автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Поэтика творчества Бадра Шакера ас-Саййаба в оценке арабской литературной критики

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Маййа, Фахер Салех
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика творчества Бадра Шакера ас-Саййаба в оценке арабской литературной критики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика творчества Бадра Шакера ас-Саййаба в оценке арабской литературной критики"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Ордена Трудового Красного Знемени ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

Фахер Салех МАЙЙА

ПОЭТИКА ТВОРЧЕСТВА ЕАДРА ШАКЕРА ас-САЙЙАБА В ОЦЕНКЕ АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ

Специальность 10.01.06 - литература народов

зарубежных стран Азии и Африки

А вт ореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1991

Работа выполнена в Институте востоковедения Академии Наук СССР.

Научный руководитель - кандидат филологических наук

Б.В.Чуков

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Н.О.Османов

кандидат филологических наук, И.Е. Билык

Ведущая организация - Институт мировой литературы

Академии Наук.

Защита состоится " "_1992 г. в _ча

на заседании специализированного Совета Д. 003. 01. 04 по филологическим наукам Института востоковедения АН СССР, Москва, ул. Рождественка, 12.

С диссертацией ыокно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения АН СССР.

Автореферат разослан " " _ 1991г.

Ученый секретарь специализированного Совета,

к. филол. н. С.Герасимова

©Институт востоковедения АН СССР, 1991 г.

Актуальность темы. Творчество иракского поэта Бадра Шакера ас-Саййаба (1926-1964) приобрело широкую' известность на Арабском Востоке кан одного из пионеров так называемой "поэзии свободного стиха" или "вольной поэзии", получившей в конце 40-х годов развитие в Ираке, Египте, Ливане и некоторых других арабских странах, а ныне являющейся ведущим направлением арабской поэзии.

Трансформировав традиционную метрику арабского стиха, Бадр Шакер ас-Саййаб, Назик аль-Маляика. Абд аль-Ваххаб аль-Зайати и другие поэты этой плеяды, безгранично расширили воз-ложности индивидуализации поэтического стиля, решив тем самым ¡адачу, которая давно уже назревала в арабской поэзии в связи : развитием в ней личностного начала и романтического миро-[увствования.

Будучи одним из самых талантливых среди зачинателей арабкой "вольной поэзии", Бадр Шакер ас-Саййаб сумел в своих сти-:ах, сохраняющих некоторые элементы арабской поэтической тра-иции и отличающихся богатством и многоликостью образов, воп-:отить собственный драматический жизненный опыт, раскрыть глу-ину душевного мира личности, остро переживающей несправедли-ость ояружавдего мира.

Новаторский характер поэзии ас-Саййаба определяет актуаль-ость углубленного исследования его творчества в контексте изу-еяия того нового, что внесла в современную арабскую поэзию эажская поэзия "свободного стиха".

Будучи в основном согласны с общей трактовкой творчества 5-Саййаба вышеуказанными авторами, мы сосредоточили свое вни-шие на его поэтике, ставя своей целью раюфыть взаимодейст-1е в ней традиционного и нового, элементов, свидетельствующих

о восприятии ас-Саййабоы опыта современной западной поэзии, и тех, которые отражают личный жизненный и эмоциональный опыт поэта.

Углубленное исследование образности и поэтических приемов ас-Саййаба поможет понять общие творческие установки поэтов-пр< ставителей начального этапа арабской "вольной поэзии", национальное своеобразие и характерные черты этого поэтического направления.

Цели и задачи диссертации. Творчество Бадра Шакера ас-Сай аба многократно становилось предметом исследования со стороны крупнейших и авторитетнейших арабских литературоведов и критиков. В Советскш Союзе творчество ас-£аййаба подвергалось анализу в исследованиях ряда ученых: в "Истории арабской литерату

Т 2

ры Ирака" Б.В.Чукова, в статьях и диссертации Ю.Н.Кочубея и

в диссертации иракиянки ¿падь Мухран .

Научная новизна. Изучение поэтики одного из крупнейших современных арабских поэтов осуществляется с учетом той оцени

1, Рукопись.

2, Кочубей Ю.Н. Об истории возникновения "свободного стиха" в арабской литературе, - журн. "Советское литературоведение" Киев, 1982, березень, № 3 (на украинском языке); его ж < Поэзия ас-Саййаба, - журн. "Весь свет", Киев, 1983, дютий, Л 2; его же. Возникновение поэзии "свободного стиха" в Ираке и ее художественные особенности в свете традиций арабской поэзии. Канд. дисс., ИВ АН СССР, М., 1975.

