автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Пермская деревянная скульптура XVII—XVIII веков (происхождение, бытование, художественные особенности)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пермская деревянная скульптура XVII—XVIII веков (происхождение, бытование, художественные особенности)"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ЧЕРНЯК Алевтина Игоревна
ПЕРМСКАЯ ДЕРЕВЯН НАЯ СКУЛЫ1ТУРА XVII—XVIII ВЕКОВ (происхождение, бытование, художественные особенности)
Специальность 07.00.12 — история искусства
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Санкт>Петербург —1992
Диссертация выполнена на кафедре русского и советског искусства Института живописи, скульптуры и архитектур! им. И. Е. Репина.
Научный руководитель — кандидат искусствоведения Моэ говая Е. Б.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук И. Н. Уханова; кандидат искусствоведения М. Н. Принцева.
Ведущее учреждение: Государственный Русский музей.
Защита состоится * » ¡.¿ел ¿Ъ '.иЬ^ 1999 I
и ,/•? часов на заседании специализированного совет; К 063.57.40 по присуждению ученой степени кандидата нау] в Санкт-Петербургском государственном университете. Адрес 199164, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, ауд. 70
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиоте ке им. А. М. Горького Санкт-Петербургского государственно го университета.*
" 4 //О ' ?
Автореферат разослан «—..... . у^у^^_1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук Н. Н. Цветкова
Актуальность темы исследования.
Пермская деревянная скульптура XYII-X7III веков представляет собой сложное художественное явление, с одной стороны, характеризующее народный пласт русской культуры, с другой - средневековый. культовый. В обществе, остававшейся в существенных чертах Феодальный, религия во нногом определяла мировоззрение и повседневное бытие людей. С религиозными обрядами и обычаями местного населения была связана и культовая пластика Прикамья.
Пермская деревянная скульптура до сих пор не была преднетом специального и систематического изучения. Назрела необходимость дать более полное и аргументированное на основе архивных документов и литературных источников объяснение появлению этого Феномена в Прикамье, исследовать сферу и условия его функционирования. выявить специфические художественные особенности. Х7ГГ -XYIII века - период расцвета ваяния в крае, когда явление однородно. что делает возможпым наиболее эффективно провести исследование. Результаты его выходят за предела локальных границ, так как пермская пластика представляет собой своеобразный пласт русской культуры, сохранившийся в достаточной объеме только в данном регионе (среди известных в настоящее время коллекций). Многочисленные памятники пермской деревянной скульптуры доказывают бытование этого вида искх;ства. вопреки неоднократным запрещениям церкви. Этин и обосновывается актуальность выбранпсй автором темы диссертационного исследования, которая состоит: в раскрытии самостоятельного значения и определении неста пермского ваяния в истории русского искусства на основе сравнительного анализа местных памятников с произведениями других регионов; в выявлении и публикации нового архивного материала и литер itt'phhx источников; в обобщении yate известных Фактических данных, позволяющих создать определенное представление о пермской народней пластике XYII-XYTT! веков.
Нетодологнческой основой для исследования пермского ваяния стала копдепция Г. К. Вагнера, обоснованная в книге "От символа к реальности", посвяшенной развитию пластического образа в русском искусстве XIY XY вв. становление статуарной пластики, развитие художественного творчества от символа к натуре означает создание новой образной структуры ренессансного характера. Изучение пермской деревянной скульптуры пе только подтверждает осиовпыо выводы исследователя, по и позволяет автору внести некотогые коррективы и дополнения, основанные па специфике пластического образа в Прикамье и иных временных рамок. Особого внинания требуют и исследования в смежных науках и видах искусства: труды по древнерусской литературе Д. С. Лихачева, византийской эстетике, в ко-
- г -
торой серьезно била разработана теория образа, Б. В. Бычкова, размышления о специфике мифологического мышления и особенностях художественного канона А. Ф. Лосева и др.
В обших изданиях русского искусства авторы, рассматривая народную деревянную скульптуру и резьбу, ограничиваются, в основ-нон. констатацией факта суйетасования пермской пластики, повторяя без достаточно аргументированного научного обоснования многие положения, высказанные еше ее первым собирателем. В нас-тояиее время проблемы, рассматриваемые советской медиевистикой и другими сменными науками, открытие новых памятников деревянной скульптуры в различных районах страна дают возможность на новом уровне изучить и ввести в научный оборот народную пластику Прикамья. Нетодика исследования определяется как основными задачами диссертации, так и спецификой привлекаемого материала. Отсюда художественный анализ произведений сочетается с историко-культу-рологичесюш подходом. Так. вопросы особенности бытования. Функционирования пермской деревянной скульптуры и ее стилистики рассматриваются с учетом конкретного исторического Фона.
Дель и задачи работы. Диссертационное исследование посвяпге-но анализу народной пластики Прикамья ХУП-ХУШ веков, ее типологии. Его дель: показать пермскую деревянную скульптуру как явление уникальное. как вид творчества с ярко выраженной стилистической спецификой, на основе историко-художественного анализа не только известных памятников, но и новых еше не. подвергавшихся каталогизации и нигде не воспроизводимых произведений, рассмотрения их в контексте народной деревянной пластики других регионов.
