автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Ожидание осуществления социального идеала как феномен массового сознания

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Маслов, Евгений Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Ожидание осуществления социального идеала как феномен массового сознания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маслов, Евгений Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.*.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ОЖИДАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ.

1.1. Проблема терминов в изучении утопического и ее возможное решение.

1.2. Оценочная природа феномена ожидания осуществления социального идеала.

1.3. Компенсаторно-катарсическая функция ожидания осуществления социального идеала.

ГЛАВА 2. ОЖИДАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ.

2.1. Неспециализированное осмысление истории и его место в структуре общественного сознания

2.2. Специфика ожидания осуществления социального идеала на уровне массового сознания.

ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОЖИДАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ.

3.1. Эсхатология.

3.2. Народная социальная утопия.

3.3. Прогрессистское восприятие исторических процессов.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Маслов, Евгений Сергеевич

Актуальность исследования. Во все времена людей интересовало, что предвещает им будущее. Особенно актуальным вопрос о грядущих судьбах общества становился в периоды социальных перемен и потрясений; такой период переживает сейчас Россия. Чуть более десяти лет назад в нашей стране окончилась идеологическая монополия социалистических идей, в которых перспективой развития социума мыслился коммунистический идеал. Этот факт поставил все российское общество перед необходимостью поиска новых целей и идеалов, равно как и путей к ним. Активная полемика по данному вопросу продолжается в отечественной науке, философии, публицистике, политических кругах.

Одна из тенденций этого нового осмысления проблемы - ожидание возрождения России (понимаемого по-разному), то есть, фактически, очередная форма давно знакомого человечеству феномена ожидания осуществления социального идеала. Тенденция рассмотрения исторического будущего как области, где разрешатся все проблемы человечества и будет осуществлен социальный идеал, зародилась в глубокой древности и во все времена в разных вариантах играла значительную роль в мировосприятии различных обществ. Исследование истории данного феномена и его теоретическое осмысление могут помочь по-новому взглянуть на процессы, происходящие в современном общественном сознании. Это обусловливает особую актуальность темы настоящей работы для сегодняшней науки.

Осмысление грядущих судеб человечества предстает на сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов мировой философской мысли; эта проблема близка и понятна и широким народным массам самых различных стран. В современном мире, когда судьбы разных народов столь тесно связаны, когда человечество как никогда ранее может рассматриваться в качестве единого субъекта истории, когда целый ряд проблем стоит уже не столько перед отдельными народами, сколько перед человечеством в целом - вопрос об историческом будущем выходит на новую ступень и звучит все более как вопрос о будущем всего человечества. С одной стороны, двадцатый век в ряде стран ознаменован немыслимыми ранее достижениями в области осуществления свободного, демократического общества, высочайшего уровня жизни — то есть в области, веками бывшей лишь предметом мечтаний. При этом в двадцатом веке практически впервые в истории создалась ситуация угрозы для жизни человечества в целом, что опять-таки требует принципиально нового осмысления.

В такой ситуации важно помнить, что и проблемы, и мечты, и идеалы появились у человечества не вчера, что культура имеет многовековой опыт осмысления будущего; изучение устремлений мысли минувших эпох с целью выявить закономерности осмысления человеком проблемы грядущих судеб общества может существенно помочь не только в решении сегодняшних проблем, но и в понимании сегодняшних же тенденций осмысления этих проблем.

Обзор мнений прошлого помогает увидеть иллюзии, «идолы», в терминологии Ф. Бэкона, которые успешно влияли на познание человеком мира тысячу лет назад и, возможно, не менее распространены и сегодня. Именно в попытке выявления таких «идолов» и состоит основной смысл данной работы.

Степень разработанности проблемы. Феномен ожидания осуществления социального идеала традиционно изучался в контексте обращения к проблемам утопии, эсхатологии, революционного сознания и ряда других явлений культуры. Исследование названных феноменов представлено давней и солидной научной традицией.

Так, на протяжении всего XX века осмыслением утопии занимался целый ряд выдающихся философов и ученых. В исследование сущности утопии внесли значительный вклад такие зарубежные мыслители, как Э. Блох, М. Ласки, К. Мангейм, Ф. Мэнюэль, А. Петруччани, К. Поппер, Е. Шацкий. Место утопии в системе культуры осмысливалось в оппозициях утопии и идеологии (К. Мангейм), утопии и поэтапной социальной инженерии (К. Поппер), утопии и традиции (Е. Шацкий). Онтологические и гносеологические предпосылки утопии рассматриваются в работах Э. Блоха, Ч. С. Кирвеля, И. И. Кравченко, Э. Я. Баталова. В отечественной науке исследованием различных аспектов утопии занимались также А. С. Балакирев, В. П. Волгин, М. М. Дайнеко,

B. Н. Назаров, А. М. Ушков, 3. И. Файнбург, Е. JI. Черткова, В. П. Шестаков.

В последние десятилетия исследования утопии затрагивают все более разнообразные грани этого феномена. Так, активно разрабатывается категория утопического сознания, позволяющая во многом отойти от шаблонов в традиционном исследовании сферы утопического (Ч. С. Кирвель, Е. JI. Черткова).

Эсхатологические концепции различных религий активно исследовались сначала в теологической традиции (на протяжении многих веков), а в последние полтора-два столетия - и в научно-философском ключе. За это время собран и проанализирован огромный материал по истории формирования эсхатологических идей, их функционирования в различных культурных пространствах; большую роль здесь играют сопоставительные исследования эсхатологии различных религий (Ж. Дюмезиль, Й. Лукач, М. Мосс, М. Элиаде; И. В. Бестужев-Лада, П. Г. Гопченко, В. Н. Нечипуренко, Ф. Н. Петров,

C. Н. Соколов, С. А. Токарев, Т. В. Топорова).

В советской науке эсхатология изучалась преимущественно в свете ее социально-экономической детерминированности (А. А. Баранец, П. Г. Гопченко, А. Т. Москаленко, В. А. Поспелов, А. Б. Ранович), что соответствует марксистскому взгляду на проблему. В последние годы интерес к вопросам религии возрос и изучение эсхатологии стало более многогранным; в частности, стоит отметить исследования В. И. Курашова, Ф. Н. Петрова, В. Н. Нечипуренко.

