автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки"
РГБ ОД
2 3 КОЯ ^ 4
На правах рукописи
ПОВИК Юлия Олеговна
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОРЕ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬ ТУРАХ НАРОДОВ КАМЧА ТКИ
24.00.02 - историческая культурология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук
Санкт-Петербург -1998
Работа выполнена на кафедре художественной культуры Российског государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, профессор Л. М. Мосолова Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Е. А. Окладникова кандидат искусствоведения, доцент Т. Д. Булгакова
Ведущая организация:
Санкт-Петербургская государственная Академия культуры
Защита состоится " " ноября 1998 г. в 16 час. на заседашн Диссертационного совета Д - 113.05.15 по присуждению ученой степенз доктора наук в Российском государственном педагогическом университет! имени А. И. Герцена.
(191186, Санкт-Петербург, набережная р. Мойки, д. 48, корпус 6, ауд. 42)
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена.
Автореферат разослан " " октября 1998 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Настоящая работа посвящена историко-типологическому исследованию традиционной культуры Камчатки. Она базируется на культурологическом изучении памятников пластического фольклора, представляющих наиболее полно общие региональные и локальные этнические художественные традиции коренных жителей полуострова - чукчей, коряков, ительменов, говорящих на разных языках, но обнаруживающих в духовной и материальной культуре множество сходных черт и совпадении.
АКТУАЛЬНОСТЬ диссертационной темы связана с современными гуманистическими исканиями в пауке и обществе, направленными на поиск социально и личностно-значимых экзистенциальных ориентации, ценностей, норм общественного поведения, истин, имеющих непреходящее значение для людей.
На протяжении всей истории человечества ответы на вопросы о смысле бытия, человеческого существования на уровне обыденного сознания принято было искать в народной мудрости - фольклоре. Вместе с тем, для подлинно фольклорной культуры остается все меньше места в современном постиндустриальном мире. В чем причина этого противоречия? Каково состояние, степень сохранности и потерь традиционных культур и, к частности, уникального Камчатского региона? Эти проблемы требуют изучения. Важно также понять, что может быть изъято из резервуара человеческой памяти вместе с исчезновением стремительно теряющих свою этническую самобытность традиционных культур малочисленных евразийских народов и насколько смысловой мир в котором живут люди станет от этого беднее.
Системное изучение богатейшего, архаичного в своей основе, фольклорного материала, его рассмотрение и обобщение с культурологических позиций, несомненно представляет теоретический и практический интерес, поскольку позволяет вновь обратиться к решешпо сложных проблем, связанных с исходными моментами художестветюго творчества, его ранними формами,
историческими метаморфозами, смысловыми аспектами и значением для современного человека.
Актуальность темы обусловлена также отсутствием монографий и публикаций о художественной культуре Камчатки как целостном и исторически меняющемся явлении, системно анализирующих региональное художественное наследие и акцентирующих внимание на его устойчивой древнейшей основе - пластическом фольклоре.
ПРОБЛЕМА ДИССЕРТАЦИИ связана с необходимостью воссоздания истории культуры Камчатки, выявления общих и специфических типологических признаков региональной культуры. Она требует осуществления периодизации громадного по протяженности ( от палеолита до исхода XX столетия ) временного отрезка в который укладывается история традиционной региональной культуры. Существенно выявление роли пластического фольклора в формировании неповторимого облика региональной культуры, учитывая тот факт, что основной массив фольклора чужд сиюминутности, хроникалыюсти, не зависит непосредственно от конкретной истории того или иного этноса, но может многое "рассказать" об истории мировой культуры.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает традиционная культура Камчатки.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - Фольклорная культура, представленная комплексом пластических искусств, как составная часть общей региональной традиционной культуры и региональной этнической специфики.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА
Генетическое родство, общность исторических судеб коренных жителей Камчатки ( чукчей, коряков, ительменов ) обеспечивают региональный уровень культурной целостности и метаэтническое единство культуры аборигенного населения. Уникальность и самобытность традиционной культуры региона поддерживается разновременными фольклорными традициями, в основе которых лежат факторы социоэтнического характера.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить место, формы и типы пластического фольклора в развивающейся системе традиционной художественной культуры Камчатского региона.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- уточнить категориальный аппарат, использующийся в работе с учетом современных теоретических разработок в фольклористике, традиционалистикс, культурологии;
- исследовать условия, факторы, многообразие социокультурных процессов и связей, способствовавших историческому становлению регионального типа традиционной культуры;
- выявить фонд архитектонических и изобразительных памятников, наиболее ярко представляющих пластические фольклорные традиции региона;
- на основе сравшггельного изучения памятников пластического фольклора определить закономерности становления, хронологические рамки бытования, специфические признаки сложившегося на Камчатке в процессе взаимодействия различных традиций, типа региональной фольклорной культуры;
- проследить преемственность фольклорных традиций в современном пластическом искусстве малочисленных народов Камчатки;
- ввести новый региональный материал в поле зрения исторической культурологии.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе используется комплекс дополняющих друг друга методов, предопределенных синергетическим и системно-типологическим подходами, являющимися базовыми для культурологических исследовании.
