автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Философские основы культурно-исторических воззрений Л.А. Тихомирова

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Посадский, Сергей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Философские основы культурно-исторических воззрений Л.А. Тихомирова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Посадский, Сергей Владимирович

Введение.

Глава I. Истоки философской рефлексии JI. А. Тихомирова.ЛЗ

§1. Идейная эволюция JI. А. Тихомирова.

§ 2. Преломление гносеологии П. Е. Астафьева и историософии А. С. Хомякова в философском синтезе JI. А. Тихомирова.

§ 3. Философско-антропологические воззрения JL А. Тихомирова как основание его интерпретации истории и культуры.

Глава IL Философское осмысление культурно-исторического процесса. ~

§ 1. Философия истории JL А. Тихомирова в значении философии культуры.

§ 2. Пантеистический монизм и теистический дуализм в культурной истории.

§ 3. JL А. Тихомиров о христианской и русской культуре.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Посадский, Сергей Владимирович

Актуальность темы связана с усилением внимания к творческому наследию отечественных философов. В последние годы было немало сделано для всесторонней реконструкции отечественной философской традиции. В то же время не все персоналии еще полностью исследованы, не все имена включены в ее контекст.

Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) является представителем русской мысли, которого по праву можно охарактеризовать как человека многогранного таланта. В сферу его интереса входят социологические, правовые, политические, экономические, философские и культурологические вопросы. Перу JL А. Тихомирова принадлежат фундаментальные труды «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (опубликованы в 1997), значительное публицистическое наследие. Усилия многочисленных исследователей творчества мыслителя были направлены на всестороннее раскрытие его социально-политических взглядов. Однако философское осмысление культурно-исторической реальности JI. А. Тихомирова не стало предметом отдельного исследования. В связи с этим возникла потребность изучить данный аспект его миросозерцания, более полно воссоздать образ JI. А. Тихомирова как философа истории и культуры.

Исследование философских основ культурно-исторических воззрений JI. А. Тихомирова важно для развития концептуальной базы отечественного культурологического знания. Такое развитие предполагает привлечение многообразных подходов к осмыслению культурно-исторической реальности. В настоящее время пробуждается интерес к выявлению объяснительного потенциала концепций, содержащих осмысление культуры с религиозно-философских позиций. В подобном теоретико-познавательном контексте становится актуальным изучение подхода JI. А. Тихомирова, давшего целостную интерпретацию культурно-исторического пути человечества с позиций персоналистической философии, утверждавшего основополагающую роль сверхприродного личностного начала в становлении культуры.

JI. А. Тихомирову принадлежит оригинальный опыт персоналистической концептуализации истории и культуры, в контексте которого ему удалось наметить подходы к ряду фундаментальных философско-исторических и культурологических проблем. Философско-культурологическое наследие мыслителя является ценным вкладом в развитие теории познания культурно-исторической реальности, выяснение особенностей этого познания в сравнении с естественнонаучной методологией. Его исследование важно для выявления философско-антропологических оснований культурно-исторического бытия человека, конкретизации специфических свойств личности, выделяющих ее из внеположен-ного культурному универсуму природного мира. Особую актуальность изучение его воззрений приобретает в контексте аксиологической интерпретации культуры. Отечественный философ стремился к исчерпывающему раскрытию высших ценностно-смысловых оснований культурно-исторической жизни. Поэтому исследование его идей открывает перспективы для углубления представлений о щ религиозно-философском измерении мира культурных ценностей. Историческая проекция аксиологической проблематики в концепции JI. А. Тихомирова имеет значение для анализа исторических культурных образований, выявления принципов их целостности, познания взаимосвязи изменений ценностных систем и динамики культурных процессов, а также для типологизации культур и культурно-исторической компаративистики.

Стспепь разработанности проблемы. В постсоветский период отечественной истории наметился растущий интерес к русской религиозно-философской мысли. В пробуждении этого интереса значительную роль сыграли историко-философские сочинения представителей русской эмиграции. В трудах В. В. Зеньковского, Г. В. Флоровского, С. А. Левицкого, Н. О. Лосского русская религиозная философия была представлена как целостное явление, обладающее внутренним многообразием имен и направлений. Вместе с тем современный этап изучения русской религиозно-философской мысли являет новый уровень в сравнении с эмигрантской историографией. Он характеризуется как всесторон

• ним изучением тщательно проанализированных направлений и имен, так и изучением имен, которым эмигрантские историографы уделили недостаточно вни

Ф мания. К последним принадлежит имя Л. А. Тихомирова, основное философское сочинение которого «Религиозно-философские основы истории» не было до ступно для исследователей отечественной мысли за рубежом.

Философские воззрения JI. А. Тихомирова принадлежат к персоналистиче-скому направлению русской религиозно-философской мысли. Об этом свидеф тельствуют как усвоенные им влияния, так и его оригинальные идеи.

Философская мысль JI. А. Тихомирова испытала влияние персонализма не-олейбницианского типа. Становление данной версии персонализма в России связано с именем А. А. Козлова, которого, по мнению А. С. Аскольдова, можно считать одним из основателей русской религиозной философии. Под влиянием К. Г. Тейхмюллера А. А. Козлов разработал персоналисггическую теорию познания, которая в разных версиях разделялась русскими неолейбницианцами, а также персоналистами, чьи взгляды не вмещаются в пределы этого направления. Гносеологию А. А. Козлова разделял и оказавший влияние на JI. А. Тихомиро-# ва П. Е. Астафьев. Усвоение персоналистической гносеологии П. Е. Астафьева объединяет JI, А. Тихомирова с русским персонализмом как целостным философским направлением, позволяет поставить его имя рядом с именами С. А. Аскольдова, Е. А. Боброва, Я. Ф. Озе, JI. М. Лопатина, Н. О. Лосского, С. А. Левицкого и Н. А. Бердяева, в чьих воззрениях своеобразно преломилась неолейб-ницианская персоналистическая гносеология.

С неолейбницианским персонализмом Л. А. Тихомирова сближает не только теория познания, но и учение об иерархических уровнях бытия и их отражении в структуре человеческой личности. Вместе с тем для философа остается неприемлем панпсихический тезис неолейбницианского персонализма, он отрицает представления о мире как иерархии субстанциальных деятелей. Сближаясь с экзистенциальным персонализмом (В. И. Несмелое, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов) в истолковании лишь человеческой и божественной личности как подлинных ценностей, мыслитель развивает близкие данному направлению персонализма темы смысложизненнного проектирования человека, акцентирует непрестанную устремленность человека к познанию личного Абсолюта, связывая ее с незавершенностыо и конечностью человеческого существования. Концепция иерархической структуры человеческой личности Л. А. Тихомирова близка философ

Ф ско-антропологическим подходам Б. П. Вышеславцева, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева и С. А. Левицкого. Развиваемая мыслителем оппозиция теистического и пантеистического миросозерцаний, ставшая аксиологическим основа* нием его интерпретации истории и культуры, в близкой версии была разработана Н. О. Лосским, Н. А. Бердяевым и С. А. Левицким. ф Важно раскрыть и славянофильские истоки персоналистической мысли

Л. А. Тихомирова. Опираясь на мнение Н. О. Лосского, отметим, что философские идеи И. В. Киреевского образуют программу всей русской религиозной философии. Чрезвычайно высоко оценивая гносеологические идеи И. В. Киреевского, Л. А. Тихомиров считал первостепенной задачей русской философии обоснование целостности способностей познающей личности, настаивал на необходимости синтеза разума, чувств и воли в религиозно-философском познании. В гносеологии П. Е. Астафьева Л. А. Тихомиров видел прямое развитие заветов И. В. Киреевского. Связывая персоналистическую гносеологию # П. Е. Астафьева с познанием истории и культуры, Л. А. Тихомиров по-своему Ф осуществил философскую программу выдающегося славянофила. Влияние историософии А. С. Хомякова на Л. А. Тихомирова также свидетельствует о его связи с персоналистической линией славянофильской мысли.

