автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэтика лирики Абулькасыма Лахути

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сафарова, Шахло Юлдашевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика лирики Абулькасыма Лахути'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика лирики Абулькасыма Лахути"

ЛКЛДБШЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДШШОТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ гал. РЗДАКИ

На яравш: рукописи

СА'МРОВА МХИ) ЮДЦАЖВНА.

ПОЭТШ. ЛИРИКИ АБУЛШАОЫЖ .ШЛИ

10.01.02 — Литература народов СССР / советского п-эраода /

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на со::скал:;а ученой степени кандидата филологических на;,?.

ДУШАНБЕ - 1992

Работа выполнена на кафедре современной таджикской литературу Таджикского государственного Университета.

Ц&учшха руководитель ~ доктор фуголоптаскж: наук, профессор РАША ГЛУСУЛ^ЮНИУЛОВ.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ. ОППОНЕНТЫ:

1. Акадеыш: .АН Республик;: Таджикистан,, профессор МУ-ШМШОН ШУКШШ,

2. Кандида? фапологзгаакшх наук ХАМРОКУЛ ШОДИШОВ.

Ведужро научное учрозденне — Институт востоковедзн Ail Республики Таджикистан.

<! ' • С

Зеетга состоится " аЧ "- ■ с>-/ ■ Q-Q HjJ> 1992

'--у-_,-—

в " " часов на заседании Специализированного совета Д QI3.06.02 по эашрте 'диссертаций на соискание ученой стоиеш; доктора наук при Институте языка и .татературы Рудшж Республики Таджикистан / г;Душанбе, пр. Руда 21 /.

С диссертацией можно ознакомиться в ЦИБ All Республик Тадшасастан.

Автореферат разослан " " '' О ' ' I' • < ■ I99J

Ученый секретарь Спацааляэврованного совета, /У /1 кшдадат филологических

I. ОБШДЯ 1АРАКГЕИ1СТ1ША РАБОТЫ

Настоящее исслздовашю носаяарно поэтике лирики классика фарсиязычной поэзии XX века •• Абулькасшла Лахути /18871957/; поэзия Лахути дсслэдуется в зё структурной цзяост-' ности, изучены периода. его творческого подъёма и спада, обусловленные кал политической обстановкой, так и разнообразием стилзвнх поисков поэта, что сказалось в кспользозагшп различных формальных приёмов стихосложения,

Актуальность теш. В настоящее вредгя возгацсла острая необходимость изучения всех структурно-формалышх аспектов поэзии А,Лахути, ибо только исследование цельной поэтики .позволяет раскрыть разные грани г/лстерства поэта и дать объективную оценку его творчества. Сегодня,- как ггакогда, поэзия Лахути нуждается в новом осмыслении и переоценке.

. В результате исторических революционных шзрзмзи /1917 г./, породивших з таджикском литературоведении нигилистическое оякоазнив к классической поэтике, упрошенная схематизация сяоакой творческой лаборатории художников слова стала общепринятой нормой. Это явление опиралось ка принцип вульгарного социологизма» который оснозивался кз на структуральном анализе , а. на характеристике содерка:п:я того или иного про-извадения в отрыве от форш. Причину этого, отрицательного явления следует искать в извращении'природы стихозедегшя, подчиненном партийно-классовой идеологии. Гак, наприг,5зр, в таджикском литературоведении, вопреки пстино, догяширузт глкзкиз, что Лахути, как поэт ляршсо-поликческого направления, лишь в Советском Союзе.обрёл благодатную тзорчзскуэ почзу.

Не случаен тот парадокс,;что хотя в таджикском литературоведении творчество . Лахути наряду с творчеством С „Мни является наиболее пзучешсш, поэтика его произведений, в её структурной целостности по сей день практически но исследована1.

I. Моногра&ая С.Давролсза "/Метрика поэзии А.Лакут,:'' /Душанбе: Дошла,~1974/, в частности, исследоваште ш.Да&латова "Газель и её традиции в творчестве А.Лахуь. /Душанбе: Донгов, 13 ?о/ и отдельные статьи А.лбдумакнонсва, АЛланиязоза, а.&э-цихуяова, £'.Са:адоза, Р.Куоужсккулова затрагивают отдельные аспекта поэтоад Лахути и там салим лчыь ч&стйчко раскрчваюг специфику творчества пос-та.

■ Так как творчество выдающкся художников слова суи^ствен-ло влияет на развитие поэзии в целом, изучение данного вопроса позволяет проследить, генезис, эволюцию к упадок яалро-иис форы и средств, приёмы художественного изображения, поз-тических систем и стилевых направлений»

До настояирго времени всесторонне исследовался всего лишь один из аспектов поэтики - механизм трансформации :шнрозой системы и поэтических родоз, а также развитие формальных элементов стихосложения. Определений вклад в изучение нормативной поэтики внесли Т.Зехни, Б.Сирус, А.Сатторсв, Н.Ю.Чалисо-ва, Р.Цусулмошьулов, Х.Шарифоч, С.Давронов, А.Насрвддшюэ, М.Иарпфов, Ш.Рахконов и др. Однако другие, не {.инее важные аспекты исторической поэтики - исследование поэтики тадаик-с.кой литературы в её историческом развитии и анализ поэтики выдающиеся мастеров слова для таджикского литературоведения остаётся делом будуарго.

