автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэтика поздних новелл Стивена Крейна

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Юшкевич, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика поздних новелл Стивена Крейна'

Текст диссертации на тему "Поэтика поздних новелл Стивена Крейна"

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

ЮШКЕВИЧ Ирина Анатольевна

Поэтика поздних новелл Стивена Крейна

Специальность: 10.01.05. - литературы народов Европы, Америки

и Австралии.

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор В.Н.Шейнкер

Санкт-Петербург ^1999^

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 3 -18

ГЛАВА I. Мировоззренческие предпосылки для появления новеллы с ослабленной фабулой в

американской литературе конца XIX века....................................19 -101

ГЛАВА II. Поэтика зрелых новелл С.Крейна.............;................102-154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................155 -158

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................159 -183

ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................184 - 188

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание ученых, литераторов и людей далеких от науки и искусства все чаще обращается к произведениям конца прошлого -начала нынешнего веков. И это не случайно. Завершая виток истории, в канун нового тысячелетия человек ищет ответы на волнующие его сегодня вопросы в прошлом, пытается выявить и понять сходство и различия происходящих на грани веков изменений.

Американская литература рубежа Х1Х-ХХ веков дала целый ряд блестящих имен, творчество которых определило многие направления развития литературного процесса наших дней. Одним из таких писателей был выдающийся романист, новеллист, поэт и публицист Стивен Крейн.

Крейн прожил короткую жизнь, и писать начал рано лет с четырнадцати. Этому немало способствовали занятия журналистикой матери, братьев и сестер Стивена. Литературная карьера писателя началась с публикации рассказа "Дядя Джейк и звонок" в 1885 г., немного позже появился сборник "Салливен каунти скетчиз" и некоторые другие произведения. Но известность пришла к С.Крейну лишь в 1895 году после издания романа "Алый знак доблести". За относительно короткий период (Крейн активно писал около 15 лет) им создано большое количество произведений в основном в малом жанре, однако наиболее удачными без преувеличения можно считать новеллы, написанные после 1897 года.

При жизни талант Крейна воспринимался по-разному: от восторженного восхваления до снисходительного - "известный журналист, хоть и не всегда хороший" [257]. После смерти писателя в 1900 году о нем словно забыли вовсе. Но, начиная с 1921 года интерес к творчеству и жизни писателя возобновляется. К 50-ой годовщине со дня рождения Крейна в его родном городе Ньюарке была установлена памятная доска на здании публичной библиотеки, где в настоящее время располагается архив Стивена Крейна. В нем хранятся родословная и фотографии его семьи, более 100 писем, около 200 статей и газетных вырезок.

В это же время (1923 г.) появилась первая биография Крейна, изданная Томасом Биром [127]. Однако многие исследователи оспаривают фактическую точность этой книги, обвиняя автора в мифотворчестве [257; 142; 156; 269]. Более мягко об этом труде отозвался В.Старетт: "Превосходное исследование мистера Бира ... далеко не документальная биография" [254, XXXI].

После Второй мировой войны появилось большое количество монографий, посвященных различным аспектам творчества Крейна. Все эти исследования условно можно разделить на несколько групп. В первую очередь следует выделить литературные биографии, где наряду с описанием фактов личной жизни писателя рассматриваются некоторые аспекты его произведений. Как правило, авторы этих книг не ставят себе целью сделать детальный литературоведческий разбор произведений, а обращаются к наиболее характерным и важным моментам творчества С.Крейна. К этой группе относятся работы американских и европейских ученых Дж.Берримана [130], Ж.Казмажу [138], Дж.Колверта [145], Р.Франкера [162], К.Линсона [203], Б.Нэпп [195], которые вместе с биографическим материалом рассматривают крейновские романы и новеллы с разных точек зрения. Особое внимание многие из них уделяют поздним произведениям писателя.