Философская концепция истории и культуры Л. А. Тихомирова еще не становилась предметом специального изучения. В то же время в постсоветский период сформировалась целостная традиция изучения его монархических взглядов. Историю формирования монархических взглядов Л. А. Тихомирова подробно проанализировал О. А. Милевский. Теория монархии Л. А. Тихомирова была исследована И. А. Исаевым, рассмотревшим ее как политико-правовую конструкцию, созданную в русле романтических утопий консервативного идеализма. Подход А. И. Исаева развил А. В. Пролубников, настаивающий на утопическом характере всей русской консервативной мысли. Позиции И. А. Исаева и А. В. Пролубникова подверг критике В. И. Цыганов, считавший, что присутствие в социально-политологических воззрениях Л. А. Тихомирова этико-религиозных представлений не может свидетельствовать об их утопичности. * В. И. Цыганов солидаризировался с оценками С. М. Сергеева, интерпретировавшего взгляды Л. А. Тихомирова в русле творческого традиционализма, отра-Ф зившего в этой интерпретации точку зрения самого Л. А. Тихомирова, который дистанцировался от консервативных идеологем. Позиции В. И. Цыганова и

С. М. Сергеева поддержал С. В. Чесноков, детально реконструировавший исто" рию изучения и оценок монархических взглядов JI. А. Тихомирова. С апологией государственно-правовых идей JI. А. Тихомирова выступил М. Б. Смолин. Мо-ф нархические взгляды JI. А. Тихомирова также анализировались А. В. Репнико-вым, В. Ю. Верещагиным, М. Ю. Понежиным, Е. А. Тимоховой, А. С. Карповым.

Единственной работой, касающейся анализа философских воззрений JI. А. Тихомирова, является диссертационное исследование А. Р. Ефименко «Эволюция социально-исторических и философских взглядов JI. А. Тихомирова» (2000). Отметим, что в данной работе основное внимание уделено изучению монархической концепции JL А. Тихомирова. Персоналистическая философия мыслителя и его культурно-исторические воззрения не становятся в работе # А. Р. Ефименко предметом специального анализа, но его несомненная заслуга ♦ — указание на персонализм как определяющее начало философского миросозерцания мыслителя.

Цель исследования: Изучение философских (гносеологических, философско-антропологических и аксиологических) основ культурно-исторических воззрений JL А. Тихомирова.

Задачи исследования:

1. Изучить философские воззрения JI. А. Тихомирова, определить их специфику в контексте традиции русской религиозной философии. ^ 2. Выявить персоналии, оказавшие определяющее влияние на философию истории и культуры JI. А. Тихомирова.

3. Исследовать гносеологические, философско-антропологические и аксиологические идеи JI. А. Тихомирова в контексте его интерпретации культурно-исторической реальности.

4. Проанализировать представления JI. А. Тихомирова о христианской и русской культуре.

Объект исследования: философско-культурологическое наследие JI. А. Тихомирова

Ф Предмет исследования: философская интерпретация истории и культуры

JI. А. Тихомирова

Методологические основания п методы исследования: Важную роль в формировании концептуального ядра диссертации сыграла трактовка философии как науки о ценностях Г. Риккертом, обоснованный им методологический дуализм культурологического (индивидуализирующего) и естественнонаучного (генерализирующего) познания, его тезис о возможном тождестве философии истории с философской (систематической) наукой о культуре. Существенное значение для исследования имело рассмотрение С. А. Левицким философии религии в виде учения об абсолютных ценностях, неотъемлемой части аксиологии.

Философское понимание человека было воссоздано на основании персонали-стических концепций С. А. Левицкого, Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского, обозначивших духовное начало в виде определяющего в структуре личности. Русская философия рассматривалась в контексте подходов В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, С. А. Левицкого и Г. В. Флоровского. Генезис зарубежной пер-соналистической философии был проанализирован на основании концепции А. Д. Стродса. Идея связи европейской и русской философии развита под влиянием А. А. Ермичева.

Интерпретация культуры была связана с аксиологическим подходом Г. Рик-керта, утверждавшего противоположность природной и сверхприродной культурной реальности, усмотревшего определяющую характеристику культурно-исторического существования человека в его целеполагающей ценностной активности. Позиция Г. Риккерта оказала влияние на понимание религиозных ценностей как ценностей культуры, а также на их типологизацию. Персонали-стическая типологизация религиозных ценностей была осуществлена на основании аксиологических теорий Н. О. Лосского и С. А. Левицкого. Персоналисти-ческая интерпретация культуры рассмотрена в контексте концепций Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Б. П. Вышеславцева, Э. Мунье. Истолкование религии и философии как взаимосвязанных культурных систем выводилось из понимающей психологии В. Дильтея.

Обоснование культурологии как науки связано с подходом С. Н. Иконниковой. Философско-культурологическая проблематика воспринята в контексте исследований П. С. Гуревича. На истолкование культуры как укорененной в истории реальности повлияли идеи В. А. Щученко. Феномен национально* культурного самосознания проанализирован в русле подхода Ю. Ю. Булычева.

В ходе исследования автор опирался на метод философской реконструкции и # интерпретации, генетического, концептуального и типологического анализа, а также на сравнительно-исторический и сравнительно-культурный метод.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении о наличии тесной связи между интерпретацией истории и культуры JI. А. Тихомирова и его персоналистической философией.

Научпая новизна состоит:

- в определении персоналистического характера философии истории и культуры JI. А. Тихомирова;

- в раскрытии влияния гносеологии П. Е. Астафьева, историософии Ф А. С. Хомякова и концепции русской культуры К. Н. Леонтьева на формирова ние философских основ культурно-исторических воззрений Л. А. Тихомирова;

- в выявлении персоналистического смысла теории познания Л. А. Тихомирова;

- в изучении философских представлений о личности и определении их связи с интерпретацией культурно-исторической реальности у Л. А. Тихомирова;

- в раскрытии персоналистического содержания теории религиозных ценностей и рассмотрении ее в качестве предпосылки философского осмысления культурно-исторического процесса Л. А. Тихомирова;

- в определении культурологического смысла философии истории Л. А. Тихомирова;

- в исследовании представлений Л. А. Тихомирова о христианской культуре в качестве целостной культурной парадигмы;

- в анализе представлений Л. А. Тихомирова о духовных основах русской культурной жизни и национально-культурного самосознания;

Положения выносимые на защиту. • 1. Л. А. Тихомирову принадлежит целостная философская концепция истории и культуры. Данная концепция имеет своим основанием гносеологические, фиФ лософско-антропологические и аксиологические воззрения мыслителя. Все они отражают персоналистическиий смысл его философского миросозерцания.

2. Гносеологическим основанием культурно-исторических воззрений JI. А. Тихомирова является персоналистическая теория познания. Следуя философу, постижение смысла культурно-исторического процесса доступно внутреннему непосредственному познанию как целостной интуиции личности, свободно определяющей смысл своего существования посредством раскрытия первопричины бытия.

3. Философско-антропологическим основанием культурно-исторических воззрений JL А. Тихомирова выступает его персоналистическое учение о человеке. В нем философ декларирует первостепенное значение свободного духовного начала в структуре человеческой личности, рассматривает его в качестве сущностного отличия человека от природного мира. Исходя из своих философско-антропологических воззрений, JI. А. Тихомиров представляет культурную историю человечества как открытый свободе процесс создания и воплощения религиозно-философских смыслов, которые рассматриваются им в виде важнейших ценностных ориентаций духовной жизни личности.