•• Основная иель исследования. Главная задача диссертации -- выязление исбобшрние закономерностей трансформации поэзии А.Лахути, её едетства и разнообразия, .обретающих порой противоречие, даже взаимоискличашре формы. Анализируя образную систему , приём радиф /эпифора/ и такой важный компонент стиха, как рифма, в работе ставится задача — раскрыть специфику самобытного поэтического кира Дахути в его тесной зависимости от времени и социальной среда, Рассматривая сложную систему формальных коыюнентов в. крепкой взаимосвязи с динамикой содер.1ания, определяя черты новаторства и традиционализма, диссертант попытался дать оценку всем периодам твор чества поэта. Кроме того, в диссертации посредством анализа поэтики творчества Лахути осуществлена попытка ра.скрыть суп,* ность трансформации аанрсвой системы и проследить эволюцию способов и средств художественного выражения в персидско-тад-хЬсской поэз1ш конца XIX - первой половины XX вв.

Теоретические ц методологические источники, методы исследования. В диссертации использованы методологические основы ведущие специалистов исторической поэтики. Автор опирается на теоретические положения великих персидско-тадаикских сти-

ховедов, таких как ^ухаммади Родуёни, Рашидаддгаш Ватвот, йамои Кайои Рози, Ласираддини Ту он, Хусайн Волзи Кошифи, Атоулло Махмуда Aycaiiin; и др. Использовдди так:::е досткяо-ния литературоведения XIX-XX вв. - труды А.й.Веезлозского, В.Ы.Япрмунского, :i.M. Бахтина, С.С. Аверпнцева, Л.Н. Конрада, й.Ю. Крачковского, Е.Э.Бертельса, В.К. Настопка, HcILyitypoBa, А.Сатторова, Х.ЭДарнфова, Р.Ыусулглошсулова и др. Автор придерживается методов "психологического параллелизма" А.Н. Веселозского, "детализации11 С.С. Аверпнцева. Исслз-довакие основывается на принципе хронологического, сравнительного и типологического анализа.

Научнпя новизна. Настояке иаслздозслпе .- пзрзпй опит структурального анализа творчества ?»булькасума Яахутп, первая попытка охватить поэтику в делом, списать цэлыгую поэтическую систему худопагака, ссглюлкть оту систему в сё д_ч-иаточсском развитии.

Новой является постановка и разработка елодую;:^: проблем:

1. Реконструкция корпорации творчества Лбульг.асу:'а ла-хути.

2. йссяздсвш®» такого впгиого кс^покзпта, как рифма, и поэтического приёма - рас?!;.

3. Ез толг.кс констатация таи или msc п.оэтсчсскпх (fnryp и тропез, ко п сп;:сал;:о развернутой картшп! образности р, зсвпсгл-хстп о? глырсзоЯ прпкоягеаисстя и поэтической спстс-

Осг.'слзнис сути и при-

чин поэтической тр'лчс-Тсрг-лп;:::.

Пр^тпчег.у.со значок,:'?. Ьсторпя литорглу;;": « кг/см п по-:--зкя Zv:y?u в честности расеудтризпстся с иоилп" согц.глзкксЛ теоретической и:сдл, благелард чо:.у стптится bc-cssu:", г>-лодез.. -из ектеннкк слозссисго тперч-зстза. Разул-1атп /лссорталки даэг спрздолёниуп кзтодолат^лзегуз ссисчу для анализа лзлзял.'.' ?2.v~kkcj:cü поэзии XX rßi:n, озебзшга пзрзей сё полозины нарr,rj с кдо/кз-ссдег^та: глгол чргг-с Л

поззолдот проследит;» струит; р::о^гсг:лл:;>т!;-;2 дк:п::г.ку р;;зз:>

тш! поэзии в плане целостной системы. Научнде вывода и фактический материал могут быть использованы при создании курса "Историк литературы XX ве;;а" „ составлении учебника по исторической пезтжо, учебных пособий по литературе и литературоведении для студентов ВУЗ, а такта для уча-шрхся школ.

Апробация исследования. Диссертация, обсуждена и рекомендована к заиз'л.е ка заседании кафедры современной таджикской литературы /19 ьая 1992 года, протокол £ .8/,секции литературоведения учёного Созета Института языка и литературы кд. Рудаки /9 есля 19.92 г., протокол % &/: По материалам исслздозшшя прочитаны доклада к научные сооб-цргхт ка университетских конференциях /1988-1992 гг./, на Республиканской научно-практической конференции молодых учёкщ; Таджикистана, издан тезке доклада к ■ конференции "Варз.обскпз чтения." /Дукакбе, 1922/. Основное содергаиие работы изложено в рддо статей и материалов, опубликованных в республиканских, журналах и научных сборниках.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух главе заключения и библиографии. Вторая глава, в свои очередь, разделена на две части.

' СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во. введении изложены цели и. задачи исследования, обоснованы выбор п актуальность темы, охарактеризовано объективное состояние изучения творчества А.Лахути в таджикском литературоведении, обозначены научная новизна и методологические принципы. диссертации. .

Первая глава - "Образность лишкп Абуяькасыма Дахути". раскрывает хронологическую трансформации образной системы А.Дахути.

Раннее творчество А.Лахути /.1694-1305 гг./ представляет внтерес с двух позиций; во-первых, с точки зрения процесса становления поэтического стиля, утверждения индивидуального поэтического макромира поэта; во-вторых, с точки зрения

зависимости образности от жанровой формы.

Специфика раннего периода творчества поэта заключается в том, что за относительно короткий срок Лахути из .эпигона поэтов-суфиев перерос в основателя поэтической школы, чьё неповторимое мастерство принесло ему у народа на Родине славу пророка поэтического слова. В этот период просматривается переход стиля от безотчётной канонизированноети к самобытной образности, в которой классические традиции не исчезавт, а эволюционируют. На раннем этапе канонизирован-ность стиля порой доходит до абсурда. К примеру, при сравнении "зулфу хол" /"локон и родинка"/ в классической поэзии используется огромное количество, как конкретно-чувственных» так и функциональных образов сравнения1, однако Лахути прибегает лишь к одному - "дому доне" /"тенета и зерно"/» Данный пример - классическое сравнение, но из-за частого повтора целиком утерял свою экспрессивность.

