автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Памятники эпиграфики юга Узбекистана как исторический источник (XV-XX вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Памятники эпиграфики юга Узбекистана как исторический источник (XV-XX вв.)"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ имени АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ
Л П На правах рукописи
1) и' УДК 930.27(575.1)(09)
АМИНОВ БОБИР БОМУРОДОВИЧ
ПАМЯТНИКИ ЭПИГРАФИКИ ЮГА УЗБЕКИСТАНА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК (ХУ-ХХ вв.)
Специальность 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования
лтэт/^ос^иолт
1} к 1 .—г "Ч' к-* А II Л
Д"СС£рТ2"И>1 ИЗ СОИСК2КМС УЧСНОЙ СГ£Я£НЯ ХаКДКДаТа ИСТОрИЧССаИХ П2уК
Ташкент - 199о
Работа выполнена на кафедре «Археологии и этнографии» Ташкентского Государственного Университета им. Мирза Улугбека.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Сагдуллаев A.C.
Официальные оппоненты - доктор исторических наук, Исхаков М.М.
кандидат исторических наук ' Вахидов Щ.Х.
Ведущая организация - Институт истории АН Республики Узбекистан
Защита диссертации состоится « i- « 1998 г. в / £> час на
заседании специачизированного совета Д 015.14.01 по защите докторских диссертаций в Институте востоковедения им. Абу Райхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан (700170, г.Ташкент, пр. акад. Х.Абдуллаева, 81).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, г.Ташкент, ул. И.Муминова, 13).
Автореферат разослан «2% 4ЛО.З 1998 г.
Ученый секретарь специализированио1 и совета
Д 015.14.01 ^
кандидат химических наук j' /_ j^yf, С.У.Каримова
/
Общая характеристика работ
Актуальность_темы. Письменные источники, археологические и
этнографические сведения не могут дать полного представления о картине исторических процессов, протекавших в прошлом. Одним из важнейших информативных источников, раскрывающих некоторые аспекты истории отдельных районов Мавараннахра, являются эпиграфические памятники -надгробные надписи (погребальная эпиграфика), содержащие самые разнообразные сведения. Громадное количество таких памятников в различных районах Узбекистана остаётся до сих пор неисследованным. До настоящего времени практически отсутствуют систематический подход и комплексное изучение эпиграфических памятников Узбекистана, хотя на необходимость осуществления эстампажей и фотоснимков эпиграфических памятников Средней Азии для составления общего свода указывала еще в 60-х годах известный ученый В.А. Крачхсвсхая1. Между тем многое надгробные надписи с течением времени разрушаются, становятся плохо читасмьа;;!.
За последние пять лет в горных и предгорных районах Кашк^дзрьинсксн области обнаружено большое количество намогильных плит, содержащих ценные исторические сведения, охватывающие период с XV по XX вв. На надписях встречаются имена исторических личностей, в той или иной степени повлиявших на ход развития истории Узбекистана и Центральной Азии в целом, упоминается род их деятельности, приводятся сведения об их предках. Важно, что тексты намогильных плит дают исследователям точную дату смерти донатора.
Актуальность темы определяется также тем, что намогильные надписи долины Кашкадарьи содержат сведения о ближайших родственниках Амира Темура - выдающегося государственного деятеля и полководца.
Представляет немалый интерес исследование надгробий как археологических памятников в аспекте определения их форм и типов, хронологических рамок, а также как предметов камнерезного искусства и эпиграфических школ средневековья.
Данные эпитафий до настоящего времени не использовались для решения вопросов, связанных с историей исламской религии и особенно суфизма. Проведенные исследования позволили дополнить имеющийся материал новыми данными о лицах с религиозными титулами и должностями, и той. или иной степени влиявших на общественную жизнь в долине Кашкадарьи в ХУ-ХХ вв.
Объектом исследования явились 130 арабографичных надписей ХУ-ХХ вв. на надгробных памятниках, расположенных в горных и предгорных районах Кашкадарьи некой области (Шахрисабз, Яккабаг, Китаб, Гузар, Камзщи, Чиракчи). Они составлены на арабском и персидско-таджикском языках. Многое из них введены в научный оборот впервые. Исследованы также музейные экспонаты кафедры археологии и этнографии ТашГУ. В качестве сравнительного материала привлечены исторические сочинения авторов периода позднего средневековья, сведения Туркестанского кружка любителей архсолопш (ТКЛА) и Кашкадарьинской археолого-топофафической экспедиции (КАТЭ).
Цели и задачи иеглг.чпваиня. Цель исследования заключается в исторнко-географическом, археологическом и источниковедческом анализе и обобщении
1 Крачковская В.А. Арабская эпиграфика в СССР за сорок лет/ Эпиграфика Востока. Вып. XV. МЛ.: Изд-во АН СССР. 1963. С. 115.
надгробных памятников, что потребовало решения следующих задач:
- выяснение места расположения надгробий и составление упрощенной карты-схемы мазаров и кладбищ. Сбор информации о культе святых, о памятнике как объекте культа святого, а также выявление суфийских центров.
- определение и систематизация типов намогильных плит, образцов надгробий и уточнение их хронологических рамок. Выявление разновидностей декоративных приемов и их особенностей, указание порядка расположения фраз и имен.
- расшифровка, чтение и перевод надписей, изучаемых впервые (для опубликованных ранее доисследование, устранение имеющихся ошибок в чтении). В процесса текстологического анализа Еияснгние уровня грамотности писцов.
- исследование палеографических особенностей эпитафий. Анализ палеографии надписей для выработки критерия к датировке памятников, не имеющих четкой хронологии. Уточнение в процессе палеографического анализа особенностей вида письма, относящегося к той или иной эпохе.
- выявление административно-управленческих терминов. В процессе интерпретации таких терминов изшечение информации и представления о социально-политической ситуации данной территории.
- анализ этнических терминов и определение их соответствия времени составления эпитафий. Выявление на основе этой категории терминов этнических процессов и этнической географии изучаемою региона.
- выяснение и интерпретация встречающихся в надписях общерелигиозных терминов, выдержек из Священного Корана, суфийских терминов и понятий, установление степени влияния суфизма в области:
- выделение из текстов эпитафий сведений, касающихся генеалогии родственников Амира Темура - амиров из рода Барлас (по данным надписей надгробий XV в.)
Методологическая огновл. Исследование выполнено на основе использования опыта специалистов, ранее изучавших и анализировавших тексты эпитафий. При этом каждая надпись рассматривалась как памятник своей эпохи. В ходе исследований выявилась также необходимость комплексного подхода в изучении эпиграфики; иными словами наиболее разумным представляется сочетать историко-филологические, палеографические, хронологические, историко-географические и даже, в определенной степени, этно-лингвистические аспекты исследования.
Анализ надписей и комментарии к ним осуществлялись на базе таких вспомогательных дисциплин исторической науки, как текстология, палеография, генеалогия, топонимика, ономастика и т.д.
Обработка источников производилась методом сравнительного анализа.
Степень тученностн. Первые сведения о памятниках эпиграфики горных и предгорных районов Кашкадарьииской области стали известны науке в 70-х годах XIX в. благодаря поискам средневековых рукописных источников и надписей, предпринятым русским ориенталистом А.А.Куном. Изучая памятники Темуридского времени в Шахрисабзе, он удалил особое внимание архитектурным и ;;адгро5;;ь;м гнутр;: магзслея Гумбаз-к Саййидан. Им
прочтены и частично переведены три эпитафии из имеющихся четырех1. Несмотря на ошибки и недостатки, наблюдения А.А.Куна стали первым
' Кун А.А. Очерки Шахрисабзского бекства/ Записки императорского Русского общества. Т.6. СПб., 1886. С.204.
шагом в истории изучения памятников эпиграфики восточных районов Кашкадарышской области. Организованный в Ташкенте в 1895 г. Туркестанский кружок любителей археологии (TKJIA) ставил целыо поиск и изучение древних, в том числе средневековых надписей. В 1900 г. в протоколах TKJ1A была опубликована статья Н.Ф.Ситняковского, посвященная памятникам архитектуры города Шахрисабза, в которой сделана попытка уточнить имена усопших па сснспс да;;;;ь;х э.тптаф;;;;. По ;.:;:с::;::с автора, надписи на трех намопшьпых плитах, ранее прочтенные и переведенные Л.А.Куном, принадлежат Саййиду Абу-л-Ма'апи и его потомкам'. Эти же надгробные надписи с устранением ошибок прочтены в начале XX в. М.С.Андреевым2.
