автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Отношение к смерти в системе социальных взаимодействий

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кленина, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Отношение к смерти в системе социальных взаимодействий'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кленина, Елена Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ.

§1. Осознание смерти как характеристика человеческого бытия.

§2. Диалектическое единство ценностно-смысловых аспектов жизни и смерти.

§3. Отношение к смерти во взаимодействии личности и общества.

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ КАК ФЕНОМЕН

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

§1. Отношение к смерти в границах российского социокультурного пространства.

§2. "Неприятие смерти" как ментальная парадигма современного общества.

§3. Страх смерти и система символического бессмертия.

§4. Деритуализация и десакрализация смерти как социального события.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Кленина, Елена Анатольевна

Актуальность исследования. Существование человека невозможно представить без осмысления им проблемы соотношения жизни и смерти, без формирования осмысленного отношения к смерти. Не случайно проблема жизни и смерти является классической проблемой философии. Дело не только в неотъемлемой принадлежности этой проблемы к всемирной философии. Причина её актуальности состоит в том, что она одна из самых "человеческих" проблем. Речь здесь идёт не просто о законах объективного мира, а о том, что касается непосредственно и каждого человека, и всех без исключения. С одной стороны, это проблема "личная", экзистенциальная, с другой - социальная, поскольку отражает сложное и противоречивое единство личности и общества. Существенное значение поэтому приобретает социально-философское изучение роли отношения к смерти в современном обществе.

В настоящее время эта проблема из традиционной проблемы существования человека превратилась в важнейшую проблему существования всего человечества. На рубеже тысячелетий существование человека в условиях кризиса (антропологического, социокультурного, демографического, экологического и др.) и безудержного развития новейших технологий становится проблематичным. Ставится под вопрос не только существование и выживание отдельного индивида, но и человеческого сообщества в целом.

Современная ситуация в России не является исключением: наряду с возрастанием темпов социокультурных процессов происходит и рост деструктивных тенденций, которые имеют негативные последствия. В частности речь идёт о кризисе, затрагивающем социальные и духовные основы общества. Российское общество стоит перед необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации. Причём это является не только объектом научного интереса, но и практического действия.

Для осознания причин кризиса и его переосмысления, необходимо формирование осмысленного отношения к жизни и смерти, точнее взаимосвязи между осмысленным отношением к жизни и отношением к смерти: то, как человек относится к своей жизни и к жизни окружающих, то, как человек относится к своей смерти и смерти окружающих, в конечном счёте, складывается в определённый тип мировоззрения, определённый тип социального и культурного взаимодействия. Способом видения и решением предельных проблем обусловливается специфика взаимодействия индивида и общества. Поэтому исследование данной проблемы может существенно углубить понимание современной ситуации.

Актуальность социально-философского исследования проблемы отношения к смерти состоит не только в том, чтобы показать, что осмысление закономерного завершения жизни определяет особенности человеческого существования, стимулирует творческие процессы или же, напротив, снижает социальную активность, оказывая тем самым существенное воздействие на социальное и духовное развитие, но и в том, что проблема отношения к смерти становится принципиально важной для самоопределения личности, для понимания предназначения человека в обществе, для осмысления сложившегося кризиса и поиска возможностей дальнейшего развития и гуманизации социальных отношений.

Степень разработанности проблемы. Изучение проблемы отношения к смерти в современной философской литературе началось сравнительно недавно. Она в самых разнообразных вариантах становится предметом философских дискуссий, научных семинаров, литературных и художественных изданий. При этом выясняется, что преобладающей остаётся установка, согласно которой эта проблема скорее описывается (историко-феноменологический аспект), чем исследуется. Эта тенденция становится явным препятствием для социально-философского изучения современного состояния данной проблемы.

Можно выделить два основных направления в изучении проблемы смерти - философское и социологическое. Наряду с классическими исследованиями проблемы смерти, принадлежащими истории зарубежной и отечественной философской мысли (Платон, Августин, С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше,

О.Шпенглер, З.Фрейд, К.-Г. Юнг, М.Хайдеггер, Э.Фромм, Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Шелер, А.Гелен, М.Бубер, Х.Ортега-и-Гассет, Н.Фёдоров (основной тезис -победа над смертью), С.Булгаков (соумирание Бога с человеком), Л.Карсавин (жизнь через смерть), С.Л.Франк, Л.Шестов, В.Розанов, Н.Бердяев и др.), оригинальные разработки в этой области принадлежат Э.В. Ильенкову (самоубийство человечества для обновления вселенной), В.В.Налимову (смерть как деперсонализация сознания), М.К. Мамардашвили (смерть как фундаментальный символ сознания).

Понимание причин актуализации рассматриваемой в диссертации проблемы предполагает выявление особенностей её интерпретации в различных философских направлениях XX века. Представителями философской анторополо-гии и персонализма (М.Шелер, Х.Плеснер, А.Гелен, Г.Марсель, М.Мерло-Понти и др.) осуществлялся философский анализ соответствующих вопросов, ими была поставлена проблема наличия у человека специфических свойств, отличающих его от других живых существ и выявляющих сущностные характеристики человека. В работах философов экзистенциалистов (С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю, Н.Бердяев, Л.Шестов и др.) первостепенное значение придаётся осмыслению возможности жить перед лицом смерти, где смерть - непреодолимая, но фундаментальная характеристика человеческого существования. Существенное значение этой проблеме уделялось в психоанализе З.Фрейда, К.-Г.Юнга, Э.Фромма, поставивших вопрос о влечении к смерти, о закодированности процессов умирания в структурах бессознательного, о символизации смерти. Эти исследования стимулировали в дальнейшем активное обсуждение вопросов о наличии у смерти смысла и о влиянии осознания её неизбежности на осуществление человеком собственной жизненной стратегии (Б.Уильяме, В.Франкл, Р.Лифтон и др.).

Этнически-религиозные особенности проблемы отношения к смерти представлены в работах В.Соловьёва, Н.Фёдорова, где отношение к смерти выступает одним из критериев этноса. А в исследованиях Ф.Арьеса, С.Рязанцева,

П.С.Гуревича и др. реализуется цивилизационный подход, согласно которому отношение к смерти - один из коренных "параметров" коллективного сознания, а поскольку последнее не остаётся в ходе истории неизменным, то изменяется и само отношение человека к смерти. Отношение к смерти - эталон, индикатор характера цивилизации, поэтому через изучение особенностей отношения к смерти можно выявить отношение к жизни и основным её ценностям (П.С.Гуревич). Цивилизационный подход дополняется историко-феноменологическим описанием различного отношения к смерти в истории (Ф.Арьес, А.Я.Гуревич, И.Калчев, В.М.Розин, К.А.Сёмина).