Характерной чертой образной системы данного периода является её зависимость от словесных ^игур /саноеи лафзи/.Твк, изобилие словесных фигур таджике /омограф/ и шбх-и иштикок /параномасщу' превращают данные приёмы из способов в цель, изображения. Часто подобное обращение со словесными фигурами приводит к ослаблению образного соотношения бейтов.

В раннем творчестве. Лахути за достаточно короткий период начинает проступать индивидуальный облик, поэта. Канонизи-раванность стиля, статическое изображение уступают место более подвикнолу варьировании. Образная система зиздатся на специфическом видении мира,, которое определялось политическими взглядами Лахути. Сусловой трансформации подвергаются. отдельные компоненты таких фигур, как метафора» сравнение, антдтеза, эпифора, метонимия и т.д. Динамика образной системы способствует тому, что в следутрм перг-

■I. Лишь в. поэзии 1Х-Х бз. литеоатурсведом Ы.-Н.О. Осма- ■ новшл определен 35 пидоз конкретно-чувственных и функциональных образов сразне.чи" локона и родинки. См.: М.-Н.0.0с-малоз. Стиль, парсидско-тадл-йкскай поэзии П.-Х вв. - и.:Наука, 1574. - С. 100,102.

одз поэт отказывается от устойчивых словесных и стилистических формул-клипа.

Еезглй контраст гледду образностью произведении второго-периода, охватывающего 1906-1318 гг., и раннего, периода определяется вступлением Лахути на арену политической борьбы. Медитативная лир.ика уступает 1.:есто .ораторскому стиху. Вса ганрсише фарш от газели до поэш-прюти подчинены ораторскому началу. Так как в. этой форме над изобразительной структурой доминирует ког.?луникатшная, следовательно, ка первый план выступают повтор, эпитет, тансдк-ус-скфот /соеданонре атрибутов/, тафрик /разделение/, з особенности, приёгяг поэтического синтаксиса /риторический вопрос, обракрние, восклицание/.

С эпитетом, тансшс-ус-сифот часто, приводится сбрашрние /шщо/, В зависимости от. характера ораторского стиха автор оперирует определённым наборе:/! эпитетов. Если для акцентирования классовых дефиниций и побуздения угнетённого народа на регхггелыше действия поэт оперирует отрицательными одитета?.к /в стихотворении "Рабочему" /1903/ - о не-с.част1Шй рабочий, бедный,, босой, ^гуздаыи^Ёсяг с угнетённый рабочий, ¡жетцй, голый, голодный/, та длд воспевания злшаа рабочему, од называет линь положительные качества /стихотворение "С:л>сл. человека" /1310/ -- умелый рабочий, слав.а человечества, ты. - причина процветания мира, ты -- смысл. человека/.

Патетику ораторского стиха усиливает дистанция мззду автором и реципиентам, которая, основывается на изобилии таких приёмов, как вопрос, риторический зопрос, восклицание, таъзид, эпифора. Изобилие образных фигур не вредит природе ораторского стиха. Образные фигуры, естественно вплетаясь в структуру ораторского стиха, усиливают экспрессивность произведения.

Поэтика того или иного приёма п. образность в целом зависят от нанрозой фор.мы и природы стихотворения. При наличии ораторской дистанции минимально- используются образные фигуры, ибо поэтом руководит лидъ аелание агита-

ции: подобное стихотворение нуждается в чётко сформулированной идейной позиции. С исчезновением на данной дистанции и слиянием автора с адресатом происходит обратный эффект. В призывах па борьбу против английского засилья автор взывает к здравому национализму. Преодолев дистанцию трибуна, автор условно обрадуется к Родине, символизируя её матерью.. Т.ак,в произведении "О мать - Родина, будь спокойна, сыны твои не умерли" /1209/ автор, сознательно обращаясь к приёмам образного декорпровашш, усиливает воздействий стихотворения на слушателя - читателя.

Призывая к революции, к эмансипации иранской женены автор оперирует чётко сфоркулирозашшми призывами. Для усиления окпрессивности поэт акцентирует внимание на тафрнк /разделешм/, антитезе, варьировании смыслового повтора.

В поэзии Лахути рассматриваемого, периода роль отдель-1шх приёмов, таких кале смысловой повтор, антитеза, тафрнк, таксам /разограшпекие/, риторический вопрос столь велика, что на, их основе строятся целые произзедения. Для. того, чтобы показать контрасты иранского обшретва, позт используат целую цепь образов - противопоставлений. Например, газели "Кмун;1й, что устаёт от верховой езда" /1915/, "В это время, кто. не имеет злата" /ISI6/, "Дворец, пкуц?.го, что так разукрашен и чист" /1917/,. "Одед ел за счет труда народа" /1917/ псстрое.ны на смыслом ix повторах и оппозициях, воплсшдкщхх разные полюсы ссцн-

УМХЦ

Ораторский стих А.Лахути следозало бы условна подразделить да два вида: декларативный и дидактический. Декларативный стих,.в. своя очередь, имеет дза подвида? одический, и критический. В декларативно-одическом стихотворении поэт,, как правило, прибегаем к гиперболе, тансшс-ус-сифот, эпитету, в то время как в критическом стихе, ойршерлном, п основном, к неншрне, чалгр использует сравнение- и его вида, сопоставление, вопрос, и разделение.