В первой четверти XX в. вышеупомянутыми намогильными плитами заинтересовался архитектор Б.Засыпкин, исследуя памятники архитектуры эпохи Темуридов. Он высказал мнение, что четвертое надгробие в мавзолее Гумбаз-и Саййидан, на котором отсутствует надпись, принадлежит Амиру Тарагага3.
Известный востоковед А.А.Семенов в статье, посвященной материальным памятникам иранской культуры, упоминает эпитафии комплекса Гумбаз-и Саййидан, но приводит мавзолей под другим названием - Гумбази Саййид Абдуллох-оли4.
Заметный вклад в изучение средневековой эпиграфики внесли работы М.Е.Массона, в которых, кроме эпитафий, постоянно являвшихся объектом исследований многих специалистов, приводятся сведения о других надписях на надгробиях, расположенных в разных местах во дворе комплекса, в том числе извлеченных из земли при строительных работах. М.Е.Массоном впервые прочтена и изучена эпитафия внука амира Джаку Барлас5. Он приводит также сведения о других намогильных плитах XV в. надписи на которых в XVI-XVII вв. были сбиты и поверх них нанесены новые6.
С середины 80-х до начала 90-х годов в Шахрисабзе ведутся археологические работы по инициативе УзНИПИ реставрации с целью изучения истории формирования архитектурно-мемориального комплекса Гумбаз-и Саййидан и Хазрат-и Имам. В процессе этих работ все эпитафии XV века использованы в качестве первоисточников7. Прочтение их и перевод текстов осуществили Б.Бабаджансв и М.Рахим^кани".
Особый интерес представляет история изучения надгробных надписей в окрестностях города Шахрисабза. В совместном труде Р.Р.Абяурасупепа и Л.И.Ремпеля дается обзор эпитафий Камашинского Катта Лапгара и
! Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии от 27.03.1900. С.36.
2Массон М.Е., Путаченкова Г.А. Шахрисабз при Тимуре и Улугбеке/ Труды САГУ. Археология Средней Азии. Т.: САГУ. 1953. С. 63.
3 Засыпкин Б. Архитектурные памятники Средней Азии. Проблемы исследования и реставрации. М.1928. С.26.
4 Семенов A.A. Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии. Сталинабад. 1944. С.Зб.
3 Массой М.Е., Путаченкова Г.А. Шахриеабз ... С.61.
6 Там же ... С.64.
7 Шахрисабз.Часть 2. Т.: Университет. 1993. С.69.
'Аминов Б.Б, Бабаджаиов Б.М. Погребальная эпиграфика комплексов Гумбази Сайидон и Хазрати Имом (г.Шахрисабз)/ Узбекистан кадимда ва урта аерларда. Самарканд. 1992. 95 б.
Китабского Ходжа Имканаги1. Специальное обследование намогильных плит Катта Лангара с целью изучения истории местных шайхов было предпринято М.Е.Массоном3. Им прокомментировано в Катта Jlaurape около десяти памятников, на основе которых частично разработана генеалогия шайхов 'Ишкийа, позволившая пролить свет на историю этого малоизученного тариката.
Благодаря исследованиям М.Е.Массона стал известным еще один объект эпиграфических памятников - Чиракчинский Эски Лангар, история которого тесно связана с Катта Лангаром. По предположению ученого, представители суфийского толка 'Ишкийа Катта Лангара ведут свое происхождение от шайхов Эски Лангара. Чтобы уточнить это предположение, мы произвели фиксацию и тщательное обследование всех эпитафий двух мазаров.
Краткий обзор памятников эпиграфики Катта Лангара, а также Китабского Ходжа Имканаги приводится в работах Л.Маньковсксй, обследовавшей архитектурные сооружения на этой территории в 70-е годы3.
Следующий этап эпиграфического изучения памятников долины Кашкадарьи связан с Б.Бабаджановым, который в конце 80-х годов осуществил чтение, перевод и исследование текстов двух стел, стоящих на дахме мазара Холжа Имканаги4. Представляет интерес полная генеалогия членов суфийского братства 'Ишкийа, составленная им на основе надписей намогильных плит Катта Лангара и Самаркандского Астана зт?Л
Научная новизна исследований. В работе впервые комплексному историко-археологическому и источниковедческому исследованию подвергнуты памятники эпиграфики XV-XX вв.
Эпиграфические материалы, собранные нами в ходе полевых исследований за пять лет, дали возможность изучить некоторые аспекты истории Мавараннахра. В диссертации кратко описывается география памятников, даётся археологическая характеристика и типология намогильных плит, а также делается попытка определить закономерности расположения надписей, символики и декоративных приемов.
Анализ текстов и палеографии надписей осуществлен на основе историко-филологического подхода, что позволило характеризовать тексты и проследить палеографию письма в зависимости от субъекта или определенной эпохи. На основе эпитафийных данных и исторических сочинений составлена генеалогия амиров из рода Барлас.
Обзор и комментарии обобщенных терминов предприняты с целью решения отдельных проблемных вопросов истории изучаемой области. Такой подход даёт некоторое представление о социально-политической ситуации в
Абдурасулев P.P., Ремпаль Л.И. Неизвестные памятники архитектуры бассейна Кашкадарьи/ Искусство зодчих Узбекистана. Т. 1962. C.3S. Массой М.Е. Катта Лангар в области средневекового Кеша/ Труды САГУ. Археология Средней Азии. Вып. VII. Т. 1966. С. 78-85.
Маньковская Л.Ю. Архитектурные памятники Кашкадарьи. Т.: Узбекистан. 1971. С. 12. 14, 15.
Бабаджацов Б. Эпиграфические памятники мусульманских мазаров как источник по истории суфизма/ Из истории суфизма: источники и социальная практика. Т. 1991. С. 90. Там же ... С.96.
данной области. Рассмотрены мусульманские и чисто суфийские термины, позволяющие судить о степени распространения религии среди местного населения, а также уточнен социальный статус некоторых представителей духовенства. Интерпретированы этнические термины, позволяющие проследить за динамикой этнических процессов.
На основе проведенных исследований в диссертации изучены, обобщены и представлены описания памятников археолог,;;; (мазаров, кладбищ), составлены упрощенные схематические карты намогильных плит, приводятся информация о культе святых, новые данные о суфийских центрах Кийам шайх, Эски Лангар:
- осуществлены типология, разделение намогильных плит на группы по внешнему облику, формам и размерам;
- дана информация о порядке слов, символике и декоративных приемах па поверхности намогильных плит;
- рассмотрены и систематизированы тексты эпитафий, выявлены их характерные особенности. Проведен анализ и устранены ошибки и разночтения в текстах, составленных в разнос время;
- выявлены палеографические особенности букв и уточнены различия их форм по внешнему облику, при сцеплении и связывании. Определены хронологические рамки опитафкЯ, в которых отсутствуют даты или имеются дефекты;
- составлена генеалогия амиров из рода Баряас, где центральной фигурой
- интерпретированы административно-управленческие термины, составлен список профессионально-должностных лиц, раскрыт характер их прижизненной деятельности;
- объяснены термины религиозного характера, определены сословно-профессиональные термины;
- приведены новые данные о суфийском братстве 'Ишкийа, о его роли в жизни местного населения горных и предгорных районов Кашкадарьинской области;
-приведены новые данные об этнической ситуации исследуемой области, выявлены и объяснены малоупотребительные термины этнического характера;
- осуществлены чтение и перевод всех надписей, рассмотренных в работе и изданных ранее другими авторами: около 70% эпитафий прочтены и переведены нами впервые.
Пршшыккал_ценшсгь. Надгробные надписи дают богатый материал для историков, археологов, этнографов и филологов. Результаты диссертации могут быть использованы при написании соответствующих разделов истории и культуры ХУ-ХХ вв. города Шахрисабза и долины Кашкадарьи, а также восполняют некоторые пробелы в истории Мавараннахра. Они могут стать полезными при подготовке студентов, специализирующихся по источниковедению и археологии, а также при чтении спецкурса «Эпиграфика Востока».