Важное место в этой группе занимает подробная биография Роберта Столлмена [250]. Мысли, высказанные профессором о религиозном символизме, иронии и стиле Крейна широко использовались в последующих публикациях [161; 131; 140; 182; 240].Сюда же можно отнести беллетристическую биографию Луиса Зара [275], короткий очерк Томаса Реймунда [224], рассказ М.Робертсона, почему будущий писатель отучился в Лафайетт колледже всего один семестр [226] и написанную в 1930 г., а затем переизданную в 1980 историю близкого друга Крейна Ф.Лоуренса [199].

Вторая группа работ имеет в основном аналитическую направленность. Первой среди них принято считать фундаментальную работу Ларса Онебринка,

изданную в 1950 г. И хотя исследование шведского ученого посвящалось зарождению натурализма в американской литературе и рассматривало творчество нескольких авторов, много внимания он уделил именно произведениям С.Крейна. В V и VI разделах дан анализ творчества Крейна и его "литературного кредо". В целом исследование носит компаративистский характер, поэтому в X, XII, XIII и XIV разделах Крейн сравнивается с Золя, Тургеневым, Толстым и Ибсеном соответственно [121]. Но думается, что натуралистическая тенденция в произведениях Крейна автором излишне преувеличена.

Книга Д.Хоффмана "Поэзия Стивена Крейна" появилась чуть позже в 1957 г. В ней автор разбирает главным образом стихотворения Крейна, делая интересные замечания по поводу импрессионизма и символизма писателя, и сравнивая их с прозой самого Крейна, а так же его предшественников (По, Бирса, Готорна и других) и его последователей, преимущественно Э.Хемингуэя [181].

Удачную попытку проанализировать творчество писателя в контексте эпохи сделал в 1962 году Э.Кейди. Его книга дважды переиздавалась, несмотря на очевидное желание автора свести большинство выводов к влиянию на Крейна религиозных традиций его семьи [136]. Этот же посыл использует в своем сборнике критических статей М.Бассан [256].

Большой вклад в изучение крейновского наследия внес Э.Соломон, исследование которого "От пародии к реализму" содержит много интересных идей о поступательном движении творчества Крейна к реализму. Однако порой его наблюдения носят ограниченный характер в силу того, что они выведены из одного единственного тезиса о пародийном характере всех романов и новелл писателя [244]. Интересные факты крейновской биографии и дружбы писателя с Фордом, Уэллсом, Конрадом, Джеймсом, а так же сходство и различия их творчестве изложены в его книге "Стивен Крейн в Англии" [245].

Некоторый итог в крейноведении 60-х годов подвела книга Дональда Гибсона "Творчество Стивена Крейна"(1968) [167]. В ней рассмотрены все основные произведения писателя. По убеждению Гибсона у Крейна не было

четко выраженной философской концепции, но он чутко реагировал на все течения последних десятилетий XIX столетия. Поэтому его анализ отличается повышенным акцентированием внимания на натурализме и детерминизме С.Крейна. Самой высокой оценки по мнению критика заслуживает "Шлюпка".

Наиболее плодотворными для зарубежного крейноведения стали 70-80-е годы. Литературоведы активно развивали идеи своих предшественников и высказывали свои собственные мысли. В этом отношении показательна работа Мильна Холтона (1972) [182], исследование которого представляет собой детальный разбор большинства новелл и романов опытным критиком. Опираясь на выяснение различий понимания человеком действительности и действительности как таковой, автор находит, что отличительной чертой крейновской реальности является безразличие природы к судьбе человека. Многое в анализе Холтона основано на связи художественных произведений и журналистских статей Крейна, в этом его бесспорная заслуга. В то же время Холтон излишне, на наш взгляд, нагнетает вопрос о связи Крейна с абсурдистскими идеями. Сродни данной концепции точка зрения М.Ла'Франса [198], который основой своих интерпретаций центральных новелл Крейна делает связь внешнего мира и человеческого опыта, мира фактов и этических норм поведения.