4. Аксиологическим основанием культурно-исторических воззрений JI. А. Тихомирова является его персоналистическая теория религиозных ценностей. Исходя из данной теории, философ раскрыл смысловое пространство культурной истории в виде оппозиции двух религиозно-философских миросо-зерцаний — теистического дуализма и пантеистического монизма Миросозерцание теистического дуализма развивает учение о личном Абсолюте, утверждает ценность свободной и неповторимой человеческой личности. В истории оно представлено христианством, иудаизмом и исламом. Пантеистическо-монистическое миросозерцание связано с абсолютизацией безличного природного бытия и ведет к нивелированию ценности человеческой личности, ее трактовке как проявления необходимой природной жизни. Историческими формами данного миросозерцания выступают язычество, синкретизм и материалистический атеизм.

5. Анализ аксиологического содержания философии истории JI. А. Тихомирова позволяет рассмотреть ее как философию культуры, охарактеризовать в виде учения об уникальных культурно-исторических явлениях, отражающих различные интерпретации абсолютных ценностей. В контексте подобного подхода пантеистический монизм и теистический дуализм могут быть представлены как неповторимые культурно-исторические явления, образованные своеобразными культурно-историческими формами.

6. Рассматривая христианскую культуру в качестве целостной культурной парадигмы, JI. А. Тихомиров видел в ней наиболее полное раскрытие ценности личного бытия в познавательной, социальной и материальной сферах человеческого существования. Интерпретируя русскую культуру как христианскую, JI. А. Тихомиров охарактеризовал православие в качестве основы русского культурно-исторического типа, полагал его ключевым фактором развития русского национально-культурного самосознания.

7. Философские основы культурно-исторических воззрений JL А. Тихомирова сформировались под влиянием П. Е. Астафьева, А. С. Хомякова и К. Н. Леонтьева. Опираясь на гносеологию П. Е. Астафьева, Л. А. Тихомиров развил персо-налистическую теорию познания культурно-исторической реальности. Под влиянием историософии А. С. Хомякова Л. А. Тихомиров раскрыл смысловое содержание культурной истории человечества посредством антитезы теистического миросозерцания сверхприродной свободы и пантеистического миросозерцания природной необходимости. Исходя из идей К. Н. Леонтьева, философ отметил византийские истоки отечественной культурной традиции.

Теоретическая н практическая значимость исследования. Работа посвящена оригинальной концепции культурно-исторического пути человечества, дает представление о персоналистической философии истории и культуры. Ее основные результаты могут быть востребованы современной научной мыслью, направленной на исследование методологических основ познания истории и культуры, разработку философско-антропологической и аксиологической проблематики, а также определение принципов отечественной культурной идентичности. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах и спецкурсах, посвященных истории мировой и отечественной культуры, теории культуры, истории русской философии и истории религии.

Апробация исследования. Отдельные результаты исследования докладывались на Российской аспирантской конференции «Проблемы культуры и искусства» (1999), на международной научно-практической конференции «Российекая цивилизация в XXI веке» (2004), на международной научно-практической конференции «Санкт-Петербург — пространство диалога народов и цивилизаций — прообраз бесконфликтного многополярного мира» (2005). Материалы диссертации обсуждались на открытом методологическом семинаре аспирантов и докладывались на заседании кафедры истории и теории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2006).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 224 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские основы культурно-исторических воззрений Л.А. Тихомирова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследованию философии JI. А. Тихомирова, подчеркнем, что ему принадлежит целостная концепция истории и культуры. В ходе исследования автор стремился к исчерпывающей реконструкции гносеологических, фи-лософско-антропологических и аксиологических аспектов данной концепции, а также к раскрытию определяющих влияний на миросозерцание философа. Всестороннее изучение философских воззрений JI. А. Тихомирова позволило сделать вывод о персоналистическом характере его мысли.

Установление связи JI. А. Тихомирова с персоналистической философией осуществимо уже на основе анализа его гносеологических воззрений. Гносеология русского философа сформировалась под определяющим влиянием не-олейбницианского персонализма, что объединяет его с виднейшими представителями отечественной персоналистической мысли, которые в различных вариациях усвоили неолейбницианскую гносеологию. Выявляя влияние П. Е. Астафьева на теорию познания истории и культуры JI. А. Тихомирова, важно отметить творческий характер подхода JI. А. Тихомирова, отказавшегося от панпсихизма неолейбницианства, воспринявшего лишь концепцию интуитивного религиозно-философского познания. Изучение влияния П. Е. Астафьева важно дополнить изучением влияния А. С. Хомякова, историософская мысль которого позволила JI. А. Тихомирову конкретизировать содержание религиозно-философских идей. Данное влияние также имеет персоналистический характер, поскольку посредством него JI. А. Тихомиров усваивает оппозицию миросозер-цаний сверхприродной личной свободы и безличной природной необходимости в истории человеческого духа. Усвоение гносеологических идей П. Е. Астафьева и историософских идей А. С. Хомякова JI. А. Тихомировым позволяет рассмотреть его философскую концепцию как своеобразный персоналистический синтез гносеологии русского неолейбницианства и историософии славянофилов, охарактеризовать ее в виде оригинального персоналистического объединения данных философских направлений.

Постижение основ философии истории и культуры JI. А. Тихомирова немыслимо вне анализа его философско-антропологических идей. Подобный анализ позволяет охарактеризовать персоналистическое понимание JL А. Тихомировым структуры человеческого бытия как теоретический фундамент интерпретации культурно-исторической реальности. Следуя Л. А. Тихомирову, в человеческой личности осуществляется согласованная интеграция всех уровней мирового бытия, но доминирующее значение принадлежит только духовному началу. Утверждая первостепенную роль духовного начала в иерархической структуре человеческой личности, Л. А. Тихомиров распространяет свой фило-софско-антропологический подход на культурную историю, видя в ней осуществление высших религиозно-философских смыслов, познаваемых в духовной жизни человека. Отметим, что выявление взаимосвязи между философской картиной человека и философией культуры чрезвычайно важно для последней. Философское определение культуры предполагает четкое отграничение культурного сверхприродного и природного процесса, подразумевает рассмотрение культуры как итога специфически человеческой активности. Такое рассмотрение неосуществимо вне выявления особенности человеческого бытия, вне раскрытия его отличия от природного мира. В персоналистической философии Л. А. Тихомирова обнаруживается последовательное различие природной и сверхприродной духовной жизни, специфическое отличие человека от природного космоса определяется в устремленности духа к трансцендентному. Подход философа позволяет анализировать культуру в ее взаимосвязи с пониманием личного бытия человека, охарактеризовать ее как специфически человеческую сверхприродную реальность.

Ценностно-смысловым основанием интерпретации культурно-исторической реальности Л. А. Тихомирова стала его оппозиция религиозно-философских миросозерцании В своей философии истории он отграничил сверхприродный универсум культурной жизни от необходимой жизни природы, исходя из антитезы пантеистического монизма и теистического дуализма (идеи сверхтварного Создателя). Содержание каждого миросозерцания Л. А. Тихомиров раскрыл через отношение к категории личности, выявив ценностно-смысловую взаимосвязь между имперсоналистическим или персоналистическим учением об онтологической первореальности, с одной стороны, и отрицанием или утверждением личного человеческого бытия, с другой. Выявление аскиологического основания философии истории JI. А. Тихомирова позволяет рассмотреть ее как философию культуры. Такое рассмотрение возможно через привлечение подхода Г. Риккерта, постулировавшего совпадение философии истории и систематической, философской науки о культуре при интерпретации исторических реалий в соотнесении с аксиологическим универсумом. Подчеркнем, что в контексте совпадения философии истории и философии культуры JI. А. Тихомирова открывается уникальная перспектива для рассмотрения религиозно-философских миросозерцаний как культурных явлений. Такая перспектива чрезвычайно важна для философского исследования культуры, поскольку в данном случае философ анализирует культурную реальность не как нечто чуждое философской проблематике, но имеет дело с философскими проблемами, исследует алетио-логический и аксиологический универсум исторически данных религиозно-философских идей.