Апробация_района. Отдельные аспекты и положения диссертации
представлены в докладах па следующих научных конференциях: "Узбекистан кадима ва урта аерларда (Самарканд. 16-17 марта 1992 г.: Самарханд 15-16 марта 1993 г., Институт Археологии АН РУз), "Узбекистон тарихининг долзарб масалалари" (Ташкент, 19-20 января 1994 г., ТашГУ), "Урта Осиё тарихи ва археологияси долзарб муаммолари" (Ташкент, 5 апреля 1995 г., ТашГУ, хафедра археологии и этнографии), "Археология и художественная культура Центральной Азии" (Ташкент, 1995 г.. Институт искусствознания им.Хамзы и Музей искусств РУз), "Культурное наследие народов Центральной Азии"
(Ташкент, 4-5 декабря 1997 г., ТашГУ, хафедра "Археологии и этнографии"), "История и культура Кеша-Шахрисабза" (Шахрисабз, 10-12 декабря, 1997 г.).
Диссертация обсуждена и рекомевдована к защите на заседании кафедры "Археологии и этнографии" исторического факультета ТашГУ. Работа также была обсуждена и получила положительную оценку на семинарах, проведенных на заседаниях Института рукописей и Института востоковедения АН РУз. Результаты данного исследования используются автором при чтении спецкурса "Эпиграфика Востока" на историческом факультете ТашГУ.
Схрукгура—рабозы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы'и источников. В приложении помещены карта-схема памятников, тексты и переводы эпитафий, таблица намогильных плит, а также фотоснимки из комплекса Гумбаз-и Саййидан и других памятников, содержащих наиболее информативные надписи.
Основное содержание работы
Еа_введении формулируется тема, обосновывается выбор в качестве
объекта исследования надгробных надписей как южного источника средневековой истории Мавараннахра, Далее формулируются цели и задачи, даются Сведения об источниковедческой базе исследования и характеризуется
IIUJ lllüh livurijjia>
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПИГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ГОРНЫХ И ПРЕДГОРНЫХ РАЙОНОВ КАШКАДАРЫ1НСКОЙ ОБЛАСТИ.
В первом разделе главы указаны места расположений намогильных плит на известных и старых заброшенных кладбищах, дается археологическая характеристика памятников. Большое число намогильных плит XV-XX вв. зафиксировано на территории средневековых мазаров, а также на современных кладбищах, часть которых завезена из других мест.
В процессе поиска зарегистрировано и обследовано 34 археологических памятника, среди которых 13 являются мазарами, а 21-кладбищами. Все памятники находятся в шести районах Кашкадарьинской области. Отличие мазаров от кладбищ заключается в том, что первые связаны в основном с культом святых1, в связи с чем среди местного населения бытует множество легенд и сказаний. Полевые исследования, собранная информация о культе святых и эпитафиях дали возможность произвести реконструкцию истории мазаров обследуемой территории.
В Шахрисабзе и его окрестностях зафиксировано 6 кладбищ и 4 мазара. По размерам территории и количеству надгробных плит самыми крупными являются Дар ат-тилават (Гумбаз-и Саййидан - 22 надгробия), Дар ас-сийадат (Хазрат-и Имам - 7 надгробий), Кийам шайх (12 надгробий), Галвир ата (10 надгробий). Они входят в число памятников, которые считаются объектами культа святых. К этой группе можно отнести также Чугмазар ата (3 надгробия), Чимилдик ата (2 надгробия), Окташ ата (2 надгробия), Karra Ишан ходжа (2 надгробия), Лангар ата (2 надгробия), Чорщанбе иазар (1 надгробие).
По количеству мазаров и кладбищ Якхабагсхий район занимает второе место вслед за Шахрисабзом. На территории района имеется три объекта, входящих в число мазаров, связанных с культом святых. Один из иих - Кукташ ата считается священным объектом, о чем свидетельствует находящаяся здесь намогильная плита.
1 Мухтаров A.M. Позднесредневековый Балх (Материалы к исторической топографии города в XV-XVII вв.) - Душанбе: Дониш, 1986. С.72.
Два других памятника - известный Ходжа Илгар (4 надгробия) и Тезаб (7 надгробий). Намогильные плиты зафиксированы также на археологических памятниках Савук булак (3 надгробия), Пиркутан (5 надгробий), Дадкуш (1 надгробие), Уват (1 надгробие).
На территории Китабского района находятся два мазара, где имеются надгробные памятники: Ходжа 'Илмкани (Имханаги - 4 надгробия), Хазрат-и Башир (3 над1робия). Кладбище в кишлаке Бектемир - единственный археологический памятник, обследованный нами в Китабском районе. Здесь обнаружены пять намогильных гшит продолговатой формы.
Одна из стел мазара Ходжа Имкаиаги (Ходжа 'Илмкани) принадлежит суфию XVII в. Мухаммаду Дарвишу Вахшувари, известному под именем Ходжа Имкаиаги - последователю ордена Накшбандийа по линии Йа'куба Чархи1, другая - его сыну и мурнду Абу-л-Касаму Ходже. Нхшзние кишлака Ходжа Имканаш позже трансформировалось в Хеджа Илмкани. Мазар Хазргт-н Башир связан с именем видного шейха XIV-XV вв. Султана Ахмеда Вали, современника Мирза Улугбека (Хазрат-и Башир2). Находящиеся около мечети две эпитафии на надгробиях не имеют никакого отношения к святому Хазрат-и Башир.
Единственный мазар Чиракч!¡некою района Эски Лгнгар, расположен в одноименном горном кишлаке. На территории мазара, на высоких холмах находятся две отдельно стоящие хаиака (суфийская обитель), в одной из которых имеются восемь, в Другой - четыре сагана. Но эпитафии здесь отсутствуют. Обе хаиака по внешнему облику как архитектурные памятники датируются XV-XVI вв.3 Вокруг них и в разных уголках кладбища имеется масса разновременных намогильных плит. По текстам эпитафий и сведениям местного населения, мазар связан с представителями суфийского братства 'Ишкийа.
Два других кладбища - Чандирак джар (10 надгробий) и Анбар атин (2 надгробия) расположены в равнинной части территории района.
На территории Камашинского района расположены два мазара. Катта Лангар ата известен с XVI в. как центр суфийского братства 'Ишкийа. В мавзолее, находящемся на территории кладбища, покоятся останки шайха Мухаммеда Садика и его предков. Кроме того, в мавзолее и вокруг него имеется около 15 намогильных плит, датирующихся XV-XIX вв. На втором мазаре под названием Угланджан-ата две намогильные плиты не содержат имени святого (или святых).
В Гузарском районе нами исследованы два мазара: Мир-и Джшди-ата и Гулам Накшбанд. На территории первого имеется одно надгробие, относящееся к XV в., а другие датируются концом XIX - началом XX вв. Намогильные плиты, относящиеся к XIX в., зафиксированы на территории мазара Гулам Накшбанд, а также на близлежащем кладбище Зийа' ад-дин.
1 Бабаджаиов Б. О попзебенни Ходжи Имконагн/ Адабий мепое. №4 (46) Т. 1988. 74-6.
" Хазрат Башир тарихи/ Форсчадан узбекчага таржима С. Камариддин углиники. Т.: Маориф. 1994. 128 б. Массой М.Е. Катта Лангар ... С.68-70.
Во втором разделе рассматриваются формы и типы плит. Надгробные камни разных эпох различаются по форме и внешним признакам, что послужило основой для распределения памятников по группам. Нами выделены три типа надгробий:
I. Сундукообразные.
II. Стены.
III. Намогильные плиты трапециевидного сечеиия или продолговатой формы.
I. Сувдукообразные. По внешнему виду они напоминают сундук. В тексте одной из эпитафий имеется термии-самоназйаиие «сандик». В нашем списке количество таких надгробий бывают двух видов: 1) сундукообразные несводчатые, 2) сувдукообразные сводчатые.