Для настоящего исследования приоритетными становятся поиски, в которых проблема смерти и отношения к ней (а также проблема апокалипсиса, конца истории и культуры) анализируется в контексте современной социокультурной ситуации. Именно к таким работам относятся труды зарубежных теоретиков: Ф.Арьеса, Ж.Батая, М.Бланшо, Ж.Бодрийяра, Г.Горера, Б.Гройса, Ж.Делёза, Ж.Деррида, И.Калчева, Р.Кастенбаума, Э.Левинаса, Р.Лифтона, М. де Унамуно, М.Фуко; отечественных философов и культурологов: П.С.Гуревича,

A.В.Демичева, В.А.Подороги, В.Л.Рабиновича, В.М.Розина, В.Ш.Сабирова,

B.В.Савчука, Н.Н.Седовой, Г.Ч.Синченко, Н.Н.Трубникова, И.Т.Фролова, Л.В.Щегловой и др.

Глубину и необходимый контекст проблема смерти приобретает в области философской антропологии, в которой работают А.С.Барулин, Л.П.Буева, И.С.Вдовина, К.М.Долгов, М.А.Кузьмина, В.М.Лейбин, Н.В.Омельченко, В.А.Подорога, М.М.Скибицкий, В.С.Степин, С.С.Хоружий.

При рассмотрении специфики проблемы отношения к смерти в российской обществе важное значение имели работы С.Б.Борисова, А.А.Голова, А.А.Гончарова, М.В.Горелкина, А.В.Демичева, Д.И.Дубровского, А.Игнатова, К.Г.Исупова, Л.В.Карасёва, Л.И.Кирсановой, Л.Седова, А.К.Секацкого, М.С.Уварова. Данные исследования показывают, что проблема смерти в российской ментальности имеет характерные особенности, которые свидетельствуют о специфицированном отношении к ней, выражающемся в чрезмерной болезненности её восприятия и некоторой отстранённости.

Особенность современной исследовательской ситуации состоит в том, что большинство работ по проблеме смерти относятся к философским аспектам медицины и биологии, психологии и религии. Это, в целом, соответствует существующей в настоящее время тенденции уходить от социально-философского обсуждения проблемы. Реализуется же она через два основных подхода. Первый характеризуется стремлением подменить проблему отношения к смерти проблемой "смерть-бессмертие". В этой связи актуализируются идеи русского космизма и, прежде всего, Н.Фёдорова. Востребованной оказалась антропологическая, нравственно-практическая направленность русской философии и её основные идеи: соотношение телесного и духовного в человеке, значение телесной смерти и перспективы бессмертия (В.В.Налимов, И.Т.Фролов, Н.Н.Трубников, С.Хоружий и др.). Соответственно, появляется задача, связанная не только с продлением жизни, но и более масштабная - победить смерть. Эта идея прослеживается в работах Б.Г.Кузнецова, Г.Д. Бердышева, И.В.Вишева, В.В.Минеева, В.П.Нефёдова. При этом сциентистская редукция феномена смерти к физиологии умирания не совсем удовлетворительна, поскольку индивид является носителем и таких качеств, которые позволяют назвать его личностью, социальным существом.

Второй подход отмечен другой крайностью: философское представление подменяется религиозно-мистическим пониманием проблемы смерти (Р.Моуди, Э.Кюблер-Росс и др.). Здесь авторы применяют схемы, которые не являются общезначимыми, а имеют смысл лишь в границах какой-либо одной конфессии. Это, в свою очередь, исключает возможность диалога вне рамок данного подхода.

Интерес к названной проблеме по-разному представлен в работах современных российских исследователей. Только в 90-е годы стали появляться диссертационные работы, посвящённые различным аспектам проблемы смерти

О.С.Суворова, 1995; Д.В.Матяш,1997; М.В.Усалко,1998; И.Н.Лаврикова,1999). Особое внимание в трудах этих авторов уделяется поиску внутренних противоречий, определяющих становление и развитие человеческой телесности и смертности, анализу путей "социализации смертности" и её коммуникативных функций, образам телесности в культуре и обсуждению вопросов, в которых различные философские концепции бессмертия анализируются в контексте современности. Несмотря на то, что в ходе таких исследований был выдвинут целый ряд эвристически значимых идей, можно констатировать, что во всех названных исследованиях внимание, главным образом, фокусируется на проблеме телесности и смертности человека, проблеме бессмертия, но не на проблеме отношения к смерти.

Социологическое направление в изучении проблемы смерти начинает развиваться только сейчас. К нему можно отнести работы С.Б.Борисова, Л.Седова.

Л.Седов считает, что основным предметом социологического знания, каким бы способом оно не добывалось и в каких терминах и концептуальных схемах не выражалось, являются отношения, в которые (прямо или опосредовано) вступают люди. Эти отношения, то есть устойчивый, продолжительный и обоюдный контакт, имеют различный характер в зависимости от значения. И в этой связи предметом социологического исследования может выступать отношение к смерти.

В работах С.Б.Борисова особо акцентируется внимание на том, что символ смерти является важнейшим компонентом ментальности. Но если смерть как небытие ни созерцать, ни исследовать невозможно, то её проекции на различные ипостаси человеческого бытия поддаются описанию и изучению. Соответственно, размышлять можно лишь об отношении человека к смерти как в практическом плане (процесс умирания - непосредственное взаимоотношение жизни и смерти), так и в плане теоретическом (когда их взаимоотношения опосредованы психической деятельностью человека).

Ещё в меньшей степени данная проблема разработана на материале конкретных социологических исследований. Некоторый подход намечается лишь у С.Б.Борисова.

Подчёркивая основательность и высокий уровень всех исследований, отметим, что большинство из них рассматривают лишь отдельные аспекты проблемы смерти. Таким образом, возникает необходимость синтеза философского и социологического знания в исследовании проблемы отношения к смерти.

Объектом исследования выступает человек и общество с учётом того, что событие смерти актуализирует социальную природу человека, но, вместе с тем, этот аспект бывает не всегда осознан.

Предметом исследования является социальный модус смерти, включающий в себя различные способы отношения к смерти и процессу умирания на индивидуальном и социальном уровнях, закреплённые в системе социокультурных объективаций (событие, ритуал, сообщение). Само "отношение" в данном случае трактуется как прямой или опосредованный акт сопричастности к кому-то или чему-то, как необходимая форма человеческой деятельности, опосредованная сознанием.

Под "отношением к смерти " мы будем подразумевать такую социальную и духовную реальность, которая включает в себя переживание феномена осознания смерти и посредством которой происходит включение личности в систему социальных взаимодействий.

