автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэзия и новеллистика Йозефа фон Эйхендорфа (К вопросу об эволюции творчества немецкого романтика)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Иванова, Елена Радифовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Поэзия и новеллистика Йозефа фон Эйхендорфа (К вопросу об эволюции творчества немецкого романтика)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия и новеллистика Йозефа фон Эйхендорфа (К вопросу об эволюции творчества немецкого романтика)"



о

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 1 ' Ы ' УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 053.01.06

На правах рукописи

ИВАНОВА Елена Радифовца

ПОЭЗИЯ II НОВЕЛЛИСТИКА ЙОЗЕФА ФОН ЭПХЕНДОРФА (К вопросу об эволюции творчества немецкого романтика)

Специальность 10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1994

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Г. Н. ХРАПОВИЦКАЯ

Официальные оппоненты:

доктор филологических паук А. С. ПАУМЕНКО,

кандидат филологических наук, доцент Д. Л. ЧАВЧАИ11ДЗЕ

Ведущая организация — Нижегородский государственный педагогический университет им. А. М. Горького.

Защита состоится i года в ча-

сов на заседании специализированного совета Д 053.01.06 по iipi'.cy;i;;i,c 111110 ученой степени доктора наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом университете В. II. Ленина по адресу: Малая Пироговская. 1, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. li. Ленина (Малая Пироговская, д. 1).

Автореферат разослан «..Р.......»Aiûrp>ÏYl.QL 1994 г.

Ученый секретарь/'бнйгап^'пзцровапного совета /Jrfp/fiw'&'lI. ТРЫКОВ

ОБЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОБОТЫ

Диссертационная работа посвяцена исследованию поэтического и новеллистического творчества Иозефа фон Зйхендорфа (1788-1857).

Долгий зизненный и творческий пдть позволил ему стать свидетелем ванных событий в истории не только Германии, но и Европы XIX века.

Литературное наследие Зйхендорфа необычайна разнообразно: поззия, новемистика, романы, сатирические произведения, драмы, переводы, что свидетельствует о многогранности его таланта. Наиболее интересен для нас Зйхендорф - поэт и писатель,'который на протяяе-нии почти полувека наблюдал литературный процесс в Германии XIX века, внеся внего свой, весьма значительный вклад. Многообразие, а такзе аирокие хронологические рамки творчества Зйхендорфа - от периода расцвета гейдельбергской романтической иколы до утвераде-ния в литературе и мировоззрении реалистических тенденций - стало, на нав взгляд, причиной появления мнонества противоречивых суаде-ний о нем.

Слоаныы в зйхендорфоведении является вопрос о месте писателя в литературном процессе XIX века, поскольку исследователи по-разному реааат вопрос о тон, представителен какого литературного направления является Зйхендорф. Так, например, Г.А.Корф называет поэта "первым лириком бидернайера'Ч 1), а Х.Бургер - "ранним реалистоа"(2) ориентируясь в своих сувденнях на временной фактор, то есть соотнося годы аизни и творчества Зйхендорфа с литературным процессом в целоц. При этом исследователи проводят четкуп границу меяду реализмом и романтизмом, в достаточной мере не учитывая непрерывность литературного процесса, а такие взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух направлений. Бесспорно, в произведениях Зйхендорфа имеет место попытка отразить реалии окруааищей действительности, но она сюль субъективна, что говорить о преобладании реалистических тенденций в его творчестве вряд ли возмоано.

В своем исследовании мы придераивались мнения больаинства не-

1.Korff ll.ft.fielst der Goethezeit Uersuch einer Ideellen Entuikluns der klassisch - ronantischen Literaturgeschichte In 4 Teil,- Leipzig, 1953,- T.4.-S.752

2.Bürger II.Der plurale Realisnus de» 19 Jahrhunderts // Annalen der deutschen Literatur - Stuttgart,1371.-s.637

мецких и отечественных литературоведов, которые едины в вопросе о романтической направленности творчества Эйхендорфа, и одну из задач своего исследования мы видели в изучении именно романтических позиций Эйхендорфа - и в творческом, и в мировоззренческом плане. Однако и здесь существуют определенные разногласия, так как ученые. справедливо считая Эйхендорфа романтиком, видят в нем последователя разных «кол романтизма: одни относят его к поздним романтикам (Л.Пикулик, Х.Майкснер, О.В.Михайлов и др.), другие - к ученикам гейдельбергской романтической вколы (Й.Надлер. М.Хакель.В.М. ■ирмунский и др.), третьи связывают. творчество Эйхендорфа с ранним романтизмом (Г.Кебус, А.Вайхе, Х.Крюгер и др.).

Все эти исследователи по-своему правы, поскольку в творчестве Эйхендорфа своеобразно соединились идеи, миросозерцание, художественное вйдение всех трех этапов немецкого романтизма, однако едва ли возмомно считать Эйхендорфа привер«енцем только одной романти-чвсой «колы. Зйхендорф - явление в истории немецкого романтизма исключительное: его творческая эволюция как би повторяет основные этапы развития романтизма в Германии. Именно в таком аспекте рас- "'• сматривается в данной работе творчество и Эйхендорфа. Исследование литературного наследия романтика в этом плане показалось нам интересным как для выяснения особенностей творческой эволюции Эйхендорфа, так и для создания более полной картины развития романтизма в Германии.

