автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Персоналистическая философия А. А. Козлова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Лысцов, Глеб Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Персоналистическая философия А. А. Козлова'

Текст диссертации на тему "Персоналистическая философия А. А. Козлова"

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЛЫСЦОВ ГЛЕБ ИВАНОВИЧ

ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А. А. КОЗЛОВА

. „'Л * .Л ■

■ •• •

Специальность 09.00.03. — история философии

Научный руководитель: кандидат философских наук, доц. Половинкин С. М.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1999

Официальные оппоненты — доктор философскик наук, профессор Доля В. Е.

Ведущая организация — Институт философии РАН

Защита состоится "20" октября 1999 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.064.49.04 (философские науки) в Российском

Миусская пл., 6.

С диссертацией в виде научного доклада можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Диссертация в виде научного доклада разослана "5" октября 1999 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета и\ Ау\ КоначеваС.А.

— кандидат философских наук Ермишин О. Т.

государственном гуманитарном уни

125267, г.Москва,

ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ A.A. КОЗЛОВА

ВВЕДЕНИЕ

Н.О. Лосский в своей "Истории русской философии" причисляет к персоналистам A.A. Козлова, Л.М. Лопатина, Н.В. Бугаева, П.Е. Астафьева, Е.А. Боброва. К персоналистам принято также относить H.A. Бердяева и Л.И. Шестова, имея в виду, что последние признают личность носителем высшей ценности и смысла, центральным онтологическим элементом мира. Отличие Бердяева и Шестова от перечисленных Лосским персоналистов состоит в том, что Бердяев и Шестов считали невозможным построение какого-либо рационалистического или включающего элементы такового учения о личности, в то время как Козлов и Лопатин в своих работах, усвоив некоторые идеи монадологии Лейбница, рассматривают мир личности и межличностные взаимодействия и системы в их переводимом на рациональный язык содержании и считают возможным делать высказывания о личности, могущие войти в некую философскую систему или дать материал для таковой. К этому направлению тесно примыкает и сам Н.О. Лосский.

Наиболее полно взгляды A.A. Козлова изложены в монографии его сына, видного русского философа, С.А. Аскольдова

("A.A. Козлов", М., 1912). Однако СЛ. Аскольдов не избегает и ряда спорных положений, относящихся к философии A.A. Козлова, например, неправомерно сближая понимание времени у A.A. Козлова и бл. Августина, и др. Кроме того, Аскольдовым не проведено вполне обоснованное деление философии Козлова на ранний и поздний периоды, то есть на те два этапа эволюции взглядов Козлова, когда Козлов стоял еще на позиции "онтологизма" и главным предметом философии считал мир и когда Козлов уже развивал свои идеи всецело в русле персонализма, признавая первореальностью и бытием-в-себе личную, индивидуальную субстанцию, а все мировое содержание рассматривал как производное от ее деятельности. В связи с этим Аскольдовым почти не излагаются работы, отражающие взгляды раннего Козлова: "Философские этюды" (Спб, 1876), "Философия как наука" (Киев, 1877). Что же касается позднего периода творчества Козлова в его рассмотрении Аскольдовым, то Аскольдов подробно, но не исчерпывающе анализирует главный труд Козлова "Свое Слово" и лишь вкратце упоминает о работах, на основе которых можно воссоздать этические взгляды и религиозную философию A.A. Козлова (статья "Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия". ВФ и П, сент. 1895, кн. 29(4), а также "Религия графа Толстого". Философский трехмесячник, Киев, 1886 и др.). Что же касается докторской диссертации A.A. Козлова, важной для понимания источника его взглядов на пространство и время "Генезис теории пространства и времени у Канта" (Киев, 1884), то о ней Аскольдов высказывает ряд интересных мыслей, в том числе и ту, что книге удачно критикуется кантовская гносеология. Но Аскольдов почти не касается вопроса о том, какую историко-философскую оценку взглядов на пространство и время дает Козлов классикам докантовской философии и самому Канту и как эти взгляды повлияли на формирование представлений о пространстве и времени у самого Козлова. Восполнить недостающее в монографии Аскольдова, осветив те проблемы философии Козлова, мимо которых прошел Аскольдов или которые он изложил лишь вкратце, и призвана предлагаемая диссертация.

