автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Поэтическое творчество Турмагамбета Изтлеуова

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Жанбершиева Улжан
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Поэтическое творчество Турмагамбета Изтлеуова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтическое творчество Турмагамбета Изтлеуова"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А БАЯ

ЖАНБЕРШИЕВА УЛЖАН

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ТУРМАГАМБЕТА ИЗТЛЕУОВА

10. 01. 03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Алма-Ата 1990 г.

Работа выполнена на кафедре казахской литературы Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени С. М. Кирова

Научный руководитель —доктор филологических

наук, профессор СУЮНШАЛИЕВ X. Ж.

Официальные,оппоненты ,. — доктор филологических

наук, член-корреспондент АН ; КазССР, профессор БЕРДИБАЕВ Р. кандидат филологических наук, доцент ЕСПЕНБЕТОВ А. С.

Ведущая организация — Чимкентский педагогический

институт им. М. О. Ауэзова, кафедра казахской литературы

Защита состоится .. /Ч ^еАса /1 <Л-____1990 года

в часов на заседании специализированного совета

К. 113. 03. 01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Казахском ордена Трудового, Красного Знамени .государственном педагогическом университете имени Абая.

Адрес. 480100, Алма-Ата, ул. Советская, 30.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени Абая.

Автореферат разослан « ^ »___¿к 1990 года.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. 3 условиях перестройки всех сфер нашей общественной жизня, гласности и демократизации происходит подлинная революция сознания, без которой немыслима обновление сопя?" лязма, его прогресс на яовсм историческом этапе,! и один из зригдах показателей этой резолшии сознания - возросший интерес к истории культуры нашей страна.

Б этом смысле большой научный интерес представляет и поэтическое творчество одного аз задних представителей казахской литературы дореволюционного и советского периодов Т.Изткеуова, что явилось темой настоящей диссертации. Объект исследования почти совсем новый дйя казахской литературоведческой наука, тая как сама яачность поэта долгие годы оставалась з тени "белах аятея" н только благодаря гласности и перестройке его имя нашло свое достойное место в истории казахской литературы. И яаза задача -представить пароду а полном виде его замечательные произведения а показать поэтический талант мастера слова. -?.

Т.Изглеуов - один из ярких представителей казахской литература первой четверти XX аеяа. Как поэт в совершенстве знал арабскуи а персидскую классическую поэзию, что петом превратило aro в великолепного переводчица. Он бил талантлззнм поэтом= импровизатором, сочинявши* и устно, я письменно. Я его поэтическое нзслздез охватявает большой диапазон. Богат и изящен его поэтический язни, что присуще многим его произведениям. Зго творчество отмечается широтой охвата рассматриваемых проблем, идейным своеобразием я новаторством поэтических приемов. В поэзии Т.йзтлауова.замечаем экспрессивные и эмоциональные особенности. Мастер:поэтического слова в своих преимущественно дидактических произведениях просветительного характера воспевает силу знаний, зовет народ я образо-

вааию, высмеивает порочнае стороны жизни. Стихами о новой тшзнж, социальных преобразованиях в. казахсяо« ауле внес саредедешшй вклад и в становлении иразвитиикагахской советской литература. Поэтому актуальными является вшроед исследования многогранного творческого наследия Т.Изтдеуова, его рола в нарошой поэзии, раскрытия связей его п оэзии о фольклором и литературой традицией.

Цель а задачи .исследования. Глазной пелып вагут?^ /диссертационной работа является освещение п оэтического творчества Ту р-магамбета Изтлеуова, охарактеризовать и проанализировать в целом его произведения и определить их често в казахскойхудоаеотвешо: литератураначалаХХ века и советского периода^ аоказать специфические особенности его поэтического мастерства, раскрвть восточные мотива его произведений, что было свойственно -асей еЕо поэзии и посредством этого показать нравственную роль восточных влияний в казахской литературе.

В задачуисследозакж входят .- заявить основныессобеяности поэтического творчества ТЛзтлеусша, специфику тематикамилавр©-• внх разновидностей его творений, сделатьпозтдческийаваАиз его творчества, показать связи его литературной деятельности с устной в письменной литературой и исходя ш всего 'атого ,- определил . место.-и значение Т.Изтлеуова. в истории казахской литературы дореволюционного и советского периодов. Одна из гяаннвх задач . представленной работы в: том, чтойыпеишаать, навое большое значение. имел метод критичесяогореалвзма.виозтическок иастеротве акина=ишровиэатора и ловта - письыенника.

:. ; Методология и методика'исследования. Методологической основой диссертации являются основополагащие т^ды классиков шрйсиэма= ленинизма, постановления партии в области литераторы и искусства,

документы и »атйриаяы ХХУШ-съеэда КПСС и Пленумов Щ КПСС,общетеоретические труда по вопросам литературоведения и филологии.

В классических .трудах марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивалось огромное значение освоения социалистическим обществом культурных завоеваний прошлого, всего "что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии-. человеческой мысли и культуры"^

Пси написании работ актор опирался на исследования и монографии казахских ученых-яитературоведов М.Ауззова ,М.Каратаева, А.Тажйбаева.,Р .Бердкбаева ,Н .Торекулова ,У.Кумисбаева, М.Байдиль-даева* и других ,которши высказаны ценные отзывы о творчестве Т.Иэ тлеуовэ.; В работе конкретное 'лстсфияо-литературное исследование проводится спозииаи маркспстяо-ленинскай методологии, с собл»- . аением■кстзричеснсЯ точности и привлечением йонкретнкх приемов Ьмлологического анализа.;

Осно вными мате скалами у. диссертации по служили книги акына, «данные з 1972-19ВЕ. годах, публикации республиканской и зсессш-чой периодической;печати о творчестве-поэта, полевые и магнитофон ие записи-диссертанта,проведенные родных местах Т.Изтеясуава.