В соответствии с этим ставятся следующие задачи: 1) проследить истоки и причины, обусловившие Формирование и своеобразие развития антропоморфного изображения христианских святых в пластике пермского края; 2) рассмотреть условия бытования народной скульптуры Прикамья, характер восприятия и отношения нестного населения к деревянным изваяниям, специфику Функционирования резных изображений в храме, влияющих на динамику развития ш-рмского ваяния; 3) на основе сравнительного анализа памятников пермской деревянной скульптуры с произведениями других районов выявить типические черты, свойственные скульптуре Прикамья, показывающие своеобразие ее пластических средств и образности, и в то и время определить художественное значение и место пермского народного ваяния в русском искусстве ХТП-ХУШвеков.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это первая монографическая работа о пермской деревянной скульптуре как художественном явлении после исследования Н. Н. Серебрегникота. в
которой нногие предположения были высказаны "a priori", без достаточной аргументации и привлечения архивных документов, а такте наличия сравнительного анализа стилистических особенностей произведений пермского ваяния с памятниками деревянной пластида других регионов. Широкий круг архивных и литературных источников (документальные материалы ЦГАДА. ЦГИА. /ТОМ. ГАПО. ОР и ОРК. ПОКН. ОР ИРКН, ОРК ЧКМ), нногие из которых впервые привлекаются автором настоящего исследования, позволил не только обобщить имевшиеся сведения о пермской деревянной скульптуре, значительно дополнив их, но и подойти к разработке концепции эволюции народной пластики Прикамья на современном уровне науки. На примере возникновения пермской скульптуры и ее развития показан один из' возможных оригинальных путей появления и функционирования культовой пластики в России.
Практическая ценность диссертации состоит в тон. что она представляет собой историко-культурологическое исследование, в котором основные положения подтверждены архивными докунентаии и литературными источниками, обширным краеведческим материалом, анализом ранее не привлекаемых учеными памятниками пермской пластики. Обобщенный в диссертации материал не только свидетельствует о высоком уровне, самостоятельности и самобытности перн-ской деревянной скульптура, но и призван расширить представления о народной пластике XYII-XYIII веков, о ее значении и развитии русского искусства.
Настоящее исследование открывает возможность дальнейшего изучения такого сложного и своеобразного явления, как народное культовое ваяние Прикамья. Результаты диссертации могут быть использованы в атрибуционнои музейной работе при составлении научных каталогов. Формировании коллекций, в экскурсионной практике, а также ими можно воспользоваться в курсах лекций по древнерусскому и народному искусству.
Апробация работы.
Основные положения исследования были доложены и обсуждена на всесоюзных и республиканских конференциях: Ленинград. Гос. университет - 1984; Носква, Академия педагогических папе - 1985: Пермь, гос. университет - 1985, 1986; львов- картинная галерея -1986; Пермь. Гос. институт культуры - 1983-1990.
Структура работы. Диссертация представлена в двух томах. Первый том содержит текст на 180 страницах, включающий введение, три главы и заключение, а также примечания, список использованных архивных документов и литературы, список иллюстраций на 93 страницах. Второй том - альбои иллюстраций, содержащий фотографии тех памятников деревянной скульптуры, которые стали объектом исследования (105 ил.).
- 4 -
Осповное содержание диссертации.
Во введении обоснована научная правомерность выбора темы, ее актуальность, установлены ранки исследования, сформулированы пели и задачи работы, намечена обусловленная ими структура диссертации, дан критический обзор литературы. Основные положения "Введения* изложены выше.
Первая глава посвяшена истории возникновения пермской деревянной скульптуры как художественного явления. Для выяснения этого процесса дана развернутая характеристика края на основе большого количества архивных документов и литературных источников (Фонды ПГАДА. ПГИА. ЛОИИ. ГАПО. ОРК. ПОКН. ОРК ЧКН). автором отнечается, что уже в эпоху палеолита существовала наскальная живопись, развивался орнамент, бытовала скульптура из дерева. В эпоху бронзы появился пермский звериный стиль, родственный скиФо -сарматскому. Ученые (А. В. Збруева. А. П. Смирнов. И. В. Талипкий и др. ) доказали оригинальность пермских памятников, их принадлежность творчеству народов кони. II1-71II вв. н. э. - "золотой " век древнего искусства Прикамья, что подтверждается сохранившимися произведениями этого вренени. Как сообщают "Известия пермского епархиального перковно -археологического общества", Кама на всей своем протяжении была буквально усыпана памятниками древности. Полученные автором данные позволили сделать вывод о существовании в пернскон крае глубоких культурных традиций, необходимых для появления в будущем народной деревянной скульптуры.
