автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Особенности знаково-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Пастухова, Зинаида Исаковна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Особенности знаково-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке'

Текст диссертации на тему "Особенности знаково-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в XVIII веке"

¿у

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ /г.СМОЛЕНСК/ НАУЧНО-ИССЛВДОВАТЕЛ ЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИ Я /г.МОСКВА/

На правах рукописи

♦ У. С ч*» * 'V * . V

С -" •

ч. «'

л/

ПАСТУХОВА ЗИНАИДА ИСАКОВНА

ОСОБЕННОСТИ ЗНАКО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИ Я ВЗАИМОВЛИ ЖИЙ ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУР В АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНЩИНЫ В XV!!! ВЕКЕ

Специальность 24.00.02 - историческая культурология

ДИССЕРТАЦИ Я На соискание ученой степени кандидита культурологии

Научный руководитель - доктор (философских наук, фофессор Егоров А Г. Научный консультант - доктор архитектуры, профессор

г. Нижний Новгород 1998

СОДЕРЖАНИЕ.

введение

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СМОЛЕНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ 1-й ГОЛ. XVIII ВЕКА

1.1 .СПЕЦИФИКА ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАЛИ ЯХУ-ДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СМОЛЕНЩИНЫ В 1-й ПОЛ. XVII! ВЕКА

1.2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ НА СМОЛЕНЩИНЕ В 1-й ПОЛ. XVIII ВЕКА

1.3.СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ СМОЛЕНЩИНЫ В 1-й ПОЛ.XVIII ВЕКА

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ СМОЛЕНЩИНЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ 2-Й ПОЛ .XVII! ВЕКА

2.1.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ГОРСДА: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

2.2. ЕВРОПЕИЗАЦИ Я СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИ Ж ДВОРЯНСКИХ УСАДЕБ.

2.3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В УСЛОВИ Ж СМЕНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В КОНЦЕ XVII! ВЕКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ИЗМЕНЕНИ Я В КАМЕННОЙ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНЩИНЫ В ПЕРИОД БАРОККО /ТАБЛИЦА/. ИЗМЕНЕНИ Я В КАМЕННОЙ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНЩИНЫ В ПЕРИОД КЛАССИЦИЗМА ЯАБЛИЦА/. .КУЛЬТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА СМОЛЕНЩИНЕ В XVIII-НАЧ.Х1Х ВВ ./ПЕРЕЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫХ ПОСТРОЕК И ФАМИЛИИ ЗАКАЗЧИКОВ/

ДВОР Я-ЮКИЕ УСАДЬБЫ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ / ПЕРЕЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫХ АНСАМБЛЕЙ, ФАМИЛИИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ, СТЕПЕНЬ СОХРАННОСТИ СЕГОДНЯ.

ВВЕДЕНИЕ,

"Нет того народа, который бы не заимствовал чего-либо, а иногда и многого у других, но своеобразность кандого национального искусства именно и состоит в том, что даровитый народ перерабатывает все эти Приносимые формы и создает из них свои, вполне уме самостоятельные"

ЕКлетнова в споре со Стасовым В. В -в книге "Символика народных украс Смоленского края", См., 1924г.

XVIII век в России исследователи культуры определяют сегодня как время формирования новой субцивилизации, связанной с расширением территории, появлением зон меж<ультурного синтеза, вхшдением в мироощущение россиян античности. Импортированные извне элементы европейской культуры насаждались в России властью и часто входили в грогиворечие с традициями и практикой исторического существования. Особенно сложно гроходили эти гроцессы в гровинциях.

.Архитектура в XV!!! веке оказалась главным видом художественной культуры. Памятники архитектуры, выступающие носителя-

ми концентрированной культурной информации, дают возможность исследовать в наши дни процессы взаимоотношений разных культур в ту эпсжу. Через архитектурный образ-своего рода выбор в поле символов - мы получаем информацию о времени, художественном вкусе, мировосприятии разных социальных групп - участников культурных процессов. Каиадый архитектурный объект - это знаковый след социокультурных взглядов заказчиков и создателей, результат согласия меиду сгросом и предложением.

Как часть культурного слоя архитектура гредлагает информацию о территории, гроцессзх в худая«ственном творчестве, выборе символов.

