автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде"
На правах рукописи
00553744о
Козлов Николай Иванович
ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ВОКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЕ
Специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
7 НОЯ 2013
Санкт-Петербург 2013
005537443
Работа выполнена на кафедре хореографического искусства Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Звёздочкин Валерий Александрович (доцент кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов)
Официальные оппоненты: доктор культурологии, доцент ТОЛШИН Андрей Валерьевич (артист Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им. Н.П. Акимова)
кандидат искусствоведения, доцент РОЗАНОВА Ольга Ивановна (доцент кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова)
Ведущая организация:
Сан кт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Защита состоится « 27 » ноября 2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, д. 15., ауд. 200.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Автореферат разослан 26 октября 2013 года
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат культурологи, доцент
А.В.Карпов
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы. В течение минувшего века вокальная эстрада видоизменялась несколько раз. Важнейшие социально-исторические процессы и научно-технические достижения нашли своё отражение и воплощение в формах, стилях и содержании вокальной эстрады ушедшего века: от оперных арий, романсов и французских шансонеток в самом начале столетия до вокального «шоу-бизнеса» начала 1990-х годов и сегодняшнего дня.
Морфология эстрадного искусства разнообразна, включает множество эстрадных жанров и поджанров. По классификации, выдвинутой профессором С.С. Клитиным, группировать их следует по родам: вокальному, речевому, цирковому и т.д. и внутри каждого «рода» по «поджанрам».
Поджанр вокальной эстрады - самый популярный на сегодняшний день, обладает доминирующим влиянием на умы и сердца зрителей. Поэтому научные исследования содержания и состояния эстрадного вокала, и в этом смысле, настоящая диссертационная работа столь актуальны.
Степень научной разработанности проблемы. Вокальное искусство, и прежде всего академическое, находит глубокое научное осмысление в большом числе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных представителей музыковедческой науки, посвященных языку музыки, музыкальным стилям, интонационным вокальным особенностям, структуре и формам вокальных произведений и т.д.
Содержание и состояние исполнительского искусства эстрадных вокалистов, к сожалению, остаётся за рамками научных интересов искусствоведов. Подавляющее число книг, сборников, статей, опубликованных в прошлом веке, и новейшая литература об эстрадных певцах носит мемуарный характер, либо анализирует эстрадную музыку в её социокультурном назначении. Исследования по проблемам пластической культуры эстрадных певцов практически отсутствуют. Так книги И.Нестьева . «Звёзды русской эстрады» ( М., 1974) и А.Сохора «Путь советской песни» (М., 1968) посвящены процессу развития советской песни на эстраде; Ю.Сосудина «Незабываемые певцы» (СПб., 2003) содержит уникальный материал о нравственных позициях талантливых певцов прошлого столетия; в этом же контексте написана книга Г.Скороходова «Леонид Утёсов. Друзья и враги» (М., 2007). Е.Рыбакова в объёмном издании «Развитие музыкального искусства в современной России: традиции, перспективы, исследования» (СПб., 2006) убедительно подчёркивает необходимость преемственности и сохранения традиций в отечественном вокальном искусстве. Название и тексты сборника статей «Музыкальная анатомия поколения независимых», под редакцией С.Жарикова (М., 2006) свидетельствует о нерасторжимой связи искусства и социальных процессов, характеризующих общество на том или ином этапе его развития.
К проблематике настоящей диссертации наиболее близки фундаментальные работы С.Клитина: «Эстрада. Проблемы, теория, история и методики» (Л., 1987), «История искусства эстрады» (СПб., 2008) и И.Богданоия «Постановка эстрадного номера», СПб., 2004.
Объект исследования - содержание и эволюция вокального жанра на российской эстраде XX века.
Предмет исследования - пластическая культура артиста современной вокальной эстрады.
Цель исследования — определение роли и места пластической культуры в создании художественного образа эстрадного вокального произведения. Основные задачи исследования:
-сформулировать и обосновать понятия «пластическая культура» и «пластическая выразительность» эстрадного вокалиста; -выявить и классифицировать стили и особенности пластической выразительности современных эстрадных певцов;
-обосновать и сформулировать новый подход к структурированию пластической лексики в современном эстрадном вокальном искусстве; - выявить характерные особенности пластической выразительности эстрадных певцов, применяемые ими при исполнении различных эстрадных вокальных произведений;
-сформулировать составляющие понятия «художественный образ» эстрадного вокального произведения и пластического рисунка концертного номера;
-обосновать и предложить авторскую методику формирования пластической выразительности эстрадного вокалиста с применением основ искусства хореографии;
-обосновать и предложить ряд практических мер повышения пластической культуры эстрадных певцов.
Теоретико-методологические основания настоящего диссертационного исследования составляют научные труды в различных аспектах философской, искусствоведческой, эстетической и культурологической наук; обширная литература по искусству хореографии; отдельные публикации по вопросам физиологии и психологии личности. Особое место занимают работы об искусстве эстрады и эстрадном вокальном исполнительстве.
Авторское понимание содержания пластической культуры эстрадного вокалиста сложилось из разных источников, в том числе, и из идей, изложенных в трудах Е.Уваровой, рассматривающей эстрадное пение как «синтез слова, музыки, пластики и индивидуальных особенностей исполнителей»1, А.Бурешшой - по вопросам ритмопластики, Е.Марковой - о пантомиме, Е.Лукьяновой - о дыхании в хореографии, Р.Ботавиной и Т.Забозлаевой - об этике и искусстве хороших манер.
В исследованиях, изложенных в работах Н.Смирновой, автор диссертации нашёл подходы к формулировке понятия «пластической выразительности» эстрадного певца, основывающейся на «особых приёмах интонирования, подкреплённых мимикой, жестом, мизансценированием»2.
1 Уварова Е.Д. Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004. С. 73
2 Смирнова Н.И. Мастера советской песни. М., 1980. С. 13
Ведущие научные идеи, разработанные Ю.Громовым для «создания основ физической, пластически образной выразительности актёрского творчества» с использованием хореографии, нашли развёрнутое применение в предлагаемой автором настоящего исследования системе формирования пластической культуры эстрадных вокалистов.
Анализ публикаций Л.Мархасёва и других авторов об эволюции эстрадной музыки на протяжении прошедшего столетия позволил автору сделать вывод о том, что к началу текущего века эстрадный вокал среди других поджанров занял лидирующее положение на концертной сцене. Одним из выводов стало и то, что современные эстрадные вокалисты стремительно обращаются к зримым формам в своём сценическом творчестве. Наряду с художественно-техническими средствами певцы широко используют в этих целях разнообразные ритмопластические, хореографические элементы и спортивную лексику.
Научные труды С.Клитина по теории режиссуры и И.Богданова о методах режиссёрской постановочной работы над эстрадным номером потребовали от соискателя новых подходов к структурированию пластической лексики, применяемой современными эстрадными вокалистами в вокальных эстрадных номерах. Являясь последователем идеи М.Фокина о роли музыки в работе хореографа, соискатель в работах с эстрадными вокалистами «не составляет комбинации из готовых и установившихся танцевальных движений, а создаёт в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету»1 концертного номера.
Предлагаемая авторская система хореографической подготовки артистов вокальной эстрады опирается на идеи теории Станиславского, получившие своё развитие в «Основах сценического движения» И.Коха о «подчинённости тела, движения, танца мысли и чувству». Учебная программа по формированию пластической выразительности эстрадных певцов на основе хореографии, изложенная в данной работе, адаптирует общеизвестную классическую систему А.Вагановой, но при этом акцент в отборе средств делается с учётом специфики профессии вокалиста, - одновременности и единстве вокала и пластики.
Методы исследования, применённые автором в работе над диссертацией: историческое исследование; теоретический анализ; эксперимент (проверка отдельных вводимых положений на занятиях со студентами вокальных отделений специальных музыкальных учебных заведений города и в постановочной работе на концертной эстраде и театральных подмостках).
Источники исследования:
• творчество эстрадных певцов (А.Вертинского, Л.Утёсова, К.Шульженко, Л.Гурченко, М.Магомаева, И.Кобзона, Э.Пьехи, М.Кристалинской, А.Пугачёвой, В.Леонтьева, Л.Вайкуле, Н.Бабкиной, О.Газманова, Т. Гвердцители, К.Орбакайте);
• труды, статьи, отклики, рецензии, посвященные эстрадно-вокальному исполнительству;
' Фокин М.М. Против течения. Л., 1981. 117
• опыт Ленинградской - Петербургской театральной и хореографической школ в формировании пластической культуры актёра;
• собственный постановочный опыт в работе с артистами-вокалистами и драматическими актерами (режиссёр по пластике, балетмейстер);
• педагогический опыт преподавателей, в т.ч. авторский, по формированию пластической культуры студентов вокальных факультетов и отделов.