Ранним русским литературный памятником, описавшим быт и культуру средневековых пермян и пермичей, является "Еитие СтеФз-на Пермского" ЕпиФания Премудрого. Русский миссионер, прибывший в край, возводит большой соборный храм Благовешения. создает школу для подготовки священнослужителей при помощи изобретенной ин азбуки. В то же врекя. уничтожает языческую деревянную скульптуру. широко распространенную в Прикамье. В обнаруженных автором многочисленных источниках дается описание таких идолов и ка-пиш. Стефаном Пермским в христианство была обращена только часть жителей Перми Налой. Его преемники, епископы продолжали начатое дело - строили церкви, открывали монастыри. Принятие христианства означало приобщение к грамотности, русской культуре.
Основываясь на изучении письменных источников автором в данной главе уточнены и значительно дополнены данные об этнической составе населения края, который был весьма неоднороден. В XII веке в Прикамье появились булгары, оттесненные с Волги Золотой ордой Казанского ханства, на юге кочевали башкиры, принявшие магометанство, из Сибири проникали "ногайские татары" - племена, входившие в состав Сибирского ханства. Кроме народностей кони и
коми-пермяков в крае суиествовали не ассимилировавшиеся угорские пленена - кантов и манси. Полученные автором сведения об этническом составе кителей Прикамья дали возможность, при рассмотрении вопроса о местонахождении деревянной скульптуры до поступления ее в музеи, сделать вывод о том, что больше всего памятников было па территории, ранее освоенной русскими поселенцами и заселенной ныне пермяками (угорскими племепани) или *е до русификации населения, гибкими там коми-пермяками. Х71-Х7П века - время массовой колонизации Прикамья русскими, автором выделены два основных миграционных потока: из европейского Севера (Новгородская, Вологодская, Вятская, Архангельская земли) и Центра России. Это обстоятельство обусловило наличие в пермской культуре презде всего северных черт, а также среднерусских. Контакты и взаимодействие русских и Финно-угров подтверждаются не только местной топонимией и антропонимией. но и особенностями возникшего на новой почве симбиоза языческих и христианских воззрений, а также своеобразием культурного пласта. Под влияниен среди у русских наступил период возрождения языческого мировоззрения, удержавшийся в результате отдаленности края от центра вплоть до XX века. Автором уделено большое внимание выявлению специфики религиозных представлений местного населения, обусловивших появление идольской скульптуры. В результате документальных и литературных изысканий, на примере обширного Фактологического материала автором обосновано широкое распространение в Прикамье языческих деревянных изваяний ко времени христианизации края, а затем и длительность бытования резных изображений христианских святых.
Вахяая роль в освоении Прикамья принадлежит Строгановым. Получив от царского правительства огромные территории по Каме, а от церковных властей - право строить храмы и назначать свяпенни-ков, они стали Фактическими правителями края. При отсутствии государственных доводчиков и церковной цезуры в Прикамье создавались условия для сохранения языческих обрядов, совмещенных с церковными, способствовавшие появлению деревянной скульптуры.
В XVIII веке Урал становится крупнейшим промыяленным центром России. Однако, несмотря на активное развитие горного дела и строительство заводов в этом регионе, основную часть паселения составляло крестьянство (государственное, посессионное, крепостное). В Прикамье сохранилось древнее мировоззрение людей, чей труд зависел от природы, наделяемой сверхъестественной силой. Эти традиции переносились на христианских святых. Скульптурные изображения их помешались в церкви, как некогда идолы в дохристианских храмах.
Таким образом, основываясь на материале привлекаемых в диссертации архивных и литературных источников, автором дополнены
- б -
ямекэюся представлен;™ об условиях освоения сурового края, ь?&-анаяизировапы особенности языческих верований, патриархально-крестьянского населения, в свою очередь, возводивших выявить предпосылки идя появления синкретизированных образов.
Как выявлено автором в результате документальных и литературных изысканий, на ранней стадии это были пользовавшиеся боль-пой популярностью народные святые - "Никола нокайский" и "Параскева Пятнила", принявшие на себя Функции древних болести. Памятпшш создана на севере края. В них сильны идольские черты: крепость и цельность силуэта, связанные с нерасчленешюстыо ствола дерева, ассоишровавсегося со священным "столпом", лик удлиненной головы, решаемый в две плоскости. Образная структура скульптуры призвана воплошать мир в делом.
С ростом русских поселений, появлением промышленности, строительством больших церквей, утверждением государственного аппарата возникает потребность в "правильном" церковном обряде и убранстве. Появляются изображения креста, а вслед за ним и Распятия. Рашше памятники - молельная доска " Крест Животворный" из с. Верх-Боровая, "Вилъгортский крест" представляют перевод в дерево образцов металлопластики. "Распятие" из г.Соликамск - попытка создания круглой скульптуры, образцом для которой послужило икошюе изображение. Пройдя этот этап " воздействия" других видов изобразительного искусства, что было связано с процессом занрообразования, предполагающего творческую взаимозависимость, мастера подходят к чисто скульптурному реиению.
В Прикамье существовало несколько мастерских, в которых могла создаваться скульптура. Но в основном, ее авторы - безвестные резчики - крестьяне, работные люди, в одинаковой мере уиело владевшие плотницким инструментом в строительстве домов и резной украшении. Специфика их творчества говорит о коллективном опыте, который лег в основу самостоятельного пути развития пермской скульптуры.
