автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблемы истории философии в трудах А.А. Козлова

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Петухова, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Проблемы истории философии в трудах А.А. Козлова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы истории философии в трудах А.А. Козлова"

На правах рукописи

Петухова Ирина Александровна

Проблемы истории философии в трудах А.А. Козлова

Специальность - 09.00.03 - история философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

005532674

О 5 СЕН 2013

Москва-2013 г.

005532674

Диссертация выполнена на кафедре истории и философии образования и

науки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Научный руководитель Семаева Ирина Ивановна,

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты Джагарова Галина Михайловна,

доктор философских наук, профессор, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова

Федоренко Александра Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, Военно-технический университет

Министерства обороны РФ

Ведущая организация Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»

Защита состоится 03 октября 2013 года в « » часов на заседании Диссертационного совета по философским наукам Д. 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005 ул. Радио, д. 10а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного областного университета по адресу 105005 ул. Радио, д. 10а. Автореферат диссертации представлен на сайте www.mgou.ru

Автореферат разослан «¿^J7» ¿P.С^УЬ^^/^А ~ 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования.

В современном обществе необходимо отстаивать традиции истории философии как науки, мировоззренческая функция которой выявляет значимость и проблематичность социально-гуманитарного знания, необходимого для самоидентификации и самореализации личности. Эта задача была одной из основных в работах русского философа A.A. Козлова (1831-1901гг), главным мотивом творческого поиска которого бьша убежденность в наличии нравственного потенциала историко-философского знания.

Актуальным является изучение традиций отечественной истории философии как науки в свете поиска национальной идеи и в процессе укрепления российской государственности. Изучение философии А.А.Козлова открывает новые яркие страницы истории русской философии.

Осознание в социуме опасности господства технократических представлений с их унификацией личностных и общественных потребностей, сведением их к «идеалам чистой науки» и «технологическим императивам» делает актуальным присутствующий в трудах A.A. Козлова и противоположный сциентизму поиск нравственного начала в самой науке.

Вопрос о нравственном потенциале историко-философского знания, о его значении в воспитании человека и гражданина — важнейший в творчестве A.A. Козлова, не утратил своей актуальности и в современном образовании.

Основополагающей для современной гуманитарной эпистемологии является центральная проблема историко-философского поиска A.A. Козлова: как возможно знание в философии, и как научное знание соотносится с самим человеком - субъектом историко-философского

процесса? Ответ на эти вопросы включает рассмотрение критериев и разработку методологии историко-философского исследования, определение специфики истории философии как самостоятельной области социально-гуманитарного знания. Определяя предмет философии как науки и ее структуру, A.A. Козлов анализировал генетико-эволюционные процессы развития её идей и тщательно выверял терминологию, уделяя внимание проблеме философских категорий.

Изучение методологии историко-философского исследования в отечественной философии представляется актуальным еще и потому, что в современном социально-гуманитарном знании эта проблема, несмотря на её значимость, недостаточно исследована.

Актуальность данного исследования заключается также в том, что философское наследие A.A. Козлова мало изучено, прежде всего, в аспекте его деятельности как историка философии. Его исследования в области истории философии, направленные на реализацию общественно-значимых целей и опирающиеся на положения собственной историко-философской концепции, вызывают научный интерес в наши дни. Изучение его творчества позволяет восполнить определенный пробел в историко-философском процессе, определить место и роль идей данного философа в истории отечественной философской мысли и истории философии как науки.

Степень разработанности темы исследования.

Творчество A.A. Козлова мало изучено, отсутствуют фундаментальные работы о нем как историке философии. Его современники, историки русской философии XX века и современные исследователи рассматривали его труды в контексте школы персонализма, а также с точки зрения преемственности и развития в его философии идей западных философов.

Можно условно выделить позиции, с которых в разное время научным сообществом рассматривалось творчество А.А.Козлова: первая -анализ теоретических источников влияния на творчество А.А.Козлова; вторая — оценка его как самостоятельного философа, подкрепляемая характеристикой его историко-философских идей; третья — выявление нравственного и педагогического значения его творчества.

Первая позиция. Е.А. Бобров, ученик и последователь A.A. Козлова, отметил серьезное влияние на творчество своего учителя идей плюрализма, рационализма и априоризма Платона, которые легли в основу идеалистической теории панпсихизма A.A. Козлова.1

Современник A.A. Козлова В.В. Чуйко в 1895 году, анализируя его идею «безвременного развития», увидел в ее природе внутреннюю связь с «безвременным» истинно-сущим Г. Гегеля и детерминизмом Г. Лейбница.2 Называя A.A. Козлова философом с самостоятельным образом мысли на фоне общего заимствованного характера русской философии3, В.В. Чуйко включил его в число тридцати виднейших отечественных мыслителей наряду с В. Кудрявцевым и В. Соловьевым.

Исследователи русской философии Б.В. Яковенко, Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский считали A.A. Козлова одним из ярких представителей философской мысли в России второй половины XIX века. Каждый из них давал высокую оценку его трудам, рассматривая его как философа-персоналиста и последователя Г.Лейбница и Г.Тейхмюллера. Среди основных источников влияния на творчество А.А.Козлова Б.В. Яковенко и В.В. Зеньковский называли также критицизм И. Канта.4

1 Бобров Е.А. Философия в России. Изд. 2-е, исправленное. - Казань, ¡900г., с.10 1 Чуйко В.В. Русская философия.//Кирхнер Ф. «История философии с древности до настоящего

времени». - СПб.: 1895., с.376.

3 См.: Чуйко В.В. Русская философияУ/Кирхнер Ф. «История философии с древности до настоящего времени».-СПб.:1895, с. 374-376.

4 См.: Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш./Общ.ред. и послесл. Ю.Н.Солодухина. -М.: Республика, 2003, с.266; Зеньковский В.История русской философии. - M., Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с, с. 605-606; Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Академический проект, 2007. - 551 е., с. 207-209

Б.В. Яковенко относил A.A. Козлова к философам, в работах которых был очевиден «конкретный, творческий и идеалистический реализм», присущий гегельянству,1 однако, причислял данного философа к лейбницианцам. В своей книге «История русской философии» он пишет, что панпсихизм A.A. Козлова имеет три основных источника. Прежде всего, это критицизм И.Канта, в котором он почерпнул идею субъективности категорий пространства и времени. Влияние персоналиста Г. Тейхмюллера на формирование взглядов A.A. Козлова проявилось в том, что русский философ у него «заимствовал понятие разнообразных, личных и сознательных субстанций как основных элементов и принципов бытия и познания».2 А метафизика воли А. Шопенгауэра, по мнению Б.В. Яковенко, помогла A.A. Козлову сформулировать понятия действия и взаимодействия субстанций.

Обращаясь к «внутренней диалектике» развития русской философской мысли, В.В. Зеньковский выделял факт переплетения религиозных идей и философских исканий в мировоззрении A.A. Козлова. Он назвал A.A. Козлова философом, оказавшим значительное влияние на распространение лейбницианства в России.3 Рассматривая мир как нечто целое и единое, в котором происходит взаимодействие множества субстанций, A.A. Козлов, по мнению В.В. Зеньковского, стоит ближе к учению Г. Лотце, чем взглядам Г. Лейбница.

