автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Парадигматические образы в "Житии св. Нино"

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Гонджилашвили, Нана Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Парадигматические образы в "Житии св. Нино"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Парадигматические образы в "Житии св. Нино""

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.даШАХИШВИЛИ

На правах рукописи ГОНДЕШШВИЖ НАНА ГЕОРГИЕВНА

ПАРАДИШАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В "ЖИТИИ СВ.НИНО"

Специальность 10.01.03-Лктерагура народов СССР (Грузинская литература)

АВТОРЕФЕРАТ иссертацпи на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилиси - 1991

работа выполнена на кафедре истории древнегрузынской литературы Тбилисского государственного университета имени И. Джавахижви ли

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Р.Г.СИРАДЗЕ Официальные оппоненты:доктор филологических наук, профессор З.Г.КИКНАДЗЕ кандидат филологических наук, К.Г.ДОМБУ1ИЯ

Ведущая организация: тбилисский государственной педагогический институт им. Сулхан-Саба Орбелиани

Защита диссертации состоится " " а^ТТ^Ь Т99Т года

10 О О '

в I — часов на заседании специализированного совета

Д.057.03Л4 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при тбилисском государственном университете ик.И.Джавахкшвили

Адрес: 380028, г.Тбилиси, лр.К.Чавчазадзе,1 Тбилисский государственный университет

С диссертацией ыокно ознакомиться в научной библиотеке

университета

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наш,- "'

профессор Н.П.Табидзе

0БП1АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш: Изучение парадигматических образов дре*»-ггрузинского агиографического памятника "2итие св.н?но" представится одной из ванных задач истории грузинской литературы. 3 »взведении отображены события, связанные с самой значительной :хой христианской 1*рузии— с обращением в христианскую веру дент-¡льной ее части- Картлп. Это не ыэгло не отразиться на развитии иературно-эстетической шел. Проникнуть в сущность парадагма-[ческих образов, нередко скрытых в канве исторических реалий и )лигиозных верований,- задача, требующая усилий ни одного учено-нксследователя.

Б научной литературе из "Жития св.Нино" выделены некоторые црадагматические образы, в частности, крест из виноградной лозы, гдекия св. Нино, затмение солнца, воздвижение животворящего стол-I, воздвижение крестов и т.д.

В предлагаемой работе раскрыто символическое значение язи-¡ского божества дрмази, падения языческих идолов и связанного с ш образа благородного камня- берилла. Выявленные символы стано-[тся моделями грузинского образного мышления, начиная с древне-I периода и включая новейшую литературу. По своему историческо-г содержанию падете лрмэзи представляет собой культурно-истори-:скув парад! гку высочайшей значило с ти, многосторонне осознанную осмысленную в грузинской литературе.

Анализом парадигматических образов диссертационная работа юсит овоэ лепту в изучение истории грузинской слэвестности.Изу-¡ние конкретных образов не только способствует моделированию >нцептуальных схем всего произведения или отдельных эпизодов,но выходит за рамки эстетического значения и раскрывает корни ре-[гиозных верований грузинского народа в историчесном контккс^з

эпохи. Выявленные в работе общие образы-идеи , элементы которых заложены в языческих представлениях, в трансформированном виде продолжают функционировать в христианской эстетической системе. Знлвлея:'п художественных особенностей "Жития св.Кино" даст возможность определить его значение не только для грузинской , но и всемирной литераоуры.

Состояние изучения проблей;. Несмотря на многостороннее изу чение памятника древней слэвестности "житие св.Нино", на сегодняшний день его эстетической значишсти посвящены работы лишь еданичных автор в (Р.Г.Барамидзе, Р.Г.Сирадзе, Г.Г.Парулава и дц Специальное исследование отдельных художественных образов всех редакций "Жития", а также их сопоставжние с историческиш проыг ведениям:! с целью выявления их парадигмашчности до сих пор не провод!лись. Не раскрыты также взаимосвязь символики "Жития св. Нино" с образами из Ветхого завета, характер трансформации этих образов в последующей грузинской литературе.

цель исследования: Изучить парадигматические образы из "Жития св.Нино"- языческое божество Армази, крушение идолов, симвс лику благородного камня, как остатка языческого культа; показан использование этих образов в различных редакциях "Китая", в истоки чэ ских сочинениях, а также в произведениях грузинских писателей XX века; выявить элементы художественной семантики этих образов и их символическое значение, место этих образов в исторг художественного мышления, их десакрализацию и насыщение христиан оким символам.

