автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Персоналистические тенденции современной англо-американской философии

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Дворецкая, Екатерина Викторовна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Персоналистические тенденции современной англо-американской философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Дворецкая, Екатерина Викторовна

Введение.

Глава I. Я как личность: проблемы современного персонализма.

Часть 1. Понятие личности.,.

1. Критерий личности.

2. Воплощенность личности.

3. Самость (proprium) и персональность (personality).

Часть 2. Проблема идентификации личности (personal identity).

1. Самоидентификация и самотождественность.

2. Идентификация личности посредством идентификации персональности.

3. Верование — основа идентификации личности.

Часть 3. Проблема собственного Я (the Self).

1. Собственное Я (self) как ментальное переживание.

2. Постижение собственного Я (self) посредством повествования.

3. Собственное Я (Self) как фикция.

Резюме.

Глава II. Проблема Другого (Other) в современной англоамериканской философии.,.

Часть 1. Я и Другой: этические отношения лицом-к-лицу.

1. Основы современных разработок проблемы Другого: "Другой" Левинаса.

2. Интерсубъективная интерпретация Другого.

3. Другой как часть Я.

Часть 2. Мое Другое Я.

1. Феномен многоликости личности (Multiple Personality Disorder).

2. Проблемы памяти и идентичности многоликой личности.

3. Моральная и юридическая ответственность многоликой личности.

Часть 3. Публичный Другой.

1. Другой как "каждый, любой" (everyone).

2. Институт языка как основа постижения публичного Другого.

3. Социальное конструирование Другого.

Резюме.

Глава III: Социальный аспект персоналистических теорий.

Часть 1. Базисные критерии "нового" общества.

1. Построение общества, основанного на "множестве воль".

2. "Сознательное" построение общества.

3. Принципы построения общества, разрабатываемые христианскими персоналистами.

2. Дискурсионные практики как основа общества.

1. Социальное конструирование взаимоотношений в обществе.

2. Субъективный выбор позиции в дискурсе.

3. Проблемы дискурса: индивидуализм или универсализм.

Часть 3. Этическая обоснованность уникальности.

1. Плюралистичное понятие добра как основа уникальности личности.

2. Трансформация функциональной модели общества в пост конвенционализме: идея солидарности.

3. Подлинное олицетворение "всеобщего блага".

Резюме.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Дворецкая, Екатерина Викторовна

Актуальность диссертационного исследования.

Отличительной чертой философии постмодерна является ее ориентация на плюралистичность и отказ от монологических традиций постижения мира. Процессы деструкции в философии конца двадцатого столетия соседствуют с поисками нового стиля мышления, попытками определения новой реальности бытия. Для современной философии характерны, как справедливо отметил Колесников А.С., "дух критицизма и всеобъемлющая переоценка ценностей, поиски принципиально новых форм эмоционального и теоретического отношения к действительности, преобладание личностных критериев в ее оценке, претензии на новый стиль и культуру мышления, способное воспроизвести подсознательное, интимный мир субъекта и общая ориентация на решение "собственно человеческих" или гуманитарных проблем" (Колесников А.С.,2<я,стр.182). Признание плюралистичности бытия приводит к многообразию его трактовок .Нарушение границ жанров, свойственное постмодернизму, влечет за собой совершенно неожиданные определения категорий рациональности, реальности, современности, субъекта и объекта, и истины как таковой. Современной философии свойственно не постижение трансцендентного, а вплетенность ее в реальный мир, отличительной чертой которого признается биологичность. В связи с этим "лингвинистический поворот", определяющий развитие философской мысли, в настоящее время предлагает акцентировать внимание на риторически-респонсивной функции языка, а не на репрезентативной.

Решение онтологических проблем философии зависит от определения характера бытия того, кто их ставит и решает, то есть, от характера собственно человеческого бытия. Главное не то, как "децентрализованный" субъект плюралистичного мира задается вопросом

Что это?", а попытки определить этого "некто", который отвечает. Понятие личность становится ведущим в современной философии.

Соединение этих двух основополагающих тенденций современной философской рефлексии позволило логически очертить проблемной поле современной англо-американской философии. Исследование персоналистических тенденций англо-американской философии, как наиболее прагматической, наиболее связанной с реальной жизнью, дает возможность выявить взаимосвязь фундаментальных ценностных ориентаций: попытки определения, что есть личность, уникальности и оригинальности личности, интерсубъективности личности и проблемы Другого, проблемы коммуникации и солидарности. Актуальность темы исследования позволяет не только определить причины смены направлений исследований в современной англо-американской философии, но позволяет выявить дальнейшее направление исследований современной философской мысли.

Степень разработанности темы.

Для современной философской рефлексии не свойственны обзорные исследования по истории философии. Как справедливо отметила Юлина в своей работе "Очерки по философии в США": "После 1960 года ситуация с "американской философией" стала запутанной. Круг философов неизмеримо расширился, а философия из монологичной стала диалогичной, и во многом творится в процессе дискуссий. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что в самих Соединенных Штатах Америки, после периода довольно интенсивных обзорных исследований по истории философии в США (40--60-е годы) наступил спад и они становятся редкими. К тому же в большей части из них рассматривается прошлая, а не нынешняя философия" (Юлина Н.С., 10, стр.7). Малочисленность историко-философских публикаций российских философов, посвященных исследованию современной англоамериканской философии, определяется, к тому же, отсутствием необходимых для исследования материалов в российских библиотеках.

Последняя работа, которая посвящена изучению своеобразия американского персонализма, была опубликована в 1954 году. Это ~ "Американский персонализм — философия империалистической реакции" Ю.К.Мельвиля. В этой работе Мельвиль четко обозначил черты персонализма Америки того периода. Приведем некоторые высказывания: персоналисты объявляют некую мистическую личность высшим началом всего бытия и познания. Отрицая какую бы то ни было обусловленность поведения человека, персоналисты заявляют, что личность абсолютно свободна, она якобы не подчинена никакой необходимости.

Весь мировой порядок персоналисты объявляют этическим. Это должно означать, что принципы нравственности, которыми руководствуются личности в своих поступках и в своих суждениях, вплетены в самую ткань бытия" (Мельвиль Ю.К.,4,стр.6).

Однако, современный англо-американский персонализм уже не предпринимает "попытки представить общественную жизнь как хаос случайностей, не поддающийся рациональному познанию"(Мельвиль Ю.К .,4, стр.4), а исходит из непредсказуемости и ненадежности человеческой деятельности, из герменевтической природы взаимодействия, пытаясь осмыслить проблемы коммуникации и солидарности на современном этапе развития человечества. Приведенный анализ литературы свидетельствует о том, что тема не разработана в современной российской философии.

Цель диссертационного исследования.

Целью данного диссертационного исследования является изучение и осмысление проблем современной, персоналистически ориентированной, англо-американской философии, выявление причин, приводящих к смене направлений исследований, что позволяет обозначить дальнейшее направление исследований в современной англо-американской философии.

Для реализации цели в диссертации ставятся и решаются задачи: -определить тенденции развития исследования личности всовременной англо-американской философии;

- на основе анализа материала публикаций предложить новую, соответствующую развитию современной философии, методологию анализа персоналистических тенденций;

- раскрыть проблемы идентификации личности в англо-американской философии;

- показать на чем основаны проблемы множественного Я, проблемы моральной и юридической ответственности многоликой личности;

- определить проблемы этического обоснования уникальности личности и идеала подлинности.

Методологическая основа исследования.

Методологическая основа диссертационного исследования определена предметом анализа и поэтому совмещает традиционные (исторический, логический, диалектический) методы, а также герменевтическую реконструкцию и выявление внутренне присущей анализируемым проблемам концептуальности.

На защиту выносятся положения:

1. Логико-историческое развитие современного понятия личности в персоналистических теориях современной англо-американской философии.

2. Особенности этической взаимосвязи равнозначных Я и Другого в реальном, прагматическом мире, которые приводят (чтобы избежать насилия) или к признанию Другого как части Я (Другой во мне), или к признанию публичного Другого, отношения с которым опосредованы справедливыми институтами.

3. Перспективность разработок психоаналитической концепции множественного Я, соответствующей онтологическому плюрализму современности.

4. Особенность ориентации на формы заимозависимости и особенность дискурсивного подхода, которые, отказываясь от "внутренних состояний", исходят из того, что индивидуальная персональность ~ набор адаптаций к сложному социальному и культурному контексту.

5. Необходимость разработок этической обоснованности уникальности личности и ее, предчувствующей будущее сообщество, творческой активности.

Научная новизна конкретизирована в следующих результатах исследования:

- определены тенденции, доминирующие в современной англоамериканской, персоналистически ориентированной, философии, в основании которых - или психоаналитическая концепция личности, или сведение личности к набору адаптационных функций;

- впервые эксплицирована новая "психо-социо-лингвинистическая

II II U парадигма социальных конструктивистов, которые заявляют о второй когнитивной революции";

- выявлены проблемы идентификации личности и собственного Я личности;

- выявлены тенденции сохранения баланса между автономным и рефлексивным собственным Я личности и трогательной заботой (признанием инаковости);

- впервые показаны проблемы множественного Я, произрастающего из признания онтологического плюрализма;

- указаны проблемы моральной и юридической ответственности многоликой личности;

- раскрыта проблема взаимоотношений с публичным Другим, опосредованных справедливыми институтами (и языком в качестве института);

- определены проблемы, свойственные формам взаимозависимости, при которых центром социального мира является не личность, а взаимоотношения в качестве реальности;

- выявлена необходимость этической обоснованности уникальности личности.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Материалы диссертации и полученные результаты в теоретическом плане:

- позволяют определить стратегию развития англо-американской персоналистической философии;

- способствуют развитию научно-исследовательского анализа проблем личности в постмодерне;

- ориентируют на необходимость разработок идеала подлинности уникальности личности как отправной точки моральной идентичности современной личности.