В философских трудах XX века о символизме A.A. Козлова и о его исследованиях понятий «сознание» и «знание», о преемственности его идей с западноевропейской философией Э. Гартмана, А. Шопенгауэра и Г. Лейбница в разное время упоминали Э. Радлов и С.А. Левицкий.4

1 См.: Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш/Общ.ред. и послесл. Ю.Н.Солодухина. -М.:Республика, 2003,с. 247

1 См.: Яковенко Б .В. История русской философии: Пер. с чешЛЭбщ.ред. и послесл. Ю.Н.Солодухина. -М.:Республика, 2003. - 510 с, с.266.

3 Зеньковский В.История русской философии. - M., Академический проект, Раритет, 2001, с. 608

4 См.: Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. - М.: 1996; Радлов Э. Очерк истории русской философии. — СПб.: с. 22-24.

Среди немногочисленных современных авторов, обратившихся к творчеству А.А.Козлова, можно выделить З.А. Каменского, Н. Ильина (Мальчевского) и JI.A. Авдееву, автора статьи в энциклопедии «Русская философия». По мнению ДА. Авдеевой, этические взгляды A.A. Козлова близки взглядам А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона.1 З.А. Каменский определил A.A. Козлова как последователя Гегеля по характеру его историко-философских взглядов.2

Вторая позиция. Философские взгляды A.A. Козлова постоянно находились в центре критического внимания его современников. Так, философ-персоналист П.Е. Астафьев высказал сомнение относительно точки зрения A.A. Козлова на непосредственную данность нашего «я» в первоначальном сознании. А в философском разделе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона3, который вел В. Соловьев, была помещена статья Я. Колубовского о A.A. Козлове, подвергавшая критике его понимание времени. Ответом A.A. Козлова была протестующая и разъясняющая статья в журнале «Свое Слово»4.

В.В. Зеньковский в «Истории русской философии» в разделе «Период систем» относил A.A. Козлова к числу русских философов, перед которыми стояла «задача органического синтеза всего того, что было высказано в отдельных построениях предыдущих мыслителей, - но синтеза именно в форме «системы».5 К таковым он относил В. Соловьева, а также В. Несмелова, М. Тареева, Б. Чичерина.

' См: Ильин H. От отца к сыну. О русской философской традиции// Аскольдов С.А. А.А.Козлов. - М., 1912, Спб.,1997.; Ильин Н.П. Трагедия русской философии - М.: Айрис-пресс, 2008. - 608с.;Русская философия: Энциклопедия / Под общ, ред. М.А.Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П.Поляков. - М.: Алгоритм, 2007, сс.253-255;

'Каменский З.А. История философии как наука в РоссииХ1Х-ХХвв. — М.,2001. — 332 е.,с. 112-117. ' См. http://www.rmivers.ru/bookreader/book10161 /#page/135/mode/l im. - Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Энциклопедический словарь. Том XVa, С-Петербург: 1895, с. 605.

* См.: П.Е.Астафьев. Рецензия на «Свое Слово» Х°1 А.А.Козлова//Московские ведомости. - М.: 1888; Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства. - Киев: 1896,

5 Зеньковский В.История русской философии. - М., Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с, с. 449

Серьезное исследование взглядов A.A. Козлова содержит книга «Алексей Александрович Козлов», написанная в 1912 г. его сыном и последователем С.А. Алексеевым (Аскольдовым). Используя метод интеллектуальной биографии, автор проанализировал процесс становления A.A. Козлова как философа-персоналиста и представил психологический портрет своего отца как глубокого мыслителя и целеустремленного исследователя.'

Оценивая вклад A.A. Козлова в развитие истории философии как науки, исследователи его творчества, прежде всего, отмечали высокое качество и актуальность его критических статей историко-философской направленности. Б.В. Яковенко, СЛ. Алексеев и В.В. Зеньковский большое значение придавали «детальной и значительной» критике A.A. Козловым материализма и позитивизма, тем более ценной, что влияние этих направлений было испытано A.A. Козловым на себе. Они также упоминали важность его теоретических исследований в области теории истории философии.2

В.В. Зеньковский выделил принцип монизма в творчестве A.A. Козлова и подчеркнул второе название его системы взглядов -плюралистический монизм.3

Н. Ильин (Мальчевский) и JI.A. Авдеева характеризуют A.A. Козлова как философа, сумевшего в 60-70-е годы XIX века вырваться из власти модного тогда позитивизма и построить собственную персоналистическую систему взглядов - панпсихизм. Относя А.А.Козлова к «классикам русской философии», Н. Ильин (Мальчевский) ключевым в его творчестве считает понятие самосознания, называя его «доминантой» русского философствования. Вклад A.A. Козлова в развитие русской национальной

1 См.: Аскольдов С.А. А. А.Козлов. - М., 1912; Спб.,1997, с. 216,224.

1 См.: Яковенко Б.В. Истории русской философии.: Пер. с чеш70бщ.ред. и послесл. Ю.Н.Солодухина. — М.Республика, 2003.-510 с, с.26б; Аскольдов С.А. А.А.Козлов.-М., 1912; Спб.,1997; Зеньковский В.История русской философии. - М., Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с, с. 449

3 Зеньковский В.Исторш! русской философии. - М., Академический проект, Раритет, 2001, с. 605

8

философии позволяет отнести его к числу тех мыслителей, «благодаря которым русский народ в сравнительно короткое время стал народом с собственной метафизикой».1 Н. Ильин также отмечает роль A.A. Козлова в развитии «русского типа христианской философии».

О роли A.A. Козлова в утверждении научного статуса философии и истории философии писал З.А. Каменский. Он дал положительную оценку теоретическим разработкам А.А.Козлова в вопросах о предмете и методах философии как науки2

Третья позиция. Педагогическую значимость теоретических исследований А.А.Козлова в области философии и психологии отметил С.А. Алексеев (Аскольдов). Он особо выделил просветительскую деятельность мыслителя, назвав его «одним из первых педагогов русской философской мысли» и даже «основателем христианской философии в России».3

Исследователи творческого наследия A.A. Козлова отмечали его заслугу как создателя первого в России философского журнала «Философский трёхмесячник» (1885-1887 гг.), продолжением которого в 1888 году послужил журнал «Своё слово».4 Данные издания имели просветительские цели и наполнялись, главным образом, статьями A.A. Козлова историко-философского содержания.

Анализ степени изученности философского наследия A.A. Козлова показывает, что специальных исследований, направленных на изучение его вклада в развитие истории философии как науки, до сих пор не

1 Ильин Н.П. Трагедия русской философии. - М.: Фэйрис-пресс, 2008. - 608с., с.12.

2 Каменский З.А. История философии как наука в России ХІХ-ХХ вв. — М., 2001. — 332 е., с. 112-117.

3 См. там же, с. 237,247.

' См.: Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чешУОбщ.ред. и послесл. Ю.Н.Солодухина. -М.:Республика, 2003, с.266, Лосский Н.О. История русской философии. М, Академический проект, 2007. -с. 207-209, Зеньковский В.История русской философии. -М., Академический проект, Раритет, 2001.-е. 607-608, Аскольдов С.А. А.А.Козлов. - М., 1912; Спб., 1997; Русская философия: Энциклопедия / Под общ, ред. М.А.Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П.Поляков. -М.: Алгоритм, 2007, сс.253-255; Лысцов Г.И. Персоналистическая философия А.А.Козлова. - М.: 1999, с.14

существует, что определяет актуальность и новизну исследовательской задачи.