Задачи исследования: I.использовать общетеоретические иссле дозания по вопросам парадигматических образов мышления; 2.Выде-лить и изучить в древнейшей Щатбердо-Челишской редакции "Жития" художественные образы языческого бокеСтва Армази, эпизоды кру-

- 5 - •

яенэе идолов, а также символику благородного*камня- берилла; 3. Сличение разных редакций "Жития"- Леонтия Мровели (XI в.), Арсения (ХП в.), второй метафрасской редакции, "Слова" Николоза Гулаберядзе, древнейшего армянского перевода "Картлис цховреба" [история 1*рузин), исторических произведений Вахушти и Теймураза >агратионя, романа Василия Барноза "Крушение Армази"; путем со-юставления обобдекных сходно-отличительных черт соответствующих к5рззов показать их парадигматический характер; 4. Раскрыть в тентах Ветхого*Завета предпосылки исследуемых образов.

Научная новизна, диссертационный труд является одно2 из :врвых попыток монографического изучения образной системы древне-рузинской словесткоста с помощью парадигматических образов. Это остигается путей изучения тех шделей-образов, парадигматичес-ое значение которых сформировалось в древнегрузинской словест-ости и сохраняется на протяжении всей последующей грузинской птеразуры вплоть до сегодняшнего дая.

Специальное изучение микроструктур отдельных образов (идол-Зогество Армази, крушение пдолэв и благородный камень берилл) и иределеше их места в общей образной системе позволяют сделать шные обобщения.

Теоретическая и методологическая основа. В представленной 1боте, с целыз осмысления путей развития грузинской словестнос-i методом сопоставленного анализа художественных образов, ис-зльзованы труды грузинских, русских и западноевропейских уче-[X по общетеоретическим проблемам и воцросам истории грузинской иературы.

Практическое назначение работы. Основные полозения и закло-вия работы traiyT быть использованы npi разработке лекционного •рса по истории дрзвшг1узинской литературы, а также спецкур-

- 6 -

сов по грузинской литературе XX века.

Материал из диссертационной работа монет быть включен в уче кые пособия по истории древнегрузинской литературы.

Апробация работы, диссертация выполнена, рассмотрена и оде рена на кафедре истории древнегрузинской литературы. Основные пс ложения и выводы работы бит доложены на университетских и республиканских конференциях. Отдельные части в виде статей опубликованы в научных сборниках и научно-литературном журнале.

Объем и структура работы. Диссертационная работа, изложенная на 200 страницах машинописного текста, состоит из введения трех глав, заключения и списка цитированных литературных источников, включающего ¡71 наименований.

ГЛАВА ПЕРВАЯ- "Идол-божество Арг.ази".

В ней даны предпосылки литературного образюго воплощения главного идола языческого Картли 1У века- Армази; рассштрена специфика его отображения в ранних образцах аш огрпфиче ской ело вестности и в современной художественной литературе. С этой целью изучены все редаквди "Жития св.Нино" историчзские сочинения Вахушти и Теймураза Багратионк, поэма Акакия Церетели"Святая Ни но или введение христианства в Грузии", рэшн Василия Барнова "Крушение Армази" и роман современного грузинского писателя ГУ-рама дочанашвили "Платье первое". Использованы также книги Ветхого Завета, древнейший грузинский эпос"Амирани", поэма Аполлона Родосского "Арготвшка".

Описание антропоморфного идола Армази в Шатбердо-Челишско! редакции "Жития св.Нино" приобретает в сочинениях последующх авторот» идеализированны!: характер, в связи с чем он получает значение парадигматического образа.

Тождественность образов идола в сочинениях различных авто-зов имеет свои предпосылки: цель авторов- создать реальный облик щола, придать его образу путем акцентирования типологических [врт убедительность и достоверность, преподнести его как грузинку» историческую действительность.

Физическое описание армазского божества находит довольно ин-'ореснке параллели в сочинениях разных эпох в лице Гол1афа, царя йэта, идола-принца, Молоха (книги Ветхого завета, "Аргонавтика", Счастливый пршц" Оскара Уайльда, "Платье первое" тураш доча-ашвили). Это помогает нам яснее обозначить и глубже осшслить арадигшточность образа божества.

