автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Отражение социально-политической жизни Египта в романах Юсуфа Ас-Сиба'и

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Баширов, Юсиф Муртуза оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Отражение социально-политической жизни Египта в романах Юсуфа Ас-Сиба'и'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отражение социально-политической жизни Египта в романах Юсуфа Ас-Сиба'и"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи УДК 892. 7 (620)

БАШИРОВ ЮСИФ МУРТУЗА оглы

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЕГИПТА В РОМАНАХ ЮСУФА АС-СИБА'И

Специальность 10.01.06 — Литература народов зарубежных стран Азии и Африки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1992

Работа выполнена в отделе арабской филологии в Институте востоковедения Академии наук Азербайджана.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор | М. Р. МАХМУДОВ Научный консультант:

кандидат филологических наук, ст. н. с. Г. Б. БАХШАЛИЕВЛ Официальные оппоненты:

доктор филологических наук Т. А. МАГЕРРАМОВ

кандидат филологических наук М. Г. ГУЛИЕВА

Ведущая организация — Институт рукописен АН Азербайджана.

Защита состоится « . ■ . » ....... 1992 г. в . . . час.

на заседании специализированного совета К 004.23.02 по защите диссертации по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Институте востоковедения АН Азербайджана по адресу: 370143, г. Баку, пр. Азизбекова, 31.

С диссертацией можно ознакомиться в архиве Института востоковедения АН Азербайджана.

Автореферат разослан «. . .» . . . . ■ . . 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат филологических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Лк^а.льиость_тошх Мощное напнонально-осьободгтельноо дви-Еотк. в Египте посла П ЫнрОвоМ г,о;.ны, npv.Ee.ii.mee к победа роваяю-ш:я 1952 г., обусловило собой буршЛ) подъем в культурно!! ниэни это!) страны. ОккЕлоние наблюдалось п в литературе. В нов пришли молодив ппсатели-неореалпсти, рплитсльно обратившиеся к социально;; тематике, гриведшиэ в египетскую лгтературу нового активного героя и занявшееся поисками языка художественного произведения, максимально приближенного к кино? разговорной речи. И хотя, чрезмерно увлекшись тей!ш содержанием литературы, писатели-неореалисты не всегда уделяли достаточное внимание ее форме, и>* деятельность принесла несомненную пользу и дала сильный толча: дальнейшему развитию египетской .штературы. Появилось большое число новых писателе!', многие из которых принадлежат к реалистичаскому направлению.

Большую роль в развитии египетской Л1тературы после П Мировой верни сыграли такие видные писателя, как А.аш-Шаркави, Н.Мах«руз, В./Тдркс, А.аль-лш.шси и др. Широкую известность в этот перюд приобрел и писатель исуф ас-Сиба'и, автор многочисленных пьес, повестей, ршанов и публицистических статей. Особый успех писатели принесли его глубокие по соииально-поллткческому содержании романы "Земля лицемерия", "'Ли не сеем колючек", "Водоноо умер" и "Верни мое сердце", где на широком историческом фоне раскрываются конкретные картины из лизни бедных слоев трудового народа, изображаются и критически посеоа.шсливЕштся еаглэ различные стороны жизни совр«-менного Египта.

В лице Юсуч-а ас-Спба'и соединились воедино революционер, общественны!! деятель, пламенный патриот, и талантливый писатель, выступишь: с позици:> истинного гравдгнпша. Все это и обусловило необходимость и актуальность специального изучения и исследования его богатого творческого наследия, получившего высокую оценку таких исследователе!' арабской литературы, как Т.Хусейн, Г.Шукри, Ю.аш-Шарунп, А.-А.ад-Дасуки, Б.ш.-Шати' и др.

Пе имея возможности в рамках с«ю1; кандидатской диссертации исследовать все многогранное творчество Ю.ас-Сиба'и, мы ограничили свое исследование, сосредоточив основное внимание на отражении сшиашю-паи тическо/ К'зни Египта в роганах Юсуга ас-Сиба*и,

Объокт_исслд^окшпя,. Главным объектом исследования явились

два крупных романа писателя "Барни мое оердца" /в 2-х частях, 1163 е./ и "Мы не свем колючек" /в 2-х частях, 940 с.У, а таккз небольшие по объему романы "Водонос умер" и "Земля лицамення". Крале того, в диссертационной работе подверглись анализу романы "Помощник. Азраиля", "Исследование одного трупа" и "Путь возвращения". При анализе романов основное внимание уделено раскрытию их идейно-тематического содержания, проведению типологических сравнений их друг с другом и с романами других писателей и, наконец, предпринята попытка дать на основа исследуемых произведений общую оценку всему творчеству писателя._

ЦбЛ^н_з^ачи_кссл^ования^_ Цель исследования состоит б том, чтобы определять место Юсуйа ас-Сиба'и в современной египетской литературе на основе анализа отражения в его творчестве социально-политической жизни Египта. Основные задачи, поставленные в диссертация, следящие:

1. Выяснить, в какой социально-политической обстановке и под влиянием каких объективных и субъективных факторов формировалась творческая индивидуальность Ьсуфа ас-Сиба'и.

2. Проследить жизненный и творчески!; путь писателя.

3. Показать, какое отражение в его романах находит социально-политическая жизнь Егиота и в чем заключается сгецифяка изобрже-ния писателем данной проблематики.

4. Определить место Юсуфа ас-Сиба'и в современной египетской литературе и показать характерные особенности его мировоззрения.

Разработанность темы, В советской арабистике eoiçoch раз вития египетской литературы нового и новеШего времен:-, нашли отражение во шегих главах и разделах обоих ра5от, ¡освященных новой и новейшей арабской литературе /труды П.Ю.Крачковского, Л.Е.Крымского, А. А, Долин иной и др./, а также в обзорных статьях Д.И.Юсупова, В.Ь.Борисова и др.

Специальными исследованиями заслуживающими внимание, явлштся труды А.Ф.Халидова, В.К.Кирпиченко, Э.А.Али-зале и др. Само творчество Юоуфа ас-Сиба'и до настоящего времени в русской арабистике не подвергалось специальному исследованию,

В арабском литературоведении инторзс для пас прадстааг.яли труды Г.Шукри, Ь.ош-Л1аруни, А.-А.ад-Дасуги, Ьинт а'и-Шаги', Taxa Хусейна и др,

3 диссертации

злервые продает ом специального монографического исследования предстает прозаическое творчество Юсуфа ас-Сиба'г, обстоятельному анализу подвергаются идейное содержание, система образов и художественные особенности ого романов, определяется творческий метод писателя.

