автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Парадигма идейно-эстетических поисков Е. А. Евтушенко, 1949-1998 гг.
Текст диссертации на тему "Парадигма идейно-эстетических поисков Е. А. Евтушенко, 1949-1998 гг."
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Ф. КАТАНОВА
На правах рукописи ПРИЩЕПА Валерий Павлович
ПАРАДИГМА ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОИСКОВ Е.А. ЕВТУШЕНКО
(1949- 1998 гг.)
Специальность 10.01.01 - русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора филологических наук
\
Президиум ВАК России
(решение от"
Л- 19гУ.. г.. №
присудил ученую степень ДОКТОРА. И1Ю ЛЛ^чХЕС Убц У
на VI
\
вник -управлешп
ч V ГХЛА
IV! о с к в а -
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . ....................................................5
ГЛАВА 1. ШЕСТИДЕСЯТНИЧЕСТВО: СПОРЫ, СУЖДЕНИЯ,
ОЦЕНКИ.......................................................22
Раздел 1. "Шестидесятники": содержание термина................26
Раздел 2. "Шестидесятники"/ "эстрадная поэзия".
Содержательная соотнесенность и "границы" термина.............33
Раздел 3. Общие стилевые особенности творчества
Е.А.Евтушенко.............. . ..............................39
А Стилевые признаки "эстрадной поэзии".................39
Б. Специфика усвоения литературных традиций.............71
В. Пейзаж как средство выражения идейно-эстетического
содерлсания произведений поэта.................................76
ГЛАВА И. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА Е.А.ЕВТУШЕНКО.
Раздел 1. Политическая цензура и формирование самосознания
шестидесятников (на материале творчества Е.А.Евтушенко)........90
Раздел 2. Содержание и структура мировоззрения
Е.А.Евтушенко.............................................126
А. Особенности мифологической системы культовых
образов. .............................................133
Б. Христианское начало как часть мировоззренческого
опыта Е.А.Евтушенко..................................159
ГЛАВА III. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ШЕСТИДЕСЯТНИЧЕСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА.................174
Раздел 1. Особенности переводческого стиля поэта...............177
А. Причины обращения к поэтическому переводу.
Критерии отбора материала..................:..........182
Б. Формирование идейно-художественных принципов перевода. .
....................................................194
Раздел 2. Литературно-публицистическая критика
Е.А.Евтушенко............................................209
Раздел 3. Специфика прозы Е.А.Евтушенко.....................226
A. Характер взаимодействия лирического и
эпического начала в прозе поэта.........................228
Б. Роман "Не умирай прежде смерти" - русская
политическая сказка..................................240
B. Книга прозы "Волчий паспорт".......................248
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМЫ ЖАНРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЛИРИКО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ПОЭМЫ. К ВОПРОСУ
О СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ЖАНРА............................ 253
Раздел 1. Становление жанра поэмы (середина 50-х -
начало 60-х годов).........................................258
А. Поиски содержательно-структурной модификации поэмы (лирико-повествовательная дилогия:
поэмы "Станция Зима" и "Откуда вы?")...................263
Б. Специфика жанра и противоречия взаимодействия его содержательных компонентов (поэмы "Опять на станции
Зима" "Я - Куба", "Поэма о масленке")...................287
Раздел 2. Образование модификации лирико-повествовательной поэмы
с сюжетом мысли (поэма "Братская ГЭС")...................... 300
А. Характер образных рядов в поэме......... .............307
Б. Трансформация характера сюжета как основного жанрообразующего начала............ .......'...........317
4
Раздел 3. Разработка лирико-публицистической модификации поэмы (жанровая трилогия: "Коррида", "Под кожей статуи свободы",
"Казанский университет' ')...................................343
A. Лирико-публицистическая драма
"Голубь в Сантьяго"....................................357
Б. Поэма в творчестве Е.А.Евтушенко ( 70-е годы)..........371
B. Поэмное развитие 80-90-х годов......... ..............381
ГЛАВА V. СПЕЦИФИКА ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА
Е.А.ЕВТУШЕНКО..............................................398
Раздел 1. Индивидуально-авторские неологизмы
Е.А.Евтушенко...........................................399
Раздел 2. Афористика Е.А.Евтушенко, ее типологические особенности.