Отношение персонажей древнейшей редакции "Житяя сз.Нино" к долу неоднозначно: для язычников он- посланец Солнца, озарятель емли, сильнейший воин, повелитель природных сил, бог плодородия астений; заряженный неуёмной энергией обнавлзшя он- властитель зрдец, божество справедливости, повелитель судеб человеческих. т христиан Армази- "главный владыка земной жизни", земного ми-а. Эта позиция христианских авторов как-бы упадает силу божества.

Грузинский писатель XX века Василий Барнов наделяет природу эхетипного образа армазского идола новыми выразительными чер-ама, освещая этим шдубинные тайны божества, делая более осяза-аш, достовзрным его божественность.

В диссертационном труде высвечены и осмыслены явлешя, свя-шныэ с образом идола-божества Армази: жречество, вэлхвы, фено-ж огня, кровавое жертвопрлноиена э, раскрывающие содержание эевнейших парадигм.

Образ идола др^зл в самых ранних сочинениях тесно сшзан фекокзном солнца: "дарующий Солнце", "роздаювдй свет". Понхма-[е этого феиошна органично связано с древним грузинским ска-

пнем, согласно которому Солнце имеет медный дом, да и сам медш Армази облачен в золотое одеяние.

Наделение армазского идола в древнёгрузннских агмографиче< ких памятниках потенцией сопричастности с Солнцем, указывает нг превращение вечного Солнца в земной художественный символ,что < носит его к мапу эйдетического образного воплощения.

Феномен солнечности армазского идола выражен более ёмко в романе В.Барнова "Крушение Армази". В этом же направлении раек; ваются и другие образы-идеи этого художественного произведения

В романе выявлены мифологические корни аргазской образной изобразительности и элементы эстетики языческого солнца, что де лает еще более наглядны:.! прпшлп эйдетического образного вопло щения.

Солнечность армазского божества подтверждает существенную взаимосвязь между народной поэзией и литературным образным мыш лени ем.

В представленной работе предпринята попытка путем учета т ной взаимосвязи исторического фона религиозного верования и эс тического идеала по-новому взглянуть на парадигматическое знач ние Армази.

В художественном образе, кроме общего наименования были с мыслены некоторые знаки природа персидского Ахура-ыазды, хотя опхсаняыЛ е сочинениях языческий идол не позволяет отождествио его с высшим божеством зороастризма. В грузинских литературные сочинениях Армази превратился в солнечный образ и ему была пр! дана эстетическая функция.

Осмысленный в редакциях "Жития" как художественный симво; солнца, архетипныи образ Армаал единством своих физических и ; ховных черт стоит ближе к Митре и означает переход от одного г

- 9 -

зороастризма к другому (ог Ахура-мазды к Митре),

"В результате рассмотрения редакций "Жития" и исторических со-аений, в диссертационной работе обнаружена связь образов парна-зи-Ариази и МиряанЧЛихран с Ахура-маздой и китроЯ.

Для осмысления образа Армази использован соответствующий ма-риал из грузинского мифологического эпоса "дмирани", изысканы раллели для установления тождественности художественных образ Армази и Амирани. Амирани, в некотором смысле, можно принять I архетипный образ Армази.

В диссертационном труде найдена закономерность связи образов гази и Амирани с Айэтом и Язоном,- с главными героями "Аргонав-си". Вышеуказанные типологические взаимосвязи глубже раскрыва-образное содерзанпе армазского божества.

Вечное изменение Армази, как конкретно-исторического и типо-щческого образа, показывает, что его художественное воплоще-I также динамично.

Таким образом, в его художественном образе есть и знаки эй-ического образа.

ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ- "Крушение идолов" сделана попытка проаналл-овать явления, связанные с крушением Армази, как парадигшти-кого художественного образа, и определить его значение. С этой :ыо рассматривается соответствующие эпизоды из редакций "Яития", сочинений Вахушти и Теймураза Багратионя, романа В.Барнова ушение Ар?.йзд"; привлечены такэ книги Ветхого завета, "Карт-

цховреба"(истортя Грузии), "Житие Петрэ Ибериели", "История зшш" Моисея Хорепского, "Ептие Георгия мтацмандели", Аргонав-з" Аполлона Родосского и др.