Основная цель исследования - выявить условия формирования, механизмы восприятия и специфические особенности отношения к смерти в контексте российской социокультурной ситуации на рубеже XX и XXI веков и показать какие социально-ценностные следствия они порождают.

Для достижения данной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:

- выявить социально-философские особенности понимания и описания темы смерти и на основе этого сформулировать предмет исследования;

- обосновать положение о том, что отношение к смерти является важным компонентом социальной системы, одним из значимых аспектов взаимодействия личности и общества;

- рассмотреть влияние феномена осознания смерти на понимание сущностного предназначения человека в обществе и формирование определённых способов отношения к смерти;

- показать диалектическое единство ценностно-смысловых аспектов соотношения жизни и смерти;

- эксплицировать условия формирования и выделить основные особенности и формы проявления современного отношения к смерти и процессу умирания;

- проанализировать взаимосвязь между витальными (жизненными) приоритетами и отношением к смерти в современном российском обществе;

- выделить основные способы отношения к смерти и показать их влияние на содержание социального проектирования.

Методологическая основа исследования. В данном социально-философском исследовании в качестве основных методологий использовались следующие - феноменология, понимаемая как строгое исследование данности сознания и сопричастности сознания бытию, и диалектика как способ существования в сознании предельных тотальностей - жизни и смерти. На основе этих методологий показывается, как в имманентом мире сознания переживается "трансценденция", то есть, как осознание события смерти человеком определяет собой всю структуру его мышления и деятельности.

Существенное значение для ориентира поиска, логики развития и решения исследовательских задач имели интерпретационная социоантропология (которая анализирует не только национальные обычаи, но и отношения, привычки, мнения, взгляды, суждения) и экзистенциальная методология (которая, с одной стороны, рассматривает человека как уникальное, единичное в своей экзистенции существо, и с другой, показывает невозможность отделить это неповторимое Я от влияния объективных факторов).

В работе применяются также подходы и методы познания социокультурной действительности: системный подход (рассматривающий человека как систему для формирования целостного представления о нём), исторический метод (для анализа культурно-исторических моделей отношения к смерти), компаративный метод, метод концептуального моделирования. А для получения эмпирического материала используются методы конкретных социологических исследований.

Возрастание эвристической роли исследуемой проблемы стало возможно только на основе теоретической рефлексии. Поэтому используются труды классиков мировой философии, работы современных западных и российских авторов, отражающих особенности социокультурной ситуации на рубеже XX и XXI веков.

Общим мировоззренческим ориентиром данной работы выступает принцип гуманизма и традиции гуманистической философии, социологии и психологии.

Научная новизна работы определяется недостаточной разработанностью проблемы социальных аспектов отношения к смерти, поскольку данная проблема ещё не являлась предметом специального социально-философского исследования. В работе:

- выявлена специфика социально-философского изучения темы смерти, на основании которой обозначен предмет исследования - отношение к смерти;

- представлены теоретико-философские основания феномена отношения к смерти, который рассматривается как один из значимых аспектов системы социальных взаимодействий;

- показано, что в развитии человеческого общества выделяются два основных способа отношения к смерти - конструктивный и деструктивный. Углублены представления о содержании понятий "конструктивное отношение к смерти" и "деструктивное отношение к смерти";

- эксплицированы особенности современного отношения к смерти в российском обществе, и проведён аксиологический анализ этих особенностей;

- установлено, что в массовом сознании существует оппозиция, настаивающая на жёстком противопоставлении жизни и смерти: жизнь и смерть не рассматриваются как два взаимосвязанных модуса единого потока человеческого существования;

- выявлены причины элиминации темы смерти из структуры ориентаци-онных регулятивов и жизненных стратегий современного общества;

- представлены теоретические основания для построения социально-значимой конструктивной модели отношения к смерти, позитивно связанной с жизненными мотивациями как на личностном, так и на социальном уровнях.

Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведённого исследования автор пришел к следующим выводам:

1. Специфика социально-философского исследования темы смерти состоит в том, что смерть-в-себе не может рассматриваться ни как проблема, ни как феномен. Предметом философского анализа выступает отношение к смерти. Отношение к смерти есть такая социальная и духовная реальность, которая включает в себя переживание феномена осознания смерти и посредством которой происходит включение личности в систему социальных взаимодействий.

2. Отношение к смерти является важным компонентом системы социальных взаимодействий: через него осуществляется взаимодействие личности и общества, происходит включение личности в систему социальных и культурных смыслов, выявляются основные ценности человеческой жизни.

3. Феномен осознания смерти является не только сущностной характеристикой человеческого существования, но и выступает определяющим фактором формирования и внедрения в культуру различных способов отношения к смерти.

4. В развитии человеческого общества отчётливо прослеживаются два основных способа отношения к смерти: конструктивный, принимающий смерть как внутрижизненное событие, наделённое ценностно-смысловой потенцией, и деструктивный, нацеленный на максимальное блокирование и вытеснение темы смерти из внутрижизненного горизонта человеческого существования.

5. Конструктивное отношение к смерти определяется доминированием такого способа отношения к процессу умирания и переживанию тяжёлой утраты, который позволяет актуализировать социальную и духовную сущность человека. Знание и принятие неизбежности смерти являются витальной основой самоидентификации личности, выступают ориентирующим и проектирующим началом человеческой жизни, придают человеческому существованию образ смысловой завершённости и имеют важное значение для самореализации и саморазвития личности.

6. Современное отношение к смерти в российском обществе характеризуется забвением ряда способов гуманизации события смерти и доминированием деструктивного способа отношения к смерти и процессу умирания: эти события не принимаются как естетственные стадии жизненного цикла.

7. Деструктивное отношение к смерти, закреплённое в системе социокультурных объективаций (ритуал, символ, сообщение) выступает не только одним из формообразующих и типологизирующих факторов российской культурной идентичности, но и показателем современной ситуации, которая характеризуется: 1. ростом социальной дезинтеграции; 2. постепенной девальвацией жизненно-важных духовных ценностей человека и общества, таких как уважение по отношению к личности, гуманизация общественных отношений, право на достойное умирание и достойную смерть.