3, Мухран, Адаль. "Новая поэзия" в современной арабской литературе. Канд. дисс., ИВ АН СССР, М., 1969.

которую оно получило б современной арабской литературно-критической мысли и в полемике с некоторыми суждениями арабских авторов. Настоящая диссертация является первым комплексным исследованием этапов эволщии поэтических форы в творчестве ас-Саййа-ба на основе как самих его стихов, так и наиболее серьезных литературоведческих исследований, анализирующих поэтику ас-Саййа-ба.

Источниками и материалами для диссертации послужили, во-первых, двухтомное бейрутское издание Сочинений ас-Саййаба и отдельные сборники его стихов и поэм, во-вторых, фундаментальные работы арабских литературоведов и литературных критиков, посвященные поэтике ас-Саййаба.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее материалов, положений и выводов для дальнейшего изучения современных литератур Арабского Востока; написания историй арабских национальных литератур; статей, со-путствуицих художественным переводам стихов ас-Саййаба-; создания вузовских курсов по арабской поэзии XX в., по истории литературы и поэтологической ыысли стран Востока.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, ¡?вух глав и Заключения. Во Введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи исследования, его научная новизна, .указываются источники и материалы.

В первой главе, наряду с изложением наших взглядов на образность и язык поэзии ас-Саййаба, приводятся литературные факты, включающие творчество иракского поэта в контекст новаторского направления арабской поэзии, получившего наименование "воль-гая поэзия". Затем следует основная глава, состоящая из пяти

разделов, в которых рассматриваются взгляды крупных арабских литературоведов на различные аспекты поэтики и стилистики ас-Саййаба, анализируются достижения литературной критики, поев» ¡ценной творчеству ведающегося поэта.

В Заключении подводятся итоги исследования и делаются вы воды о характере инноваций и поэтике ас-Саййаба и о том, како значение изучение творчества ас-Саййаба имело для самой арабе кой литературной критики.

Список литературы включает 93 наименования.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава. "Образность и язык поэзии ас-Саййаба"

В главе рассматриваются образность и язык ас-Саййаба на примере трех его сборников: "Увядающие цветы" (1947), "Песня дождя" (1960) и "Шанашиль, дочка аль-Челеби" (1963). В ряду I образительных средств ас-Саййаба большое место принадлежит а валике, несущей серьезную вдейно-сшсловую нагрузку. Для сво] стихов поэт черпал материал из разнообразных пластов цшзшшз; Запада и Востока всех времен, заново придавая им жизненную э) гию и динамизм. В стихах очень часто присутствуют также обра: юкно1факсной природы - пальмовые роди, небольшие речки и пол водный Шатт-аль-Араб. В некоторых стихах проступает специфич кое влияние юкноиракского диалекта.

Более всего поэзия ас-Саййаба отмечена постижением зву писи слова и умелым ее применением. Поэт формировал из звуко сочетаний определенные образы. Ас-Саййаб не цридавал значена тому, входит выбранное им слово в лексикон литературного язь или нет. Случалось, он брал известное слово, несущее в себе бенно напряженный звук, и произвольно переиначивал его звуке

состав. Можно с уверенностью сказать, что в арабской поэзии найдется немного аналогов звуковой изобретательности ас-Саййа-5а, который смело изменял гласные в грамматически неизменяемых формах, выстраивал лексемы по необычным моделям.

Поэзия ас-Саййаба изобилует аллюзиями на исторические лида, на легендарных героев и события древности. В таких случаях асточником ас-Саййабу служили Коран, художественные и истори-1еские сочинения, греческая и римская мифология. Эти темы и об->азы разрабатывались поэтом с той целью, чтобы они послужили формированию определенной символики. Обстоятельнее разрабаты-зались ас-Саййабом местные басрийские легенды, в чем мы можем 'бедиться на примере поэмы "Придорожный камень с колонной". Это )дно из лучших стилизаций ас-Саййаба под древнюю легенду.