Дидактическое начала является неразрывной составной

частью декларативного стиха и выступает в роли обобщающего бейта поэтического- произведения. Поэт, не ограничиваясь порицанием или похвалой, выражает своё собственное мнение на то или иное событие, проблему и в меру своей образованности, широты кругозора показывает пути их разрешения.

Стихи. Абулькасыма Лахути обретают афористичность и лапидарность, которые обеспечиваются приёмами талмех /намёк/, ирсоли масал /использование афоризма/, определашшм набОг-ром экспрессивных понятий, и средствами поэтического синтаксиса. Например, "разговоры с богачами - трата времени пустая", "лучше, самому погибнуть, чем угнетать-других, чем съесть кусок „ на. заработав его своею: рукаш".

Таким образом, во втором периоде творчества Лахути за- < вершаатся формирование индивидуальнога стиля. Каждый использованный приём в полной-мере соответствует природа ораторского стиха.-

Трети!! период, условно названный станбульским, охватывает 1318-1921 гг. Огозариваясь, следует отметить, чт.о в плане поэтичности од превосходит все остальные периоды. Разнообразна жанровых форы, характерное, второму периоду, уступает места стабильному использовании жанра газели. Это закономерна, так как внутренний и внешний драматизм - нерадений иранской революции, вынужденная эмигращш в Турцию, три года, полных лишений, душевный надлом побуждают поэта обратиться именно к зтому жанру.

Творя в. условиях жесткой турецко-иранской цензуры и политической эмиграции, Лахути обращается к традиции поэзии суфизма. Будучи мастером персидского стихоедарения, Лахути использует весь арсенал образных средств и приёмов суфийской поэзии - иносказательность, многозначность символов, литую афористичность бейтоз.

Именно этот период положил начало использованию приёмов таьзил./перечисление/ - "Следует отречься от танк, чести, сердца, реры. душ..." и тафвиф /сплетение/ - "взял в плен и обескрылил,, и связал нот, и успокоился...", влооледстасс ставшие самобытными атрибутами, д&термшшруюшрма специфику

газелей Лахути. С этого периода также берут начало прнёш тазмини адздаваджа /парные созвучные слова/, радд-уд-едауз мин-ас-садр /использование конца в начале/.

. Специфичность, периода определяется снижением роли словесных фигур. В целях словесного se украшения поэт обращается к образно-словесным приёмам /по Атоулло/, перечисленным выше.

Лахути по новому использует семантические. особенности суфийской поэтической лексики персидского языка» наснимает стих гражданским и революционным пафосом. После изображения Манучехри и Фаррухи,. с одной стороны, и способа выражения Аттора и Ддалолиддина Руми, с другой, этот стилевой поворот, ведущей к Хафизу, соотавляет по Лазару "третью группу языка"-1-. Совершшо по новому преломляется стиль. Хафиза в произведениях Лахути.

Станбульский стиль становится способам шрааенпя кредо поэта. В отлзгчиа от созрелхш'шх лптсраторов-эксперпмэнтато-ров, оторвавшихся от классики и приведших к оскудению национальной словесной культуры, Лахути опирался на богатейшие традиции,, как ¡классической, Tait и народной перс.оязыч-ной литература* наполняя каздий стих самым актуальным граа-данским содержите«.

Огромную роль в форсировании развёрнутой аллегорической конструкции играет основанная на сравнении явная исткора /метафора/. Эта ч^сто персидская фигура, зпоследствиа занм-ствованная арабами и тврками, сущютвшшо содействует создании "мира в î.'jtpe". Tait, "клетка" в станбульской тетрада символизирует нечто большее - эмиграции». "садовник" - народ Крана, "возлюбленная" - Родину лирического. героя: Дилаы бисер мехохад бубинам дилбари худро. Бубкккд дилбато худро. ба у бахпам сарп худро.

/1921 г./

I. Смотрите: basará G. Lo iandade oiraboligue du ehaaal . Convecno interaasioaals sulla pceola di Hafcs Попа, 1978. - 0. 71 .

/ 0, как мне хочется скорей увидеть милую мою, ■ Увцдеть 1.ИЛТО мою, ей в руки жизнь отдать свою./

Д скрытая метафора /пстиораи кпноягп/ б силу сзозй природы направлена на углубление образности. Естественно вплетаясь в образную систему, метафора отнюдь не аллегоризиру-ет содержанке.

Подчиняясь партийной идеологии и руководствуясь принципом вульгарного социологизма. литераторы, учение и сам поэт несправедливо умаляли значение досоветского творчества Да= хуты, отчасти и станбульокого периода к абсолюткзхфозали значение его произведений советского времени. Отрадно, что в последние годы здравый смысл берёт вверх над конъюнктурой н побуждает специалистов признать, что "Айни и Лахутк во'.сли в сохдеалпстпческое обшретао мастерами, не нуэд&аш}:кися в творческой школе"'''.

!3 1321 г., с нарастанием повстанческого дзижения в Иране, поэт, нелегально перейдя границу, в январе 1922 хюда возглавляет второе табрлзское восстание, вошедшее в исто-р;яэ, как "восстание Лахути-хана". Поэт-рев олщионер с первых дней возвращения на родину ведёт активную политическую пропаганду. Место аллегорий занимают доминирующе приёмы ораторского стиха. В этот период стих Лахути изобилует сим-вслом союза рабочее к крестьян - серп и молот, введений поэтом в персидскую поэзию, ешр в 1209 году /см. газель "И хрр ду" /"Или оба"/ и цветовым атрибутом социалистической революции - красный.

Исследование поэтики позволяет азтору диссертации придти к быв оду, что табризские .стихи и советские, произведения до 1930 года составляют единый, та есть четвёртый' период творчества Лахути. Сбп,чость идеи, содержания,темы, единство стиля и идентичность принципов построения образной системы не позволяют, кахс это принято в советском литературоведении., разграничивать, данные периоды.

