автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Отражение межэтнических контактов в сибирском шаманстве XIX-XX вв.
Текст диссертации на тему "Отражение межэтнических контактов в сибирском шаманстве XIX-XX вв."
■V / '}
/ сС- & о
/
На правах рукописи
Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. М иклухо-Маклая РАН
Плужников Николай Влад ирович
ОТРАЖЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ В СИБИРСКОМ
ШАМАНСТВЕ
Х1Х-ХХ вв.
Специальность 07.00.07 - этнография, этнология, антропология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Введение в сибирское шаманство. 13 Глава 2. Внутрисибирские межэтнические связи. 57 Личный фактор. 58 Культурный фактор. 64 Шаман и общество. 77 Выводы. 83 Примечания. 87 Глава 3. Внешнесибирское влияние. 94 Западный фактор. 95 Юго-восточный фактор. 110 Общие параметры внешнесибирского влияния. 121 Шаманство у русских и китайцев. 147 Выводы. 148 Примечания. 151 Заключение. 159 Список литературы 163
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Сейчас многие стороны традиционной жизни сибирских народов безвозвратно ушли или же уходят в прошлое. Шаманизм как явление таит в себе еще много загадок для исследователей, поэтому его предпочтительно изучать в живом виде.
Традиционная советская этнология свои основные интересы сосредоточила на детальном описании отдельных народов. В результате население Сибири было с наибольшей полнотой изучено именно в этом направлении.
Описание образа жизни некоего населения в определенных природных условиях или же описание отдельных групп со схожим образом жизни может только случайно совпасть с этническими границами. Изображение тех или иных сторон традиционного хозяйства - например, охоты, рыболовства, транспорта не зависит от их этнической принадлежности.
Шаманство, как и любая другая форма общественной жизни, вдобавок характерная для всего сибирского региона, заслуживает общего описания по всему региону.
В связи с вышеизложенным одна из актуальных задач этнологического сибиреведения, которой не уделялось достаточного внимания, - это изучение межэтнических связей и факторов, их обусловливающих.
Степень научной разработанности темы.
Отмеченные выше упущения в отечественной этнографии были вызваны отсутствием установок на изучение проблемы контактов, что особенно сказывалось на полевых исследованиях.
Из немногих целенаправленных в этой области работ надо особо отметить публикации С.М.Широкогорова по тунгусскому шаманству. Там ярко и подробно показана трансформация этнического (тунгусского) шаманства в локальных контактных зонах. В данной диссертации находят подтверждение догадки С.М.Широкогорова о внеэтническом характере эвенкийского шаманства, но уже на общесибирском материале.
В этнографическом исследовании В.Иохельсона о юкагирах и юкагиризованных тунгусах рассматривается контактная зона двух этнических культур. Описывая одного из шаманов (эта история приводится ниже), В.Иохельсон резюмирует: "его случай (юкагирского шамана Н.П.) ясно выявляет тенденцию северного сибирского шаманизма выходить за этнические границы." В работах Г.Н.Грачевой, посвященных шаманству нганасан имеются серьезные соображения по поводу иноэтнических влияний в этой сфере.
Необходимо отметить несколько попыток описания сибирского шаманства по крупным регионам. Это историко-этнографический труд А.П.Потапова "Алтайский шаманизм", где автор большое внимание уделил основам миросозерцания, на фоне которого выросло алтайское шаманство, а также историческим свидетельствам его существования. В ценной работе А.В.Смоляк - "Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура)" представлено собой скрупулезное описание шаманства нанайцев и ульчей внутри традиционных этнических культур, основанное на полевых материалах иследователя. Весьма интересна работа -"Шаманизм тюркоязычных народов Сибири" Н.А.Алексеева. Это, в сущности, подробный справочник, базирующийся в основном на опубликованной литературе и включающий специфически шаманское мировоззрение, становление шамана и его практику у сибирских тюрков.