В практическом плане материалы могут быть использованы: - в учебной работе при подготовке лекционных курсов, проведении семинарских занятий по этике, философской антропологии, истории современной зарубежной философии;

- при написании учебников и учебных пособий по современной англоамериканской философии и современным этическим учениям;

- в практической деятельности социального работкика и в воспитательном процессе.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры современной зарубежной философии Санкт-Петербургского государственного университета и была рекомендована к защите. Основные положения и отдельные аспекты диссертационной работы нашли отражение в опубликованных работах автора, докладах и выступлениях на конференциях, форумах и конгрессах международного, межвузовского и внутривузовского уровня (например, Первый российский философский конгресс, Форум "Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века", конференция "Философия XX века: школы и концепции").

Термин персонализм утратил свою популярность на современном этапе философских рефлексий. В своей статье, опубликованной в 1983 году в журнале "Espirit", который был оплотом персонализма на протяжении 50 лет, Поль Рикер провозгласил лозунг, который был подхвачен многими философами: "Пусть умрет персонализм, пусть живет личность" (цит. По Ricoeur,P.,267,p.45). По мнению Рикера, при формулировке персонализма Мунье соотносил его с экзистенциализмом и марксизмом, которые не являются более единственными оппонентами персонализма, более того, на современном этапе развития философии они вообще не являются оппонентами. Личность, однако, остается наиболее приемлемым термином для обозначения тех исследований, для которых ни термин "сознание", ни термин "субъект" или термин "индивид" не приемлемы по многим причинам. Исходя из этого, правомернее говорить о персоналистических тенденциях в философских разработках. Герменевтическая феноменология личности исследует язык, действие, повествование и этическую жизнь. Современный персонализм нацелен на то, чтобы очертить этическую структуру отношений между личностями в сегодняшнем мире. Исходя из этого, те, кто работают в контексте персонализма, стремятся к развитию этических оценок и к пониманию смысла конкретных человеческих реальностей. Хотя те, которые не придерживаются данного направления, могут возразить, что персонализм представляет собой лишь интеграцию некоторых традиций в моральной теологии и моральной философии.

Современный персонализм утверждает, что по существу важно разъяснить и прояснить развитие некоторого антропологического права выбора, который затем может быть использован для формирования и функционирования человеческого сознания. Разрушительная сила персонализма в том, что он четко обозначает, что реальность человеческих условий намного шире, чем абсолютное царство или господство автономии. Истинное бытие человеческих личностей является сложным, полностью интерсубъективным и социальным. Данное наблюдение помогает избежать односторонности радикализма автономии, которая весьма типична при принципиальном подходе. Современный персонализм представляет собой многостороннюю модель, которая соотносится с человеческой личностью во всех ее измерениях и взаимоотношениях. Согласно этой точке зрения, человек не только проявляется, но и с восторгом участвует в этой богатой многосторонности своего существования. Быть человеком — значит быть насыщенным уникальностью и оригинальностью. Однако следует отметить, что оригинальность является пустым понятием, если не включает в себя открытость по отношению к другим и не включает в себя кооперацию с другими для развития, экспансии сообщества солидарности.

По мнению многих исследователей, именно Первая Мировая война послужила началом широкого распространения персонализма. До этого весьма мало уделялось внимания мистерии уникальности человеческого существования. В основном внимание уделялось человеческому познанию или человеческому сознанию. Послевоенные работы философов открыли уникальную и конкретную человеческую личность с его или ее собственными жизненными намерениями и целями, с его или ее страхами и надеждами. Однако, они также открыли, что индивид становится личностью только если нацелен на поиски и достижение своей собственной идентичности. Но это не следует рассматривать как эгоизм или самовлюбленность. Подобная забота о своем собственном существовании оберегает индивида от полного растворения в мире "они", от того, чтобы быть поглощенным этим миром, в котором личность обязана и вынуждена пожертвовать своей уникальностью ради цельности социальных обычаев и условностей.

Дальнейшие разработки персонализма приводят к тому, что истинное человеческое существование каждой уникальной личности состоит в попытке личности реализоваться в свободе. Индивид конструирует собственное Я с точки зрения осмысленного существования, на основе знания того, что каждый собой представляет сейчас и кем может стать, то есть, все эти знания служат личности для выработки своего собственного проекта жизни. Данного подхода придерживается современное антропологическое обоснование человеческого труда: индивид проектирует собственное Я и задействует все для реализации этого проекта. Более того, в связи с тем, что, бесспорно, каждое человеческое существование отлично от другого, уникально и присуще лишь данному собственному Я, личности различаются по способностям, ощущениям, чувствам и возможностям. Каждая личность уникально талантлива. При взаимодействии с социо-культурным окружением все способности личности интегрируются и формируют уникальную, оригинальную персональность с индивидуальным характером.

В философии экзистенциализма уникальность человеческого существования формулировалась радикально и абсолютно, что повлекло за собой фиксацию на понятии автономии. Но, тем не менее, рефлексия по поводу того, что означает быть человеком, не закончилась на этом. Философия экзистенциализма имела величайшее влияние на дух философии в то время. Односторонность, с которой подчеркивалась уникальность каждого человеческого существования, привела к противоположному движению. С одной стороны, следует оценить по достоинству фундаментальное прозрение экзистенциализма: оригинальность каждого личностного переживания своего человеческого существования. Но с другой стороны, однако, появляется необходимость исследований с современным подходом к данной проблеме, ведь личность не ограничивается уникальным переживанием своего существования в качестве индивида, поскольку это влечет за собой изоляцию индивида.

Для того чтобы полнее осветить личностное существование, необходимо рассмотреть открытость каждого человеческого существования по отношению к другому, такому же, как и он, человеческому существу. Еще в 1923 году Бубер написал свою выдающуюся книгу "Я и Ты". Он внес тем самым бесценный вклад, его прозрение вскрыло новый подход: никто не может быть человеком сам по себе. В качестве человеческих существ, мы, по сути, пребываем в открытых отношениях, мы включены в реальность, в которой мы пребываем с другими человеческими существами и перед которыми мы в долгу за наше существование. Мы открываем себя тем, которые окружают нас, и, конечно же, мы открыты по отношению к Богу.

Прозрения Бубера было заново интерпретировано и радикально переосмыслено Эммануилом Левинасом, который еще более подчеркнул радикальное отличие, непохожесть Другого. Этические отношения переосмыслены в его работах как отношения, в которых Другой предлагает себя мне в своем существовании в качестве Другого. Таким образом, другие не являются более субъектами самими по себе для того, чтобы обозначить отношение по поводу позиции, которую я занимаю по отношению к ним. Наиболее существенная черта Другого — в его призыве ко мне, в его обращении ко мне с призывом, который этически затрагивает меня. Однако, подобный подход обнаруживает проблему: до какой степени Я позволяю себе быть затронутым Другим, даю возможность Другому взывать ко мне?

Ограниченность философии диалога состоит в основном в том, что фактически философия диалога придает слишком большое значение малому масштабу, малому охвату отношений и сводится к интимным встречам. Однако следует отметить ценность философии диалога, которая сопровождается анализом уникальности каждого человеческого существования и открывает возможность ответственности-солидарности по отношению к обществу как таковому. Подчеркивание полноты человеческого существования расширилось и увеличилось за счет понятия участия, в котором личность полностью, целиком задействована в обществе. Здесь подразумевается феномен проживания в особом, конкретном обществе как таковом и этическое назначение, которое сопровождает социальную жизнь при реализации благой жизни. В этом немаловажную роль сыграли разработки персоналистов.

В течение длительного времени социальные обязательства оставались за пределами главных интересов антропологической рефлексии. Данное прозрение по- новому высветило контрастное существование человека, противостоящего социальному порядку, который в значительной степени являлся нечеловеческим. Чрезмерное проявление индустриальной революции (в предыдущем столетии) и отношения "человек человеку волк" между тоталитарными государствами (в двадцатом столетии) легли в основу переосмысления принципов построения общества теми, кто твердо стоял на позиции гуманизма. Таким образом, сама победа социального безумия породила задачу солидарности и ответственности (например, можно вспомнить Франкфуртскую школу с Адорно и Хокхаймером (Horkheimer), Карла Ясперса).

Те философы, которые придерживаются данного подхода к проблемам человеческого существования, задумались об идеальном образе справедливого общества. Не имеет особого значения как тот или иной философ представляет справедливое общество, ведь возможность сфабриковать совершенное общество никогда не осуществится полностью. Максимум на что можно рассчитывать и надеяться, так это на движение по направлению к приблизительному соответствию идеалу справедливости, к приближению к нему настолько близко, насколько это возможно. Так как, как справедливо отметил Левинас, даже в самом лучшем и благополучном обществе чиновник не видит и не обращает внимания на слезы индивида. Исходя из этого, можно сказать, что мы сталкиваемся с подразумеваемым понятием перманентной революции, которая заслуживает особого внимания при таком подходе: снова и снова то, что уже было однажды достигнуто, или любая уже существующая ситуация, постоянно должны подвергаться сомнению, их следует переориентировать на достижение большей гуманности. Как сказали бы теологи, библейское осуждение созданных человеком образов принимает новое значение: истина о человечестве и человеческом обществе может быть постигнута только в качестве перманентного процесса критического превосходства над уже существующим и свершившимся.

Следует отметить, что подобный сдвиг в антропологическом исследовании в основном был совершен политической теологией (например, можно отметить Карла-Отто Апеля).