Научная новизна настоящей диссертационной работы заключается в следующем:
• дана авторская интерпретация понятий «пластическая культура» и «пластическая е.ыразительностъ» применительно к артистам современной вокальной эстрады;
• предпринята попытка определить основные закономерности формирования пластической культуры эстрадного певца на этапах подготовки и собственно профессиональной деятельности;
• сформулировано понятие действенной пластики;
• обосновано и сформировано авторское структурирование пластической лексики, используемой на современной песенной эстраде;
• введено в научный оборот авторское определение «вокально — хореографический образ»;
• обоснованы способы и приёмы постановочной работы режиссёра по пластике и хореографа в процессе создания эстрадно-вокального номера. Анализ проблем поджанра эстрадного вокала, в настоящей формулировке
и содержании в современной искусствоведческой литературе практически отсутствует, в чём и заключается главная научная ценность и новизна диссертационного исследования.
Практическая значимость работы заключается:
1) в привлечении внимания различных категорий специалистов (педагогов, режиссеров по пластике, хореографов) к состоянию и необходимости совершенствования вокального исполнительства на эстраде с учётом его главенствующего положения и роли в воспитании зрителя;
2) в определении понятий «пластической культуры» и «пластической выразительности» применительно к артистам вокальной эстрады как научно-методической основы для разработки и дополнения учебных программ профессиональной подготовки современных эстрадных певцов;
3) в разработке приёмов и способов использования отдельных закономерностей и факторов психомоторной деятельности организма артиста, прежде всего, дыхания в создании вокально-хореографического образа концертного номера;
4) в выявлении новой структуры эстрадного вокального материала как основы создания пластического рисунка концертного номера.
На защиту выносятся следующие положения:
1). Влияние социапьных явлений и научно-технических достижений XX века на сферу эстрадного искусства и его поджанра - эстрадного вокала. Под воздействием социальных явлений и научно-технических достижений XX века
в морфологии, содержании, формах, стилях эстрадного искусства иэстрадного вокала произошли значительные изменения. Число поджанров на эстраде сократилось. Вокал к концу предыдущего столетия занял главенствующее местоположение на концертной сцене, став частью шоу-бизнсса.
2). Авторская морфология «пластической культуры» и «пластической выразительности» артиста эстрады вокального жанра, общность и отличие. В содержание понятия «пластическая культура» входит комплекс специальных знаний, в результате освоения которых эстрадный певец оснащается «пластической выразительностью», то есть умениями и навыками, необходимыми исполнителю для создания художественного образа эстрадного вокального произведения. В этом суть общее и отличное между двумя понятиями.
3). Авторское структурирование пластической лексики вокального материала для современной эстрады. Музыковедческие труды свидетельствуют о многообразии форм в эстрадном вокальном материале. Введение пластики в создание художественного образа вокального произведения на современной эстраде требует унифицированного, вне зависимости от музыкальной формы, подхода к процессу его воплощения. В основе структурирования пластической лексики, используемой на современной вокальной эстраде, синтез художественных параметров вокального эстрадного концертного номера.
4). Роль пластической культуры исполнителя в профессиональной деятельности эстрадного певца; пластической выразительности в создании художественного образа эстрадного вокального номера. Наличие или отсутствие у эстрадного певца пластической культуры в процессе воздействия на зрителя порождает у зрителя высокие или низменные чувства и идеи, чем и определяется её воспитательное назначение. Пластическая выразительность вокалиста — один из наиважнейших компонентов образного воплощения музыкального произведения на вокальной эстраде.
5). Содержание понятий: художественный образ вокального произведения на эстраде, пластический образ музыки, вокально-хореографический образ концертного номера, зрелищность эстрадного номера. Художественный образ вокального эстрадного произведения создаётся многообразием средств разных видов искусств, главные из которых - голос и пластика исполнителя. Пластика является следствием эмоционального состояния, получаемого певцом от музыкального произведения, и в этом смысле она выражает замысел авторов. Включением элементов сценического танца в развитие драматургии концертного номера исполнитель создаёт вокально-хореографический образ музыкального произведения. Иные художественные и технические средства (свет, грим, видео, пиротехника и т.д.) используются для создания зрелищности эстрадного номера.
6). Обоснование необходимости обновления и расширения системы профессиональной подготовки эстрадного певца средствами хореографического искусства с учётом специфики профессии. Специфика работы эстрадного певца в отличие от других жанров сценического искусства состоит в одновременности звуковедения и движений в процессе воплощения
на сцене художественного образа вокального произведения и наличии постоянной связи «певец - зритель». Специфический язык условностей хореографического искусства, применение комплекса элементов танцевальных движений, освоенных артистом вокальной сцены в период обучения профессии, расширяют возможности его пластической выразительности как одного из основных элементов профессионализма. Занятия хореографией необходимы эстрадному певцу как тренинг его психофизического аппарата, в т. ч. системы дыхания.
7). Авторские подходы к созданию пластического рисунка эстрадно-вокального концертного номера. Пластический рисунок эстрадно-вокального концертного номера представляет собой танцевально-движенческую композицию, в единстве с пением воплощающую замысел музыкального произведения. Необходимым условием результативности работы над созданием пластического рисунка эстрадно-вокального концертного номера является степень подвижности психофизической и эмоциональной природы певца, уровень оснащённости пластической культурой. Постановочный процесс предваряется изучением песенно-танцевального материала и импровизацией движений под музыку. Изучение музыкального материала в сочетании пения с движением способствует совершенствованию вокально-двигательной координации артиста - одного из самых сложных понятий в эстрадно-вокальном жанре. Особое значение необходимо уделять отбору музыки, проработке структуры произведения, его характера, анализу каждой музык;шьной фразы. Типы взаимодействия пластики и музыки: метроритмическое единство; интерпретация содержания вокального произведения позой, жестом, мимикой. Выверенная пластическая партитура (рисунок) номера максимально раскрывает идею, тему, образное содержание вокально-эстрадного произведения. Наилучшие результаты в постановке эстрадно-вокального номера достигаются совместными усилиями певца, режиссёра по пластике и: других специалистов концертной эстрады.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях, статьях и учебном пособии автора1, а также в виде выступлений на заседаниях кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов в ноябре 2011 и мае 2012 года.
Элементы практической части диссертации, апробированы при постановке концертных номеров студентов И-го курса Санкт-Петербургской
1 Козлов Н.И. О пластической культуре эстрадного вокалиста. Известия РГПУ им. А.И.Герцена. СПб., 2007. С. 132-137; О некоторых проблемах пластической выразительности в современном вокале. Новые гуманитарные исследования. Вестник Орловского государственного университета. № 1- 2012. С. 357-359; Особенности пластической выразительности эстрадного певца. Новые гуманитарные исследования. Вестник Орловского государственного университета. № 2-2012. С. 336-338.; Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. СПб., Композитор. 2006 (20 стр.).
академии театрального искусства (кафедра эстрадного искусства и музыкального театра. 2007 год).
Идеи и материалы диссертации применены автором в процессе постановки музыкально-пластического спектакля «Прерванное детство», осуществлённой на базе группы учащихся вокального отдела Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова (работа удостоена диплома III Международного театрального фестиваля «Открытое пространство», Санкт-Петербург, 2009 год).
Помимо этого, автор диссертации на протяжении многих лет активно использует результаты данного исследования в своей практической педагогической деятельности преподавателя хореографических дисциплин Санкт-Петербургских музыкальных колледжей имени М.П.Мусоргского и имени Н.А.Римского-Корсакова. Применение авторских методик в подготовке концертных номеров конкурсных программ позволило учащимся данных специальных музыкальных учебных заведений занять призовые места на отечественных и международных конкурсах вокалистов, в т. ч. конкурсе имени П.И.Чайковского,
В течение нескольких последних лет результаты отдельных этапов диссертационного исследования широко используются автором в его работе хореографом - постановщиком ряда спектаклей в драматических и музыкальных театрах города. В полном объёме они применены в процессе постановки оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней» - спектакля учебного оперного театра Санкт-Петербургского государственного музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова (апрель 2012года).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (шестнадцать параграфов), заключения, библиографии (388 наименований) и приложение. Общий объём диссертации 203 страница.