Смоленский регион, находясь на западной окраине России, имеет особую историческую судьбу, в связи с чем общерусские культурные процессы проходили на этой территории несколько иначе, чем в других гровинциях. Тема диалога России и Запада обладает в наши дни культурологической актуальностью. Очень мало изучалась она в связи с культурными гроцессами, гроисходившими в западных русских провинциях. На Смоленщине согрикосновение двух культур - русской и европейской - в рассматриваемый период было особенно интересным. И, гренде всего, это наглядно продемонстрировала архитектура.

Предлагаемое исследование, дополняя искусствоведческий анализ общения европейских стилей с русскими архитектурными традициями, вводит культрологический подход в решение этой проблемы в Смоленском регионе. В поле культурных знаков здесь происходит выбор собственной архитектурной палитры, которая вьделяет регион среди других русских гровинций. Актуальность темы связана с тем, что до сих пор смоленская архитектура XVIII века не изучена в качестве "текста". Архитектурные соорумения -это одновременно материальное и знакосимвопическое воплощение идей, ориентации, вкусов заказчиков, исполнителей и потреби-

телей. Рассматривая архитектурный объект как объект смыслоне-сущий, автор спирался на отечественную культурологическую традицию, связанную с творчеством Г.Г.Шпета, А Ф.Лосева, Ю.М.Логмана, М.М. Бахтина.

Тема исследования актуальна для понимания общекультурных процессов в России XVili века и востребована в практическом плане, так как материалы этой рабсилы полезны при изучении, сохранении и реставрации памятников архитектуры, градостроительства, парковых ансамблей. Они такие необходимы для разработки проектной документации гри новом строительстве на территории Смоленской области. Смоленская земля - условное название территории восточно - славянского племени кривичи /верховья рек Днегра, Западной Двины и Волги/ издревле тяготевшей к Смоленску. С XII века до середины XX века географические границы Смоленского региона периодически изменялись. В 1708 году здесь была образована Смоленская губерния, в состав которой входило в разное время от 5 до 12 уездов. В 1929 году Смоленская губерния была упразднена в связи с образованием Западной области. В 1937 году появилась Смоленская область, имеющая сначала 49, позднее 54, а с 1944 года - 24 района /сейчас25/. Периодически к территории Смоленщины отходили земли Белоруссии, Псковской, Тверской, Калужжой и Брянской областей. Автор считает наиболее верным решением рассматривать Смоленский регион в его сегодняшних границах, почти совпадающих с наиболее устойчивыми границами Смоленской губернии.

Впервые об архитектуре Смоленского края, вернее об архитектуре города Смоленска, в публикациях упомянули иеромонах И.Шупинский и "первый смоленский историк" НАМурзакевич в конце XVIII века. Обзор сохранившихся после военных действий 1812 года памятников архитектуры в Смоленске сделал известный в России литератор ГШСвиньин. Сын первого историка -

Н. Н.Мурзакевич в 1835 году опубликовал книгу "Достопримечательности Смоленска". В середине XIX века уточнением датировок зданий и фамилий авторов занимались смоленские историки П. Никитин и . В. Трофимовский. В это ме время впервые появляются сведения о памятниках архитектуры в Смоленской губернии (речь шла о церковном строительстве). Большую роль в изучении памятников архитектура! в прошлом веке сыграла местная губернская печать ("Смоленские губернские ведомости", " Смоленские епархиальные ведомости", "Смоленский вестник"). Здесь велись споры о датировках зданий, уточнялись вопросы истории строительства многих памятников.

В начале XX века появились работы историка И. И. Орловского, в которых он впервые затронул проблему особых условий и своеобразной среды на Смоленщине, связанной с ее историей и географическим поломэнием. О смоленских усадьбах в дореволюционной литературе упоминается в работах Г.К.Лукомского. В них автор ограничился описанием фасадов и интерьеров известных ему усадебных домов.

Качественно новый этап в изучении архитектуры Смоленщины начался в 20-х годах нашего века. Искусствовед С.Д.Ширяев ог^бликовал две интересные работы по истории архитектуры региона, обращая внимание на общность в архитектуре западных районов Смоленского фая и Белоруссии. Он >мэ впервые исследует художественную жизнь Смоленщины во второй половине XVII и первой половине ХУМ веков. Г^м этом автор указывает на главную особенность смоленской архитектуры - открытость к западным влияниям.