Под пером революционного романтика ас-Саййаба народная ле-'енда становилась призывом к осуществлению демократических преобразований в Ираке. Но главной заслугой ас-Саййаба было то, :то в его поэзии образно воплощены проблемы универсального мас-таба, и, сохраняя верность национальному, он сумел выйти на все-ирное. Знание традиций привело ас-Саййаба к истокам националь-ой истории, к мифологии региона, который в свое время был од-им из очагов человеческой цивилизации. Образы вавилонского аммуза и финикийского Адониса, которые встречаются в стихах оэта, наряду с образами Христа и Мухаммеда, возникают в раз-ираемой противоречиями душе современного человека и на исто-ической арене, где от Персидского залива до Атласских гор араб-кие народы ведут борьбу за свободу и национальную независимость, ри этом ас-Саййаб умело соединяет образы прошлого и настояще-э, выявляет единую гуманистическую значимость исторических и

мифологических фигур, которые действуют в огне душевной борьбы или на арене социальных битв. Такое историческое и вселенское единство в том виде', в каком оно выражено в творчестве ас-Саййа ба, не столько воплощено в чреде персонажей прошлого и настояще го, сколько синтезировано в сплаве всех этих персонажей в образе лирического героя, с одной стороны, а с другой - оказывается осуществленной интеграция их исторического значения.

Такая художественно-эстетическая позиция'вообще присуща твс честву ас-Саййаба. Она стала возможной в арабской поэзии благодаря, главным образом, современным средствам выразительности и новым ритмическим формам, которые привели к оригинальной оргаш зации стихового материала, к иной игре тематических граней и своеобразному поэтическому видению мира. Использовав новые поэтические принципы, ас-Саййаб сумел придать произведению цедост. ность, установить органичные связи между его отдельными частям: Разумеется, единство произведения (по сути и по поэтической фо ме),, будучи противопоставлено единству бейта в классической и неоклассической поэзии, имело первостепенное значение в цроцес се обновления арабской поэзии.

Структура поэзии ас-Саййаба не только отражает поэтическс содержание стиха - она рождает его; щдаоь форма перестает быт облачением идеи, ибо превращается в ее выразительное измерение В усложненной композиции произведений выражалось своеобразное поэтическое видение ас-Саййаба. Ас-Саййаб не ограничился разр! вом с классицистической традицией в области поэтической формы, В позднейший период своего творчества он стремился выдвинуть арабскую поэзию на тот уровень, которого к тому времени достш ла по усложненности архитектоники западная поэзия в лице свои

наиболее крупных представителей. Его большие поэмы - "Могильник" (1952), "Слепая блудница" (1954), "Оружие и дети" (1954) -это богатая и сложная структура, где время прочертило свои координаты высоты и глубины острейших для Ирака социальных проблем и мевдународных вопросов, которые волновали передовую ирак-зкую общественность, В "Слепой блуднице" изображен обычный для 1рака тех лет случай: помещик застрелил крестьянина,и дочь крестьянина, ослепшая от горя, была вынуждена стать публичной сенщиной; в поэме "Оружие и дети", насыщенной реминисценциями 13 поэзии Луи Арагона, выдвигается задача объединения в едином эволюционном потоке борцов за социальную справедливость и сто-юнников М1фа - идея, охватившая в те годы саше широкие слои ¡райского народа.

В сложной по композиции ткани сочинений ас-Саййаба цент-юльный образ подчиняет себе образы второстепенные и способству-¡т их развитию. Этот образ предстает "охранителей!" основной сшс-¡овой темы и обеспечивает связь всех составных элементов произ-[едения. Так, в "Песне дождя" центральный образ - дождь - после-овательно пронизывает все мотивы поэмы: любви, грусти поэта, едности, детской радости; в финале дождь отождествляется со слезами голодных" и "кровью рабов" и, наконец, "уходит" в нод-а земли, чтобы воскреснуть в весенних всходах. В образе дождя -ентралъном для стихов ас-Саййаба двуедином символе жизни и мерти - с особой наглядностью отразилось его представление о ире как о единстве противоположностей, В основе этого образа ежит магический архетип стихии, одновременно благой и злой цоадь - 1фовь), породденный первобытным верованием в то, что роливаемая кровь способна заставить природу удовлетворить по-

требности человека в воде. Это лишь одно из многих поверий, преломленных в поэтическом сознании ас-Саййаба, который специально интересовался этнографией и древней историей. Во многих стихах поэта дается художественная интерпретация обычаев и легевд различных народов мира, и прежде всего шумеров и аккадцев - отдаленных предков иракцев. Ас-Саййаб изменял первоначал смысл заимствуемых образов, поэтически трансформщювал их, иногда усиливал их трагическое звучание.