На основе анализа сохранившихся памятников автором установлена схема возникновения явления.
Выявление генезиса антропоморфных изображений в Прикамье дает возможность проследить и понять особенности развития пластического образа в пермской деревянной скульптуре ХУН-ХУШ веков.
Во второй главе рассматриваются условия бытования и специфика Функционирования деревянной скульптуры Прикамья. Длительность существования в крае народной культовой пластики имеет прочную культурную основу. Живучесть языческой "памяти" в крестьянской среде порождает сложный, двойственный характер отношения пермяков к христианской религии. В КУШ веке местное
- г -
населепие в принципе признавало правословие и православную церковь. В то же время, архивные и литературные источники, выявленные автором, показывают случаи перехода из православия ч раскол, уклонения от причастия, переноса традиционного отношения к языческим идолам на христианских святых, о чем свидетельствуют и бытовавшие в Прикамье легенды о хождении статуй.
Как выяснилось в процессе исследования, результатом сложного переплетения христианских и языческих верований были и представления местного населения о божествах, как покровителях стихийных сил природы, той или иной деятельности человека. Причем, автором подчеркивается, что народ не осознавал разницы между богом и изображением. Эту особенность почитания резных изображений пермяками отмечали и представители местного духовенства. В итоге изучения своеобразия воззрений местного населения, автор приходит к выводу, что такое отношение к скульптуре отражало специфику "мифологического мировосприятия" крестьянства, когда происходило отождествление материального и духовного, природного и человеческого. Кроме того, этому способствовала сама специфика воплощения "архетипа" в пластический образ, которому присущ несколько иной, чем иконе, знаковый уровень "обозначения истины". Сама "конкретность" и "материальность" скульптуры, обращающейся к человеческой натуре и оперирующей объемом, как бы предполагает такое языческое отношение к изображаемому святому (по аналогии с идолами), имеюпее в пермском крае давнюю культурную традицию, что отмечалось автором вкне.
На особое место скульптуры в религиозном культе пермяков указывает не только характер почитания статуй местным населением, но и наличие ее почти в каждой церкви и часовне. Это подтверждается данными, извлеченными автором из письменных источников. В списках пунктов с перковно-археологическими памятниками, опубликованными в изданиях Пермского епархиального комитета, обращают на себя внимание чаше других упоминаемые изображения "Стрздаютего Спасителя", которые, видимо, пользовались в народной среде особой популярностью. Об этом говорит и значительное число скульптур данной иконографии, хранящихся в Художественной галерее г. Перми и музеях области. Феномен особой популярности этого сюжета объясняется автором, с одной стороны, подготовленностью местного населения к восприятию данной иконографии, так как в народном сознании жива была память о сидяших антропоморфных божествах, с другой стороны, потребностью народа иметь своего "крестьянского", "народного" бога. Не случайно, образы страдающего Христа в Прикамье имеют ярко выраженный этнический тип местных народностей, населяющих край. "Сидяший Спаситель"-это типический образ, выражающий портрет времени, эпохи.
Пластические образы Христа с ярко выраженными народным и этническим типаком следует поставить в один ряд и с таким явлением, характерным для народного сознания России Х¥Н-Х7П1 веков, как сакрализация личности, саноотожествление с Христом, особенно часто встречаемое в крестьянской среде. Как показывают литературные источники, подобные самоопределения личности через выявление в себе сакральной ипостаси не было чуждо и крестьянству Прикамья.
Большое количество впервые привлекаемого автором документального материала позволило не только дополнить представления о характере отношения пермяков к статуям, явившегося результатом контанинашш христианских и языческих воззрений, миФологичности народного сознания, отождествляющего изображение и божество, но и уточнить местонахождение скульптуры в храме, в процессе христианизация Прикамья необходимость для вновь крещеных пермяков иметь в храме идола заставила церковь разрешить непринятые ее установлениями деревянные изваяния. Особенности почитания деревянной скульптуры в храме, а также компромисс, на который должна была пойти церковь, обусловили ее своеобразное место в храме. В Х7П веке памятник ("Никола Можайский") как бы "замешал" иконостас. В XVIIГ в. сюзсетика расширяется. Резные изображения "Сидящего Спасителя" устанавливали у клироса или в центре храма, как это было с языческой скульптурой. Объектом поклонения выступали не только деревянные изваяния "Христос в темнице", но и "Распятия". которые Ставились на особых постаментах на пол в разных частях храма или же помешались в киотах и вешались на стену. Появляются кногофигурные композиции, разрастается число предстоящих Христу ("Мария Нагдалина". "Лонгин Сотник", "Коленопреклоненные ангелы"). Несто скульптуры на виду у всех в храме требовало особой техники. Также, как и церковный, заказ диктовал мастеру свои условия, заранее учитывающие и место скульптуры в храме, и ее Функциональное назначение.