Практическая значимость работы состоит в том, что ока может быть попользована я качество учебного пособия преподавателями п студентами факультетов востоковедения, а также лицами, изучавшими современную арабскую и, в частности, египетскою литературу. Основные выводы и обобщения, полученные в ходе работы, могут быть использованы в исследованиях, посвященных новой и новейшей арабской литературе и теоретическим проблемам развития литератур.

Апробация. Основные положения диссертации изложены в шести научных роботах, названия которых приведены в конце автореферата.

Струтстура,, работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы,

ШДЕРЗМЙЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Бо введении обосновывается актуальность теми, ое научная новизна, определяются цель и задачи диссертации, дается обзор соот-ветствушюЗ научиoîî литературы.

Пе£вая_глава_- "Обзор яизнп и-творчества Юсуфа ас-Спба'л на фоне социально-политической и литературной кпзня Египта после 40-х гг. -XX века".

Б литературно? яязня Египта поело 20-É0-X гг. особую рехль сыгран; писатели, получки иле западное образование, - Махмуд ТсЯ-мур, Taxa ХусеГи и Тауфик аль-Хакш. Передовые идеи, научяо-латерп турная срода Европы оставил: глубокий след в пх творчестве. Традиционная египетская литература благодфя пх усилиям вступила на оза листическт'! путь развития.

Передовая лстература не могла-стоять в- сторона от прогрессивных яке? я тенденций мирового развития. На удивительно, что молодое пок ойониа египетских писателей Ф-х гг., находясь под растущим влиянием русской и советской литературы, активно применяло метод реалистического изображения жлзня в своем творчестве.

Период после Второй Мировой Boitta ознаменовался в литературно,'! нпзни Египта большими событиями. Появилось повое молодое поколение гшсателеЗ-ноорэалистов, избравших борьбу за высокую идей-

ность литературы оскошкм в своем творчества, ввдЕпнувтих на порви!» план объективные качества и признаки гзоб раж оного, стремившихся к конкретной типташюи и конкретному историзму.

После побили антифеодальной я аптип'-перпалг.етичееког революции 19Й2 г. в соответствия с полит т'ческо" лгтие;" ноео£;, демократической республики, усилением реалистической направленности египетской литературы возникает необходимость в направлении деятельности литературной обсествеиност:!, поэтов и писателем по новому пути, ориентировании их на выполнение новых задач. В этой связи у египетских поэтов п пксат-злеА того периода не было задачи важнее, чем создание соответствующего литературного органа и организации. Решением этих вопросов эшялся один из армейских офицеров, участвовавший в свержении с престола короля Оарука, - писатель Юсу® ас-Сиба'и. В 1953 году он оргатзовал "Прозаический клуб", впоследствии ставший "Лигой писателей". В дальнейшем на его основе был

т

создан "Союз арабских писателей" .

В <Ю-50-не годы большого успеха в жанре романа добились такие авторитетные литераторы Египта, как Н.Махфуз, Гуда Саххар, Оатхи Гвнем, Яхья Хакки, Адиль Кашль, Мухаммед Сидки, С.ас-Сави, Их сан Абдул-Куддус, Амина 1Угби, Мухаммед Мудаахвд. Являясь выходцами из среды рабочих, крестьян и интеллигенции, писатели А. аш-Шарковп, Ю.Идрис, А.аль-Хямиси, М.Сидги, М.С.ас-Савк и М.ГЛудкахид, следуя новому, демократическому направлению в литературе, стал;; чаще обращаться в своем творчестве к новым темам и идеям, руководствуясь принципами борьЗн за идейность я народность, реализм и актуальность литературы"2.

Наличие подобных тенденций в египетской лгтературе неоднократно подтверждали таланТЧнвый романист Н.Махфуз и известный критик, доктор Луис Аввад. Однако, вряд ля можно согласиться с утверждением Л.Аввдда о том, что "...ведущим направлением в египетской литературе был социалистический реализм"®, ибо признание справедливости высказанной I. Аввад ом ¡ли ели означало бы отрицание ведущей роли метода критического реализма в египетской литературе рассматривае-

1 "Юсуф ас-Сйба'й" /на араб.языке/, год и место издания не указаны, с.II.

2 Ходдаева Р.У. Художественная проза и драматургия Абд ар-Рахмаш алъ-Хамисп. Автореф.дисс. канд.фил.наук.Ташкент, 1969.0.8.

3 Овчаренко А. Социалистическая литература п современный литературный процесс. М., 197б,с.87.

мого периода. По-видимому, к этой шсди Л.Аввад прицел под влиянием официального политического курса Египта того времени, происходящих в стране социально-экономических а политических преобразований, Приведенная выше идея не нова, если вспомнить, что такая же точка зрения высказывалась и в отношении советской литературы-20-х гг., ковда•отдельные советские критики считали, что вся советская литература создана в русле социалистического реализма. Зто противоречило истине, ибо в те годы создавались произведения как социалистического, так и критического реализма /например, поэма В.Маяковского "150000000", многие стихи В.Хлебникова, В.Ърэ-сова написаны в русле критического реализма/.

В послереволюционные годы группа талантливых поэтов и писателей Египта предприняла попытку поднять качество создаваемых ими произведений до уровня новых требований общественной жизни. Представители этой группы - А.Р.аш-Шаркави, Н.Махфуз /1911/, А.Р.аль-Хамиси /1920/ Юсуф ао-Сиба'и и Юсуф Идрис/1927/ - получили широкую известность не только в Египте п арабских странах, но и во всем мире. .

В СО-бО-х годах эти писатели и поэты заняли ведущие позиции в египетской литература. Трудно переоценить социальную значимость и художественную ценность таких произведений, как поэма "Открытое письмо отиа-египетянина президенту Трумэну" /1952/, романы "Земля", "Эеллах" /1367/, "Пустые сердца" А.аш-Шаргавн, роман "Траур" Мухаммеда Юсэда аль-Гаида, которые критика единодушно признает образцами "нового социалистического реализма"*.