Крупнейшие историки русской мысли Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский в своих руководствах по истории русской философии отвели А.А. Козлову подобающее место, высоко оценив его взгляды. Особенно подробно рассмотрено учение A.A. Козлова у В.В. Зеньковского. Однако у Г. Флоровского в "Путях русского богословия" о Козлове имеется лишь краткое упоминание.

С. Л. Франк в своей статье «Русское мировоззрение» дал в целом высокую оценку Козлову, охарактеризовав его как философа с большими интуитивными прозрениями. Меньшее значение, по Франку, имеют работы Козлова по истории философии, где он выступает как «неважный систематизатор».

Вскоре после кончины А.А. Козлова появилась статья Н.О. Лосского о Козлове "Козлов и его панпсихизм ("Вопросы философии и психологии", 1901, N 3), где отчасти разбирается "Свое Слово" главным образом со стороны тех проблем, которые интересуют Лосского (гносеология Козлова, его панвита-лизм, проблема бытия и религиозные взгляды). Для рассмотрения религиозных взглядов Козлова Лосский привлекает и статью последнего "Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминание об онтологическом доказательстве бытия Божия". Для знакомства с Козловым как с живой личностью важное значение имеют "Воспоминания: жизнь и философский путь" Н.О. Лосского (Спб, 1994).

Философские взгляды А.А. Козлова постоянно находились в центре внимания его современников. Так, B.C. Соловьев, ведший философский раздел в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, посвятил Козлову статью, в которой подверг критике его понимание времени. Известный философ, психолог и логик Г.И. Челпанов подверг критике рационал-активизм Козлова в понимании пространства (когда Козлов пытается вывести пространство из мыслительной активности субстанций -субъектов) в своем сочинении "Проблема восприятия пространства" (Киев, 1896). Философ-персоналист П.Е. Астафьев выражал сомнение относительно взглядов Козлова, что в первоначальном сознании нам непосредственно дано наше "я" как личная индивидуальная субстанция, и высказал это сомнение в своей

рецензии на № 1 "Своего Слова", помещенной в "Московских ведомостях" от 7 октября 1888 года.

В диссертации произведено сопоставление персонализма Козлова с персонализмом близкого ему по духу, хотя и значительно отличающегося от него JT.M. Лопатина. Для беглого анализа взглядов JI.M. Лопатина взята работа последнего "Положительные задачи философии" (М., 1886 - 1891).

"Ранние" и "поздние" сочинения Козлова анализируются в тексте диссертации. Полный их список приведен в библиографическом приложении. При этом почти оставлены без внимания те труды Козлова, где он не развивает свои собственные оригинальные взгляды, а лишь излагает воззрения других мыслителей, например, его работы о философии бессознательного Э. Гартмана, о теории искусства с точки зрения Г. Тейхмюлле-ра. Особенно подробно в диссертации анализируется главный труд зрелого периода творчества А.А. Козлова "Свое Слово" (1888 - 98 гг.).

В советской историко-философской науке давалась крайне бедная, искаженная, обусловленная идеологическими соображениями оценка философии Козлова. Для примера можно взять "Краткий очерк истории философии" (М., 1969), где говорится о критике персонализма Козлова "виднейшим народником заговорщицкого направления" П.Н. Ткачевым, сам Козлов, наряду с B.C. Соловьевым и Л.М. Лопатиным, характеризуется как "идеолог господствующих классов помещиков и буржуазии в философии, идеалист-мистик", а взгляды Козлова истолковываются в духе агностицизма. "По мнению А. Козлова, соотношение между духовным и материальным нам недоступно", что совершенно не соответствует мнению Козлова о значковой природе материального. В некоторых советских изданиях творчество Козлова просто игнорировалось, например, в "Философском энциклопедическом словаре" (М., 1983), где, однако, представлены все фигуры советской философской номенклатуры.