Элементы мифологии народов Ближнего и Среднего Востока широко использовались поэтами-обновленцами. Символика возрождения жизни, отразившаяся в мифах об Адонисе, Иштар (Астарте) и Тамму. зе, звучала в их стихах то явственно, то приглушенно, выраженна намеком. Группу поэтов, чье творчество было насыщенно такого ро да реминисценциями и аллюзиями, Дхебра Ибрахим Джебра назвал "таммузианцами". В стихах "таммузианцев" - ливанцев Адониса, Йусефа аль-Халя, Халидя Хави, иракца ас-Саййаба и самого Джебрь по происхождению палестинца, - в символической форме выражена концепция воскресения человека, возрождения общества и цивилизэ ции. "Таммузианцы" воспевали землю.

Тема земли нередко разрабатывалась арабскими поэтами, но до "таммузианцев" земля обычно рассматривалась ими лишь в своей, так сказать, физической, материальной сущности. Если не npi нимать во внимание современную палестинскую поэзию, исполненну! ностальгии по покинутой родине, "земля" в стихах арабских поэтов представала частью живописного пейзажа. Напротив, у ас-Сай: ба и его собратьев по перу земля становится символом первоосно вы бытия - рождения, смерти и возрождения к новой жизни.

Вторая глава. "Творчество ас-Саййаба в оценке арабской литературной 1фитики".

Первый раздел. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ОБ ОБРАЗНОСТИ ас-САЙЙАБА.

В обширной критической литературе, изучающей проблемы арабской поэзии, значительное место принадлежит работам, написанным в дескриптивном ключе с сохранением в большей или меньшей мере принципов историзма. Вместе с тем отдельные их положения позволяют (впрочем, весьма и весьма условно) подразделить эти сочинения на три основных направления: I). оубъективно-психо-логическое, 2) социологическое и 3) эстетическое.

Первое направление трактует литературное творчество в его связи с психологией художника, сопоставляя субъективные цели его творчества с конечным результатом. Таковы книги Йусефа Сами аль-%сефа "Современная арабская поэзия" (1980) и Кемаля Абу Ди-ба "Диалектика скрытого и явного" (1979). Авторов этого направления объединяет общая точка зрения на поэзию как на высшую абстракцию, совершенно независимую по отношению к предметной реальности, а также равно пренебрежительное отношение к социально-поли-гическим и экономическим факторам, утверждение приоритета внутреннего психологического и эстетического опыта.

Второе направление трактует литературное творчество в его обусловленности социальной средой. В достаточной мере его пред-;тавляют сочинения Абд аль-Джаббара Дауда аль-Басри "Бадр Шакер ю-Саййаб, первооткрыватель вольной поэзии" (1966) и Мухаммеда 1Т-Тунвджи "Бадр Шакер ас-Саййаб и современные поэтические направления" (1968).

Третье трактует литературное творчество как эстетическую ястеыу, обладающую особыми, самодовлеющими законами, которые врабатываются в процессе самого литературного творчества, ока-нваясь независимыми от психологических и социальных факторов.

Оно в значительной мере представлено сочинениями Абд аль-Кери-ма Хасана "Структуралистский объективизм" (1982) и Малека Йусе< аль-Цутлаби "Аналитическое исследование поэмы "Песдя дождя" (журн. "аль-Акдям", 1987, ^ 11-12, с.87) (хотя это не исключав и социологических подходов у того же А.КДасана).

Особняком стоит сочинение Ихсана Аббаса "Бадр Шакер ас-Саййаб, исследование его жизни и поэзии" (1969), которое по ме тодологш, научному анализу и мировоззренческим установкам вес ыа близко к марксистскому пониманию роли литературы. Ихсан Аб-бас высказывает важную мысль о том, что в поэзии ас-Саййаба хз дожественный образ и мысль сливаются столь тесно, что предстш перед нами двумя сторонами одной медали: это само по себе през ратилось в эффективное средство обновления поэзии.

Подразделение арабской критики, занимавшейся творчеством ас-Саййаба, на отдельные направления, повторяем, весьма услов] и не нарушает наших представлений об этих сочинениях как прей щественно историко-дескриптивных, вызывающих интерес главным разом отдельными удачными наблюдениями, но отнвдь не оригинал н-цчц концепциями.