II. Основное содержание работы
Во Введении автор обосновывает актуальности темы работы на основе обзора литературы по проблематике диссертации и анализа исполнительской практики на вокальной эстраде XX века; формирует объект, предмет, цели и задачи; теоретико-методологические основы и источники исследования. Формулирует доказательства научной новизны работы, положения, вносимые на защиту, теоретическую и практическую значимость диссертационного исследования.
Первая глава - «Пластическая культура и пластическая выразительность: общность и отличие» - посвящена осмыслению проблем пластической культуры.
В ней автор предлагает формулировки самих понятий «пластической культуры» и «пластической выразительности» применительно к эстрадному певцу. Анализирует объединяющие их характеристики и основные отличительные черты.
В первом параграфе - «Пластическая культура. Основпме составляющие понятия» впервые в искусствоведении сформулировано понятие пластической культуры применительно к эстрадным вокалистам: пластическая культура эстрадного певца представляет собой комплекс специальных знаний о совокупности физических навыков и психологических качеств личности, морально нравственных и эстетических категорий.
Анализ показывает, что отсутствие у эстрадного певца любого из вышеперечисленных компонентов пластической культуры порождает проблемы в исполнительстве. К числу этих проблем относится, прежде всего, повсеместное использование унифицированных приёмов пластической выразительности. Во-вторых, нередко пластика не выражает смыслового содержания музыкального произведения.
Настоящее диссертационное исследование позволяет констатировать тот факт, что многие молодые исполнители имеют весьма скромное понимание содержания пластической культуры и влияния сценического поведения на зрительское восприятие. Настоящая работа заостряет вопрос о повышении уровня профессиональной ответственности артиста перед зрителем.
Решение этих проблем автор видит в углублении, расширении и модернизации профессиональной подготовки артистов эстрады вокального жанра на всех её этапах.
В диссертации обосновывается необходимость постановки профессионального обучения современных эстрадных певцов на исконно классическую основу отечественной хореографии с введением в последствии современного танца. Именно это позволяет вокалисту наполнить сценическое движение эстетическими красками на пути к созданию художественного образа сценического вокального произведения.
Во втором параграфе — «Пластическая выразительность — одна из составляющих процесса художественного творчества эстрадного певца» автор рассматривает современную вокальную эстраду как многосоставный вид зрелищного искусства, вбирающий в себя разные поджанры в полном разнообразии их стилей, художественных и технических способов выражения. Одним из главенствующих в этом сложном контексте является артистическая пластика.
Дана авторская трактовка понятия пластической выразительности применительно к артистам современной вокальной эстрады: пластическая выразительность — комплекс специальных навыков и умений артиста, способствующих художественному воплощению образа вокально-эстрадного номера.
Всесторонний анализ примеров эстрадного исполнительства на отечественной сцене показывает, что пластическая выразительность -неотъемлемая часть и производное пластической культуры. В этом и состоит их общность и, одновременно, основное отличие.
В авторской редакции пластическая выразительность является следствием внутренней смысловой необходимости исполнителя, заключающей в себе содержательность, психологическую наполненность, строгую
отобранность и чёткость пластического рисунка психофизических процессов артиста. Именно пластическая выразительность в системе «актёр - зритель» несёт в себе воспитательную и художественную функцию. Анализ показывает, что пластическая культура и пластическая выразительность обеспечивают устойчивый успех певца на эстраде.
Пластическая выразительность имеет двойственную природу: телесную (моторную) и чувственно - эмоциональную (психическую), что позволяет отнести её к ряду категорий, представляющих собой своеобразное художественное изображение. Возникая из совокупности навыков и психофизических свойств человека, дополненная эстетическими и этическими компонентами, пластическая выразительность рельефно выявляет наличие или отсутствие у актёра пластической культуры.
Эмоционально' - чувственное воздействие пластической выразительности должно быть подчинено решению смысловых, тематических и эстетических задач, т.е. пластика - не самоцель, а выражение содержания художественного образа музыкального произведения. Принятая артистом поза, жест, специально выполненное движение влияют на эмоционально-чувственную сферу артиста. Данный вывод исследования позволяет ввести в содержание пластической выразительности понятие действенной пластики.
На примерах пластической выразительности эстрадных певцов автор иллюстрирует понятие действенной пластики вокалиста. Подчёркивается, что внутренним стержнем действенной пластики является драматургическое развитие содержания музыкального произведения и, на этой основе, выстраиваемая логика пластического решения художественного образа концертного номера.
Приёмы пластической выразительности - совокупность средств перевода вербального и музыкального компонента на язык пластики и выраженного действия, синтетизм пластических стилей и семантику - автор подтверждает анализом творчества известных мастеров вокальной эстрады.
Параграф третий - «Основные структурные образующие элементы пластической выразительности эстрадного певца» автор начинает с констатации того, что основными выразительными средствами вокалиста являются голос и ритмопластичность.
Вместе с тем, современная песенная эстрада активно стремится к дополнению визуальных форм воздействия на зрителя за счёт танца, пантомимы, акробатики, гимнастики.
Танец в параграфе рассматривается как один из распространённых компонентов пластической выразительности артиста вокальной эстрады. Подробно даётся типология танцевального искусства, его традиционная классификация. Вместе с тем, констатирует автор, терминологический аппарат искусствознания в этой области применительно к современной вокальной эстраде нуждается в уточнении, дополнении и совершенствовании.
В современной типологии эстрадной хореографии наиболее приемлемой, по мнению исследователя, является концепция Н.Шереметьевской, изложенная в книге «Танец на эстраде»1.
Диссертационное исследование позволяет в дополнение к данной структуре предложить отсутствующие в ней, но активно используемые певцами на эстраде модерн-танец, джаз-танец, рок,- поп-танцевальную пластику. Далее в параграфе на многочисленных примерах подробно анализируется каждый из вышеизложенных типов танцевальной стилистики.
Отмечается, что современное искусство эстрадного вокала стремится к обновлению зримых выразительных средств, при этом всё более отчётливо проступает в эстрадных вокальных номерах увеличение массы современного пластического материала, в том числе, танцевальной лексики.
Исследование показывает, что эстрадные вокалисты широко применяют в выступлениях на концертной сцене современный танец. Необходимо различать два его вида: современный танец, основанный на необработанной стилистике бытового (уличного) исполнения, и танец, подвергнутый, т.п., обработке, шлифованию. Второй из них, по мнению автора, может перейти на концертную площадку, становясь сценическим танцем.
При умелом использовании певцом современного танца, профессиональном владении его техникой, наличии чувства меры в позах и жестах, гармоничном сочетании вокала и пластики исполнитель создаёт убедительное зрелищное воплощение художественного образа музыкального произведения на эстраде. В данном параграфе работы автор впервые вводит понятие вокально-хореографический образ.
Четвёртый параграф - «Пантомима как одпн из элементов пластической выразительности эстрадного певца» подчёркивает, что пантомима обладает собственным художественным языком.
Приведённый в диссертации анализ уникального творческого почерка народной артистки СССР Людмилы Гурченко убедительно подтверждает, что пантомима по праву занимает равное с другими компонентами место в структуре пластической выразительности. Уровень владения вокалистом пантомимической пластикой наилучшим образом подчёркивает его характерную индивидуальность. Выразительное движение, поза, жест являются носителями пластического образа, а их эмоционально наполненная содержательность создаёт опору для неожиданной импровизации.
Для определения места и назначения пантомимы в пластической выразительности эстрадного певца автор исследования рассматривает некоторые её закономерности в кристаллизованной форме.
Умение певца слушать и понимать образный язык музыки, способность разбираться в основных формах и выразительных средствах является необходимой основой органичного применения и выполнения тех или иных элементов пантомимической пластики в контексте вокального номера.
1 Шереметьевсая Н.Е. Танец на эстраде. М.: Искусство. 1985. С.9
12
В параграфе указывается па необходимость систематических занятий пантомимой, включающих в себя пластическую гимнастику и стилевые упражнения, которые, в свою очередь, придают внешнему облику артиста собранность и элегантность.
Параграф пятый - «Элементы спортивной техники в структуре пластической выразительности эстрадного певца» раскрывает третью составляющую пластической выразительности, имеющую место в арсенале современных средств эстрадных исполнителей.