I. См.:. Асеев X. Тадждиди назар бояд. // Садои ¡1арк. -1933. — \к Б. - С. 1о0.

Объявленный иранским шахом вне закона,Лахути навсегда покидает горячо любимую Родину и с февраля 1922 года становится гражданином СССР. Сложное душевное, состояние определяет и елейность поэтической структуры творчества Ла-хути, в котором далеко не все однозначно. Давление пан-туркистских тенденций в Азербайджане, того времени порой воззрашрят поэта к стамбульскому стилю^. Но ото явление, ни в коей мере не определяет художественную специфику данного периода. Взлёт веры, духа и надевды шфпляет стихи Лахути, придаёт им магическое. воздействие.

Агитационный характер политической лирики Лахути вытесняет лирического. героя. Он-или совершенно, отсутствует или сливается с адресатом. Процесс слияния и исчезновение ораторского пространства приводит к генезису качественно нового ораторского, объекта "мы", который ярко выратлн з газелях "Иг — рабочие, мы мир создаём" /1923/, "И.н — рабочие, сотворение игра наше дело" /1923/, "lili — трудя-ш;;еся" /1927/ и т.д. Определяющем фактором данного поэтического явления стало осознание поэтом себя неотъемлемой частицей социалистического ебшретва. Громко зазвучазший таджикский вариант "Интернационала" :

Ин даахони зулкро вайрон кунем аз беху буи, Даои он дунёи озоде бина мо мекунем /1923/.

/Этот мир насилья мы разрушим до основанья, . Вместо него мы свободный мир построим./ осуждённый самой историей, потонул з многоголосье миллионов "строителей коммунизма". Отсюда берёт начало депрессия поэта, затушёзанность его индивидуального творческого мира, rio к осознанию своей трагедии поэт пригдит относительна лозаа и пока им движет вера, стихи его способны вести за

I. На это явление указывает и А.Абдуманноноз. Подробнее смотрите : "

Абдуманноноз А. Литлжа. // Абулкосим Лахути. - Ду-тнбе: Адиб, 19й7. - С. 31.

собой.

£ подавляющем большинстве произведений четвёртого периода доминирует идея противопоставления двух миров п идеологий. Искреннее признание социализма и отрицание капиталистического строя реализуется с помощью развёрнутой антитетичной конструкции,, состоящей из огромного количества предметных,цветовых и понятийных антитез, а также её формальных категорий — тафрик /разделение/, мутобика /противопоставление/ и мукобила /противоположение/.

11з анализа поэтики лирики данного периода явствует, что творческий подъём Лахути згздется на прочной "взаимосвязи традиционализма в отношении жанра, метрики, метода, принципа рифыовки ц индивидуально-авторской оригинальности по отношению к формальным приёмам и компонентам содержательного характера —. рифме, радифу, поэтическому языку,, и особенно, художественным фигурам. Индивидуально-авторская реализация политичес1шх мотивов привела к завершению процесса дефор-мулизации, то есть к полному разложению формульного стиля. Оригинальность образной системы явилась следствием революционной эпохи.. Содержательному обновлению подверглись все образные фигуры., что особо, заметно на примере эволюции скрытой метафоры /цатиораи кинояги/. В отличие от третьегс периода в четвёртом, за исключением трёх образцов, каждая составная часть метафорнаго словообразования имеет политическую окраску.

Четвёртый, период творчества Абулькасыма Лахути определяется самобытной, проникновенной образностью и является апогее:.', мастерства политического лирика. Однако,с. 1930 года, под воздействием тадаикской литературной кколы и давлением извне отмечается .тенденция к деградации политического стиха 1яхути. Навязывание метода и стиля изображения, нарочитая декларативность свели политическую лирику Лахути к натуралистическому списанию повседневности.

Гразданская лирика пятого периода /1330-1949 гг./ оторвана от эстетичности и полностью подчинена прихоти коммунистической идеологии.

Поразительный, трагический контраст проявляется во всех, баз исключения,, аспектах поэтики Лахути. Нездоровий, а порой и реакционные идеи усугубили инертность образности /характерным образцом может служить ответ Лахути "Хандаари захмат" /IS4G/ на мураббак великого ¿арсиязычлого поэта Низами/.

Отсутствие образности идёт от итерирования традициями персидского стихослакения. Новаторство, не подкреплённое традицией, привело к механическому копированию русской по-азии. Бездарные стихи, изобилующее политическими понятиями и терминами, как "лейборист", "социалист", "национальная политика", "конец второй пятилетки", "ШУ", "оппортунист", "ЦКРКАПЭ", "кулак", "партия и еги руководитель", "марксизм", "передовая бригада",. "Коминтерн", "левые и правые марксисты" и т.д., явились продуктом нездорового -общества. .

Автором работы определены следующее объективные причины упадка таланта политического лирика:

1. Диктаторское в лас те свалке;

2. Давление метода соц. реализма;.

3. иалообразеваннал читательская среда;

■ 4. Воздействие некомпетентной критики.

В этот период в целях самовыражения своего, рода протеста поэт обрадуется к иносказательному повествованию, притче /тамсил/. Художественный приём развёрнутой аллегории,, начало которому было полсдепо стихотворением "Свеча и мотылёк" /1314/, доминирует в особо, трудные времена, связанные с давлением на личную и творческую свободу поэта. Несмотря на ут-вердивсееся в литературе и критике отрицательное отношение к приёмам иноеказакин, как элементам"4еодальнсго" стиха, Лахути принципиально демонстрирует блестяще владение арсеналам сЕМзолико-аллегсричесхих средств изображения.