В диссертации философия Козлова рассмотрена в широком историко-философском контексте, с исследованием всех влияний классиков мировой философской мысли, которые Козлов испытал, тех идей, которые Козлов принимал, отвергал, пере-

рабатывал или частично использовал. Взгляды Козлова сопоставляются также с воззрениями тех мыслителей, с которыми Козлов непосредственно не соприкасался. В качестве историко-философского фона взглядов Козлова автор диссертации привлекает концепции бл. Августина, Декарта, Спинозы, Юма, Локка, Беркли, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Бергсона и др.

Таков краткий обзор литературы к диссертации.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ А. А. КОЗЛОВА

A.A. Козлов (8/20.2.1831 - 27.2/12.3.1901) был незаконо-рожденным сыном помещика И.А. Пушкина (представителя того же рода, к которому принадлежал и A.C. Пушкин) и крепостной крестьянки. Был усыновлен отчимом, от которого и получил свою фамилию. После окончания гимназии A.A. Козлов поступил вольным слушателем на математический факультет МГУ, откуда вскоре перешел на филологический, где посещал лекции Т.Н. Грановского. A.A. Козлов участвовал в кружке студентов, тесно общавшихся с A.C. Хомяковым и другими славянофилами. Это общение способствовало и ознакомлению Козлова с германским идеализмом. Козлов окончил университет как специалист в области политической экономии. Он был материалистом с позитивистским оттенком и с сочувствием относился к социалистическим утопиям, в частности, ко взглядам Фурье. В этот период он проявлял небольшой интерес к философии.

Приблизительно в 1872 - 73 годах Козлов прочитал сочинение Фрауенштедта "Письма о философии Шопенгауэра". Он увлекся чтением, потом перешел к сочинениям самого Шопенгауэра и сделался его последователем. С этих пор Козлов начал систематически заниматься философией и стал активно выступать в печати. От Шопенгауэра Козлов вскоре перешл к Гарт-ману и вступил с ним в переписку. В 1873 - 75 годах вышло изложение Козловым философии Э. Гартмана под заглавием "Философия Бессознательного Эд. Гартмана" (М., 1873 -75, вып. 1-2). После краткого пребывания во Франции Козлов приехал в Киев и поступил преподавателем философии в Киевский уни-

верскгет. Здесь же в 1876 году появилось первое самостоятельное исследование Козлова "Философские этюды", в котором он отстаивал философию как самостоятельную науку, пользующуюся своим собственным методом. Первая часть "Философских этюдов" (Спб, 1876) обеспечила Козлову место в Киевском университете и сразу создала своему автору репутацию сведущего специалиста по философии. В 1880 году Козлов защитил магистрскую диссертацию "Метод и направление философии Платона (2-я часть "Философских этюдов"). К 1884 году Козловым написана докторская диссертация "Генезис теории пространства и времени у Канта", которую он защитил в Петербургском университете и которая обеспечила ему место ординарного профессора Киевского университета. (1886) Работы "Философия как наука" (Киев, 1877), "Философия действительности, изложение системы Дюринга" (Киев, 1878), "Современные направления в философии" (1881 - 82) знакомят читателя с широкой панорамой современной Козлову философской мысли. В творчестве Козлова особое значение имеют работы "Религия графа JI.H. Толстого", а также "Сознание Бога и знание о Боге. Воспоминания об онтологическом доказательстве". В этих работах намечаются основы философии религии A.A. Козлова, а также даются общие положения о сущности религии так, как понимает ее A.A. Козлов.

В 1886 году A.A. Козлов начал издавать первый русский философский журнал "Философский трехмесячник", но вскоре тяжкая болезнь, инсульт, заставила его прекратить издание и покинуть Киевский университет. Однако после инсульта Козлов не оставил занятий философией, переселившись из Киева в Петербург. Болезнь и страдания способствовали самоуглублению, и Козлов приступил к выработке собственного философского миросозерцания, излагаемого в выпусках сборника "Свое слово". В 1887 году Козлов вышел в отставку и всю оставшуюся жизнь посвятил занятиям философией. В последний, чрезвычайно плодотворный период своей деятельности Козлов испытал значительное влияние идей Тейхмюллера, христианского персоналиста, активно противостоящего позитивизму. В этот период борьба с материализмом и позитивизмом, "наивным ре-

ализмом", питающим материализм, становится основным направлением в философской деятельности А.А. Козлова.