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что впервые в истории антропологической рефлексии человек открыто занял определенное положение перед задачей взятия на себя ответственности в солидарности. Индивидуальная этика и этика отношений не являются более удовлетворительными. Однако центральный вопрос остается: как могут решения личности (в сознании уникальной личности) выразить и интегрировать подобное соответствие ответственности в солидарности? Любой, кто рассуждает, может тщательно разрабатывать и верифицировать свои мысли только в форме диалога, даже если это диалог со своей собственной душой. Любые создания, которые могут говорить, могут быть представлены, следовательно, только в процессе разговора, вернее проговаривания. Совместное существование человечества, таким образом, всегда является существованием в процессе коммуникации. Этические нормы, которые являются основой всех этих требований, — это не только утверждения, но также и права людей, а также и права, предъявляемые к людям, которые должны получить оправдание в диалоге.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что для современного персонализма характерны три фундаментальные ценностные ориентации: 1) уникальность и оригинальность человеческой личности, 2) интерсубъективность человеческой личности и отношения с другими человеческими личностями, 3) коммуникация и солидарность. Исходя из этого, можно определить моргшьный критерий с точки зрения современного персонализма. Персоналист говорит, что действие является моральным, если служит человеческому или человеческой судьбе, то есть, если оно по истине или по своей сути благотворно для человеческой личности и может быть адекватно рассмотрено в этих трех базисных ценностных ориентациях (измерениях и взаимоотношениях): уникальности, обязательств отношений и солидарности. Благодаря историчности человеческой личности данный критерий требует, чтобы мы снова и снова пересматривали, какая из возможностей, которой мы располагаем в данный момент истории, может содействовать развитию человеческой личности.

Эти три основные ценностные ориентации могут быть более подробно высказаны посредством различных разъяснений и прояснения ценностей и посредством выражения этих ценностных суждений в конкретных моральных нормах. Персоцалистский подход требует, таким образом, надлежащего и по сути соответствующего пропорционального баланса между этими ценностями и нормами для того, чтобы обеспечить наиболее человечески возможное в свете наиболее человечески желанного.

Данная работа посвящена исследованию персоналистических тенденций в англо-американской философии последней четверти двадцатого столетия. Работы многих; философов, представленных в данной работе, ранее не переводились, поэтому не знакомы широкой публике. Хотя многие из них, например, Герген (Gergen), Харре (Нагге), Батлер

Butler), Бенхабиб (Benhabib), Кэмпбелл (Campbell), — весьма популярны в современной англо-американской философии. Другие, например, Брауде (Braude), Кларк (Clarck), — менее популярны, а некоторые, например Вайсс (Weiss), можно сказать, мало известны (на ее работы не было ни одной сноски в работах других философов), хотя ее исследования и критерий личности, который она предлагает: любой, рожденный женщиной, — достойны внимания. Некоторые философы, как, например, Куайн (Quine), Берточчи (Bertocci), Арендт (Arendt), Деннетт (Dennett), своими исследованиями давно заслужили популярность. Работы этих и других современных англо-американских философов, несмотря на то, что некоторые из них разрабатывают определенные, актуальные на данном этапе развития общества, проблемы, послужили основанием для обозначения логического поля проблем, связанных с современным пониманием личности и ее деятельности, что нашло свое отражение в структуре диссертации. Основные проблемы постижения личности, которые проистекают из отказа от субстанциальности Я, — это проблема идентификации личности, связанная с ней проблема Другого, проблема коммуникации, совместного существования или общества.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Персоналистические тенденции современной англо-американской философии"

Заключение

О гибели западно-европейской цивилизации провозглашено более века назад. В конце двадцатого столетия философская концепция, построенная на всесильности разума, считалась бы нонсенсом. Объективная истина умерла вместе со "смертью" Бога. Англоамериканская философия, как наиболее прагматичная, особенно ярко демонстрирует те тенденции, которые свойственны разрушению западноевропейского стиля мышления, так как ориентация на прагматизм позволяет более четко и последовательно очертить человеческий мир без Бога. Николай Бердяев профетически сформулировал развитие философской мысли в XX столетии, провозгласив, что данный век будет находиться "под знаком распри между Богом и человеком". В конце двадцатого столетия, продолжая мысль Бердяева, можно сказать, что если человек победит, он саморазложится. В подтверждение этого высказывания можно привести концепцию множественного Я, которая становится все более популярной на Западе. Более того, Деннетт прав, заявляя о том, что это новый эволюционный виток.

Личность, которая утратила свое «божественное происхождение», утрачивает и саму способность идентифицировать себя как личность. Эволюционные теории развития личности, несмотря на богатейший материал своих исследований, сталкиваются с проблемой критерия личностного начала в человеке. Бесспорным считается, что личность формируется лишь в социуме. Однако остается неясным, каким образом личность идентифицирует себя как личность, если она не тождественна некоему образу и подобию Божьему? Саморазвивающаяся личность изменяется, но что ей позволяет оставаться самой собой в процессе этих изменений. Если это наличие некоторой самости, некоей сердцевины личности, которая не субстанциальна по сути своей (иначе она была бы предзадана, а, следовательно, не свободна), не является и неким набором природных качеств и способностей (иначе личность сводилась бы к определенной сумме биологических и психологических характеристик), то чем же является эта сердцевина личности, позволяющая ей идентифицировать себя как личность? Суть личности не в самосохранении и самовыживании, а в ее открытости иному, что, собственно, и позволяет ей изменяться.

Становящаяся личность пребывает в социуме. Это социальное измерение личности удачно названо персональностью в англоамериканской философии. Подверженная социальным изменениям, изменяющаяся вместе с ними персональность становится, однако, подобна свободно плавающему кораблю без рулевого, который поэтому не может в принципе держать курс на становление личности. Что же нам позволяет говорить, что все эти сменяющие друг друга маски персональности принадлежат какой-то определенной личности? Возможно, это наличие некоего собственного Я, ощущения, что за всеми этими персональностями существую собственно Я и позволяет приписывать все эти персональности мне. Почему Я приписываю все эти персональности себе? Единственный ответ: потому что верю, что это все Я. Таким образом получается, что не "мыслю, поэтому существую", а "верю, поэтому существую". Смена парадигмы очевидна. В основе нее не объективная истина, постигаемая разумом, а правдоподобие, в основе которого психологическое переживание. Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на лингвинистический поворот, который определяет развитие философии в настоящее время, в основе новой парадигмы, ее стержнем, будет психология.

Второй основополагающей тенденцией можно считать изменение в трактовке настоящего. Настоящее не рассматривается как некий результат прошлого, а рассматривается как предчувствующее будущее настоящее. Возможно, это скажется и на философии, которая не будет больше объяснять, что это так и не иначе, так как объективные законы развития приводят к подобному результату, а станет полностью профетической.

Причем философы не будут выстраивать концепции, которые логически непротиворечивы, в доказательство своей точки зрения. Скорее, они будут обрисовывать некую правдоподобную картину, образ будущего, заявляя "Да будет так!". Конечно, в этом случае возрастает риск неподлинности предвосхищения будущего (или лжепророков), обольщения желаемым, поэтому именно этическая направленность личности будет, бесспорно, играть решающую роль.

Постижение становящейся личности основывается на исследовании воплощенной личности в настоящем. При таком подходе неоспоримой точкой отсчета является правдоподобное настоящее (или солипсизм настоящего момента), выход из которого в англо-американской философии видится посредством раскрытия связи Я и Другого. То есть, вступление в настоящее является множественным, что позволяет личности изменяться. Однако, радикальное изменение личности, которая свободно избирает всевозможные пути своего становления, приводит к тому, что личность плюралистична, а не монологична. Плюралистичная личность способна выступить инициатором новой серии событий, однако в основе идентификации данной личности уже не свобода выбора, а отсутствие контроля волящего субъекта, так как наличие собственного Я личности как основы самоидентификации и источника автономии ставится под сомнение. Эта способность выступать инициатором связана с непредсказуемостью и ненадежностью (даже для самой личности), хотя и дает уникальную способность говорить и думать от лица мира (что невозможно для монологичной личности).

Это множество изменчивых идентичностей, с одной стороны, приводит к проблеме ложной идентификации или к проблеме подлинности личности, а с другой стороны, позволяет ощутить Другого как олицетворенную часть себя, то есть, поддерживать различия и противоречия внутри себя. Подобное множественное "Я" способно выдержать градуированное бытие, но при этом оно не должно идентифицироваться ни с одной определенной историей или версией себя. Множественное (не цельное) Я ведет к самоосвобождению от идентичности. Множественность-в-качестве-идентичности — неизбежный ответ на современную фрагментацию. Гетерономность моральной жизни подобной личности дает ей возможность быть направленной на будущее и говорить от лица "большего сообщества" (выходить за пределы ограниченного ситуацией сообщества). Ценностные установки множественной (многоликой) моральной идентичности личности не могут быть основаны на каком-либо исключительном критерии. Современному моральному языку может соответствовать только множественность понятий добра, что в корне меняет смысл моральной ответственности личности.

Моральная ответственность личности до сих пор апеллировала к идентичности (человек, совершивший поступок, идентичен тому, кто несет за него ответственность). Однако для множественной личности идентичность или подобие на протяжении всего времени не может быть определяющей для ее моральной ответственности, а значит, следует признать, что нельзя отрицать проступок, грех, правонарушения, совершенные ранее, отрицая идентичность личности с преступником. Таким образом, следует признать, что многоликая личность ответственна за все преступления, совершаемые в данный момент. Это влечет за собой и смену религиозных установок. Однозначно, что подобная личность не может спастись одна, она может быть или спасена со всеми, или со всеми погибнуть. Плюралистичная личность морально ответственна за будущее (в отличие от монологичной личности, ответственной за прошлые деяния). Конфликты современного мира не являются, таким образом, конфликтами между различными культурами, установками и намерениями, как и не являются конфликтами между различными субъектами, они — внутренние конфликты сложности моральной идентичности личности. В этом случае только идеал подлинности уникальности и оригинальности личности может стать отправной точкой моральной идентичности личности, что может, по сути своей, соответствовать современному богоявлению.

Уникальность призвания и подлинность олицетворения новых ценностей в уникальный момент исторического развития свидетельствуют о том, что существует лишь исторически индивидуальное, что созвучно святости, так как "подобный только один в мире". В связи с тем, что этические ценности произрастают из глубоко переживаемого личностного ответа жизни и миру, а не являются социальными или интеллектуальными построениями, интимное постижение ценностей не может иметь ясно выраженного публичного смысла. Плюралистичность этических миров, соответствующих множественности моральных воль, являются основанием случайности и непредсказуемости этического предвосхищения, что усугубляет моральный риск. Можно только верить, что данная холистическая личность подлинно олицетворяет путь спасения.