Истинно народным писателем является А.-Р аль-Хашси, который высшим принципом своего творчества считает изобракенио жизни народа, его нукд и чаяний. Именно поэтому "полошиелыше герои аль-Хашси - всегда представители рабоче-крестьянских масс, прогрессивной интеллигенции и студенчества"^.

Характеризуя е целом общий процесо развития современной египетской литературы, мокно сделать заключение о ее непрерывном поступательна: развитии. Если в 1Л-40-е годы в египетской лиературе,

1 М.А.Махмуд альчНазля. Шейное и художественное влияние русской и советской литературы па египетский роман. Авторе;?.дисс. канд. Лил.наук. М.,1973.

2 Ходя^аева Н.К. Указ.дасс., о,8.

благодаря творчеству таких выдающихся писателе;», как Ы.Тепмур, Т.аль-лакш и Т.Хусейн, утвердился метод критического реализма,то творчество писателе}? 50-60-х годов /после револшдш 1952 года/ А.аа-Шаркави, Н.Мах^уза, А.аль-Хамиси, Ю.Цдриса, I). ас-Сиба'и, М.Мудкахида, а также вставших ка позиции марксизма критиков С,Мусы, М.А.аль-Алима, Г.Шукри, выходцев из самых низших слоев, молодых писателей М.Х.Радкаба, Г.аль-Гитани и Я.ат-Тахира Абдулш позволяют нам с достаточной уверенностью констатировать, что реалистический метод продолжает оставаться ведущим б литературе Египта и достиг в своем развитии новых высот. Можно с уверенности) сказать, что сегодня египетская литература поднялась до уровня самых развитых литератур мира. Наглядным доказательством этому является присуждение Н.Махфузу Нобелевской премии 1268 г. в области литературы.

В неразрывной связи о общественно-политическими событиями в стране и процессами, происходящими в египетской лйтературе исследуемого периода, развивалось и творчество Юсуйа ас-Сиба'и.

Юоуф Мухаммед ас-Сиба'и родился 10 июня 1917 г, в Каире в семье интеллигента. Его отец, писатель Мухаммед ас-Сиба'и был одним из видных представителей новой египетской литературы.

Закончив в 1933 году начальную школу, Юсуф, не имея возможности получить среднее образование поступил в военную школу. Окончив в 1537 году военную школу, он начал служить в кавалерийском полку. Учитывая высокий уровень его образованности, склонность к наукам командование армии одобрило назначение его в 1Э43 г. на должность преподавателя истории в Военном колледжа. Наличие таких качеств, как воля и настойчивость в достижении - вставленной цели, послужили причиной -того, что за короткое время ь. ас-Сиба'и значительно продвинулся вверх по служебной лестнице. Так, если в 1949 г. он олужил инспектора.! в Военном музее, то к 1954 г. он занял пост начальника учебной чаоти и одновременно вамеотитедя начальника бронетанковых соединений,

В 1956 г. когда писатель окончательно отошел от военнсй службы, он был ухе автором около 30 романов, пьес, сборников, рассказов. Таким образом, к концу военной олужбы он сформировался уже как зрелый писатель, имевший богатое литературно-художественное наследив.

Круг интересов и проблем, решением которых занимался Ю.ас-Си-ба'и, создавали ему благоприятные уолосия для активного участия в

общественно-политической жизни атраны. Не случайно в 1956 г. он был назначен генеральном секретарем Верхошого Меджлиса Египта по проблемам общественных наук, литературы и искусства, а в 1957 г. избран руководителем Организации Солидарности народ® Азии и Африки*. В 1966 году писатель также ,.<5нл избран генеральным секретарем Союза писателем стран Азии и Африки и пребывая на втой доляиости до конца яизня. С мая 1973 г. до ксица 1976 г. О.ас-Скба'и занимал пост министра культуры АРЕ,

Литературное наследие писателя включает свыше 50 наименований, среди которых 21 сборник рассказов, 16 романов, 4 пьесы, 9 сборников статей и воспоминаний, по священных общественно-политической и литературно-критической яизнп Египта. Хронологически романы писателя создавались в следующей последовательности: "Половник Аз рояля" /1947/, "Земля лицемерия" /1949/, "Я покинул этот мир" /I960/, "Среди развалин" /1952/, "Водонос умер" /1952/ "Исследование одного трупа" /19®/, "Я пожертвовал собой ради тебя, Лейла" /1955/, "Верни мое сердце" /1954/, ?Путь возвращения" /1956/ ТТадяя* /I960/, "Слеэн просохла" /1961/, наядой ночи есть конец" /1963/, "Мы не сеем колючек" /1968/, "Ты не одинок" /1969/, 'Улыбка его уст" /1970/ п "Еизиь - это миг" /1970/.

Реферируемая диссертация содершгг анализ фактов, оказавших влияние на форлпрсвсипе ас-Сиба'н как писателя, отдельник-противоречий его рсмаз^ачезкого творчества а пубетцастнческях pador. Детские годы писателя, образ яяэяя, семья, гоеаяая слуаба в той ила ивой мере способствовали прегр-зссгвнсму формировании его как писателя п направляла ото творчество в русло требований современности. С этой точки эреняя сам писатель дазст свой дпзноншзЗ путь на три эташ: детские годы, учеба в военной училище п служба п качества сфацера я, наконец, его работа на высоки: постах, связанных как о литературой, тс? а о сбщеетвейнс-шшгигесской деятельностью. Следует отметить, что рэвелэдионно-псштзтаская деятельность й.ас-Спба'и является ярчаЗвш образцом для подраяанйя по'только в Египте, по и во всех арабских странах. Года де, проведенные э гоеннш учзлипэ и па военной сяуаСе, коано расценивать как период плодотворной молодости я творческого совершенствования писателя, как шход с честна из испытаний аизпи, полной противоречий л соблазнов, а также как период

I "Юсуф ас-Сяба'и", с.12.

посвящения всего себя революционно-освободительно;) борьбе народа.