Для'решения.поставленной задачи диссертантом также-использо-:аны рукописные источники.и особенно ценными и полезными для•ос-•екения поднятых в исследовании вопросов рукописные тексты, :ранящиеся в рукописных бондах Центральной научной библиотеки АН азахской ССР. и Института литературы и искусства Ш ресгфблия«.

Научная:новизна. Это определяется сладу гадим образом •: нами делана первая попытка монографического-: изучения; поэтического

Ленин-В.И. ПСС. Т.41 . с.ЗЗ?

творчества Т.Изтлеуова, которое е свою очередь еще комплексно не исследовано в казахском литературоведении. 'До сих пор творчеству акына посвящены лишь несколько статей обзорного характера к одна единственная монография У.КумасОаева о поэме "Рустам -Дастан" Т .Изтлеуова.* И в представленной диссертации впервые исследуются видовые, стилевые и жанровые особенности в поэтика произведений акына.

С точки зрения многообразия и поэтических форм, творчество Т.Изтлеуова - это одно интереснейшее явление б казахской поэзии, в диссертации показана закономерная метаморфоза лирических:героев произведений поэта. Акын создал .свои замечательные творения восточного сюжета» где впервые использовал новые,: оригинальные изобразительные, средства и формы, которые перенял из поэзии Востока, и ввел в казахскую литературу г Кроме всего, атого. впервые сделан литературный анализ ранее не исследованных поэм акына и ' приведены некоторые неопубликованные его стихотворения.

В работе определяется.' место поэта в исторая казахской литературы, впервые вводятся в научный оборот свсденая, полученные диссертантов у людой, лично зкавсях акына, привлекаются такке ранее неизвестные факты к г/лтериалы из ,творческой биографии-поэта. .■;.■'■./

Нау^но-пшитйческая значимость. Научно-практичеоКае значение

исследования заключается, прежде вйега в -том,- что шо;Ыбкет- быть использовано при написании обобщающих трудов,- посвященных /казахской литературе- дореволюционного и советской периодов.

I. Кумисбаев У; Турмагамбет Изтлёуов и его Тустем-Дастан". ;

Алма-Ата, 1982.

Поэтическое творчество Турмэгамбета Изтлеуова вполне заеду- ' хавает включать его а-фундаментальные ясследоврчия по истории казахской литературы,''а тексты его.творений - в антологию казах-с к ой' лет е ра ту ра.

Материала настоящей диссертация могут быть применены в практике-вузовского и школьного преподавания над методическая разработка при чтение общих-г специальных курсов по казахской литературе IX века, .каз'ахско-зарубекшш литературным связям.

. Апробация. Основные положения и результаты ■ диссертации об-суадени на заседаниях кафедра казахского языка и литературы Кзыл-Ординсксго педагогического института имени Н.В.Гоголя и на кафедре казахской .литературы Казахского государственного университета имени С.М.Кирова, на научно-методических и теоретических конференциях, на традиционных годичных конференциях, молота ученых и преподавателей КазГУ, опубликованы в тезисах и материалах конференций, а также в, республиканских иурнаяах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех . глав,' заключения и списка использованной литературы. В конце работы в-виде приложения даны текста ранее не опубликованных стихотворений Т.Изтлеуова.

ОСНОВНОЕ СОДШШЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновнвается актуальность и значимость темы, дается общая характеристика рассматриваемой проблемы, определяются .цель и задачи диссертации,научная новизна, методологические и теоретические основы, выбор материалов исследования.

. В первой главе "Тема и идея", рассматриваются тештические и идейные стороны произведений поэта. Вся поэзия акына отличалась широким охватом правды эпохи и смогла ответить требованиям времени.

Т.Изтлеуов внес шрвл^леншй.ЕКлав а развитие казахской до-ревоявдионной литературы. именно правде всего. тем, что. в своем- ■ многогранном творчестве он был носителем культура Востока, что оказало на его литературную деятельность. больше благотворнее . : влияние * бал интерпретатором.тем, ешктов и мотивов1 арабских, персидскихклассических-творений. .

Его знание восточной литература, определило йоэта и.яа.к искусного переводчика. И он одним из первых в казахской литераторе осуществил вольный перевод на ровной' язяк .знакеаятоЯ-поэма-■ "Шах - наме" А.Фирдоуси. Впоследствии аоя этим непоаредствашщм влиянием на сияет и мотивы Востока, создал замечательные поэмы "Мудрейший старец", "Дезуика-аленница" и другие.

Разнообразны а богаты по своеЗ тематике его стихстворша произведения,, которые является истиной эддожестзекноа летописца ' народа, где запечатлена мечты, чаяния црастодащива. Б лэбом своем произведении, где поднишется какая-нибудь актуальная. проблема, он всегда шеоко держит общечеловеческую идей, что ставит егоз один ряд поэтоэ-гушнастов.'