На материале данной диссертации можно проследить и другую w II It тенденцию, в основе которой децентрализованная личность также приобретает свою целостность только при полагании на парного Другого. Но этот Другой - конкретный исторический индивидуум со своими потребностями. При этом проблема взаимоотношений между Я и Другим сводится к проблеме выбора между потребностями Я и конкурирующими потребностями Других. Рассмотрение личности сквозь призму коммуникации влечет за собой сосредоточенность на отношениях, что ориентирует на рассмотрение личности как морального агента. С возрастанием современных коммуникационных технологий личности вовлекаются в социально насыщенный мир, что приводит к расширению словаря бытия. Но расширение словаря внутреннего мира личности приближает время условной гомогенности. Поскольку технологии способствуют смешиванию выражения, экспрессии и контекста, то контекст перестает быть ключом к психологическому условию выражения.

Исходя из этого, выражение становится свободно плавающим означающим без специфически обозначенного.

По мнению "социальных конструктивистов", которые разрабатывают новую психо-социо-лингвинистическую парадигму, это приводит к тому, что на практике разделяемое всеми понимание происходит лишь случайно, то есть "социально конструируется" в процессе происходящего разговора, так как индивиды, пытаясь скоординировать свои активности, конструируют подходящий тип жизненных социальных отношений. Учитывая такую современную ситуацию, они предлагают обратить внимание не на формы независимости, а на формы взаимозависимости, в которых центром социального мира является не Я, а взаимоотношения в качестве реальности, а собственное Я — интегральная часть, что позволит утвердить психологическую сферу в качестве социальной сферы. Акцент делается на социально отвечающей природе личности, поэтому репрезентативная функция языка признается вторичной, а риторически-респонсивная функция — первичной, чтобы не затемнять природу респонсивного, диалогичного разговора, в котором личности совместно конструируют "реальности". По их мнению, дискурсивный поворот — это "вторая когнитивная революция".

Ценность и автономность конструируемой публичной реальности подразумевает ограждение от интимности, поэтому взаимоотношения между Я и Другим не являются отношениями лицом-к-лицу, которые ничем не опосредованы, а являются партнерскими отношениями, опосредованными институтами и организациями. В этом случае Другой, с которым Я вступает в партнерские отношения, выступает партнером "без лица", то есть "каждым, любым". С данным публичным Другим устанавливаются отношения взаимного обмена, а справедливые институты "корректируют" (уравнивают) неравенство Я и Другого. В этом случае отношения между Я и Другим нацелены на поиски морального равенства посредством различных средств признания, а справедливость и солидарность становятся ведущими принципами подобных взаимоотношений.

Чтобы совместная деятельность стала возможной, необходимо участникам деятельности морально признать и уважать то, что существует "между" ними. Это дает возможность каждому участнику внести свой серьезный вклад в конструирование ситуации и ее смысла, однако при этом они не могут отвечать так, как они хотят, поскольку влияние Других детерминирует "проговаривание" индивидуального морального агента. Таким образом, позиция личности в дискурсе не свободна, а задана, исходя из того, что совместная деятельность "провоцирует" только ограниченную реальность следующих возможных актов. Приоритет совместной деятельности предполагает, что участники совместной деятельности знают и признают, что они участвуют в событии, которое затмевает важность любого единичного участника. По мнению социальных конструктивистов, участие в подобном событии способствует положительному изменению личности, так как процесс взаимоотношений имеет цель. Эта цель -величие отношений, возможность нового порядка возвышенного в техномире постмодерна. Поэтому новая психо-социо-лингвинистическая парадигма сможет изменить субъекта путем введения новых словарей и новых способов проговаривания, так как только изменение ритуала аргументации, по мнению социальных конструктивистов, может привести к построению новой человеческой общности.

Скорее всего, смена парадигмы, о которой заявляют социальные конструктивисты, приведет к смене доминирующей культуры в мире. Вместо становления холистической личности, отличительной чертой которой является признание инаковости внутри себя (что возможно лишь в рамках культуры Единой в Трех Лицах Святой Троицы христианства), новый порядок возвышенного призывает иную культуру — фундаментально монотеистическую. В рамках этой культуры невозможно представить себя Другим, в ней нет традиции "театра" как такового. Если данная культура станет доминирующей в мире, то ритуал аргументации, бесспорно, изменится на основе новых способов проговаривания.

На рубеже XX и XXI столетия в англо-американской философии сохраняется хрупкий баланс между двумя этими тенденциями. И во многом от талантливости философов, очерчивающих пути развития мира, находящегося в становлении, от убедительности и привлекательности проговаривания ими своих позиций, зависит, какая из двух тенденций станет доминирующей в ближайшее время.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в дальнейшем своем развитии англо-американская философия будет нацелена на тщательное прописывание ликов и картин изменяющегося реального мира.

 

Список научной литературыДворецкая, Екатерина Викторовна, диссертация по теме "История философии"

1. Бубер, Мартин «Я и Ты» ,М. ,1993

2. Козловски, Петер "Очерки персоналистической философии",СПб,19972а. Колесников А. С. «Постмодерн и кризис буржуазного рационализма» //

3. Философия в духовной жизни общества», том 1, СПб., 1997

4. Левинас Эммануил «Время и Другой. Гуманизм другого человека»,СПбД 998

5. Мельвиль Ю. К. «Американский персонализм философия империалистической реакции», М., 1954

6. Мунье, Эммануил "Персонализм",М.,1995

7. Рикер, Поль. "Герменевтика и психоанализ. Религия и вера", М., 1996

8. Рикер, Поль. "Герменевтика, Этика, Политика", М.Д995

9. Франки, В. "Человек в поисках смысла", М.,1990

10. Хабермас, Ю. "Демократия, разум, нравственность", М.,1995

11. Юлина Н. С. «Очерки по философии в США. XX век», М., 19991 .Abel,Gunter,"Indeterminacy and Interpretation" in "Inquiry",Vol.37,№ 4, December1994

12. Aboulafia,Mitchel,"The Mediating Self: Mead, Sartre, and Self-Determination",New Haven:Yale University Press, 1986

13. Aboulafia,Mitchell,"Habermas and Mead: On Universality and Individuality" in "Constellations Volume 2",№ 1,1995

14. Adorno,T.W.,"Negative Dialektic",Frankfurt:Suhrkamp,1966

15. Adorno,T.W.,"Sociology and Psychology" in "New Left Review",47,1968

16. Allport,Gordon W.,"Becoming",New Haven:Yale University Press, 1955

17. Arendt,Hannah,"The Human Condition",Chicago:University of Chicago Press,1958

18. Arendt,Hannah,"Between Past and Future: Eight Exercises in Political Thought",N.Y.:Viking Press, 1968

19. Arendt,Hannah,"The Origins of Totalitarianism", San Diego :Harcourt Brace Jovanovich,1973

20. Arendt,Hannah,"The Life of the Mind",Vol.l,"Thinking",New York:Harcourt Brace Jovanovich,1977

21. Arendt,Hannah,"The Life of the Mind".Vol.2,"Willing",New York:Harcourt Brace Jovanovich,1977

22. Arendt,Hannah,"Lectures on Kant's Political Philosophy",ed. by Ronald Beiner,Chicago:University of Chicago Press,1982

23. Arendt,Hannah,"Between Past and Future",Harmondsworth:Penguin,1987

24. Arpaly,Nomy & Schroeder,Timothy,"Alienation and Externality" in "Canadian Journal of Philosophy",29,1999

25. Atkinson,Anthony,"Persons, systems and subsystems" in "Connexions",Issue I, January 1997

26. Austin,J.L.,"How to Do Things With Words",Cambridge:Harvard University Press,1975

27. Ayer,A.J.,'"Freedom and Morality and Other Essays",Oxford UP, 1984

28. Ayers,M.,"Locke: Epistemology and Ontology",London:Routledge,Vol.11,1991

29. Barresi,John,"On Becoming a Person" in "Philosophical Psychology", 12,1999

30. Barresi,J.& Moore,C.,"Intentional relations and social understanding" in "Behavioral and Brain Science", 19,1996

31. Bataille,Georges,"Reflections on the Executioner and the Victim" in "Yale French Studies: Literature and Ethical Question",79,1991

32. Bayer,Richard C.,"Christian Personalism and Democratic Capitalism" in "Horizons",21/2,1994

33. Bellah,Robert, et al.,"Habit of the Heart: Individualism and Commitment in American Life",New York:Harper & Row, 1985

34. Benhabib,Seyla,"The Generalized and the Concrete Other: The Kohlberg-Gilligan Controversy and Moral Theory" in Eva Feder Kitty & Diana T. Meyers (Eds.)"Women and Moral Theory",Totowa,NJ:Rowman & Littlefield, 1987

35. Benhabib,Seyla,"Feminism and the Question of Postmodernism" in "Situating the Self: Gender, Community and the Postmodernism in Contemporary Ethics",New York: Routledge,1992

36. Benhabib,Seyla,"Situating the Self: Gender, Community and the Postmodernism in Contemporary Ethics",New York:Routledge,1992

37. Benhabib, Seyla,"The Personal is not the political" in "Boston Review", October/November 1999

38. Benjamin,Jessica,"The Shadow of the Other (Subject): Intersubjectivity and Feminist Theory" in "Constellations", Vol. 1,№ 2,1994

39. Bennett,W.L.,& Feldman,M.S.,"Reconstructing reality in the courtroom", New Brunswich,NJ:Rutgers University Press, 1981

40. Bergstrom,Lars,"Quine's Truth" in "Inquiry",Vol.37,№ 4,December 1994

41. Berman,Marshall,"All That is Solid Melts into Air",New York:Simon and Schuster, 1983

42. Bermudez,Jose Luis,"Aspects of the Self: John Campbell's Past, Space and Self' in "Inquiry",38,1995

43. Bermudez,J.L., Marcel, A.& Eilan,N.(Eds.),"The Body and the Self',Cambridge,MA:MIT Press, 1995

44. Bernstein,Basil,"Class, Codes, and Control: Theoretical Studies Towards a Sociology of Language", Vol.1,London:Routledge & Kegan Paul, 1971