8. Конструктивное отношение к смерти создаёт условия для социального проектирования и определяет возможность дальнейшего движения человекау6бществу с меньшей степенью отчуждения.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты диссертационного исследования позволяют углубить теоретическое представление о человеке и обществе. Они имеют важное значение для понимания генезиса и сущности человека, а также для определения тенденций развития современного общества. Благодаря данному исследованию представляется возможным не только выявить и проанализировать негативные последствия современного отношения к смерти, но и переосмыслить его с перспективой принятия адекватной социокультурному развитию модели отношения к смерти.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в методических и педагогических целях: при составлении методических пособий, при подготовке общих курсов лекций по социальной философии, философской антропологии и истории культуры, при чтении специальных курсов в высших учебных заведениях, гимназиях и лицеях. Основные положения и результаты работы могут найти своё применение в дальнейшей разработке социально-философских аспектов проблемы смерти.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседениях кафедры философии и политологии ВГПУ, кафедры истории и теории культуры ВГПУ, на научных секциях и аспирантских семинарах. Основные идеи исследования апробированы автором на научных и научно-практических конференциях и симпозиумах различного уровня в 1997-2000 гг. (Екатеринбург 1999г.; Владимир 1999-2000гг.; Липецк 2000г.; Воронеж 2000г.), на ежегодных научнопрактических конференциях студентов и молодых учёных Волгоградской области (Волгоград 1997-2000 гг.), а также в цикле лекций по истории культуры. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 научных публикациях.

Структура работы определяется целью и задачами исследования, а также выбранной автором логикой их раскрытия. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы приводится список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Отношение к смерти в системе социальных взаимодействий"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представления человека о предстоящей смерти являются неотъемлемым компонентом личностного знания, они объединяют когнитивные и ценностные элементы, имеют непосредственную практическую направленность. Осознавая смерть, человек выявляет и актуализирует в себе такую структуру Я, которая целиком отлична от "абстрактного я". Я обретает свою человеческую самость, витальную идентичность лишь в форме "я, которое умирает". Поэтому осмысление и переживание события смерти, включение его в социокультурное пространство сопутствует человеческой жизни, делая её именно человеческой.

Российская ситуация на рубеже тысячелетий характеризуется как кризисная ситуация, которая имеет негативные последствия. Важнейшим следствием этого кризиса оказывается смена приоритетов в сторону витально-гедонистической ориентации. В погоне за принципом "иметь" человек забыл принцип "быть". Наблюдается преобладание утилитарно-потребительского отношения к человеку, господство технократического мышления вместо принципа гуманистической рациональности. А "избыточная субъективность" приводит к тому, что человек утверждается, стремится выделиться, доминировать, но не совершенствуется и не познаёт.

Смена ценностных приоритетов, достижения научно-технического прогресса, медицинской науки и практики способствуют изменению отношения к смерти. Современный человек, безусловно, так и живёт - к-смерти, но он не задумывается над перспективой своего существовния: умирание и смерть воспринимаются скорее как данность, а не как заданность.

Этому способствует и развитие современной массовой культуры. В средствах массовой информации количественные данные настолько велики, что особая личностная значимость смерти полностью нивелируется потоком бесстрастных цифр и массовым характером самого события смерти. Более того, в условиях практического отсутствия социальных, религиозно-философских и психологических систем, которые могут быть противопоставлены страху смерти, танатофобия становится препятствием для восприятия смерти на личностном уровне. Следствием этого становится возрастающая утрата чувства ценности жизни и таких её аспектов как культура отношения к событию смерти и процессу умирания.

Современное общество, демонстрируя витально-гедонистическую ориентацию и предоставляя человеку широкие технологические возможности, вместе с тем обостряет проблему достойной жизни и достойной смерти. В начале XXI века представления об основах человеческого бытия, представление о конечном оказались утрачены, от чего ценность индивидуальной жизни резко снизилась.

Деструктивное отношение к смерти как социальному событию выступает одним из показателей кризиса в современном российском обществе. Отчуждение от события умирания, отрицание смерти и деритуализация как общая тенденция социума ведёт к процессу постепенного разрушению социальных и духовных ценностей и традиций, способных интегрировать социум в критические моменты и решить проблему духовной пустоты. То есть, одновременно с распространением деструктивного способа отношения к смерти проявилась его ущербность: тотальное отталкивание смерти порождает духовный вакуум, способствует девальвации значимых аспектов жизни человека и общества - культуры отношения к смерти и умиранию. Деструктивное отношение к смерти предстаёт как позиция жизнеотрицания. Поэтому истоки современного социального и духовного кризиса обнаруживаются в утрате фундаментальных основ человеческого существования. Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы и поиски путей выхода из этого кризиса.

Социальные реалии третьего тысячелетия ставят человека перед альтернативой: "смерть достойная" или "смерть забытая". Но поскольку этот проблемный выбор находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на социальном уровнях, то и его решение должно исходить главным образом изнутри самого человека.

Человек - это воплощение диалектического единства жизни и смерти, исходя из этого, такие понятия как "достоинство", "уважение" применимы не только к жизни, но и к смерти. Не случайно уважительное отношение к смерти и умиранию присуще лишь тем культурам, в фундаменте которых заложено уважительное отношение к человеку как самоценной индивидуальности, существование которой значимо не только для близких, но и для социума в целом.

Современному человеку необходимо обратиться к самому себе и вспомнить, что он такое есть. И в этом смысле помнить о себе - значит встать на путь обретения полноты бытия через возрождение идеи целостного (жизне-смертного) человека.

В связи с этим основную задачу, стоящую перед современным человеком и обществом (поскольку оно является единственным способом существования человека социального), можно формулировать как "возрождение и дальнейшее совершенствование человеческих качеств", то есть человеческой культуры и, прежде всего, таких её составляющих, как гуманизм, уважение, милосердие, любовь и достойное отношение к каждому отдельному человеку, к его жизни и смерти.

На основе гуманистической ориентации возникает понимание развития потенциала человека и общества, восприятие человека как целостности, а не совокупности его качеств и поступков. Именно такое отношение к жизни и смерти выступает показателем развития общества, её гуманистических традиций и возможностей. И это задаёт следующую перспективу: осмысление жизни и смерти как гармоничного единства и поиск новой социокультурной (гуманистической) модели отношения к смерти. Бытие-к-смерти должно стать бытием-к-жизни, поскольку смерть несёт в себе некий фундаментальный смысл, задающий масштаб подлинных духовных ценностей. Принятие гуманистической модели отношения к смерти повлечёт за собой принципиальное изменение социальных отношений.

Итак, возможности будущего развития российского общества связаны с необходимостью обретения культуры отношения к смерти и умиранию, а также с необходимостью выработки отношения к этим событиям как событиям естественным и необходимым, более того, обладающим специфической человеческой значимостью. Способность человека вопрошать о своём бытии характеризует его как существо духовное, поэтому вполне закономерным оказывается представление о смерти не как о безличной кончине, а как о достойном завершении жизни, поскольку сама "жизнь есть помышление о смерти".