Источниковой базой исследования стали работы A.A. Козлова философского и историко-философского содержания. К непосредственной источниковой базе следует отнести труды античных и европейских философов, чьи взгляды повлияли на творчество A.A. Козлова: Платона, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Г. Лейбница, Г. Тейхмюллера. Работы русских мыслителей, которые анализировали философские взгляды A.A. Козлова, таких как С.А. Алексеев, Н.О. Лосский, Б.В. Яковенко, В .В. Зеньковский, B.C. Соловьев, H.H. Страхов, П.Е. Астафьев, Е.А. Бобров, Н.П. Ильин (Мальчевский), также явились серьезным основанием для данного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются философские взгляды A.A. Козлова.

Предметом диссертации являются проблемы истории философии как науки в трудах A.A. Козлова.

Цели и задачи диссертации. Цель работы состоит в исследовании проблем истории философии как науки в трудах A.A. Козлова.

Более конкретно представленная цель реализуется путем решения следующих исследовательских задач:

- выявить основные периоды в формировании и эволюции историко-философских взглядов A.A. Козлова;

- проанализировать период актуализации проблем истории философии как науки в трудах A.A. Козлова;

- выявить особенности панпсихизма как теоретического основания истории философии как науки в творчестве A.A. Козлова;

- исследовать проблему предмета философии как центральную в историко-философском наследии A.A. Козлова;

- рассмотреть принцип монизма, определяемый A.A. Козловым как фундаментальное основание единства философского знания в истории мысли;

- исследовать представления A.A. Козлова о нравственных основаниях истории философии и её нравственном потенциале. Теоретико-методологическая основа исследования.

Данное исследование проводилось с использованием метода историко-философской реконструкции основных этапов жизненного пути А.А.Козлова. Основанием для выделения периодов его творчества послужило последовательное применение метода интеллектуальной биографии в рамках историко-философского анализа.

Метод единства исторического и логического позволил проанализировать основные тенденции развития и формирования историко-философских идей A.A. Козлова в контексте социокультурных процессов, происходивших в российском обществе второй половины XIX века.

Сравнительно-исторический метод послужил основой для выявления особенности каждого периода: в период становления в определенных социокультурных условиях A.A. Козлов выступает реформистом-западником; в период актуализации определяется убеждённость его в возможности решения нравственных задач посредством изучения истории развития философских идей; в период обоснования панпсихизма он приходит к оценке панпсихизма как теоретико-методологической основы истории философии как науки.

В процессе написания диссертации был проведен герменевтический анализ философских трудов A.A. Козлова, а также биографических и философских работ его идейных предшественников и последователей.

Применение методов системности и реконструкции способствовали изучению историко-философского творчества A.A. Козлова, а также

определению места и значения его философского наследия в истории русской философии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников. Во введении рассматривается актуальность и степень разработанности темы, формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования, обозначается новизна работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Эволюция воззрений A.A. Козлова на историю философ™ как науку» содержит реконструкцию основных этапов развития взглядов A.A. Козлова на историко-философский процесс.

В первом параграфе «Период формирования представлений A.A. Козлова об истории философии» исследуется начальный этап процесса формирования его философских предпочтений под влиянием социальных и экономических учений того времени, а также рассмотрение им общественно-значимых целей истории философии как истории мысли.

Во втором параграфе «Период актуализации проблем истории философии в трудах A.A. Козлова» рассматривается этап изучения им истории философии как науки, исследуется процесс выявления A.A. Козловым имманентных целей истории философии.

В третьем параграфе «Период обращения к панпсихизму как теоретико-методологическому основанию в изучении истории философии» рассматриваются взгляды A.A. Козлова на панпсихизм как базовую систему в изучении истории философии, выявление им методологической значимости центральных категорий панпсихизма для истории философии.

Вторая глава «Особенности историко-философского знания в трудах A.A. Козлова» представляет собой анализ проблемного поля (основных категорий, положений) историко-философской концепции A.A. Козлова.

В первом параграфе «Проблема предмета философии в контексте историко-философского исследования в трудах A.A., Козлова» изучается соотношение предмета философии и предмета истории философии, а также его учение о целях историко-философского исследования.

Во втором параграфе «Принцип монизма как стремление к единой истории философии в трудах A.A. Козлова» рассматриваются бытийные основания многообразия проявлений и единства истории философии.

В третьем параграфе «A.A. Козлов о нравственных основаниях истории философии» анализируются аксиологические и этические аспекты его историко-философской концепции, которые отражают его просвещенческую идею формирования нравственных качеств человека через изучение истории философии.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные теоретические выводы и представлены результаты исследования, дано их обоснование.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих теоретических выводов, имеющих существенное историко-философское значение:

- выделены и проанализированы основные периоды эволюции историко-философских представлений A.A. Козлова: период становления, период актуализации историко-философской рефлексии, период обоснования панпсихизма как основы изучения истории философии;

- исследован период актуализации проблем истории философии в трудах A.A. Козлова, что позволило выделить особенности его взглядов на историю философии: история философии как способ (источник) формирования нравственных качеств человека, проблематика

имманентных целей истории философии, холистический взгляд на мир как основа единства философского знания, экзистенциальная природа познания мира;

- выявлен телеологизм панпсихизма как системного основания концепции истории философии и историко-философской методологии A.A. Козлова;

- изучены представления A.A. Козлова о соотношении предмета философии (мир в целом) и предмета истории философии (поиск истины средствами философии), о целях и формах историко-философского исследования, о природе философского знания;

- исследован монистический принцип как базовое начало единого философского процесса в историко-философских построениях A.A. Козлова;

выделено и исследовано отношение A.A. Козлова к истории философии как науке, изучение которой способно изменить нравственные качества человека и общества.

Основные положения, выносимые на защиту, и их обоснование. 1. В творческом наследии A.A. Козлова выделяются три периода формирования его историко-философских взглядов: первый период (18311870 гг.) — становление философских воззрений А.А.Козлова, второй период (1871-1886 гг.) - актуализация проблем истории философии, третий период (1887-1901 гг.) - исследование панпсихизма как теоретико-методологического основания изучения истории философии.

В результате применения метода интеллектуальной биографии было выявлено, что в творчестве А.А.Козлова переходы от периода к периоду знаменуются большими эмоциональными потрясениями, саморефлексией и переменами в его философской, педагогической, общественной, литературной и издательской деятельности.

В период становления философских воззрений A.A. Козлова (18501870 гг.) влияние разночинной молодежи, свободного и разнообразного чтения постепенно превратило его в типичного шестидесятника. Свой интерес к философии в студенческие годы он мог осуществлять только в самостоятельном изучении интересующих его работ, поскольку с 1850 по 1863 годы по приказу Николая I были закрыты философские кафедры во всех русских университетах. При этом А.А.Козлов испытал на себе влияние всех модных направлений западноевропейской мысли, весьма распространенных среди русской интеллигенции благодаря статьям Н.Г. Чернышевского и Д.И. Писарева. Антропологический материализм JI. Фейербаха убедил русского мыслителя в могуществе разума и в несовместимости религии и философии. Сила влияния материалиста JI. Бюхнера была, скорее, в его новаторском для того времени насыщенном примерами и аргументами стиле и интересе к научным достижениям. Существенным оказалось влияние английского позитивизма и эволюционизма. Данные увлечения превратили A.A. Козлова в свободомыслящего западника, а изучение утопического социализма Ш. Фурье стало причиной его заключения в Петропавловской крепости и заставило коренным образом изменить собственную жизнь.