Одкяы из основных сшетных узлов "Жития св.Нино" Шатбердо-

-Челишской редакции является эпизод крушения языческого идола • -божества Армази- главной опоры идолопоклонничества Картли.Это' эпизод преподнесен с большой художественной выразительностью и эмоциональной силой.

Согласно сочинениям, крушение Армази сверлилось разбушева] шейся стихией, вызванной горячими молитвами святой Нино. На основании сопоставления основных источников в диссертации подтве; ждается идентичность последовательности явлений этого эпизода.

Путем детального описания крушения Армази, авторы старают нарисовать картину, созвучную с исторической действительностью Поздними редакциями "Еития св.Нино" и авторами исторических со чинений введен феномен ты«, дабы показать низвержение темными силами темных же сил языческих богов путем единства страшных,ж стоких явлений.

Итак, владыку природных сил смела с лица земли подвластна ему же стихия.

Этим авторы сочинений подчеркивает небожественность приро Армази. Сличение между собой этих сочинений показывает, что ви те с низвержением адот были разрушены стены его крепости; идс был уничтожен но только физически, но основательно пошатнулос! и могущество его духовной сущности.

3 представленной работе на основании детального анализа "Жития св.Нино" выявлены причины падения Армазл, которые персс нажаш "жития" воспринимаются как разбушевавшаяся стихия халдейского бога Итруаан, но в основном, как сила новой, Христа а! ской религии. Авторы-*рпстяане таким способом открывают разнообразный духовный мир персонажей, и соответственно дают неодн< значную оценку реальных и крреглыа::-: явлений. По мнению этих ! тороЕ, единственной силой, сокрушившей армазских идолов, явля: ся Бог святой Нино. На это указывает предпосланный этими азто

ми пассат, в гиде молитвы Святой, кодитва была пр шзнесена непосредственно перед падением Армази. Авторы» соблюдай некоторую закономерность, картину крушения идола представляют именно так, как это было раскрыто в молитве Нино.

3 отличие от редакций "Жития", в других источниках (Библия, "Картллс цховреба", "нитие Петра Ибериели", "китие Георгия Мтац-миндели", "Аргонавтпка") крушение идолов осуществляется либо с помощью физической силы, либо благодаря всесильному могуществу иконы. Что же касается роли женщины, подобия святой Нино, в низвержении Армази, эту мысль мэкно встретить только в "татки Петр-з Ибериели".

В редакциях "Жития св.Нино" (в Шатбердо-Челкшской, Леонтия Мрозели, монаха Арсения), в "Исторси" Теймураза Багретиони христианское чудо, ниспосланное свыше молитвами Нино, принесло жителям Картли двойное благо: спасла их не только телесно, физически (так как крушение обошлось без людских жертв), но и уберегло их душ от порока и зла.

Крушение Армази- символ духовного величия христианского Солнца, зтк огромной радости от го Седы над темним; силами,вызванной горячими молитвами Нино. На это указывает совпадение дня крушения идола с его же праздником. Грандиозшя картина низвержения идолов на глазах всех; ¡кит элей Картли, описанная с удивительным вдохновением и мастерством, с помпезностью, является кульминацией унижения языческого божества. К тому же, названная в Шат-бердо-Челишской редакции "Китая" дата крушения - 6 августа -является днем преобрпкекга:, что так же глубоко сшлволично: свет Христа, озарив;ииГ[ мир с таборекой гори, прорезал языческую тьму на "северных"сг~:онах картлийских гор и это стало предвестником духовшго преображения Картли, обращения его .тателей в христианскую веру.

- 12 -

Однако, падение Армази еще не было актом окончательного поворота язычников к свету и добру; для них, правда, нет больше идола-божества Армази, но есть память о нем, есть Солнце, иначе говоря, душа Армази. В этом плане "житие св.Нино" наряду с основным содержанием включает в себе множество характерных для символической образности подтекстов.

С картинами крушения Армази перемежаются,и фактически являются продолжением этого эпизода, видения святой Нино. За падени-нием языческого божества в видениях Святой последовало его духовное уничтожение. Непобедимый в рельном мире идол был духовно низвергнут в подсознательной сфере. Оба видения включены в сочинении преднамеренно; в частности, первое видение дает Нино возможность предпосланное. Богом низвергание гор, подготовившее воздвижение христианского животворящего столпа, воспринять как символ окончательного духовного поражения идола.

Введение в сочинение видений Святой придает эпизоду крушения болыцую художественную выразительность.