 

Список научной литературыКленина, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин Аврелий. Исповедь /Пер. с лат. - М.: КАНОН +; Реабилитация, 1 97.-462(3)с.- (История христианской мысли в памятниках).

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти /Пер. с фр.; Общ. ред. С.В.Оболенской; Послесловие А.Я.Гуревича.-М.: Изд. группа "Прогресс" -"Прогресс Академия", 1992.-527с.

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ.ст. Г.К.Косикова.-М.: Прогресс, Универс: Рея, 1994.-616с.

4. Батай Ж. О самозванстве смерти // Ступени. Философский журнал. СПб.-1993.-№1(7).-С.76-83.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Примеч. С.С.Аверинцева.-2-е изд.-М.: Искусство, 1986.-444с.

6. Бердяев Н.А. О назначении человека /Вступ. ст. П.П.Гайденко.-М.: Республика, 1993.-383с.-(Б-ка этической мысли).

7. Бердяев Н.А. О самоубийстве. Психологический этюд. М.: Изд-во МГУ, 1992.-24с.

8. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. М.-1990.-№2.-С.87-154.

9. Библия (Книги Ветхого и Нового Завета).- М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988.- 1376с.

10. Ю.Бланшо М. Литература и право на смерть // Новое литературное обозрение. -М.-1994.-№7.-С.71-101.

11. Бланшо М. Смерть как возможность // Вопросы литературы. М.-1994.-№3.-С.191-214.

12. Борисов С.Б. Символы смерти в русской ментальности // Социологические исследования. М.-1995.-№2.-С.58-63.

13. И.Борисов С.Б. Смерть. Рефлексия. Творчество // Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. - 4.2. -С.193-195.

14. Брейкин О.В. Происхождение сакрального образа смерти // Философия М.М.Бахтина и этика современного мира. Саранск, 1992.-С.27-33.

15. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. Ю.С.Терентьева, Н.Файнгольда; Послесловие П.С.Гуревича. М.: Высшая школа, 1993.-С. 73-158.

16. Булгаков С.Н. Софиология смерти // Вестник РХД.-1978.-№127.-С.18-41; 1979.-№128.-С. 13-32.

17. П.Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. -Рус. христ. гуманит. ин-т: СПб. Изд-во РХГИ, 1997.-589с.- (Русская социология XX века).

18. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаичных ритуалов. М.: Наука, 1978-239с.

19. Вишев И.В. Некоторые философские аспекты проблемы смерти и бессмертия человеческого индивида // Новые идеи в философии: Межвуз. сб. научн. тр. Пермский ун-т. Пермь, 1992. - Вып. 1. - С.27-31.

20. Вышеславцев Б.П. Сочинения /Вступ. ст. С.А.Левицкого. М.: Раритет, 1995.-461с.- (Б-ка духовного возрождения).

21. Гайденко П.П. Смерть //Философская энциклопедия. М.: "Советская энциклопедия", 1988. -Т.5.- С.34-36.

22. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т./Пер. с нем. М.: Мысль, 1976 -1977.- T.I- 532с.; Т.2-573с.

23. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в современной западной философии: Сборник. Пер. с англ., нем., фр./ Сост. и послесл. П.С.Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова.- М.: Прогресс, 1988.- С. 152-201.

24. Голов А.А. Понимание факта смерти в условиях человеческого контакта // Методологические проблемы исследования культуры. Культура и критика психоанализа. М.: Институт Философии АН СССР, 1987.-С. 111-145.

25. Гончаров А.А. Техника и мёртвое //Символы в культуре: Сб. ст./Отв. ред.

26. B.В.Савчук. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1992.-С.115-129.

27. Горелкин М.В. Смерть как философская проблема // Истина и ценности в научном познании: Сб. ст.-М.: Институт Философии АН СССР, 1991.-С. 120-138.

28. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопросы философии. М.-1993.-№3.1. C.28-35.

29. Гроф С., Гэллифакс Дж. Человек перед лицом смерти / Пер. с англ.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.- 246с.

30. Гуревич А .Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии //Одиссей: Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М.: Наука, 1989.-С.114-135.

31. Гуревич П.С. Антропологическая тема: мировоззренческая контроверза (Французские "новые философы" против "новых правых") // Концепции человека в современной западной философии. М.: Институт Философии АН СССР, 1988.-С.25-42.

32. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. М.-1995.-№8.-С.92-102.

33. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Вестник, 1997.- 448с. (TJniwersa).

34. Давыдов Ю.Н. Миф о "танатосе", или Диалектика субстантивированного "нет" // Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) /Под общ. ред. Ю.Н.Давыдова, М.Б.Митина. М.: Политиздат,1987.-С.304-326.

35. Делёз Ж. Логика смысла: Сб. /Пер. Я.И.Свирского. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-472с.

36. Демичев А.В. Дискурсы смерти: введение в философскую танатологию. -СПб.: "ИНаПРЕСС", 1997.-144с.

37. Демичев А.В. Ориентация к-смерти // Стратегии ориентации в постсовременности (Коллективная монография). СПб.: Borey print, 1996.-С.157-176.

38. Демичев А.В. Русское кладбище в городском ландшафте // Санкт-Петербург в мировой и отечественной истории и культуре XX века. СПб., 1995.-С. 16-22.

39. Демичев А.В. БеаШнейленд. Прилив невесомости // Ступени. Философский журнал.- СПб.-1993 .-№ 1 (7).- С. 17-20.

40. Демичев А.В. Death on the Run, или игра со смертью //Символы в культуре: Сб. ст. /Отв. ред. В.В.Савчук.- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992,- С.129-142.

41. Деррида Ж. Шпоры: Стили Ницше // Философские науки. М.-1991.-№2.- С. 118-140; №3.-С.114-129.

42. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности // Философские науки. М.-1990.-№5.-С.116-120.

43. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. А.Н.Ильинского. СПб.: Союз, 1998.-496с.- (Психология и социология: страницы классики).

44. Ермаков С.П. Тенденции и особенности структуры смертности населения России в современных условиях //Социологические исследования. М.-1997.-№6.-С.66-80.45.3иммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996.- Т.1: Философия культуры.-671с. - (Лики культуры).

45. Зорза Р. и В. Путь к смерти: Жить до конца (История Дж.Зорза: Пер. с англ.) / Предисл. Д.С.Лихачёва/.-М.: Прогресс, 1990.-245с.

46. Игнатов А. Метафизические корни коммунизма // Вопросы философии. М.-1994.-№12.-С.32-38.

47. Иванов Вяч. Культурная антропология и история культуры //Одиссей: Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. -М.:Наука,1989.-С. 11-16.