Философский анализ эсхатологии проводится в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Й. Лукача, М. Элиаде, В. И. Курашова, В. Н. Нечипуренко. Исследователями выделены две господствующие соответственно в западных» (зороастризм, иудаизм, христианство, мусульманство) и в «восточных» (индуизм, буддизм, даосизм) религиях модели восприятия истории: линейная и циклическая, которые отразились в соответствующих эсхатологических концепциях (Й. Лукач, В. Н. Нечипуренко).

Соотношение утопии и эсхатологии анализируется в трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, К. Мангейма, П. И. Новгородцева, X. А. Маравалля, Э. Ю. Соловьева, П. Тиллиха, М. Хоркхаймера. Следует отметить сохраняющуюся на протяжении всего XX века значительную идеологи-зированность полемики по вопросу о сходствах и различиях эсхатологии и некоторых позднейших светских концепций истории, прежде всего марксизма, а также по вопросу об утопичности последнего. Данная идеологизированность никак не содействует нормальному научному исследованию названных явлений культуры.

Из исследователей проблем восприятия исторического времени следует назвать прежде всего О. Шпенглера, а также С. С. Аверинцева, А. Я. Гуревича, Г. Е. Зборовского, Ю. А. Леваду, Дж. Уитроу, В. А. Шкуратова.

Связь осмысления истории с фундаментальными аспектами картины мира и смысла жизни исследуется в работах Н. А. Бердяева, В. Дильтея, Ч. С. Кирвеля, К. Мангейма, К. Поппера, В. Татаркевича, М. Элиаде, К. Ясперса. Эмоциональную, психологическую, катарсическую природу эсхатологического и революционного сознания рассматривают в своих работах К. Мангейм, М. Элиаде, Э. Я. Баталов (последний - с опорой на исследования карнавального сознания М. М. Бахтиным).

Функционирование утопических и эсхатологических идей в сознании широких масс рассматривается (в основном в контексте изучения общественных движений) в работах А. Л. Мортона, П. Уорсли, Хоу Вай Лу, Ж. Шэно, С. С. Аверинцева, В. Базарова, М. А. Барга, В. П. Волгина, А. И. Колесникова, Ю. М. Каграманова, А. С. Мартынова, Е. Б. Поршневой, Н. В. Ребриковой, И. Степанова, А. М. Ушкова. Особо следует отметить фундаментальные монографии А. С. Клибанова и К. В. Чистова, посвященные народной социальной утопии. В целом в связи с тем, что разграничение «ученой» и «фольклорной» культур, - выделение массового сознания (труды Б. А. Грушина, Г. Г. Дилигенского, Н. В. Веткасовой) и ряда смежных категорий произошло в науке относительно недавно, исследование утопии и эсхатологии чаще всего ограничивалось сферой специализированного сознания, творчества интеллектуальной элиты; значительно меньше внимания уделялось изучению процессов, протекающих в массовом сознании, народной культуре.

Вопрос о психологической детерминированности осмысления социальных процессов в той или иной форме ставился и изучался еще в трудах В. Парето, Г. Лебона, 3. Фрейда; в то же время исследователи отмечают сохраняющиеся значительные методологические трудности в данной области науки (В. А. Шкуратов).

В целом можно констатировать значительную степень разработанности научных проблем, связанных с изучением утопии, эсхатологии и ряда других явлений культуры, элементом которых является ожидание осуществления социального идеала. Существуют, однако, и неразработанные или слабо разработанные аспекты, например, специфика функционирования идей данного типа на разных уровнях общественного сознания, а также сложности методологического характера, с которыми сталкивается Haiyrca в данной сфере. Так, вот уже около ста лет вращается вокруг одних и тех же вопросов полемика о соотношении эсхатологии, утопии, социалистических идей. Вследствие обилия трактовок категории утопии само употребление данной категории как инструмента анализа становится все более обремененным многозначностью. Можно отметить также, что ожидание осуществления социального идеала, называемое многими исследователями в качестве компонента утопии и некоторых других явлений осмысления социального бытия, еще практически никем не рассматривалось в качестве самостоятельного предмета научного анализа.

Целью исследования является изучение природы, структуры, предпосылок и функций феномена ожидания осуществления социального идеала и своеобразия функционирования данного феномена на уровне массового сознания. В связи с этим выделяются следующие задачи исследования:

- обосновать категориальный статус понятия ожидания осуществления социального идеала с рассмотрением целесообразности выделения такой категории и определить ее место в ряду смежных категорий;

- рассмотреть природу и структуру феномена ожидания осуществления социального идеала, при этом уделить особое внимание эмоционально-оценочному аспекту данного феномена;

- исследовать детерминанты выделяемого феномена, в частности, рассмотреть вопрос о его психологической детерминированности;

- выявить особенности функционирования выделяемого феномена на уровне массового сознания;

- проанализировать исторические формы проявления исследуемого феномена в массовом сознании и оценить масштабы его распространенности в истории массового сознания.

Объектом исследования является массовое сознание в своем историческом развитии.

Предмет исследования - феномен ожидания осуществления социального идеала и его функционирование в массовом сознании.

Теоретико-методологическая база исследования. Самым общим методологическим принципом настоящего исследования является подход, в котором признается существование инвариантных структур, стоящих за многообразием явлений культуры и выявляющихся при их анализе. Установка на обнаружение таких структур наиболее ярко проявилась в методологии структурализма, но играет большую роль и во многих других направлениях науки.

Второй методологический принцип, тесно связанный с первым, заключается в тенденции изучения процессов и результатов познавательной деятельности с точки зрения их детерминированности внешними по отношению к содержанию этой деятельности факторами. Внутри этого методологического принципа можно выделить два наиболее значительных подхода, связанных с идеями социально-экономической и психологической детерминированности явлений общественного сознания (в настоящей работе привлекается прежде всего вторая из названных тенденций научной мысли); виднейшими фигурами и в значительной степени родоначальниками этих подходов принято считать соответственно К. Маркса и 3. Фрейда.

Большую роль в работе играют различные научные традиции осмысления структуры общественного сознания. Это теория элит, выделение «фольклорной» и «ученой» культур («Школа Анналов»), а также теоретические исследования природы массового сознания, из которых особо следует выделить подход Б. А. Грушина. В исследовании массового сознания были использованы методологические принципы, сформулированные в трудах А. Я. Гуревича, Б. А. Грушина.