Синергетический принцип заключается в том, что историко-культурный процесс рассматривается как постоянное саморазвитие системы культуры, для которого характерно, что движущие силы культурной динамики скрыты в ней самой.
Системно-типологический подход предполагает изучение социокультурной реальности как сложной системы, элементы которой, структурно связаны между собой и выполняют различные функции, обеспечивая ее целостность и развитие.
Дополняя друг друга синергетический и системно-типологический подходы позволяют рассматривать исторические типы не как сменяющие друг друга в определенном порядке последовательности, а как разнокачественные системные явления, способные сосуществовать одновременно в одном и том же пространстве. Системно-типологический подход предполагает комплексное применение диахронических (структурного, функционального, семиотического ) и синхронических (историко-типологического, сравнительно-исторического) методов.
Историко-типологический метод, один из основных для данного исследования, направлен на изучение специфической комбинаторики разновременных, разнокачественных, многоэлементных, многоэтнических типов культуры, взаимодействующих синхронно, обменивающихся друг с другом культурным опытом и взаимообогащающих друг друга в ходе культурного диалога.
Ряд общих методов дополняется специальными методами, связанными с рассмотрением конкретных памятников культуры. Это, например, методы искусствоведения: сравнительно-описательный, семантический (в частности, исследуются особенности художественно-образною восприятия). ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА
Для данного диссертационного исследования в качестве источников отбирался круг памятников, представляющих те виды художественного творчества коренных народов Камчатки, произведения которых имеют предметный харакгер, созданы из разнообразного природно-органического материала - камня, кости, меха, кожи, металла, дерева. Большая часть этих
работами по морфологии искусства М. С. Кагана, И. Е. Фадеевой, монографиями стоящего у истоков традиционалистики Э. С. Маркаряна. В осмыслении закономерностей эволюции региональной художественной культуры помогли автору исторические, культурологические, искусствоведческие работы Б. М. Берпштейна, Н. В. Григорьева, Л. И. Ионина, В. П. Мириманова, Л. М. Мосоловой, М. Н. Некрасовой.
В работе по мере необходимости используются статистические материалы, а также сведения, почерпнутые из местной периодической печати.
Отобранный круг памятников представляет собой несистематизированный материал, противоречивые, но нередко совпадающие мнения, отзывы - живой диалог ученых о проблемах традиционных этносов и их кулыур.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:
В диссертации впервые поставлена и решается задача целостного изложения истории традиционной культуры Камчатского региона с учетом локальной специфики составляющих ее элементов - самобытных культур малочисленных коренных народов, история которых подвергалась до настоящего времени дифференцированному научному исследованию.
Впервые была сделапа попытка преодолеть пестроту типологических построений конкретных наук (хозяйственно-культурный тип, историко-культурный тип, ареал культуры, историко-этнографическая область...) и построить типологию культуры региона на собственно культурологических основаш1ях.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ:
Фактический систематизированный материал и получешше результаты проведешюго исследования могут быть использованы в вузовской практике: при разработке региональных компонентов программ по культурологии, этнологии, истории мировой и отечественной культуры, истории мировой художественной культуры. На основании этого текста в Камчатском
государственном педагогическом институте планируется создание мультимедийной учебно-образовательной прираммы о традиционной культуре коренных жителей Камчатки , в помощь студентам осваивающим курс "Краеведение" и спецкурс "Региональная культура Северо-Восточной Евразии".