48. Ильенков Э.В. Космология духа // Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат,1991.-С.415-437,- (Мыслители XX века).

49. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Рспублика, 1993.-431с.- (Мыслители XX века).

50. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Изд. корпорация "Логос", 1996.-280с.

51. Исупов К.Г. Русская мысль о смерти //Ступени. Философский журнал. -СПб.-1993.-№1(7).-С.29-60.

52. Исупов К.Г. Русская философская танатология //Вопросы философии. М.-1994.-№3.-С.106-114.

53. Исупов К.Г. Смерть "другого" //Бахтинология: Исследования, переводы, публикации.- К столетию рождения М.М.Бахтина (1895-1995) /Сост., ред. К.Г.Исупов. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1995.-С.103-116.

54. Каган М.С. Время как философская проблема //Вопросы философии. М.-1982.-№10.-С.117-124.

55. Калчев И. Этюды о смерти //Философское понимание человека. Вып.2.: Сб. обзоров и рефератов. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.-С. 139-150.

56. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство/Пер. с фр.-М.: Политиздат, 1990.-414с.- (Мыслители XX века).

57. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева: Перевод. М.: Политиздат,1990.-С.222-318.- (Б-ка атеистической литературы).

58. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.-471с.-(Сер. "Слово о сущем").

59. Карасёв Л.В. Движение по склону //Вопросы философии. М.-1995.-№8.-С.123-143.

60. Карасёв JI.B. Русская идея (символика и смысл) //Вопросы философии. М.-1992.-№8.-С.92-104.

61. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения: Т.1 ("О личности". "Поэма о смерти") /Вступ. ст. и сост. С.С.Хоружего. М.: "Ренессанс", 1992.-325с.- ("Памятники религиозно-философской мысли").

62. Кетова Т.Н. Гуманистические аспекты проблемы эвтаназии //Тема смерти в духовном опыте человечества: Материалы междунар. конф. СПб., 1993./Отв. ред. А.В.Демичев, М.С.Уваров. СПб.: Изд-во СпбГУ,1993.-С.92-94.

63. Кирсанова Л.И. Смерть и розы//Ступени. Философский журнал. СПб.-1992.-№2(5).-С. 15-24.

64. Коган Л.А. Жизнь как бессмертие //Вопросы философии. М.-1994.-№12.-С.39-49.

65. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры // Общественные науки и современность. М. -1999. - №1. -С. 159-172.

66. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высш. уч. зав. 3-е изд., дополненное.- Волгоград: Комитет по печати, 1996.- 352с.

67. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.- С. 251-351. - (Б-ка этической мысли).

68. Лабиринты одиночества. Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. М.: Прогресс, 1989.-624с.

69. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе/ Пер. с фр.-М.: Изд-во "Гнозис", 1995.-192с.

70. Ламонт К. Иллюзия бессмертия.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1984.-286с.

71. Левинас Э. Время и Другой. Значение и смысл. Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А.В.Парибка. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.-265С.

72. Леви-Строс К. Структурная антропология. -М.: Наука,1983.-535с.

73. Лифтон Р., Ольсон Э. Жизнь и умирание // Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития. Реферат, сб.- М.: ИНИОНД980.-С.64-92.

74. Лихачёв Д.С. Заметки о русском.- 2-е изд., доп. -М.: Сов. Россия, 1984.-62с.

75. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) / Пер. с нем. Г.Ф.Швейника.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- 272с. (Б-ка зарубежной психологии).

76. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки,- М.- 1988. -№10.-С.66-76.

77. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра /Вступ. ст. А.И.Титаренко. М.: Политиздат, 1991 .-3 67с.

78. Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек,- М,- 1993,- №2.- С.47-51.

79. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- 2-е изд.- М.: "Прогресс-Культура", 1992.-415с.

80. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991.-С.8-22.

81. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.-224с.

82. Марков Б.В. Мёртвое и живое // Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. ст. / Под ред. А.В.Демичева, М.С.Уварова.- СПб., 1998.- С. 136-152.

83. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии индустриального общества / Пер., предисл., примеч. А.Юдин. М.: "REEL-book", 1994.-368с.

84. Марсель Г. К трагической мудрости и за её пределы //Самосознание европейской культуры XX века: Мыслителен и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат. 1991.-С.352-366.

85. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1997.-430с. (Психология. Культурология. Антропология.).

86. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ. Под общ. ред. Г.А.Балла и др.-М.: Смысл, 1999.-425с. (Золотой фонд мировой психологии).

87. Матяш Д.В. Танатология: социокультурный контекст: Автореф. диссерт. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 1997.-19с.

88. Мень А. Тайна жизни и смерти.- М.:3нание, 1992.-64с. (Сер. "Культура и религия", №1).

89. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия/Пер. с фр.; под ред. И.С.Вдовиной. СПб.: "Ювента", "Наука", 1999. - 606с.

90. Мечников И.И. Этюды о природе человека/Послесл. И.Е.Амлинского. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. - 290с.

91. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.:Наука, 1988.-327с.

92. Минюшев Ф.И. Социальная антропология: Курс лекций. М.: Междунар. Университет Бизнеса и управления, 1997.-188с.

93. Мозелов А.П. Человек в социально-экологическом пространстве города // Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. ст./Под ред. А.В.Демичева, М.С.Уварова.- СПб., 1998.- С. 188-195.

94. Монтень М. Опыты: В 3-х кн. /Изд. подгот. А.С.Бобович и др.-2-е ихд.-М.: Наука, 1979.

95. Надточий Э.В. О власти насилия над жизнью и над смертью // Тоталитаризм как исторический феномен: Сб ст. М.: Философское общество СССР, 1989.-С.332-350.

96. Налимов В.В. Спонтанность сознания.- М.: Прометей, 1990.

97. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т./Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна; Пер. с нем. Я.Бермана и др.-М.-.Мысль, 1990.- Т.1-831с.; Т.2-830с. (Философское наследие).

98. Новикова О.А. К вопросу о восприятии смерти в Средние века и Возрождение (на материале испанской поэзии) // Культура Средних веков и Нового времени: Сб. ст.-М.: Изд-во Моск. ун-та,1987.-С.51-59.

99. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997.-196с.

100. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии.- М.-1989.-№3.-С.119-154.; №4.-С.114-155.

101. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени//Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. - С.264-267.

102. Паскаль Б. Мысли/ Пер. с фр.; Вступ. ст. и коммент. Ю.А.Гинзбурга.- изд. 2-е. стереотип.. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999. -478с.

103. Печчеи А. Человеческие качества/Пер. с англ. О.В.Захаровой; Общ. ред. и вступ. ст. Д.М.Гвишиани.-2-е изд.-М.:Прогресс, 1985.-312с.