Своими взглядами на историческую судьбу России он в первый период своего творческого пути был близок к П.Я. Чаадаеву. Общение со славянофилами A.C. Хомяковым, братьями Аксаковыми и Ю.Ф. Самариным способствовало зарождению идеи о нравственном развитии человеческой личности посредством усиления роли философии в образовательном процессе, что определило направление его дальнейшего историко-философского поиска. Тогда же состоялось первое знакомство A.A. Козлова с немецким идеализмом и первое пробуждение философских интересов.

A.A. Козлов был автором сатирических статей под псевдонимом К. Злов. Он выразил намерение преобразовать общественную жизнь с помощью экономических и социальных теорий: в научном направлении -написал кандидатскую диссертацию по экономике; в педагогическом -пропагандировал социалистические идеи в своей педагогической практике.

Таким образом, было положено начало дальнейшей историко-философской деятельности A.A. Козлова и определены её общественно-значимые цели - духовно-нравственное развитие личности и общества. 2. Период актуализации проблем истории философии в творчестве A.A. Козлова характеризовался его убежденностью в возможности использования нравственного потенциала историко-философского знания в социальном преобразовании общества, пониманием истории философии как науки, определением экзистенциальной природы философского знания, осмыслением особой роли личности историка философии.

Данный период (1871-1886 гг.) отражает процесс формирования A.A. Козлова как историка философии, выработки основ его историко-философской концепции. Умственное и нравственное воспитание личности рассматривается A.A. Козловым как одна из задач истории философии.

Книга Э. фон Гартмана «Философия бессознательного» (1873 г.), затронувшая положение философии в современной культуре, послужила толчком к историко-философской рефлексии ряда русских философов. Среди них были: A.A. Козлов, издавший перевод-изложение данной книги под названием «Сущность мирового процесса или философия бессознательного Э. фон Гартмана» (1873-75 гг.); B.C. Соловьев, обсуждавший в своей диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874 г.) мысль Э. Гартмана о слабости позиции философии как вида познавательной деятельности; H.H. Страхов (1828-1896 гг.), который основное значение книги Э. Гартмана увидел в привлечении

внимания читателя к творчеству А. Шопенгауэра, учение которого могло стать опорой для философского осмысления религий. Точка зрения последнего оказалась особенно близкой A.A. Козлову в третьем периоде его творчества. Мысль B.C. Соловьева о невозможности дальнейшего развития философии как отдельной и самостоятельной науки A.A. Козлов принял как вызов и вступил с ним в «диалог». Таким образом, позиция B.C. Соловьева послужила толчком к системному исследованию A.A. Козловым предмета философии и истории философии.

A.A. Козлов в «Философских этюдах. Часть I» (1876 г.) проанализировал генетико-эволюционные процессы развития философских идей, тщательно выверяя терминологию, уделяя особое внимание проблеме категорий.

Рассматривая вопрос о возможности познания «мира в целом», A.A. Козлов разрабатывал идеи И. Канта и А. Шопенгауэра. Соглашаясь с тем, что при изучении предметного мира нельзя понять сущности явления, т.е. «вещи в себе», A.A. Козлов в своей книге «Два основных положения философии Шопенгауэра» (1877г.) принимает рассматриваемый А. Шопенгауэром путь познания мира «как бы через подземный ход», т.е. через сознание человека, в котором происходит встреча действительного (трансцендентного) мира с миром вещей. A.A. Козлов назвал личность тем центром, где сходятся три стороны сознательной жизни человека: наука, философия и религия. Это подчеркивает экзистенциальную природу историко-философского знания.

Качественно новым шагом в данном поиске можно считать его книгу «Очерки из истории философии» (1885-1887 гг.). В ней A.A. Козлов уделил серьезное внимание изучению историко-философского процесса и историко-философской методологии. Предметом истории философии как науки он назвал поиск истины. Отстаивая статус философии как науки, A.A. Козлов рассматривал проблему демаркации предмета философии и

предмета истории философии как области научного знания. Он назвал задачей философии ответ на вопрос: «что такое мир в целом», т.е. выражение в суждениях и понятиях общей связи вещей и групп вещей. А задачей истории философии - искание (изучение) истины средствами философии.

A.A. Козлов рассматривал два традиционных подхода к изучению истории философии. Первый - исторический подход, состоящий в хронологическом делении истории философии по этапам ее развития. A.A. Козлов разделил историю философии на древнюю («от Фалеса до падения новоплатоновской школы») и новую («от Бэкона и Декарта до настоящего времени»), а эпохи Средневековья и Возрождения назвал переходными.

Второй подход - деление историко-философского процесса на два основных течения: материалистическое и идеалистическое - A.A. Козлов ставил под сомнение. Он предложил свести все существующие системы к философии абсолютного бытия или абсолютной перемены, где первое -абсолютное сущее начало, а второе — феноменальное бытие в абсолютной перемене. Будущее философии A.A. Козлов видел за тем направлением, которое признает «абсолютное начало бытия» в области духа.

Значение герменевтического подхода в работах A.A. Козлова по истории философии особенно очевидно в определении им качеств настоящего историка философии: это должен быть нравственно и интеллектуально развитый человек, опирающийся в своих исследованиях на собственную систему взглядов как основу изучения истории философии. Это, по A.A. Козлову, необходимо для того, чтобы в философии стало меньше случайных людей, в то время как эта наука всегда была и будет «особенно трудною», но не станет никогда «особенно хлебною».1

1 Козлов A.A. Очерки из истории философии; -

Киев, 1887г., с.20 18

Вопросы генезиса философии, многообразия философских направлений привели A.A. Козлова к мысли о необходимости выработать единую систему философского знания, способную объединить множественность идей и течений в поиске общих оснований мира. 3. Третий период в творчестве A.A. Козлова характеризовался построением теории панпсихизма, идейными основаниями обращенной к монадологии Г. Лейбница. Панпсихизм или плюралистический монизм определялся A.A. Козловым как системное основание в изучении истории философии, как фундаментальное положение историко-философской методологии.

К концу 80-х годов XIX века A.A. Козлов окончательно сложился как настоящий историк философии, имеющий собственную систему философских взглядов - панпсихизм, которая сформировалась в русле западноевропейской философской мысли под влиянием учений Г. Лейбница, И. Канта, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Г. Лотце и Г. Тейхмюллера. A.A. Козлов выстроил свою историко-философскую концепцию, опираясь на понимание истории философии как науки, предметом исследования которой является истина. Её поиск раскрывает экзистенциальную природу философского знания.

Построение и принятие системы панпсихизма явилось результатом стремления философа структурировать историко-философское знание. Он искал понятийный аппарат для логического осмысления личного экзистенциального опыта, саморефлексии и нашел его, прежде всего, в понятии духовной субстанции Г. Лейбница. Теория панпсихизма становится основой формирования методологии и категориального аппарата историко-философской концепции A.A. Козлова.

Монистическим центром бытия A.A. Козлов называл сознание человека. Понятие бытия для своего учения он заимствовал у немецкого персоналиста Г. Тейхмюллера, последователя Г. Лейбница и своего

современника., Деятельность субстанции осуществляется, по A.A. Козлову, в трансцендентном мире, знание о «деятельности» и «содержании деятельности» субстанции содержится в сознании человека. Результатом этой деятельности становятся события в материальном (отраженном) мире, в котором вступают в силу законы пространства и времени, материи и причинности. С.А. Аскольдов назвал такое понимание бытия «трихотомией бытия», т.к. оно содержит три составляющих: идейное, реальное и субстанциональное бытие. Последнее является основанием и объединяющим центром двух других. Понимание сознания человека как поля, где формируются смыслы, сближает взгляды A.A. Козлова с идеями об опыте познающего сознания Э. Гуссерля и его феноменологическими методами.