Военная служба способствовала не только политической активности писателя, но и-повышению его образования. Именно этим обстоятельства,? и била предопределена в большей мере направленность его художественного творчества. Отнюдь не случайно самые удачные с общественно-политической точки зрения романы ас-Сиба'и - "Земля лицемерия", "Водонос умэр". и "Верни ко о сердце" - написаны именно в этот период.

Среди факторов, оказавших определенное влияние на формирование художественных и творческих особенностей Ю.ас-Сиба'и, следует отметить, в первую очередь, роль его отца - писателя Мухаммеда ас-Сиба'и, отличавшегося незаурядными литературными способностями, лрекраснум стилем, склонности) к созданию юмористических произведений, а также видных египетских писателей Т.- аль-Хакима, Н.Махфу-аа, Х.Хейкала, вль-Мазшш, Т.ХусеШт, аль-Аккада и других. Особен-' но значительным было воздействие Т.аль-.ш:има. Степень этого влияния точно подметил сан ас-Сиба'и: "Я никогда не откладывая в сторону книгу Тауфика аль-Хакима, не дочитав се до последней строчки"1.

Наряду со всем этим необходимо бтмотлть, что решавшим фактором в ст&човленип ас-Сиба'и - писателя явилась напряженная, целенаправленная работа его над самим собой.

Творческий путь Ю.ас-Спба'л вовсе не бал ровным к гладким. Раннее творчество писателя подверглось резкой критике Бпнт са-Шата', Абдул-Азязса ад-Дасугя, Алварсм аль-Ма'давц.

Отношение критики к Ю.ас-Скба'н в керяе изменилось лишь после выхода в свет его романов "Земля лицемерия" и "Водшос умер". Так, известный критик Ешт ш-Иатп' через газету "аль-Ахрам" направила ему поздравления2, а Г.Шукрз в статье "От фантазии к мифу, кризисному кашу" опираясь на известные факта утворидал, что именно с романа "Водонос умер" творчество ас-Скба'п начинает ориентироваться на изобретение новых псторико-реЕолюшшншс событий. Подтверждению этой мысли может слуглть последующая публикация такта романов

1 Гали Ы^заккирату-сагара тахтадкру, Юсуд ас-Сиба'и, Бей-

2 Впит аи-Цати*. Статья "Апцун-нифаг", в кн.: Аль-фикр вал-фанн фа адаби Юсуф ас-Сиба'и, с.79,

писателя, как "Верни мое сердце", "Путь возвращения", "Надия", "Слезы просохли", и '7 каждой ночи есть конец". Расценивая подоб -нн'й поворот в творчестве писателя как новый, высший этап, нритик пшет: "Создается впечатление, будто "Водонос умер" провозглашает бунт против художника-рсмаятика и,опускает писателя на почву реалистической литературы"*.

Приведенные вша краткие сведения о становлении Ю.-ао-Сиба'и как писателя, а также те комментария, которые будут ддаы далее, свидетельствуют о том, что не только современное, исполненное высокого пафоса творчество писателя, поставленное на службу интересам Египта, но и сама личность ас-Сяба'и, закалившегося в бурных водоворотах своей эпохи, сформировались на синтезе идей, явившихся результатом его литературно-художественной, военно-патриотической п общественно-политической деятельности.

О социально-политических взглядах Ю.ас-Сиба' и мокно судить лишь после глубокого ознакомления с его публицистикой. Необходимый материал для своего публицистического творчества писатель черпал из общественно-политической жизни послереволюционного Египта, победа национально-освободительного двияония п демократических преобразований, происходивших в стране. Публицистика писателя имела острую антиимпериалистическую направленность.

Взгляда и убеядения Э.ас-Спба'а ярко выразились в его кгадо-дневной работе видного общественно-политического деятеля и публицистических произведениях "Дни Гетаяя Абдель Насера /1971/, Иесгн-басг-шЗ Вьетнам", "Лгбсвь /дружба/ меаду поксушшяма писателей, кризис вера и надеяли", "Путь становления и борьбы" и 'На пороге нового подъема" /1В65/.

Обобщая худсгиственко-^штературное творчество писателя и давая в одной кз своих статей весьма высокую оценку его плодотворной деятельности, А.-А. ад-Дасугн пишет, что "воя его деятельность во всех ее оттенках содержит в себе ростки большого искусства. Достаточно хотя бы того, чтобы Юсуфа-ас~Сиба'я пр:знаЛя пешлшшш художником, и я убеадсн, что большинство ого романов и рассказов будут янть вечно| переживут бури времен"^.

1 Гали Шуг.ри. №ин аль-фантачия плель-устуратп плаль-хаВатиль-харвд-яа см.; Аль-йикр ва-л-^анн Фи адаби Ысуд ас-Сиба'и, с.321.

2 Л.-А. яд-Дасуги. Лль-мазадд бзйнех-тздтфпбатиль-вивдаяиййа ват-та,инртбстис-сн:1ясл"1:а, Си.: Аль-^ш::) вал-^аля <1<я здабя Усуо ас-Спба'и, с. 135.

Вплоть до своей-трагической гибели Ю.ас-Сиба'я писал, творил и активно. участвовал в общественно-политических событиях свозй

эпохи.

Вторая глава, диссертация называется "Отражение социально-политической лизни Египта в романах Юсуфа ас-Сиба'и".

Если первый втап развития жанра египетского романа был овя-заа, г- осноьном, с деятельностью Тауфика аль-Хакима, то после второй мировой войны в еги петдкую романистику пришли такие крупные маотера, как Н.Ыахфуз, А.-Р.ал-Шаркавя, Ю.ос-Спба'и, Ф.Ганям, Яхья Хакки, Ихсан Абдул-Гудцус. Коренные общественно-политические перемены, происшедшие в Египте в этот период, создали благоприятные условия для постановки и разрешения 1фушшх проблей в литературе. Перед литературой были поставлены новые требования. И рост интереса у ».ас-Сиба'и к жанру романа в послевоенные годы, следует объяснить прежде всего его стремлением ответить этим требованиям.