45. Bernstein,Richard,"Incommensurability and Other Revisited" in "New Constellation",Cambridge:MIT, 1992

46. Bertocci,Peter A.,& Millard,Richard M.,"Personality and the Good",David McKay Company,INC:New York, 1963

47. Bertocci,Peter A.,"The Person, His Personality, and Environment" in "The Review of Metaphysics",Vol.32,№ 4(June 1979)

48. Bertocci,Peter A.,"Why Personalistic Idealism?" in "Idealistic Studies",Vol.10,№3,1980

49. Bertocci,Peter A.,"The Essence of a Person" in Thomas O.Buford (ed.) "Philosophy for Adults",Washington,D.C.:University Press of America, Inc.,1980

50. Billig,M.,"Arguing and Thinking: a Rhetorical Approach to Social Psychology",Cambridge:Cambridge University Press, 1987

51. Billig,M. et al"Ideological Dilemmas",London:Sage,1988

52. Boghossian,P.,"Content and Self-Knowledge" in "Philosophical Topics": ХУПД989

53. Borch-Jacobson,Mikkel,"Jacques Lacan: The Absolute Master",trans.Dauglas Brick, Stanford:Stanford University Press, 1991

54. Boswell,Jonathan,"Community and the Economy: A Theory of Public Cooperation" ,New York:Routledge, 1990

55. Bo wen-Moore,Patricia, "Natality, Amor Mundi, and Nuclearism" in Janes W.Bernauer (ed.)"Amor Mundi: Explorations in the Faith and Thought of Hannah Arendt",Boston:Nijhoff, 1987

56. Bowen-Moore,Patricia,"Hannah Arendt's Philosophy of Natality",London: MacMillan,1989

57. Bowker,J.,"Is God a Virus?",London:SCM Press, 1995

58. Bowne,Borden Parker,"Personalism",Boston and New York:Houghton Mifflin, 1908

59. Braude,Stephen E.,"First Person Plural: Multiple Personality and the Philosophy of Mind" ,London:Routledge, 1991

60. Braude,Stephen E.,"Personality and Moral Responsibility" in "Philosophy, Personality, and Psychology",3.1,1996

61. Brennan,Teresa,"The Interpretation of the Flesh: Freud and Feminity", New York:Routledge, 1992

62. Bromberg,"Shadow and Substance: A Relational Perspective on Clinical Process" in "Psychoanalytic Psychology", 10.2(Spring 1993)

63. Bruffee,K.A.,"Collaborative learning" ,Baltimore:Johns Hopkins University Press, 1993

64. Bruner,J.,"Acts of meaning",Cambridge,MA:Harvard University Press,1990

65. Buber,Martin,"Element of the Interhuman" in "The Knowledge of Man",New York, 1965

66. Budwig,Nancy,"The linguistic marking of agentivity and control in child language" in "Journal of Child Language", 16,1989

67. Budwig,Nancy,"The linguistic marking of non-prototypical agency: An exploration into children's use of passives" in "Linguistics" ,28,1990

68. Budwig,Nancy,"Language and the Construction of Self: Linking forms and functions across development" in N.Budwig, I.Uzgiris,& J.Wertsch (Eds.) "Communication: An arena of development",Stamford,CT:Ablex,2000

69. Buford,Thomas О.,"Personal Philosophy.(The Art of Living)",Canada:CBS Colledge Publishing, 1984

70. Buford,Thomas O.,"Preface: Special Issue on Metaphysical Personalism" in "Personalist Forum", 12(1), 1996

71. Burnor,Richard N.,"What's the matter with The Matter of Chance?" in "Philosophical Studies",46(1984)

72. Butler,Judith,"Gender Trouble: Feminism and Subversion of Identity",New York:Routledge, 1990

73. Butler,Judith,"Contingent Foundations: Feminism and the Question of Postmodernism" in J.Butler & J.Scott(Eds.),"Feminists Theorize the Political",New York:Routledge, 1992

74. Butler,Judith,"Poststructuralism and Postmarxism" in "Diacritics" ,23(4), Winter 1993

75. Butler,Judith,"Melancholy Gender/Refused Identification" in Maurice Berger, Brian Wallis & Simon Watson (Eds.) "Constructing Masculinity",New York & London:Routledge, 1995

76. Butler,Judith,"Sovereign Performatives in the Contemporary Scene of Utterance" in "Critical Inquiry",23(2),Winter 1997

77. Butler,Judith,"Excitable Speech: A Politics of the Performative",New York:Routledge, 1997

78. Cadava,Eduardo, Connor,Peter,& Nancy,Jean-Luc,"Who Comes After Subject?",New York:Routledge, 1991

79. Cahill,Lisa Sowle,"Catholic Sexual Ethics and the Dignity of the Person: A Double Message" in "Theological Studies",50,1989

80. Campbell,A.,"The body image and self-consciousness" in Bermudez,J.L., Marcel,A.,& Eilan,N.(Eds.),"The Body and the Self',Cambridge,MA:MIT Press, 1995

81. Campbell,John,"Past, Space and Self',Cambridge,MA:MIT Press, 1994

82. Caputo,John,"Against Ethics",Bloomington:Indiana University Press, 1993

83. Carr,D.,"Time, narrative and history",Bloomington,IN:Indiana University Press, 1986

84. Caruth,Cathy,"Trauma: Explorations in Memory", В altimore,MD: Johns Hopkins University Press, 1995

85. Chalmers,D.J.,"The conscious mind: In search of a fundamental theory", New York:Oxford University Press, 1996

86. Chenu,M.D.,"The Church's Social Doctrine" in "Concilium",140,1980

87. Clark,Stephen R.L.,"How many Selves make me?" in D.Cockburn(Ed.)"Human Being",Cambridge:Cambridge University Press, 1991

88. Clark,Stephen R.L.,"Social, Moral and Metaphysical Identities" in "Personalist Forum",8(Supplement), 1992

89. Clark,Stephen R.L.,"Minds, Memes, and Multiples" in "Philosophy, Psychiatry, and Psychology",3.1,1996

90. Clarke,R.,"Free will and the conditions of moral responsibility" in "Philosophical Studies",66,1992

91. Coleman,John A.,"Neither Liberal nor Socialist" in John A.Coleman(Ed.) "One Hundred Years of Catholic Social Thought",Maiyknoll,NY:Orbis,1991

92. Cooke,Maeve,"Selfhood and Solidarity" in "Constellations Volume 1",№3,1995

93. Coons,P.M.,"Iatrogenesis and malingering of multiple personality disorder in the forensic evaluation of homicide defendants" in "Psychiatric Clinics of North America", 14,1991

94. Cornell,"Philosophy of the Limit",New York:Routledge,1992

95. Cort,John,"If Not Communism or Capitalism, What?" in "New Oxford Review" (S eptember 1990)

96. Crouch,S.,"Notes on a hanging judge",New York:Oxford University Press,1990

97. Curran,Charles,"Natural Law" in "Directions in Fundamental Moral Theology",Notre Dame:University of Notre Dame Press, 1985

98. Curran,Charles,"Official Social and Sexual Teaching" in "Tensions in Moral Theology",Notre Dame:University of Notre Dame Press, 1988

99. Davidson,Donald,"Meaning, Truth, and Evidence" in R.B.Barrett & R.F.Gibson(eds) "Perspectives on Quine",Cambridge:Blackwell,1990

100. Davidson,Donald,"Epistemology Externalized" in "Dialectica",45(2-3), 1991

101. Davidson,Donald,"What is Quine's View of Truth?" in "Inquiiy",Vol.37,№ 4,December 1994

102. Davies,Bronwyn,"Frogs and snails and feminist tales. Preschool children and gender",Sydney:Allen and Unwin,1989

103. Davies,Bronwyn,& Harre,Rom,"Positioning: The discursive production of selves" in "Journal for the Theory of Social Behaviour",20,1990

104. Dawkins,R.,"The Selfish Gene",Oxford:Oxford University Press,1976

105. Degnin,Francis Dominic,"Laughter and Metaphysics: Interruptions of Levinas and Nietzsche" in "Philosophy Today"(Spring 1995)

106. Dennett,D.C.,"Brainstorms",Montgomery, VT:Bradford Books, 1978

107. Dennett,D.C.,"Consciousness Explained", Boston, MA:Little Brown,1991

108. Dennett,D.C.,"The Self as a Center of Narrative Gravity" in F.Kessel, P.Cole & D.Johnson(Eds.)"Self and Consciousness: Multiple Perspectives",Hillsdale,NJ:Erlbaum,1992

109. Dennett,D.C.,"The Message is: There is no Medium" in "Philosophy and Phenomenological Research" :LIII, 1993

110. Derrida,Jacques,"Structure, Sign and Play" in Richard Macksey & Eugenio Donato(Eds.) "The Structuralist Controversy: The Languages of Criticism and the Sciences of Man",Baltimore:The Johns Hopkins Press, 1972

111. Dews,Peter,"Logics of Disintegration: Post-Structuralist Thought and the Claims of Critical Theory",London:Verso, 1987

112. Dillon,Robert,"Respect and Care: Toward Moral Integration" in "Canadian Journal of Philosophy",22,1992

113. Dolan,Frederic M., "Political Action and the Unconscious: Arendt and Lacan on Decentering the Subject" in "Political Theory",Vol.23, № 2, May 1995108. du Preez,P.,"The politics of identity",New York:St.Martin's Press,1980

114. Eagle,M.,"Psychoanalitic Conceptions of the Self' in his "The Self: Interdisciplinary Approaches",New York:Springer-Verlag, 1991

115. Edgerton,R.G.,"Deviance: A Cross Cultural Perspective",Menlo Park,California:Benjamin/Cummings Publishing, 1964

116. Etzioni,A.,"The Spirit of Community",New York: Crown, 1993

117. Evans,Gareth,"The Varieties of Reference",Oxford:Clarendon Press, 1982

118. Featherstone,Mike,"Postmodernism" in special issue "Theory, Culture and Society" ,London:Sage, 1988

119. Ferry, Luc, & Renault,Alain,"Heidegger and Modernity" ,trans.Franclin Philip,Chicago:University of Chicago Press,1990\