Помимо локально-конкретных исследований благодарным материалом для настоящей работы явились типологические изыскания Е.Д.Прокофьевой, посвященные шаманской одежде и бубнам по всей Сибири. Обилие уже обработанного материала оказало существенную помощь для данной работы в отношении межэтнических контактов.
Особое место в общесибирских исследованиях по шаманству занимает труд Е.С.Новик "Обряд и фольклор в сибирском шаманизме". Это единственная в своем роде структурная работа, посвященная закономерностям в строении шаманского ритуала у народов Сибири. Обнаруженные универсалии оказываются подобны смысловым составляющим мифа и волшебной сказки.
Источниковедческая база.
В нынешнем столетии собран богатый и подробный материал по сибирским народам. Каждое десятилетие меняется общая и еще более -частная картина жизни в различных областях сибирского региона. Независимо от принципа сбора и обработки этот материал остается рабочим при смене научных концепций и интересов.
Работа опирается на опубликованный и архивный материал по этнографии Сибири. Автор пользовался архивом Музея антропологии и этнографии в Петербурге, где хранится обзорная работа Е.Д.Прокофьевой по шаманским костюмам и головным уборам у народов Сибири, а также объемный труд А.А.Попова "Религиозные воззрения долган".
Кроме того автор использует результаты своих полевых наблюдений, бесед с информантами и с коллегами по поводу тех или иных проблем, касающихся сибирского шаманства. Основные полевые сведения были получены в долгано-нганасанском поселке Устъ-Авам летом 1987 и 1988 гг., немало важных материалов, касавшихся специфики местного
шаманства, собрано в экспедициях к восточным хантам, состоявшихся в 1990, 1991,1992 и 1994 гг.
Цели и задачи исследования.
Предлагаемая работа ставит две цели: дать развернутый обзор фактов межэтнического взаимодействия и иноэтнического влияния в шаманстве народов Сибири по всему региону в Х1Х-ХХ вв. и выявить некоторые механизмы восприятия этнической культурой чужеродных элементов в шаманской сфере. Если такие механизмы обнаруживаются, то насколько они характерны для всего региона в целом и как они влияют на те или иные концепции шаманства. Для этого были определены следующие аспекты исследования или задачи:
1. нормы поведения шамана по отношению к инородным заимствованиям в своей практике;
2. нормы поведения шамана по отношению к шаманам других народов;
3. отношение традиционного этнического сообщества к шаману, в своей практике использующего инородные элементы;
4. отношение традиционного этнического сообщества к шаманам других народов;
5. отношение традиционного этнического шаманства к мировым религиям (православию и ламаизму);
6. существование и трансформация инородных элементов в картине мира сибирской традиционной этнической культуры.
Методологическая база.
Предлагаемая работа строится на основе системно-функционального метода, который позволяет анализировать данные традиционной культуры,
не связанные друг с другом временными отношениями. Эти данные представлены с позиции поведенческих норм этнических аборигенных сообществ, которые затрагивают взаимоотношения шамана и сообщества, а также шаманов друг с другом.
Источник таких поведенческих норм - картина мира этнического сообщества, с которой соотносится шаманская картина мира.
Разнообразная область шаманских аксессуаров рассматривается в качестве проявления шаманской картины мира.
Картина мира этнического сообщества и шаманская картина мира не всегда совпадают, хотя любой шаман в первую очередь является представителем своей этнической кулмуры. Первая - это продукт общества, вторая представляет собой составное явление: шаманская картина мира представляется автору построенной из трех компонентов: представлений о мире общества, которое обслуживает шаман и которое так или иначе объясняет шаманский ритуал, "профессиональных" представлений о мире в шаманской среде и личного опыта шамана.
Одна из главных черт наиболее распространенных форм сибирского шаманства заключается в его психофизиологической подоплеке ("шаманская болезнь"), которая обособляет шаманство от прочих религиозных культов.
Таким образом, сибирское шаманство оказывается явлением, с одной стороны, психофизиологическим, а с другой - социальным. На ином уровне описания - это отношение личного опыта к традиционно коллективной культуре. Поэтому шаманство может быть не только типично для традиционной этнической культуры, но и не совпадать с ее границами.