Элементы спортивной техники заимствуются певцами из акробатики и гимнастики. Наиболее ярко они представлены в интерпретации народного артиста РФ Олега Газманова и группы «Иванушки - Интернэшнл».
Автор исследования отмечает, что с появлением в музыкальной культуре рок и поп-стилей возникло новое, ранее не существовавшее явление в пластической выразительности эстрадных певцов, - специфическая ритмическая организация классических элементов акробатики и гимнастики. Данное обстоятельство позволяет констатировать появление особого пластического стиля в рамках современной молодёжной субкультуры.
В параграфе сформулирован ряд положений, которые должны учитываться артистом при использовании элементов спортивной техники в вокальном эстрадном номере: спортивный трюк не должен быть самоцелью, его исполнение должно быть обусловлено необходимостью для воплощения художественного образа музыкального произведения; перед выполнением выстраивается пауза, тем самым усиливается выразительность трюка.
Автор подчёркивает особое значение единства стиля музыки, костюма, реквизита, снаряда, звука и световой палитры номера с использованием спортивных элементов, тогда как неоправданное насыщение номеров театрализованными вставками ведёт к эклектике.
Параграф шестой - «Особенности пластической выразительности эстрадного певца в различных поджанровых группах вокально-эстрадного номера».
По своему внутрижанровому разнообразию эстрадное пение может уступить, пожалуй, только оригинальному жанру. При этом исполнительское мастерство вокалиста, поющего романс, песню, балладу, джазовую м^гзыку и т.п., отличает одна закономерность: наивысшего успеха певец достигает в органичной и одновременной интерпретации вокальной и пластической партитур.
В диссертационной работе впервые предложено структурирование пластической лексики музыкального материала вокальной эстрады на основе синтеза художественных параметров вокального концертного номера.
Весь, применяемый эстрадными певцами объём пластической лексики, объединён в три группы:
— первая (наиболее обширная по количеству используемых элементов) предполагает включение активного пластического компонента, введение яркой театрально — зрелищной составляющей, чаще всего, для интерпретации посредством пластики сюжета вокального произведения. При этом
пластическая партитура позволяет создавать песни-сценки, маленькие вокально-драматические спектакли;
— вторая - пластическая лексика, построенная на основе ассоциативно-поэтической образности, является пластической метафорой, аллегорией, поэтическим символом;
— третья -(наиболее лаконичная по содержанию, но при этом широко используемая эстрадными певцами), позволяющая создавать художественный образ посредством выразительной статики: жест, поза, мимика. Уместно отметить, что данная пластическая лексика при несовпадении индивидуальности исполнителя и выбранного им музыкального репертуара минимизирует неудачный выбор исполнителя.
В данном параграфе эта авторская идея подтверждена примерами углублённого анализа пластической стилистики видных эстрадных певцов прошедшего и начала нынешнего века. В каждом из приведённых образцов музыкальная основа, тематическая и смысловая составляющие конкретного номера, а также особенности пластики певца или певицы являют собой синтез художественных параметров.
Глава II - «Проблемы формирования пластической культуры эстрадного вокалиста» представляет собой авторскую развёрнутую систему принципиальных положений, направленных на оснащение эстрадного певца выразительной пластикой.
Отталкиваясь в своих выводах от проведённых исследований, автор с сожалением отмечает, что на современную эстраду проникают исполнители с недостаточными эстетическими вкусами. Отсутствие пластической культуры или любого из составляющих её элементов у эстрадного певца порождает серьёзные проблемы на вокальной эстраде. Антихудожественные элементы зачастую преподносятся как символ моды.
Эстрада требует от певца не только профессионального голосоведения, но глубокого осмысления музыкального произведения от замысла композитора, стилистических особенностей и драматургии материала до составляющих спектр современных художественных средств и уместности их применения в конкретном номере.
Использование всего разнообразия палитры средств выразительности, умение оргашгчно соединять их между собой, и прежде всего, пение с движением позволяет певцу создавать единый художественный образ вокально-эстрадного номера.
В первом параграфе - «Значение хореографии как одного из основных средств воспитания пластической культуры» автор обосновывает необходимость включения в профессиональную подготовку современных артистов вокальной эстрады не только навыков хореографии, но и элементов применения её в создании пластического и, в целом, художественного образа эстрадного вокального произведения.
В работе отмечается, что понятие хореография, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений, в высшей степени эффективна в создании эстрадных вокальных номеров, краткость
которых как раз и требует высокой меры условности. При этом современный исполнитель эстрадной песни должен обладать актёрскими способностями, как минимум, владеть основами актёрского мастерства и техники речи.
Автор диссертации обращает внимание на то, что формирование пластической культуры эстрадных певцов должно опираться на педагогический опыт высшей школы, так как в пластичности актёров разных жанров несомненно присутствуют общие черты. Вместе с тем, необходимо учитывать специфическую особенность искусства эстрадного вокала, заключающуюся в отсутствии т.н. «четвёртой стены» в постоянной связи «певец-зритель», требующей особых подходов в использовании традиционных методик.
В работе выделены несколько разделов процесса формирования пластической культуры средствами хореографии: экзерсис, основанный на классическом и народно - характерном танце, историко - бытовой танец и эстрадный танец. Подчёркивается необходимость системного подхода в этом процессе.
Параграф второй - «Классический экзерсис - основа формирования пластической культуры средствами хореографии»-. В этой части работы особо подчёркивается, что именно классический экзерсис способствует освоению артистом правильной манеры сценического поведения, минимизируя, в отдельных случаях, даже исправляя физические недостатки (осанку, походку) исполнителя. Вокалист научается осознавать выразительность движений тела в пространстве.
Автор диссертации на практических работах вокалистов на эстраде доказывает, что классический экзерсис является основой пластического фундамента современного эстрадного певца, в том числе, и для последующего освоения стилистики и навыков современного танца.
Особо важны упражнения на середине зала, в т.ч. ADAGIO, - сочетание элементов в стройной танцевально-музыкальной композиции, несущее музыкальную мысль и настроение в конкретной танцевальной пластике, что в последствие призвано помочь исполнителю при постановке пластического рисунка эстрадно-вокального номера. Широкий перечень примеров исполнительской практики певцов, изложенных в данном параграфе, иллюстрирует данный вывод.
Следующий раздел параграфа рассматривает народно-характерный экзерсис как средство развития танцевальности, способности эстрадного вокалиста быстро осваивать различные по стилю, манере и национальной орнал1ентике танцевальные комплексы.
На примере творчества народной артистки РФ Надежды Бабкиной автор показывает, что в отдельных случаях движения в комбинациях народно-характерного экзерсиса в учебном классе смыкаются с пластическим поведением певца во время исполнения концертного номера.
Заметную часть программы хореографической подготовки вокалистов, по мнению автора исследования, должен занимать историко-бытовой танец. Именно этот вид танцевального искусства позволяет стилистически точно в хореографической пластике следовать музыкальному стилю произведения, если
речь идёт о вальсе, польке, гавоте, мазурке и т.д. Одновременно, историко-бытовой танец влияет на формирование культуры пластики современного эстрадного исполнителя в целом и на повышение уровня развития его общей культуры.
Третий параграф — «Современный сценический танец и музыкально-сценическая миниатюра в структуре пластической выразительности эстрадного певца», по мнению автора, представляет несомненный профессиональный интерес для артистов вокальных жанров. Этот вывод подтверждает практика современной песенной эстрады.
Музыкальный массив эстрадных исполнителей составляют разнообразные жанры лёгкой музыки, современные обработки популярных симфонических тем, фрагменты мюзиклов, оперетт, поп- и джазовая музыка, рэп, рок и т.п.
Автор полагает, что в целом современный танец, используемый, как правило, молодыми певцами на эстраде, представляет собой известную хореографическую новацию. Тем важнее - профессиональный взгляд и эстетическая оценка нового явления. Крайне важно определить границы, за которыми новый стиль движения перестаёт быть фактом пластической культуры.
Процесс обучения эстрадного вокалиста техническим навыкам и стилистикой современного танца в классе предлагает три части:
- танцевально-пластический тренинг;
- изучение музыкально-ритмического материала, элементов
современной хореографической азбуки;
- музыкально-танцевальные импровизации.
Каждая часть в соответствии с методологическими целями рассматривается подробно. В первой , по определению автора, закладывается фундамент, осваиваются музыкально-двигательные навыки передачи в пластике характера музыки, ориентации в сценическом пространстве, соединения вокала и движения.