В послевоенные годы выходят работы Д.П.Маковского и Н.В.Андреева, в которых гредгринимается погытка обобщить все известные сведения об архитектуре Смоленска и Смоленской области. Большую работу по фиксированию, выявлению новых па-

мятников и охране известных архитектурных объектов проводил в 50-х годах зав. отделом по делам строительства и архитектуры Смоленской области И.Д. Белогорцев. В области прошла паспортизация памятников архитектуры, и гроделанная под его руководством работа стала, основой для дальнейшего изучения истории архитектуры в этом регионе. В 70-х годах была издана работа П. Раппопорта и А Смирновой "Архитектурные достопримечательности Смоленска", в которой авторы подробно проследили исторические этапы в архитектуре города с древних времен до 70-х годов XX века. Таи "Смоленская область" в "Своде памятников истории и культуры СССР', выпущенный в 80-х годах под редакцией искусствоведа АИ.Комеча, стал наиболее полным опубликованным материалом для изучения Смоленской области. В 1985году автор предлагаемого исследования опубликовала книгу "По Смоленщине", где впервые была предпринята попытка дать информацию о культурном поле региона, выделить наиболее удачные в художественном отношении акценты в нем.

В 90-х годах большой авторский коллектив ученых- историков и краеведов Смоленска издал том энциклопедии "Смоленск", где была зафиксирована вся имеющаяся об архитектуре города информация. В1997 году Г.АЛастовским опубликована работа "История и культура Смоленщины", в которой впервые обращается внимание на особенности культурной ситуации в западных и центральных районах Смоленского края в XVII веке, на распространение здесь зданий, предметов, языка инокультуры. Выполненная как учебное пособие для школьников, она не гредполагает анализ явления, а только фиксирует своеобразие историко-культурного пути развития региона.

В 1995 г. вышла монография АВ.Дахина " Феноменология универсальности в культуре", где уделено внимание вогросу "текста" в архитектуре. Таким образом, данная проблема связана как с

искусствоведческим и и историко-архитектурными, так и с культурологическими аспектами.

Источниками для изучения архитектуры Смоленщины в названный период стали архивные материалы, фотодокументы, гро-екты, данные реставрационных работ и экспедиций по области. Автором гроработан обширный материал Государственного архива Смоленской области, архива Областного угравления культуры, Областного управления по делам строительства и архитектуры, института "Олопенскграядангроект", Смоленского отделения общества охраны памятников, Смоленской реставрационной мастерской, Музея заповедника Смоленской области, материалы главных библиотек Белоруссии и Литвы, сектора Свода памятников истории и культуры АН Белоруссии, Музея архитектуры (г. Москва), Исторического музея(г. Москва).

В гроцессе работы над темой автор опирался на культурологические щей С.С.Аверинцева, Л. К Гумилева, М. С. Кагана, Г.С.Кнабе, Д. С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, АМПанченко, К. ЯЬпереа, а таюив исследования Ю.В.Ананьева, АВ.Дахина, Г. В. Драча, А Г. Егорова, АН.Ерыгина, АВ.Карташева, В.П.Ксм«вникова, В.АКутырева, Л. Люкса, С. П. Мамонтова, М.И.Михайлова, В.С. Поликарпова, П. Н.Савицкого, АФлиера, М. Я^лпольского, кафедры теории культуры Ростовского-на-Дону университета, Российского научно-методического центра новых информационных технологий греподавания гуманитарных исоциально- политических наук, Нижегородского архитектурно-строительного университета.

Цепь диссертации - выявление особенностей знако-символического выражения взаимовлияний западной и российской культур в архитектуре Смоленщины в контексте общекультурной динамики РоссииХУШ века.

Достинфние поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить особенности исторических условий формирования художественной культуры Смоленщины в 1-й половине XV!!! века;

- выявить особенности культурных форм гравославных построек на Смоленщине в 1-й половине XV!!¡века;

- выявить региональные особенности каменных гражданских зданий в 1-й половине ХУШ века;

- выявить общие тенденции и региональную специфику в градостроительных процессах на Смоленщине во2-й половине XVIII века;

- выявить особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине во 2-й половине ХУШ века;

- выявить культурные особенности гравославкой архитектуры в условиях смены художественных тенденций последней четверти ХУШ века.