120. Flanagan,O.,"Consciousness Regained",Cambridge,Mass:MIT Press,1992

121. Flax,Jane,"Thinking Fragments: Psychoanalysis, Feminism and Postmodernism in Contemporary West",Berkeley & Los Angeles:University of California Press, 1990

122. Foucault,M.,"The Order of Things",London:Tavistock, 1974

123. Frankfurt,H.,"Freedom of the will and the concept of person" in "Journal of Philosophy",68,1971

124. Frankfurt,Harry,"Identification and Wholeheartedness" in his "The Importance of What We Care About?",Cambridge:Cambridge University Press, 1987

125. Frankfurt,Harry,"Autonomy, Necessity and Love" in his "Necessity, Volition, and Love", Cambridge: Cambridge University Press, 1999

126. Fraser,Nancy,"False Antithesis: A Response to Seyla Benhabib and Judith Butler" in "Praxis International",XI:2(July 1991)

127. Gallop,Jane,"The Daughter's Seduction",Ithaca:Cornell, 1982

128. Ganaway,C.K.,"Historical truth versus narrative truth: Clarifying the role of exogenous trauma in the etiology of multiple personality disorder and its variants" in "Dissociation",2,1989

129. Gergen,Kenneth J.,"The Saturated Self',New York:Basic Blackwell,1991

130. Gergen,Kenneth J.,"Realities and Relationships", Cambridge:Harvard University Press, 1994

131. Gergen,Kenneth J.,"Mind, text and society: self memory in social context" in U.Neisser & R.Fivush(Eds.)"The Remembering Self',New York: Cambridge University Press, 1994

132. Gergen,Kenneth J.,"Narrative, Moral Identity and Historical Consciousness: a Social Constractionist Account" in J.Straub (Ed.) "Identitat und historisches Bewusstsein",Frankfurt:Suhrkamp, 1995

133. Gergen,K.J.,"Technology and the Self: From the Essential to the Sublime" in Grodin & Lindlof(Eds.) "Constructing the Self in a Mediated World",London:Sage,l 996

134. Gergen,Kenneth J.,"Social construction and the Transformation of Identity Politics" in L.Holzman & J.Morss (Eds.) "Postmodern psychologies, sociental practice, and political life",New York:Routledge,2000

135. Gergen,Mary M.,"Life stories: Pieces of a dream" in G.Rosenwald & R.Ochberg(Eds.)"Telling Lives",New Haven: Yale University Press, 1992

136. Gibson,Roger F.,"Quine and Davidson: Two Naturalized Epistemologists" in "Inquiry",Vol.37,№ 4,December 1994

137. Giere,R.N.,"Review of Mellor's The Matter of Chance" in "Ratio", 15,1973

138. Gillet,Grant,"A Discursive Account of Multiple Personality Disorder" in "Philosophy, Psychiatry, and Psychology",4:3,1997

139. Glass,James,"Shattered Selves: Multiple Personality in a Postmodern World",Ithaca,NY:Cornell University Press, 1993

140. Glendon,M.A.,"Rights talk: the impoverishment of political discourse", New York:Free Press, 1991

141. Goffman,E.,"Frame Analysis",New York:Harper and Row, 1974

142. Goffman,E.,'"Forms of Talk",Oxford:Blackwell, 1981

143. Goldman,A.,"The psychology of folk psychology" in "Behavioral and Brain Sciences", 16,1993

144. Gopnik,A.,"How we know our minds: The illusion of first-person knowledge of intentionality" in "Behavioral and Brain Science", 16,1993

145. Grabowski,John S.,& Naughton,Michael J.,"Catholic Social and Sexual Ethics: Inconsistent or Organic?" in "The Thomist",Vol.57,№ 4(July 1993)

146. Gubriumjaber F.,& Holstein,James A.,"Individual Agency, the Ordinary, and Postmodern Life" in "Sociological Quarterly",Vol.36,№ 3, Summer 1995

147. Gula,Richard,"What Are They Saying about Moral Norms?",New York:Paulist,1982

148. Habermas,Jurgen,"Nachmetaphysisches Denken",Frankfurt:Suhrkamp,1988

149. Habermas,Jurgen,"Erlauterungen zur Diskursethik", Frankfurt: Suhrkamp,1991

150. Habermas,Jurgen,"Faktizitat und Geltung",Frankfurt: Suhrkamp, 1992

151. Habermas,Jurgen,"Individuation through Socialization: On Georg Herbert Mead's Theory of Subjectivity" in his "Postmetaphysical Thinking. Philosophical Essays",trans.William Mark Hohengarten,Cambridge:MIT Press, 1992

152. Habermas,Jurgen,"Citizenship and National Identity: Some Reflections on the Future of Europe" in "Praxis International"XII:l (April 1992)

153. Halleck,S.L.,"Dissociative phenomena and the question of responsibility" in "International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis", 38,1991

154. Hamilton,Andy,"A New Look at Personal Identity" in "The Philodophical Quarterly",Vol.45,№ 180,July 1995

155. Harre,Rom,"Social Being",Oxford:Blackwell, 1979

156. Harre,Rom,"Personal Being: a Theory for Individual Psychology",Oxford: Blackwell,1983

157. Harre,Rom,"Introduction: the second cognitive revolution" in "American Behavioral Science",36,1992

158. Harre,Rom,"The Singular Self: An Introduction to the Psychology of Personhood",London: Sage Publications, 1998

159. Harre,R., & Muhlhausler,P.,"Pronouns and People",Oxford:Blackwell,l990

160. Harris,R.,"The language makers",London:Duckworth,1982

161. Harrison,B.W.,"Making the Connections: Essays in Feminist Social Ethics",Boston:Beacon, 1985

162. Hinkle,Gisela J.,"Habermas, Mead, and Modernity" in "Symbolic Interaction",15(3),1992

163. Hirschman,A.O.,"The Rhetoric of Reaction",Cambridge :Belknap, 1991

164. Hocking,Richard 0.,"The Personalistic Dialectic and Impersonal" in "Contemporary Studies in Philosophical Idealism",Cape Cod:Claude Stark & Co., 1975

165. Honig,В.,"Arendt, Identity, and Difference" in "Political Theory",16,№ 1,1988

166. Honig, В ./'Toward an Agonistic Feminism: Hannah Arendt and the Politics of Identity" in Judith Butler & Joan W.Scott(Eds.) "Feminists Theorize the Political",New York:Routledge,1992

167. Honig,В.,"Declarations of Independence: Arendt and Derrida on Founding a Republic" in Frederic M.Dolan & Thomas L.Dumm(Eds.) "Rhetorical Republic: Governing Representations in American Politics",Amherst:University of Massachusetts Press, 1993

168. Honneth,Axel,"Kampf um Anerkennung",Frankfurt: Suhrkamp, 1992

169. Hookway,Christopher,"Naturalized Epistemology and Epistemic Evaluation" in "Inquiry",Vol.37,№ 4,December 1994

170. Humphrey,N.& Dennett,D.C.,"Speaking for ourselves: An assessment of multiple personality disorder" in D.Kolak & R.Martin (Eds.) "Self and Identity: Contemporary Philosophical Issue",New York:McMillan,1991

171. Hunter,J.D.,"Culture wars",New York:Basic Books,1991

172. Ingram,David,"The Postmodern Kantianism of Arendt and Lyotard" in Andrew Benjamin(ed.) "Judging Lyotard",London:Routledge,1992

173. Jameson,Fredric,"The Political Unconscious: Narrative as a Socially Simbolic Act", Ithaca,NY:Comell University Press, 1981

174. Janssens,Louis,"Personalism in Moral Theology" in "Moral Theology: Challenges for Future", ed. by Charles Curran,New York:Paulist Press, 1990

175. Jayness,Julian,"The Origins of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind",Boston:Hougton Mifflin, 1976

176. Jeffko,Walter,"Self-consciousness and the Soul-Body Problem" in "American Benedictine Review",31:4,1980

177. Jeffko,Walter,"Are "Person" and "Agent" co-extensive? Reflections on John Macmurray" in "The American Benedictine Review",44:4,Dec,1993

178. John Paul II "Familiaris Consortio",no.l9 in "The Pope Speaks",27,1982

179. John Paul II "Apostolic Letter" in "Mulieris Dignitatem", 15 August 1988

180. Johnson,F.,"The Western concept of the self' in A.J.Marsella,G.DeDos & F.L.K.Hsu (eds.)"Culture and Self: Asian and Western perspectives",New York: Tavistock, 1985

181. Johnson,Thomas S.,"Capitalism after Communism" in John A.Coleman(Ed.) "One Hundred Years of Catholic Social Thought",Maryknoll,NY:Orbis,1991

182. Johnstone,В.V.,"From Physicalism to Personalism" in "Studia Moralia", 30,1992

183. Juckes,T.& Barresi,J.,"The subjective-objective dimension in individual-society connection: A duality perspective" in "Journal for the Theory of Social Behavior",23,1993

184. Kateb,George,"Hannah Arendt: Politics, Conscience, Evil",Totowa,NJ: Rowman and Allanheld,1984

185. Kelly, John C.," Wittgenstein, the Self, and Ethics" in "Review of Metaphysics",Vol.48,№ 3(March 1995)

186. Kenny,A.,"The Self',Marquette:Marcuette University Press, 1988

187. Kerby, A.,"Narrative and the self',Bloomington,IN:Indiana University Press, 1991

188. Kohut,Heinz,"Self Psychology and the Humanities",ed. by Charles B.Strozier,New York:W.W.Norton, 1985

189. Kowalczyk,Stanislaw,"Martin Buber's Dialogic Personalism and the Christian-Judaistic Dialogue" in "Dialogue and Humanism", Vol. 3,№ 1, 1993

