автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Лутовинов, Владимир Ильич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях'

Текст диссертации на тему "Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях"

военный университет

кафедра философии и религиоведения

Лутовинов Владимир Ильич

патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ)

Специальность № 09.00.11,— социальная философия

/£ /г. П

У и к Г

с|7 СЛ/оЭ Р

Научный консультант - доктор философских наук, профессор

(ролов ВДсилий Федорович

диссертация / на соискание учено^ степени доктора философских наук

Москва -1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................3-27

I раздел. Патриотизм как компонент русской идеи

(историко-философский анализ).........................28-82

И раздел. Важнейшие направления исследования российского патриотизма и

его теоретические основы..................................83-150

III раздел. Патриотизм в системе ценностей молодежи

как специфической социальной группы и его реальное проявление........................................151-224

IV раздел. Причины депатриотизации молодежи и

условия ее преодоления....................................225-270

V раздел. Концепция формирования патриотизма у российской

молодежи в современных условиях и основные направления ее реализации...............................271-343

Заключение......................................................................... 344-353

Список литературы............................................................354-374

Приложения

375-488

ВВЕДЕНИЕ

Содержание и направленность преобразований, происходящих в России, радикально отразились на духовной сфере жизни людей, на их мировосприятии и отношении к важнейшим вопросам, волнующим общество. За последние годы сознание все более освобождается от политических и идеологических догм и нравственных стереотипов. В то же время широкие слои населения, особенно молодежь, оказались не готовы к пониманию важнейших изменений, происходящих в обществе и государстве и преодолению трудностей переходного периода. Многие негативные явления накапливались в течение длительного времени и оказались сегодня на поверхности российской действительности. Они не могут рассматриваться вне контекста проводимых реформ, ошибок и упущений в деятельности государственной власти и органов местного самоуправления. В результате этого в нашей жизни значительно чаще, чем раньше, стали проявляться апатия и нигилизм, безответственность и агрессивность, индивидуализм и цинизм, преимущественно негативное, отчужденное отношение к обществу и особенно к государству.

Эти проявления выступают как следствие продолжающегося в России системного кризиса - экономического, социального, политического, демографического, но прежде всего духовно-нравственного. Решение проблем, волнующих общество, особенно молодежь, невозможно без единой стратегии, в основе которой лежит опора на духовно-исторический потенциал России, ее огромное социокультурное наследие.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в современном обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна неопределенность и размытость мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие устойчивой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея,

идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, наращиваться потенциал его возрождения и устойчивого развития.

Все это тем более необходимо осознать, что в настоящее время именно к этим ценностям поворачивается и общественная мысль, и конкретная практика. Это осознание объективной реальности, существующей потребности: [нельзя сегодня двигаться дальше по пути преобразований в России, не исходя из приоритета общенациональных интересов и ценностей над классовыми, этническими, региональными, конфессиональными, корпоративными и другими. |

Российское общество начинает медленно оправляться от идеологического и морально-психологического синдрома, образовавшегося в результате развала СССР и стремительной утраты былой государственной мощи. Теперь вполне очевидно, что возрождающееся национальное самосознание России по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в 20 веке серией разрушительных военных столкновении и мощных социальных катаклизмов1. Основой дальнейшего развития и усиления этой тенденции "...может стать только*идеология возрождения Великой России как процветающей и цивилизованной, свободной и ответственной мировой державы, сочетающей свои самобытные исторические особенности со всем тем ценным и передовым, чего сумело достигнуть современное человече-ство" . Краеугольный камень возрождения Великой Державы - формирование духовности, патриотизма нации. Новая доктрина подлинно возрождающейся России должна основываться на общенациональной идее, которая, в свою очередь, является важнейшим условием всех преобразований, осуществляемых в

обществе и государстве3:

(

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении различных периодов отечест-

' См.: Россия сегодня: реальный шанс. - М.: Обозреватель, 1994. - С.29.

2 Зорькин В. Прощание с мифами// Наш современник. - 1994. - №9. - С. 135.

3 См.: Общенациональная идея: историческая преемственность, государственность, патриотизм// Кр. звезда. - 1997. - 31 мая.

венной истории, а также последнего десятилетия развития нашего общества она в значительной степени деформировалась, обрастая идеологическими, политическими и даже чисто спекулятивными наслоениями, вплоть до преднамеренных извращений. Новые реалии стимулируют поиск актуального содержания патриотической идеи как духовной опоры общественного сознания, как важнейшей составляющей общенациональной идеологии. Не будет преувеличением утверждение, что успешное решение экономических, социальных, политических, правовых и многих других проблем в нашем обществе невозможно сегодня без формирования важнейших духовно-нравственных, исторических и культурных ценностей, одной из которых является патриотизм. В этих условиях определение сущности и специфики современного российского патриотизма, методологических и теоретических основ патриотического воспитания, и прежде всего молодежи, становится все более актуальной задачей.