Впечатлительны и насыщены символическим смыслам картины крушения и других идолов Картли.

¡Еажим образом, символическое содержание эпизода крушения Армази во взаимосвязи с другими компонентами сочинения в равных редакциях "Еития" играет доминирующую роль и содержит психологическую правду. $тот эпизод является единым комплексом чувственных образов. Следует отметитьчто в общей структуре произведения на него возложена функция огромной важности. Э^от эпизод предвестник будущзй окончательной победа христианского учения.

Согласно историческому соч:не1Шз "обращение Картли", епа-зод крушения Арг^ази- первое значительнейшее событие на пути противоборства двух религий, обращения эгителей Картли в христиане-

В романе не в.Барнова этот эпизод подан в шде финала. Описание крушения'идолов в этом произведении подтверждает парадагматич-ность упомянутого эпизода, хотя у него есть и дру /ое значение. Автор обостряет эпизод крушения, связывая его с огромным количеством погибших людей, жертв прозавоборства двух религий. Таким образом, эпизод крушения стал злой приметой на пути к добру и свету. По роману В.Барнова эпизод крушения языческих идолов имеет важнейшее значение не только в религиозном смысле: он являет собой символ победы человеческой любви.

Парадигш крушения дриази в творчестве В.Барнова перевоплотилась в новый литературный феномен, в котором утверждаются новые эстетические принципы. Автор пошел дальше утвержденных в "Еитии" агиографических норм и придал упомянутой парадигме новый смысл:ломка прошлого, какие бы благородные цели она ни преследовала, всегда связана с тяжелыми последствиями. Победа христианства , конечно, великое добро, но низвержение старых богов приносит с собой кровавые жертвы.

Это была совершенно новая шсль, которая раньше в грузинской сдавестности никогда не связывалась с описанием крушения языческих богов.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ- "Благородный камень берилл.

В ней рассмотрены общечеловеческое значение и художественная функция драгоценного камня берилла, вставленного в глазную орбиту Аряази, описанного в Шатбердо -Чедишсхой редакции "Жития св.Нико". С целью доказательства парадагштичности этою образа привлечены все редакции упомянутого сочинения, древний армянский перевод "Картлис цховреба" и роман В.Барнова "Крушение Ар-мази".

Для выявления новых сторон образного изображения благородного каши берилла рассмотрены книги Священного писания В«тхо-

го и Нового Завета, грузинские мифические сказания, роман Г.До-чанашвили "Платье первое", и частично, сказка О.Уайльда "Счастливый принц".

Почти во всех редакциях "Жития св.Нино"и в древнем армянск< переводе "Картлис цховреба" подчеркиваются следующие мотивы:на-личие на армазском идоле драгоценных камней; сохранение после крушения языческого божества в целости лишь камня берилла; взятие с собой святой Нино в "древний город" (Мцхета) этого камня и изображение креста на дереве карказа.

Согласно разным редакциям сочинения , функциональная нагру; ка благородного камня берилла неодаэзначна: камень этот используется либо как украшение идола, либо как орган зрения, а иногда, как и то и другое одновременно. Во всех редакциях "Жития" благородный камень берилл фигурирует особо в общем перечне драгоценных камней, а после крушения Армази подтверждается факт со хранения в целостности только этого камня. Это дает нам основание предположить, что бердлл использовался в основном как глаза божества.

В представленном труде указывается определенное соотношение между тремя значениями берилла: всевидящее око - благород^ ннй камень - глаз-солнце. В .работе берилл рассмотрен как символ и как традагштический образ.

Исходным предполэжениеы для вас было то, что око связывалось с солнцем и имело астральное содержание. Известно, что эстетика мифического солнца и конкретные его формы создают своеобразие грузинского образного изображения.

В нашем труде показано, что солнечность грузинского языче< кого идола ¿рмаз!: выражалась в благородном камне берилле, так как одан из главных органов божества- его око, было частью солнца и символически изображало колесо, круг солнца, его око.

Шзнно солне чго сть является одним из основных определяющих факторов художественного образа берилла.

Предпосылки сохранения в целостности благородного камня берилла можно обнаружить в Шатбердо-Челишской редакции "Нития" и з Библии.

В книге "исход" мы находим, что одеяние верховного священнослужителя Аарона было украшено двенадцатью драгоценная! камнями. !реди них упоминается и благородный камень берилл. Это доказыза-¡т сопричастность берилла с божественным началом.