190. Kristeva,J.,"Tales of Love",New York:Columbia University Press, 1986

191. Kristeva, J.,"Strangers to Ourselves",New York:Columbia University Press, 1991

192. Kubiak,Anthony,"Stages of Terror: Terrorism, Ideology, and Coercion as Theatre History",Bloomington: Indiana University Press,1991

193. Kubiak,Anthony,"Splitting the Difference" in "The Drama Review".Winter

194. Lacan,Jacques,"Some Reflections on the Ego" in "International Journal of Psychoanalysis",34,1953

195. Lacan, Jacques,"Ecrits: A Selection",trans. Alan Sheridan,New York:Norton, 1977

196. Lacan,Jacques,"The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis",trans. Alan Scheridan,New York:W.W.Norton,1978

197. Lacan,Jacques,"The Seminar of Jacques Lacan.Book 1: Frued's Papers on Technique",trans. John Forrester,New York:Norton,1988

198. Lachs,John,"Human Natures" in "Proceedings of American Philosophical Association",63,1990

199. Lachs,John,"Persons and Different Kinds of Persons" in "The Journal of Speculative Philosophy",Vol.VIII,№ 3,1994

200. Laclau,Ernesto, "Reflections on the Revolutions of Our Time",London:Verso,1989

201. Laclau,Ernesto, & Mouffe,Chantal, "Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics",London:Verso,1989

202. Lee,Jonathan Scott,"Jacques Lacan",Amherst:University of Massachusetts Press, 1990

203. Levinas,Emmanuel,"Totality and Infinity",trans. Alphonso Lingis,Pittsburg:Duquesne University Press, 1969

204. Levinas,Emmanuel,"Ethics as First Philosophy" in Sean Hand (Ed.), "The Levinas Reader",Oxford:Basil Blackwell,1989

205. Levinas,Emmanuel,"God and Philosophy" in Sean Hand(Ed.) "The Levinas Reader", Oxford: Basil Blackwell,1989

206. Levinas,Emmanuel,"Philosophy and the Idea of Infinity" in A.Peperzak (Ed.) "To the Other: An Introduction to the Philosophy of Emmanuel Levinas,West Lafayette:Purdue University Press, 1991

207. Lewis,D.O.,& J.S.Bard,"Multiple personality and forensic issues" in "Psychiatric Clinics of North America", 14,1991

208. Lifton,Robert Jay,"The Nazi Doctors",New York:Basic Books, 1986

209. Lock, A.,"The guided reinvention of language",London: Academic Press, 1980

210. Lyotard,Jean-Francois,"Toward the Postmodern",trans.Robert Harvey & Mark S.Roberts,Atlantic Highlands,NJ:Humanities Press, 1993

211. MacGregor,F.C.,"Transportation and Identity: The Face and Plastic Surgery",New York:Quadrangle,1974

212. Maclntyre, А-,"After Virtue" ,London:Duckworth, 1981

213. Maclntyre,A.,"Ideology, social science and revolution" in "Comparative Politics",5,1981208a. Maclntyre,A., "Whose Justice? Which Rationality?", Notre Dame:Notre Dame University Press, 1988

214. Macmurray, John,'"The Self as Agent",Vol.1,London:Faber, 1957

215. Macmurray,John,"Persons in Relation",Vol.11,NY:Harper & Row, 1961

216. Macmurray,John,"Science and Objectivity" in "The Personal Universe: Essays in Honor of John Macmurray",ed. by Thomas E.Wren,Atlantic Highlands, N J:Humanities, 1976

217. Macmurray,John,"Science and Objectivity" in "The Personal Universe Mill,J.S.,"Notes to James Mill's Analysis of the Phenomena of the Human Mind" in "Collected Works",Vol.XXXI,"Miscellaneous Writings",Toronto UP, 1989

218. Marais,E.N.,"The Soul of the White Ant",London:Methuen,1937

219. Martin,R.,"Self-concern: An experiential approach to what matters in survival",New York:Cambridge University Press, 1998

220. McAdams,D.P.,"Unity and purpose in human lives: The imergence of identity as a life story" in A.L.Rabin,RA.Zucker,R.A.Emmons,& S.Frank (Eds.),"Studying persons and lives",New York:Springer, 1990

221. McDowell, John,"Mind and World",Cambridge,MA & London:Harvard University Press, 1994

222. McDowell,John,"The content of perceptual experience" in "The philosophical Quarterly" ,44,1994

223. McNicholl,Ambrose,"Person, Sex, Marriadge and Actual Trends of Thought" in "Human Sexuality and Personhood",St.Louis:Pope John XXIII Medical Moral Center,1981

224. Mead,G.H.,"Mind,Self and Society",Chicago:University of Chicago Press,1934

225. Mead,G.H.,"A Behavioristic Account of the Significant Symbol" in Andrew J.Reck(Ed.)"Selected Writings: Georg Herbert Mead",Chicago:University of Chicago Press, 1964

226. Mead,G.H.,"The Mechanism of Social Consciousness" in Andrew J.Reck(Ed.) "Selected Writings: Georg Herbert Mead",Chicago:University of Chicago Press, 1964

227. Mead,G.H.,"Philanthropy" in Andrew J.Reck(Ed.)"Selected Writings: Georg Herbert Mead",Chicago:University of Chicago Press, 1964

228. Mead,G.H.,"The Social Self' in Andrew J.Reck(Ed.)"Selected Writings: Georg Herbert Mead",Chicago:University of Chicago Press,1964

229. Mellor,D.H.,"The Matter of Chance",Cambridge University Press,1971

230. Minsky,Marvin,"The Society of Mind",New York:Simon & Schuster,1985

231. Mitchell,"Hope and Dream in Psychoanalysis",New York:Basic Books, 1993

232. Moore,C.,Barresi,J.,& Thompson,C.,"The cognitive basis of prosocial behavior" in "Social Development",7,1998

233. Mounier,Emmanuel,"Be Not Afraid: A Denunciation of Despair",New York: Sheed and Ward, 1946

234. Mounier,Emmanuel,"The Spoil of the Violent",London:Harvill,1955229a. Nagel,Thomas, "The View From Nowhere",Oxford:Oxford University Press, 1986

235. Neisser,U.,"Five kinds of self' in "Philosophical Psychology", 1,1998

236. Nelson,K.,"Emergence of autobiographical memory at age 4" in "Human Development",35,1992

237. Neuhause,Richard John,"Doing Well and Doing Good: The Challenge to the Christian Capitalist",Garden City,NY:Doubleday,1992

238. Noonan,H.,"Personal Identity",London:Routledge,1989

239. Novak,Michael,"The Spirit of Democratic Capitalism",New York:Simon & Schuster, 1982

240. Novak,Michael,"Free Person and the Common Good",New York :Madison, 1989

241. Novak,Michael,"The Catholic Ethics and the Spirit of Capitalism",New York:Free Press, 1993

242. Nozick,Robert,"Philosophical Explanations",Oxford:Clarendon Press, 1981

243. Ochs,E.,& Schieffelin,В.,"Language acquisition and socialization: Tree developmental stories and their implications" in R.Shweder & R.Levine (Eds.) "Culture theory: Essays on mind, self, and emotion",Cambridge: Cambridge University Press, 1984

244. Ogden,Thomas,"The Matrix of the Mind",New York:Aronson,1986

245. Ong,W.,"Orality and Literacy",London:Methuen, 1982

246. Parfit,D.,"Reasons and Persons",Oxford:Oxford University Press,1984

247. Parfit,D.,"The unimportance of identity" in H.Harris(Ed.),"Identity", Oxford:Clarendon Press, 1995

248. Parsons,Arthur S.,"Messianic Peersonalism: A Role Analysis of Unification Church" in "Journal of Scientific Study of Religion" ,25(2),1986

249. Perner, J.,"Understanding the representational mind",Cambridge,MA:MIT Press, 1991

250. Peacocke,Christopher,"A Study of Concepts",Cambridge,Mass:MIT Press,1992

251. Peacocke,Christopher,"Content, Computation and Externalism" in "Mind and Language",9,1994

252. Peacocke,Christopher,"Being Known",Oxford, 1999

253. Peperzak,Andrian,"Presentation" in R.Bernascone & S.Critchley(Eds.) "ReReading Levinas",Bloomington:Indiana University Press,1991

254. Peperzak,Andrian(Ed.),"To the Other: An Introduction to the Philosophy of Emmanuel Levinas",West Lafayette:Purdue University Press, 1993

255. Perry,John,"Personal Identity, Memory, and the Problem of Circulatory" in "Personal Identity",ed. by John Perry,Berkley,1975

256. Pitkin,Hanna Fenichel,"The Attack of the Blob: Hannah Arendt's Concept of the Social",Hardcover:University of Chicago Press,1998

257. Poppel,E.,"Time perception" in R.Held,H.W.Leibovitz,& H.L.Teuber(Eds.) "Handbook of Sensory Physiology",Vol. VIII,New York:Springer,1978

258. Porter, Jean,"Recovery of Virtue",Louisville: Westminster, 1990

259. Prawitz,Dag,"Quine and Verificationism" in "Inquiry",Vol.37,№ 4, December1994

260. Prusank,D.T., Duran,R.L., & DeLillo,D.A.,"Interpersonal relationships in women's magazines: dating and relating in the 1970s and the 1980s" in "Journal of Social and Personal Relationships", 10,1993

261. Putnam,F.W. et al.'The clinical phenomenology of multiple personality disorder: A review of one hundred recent cases" in "Journal of Clinical Psychiatry" ,47,1986