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ Работа состоит из введешш, 3-х глав и заключения. Объем работы стр. основного текста с 20 иллюстрациями и стр. библиографии, содержащей 210 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во "Введении" раскрывается общая характеристика работы: обосновывается выбор темы диссертации и ее актуальность, формулируются цели, задачи и методологическое обоснование исследования, выявляется источниковедческая и предметная база, а также излагается новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В первой главе - "Теоретический аспекты исследования региональной традиционной культуры " - разрабатывается концепция диссертации на основе современного комплекса теоретико-методологических положений:
- общих проблем теории культурной традиции (смысловых аспектов категории "культурная традиция", сущности традиции как механизма аккумуляции и трансляции стереотипизировашюго социально - значимого культурного опыта, способов актуализации культурной памяти и функционирования культурной традиции);
- учения об исторической типологии культуры, позволяющего обнаружить в системе традиционной культуры общее и локальное, особенное и единичное;
- концепций региональной культуры, требующих акцентировать исследовательское внимание на специфических соционормативных и этнопсихологических аспектах жизнедеятельности конкретных коллективов с учетом исторически сложившихся геокультурных характеристик;
- общих проблем теории фольклора, характеризующих его в качестве феномена традиционной культуры.
В §1 "Традиционалпстика как направление культурологических исследований" содержится критический анализ основных концепций традиционной культуры, сформировавшихся в различных областях культурологических исследований - философии культуры, социальной и культурной антропологии, культурной семантики, определяются сущность и формы культурной традиции как решающего типоразличительного признака системы традиционной культуры.
Концептуальные положения традиционалистики складывались в отечественной культурологии по мере утверждения деятельностного подхода ( С. Н. Артановский, Ю. А. Жданов , М. С. Каган, Э. С. Маркарян, Э. В. Соколов и др.) в соответствии с которым культура понимается как внебиологический адаптавно-адаптирукиций способ деятельности человеческого общества и его результат.
Общефилософское значение термина "традиция" в настоящее время, в некотором смысле, совпадает с понятием "культура" поскольку, с одной стороны, представляет собой элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколение в поколение в обществах в течении длительного времени, а с другой - охватывает способ социокультурного наследования, выступает в качестве универсального трансляционного механизма, позволяющего достичь необходимой для существования социальных организмов стабильности.
В содержательном плане культурные традиции ориентированы на приоритетно важные для жизни людей стабильные свойства среды, регулярно возникающие в ходе общественной практики типовые ситуации, сходные потребности как отдельных людей, так и человеческих коллективов. Каждое общество располагает своими выверенными веками и бережно сохраняемыми
традиционными способами решения типовых ситуаций - стереотипами деятельности, мышления, чувствования.
Существенной характеристикой традиционной культуры является ( проблема культурной антропологии) наивысшая степень стандартизации всех аспектов жизнедеятельности людей, при этом, большая часть поведенческих реакций, отвечающих стандартам той или иной культуры, усваивается автоматически и неосознанно, раз и навсегда.
Традиционный механизм регуляции жизнедеятельности , трансляции информации и социализации индивидов помещается преимущественно в системе образов и ритуалов, социально значимых стереотипизированных ценностных установках, юридически регламентированных нормах поведения. Благодаря ритуалам и обрядам ( проблемы социальной антропологии) поддерживается устойчивость социальной структуры коллектива и ее способность противостоять внешним и внутренним деструктивным импульсам. Главная функция ритуала заключается в контроле над традицией, неизменностью входящих в нее компонентов.
Традиция предполагает устойчивость функционирования форм культуры, но не исключает возможности варьирования стереотипов, поскольку комплекс факторов, обеспечивающих ее воспроизводство, достаточно подвижен. В каждой традиции существуют разновременные по своему происхождению элементы, скрытая потенция развития, заключающаяся в способности принять в свой состав и адаптировать новационные явления. В отечественной культурфилософской мысли всегда акцентировались моменты, связанные с креативными возможностями культурной традиции.
В £ 2 "Методологические аспекты изучения локального и регионального своеобразия традиционных культур" обосновывается необходимость применения в работе принципов системности, историко-типологического, метода "генерализирующей индивидуализации" ( термин Э. С. Маркаряна ), отмечаются сущностные характеристики локального типа
культуры, выявляется семантика и этимология понятий "локус / локальная", "регион / региональная" культура.
Традиционная культура в своем конкретном наполнении всегда региональна и локальна. Ее жизнь зависит ог процессов этнической дифференциации, регулируется социальными, политическими, бытовыми и др. параметрами, отражающими специфику того исторического этапа, которому конкретная традиционная культура соответствует. Так как социокультурные общности занимают исторически обособившиеся территории традиционные культуры региональны не только в историко-социальном, но и в пространственно-временном отношении.