Проведенный автором анализ памятников пермской деревянной скульптуры одной иконографии ("Сидящий Христос") показал их различие в образно-пластическом решении. То есть канон как "количественно-структурная нодель" позволял в определенных пределах вариативность решения художественного образа, диктуя только "меру" произведения. Б то же время, пермских мастеров объединяло стремление к "реальности", жизненности образа, сохранивяих при этом всегда чувство мерк, сдержанность в передаче страдания, исполненного порой высокого дранатического звучания. Эти качества особенно ярко выявляются при сравнительном анализе пермской пластики со скульптурами данной иконографии других регионов (г. г. Вологда. Орел. Моршанск. с. с. роатино, Холчина).
Как одна из ведущих эстетических закономерностей русского искусства ХУШ в. , тенденция к синтезу обуславливает широкое включение скульптуры в систему каменного барочного храма. Стилистические изменения в архитектуре, в иконописании приводят и к художественным нововведениям в иконостасе, являющегося смысловым и композиционным центром храма. Большая часть резных изображений сосредоточивается на алтарной "стене" (ангел с рипидой, головки херувимов, ангелов). Скульптура приобретает символико-декоратив-ный характер, украшая "высокие" иконостасы, интерьеры храмов. Останавливаясь на анализе памятников монументально-декоративной резьбы (иконостасы из г. г. Чердынь. Соликамск, пос. Орел, а также центра России. Украины), автог юдчеркивает, что искусство пермских мастеров, используя изобразительные приемы ведупего в этот период стиля, заимствуя систему ансамблевого решения декоративного убранства храма, сохраняет самостоятельность и своеобразие. Резчики по-своему трактуют выразительные возможности пластики и вносят свое понимание в образную характеристику отдельных персонажей. Чувство соразмерности целого и отдельных частей, мера художественного вкуса в решении пластических задач позволяют мастерам создать ансамбль, исполненный стилевого единства. Используя выразительные средства стиля барокко, парод-ное ваяние получает переориентацию пластических возможностей скульптуры и находит новое решение образной структуры, связав их по традиции с идеей "рода", "мира". Пермской деревянной скульптуре свойственна сдержанность в выражении простых человеческих чувств. Даже в 'барочных ансамблях, отмеченных большой эмоциональной напряженностью, сохраняется мера условности и натуралистичности. Рассматривая пластическое репение и сенантику иконостаса из церкви Богоявления в г. Соликамске, включающего все богатство пластического решения - от низкого рельефа и сквозной резьбы до круглой скульптуры, автор указывает на изменения в специфике функционирования пластического образа. Скульптура уже не выступает в качестве объекта поклонения, как. например, деревянные изваяния ."Сидяший Христос", а становится символико-деко-ративным элементом обшей образной системы иконостаса, которая тгебует иного, умозрительного ее постижения. Убранство церквей, наполненное динамическими Формами разновысотного декора, предполагало более свободное использование объемной пластики, включение ее в ансамбль. Барокко как "открытая" система расширяет круг участников "действа", придавая ему характер театральности, зре-лишности. Новый стиль расширяет границы художественной образности. Нарушение пропорций в передаче человеческих Фигур, теряющихся в орнаментальном поле, создает впечатление затерянности человеческой жизни в беспредельном мире. Раньше "вселенная" как
бы вмешалась в одноФигурную композицию, теперь она расширилась, охватив человека, природу. Усложняется иконография "Распятая", включающая в свой ансамбль все большее число предстояиих.
Далее в главе проводится сравнительный анализ памятников деревянной скульптуры с произведениями другая районов (Минска, Великого Устюга, Норшанска и др. ), в результата которого автор приходит к выводу, что в совокупности пермское ваяние обладает особым цельным миром образов. Сдержанная простота народной пластики, монументальность и замкнутость Формы, значительность и гуманизм образов, созданных безвестными резчиками, отличает скульптуру пермского края от памятников деревянного ваяния других областей. В пластическом решении пермской скульптуры преобладают широкие поверхности разновысотных плавно закругленных рельефов. Игра волнообразных складок в одежде никогда не становится вычурной или манерной. Бее это отвергает мысль о прямом заимствовании. "вторичности" пермского ваяния.
Таким образом, полученные в данной главе результаты анализа сохранившихся произведений, дают возможность автору сделать вывод, что на всем протяжении существования художественного явления мастера верны сложившимся традициям - бережного отношения к материалу, строгой формы резьбы. Сюжетика и образная структура развиваются в зависимости от требований времени, особенностей местного уклада жизни.
Третья глава посвяшена анализу художественных особенностей пермской деревянной скульптуры. При стабильности традиционных сюжетов в народной скульптуре оказывается огромным арсенал художественных пластических средств, способствующих аутентичному времени воплощению традиционного мотива. Объектом ее изображения является человеческое тело. Известно три мотибэ - стоящий, сидящий, лежащий человек. Редко встречается бюст, чапе - голова. На териал - дерево местных пород. В литературном источнике XVIТТ столетия сохранилось описание работы резчика по дереву.