В настоящей работе используются также методы анализа фольклорных текстов В. Я. Проппа, Е. М. Мелетинского и зарубежной традиции «мифологической критики» (Дж. Фрэзер, К. Стилл, Н. Фрай). В работе применяются историко-культурный и компаративистский методы научного анализа, а также принцип единства логического и исторического.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснован категориальный статус понятия ожидания осуществления социального идеала и доказана эффективность его использования в качестве категориальной базы исследования культурно-исторического материала;

- выявлено, что ожидание осуществления социального идеала является господствующей моделью осмысления исторического будущего в истории массового сознания, причем в подавляющем большинстве случаев грядущее осуществление социального идеала видится внезапным;

- продемонстрирована укорененность феномена ожидания осуществления социального идеала в фундаментальных свойствах человеческого сознания и доказана высокая степень вероятности участия психологических факторов в формировании ожидания осуществления социального идеала как феномена массового сознания;

- доказано, что функционирование феномена ожидания осуществления социального идеала в массовом сознании обусловлено законами массового сознания, что проявляется на уровне содержания, структуры и функций данного феномена; в частности, обоснована высокая степень нивелирования различий между циклической («восточные» религии) и линейной («западные» религии) моделями восприятия истории в массовом эсхатологическом сознании (в противоположность сознанию специализированному) и продемонстрирована низкая роль инструментальных ценностей в облике социального идеала на уровне массового сознания по сравнению с сознанием специализированным;

- раскрыта тенденция бинарного восприятия истории, заложенная в теории прогресса и реализующаяся в полном объеме при переносе данной теории на уровень массового сознания;

- выявлено сходство между схемами осмысления истории, господствующими в массовом сознании различных культур, и фундаментальными закономерностями сюжетообразования фольклорных текстов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования вносят вклад в социальную философию в аспекте изучения утопии, социалистических идей, а также структуры общественного сознания, взаимодействия различных его уровней, особенно массового сознания; в социальную психологию в области исследования закономерностей психологии масс; в культурологию - в аспекте изучения осмысления в различных культурах истории социума, в том числе исторического времени; в религиоведение - в изучении эсхатологии.

Выводы, сделанные в работе, могут быть использованы при разработке курсов философии истории, социальной философии, культурологии, религиоведения. Кроме того, результаты настоящего исследования могут применяться при формировании политических стратегий, принятии управленческих решений, разработке идеологических платформ политических движений, в избирательных кампаниях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выделение категории ожидания осуществления социального идеала в качестве понятийного основания научного исследования является целесообразным и продуктивным для изучения культурно-исторического материала.

2. Ожидание осуществления социального идеала является доминирующей схемой осмысления будущего в истории массового сознания. При этом грядущее ожидание осуществления социального идеала почти во всех случаях видится мгновенным или очень быстрым.

3. Феномен ожидания осуществления социального идеала детерминирован фундаментальными свойствами человеческого сознания (прежде всего - тенденцией целостности восприятия и бинарностью оценки). Высока вероятность детерминированности феномена механизмами психической защиты (в первую очередь механизмом компенсации).

4. Функционирование феномена ожидания осуществления социального идеала на уровнях массового и специализированного сознания различается по содержанию, структуре, функциям. Ожидание осуществления социального идеала на уровне массового сознания характеризуется невысокой степенью сложности теоретических конструкций, низкой ролью инструментальных ценностей в облике социального идеала, упрощенной (по сравнению со специализированным сознанием) схемой восприятия истории, ориентированностью на ценности и потребности, актуальные для широких масс населения.

5. На уровне массового сознания в значительной степени нивелируются различия между линейной и циклической моделями восприятия истории, проявляющимися в эсхатологических концепциях соответственно «западных» (христианство, мусульманство, иудаизм, зороастризм) и «восточных» (индуизм, буддизм, даосизм) религий: в массовом сознании восточных обществ предметом активного осмысления становится лишь ближайшее эсхатологическое преображение, что близко к линейной эсхатологии «западных» религий.

6. В теории прогресса, несмотря на тезис о бесконечности совершенствования социума, заложен потенциал противопоставления негативно оцениваемого настоящего идеальному будущему; данная тенденция, прослеживаемая в работах многих философов-прогрессистов, на уровне массового сознания реализуется в полном объеме, способствуя формированию ожидания внезапного осуществления социального идеала.

7. Господствующая в истории массового сознания тенденция осмысления истории как перехода от минувшего «золотого века» через неудовлетворительное настоящее к грядущему социальному идеалу имеет структурное сходство с сюжетной схемой многих фольклорных жанров «изначальная гармония - трудности и борьба с ними - финальная гармония», а идея ожидаемого скачкообразного осуществления социального идеала - с фольклорным архетипом внезапного проявления положительных качеств героя.

Апробация работы. Выводы исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях «Наука и образование: современные тенденции и перспективы» (Казань, 2002), «Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия» (Москва, 1998), Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества» (Казань, 2001), межрегиональной научно-практической конференции «Государственное и муниципальное управление: история, теория и практика» (Казань, 2002), межвузовской научной конференции «Философская антропология: предмет, содержание и функциональная направленность» (Казань, 2001), итоговой конференции Республиканского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов на соискание премии имени Н. И. Лобачевского (Казань, 2002).

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии. В первой главе исследуются оценочно-эмоциональная природа, детерминанты и функции феномена ожидания осуществления социального идеала, а также затрагиваются некоторые вопросы методологии его исследования. Во второй главе в контексте рассмотрения различных подходов к структуре общественного сознания анализируются особенности функционирования исследуемого феномена на уровне массового сознания. Третья глава посвящена анализу конкретных исторических форм, в которых проявляется феномен ожидания осуществления социального идеала на уровне массового сознания, а именно - эсхатологии, народной социальной утопии и некоторых явлений массового сознания Нового и Новейшего времени. Акцентируются различия между обликом феномена на уровне специализированного и на уровне массового сознания. В заключении изложены основные выводы работы и намечены перспективы дальнейшего исследования. Библиография включает 187 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ожидание осуществления социального идеала как феномен массового сознания"

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать вывод прежде всего о том, что выделение феномена ожидания осуществления социального идеала в качестве предмета исследования является целесообразным и продуктивным. Ожидание осуществления социального идеала может рассматриваться как самостоятельное научное понятие. Рассмотрение его в качестве категориального основания научного исследования открывает новые возможности в изучении культурно-исторического материала.