Романтическое творчество ао-Сиба'и отличается большим тематическим многообразием. Услошо тематику его романов можно сформулировать следующим обрш ад}

I. Критика социальной действительности - "Помощник Азраиля", "Земля лицемерия"; 2. Изображение жизни трудового народа - "Водонос умер", "Мы не сеем колючек" /в 2-х -частях/; 3, Отражение рево-люционко-освободиталы!ого движения - "Исследование одного трупа", "Верни мое сердце" /в 2-х частях/; 4. Отражение национаяьно-осво-бодителыгаго движения - "Дуть возвращения", "Недия", "Улыбка . его уст;'^ . 5. Проблема освобождения жен пиша и тема трагической любви - "Я покинул этот мир", "Среди развалин", 'Я пожертвовал собой ради тебя, Лейла"; 6, Вопросы, связанные с объединением и разъединением Сирии и Египта - "Слезы просохли" /в 2-х частях/, "У каждой ночи есть конец".

Приведенная вшв "тематическая класс1ф:кация" романов писателя, во-первых, дает основание сделать заключение об этических, литературно-художественных и общественно-политических взглядах, во-вторых, позволяет раскриь широки?! кругозор и прогрессивное мировоззрение автора.

а/ Критика социально)* деАствит&',ьности. В той ига: иноГ: мере эта тема налла свое отрат-елие бо всех романах Ю.ас-Сиба'и наиболее ярко - в романах "Земля лицемерия" п "Па.'.ощшк Азраиля", а та»:се в пьосе "За занавесом", ¿ели в пьесо "Га занавесом" речь идст об

сферах между правительственным аппаратом и печатью на фоне общественно-политической жизни страны, то в романе "Помощник Аараиля" разоблачаются представители правящих кругов, творящие беззаконие под прикрытием религиозной набожности и благочестия. В романе "Земля лицемерия" критика социальной действительности приобретает наиболее острый характер. Здесь разоблачаются господствующая, но постепенно отмирающая идеологйя старого общества, методы управления правящей элиты, построенные на лжи и обмане, оргены насилия а преследования - полиция и суд, система выборов, основанная на купле-продаже, суеверии и фанатизме.

Одновременно в этих произведениях наяли свое художественное отображение и актуальные общественно-политические события эпохи. В частности, в романах "Помощник Азраилл" и "Земля лицемерия" затрагиваются, с одной стороны, проблемы экономического кризиса, вызванного второй мировой войной, с другой, - палестинская трагедия или, выражаясь меткой фразой Г.Шукри, показывается "ужасный призрак , витавший в египетском обществе"* в 1947-1949 гг.

По идейным и художественны.) особенностям сроди всего творческого наследия писателя на первое место можно поставить роман "Земля лицемерия". Роман вшел .из печати в 1949 году, за 3 года до июльской революции 1552 года, т.е. еще в период монархического правления в Египте. Следует отдать должное мужеству т.сатоля,под-вертаего в романе острому, беспощадному разоблачению монархический строй, показавшего его никчемность, объявившего настоящий бой бюрократизму в органах управления и министерствах, произволу и несправедливости полицейской системы. Роман является художественным воплощонием гневного неприятия молода офицером событий, вытекающих из общественно-политической ситуации в стране в преддверии революции. А его идейно-тематическая основа выражена в критике предреволюционного общества и борьбе главного героя романа против тогдашней социальной действительности Египта, Чтобы полнее выразить свои мысли и чаяния и преодолеть преграды реакционной егапетской цензуры, писатель прибег к аллегории.

Герой романа Юсуф.—представитель передовой интеллигенции, выо

I Гали Ыукри. ¡'ляналь-оантазия кдаль-устурати илаль-ха^атил-харид-жа, см.? Аль-фнкр вал-фанн фи адабп Ьсуф ас-Сиба'и, с.254.

тупеет против устаревших обычаев я традиций, отвергает гнусные, отвратительные законы эпохи. Он занят поиска;,ш средств и путей выхода из сложившегося в стране тяжелого положения, готов к любой борьбе на этом пути. Юсуф смело вступает в борьбу против бюрократов-чиновников министерства, в котором он служит. Однако победить их не так-то легко. Когда он протягивает руку помощи вдове, пытается спасти несчастную женщину от побоев мука, образумить студентов, ломазощих двери и стекла лавок и магазинов, его не только не понимают, но даже и наказывают. - .

Заставляя своего героя испытать все превратности жестокой судьбы, писатель одновременно в пи:роком, развернутом план с изображает лицемерие, фалып, хаос и социальные противоречия, ставшие нормой общественной ку.знк. И, конечно ее, пшощь, которую оказывает герой романа отдельным обездоленным, ничего не в состоянии изменить. Чтобы претворить в жизнь прогрессивные идеи и шины, следует в корте изменить социальный строй, осуществить революционный поворот в характере к гировоззренгк всех лидер, а не отдельных, подобных Всуфу индивидов, тиотно пытающихся пшрчь угаетенкш, расходующим огромные духовные и Физические силы для осуиветвления прогрессивных перемен. В романе этой цели сдуют "эликсир нравственности", выпив который, люди как бы "прозревают'*, становятся чище, доброе, отзывчивее, погашают, что жить дальше так, как они кивут, ухе невозможно. Для того, чтобы осуществить задуманную цель, герой похищает у продавца душевными качествами "эликсир совести" и выливает его в реку. Этот поступок является как бы кульминационной точкой в стремлении героя осуществить свою страстную мечту - гзбявкть общество от пороков. За кульминацией следует развязка: события постепенно меняют свой характер, идея же Юсуфа начинает осудастеляться на доле.

В образе Юсуфа Ю.ас-Сиба'и передал критические настроения передовой интеллигенции Египта. Вот почему роман "Земля лицемерия" сразу яе снискал популярность у широких читательских масс и был с одобрением встречен критикой, в частности, тгата-п критиками, как Бинт аш-Шати', Г.Шукри, А.-А. ад-Досуги и М.А. агь-Ллимом.

Проблема маленького человека, обездоленных ладей всегда волновала Ю.ас-Сиба'и, находилась в центре его шгыанпя. Скачанное подтверждается целой галереей обргаов обездоленных, таких как Зал г, Сакика, Зу'раб /рясоказн 'Тобрейшие лагл*7 стари- и его

сын /роман "Земля лицемерия"/, Шахата, Шуша, СеМид, Уым Амина /роман "Водонос умер"/, СеШида /роман "Мы не сеем колючек"/. Писатель мастерски изобразил, кизнь обездоленных масс, доказал горькую судьбу одиноких и беззащитных- людей в обществе социальной несправедливости.