В диссертации рассматривается наиболее социально обозначенная форма шаманства, она же и наиболее характерна для большей части сибирского региона. Эта форма обладает следующими признаками:
- шаманство наследуется в виде "шаманского дара" через "шаманскую болезнь";
- шаманство использует внешние ритуальные атрибуты и предполагает зрительскую аудиторию;
- основным способом ведения ритуала является "шаманская песня" и танец.
Таким образом в стороне от исследования оказывается "шаманство во сне", "мухоморное шаманство" и "шаманство в темноте". Первое так или иначе свойственно всем шаманским культурам, и там личный опыт шамана сильно отстранен от общества, в котором он существует. Второе подобно первому и встречается на периферии сибирского региона - на западе у обских угров и лесных ненцев, а на востоке - у чукчей и коряков. Третье часто соседствует со вторым, но также еще встречается у селькупов и кетов. Оно использует минимальный набор атрибутики. Видимо, эти две формы унаследованы от автохтонного населения Сибири.
Эта работа опирается на обширный полевой материал, собранный и опубликованный этнографами в течение последних ста с лишним лет. Поэтому автор пользуется историко-лингвистическим термином "традиционная этническая культура", понимая под ним культуру некоей общности людей, ограниченной своим родным языком и представлением об общем историческом происхождении. Традиционная - в контексте данного исследования используется в качестве синонима термину "аборигенный" (то есть соответствующий представлениям аборигенов о своем обществе в русле традиции или исторической преемственности). Соответственно, "этническое шаманство" - это форма шаманства, существующая и описанная внутри границ этнической культуры.
Для того, чтобы заниматься межэтническими связями или контактными зонами, надо иметь, по возможности, четко обрисованные
характеристики соседствующих этнических кулыур как в предметной, так и в социальной сферах. Эти проблемы мало кто целенаправленно разрабатывал. К тому же шаманство для посторонних было всегда закрытой областью. Поэтому тут часто приходится рассчитывать лишь на удачу и многолетние дружеские связи, что было связано с коммуникабельностью и тактичностью исследователя и еще больше со стечением обстоятельств. Можно предположить, что собранный учеными громадный материал по шаманству во многом зависел от настроения информантов.
В качестве примера такого настроения и стечения обстоятельств уместно привести один случай. На Международный фольклорный фестиваль в 1988 г. в Москве был приглашен нганасанский шаман Тубяку Костеркин со своими родственниками и многочисленными шаманскими принадлежностями. Перед одним из семейных выступлений автор спросил его старшего сына Леонида (1953 года рождения), что означает ружейный патрон с гильзой, прикрепленный к лобной части шаманской повязки наподобие рога (железная деталь в виде лопатки на лбу шамана, напоминающая заднюю часть оленьего рога, часто встречается у разных народов Сибири). Леонид подумал и ответил:"Это чтоб войны не было", -потом помолчал и добавил: "Тут без поллитра не разобраться." Разговаривать он был явно не расположен.
Учитывая непредсказуемый характер материала, а также разную его разработанность, приходится осторожно строить параллели по аналогии. На это качество опирается первая глава диссертации. Данные второй главы - более неожиданного и случайного свойства рассматриваются либо как продолжение выводов первой главы, либо как образующие собственные специфические закономерности. Поэтому пришлось отказаться от схем и таблиц, которые могли бы помочь пониманию общей панорамы. С одной
стороны, автор не претендует на всеохватность использованного материала. С другой стороны, маловероятно, что материал ближайшего настоящего может сильно изменить и без того расплывчатую картину: общая ситуация с народами, населяющими регион, которая описывается в работе, сейчас необратимо отступает в прошлое.