В научной традиции исследования явлений, обобщаемых понятием ожидания осуществления социального идеала, ведутся с использованием ряда категорий, главенствующей из которых является категория утопии. При этом возникают, в частности, две проблемы. Во-первых, многообразие трактовок категории утопии осложняет оперирование данной категорией, порождая терминологическую полемику и необходимость оговорок при использовании термина «утопия». Во-вторых, категория утопии, как любое научное понятие, фиксирует определенный «угол зрения» или совокупность нескольких «углов зрения» на культурно-исторический материал, что благоприятствует движению научной мысли в определенных направлениях, а в других - препятствует. Обе проблемы решаются посредством введения дополнительных уточняющих понятий, примером которых является «ожидание осуществления социального идеала».

Использование данной формулировки оказывается особенно эффективным в сопоставительных исследованиях, например, таких явлений, как эсхатологическое сознание, утопическое сознание, прогрессистское сознание, позволяя избегать игнорирования диалектики сходств и различий.

Ожидание осуществления социального идеала является вариантом оценочного восприятия истории, прежде всего исторического будущего. Среди онтологических, гносеологических и аксиологических предпосылок данного феномена можно выделить следующие:

- тотальная изменчивость и процессуальное^ социального бытия;

- способность сознания делать объектами своего осмысления явления любой сложности, в том числе историю человечества в целом, и, выделяя из бесчисленных фактов мировой истории наиболее значимые с позиций определенной системы ценностей, выстраивать достаточно простую структуру данного объекта осмысления;

- конфликт между таким фундаментальным свойством истории, как незавершенность, и стремлением человеческого сознания к целостному восприятию любого объекта, в том числе и истории общества;

- конфликт между потребностью человека в предвидении и ограниченностью прогностической способности сознания при неопределенности границ этой способности;

- бинарность оценки и склонность человеческого сознания к однозначной (положительной или отрицательной) оценке любого ценностно воспринимаемого объекта, в том числе крупных периодов истории. Как следствие, возможность «черно-белого» противопоставления негативно оцениваемого настоящего воображаемому идеальному будущему.

Любая попытка конструирования социального идеала нацелена, во-первых, на решение социальных проблем, воспринимаемых как актуальные, а во-вторых, на возможность воплощения данного идеала в реальности, даже если прямо на это не указывается.

Принципиальная неполнота знаний человека о будущем в сочетании с же-лаемостью определенных характеристик грядущего социального бытия открывает возможность для воздействия психологических факторов на осмысление человеком исторического будущего. Так, есть основания полагать, что на формирование такого явления, как ожидание осуществления социального идеала, влияют механизмы психической защиты, в частности, механизм компенсации.

Так как сфера исторического является особо значимой гранью человеческого мировосприятия, в осмыслении истории дает о себе знать «воля к устойчивости картины мира» (Э. Дюркгейм) и речь в данном случае идет о психологической детерминированности фундаментальных характеристик миропонимания.

Восприятие человеком исторического процесса имеет сходство с восприятием сюжета литературного произведения. В связи с этим уместно сопоставление осмысления истории в целом и феномена ожидания осуществления социального идеала в частности с некоторыми законами фольклорной поэтики, на формирование которых, как представляется, воздействуют схожие психологические факторы. Так, фольклорный архетип внезапного проявления положительных качеств героя сопоставим со схемой ожидаемого скачкообразного осуществления социального идеала, а господствующая сюжетная схема многих фольклорных жанров «изначальная гармония - трудности и борьба с ними -финальная гармония» сравнима с распространенной в мировых культурах тенденцией трактовки истории как перехода от минувшего «золотого века» через неудовлетворительное настоящее к грядущему социальному идеалу. Такая схема восприятия истории отличается завершенностью и психологической комфортностью.

Предвосхищение перспективы осуществления социального идеала способно порождать эмоциональные переживания, близкие по природе к катарсису и тем более сильные (вплоть до экстатических), чем более близким видится грядущее социальное преображение. Эта катарсичность обусловлена восприятием идеального будущего как средоточия смысла истории. Особенно мощный «канал» для возникновения эмоций такого рода открывается в том случае, когда грядущее осуществление социального идеала видится скачкообразным и, таким образом, ценность и смысл истории «стягиваются» в эту точку финального преображения.

Функционирование феномена ожидания осуществления социального идеала на основе массового сознания имеет ряд особенностей.

Оппозиция «специализированное сознание - массовое сознание» коррелирует (хотя и не жестко) как с теми «измерениями» общественного сознания, которые связаны с неоднородностью социума («ученая культура» - «фольклорная культура», интеллектуальная элита и неэлитарные слои населения, отчасти -классовая неоднородность общества), так и с теми «измерениями», которые связаны с гносеологической многомерностью человеческого сознания (теоретический и обыденный уровни общественного сознания, идеология и общественная психология). Этим обусловлены и закономерности, определяющие содержание массового сознания: «порог доступности» и «принцип целесообразности» (Б. А. Грушин), большое значение образного и эмоционального компонентов мышления. Данные закономерности приводят, в частности, к тому, что большинство философских концепций, осмысливавших историю, не становилось достоянием массового сознания; те идеи, которые играли в массовом сознании заметную роль, во-первых, не могли содержать сложных теоретических построений («принцип доступности»), а во-вторых, касались лишь того, что входило в сферу актуальных интересов и потребностей масс («принцип целесообразности»). Массовому сознанию доступен также далеко не весь спектр ценностей, в свете которых осмысливалась история в специализированном сознании.

На протяжении тысячелетий самой распространенной формой ожидания осуществления социального идеала в массовом сознании являлась эсхатология. В эсхатологических концепциях всех развитых религий содержится предсказание перехода мира и человечества в идеальное состояние после финального для истории катастрофического преображения. Амбивалентность осмысления «конца света» как катастрофы и как осуществления идеала является инвариантной характеристикой эсхатологии мира. Вместе с тем можно выделить ряд заложенных в эсхатологическом сознании механизмов, которые ослабляют его катастрофичность и связанную с ней пессимистичность осмысления истории. Прежде всего, это понимание грядущих катастроф как очищения мира от скверны, опасного для грешников и иноверцев, но не для членов конкретной религиозной общины - субъектов эсхатологического сознания. В этом ряду можно рассматривать и христианский хилиазм, где ожидаемое тысячелетнее царство праведных фактически подменяет пугающий финальный эсхатологический акт, являя собой осуществление материально понятого социального идеала с ограждением избранных от дальнейших испытаний.