иносказательную линию з творчестве поэта завершает пезма "Пари счастья" /1247/, раскритикованная в IS42 году на Декаде таджикской созетсксй литературы л искусства в городе

Москве1. Неприятна и осуждение критикан произведений этих лет Лахути не представляет для исследователя никакого интереса из-за необоснованности, неаргументированности критически): оценок. И тем больнее осознавать, что негативная оценка литераторов и специалистов-критиков была лишь отголоском немилости силышх мира сего, трагичес1си отразившейся на судьбе, великого поэта.

В пятом периоде особую ценность в плане образности представляет любовная лирика Лахути. В целом творчество Лахути язляотся сплавом политической и любовной лирики. Если до 1830 года доминируют политические мотивы, то после превалирует любовь. Творческая зрелость, пробитые годы позволяют Лахути обратить взор в сущность свою, переосмыслить жизненные критерии и ценности. Теперь для поэта не рабочий, а любовь становится смыслом бытия. Опираясь на лучшие традиции персидской любозноп лирики и учитывая специфику эстетического вкуса фарсиязнчного читателя, поэт обновляет в образной структуре, лишь элементы мотивизации. СушрственноД содержательной трансформации подвергаются такие образные. фигуры, как ташбех , истнота, тасхис /олицетворение/, вида гиперболы и др.

В образной системе любовной лирики Лахути особое место занимает сердце лирического героя. Наделяя сердце свойствами человека /пьяное сердце гостит у любимой; бесстыжее сердцесердце, бегает по улицам, зозя тебя и т.д./ и атрибутикой /голова, грудь, руки, ноги/, поэт заставляет функционировать его адекватна лирическому герою. Непредсказуемо, какую позицию может избрать сердце по отношению к лирическому герою — друга или врага. Но в том или ином случае; сложные, отношения между лирическим героем и сердцем лишь усиливают экспрессивность образов и придают га.: неповторимое обаяние.

Последний, шестой период творчества Абулькасыма Лахути - с 1249-го по 1957 годы - характеризуется возвратом поэта

I. См.:Материалы Декады таджикской литературы в Москве. - СталинаОад: Тадкпкгосиздат, 19Ь0.

к первоначальным истокам. Превалирует мотив Ирана и, следовательно, вся ооразная система строится вокруг двух лирических объектов — лирический герой - Родина. Глубокая ностальгия по Родине и всему, что с ней связано, вызванная рядом объективных и субьекткзных причин, з полней маре раскрывает состояние душевного дискомфорта позта.

Произведения, поовяг.£шше Крану, составляют большой цикл, который можно подразделить по жанровым и худажест-велпигл приметам, ОссСо яркой образностью отличаются с.тл-хк~прлзнания. В силу природ: подобного стиха, на первый план н образной структура выступает зп.итет /тавсшТ/, который, взаимодействуя с другими образны:.« и словесны.?,и фигурами, с приёмами поэтического синтаксиса создаёт прекрасна:: л впечатляющей образ Родши лирического героя.

Образность последнего творческого периода далека от калснпзированности. Позт искренен и это в полной маре, отражается з образно;: структура. Строительным материалом образоз цикла стихотворений Кран-намз, особенна стихов--признашхГ:,стали духовные ценности. Пространственная дистанция между лирическим героем и его Родиной, конкретизирующаяся с помош^ю семантического разделения /тпЛ>-р:п</ -/на любом собрании, в любой темница, в любой радости и в любом горе/ и противопоставления здесь - там, разом перечёркивается посредством художественного приёма лхамь /обсбгрние/ и утверждения своей духовной неразрывности /в. любом состоянии, что был, с тобою был, Родина, о Родина/.

Конечно, как всякая схема, данная периодизация яплпетй ся обобщенно-условной и не макет в полной мере передать вса нюансы богатейлой образной снетеми лирики Абулькасыма Лахути. Однако различия поэтики,отчасти образности, явно разграничиваются на шесть не эволпциотруюшпх, а трансформирующихся стадий.

Бо второй глава "Рифма и рздхф в поэзии Абулькасыма Да-

хути" раскрывается степень мастерства поэта в использовании аалного компонента персидско-таджикского стиха — рифмы и художественного приёма радара /эпифора/.

В разделе "Рифма" исследуется сухость рифмы у Лахути, определяются её функции и возможности, связь с традицией и отход от неё, а следовательно, суть творческих рзлатсо и. падений. Все традиционные лирические стихотворные формы построены у Лахути по принципу ыонориыа. Бдиная рифма, наподобие прочного стертая, обеспечивает структурную целостность художественного произведен;«. Сквозной повтор звуковых элементов рифш, роздал музыкальную гармонию, организовывает поэтический текст нд семантическом уровне.

Принцип монорима слу;пил фарсшшчным поэтам своего рода сценой демонстрации поэтического мастерства. Так как единая рифма сужала диапазон используемых слов, нужна было тончайшее мастерство, чтобы считанные слова могли ярко передать идею, всё богатство и разнообразие мыслей ат политстеского до любовного содержаний. Закономерно, что монорим послам ишроксму распространенно такого литературного явления, как поэтическое состязание. Создание ответа /назирп/ способствовало дальнейшему совершенствования поэзии. Огромное значение наз!фа имеет и в творчестве. Лахути. Так, в суфийской любовной лирике имеют место назнры на стихи Бобо Тохира, Фаридаддина Атто-ра, Амира Хосроза Дахлави, Д/.алолиддина Румк, Саадо, Ха,-ф::за и Сопба, а в политической лирика пропагаруют ответы -противопоставления произведениям Низами Гмдаави, Хоко-нии Нарзони, Омара Хайяма, Амира лосрова Дохлави ,и др.