Вторая часть нацеливает исполнителя на придание эмоциональной окраски усвоенным навыкам. Уровень эмоциональной восприимчивости, понимание смысла и характера музыки в рамках её художественных достоинств определяют, в конечном итоге, успех или неудачи артиста в поисках и нахождении танцевальных современных движений.
Третью часть - освоение современных танцевальных движений и современной вокально-двигательной (сценической танцевальной) координации. При этом особо подчёркнута необходимость тщательного отбора музыкального материала. Это требование надлежит неукоснительно исполнять ввиду специфики профессионального труда вокалиста, синтеза вокача и пластики как определяющего компонента пластической выразительности артиста.
В четвёртом параграфе - «Основы сценического движения в системе формирования пластической культуры эстрадного вокалиста» отмечается, что вопросы пластической культуры давно находятся в сфере искусствоведения. Среди основоположников в этой области автор называет
профессора И.Э.Коха и его известную работу «Основы сценического движения» (JL, 1970). Использование этой системы пластического тренинга, развивающей необходимые психофизические качества артистов драматической сцены, по утверждению автора, восполняет пробелы в программах формирования пластической культуры артистов вокальной эстрады.
В диссертации представлен перечень основ сценического движения, подчёркнута их универсальность, акцентировано внимание на отдельных особенностях применения её в системе формирования пластической культуры эстрадного вокалиста: от общего пластического тренинга к тем разделам, которые ближе всего к специфике эстрадно-вокальной деятельности. В этом смысле определённым упущением, по мнению автора, является отсутствие в «основах сценического движения» разделов «мимики» и «пантомимической гимнастики», т.к. именно пантомима прибегает к описательным и поэтическим жестам, а музыкальный материал нередко требует от эстрадного певца выражения художественного образа через символ или аллегорию.
Общее понимание специфической исполнительской нагрузки певца, -одновременности и единства вокала, движения, дыхания, памяти, вокально-двигательной координации требует единства и согласованности в подходах специалистов по вокалу и по пластике к npoifeccy обучения певцов.
В пятом параграфе - «Ритмопластика в формировании пластической культуры» исследуется ритмопластический тренинг, его особая важность в развитии способности api иста к реакции на все аспекты метроритмической организации, - акцентуацию, паузы, звуковысотность, модуляционные характеристики, агогику и динамику, темп, особенности интонирования и фразировки музыки.
В своих подходах к способам ритмопластического воспитания эстрадного певца автор работы опирается на программу, разработанную А.И.Бурениной1. Вместе с тем, в своей практической работе в отдельных случаях он прибегает к упражнениям системы Эмиля Жака-Далькроза2, используя провозглашаемый педагогом, композитором принцип: гармония, форма, ритм в гармонии и пластике.
Применительно к вокалистам ритмопластика способствует развитию движенческих качеств и навыков в контексте музыки, творческих предпосылок и потребности к самовыражению, и что крайне существенно для артистов эстрады, находящихся в прямом контакте со зрителем, - развитию и тренировке его психофизических процессов. В параграфе конкретизируется каждая из вышеперечисленных составляющих.
На примерах выступлений эстрадных певцов автор доказывает влияние ритмического воспитания в процессе освоения пластической культуры в целом.
Параграф шестой - «Формирование правильного дыхания». В данном параграфе диссертации исследуются проблемы дыхания при постановке эстрадно-вокального номера со сложной пластической партитурой.
1 Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб. 2000
2 Жак Далькроз Э. Ритм., М., Классика XXI, 2006., С.22
В ходе анализа выступлений отдельных молодёжных вокальных групп установлено, что некоторые, многократно повторяемые танцевальные элемепгы, интерпретирующие вибрацию разных частей тела, скачки, естественным образом высвобождают грудную клетку от воздуха, то есть делается выдох, тогда как для извлечения звука именно в этом месте необходимо сделать вдох. В очередной раз автор констатирует, что неумелое использование танцевальных элементов разнообразных современных стилей не только мешает выразительному пению, но в отдельных случаях наносит прямой физический вред исполнителю. Поэтому столь пристальное внимание в формировании пластики вокалиста должно уделяться органике совмещения звука с движением.
Недостатки исследований данной области вокального искусства очевидны. После выхода в свет в конце восьмидесятых годов прошлого столетия фундаментальной работы Е.А Лукьяновой «Дыхание в хореографии» (М., 1979) единицы исследований посвящены проблемам артистического дыхания. В этой связи, в данном параграфе изложены авторские разработки по формированию правильного дыхания артиста вокальной сцены, сформированные в процессе собственного актёрского, педагогического и балетмейстерского опыта.
Предлагаемые гьвтором приёмы содержат хореографический, движенческий и ритмопластический материал. Отправным моментом является не обычные «вдох — выдох», а «трехфазное дыхание»: 1 фаза — выдох через сомкнутые губы; 2 фаза - пауза; 3 - лёгкий носовой вдох. Каждая фаза дыхания иллюстрируется фрагментами примеров исполнения конкретных номеров современными эстрадными певцами.
В параграфе подчёркивается, что несмотря на явные различия в приёмах и содержании усилий педагогов по вокалу и педагогов по пластике в формировании правильного дыхания, векторно они сопряжены. Тем более важно, чтобы те и иные дополняли друг друга в стремлении оснастить молодого исполнителя всем комплексом пластической культуры для правильного самоощущения на современной эстраде.
Глава III - «Пластическая культура в художественной структуре эстрадно-вокального номера». Заглавие определяет содержание главы. Конечным «продуктом» работы эстрадного вокалиста является концертный номер. Для артиста эстрады очень важно не просто теоретически знать основные принципы и закономерности построения эстрадно-вокального номера, но и опробовать их в конкретной работе, как в постановочном, так и в учебном процессе.
Ввиду необычайно стремительного движения вокальной эстрады к зрелшцности художественная структура вокального номера на сегодняшней эстраде: в большой степени определяется его пластической партитурой. В этой связи, вокалист должен в совершенстве владеть законами драматургического построения и использования музыкального материала, темпо-ритмической структуры произведения, вплетения ритмических трюков в канву сценического действия и многим другим.
Подчёркивается огромное значение индивидуальности певца в раскрытии образности содержания песни. Вместе с тем, общеизвестно, что наилучшие результаты в подготовке концертного номера вокалиста достигаются в его сотрудничестве с режиссёром по пластике. Именно сотрудничество, - то есть вокалист и режиссёр становятся сопостановщиками, соавторами концертного номера.
Параграф первый - «Импровизация как отправной момент создания пластического рисунка эстрадно-вокального номера». Танец на современной эстраде является основой для создания пластической партитуры номера. При этом язык танца оживает только в тесной связи со способностью исполнителя к импровизации, и именно импровизация несёт в себе основные опасности в достижении конечного результата профессиональной работы певца, - воплощении художественного образа музыкального эстрадного произведения, становясь нередко синонимом вседозволенности.
В данном параграфе автор формулирует и конкретизирует приёмы импровизации танцевальных движений, но изначально певец должен стремиться «увидеть» пластический образ произведения в движениях, позах, жестах, раскрывающих суть музыки.
Исполнительская практика свидетельствует, что в пластической структуре номера танцевальные движения могут либо сливаться с музыкальной фразой, либо существовать параллельно.
В первом случае, движения ритмического рисунка и музыкальная метрика сливаются. Во втором, - пластическими движениями вокалист опирается на любой голос (соло) в оркестре, на любую группу, а также на полное звучание оркестра.
Танцевальный рисунок вправе обладать своей собственной формой, независимой от музыкальной, иными словами, образовывать контрапункт. Все варианты занимают равноправное положение в художественной структуре номера, о чём свидетельствуют примеры исполнительской практики, приведённые в работе в подтверждение этого вывода.
В этом же параграфе автор акцентирует внимание на особом местоположении позы, жеста, мимики в структуре пластики эстрадного певца, нередко - единственной пластической лексике вокалиста. В этом случае художественный образ музыки вокального произведения вокалист создаёт голосом и позой (статика, скульптурность).
Основополагающим для постановщика концертного номера в определении пространственного решения и амплитуды движений певца является тот факт, что движение влияет на пение, даже на тембральную окраску голоса. Мизансцена способна приглушить и свести к минимуму вокальный звук.
Импровизация, лежащая в основе создания пластического рисунка вокального концертного номера, позволяет наполнять движения эстетическими и эмоциональными красками, приучает к «мелодическому» мышлению, развивает элементарные навыки самостоятельного решения пластического рисунка концертного вокального номера.