Особенности эсхатологического восприятия истории на уровне массового сознания проявляются прежде всего в акцентировании в постэсхатологическом идеале ценностей, понятных массам (материальное процветание, взаимная любовь, справедливость и т. п.).

На уровне массового сознания в значительной степени нивелируются различия между линейной и циклической моделями восприятия истории, проявляющимися в эсхатологических концепциях соответственно «западных» (христианство, мусульманство, иудаизм, зороастризм) и «восточных» (индуизм, буддизм, даосизм) религий. Это происходит по той причине, что бесчисленные циклы мировой истории, акцентируемые в специализированно-богословском осмыслении истории в «восточных» религиях, не затрагивают актуальных интересов масс. В массовом сознании восточных обществ предметом активного осмысления становится лишь ближайшее эсхатологическое преображение, должное начать новый «золотой век», в чем заключается близость к линейной эсхатологии «западных» религий.

В народной социальной утопии, в отличие от эсхатологии, речь идет о грядущем преображении не мироздания в целом, а только социума, и ожидаемый идеал является не социально-космическим, а собственно социальным. В ряде случаев народная социальная утопия и эсхатология образуют промежуточные варианты. Тот факт, что народные социально-утопические легенды о «царевичах-избавителях» формируются в каждом конкретном случае без генетической связи с ранее существовавшими сюжетами подобного типа, является веским доказательством психологической детерминированности лежащей в их основе модели восприятия исторического процесса.

В народной социальной утопии, в отличие от большинства авторских утопий, уделяется недостаточно внимания средствам достижения и поддержания ожидаемого социального идеала и отдельных его элементов (например, всеобщей любви людей друг к другу), что можно объяснить низкой способностью массового сознания к теоретическим построениям. Тот факт, что в массовом сознании логическое обоснование механизмов осуществления отдельных граней социального идеала может и вообще отсутствовать, свидетельствует о вто-ричности подобных обоснований, если они наличествуют, по отношению к же-лаемости данных характеристик, что опять же говорит в пользу психологической детерминированности ожидания осуществления социального идеала.

В целом на основе анализа массового эсхатологического сознания и народной социальной утопии делается вывод о том, что в массовом сознании традиционных обществ, в самых различных культурах, господствующей на протяжении тысячелетий являлась следующая схема восприятия истории: «золотой век» в прошлом - дальнейшая деградация, приведшая к неудовлетворительному состоянию в настоящем - «золотой век» в будущем, часто рассматривающийся как восстановление (иногда на новом уровне) изначальной мировой гармонии. Грядущее осуществление социального идеала во всех случаях видится мгновенным или очень быстрым, скачкообразным.

В Новое время теория прогресса, ставшая господствующей моделью осмысления истории в специализированном сознании европейских культур, проникает в массовое сознание соответствующих обществ очень медленно. В революционном массовом сознании Нового и Новейшего времени наблюдается постепенный переход от хилиастического видения истории к прогрессистско-му. Относительная плавность и безболезненность этого перехода обусловлена глубинным структурным сходством между названными двумя моделями истории. Так, в теории прогресса, несмотря на тезис о бесконечности совершенствования социума, заложен потенциал противопоставления негативно оцениваемого настоящего идеальному будущему. Эта тенденция, прослеживаемая в работах многих философов-прогрессистов, на уровне массового сознания реализуется в полном объеме. В сочетании с революционной практикой и теоретическим обоснованием революции как закономерного элемента прогресса это приводит к господству в массовом революционном сознании Нового и Новейшего времени все той же схемы ожидаемого внезапного осуществления социального идеала.

В настоящий исторический период в связи с ослаблением позиций религии (а следовательно, и эсхатологического восприятия истории) и с утратой социалистической идеологией масштабного влияния без появления новых концепций подобного типа наблюдается деабсолютизация и демаксимализация ожидания осуществления социального идеала, причем на уровне как специализированного, так и массового сознания.

В массовом сознании всегда играли большую роль не только ожидания осуществления социального идеала, но и ожидания более частных и относительных улучшений социума и его составляющих. Осмысление социальных явлений различного масштаба всегда соприсутствовало в сознании человека; следует отметить, однако, особую роль осмысления истории общества в целом для фундаментальных аспектов картины мира и смысла жизни.

Таким образом, ожидание осуществления социального идеала является основной схемой осмысления истории в массовом сознании самых различных культур с глубокой древности до наших дней. Почти во всех случаях осуществление идеального состояния социума мыслилось внезапным, скачкообразным.

Такая универсальность является главным доводом в пользу психологической детерминированности данного явления, с учетом того, что эмпирическая реальность крайне редко чем-либо подтверждала подобные ожидания.

Во всех своих вариантах ожидание осуществления социального идеала занимало в массовом сознании заметное место лишь в тех случаях, когда данное осуществление мыслилось очень близким. Высокая эмоциональная и деятель-ностная активность масс, связанная с усилением таких ожиданий, наблюдается в истории сравнительно редко; в масштабах истории человечества в целом и отдельных культур она чаще всего носила спорадический характер. Подобного рода всплески связаны с социально-экономическими и политическими кризисами и активизацией классовой борьбы. Вместе с тем в качестве фонового элемента картины мира мотив грядущего воплощения социального идеала никогда не исчезал из массового сознания полностью, являясь частью ответа культуры на вопрос о смысле бытия, истории и вплетенной в нее отдельной человеческой жизни.

В качестве перспективы дальнейших исследований можно назвать прежде всего изучение идеи грядущего осуществления социального идеала в специализированном сознании, в частности, в философских трудах различных эпох. Интересным представляется исследование национального своеобразия осмысления проблемы исторического будущего. Перспективным видится также дальнейшее изучение связи смысла жизни со смыслом истории и вообще с осмыслением исторических процессов.

Еще одним направлением, которое можно рассматривать как перспективу для дальнейших исследований, является изучение функционирования различных явлений культуры в разных типах и уровнях общественного сознания. Подобные исследования занимают на сегодняшний день в науке гораздо меньшее место, чем того заслуживает данная сфера знания.

Сделанные выводы вовсе не означают негативного отношения к оптимистическому осмыслению исторического будущего. Смыслом работы, как уже было сказано, является попытка выявления одного из тех «идолов», по Ф. Бэкону, которые препятствуют адекватному восприятию человеком мира. Знание закономерностей образования иллюзий в прошедшие эпохи может помочь избавиться от подобных иллюзий при осмыслении сегодняшней исторической ситуации, а следовательно, и более реалистично подходить к попыткам достижения желаемых результатов в историческом будущем.