У какдого поэта есть своеобразная манера жзрактерезаххдя, типичный лдчшЗ тешерамент, авторские размышлении. И расскатра-. веемый наци акын в. своих произведениях-изобразил социальные . преобразования б жизни казахского аула, правдиво показал аатаго- • нистические классовые противоречия, поднимал вопросы нравствен- ' ного воспитания. Как поэт просветительского надравлчняя воспезал '-." силу знаний, науки, противопоставил- злу а беззаконию идею справедливости, призывал свой народ к духовной чистоте, честности, направил молодежь к светлой, мечте я патриотическим дзякдям.

Как метко выразил акздемик З.Ахмотоа, что 'Исазия - биение ■ пульса мировой.жизни, яровь и факел, свет и солназ.этой'жизни. -

Стих - ЯЕЗНЬ« -.жазкь - стю:"1, то в свои очередь стихи Тур;лагам-бета; Изтлеу.ова/яалятеся зеркаяом жизни казахскпго народа начала нынешнего столетия. Большинство его произведений, где пропагандируются общечеловеческие и нравственные идеалы, посвящено молодому поколении.

• В стихотворешЕх "Не-держи злобу народу своеду", "Служи только народу", "Позаботься о своем народе", "Душ", "Человек" резвивеет гуиаяистичеокугоидею о том, что цена джигите, когда ок становится .взрослки, шмершается слуяением-'не.для.себя, а чест-нам служением своему нарежу, за.его мечту п. чаяния, за его интереса в светлое ^будущее, -и строго, предуаревдает, что' основным долгом настоящего. дглгйта - гракденша аоляно бнть освобождение родного Raposa от. зкса.йуатацаа,и поднятие . его слава. Высокими патриот ическ паиидеями яацяональао-ОсвобйЕстегьнОЁ борьба отые-чзлгкь его/стзаыг,.' написаняне в канун первоЗрусскбй революции I3Q5-I907 годов, в йотсрах беспощадно васмеетал Ьбивателей, нп-чтогпюс целочликов, крохоборов,- яггяатрзотов, разоблачал их гав-йоеть..и нйвекренкоеть,' 'ойадн и лаавах шван н аула, й нам хорояо : известно, ..что" за • тайяе. .язвйте'лышй стихи, он -нплоть до Октябрьской револшйи постоянно находился .в гоненгях. Но пикание преследования , явкакве.. аресты несложили яеярмьяршгй дух и волю беоатравшзго потеа, внхоета г.з простого народа, и оэ снало про-долхал висеть сатирические• стиха;направленнае аротив всего порочного:

"Нет" и •"нет" - с-длн стпет у скупого бал,

"От хлшот явбкх езбл этим избавляет.

"Дай!"- яестит взяточник - хитред, улкбпясъ ясно.

X. Дхметов З. Олен созйн теорвясн. Алката, 1373, б.

> г ■ . .

И из пригоршни воды выудит онмасло.

("Есть" и "нет", "возвыя" и "дай". 1906).

Поэт утверждает, что внсигая цель нравственности - это настоящая дружба, единство, сплоченность, взаимовыручка. Это и : есть высокие идеала произведений Турмагамбета, которые он кес через все свое творчество.

В конечном счете все это говорит о том, что основной мыслью произведений Т.Изтлеуова дидактического характера является честное слукение народу. И его такие стихотворения как "Моим ученикам" (1905), "Мои сыновья" (1305) , "Предлояенае .учителя" (1900) и другие написаны на гуманистической ноте. Поэт верен своим: просветительским идеям: воспитание и знание, талант, и искусство не сразу приходят человеку, они впитывается е«у постепенно.

В стихотворениях Турмагамбета о знания и науке звучат твердая мысль, что молодежь находит, свое будущее, настоящее счастье именно в знании, науке. Это и свет »это а богатство. И поэт при-, знвает молодое поколение учиться и трудиться за осуществление этих целей и твердит, что настоящее богатство - в кладезе этих званий:

Ум - Еизни средоточие - не вянет, на обманет, Наука, словно руды, в безвестности не канет. И ежели достанутся кому богатства этн,-Он будет обязательно счастливей всех на свете.

Т.Изтлеуов радостно встретил победу Великой Октябрьской социалистической револяши и начишя . с этого, момента а. его твор-.

1. Поэта Казахстана. Д., 1978, с.442.

2. Там же.

чество всишг новая гена - прославление Советской власти, партии большевиков> созидательного труда, завоеваний новой социалистической . кизни, дружбы народов.

С новым вдохновенпемон воспевал ту -огромна/в новость для народа, • которую принесла заря Октября з степь. И в произведениях революционной теш образно я конкретно доказывается радостное : нйетроенае, лик я обеды народа ("С десятилетием Октября", "Приветствуй тебя, председатель. Совета!", "Большевик - глава, ш - за нем" и т.я.).'Воспевая ратный труд своего народа после победы Октябрьской рзЕОЯвдгз, сравнивает- его прошлое с кастояцим счсст-.. дадам временем. Сгущая краски-прошлого, когда правили ханы и баи, изображает/неблагодарный труд безрадостной хазнз ¿о' взаимосвязи с природой. .. ....