"Водонос умер" - это печальная логанда о безрадостной жизни ■ обездоленных трудящихся масс. Именно из-за этой особенности романа видный егелетскиЕ критик А.-А. ад-Дасуги столь высоко оценил его: "Тема... произведения связана с изображением всех сторон ааэ-ни народа, во всем ее разнообразии я многаяикосги. ото народный • быт во всем его колорите; писатель пзобраяает множество различных обычаев, традиций, нравов, царящих в апзнк обитателей кварталов каирской бедноты" .

Высокую оценку роману "Водонос умер" дал известный в современном арабское литературе своеН объективностью в анализе литературных процессов и явлений критик Г.Шукрн*\

К созданию романа ü.ac-Сиба'я поступил в 1951 году, спустя три года после поражения Египта в бо2не с Израилем, когда условия яизаи простого трудового народа стали еще более невыносимым»!. Тематическую основу романа составляют картины тяазлнх условий атзни трех бедняков - водоноса Шугаи, могильщика Шшсаты я Се2йща.

Несомненно!! творческой удачей писателя следует призгсть созданный км образ глагаого героя романа Шуша - человека трудолюбивого, чуткого, честного л чистосердечного. По мнению М.Ыандура, "в обрше Щуия ад-Данкп ейобезпы'многие черта,, при су пив народным массам Каира"3.

На протяжении всего произведения писатель раскрывает, эти черти характера своего главного героя, умело кенцонтрируя события вокруг образа Шуак. Оставаясь верни,j реалистическому принципу описания действительности, писатель.ведат повествование в одной jbs-тсвой гемме - мертвенно-бледном цвете серой земли, подчеркивая тем самым, что изобретенные в романе людп обречены на жалкое, беслрос-ветнов существование, на гибель. Экспозиция произведения с подобным пессимистическим описанием как бы предопределяет все содержат-

нпад композиции я стает_романа. Согласно замыслу писателя, сюжет

1 аГ-Д. эд-Дасу гй7*Там~же 7~бП27-128.

2 Г.Шукри. Сауратул-фикр фи адабпналь-хадис, здайу сауратиль-ху-лувв вал-ваги', с.й09.

3 Мухаммед Мандур. Статья "Ac-carra мат", см.: Аль-Фякр вал-фанн Фл адаои Юсуф ас-Спба'и, с.65.

построек без любовных линии и выдеркан на дассшисткческой ноте. О многом говорит, например, обстоятельное описание водяной будки на улице, ее значения в жизни обитателей квартала, Печальный надрыв ный настрой сопровождает все повествование, способствуя раскрытию основной идеи романа.

Мертвенно-бледным цветом лица отличается и Шуша, зарабатывающий себе на кгань разносом вода и поливом садов. Перебивающийся ничтожными заработками, сам едва не погибший от голода, Шуша совершает благородный поступок; спасает совершенно незнакомого ему человека - Шахату, уплатив деньги за его обед.

И рот Шута заболевает. Он посылает Сеш'ида за лекарством. Не дозвавшись внука, слепая Умм Амина долго зовет соседских детей. От громкого эха, порожденного голосом У ш У мины, старый дом разваливается.

Крвки к вопля еле noli старухи о помощк, усилия подоспевших соседей не могут уже спасти Шушу от смерти. Гибель своего главного героя писатель связыгает со случайности - разрушением дома, что, на первый взгляд, каяется читателю неправдоподобным. Однако ясно, что если бы даже Шуша но погиб от обвала дома, то наверняка бы умер от болезни. Будь то обвал дома, болезнь или другое несчастье, Шуша, как и все другие обездоленные, по логике событий обречен на гибель. Ибо он - жертва общества социальной несправедливости.

Жалкое прозябание, полуголодное существование были обычнш явлением для всех низших слоев тогдашнего египетского общества. Огромное воздействие романа "Водонос умер" на интеллигенции того времени било несомненным, "Этот роман потряс все кое суязство, в ого финале я ощутил крах н.'-'зни, и печаль кутала мои душу"1, -воскликнул А.-А. ад-Дасуги после прочтения романа.

Второй главный герой романа, - Шахата, который имеет больший кизнекный опыт и мудрость, чем водонос, лучше него понимает кгань.

Простой, трудолюбивый человек с открытым сердцем становится пессимистом, потому чао не может найти работу. Бею жизнь ол мечтает о яенптьбе, о семейном счастье, о своем гнездышке, но так и умирает, не осуществив заветной мечты.

I А.-А.ад-Дасуги, Адь-мазадж бейнат-таддабатил-вяджданиййа ват-тадарибатис-сиийасиййа, см.: Аль-фвкр вал-фанн Ши адаби JUcy$ ас-Сиба1и,с.130.

Бедность, смерть и траурная одежда постоянно наследуют героев. На кульминацией следует стремительная развязка и фактический финал романа, так как смерть Шуши знаменует собой крах, конец, пустоту, И тем яснее ощущается боль аЕтора за таких ладей, как могиль- . щик Шахата, водонос Шуша и маленький Сеййид, не могущих добиться в жизни пополнения даже самих простых, обыденных келашй. Бедность и нишета губят Шахату и Шушу. После их смерти Сеййпд становится водоносом вместо своего отца. Однако, исходя из идейного содержания романа, истории жизни Шахаты и Шуши, кснно сг.:ело утверждать, что жизнь СейДида мало чем будет отличаться от их жизни.

Роман ас-Сиба'и не сеем колючек", "иаобрахаэщиЯ ужасающую и жалкую жизнь реалистическими художественными красками и держащий читателя в направлении на протяжении всего повествования", занижает особое место в творчестве писателя. Произведение охватывает приблизительно 50-летний период, начиная с 1-й Мировой поИны до 60-х годов. Дав в романе широкую панораму общественной жизни страны на протяжении значитолшого отрезка .времени, ас-Сиба'и показывает, что-, несмотря на поступательный ход времени, крупные исторические и политические события! правящие классы не принимают соответствующих мер для улучшения жизни бедняков.

Идея романа, его общее содержание ясно высказаны в предисловии: "Зта повесть... часть нашей жизни.., Киаия тех, кто не сеет колючек, а гожинает их"*. В ршано повествуется о трудной жизни одинокой женщины Саййкды, ее борьбе в одиночку за свои права и свободу.