В теории культуры термин "локальный" служит для обозначения индивидуальной специфики любой системы культуры. Индивидуальность ( уникальность) заключается в вырабогке специалитированных способов существовать людей в конкретных условиях осваиваемых сред. Уникальность локальных культур задается специфическим отбором и сочетанием признаков, общих для всех человеческих культур или ряда культур, в зависимости от пространственно-временных параметров. Понятие "локальный исторический тип", как предельно обобщенная лопгческая конструкция, способно вмещать в себя другие понятия, используемые в ряде наук - этнологии, истории, археологии, а именно: "ареал культуры", "историко-этнографическая область", "хозяйствешю-культурный тип", "культурно-историческая общность". Эти понятия, связанные с отдельными единицами анализа, ( этносами) используются в данном исследовании, позволяют вести анализ традиционных культур в историко-типологическом ключе.
Региональный комплекс культуры не сводится исключительно к присущей ему локальности. Каждому региону, наряду с характерными локальными ( специфически-этническими) чертами, свойственны и общие с другими регионами черты, так как основные виды жизнедеятельности по своему содержанию общи для всего человечества, и, в определенной степени,
заданы его биологической организацией, общепланетарной средой обитания, закономерностями историко-культурного развития. Следовательно, системная индивидуализация регионального комплекса культуры должна проводиться на широком фоне развития всей человеческой культуры. Системный принцип позволяет совместить предметный и исторический аспекты анализа, соединить общие и локальные черты культур как части системного целого.
Для решения конкретных познавательных исследовательских задач принято структурировать систему культуры, выделяя ее относительно самостоятельные элементы: духовную, материальную и художественную культуры. В данной диссертации системное исследование традиционной культуры ограничивается пространственными рамками Камчатского региона и имеет качественную специфику - анализируется на основе памятников пластического фольклора традиционный тип художественной культуры. Основания для типологии выявляются с учетом информационного, морфологического, институционального измерений художественной культуры.
В £ 3 "Фольклор как явление традиционной художественной культуры" раскрывается специфика фольклора как феномена традиционной художественной культуры, историческое время господства традиционной художественной культуры делится на два основных периода, которым соответствует первобытный и фольклорный типы художественной культуры.
Одна из главных трудностей разработки темы вызывается сложностью самого феномена фольклора, невозможностью рассматривать его в неких однозначных категориях. Речь идет о явлении, которое по-разному живет на различных исторических стадиях общественного развития и в различных конкретно-исторических, хозяйственных, социальных, бытовых и культурных условиях. Необходимо учитывать стадиальный (вертикальный) срез, с одной стороны, и конкретный социально-экономический и культурно-бытовой горизонт. Есть и не менее существенная , третья сторона - внутренние качества фольклорной культуры как художественного явления.
Термин "фольклор" был впервые употреблен английским археологом Д. Томсом для обозначения различных проявлений духовной жизни парода -нравов, обычаев, суеверий... Две тенденции в своих крайних выражениях - к максимальному расширению или предельному сужению термина обнаруживаются в современной фольклористике и рождают три основные концепции фольклора, определяющие его как: -факты вербальной духовной культуры;
-комплекс словесно-музыкальных-хореографических-игровых видов народного художественного творчества;
-народную художественную культуру в целом, включая, кроме указанных выше явлений, изобразительное и прикладное народное искусство или пластический фольклор.
Холистское и контекстное мышление, характерное для культурологического анализа, требует нахождения веских аргументов в пользу правомерности включения в систему фольклора тех или иных видов народного художественного творчества. Преодолеть концептуальные разногласия позволяет глубокий морфологический анализ внутреннего строения традиционной художественной культуры, выявление содержательных, функциональных, структурных связей между видами художественного творчества. В диссертации автор опирается на классический морфологический анализ системы фольклорной культуры проведенный М. С. Каганом и И. Е. Фадеевой, руководствуется культурологической трактовкой фольклора как целостного явления, скрепленного единством родовой основы - образности формы, многими другими факторами.
Как фепомен художественной культуры фольклор специфически историчен, как явление, принадлежащее всей человеческой культуре, он 'стадиально" историчен, генетически связан с первобытным прошлым. Эта звязь проявляется в таких качествах фольклора как стереотипичносгь, соллекгавность (безличность), бессознательность, функциональность.