Одним из перзкх среди казахских поэтов воспел Пенила Тур:,2-гакбет Изтлеуов» тем более при пдзнн;Воедя,;В представленном образе зоСнЯ оя видел чеяезека незаурядной способности, зелакого глсзиу&ля» вророка. По мяеншопоэта, это человек, тем белее ве-2ПК2Й человек, родащЕйся только один раз. В своих стихотворениях "Зол огне слойа Ленина". "Денвн - солвце", "Смотрите на на-ягго Ленина", "Будем верш заветам-Ленина" создал яркяЗ незаба-; вввгшЯ образ мирового пролетариата.

I.Изтлеуов как активный строитель новей £дзяя вдохновенно .воспевает в своих' стихах радостный труд сельских трузеников, преобразования в казахском/ауле. В стихотворении "Посагу дерево в твоем сад«" поэт высоко прегяносит величие адда, развивает своп здев, -что трудом красив человек, что место человека з обществе определяется трудом.

Б. главе подчеркивается- шель о: том, что поэт во всем свосы 'творчестве остался.верен главной тепе его поэзия - тема нразст-

ввнноста, которая красной) натыз проходит во всех стихотворениях Т.Иа?леуова, и дореввдшионного и: советского периодов. Поэте своем творчестве провозглашает сватлукдорогудля человечества

- это дорога тряда и знаннй. Этой своей главкой проповедью ое.. обогатилдуховное наследаародного народа.

Вр второй д'лава диссертация "Яано и. вид": анализ ару игоя наа- ; рсвае и вадовае особенности произведения; Т.Иэтдеуоэа>: В творчестве поэта обращают на себя внимание новизна, его жанров и- обилиэ. позтзчеових форм. Он обогатил казахскую поэзию восточнамя -узора-4 ми - ная басня, рубаят, наэира, касса, дастав, байт, иоторнэ благодаря поэтическому ьшстерству акана давно стали исконно казах--сянда. яанрамд, превращены, з яраиа капитальные формы, Позтшу-

- то результативнана оказалась искания поэта в. области. интерпретации сшетов, тем а иотиюз лэчзвдс. образцов массам Войтека. -

О литературных ганрах чздковы разился, академик З.Кабдзяоз: "В теории, литература., есть.гфорца.аеть а вяд, :Всли точно выразиться, то тогдаесть,вШШ -лазература. (это...заос..дарщгау. драна), есть а ее .форда.{редан, позмц, трагеия.д -гл.). Только вид . имеет одна значение с понятие« жазр,: "значет. с жанром и жанровым ■ ■

ВЮМИ". '

Преобладающее большинство лраазведешй поэта - это мрака. Это понятно те«»-.что Турмагаибет бал. и- зтаясы, и лирлкои. Узиде.в- ■. шаа сват произведения поэта показала о гшогсгр|ашюсти его поэтического творчества, обогатил литературной: наслади» акана. Об этш свидетельствуют два его сборника, изааннах;з 1972,1982 годах под названием "Назнм".

Вообче, Т.Изтдеуов - залечательаай аозт - лирик» 3 сзокх тл~ ричзсквх произведениях сумел создать эздаколепные у зори.. красноречивых слов, озЕачащ2х;Внутренаиа':мар^ ..душ- и тайны-чедовека. Не--.

лодична и -нежна-.лирика поэта,но и очень трогательна, богата изящным языком.

■Акын иногда горестно задумывается над человеческим несчастьем, вдет цути из создавшегося трудного положения,иногда воодушевленно воспевает любовные чувства двух влюбленных молодых сердец,их душевное сострадание.

Стремителен взор поэта, и он теперь попадает в объятия природного мира или же снова возвращается к землянам, затрагивая своим неустащим пером общечеловеческие, социальные вопросы тогдашнего бурного времени.Это определяет его уже как поэта-гражданина.

■ . В этой главе именно с этих,позиции рассматривается его разнообразная, изящная лирика,которую можно условно 'разделить на нестолько групп. .....

В. стихотворениях "Прекрасная крзсавшза% "Белая Екбек","Облик красавицы-девушки" запечатлен яркий образ красавицы-девушки,дале-• кой-мечты многих влюбленных-джигитов. Здесь:огщпмется и настрое-ние^дуаевная боль самого автораЭто состояние любви особо вырисовывается в стихотворении "Белая Жибек", где взволнованно звучат искренние чувства джигита :

Когда увидел твое нежное лицо, Размякцуло сердце-мое как серебро. И когда колыхаеть - ты как красный цветок, У меня-нет дела с другим.

Акын в своей любовной-лирике мастерски соединял душевное состояние с картинами природы. Монологи и диалоги людей с природой находят соответствие с созидашим-ииром.В стихотворении" Наступил год " создает красочную картину прекрасной природа весен- ней поры в образе молодой девушки-красавицы. Веселое настроение животных сравнивается с состоянием матери, псицей' колыбельную песню своему ребенку . что представляет собой новаторство

)

поэта. ■

л

Многое преуспел Т.Кзтлеуоз а з нанре сатира, и тара". Й он в своих сатирических произведениях поднгшд. актуальные проблема того времени. Его сатира была грозным opjкаем в борьба с порочными и отрицательными сторонами жизни, быта, обычаев. Поэт - ... сатирик за собой, оставил исключительно много стихотворений сатирического, юмористического характера.. Они: разнообразны, по своему выбору обьекта, а них постоянно'прдсутствузи мэткое слово критика, сарказм, шор а ирония^ В стихотвореншг"йулла Магас" (1905) прежде всего высмеивает алчность скупых., и .неграмотных, мулл, раз облачает.их- жадность: и. сбг/да. а во.-вторых, остро критикует старый феодальный-обычай..