Согласно "Откровению" Иоанна Богослова, берилл вместе с другими драгоценными камнями украшал основание стен Иерусалима,что щет нам право считать этот камень одним из истинных зерен хри-¡тианской веры.

Одна из предпосылок сохранения берилла в целостности обнару-;ена в сочинении Епифана Кипрского "О благородных камнях", сог-1асно которому берилл символически является камнем библейского [осифа. Таким образом, берилл- символ мудрости, благородства, истоты, доброты, любви и мощи. Именно этими свойствам и стал ¡тот камень дорог святой Нино. Приобретением этого камня Святая ■достоилась любви небесного Государя, а позже заслужила прекло-[бние царя Картли Цираана и его жены Наны, вызвала всеобщую побовь и признание у жителей всей Грузии.

Камень берилл и факт его спасения имеет в "китии св.Нино" ще одно символическое значение: в сочинении Армази представлен :ак кровожадный идол. Согласно христианскому воззрению, даже в амых злых существах может быть какое-то доброе зерно; именно 'аким "зерном" явлается для Армази берилл, на заключенную в са-:ой солнечшсти доброту указывал благородный камень берилл.

В редакциях "Нития св.Нино" камень берилл воспринимается ак символ духовности; в нем воплотились душ безвинно убиенных

юношей , привнесенных в жертву арыазсюму идолу. Душ эти приняла святая Нино, чтобы использовать их для спасения других душ Это, повидимому, является еще одной причиной, почему невольно уцелел берилл после крушения идолов.

В труде найдено символическое значение мотивов сохранения и овладения святой нино катаем злого божества. Взятие с состой дорогого япычзского камня в "древний город" (Мцхета) к дереву карказа, изображение на нем креста, по мнению автора, означает

-тЛ-

"обращение" языческого камня.

Драгоценный камень можно осшслить, в некоторой степени, и как символ надежды. Овладение бериллом женщиной- последовател ницей новой религии как-бы облегчило языческому народу страдана причиненные крушением идолов, и восприятие неизвестной доселе религии; ведь, святая Нино держала в руках дорогую для грузин реликвию- самую чистую, самую живую часть божества- "око-надежДУ".

В диссертационном труде выявлено новое осмысление художест венного образа"кашня-жертвы" и "камня-целителя".

Религиозные представления грузин дают сведения о грузинских божествах Солнца- Барбале и Мирса-Митре (в зороастризме он считался оком Ахура-мазды и изображался эмблемой глаза), которые обладали могущественной силой возвращения света очей, исцеления и сохранения здоровья.

В сочинении царя мириана врачует идол Армази; силу исцеления, присущую святой Нино,царь связывает с армаЗским. божеством. "Ты, дева Армази",- оЬраирется он к Святой. Надо думать, что с фактом принесения в жертву богине Солнца Барбале специальных жертвоприношений- глазниц, связано нахождение и обладание святой Нино в результате крушения идолов благородным камнем бериллом. Армазский идол препода с сапой Кино в виде жертзы драаго-

ценный камень, который она должна была "исцелить", вдохнуть в него поЕое- солпце, ведь, святая Нино, подобно боаике Барбале, была врачевательницей "многих заболеваний". Потер? 1 камня Ар-мази лишился силы исцеления. Этим подчеркивается всесильность, мощь, приобретенная новой религией.

Святая Нино получила от своего Бога священный дар, и дар этот был наградой за победу над темными силами язычества. Берилл, как камень Иосифа, должен был утвердить на грузинской земле мир, спокойствие, чистоту я любовь.

С феноменом глаза связан и акт пожертвования одним из геро-зв древнейшего грузинского эпоса "Ашрани" Яманои собственных глаз вместо новорожденного сына.

В этом плане интересно еще одно символическое значение сохранения благородного камня берилла : святая Нино приобрела ка-лень, в котором воплощена частица души Армази.

В представленном труде для выявления худоаественного обра-1а благородного камня привлечены древние и современные сочине-шя грузинских и иностранных авторов.

В "Откровении" Иоанна Богослова Христос говорит, что владе-■елем и познавателен дорогого камня, на котором знрезано"новоо " 1£я, будет чистый душой и свободный от грехов человек, именно, дао сделалась хранительницей тайны одухотворенного святым крес-ом камня, и она передала жителям Картли "новое" имя.