Сундукообразные несводчатые надгробия составляют 50% их общего числа, которые охватывают период ХУ-ХУП ва. По своим размерам они разделены на три группы:
а) сундукообразные несводчатые надгробия больших размеров: 160-211 см. 60% их датируется XV в., остальные относятся к ХУ-ХУН вв.;
в) сувдукообразные несводчатые надгробия средних размеров: 100-150 см, большая часть их шнисится к Х*уИ-Х1Х вв.;
с) сундукообразные несводчатые надгробия малых размеров: 50-100 см. Памятники этой группы в основном относятся к XVIII в.
Сундукообразные сводчатые ндгдробия по внешнему виду напоминают колыбель (гахвара, бешик) и составляют окало 18%. По размерам они разделяются на две группы:
а) сундукообразные сводчатые иадгробия больших размеров: 100-190 см. По высоте они превышают другие намогильные плиты, за исключением стел. Самый высокий памятник ГС-Д", достигает в высоту 73 см. Большинство надгробий этой группы датируется ХУ-ХУ1 вв., отдельные экземпляры относятся к XIX в.
в) сундукообразные сводчатые надгробия малых размеров: 65-100 см. Большая их часть изготовлена в XV в.
II. Стели. Появление такого типа намогильных плит на исследуемой территории наблюдается с XVI в.1, они составляют 7% всех плит, датируемых XVII в.
III. Намогильные плиты трапециевидного сечения (продолговатой формы). Большинство памятников этого типа хронологически относится к ХУШ-Х1Х вв. Длина их 30-165 см. Изделия в основном некачественные и по внешнему облику довольно примитивные.
В третьем разделе рассматриваются декоративные приемы и порядок расположения надписей на намогильных плитах.
Намогильные плиты по внешнему виду представляют собой «своеобразные микроархитектурные памятники, реже скульптурные, часто несущие разного рода изображения и надписи, являются очень благодарными объектами для понимания тон или иной эпохи. Они тем полноценны в этом отношении, чем подробнее содержание эпитафий, превращающих их в
* В диссертации при кодировке намогильных плит применены следующие Сокращения: ПС - ГШагл Гяййидяи- ЧЖ - Чяндипяк-Джар: КА - музей кафедры археологии; У - Уват; СБ - Савук Булак; ХИ - Ходжа Илгар; КО -Кукташ ата; КШ - Калан шайх; Т - Тезаб; МО - Мир-и Джанди ата; Б -Бектемир; ЛО - Лангар ата; ЭЛ - Эски Лангар; ЧО - Чугмазар-ата.
1 Массой М.Е. Катта Лангар ... С.80.
письменный исторический источник»'.
Архитектурный облик намогильных плит разнообразен. Один из важных элементов внешнего вида архитектуры сундукообразпых намогильных плит -наличие полуколонок по четырем уппам, которые по внешнему облику и мотивам орнаментации подразделяются на три типа:
1) морпеч («змеиный» стиль),
2) занджира.
3) простые (отсутствие орнамента или отсутствие полуколонн)
Мотив и характер орнаментации морпеч относятся к ХУ-ХУ1 вв. Занджира распространена в XV-XIX вв. Простые полуколонны датируются XV-XX вв., но большая часть их имела распространение в XVI-XV1II вв.
Намогильные плиты считаются важным элементом исламской культуры, поэтому расположение на них надписей подчинено определенному порядку и системе. Кроме исторических данных, на надгробных памятниках нанесены выдержки из Священного Корана, а также мусульманская символика. Большое количество намогильных плит Х\-ХУ! вз. имеет расположение надписей в следующем порядке:
На лицевой поверхности нанесены коранические стихи, мусульманская символика, а также «Калима-йи Таухид». На многих надгробиях «Калима-йи Таухнд» стоит выше символики. Ниже идет изображение михраба, который острием направлен на символику. Внутри михраба, а также по краям намогильной плиты обычно надписывается «Айат ал-Курси» «Престольный стих» или реже какой-нибудь другой коранический стих, иногда «марсийа» (надгробные стихи) в честь усопшего. На обоих концах или на торце памятника находятся имена, родословие, род занятий и дата смерти усопшего. По бокам многих надгробий нанесены обычно «марсийи» на персидско-таджикском языке. Аналогичный порядок надписей и декоративных приемов характерен и для стел XVII в. В отличие от сундукообразпых надгробий на стелах с обеих сторон изображены ниши в виде михрабов. Внутри одной ниши обычно указываются имя, дата смерти усопшего. По краям стелы на одной линии «ал-Асма' ал-хусна'», «Марсийа» или «Айат ал-Курси». . Нанесение исторических данных прослеживается только на одной боковой стороне сундукообразпых намогильных плит (ЧЖ-12, XVIII в.). Расположение надписей и символики неоднеобразно.
В отличие от предыдущих столетий, надписи XIX в., особенно исторические данные, расположены только на верхней площадке продолговатых плит.
ГЛАВА И, ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭПИТАФИЙ.
Первый раздел данной главы посвящен текстологическому анализу надгробных надписей. Исследованы тексты тех эпитафий, которые выделяются своей полнотой и информативностью. Надо отметить, что тексты намогильных плит кратки, конкретны и содержат точную дату памятника. Одно из главных отличий надгробий в их фактуре, поскольку тексты нанесены иа твердые материалы - камни. Установлена следующая дифференциация при изготовлении надгробий:
1 Массои М.Е. Плоскоплиточные каменные иамогалышки Южного Туркменистана XVIII в. (из истории Мсрва XVIII столетня),' Труды ЮТАКЭ. Т. XIV. Ашхабад: Ылым, 1969. С.260.
1) составитель текста (поэт, знаток, интеллектуальна! персона и религиозная личность);
2) каллиграф (искусный писец, наносящий с помощью кисти или карандаша текст на обработанный гладкий камень);
3) камнерезчик (владеющий специальными камнерезными инструментами).
Предполагается, что составление и нанесение текстов на камень продолжалось в течение нескольких месяцев и даже года. Такой сложный и кропотливый труд характерен в основном для памятников эпохи Темуридов (1370-1506).
Анализ текстов эпитафий показывает, что для определенной эпохи были популярны отдельные фразы, выдержки из Священного Корана, словосочетания. Например, для памятников XV-XVI вв., типично повторение, известных формул.
Весьма важным признаком текстов эпитафий являются имена усопших, их генеалогия, атрибутика, точная дата смерти. Сохранившиеся до наших дней высеченные тексты являются наиболее информативными, полноценными.
По мнению А.Мухтарова, в процессе работы над текстами надписей специалисты должны установить два аспекта: 1) тексты надписей, в которых обычно встречаются имена людей, термины, позволяющие выяснить, к какой среде принадлежали эти лица и какова их роль в обществе; 2) имена резчиков и даты иадписей, позволяющие установить время жизни резчика-каллиграфа, его социальное положение и т.д.1
В эпитафиях XV-XVI вв. начальные строки торцевой части надписей начинаются формулой "%аза марцад ал-магфур" (ал-мар^ум ал-магфур), указывающей имя владельца эпитафий. Такой порядок слов существует в 70% текстов эпитафий XV в. и в 80% - XVI в. Начальные строки отдельных надписей имеют иную формулу:
(ГС-А) - "та 'рих вафати" - год смерти (имя усопшего); (ГС-8) - "х,азихи рауда мин рчйад ал-джанна"... - "этот сад из садов рая»; (ГС-2) - "хаза маркад мунаввар, маицад му'аттар" - "Эта светлая могила, благоухающее место погибшего за веру".
Тексты эпитафий XV-XVII вв. составлены на арабском и перевдеко-таджиксхом языках. При нанесении тюркских имен и слов прослеживается телдашия к их "таяжиккзации". Например: калач - хагодж; абаха - абуха\ буко - буго. Это дает основание говорить о таджикском происхождении составителя текста, каллиграфа и камнерезчика.
Начиная со второй полссг.-ш XV в, к особенно г XVI в. па намогильных плитах появляются тексты, составленные каллиграфами местной школы, отличающиеся простотой порядка слов, некоторыми ошибками и не столь искусным почерком. Проверка правописапия текстов позволила устранить ошибки, прежде всего в памятниках местной школы. Например: Ал марур - ал мабрур; Шохим - шауим; кабр - кабчр Прослеживается различие в датах, в текстах многих зпнтаф;;й XV-XVI сб.: дата смерти донатора указана цифрами, а в отдельных случаях в летоисчислении абджад (ГС-2).