Активно разрабатывает крейновскую тематику Томас Галласон, он не только издает произведения Стивена Крейна, но и предваряет их вступительными статьями и интересными комментариями [173; 176]. Особо пристальное внимание автор уделяет малой прозе писателя: в издании 1972 года напечатана специальная статья "Короткие рассказы Стивена Крейна: правильный путь" [176, 470-85] , где автор предлагает критические замечания к рассказам и новеллам. А во вступлении к полному собранию коротких рассказов Галласон выделил особенности поэтики Крейна: импрессионистичный стиль, кинематографическая манера изложения, использование символики и трагическое восприятие

действительности [173, 44]. Ему же принадлежат несколько отдельных статей [171; 172; 174; 175; 177].

Серьезный вклад в исследование наследия Крейна внес Ф.Бергон, дав обстоятельный разбор и высокую оценку стилю писателя. Его небольшая, но содержательная монография предлагает богатый материал как для цитирования, так и для полемики [129].

Совершенно новый подход в изучении крейновского наследия демонстрирует Джеймс Нейджел [214]. Его труд представляет собой поворотный пункт в крейноведении, поскольку предыдущие попытки доказать принадлежность С.Крейна к натуралистам или реалистам не всегда звучали убедительно. Конечно, большинство литературоведов не считают нужным навешивать "ярлыки", но взгляд Нейджела на Крейна как импрессиониста в литературе позволил заполнить некоторые пробелы в изучении его произведений и понять разницу между современной точкой зрения на проблему и характеристикой "полный импрессионист", данной Конрадом Крейну в конце прошлого века. Не все тезисы Нейджела можно признать бесспорными, однако его монография заставляет заново перечитывать произведения Крейна и по-новому оценивать многие их строчки.

Крупным исследованием, к тому же целиком основанным на материале коротких рассказов и новелл, стала книга Честера Волфорда, изданная в 1989 г. [272]. Автор предлагает обзор почти всех работ Крейна в жанре "short story". Явной заслугой ученого можно считать подчеркнутое внимание к игнорируемым до него произведениям малой прозы, кроме того издание содержит подбор писем и отрывки из критических статей, связанных с крейновскими новеллами. В то же время желание рассмотреть как можно больше произведений привело, на наш взгляд, к формальному обзору отдельных рассказов. Не всегда бесспорной представляется и базовая концепция исследования: "конфликт хаоса и порядка", выраженный в нигилизме и скептицизме писателя.

Заметным явлением в изучении С.Крейна стала монография Патрика Дули "Плюралистическая философия Стивена Крейна"[157]. Впервые объектом исследования стало комплексное рассмотрение философских взглядов Крейна. П.Дули внимательно и подробно анализирует многие крейновские произведения с учетом его метафизических и эпистемологических позиций, а так же гуманизма и социальных идей. Правда, наибольший интерес для исследователя представляют новеллы, написанные в 1895-97 годах, и поэзия.

Самыми последними фундаментальными работами в крейноведении следует назвать объемную книгу Билла Брауна [133], в которой подвергается современному анализу "явная", по мнению автора, связь отдельных произведений Крейна с развитием в США индустрии развлечений и так называемый "Путеводитель" М.Шефера, который является скорее справочным изданием по критике малой прозы писателя, куда вошли сведения по всем известным исследованиям, но без какого-либо авторского комментария [229].

Следует отметить, что за рубежом не ослабевает интерес к изучению наследия Стивена Крейна. За последнее десятилетие в специальных литературоведческих журналах опубликовано много статей, в США и Европе защищены несколько диссертаций по крейновской тематике [124; 126; 134; 135; 139; 154; 160; 165; 194; 210; 211; 225; 227; 232; 235; 243; 260]. К столетию выхода в свет "Алого знака доблести" в 1995 году появился целый ряд новых публикаций.

На фоне все возрастающей активности западных крейноведов не слишком отрадная картина складывается у нас в России. Помимо кратких биографических очерков в учебниках американской литературы имя С.Крейна встречается в предисловиях изданий его произведений (преимущественно "Алого знака" и "Мэгги"). Следует отметить, что очень немногие новеллы Крейна были

переведены на русский язык, за последние двадцать лет не опубликовано ни одного нового перевода.