В своей интерпретации русской культуры JI. А. Тихомиров стремился продемонстрировать определяющее значение духовных ценностей и смыслов в становлении исторических культурных форм. Изучение взглядов Л. А. Тихомирова на русскую культуру важно в контексте решения вопросов национально-культурной идентичности, восходящих в своих истоках к свободному самоопределению личности, избирающей те или иные ценностно-смысловые ориентиры в своей духовной жизни. Изучение подхода J1. А. Тихомирова имеет значение и для демаркации национально-культурного и этнического начала, поскольку его позиция, сформированная под влиянием К. Н. Леонтьева, позволяет обоснованно противопоставить этнос и нацию как природную и культурологическую категории, выявить сверхприродные религиозно-трансцендентные истоки национально-культурного универсума. Очевидно значение мысли Л. А. Тихомирова и для выявления основополагающих начал русской культурной истории.

 

Список научной литературыПосадский, Сергей Владимирович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Авдеева Л. А. Религиозно-консервативная социология К.Н. Леонтьева : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.09 / Л. А. Авдеева; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М, 1983. — 22 с.

2. Андреев А. Л. Искусство, культура, сверхкультура: философия искусства Н.А. Бердяева / А. Л. Андреев. — М.: Знание, 1991. — 63 с.

3. Андронов Ю. В. Русская социально-политическая мысль XIX- начала XX века: К.Н. Леонтьев / Ю.В. Андронов, А.Г. Мячин, А.А. Ширинянц; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. : Кн. дом "Ун-т" : Воробьев А.В., 2000. — 224 с.

4. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Ист. формы общения народов: мировые культ, контакты, многонац. государство /С. Н. Артановский. —СПб. .СПбГАК, 1994. — 224 с.

5. Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов / С. А. Аскольдов; вступ. ст. Н. Ильина (Мальчевского). — СПб. : Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 1997. — 267 с.

6. Астафьев П. Е. Философия нации и единство мировоззрения / П.Е. Астафьев; предисл. М.Б. Смолина — М. : Изд-во журн. "Москва", 2000. — 538 с.

7. Аттиков А. М. Философские этюды : Новые взгляды и анализ кн. Б.П. Вышеславцева «Кризис индустриальной культуры» / А. М. Аттиков. — СПб.: б. и., 1994. —41 с.

8. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков / Н.А. Бердяев. — Томск : Водолей, 1996. 159 с.

9. Бердяев Н. А. Диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев; предисл. В.Н. Калюжного. — М. : ACT; Харьков : Фолио, 2003. — 622 с.

10. Бердяев Н. А. Дух и реальность / Н.А. Бердяев; предисл. В.Н. Калюжного. — М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. — 679 с.

11. Бердяев Н. А. Творчество и объективация : сборник / Н.А. Бердяев. — Минск: Экономпресс, 2000. — 301 с.

12. Бердяев Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев. — Харьков : Фолио; М. : ACT, 1999.— 397с.

13. Бердяев Н. А. Смысл истории : опыт философии человеческой судьбы / Н. А. Бердяев. — М: Мысль, 1990. — 175 с.

14. Бердяев Н. А. Смысл творчества : опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. — М.: ACT; Харьков : Фолио, 2002. — 678 с.

15. Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев; всгуп. ст. А.В. Гулыги. — М.: Сварог и К, 1997. —413 с.

16. Бердяев Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. — Харьков : ACT : Фолио, 2002. —732 с.

17. Бердяев Н. А. Истина и откровение : Пролегомены к критике откровения / Н.А. Бердяев; послесл. В. Безносова. — СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 1996. — 383 с.

18. Бердяев Н. А. Философия свободного духа : сборник / Н.А. Бердяев; вступ. ст. и ред. А. Г. Мысливченко. —М.: Республика, 1994. — 479 с.

19. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря / Н.А. Бердяев; сост. и послесл. П.В. Алексеева; подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. — М.: Республика, 1995. — 382 с.

20. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев; сост., авт. предисл. JI.B. Поляков. — М.: ИМА-пресс, 1990. — 285 с.

21. Бердяев Н. A. Sub specie aeternitatis : опыты фил ос., соц. и лит. / Н.А. Бердяев. — М.: Канон +: Реабилитация, 2002. — 655 с.

22. Большаков В. П. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии / В. П. Большаков, Т. В. Володина, Н. Е. Выжлецова. — Великий Новгород: НовГУ, 2002. —191 с.

23. Большаков В. П. Ценности культуры и время : некоторые проблемы соврем, теории культуры / В.П. Большаков. — Великий Новгород : Новгор. гос. ун-т, 2002. — 110 с.

24. Булычев Ю. Ю. Христианская философия нации и проблемы русского культурного самосознания / Ю. Ю. Булычев. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГПУ, 2004. — 128 с.

25. Бурин С. Н. Судьбы безвестные : С. Нечаев, JI. Тихомиров, В. Засулич.

26. М.: Ин-т всеобщ, истории, 1994. — 284 с.

27. Вада X. Россия как проблема всемирной истории: избр. тр. Вада Харуки / X. Вада; ред. и сост. Г. А. Бордюгова; пер. с яп. и англ. Фумиаки Мориа и др.; ассоц. исслед. рос. о-ва XX века. — М.: АИРО-ХХ, 1999.399с.

28. Вдовина И. С. Французский персонализм (1932-1982) / И. С. Вдовина.

29. М.: Высш. школа, 1990. — 150 с.

30. Введенский А. И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Т. 1. Основные вопросы истории естественных религий / А. И. Введенский. — М. : Университетск. тип., 2000. —752 с.

31. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер: ред. и сост. Я.М. Бергер — М.: Юрист, 1994. — 702 с.

32. Верещагин В. Д. Доктрина монархической государственности JI.A. Тихомирова / В. Ю. Верещагин, В.В. Макеев, М.Ю. Понежин; М-во внутр. дел Рос. Федерации, Рост. юрид. ин-т. — Ростов н/Д : РЮИ, 2003. —120 с.

33. Верещагин В. Ю. Философски правовой анализ концепции монархической государственности JI. А. Тихомирова / М. Ю. Верещагин, В. Ю. Понежин // Философия нрава. — 2000. — №. 1. — С. 20-25.

34. Виндельбанд В. Дух и история : избранное / В. Виндельбанд; сост. С.Я. Левиг, Л.В. Скворцов; примеч. М.А. Ходанович. — М.: Юристь, 1995.687 с.

35. Виндельбанд В. История древней философии / В. Виндельбанд; под ред. А.И. Введенского; Вступ. ст. А. Г. Тихолаза. — Киев : Тандем, 1995. —366 с.

36. Виндельбанд В. История философии / В. Виндельбанд. — Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1997. — 552 с.

37. Виндельбанд В. Философия и культура : избранное / Виндельбанд В. — М.: ИНИОН, 1994. —349 с.

38. Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии / Б. П. Вышеславцев // Путь: орган русской религиозно-философской мысли; ред. Н. А. Бердяев. — Париж, 1925 —Сентябрь №1. — С. 59-73.

39. Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры : марксизм, неосоциализм, неолиберализм / Б. П. Вышеславцев. — New York : Chalidze, 1982, —350 с.

40. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев; вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова — М.: Республика, 1994.-367с.

41. Г. В. Лейбниц и Россия : сборник, ст. / С.-Петерб. науч. центр Рос. акад. наук, С.-Петерб. фонд им. М.В. Ломоносова и др.; Редкол.: Н.П. Копанева, к. филол.н., С.Б. Коренева. . — СПб. : Европ. Дом : Петербургкомстат,1998. — 79 с.

42. Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц; пер. с англ.: О.В. Барсукова и др. — М.: РОССПЭН, 2004. — 557 с.

43. Градинаров П. И. Сущностная онтология Макса Шелера : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09. 00. 03. / П. И. Градинаров; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 1982. — 23 с.

44. Гревцова Е. С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева = Philosophy of culture A. I. Herzen and К. N. Leontiev: Сравнит, анализ / E. С. Гревцова; предисл. М. А. Маслина — М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. — 120с.

45. Губогло М. Н. Этничность, гражданственность, идентичность : докл. на выезд, заседании Призидиума Ассоц. этнологов и антропологов России, 9 апр. 1998 г., г. Оренбург / М. Н. Губогло. — М.: б.и., 1998. — 74 с.

46. Гуревич П. С. Философская антропология : учеб. пособие для вузов / П.С. Гуревич. — М.: NOTA BENE, 2001. — 454с.

47. Гуревич П. С. Философия культуры : Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / П. С. Гуревич. — 2-е изд. — М.: Аспект пресс, 1995. — 286с.

48. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль. — М. : РИГ "Логос" : Гнозис, 1994 — 162 с.

49. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский — М.: Древнее и современное, 2002. — 548 с.

50. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей; — Иерусалим : У нив. кн. : Gesharim, 2000. — 463 с.

51. Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей; предисл. В.Экземплярского. — 2-е изд. —СПб.: Алетейя: Кренов, 1996.—153 с.

52. Дильтей В. Собрание сочинений : В б т. Т. 1 : Введение в науки о духе : Опыт полагания основ для изучения общества и истории / В. Дильтей; ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. — М. : Дом интеллект, кн., 2000. —762 с.

53. Дильтей В. Сущность философии / В. Дильтей; ред. М.Е. Цельтера. — М.: lntrada, 2001. —159 с.

54. Духовность России: традиции и современное состояние : материалы первых чтений Фак. истории рус. культуры, состоявшихся 24 дек 1992 г. : сборник ст. / СПбГАК ; ред. В. А. Щученко. — СПб. : СПбГАК, 1994. —62 с.

55. Евлампиев И. И. Антропологическая тема в русской философии/ И. И. Евлампиев// Вестник СПбГУ. Серия 6: философия. — Вып. 3, 1998. — С. 24-29.

56. Евлампиев И. И. История русской философии : учеб. пособие для вузов / И. И. Евлампиев. — М.: Высш. шк., 2002. — 583 с.

57. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках = History of Russian metaphysics in XIX-XX centures : Рус. философия впоисках Абсолюта: в 2 ч. / И. И. Евлампиев. — СПб.: Алетейя, 2000. — 2ч.

58. Ермичев А. А. О философии в России : Исслед., полемика, заметки / А.А. Ермичев; С. -Петерб. гос. ун-т. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. — 116 с.

59. Ефименко А. Р. Эволюция социально-исторических и философских взглядов JI. А. Тихомирова : дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 / А. Р. Ефименко; Рос. гос. гуманитар, ун-т. —М., 2000 — 215 с.

60. Ефименко А. P. JL А. Тихомиров: обзор документов личного фонда / А. Р. Ефименко // Вестник архивиста: информ. бюл. / Рос. о-во историков — архивистов; ред. Степанскнй А. Д. — М, 1999. — №. 6 (54) : Ноябрь- Декабрь . — С. 61-67.

61. Ефименко А. Р. Тема эсхатологии в социально-философских концепциях JI.А.Тихомирова / А. Р. Ефименко // В Кн.: Историко-философская проблема: существо и типологическое многообразие. — М., 1998. —С. 74-80.

62. Ефименко А. Р. Учение Ж. — Ж. Руссо в философско — государственной концепции Д. А. Тихомирова / А. Р. Ефименко // Историко -— философская персоналия : методологические аспекты: Материалы конф. молодых ученых, 2 дек. 1999 т. — М., 1999. — С. 1120.

63. Ермашов Д. В. Русская социально-политическая мысль XIX- начала XX века : JI. А. Тихомиров / Д. В. Ермашов, А. В. Пролубников, А. А. Ширинянц; МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак. Каф. истории социал.-полит, учений. — М.: Университет, 1999. —199 с.

64. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии : учеб. пособие для студентов вузов / А.Ф. Замалеев. — 2-е изд. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999.— 304с.

65. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты : автореф. дис. . доктор, филос.наук.: 09.00.11 / Заковоротная М В. Рост. гос. ун-т. — Ростов н/Д, 1999. — 31 с.

66. Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. / В, В. Зеньковский. — Л.: Эго и др., 1991 — 2 т.

67. Зеньковский В. В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский.— М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1992. — 268 с.

68. Идентификация идентичности: в 2 т. / Рос. акад. наук, Центр по изуч. межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; сост. и отв. ред. М.Н.Губогло. — М. : ЦИМО, 1998. — 2т.

69. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. / С.Н. Иконникова. — Л. : Лениздат, 1987.— 203 с.

70. Иконникова С.Н. История культурологических теорий : учеб. пособие : в 3 ч. / С.Н. Иконникова. — СПб. : Культ- Информ-Пресс : СПбГУКИ, 2001. — Зч.

71. Иконникова С. Н. Философские основы развития культурологии / С. Н. Иконникова // История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 68-76.

72. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России, конец XIX — нач. XX вв. / И. А. Исаев. — М.: Наука, 1991 — 266 с.

73. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. Акад. гуманит. наук и др. — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.

74. Каган М. С. Философская теория ценности / С.-Петерб. гос. ун-т, Акад. гуманитар, наук. — СПб.:Петрополис, 1997. — 204с.

75. Казин А. Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции / А. Л. Казин. — СПб: Алетейя, 2000. — 429с.

76. Казин A. JI. Последнее царство : рус. правосл. цивилизация / А. Л. Казин. — СПб. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1998. — 140 с.

77. Карцов А. С. Политическая теория Л. А. Тихомирова: дис. . канд.полит.наук. 23.00.03./ А. С. Карцов; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 1998. —256с.

78. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер; ред. С. Я. Левит. —М.: Фирма Тардарика", 1998. — 779 с.

79. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. / Э. Кассирер; редкол.: Л.В. Скворцов (пред.) и др. — СПб.: Унив. кн., 2002. 3 т.

80. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы/ Киприан (Керн). — М.: Паломник, 1996 . — 449с.

81. Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности/Киприан (Керн). — М.: Паломник, 1995 . — 176с.

82. Киреевский И. В. Избранные статьи / И. В. Киреевский. — М. : Современник, 1984. — 383 с.

83. Климков О. С. Опыт безмолвия : Человек в миросозерцании византийских исихастов / О. С. Климков. СПб. : АЛЕТЕЙЯ, 2001. -284с.

84. Кнабе Г. С. Жажда тождества : культ.-антрополог. идентификация: вчера, сегодня, завтра IT.С. Кнабе.—М.: РГГУ, 2003. — 54 с.

85. Козлов А. А. Философия как наука / А. А. Козлов. — Киев.: Тип. Имп. Ун-та Св. Владимира, 1877. — 114 с.

86. Козлов А. А. Философские этюды : в 2 ч. / А. А. Козлов. Спб.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1876-1880. — 2ч.

87. Костылев В. Н. Выбор Льва Тихомирова / В. Н. Костылев // Вопросы истории. — М. 1992. — №. 6 — 7. — С. 30-46.

88. Костылев В. Н. Лев Тихомиров на службе царизма: из истории общественно-идейной борьбы в России в конце XIX нач. XX вв.: автореф. дис. . канд. ист. наук. 07. 00. 02 / В. Н. Костылев; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1982. — 25 с.

89. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм / Ж. Лакруа; науч. ред. И.И. Блауберг. —М.: Росспэн, 2004. — 606 с.

90. Левинас Э. Гуманизм другого человека = Humanisme de L'autre Homme / Э. Левинас. — СПб.: Высш. религ.-филос. шк., 1998. — 265 с.

91. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода / Э. Левинас. — М. : РОССПЭН, 2004. — 750с.

92. Левицкий С. А. Сочинения: в 2 т. Т. 1. Трагедия свободы / С. А.

93. Левицкий; комментарии В.В. Сапова. — М.: Канон, 1995 — 509 с.

94. Левицкий С. А. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Очерки по истории русской философии / С. А. Левицкий. — М.: Канон, 1996 — 494 с.

95. Левицкий С. А. Свобода и ответственность : «Основы органического мировоззрения» : ст. о солидаризме / С. А. Левицкий; под ред. Б. С. Пушкарева, В. А. Сендерова. — М.: Посев, 2003. — 462 с.

96. Леонтьев К. Н. Избранное / К. Н. Леонтьев; сост., вступ. ст., И.Н. Смирнова. — М.: Рарогъ: Моск. рабочий, 1993. — 397 с.

97. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство : филос. и полит, публицистика. Духов, проза (1872-1891) / К. Н. Леонтьев; вступ. ст. В.И. Косика; коммент. Г.Б. Кремнева, В.И. Косика. — М. : Республика, 1996.— 798с.

98. Лопатин Л. М. Аксиомы философии / Л.М. Лопатин; сост., подгот. текста, вслуп. ст., И.В. Борисовой. — М.: РОССПЭН, 1996. — 557 с.

99. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа» / А.• Ф. Лосев; предисл. А. А. Тахо-Годи; ред.: А. А. Тахо-Годи, В. П.

100. Троицкий. — М.: Мысль, 2001. — 559 с.

101. Лосев А. Ф. История античной эстетики : Итоги тысячелетнего развития : В 2 кн. / А. Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1992 — 1994. — 2 кн.

102. Лейбниц Г. В. Сочинения : В 4 т. / Г.В. Лейбниц — М.: Мысль, 1982. — 4 т.

103. Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре/ В.Д. Лелеко. — СПб.: СПбГУКИ, 2002. — 304 с.

104. Лосский В. Н. По образу и подобию /В. Н. Лосский. — М. :Изд-во Свято-В ладим. Братства, 1995. —196 с.

105. Лосский Н. О. Бог и мировое зло : сборник / И.О. Лосский; предисл. С. Левицкого. — М.: Республика, 1999. — 432 с.

106. Лосский Н. О. История русской философии / Н.О. Лосский. — М. : Сварог и К, 2000. — 492 с.

107. Лосский Н. О. Избранное / И.О. Лосский; вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. В.П. Филатова. — М : Правда, 1991. — 622 с.

108. Лосский Н. О., Мир как осуществление красоты : основы эстетики / Н.О. Лосский; ред. П. Б. Шалимов — М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 413 с.

109. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский; вступ. ст. А.И. Титаренко. — М.: Политиздат, 1991. — 367с.

110. Лосский Н. О. Характер русского народа: в 2 кн. / Н.О. Лосский. — М. : Ключ, 1990. —2 кн.

111. Лосский Н.О. Христианство и буддизм / Н.О. Лосский // Христианство и индуизм: сборник ст. — М.: Изд-во Свято-владимрского ьратства, 1992. —С. 34-89.

112. Лосский Н. О. Ценность и бытие : сборник / И.О. Лосский; ред. А.Н. Гопаченко. — Харьков; М.: ACT, 2000. — 860 с.

113. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский; ред. Р. Медведева. — М. : ТЕРРА-Кн. клуб : Республика, 1999. — 400 с.

114. Лотце Г. Микрокозм. Мысли о естественной и бытовой истории. Опыт антропологии: в 3 ч. / Г. Лотце. —М.: К. Солдатенков, 1866-1867. — Зч.

115. Лотце Г. Основания практической философии/ Г. Лотце. — СПб.: Тип. М. И. Румша, 1882. — 87 с.

116. Лысцов Г. И. Персоналистическая философия А. А. Козлова : автореф. дис. к.филос.н. : 09.00.03 / Г. И. Лысцов; Г. Рос. гос. гуманитар, ун-т. —М., 1999. 16 с.

117. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью/ В. С. Малахов // Идентичность: хрестоматия. — М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 272с.

118. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: слов. справ.: в 2 кн. / С.Т. Махлина; — 2-е изд., расш. и испр. — СПб. : Композитор — Санкт-Петербург, 2003. — 2 кн.

119. Марков А. П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: автореф. дис. . професс . культурологии: 24.00.01 / А. П. Марков; СПбГУКИ. — СПб., 1994. — 356 с.

120. Марков Б. В.Философская антропология : Очерк истории / Б. В. Марков. —СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — 383 с.

121. Марков Б. В. Колчинский Э. И. Лигвинский В.М. и др.Философская антропология как ингегративная форма знания / Б.В. Марков, Э. И. Колчинский, В.М. Литвинский и др.; С.- Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Изд- во Санкт-Петербургского университета, 2001. — 301с.

122. Метафизика Г. В. Лейбница: современные интерпретации : (к 350-летию со дня рождения) : Материалы науч. конф., 26 дек. 1996 г. / Редкол.: .В. Водолагин, д.филос.н. и др. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — 142 с.

123. Межуев В. М. Философия культуры. Эпоха классики : курс лекций : учеб. пособие для вузов/ В. М. Межуев. — М. : Изд-во Моск. гуманитар.-соц. акад., 2003. — 198с.

124. Милевский О. А. Лев Тихомиров: две стороны одной жизни / О.А. Милевский. — Барнаул : Изд-во Алтайского университета, 2004. — 494 с.

125. Милевский О. А. Л. А.Тихомиров От революционности к монархизму : дис. канд. ист. наук : 07.00.02 / О. А. Милевский — Томск, 1996 — 244 с.

126. Михайлов Ф. Т. Самоопределение культуры. Философский поиск / Ф. Т. Михайлов ; Рос. акад. наук. Ин-т философии. — М.: Индрик, 2003. —271 с.

127. Мунье Э. Манифест персонализма / Э. Мунье; общ. ред. пер. и вступ. ст. И.С. Вдовиной. —М.: Респ., 1999. — 558 с.

128. Мунье Э. Надежда отчаявшихся : Мальро. Камю. Сартр. Бернанос : очерки / Э. Мунье; пер. с фр. и примеч. И.С. Вдовиной. — М. : Искусство, 1995. — 236 с.

129. Несмелов В. И. Наука о человеке : В 2 т. / В. И. Несмелов. — СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия свящ. П. Флоренского, 2000. 2 Т.

130. Овчаров А. А. Основы идеал-реалистической теории интуиции : анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства / А.А. Овчаров. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 1999. — 214 с.

131. Озе Я. Ф. Гносеология. По лекциям профессора Я. Ф. Озе / Я. Ф. Озе. —Юрьев: Изд. студентов, 1908. — 123 с.

132. Озе Я. Ф. Персонализм и проективизм в метафизике Г. Лотце / Я. Ф. Озе. — Юрьев: Тип. К. Мэтисена, 1896. — 477с.

133. Островская Е. А. Тибетский буддизм/ Е. А. Островская мл. СПб. -.Центр "Петерб. востоковедение", 2002. — 398 с.

134. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура : введ. в теорию и историю : учеб. пособие / Л.В. Петров; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры. — СПб. : СПбГУКИ, 1999. — 211с.

135. Православие в русской культуре: сборник, тр. Рус. ист.-культ, общества / Рус. ист.-культ. о-во; ред. В.А. Щученко. — СПб. : Вести, 1998. —155 с.