Надгробные надписи XV-XVI вв. состоят из S-10 строк, в каждой от 4 до 8 слов или имен. Самый длинный текст принадлежит эпитафии под номером ГС-А, в нем более 150 слов и имен, не считая подстрочных надписей. Тексты намогильных плит КА-1, ГС-Д, У-1, СБ-1, СБ-2, ХИ-2 являются краткими и имеют от 1 до 4 слов на каждую строку. Число строк на многих эпитафиях - по 4-5, а на некоторых - не превышает 7-8.
1 Мухтаров A.M. Эпиграфические памятники Кухистана (XI-XIX вв.). Кн.1. Душанбе: Дониш. 1978. С.19.
Начальные строки текстов эпитафий ХУИ-ХУШ вв. представлены словами "сахиб"- "владелец" или "вафат" - "смерть, кончина", в редких случаях "исм-и ишан" - "его (их) имя".
В процессе анализа текста стелы XVII в (КО-2) установлены ошибки в согласовании в роде подлежащего и сказуемого например, "хазихи мар^ад", начальная буква та' в слове Та'ала без диакритических точек и т.д.
Кратки эпитафии ХУН-ХУШ вв., состоящие из 4-5 рядов текста. Но тексты стел этого столетия состоят из 8-10 рядов, на каждый ряд приходится в среднем 5-6 слов. К этой группе можно причислить отдельные сундукоооразные надгробия, например, КШ-2, Т-1.
В одном ряду стоят имена и слова текстов намогильных плит Х1Х-ХХ вв., где указаны только имена усопших, год их кончины, иногда встречается набор слов из более 1-2 строк (МО-3). Согласно текстологическому анализу, тексты, составленные в ХУ-ХУ1 вв., по уровню грамотности превосходят памятники позднейших столетий. Разнообразны по смыслу и содержанию надгробные надписи эпохи Темуридов из комплекса Гумбаз-и Саййидан, что свидетельствует об особом внимании к такого рода памятникам со стороны Темуридских правителей. Доказательством этому служит знаменитый нефрит из Могулистана для могилы Амира Темура, привезенный его внуком Улугбеком и использованный для надгробия Саййида Барака в Гур-и Амире1.
Отношение Мирзо Улугбека к культовым сооружениям, предназначенным для его деда и святым в Шахрисабзе, было особенно заботливым. Весьма вероятно, что большое количество намогильных плит было изготовлено по его инициативе. Огромное значение имеют работы самаркандских камнерезчиков, в числе которых мастера из Ирана, Азарбайджана, Индии и Мавараннахра.
Тексты, принадлежащие местной шахрисабзской школе, уступают самаркандской школе не только в "литературности" содержания, но и по качеству почерка и стилю письма.
В период с ХУП в. по XX в. огромная масса намогильных плит содержала упрощенные, не богатые по содержанию тексты с определенными недостатками и ошибками.
Во втором разделе рассматриваются палеографические особенности письма на намогильных плитах. В 25-30% собранного материала отсутствуют даты смерти .усопших. Анализируя и сопоставляя надписи различных эпох к разных эпитафий, пытались по мере возможности выявить своеобразные почерки, различия в формах и видах письма, вьщелить почерки самаркандской и местной школы каллиграфии, влияние каллиграфических школ других регионов, и самое главное - датировать тексты.
Подавляющая часть текстов эпитафий ХУ-ХУП вв. (70%) составлена почерком сулс, сулс-и насхи и хуфи.
Почеркы насх и наста'лик широко использованы в 90% памятников ХУЩ-ХХ вв. и отличаются своеобразием сцепления и связывания букв с другими буквами.
1 Амир Темур аждодлари (Шарафутдин Али Яздийнинг "Зафариома»сидан терма-таржима) / Форс тилидаа таржима, кириш сузи ва изохдар: О. Буриевиики. Т.: К,омус. 1992. 6- б.
Прослеживается различие в формах и видах письма местной каллиграфической шкалы. Для факультативных почерков характерны примитивность и упрощенность букв.
При определении почерков местной школы анализировались расстояния между буквами, их размеры, стяжения между ними.
Третий раздел посвящен генеалогии Барласских амиров. Надгробные надписи эпохи Темуридов служат для реконструкции генеалогического древа рода Барлас. Известно, что многие видные полководцы и воины Амира Темура были его соплеменниками. Как свидетельствуют источники, они были верными и надежными соратниками Амира Темура и активно участвовали в его военных походах. Надгробные памятники ГС-1, ГС-8, КА-1 принадлежат представителям знаменитого племени Барлас. В тексте одного из них (ГС-1) упомянуты пять предков покойного - известного полководца Шахрух Мирзы, Султана Ибрахима бахадура; амира Джаку - видного полководца в армии Амира Темура; амира Джаханшаха-сына амира Джаку, отца амира Султана Ибрахима бахадура -одного из знаменитых амиров во время правления Сахибкирана и его внука Мирзы 'Умара.
Генеалогия амира Султана Ибрахима бахадура в тексте эпитафий представлена в следующем порядке: амир ал-а'зам Шуджа'ад дин Султан Ибрахим бахадур, сына амира Джаханшаха, сына амира Джаку, сына амира Мубарака, сына амира Тугана. По данным эпитафий, все представители этого рода считаются амирами. Отец и дед амира Джаку - амир Мубарак, а тахже амир Туган, как член старшего поколения, являются потомками Карачара Нойона.
Последний был предком Амира Темура и амира Джаку в пятом колене.' Известно, что миграция Барласов из Семиречья в район Кеша (Шахрисабз) во второй половине XIII в.г имела место при потомках и родственниках Карачара Нойона, среди которых Ийджил3 - дед отца амира Тарагая, амира Буркуля и Ширга4 - дед отца амира Мубарака амира Тугана. Эти источники свидетельствуют о близких родственных узах двух амиров по отцовской линии.
На основе сообщений эпитафии ГС-1, предназначенной амиру Султану Ибрахиму бахадуру и "Зафарнама" Шараф ад дина 'Али Йазди мы смогли создать генеалогию амиров из рода Барлас, в центре которого, кроме владельца нзмошльно.й плиты, указаны а мир Джзку и амир Джзхзншйх:
1 Амир Темур аждодлари.....5-бет.
2 Якубовский А.Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Т. 1941. С. 10.
3 Семенов A.A. Надписи на надгробиях Темура и его потомков в Гуре Эмире/ Эпиграфика Востока, Вып.П. М Jl., 1948. С. 44-66.
4 Амир Темур аждодлари. .... 5-6.
Туманами
4
Качули Бахадур
4
Ирдамчи Баргсас I
Сугу Чечан
4
Карачар нойон (ум. в. 1254 г.)
Ширга i
Кадай
I
Тугая 4
Мубарак Джаку
_I _
4 4
Зирак (ум. в 1406 г.) Джаханшах (ум. в 1405 г.) Мизраб (ум. в 1415 г.)
_i_
4 4
Йахйа (ум. в 1442 г.) Султан Ибрахим (ум. в 1434 г.)
Упомянутые в таблице два других сына амира Джаку служили в армии Амира Темура и его наследников. Отвага амира Музраба особо подчеркивается в исторических источниках1. Он был талантливым полководцем Шахрух Мирзы. Ему была отдана в управление провинция Парс и большая часть Ирака2, Амир Зирак являлся полководцем Мирзы Абу Бакра и за оплошность в сражении против Мирзы 'Умара был казнен Тимуридским царевичем3. О смерти амир-зада Иахйа сына Джаханшаха - внука амира Джаку упоминает Фасих4.
Генеалогическое древо амиров Баряаесхого рода, установленное на основе изучения эпитафий, служит доказательством принадлежности мазаров Гумбаз-и Саййидан, Хазрат-и Имам аристократическим кругам этого племени. Это доказывается погребением здесь отда и сына Амира Темура - амира Тарагая и Джахангир Мирзы. Наряду с шахрисабзскими культовыми сооружениями,
1 Абдураззок Самаркандий. Матлаи саъдайн ва мажмат. бахрайн/ Форс-тожик тилидан таржима, кивиш ей ва изохли лугатлап: А.Уринбоевпнки. Т: Фан,
1969. 65, 66, 120-6. : Курс. асар. ... 207-6.