В этих условиях значительный вклад в отечественное литературоведение внесла О.В.Васильевская сначала своей диссертацией, а немного позже почти одноименной монографией "Творчество Стивена Крейна (1871-1900)"[48; 49]. Данная работа позволяет познакомиться со всеми важными исследованиями зарубежных критиков до 1965 года. Кроме того в книге рассмотрена большая часть крейновских произведений, правда, в соответствии с методологией того времени. Кроме того главный упор в исследовании сделан на произведения военной тематики, как беллетристические так и журналистские.

Диссертация Н.Г.Шевченко "Язык прозы Стивена Крейна" посвящена преимущественно лингвистическим проблемам [113]. В последние годы появлялись редкие разрозненные статьи, касающиеся отдельных аспектов творчества писателя [38; 99].

Таким образом, наметился явный диссонанс между отечественной и западной критикой в области крейноведения. К тому же в настоящее время требуются новые подходы в исследовании уже знакомых явлений, поэтому мы считаем, что есть объективная необходимость пересмотра прежних взглядов и создание целостной концепции поздней новеллистики С.Крейна на основе новейших достижений литературоведческой науки.

В настоящей работе рассмотрены произведения Крейна в соответствии с философскими и эстетическими теориями завершающих десятилетий прошлого века, в частности мы полемизируем с несколько преувеличенным, на наш взгляд, влиянием европейского натурализма на литературный процесс Америки. Вслед за исследовательницей натурализма в США Т.В.Григорян мы предпочитаем говорить не об американском натурализме, а об "натуралистических тенденциях" в литературе США[58, 16]. В этом случае становится понятным столь быстрое

поступательное движение Крейна к реализму в течение столь короткой писательской карьеры. В первой главе диссертации делается попытка доказать, что теория Золя подвергается в Америке значительным трансформациям не только и не столько за счет привнесения новых художественных методов и приемов, а вследствие своеобразного мышления и образа жизни. Уже в первом и самом "натуралистическом" романе "Мэгги, уличная девчонка" Крейну не удается остаться холодным сторонним наблюдателем, поздние новеллы же с их глубоким психологизмом, лиризмом и накалом эмоционального контекста вовсе не вписываются в узкие рамки биологического детерминизма.

Небольшая часть главы посвящена ранней новеллистике С.Крейна. Анализ этого периода творчества оказался необходим для освещения связи писателя с американской национальной традицией (романтизмом), с одной стороны, и выяснения художественного своеобразия начального этапа его литературного пути. Исследование цикла рассказов "Салливен каунти скетчиз" позволило сделать вывод о приверженности Крейна остросюжетному развитию действия, основанному на художественной обработке небылиц и охотничьих анекдотов, в начале его творческой деятельности. Вместе с тем в данном сборнике нашла отражение характерная для того времени литературная критика романтического наследия, начатая еще Хоуэллсом и продолженная в будущем реалистами конца XIX - начала XX веков, в частности М.Твеном.

Основное внимание в первой главе уделено специфическому этапу развития американского национального жанра во второй половине прошлого столетия, а именно появлению аналитической новеллы. В ходе исследования выяснилось, что периодизация и определение существенных различий между фабульной и психологической прозой наиболее изучены отечественными литературоведами. Наши исследователи считают, что с конца XIX века новелла в США развивается в двух направлениях: сюжетная новелла действия и аналитическая новелла с

ослабленным сюжетом. Выяснены некоторые разногласия между исследователями, и определены точки соприкосновения.

Основываясь на этих трудах литературоведов, мы пришли к выводу, что позднее творчество Стивена Крейна тяготеет к аналитическому развитию сюжета. Особенно это заметно в психологических "детских" новеллах из сборника "Рассказы Уиломвилля". Острая тема, интересный увлекательный сюжет не привлекают Крейна в зрелых произведениях, он интересуется состоянием человеческой души, проявляющемся в той или иной ситуации. Взаимоотношения • ме