Функциональность предопределяет родство семантических стругаур видов народною творчества, сходные черты в строении содержания. На ранних этапах развития фольклора смысл вещей, слов, жестов, принимающих участие в архаических ритуалах, был тождественен смыслу магических действий, определялся мифологическими универсалиями. Современный фольклор не теряет своего мифологического характера и обращаясь к фольклору, воспроизводя с его помощью традиции, люди как бы перемещают себя в мифологизированное пространство, ориентированное на архетипическую модель мира, перестраивают мышление, руководствуясь бинарной логикой первобытности.
Историческая конкретика входит в сферу фольклора после тщательной бессознательной семантической перекодировки, в ходе которой те или иные культурные артефакты отбираются с точки зрения социальной значимости, превращаются в образные стереотипы значения, поведения, отношения.
Фольклор создается и функционирует уже в иной, не первобытнообщинной, а социально и классово-дифференцированной среде. Он глубоко затрагивает процессы этнического свойства, воспроизводит то, что считается духовно ценным, необходимым для конкретного этноса, выражает в целом не только родовую память, но хранит историческую память этноса. В этом план-: его можно рассматривать в качестве исторической формы самосознания этноса.
Во второй главе - "Диахропика традиционной культуры Камчатки"-осуществляется переход от теоретических построений к исследованию конкрето-исторического материала, анализируются важнейшие факторы, сыгравшие решающую роль в становлении региональной культурной целостности, прослеживается глубокая связь между процессами социо-этно-культурогенеза, рассматривается генезис отдельных (локальных) и универсальных культурных форм и традиций, а также их трансформация вплоть до конца XX столетия.
$ 1 второй главы - "История изучения традиционной художественной культуры народов Камчатки" - посвящен истории регионально-локального обследования Камчатки, начало которому было положено 250 лет назад русскими землепроходцами и мореплавателями. Прослеживается мысль, что все время изучения региональной культуры можно разделить на три периода, в зависимости от целей и задач, которые ставили перед собой исследователи.
В первый период (ХУШ - XIX века ) участниками различных экспедиций и путешествий накапливался фактологический материал, сведения историко-этнографического характера. Наиболее значимыми документами, содержащими сведения о неолитических культурах коренных жителей Камчатки, были отчеты и "описания" С. П. Крашенинникова, Г. В. Стеллера, других участников П Камчатской экспедиции 1733 - 1734 гг.
Со второй половины XIX века открывается новый этап изучения традиционных культур региона. Он характеризуется тем, что в региональном обследовании принимают участие специалисты разных наук - археологи, историки, этнографы, литературоведы... Самым грандиозным по своим масштабам и значимости результатов мероприятием этого этапа была СевероТихоокеанская (Джезуновская) экспедиция, знаменитые участники которой - В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон заложили основы для изучения художественной культуры региона, в частности, мифологии и устного фольклора.
Системное изучение традиционных культур началось в советское время (третий этап). Круг исследовательских проблем расширился, впервые были поставлена задача изучения художественного наследия региона на материале отдельных этнокультур. Фольклор народов Камчатки как уникальное и самобытное явление основательно изучался различными научно-исследовательскими организациями: Институтом этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого, Государственным музеем этнографии народов России, НИИ
художественной промышленности. Однако вплоть до 70-х годов в области изучения традициошюго художественного наследия сохранялась устойчивая тенденция дифференцированного анализа видов народного искусства и, как правило, фольклорный материал анализировался с позиций профессионального искусства.
Во 2 § "Генезис культурных традиций коренных народов Камчатки"
воссоздается история культуры Камчатского региона (входившего в состав обширной культурной провинции, включавшей в свой состав северо-восток Сибири, Прибайкалье, Приамурье, север Монголии) от заселения полуострова человеком до рубежа пашей эры, периода, когда в архаическом обществе начались процессы разложения первобытных отношений; акцентируется внимание на особенностях протекания адаптационных процессов в условиях арюических и субарктических ландшафтов; фиксируются моменты рождения общих для азиатско-тихоокеанской цепи культур палеолитических этнических традиций и их последующих модификаций.
Становление общих и локальных традиций началось в условиях хозяйствешю-культурного освоения северо-востока Азии, заселения Камчатки древними охотниками и рыболовами и совпадает по времени с периодом наибольшего развития оледенения (27 -25 тыс . до п. э.) Сходные природно-климагические условия на обширной территории Евразии предопределили универсальность выбора стратегий адаптации к ним сообществ людей. Утилитарное "присвоение" новых территорий сопровождалось символико-идеациональной адаптацией, содержание которой определялось мифо-космологическими представлениями. Обладая способностью образного метафорического отражения действительности, палеолитический человек имел возможность моделировать действительность с помощью объемно-пространственных композиций (жилище), линии, цвета.