3 Курс асар. ... 81-6.
* Фасих ал-Хавофи. Мужмали Фасих/ Перевод, предисловие, примечание и указатели Д.Ю.Юсуповой. Т., 1980. С.221.
Гумбаз-и Сабз в Герате1, Гур-и Амир и Шах-и Зинда в Самарканде2 являются усыпальницами не тольхо Темуридов, но и других представителей высшего слоя племени Барлас, которые всегда выделялись в Тимуридском государстве, а звание амира для них было наследственным.
ГЛАВА Ш. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕРМИНОВ НАДГРОБНЫХ ЭПИТАФИЙ (Обзор терминов надгробных надписей).
В первом разделе рассматриваются общественно-политические термины в эпитафиях ХУ-ХХ вв. В текстах намогильных плит наряду с именами усопших представлены термины, указывающие титулы, звания, должности исторических лиц, занимавших посты в государственно-административной иерархии. Основываясь на этих данных, мы смогли изучить социальную структуру того периода. Эпитафии XV-XX вв. содержат следующие термины: "амир", "бай", "мирахур", "яргучи"курчи", "бакавул", "-¿талик", "хукеал".
Термин "амир", широко распространенный на средневековом Востоке, больше всего встречается в эпитафиях XV в. Он обнаружен и на отдельных намогильных плитах Х\'1-ХУП вв.
Амир - прежде всего титул духовно-религиозного характера, но позже стал использоваться для обозначения светских должностей. В процессе изучения 15 эпитафий термин "амир" нам» выявлен 35 раз.
Известно, что многие исторические лица Темуридсхого государства носили этот титул, являясь командующими военных частей армии, В 90% намогильных плит XV в. в городе Шахрисабз и его окрестностях содержится титул "амир Тексты эпитафий свидетельствуют также о наследственности этого титула. Амир Абу-л-Ма'али, лежащий под надгробием ГС-А, был религиозным деятелем, потомком пророка Мухаммада. Его деятельность приходится па период правления Амира Темура. В составленном нами списке из 22 личностей 14 являются известными историческими деятелями государства Темуридов. Многие из амиров XV в. жили в Шахрисабзе и его окрестностях.
В одной из эпитафий XVII в. термин "амир" связывается с руководителем суфийского братства 'Ишкийа (Амир Мухаммед шайх 'Ишки)- В изученных надписях ХУШ-ХХ вв. мы ни разу не встретили термин "амир".
Термин "бай". Понятие "бай" начал употребляться с XV в. Термин зафиксирован в 21 эпитафиях и присутствует при 27 именах, прочитанных нами. Большинство намогильных плит с этим словом и термином выявлено в сельских районах. В шести эпитафиях (ГС-3, ЧЖ-10, ГС-3, ЛО-1, Б-3, Б-7) слово "бай" зафиксировано при именах отца и сына.
Термин "бай" обозначает прежде всего принадлежность людей к достаточно высокому социальному слою. Баями называли людей богатого и среднего состояния, занимавших Еькокие посты в административно-управленческой системе. Анализ имен усопших показывает, что уровень употребления слова "баи' был высок среди представителей тюркоязычного населения, т.е. среди кочевого и полуоседлого населения. Об этом свидетельствуют многочисленные эпитафии в районе предгорий и степей - в местах традиционного проживания кочевников. Надгробные надписи со словом "бай", являющимся определителем и указателем социальной принадлежности погребенных, подразделяются на две группы:
1) эпитафии, в которых в составе имен присутствует слово "бай" один
раз,
2) эпитафии, где термин и понятие "бай" встречаются в составе имени усопшего, а также его отца.
1 Бертельс Е. Навои и ДжамиУ Избранные труды. М.: Наука. 1965. С. 19.
2 Немцева Н. Шахи Зипда (Альбом) Т. 1987. С. 18-19.
Слово и понятие "бай" больше всего отмечены в текстах намогильных плит XIX-XX вв.
На памятниках эпиграфики XV-XVII вв. понятия "мирахур", "яргучи", "бакавул", "гталик" и "кутвал" дают представления о должностях и чинах в административно-управленческой структуре, которые занимали покойные. Возможно, что люди с такими должностями работали в местной управденческой администрации.
Приводим список упомянутых выше должностных лиц:
1. Бакавул: 'Араб 'Али ибн Баймур бакавул (ум. в 1569 г.)
2. Аталши Кутлук Мухаммад аталик ибн Хаджа Верди бий (XVII в.).
3. Мирахур: Абука ибн амир Сулаймон ал мирахур (ум. в 1448 г.).
4. Курчи: Амир Султан Эли курчи ибн амир Мухам.иад Эли Еуго (XV в.).
5. Яргучи: Кадыр Верди ибн амир Надир яргучи (ум. в 1472 г.)
6. Кутвал: Бури атаяик ибн Хусайн кутвал.
Сопоставление данных с историческими источниками позволяет сделать вывод, что отец Абуки, одного из современников и видных военачальников Мирзы Улугбека, амир Сулайман - бывший полководец Амира Темура, являлся мирахуром, т.е. начальником конюшен. Зашшашнй должности Султан
Эли (Йлчи) отождествляется с полководцем, также ближайшим советником Темурида Султана Махмуда Мирзы1. Упомянутый в "Бабур-нама" Кутлук Мухаммад Султан был мшшчным братом тёти Мирзы Ёабура по отцовской линии -Даулат Султан ханум1. В тексте его намогильной плиты упоминается занимаемая им должность - аталик.
Во втором разделе настоящей главы приводится интерпретация религиозных терминов, фраз и словосочетаний, рассматриваются другие религиозные термины или чисто суфийские словосочетания, отдельные названия, обозначающие должность, социальный статус покойных, звание представителей духовно-религиозной структуры. На памятниках XV в. встречаются исламские термины: '" 'Улама' кирам", "Натижа-йи ат-таус (туе)", "Хазрат-и махдумзада", "Султан-и садат", "Худавандзада". Покоившийся под намогильной плитой ГС-1, род которого происходит от пророка Мухаммада, бьш видным представителем термезских саййидов5. На эпитафии представлена его полная генеалогия, саййиды, как известно, являются прямыми потомками дочери Пророка-Фатииы и его зятя 'Али4. Большинство саййидов также являются носителями титула "худавандзада", указывающие на родственные узы "ахи ал-байт" с династией Саманидов3 (875-999). "Сашид", "худавандзада", "хазрат-и махдумзада", будучи исламскими титулами, обозначают дифференциацию мусульманского социума. Они дают ясное представление об отношении нижних и верхних слоев - "амма (простонародья) и хасса (избранные).
На памятниках XV столетия встречаются также следующие термины: "ходжа", "ишйх", "султан ал-маша'их", "шайхзада". Так, ходжи, являясь потомками одного из четырех праведных халифов (632-661), после саййидов
1 Бабур Захир ад-Дин Мухаммад. Бабурнаме (Записки Бабура) /Пер. с чагат. М.-А. Салье. 2-е ¡«д. дорабог. Т.: Гл. рез.эпциклопедий 1993. С.31.
- TäM г 244
3 Семенов A.A. Происхождение Термезских Сайндов и их древняя усыпалышца «Султан Садат»/ Поотоколы Туркестанского кружка любителей археологии. Вып.Х1Х. №11 XII, 1913, №13, IV| 1914. С.9.
4 Лапин С.А. Перевод надписей па исторических памятниках г.Самарканд / Туркестанские ведомости. 1895. N«13, С.20.
5 Семенов A.A. Происхождение ... СЛО-11.
считались благородными и уважаемыми персонами мусульманской общины. Шайхи были наставниками дарвишей, суфийских братств, также высокочтимыми среди народа. "ШаС<х гл-маша'-их" - так называли главу шайхов, под словом "шайхзада" понимался потомок шайха.