Все рассмотренные наш критические исследования обладаю® тем недостатком, что субъективно-оценочные характеристики пре ладают в них в ущерб собственной 1фитической работе мысли. % того, подчас в них отсутствуют объективные разъяснительные кс ментарии к стихам ас-Саййаба. Вместе с тем упомянутые методы арабской критики не являются чем-то цельным и детально разра< танным; авторы таких сочинений не руководствуются всецело в ( их суждениях декларируемыми ими же самими методами и высказы. вт немало справедливых важных мыслей. Скорее им свойственен лектизм взглядов, порождающий много явных и скрытых цротивор

чий и неопределенность идеологических позиций.

Следующая группа критиков - египтяне Изз ад-Дин Исмаил, Гали Щукри, Мухаммед ан-Нувейхи - в своих работах, посвященных "вольной поэзии", склонны придерживаться академических методов, т.е. исследовать главным образом развитие форм стиха на базе сравнительного анализа размеров аруда и приемов современного стихосложения. Тем не менее им также не удалось пока разработать объективный научный метод критического исследования, хотя, рассмотрев множество образцов, нащупав общие признаки и проследив в главных линиях путь эволкции "вольной поэзии", они внесли важнейший вклад в дело разработки такого метода.

Наибольшую ценность среди работ этой группы критиков представляет книга Изз ад-Дина Исмаила "Современная арабская поэзия*, ее проблемы и специфика" (1967). Исмаил глубже других сумел проникнуть в сущность "новизны" "вольной поэзии" и проанализировать ее поэтические средства.

Ряд приведенных высказываний арабских литературоведов помогают нам понять, как использовал ас-Саййаб художественный образ в поэмах и стихотворениях. Поэтический эксперимент ай-Саййа-ба претворялся на основе образности, воплощавшей в себе одновременно и чувство, и мысль, которая характеризуется известным налетом рассудочности, проистекающей, по всей видимости, из незаурядной начитанности и эрудированности поэта. Иеторико-литератур-нне сюжеты и образы, которые ас-Саййаб щедро черпал из различных отечественных и иноземных источников, как бы пропускались им через призму острых проблем современной арабской политической жизни.

Второй раздел. ВОЗЗРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ас-САЙЙАЕА.

Универсализм - главная черта мироощущения ас-Саййаба; чтобы преломить в своем творчестве основные ценности человеческой цивилизации, подлинный поэт должен глубоко постичь современную реальность и уверенно ориентироваться в социальной действительности, Знакомство ас-Саййаба с марксизмом приводило его к радикальным настроениям; одновременно поэт проникался убеждением, что религия ведет к порабощению личности, к косности и реакционности мышления, подчинявдего человека идеологии эксплуататорских классов. В этих условиях, полагал ас-Саййаб, деньги извращают и разрушают нормальные человеческие отношения, что он демонстрировал на жизненных примерах многих своих героев и героинь.

Исследования Мухаммеда ат-Тунщжи, Ихсана Аббаса, Абд аль-Керима Хасана и Исы Булаты рельефно и контрастно выявили социальное звучание произведений ас-Саййаба, обращая внимание читателя на плачевную участь униженных и оскорбленных в арабском м: ре. Арабские литературоведы указывают, что особую прелесть сти хам ас-Саййаба придает привнесение в них народных мотивов. Эти привнесения выражаются в разговорных интонациях, в интерполяци ях из народных песен, наконец, в ангорских подражаниях народны песням. Было также подмечено, что ас-Саййаб, испытывая разнооб разные внешние влияния, нередко подпадал под обаяние мелодрама тических романов западных и арабских авторов.

Как полагают арабские исследователи. Салима из поэмы "Сле пая блудница" стала символом всей арабской нации, которая под давлением колониальной экспансии потеряла свою национальную честь и распродала свои 1фиродыые богатства, народные таланты и исторические ценности. Поэма "Слепая блудница", благодаря с: ей многослойности, дает возможность различных истолкований. 0:

может считаться важнейшим историческим документом, свидетельствующим о деформации арабского общества, в сознании которого оказывались преобладающими рабская психология и покорность, что служило препятствием росту патриотических настроений в народной среде,

В образе героя поэмы "Могильщик" ас-Саййаб олицетворил темные и необузданные силы народных низов - это одна из семантических плоскостей поэмы. В то же время, погребая мертвецов, могильщик хоронит идолов и бесов, тех, что маскируют и поддерживают основы рабского общества, торгуют родиной и ее богатствами. Зарывая косные догмы и омертвевшие идеи. Могильщик приобретает черты некоего высокого символа, указуицего путь к освобождению.