Не надо забывать, что межэтнические взаимодействия в области шаманства - это всего лишь небольшой аспект общения между этносами, и он, естественно, подчиняется общим закономерностям. Народы со схожим укладом жизни теснее взаимодействуют, нежели с различным укладом -хотя при этом большую роль играет заселенность территории и заинтересованность друг в друге при товарном обмене. Однако, если кто из народа с кочевым образом жизни вынужден перейти на оседлое существование в чужой этнической среде (как, например, амурские эвенки у нанайцев и ульчей), то обратного процесса не наблюдается: оседлые жители, как правило, не способны изменить свой образ жизни на кочевой или бродячий.
Гипотеза исследования.
В диссертации предполагается, что шаманство аборигенов Сибири обладает как сугубо этническими, так и общими сторонами, и, соответственно, может быть представлено как с той, так и с другой точки зрения. Возможен и третий подход, при котором рассматриваемая форма шаманства выделяется в отдельный самостоятельный внеэтнический культурный фактор. Этот фактор проявляется через традиционные этнические образования путем одностороннего либо взаимного влияния.
Научная новизна исследования заключается в попытке дать общий анализ культурного взаимодействия на территории Сибири в виде частного
аспекта - межэтнических связей и иноэтнических влияний в шаманской сфере на пространстве всего региона. Эта работа показывает шаманство с точки зрения внутриэтнического явления, открытого для внешних по отношению к этнической культуре влияний, а также вскрывает механизмы взаимодействия внешнеэтнических элементов с внутриэтническими в аборигенной среде сибирских народов.
Апробация работы.
Доклад по одной из главных тем исследования был прочитан на конференции "Этническое и языковое самосознание", состоявшейся в Институте народов России в Москве 13-15 декабря 1995г.
Один из крупных разделов работы был издан в виде статьи "Русские персонажи в якутско-долганской демонологии и их типологические параллели".
Данная работа дважды обсуждалась на заседаниях сектора Сибири и Севера института этнологии и антропологии РАН: 29.01.1998 и 20.04.1999. Автор постарался учесть все предъявленные замечания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Широкогоров С.М. Опыт изучения шаманства у тунгусов.//Записки Владивостокского университета, историко-филологический факультет. ч.1, Владивосток, 1919, 62 е.; Shirokogoroff S.M. Psychomental Complex of the Tungus. London, 1935.
2. Jochelson W. The Yukaghir and the Yukaghirized Tungus.//The Jesup North Pacific Expedition, vol.6, part 2, N.Y., 1924, p. 135-342.
3. Грачева Г.Н.: Традиционное мировоззрение охотников Таймыра.
JI., 1983, 174 е.; К этнокультурным связям нганасан. Классификация шаманов.//Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., с.84-98.; Шаманы у нганасан.//ПИОСАС, с.69-89.
4. Вайнштейн СМ. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961; Тувинское шаманство. М., 1964; Мир кочевников центра Азии. М., 1991.
5. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
6. Смоляк A.B. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М., 1991.
7. Алексеев H.A. Шаманизм тторкоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.
8. Прокофьева Е.Д.: Шаманские бубны.//Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961, с.435-490.; Шаманские костюмы народов Сибири.//Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX -нач.ХХ в. Л., 1971.
9. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984.
ГЛАВА 1.
ВВЕДЕНИЕ В СИБИРСКОЕ ШАМАНСТВО
Для того, чтобы понять, о чем и зачем написана эта работа, необходима краткая справка о том, что представляло собой сибирское шаманство последние полтора столетия с точки зрения этнографической литературы.
Объем литературы, касающейся шаманизма народов Сибири, огромен. Поэтому в настоящей справке акцент делается на конкретную практику, а не на общие мировоззренческие основы. Ведь именно конкретика создает сложный и прихотливый фактический рисунок, анализу которого и посвящена настоящая работа.
Общей проблемой оказывается сложность и разнокалиберность материала, зачастую его случайность и отсутствие единой системы сбора, а также общей точки зрения на природу шаманства. Самый яркий и ценный для понимания шаманства материал зависит, в первую очередь, от степени доверия информантов к собирателю - это шаманские автобиографии, а также комментарии абориге