Персонализм теории панпсихизма обусловлен центральной ролью личности историка философии в построении собственной историко-философской концепции. В таком контексте очевидно влияние творчества историка философии на развитие мысли.

A.A. Козлов отстаивал онтологическое единство личностной субстанции. Однако, заявляя, что корень наук и философии содержится в разуме, а корень религии - в вере, признавал правомерность существования различных точек зрения, составляющих плюрализм идей в мире в целом, и, прежде всего, в истории философии. Это множество идей в истории развития философской мысли объединяет телеологическое стремление к единой цели - философской истине, содержащейся в Верховной Субстанции. Второе название панпсихизма A.A. Козлова -плюралистический монизм - отражает то, чем обусловлено единство истории философии, и что стало фундаментальным положением его историко-философской методологии. Это название подчеркивает значение диалектического метода в исследовании истории философии и определяет место религии в историко-философском знании. О целостном религиозном

сознании A.A. Козлов говорит как о разновидности философского мышления.

4. A.A. Козлов различал предмет философии - мир в целом и предмет истории философии — изучение поиска истины в истории философской мысли. Он рассматривал историко-философский процесс как историческую преемственность систем, созданную усилиями личностных субстанций, множественность которых обусловливает множество философских концепций, а единство цели определяет единую направленность их развития.

В начале своих историко-философских исследований A.A. Козлов полагал философию как отдельную науку, методологическая функция которой способна урегулировать спорные межпредметные вопросы взаимодействия других наук. В «Философских этюдах» (1876-1878 гг.) он определил предмет философии как «мир в целом», онтологической единицей которого выступает человеческое сознание. В работе «Очерки по истории философии» (1885-1887 гг.) предметом истории философии он назвал поиск философской истины, раскрывая её в духе лейбницианства. Истина воплощена в Верховной Субстанции в виде блага или нравственности. К истине стремятся в своем самопознании и осознанном творчестве живые личностные субстанции.

А.А.Козлов называл человеческое сознание монистическим центром мира, утверждая, что понятие «бытие» шире понятия «мир», т.к. включает в себя это понятие. Сложность понятия «бытие» была обусловлена, по его мнению, свойствами человеческого сознания как личностной субстанции, которая едина во множестве состояний и действий и самотождественна при постоянной их изменчивости. Таким образом, каждая личность, являясь субстанцией, имеет собственную экзистенцию, что позволяет ей выстраивать представления о мире в целом и об истории познания философской истины. Изучая историю человеческой мысли, A.A. Козлов

стремился понять историю человечества, основной целью и стремлением которой он считал нравственность, воплощенную в Верховной Субстанции.

Философскую истину А.А.Козлов рассматривал не в смысле отражения объекта познающим субъектом, а как Абсолютную истину, начало всех начал. Он выстраивал историко-философский процесс как историческую преемственность систем, опираясь на панпсихизм и подчеркивая центральное положение человеческого сознания в постижении мира. Наличие множественности личностных субстанций, участников исторического процесса, предполагает наличие множества точек зрения на развитие истины. Такое абсолютное доверие к экзистенциальному опыту человеческой личности приводит A.A. Козлова к определению основного критерия истины — личностного.

Взгляд A.A. Козлова на материальный мир как мир отраженный, производный от деятельности и взаимодействия идеальных личностных субстанций в трансцендентном мире, утверждает творческую природу человеческого сознания, его способность интерпретации. Эта позиция сближает его с Ф. Ницше, который считал, что человек конструирует окружающий мир вещей. Способность личности направленно и творчески создавать материальный мир на основании трансцендентного опыта, описанная A.A. Козловым, предвосхищает появление термина интенциональность (как центральное свойство человеческого сознания), который получил развитие в феноменологии Э. Гуссерля. Такая деятельность является результатом «внутреннего диалога» человеческой личности в процессе самопознания.

Идея неограниченной активности человеческой воли роднит позицию A.A. Козлова с учениями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. А методологический подход A.A. Козлова к изучению истории философии в

рамках панпсихизма тесно перекликается с научно-исторической программой диалога мировоззрений Т. Карлейля.

5. A.A. Козлов определял монистический принцип в историко-философском процессе как проявление телеологического стремления субстанций к единой нравственной цели - поиску истины. Монистический принцип в изучении истории философии он реализовывал через единый категориальный аппарат и собственную методологию. Для этого им были выделены основные категории истории философии как науки - «бытие», «субстанция», «деятельность», «действительность». Главным методом историко-философского исследования философ считал диалектический метод, реализуемый в соответствии с сократической традицией как диалогический метод.

A.A. Козлов искал в истории философии те основания, которые позволили бы выстроить систему взглядов, соответствующую принципу монизма, в котором любая форма познания «идет из одного источника и добывается тождественными процессами».1

Поиск единого личностного начала, к которому A.A. Козлов шел, движимый логикой философской мысли, привел его к созданию панпсихизма, который является по своей природе телеологическим. A.A. Козлов верил в высшую целесообразность мироустройства и устройства всех организмов на земле, где каждая отдельная часть органично приспособлена к задачам мира в целом. «Внутренним ядром» панпсихизма он называл монадологическую систему Г. Лейбница и использовал его понятие духовной субстанции как монистического центра бытия.

Изучение функций человеческого сознания, а также различных форм и методов познания мира сформировало представление A.A. Козлова о личности человека, его сознании как центре взаимодействия действительного и отраженного миров. Состояния и действия сознания

1 Козлов A.A. Г. Влад. Соловьев как философ. Знание, 1875, 2, с. 3

23

русский философ рассматривал с трех точек зрения: метафизической, психологической и физической.

Метафизической философ называл ту сторону жизни субстанции, которая относится к идеальному (действительному) миру, и считал её главной. Отражающееся в нашем сознании метафизическое движение A.A. Козлов соотносил с историческими системами, в которых единичные явления (события) во времени примыкают одно к другому. Каждый элемент такой системы индивидуален и деятелен. Сравнивая гармоничную систему с симфонией, он уточнял, что действуют эти элементы соответственно общему содержанию этого произведения, созданного композитором.

Психологическое движение становится, по А. А. Козлову, «первым для нас», данным нам непосредственно в сознании. Он считал, что объяснить природу движения не могут ни физика, ни математика. Это могут, с одной стороны, теория познания с метафизикой, а с другой стороны - психология.

Понятие физического движения для A.A. Козлова условно, так как его совершают вещи, явления, которые существуют только в нашем представлении. Таким образом, одной из задач философии как науки он называет объяснение связи реального' метафизического движения и перемены в явлениях нашего сознания.

Личность во всех этих деятельностях осуществляет свою основную нравственную потребность — стремление к единой цели - постижению философской истины. Плюрализм идей в учении панпсихизма A.A. Козлова предполагает множество путей к её познанию, но истина одна, и она воплощена в единой Верховной Субстанции, которая взаимодействует со всеми субстанциями, в то же время соотносится с миром в целом «как бесконечное с конечным» (A.A. Козлов). Философ развивал эту мысль в последние годы своей жизни, сближаясь с христианской традицией.

В этой связи становится особо значимым общение субстанции с другими субстанциями, т.к. собственные убеждения не приходят готовыми, а, возбужденные общением, вырабатываются собственными усилиями мышления, чувств и воли. Такой внутренний диалог служит для развития личностной субстанции.