Объектом кр1Ийкг::сатира.1ураатамбет.а: становятся не. только . служителя культа, но а зазнавшиеся господина, жадные а жестокие . баи,: для из обличения ■ которых • он не. далает. язвительных, и. метких-, слов.

Здесь особняком выделяется его сатирическое стихотворение "Характер господина", .где высмеивает молодых состоятельных л»--дей, без толку-проводящих, свое золотое., время распитием кумыса, и купанием, неспособны?-: к труду. Сатирическим изабрадзщем не-, везды. - господина-, поэт призывает, молодежь к знания и науке, бороться против. таких цорачянх сторон тазик. И в зтш набодкщои по обьзну стихотворении предстает настеякпЯ презренный/ образ гос-подииа,. собрата знаменитого Йггпс?аз - комедии."Гора от ума" Грибоедова. . '

Т.Изтяеуов по свошу творчаска. обогатил ганр толгау .(.размав-"-лэЕке). И этот древний .занр казахское литература. а творческш. наследии поэта проскитривается дэуйя -разновидностями авторского . толгау:. это поэтически^.. толгау- а дидактический тслгау - настав-.'.;

ленив. ■•....

ч

Подытоживая высказывания известных казахских ученых3 литературоведов Р.Бердыбаева, ¡2.Измайлова, Б.Абылкаспмсва о аанре толгау предпочли, сгруппировать поэтические размышления - толгау Т.Изтлеуовз яа три вида: I/ Это размышление - толгау политического,-общественного я нравственного характера; ¿/ Толгау, посвященные отдельным личностям ("Ленин - солнце", "Товарищу Горькому", "Уванаемда.д ■ гражданин?" л др.); 3/ Дидактические размышления тоягау= з виде наставлений, .терке.

Т.Изтлеуов пробовал себя и в.ааяре. арнау (посвящение) а довольно успешно. Профессор К.Жумаяиев этот вид дярякя подразделяет на. шаряаЯ арйау (песни» обращения), зарлай арнау (яесни= плачи),' су рай арнау (песня - просьбы).1 Четвертой разновидностью арнау по мнения фольклориста К.Сейдеханова • считается-патриота-ческие-посвящения Д .а доктор филологических наук Н.Туреяуясз

предлагает еще одну разновидность - это посвящения разного рода

3 ' ?

празяшзаж - 5.

И Туркагамбет в.своем■ .творчестве пользовался почти всеми этими разяов:шес.тями арнау (посвящение). Он'особенно преуспевал а п есйяхгобраваяаях, посвященных- оп ре деленному лицу в зяде приветствия,- :шутяа-,_. хтожзгакюг ала.- наставления у Такихяесея =арнау а.творчестве-поэта множество. Это например, стяхл = яосзящеяяя "Товарищу- Горькому " "Че ты рем туй! арам" (Сакену, Ильясу, Бейгм-бетуч Сабиту), "ГГосзясая акынам" и'другиз.

3 стихотворении^освящении-"Товарищу-Горькому" (1936) анвн создает целостный. образ-великого писателя,. сожалеет о его смерти,

1. ."умаллев X. Эдебиет:-теорияса. Алматы, 1360, 123- б.

2. Сейкеханов К. Улы Отан согысы кез1ндег1 назак халкянын поэзия-сы. Алмата, 1374. 310- б.

3. Тереку лов Н. КазХрг! казак фояьклоры.. Алматы, 19Е2, ¿СЮ. -б.

- 1ь -

показывает Горького как общественного деятеля.

Т.Изтлеуов умело пользовался и хат=олен (песня=аисьш)ван-ровой разновидностью казахской поэзии. В/песнях=лнськах поэта восаеваются его тревога за судьбу своего народа, нравственные вопросы, величие поэзии. Его стихотворное письмомосдание "Трудное время'1 (1216) возникло как кивая реакция акына на события I916 года, когда он сидел в тюрьме.

В творчестве поэта видное глесто Баншает и терме (речитативы), родственный толгау жанр, имеадий однако свое типичное, содержание и особенности. В терме Турмагшбета четко прослеаивается восточная дидактическая гаклия, традиции лсзолнишльетва терма,окаэи-телей Сырдарьи. Несколько стйхотвсренвй позта написано а вице терме, наставления, з которых дамся советы и наставления'моло-деки.

Разнообразна' и богата поэзия Т.Изтяеуоза. В сокроввцшцу казахской народной г.огзяа ярко вдизывазлся и его .Гаклии— настав-, ления, написанные по пример классиков Востока в виде пословиц,и поговорок. По утверждениям ?.Бердыбаева и М.Байдильдайва.ах у поэте насчитывается более тысячи.*

По нашему мнению, это не пословжщ и гшговорки, а дидактичес--кие а$оризьш. Турмагшбаг творчески обновил и развит пословной в афоризмы, создад краткяе.по содержаний, точше по мели афоризмы. Здесь чувствуется влияние, большой шкоды восточной литературы.

Дидактические афордзш Ту рмагамбета. краткие и весьма- ритвдч-. ные. В них народная г^дрость, наставление молодежи. Меткие крылатые слова, и мудрые афоризмы поэта, широко распространены среди на- • рода.