Климатические перемены и полная экологическая мутация, наступившая около 10 тыс. до н. э. и выразившаяся в резком потеплении климата, вызвали
кризис охотничьего хозяйства, внесли изменения в характер протекания и направленность адаптивных реакций; способствовали этнической дифференциации, появлению групп людей, скрепленных специфическими коллективными интересами и целями, обладающими "мы - сознанием", внешне оформившегося идеологизированным и символическим языком.
На начальном этапе исторического развития происходило становление не отдельных этносов, а этнических общностей. Культура охотников и рыболовов, обитавших во 2 -3 тыс. до н. э. в континентальных районах Чукотки принадлежала предкам нескольких этносов, в том числе и аборигенов Камчатки - чукчей и коряков, о чем свидетельствуют самые северные в Азии петроглифы Пегтымеля. Настоящее обособление традициогашх культур, локализованных на территории Сибирской провинции, было связано переходом к оседлости и распространением морского зверобойного промысла.
Неолитические древнекорякские культуры развивались на обоих берегах севера Камчатки синхронно с культурой древних ительменов(тарьинская культура).
В параграфе делаются выводы, что процесс становления культурных традиций коренных народов Камчатки был задан универсальными, общими и для других регионов закономерностями этно-социо-культурогенеза. В широкой культурной перспективе традиционные культуры народов Камчатки могут рассматриваться как типичные культуры евразийско-американского Севера, локальные по отношешпо к обширной Сибирской провинции. Здесь же отмечается, что становление культурных традиций региона, в качестве действующего механизма трансляции социокультурного опыта, относится к эпохе верхнего палеолита, но преемственность традиций, как устойчивая тенденция культурного развития, прослеживается на материале археологических культур лишь с эпохи позднего неолита.
В § 3" Трансформация традиционных культур коренного населения Камчатки от I тыс. н. э. до конца XIX в." исследуются социальные, толитические, экономические факторы, сыгравшие на данном этапе решающую
роль в жизни традиционных культур. Анализируются положительные и отрицательные последствия интенсивных межэтнических и межкультурных контактов, отмечается небывалый расцвет фольклорного творчества на фоне разложения первобытного синкретизма, проводится культурологический (семантический) анализ памятников фольклорной культуры.
Специфику данному этапу истории традиционных культур народов Камчатки придавали адаптационные процессы, направленные не столько на приспособлешш традиционных этносов к ландшафтным условиям, сколько на поиск этническими группами взаимовыгодных условий сосуществования друг с другом, поскольку в начале I тыс. н. э. на северо-востоке Азии начались этномнграционные процессы, сопровождавшиеся ожесточенными межэтническими конфликтами. К началу XIX века границы между враждующими эпюсами (чукчами, коряками, ительменами, эвенами) были установлены и период ожесточенной межэтнической конфронтации сменился хозяйственно-культурным диалогом равных.
Отношения пришлого русскоязычного населения с аборигенным с самого начала складывались как часть политики российского самодержавия и носили характер "покорения иноверцев и инородцев". Применение комплекса мер хозяйственного и идеологического воздействия ( обложение ясаком, христианизация, русификация...) нанесло непоправимый урон материальной и духовной культуре коренных жителей. Колониальная политика привела в середине XIX в. к потере ительменами, некоторыми подразделениями коряков своей этнической специфики. Вместе с тем, взаимодействие и взаимовлишше различных культур выступало причиной рождения новых культурных форм и традиций. Диалог русской и ительменской культур создал условия для возникновения синтетической культуры камчадалов, близкой по типу креольским культурам Америки.
Новые качества традиционных этносов и их культур задавались также процессами разложения первобытных отношений, перестройки родоплеменных
связей в территориальные. Значительные перемены в образе жизни палеоазиатов вызвало усвоение ими незадолго до прихода русских оленеводства, ознаменовавшего переход к производящему типу хозяйства.