Для памятников XVI в. характерны титулы "мулла", "ишан", а также "utaüx". Термин "ишан" представлен и в эпитафиях XV1I-XVIH столетий. Ишаны, как и шайхи, считались наставниками суфийских братств. В эпитафии ХМ-3 упоминается потомственный ходжа, который назван также "ишан'.
Начиная с XVI в. на многих намогильных надписях широко используется чисто суфийсхий термин "'Ишкийа", обозначающий приверженность усопшего к одноименному суфийскому братству. Этот термин больше встречается на памятниках XVII-XVII1 вв. Кроме того, именно для этого же периода характерна суфийская фраза "шаб сарах", т.е. "да будет земля ему пухом".
В третьем разделе главы III рассматриваются этнические термины, зафиксированные на надгробных надписях. Такие термины обнаружены в восьми эпитафиях XV-XIX вв. Их изучение дает представление об этнических группах, проживавших в этом регионе. В текстах эпитафий такие термины обычно стоят после имени усопшего. Некоторые новь/с данные получены в процессе сопоставления различных фактов, отмеченных на намогильных плитах и исторических данных. Приводим список памятников с этническими терминами, характерными для XV в.
1. КА-1. Амирзада Пир Мазид ... Мухаммад Барлас (ум. в 1421 г.)
2. ГС-Д. Дилшад ara бинт амир-и кабир Дадмулк Барлас (ум. в 1434 г.)
3. ГС-1. ал-Амир ал-а'зам Султан Ибрахим бахадур (ум. в 1434 г.)
4. ГС-8. Амир Хамза ибп амир Тагай Буга ибн амир Суюндж Буга (ум. в 1428 г.).
5. ЧО-I. Абука ибн амир Сулаймап ал-мирахур (ум. в 1448 г.).
6. МО-1. ал-Амир ал-кабир Султан Эли курчи ибн амир Мухаммад Эли Буга (XV в.).
В двух эпитафиях из этого списка зафиксированы названия племени Барлас. В эту же этническую группу входят погребенные под намогильными плитами ГС-2, ГС-8 и ЧО-1. В "Зафар-нама" упомянуты амир Джаку-йи Барлас, амир Тагай Буга Барлас, амир Хамза Тагай Буга Барлас, амир Сулайман Барлас1.
Только один памятник МО-1 принадлежит представителю рода Каучин. Это амир Султан 'Али, сын Мухаммада Илчи Буга, упомянутый в "Бабур-нама", являлся представителем рода Каучин1.
Эпитафии ЧЖ-1, ЭЛ-3, обследованные нами в Чирахчинском районе указывают на появление здесь в XVI в. племени халач. Отец усопшего Бекмирзы Фатим Султан, в том числе упомянутый в другой эпитафии Ханика, являлись представителями этой этнической группы.
Б заключении приводятся основные выводы диссертации. Следует отметить, что в результате изучения надписей надгробных плит выявлены основные места захоронения представителей различных племен, проживавших на территории долины Кашкадарьи в XIV-XIX вв. Выходцы из ппрммш Кяпляс имели ролшше места захоронений, в основном, в Шахрисабзе.
1 Шарофуддин Али Яздин. Зафарпома/ Нашрга тайёрловчи, сузбоши ва изохлар: А.Урипбоевпики. Т.: Фан, 1972. 101', 119е, ISS", 302е-варакдар.
2 Бабур Захир ад-Дин Мухаммад. Бабурнаме. (Записки Бабура). Пер. с чагатайского М.Салье. Ташкент. 1993. С.54.
В других районах, обследованные памятники эпиграфики - надгробные плиты на месте захоронений представителей племени Сарай, Халач и Каучин. Это еще раз свидетельствует о том, что представители рода Темуридов и их ближайшие родственники проживали в Кеше - Шахрисабзе и его округе.
Особый интерес представляют реконструкции генеалогии амиров из рода Барлас, что оставалось ранее не изученным. В числе этих амиров - ближайшие сподвижники Амира Темура, полководцы и административные лица, игравшие большую роль в экономической и политической жизни государства Темуридов. После смерти Амира Темура многие из них служили при дворе Шахрух Мирза и Мирзы Улугбека (амир Султан Ибрахим, амир Абука),
Изученные памятники имеют актуальное значение для источниковедческого анализа намогильных плит (характео текста, письмо, тип письма, различие локальной особенности шахрисабзской школы составления текста).
В текстах намогильных плит определены титулы, должности исторических лиц, их место в иерархии государственно-административной организации. Сопоставление данных эпитафии с данными письменных источников позволили заполнить лакуны в политической и экономической истории Кета Х'.'-Х'Л св. Этнические названия, отраженные б эпитафиях Х\'-Х1Х 23., дают возможность получить более конкретное представление об этнических гпугтпзх проживавших в с-осто'шон ч^стн Кашкадаоьн.
По текстам эпитафий определяется степень распространения отдельных суфийских братств, активных только в долине Кашкадарьи ('Ишкийа).
Проведенные исследования имеют важное значение для изучения и пропаганды историко-культурных традиций охраны, реставраций, музеефикации изученных объектов. В местах захоронения амиров Кеша необходимо установить мраморные плиты с переводом текстов с арабского и персидского языков на узбекский для привлечения туристов.
1. Амир Темурнинг таникли навкари Амир Жоку шажараси х.ах,ида/ Узбекистон тарихи ва маданияти муаммолари. Т. 1996. 5-126.
2. Кеш вклоятининг мукаддас жойлари/ Кдаимги Кеш-Шахрисабз тарихидан лавхалар. Т.: Шарк;. 1998. 101-123 б.
3. Кеш амирлари/ Кддимш Кеш-Шахрисабз тарихидан лавхалар. Т.: Шарк. 1993. 123-140 б.
4. Кеш кабртошларвдагн атамалар/ Кадимга Кеш-Шахрисабз тарихидан лавхалар. Т.: Шарк. 1998. 140-172 б.
5. Кашкааарё тарихидан лавхалар Кдрши: Насаф. 1997. 68 б. А.Сагдуллаев ва Б.Якубоаяар билан х,змксрликда).
6. Погребальная эпиграфика комплексов Гумбази Сайндон и Хазрати Имом (Шахрисабз)У Узбекистон - кздимда ва урта аерларда. Самарканд. 1992. С.95-97 (В соавторстве с Б.Бабаджановым)
7. Кашкадарё вилояти эпиграфик ёдгорликлари/Узбекистон кадимда ва урта аерларда. Самарканд. 1993. 62-65 б.
¡5. Этническая ситуация города Шахрисабза и ее периферии в ХУ-ХУ1 вв. (По материалам погребальной эпиграфики восточной части Кашкадарьи)/' Аохеолопы и художественная культура Центральной Азии. Вып. 2. Т.'1995. С. 12-13.
Б.Б.Амнновнинг «Жаиубий Узбекистан эпиграфик ёдгорликлари тарихий манба сифатида (XV-XX асрлар)» мавзундага дмссертациясшпшг киска
мазмуни
Диссертация К,ашкадарё вилояти тог сдди ва тогли туманларпинг XV-XX асрлар эпиграфик ёдгорликлари - кабртош битиглари тарихий манба
СшЬаТИЛЯ УПГЯНИЛиб inv яг.пгля Maurvn Tívnvnliunr гиррий-мэт.\™пим fivrmmciru
• ¿ j L ------- ----------------VI ~J-------Г'"'
хужалик-мадамий хаёти, этник жараёнлар тасаввуф ва ислом дини билан ботик аспектлар тадкик этилди. Манбаларнинг асосий кисми - кабртош битиглар шу пайтгача илмий тадик^котларга жалб кдлиимаган эди. Диссертацияда куйидаги масалаларга асосий эътибор берилди:
1. Тадклкотимизиинг мух,им объектлари-мозор ва кабристонлар жойлашуви, улар агрофида хаёт кечирувчи ахолининг бу хусусда фикр-мулохазалари жамлаииб, умумий гаъриф берилди. Мозор, кабристонларни кузагиш ва урганиш натижасида тасаввуфнинг Ишхийа тарикдти марказлари (Эски Лангар, Катта Лангар, Киём шайх) аникланди. Шу билан бнр каторда Уймовуг, Чуют, Сарой, Мангат сингари уруг-аймок вакиллари вафот этпш ота-боболари ва кариндошларини уз пирлари мозори якинида кумилиши маълум булди. Кабртошларнинг ахсши томониаан эъзозланиши Куктош ота, Октош ота мозорлари мисолида кузатилди.