проведенный анализ произведений пермской деревянной скуль -птуры позволил выделить две группы памятников, которые характеризуются определенной системой приемов работы с материалом. На ранней стадии преобладает "ваяние". Произведения архаичны, связаны с языческой скульптурой. "Архаичная" статуя статична, строго Фронтальна, замкнута в больших плоскостях. Движение имеет начальные Формы (жест). Преобладает симметрия. Все выразительные средства сосредоточены на передней плоскости статуи. Вторая группа памятников - "пластика" - связана с поисками динамики, более сложного пространственного движения, рассчитана на долгое рассмотрение. Изображение активно осваивает окружающую среду. С изменением положения рук рождается контрастность: движение под-
ктается к центру. Но всегда в пермской скульптуре гивет оппозиция двизени». Однако на всех стадиях заметна некая "застылость" Формы, составлявшая специфическую особенность пермской пластики. Если ьначале творчество было подчинено как бы "священному " материалу. то затем господствует воля творца.
Внимательное изучение иконографии пгмятников пермской деревянной скульптура свидетельствует о достаточно свободном отношении к ней народных мастеров. Так, например, в "Распятии" можно видеть соединение восточной и западнохристианской традипнй (терновый венец, ноги порознь пробитые двумя гвоздями). Также довольно свободна трактовка сюжета "Сидяший Христос", что говорит о народном претворении образа, соответственно народной религиозной символике. Сравнительный анализ произведений пернской деревянной скульптуры дает возможность автору сделать вывод, что иеснотря на общность в иконографии, композиции, по пластике памятники различны. Это говорит о том, что пермские резчики направляли свои усилия на пластическое решение, поиск своеобразного по Формам художественного выражения. Специфика этих черт выступает ярче при сопоставлении их с особенностями ваяния других районов (г. г. Ульяновск. Архангельск, Рига, Винарова). Нестш»? мастера пе подражали слепо какому-то образцу. Христианский сюжет необходим бил для социальной актуализации более глубинного мифо-поэтического пласта народного сознания.
в данной главе очерчивается основной круг иконографические сюжетов наиболее часто встречаемых в народной пластике Прикамья. Главному персонажу - Христу - посвяшена пятая часть сохранившихся до настоялего времени и выявленных автором в описаниях изображений. что свидетельствует не только о значеикя образа Спасителя для христианского обряда, но и о его роли в гязпи народа. В образно-пластическом решении сюжетов "Сидягий ХРпстм", "Распятие" главное - страдание, а не воскрешение или вера в него. Второе место по значимости занимает иконография "Николы Ногайского". основываясь на анализе конкретных произведения, автор в рамках одного сюжета "Никола Ножайский" доказал динамику развития содержательно-пластических элементов (тенденция к "реалистичности", как это наблюдается и в иконографии "Сидяпиа Христос"), создающих стилистические особенности образа. От вытянутых, плоских геометрических Форм мастер приходит к более приземистым и закругленным. Лик в результате все более тщательной и детальной моделировки приобретает жизненные черты.
Весьма существенна проблема профессионализма в народном пермском ваянии. Возможно, что их создателями были мастера, которые специализировались на строительстве и украшении кранов. В результате документальных изысканий автором установлено, что по-
лобные артели строителен были неоднородны по составу: в их числе были местные плотники, столяры, "золотильщики", порой и нриезаие мастера из Вятской, Нижегородской или северных' губерний Росс™, что свидетельствует о широких культурных связях Прикамья с другими регионами.
С накоплением художественного опыта в народной скульптуре успешно решались самке различпке пластические задачи. Одна из важнейших - проблема передачи человеческого тела. Вначале она соприкасается с трудностями знания законов анатомии. Поэтому одежда первых изображений - тяжелая, сплошная пластическая лас-са, условно обозначающая тело. Затем ритм ее складок усложняется, активно у"аствуя в построении образной структуры.
Появление "изображения обнаженной Фигуры ("Сидякигг Христос", "Распятие") заставляет мастера с большим вниманием относиться к передаче особенностей анатомического строения тела человека, тшательпой пластической проработке всего объема, несмотря па то , что резные изваяния покрывались одеждами н пеленами.
В результате анализа произведений пермской деревянной скульптуры таких сюжетов как "Сидящий Христос", "Распятие" автору удалось выявить эволюцию пластического образа. Ранняя создана под влиянием традиций, связана с христианским культовым обрядом. "Архаичная" скульптура почти неподвижна. На скену статичной нейтральной Форме приходит вид пространственного движения. Здесь тело уже полно выразительности, Функционирует. Движение выражено ритмом линий, волнениями разноплановых слоев, иногда встречных, контрастом света и тени. Скульптурный образ отличается обобщенностью и героической приподнятостью. Пластически это воплощает монументальная Форма, "строгий" стиль изображений. Выразительнее становятся детали. Скульптурная "палитра" обогащается. Все эти открытия впоследствии организуются в декоративную систему барокко, которая требует иного характера пластических средств. Перед народным мастером возникает пелый ряд сложных профессиональных проблем. Наряду с основной барочной линией развития в искусстве Прикамья находят выражение и классицистические тенденции, но памятников подобного рода в XVIII веке немного. Однако в рамках классицизма встречается и народная традиция - "Саваоф" В. Т. Дом-нина. Фольклорная основа в сочетании с высоким мастерством делает скульптуру совершенным созданием народного резчика.