Представление A.A. Козлова о «мире в целом» очень близко к философии всеединства B.C. Соловьева и сформировалось созвучно взглядам современного ему философа Н. Н. Страхова (1828-1896 гг), считавшего, что именно в человеке мир обретает свою целостность.

Идеи панпсихизма определили собственную концепцию истории философии с системой категорий и методов, которые A.A. Козлов разрабатывал в третьем периоде своей жизни. В соответствии с монистическим принципом он определил основные категории истории философии как науки. Это понятие бытия для цельного рассмотрения человека и мира, их отношений, и понятие личностной субстанции как монистического центра мира. Категории действительности и деятельности также рассматриваются как основные. Категории пространства и времени A.A. Козлов рассматривает как производные человеческой (субстанциальной) деятельности. Понятие деятельности сближает его с И.Г. Фихте, у которого оно приравнивается к нравственности.

В соответствии с монистическим принципом в изучении истории философии как науки предпочтительным для A.A. Козлова стал диалектический метод, реализуемый в философии как метод диалога. 6. A.A. Козлов определял историю философии как науку, способную развить интеллектуальные способности, воспитать духовность, удовлетворить нравственные запросы личности. В достижении этих общих целей он видел возможность сближения философии, науки и религии. Высокое предназначение истории философии как науки определило и нравственную ответственность историка философии.

В историко-философских исканиях A.A. Козлова наиболее отчетливо проявлялся его интерес именно к нравственной стороне учений, оценке человеческой жизни в рамках того или иного философского или религиозного мировоззрения. Он отрицательно относился к модным в то время теориям утилитаризма и эвдемонизма и отрицал представления о природности моральных влечений человека, опирающихся на идею борьбы.

A.A. Козлов в последний период философской деятельности рассматривал этику как учение об идеале, в котором основным понятием является «должное» или «долженствующее быть», й где идеал является вечным миропорядком, связующим бытие мира в безусловное единство. Такой подход раскрывает нравственный потенциал истории философии как науки.

Провозглашая в конце своей жизни синтез религии, философии и науки, философ рассматривал две важнейшие этические категории, которые имеют отношение и к философии, и к религии - любовь и справедливость. По своему обыкновению он обратился к многообразию смыслов слова «любовь» и отверг рассмотрение этого понятия с психологической и метафизической точек зрения. Сам он рассматривал любовь как нашу собственную деятельность, ограниченную невозможностью проникнуть в другое существо. Таким образом, субстанции, по A.A. Козлову, могут взаимодействовать лишь на уровне функций. Любовь как общечеловеческую ценность и божественный дар A.A. Козлов также не принимал. В его этике, как утверждает С. Аскольдов, любовь рассматривается, прежде всего, как деятельность, которая, развиваясь, способна расширять и повышать уровень человеческого сознания, его нравственность. Деятельная любовь, по A.A. Козлову, преобразует человека.

В учении A.A. Козлова истина, воплощенная в Верховной Субстанции, является необходимым условием духовно-нравственного развития человека. Мотивацией личности в этом процессе является нравственная потребность в постижении истины, которая реализуется в процессе изучения истории философии.

На основании данных опыта, полученных и обработанных сознанием, у личности формируются собственные мысли, соединенные с чувствами и волей, и сознание проходит путь от бессознательного бытия к знанию, убеждению. Любая информация, получаемая от взаимодействия (диалога) с другими субстанциями, поступает в область первичного сознания, и процесс ее осознания зависит от степени готовности чувств и желаний данной сущности принять и развить это знание или убеждение, сделав его ясным и понятным. Деятельность, направленную на создание «ясности сознания», A.A. Козлов считает задачей «всякого усовершенствования субстанции».

Признание множественности личностных субстанций в теории A.A. Козлова объясняет существование множества идей и мнений и лежит в основе идеи синтеза науки, философии и религии. Он призывал к осознанию степени нравственной ответственности личности, оказывающей влияние на формирование мировоззрения человека: педагогов и воспитателей, ученых и философов, т.е. тех, кого называют учителями.

A.A. Козлов указывал на наличие нравственного потенциала историко-философского знания, значимого для достижения цели -духовно-нравственного образования личности. Для осуществления данной цели он разработал собственную методологию изучения истории философии (с преимущественным использованием метода диалога) в рамках идей панпсихизма.

III. НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, И АПРОБАЦИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что она обращена к малоисследованной области истории русской философии второй половины XIX и призвана восполнить существующий пробел в историко-философском знании. Полученные результаты позволяют понять цельность и оригинальность разработанной историко-философской концепции A.A. Козлова, увидеть сложную социально-философскую и духовную динамику формирования и развития базовой системы панпсихизма, уточнить содержание основных его понятий и содержательных разделов.

Выводы и результаты исследования способствуют снижению уровня методологической неопределенности в отечественной историко-философской мысли, развивают и дополняют ряд разделов истории философии, эпистемологии, методологии истории философии. Практическая значимость,работы состоит в том, что полученные выводы могут найти применение при решении конкретных исследовательских задач в области истории философии. Результаты данного исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории философии, этике, эпистемологии социально-гуманитарного знания.

Апробация результатов исследования. Результаты данного историко-философского исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях, проводимых на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования - 2008, 2009, 2010, 2011, 2013г.г. и в Московском государственном областном университете - 2010 г. По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на заседаниях кафедры истории и философии образования и науки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Диссертация

обсуждалась на кафедре истории и философии образования и науки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Основное содержание и выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора: Статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК:

1. Петухова И.А. Эволюция идеи духовно-нравственного развития личности в историко-философской концепции A.A. Козлова (последняя четверть XIX века) // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки» - № 1. -2010 . - М.: Изд-во МГОУ. с. 102-107.

2. Петухова И.А. Предмет философии как науки и проблемы истории философии в трудах A.A. Козлова. // Известия Волгоградского педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство» - №8. - 2010. - Волгоград: Изд-во «Перемена», с.39-42.

3. Петухова И.А. A.A. Козлов о духовно-нравственном потенциале историко-философского знания. И Вестник МГОУ. Серия «Философские науки» - № 3. - 2012 . - М.: Изд-во МГОУ. с.125-132.

Статьи, опубликованные в других научных журналах:

4. Петухова И.А. A.A. Козлов как историк философии.//Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: материалы XI междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. - М.: АПКиППРО, 2008. -с. 70-76

5. Петухова И.А. Диалог как основной историко-философский метод A.A. Козлова.//Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: материалы XII междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. - М.: АПКиППРО, 2008. -с.80-85.

6. Петухова И.А. Идея поиска единого духовного начала в истории философии в трудах А.А. Козлова.//Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике: материалы XI междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. - М.: АПКиППРО, 2010. - с.86-90.

Подписано в печать: 15.08.2013 г. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60/84 хне. Усл. п.л. 2.

_ Тираж 100 экз. Заказ № 5._

Изготовлено с готового оригинал-макета в ИИУ МГОУ. 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а.

 

Текст диссертации на тему "Проблемы истории философии в трудах А.А. Козлова"

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

(ФГАОУ АПК и ППРО)

04201361502

На правах рукописи Петухова Ирина Александровна

Проблемы истории философии в трудах A.A. Козлова

Специальность: 09.00.03 - история философии Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: Семаева Ирина Ивановна,

доктор философских наук, профессор.

Москва - 2013 г.

Оглавление.