Создавая многоплановые поэтические образы современников, ю-Саййаб вступал в успешное соревнование с романистами и драматургами в изображении многогранных человеческих характеров. С 'Могильщиком" сопоставима другая поэма ас-Саййаба "Осведомитель" ,1954), герой которой во многих чертах подобен Могильщику.

Поэма "Оружие и дети" отличается заметной антитетичностью, :то показано в исследовании Ихсана Аббаса; Аббас удачно проана-изировал композицию этой поэмы. Первая из противопологаемых нтитез: миру детей с его бесхитростной наивностью противостоят оинственные призывы к железу и свинцу. Такая антнтетичность от-ажает две позиции, выраженные в свободной, даже намеренно хао-ичной форме. Поэма распадается на мелкие эпизоды; среди них сце-а, где мать из обнищавшего семейства продает металлическую кро-ать, которая некогда служила ей любовным ложем. Затем следует зизод непосильного труда рабочих на рудниках - они добывают злезную руду, лежащую в основе человеческой цивилизации. Именно га руда направляется на службу злу, служит опорой режиму бес-

чинствуыцих тиранов. Вслед за этим эпизодом дано описание революционного освобождения страны от тирании. Поэма завершается прославлением мирной земли, ее тружеников, интернациональной дружбы народов; заключительным аккордом звучит надежда на скорый восход зари новой жизни человечества.

Ихсан Аббас отмечает прихотливость композиции поэмы, в которой автор располагает попарно антитетические эпизоды. Дробление поэмы на мелкие части вызвано желанием ас-Саййаба охватить возмсасно более широкий пласт современной политической жизни. Последнее обстоятельство объясняет и присутствие в поэме политических лозунгов, которыми резюмируются все охватываемые политическим кругозором ас-Саййаба явления, выражается широко распространенный в то время призыв служить делу "сохранения и уцроче-ния мира".

Реалистическое воспроизведение автором явлений современной жизни и ючная передача ее атмосферы присущи и некоторым другим поэмам ас-Саййаба. Причем, как и в воспринимаемой индивидуальным сознанием действительности, события в стихах ас-Саййаба предстают внешне неорганизованными, возникающими спонтанно. Ас-Саййаб остро ощущал противоречия 01фужавшей его жизни и наЗсодил для этих противоречий предельно яркое и сконцентрированное образное выражение. Даже из тех немногих примеров, которые мы привели, видно, с каким искусством ас-Саййаб монтирует темы, как он умеет на очень тесном пространстве показать противоречивые явления эпохи.

Третий раздел. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА О ЖБОВНОЙ ЛИРИКЕ ас-САЙЙАЕА.

Образ женщины в поэзии ас-Саййаба столь же многогранен, сколь разносторонни представления поэта об арабской женщине.

Судя по критическим исследованиям, в которых затрагивались отношения ас-Саййаба к женщине, мы видим, что эти отношения оказывались насыщенными драматическими эпизодами.Они были окрашены унаследованными традиционными представлениями о женщине, по-разному трансформировавшимися в сознании ас-Саййаба на протяжении его творческой жизни. Женские образы в поэзии ас-Саййаба свидетельствуют о высоте его гуманистических идеалов, о новом понимании предназначения человека. Поиски ас-Саййабом идеала постоянно затруднялись препятствиями, тлевшими в основании жестокую действительность. Ас-Сайкаб во многом опирался в любовной лирике на свой личный жизненный опыт. Он всю жизнь пытался воплЬтить на практике свой идеал нерасторжимости союза двух любящих существ, но всякий раз терпел неудачу, либо сталкивался с пережитками и обветшавшими традициями, либо по причинам сугубо личного порядка.

Тема платонической любви - это тема прекрасной женщины, которая не разделяет любви поэта к ней. В этом одна из загадок поэзии ас-Саййаба. Совершенно естественно, что ас-Саййаб испыты-тывал в этом плане влияние традиций арабской поэзии, в частности узритской лирики. Поэтическая традиция жила в его любовной лирике. Но ему было свойственно и новое понимание любви, основанной на доверии, искренности и взаимопонимании мужчины и жен-цины.