I. Бердыбаев Р. Турмагамбет адан."2екин жоды". 19о0. 12 январь.-Байдильдаев М. Акындар творчествосы. ллматы, 1аоа. ¿и - б.

Акын-.а своих'дидактических афоризмах говорит о пользе науки, призывает к знании и учебе:

Наука - свет внутри,

Искусство - вид, нарисованний снаружи.

Знание -.дешевле,

Знать - дороже.

Афоризма Турмагамбета имеют, большое эстетическое значение. Они■ взята■ га яизиа.-из собственного жизненного опита аозта. В них акын не наставляет о чем-либо, .наоборот; читатель сагл делает соотаетствухизге заключение аз слов поэта. Поэтому афоризма акына нельзя путать с народными .лосдевицами. И надо особо отметить, что эти афоризма .-сугубо, авторские.

Т.урмагамбгт сочинял.и песни=жоктау (причитание). Это "причитание акына. "Я остался-в аечала", сочиненное по поводу смерти его'сына. В нем-не-только дувезное сострадание акына и близких, но и описана.-, жизнь.'сына, лучазе- черта его характера.

. Акын бал .я признанным мастером- рубай, одной да салых распространениях-стихотворных. форм лирической поэзия Востока. В одном только; четверостиидл. акын: умело вмешает попроси жизни я смерти, радости и печаля, добра а зла, либва я дружба.

Рубан Турмагамйета затрагивают эстетические, дидактические и моральные,-темя-.- Поэтов в творчестве профессионального акнш много рубай з виде завещания, благословения и пожелания.

Жизнь- изменчива». мир постоянно обновляется в вечном движении. Прошлое ■■ .не вернется, жизнь протекает быстро, учитавая это, за это короткое -время; та должен получить свои доля, все хорошее в еизни. Это я есть основная суть/рубай акнна, а которых замечаем мат^рэдяиотячесвое.' мврСяоззреяяв-'Турйга'кбвта, его основную гу-глаЕНстичесяую кезделшт, '

Т.йзтлеуов был я талантливым басковисцем. Поэт плодотворно использовал творческий опыт классиков Востока по.написанию басни, творчески развил и оживил:ее своим лаконичным, афористически:/, языком.

Разнообразны басни поэта пс своей тематике.,Его басни "Ду-к- ■ . пан хаким", "дедушка и мальчик", написанные по образцу Рабгузи, посвящены вопросам воспитания молодого поколения к. человечности, справедливости, честности.

В большинстве басни Турмагамбста краткие и аллегоричны.-Ос-новные идеи его басни - это честный:труд, мирная аизнь, терпение, спокойствие. В басне поэта "Путник и.мудрец" твердо утверждается полезный совет о том, что в каждом деле требуется терпение и. спокойствие, что следует прислушиваться и словам, вдрецов.

Итак, в своих баснях Т.Изтлеуоз.сумел сказать о .многих-проблемах человеческой вдэни.'Их объединяет отчетливо^овыраванная направленность содержания и теш , краткость и простота, доступность мысли.

йшровизаторский талант акнва .раскрылся в его айтнеах. Известны его айтысы с Шади торе, Абдикаримом, Еурсуном, Санбадой, и шестью акынами, в которых Туршгамбет: как акив=импровизатор выделяется острословием, ораторским талантом, умением убедительно обосновать свою позицию. Среди его айтыссв наибольший интерес представляет жуыбак=айтыс, .т.е.-айтасы=загадки. Бе все акыны способны участвовать в таком айтысе, слоюзой по1 своей-форме. И&шн-. но в айты сах=загадках проявились знанияширокий диап аз он жизненного опыта,ораторского таланта поэта* Обычно, айтыск=загадки, проводятся двумя способами: в пернш случае два поэта во время состязания згшаюг яруг Другу стихотворные загадки, во втором ;:, случае айтыс начинается-загадкой:и кончается тем же. Аатас Турма-

гамбета с Шадя торе проводился пторым способом айтыса=загадки.

У Т.Изтлеуова известны и туре=айтас, и суре=айтыс. H его т/ре=аЯтйсам п одлежат п оэтическке состязания акына "Турмагамбет и Еурсун", и "Турмагамбет и Санбала". Эти айтысы поэта кратки, остры , - богата дидактическими афоризмами. Анын отвечает своим противникам единой сатирой, шуткой и шорсм. Основная теш этих его айтысоз - бытовые, сбвестзенкые, социальные и семейнне проблеет, зоарссы ззаикопонимаяяя людей.

Суре-айткс акына-с Абдикарямсм по охвату времени долгое поэтическое состязание, в нем много речитативов, острого сарказма, отличается своеобразным худояественноэстетическим достоинством.

Айтнсы Турмагаибета содержат яркую картину своего времени, отличаются специфическими поэтическим достоинствами. Ведь сам акын считал айтыс как большое искусство, социальная сила.

Третья глава "Образ я. сижет" Посвящена определении природы, формы и.функции п оэтического творчества Турмагамбата Изтлеу ова, а такта раскрытии характеров действующих лиц его произведений Я' отношения акына к изсбраваемым жизненным явлениям.

Т.Изтлеуов - талантливый поэт, искусно я красиво изобразивший свои произведения.художественными образами, яркими картинами. Его лирика и поэмы,- айтысы а баски отличаются своей неповторимой образностью,красивым и яивнм язаком.