Роман преподносится читателю как история жизни Сеййвды Джа-бир, доживающей последние дни. Композиция романа "Ми не сеем колючек" построена на основа изображения жизни главной героини Сеййиды, остальные же характеры вводятся в сюжет, постепенно, по мере описания жизни Се:И'нды. Композиция и сюжет романа имеют в этом смысле почти равный смысл и содержание. Через воспоминания Сеййиды читатель знакомиться с ее многотрудной, полной лишений и унижений жизнью. В восемь лет Сеййвда потеряла отца, и согласно его завещанию, аль-Хадж аль-гЬар'и взял маленькую Сеййиду на воспитание. Являяоь экспозицией произведения, этот эпизод как бы заранее предсказывает тя-. келую судьбу героини и указывает, по какому руслу пойдет ее жизнь.

I Юсуф ас-Сиба'и. Пахну ля назра'у шмлаук, аль-Гахира. 1968,о.О.

И действительно, в дома адь-Бар'и казнь девочки превралвется в настоящую штку. Но бесконечные унижения и оскорбления в »той семье ничто но сраваенив с тем, что скидает ее в дома мужа, мелкого лавочника Алама. Все члены семьи Алома обращаются с Сеййадой как со служанкой. Отобрав небольшие сбережения Сеййиды, Алам вдобавок ко всему приводит'в дсы вторую жену. Разведясь с Алаком, Сей-йида попадает в публичный дш. Надеясь выбраться из логова разврата, она без колебаний принимает предложение Аббаоа о женитьбе. Однако и на этот раз ее вдет аестокое разочарование. Она вновь оказывается обманутой. Под различными предлогами Аббас отбирает у нее деньги, накопленные на черный дшь, пропивает и проигрывает их. Сеййида осознает горькую правду: "...Аббас ограбил тебя, СеВ-йида, так же,как и Алам..."*. Но как бы жестоко ни обходилась с ней жизнь, как бы низко ни бросала, Сеййида каждый раз находит в себе силы не сломиться, подняться. На етот раз ее привязывает к жизни любовь к рояденнсму от Аббаса сыну - маленькому Джабиру. Ради него она готова трудиться день и ночь, выполнять любу» грязную работу. Она отвергает предложение Аббаса зарабатывать деньги недостойным способом, устраивается помощницей к детскому врачу Аб-дур-Рахиму, лечившему Джзбира, но Аббас не оставляет Сеййиду в покое и вымогая у нее деньги, отнимает через суд у матери семилетнего Дкабира, Убегая от отт к матери, маленький Джабир погибает в результате автомобильной катастрофы. Внезапная смерть сына Дкабира потрясает Сеййиду и делает бессмысленной ее дальнейшую жизнь.

Раскаяние Аббаса, уход за больными детьми и последний период жизни Сеййида, прожитой в семье Хавди ас-Самадун' можно считать развязской романа. Образ СеВЙвды является наиболее совершенным в галерее созданных писателем женских образов: Закиййи аль-Хжет ив сборника рассказов "Шейх Зу»раб и другие", Санины из книги "Добрейшие лвди" к др. Характер Сеййиды раскрывается в развитии, в динамике, .писатель убедительно показывает ее духовную аволшшш.

В изображении писшаля бесправная Сеййида - жертва жестокой действительности. Все удари, которые обрушивает на нее судьба, обусловлены традициями в законами этой жизни« Ведь передача ребенка отцу о- вто вопиющее, несправедливое решение суда, исходящего ие

I Юсуф ас-Сибв'и. Нахку ля назра'у ащ-щаук, аль-Гахира. 1968,

закона мусульменского общества. Убедившяоь в тщетности своих усилий вернуть ребенка, СеПйпда проклинает Аббаса, суд, полицию, Аллаха, одним словом, все, что есть святого в жизни мусульманина.

Для разоблачения моральных устоев общества ао-Сиба'и показывает всю губительную роль денег в низни героев. Таухида смой денег удерживает мула Абу Зейда, и Алам, и Аббас женятоя на Спййидэ из-за денег. Аббпся не останавливает даже то, что Свййида жила п публичном доме.

Таким образа:, сопиалню-политический роман Ю.ас-Сиба'и "Мы не сеем колючек", как и другие романы - "Земля лицемерия" я "Водонос умер" - стал земетнш явлением в египетском литературном процессе и явился большим вкладом писателя в борьбу за социальные права женщины в обществе,

ъ) Постановка проблемы революционно-освободительной борьбы. Яркое отражение в творчества Ю.ас-Спба'и нашли темы революционного и г! ати он ал Ы! о -с с е об од: "г ел ы; ого движений египетского народа. Эти темы наали отражение в таких ртанах, как "Исследование одного трупа", "Верни мое сердце", "Путь возвращения", Надпя", "Улыбка его уст". Создание автором одного за другим пяти романов - результат большого духовного подъема, вызванного у него революцией 1952 г. В реферируемой диссертации предпочтение при анализе дданой темы в творчестве писателя отдается двум рстлшам - "Исследование одного трупа" к "Верти мое сердце".

Несмотря на то, что произведение "Исследование одного трупа" посвятано революции я анализу дореволюционного мещанского образа яизни в Египте, общая художественная ценность его незначительна.

Тема повести "Исследование одного трупа" основывается на фактическом материале общественной яизни Египта. Писатель не случайно создал в произведении образ короля, сильно напоминавшего египетских королей, проводящих свою жизнь в развлечениях я не осуществивших ни одной основательной сошалыюй реформы для улучшения жалкой аиэни народа. •

Идея произведения "Исследование одного трупа", соответствует первым вшчатлениям от египетской революции 1952 г. Учитывая время появления повести /спустя год после революция/, котаа мнения о последствиях революции еще не были определенными. Этого ясно не представлял себе и лидер революции - Г.АЛасер, а у руля ее стоя- I ло много духовных лип, могло понять, почему сюяет произведения пост-;

роен на религиозных мотивах.