Трагическая преждевременная смерть девушки, любимой ас-Заййабом, надломила его дух. Под развалинами прошлого, в своей имяти, он безуспешно воссоздавал старую любовь. С момента смер-ги Вафики (1953) мы замечаем вторжение в поэзию ас-Саййаба теш судьбы. Вся ответственность за- жизненные невзгоды возлагается

поэтом на судьбу, и эта тема подавляет все остальные.

Вафина умерла, и поэт вынужден был пуститься на поиски новой возлюбленной. Настоящее и будущее не сулили ему ничего, что было бы лучше прошлого. Чувства любви и рождаемого ею страдания запечатлены ас-Саййабом в песенных образах и в завораживающе прекрасных формах. Именно в лирике, при оплакивании давней любви, зарождалось обновление арабской поэзии. Безответная любовь превратилась в трагедию, она сотрясала дух поэта, вызывая к жизни правдивые, яркие и проникновенные образы.

Четвертый раздел. ИДЕЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ,

Жизнь ас-Саййаба раздирали две соперничающие между собой силы: сила любви и сила смерти - потрясение неразделенной любовью и скорбь потерь. Говоря о жизни и смерти, ас-Саййаб диалектически выявляет истину непрестанной эволюции всего живого в непрерывной смене эпох, в ходе которых постоянно взаимодействуют силы созидания и разрушения.

В стихотворении "Река и смерть" ас-Саййаб выражает свое желание смерти, после которой он окажется связан, подобно реке с землей. "Человек" преобразуется в "реку", в "живую воду", че ловек возрождается из самого себя, он интегрируется в мироздании, сливается с ним, "Мертвая жизнь, - по словам ливанского поэта Адониса, - превращается в смерть живую, и из этого преоб ражения сохраняется только вечно текущая вода, только вечно до: щееся рождение"^. Все сказанное Адонисом о склонности ас-Саййг ба к смерти справедливо в том, что относится к метаморфозе от

I. Адонис, Предисловие к сб. ас-Саййаба "Касаид", Бейрут, 196' с. 14.

смерти к жизни и к возрождению через смерть. Это противостояние напряженно и непрерывно. Оба процесса - жизнь и смерть - оказываются горькими и болезненными. Интерес ас-Саййаба к смерти возник в значительной мере как следствие духовных исканий, размышлений о силах разрушения и созидания. Смерть у ас-Саййаба - это феномен, обладающий огромны^ потенциалом в преобразовании жизни, это восстание против гнета и несправедливости. И одновременно с процессом смерти возникает нечто ей противоположное, а именно -созидание. Смерть у него - состояние зрелости при переходе из одной формы жизни в другую.

Ас-Саййаб сгорал от страстного желания смерти ("Бурлит тоска в моей 1фови"); он жаждал быть пронзенным пулями ("Пулей', крошащей гранит"); ограждал огня, который распалился бы в его душе и заставил бы его побежать - не как мальчика, резвившегося в деревенских полях, - а как революционера и федаина, организующего колонны политической демонстрации ("Мне хотелось бы бежать1, сплачивая ряды борцов"). Своей смертью он должен оплатить их победу. Эта тоска по смерти в стихах ас-Саййаба превращает смерть в символ спасения всего человечества. Это символическое воскресение, достигаемое цутем самопожертвования. Человек у него остается живым в смерти более, чем если бы он продолжал жить биологически.

Как отмечает Абд аль-Керим Хасан, еще одна ипостась смерти у ас-Саййаба - это идейный гнет, который тяготеет над обществом, в результате чего поэт обречен на отчуждение и одиночество.

Переходя от одного замысла к другому, ас-€аййаб находил героев во многих эпохах и странах, легендарных и исторических. Ас-Саййаб не только передавал пафос их сопротивления и борьбы.

но и величие созидательных усилий, прилагаемых ради непрерывности жизни и торжества справедливости и свободы.

Пятый раздел. ДОСТИЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ. ПОСВЯЩЕННОЙ ТВОРЧЕСТВУ ас-САЙЙАЕА,

Наследие ас-Саййаба породило прочную связь между поэзией и критикой, что способствовало развитию критической мысли, обогащению фонда литературно-критических понятий, необходимых для выполнения задачи дать общую оценку художественного опыта поэта. Эту задачу старались выполнить все критики, пытаясь раскрыть се! реты творческой лаборатории ас-Саййаба. Мы вправе заметить, что без литературной критики об ас-Саййабе мы не сумели бы составит] правильного представления о масштабах его поэзии.

