храмов в условиях смены художественного языка в конце XVIII века.
Участвуя в общерусских культурных процессах освоения европейского стиля - классицизм, Смоленщина предложила много новых вариантов православного храма.
Под влиянием меняющихсяархитекгурныхтенденций в городе Смоленске в начале 80-х годов XVIII века рядом с главным собором строится храм в -новой художественной трактовке форм. Проект храма был выполнен губернским архитектором М.Н.Слепневым. Характерно, что в плане и композиции эта постройка продолжила традицию православных базиликальных сооружений, что для русских регионов было явлением уникальным. Но, в отличие от более ранних храмов в городе, в этом здании базиликальная форма объема оказалась выполненной в ее чистом варианте. Кроме объемного решения, новыми оказались и формы декора.
Большое распространение в Смоленске получают православные храмы с традиционной трехчастной композицией по продольной оси /храм, трапезная, колокольня/, выполненные в эстетике классицизма.
Начало изменений культурных форм православных храмов в смоленской провинции можно отнести к 1778 году, когда в имении Барышниковых, в центральной Смоленщине, появился храм в виде куба с малой ротондой в завершении. Автором постройки был известный московский архитектор М.Ф.Казаков, а оформление здания барельефами выполнил скульптор Ф.И.Шубин. Через несколько лет, в 1794 - 1802 годах в другом селе, принадлежавшем богатой семье Барышниковых, М.Ф.Казаков и Ф.И.Шубин создали уникальный в России храм-мавзолей в виде ротонды, окруженной ионической колоннадой, фасады которого снаружи и внутри украсили барельефы на темы из Библии. /Оформлению погребальных сооружений Ф. И. Шубин учился в Париже/. Гибель первоклассного памятника русской архитектуры XVIII века в сентябре 1941 года была большой потерей для русского искусства. Созданные двумя знаменитостями смоленские храмы в
имениях Барышниковых стали примерами высокого синтеза русской и европейской культур в условиях художественных форм классицизма. Обе эти постройки оказали влияние на храмовое строительство в регионе.
В 90-е годы XVIII века на всей территории Смоленской губернии строятся традиционные для нее православные храмы - трехчастные композиции по продольной оси /храм, трапезная, колокольня/, где собственно храм превращается в ротонду. Появляются и храмы - крестообразные композиции, в которых местные мастера вводят ротонду в центр или делают завершение в виде ротонды. Есть примеры соединения трехчастной композиции по продольной оси, где собственно храм превращается в крестообразный центрический объем. Все это варианты творческого подхода к освоению европейского опыта при создании православного храма. Местные строители демонстрируютнеобыкновенную свободу в общении с инокультурой, высокий уровень мастерства, богатый художественный язык в этом виде архитектуры, еще раз подтверждая закон взаимопроникновения культур в географическом измерении (аккультурация). А в соприкосновении культур и появляются новые ценности.
После войны 1812 года в смоленских имениях строятся храмы необыкновенно больших размеров, подражающие постройкам Петербурга. Это были своеобразные памятники победе над Наполеоном, символы национальной гордости и патриотизма, отразившие идеи времени и общественного сознания смолян /церковь в с. Черепово - 38,4x23,2 м.; Троицкий храм в с. Федяево с 7 башнями/.
К середине XIX века создатели православной архитектуры на Смоленщине, как и по всей России, обращаются к византийским образцам -проводникам новой идеологии /большой крестовокупольныйхрам в г. Поречье -Успения Богородицы/.
Заключение. В нем подведены итоги работы и сделаны обобщающие выводы.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:
I.По Смоленщине. /Книга из серии «Дороги к прекрасному»/, М.,»Искусство», 1985. - 6 а.л. /с илл./
2.06 объективности оценки в архитектуре. - В ж. «Строительство и архитектура», Киев, 1972, N12. -0,3 а.л.
3.Историко - архитектурный паспорт Смоленской области. Смоленск, 1976 -0,5 а.л.
4.Творческие связи в деревянном зодчестве. - В ж. «Помники гистории и культуры Беларуси» /на бел.языке/, 1980, N1, Минск, «Полымя». - 0,3 а.л.
5.Архитектурные памятники на Смоленщине. - В ж.»Политическая информация», 1980, N13, Смоленск. -0,5 а.л.
6.УсадьбыСмоленщины.-Вил. прилож. «Архитектура», 1980, N14, Москва. -0,5 а.л.
7.АрхитекторТомон в Самуйлове. -«Рабочий путь», 1980, N100, Смоленск. - 0,2 а.л.
8.Алексинское созвездие /Об архитекторах М.Ф.Казакове и Д.Жилярди на Смоленщине/. - «Рабочий путь», 1980, N117, Смоленск. - 0,2 а.л.
9.0 дворянских усадьбах декабристов.- «Рабочий путь», 1983, N286, Смоленск. - 0,2 а.л.
Ю.Н.Хмельницкий - современник А.Грибоедова. - «Рабочий путь», 1985, N48, Смоленск - 0,2 а.л.
II.Музей в Красном. - «Рабочий путь»,1986, N73, Смоленск. - 0,2 а.л.
12.Помнить и беречь Iо писателе Г.Глинке и поэте В.Кюхельбекере/. -«Рабочий путь», 1987, N296, Смоленск. -0,3 а.л.
13.Барокко в храмовом строительстве на Смоленщине в XVIII веке. - В ж. «Смоленские епархиальные ведомости», 1996, N1.-2 а.л.
14.Строительство церквей в стиле классицизма. Конец XVIII-XIX века.-В ж. «Смоленские епархиальные ведомости», 1996, N2. - 0,6 а.л.
15.Деревянная архитектура,- В ж. «Смоленские епархиальные ведомости» 1996, N4. -1,2 а.л.
16.Архитектор Василий Иванович Гесте - градостроитель Смоленска.-«Народное Слово», Смоленск, 1998г., №3 - 0,2 а.л.
17.К вопросу о строительстве церкви Одигитрии в Вязьме. -»Рабочий Путь», 1998г., №163. - 0,2 а.л.
18. Стили барокко и классицизм в усадебном строительстве на Смоленщине (Х\/111-Х1Х вв). — В ж. «Край Смоленский», 1998г., №3-4. -1,2 а.л.
Другие работы по истории и теории культуры.
1.Предсказание красоты /Об архитекторе К.С.Мельникове/ - «Знамя Юности», Минск, 1968, N113.
2.Использование национальных мотивов в отделке фасадов зданий. ЦНТИ, Смоленск, 1977, N 270.
З.Об определении понятия «культура». - Межвузовск. сборник научных трудов «Спорт. Олимпизм. Гуманизм», Смоленск, 1994.
4.Олимпийское движение и архитектура 1950 - 90-х годов.-Межвузовский сборник научных трудов «Спорт.Олимпизм.Гуманизм», 1998г., N 2.