Прежде всего, чтобн вести речь о вопросах образа и сюжета, художественных, достоинств поэтического творчества Т.Изтлеуова, надо, досконально проанализировать его сметные.произведения» Это, з первую: очередь дастаны: поэта, написанные на основе восточного яотига. 3 этом ■ смысле Турмагамбет. является поэтом=новатором, т.к. он наказахский лад воспел сетет широкораспространенные своеобразные поэмы и дастанн восточного цикла и одним из первых

в казахской литературе положил основу поэтического приема "ш-зирагойлик", о котором М.Ауозов та* писал:"Есть традиции .на Востоке, когда спету» каким-то класаиком тему-повторяет другой поэт следующего поколения, ведет повествование, сочиняет свежий дас-так. Заимствование тем друг у друга.была узаконено. Её повторяя полностью стихотворного текста и б .основной. свободно меняя, его, исполняли легенды заново. Схохеств тем у различных акаков кн в коем случае нельзя, считать переводом. Это по-своему заново исполненный, целый дастан или традиция поэтического, состязашм в стихотворчестве. Восточная поэзия, эту традицию признала законней и назвала ее "назирой" или вазирэгойлЕк".'* . • •

И следуя'- традиции назирагойлика-. Т..$зТдеус»' -на .с»кёт а мотивы классической восточной литературы написал дастгны "Дехканин ' . . Марди" (1Э0р) ,"Мудрэйиий старец". (ISG7), "Девуока-слеивиаБ" (1210), "Красавказ Paya" (I2II),. "Аш-Ksdyc" (1235), "Хлопок" ■ (1930), "Батыр СамЗал"..(1936)'.. Эти даетаяы 'занймавю -оаоЗой место ъ истории казахской литературы и натгиоавв они методом роглактгззаа.

В литературоведческой-шуке хорршо 'гзаеагйо,. .что Т.йзмеуов осуиествил вояькыЯ перевод на казахский язык и: эп со ей'"Шах-даме" и на этой основе создал замечательный аастан "г/йтем-Даетап". Об этом специально яссдвдовал и ваписал монография известный возто-ковен У,.Кумисбаев.2

лредисловая М.Ауэзова к eró:поэме '"Руств(^2ас1вн"г ."Этот: труд ш должный рассматривать не как перевод, сделанный нгпосредствеякс с TIiax-наме" Фирдоуси, а как казахский вариант дастйпс., о Русте-

1, Ауэзов М. Зр кылдар ойлара. Алматы, 195?, 150 - 0.

2. Кумисбага У. Турмагамбет ИгтлеусЕ к его "Рустем-йастак".

Алма-Ата, '1982..

ме, воспетый в стихах c&vim народный акыном Турмагамбетом по примеру Фирдоуси"^ . • 1

Самый большой по обьему и значительный по художественным достоинствам среда дасгаяов поэта - это "Дехканин Mapди", в основу которого аалоязны события, рассказывающие d 21-22 главах знаменитей персидской эпопея "Тоты-наме".

Основные- содержания дастана - это прославление величия труда,■ гуманистических 'здеэлоз, .дружба-я-яюбва - известных тем зос-точней литературы. Глаагшй герой дехканиа Мардя - настояшай-работяга. честный, а добрый чэдозек./Сюнет дастана разворачивается вокруг драгоценного камня, которое находит Мардя. 3 конфликте, ззвязанавяся. еоксуг негорда-о камнем, .тринплает участие две сторона-- ста борется за справедливость вместе о главным героем, другая - свсам злиа:накарен;:гм, хотят завладеть -богатством. Но гуманистическая гапразладность вагяядсв.поэта на стороне, главного ' г.зроя и т.срнэстаует сзраведдазасть.

Сдедугц-зе аванса правд ведение поэта - это двстан "Девушяа-'пленка»*-,- -.нйовоаша^' ш.з 1310 .году. -Этот дастзн, написанный гуманйетаческял пафосом,- .повествует сга'руа легенду о девушке-д.леш-шде, кстсрая л является главной, героиней, произведения. В образе.. этей дззупш: .лзобракается кешши., - которая ззницая свое че-лозеческое достсанстз©;, нзустаянб: я :смелй борзтся: за свободу, за аябезь л .в: кокка дзйгэазтся-.сзсегС. '

3. аастана ••-"Крзсаэааа'.?а$аГ' аоказнвая' вы0-бя5е.-аяеага--аравды\ я гушаазш* зоддамаат • бояшав есциаяншв аробаека. Изображая тязелуs-судьбу труделгзбяэоЗ яензипы Paya, поэт беспоеадио критику ет-фосдальшй стрсй, показывает-'мукзстзеккый л'-яркий характер . главкой героини; з образа которой ■асплотал идеал казахской жевдини.

I. Изтлеусз Г. ?-;-;тсм дастан. Алматы,-Ï£6I, ,7 - е.

- на -

В его.дастанах восточного цикла можно часто встретить фольклорные мотивы устного творчества казахского народа. Это прежде всего казахские пословицы и поговорки,разновидности обрядов -бытовой лиуики как той-бастар /песня,открывающая праздничное застолье по поводу радостных событий/, коштасу /прощальная/ и другие. При этом образы волка,дракона,гигантской- птицы самрук, умещие говорить человеческим языком,которых поэт изобразил в своих дастанах,созвучны со сказочными мотивами. В создании облика девушки-красавицы акын часто прибегает к сравнениям и эпите-: там из фольклора. Й даже некоторые события, встречакзиеся в дастанах акына,напоминают такие не мотивы народной литературы.