Методологической основой исследования явились гринцигы диалектики, объективности, историзма, системности. Через изучение изменений, гроисходящих в разного вида объектах архитектуры, градостроительства, усадебных комплексах, соискатель рассматривает культурную динамику в регионе, процессы взаимодействия разных культур.

Научная новизна исследования отраисна в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Выявлено, что на художественную культуру Смоленщины в 1-й половине XVIII века оказали влияние исторические условия, в которых развивалась эта территория в предпетровское и петровское время.

В течение XVII века большая часть Смоленских земель входила в состав государства Речь Посполиггая. Общий этап исторического процесса обусловил в тот период близкие гуги развитая польской, литовской, белорусской и смоленской территорий, что фоявилось и в культурных процессах на Смоленщине начата XVIII

века. После возвращения Смоленских земель русскому государству, вплоть до 70-х годов XVIII века, кода гри Екатерине к России была присоединена Белоруссия, этот регион оставался пограничным, что способствовало сохранению здесь зоны меж<ультурного

синтеза.

2. Существовавшие на территории Смоленщины в XVII веке католические и униатские храмы подготовили общественное сознание к гринятию европейского культурного огыта гри создании архитектуры православных зданий в1-й половине ХУШ века. Выявлено раннее и активное, в сравнении с другими русскими провинциями, восгриятие европейских культурных форм в гравославных постройках. Зафиксированы появление нетрадиционных для России форм деревянных православных храмов ввиде латинского креста, разделение Смоленщины в этот период на три малых региона - западные районы, город Смоленск - столица края и восточные районы, где создавались разные варианты русско-европейского синтеза в каменной архитектуре гравсславных храмов. Зафиксированы гроцеесы формирования собственно смоленских традиций в этом виде архитектурной деятельности.

3. Выявлено формирование самобытного культурного языка в каменной архитектуре граиданских зданий на Смоленщине в 1-й половине XV!!! века. Зафиксированы два варианта каменных жилых зданий, участвующих в процессе ме>нкультурнсго синтеза: купеческие городские дома, сохраняющие сильную местную традицию, и дворянские усадебные дома в модной европейской трактовке того времени /в стиле барокко^.

4. Выявлены общие тенденции и региональная специфика в градостроительных процессах на Смоленщине во2-й половине XVIII вена. На территории Смоленского края, как и в других русских регионах, с конца 70-х подов XVIII века начинается осуществление градостроительных программ для губернского и уездных городов в

и

эстетике классицизма под руководством профессионалов из Петербурга. Новый культурный канон входил в перестройку городских структур в регионе, учитывая традиции, рельеф и пейзаж в конфетных условиях Почти все смоленские города гриняли реформирование, предлоиэнное из новой Российской столицы. Исключение составил город Вязьма, находящийся большую часть своей истории в зоне московских культурных влияний. /После разрушений войны 1812г. в Петербурге для городов Смоленщины были разработаны новые гроекты застройки в традициях классицизма, которые позднее почти полностью реализовались./

5.Выявлены особенности формирования дворянских усадеб на Смоленщине во 2-й половине XVIII века в условиях освоения европейского опыта. Дворянские усадьбы на Смоленщине /всего их было около 4,5 тыс./ стали образцами синтеза русской и европейской культур, огредел ившим и новый стиль сельской жизни и динамику социокультурных изменений в регионе. На основе анализа материалов усадебных комплексов изучаемого периода зафиксированы общие элементы и приемы европеизации при перестройке дворянских имений. Отмечено участие в реформировании усадеб известных русских архитекторов М.Ф.Казакова, .Жилярди, Ж Тома де "Гомона. Выявлено, что М.Ф.Казаков и Д.Жилярди занимались еще и обучением архитектуре крепостных мастеров. В смоленских усадьбах работали скульпторы Ф.И.Шубин и М.М.Антокольский. Усадебные парки пополнили растительный мир Смоленского края 75-ю новыми видами деревьев и кустарников. Среди