104. Пигалев А.И. Вера //Культурология. XX век: Словарь /Ред. Е.Н.Балашов. -СПб.: Университет, книга, 1997. С.64-68.

105. Платон. Сочинения: В 3-х т.: Пер. с древнегреч./ Под общ. ред А.Ф.Лосева. -М.: Мысль, 1968-1972.

106. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию// Проблема человека в западной философии: Сб. /Пер. с англ., нем., фр. Сост. и послесл. П.С.Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова. - М.: Про-гесс,1988.-С. 96-151.

107. Плотин. О бессмертии души// Вопросы философии. М.-1994.-№3.~С.157-172.

108. По дорога В. А. Власть и культура // Новое в современной западной культурологии.- М.: АН СССР. Ин-т философии, 1983.- С.96-137.

109. По дорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: Материалы лекц. курсов 1992-1994гг. М.: Ad Marginem,1995. - 339с. -(Философия по краям: Междунар. коллекция современной мысли).

110. Рабинович В.JI. Танатология блаженного Августина, или исповедь у последней черты//Человек. М.-1990.-№5.-С.89-106.

111. ПЗ.Рашидов С.Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаружение феномена самосознания//Фигуры Танатоса. Символы смерти в культуре/Отв. ред. А.В.Демичев. СП.: СпбГУ,1991.-С.39-46.

112. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. /Общ. ред. и предисл. А.Ф.Зотова. М.: Республика, 1998.-413с.- (Мыслители XX века).

113. Розанов В.В. Уединённое ("Уединённое. Опавшие листья. Смертное. Апокалипсис нашего времени" и др.) /Сост., коммент., библиограф. А.Н.Николюкина. М.: Политиздат, 1990.-543с.-(Мыслители XX века).

114. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления (культурно-антропологический и эзотерический аспекты) // Общественные науки и современность. М.-1997.-№2.-С.170-180.

115. Рубинштейн С.Л. Очерки. Воспоминания. Материалы: К 100-летию со дня рождения/Отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1989.-435с.

116. Руднев В. Культура и смерть//Даугава.-1991.-№3-4.-С.169-172.

117. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.-784с.

118. Рязанцев С. Танатология- наука о смерти.-СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994.-384с.

119. Сабиров В.Ш. Критический анализ философско-этических оснований современной танатологии//Философские науки. М.-1985.-№3.-С.100-107.

120. Сабиров В.Ш. Проблема страха смерти в современной танатоло-гии//Философские аспекты духовной культуры. М., 1984.-С.74-92.

121. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто//Философские науки. М.-1989.-№3.-С.89-100.

122. Сахновский И. Насущные нужды умерших. Хроника // Новый мир.- М.-1999.-№9.-С.5-60.

123. Седов Л. Пёстрая душа (опыт типологии культур по отношению к смерти) //Родина. М.-1992.-№1.-С.62-68.

124. Седова Н.Н. Философия Человека: Курс лекций / ВМА. Волгоград: Комитет по печати, 1997.-118с.

125. Секацкий А. Покойник как элемент производительных сил//Комментарии. М.-1996.-№9.-С.24-38.

126. Сёмина К.А. Археология и социология смерти (Анализ исследований 80-х годов) // Личность и общество в религии и науке античного мира (Современная зарубежная историография). Реферат. сб.-М.: ИНИОН. АН СССР. Ин-т Всеобщей истории,1990.-С.91-107.

127. Синченко Г.Ч. Философия человека и предельные проблемы культуры: Учебное пособие.- Омск: Юридический институт МВД России, 1996.-64с.

128. Смагин М.А. Ядерная смерть: философия стратегии уходящего века // Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. ст. / Под ред. А.В.Демичева, М.С.Уварова.- СПб., 1998,- С.195-203.

129. Солженицын А.И. Крохотки //Солженицын А.И. Малое собр. соч.: Т.З: Рассказы. М.: ИНКОМ НВ, 1991 .-С. 146-157.

130. Соловьёв B.C. Русская идея // Соловьёв B.C. Русская идея /Сост. и авт. вступ. ст. М.А.Маслин.- М.: Республика, 1992.- С. 185-204.

131. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2-х т. /Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф.Лосева, А.В.Гулыги; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1988.-(Философское наследие).

132. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., сост., предисл. А.Ю.Согомонова.-М.:Политиздат, 1992.-542с. (Мыслители XX века).

133. Степин B.C. Философская антропология и философия науки.- М.: Высшая школа, 1992.- 191с.

134. Тейяр де Шарден П. Феномен человека/Пер. с фр. Н.А.Садовского.-М.: Наука, 1987.-240с.

135. Тибетская книга мёртвых / Пер. с англ. О.Тумановой.- М.: Изд. дом "ГРАНД": ФАИР-ПРЕСС, 1998.- 326с.

136. Титаренко Т.М. Отношение к смерти как механизм миропострое-ния//Философская и социологическая мысль. М.-1992.-№5.-С.21-45.

137. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти //Человек. М.-1992.-№6.-С.19-29.

138. Трегубов JI.3., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства.- Пермь: Изд-во "КА-ПИК", 1993.-268с.

139. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия/АН СССР. Ин-т философии; Отв. ред. В.А.Лекторский. М.: Наука, 1987.-253с.

140. Трубников Н.Н. Проблемы смерти, времени и цели человеческой жиз-ни//Философские науки. М.-1990.-№2.-С.104-115.

141. Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни. //Квинтэссенция: Философский альманах / Сост. В.И.Мудрагей.-М.:Политиздат,1990.-С.425-447.

142. Уваров М. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Изд-во "Але-тейя",1998.-245с.

143. Уильяме Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия// Проблема человека в западной философии: Сборник. Пер. с англ., нем., фр./Сост. и послесл. П.С.Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова. М.: Прогресс,1988.-С.420-442.

144. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. К: Символ, 1996.-416с.

145. Фарре Л. Философская антропология // Это человек: Антология/Сост. П.С.Гуревич. М.: Высш. школа, 1995.-С. 170-211.

146. Фёдоров Н.Ф. Из материалов к третьему тому "Философии общего дела" //Вопросы философии. М.-1993.-№1.-С.133-182.

147. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела //Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль,1982.-С.507-529.

148. Фёдорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре// Человек. -М.-1991.-№5.-С.25-41.

149. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-510с.

150. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник /Пер. с англ., нем. М.: Прогесс,1990.- 368с. - (Б-ка зарубежной психологии).

151. Фрейд 3. Мы и смерть //Рязанцев С. Танатология- наука о смерти. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа,1994.-С.3-25.

152. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения //Рязанцев С. Танатология-наука о смерти. СПб.: Восточно-Европ. Ин-т Психоанализа, 1994.-С.27-84.

153. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.-559с.

154. Фролов И.Т. Перспективы человека.- М.: Политиздат, 1983.-350с.

155. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М.: ООО "Изд-во ACT-ЛТД", 1998.-672с.- (Классики зарубежной психологии).

156. Фромм Э. Бегство от свободы /Пер. с англ. Г.В.Швейника; Общ. ред. и по-слесл. П.С.Гуревича. М.: Прогресс, 1990.-269с.

157. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.-330с.

158. Фромм Э. Социальное бессознательное // Фромм Э. Душа человека / Сост. П.С.Гуревич, С.Я.Левит; Вступ. ст. П.С.Гуревич.- М.: ACT-ЛТД, 1998.-(Классики зарубежной психологии).

159. Фромм Э. Сущность человека: его способность к добру и злу // Это человек: Антология. М.: Высш. школа, 1995.-С.41-53.

160. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности/ Сост., пер. с фр., коммент., послесл. С.Табачниковой; Общ. ред. А.Пузырея. -М.: Магистериум; Касталь, 1996.-447с.

161. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук/Пер. с фр. Вступ. ст. Н.С.Автономовой. М.: "Прогресс", 1997.-488с.

162. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления/Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В.В.Бибихина. М.: Республика, 1993.-447с.- (Мыслители XX века).

163. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества /Перевод. М.: Высш. школа, 1991.-190с.- (Б-ка философа).

164. Хаймоне Ж.-М. Жертва: зрелище смерти //Ступени. Философский журнал. СПб.-1993.-№ 1 (7).-С.84-96.

165. Хен Ю.В. Проблема смерти в контексте биоэтики: Автореф. диссерт. канд. филос. наук. М.: РАН. Ин-т философии, 1993.-20с.

166. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения: Сб. ст./Сост. П.С.Гуревич. -М.: Политиздат,1991.-461с.

167. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. Сб. работ /Пер. с нем. Сост. и послесл. А.А.Гусейнова. - М.: Прогресс,1992.-572с.

168. Шелер М. Избранные произведения ("Положение человека в космосе" и др.) /Пер. с нем. М.: Изд-во "Гнозис", 1994.-490с. - (Феноменология. Герменевтика. Философия языка).

169. Шестов JI. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс-Гнозис, 1992.-304с.

170. Шнайдер И. В преддверии ухода// Человек. М.-1996.-№6.-С. 108-121.

171. Шопенгауэр А. Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа // Шопенгауэр А. Сборник произведений /Пер. с нем.; Вступ.ст. и примеч. И.С.Нарского. Мн.: ООО "Попурри", 1998.-С.213-272.

172. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1: Образ и действительность/Пер. с нем. Н.Ф.Гарелин.-Мн.: ООО "Попурри", 1998.-688с.

173. Шюц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования. М.-1988.-№2.-С. 129-137.

174. Щеглова JI.B. Противоречия современной массовой культуры //Учителю -о культуре: Сб. науч. ст. /Под ред. К.М.Никонова, Л.В.Щегловой. Волгоград: ПеременаД 994.-С.91-96.

175. Щеглова Л.В. Судьбы российского самопознания (П.Я.Чаадаев и Н.В.Гоголь). Волгоград: Перемена, 2000. - 324с.

176. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. М.: Изд-во МГУ,1994.-144с.

177. Эриксон Э Детство и общество.-2-е изд., перераб. и допол./ Пер. и научн. ред. А.А.Алексеева. СПб.: Ленато; ACT; Фонд "Университетская книга", 1996.-590с. - (Б-ка зарубежной психологии).

178. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени /Пер. с нем. М.: "Прогресс" -"Универс", 1996.-336с.- (Б-ка зарубежной психологии).

179. Юнг К.Г. Психология бессознательного /Пер. с нем.: В.Бакусева, А.Кричевского, Т.Ребеко.-М.: АСТ-ЛТД: КАНОН+,1998.-397с. -(Классики зарубежной психологии).

180. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории/ Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-С. 288-419. - (Мыслители XX века).

181. Battin М.Р. The least worst death: Essays in bioethics on the end of life.-N.-Y.; Oxford: Oxford univ. press,1994.-305p.

182. Brody B. Fetal humanity and the theory of essentialism // Philosophy and Sex / Baker R.-Buffalo,1975.- P.344-348.

183. Campbell R., Collinson D. Ending lives.- N.-Y.; Oxford: Blackwell,1988.-203p.

184. Deleuze G., Guattari F. Capitalisme et Schisophrenie: Anti-Oedipus.- New York: A Richard Seaver Books: The Viking Press, 1977.-400p.

185. Eliade M. Rites and Symbols of Initiation: The Mysteries of Death and Re-birth.-N.-Y.,1958.

186. Ethical issues in death and dying / Weir R.F., ed.-N.-Y.: Columbia univ. press,1986.-2d ed.-388p.

187. Glover J. Causing death and saving lives. L.: Penguin books, 1990.-328p.

188. Gorer G. The Pornography of Death // Death: Current Perspectives.-Mayfield,1976.

189. Holis M. A death of one's own // Philosophy and medical welfare.- Cambridge etc.,1988.-P.1-15

190. How do americans want to die? // Social science research.-N.-Y.,1997.-Vol.26, №1.-P.95-120.

191. Humphreys S.C. The family, women and death. Comparative studies.-L. etc., 1983.-21 Op.

192. Kastenbaum R. Reconstructing Death in Postmodern Society // Omega. Journal of Death and Dying.-N.-Y.,1993.-Vol.27(l).

193. Koestenbaum P. The vitality of death. Essays in existential psychology and philosophy.-Westport, 1971.

194. Lonetto M. Childrens Conceptions of Death.-N.-Y.,1980.

195. Marcuse H. The Ideology of Death // The Meaning of Death.- New-York, 1959.

196. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being.-N.-Y.,1968.

197. Matters of life and death: New introductory essays in moral philosophy / Ed. by T.Regan.-N.-Y. etc.: McGraw-Hill, 1993.-3d ed.-392p.

198. Mirrors of Mortality: Studies in the Social Himoryof Death.-L.,1981.

199. Morris I. Burial and ancient society.-Cambridge,1987.-262p.

200. Russian Necrorealism: Shock Therapy for a New Culture.-Bowling Green, 1993.

201. The Sociology of Death: theory, culture, practice.- Oxford, 1993.

202. Toynbee A. Man's Consern with Death.-N.-Y., 1968.