Параграф второй - « Этикетные нормы, как часть пластической культуры эстрадного певца». В данной части работы автор предпринимает попытку проанализировать отдельные элементы нравственных характеристик творческой личности в контексте пластической культуры, их влияние на художественные результаты исполнительства.
Оппонируя бытующей недооценке важности владения вокалистом этикетными нормами как частью содержания пластической культуры, автор подчёркивает, что практически все требования в этой области на первое место ставят такую манеру поведения, которая не вызывала бы неудобства для окружающих, не ставила их в неловкое положение. Артистическая пластика подразумевает знание искусства хороших манер, владение элементарными навыками этикета, в т.ч. делового (профессионального), умение правильно вести себя в обществе и, соответственно, с публикой.
В работе перечислен ряд нравственных качеств, наличие или отсутствие которых, по мнению автора, определяет в большой степени успешность эстрадного вокалиста в профессиональной деятельности. В их числе: эмоциональная устойчивость, пунктуальность, аккуратность, организованность, доброжелательность, тактичность, терпение, лёгкость в общении с людьми, наблюдательность, чувство юмора, способность быстро выходить из затруднительных положений. Все эти качества в исследовании определяются как нравственно-коммуникативные. На основе осмысления приведённых в диссертации примеров делается вывод о том, что наиболее заметные и популярные в эстрадном вокальном искусстве артисты несомненно являются носителями этих нравственно - коммуникативных качеств и обладателями высочайшей пластической культуры.
Далее, в данном параграфе подчёркивается, что в пластике современного певца проступает образ, стиль жизни, и все перформансы моды. Однако мода изменчива, а пластическая культура — категория константная. Отсюда вытекает необходимость соотнесения модных тенденций с ценностями пластической культуры, где мерилом выступает художественный вкус.
В третьем параграфе - «Художественный образ музыки в пластике» автор отмечает, что в структуре самого понятия «художественный образ» вокального произведения наряду со звуком, рождаемым инструментарием голоса, оркестра, музыкального инструмента, пластика вокалиста выполняет важное: назначение.
Для исследования пластической компоненты художественного образа музыкального вокального произведения в параграфе сформулированы два основополагающих условия. Его воплощение начинается с осмысления образа музыкгшьного произведения, базирующегося на психофизических
способностях вокалиста к восприятию музыки и органической связи во взаимоотношениях певца с музыкой. При этом подчёркивается, что именно музыка способна создать состояние, порождающее действие. Пластика сценического движения в эстрадном вокальном номере, по мнению исследователя, живёт и развивается в точном соответствии и подобно
музыкальному материалу. Особой составляющей художественного образа музыки является - пластическая пауза.
Первое положение подразумевает способность вокалиста на основе драматургии содержания музыкального произведения « чувствовать, видеть» его сюжет в движениях, позах и жестах.
Второе, - эмоциональное ощущение вокалиста от музыки позволяет создавать её зримый образ, не прибегая к помощи слов. Пластика в этом случае становится следствием эмоционального состояния исполнителя, выразителем замысла автора музыки.
Пластическая пауза - кульминация воплощения художественного образа героя эстрадного вокального произведения. Как наиболее сложное понятие пластической образности «пауза» в параграфе рассматривается подробно. В дополнение в данном параграфе автор диссертации перечисляет приёмы пластической паузы, которыми должен обладать эстрадный певец как основой для перехода к постановочному процессу раскрытия художественного образа эстрадного вокального номера.
Отдельное место в этой части работы отведено, т.н. «подтанцовке», которая сегодня широко используется эстрадными певцами в концертных номерах.
«Подтанцовка» в работе рассматривается как дополнительны]! вид сценического действия, не влияющий на степень пластической выразительности солиста. Отмечается, что в ряде случаев она, отвлекая зрительское внимание, используется для прикрытия неких несовершенств вокала. Органично, то есть при условии слияния и соподчинения вокала и пластики, «подтанцовка» включается в выражение идеи и содержания музыкального произведения. В этом случае, художественный образ эстрадного вокального концертного номера можно рассматривать как вокально-хореографический образ музыкального произведения. В параграфе приведены примеры концертных номеров, подтверждающие данные выводы.
Четвёртый параграф - «Создание пластического рисунка эстрадно -вокального номера». Постановка пластического рисунка концертного номера начинается с создания композиции и завершается работой по усвоению творческого замысла постановщика. Процесс - многосложный, требующий сосредоточенного внимания на главной специфической особенности профессиональной деятельности вокалиста, соединении пения с движением.
Автор замечает, что научить каждого певца ставить любую пластическую сцену в контексте содержания эстрадного вокального произведения невозможно, поэтому в параграфе формулируются некие общие условия и подходы к созданию пластического рисунка вокального концертного номера.
В числе первых автор называет владение танцевальной техникой и лексикой на базе эмоционально-психических и физических возможностей исполнителя. Важным условием является способность артиста к импровизации и изучению песенно-танцевального материала.
Работа над сюжетным номером обязательно предусматривает наличие у вокалиста актёрских способностей и определённого уровня профессионального
мастерства. Сюжет театрализованных номеров должен в полной мере соответствовать индивидуальности исполнителя, его физическим и психофизическим возможностям.
В дальнейшем подчёркивается, что пластический мотив в зависимости от его хореографического толкования становится или выразительным, или изобразительным средством. Возможности развития выразительности движения безграничны, и, практически, сдерживаются только факторами музыкального материала, с которым оно должно быть слито воедино.
Особая тема - отбор музыки. Наряду с музыкальными произведениями эстрадной классики автор рекомендует подбирать для импровизации тот материал, в стилистике которого предпочитает работать вокалист. Важно при этом, чтобы отобранный артистом музыкальный материал не уступал по своим эстетическим свойствам произведениям, находящимся в границах музыкального искусства.
Изучение песенно-танцевального материала концертного номера начинается с углублённого анализа характера и структуры музыки, определения начала и финала каждой музыкальной фразы, что, в свою очередь, помогает импровизации нового движения.
Автор подчёркивает, что «придумывание» движений, - неотъемлемая часть профессиональной работы современного эстрадного певца. С этого этапа начинается формирование пластического рисунка, логично вплетающегося в образную ткань песни. При этом пластическая партитура определяется содержанием вокачьного произведения.
В Заключении формулируются следующие основные выводы исследования.
Пластическая культура современного артиста в структуре исполнительского искусства песенной эстрады приняла на себя функции основного воспитателя многомиллионной, прежде всего, молодёжной аудитории. В этой связи, чрезвычайно остро стоит вопрос профессиональной ответственности эстрадных вокалистов за результаты своего труда, выражающиеся в создании каждого вокального концертного номера.
Формирование пластической культуры, - это целый комплекс усилий самого певца, педагога по вокалу и по пластике, режиссёра, хореографа, спецшшистов всех, без исключения, областей теории и практики искусства в оснащении артиста знаниями о совокупности навыков и психофизических качеств личности, морально-нравственных и эстетических категорий. Пластическая выразительность является следствием освоения вокалистом пластической культуры.
Пластическая выразительность в единстве с голосовыми возможностями эстрадного певца создаёт художественный образ эстрадного музыкального произведения. Качество исполнения концертного номера зависит от наличия и умелого применения певцом вокальных и актёрских способностей.
Пластическая культура, присущая выдающимся эстрадным исполнителям двадцатого и начала текущего столетия, выражает их яркую индивидуальность,
оставляя созданные ими музыкальные образы вокальных произведений в памяти последующих поколений зрителей.
Искусство хореографии - основа формирования пластической выразительности эстрадного певца и пластической культуры в целом. Дополненная сценическим движением, ритмикой, искусством хороших манер, методами и приёмами постановки пластического рисунка вокального концертного номера, она содействует достижению несомненно положительных результатов в профессиональной деятельности артиста вокальной эстрады.
Исследования, лежащие в основе настоящей работы, и многолетний практический опыт автора позволяют предложить систему формирования пластической культуры эстрадного певца. Внедрение её в процесс подготовки артистов вокальных жанров требует принятия целого ряда организационных мер: пересмотра содержания учебных программ, издания учебников и пособий, технического оснащения учебного процесса, переподготовки педагогов и режиссёрско-постановочных кадров для эстрады.
Предлагаемая система формирования пластической культуры может рассматриваться как вклад автора в процесс стремительных преобразований в сфере эстрадного искусства, вызванных требованиями времени.