.........................................................437
Раздел 3. Особенности использования фразеологизмов
в творчестве Е.А.Евтушенко.................................445
Заключение....................................................455
Список литературы.................. ............................471
Приложение...................................................497
Введение
Исход XX столетия наметил ощутимую и в определенной степени закономерную тенденцию рассмотрения шестидесятнической идейно-эстетической программы как сложного и богатого своими достижениями историко-литературного явления. За последнее 35-летие не осталось, пожалуй , ни одного литератора, который не внес бы свою лепту в разноголосье критического осмысления шестидесятничества. Разнообразные формы и качества этих оценочных суждений (от распространенного возмущения мировоззренческой недальновидностью и эстетической ущербностью шестидесятников до признания их промахов и открытий), жаркие споры, усилившиеся во второй половине 80-х - начале 90-х гг. и не прекращающиеся и поныне, обострившаяся межпоколенческая борьба отражают острый интерес к этому литературному течению. Шестидесятничество из сферы текущей литературной критики переходит в область истории литературы. Однако, становясь фактом литературной истории, это явление остается дитем "о двух матерях": оно принадлежит также истории современности.
Учитывая характер условий для возможной "смены" шестидесятничества только зарождающимися течениями, необходимо осмысление идейно-художественной специфики, типологический схождений с предшествующими культурными эпохами. В этой связи было бы непростительной ошибкой "закрыть" шестидесятничество как плодотворное литературное течение и сделать вид, что это только существовавшее в течение короткого времени и на ограниченном художественном пространстве творческое заблуждение некоторых художников и писателей, в основном, посредственных. Хотим мы этого или не хотим, факты
неопровержимо показывают обратное: шестидесятничество состоялось как идейно и художественно ценное течение второй половины XX столетия и продолжает находиться на одном из престижных мест в литературном процессе настоящего времени.
"Шестидесятничество было не только советским, но и европейским явлением, оформлением общеевропейского кризиса в посттоталитарную эпоху, приведшим к глубоким изменениям как в западной, так и в советской сфере, - резонно утверждает Евгений Добренко. — Без опыта шестидесятничества культурные изменения во второй половине XX века вообще непредставимы..."1
Изучение шестидесятничества как историко-литературного понятия, его зарождения, становления и развития, по нашему убеждению, невозможно без правильного и скорректированного понимания творческого опыта зачинателя и общепризнанного лидера этого течения Е.А.Евтушенко, внесшего значительный вклад в формирование идейно-эстетичесского кодекса шестидесятников.
Специфика шестидесятничества, в эволюции которого отчетливо отражаются определенные закономерности литературного процесса, может быть раскрыта путем осмысления творческого пути Е.А.Евтушенко, подведения итогов его идейно-эстетических достижений и потерь.
По нашим представлениям, творчество Е.А.Евтушенко -непрочитанная страница истории русской литературы второй половины XX века, вобравшая в себя полувековой опыт развития художественного и общественного сознания страны.
В критике творчество Е.А.Евтушенко (при всем поистине огромном объеме печатной продукции о нем) - мало или неправильно понятый, а главное - неоднозначно истолкованный этап историко-литературного
1 Добренко Евг. Уроки "Октября" // Вопросы литературы, 1995. - Вып. П. - С. 33.
развития, не только совпадающий, но и в известной мере определяющий общий ход развития российской словесности 50-х - 90-х годов.
Стихотворная журналистка, литературная беллетристика и чистая, истинная поэзия - три основных составляющих пласта евтушенковского художественного мира. Выступая часто как трудно расторжимое единство, своего рода литературный конгломерат, они нередко разъединяются критикой; вследствие их искусственного, объяснимого во многом характером литературной борьбы разъятия рождаются выводы негативного свойства, которые распространяются на весь художественный опыт поэта, писателя, журналиста.
У Е.А.Евтушенко сложилась своеобразная концепция творчества: в результате прививки "советского дичка" "классической розе" возник, вопреки пессимистическим ожиданиям, некий "гибрид", несущий в себе многие лучшие "вкусовые" качества двух стволов единой русской литературы XX века. Эта сложившаяся система определяет характер и особенности творчества Е.А. Евтушенко.