Далее в главе говорится о значении живописи в становлении статуарного образа. Несмотря па то, что полихромпость является важным отличительным свойством, но она все-таки не играла главенствующей роли на пути развития скульптуры от идола к резной иконе, а затем к статуарной пластике. Окраска скульптуры преде-
тавляет собой лишь один из аспектов более сложной проблема, которая рассматривает еше значение цвета на уровне межвидовых связей изобразительного искусства в средневековой жанровой системе. автором отмечается высокий уровень культуры раскраски пермской деревянной пластики.
Таким образом, в данной главе автор подчеркивает, что в искусстве пермского ваяния на протяжении ХУН-ХТШ веков происходит переориентация образно-пластической системы скульптуры, при ярко выраженной тенденции к большей естественности, "реалистичности" образа, сохранении монументальной Формы, "строгого" стиля изображений.
Полученные в исследовании результаты анализа позволяют автору утверждать наличие Формировавшейся в местных условиях школы, сохранившиеся памятники которой характеризуют как ее истоки, так и "классический" период, продолжавшийся в течение XVII-XVIII вв.
В заключении подводятся итоги исследования и суммируются основные выводы. Изучение архивных документов, литературных источников, не только известных, но в том числе и не вошедших ранее в научный оборот, а также музейных коллекций, включающих ряд памятников, не подвергавшихся рассмотрению, систематизации или каталогизации . позволило автору не только уточнить, дополнить и обобщить имевшиеся сведения о пермской деревянной скульптуре, но и ответить на ряд вопросов, которые дали возможность показать народную пластику Приканья как явление уникальное, как своеобразный "срез" целого пласта русской культуры.
На основе впервые привлекаемых письменных источников и обобщения известных ранее сведений, автором показана причинность существования в крае нестной идольской, а с XVII столетия -христианской скульптуры.
В ходе проведенного исследования автором выявлена самостоятельная линия развития деревянного ваяния в Приканье. отличная от центральных районов России, где наблюдается тенденция постепенного отделения скульптуры от стены крапа, стремление ее к реальности, которые переводят пластический образ в новое качество. В пермском крае от ритуальной антропоморфной скульптуры языческого периода, широко бытовавшей здесь, как подтверждают литературные источники, процесс ведет к созданию нового пласта народной пластики, где органично сочетаются древние традиции и христианские сюжеты, проникшие в Прикамье вместе с первыми колонистами. В результате выстраивается схема появления христианской скульптуры в Прикамье: в Х7-Х71 веках идольская скульптура и языческие объекты поклонения попадают в христиански* храм, затем под влиянием высокоразвитой русской культур« и отдельных овраз-
цов христианской деревянной пластики возникает новый синкретизи-рованный образ ("Никола Ножайский"). у него особое место в сакральном пространстве - он водружается посреди храма, то есть становится центральным образом в системе ансамбля христианской церкви, как некогда идольское изображение в языческих кашшах. Автором подчеркивается обусловленность значением в культовом обряде местного населения и центрального положения "Сидящего Христа" (об этом говорит его Форма - круглой скульптуры) в молитвенном помещении, которое связано по традиции с образцами сидящих идолов, встречающихся в пантеоне местных идольских богов, под влиянием требований времени и патриархально-крестьянского мировоззрения народных мастеров символические изображения первого периода превращаются во все более реальные образы, номинально сохраняющие "культовую оболочку". Впоследствии они включаются в декоративное убранство храма, находя новые связи с его структурой, украшая его интерьер, особенно центральную "стену" - иконостас.
В результате исследования автором установлено, что Феномен пермской деревянной скульптуры во многом зависит от явного присутствия языческого элемента, выраженного вначале впрямую (образная "ткань" произведения), а затем через противопоставление: зритель - изображение, наконец, в некоей "законсервированности" образа (геометричность Формы, статичность изваяния, роль материала - дерева, которому поклонялись древние язычники), в ритуальности поклонения(отождествления изображения с божеством, легенды о "хождении", одевание скульптур и пр. ), связанного с мифологическим характером народного сознания. Синкретизм превращается в некое новое начало, дающее свой отчет художественного времени и пространства, тесно связанный с изменением выбора художественных средств выражения и характера обобщения образа. Это позволило автору сделать вывод, что такому восприятию действительности, отношению к материалу и пониманию назначения искусства обязана пермская скульптура своей популярностью.
Новое качество скульптуры обнаруживает ее стремление к реальности, при этом соседствуют самые разнообразные тенденции, как подтвердил проведенный автором анализ сохранившихся памятников. Процесс развития пластического образа стадиально подошел к решению антропоморфного божества, призванного воплощать реальный мир. Необходимость пребывания его в христианском храме, длительность бытования выявляют установку народных мастеров на создание памятников "по своему образу и подобию". Пермская скульптура приемлема для местных насельников и русских колонистов потому, что имеет много общего с их сложившейся системой понятий божественности, идеей телесности нира, что и приводит к натуралистич-
- 15 -
поста образа, конкретности типажа.