Приложение: элементы и упражнения современных танцевальных стилей.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
а) в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Козлов Н.И. О пластической культуре эстрадного вокалиста // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2007. - № 22 (53). - С. 132-137. - 0,6 п.л.
2. Козлов Н.И О некоторых проблемах пластической выразительности в современном вокале // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». - 2012. - № 1. - С. 357-359. - 0,45 п.л.
3. Козлов Н.И. Особенности пластической выразительности эстрадного певца // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». - 2012. - № 2. - С. 336-338. - 0,5 п.л.
б) в других изданиях:
4. Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. Учебное пособие для учащихся и преподавателей музыкальных, театральных и подготовительных отделений ДШИ и колледжей. - СПб.: Издательство «Композитор, 2006. - 1,25 п.л.
Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 196. Подписано в печать 23.10.2013 г. Бумага офсетная Формат 60х84'/|б. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.
Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 685-73-00, 663-53-92, 970-35-70 asterion@asterion.ru
Текст диссертации на тему "Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ
Кафедра хореографического искусства
Козлов Николай Иванович
04201450975
Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде
Специальность 170009 «Теория и история искусства»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент
В.А.Звёздочкин
Санкт-Петербург 2013
Оглавление
Введение
Глава I. Пластическая культура и пластическая выразительность:
общность и отличие. 17
§1. Пластическая культура. Основные составляющие понятия. 17
§ 2 Пластическая выразительность - одна из составляющих процесса
художественного творчества эстрадного певца. 23
§ 3. Основные структурные образующие элементы пластической
выразительности эстрадного певца. 32
§ 4. Пантомима как один из элементов пластической выразительности
эстрадного певца. 41
§ 5. Элементы спортивной техники в структуре пластической
выразительности эстрадного певца. 45
§ 6. Особенности пластической выразительности эстрадного певца в
различных поджанровых группах вокально-эстрадного номера. 48
Глава II. Проблемы формирования пластической культуры эстрадного
вокалиста. 60
§ 1. Значение хореографии как одного из основных средств воспитания
пластической культуры. 61
§ 2. Классический экзерсис - основа формирования пластической
культуры средствами хореографии. 66
§ 3. Современный сценический танец и музыкально-эстрадная миниатюра в структуре пластической выразительности эстрадного певца. 79
§ 4. Основы сценического движения в системе пластической культуры
эстрадного вокалиста. 90
§ 5. Ритмопластика в формировании пластической культуры. 97
§ 6. Формирование правильного дыхания. 102
Глава III. Пластическая культура в художественной структуре эстрадно-
вокального номера. 111
§ 1. Импровизация как отправной момент формирования пластического
образа эстрадно-вокального номера. 113 § 2. Этикетные нормы, как часть пластической культуры эстрадного
певца. 125
§ 3. Художественный образ музыки в пластике. 135
§ 4. Создание пластического рисунка эстрадно - вокального номера. 140
Заключение 156
Библиография 168
Приложение 188
Введение
Морфология эстрадного искусства разнообразна и сложна, что связано, в первую очередь, с множеством основных эстрадных жанров: речевые (разговорные) жанры, оригинальные и эстрадно-цирковые жанры, инструментальные музыкальные жанры, танцевальные жанры, вокальные жанры. По классификации, выдвинутой профессором С.С.Клитиным, следует группировать их по родам: вокальному, речевому, цирковому и др. А внутри каждого «рода» еще и по «поджанрам». Таким образом, структура эстрады необычайно разветвлена. Подобного разнообразия не имеет ни одно из зрелищных искусств.
Большинство искусствоведческих трудов, посвященных эстраде, представляет собой локальные исследования того или иного отдельно взятого жанра. В подтверждение можно привести одну из фундаментальных работ -очерки истории «Русская советская эстрада»1 в трех томах, где история российской эстрады, практически всего советского периода предстает как история развития ее различных и вполне самостоятельных жанров. В этом смысле настоящая работа не является исключением в общепринятой методике изучения искусства эстрады. Она содержит исследования проблем, связанных с развитием исполнительского искусства эстрадного вокала, наиболее востребованной формы современной зрелищной культуры.
Вокальная эстрада по популярности вышла на первый план. Песня главенствует на эстрадных подмостках. Поэтому научное осмысление проблем эстрадного вокального исполнительства, определяющего вектора развития эстрадного искусства сегодня и в ближайшей обозримой перспективе, является одной из самых важных и актуальных задач искусствознания в области эстрады.
Актуальность работы состоит в том, что объём исследования и предлагаемая автором система формирования пластической культуры
1 См.: Русская советская эстрада. Очерки истории в 3-х ТТ. М., 1976-1977, 1981
Я I ¡г к > . < 1 м
и
5
эстрадного певца позволяют создавать на концертной сцене образцы
/
вокального искусства, тем самым воспитывается художественный вкус артиста и, через исполнителя, - зрителя. Обращение к проблемам пластической культуры определяет активное стремление автора противостоять ординарности и дурновкусию, бытующим на современной вокальной эстраде.
Степень научной разработанности проблем пластической культуры применительно к артистам вокальной эстрады невысока. Значительно глубже осмыслены: структура песни, как музыкального произведения; музыкальные стили; интонационно-вокальные особенности исполнительства; музыкальные формы и т.п. Музыковедческие исследования песенной культуры двадцатого столетия принадлежат нескольким учёным. В числе ведущих в этой области -Н.3авадская «Певец и песня», М., 1979; В.Кухарский «О музыке и музыкантах наших дней», М.,1979; Е.Рыбакова «Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы, исследования», СПб, 2006 и другие.
Последующая литература об эстрадной вокальной музыке носит скорее мемуарный характер: Н.Смирнова «Мастера советской песни», М., 1980.; Ю. Сосудин «Незабываемые певцы», СПб, 2003; Ю. Рогозин «Звёзды российской эстрады », М., 2006.
К проблематике настоящего исследования, а также в подходах к анализу взаимосвязи актёрского и вокального мастерства эстрадного певца наиболее близки научные разработки С.Клитина: «Эстрада. Проблемы, теория, история и методики», Л., 1987, «Эстрадные заведения», М., 2003, «История искусства эстрады», СПб, 2008 и И.Богданова «Постановка эстрадного номера», СПб, 2004.
Объект исследования - содержание и ход развития вокального жанра на российской эстраде в XX столетии.
Искусство эстрады в целом и вокально-эстрадные жанры в частности по самой своей сути являются одним из самых демократичных видов зрелищных
> I
"V
I *
г"
искусств. Корни эстрады «лежат в народном творчестве, их зачатки выросли на почве фольклора, на почве скоморошьих игр и глумов» 1
От игр скоморохов на ярмарках и базарах, балаганных театров XVIII столетия (подобных петербургским балаганам у Адмиралтейства), эстрада в XIX веке вышла на собственную концертную площадку. Здесь, наряду с другими жанрами, уже звучала песня, нередко имеющая сюжетную основу, наполненная мелодичностью и красотой. Искусны и неповторимо индивидуальны исполнители тех лет: Александр Давыдов, Мария Пуаре, Анастасия Вяльцева, Варвара Панина, Надежда Плевицкая, Раиса Раисова, Мария Каринская.
В начале XX века отечественная эстрада органично сочетала в себе все жанры и модные тенденции - от оперных арий и романсов до французских шансонеток.
В 1920-1930 годы, отгородившись от «тлетворного влияния запада», советская эстрада создала самобытную отечественную песенную и джазовую культуру. При этом и та, и другая имела миллионные массы поклонников.
Особый период - песни Великой Отечественной войны, формой и содержанием отражавшие трагические события, выпавшие на долю страны и народа в 1941 - 1945 годах и, вместе с тем, их непреклонную веру в победу.
Послевоенные 1950-1960 годы стали временем подлинного восстановления и возрождения, в том числе и музыкальной эстрады. В музыке этого периода отражалась атмосфера новых надежд, жизнерадостность и оптимизм народа, готового к новым трудовым свершениям. Родился и вышел на концертную сцену ещё один «поджанр» - авторская песня, отличавшаяся сердечным лиризмом, личностным началом и простодушной романтикой.