136. Пролубников А. В. Концепция монархической государственности Л. А. Тихомирова : дис. . канд. политол. наук: 23.00.03 / А. В. Пролубников; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1998 — 137с.

137. Психология самосознания : хрестоматия по социальной психологии личности / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003.671с.

138. Пушкин С. Н. Историософия русского консерватизма XIX века / С. Н. Пушкин. — Н.Новгород : Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 1998.251 с.

139. Радугин А. А. Персонализм и католическое обновление / А. А. Радугин. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. —178 с.

140. Редлих Р. Н. Солидарность и свобода / Р. Н. Редлих. — Франкфурт н/М: Посев, 1984. 336 с.

141. Ремнев А. В. Идейная метаморфоза Льва Тихомирова: между революцией и самодержавием / А. В. Ремнев // Русский вопрос: история и современность. — Омск, 1993, — С. 45-50.

142. Ремнев А. В. Крестный путь Л. А. Тихомирова / А. В. Ремнев // Исторический ежегодник: сборник ст. ; Омский гос. ун-т. — Омск, 1997. —С. 113-133.

143. Репников А. В. Консервативная концепция российской государственности / А. В. Репников; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. пед. ун-т. — М.: Сигналь, 1999. —161 с.

144. Репников А. В. Константин Леонтьев и Лев Тихомиров / А. В. Репников // Эхо: сборник ст. по новой и новейшей истории Отечества;

145. Моск. пед. ун-т. — М. : Изд-во МПУ «Народа, учитель», 2000. — Вып. 3.—С.7-16.

146. Рикер П. Герменевтика, этика, политика : моек, лекции и интервью / П. Рикер; отв. ред. и авт. послесл. И.С. Вдовина. — М. : KaMi : Изд. центр "Academia", 1995. — 159 с.

147. Рикер П. История и истина / П. Рикер; пер. с фр. И. С. Вдовина, А. И. Мачульская. — СПб.: Алетейя, 2002. — 399 с.

148. Рикер П. Конфликт интерпретаций : Очерки о герменевтике / П. Рикер. — М.: Моск. филос. фонд и др., 1995. 411 с.

149. Рикер П. Память, история, забвение / П. Рикер пер. с фр. И. И. Блауберг и др. — М.: Изд-во гуманиг. лит., 2004. — 725 с.

150. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий : логич. введ. в ист. науки / Г. Риккерт; отв. ред. и вступит, ст. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука, 1997. — 532 с.

151. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. — М. : Республика, 1998.— 410с.

152. Риккерт Г. Философия жизни: введение в трансцендент. философию. Предмет познания. Философия истории. Философия жизни. О понятии философии / Г. Риккерт; предисл. А. Юдина. — Киев : Ника-Центр : Висг-С, 1998. —506 с.

153. Русская и европейская философия: пути схождения: ч. 1. / Ананьева Е.М., Ермичев А.А., Малинов А.В. и др. — СПб. : Кафедра, 1997. — 264 с.

154. Русская культура и культура России : материалы пятых чтений фак. истории рус. культуры, состоявшихся 24 дек. 1997 г. : сборник ст. / СПбГУКИ; ред. В. А. Щученко. — СПб.: СПбГУКИ, 2001. — 128 с.

155. Русская философия. Новые исследования и материалы(проблемы методологии и методики) / Под ред. А. Ф. Замалеева. — СПб. : «Летний сад», Санкт-Петербургское философское общество , 2001. — 396 с.

156. Селиванов В. В. Мышление как личностный процесс/ В. В. Селиванов. — Смоленск :СГУ, 1995 — 47 с.

157. Селиванов В. В. Мышление художника и современность/ В. В. Селиванов. — JI. :Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1983 — 32 с.

158. Скотникова Г. В. Византийская традиция в русском самосознании : опыт ист.-культурол. исслед. / Г. В. Скотникова; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб. : СПбГУКИ, 2002. — 283 с.

159. Смолин М. Б. Государственно-правовые идеи Л. А. Тихомирова : дис. . канд. ист. наук : спец. 07.00.02 / М. Б. Смолин; С. — Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2004. — 273 с.

160. Славянофильство и современность : сборник ст. / Рос. АН. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом); ред. Б.Ф. Егоров и др. — СПб.: Наука. С.-Петерб. изд. фирма, 1994. —259 с.

161. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры : учеб. пособие / Соколов Э. В. — Л.: ЛГИК, 1989 (1990). — 83 с.

162. Соловьев В. С. Мифологический процесс в древнем язычестве // В. С. Соловьев; Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах, сочинения в пятнадцати томах. — М. : Изд-во «Наука», 2000. — Т. 1.—С.17-36.

163. Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь / В. С. Соловьев. — М. : ТПО "Фабула", 1991. —447с.

164. Соломкина А. А. Концепция идеального государства в социальной философии Д. А. Тихомирова / А. А. Соломкина // Философский век: альманах; РАН. Ин-т истории естествознания и техники. С.-Петерб. фил.—СПб., 1998—Вып. 12 —С. 159-167.

165. Степанов А. Д. Я увидел и отвернулся.": (Лев Тихомиров о русской революции) / А. Д. Степанов // Вече: Альманах рус. философии и культуры. Вып. I. СПб., 1994. — С. 95 —105.

166. Стродс А. Д. Немецкий персонализм : кригич. очерк возникновения и становления / А. Д. Стродс — Рига: Зинатне, 1984. —198 с.

167. Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма / Н. Н. Суворов; М-во культуры и массовыхкоммуникаций Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб. :СП6ГУКИ: Тип. ООО Береста, 2004. — 371 с.

168. Тейхмюллер Г. А. Дарвинизм и философия / Г. А. Тейхмюллер. — Юрьев: печатная К. А. Германа, 1894. — 100 с.

169. Тейхмюллер Г. А. Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики / Г. А. Тейхмюллер. — Казань: Типо-лит. Унта, 1913.—389 с.

170. Тимохова Е. А. Лев Тихомиров и русский консерватизм рубежа XIX -XX вв.: дис. канд. ист. наук: 07. 00. 02 / Е. А. Тимохова; Самарский ун-т. —Самара, 2001. —223 с.

171. Тихомиров Л. А. Апология веры и монархии / Л. А. Тихомиров; ред. и предисл. М.Б. Смолина. -— М.: Изд-во журн. «Москва», 1999. — 474 с.

172. Тихомиров Л. А. Борьба века / Л. А. Тихомиров. -— М. : Университетск. тип., 1896. — 88 с.

173. Тихомиров Л. А. Вероисповедный состав России / Л. А. Тихомиров. — М.: Университетск. тип., 1902. — 27 с.

174. Тихомиров Л. А. Внутреннее обозрение. Новое царствование / Л. А. Тихомиров. — М.: Общестуденческ. союз, 1884. — 141 с.

175. Тихомиров Л. А. В подполье. Очерки из жизни русских революционеров 70-80 гг. / Л. А. Тихомиров. — СПб.: «Друг народа», 1907, —176 с.

176. Тихомиров Л. А. В последние дни / Л. А. Тихомиров. — Москва : Артос-Медиа, 2004. — 287 с.

177. Тихомиров Л. А. Где лучше? Сказка о четырех братьях и об их приключениях / Л. Тихомиров. — М. : Женева: Тип. Кружка чайковцев, 1873. — 64 с.

178. Тихомиров Л. А. Два письма Льва Тихомирова к Ольге Новиковой / Л. А. Тихомиров // Эхо: сборник ст. по новой и новейшей истории Отечества. — Вып.З. — М. : Изд-во МГГУ «Нар. учитель», 2000. — С. 104-109.

179. Тихомиров Л. А. Духовенство и общество в современном религиозном движении/Л. А.Тихомиров. —М.: Университетск. тип., 1893. — 36с.