Особенно настоятельна необходимость в создании новых, значительно более оптимальных условий организации проведения патриотического воспитания в современной России, находящейся на очередном историческом переломе. Разрушение советской системы патриотического воспитания молодежи произошло практически без вытеснения, замены ее какой-либо иной системой. Вследствие этого российское государственное здание лишилось важнейшей опоры. Перестройка этого здания, проведение социально-экономических и других реформ вряд ли возможны или, точнее, вряд ли будут успешными, если система образования, культуры, формирования и развития молодого поколения россиян будет лишена столь необходимого им компонента, как патриотизм.

Таким образом, суть проблемы состоит в необходимости обновления содержания и глубокой реорганизации фактически разрушенной системы патриотического воспитания российской молодежи, что, в свою очередь, предполагает разработку новой концепции, отражающей изменения, происшедшие в обществе, воплощающей достижения современного знания, особенно в области соци-алыкыуманитарных наук.

О необходимости сделать патриотизм, патриотические чувства объектом теоретического анализа говорил в свое время еще Н.Г.Чернышевский: "Как все

высокие слова, как любовь, добродетель, слава, истина, слово "патриотизм" иногда употребляется во зло не понимающими людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего с истинным патриотизмом; поэтому, употребляя священное слово "патриотизм" часто бывает необходимо определять, что именно мы хотим разуметь под ним"1.

Эта задача является актуальной в каждый исторический период. Особенно важна она на нынешнем этапе развития российского общества, когда значительно возросло многообразие подходов к пониманию патриотической идеи и проблемы ее формирования в сознании и чувствах людей. Новые реалии стимулируют поиск более глубокого и всестороннего решения данной проблемы с учетом важнейших изменений, происшедших в обществе. В связи с этим актуальность данного диссертационного исследования определяется следующими основными моментами:

Во-первых, значительными, в том числе негативными метаморфозами общественного устройства в стране, огромными изменениями, происшедшими и происходящими в России. В ходе осуществляемых в обществе преобразований существенные изменения произошли не только в социально-экономической, политической сферах, но и в духовно-нравственных основах нашей жизни. Продолжается процесс переоценки ценностей, усиливается тенденция разрушения не только стереотипов прошлого, но и позитивных в своей основе традиционных устоев, а параллельно с этим - возникновение и развитие идеалов, ориентации, установок, отражающих направленность и содержание продолжающихся в обществе перемен. Совершенно очевидно, что успешное развитие российского общества возможно лишь в том случае, если его граждане, особенно подрастающее поколение, проникнутся важнейшими социально значимыми ценностями. Именно ими определяются духовно-нравственные основы нашего бытия, взгляды, позиции, побуждения, действия и поведение людей.

Во-вторых, российское общество переживает труднейший этап своего развития, что выражается в затяжном, все более углубляющемся кризисе, пора-

1 Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы// Избр. филос. произведения. -Т.1. - 1950. -С.575.

зившем важнейшие сферы нашей жизни. Многое из того, что происходит вокруг нас, вызывает глубокую тревогу, неудовлетворенность, пессимизм и даже неверие в перспективы изменения к лучшему. До сих пор отсутствует ясная и понятная народу концепция формирования общества. В этих условиях все более настойчиво ставится вопрос о необходимости выработки идеи, "... сформулированного идеала жизнеустроения и исторического бытия"1 современной России. Какой должна быть сегодня эта идея, с помощью которой можно было бы воодушевить людей, преодолеть разногласия и конфликты, энергично двинуться вперед? Анализ многочисленных попыток дать ответ на этот вопрос свидетельствует, что большинство ученых, государственных деятелей, представителей политической, экономической, культурной, религиозной и военной элиты сходятся в обосновании необходимости духовно-нравственного и социально-экономического возрождения России. Этой исключительно важной задаче в полной мере отвечает патриотическая идея, которая на протяжении всей нашей отечественной истории несла в себе позитивный, конструктивный заряд объединения людей и в конкретных делах, и в масштабных свершениях2.