В произведении нот описания подготовки и сверления революция, в ¡¡ем отсутствуют ой разы профессионал ьншс революционеров, а сама революция преподносится как свершившийся факт. Это снижает художественную ценность повести и является ее крупным недостатком. Вместе с тем, противопоставление народа, революции и ее лидера королевскому режиму имело в целом положительпое значение для египетской .пптпратури того периода.

Роман "Верни мое сердце" отллчается от "Исследования одного трупа" всесторонним и более рельефным описанием событий. В 1952 г. основной движу шей силой египетской революции были офицеры-патриоты, л поэтому в романе изображена служба офицеров в королевской армии, их повседневная жизнь, бот, недовольство общественной жизныои,наконец, вовлечение их в революционную борьбу. А осуществлен!:» цдейно • тематического замысла романа служат положительные и отрицательные персонажи, такие как Алл, Андяа, СулеЯман, эмир Нем аил я его сын Аля'. В романе автору удалось с болктом мастерством создать картины ячзни египетского общества за более че.\1 20-летний период на фоне исторических к политических событий, потрясавших в это время египетское общество.

Общественная жизнь Египта описана в романе полно и всесторонне; чшрокое изображение различных социальных слоев и индивиду аяиза-цил основных героев весьма реалыш.

Все -образы в романе служат раскрыт ню характера главного героя -Али. Композиция романа строго очерчена, она позволяет постепенно изображать разнообразные п типические характеры, выявляющие основные черты Али и окружающей его действительности. В начале Али стоит в стороне от революционного движения, однако впоследствии он активно включается в революционную борьбу. Чтобы создать образ Али более яркими красками, обрисовать его всесторонне, писатель показывает его учзнь на фоне общественно-политических событии того периода, в неразрывной связи с движущими енлата революционного процесса. Показывая реальную жизнь той эпохи, писатель создает образ героя, человека незаметного, посредственного, который, пройдя сквозь жизненные испытания, добивается того, о чем мечтал в детстве. Именно революция помогает ему достигнуть желаемых целей. Правда, этих целей оя добивается слпиноы поздно, тем не менее достигнутая победа является крайне значительной. Победа революции также считается культ-

нацией романа, и именно с ее помощш Али находят возможность встретиться с Анджой. Смерть Ала' - развязка романа - открывает путь для соединения двух влюбленных.

В конце второй главы соискателем анализируются художественны о особенности романов ас-Сиба'и я выявляются особенности творческой манеры писателя.

В_ заключении подводятся итогивсему исследованию а делаются выводы.. Ю.ас-Сиба'и как революционный армейский офицер лично участвовал в водовороте политических событий 50-х г. и первым среди египетских писателей осветил в своих романах на уровне требований современности тему революционно-освободотельной борьбы египетского народа. •

Начиная с раннего творчества ¡0.-ас-Сиба'и не уходил от актуальных современных проблем и неустанно вырабатывал свой реалистический метод.

В более шздних произведениях ас-Сиба'и выступал уже как вполне сформировавшийся писатель-реалист. Ставя и пытаясь разрешить большие социально-политические проблемы своей страны, он призывал читателя задуматься над этими проблемами.

Герои ас-Сиба'и жизненно достоверны, им нередко свойственны известные противоречия, они индивидуализированы и отличаются четкой классовой'позицией. Характеры ¡к показаны в развитии, в размышлениях о жизни, навеянных событиями, в которых они участвуют.

Героям, щмяадлежащим к революционно настроенной части офицерства, свойственна активная жизненная позиция. Это - стойкие сознательные борцы за правое дело, верящие в коночную победу.

В романах Ю.ас-Сиба'и мало прямых авторских характеристик, комментариев, отступлений, оценивающих и поясняющих происходящее; характеры героев раскрывается в действиях и размышлениях.

То определяющее место, которое занимает в творчестве Ю.ас-Сиба'и социально-политическая тема, а твкке резкое неприятие и критика авторш пороков окружающей действительности, социальная определенность его героев и способы та изображения в ссиетании со всем вииеизложешшм позволяют нам определить творчески!! метод писателя как критический реализм.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях: I. Некоторые замечания о публицистике Юсуфа ас-Сиба'и.2,-"Известия' АЧ Аа арб. ССР, Г./75, с.У4-42 /на аэерб.яз./.

2. Критика социальной среды в романе йсуфа ас-Сиба'и "Земля лицемерия". 1,-"Извеотия" АН Азерб.СОР, 1976, К I, с.20-26 /на азерб.яа./.

3. Образы маленьких лвдей в романе Юсуфа ас-Сиба'и "Водонос умер". -Сб. Вопросы арабской филологии, Ш выпуск, Баку, "Элм", 1579, с.62-92 /на ааерб.'яз./,

4. Отражение рввйлюционно-освободитальной борьбы в романе йсуфа ао-Сиба'и "Верни мое сердце". -Сб. Вопросы арабской филологии. 1У выпуск, Баку, "Элм",' 1982, с.72-06 /на азерб.яз,/.

5. Вопросы идейности и мастерства в теорчестае ¡Осуфа ас-Сиба'и, -Ж.РСЙЛ. Серия: филология и искусствоведение, Баку, 1975, й 3, 5 с.

6. Сведения о жизни и творчестве египетского писателя Юсуфа ас-Сиба'и. Тезисы конференции аспирантов и молодых сотрудников, М., 1976 , 2С.

Зак. (У? Тир. (00 Печ. лисг/.0 Тип ДЛ1У нм. М АчмСн-м' Баку—ГСП, ироспск! /киши,

бесплатна

АЗЭРБА^1АН ЕЛ МЛ ЭР АКАДЕМШАСЫ ШЭРГШУНАСЛЫГ ИНСТИТУТУ

Эл}азмасы Ьугугунда

УДК 892.7 (620)

БЭШИРОВ ^СИФ МУРТУЗА орлу

ЛУСИФ ЭС-СИБА'ИНИН РОМАН Л АРЫ НДА Л\ИСИРИН СОСИАЛ-СИЛАСИ ЬЭЛАТЫНЫН ИН'ИКАСЫ

10.01.06 — Аси^а вэ Африка харичи елкэ халглары эдэби^аты

Фнлолоки|'а слмлэри памизэди алимлик дэрэчэси алмаг учун тэгдим едилмиш диссертаси]анын

АВТОРЕФЕРАТЫ Б а к ы — 1 9 9 2