 

Список научной литературыМаслов, Евгений Сергеевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1.Августин Блаженный. Творения: В 4-х тт. - Т. 3. - СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - 596 с.

2. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья: (Общие замечания)// Античность и Византия. М.: Наука, 1975.-С. 266-285.

3. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Составление, общая редакция, примечания, справочный раздел И. В. Рака. Изд. 2-е, исправленное. - СПб: «Журнал "Нева"», «Летний сад», 1998. - 480 с.

4. Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата / Перевод с авестийского, предисловие, примечания и словарь И. М. Стеблина-Каменского. М.: Дружба народов; КРАМДС - Ахмед Ясови, 1992. - 207 с.

5. Агапов О. Д. Метод интерпретации в историческом познании. Дис. . канд. филос. наук. - Казань, 2000. - 128 с.

6. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. 1998. -№ 1. — С. 15-26.

7. Алфионов Я. Хилиазм первых трех веков христианства. Исторический очерк. Казань, 1875. - 68 с.

8. Альтицер Т. Россия и апокалипсис // Вопросы философии. 1996. -№7.-С. 110-126.

9. Асланян Г. Г. Идея прогресса в буржуазной философии истории,- Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1965. 395 с.

10. Ю.Балакирев А. С. Русские коммунистические утопии и учение Н. Ф. Федорова // Россия XXI. 1996. - № 3/4. - С. 120-140.

11. Баранец А. А. О социальных истоках и содержании христианской эсхатологии // Актуальные проблемы научного атеизма. Вып. 4. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. С. 10-17.

12. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982.-336 с.

13. Баталов Э. Я. В мире утопии. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. - 317 с.

14. Баталов Э. Я. Воображение и революция // Вопросы философии. -1972.-С. 68-80.

15. Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. -М.: Наука, 1990. 256 с.

16. Баталов Э. Я. Политическая утопия в XX веке: вопросы теории и истории. — Диссертация в виде научного доклада на соискание уч. степ, д-ра политических наук. М., 1996. - 56 с.

17. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990. -541 с.

18. Безсонов П. А. Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование П. Безсонова. Вып. 1-3. -М., 1861. - 824 с.

19. БеленькийМ. С. Иудаизм,- 2-е изд.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974.-239 с.

20. Белявский И. Г., Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. 224 с.

21. Бердяев Н. А. Смысл истории. М: Мысль, 1990. - 175 с.

22. Бестужев-Лада И. В. Эсхатология индуизма: (Футурологический аспект) // Индуизм: Традиции и современность. / Отв. ред. А. Д. Литман, Р. Б. Рыбаков. М.: Наука, 1985. - С. 5-27.

23. Библия. Казань, 1991. - 1376 с.

24. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой, М.: Прогресс, 1991.-С. 49-78.

25. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. - 264 с.

26. Буддийская космогония. Иркутск, 1885. - 14 с.

27. Булгаков С. Н. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. - М.: Наука, 1993.

28. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Москва и др.: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. - 832 с.

29. Былины / Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Б. Н. Путилова. Д.: Советский писатель, 1986. - 552 с.

30. Бэкон Ф. Соч.: В 2-х тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1978.31 .Василенко И. А. Альтернативные концепции прогресса // Вестник РАН. 1998. - Т. 68. -№ 4. - С. 291-296.

31. Веткасова Н. В. Массовое революционное сознание и проблемы его формирования (Теоретико-методологический аспект). Дис. . канд. филос. наук. - Казань, 1989. - 167 с.

32. Виндельбанд В. Прелюдии: Философские речи и статьи. СПб, 1904. -374 с.

33. Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей (С древности до конца ХУ1П в.). М.: Наука, 1975. - 296 с.

34. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М.: Наука, 1977. - 375 с.

35. Воробьев М. В. «Нихонги» и общественные выступления в Японии (с древности и до конца VII в.) // Общественные движения и их идеология в до-буржуазных обществах Азии. М.: Наука, 1988. - С. 15-25.

36. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. -368 с.

37. ГакГ. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: Изд-во ВПИ1 и АОН при ЦК КПСС, 1960. - 200 с.

38. Герье В. Философия истории от Августина до Гегеля, М., 1915. — 268 с.

39. Гесиод. Работы и дни // Эллинские поэты. М.: Госполитиздат, 1963.1. С. 141-168.

40. Гопченко П. Г. Критика религиозных концепций о «конце мира»: Социальные истоки и идейная сущность христианской эсхатологии. Киев-Одесса: Вшца школа, 1979. - 191 с.

41. Грушин Б. А. Масса как субъект исторического и социального действия (опыт определения понятия)// Рабочий класс и современный мир, 1984. — №5.-С. 28^15.

42. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. 368 с.

43. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. - 400 с.

44. Групшн Б. А. Проблемы методологии исследования общественного мнения / Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1966. - 35 с.

45. Гулыга А. В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. - 182 с.

46. Гулыга А. В. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. -1969.- №5.-С. 217-232.

47. Гулыга А. В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. - 128 с.

48. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е , испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

49. Гуревич А. Я. О соотношении народной и ученой традиций в средневековой культуре (Заметки на полях книги Жака Jle Гоффа) // Французский ежегодник. 1982.-М.: Наука, 1984. С. 209-224.

50. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396 с.

51. Гуревич П. С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М.: Наука, 1980.-367 с.

52. Гуревич П. С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. - 175 с.

53. Джатаки, или сказания о подвигах Бодхисаттвы / Введение и комментарии О. Ф. Волковой. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.- 192 с.

54. Дилигенский Г. Г. Марксизм и проблемы массового сознания // Вопросы философии. 1983. - № И.-С. 3-15.

55. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. Антология. М.: Юристъ, 1995. - С. 213255.

56. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. — 234 с.

57. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. - № 2. - С. 106-114.

58. Евсюков В. В. Мифы о мироздании: Вселенная в религиозно-мифологических представлениях. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1986. - 112 с.

59. Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974. - 223 с.61.3дравомыслов А., Лейн Д. Массовое сознание в фокусе идеологической борьбы. Научный диалог // Проблемы мира и социализма. 1980. - № 11.-С. 78-81.

60. Игнатов А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 25-30.

61. Иллюстрированная история религий / Под ред. Д. П. Шантепи де ля Соссей: В 2-х тт. 2-е. изд. -М., 1992.