И в "Балавариани" благородный камень осмыслен как символ рястаанской веры, и распознать его под силу лишь "чистым ду-ой и телом существам". Жители Картли, пройдя первую ступень ргтаанского крещеная- крушение языческих идолов - всецело под-отовились для распознания благородного камня. Отныне берилл, помощью святой Нино, должен нравственно возвеличить грузин-

екай народ, должен вселить в него веру в силу Христа, подобно тому, как благородный камень Бадавара дал почувствовать Иодаса-фу божественную истину.

Божественному свету причастен так-же в романе Г.Дочанаывш "Платье первое" прошедший через огонь и уцелевший от разбушевщ цейсл стихии символ духовной жизни- благородный камень аметист,

Можно привести еще один пример из сказки 0.Уайльда "Счаси вый прзнц": от превращенного в идол, несчастного, ослепленного принца сохранились в виде ласточек глаза.

Для изучения многогранной парадигматической потенции бери, ла весьма важно ознакомиться с романом В.Барнова "Крушение Арм; зи". в нем камень выступает с различной функциональной нагрузкой. В этом романе берилл воспринимается как орган зрения языческого божества и представляется как символ персидского влады чества. Святая Нино извлекла из рассеченного лба идола камень берилл- знак сатанинского начала, и искрошила его. Подобное ос мысление образа берилла обусловлено своеобразной сюжетной кош зицией романа. В нем нет ясных и ёмких описаний событий, связа ных с обращением Картли. Крушение идола и уничтожение его бери лобкх глаз являются символом окончательного уничтожения физической и духовной/ мощи языческого божества.

ОБЩЕ ВЫВОДЫ:

I. Литературный образ грузинского языческого бога Армази из "I тия св.Нино" становится образом-парадигмой для всей последующе грузинской литературы вплоть до наших дней. Парадагматичность этого образа определяется ёмкостью его семантики: он содержит в себе черты тывинских языческих верований и соответствующих им человековедческих идеалов(выраженных в образе Амираяи), би< лейскнх идеал)в, персидского Ахура-ыазды и Митры, греческих я: ' ческих представлений. У В.Барнова усиливаются национальные че;

ты Армази я на таком фоне происходит адаптация христианства.

2. Падение идолов, и в первую очередь, Армази в "Читии св.Нино" означает начало конца языческого культа в Картли, а в романе В.Барнова соответствующий эпизод показывает окончательное поражение грузинского язычества и путем трансформации парадигматических образов выражает следующую идею: всякое крушение прошло-

бы

го, с какой благородной целью оно на происходило, приводит к непозволительным жертвам.

3. В "Житии св.Нино"цикл образов, связанных с Армази, завершает символика благородного камня берилла, которым выражается наличие божественной частицы даже у языческого идола Армази, которому кашнь служит всевидящим оком; ртот камень выражает сопричастность с солнцем.

Путем сличения произведений разных эпох и различного характера (книги священного писания ветхого и Нового Завета, экзегетические сочинения, разные редакции "Жития св.Нино", "Мудрость Балавара", йроизведения О.Уайльда, В.Барнова, г.Дочанашвили и др.) устанавливаются общесиыволнческое значение указанного образа и на этом фоне, специфика его применения в грузинской литературе.

По теме диссертации опубликованы следующие работы (на груз.

яз.):

1. Берилл- камень чистой воды, как символ- материалы республиканской научной конференции молодых ученых, посвященной 70-летюо со дня основания тбилисского университета, издательство ТГУ,Тб., I988.-c.25.

2. Божество Армази и языческое солнце- Республиканскаэ научная конферзнция Т1У им.и.т&иавахшпвили и высших учебных заведений грузинской ССР- "Литературоведение-Ш". Тез.докл., 16., I989.-C.22-23. ). Один парадигматический образ. - Е. "Литература и искусство", Сб., 19SO, 2, -с. 5-2Т.

Пёро ПпОпЬ йОл'т.'9'ЗоЬ" З^лгГ'сРЗСП

Ь^С-о^.п / /

ПЕЧАТНЫХ Л. -1,25 УЧЕТ.-ИЗДАТ.- 0,85

БЕСПЛАТНО

ЗАКАЗ №784. ТИРАЖ 100

УОП ГРУЗГИДРОМЕТА, пр. Давида АГМАШЕНЕБЕЛИ, 150.