180. Тихомиров JI. А. Единоличная власть как принцип государственного строения / JI. А.Тихомиров. —М.: ТРИМ, 1993. — 190 с.

181. Тихомиров JI. А. Законы о печати / JI. А. Тихомиров. — СПб.: тип. газ. «Россия», 1909. — 46 с.

182. Тихомиров JI. А. К реформе обновленной России. (Статьи 1909, 1910, 1911 гг.). / Л. А. Тихомиров. — М.: тип. В. М. Саблина, 1912.-343 с.

183. Тихомиров Л. А. Критика демократии. Статьи из журнала «Русское обозрение», 1892-1897 гг. / Л. А. Тихомиров. — М. : Изд-во журн. "Москва", 1997.— 667 с.

184. Тихомиров Л. А. Личность, общество и церковь / Л. А.Тихомиров. — Сергиев Посад: тип. И. Иванова, 1913. — 84 с.

185. Тихомиров Л. А. Материалы по биографии С. Г. Нечаева. 1, Аресты и тюремная жизнь Нечаева/ Л. А. Тихомиров. — М. : изд. Общестуденческого союза, 1884. — 40 с.

186. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров; примеч.: Сергеев С.М., Антипенко. — М. : ГУЛ «Облиздат» : Алир, 1998. —671 с.

187. Тихомиров Л. А. Новые плоды учения графа Л. Толстого / Л. А. Тихомиров.—Киев.: Тип. И. И. Чоколова, 1897. — 18 с.

188. Тихомиров Л. А. О смысле войны / Л. А. Тихомиров. — М. : Университетск. тип., 1904. — 34 с.

189. Тихомиров Л. А. О приобщении Дальнего Востока к миру христианскому / Л. А. Тихомиров. — М : Ред. журнала «Радость христианина», 1900. — 14 с.

190. Тихомиров Л. А. Последние времена: завершение круга мировой эволюции / Л, А.Тихомиров. — М.: Б-ка Серб. Креста, 2003. — 78 с.

191. Тихомиров Л. А. Письма к М. В. Лодыженскому: публ. писем философа от 1915 г. / Л. А. Тихомиров; подгот. к печати, предисл. и примеч. В. Н. Назарова// Вопр. философии. — 1992. — № 5 — С. 137-144.

192. Тихомиров JI. А. Религиозно-философские основы истории / JI. А. Тихомиров; предисл. М. Б. Смолина. — 3-е изд. — М. : Москва, 2000.587 с.

193. Тихомиров JI. А. Счастливая встреча или Любовь к родине / Л. А.Тихомиров. — Женева: Тип. Кружка чайковцев, 1875. — 64 с.

194. Тихомиров Л. А. Тени прошлого : воспоминания. / Л. А. Тихомиров; предисл. М.Б. Смолина. — М.: Изд-во журн. «Москва», 2000. — 712 с.

195. Тихомиров Л. А. Христианские задачи России и Дальний Восток / Л. А.Тихомиров. —М.: Университетск. тип., 1900. — 47 с.

196. Тихомиров Л. А. Христианство и политика: избр. тр. 1892 -1920 г./ Л. АЛихомиров. — М.: Алкр: ГУЛ "Облиздаг", 1999. — 615 с.

197. Тихомиров Л. А. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос / Л. А.Тихомиров. — М. : Изд-во журн. "Москва", 2003. — 616 с.

198. Трельч Э. Историзм и его проблемы : логическая проблема философии истории : пер. с нем. / Э. Трельч; послесл. Л.Т. Мильской. — М. : Юрист, 1994.— 719 с.

199. Трубецкой Н. С. Религии Индии и христианство / Н. С. Трубецкой. Наследие Чингисхана. — М.: Аграф, 2000. — С. 293-328.

200. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой.

201. М.: Владос : Русский двор, 1997. — 573 с.

202. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции / С. Н. Трубецкой. — М.: Мысль, 2003. — 589 с.

203. Трубецкой С. Н. Сочинения / С. Н. Трубецкой; сост., ред. и вступ. ст. П.П. Гайденко; — М.: Ин-т философии: Мысль, 1994. — 816 с.

204. Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории / С. Н. Трубецкой; ред. А.Н. Гопаченко. — М.: ACT; Харьков : Фолио, 2000.— 650 с.

205. Федорова Ю. Ю. Персонализм в отечественной гносеологии XX века и идеи И. Канта: автореф. дис. канд. филос. наук.: 09. 00. 01 /Ю. Ю. Федорова; Моск. пед. гос. ун-т. — М., 1999. — 16 с.

206. Фирсова Л. В. Критический анализ гносеологии русского персонализма (А.А. Козлов и Л.М. Лопатин) : : автореф. дис. . канд.филос. наук : 09.00.03. / JI. В. Фирсова; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 1983. —16 с.

207. Флоровский Г. В. Вера и культура : избр. тр. по богословию и философии / Г. В. Флоровский. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. — 862с.

208. Флоровский Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский; предисл. прот. И. Мейецдорфа. — Киев : Христиан.-благотвор. ассоц. "Путь к истине", 1991. — 599 с.

209. Флоровский Г. В. Догмат и история / Г. В. Флоровский; ред. Владимир Писляков. — М. : Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1998. — 487 с.

210. Франк С. Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк; составит, и отв. ред. А. А. Ермичев. — СПб.: «Наука», 1996. — 737 с.

211. Христиан Вольф и философия в России : сборник ст. / Рос. акад. наук, Ин-т философии; ред.-сост. В. А. Жучков; предисл. В. А. Жучкова, В. Ф. Пустарнакова. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. — 398 с.

212. Хомяков А. С. Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. Работы по историософии / А. С. Хомяков. — М.: Медиум, 1994 —1995. — 589с.

213. Ценностный мир русской культуры : Материалы вторых чтений фак. истории рус. культуры, состоявшихся 15 дек. 1993 г. : сборник ст. / СПбГАК; ред. В. А. Щученко. — СПб.: СПбГАК: Ut, 1995. — 127 с.

214. Цыганов В. И. Идея русского самодержавия и ее развитие в творчестве ЛАЛихомирова : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.01 / В. И. Цыганов; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского :— Н. Новгород , 2000 — 213 с.

215. Чесноков С. В. Роль идейно-политического наследия Л. А. Тихомирова в русской общественной мысли и культуре конца XIX-XX веков: дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Н. Новгород, 2005. — 218 с.

216. Шелер М. Избранные произведения / М. Шелер; пер. с нем. А. В. Денежкина и др.; сост. и науч. ред. А. В. Денежкина.— М. : Гнозис, 1994.—413 с.

217. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер; пер. с нем. А.Н. Малинкина; предисл. Ю.В. Перов — СПб.: Наука : Университет, кн., 1999. —230 с.

218. Шестов Л. И. Сочинения : В 2 т. / Л. И. Шестов . — М.: Наука, 1993 -2 т.

219. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию/ П. Шульц. — Новосибирск: НГУ, 1996. —125с.

220. Щученко В. А. Вечное настоящее культуры : теорет. проблемы ист.-культур. процесса / В. А. Щученко; ред. И. А. Голосенко. — СПб. : Изд-во СПбГТУ, 2001. —229 с.

221. Щученко В. А. Новые тупики старых идей / В. А. Щученко. — Л. : Лениздат, 1982. —174 с.

222. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996. — 340 с.

223. Balthasar Hans Urs von Cosmic liturgy : the universe according to Maximus the Confessor / Hans Urs von Balthasar ; transl. by Brian E. Daley.— San Francisco: Ignatius press, 2003. — 424 p.

224. Cooper Adam G. The body in St. Maximus the Confessor : holy flesh, wholly deified / G. Cooper Adam. — Oxford: Oxford univ. press, 2005. — 287 p.