На основе стилистического анализа сохранившихся памятников автором выделены этапы развития пермской скульптуры, каждому из которых присущи свои художественные особенности. Первый представляет лаконичную по Форме выражения, строго обобщенную стилистику двуединого образа (древняя традиция и образцы русской скульптуры) . Затем образ становится конкретнее, соразмеряется человеческим масштабом, появляется потребность в изображении чувств, пластика приобретает большую по сравнению с первым периодом динамику, но пока недостаточно выявленную из-за влияния языческих традиций. Человеческое доминирует над "божественным". Главным в структуре образа становится новествовательность, характерная детализация черт, придающая им наглядную изобразительность. На третьем этапе продолжается процесс натурализации, однако чувственная сторона образа начинает приобретать особый характер, например, в сюжете "Распятие", где тема смертности получает ощутимость. Нет разрыва с традицией. На смену этому этапу приходит стиль - барокко, имеющий в основе новое художественное видение мира, иную гармонию пластических средств. Скульптура теперь включается в храмовый ансамбль как символико-декоративный элемент. В то яе время, в некоторых произведениях деревянной пластики можно наблюдать нарастание идеализации образа, что было связано с влиянием классицизма, сосуществовавшего в Прикамье раллельно с барокко.
Исследование эволюции пермского ваяния стало возможно на основе документальных изыскании (автором введено в научный оборот 23 архивных документа), анализа ряда не только известных памятников, но и новых (16 произведений пермской деревянной пластики, в том числе, 3 иконостасов, которые включают как монументально-декоративную резьбу, так и круглую скульптуру), впервые привлекаемые автором, ранее нигде не воспроизводимые и и с- рассматриваемые учеными, что позволило внести их в научный оборот. Это не только произведения, хранящиеся в Фондах Верезни-ковского краеведческого музея ("Сидящий Спас"), Чердынского ("Коленопреклоненный ангел", фигуры предстоящих Богоматери, Иоанна Богослова, "Ангел с шпидой", "Головка ангела", скульптурная группа "Положение во гроб", Фигурки Марии Магдалины и Богоматери "питерского" мастера), частного собрания из г.Перми ("Лш-ел с рипилой"), но и, что особенно ценно, и сохранившихся действующих церквах, где ярко выступает специфика их функционирования, отношение местного населения к резным изображениям, особенности их включения в храмовый синтез искусств (иконостасы в ц. ц. Похвалы Богородицы в нос. Орел, Иоанна Богослова в г. Черлынь, там же резвая икона "Св. Симеон Верхотурский". иконостас
в церкви Богоявления в г. Соликамске - ныне музей). Кроне того, автором уточнена иконография памятника "Собор архангела Гавриила", который значится в описи, составленной Серебренниковым, как "Собор архистратига Михаила".
Таким образок, рассмотрев развитие пластики и сюжетики на протяжении двух веков, автором установлены ее особенности -связь с язычеством, народная образность, выработка "строгого" стиля, присущего школе. Явление это не только локальное, так как отражает "низовую" культуру России Х7П-ХУ1Н веков, возникшую в определенной исторической обусловленности, что делает памятники "открытыми", позволяет использовать накопленный опыт в разнообразных художественно-практических ситуациях. Проведенное исследование дает возможность объяснить еще один механизм появления скульптуры на Руси, в частности, в Прикамье как вида творчества, обладающего ярко выраженным художественным своеобразием.
Различные аспекты диссертации изложены в следующих публикациях:
1. НТР и некоторые аспекты эстетического воспитания на примере памятников пермской деревянной скульптуры ХУП-ХУШ веков // Молодежь Прикамья - разработке и внедрению достижений науки и техники в производство: Тез. докл. на науч. -практ. конФ. молодых ученых г.Перми (ноябрь 1965 г.) / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 1985. -Ч. ?.. - С. 65-66.
2. К вопросу о возникновении и бытовании сюжетов в пермской деревянной скульптуре ХУП-ХУШ веков // Отечественное и зарубежное искусство Х71И века, основные проблемы: Нежвуз. сб. / Ле-нинг. гос. ун-т. - Л.. 1986. - вып. з. - С. - 100-108.
3. Социальные проблемы в литературе и пермской дерепянной скульптуре ХУП века ■// УП Окт. чтения. Язык. Культура. Общество: тез. докл. на межвуз. конФ. молодых ученых (окт. 1986 г. ) / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 1986. - С. 17.
4. Пространство и время в пермской деревянной скульптуре х7н-ху1п веков / Перм. гос. ин-т. культуры. - Пермь, 1986. -32с. - Деп. в НИО ИнФормкультура гос. биб/ки СССР им. В. И. Ленина. 11.09.86. Н 1348.
5. Проблема эстетического идеала в русском искусстве ХУП-ХУШ веков и роль пермской пластики в Формировании демократического идеала // Идеал и мировоззрение: Нежвуз. сб. науч. тр. / Перм. гос. пед. ин-т. - Пермь, 1988, -С. 100-112.
/У,