Согласно Аскольдову в философии Козлова своеобразно преломлены и синтезированы мотивы кантовско-шопенгауэровского идеализма, где, однако, в роли вещи в себе выступает психическая субстанция, монада, человеческое или животное я, и панпсихизма лейбницеанского типа, усвояющего монаде подобный онтологический статус. Однако он, по-видимому, переоценил влияние Канта и Шопенгауэра на Козлова в его поздний оригинальный период творчества. В этот период Козлов подвергает критике понятия бытия в самых различных философских системах, а том числе у Канта и Шопенгауэра. Так, у Шопенгауэра подлинным бытием является воля, оторванная от субъекта во-ления, деятельность без деятеля. У Канта в роли бытия выступают явления в пространстве и во времени, то есть субъективное психическое состояние деятеля, а "вещь в себе" превращается в пустой звук. По Козлову же, подлинным бытием является психическая субстанция, рассматриваемая с трех сторон: со стороны ее самосознания, со стороны ее деятельности и со стороны содержания этой деятельности, образующей весь предметный мир. Анализы понятия бытия вообще очень глубоки у Козлова. Первичный слой бытия, образуемый субстанциями, впоследствии получил у Лосского наименование конкретно-идеаль-ного, а субстанция была преобразована в субстанциального деятеля, пребывающего в потоке смены своих актов и состояний. Таким образом, весьма значительное влияние Козлов оказал на Лосского, заимствовавшего и переработавшего ряд элементов его системы. Крайне интересны и глубоки у Козлова анализы понятий пространства и времени, которые хотя и нельзя считать "последним словом" в философии, но которые способны разрушить наивно-реалистический взгляд на пространство и время. Взгляд Козлова на пространство и время существенно отличается от кантовско-шопенгауэровского, об этом отличии будет сказано в особом разделе диссертации.

Историки философии весьма высоко оценили вклад Козлова в развитие русской философской мысли. Вот что говорит, например, В.В. Зеньковский: "Беря философские построения

Козлова в целом, мы должны, прежде всего, отметить высокую ценность его метафизических и гносеологических анализов. Чтение произведений Козлова оставляет впечатление не только подлинного философского дарования и глубины мысли, но от него всегда веет исключительной трезвостью и честностью мысли. Козлов никогда не строит "поэзии понятий"; его анализы всегда очень тщательны, добросовестны, отличаются тонкостью и остротой. Но в истории русской философской мысли, в диалектике ее развития особую ценность представляют его построения, расчищающие путь для персоналистической метафизики. Козлов исследует проблемы, а не просто предлагает их решение; его произведения - это очень хорошая школа философского критицизма. И именно вследствие этой философской добросовестности и тщательности ценность его построений не теряется от соседства с другими построениями персоналистической метафизики" 1.

Диссертация разделена на главы по проблемному принципу. В первой главе приводятся взгляды "раннего" Козлова на предмет, метод и задачи философии как науки, о месте логики, гносеологии и метафизики в системе философского знания, о характере взаимодействия философии с психологией и естественными науками. Так, для "раннего" Козлова характерен "объективизм" и онтологизм в понимании критерия истины, а предметом философии является мир в его целостности. Иное дело -взгляды Козлова зрелого, оригинального периода его творчества, которые являются персоналистическими, эти взгляды отражены в последующих главах диссертации. Во второй главе рассматривается персоналистическая трактовка понятия бытия у Козлова, историко- философские анализы этого понятия и классиков докантовской философии, у Канта и последующих мыслителей, производимые Козловым. В третьей главе дается доказательство Козловым субстанциональной природы нашего "я" и говорится о непосредственной данности в самосознании каждого его личной, индивидуальной субстанции. Приводится диа-

1 В.В. Зеньковский. История русской философии. Л., 1990. Т. 2, ч. 1, с. 187,

лог Козлова с П.Е. Астафьевым, подвергающим крит