Арабская литературная критика установила, что духовному ск. ду иракского поэта было созвучно творчество Т.С.Элиота и Эдит Ситуэлл; настроения этих английских поэтов звучали в унисон с д; шевными переживаниями их иракского собрата, поэтому реминисценц: из их произведений столь часто встречаются и на страницах его к Литературная критика, занимавшаяся "вольной поэзией", сама себе превратилась в самостоятельное литературно-критическое направление, оно успешно проложило себе путь в литературной жизни Литературная критика широко пропагандировала поэзию ас-Саййаба утвердила за ней репутацию краеугольного камня "вольной поэзии" в ней усматривали пионерский творческий эксперимент, который, постепенно овеществляясь, переходил из области литературных но! ций в сферу широкой поэтической практики. С присоединением к в; тельной и представительной литературно-критической школе, занш щейся преимущественно исследованием поэзии ас-Саййаба, многих J тературоведов она обогащалась привносимыми в нее новейшими тво] ческими установками. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании исследований арабских литературоведов и наших наблвдений мы приходим к следующим выводам о главных чертах произведений ас-Саййаба: I. Их дихотсыичность. I) Двойственность персонажей, т.е. всякий персонаж в его поэмах представляет определенную индивидуальность и одновременно является олицетворением более общего понятия. 2) Парность чувств добра и зла. В "поверхностном" слое стихов ас-Саййаба разворачивается беспощадная борьба меяду добром и злом. Торжество зла мотивируется тем, что поэт надеется пробудить в душе читателя склонность к добру, справедливости, красоте и правде, 3) Парное совмещение поэтической напевности и сугубо прозаической нарративности. 4) Парность художественной темы: синтез природного и социального уродства, с одной стороны, к великолепия его поэтического изображения, с другой. "Слепая блудница", "Могильщик", "Осведомитель" - темы сами по себе безобразные, разработанные с привлечением ужасных и отвратительных подробностей и вместе с тем поданные с блестящим и неотразимым поэтическим мастерством,

2. Персонажи ас-Саййаба - это характеры отражающие эволюцию ду-девного состояния самого поэта. Эволюция его образов, црослежи-заеыая в хронологической последовательности, свидетельствует о шрастающей остроте чувств поэта, его ненависти к социальной не-¡праведливости.

$. Образы ас-СаМаба многозначны и ыногоплановы, полны жизни д [инамизна. Так, поэт сумел оттенить личность знаменитой алжиркой революционерки Джамили Бухиред налетом легендарности. Джами-я Бухиред предстает у него не только борцом и патриотом, которую рославила Алжирская революция, но и символом универсальной обще-

человеческой борьбы ради освобождения от ига империализма. 4. Рассматривая природу подобных символов, мы обнаруживаем, что они подразделяются на две разновидности. Первая разновидность связана с элементами мироздания: дождем, морем, ветром. Вторая связана с географическими реалиями, вызывающими у поэта личностные ассоциации. При создании определенного слоя символики всяки! раз поэт находит наиболее удачные словесные эквиваленты црирод-ным элементам. В своем поэтическом видении ас-Саййаб придавал слову такую специфическую и оригинальную смысловую нагрузку, чк "дождь", к примеру, становился цепочкой символов, выполняющих в стихотворении различные функции. Мифологический образ Иштар пре образуется в образ матери, Ирака, Залива. Мифологический символ вбирает в себя все мироздание, динамику его противоположностей, их борьбу в существующей реальности.

Вся работа ас-Саййаба по использованию художественных средств и образности подчинена задаче - дать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст. Но были ли в самом деле новыми те поэтические приемы, к которым прибегал ас-Саййас На это приходится ответить отрицательно. Изучение поэтики ас-Саййаба говорит о распространенности аналогичных приемов в современной мировой поэзии. Блеск и силу стиху ас-Саййаба придают не отдельные образы, тропы, символы, а их взаимодействие, обус. ловленное индивидуальностью поэта, его своеобразным видением м: ра, уникальностью его поэтического языка, неповторимостью инто нации, которая обеспечивается свободой ритмического построения

СТИХа, Подписано к печати 06.12.91

Объем 1,25 п.л. Печать офсетная Тираж 100 экз. Зак. 288

Издательство "Наука" Главная редакция восточной литературы 103051, Москва К-51, Цветной бульвар, 21

3-я типография издательства "Наука" 107143, Москва В-143, Открытое шоссе, 28