Б силу природа персидского языка некоторые вида ри£м получили широкое распространений, а другие - остались малоупотребительными. В ораторском стихе и в любовной лирике, поэт, как правило, обра^ется к распространённым ритмам. Но иногда Лахути задаётся цгльй продемонстрировать своё ..оптическое мастерство и в этом случае опе-р.фуот малоупссц еонтелышй рифмой.

а раннем петкоас таорпеотаа Хахути встречаются случаи

повтора порой без соблюдения какой-либо дистанции.

Например, в девятибейтной газели рифму шести бейтов составляют всего лишь три слова. Со временем поэт избегает простого повторения рифмы, а если и пользуется им, то только в форме словесного тадкнкса /омограф/ или радд--ул-матлаъ /позторешхе начала/.

Ерисгр-астие к словесно-звуковым фигурам,, таким как тадаяис и словоформе лштикок нашю прямее выражение в игре рифмой. Интересно, что обострённое внимание словес-но-форкальным фигурам, к приёмам, основанным на графике, учитывающем рисунок букв и характер диакритических знаков, сопостевленке омонимов и омографов, приходится на периода формирования и упадка поэтического мастерства.

0:грокно2 значение поэт придаёт мелодичности р:ф;щ. Стремясь к полной музыкальной гармонии, Лахути всеми средствами смягчает р.ифмовые окончания.. В тенденции смягчения рщмь: следует выделить дза основных аспекта:

I/ Лахути воздерживается от рифмовки слов формы "файл";

2/ С помойки соединительного союза -у, неопределённого артикля -е, изафета,, послелога -ро, суффикса -и,, местоименных энклитик поэт обычно, открывает конечные закрытые слоги рифм /охс - кохе, манат - даханаш и т.д./.

Тенденций смягчения рифмы объясняется преобладание элемента рифменной структуры — васл /соединение/. В диссертации раскрывается мера функционирования и значимости всех структурных элементов рифмы Лахутп. Папрпмер, полное отсутствие рифменных элементов мззнд и нсира свидетельствует о том, что поэта не занимает рифмоплётство.

Показательно для Лахути то, что в состав основной рифмы поэт вводит многие, риторические приёмы. Так, своеобразные формально-словесные фигуры радд-ал-адауз ала с-садр /пспользова1ше конца а начале/, радд-ал-матлаъ /повторение начала/, позтор рифмующегося слова или созвучного ему в свободном от рифмы долустжзш, повтор с видоизменением со-об^дют дополнительный вес рифма и повисают худогестзекнуп значимость самих фигур.

Б поэзии Лахутк в целях усиления рий/.екности часто используются такие рифменные дигуры, как тарсеъ /полны!: рит-мико-схштаксический параллелизм/, сакхь /внутрибсйтовая рифма/, таатир /рассечение/, тедазкйа /разделение/, тасриъ /инкрустирование/, тасыит, з.укофиятайн /двойная рифма/, тазглши муздавада /включение созвучных парных слов/, акс /перевёртывание/ и звуковая аллитерация.

Лахути, как истинный мастер поэтического слова,оперирует, в основном, полноценной рифмой /кофкяп солим/. Основное место в поэтической структуре занимает ко.Тпяи мукайя-,дк ридфи муфрадцор, состоящая из элемента рндфи муфрад /долгих гласных о, и /е/, у, у/ и рави /последней корневой бутшы рифш/. Доминирование этого, вида рифмы связано, с тем, что подавляющее большинство идейных понятий политического, и. гражданского содержания оканчивается именно, на слог формы:. длинная гласная-согласная. Данная рифма по составу долгой гласной делится на три группы:

I/ с ридфом о /пнкилоб - офтоб/ — 74 газелей;

2/ с ридфом и /е/ /тасвир - шамшер/ — Ю газелей;

3/ с ридфом у /у/ /хул - фузун/ — & газелей , -а по наличию согласных рази подразделяется на множество подгрупп.

Второй по масштабности использования является кофияи г.гу-кайяди мудааррад. состояния из элемента таудких /о.гласозки а„ и, у/ и рави /последней согласной корневой буквы/. На датой рифме построена 39 газелей. К этой группе литературоведы-классицисты атносят и рифму, завершающеюся на гласную рави. Так, с рави а /бетона - парвона/ созданы 18 газелей,, с о /бино - худо/ — 15 газелей и с £ /£/ /ру - му/ — 10. ~

Следуншре место, в системе рифш Лахути занимает кофпяи мутлак. бо ридфи муфрад. Данная рифма почти адекватна первой за исключением того, что к. рави присоединяется васл /пудам- вудаудаь^. Посредством названной рифмы построена 28 газелей.

Другой строительной рифмой в поэзии Лахутн является коаияи мутлак б о рндфн мурдккаб /афрухтам - сухтам/. Значительное место в поэтике Лахути заю^ает также ко-шияп иутлакп муджаррад. Остальные виды рис?,и — кофкяи мутлак бо кайд, кофпяи мутлак бо хурудз, кофикн мутлак б о кпйд ва хурудд встречаются по одному разу.

Б лирике Лахути в полной мере функционирует и ушррбная рифма /ко-]~пян нокис/. Ее трансформация связана с периода:® подъёма и спада творчества поэта. Так, до I93Q года превалируют менее заметные рпфмсвые. изъяны, а посла - доминируют грубые недостатки рифмы, как санад, икфо, а:'!тон дзалн. Под воздействием идеологических и литературных тенденций тех лет поэт использует з. рави неполное. звуковое согласование, то есть различгша буквы, чта доселе п.бсолютно не допускалось. В период с IS2Q по, I.S'i.9. году поэт словно игнорирует классические каноны рифмы .