Журналистко-публицистическое начало нередко заслоняет непосредственную силу и разносторонность писательского наследия. Частые выпады против тоталитаристских притязаний советской власти, а затем - похожие на полувнятные раскаяния "уходы" в тень, молчание и лавирование между разразившимися отечественными и зарубежными скандалами мешали и мешают ясному пониманию гражданского значения поэта, которое в России, вероятно, долго еще останется неизменным. Обращение к разным и неравнозначным видам творчества запутывали критиков и литературоведов в определении места Е.А.Евтушенко в истории русской культуры текущего столетия.
Все, действительно, весьма сложно. Интерес к самым существенным политическим проблемам у Е.А.Евтушенко, к нашему удовлетворению, не вызывает сомнения как у его сторонников, так и у всегдашних оппонентов.
Его творческое развитие происходило в богатый и насыщенный событиями период отечественной истории, ознаменовавшийся переходом от сталинского режима к "демократическим" усилиям Хрущева.
Это отрезок времени, совпавший с печально затянувшимся брежневским правлением, когда страна "уверенно" входила в "период упадка"(Б.Ш.Окуджава), погружалась в тягостное состояние "гражданских сумерек", и с андроповско-черненковским межлетием, обозначившим симптомы обратного хода российской истории, точнее - "топтание на месте", и с энергичным порывом нашего общества к горбачевской перестройке, и с ельциновским "смутным временем", когда последние надежды на возрождение России, кажется, окончательно рухнули. Поэтому разговор о феномене Евтушенко не может быть ограничен узко профессиональными рамками. Он неминуемо, вне нашей воли, оказывается связанным не только с историей целого поколения, детство которого было расколото войной, юность надломлена крушением надежд на позитивные результаты хрущевской "оттепели", а зрелость попала в "мягкие" объятия брежневского режима, но и с движением молодых литературных сил середины века, со вторым рождением А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, М.А.Булгакова. Феномен Е.А.Евтушенко предполагает выход и к разнохарактерной социальной жизни страны.
Е.А.Евтушенко, провозгласивший "от века своего свободным быть позорно", оказывается в эти десятилетия заложником и "жертвой" сказанного. Находясь всегда внутри основных общественных движений, он закономерным образом вобрал в себя всевозможные промахи и ошибки времени, из одной иллюзии бросаясь в другую, еще более сомнительного свойства, что не могло не стать предметом для нападок то "слева", то "справа". Поэт сыскал себе в эти годы не только добрую, но и дурную славу.
"Рок событий", в круговороте которого оказывался Евтушенко, часто был сильнее его, подминая и уничтожая недюжинные стремления понять: куда "несет" его и сограждан России.
Нам представляется, что Е.А.Евтушенко-художника невозможно отделить от Евтушенко-гражданина, ибо это - два взаимопересекающихся, взаимообогащающихся, часто - взаимоконкурирующих и
взаиморазрушающих потока его жизнедеятельности.
Нередко гражданские усилия поэта оказывались для него важнее
' НО
работы над словом, и тогда он ставился заложником быстро текущего времени, зачастую губя свою поэтическую репутацию. Бывало и наоборот: гражданские "сумерки" вызывали к жизни произведения, отражающие поистине высокую любовь к России и глубокую боль за Отечество.
Огромность полувекового труда и его неравнозначность: пустое и философское, мелкое и великое, резкие выступления против любых форм насилия и неожиданные покаяния, громогласные протесты подписанта и тишайшие интимные заклинания - все это разновеликие составляющие его поэтического голоса.
Е.А.Евтушенко ни за что нее желает умереть прежде смерти, тем (
более - стать "всех мертвых мертвей", создавая даже в "материальном"'
1
отношении необъемный мир своего творчества. Сутью его жизни и творчества становятся, перефразируя Б.Л.Пастернака, "и - самоотдача, и - ( шумиха, и-успех". '
Стремление стать первым в жизни и литературе, характеризующееся сохранением чистоты помыслов, верностью общечеловеческим идеалам, сопряженное с социальными перипетиями времени, приводило к фиксации в общественном сознании "разного Евтушенко - "натруженного и праздного", "целе-и нецелесообразного", в котором "все перемешалось".