2. Худудиичг кдбртошлари классификация»! амалга оширилиб, бу срда уларнинг сандик, стела (понасимон) ва узунчок ёки трапеция шаклли ёдгорлик хиллари тайёрланганлши аникланди. Улар юзасндаги битиглар, рамзий белгилар, накшу-нигорлар маълум тартиб ва коидаларга acocan амалга оширилган. Юк,оридаги илмий текширишлар натижасида XV аср саштарошлик санъати узидан кейинги даврларга иисбатан анча тараккий этганлиги аникланди. XVI асрда хам мазкур санъатнинг ривожи кузга ташланади. Бу даврнинг айрим ёдгорликлари орасида сифатсиз турлари хам кузга ташланади. XVII-XVIII асрлар, шунингдек XIX аср ва XX аср бошларвда худуд хаётидаги инклрохпар юз берганлиги сингари сангтарошлик сатоатида х,ам бу холатлар кузга ташланади.
Кабртош матнларининг текстологик ва палеографик тахлили матнларнинг хар бир тарихий давр шарт-шароитидан келиб чиккан холда тужчгаялигини курсатди. Темурийлар замонида матнлар тузишда диккат-зътибор кучайган. Уларни шакяяантиршдаа зиблилар, «ятшшр ва сантарошар- муштарак иш олиб бориакан, шу боксдгн бу давр матияарвда нуксоп ва камчиликлар йук. Палеографик тахлил худуднинг кдбртош битигларида куфа, сулси-насхи, сулс ва настали«; хат турларидан иетифода олингаилигини курсатди. Кабртошларда Самарканд, махатлий Шахрисабз хатготлик мактабларига хос битиглар, шунингдек факультатив дастхатлардан истифода кялинган. Харфлар, уларнинг хар бир даврга мувофик келиши, узаро богланяшлари аникланшии билан бнр каторда, худуд хаттот-саштарошларинипг саводхоилик даражаси хдкдда тасаввур хосил килинди.
Барлос кавмига мансуб Амир Темур ва унинг ота-бобоси томонидан кариндошлари амир Султон Иброх.им бяхддир ибн амир Жахопшох ибн амир Жокунинг насабномаси кабртош битиглар ва тарихий асарлар негизида тузиб чинши. Генеалогик тадкикот Барлос амирларининг Темурийлар давлати бошкарув ташкилотларида мухдм мавкеда туришгашшкларини курсатди. Казо килган Барлосларнинг жасадлари Дор ут-тиловат ва Дор ус-сийодатда дафн этилпш.
XV-XX асрлар кабртош матнларидаги амир, бой, кутвол, баксвул, оталик, курчи, мирохур сингари ижтимоий-сиесий атамалар урганилиб, худуд маъмурий-хужалик тизимида мухим амалдорлик сохиблари булишган шахслар
х.акида магьлумот олинди. Уларнинг купчилиги Шахрисабзда яшаб бошкарув ташкилотларида хатта мансабларда туришган.
Тахлилдан утказилган диний атамалар Термиз саййидлари учун хос булган Уламойи Киром, Султон Садат, Хазрат-и Махдумзода сингари сифатлар хослигини курсатди. Худоваидзода, Ахл ал-байт хонадони вакилининг Сомонийлар хоиадони билан кон-кариидошлигини англатса, хонзода улариинг кучмаичи узбек хоилари билан кариндошлигини курсатади.
Шайх, султон ал-машойих, эшон, хожа, амир атамалари Ишкийа тасаввуф тарикати рахбарлари учун хосдир. Ишкийа вакиллари исмларинииг охирнда Ишкий термини кушилган. Ишкийанинг аёл вакиллари игмига биби номи хам куйилган.
Этник атамалар худу.ада юз берган этник жараёнлар хакида маълумот беради. Шахрисабзда XV асрда пирлослар куп ятаган, Чирок,чида XVI асрда Халач кдвми вакиллари истик,омат кдшшган. XV-XVI асрларда Рузорда Ковчин уруги зодагон катлами хаёт кечирганлиги кузатидаи. XIX асрга мансуб Кдмаши кабртошларндаи б!;р;:да Сарой атамаси ургакилиб, мгзкур зтинк гурухни бу худудда жойлашув1шан далолат беради.
Хулосада барча шшнган ишларнинг иатижалари канд зтиб утилди.
Annotation to the dissertation by В.13. Aminov on the subject EnidraDhiaue Monuments of Southern Uzbekistan as Historical Source (XV-XX centuries)
The dessertation deals with the study of epigraphic monuments • inscription on in Qashqadarya tombstones region in front of mountains and raountaneous districts as historical resource and on the basis of this its political parts, social-economic life, ethnic process, the aspects connected with imagination and islam were investigated the main resources - the inscriptions on tombstones were not investigated in researches up to the present.
The main attention is given to the following problems in the dissertation
1.The main objects of our research work - the location of graves and cemeteries, the opinion of the people living near them about these places were collected and general description is given as a result of observation and study of graves and cemeteries the centres (Eski Langar, Katta Langar, Qiyam Shaykh) were determined.At the same time we learned that the representatives of such relations as Uimovut, Chuyut, Saroi, Manghit were buried near their parents and relatives' holies. The respect of tombstones by people were seen as an example in Koktosh ota, Oqtosh ota cemeteries.
2.The classification of tombstones of the region has been made, it was defined their chestlike, peg-like, long or traperium-like types of monuments had been made. Epitafs, symbols,engravings on them have been done according to certain order and rules as a result of scientifique research above.
Stone art in XV century was developed more than in the same art can be seen in XVI century. Among monuments of that time one can see the lack of quality in some of them. As there were splits in the life of the region in XVII-XVIII centuries and at the beginning of XX century, the same situation is seen in the slone art of that theme.
Tcxtology ¿Пи paiCGgiaphiC aiialyZiS of the tCXtS СП tOiTiuSiOfiCS SnOw'Cu iiiat the texts were written in regard to the conditions of each historical time. In Amir Timur's time a great attention was paid to compose texts. Scholars, writers, workers of stone art carried out the work, that's why there is no deficiency in them. Paleographic analyses shows that inscriptions on tombstones kufi, thulth, thulthi - naskhi and nasta'Iiq types of writing in them were used. Samarkand, Shahrisabz schools of handrwiting art and inscriptions of such kind, as well as
optional handwriting were used. The letters, their, appropriateness to that time, their, link between lash other were defined and at the same time there is definite opinion on the level of the stone art literacy.
Related to Barlas relatives of Amir Timur and his ancestors amir Sultan Ibrahim bahadur ibn amir Jahanshah ibn Jaku's family tree was drawn. Genealogic research proves that Barlas amirs took the main places in Amir Timur's governments. The Bariases were buried in Dar at- tilawat and Dar as- saodat.
We studied texts of tombstones of XV and XX century as and learned such social political names of amirs, bay (the rich), kutwal, bakawul, atalia, qurchi, mirakhur and got information about persons who were the main people in state, economic system of the region. Most of them lived in Shahrisabz and took the leading positions in the goverrierr.er.t.
Analysed religious names showed that Termcz sayyids has the same features as 'Ulama' Kiram, Sultan-i Sadat, Hazrat-i Mahdum-zada, Khudawand-zada, Ahl-al-bayt family member means the relation with Sarnanid family and khanzada shows their relation with nomad Uzbek khans (1500-1920.
Such names as Shaykh, saltan al raasha'ikh, eshon, khwaja, amir are inhereted in leaders of 'khqivy- Snfisro of the representatives of the term of is added; al the end of the names of women bibi was added .
Ethnic names give information about ethnic process in the region. In XV century the Bariases lived in Shahrisabz, in XVI century the representatives of Khalach lived. In XV- XVI century the rich part of Qa'uchin lived. In one of tombstones of XIX century the "name Saray was studied, and it shows that this ethnic group local in this region.
In conclusion the results of all work done is given.