Эпизоды сватовства,свадьба,благословения,стерших,наставления напоминают такие'же мотивы образцов народно- литературы, что усиливало художественна ценность дастанов акына.

В четвертой главе диссертации - "Стихотворные узоры поэга"-исследуется его язык и существеннее стороны художественного мастерства Турмагамбета.

Народный характер поэтического творчества акыне неповторимая образность и меткость его языка,близкая к толгау-размышлениям, афористичность его произведений связаны именно с тем,что Турма-гамбет сочинял и писал как т&явктливый акын-импровизатор,-как настоящий оратор слова»соединивший в себе три начала- благотворные традиции как устной поэзии и классической литература Востока , так и достижения письменной- казахской литературы своего вре- . менк.

Акын с большим мастерством,новаторски использовал традиционные художественно-изобразительные средства казахской устной акын-ской поэзии /сражения,эпитеты,тропы,фигуры/. Акын также щедро применял различные виды синонимов,антонимов,пословицы и поговор-

ки,красочные-афоризмы и крылатые слова,ассонансы и-аллитерации и ДР- ''..'■'

Его поэзия богата и своеобразными метафорами и метонимиями.

Когда твои ровее..ники вперед упорно скачут, Неуято достижения их ничего не значат?

, Народ мой,помни:дане' отставший верблюжонок

Ренет,один оставаясь,один среди потемок¡^ '.таои ровес ники вперед Упорно скачу?" другими словами,мир, жизнь' лодей ,как и маленький, беспомощный верблюжонок .непременно движется.вперед,шг от в&ковой спячки"...неужто достижения их ничего; не значат?". Эти'строки звучат как крик души поэта-гралсдани-на»как его тревоги'за судьбу и будущее родного народа,придавленного угнетением класса имущих. В то же время в зтсм тге куплете есть; определенный философский подтекст.

' Встречаются также, различные виды' поэтических фигур:павторы /простые, витые, анафоршеские, зпифорические/, параллелизмы /синтак-сическт,психологические/, инверсии. . .

Стиховая форет поэзии обычно построена:из 8-7 и II слонмх размэровч.Иногда применяет и двенадцатислоговые строфы. Такие . строки, встречаются и в одяннадцатислоговых по своему характеру стихах.

■ Основной вывод этой главы состоит в том ,что Изтлеуов выступил как талантливый поэт~новатор;как певец гук.акистичвеких и просветительских идей. В родную поэзию он принес образность художественных приемов, крылатоеть поэтических выражений, своеобразные символы, целый.ряд поэтических параллелей,метафоры,сравнения и др.

Все эти мотивы характерны казахской устной и письменной лиге-' ратуре и для целой плеяды акынов я- дарау .Й.Турмагамбет явился достойным- продолжателем этой традиции и дела своих великих предшественников . -_

Поэты Казахстана. Л., 1978. с.442.

- ¿H -

Б заключении еще раз Заостряется внимание-на'основншс этапах. к главных достоинствах поэтического творчества- Т.йзтлеуова, сформулированы основные вызолы.диссертации»которые сводятся к следую-, щему: Т.Изтлеуов- своеобразный оригинальный поэт,баснописец,переводчик. В литературной деятельности сочетал знание истсрии духовной культуры народа со свободной ориентации в языках,культу т-ре и общественной мысли древнего Всстоха.:

- Т.Изтдеусв . соединивший- - в. .;себе • -две - культуры :роянои- и восточной, занимает большое- место в истории-казахской 'литературу XX, веяа.-и как самобытный поэт, .и кая.-талантливый акда^инпхй-зизатор,- ••

Наиболее; характерные черт поэтического творчества Турмагам- -бета. - зта правдивое- изобракенш .ж!йнй;« бйта .яарора.служение прогрессу »призыв к энанищ, я яау«е.

Разнообразив' я широта--темцбогатство и -образность:-его поэтического языка,созерязнство поэтических форм стиха.глубокое идейное содержание,народност» и гуж;айнстичасхий характер - сделало. -бессмертными его абэзн»,, .

*

. ■ Основное- еодерязш^ .диссертации; опубликованы: сяедуадях трудах автора:

1.Даста»ш. Т^ИзТяеУовя: /'сб.срния научных тезиссв/(/и1ма-Ата. Изд.Каз-ЛУ,. I98S,. ç.II9-. 0,5 п,л. /на. яаз.яз./.

2.Т.Изтяауов -поэт-лирик. Тезисы докладов. Кзыл-Орда. ■ йзд.К.аыл^0рдинского пед«нотитугаЛ938. с.82,. 0,5 п.л./рус.яз/

3.Фольклор в поэзии.Гурмагамбета. - Зерде,.7 ЗД99С. с.:4б-47. 0,5 п.д. / на каз.яз/

4.Тема и вид. - Зврда.Ш,1990... с.47. 0,5 п.л./на каз.яз./ ■ ■

5. Стихотворные; узоры „Т. ИзтлеуоваV- Да дан-,-К, 1990.-е.:97-99..

¿fâtCCL^^