62. История буржуазной социологии XIX начала XX века / Отв. ред. И. С. Кон. - М.: Наука, 1979. - 344 с.

63. История буржуазной социологии первой половины XX века / Отв. ред. Л. Г. Ионин, Г. В. Осипов. -М.: Наука, 1979. 306 с.

64. История общественной мысли (Современные проблемы) / Ред. коллегия: В. В. Орешкин и др. -М.: Наука, 1972. 535 с.

65. Каграманов Ю. М. Американская «Симфония» // Вопросы философии. 1996. - № 1. - С. 70-90.

66. Кантор В. К. Проблема антихриста как проблема тоталитарного сломаевропеизма // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 16-24.

67. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1981. 288 с.

68. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. - 312 с.

69. Кирвель Ч. С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. Минск: Университетское, 1989. - 192 с.

70. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. XIX век. М.: Наука, 1978. - 342 с.

71. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. -М.: Наука, 1977. 335 с.

72. Колесников А. И. Идеология маздакизма и народные движения VIII— IX вв. в Иране // Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. М.: Наука, 1988. - С. 92-102.

73. Комаров В. Н. Материализм и утопизм // Научный Татарстан. 1997. -№ 1.-С. 60-64.

74. Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума-М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1936. 265 с.

75. Коран. М.: СП ИКПА, 1990. - 512 с.

76. Корнев В. И. Буддизм в общественной жизни стран Азии. М.: Наука, 1983.-248 с.

77. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1988. 388 с.

78. Кочетов А. Н. Буддизм. Изд. 2-е, перераб. - М.: Наука, 1983. - 177 с.

79. Кравченко И. И. Рациональное и иррациональное в политике // Вопросы философии. 1996. - № 3. - С. 3-18.

80. Курашов В. И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) // Вопросы философии. -1995.-№3,-С. 29-36.

81. Ласки М. Утопия и революция // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой. М.: Процесс, 1991.-С. 170-209.

82. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки / Отв. ред. А. В. Гулыга, Ю. А. Левада.- М.: Наука, 1969.-С. 186-224.

83. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. - № 6. - С. 118-129.

84. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 15-26.

85. Лубский Р. А. Политический менталитет: методологические проблемы изучения и российские реалии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999. - 34 с.

86. Лукач Й. Пути богов: К типологии религий, предшествовавших христианству. М.: Политиздат, 1984. - 284 с.

87. Майзель И. А. Наука и проблема ценностей // Проблема ценности в философии / Гл. ред. А. В. Харчев. -М.-Л.: Наука, 1966. С. 50-64.

88. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.-С. 113-169.

89. Маравалль X. А. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой. М., Прогресс, 1991.-С. 210-232.

90. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.: В 50-ти тт. М.: Политиздат, 1955-1981.-Тт. 3, 36.

91. Мартынов А. С. Официальная идеология и народные движения в императорском Китае // Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. М.: Наука, 1988. - С. 52-63.

92. Махабхарата. Кн. I. Адипарва/ Перевод с санскрита и комментарии В. И. Кальянова. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 738 с.

93. Махабхарата. Вып. II. Бхагавадгита / Буквальный и литературный перевод, введение и примечания Б. JI. Смирнова. - Изд. 2-е, перераб. - Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1960. - 402 с.

94. Махабхарата. Вып. V. Мокшадхарма. Часть I / Перевод, предисловие, примечания и толковый словарь Б. JI. Смирнова. - Ашхабад: Изд-во АН Туркменской ССР, 1961-749 с.

95. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М.: Изд-во вост. лит., 1958. 264 с.

96. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

97. Мелетинский Е. М. Общее понятие мифа и мифологии // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991.-С. 653-658.

98. МелетинскийЕ. М. Скандинавская мифология как система// Труды по знаковым системам. Вып. 7. Тарту, 1975. - С. 38-51.

99. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994. - 134 с.

100. Методологические проблемы истории философии и общественной мысли / Отв. ред. Б. В. Богданов. М.: Наука, 1977. - 360 с.

101. Мифы, сказки и легенды индейцев: северо-западное побережье Северной Америки. М.: Изд. фирма «Восточная литература», 1997. - 519 с.

102. Михайлов А. Н., Ротенберг В. С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. -№5.-С. 106-111.

103. Мор Т. Утопия// Библиотека всемирной литературы. Серия первая. - Том 34. Утопический роман XVI-XVII веков. - М.: Художественная литература, 1971. - С. 41-142.

104. Юб.Мортон A. JT. Английская утопия. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1956.-278 с.

105. Москаленко А. Т. Социальная детерминированность христианской эсхатологии и хилиазма// Методологические проблемы науки. Вып. 3. - Новосибирск, 1975.-С. 184-192.

106. Ю8.МоссМ. Социальные функции священного / Избранные произведения. СПб,.Евразия, 2000. - 448 с.

107. Ю9.Мэнюэль Ф., Мэнюэль Фр. Утопическое мышление в Западном мире // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой. -М.: Прогресс, 1991. С. 21^8.

108. Ю.Назаров В. Н. Утопия и моральная прогностика // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1978. - № 6. - С. 63-73.

109. Ш.НечипуренкоВ. Н. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: (Опыт социально-философского анализа): Автореф. дис. . канд. фи-лос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. - 17 с.

110. Новгородцев П. И. Об общественном идеале, М.: Пресса, 1991. — 639 с.

111. Откровение Иоанна Богослова / Комментарий протоиерея А. Меня. -Рига, 1992.- 178 с.

112. Петров Ф. Н. Сущность и смысл учений о грядущей гибели мира// Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 6. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 284-300.

113. Петруччани А. Вымысел и поучение // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.-С. 98-112.

114. ПопперК. Открытое общество и его враги: В 2-х тт. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

115. ПоршневаЕ. Б. Народные религиозные движения в средневековом Китае // Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. -М.: Наука, 1988. С. 64-58.

116. Поспелов В. А. Эсхатология как разновидность религиозных представлений о будущем// Социально-философские аспекты критики религии/ Отв. ред. Я. Я. Кожурун. Л.: Изд-во ГМИГиА, 1985. - С. 21-33.

117. ПрозерскийВ. В. Проблема ценности в философии Д.Дьюи// Проблема ценности в философии / Гл. ред. А. В. Харчев. М.-Л.: Наука, 1966.1. С. 171-180.

118. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

119. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х тт. Т. 1. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - 623 с.