Отмеченные явления исторического взаимодействия региональных традиционных культур позволяют искать совпадения смыслов, тождества идей в обрядах, ригуалах, пластическом фольклоре, устных преданиях аборигенов, "которые они соблюдали паче законов, неприемля никаких доказательств в опровержение". (Крашеншпппсов) В условиях длительного обмена художественными традициями формировалась культурная целостность региона. Параллельно с центростремительной тенденцией укрепилось новое качество фольклора - он получает необычайно широкое распространение как форма исторического самосознания этносов.
В § 4 - "Общее и локальное в региональных культурных традициях в XX столетии". - на основе описаний, свидетельств, сохранившихся фольклорных памятников, восстанавливается история региональной культуры в годы социалист™ еского строительства, отмечаются достижения и грубейшие ошибки в экономической и национальной политике, которые привели к значительным потерям в системе традиционных культур.
В связи с установлением на Камчатке Советской власти и началом социалистического строительства всем 1руппам народов тундры пришлось реадаптирвать свое традиционное хозяйство, домашний быт, духовную культуру к новым социально-политическим условиям. В 20-30-е годы на полуострове началась кампания по "советизации" аборигенов и политизации их сознания. Она встретила пассивное сопротивление со стороны коренных жителей и нашла отражение в приверженности древним ритуалам, родовым и семейным культам. В этот сложный период происходило столкновение не только мифологических представлений с пролетарской идеологией, но имело место и переосмысление перемен с позиций христианского вероучения. Борьба с культами и обрядами (особенно шаманскими) подорвала их адаптивно-
адаптирующую роль в жизни традиционных коллективов, способствовала ослаблению резистентных способностей традиционных этнокультур. Обращает внимание тот факт, чгго в деле преобразования традиционного уклада жизни, ликвидации отсталости многие представители советской интеллигенции искренне старались помочь коренным жителям Камчатки улучшить условия жизни и быта, сохранить традиционные форм этнических культур.
В 50-60-годы процессы воспроизводства этнической самобытности были нарушены кампанией по ликвидации неперспективных в экономическом отношении поселков, в ходе которой коренные жители потеряли связь с родными и священными местами, представления о духах-покровителях и защитниках, оказались оторванными от традиционных занятий. Отрицательные последствия для сохранения традиционного образа жизни аборигенов имела практика внесемейного воспитания детей в интернатах, подорвавшая связь поколений, явившаяся мощным фактором психо-социальной дизадаптации и маргинализации личности.
Со II половины XX века начался процесс утраты традиционного наследия в некоторых видах художественной деятельности. События 70-80-х гг. показали, что региональная фольклорная культура жизнеспособна лишь как составная часть всей традиционной этнической культуры. Таким образом патернализм государства в отношении коренных народов Севера, излишняя социальная опека, экономическое и идеологическое давление лишили традиционные культуры адаптивных способностей и активности. Малая численность этнических групп делает их культурную экологию чрезвычайно ранимой и деформируемой, а любые изменения в них практически необратимыми.
Третья глава " Историко-типологический анализ традиционной культуры Камчатского региона" посвящена выявлению принципов типологии, позволяющих найти ответы на вопросы о сущности и специфике регионального типа традиционной культуры, которые обнаруживаются в ходе
теоретического восхождения от единичного в осооенному и далее -)бщему/общечеловеческому. В данном разделе диссертации тииологизируется эазнообразный фольклорный материал, проводится идея о фольклорной сультуре как самосознании традиционной культуры и "зеркале" ее истории.
В § I - "Закономерности формирования регионального типа прадиционной культуры" отмечается, что в 60-70-е годы в отечественном 1скусств0ведении, этнографии неоднократно предпринимались попытки >бобщить огромный фактологический материал, зафиксировать наличие остойчивых традиций в культурах народов Крайнего Северо-Востока.
Впервые традиционная культура северян как целостное явление, "северо-юсточный" тип была исследована в трудах известного искусствоведа С. В. 1вапова, однако в основу типологии был положен односторонний принцип удожественного формообразования, на позволивший вскрыть сущностные ;арактеристики региональной традиционной культуры.
Типологически важным для культурологического исследования является :омплекс не внешних, а внугрешшх характеристик традиционной культуры. С 'четом социокультурной характеристики - степени выраженности личностного гачала в человеке, традиционной считается та культура, в которой основным финципом ее функционирования выступает господство коллективного над шдивидуальным, традиции над инновацией, прошлого над будущим и [астоящим. Закономерностью историко-культурного развития традиционной ультуры, в этом случае, выступает ее постепенное замещение креативным илом культуры, связанное с невозможностью остановить процесс аморазвития человеческой культуры.