Раздел Страница

Введение................................................................................... 3

Глава 1. Эволюция воззрений А.А.Козлова на историю философии как

науку................................................................................................ 16

§1. Период формирования представлений A.A. Козлова об истории

философии.............................................................................. 16

§2. Период актуализации проблем истории философии в трудах

А.А.Козлова............................................................................ 26

§3. Период обращения к панпсихизму как теоретико-методологическому основанию в изучении истории философии.............. 50

Глава 2. Особенности историко-философского знания в трудах

А.А.Козлова............................................................................. 67

§1. Проблема предмета философии в контексте историко-философского

исследования в трудах A.A. Козлова.............................................. 67

§2. Принцип монизма как стремление к единой истории философии в

трудах A.A. Козлова.................................................................. 95

§3. А.А.Козлов о нравственных основаниях истории философии......... 128

Заключение............................................................................ 150

Литература

164

Проблемы истории философии в трудах А.А.Козлова

Введение

В современном обществе необходимо отстаивать традиции истории философии как науки, мировоззренческая функция которой выявляет значимость и проблематичность социально-гуманитарного знания, необходимого для самоидентификации и самореализации личности. Эта задача была одной из основных в работах русского философа A.A. Козлова (1831-1901 гг.), главным мотивом творческого поиска которого была убежденность в наличии нравственного потенциала историко-философского знания.

Актуальным является изучение традиций отечественной истории философии как науки в свете поиска национальной идеи и в процессе укрепления российской государственности. Изучение философии А.А.Козлова открывает новые яркие страницы истории русской философии.

Осознание в социуме опасности господства технократических представлений с их унификацией личностных и общественных потребностей, сведением их к «идеалам чистой науки» и «технологическим императивам» делает актуальным присутствующий в трудах A.A. Козлова и противоположный сциентизму поиск нравственного начала в самой науке.

Вопрос о нравственном потенциале историко-философского знания, о его значении в воспитании человека и гражданина - важнейший в творчестве A.A. Козлова, не утратил своей актуальности и в современном образовании.

Основополагающей для современной гуманитарной эпистемологии является центральная проблема историко-философского поиска A.A. Козлова: как возможно знание в философии, и как научное знание соотносится с самим человеком - субъектом историко-философского процесса? Ответ на эти вопросы включает рассмотрение критериев и разработку методологии историко-философского исследования, определение

специфики истории философии как самостоятельной области социально-гуманитарного знания. Определяя предмет философии как науки и ее структуру, A.A. Козлов анализировал генетико-эволюционные процессы развития её идей и тщательно выверял терминологию, уделяя внимание проблеме философских категорий.

Изучение методологии историко-философского исследования в отечественной философии представляется актуальным еще и потому, что в современном социально-гуманитарном знании эта проблема, несмотря на её значимость, недостаточно исследована.

Актуальность данного исследования заключается также в том, что философское наследие A.A. Козлова мало изучено, прежде всего, в аспекте его деятельности как историка философии. Его исследования в области истории философии, направленные на реализацию общественно-значимых целей и опирающиеся на положения собственной историко-философской концепции, вызывают научный интерес в наши дни. Изучение его творчества позволяет восполнить определенный пробел в историко-философском процессе, определить место и роль идей данного философа в истории отечественной философской мысли и истории философии как науки.

Степень разработанности темы исследования.

Творчество A.A. Козлова мало изучено, отсутствуют фундаментальные работы о нем как об историке философии. Его современники, историки русской философии XX века и современные исследователи рассматривали его труды в контексте школы персонализма, а также с точки зрения преемственности и развития в его философии идей западных философов.

Можно условно выделить позиции, с которых в разное время научным сообществом рассматривалось труды А.А.Козлова: первая - анализ теоретических источников влияния на творчество А.А.Козлова; вторая -оценка его как самостоятельного философа, подкрепляемая характеристикой его историко-философских идей; третья - выявление нравственного и педагогического значения его творчества.

Первая позиция. Е.А. Бобров, ученик и последователь A.A. Козлова, отметил серьезное влияние на творчество своего учителя идей плюрализма, рационализма и априоризма Платона, которые легли в основу идеалистической теории панпсихизма A.A. Козлова.1

Современник A.A. Козлова В.В. Чуйко в 1895 году, анализируя его идею «безвременного развития», увидел в ее природе внутреннюю связь с «безвременным» истинно-сущим Г. Гегеля и детерминизмом Г. Лейбница.2 Называя A.A. Козлова философом с самостоятельным образом мысли на фоне общего заимствованного характера русской философии3, В.В. Чуйко включил его в число тридцати виднейших отечественных мыслителей наряду с В. Кудрявцевым и В. Соловьевым.

Исследователи русской философии Б.В. Яковенко, Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский считали A.A. Козлова одним из ярких представителей философской мысли в России второй половины XIX века. Каждый из них давал высокую оценку его трудам, рассматривая его как философа-персоналиста и последователя Г.Лейбница и Г.Тейхмюллера. Среди основных источников влияния на творчество А.А.Козлова Б.В. Яковенко и В.В. Зеньковский называли также критицизм И. Канта.4

Б.В. Яковенко относил A.A. Козлова к философам, в работах которых был очевиден «конкретный, творческий и идеалистический реализм», присущий гегельянству,5 однако, причислял данного философа к лейбницианцам. В своей книге «История русской философии» он писал, что панпсихизм A.A. Козлова имеет три основных источника. Прежде всего, это критицизм И.Канта, в котором он почерпнул идею субъективности категорий пространства и времени. Влияние персоналиста Г. Тейхмюллера на

1 Бобров Е.А. Философия в России. Изд. 2-е, исправленное. - Казань, 1900, с.10.

2 Чуйко В.В. Русская философия.//Кирхнер Ф. История философии с древности до настоящего времени. -СПб.: 1895, с.376.

3 См.: Чуйко В.В. Русская философия.//Кирхнер Ф. История философии с древности до настоящего времени. -СПб.: 1895, с. 374-376.

4 См.: Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш- М.: Республика, 2003, с.266; Зеньковский В.В. История русской философии. - M.: Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с, с. 605-608; Лосский Н.О. История русской философии.- М.: Академический проект, 2007. - 551 е., с. 207-209.

5См.: Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003,с. 247.

формирование взглядов A.A. Козлова проявилось в том, что русский философ у него «заимствовал понятие разнообразных, личных и сознательных субстанций как основных элементов и принципов бытия и познания».1 А метафизика воли А. Шопенгауэра, по мнению Б.В. Яковенко, помогла A.A. Козлову сформулировать понятия действия и взаимодействия субстанций.

Обращаясь к «внутренней диалектике» развития русской философской мысли, В.В. Зеньковский выделял факт переплетения религиозных идей и философских исканий в мировоззрении A.A. Козлова. Он назвал A.A. Козлова философом, оказавшим значительное влияние на распространение лейбницианства в России. Рассматривая мир как нечто целое и единое, в котором происходит взаимодействие множества субстанций, A.A. Козлов, по мнению В.В. Зеньковского, стоит ближе к учению Г. Лотце, чем взглядам Г. Лейбница.

В философских трудах XX века о символизме A.A. Козлова и о его исследованиях понятий «сознание» и «знание», о преемственности его идей с западноевропейской философией Э. Гартмана, А. Шопенгауэра и Г. Лейбница в разное время упоминали Э. Радлов и С.А. Левицкий.3

Среди немногочисленных современных авторов, обратившихся к творчеству А.А.Козлова, можно выделить З.А. Каменского, Н. Ильина (Мальчевского) и Л.А. Авдееву, автора статьи в энциклопедии «Русская философия». По мнению Л.А. Авдеевой, этические взгляды A.A. Козлова близки взглядам А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. 4 З.А. Каменский определил A.A. Козлова как последователя Гегеля по характеру его историко-философских взглядов.3

1 См.: .Яковенко Б.В.История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003. - 510 с, с.266.