120. Ранович А. Б. О раннем христианстве. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -523 с.

121. Рачков П. А. «Конец истории» как социософская проблема // Вестник МГУ. Философия. - 1993. - № 3. - С. 3-16.

122. Ребрикова Н. В. Социальные движения в обществах Центрального Индокитая в раннее и развитое средневековье (V-XVI вв.)// Общественные движения и их идеология в добуржуазных обществах Азии. М.: Наука, 1988. - С. 79-91.

123. Рерих Н. К. Сердце Азии. Минск: Университетское, 1991. - 97 с.

124. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб, 1911. - 198 с.

125. Робертсон А. Происхождение христианства, 2-е изд. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 323 с.

126. Родоначальники позитивизма. Вып. 5. - Огюст Конт. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1913. - 200 с.

127. Рудельсон Е. А. Неокантианское учение о ценностях (фрейбургская школа)// Проблема ценности в философии / Гл. ред. А. В. Харчев, М.-Л.: Наука, 1966.-С. 128-144.

128. Садыков М. Б. Мессианизм и национализм: истоки и сущность // Научный Татарстан. 1995. - № 4. - С. 51-56.

129. Свентоховский А. История утопии. М., 1910. - 427 с.

130. СвятловскийВ. В. Каталог утопий,- Москва-Петроград, 1923. — 100 с.

131. Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин.- Москва-Саратов, 1924.-226 с.

132. Скворцов Л. В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. - 264 с.

133. Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа (от Маккавейских войн до разрушения Иерусалима римлянами). Казань, 1899. - 522 с.

134. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост.: И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: INTRADA, 1999. - 319 с.

135. Соколов С. Н. Зороастризм// Авеста в русских переводах (18611996) / Составление, общая редакция, примечания, справочный раздел И. В. Рака. Изд. 2-е, испр. - СПб: «Журнал "Нева"», «Летний сад», 1998.1. С. 7-21.

136. Соловьев Э. Ю. Секуляризация историцизм- марксизм (тема чело-векобожия и религии прогресса в философской публицистике С. Н. Булгакова) // Вопросы философии. - 2001. - № 4. - С. 31-37.

137. Старшая Эдда // Библиотека всемирной литературы. Серия первая. -Т. 9. -М.: Художественная литература, 1975. - С. 181-356.

138. Стеблин-КаменскийМ. И. Исландская литература, Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1947. - 50 с.

139. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 104 с.

140. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека, М.: Прогресс, 1981.-367 с.

141. Терапиано Ю. Маздеизм. -М.: Сфера, 1992. 112 с.

142. Тиллих П. История и царство Божие // Философия истории. Антология / Составление, редакция и вступительная статья Ю. А. Кимелева. М.: Аспект-Пресс, 1994. - С. 232-247.

143. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1986. - 576 с.

144. Толкиен Дж. О волшебных сказках. // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.-С. 277-299.

145. Топорова. Т. В. Семантика "конца" в древнегерманской модели мира и проблема реконструкции германского эсхатологического мифа // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 46. - 1987. - № 2. - С. 132-140.

146. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. -431 с.

147. Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М: Мысль, 1985.-268 с.

148. Уледов А. К. Структура общественного сознания,- М.: Мысль, 1968.-324 с.

149. Уорсли П. Когда вострубит труба: Исследование культов Карго в Меланезии. -М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1963. 358 с.

150. Ушков А. М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. - 184 с.

151. Ушков А. М., Дайнеко М. М. Методологические аспекты социальных утопий // Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия. - 1984. - № 1. -С. 49-58.

152. Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. / Общ. ред. и послесловие А. В. Снежневского. М.: Прогресс, 1968. - 287 с.

153. Фейербах JL Избранные произведения: В 2-х тт. М., 1955. - Т. 2.

154. Философия и прогностика: Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования // Перевод с нем. Общая редакция и послесловие И. В. Бестужева-Лады. М.: Прогресс, 1971. - 424 с.

155. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. (Серия «Классики науки»), М.: Наука. 1991.-456 с.

156. Фрейд 3. Психология бессознательного / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. - 48 с.

157. Фрустрация, конфликт, защита// Вопросы психологии,- 1991. — № 6. С. 69-82.

158. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. 2-е изд. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1986.-704 с.

159. Хачатурян В. М. Отражение народных представлений в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. - 1982. - № 5. - С. 71-77.

160. ХекхаузенX. Мотивация и деятельность: В 2-х тт./ Под ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986.

161. Хопко Ф. Основы православия. Вильнюс: Изд-во ЗАО «Ална литера», 1991.-344 с.

162. Хоу Вай Лу. Социальные утопии древнего и средневекового Китая// Вопросы философии. 1959. - № 9. - С. 75-86.

163. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Изд-во «Питер», 1999. - 608 с.

164. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1955. - 376 с.

165. Чернышева Т. А. Научная фантастика и современное мифотворчество // Фантастика-72. М.: Молодая гвардия, 1972. - С. 288-301.

166. Чернышева Т. А. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество // Общественные науки. 1985. - № 1. - С. 137-149.

167. Черткова Е. JI. Специфика утопического сознания и проблема идеала // Идеал, утопия и критическая рефлексия / Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: РОССПЭН, 1996.-С. 156-187.

168. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды М.: Наука, 1967.-342 с.

169. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. - 456 с.

170. Швырев В. С. К проблеме специфики социального познания // Вопросы философии. 1972. - № 3. - С. 117-128.

171. Шестаков В. П. Понятие утопии и современные концепции утопического // Вопросы философии. 1972. - № 8. - С. 151-158.

172. Шкуратов В. А. Историческая психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Город N», 1994.-288 с.

173. Шкуратов В. А. Психика, культура, история. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1990. - 256 с.

174. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. -М.: Мысль, 1993.-663 с.

175. ШтомпкаП. Социология социальных изменений. -М.: Аспект Пресс, 1996.-415 с.

176. Шэно Ж. Эгалитарные и утопические традиции на Востоке // Народы Азии и Африки. 1968. - № 5. - С. 44-56.

177. Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. -СПб: Алетейя, 1998. 249 с.

178. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения, М.: Ладомир, 1999.-488 с.

179. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований.-СПб.: Университетская книга, 1997. 414 с.

180. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической наук. Изд. 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1974. -447 с.

181. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991.-528 с.1. РОССИЙСКАЯгосударств:: вивлиоч^'у:1. СуЪ