История региональной традиционной культуры народов Камчатки знает есколько этапов. Установление экзистенциальных ориентации групп радиционных этносов, осваивавших регион, происходило в два этапа и было вязано с усвоением людьми двух способов взаимодействия со средой -рисваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) и производящего
(оленеводство). В этом случае характер происходивших перемен не влиял на способ наследования и трансляции социокультурного опыта, не подрывал механизм культурной традиции.
На первом этапе истории культуры региона в отношения культурного обмена вступали генетически и стадиально родственные культуры. На втором этапе бытования регионального типа традиционной культуры его специфика задавалась конфликтом стадиально различных типов культуры: традиционных этносов и инновационной, креативной культурой пришлого населения. К концу XX столетия традиционное мировосприятие перестало быть доминирующим и определяющим поведение коренных жителей Камчатского региона. Традиция как универсальное для архаического периода истории средство трансляции социокультурного опыта замещается иными действующими коммуникативными механизмами.
В §2 "Пластический фольклор как "зеркало" истории традиционной культуры народов Камчатки " для понимания специфики регионального типа традиционной культуры привлекаются в качестве первоисточников памятники пластического фольклора, подтверждается выдвинутая гипотеза о том, что уникальность и самобытность традиционной культуры региона поддерживается разновременными фольклорными традициями в основе которых лежат факторы социоэтнического характера. История фольклорной культуры региона в параграфе рассматривается как "зеркальное" отражение социокультурной динамики, общей закономерности историко-культурного движения от культуры традиционного типа к инновационно-креативной.
В основу истории традиционной художественной культуры региона положена эволюция форм пластического фольклора. Генезис культурных форм рассматривается как динамика функциональная, содержательная и структурная.
Начальный этап эволюции форм пластического фольклора характеризуется утилитарностью функций и абсолютной семантической
ависимостью от мифологической / ритуальной семантики. В ходе дальнейшей юндюкультурпон эволюции вещь приобретает семантическую независимость от >бряда, но сохраняет связь с трудовым действием. Заключительный этап эволюции форм пластического фольклора характеризуется приобретением [юльклорными произведениями нетрадиционного контекста (сценического, фофессионально-исполнительского), развитием форм фольклоризма - умелых ггилизаций под этническое, традиционное художественное творчество.
Таким образом, в истории традиционной фольклорной культуры фослеживается своя закономерность развития (отражающая общие акономерности исторического развития культуры) - от синкретического :динства непосредствешюй материальной деятельности и духовного мира ¡ервобытиого коллектива (дофолыслорный период) к собственно фольклорному тапу, когда , окончательно не порывая связей с системой мифологических, >елигиозных, нравственных и других традиций, представлений и норм, рудовыми и бытовыми стереотипами, фольклор утверждается в качестве стстически и художественно ценного самобытного явления. Завершающий тап (постфольклорный период) истории традиционной художественной ультуры характеризуется деаетуализацией фольклора в урбанизированной ощюкультурной среде. Кризис фольклора является внешним выражением ризиса всей системы традиционной культуры, когда она сама подвергается размыванию и деформации и не может приспособить современные новации к рхаическим традициям.
В "ЗАКЛЮЧЕНИИ" диссертации подводятся итоги исследования, [одгверждается необходимость изучения фольклорного наследия и его охранения как фактора придающего устойчивость традиционным культурам, ¡елается вывод, что фольклорная культура, оказывая влияние на жизнь культур радиционных этносов , сама жизнеспособна лишь как составная часть егиональной традиционной этнический системы культуры.
По теме диссертации опубликованы статьи:
1. Вариант искусствоведческого анализа петроглифов Древней Чукотки. А Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. Петропавловск-Камчатский, 1993. С. 92-93.
2. К вопросу о современном значении термина "фольклор". // Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. Ч. П, Петропавловск-Камчатский, 1995. С. 91-93.
3. Влияние культуры на психологию художественного восприятия народов традициошшх культур. // Доклады межвузовской научно-теоретической конференции. Ч. I, Петропавловск-Камчатский, 1996. С. 80-81.
4. Пластический фольклор и его место в народной художественной культуре. // Проблемы изучения регионально-этнических культур России и образовательные системы. СПб, 1995. С. 29-31.
5. Неолитические традиции в художественной культуре коренных жителей крайнего северо-востка. // Культурологические исследования: направления, школы, проблемы. СПб, 1998. С. 238 - 239.