На пятый период приходится и огромное количество нововведений в способах рифмовки. К. монориму и. парно:! рифме с их немногими сочета'шяг.си Лахути добавляет иные гибкие формы, icaïc перекрёстную и опоясанную ри;]мы, строфику к ра1глу октавы, терцины, a тагска свободное чередование рифм.

Особого успеха новые четаеростп:шя не обрели, ибо основывались на механическом копировании четверостшшЦ русской поэзии,, чего, нельзя сказать а изя^оах, прекрасных тасмитах Лахутп. Тасмиты дают нам яркий пример взаимодействия традиции, и новаторства.

В разделе "Ратай)" рассматр:гзается значение радифа в поэтической структуре Лахути, его. диапазон,, содержателвная трансформация, взаимосвязь. рифмы и эпифоры и в связи с этим, некоторые художественные приёмы.

Исчерпывайте определение радифа существовало eu fi в средневековых, источниках. "Радифом является одно или белее самостоятельных слов, которые повторяются в одном значении за основной рифмой" /Атоулла ¡лахмуди Хусайнз. Рисола-и всфа

дар кавоиди илми кавофи, л. 28 б/. Поскольку радиф, как ц рифма, шлеет огромную художественную и смысловую нагрузку, он ни в коей мере не может быть лишь частью слова.. Несмотря на это, в современном литературоведении, наглядны примеры,, когда повтор послелога -ро, местоименных энклитик -ам, -ат, -аш, сравнительного суффикса -тар выдаётся за радиф. Это заблуждение, по всей вероятности, исходит от определения Насираддина Туси, допускающего в качестве радифа все • буквы и слова, следующее за рави / 'йар-ал-аш'ар", 200/.

Неверно также сводить диапазон радифа к одному слову, как это делает узбекский литературовед Р.Арзибеков., Характеризуя составную рифму, он указывает, что "так называемый радиф — наличие в рифмуюш}1хся словах одного и того, же слова, расположенного сразу же вслед за рифмой"*.

Радиф - излитый приём таджикско-персидского стиха. Его качество непосредственно зависит от мастерства, поистине виртуозного владения поэтической формой. Лзхути., наследуя сокровшщшцу классической поэзии, в 20-30-е годы, в годы нигилистического отвержения поэтики классического стиха, смог не только защитить, но и творчески обновить, и тем самым заставить с новой силой засверкать радиф яркими идейными красками. Лахутд посредством впечатляюш;а радифов влияет на читателя, вызывая положительные или отрицательные эмоции по отношению к изображаемым объектам, убеждает в своей правоте, побуждает на конкретные действия. Глубина воздействия радифов Лахути проявляется и в том, что без них стихотворение теряет всякий смысл. Заключая стержне.-вое понятие в радкфе, поэт тем самым акцентирует основную идею стихотворения*

Стремление округлять радиф каким-либо конкретным числом неизбежно приводит к неверному результату. В этой связи предотавляат интерес мусаммат "¡.'лн хонаму дил раксад" /1937/ где вся рифмующаяся строка состоит из рифмы и радифа, а

I. Арзибеков Р. Поэтика и пути развития лирических нан-роз в узбекской классической поэзии:. Ав-тореф.длсс...канд.филол.наук. - Ташкент, ±9со.

рифмованию/слова "базы", "наем", "разп", "хазм" и т.д. отличаотся линь начальной буквой. Иногда поэт употребляет радкф с наличием тпжиба /привратника/» Так,, з четверостишии "lía. ёре дорц ш -дао,, эй дил„ ой дал" лишь. дав. начальные. буквы являются привратником рифмы,, а остальные семь составляют радиф стиха.

Радкф в. лирике Лахути не только, носит сш.словую нагруз- • ку, но и сообщает произведению обворожительный ритм. Господства мелодического начала обеспечивается при покоя)? редупликации радпфа. !/йлодич.ч.ость. нарашрна и путём прнмэне- • ния приёма пересечения рифмы. з радифа.

■ Б лирике Лахути радиф порой рифмуется с основной рифг-мой„ Приём эвфонической игры обеспечивает звуковую гармонию стиха. G целью нарас^щя экспрессивности поэт закотпь-ет в радифе образные фигуры и приём: поэтического* синтаксиса.

3 поэтике Лахути такие имеет место изменение радифа п использование его в разных значениях, что говорит о несравненном таланте мастера художественного слова.

В заключении обобщены основные- результаты исследования. Анализ поэтики лирики Абулысасыыа Лахути позволяет разгра- • ничить' творчества поэта на шесть периодов. Трансформация мастерства поэта до'периодам во многом обусловлена политическими условиями. Вопреки кояыанктурнаму мнению э литера-турозедшпш, в. диссертации обосновывается тезис, чта советская система оказала губительное воздействие, на поэтическое мастерства политического, лирика Абулькасыма Лахути.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЩШ СПЖЛКЕОВАНб!

СЛЭДУЩЕ РАБОТЫ:

1. Радпф "Или оба". // Наводи конференцияи илмаэ амалли ога-мон ва мутахассисачд чрзснп. Тсгаркистон. Бахци забсшу адаба-ёт. - Душанбе, 12S0. - С. 77-60 /на тада. языке/.

2. Критика собственного, творчества в стихах Лахути. // Писатель - критик - писатель. Материалы третьиз Варзсбскнх чче>~

нпй "Проблеш писательской критики". - Душанбе.: Сино, 1992.

- С» 103-112.

3. Осмысление. наследия Лахутн, // Или ва хрёт. - 1332. -

- 13 6.. /на тодк, языке/.

4. Ораторский стих и поэтическое искусства,. // Салон Шарк, .

- 1932. - JS 7-3. - С. 139-143 /на тадя. языке/.