Песенная эстрада этого времени раскрывает талант блистательных артистов: Изы Кремер, Леонида Утесова, Изабеллы Юрьевой, Лидии Руслановой, Александра Вертинского, Кето Джапаридзе, Вадима Козина, Ольги Ковалевой, Тамары Церетери, Ирмы Яунзем, Екатерины Юровской,
1 Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С.25
Ч ( (
Аркадия Погодина, Клавдии Шульженко, Марии Мордасовой, Марка Бернеса, Гелены Великановой, Нины Дорды, Капиталины Лазаренко, Людмилы Зыкиной, Муслима Магомаева, Ольги Воронец, Иосифа Кобзона, Майи Кристалинской, Эдиты Пьехи, Эдуарда Хиля, Тамары Миансаровой. В последующем тексте диссертации достаточно подробно изложены особенности исполнительского искусства многих из выше перечисленных певцов в подтверждение различных аспектов содержания пластической культуры и её влияния на художественные результаты творчества.
В начале 1970-х годов на сцене появились музыкальные электрические инструменты ВИА (вокально-инструментальных ансамблей), в домах -телевизоры и магнитолы. На концертных афишах заблистали новые имена исполнителей эстрадной песни: София Ротару, Алла Пугачева, Лев Лещенко, Андрей Миронов, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко, Валерий Леонтьев.
Зарождается, т.н. популярная музыка, получившая впоследствии короткое название - «попса». На смену старой, которую можно назвать классической, постепенно приходит новая эстрада. Характерной приметой времени стал полный отказ от идеологизированного содержания песен. Постепенно песня утрачивает массовость и с концертной афиши исчезают блестящие коллективы, такие, как Хор имени Пятницкого или Хор Трудовых резервов. И дома за праздничным столом, на улице, в электричке хором поют всё реже и реже. Одновременно на нашу отечественную сцену выходит «рок», воинственно противопоставляющий себя «легкому жанру» и воюющий с «попсой». Наметилась потеря интереса и стали «уходить в тень» вокально-инструментальные ансамбли.
В первой половине 1990-х годов прежняя эстрада закончилась. Постепенно музыка становится бытовым фоном, на который человек не реагирует эмоционально. На сцену вышел «шоу-бизнес», где главное не музыка и слова, а видеоряд, в котором зрелище призвано ошеломлять. Характерной особенностью современного исполнительства на эстраде является стремление движением подтвердить для глаз то, что слышат уши зрителя. По-
V
4'
| и' >( 1 '
С ' V
> л * ?ч * '' I
8
видимому, именно эта стилистика оформилась в новую европейскую конкурсную номинацию - «модерн -вокал» ( Вена, 2012 г.).
, Анализ этого явления, подробно рассматриваемого в данной диссертационной работе, свидетельствует о том, что пластическая культура большинства сегодняшних певцов, к великому сожалению, является всего лишь отражением стереотипов, форм массового повседневного поведения отдельных групп молодёжи. Внешне эффектная, изобретательная, подчас сложная, она не создаёт художественного образа музыкального произведения, нередко сводится к разряду активных раздражителей физиологических инстинктов.
Предмет исследования — пластическая культура и на её основе пластическая выразительность артиста современной вокальной эстрады; художественный образ вокального эстрадного произведения и его составляющие.
Цель исследования - определение роли и места пластической культуры в создании художественного образа вокального произведения на эстраде.
Основные задачи исследования: - сформулировать и обосновать понятия «Пластическая культура» и «Пластическая выразительность» эстрадного вокалиста;
выявить и классифицировать стили и особенности пластической выразительности современных эстрадных певцов;
обосновать и сформулировать новый подход к структурированию пластической лексики в современном вокальном исполнительском искусстве на эстраде;
выявить характерные особенности пластической выразительности эстрадных певцов, применяемые в различных поджанрах эстрадного вокального искусства;
сформулировать составляющие понятия «художественный образ» эстрадного вокального произведения и пластического рисунка концертного номера;
обосновать и предложить авторскую методику формирования
пластической выразительности эстрадного вокалиста с применением основ
< 1
4 м }
искусства хореографии;
обосновать и предложить ряд практических мер повышения
пластической культуры эстрадных певцов.
Теоретико-методологические основания настоящей работы лежат в теории эстрадоведения — особой части искусствознания; научных трудах по искусству танца, а также пластике драматических актёров: М.Лентовский «Эстрада и цирк глазами влюблённого», М.,1971; Е.Уварова «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945)»,М., 1983, С.Клитин «История искусства эстрады», СПб, 2008, А.Ваганова «Основы классического танца», Л. - М., 1963, М.Фокин, «Против течения», М., 1981, А.Мессерер, «Танец, мысль, время», М., 1990; Ю.Громов «Воспитание пластической культуры актёра средствами танца», М., 1971, Е.Маркова «Современная зарубежная пантомима», М.,1975, И.Кох «Основы сценического движения», Л., 1976, З.Фильденрай «Осознавание через движение», М., 1994, А.Буренина «Ритмическая мозаика», СПб., 2000, Е.Лукьянова «Дыхание в хореографии», М., 1979, Р.Ботавина «Этика деловых отношений», М., 2001, Т.Забозлаева «Искусство хороших манер», СПб., 1995 и другие.
Однако, с сожалением приходится отмечать недостаточную разработанность проблем, а следовательно и литературы по вопросам пластической культуры эстрадных вокалистов и значения пластики в создании художественного образа песни на эстраде.
В сегодняшней библиографии по эстрадному искусству наиболее полно представлены творческие портреты, очерки об искусстве и биографии актеров, а также мемуарная литература: Бабкина Н. «Душа русской песни», М., 2002; Вертинский А. «Дорогой длинною», М., 1976; Утёсов Л. «Спасибо, сердце!», М., 1976; Шевалье М. «Мой путь и мои песни», М., 1997; Шульженко К. «Когда вы спросите меня...», М., 1981. Всё это необычайно важно, поскольку, таким образом, фиксируется фактический материал истории развития
отечественной эстрады. Однако фундаментальных трудов, не столько перечисляющих факты биографии, сколько осмысляющих законы творчества эстрадного певца, и на этой основе ведущих к познанию тенденций развития эстрадно-вокального искусства, явно недостаточно.
В начале нового столетия положение несколько изменилось. Рамки научного осмысления тенденций в развитии жанра, отдельных составляющих спектра проблем при создании эстрадного произведения (номера) расширяются. Об этом свидетельствуют такие издания как «Джазовый вокал» А. Корягиной, СПб. 2008; «Распевки. Хрестоматия для вокалистов» О.Сафроновой, СПб, 2010; «Эстрадное пение». Экспресс-курс развития вокальных способностей», И. Исаевой, М. 2006 и другие.
Несомненный вклад в современное искусствоведение в области эстрады вносят исследования и печатные труды И.А.Богданова. Одна из последних его работ - «Постановка эстрадного номера», СПб., 2004, посвящена важнейшей составляющей части режиссуры эстрады. В книге содержится изложение общих закономерностей режиссуры номера, а также представлена специфика режиссерской постановочной работы над эстрадными номерами различных жанров - речевыми, оригинальными, эстрадно-цирковыми и, что важно для настоящего исследования, вокально-эстрадными.
Богданов выделяет чрезвычайно важный аспект, говоря об отличительной особенности жанра эстрадного пения: «Только прекрасной вокальной техникой, только интересным пластическим рисунком во время пения, только актерскими способностями по отдельности удивить зрителя сегодня в этом жанре практически невозможно. Именно поэтому речь идет о комплексе выразительных средств»1.
Вместе с тем, несмотря на главенствующее по популярности положение лёгкой музыки в структуре современного искусства и её влияние в процессе формирования духовной культуры общества, проблеме эстрадной вокальной музыки уделяется всё ещё недостаточно внимания искусствоведов.
1 Богданов И.А. Постановка эстрадного номера, СПб, 2004. С. 217
Источники исследования:
• творчество наиболее заметных эстрадных исполнителей ХХ-го и начала текущего века;
• научные исследования, посвященные эстрадно-вокальному исполнительству;
• труды, статьи, отклики, рецензии на концертные программы и отдельные выступления;
• опыт Ленинградской - Петербургской театральной и хореографической школ в формировании пластической культуры актера. (ЛГИТМиК - Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, - СПб ГАТИ - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, - Санкт - Петербургская Академия русского балета им. А.Я.Вагановой);
• собственный постановочный опыт в работе с артистами-вокалистами (режиссер по пластике, балетмейстер);
• педагогический опыт автора диссертации и преподавателей специальных музыкальных учебных заведений по формированию пластической культуры студентов и учащихся вокальных факультетов и отделов. Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что,
анализируя искусство эстрадного вокала, автор выходит за рамки традиционных, свойственных музыковедению подходов. В оборот отечественной науки о