2 Зеньковский В.История русской философии. - М., Академический проект, Раритет, 2001, с. 608

3 См.: Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. - М.: 1996; Радлов Э. Очерк истории русской философии. - СПб.: 1912. с. 22-24.

4 См: Ильин Н. П. От отца к сыну. О русской философской традиции// Аскольдов С.А. А.А.Козлов. - М.: 1912, Спб.: 1997; Ильин Н.П. Трагедия русской философии - М.: Айрис-пресс, 2008. - 608с.; Русская философия: Энциклопедия / Под общ, ред. М.А.Маслина - М.: Алгоритм, 2007, с.253-255.

5 См.: Каменский З.А. История философии как наука в России Х1Х-ХХ вв. — М., 2001, с. 112-117.

Вторая позиция. Философские взгляды A.A. Козлова постоянно находились в центре критического внимания его современников. Так, философ-персоналист П.Е. Астафьев высказал сомнение относительно точки зрения A.A. Козлова на непосредственную данность нашего «я» в первоначальном сознании. А в философском разделе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона1, который вел В. Соловьев, была помещена статья Я. Колубовского о A.A. Козлове, подвергавшая критике его понимание времени. Ответом A.A. Козлова была протестующая и разъясняющая статья в журнале «Свое Слово»2.

В.В. Зеньковский в «Истории русской философии» в разделе «Период систем» относил A.A. Козлова к числу русских философов, перед которыми стояла «задача органического синтеза всего того, что было высказано в отдельных построениях предыдущих мыслителей, - но синтеза именно в форме «системы».3 К таковым он относил В. Соловьева, а также В. Несмелова, М. Тареева, Б. Чичерина.

Серьезное исследование взглядов A.A. Козлова содержит книга «Алексей Александрович Козлов», написанная в 1912 г. его сыном и последователем С.А. Алексеевым (Аскольдовым). Используя метод интеллектуальной биографии, автор проанализировал процесс становления A.A. Козлова как философа-персоналиста и представил психологический портрет своего отца как глубокого мыслителя и целеустремленного исследователя.4

Оценивая вклад A.A. Козлова в развитие истории философии как науки, исследователи его творчества, прежде всего, отмечали высокое качество и актуальность его критических статей историко-философской направленности. Б.В. Яковенко, С.А. Алексеев и В.В. Зеньковский большое

1 См.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Энциклопедический словарь. Том XVa, С-Петербург: 1895, с. 605. ( электронный ресурс http://www.runivers.ru/bookreader/bookl016l/#page/135/mode/lup').

2 См.: П.Е.Астафьев. Рецензия на «Свое Слово» №1 А.А.Козлова. // Московские ведомости. - М.: 1888. Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства. - Киев: 1896.

J Зеньковский В.В. История русской философии. - M.: Академический проект, Раритет, 2001, с. 449.

4 См.: Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. - Спб.: 1997, с. 216, 224.

значение придавали «детальной и значительной» критике A.A. Козловым материализма и позитивизма, тем более ценной, что влияние этих направлений было испытано A.A. Козловым на себе. Они также упоминали важность его теоретических исследований в области теории истории философии. 1

В.В. Зеньковский выделил принцип монизма в творчестве A.A. Козлова и подчеркнул второе название его системы взглядов -плюралистический монизм.2

Н. Ильин (Мальчевский) и JI.A. Авдеева характеризуют A.A. Козлова как философа, сумевшего в 60-70-е годы XIX века вырваться из власти модного тогда позитивизма и построить собственную персоналистическую систему взглядов - панпсихизм. Относя А.А.Козлова к «классикам русской философии», Н. Ильин (Мальчевский) ключевым в его творчестве считает понятие самосознания, называя его «доминантой» русского философствования. Вклад A.A. Козлова в развитие русской национальной философии позволяет отнести его к числу тех мыслителей, «благодаря которым русский народ в сравнительно короткое время стал народом с

о

собственной метафизикой». Н. Ильин также отмечает роль A.A. Козлова в развитии «русского типа христианской философии».

О роли A.A. Козлова в утверждении научного статуса философии и истории философии писал З.А. Каменский. Он дал положительную оценку теоретическим разработкам А.А.Козлова в вопросах о предмете и методах философии как науки 4

Третья позиция. Педагогическую значимость теоретических исследований А.А.Козлова в области философии и психологии отметил С.А. Алексеев (Аскольдов). Он особо выделил просветительскую деятельность

1 См.: Яковенко Б.В. История русской философии.: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003. - 510 с, с.266; Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. - Спб.:1997; Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический проект, Раритет, 2001. - 880 с, с. 449.

2 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический проект, Раритет, 2001, с. 605.

3 Ильин Н.П. Трагедия русской философии. - М.: Фэйрис-пресс, 2008. - 608 е., с. 12.

4См.: Каменский З.А. История философии как наука в России XIX-XX вв. —М.: 2001, с. 112-117.

мыслителя, назвав его «одним из первых педагогов русской философской мысли» и даже «основателем христианской философии в России».1

Исследователи творческого наследия A.A. Козлова отмечали его заслугу как создателя первого в России философского журнала «Философский трёхмесячник» (1885-1887 гг), продолжением которого в 1888 году послужил журнал «Своё слово».2 Данные издания имели просветительские цели и наполнялись, главным образом, статьями A.A. Козлова историко-философского содержания.

Анализ степени изученности философского наследия A.A. Козлова показывает, что специальных исследований, направленных на изучение его вклада в развитие истории философии как науки, до сих пор не существует, что определяет актуальность и новизну исследовательской задачи.

Цели и задачи диссертации. Цель работы состоит в исследовании проблем истории философии как науки в трудах A.A. Козлова.

Более конкретно представленная цель реализуется путем решения следующих исследовательских задач:

- выявить основные периоды в формировании и эволюции историко-философских взглядов A.A. Козлова;

- проанализировать период актуализации проблем истории философии как науки в трудах A.A. Козлова;

- выявить особенности панпсихизма как теоретического основания истории философии как науки в творчестве A.A. Козлова;

- исследовать проблему предмета философии как центральную в историко-философском наследии A.A. Козлова;

' См.: Ильин Н.П. Трагедия русской философии. - М.: Фэйрис-пресс, 2008. - 608с., с. 12, с. 237, 247.

2 См.: Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003, с.266; Лосский Н.О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. - с. 207-209; Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический проект, 2001. - с. 607-608, Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. -Спб.: 1997; Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А.Маслина- М.: Алгоритм, 2007, с.253-255; Лысцов Г.И. Персоналистическая философия А.А.Козлова. - М.: 1999, с. 14.

рассмотреть принцип монизма, определяемый A.A. Козловым как фундаментальное основание единства философского знания в истории мысли;

- исследовать представления A.A. Козлова о нравственных основаниях истории философии и её нравственном потенциале.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих теоретических выводов, имеющих существенное историко-философское значение:

- выделены и проанализированы основные периоды эволюции историко-философских представлений A.A. Козлова: период становления, период актуализации историко-философской рефлексии, период обоснования панпсихизма как основы изучения истории философии;

- исследован период актуализации проблем истории философии в трудах A.A. Козлова, что позволило выделить особенности его взглядов на историю философии: история философии как источник и способ формирования нра