Одни почитатели видели в нем неистового игрока в литературное лидерство и "разночинца атомного столетья", поэтического сына
Маяковского; другие - "новоявленного Северянина" и "баловня хрущевской оттепели"; третьи - младшего соратника А.Т.Твардовского и Я.В.Смелякова, современника Б.Л.Пастернака и А.А.Ахматовой; четвертые называли его "цепной собакой советской власти" и представителем "хэмингуэйевской комсомолии"; наконец, некоторые определяли его дар как "талант, размениваемый на пустяки", а поведение - как "поэтическое гусарство" и др.
Верно заметил Е.Ю.Сидоров, что различные суждения о Е.А.Евтушенко напоминают движение маятника.1
- Однако, несмотря на разноголосицу мнений почитателей и недоброжелателей Е.А.Евтушенко, важно подчеркнуть общее в различных суждениях: поэт стал общепризнанным лидером литературного движения молодых в середине века, подтверждая это звание как поэтическими открытиями, так и прозаическими трудами, страстной публицистикой и литературно-критическими работами, авторской кинорежиссурой и актерскими опытами.
Борец за канувшую в Лету перестройку и народный депутат исчезнувшего СССР...
Подавляющим большинством исследователей, к сожалению, не принимается во внимание упреждающее критической оценки авторское заявление: "Я - разный". Именно этот смысловой ключ открывает единственно правильный подход, который ведет к более плодотворным результатам. Если учитывать и еще одну особенность художественного сознания Евтушенко - способность к чистоте поэтического выражения, то при трудно обозримом объеме литературной "продукции" с полным основанием можно заявить: только истинно поэтических текстов в его творческом наследии вполне достаточно, чтобы понять, что Е.А.Евтушенко
1 Сидоров Е.Ю. Жажда цельности, // Юность, 1970, № 8. - С. 90.
по праву носит высокое звание выдающегося русского поэта второй половины XX века.
Более того, писать сегодня о Е.Евтушенко только как о поэте "для всех" (или для многих) было бы крайне односторонне, а скорее всего, и просто ошибочно. Е.А.Евтушенко - искатель Новых путей в лирике, прозе, публицистике, литературной критике. Многосторонность его литературной одаренности не укладывается в рамках устоявшихся предвзятых теорий и не ограничивается идейно-художественным пространством
шестидесятничества.
Е.А.Евтушенко - первооткрыватель ряда тем послевоенной литературы. Он один из первых (если не первым) открыл
а) тему "геологической романтики", которая в "усовершенствованном" виде будет в дальнейшем подробно представлена в отечественной прозе (например, О.М.Куваева).
Опережая "младших" поэтов-фронтовиков, Е.А.Евтушенко в начале 50-х годов "открыл";
б) тему опыта Великой Отечественной, которая в последующие десятилетия будет складываться усилиями поэтов, прозаиков, драматургов и - шире - кинематографистов, художников, музыкантов в новую концепцию войны. "Как же так, - "возмущался" по поводу его военных стихов А.П.Межиров, - мы выстрадали, а он высказывает?"1
Те же самые слова А.П.Межирова могли бы, вероятно, произнести А.И.Солженицын, а вслед за ним и В.Т.Шаламов: ведь именно Е.А.Евтушенко уже в 1955 году стихотворением "Идол"
в) "открыл" основную тему их творчества - антисталинскую ("лагерную").
' Межиров А.П.О Евгении Евтушенко // В кн.: Поэзия: Альманах. Вып.7. -106,
М.; 1972. - е.
Е.А.Евтушенко, необыкновенно чуткий к тем новым веяниям, которые только-только намечаются в обществе,
г) выступил первооткрывателем основной темы "тихой лирики", указав на нее целому отряду "младших" поэтов-шестидесятников.
Е.А.Евтушенко внутри литературного процесса 50-х годов
д) уловил тенденцию общей лиризации литературы, создав рассказы "Куриный бог" и "Четвертая Мещанская" в жанре лирической прозы.
Поэт одним из первых понял необходимость обновления жанра современной поэмы:
е) он создал ее новые модификации, тщательно и неистово " смешав" в них разноприродные художественные компоненты, тем самым показывая идущим вослед один из перспективных путей развития этого жанра.
В период перестройки Е.А.Евтушенко своевременно воскликнул: "Политика - привилегия всех", обратив внимание литераторов, политологов, социологов, философов на важнейшие