В-третьих, актуальность проблемы определяется также все более возрастающей, но до сих пор нереализованной потребностью изучения процесса формирования сначала русского, а затем и российского патриотизма как одного из компонентов Русской идеи, разрабатывавшейся многими отечественными мыслителями. Будучи важнейшей составляющей общественного сознания, феноменом духовно-нравственной и социально-политической жизни, одной из ее основополагающих ценностей, патриотизм продолжает оставаться в спектре тех научных проблем, которые ждут глубокого и всестороннего рассмотрения. Большими возможностями в этом отношении обладает метод социально-философского анализа.

1 Володин Э.Ф. Национальная идеология// Государственная идеология и общенациональная идея. -М.: Реалисты. - 1997. — №32. — С.28.

2 См.: Радионов Е.Г. Преодолеть кризис духовности// Кр. звезда. - 1997. - 31 мая.

В-четвертых, обострением противоречия между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социально консолидирующим, мобилизационно-деятельностным) в формировании важнейших позитивных качеств, характеристик у современной молодежи и все более ослабляющейся его реализацией в условиях современной общественной жизни, результатом которой должно стать развитие личности гражданина и патриота России. Данное противоречие проявляется в неудовлетворенности не только подрастающего поколения, но и самих субъектов патриотического воспитания теми условиями, в которых оно осуществляется, а также крайне слабой организацией и малоэф-фективностью самого этого процесса.

В-пятых, необходимостью и неотложностью коренного улучшения деятельности по развитию патриотизма у современной молодежи с учетом ее особенностей, происходящих в обществе изменений; создания условий, оптимизирующих процесс патриотического воспитания как на макро-, так и на микроуровне; создания основ новой системы патриотического воспитания, механизма ее функционирования, оптимизации всей сложившейся практики осуществления этой деятельности на базе научной концепции, путем разработки и реализации соответствующих реалиям сегодняшнего дня принципов, методов, форм, средств формирования патриотизма у различных категорий российской молодежи.

В-шестых, необходимостью и неотложностью обеспечения значительно большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности в реализации практико-ориентированных задач патриотического воспитания молодежи с учетом продолжающегося кризиса в сфере теоретического знания и практики воспитательной деятельности на всех уровнях ее осуществления различными социальными и государственными институтами. Решение этой задачи невозможно без обновления содержания патриотического воспитания, дифференциации практики этой деятельности на основе возможно более полного учета потребностей, интересов и устремлений современной российской молодежи, обогащения существующих и создания качественно новых методов, форм, средств формирования у нее гражданственности и любви к Родине.

В-седьмых, высвобождение социальной и духовной энергии россиян в условиях продолжающихся в обществе перемен, приводит к многообразию проявлений сознания и чувств граждан, адресованных к своему Отечеству. В процессе пересмотра прежних теоретических концепций, ценностных ориентаций, правовых норм и нравственных принципов у больших групп населения усиливается состояние мировоззренческого и идеологического вакуума. В этой противоречивой и "... сложной ситуации на основе исторически естественных корней патриотизм выдвигается на особые позиции в духовном мире личности"1. В современных условиях патриотизм развивается и проявляется на различных доминантах: защита окружающей среды и сохранение культурно-исторических ценностей, отстаивание государственных интересов и обеспечение прав и свобод личности, демократизация общества и усиление борьбы с преступностью. Появление новых подходов к пониманию патриотизма, его многочисленные, порой взаимоисключающие интерпретации предполагают необходимость более глубокого и всестороннего исследования этого феномена в тесной связи с самыми различными явлениями и процессами нашей действительности.

Наконец, важно отметить, что за последнее время значительно возросла сложность отличения истинного патриотизма от его многочисленных деформаций (псевдотеоретических, конъкЙтурно-политических, националистических, узковедомственных, региональных и других). После ослабления прямых нападок на патриотизм, которые особенно агрессивно проявлялись в конце 80-х -начале 90-х годов, усилилась социально-политическая мимикрия "под патриотизм", более извращенной стала его вульгаризация, большей изощренностью характеризуются действия многочисленных противников и антиподов патриотической идеи,1 Продолжается неослабевающее, крайне негативное по своему воздействию на молодежь проникновение прозападных, главным образом американизированных "ценностей", формирующих депатриотизированную личность маргинала, лишенного своей родины: В этих условиях особое значение приобретает глубокая теоретическая разработка проблемы патриотизма, науч-

1 Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема. - Дис. доктора филос. наук. -М.:АОН, 1990.-С. 17.

ного обоснования возможно более полной реализации его потенциала в интересах формирования у молодежи творчески-созидательного отношения к своему Отечеству.

Актуальность рассматриваемой проблемы связана также со степенью ее разработанности в трудах отечественных мыслителей и современной научно-исследовательской л