262. Putnam,F.M.,"Diagnosis and treatment of multiple personality disorder", New York: Guilford, 1989

263. Quine,W.V.,"Word and Object",Cambridge,MA,1960,1983

264. Quine,W.V.,"Ontological Reality" in his "Ontological Reality and Other Essays",New York, 1969

265. Quine,W.V.,"Epistemology Naturalized" in his "Ontological Reality and Other Essays",New York, 1969

266. Quine,W. V.,"The Roots of Reference",La Salle,1974

267. Quine,W.V.,"Theories and Things",Cambridge:Harvard University Press, 1981

268. Quine,W. V.,"Pursuit of Truth",Cambridge:Harvard University Press,1992

269. Quine,W.V.,"Responses" in "Inquiry",Vol.37,№ 4,December 1994

270. Radden,J.,"Chemical sanity and personal identity" in "Public Affairs Quarterly",3,1989

271. Reed,G.,"Time-gap experience" in "The Oxford Companion to the Mind", Oxford:OUP,1987

272. Ricoeur,Paul,"Approaching the Human Person" in "Ethical Perspectives", Vol.6,№ 1, April 1999

273. Rivera,Margo,"Linking the Psychological and the Social: Feminism, Poststructuralism and Multiple Personality" in "Dissociation",2.1

274. Roos,Lothar,"On a Theology and Ethics of Work" in "Communio",17,1984

275. Rorty,Richard,"Contingency, Irony and Solidarity", Cambridge,UK: Cambridge University Press, 1989

276. Ross,C.A.,"Epidemiology of multiple personality and dissociation" in "Psychiatric Clinics of North America", 14,1991

277. Rubin, J.,"Does the True Self Really Exist? A Critique of Winnicott's True Self Concept" in his "A Psychoanalysis for our Time: Exploring the Blindness of the Seening",New York:New York University Press, 1998

278. Salmon,W.,"Propensities: a discussion review" in "Erkenntnis",14,1979

279. Sampson,E.E.,"The debate on individualism" in "American Psychologist", 43,1988

280. Sampson,E.E.,"The deconstructive self' in J.Shotter & K.J.Gergen(eds.) "Texts of Identity",Newbury Park,CA:Sage,1989

281. Sampson,E.E.,"Celebrating the Other",Boulder:Westview Press,1993

282. Sandel,Michael,"Liberalism and the Limits of Justice", Cambridge: Cambridge University Press, 1982

283. Sandler,Joseph,"On Communication from patient to analyst: Not Everything is Projective Identification" in "International Journal of Psychoanalysis", 74:6,1993

284. Saussure,Ferdinand de,"Course in General Linguistics",trans.Roy Harris,La Salle,IL:Open Court, 1986

285. Scheler,Max,"Problems of Religion" in his "On the Eternal in Man", trans.Bernard Nobel,Hamden,Conn:The Shoe String Press, 1972

286. Scheler,Max,"Formalism in Ethics and Non-Formal Ethics of Values: A New Attempt towards the Foundation of an Ethical Personalism",trans. Manfred S.Frings & Rodger L.Funk,Evanston:Northwestern University Press, 1973

287. Schiffrin,D.,"Approaches to discurse",Oxford:Blackwell,1994

288. Schwartz,Harvey,"From Dissociation to Negotiation: A Relational Psychoanalytic Perspective on Multiple Personality Disorder" in "Psychoanalytic Psychology", 11.2,1994

289. Shoemaker,S.,"Persons and Their Pasts" in his "Identity, Cause and Mind",Cambridge UP, 1984

290. Shoemaker,S.,"Special access lies down with theory-theory" in "Behavioral383

291. Quine,W.V.,"Responses" in "Inquiry",Vol.37,№ 4,December 1994

292. Radden,J.,"Chemical sanity and personal identity" in "Public Affairs Quarterly",3,1989

293. Reed,G.,"Time-gap experience" in "The Oxford Companion to the Mind", Oxford:OUP,1987

294. Ricoeur,Paul,"Approaching the Human Person" in "Ethical Perspectives", Vol.6,№ 1, April 1999

295. Rivera,Margo,"Linking the Psychological and the Social: Feminism, Poststructuralism and Multiple Personality" in "Dissociation",2.1

296. Roos,Lothar,"On a Theology and Ethics of Work" in "Communio",17,1984

297. Rorty,Richard,"Contingency, Irony and Solidarity", Cambridge,UK: Cambridge University Press, 1989

298. Ross,C.A.,"Epidemiology of multiple personality and dissociation" in "Psychiatric Clinics of North America",14,1991

299. Rubin, J.,"Does the True Self Really Exist? A Critique of Winnicott's True Self Concept" in his "A Psychoanalysis for our Time: Exploring the Blindness of the Seening",New York:New York University Press, 1998

300. Salmon,W.,"Propensities: a discussion review" in "Erkenntnis",14,1979

301. Sampson,E.E.,"The debate on individualism" in "American Psychologist", 43,1988

302. Sampson,E.E.,"The deconstructive self' in J.Shotter & K.J.Gergen(eds.) "Texts of Identity",Newbury Park,CA:Sage, 1989

303. Sampson,E.E.,"Celebrating the Other",Boulder:Westview Press,1993

304. Sandel,Michael,"Liberalism and the Limits of Justice", Cambridge: Cambridge University Press, 1982

305. Sandler,Joseph,"On Communication from patient to analyst: Not Everything is Projective Identification" in "International Journal of Psychoanalysis", 74:6, 1993

306. Saussure,Ferdinand de,"Course in General Linguistics",trans.Roy Harris,La Salle, IL:Open Court,1986

307. Strawson,Galen,"The Self' in "Journal of Consciousness Studies",4,№ 5/6,

308. Surber,Jere Paul,"Kant, Levinas, and the thought of the "Other"" in "Philosophy Today",Vol.38,№ 3,1994

309. Sykes,C.J.,"A Nation of Victims, the Decay of the American Character", New York:St.Martin's Press,1992

310. Taylor,Charles,"Cross-Purposes: The Liberal-Communitarian Debate» in Nancy L.Rosenblum (Ed.) "Liberalism and the Moral Life",Cambridge:Harvard University Press, 1989

311. Taylor,Charles,"Sources of the Self',Cambridge:Cambridge University Press,1989

312. Taylor,Т.,"Mutual misunderstanding",Durham:Duke University Press,1992

313. Thiebaut,Carlos,"Charles Taylor: On the Improvement of our Moral Portrait (Moral Realism, History of Subjectivity and Expressivist Language)" in "Praxis International", Vol. 13,№ 2(July 1993)

314. Tipton,Steve,"Getting Saved from the Sixties", Berkley: University of California Press,1981

315. Tomasello,M.,Kruger,A.C.,& Ratner,H.H.,"Cultural learning" in "Behavioral and Brain Sciences", 16,1993

316. Turner,Ralph F.,"The real self: From institution to impulse" in "American Journal of Sociology",81,1976

317. Van der Heijden,A.H.C.,"Selective attention in vision",London & New York:Routledge, 1992

318. Van Inwangen,P.,"Material Beings",Ithaca,NY:Cornell University Press, 1990

319. Velleman,David,"Self to Self' in "Philosophical Review", 105,1996

320. Velleman,David,"Identification and identity" in Sarah Buss & Lee Overton (Eds.),"Contours of Agency",MIT Press,2000

321. Velleman,David,"The Possibility of Practical Reason",Oxford:Clarendon Press,2000

322. Villa,Dana R.,"Beyond Good and Evil: Arendt, Nietzsche, and Aestheticization of Politics" in "Political Theory",20,№ 2,1992

323. Villa,Dana R.,"Postmodernism and the Public Space" in Frederick M.Dolan & Thomas L.Dumm(Eds.) "Rhetorical Republic: Governing Representations in American Politics", Amherst :University of Massachusetts Press, 1993

324. Walzer,M.,"The Communitarian Critique of Liberalism" in "Political Theory", 18:1,1990

325. Weiss,Meira,"Of man and beast: From "person" to "non-person"" in "Semiotica", Vol. 106,№ 1 /2,1995

326. Wertsch,J.V.,"Vygotsky and the social formation of mind",Cambridge: Harvard University Press, 1985

327. West,C.,"Race Matters",New York:Vintage,1993

328. Whitebook,Joel,"Hypostatizing Thanatos: Lacan's Analysis of the Ego" in "Constellations Volume 1",№ 2,1994

329. Whitebook,Joel,"Perversion and Utopia: A Study in Psychoanalysis and Social Theory",Cambridge Mass: The MIT Press, 1994

330. Wiggins,D.,"The person as object of science, as suject of experience, and as locus of value" in A.Peacocke & G.Gillett(Eds.)"Persons and Personality", Oxford :Blackwell, 1987

331. Williams,Bernard A.O.,"Moral luck" in "Proceedings of the Aristotelian Society",SupVol.50,1976

332. Willis,Paul,"Common Culture",Boulder,CO:Westview Press,1990

333. Wilson,Bryan,"The Noble Savages: The Primitive Origins of Charisma and Its Contemporary Survival",Berkley:University of California Press, 1975

334. Winniccott,D.W.,"The Use of an Object and Relating Through Identifications" in "Playing and Reality",London:Tavistock, 1971

335. Wittgenstein,Ludwig,"Tractatus Logico-Philosophicus",trans. D.F.Pears & B.F.McGuinness,London:Routledge and Kegan Paul,1974

336. Wittgenstein,Ludwig,"Notebooks 1914-1916", ed. G.H. von Wright & G.E.M.Anscomber,trans.G.E.M.Anscomber,Chicago:University of Chicago Press, 1979

337. Wittgenstein,Ludwig,"Remarks on the Philosophy of Psychology",Vol.2, Oxford:Blackwell,1980

338. Wolfe,Alan,"The Human Difference",Berkeley:University of California Press, 1993

339. Wright,C.,"Wittgenstein's Later Philosophy of Mind: Sensations, Privacy and Intention" in "Journal ofPhilosophy":LXXVI,1989

340. Yablo,Stephen,"Identity, Essence, and Indiscernibility" in "The Journal of Philosophy",LXXXIV,6(1987)

341. Zahan,D.,"The Religion, Spirituality, and Thought of Traditional Africa",Chicago:University of Chicago Press, 1979

342. Zizek,Slavoj,"The Sublime Object of Ideology",London:Verso, 1989

343. Zizek,Slavoj,"Looking Awry",Cambridge:MIT Press,1991

344. Zuboff,Arnold,"Moment Universals and Personal Identity" in "Proceedings of the Aristotelian Society",London,February 1978