В литературе об Эйгендорфе отмечены, главным образом немецкими исследователями, многочисленные параллели между произведениями Эйхендорфа и других романтиков, причем амцлитра этих параллелей колеблется от Иовалиса дв Гейне, охватывая, как видно, весь немецкий романтизм и даме выходя за его рамки. Однако эта проблема не стала предметом пристального внимания, в то время как выявление, систематизация и анализ этих связей позволяет по-новому взглянуть на творчество Эйхендорфа и раэрумить мнение о нем как о "певце немецкого леса", чьи произведения лишены серьезных:проблем. Прочтение Эйхендорфа с учетом романтического контекста, анализ конкретных связей, а также привлечение библиографического материала, свидетельствующего о личных контактах Эйхендорфа с многими романтиками, позволяет рассмотреть, кто из них и каким образов оказал влияние на творческое развитие Эйхендорфа, какие идеи стариих собратьев по «коле он последовательно развивает или критикует в своих произведениях,какие темы, мотивы, образы, уме. зафиксированные в произведениях ■

романтиков, он использует и почему. Все это способствует и выявлению личной оценки Эйхендорфом романтического направления в Германии, заключающейся в его худо«ественных произведениях, поскольку, будучи сам романтиком, он в тфе время критически относился к'некоторым романтическим идеям. Сравнительный анализ произведений Эйхендорфа и других романтиков позволил нам на основе общих мотивов, образов, сцен выявить типологические связи и создать более полную картину рецепции творчества Эйхендорфа в контексте немецкой литературы романтизма. ' ✓

Предметом намего исследования стала поэзия и новеллистика -Зй-хендорфа. поскольку это более обмирный материал, не«ели его романы или сатирические и драматические произведения, которые он пимет ухе в поздний период творчества. Поэтические произведения и новеллы романтик создает на протямении всего своего творческого пути, что позволяет увидеть процесс его творческой эволюции и выявить более широкий круг связей с романтическим1 контекстом, '«

Исследуя поэзию и новеллистику Эйхендорфа, мы условно выделяем три основных этапа творческого развития: ранний, характеризующийся ориентацией Эйхендорфа на иенских романтиков; "гейдельбергский" -- где господствуют идеи гейдельбергских романтиков и пристальное внимание к немецкому фольклору; поздний, (1) когда Эйхендорф в своем творчестве пытается приблизиться к современному литературному процессу, осваивая реальный «изненный материал, и, напротив, стремится возвратиться на пре!ние романтические позиции. Как видно, • этапы творческой эволюции Эйхендорфа примерно повторяют основные этапы развития немецкого романтизма, поэтому основной целью данной ' работы является исследование поэтического и новеллистического наследия Эйхендорфа на протямении его.творческого пути, что отращено в подзаголовке диссертаций: к вопросу об эволюции творчества немецкого романтика. В исследовании мы привлекаем для анализа линь имена и произведения тех романтиков, которые оказали наиболее значительное влияние на Эйхендорфа.

Целью определяется круг задач, реваемых в ходе исследования: 1 рассмотреть три периода творчества Эйхендорфа в сопоставлении с основными этапами немецкого романтизма;

1. В задачи нашего исследования не входит разграничение оттенков позднего романтизма, разделяемого на берлинскую и ивабскув щколы, ибо оно весьма условно. '

- на основе анализа литературных реминисценций, содервацихся в поэзии и новеллистике Эйхендорфа, доказать самобытность и романтическую природу его творчества;

- выявить оценку романтизма Эйхендорфом на основе его художественных произведений;

- определить место Эйхендорфа в литературном процессе Германии XIX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предлагается системный анализ творчества Эйхендорфа в сопоставлении с зволицией немецкого романтизма. Такие впервые в отечественном литературоведении рассматривается поэтическое наследие романтика в более полном объеме: в научный оборот вводятся не рассматриваемые ранее стихотворения 1806-1808 годов, воиедиие в современных изданиях сочинений Эйхендорфа в цикл "Nachlese" (неизвестное, неопуб- . ликованное"), а такве ранняя новелла "Осенние чары". Делается попытка нового прочтения новеллистики Эйхендорфа.

Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в нем творчество Эйхендорфа рассматривается в связи с зволицией немецкого романтизма. Внимание к наследию этого яркого представителя немецкого романтизма до недавнего времени ограничивалось новеллой "Из визни одного бездельника" и стихотворениями периода расцвета его поэтического' таланта. Изучение эволюции творчества Эйхендорфа способствует создании более полного представления о том, сколь весомый вклад внес он в развитие немецкого романтизма.

В основу исследования половен историко-генетический, сравнительно-исторический и типологический методы анализа, позволяющие на основе отобранного Mafepnafla проследить процесс творческого становления Эйхендорфа в его связях с произведениями и взглядами других писателей-романтиков, определить характер влияний и заимствований в творчестве Эйхендорфа, а такве доказать романтическую направленность его творчества. В ходе работы ин опирались на труды отечественных литературоведов, рассматривав^ проблейы истории европейского,м в частности, немецкого романтизма: исследования В.М. Еирмунского, Н.Я.Берковского, В.В.Ванслова, А.С.Дмитриева, Ф.П. Федорова, С.В.Тураева,А.В.Карельского и других, а такве стремились по возмояности учесть обширную критическую литературу немецко- . язычного литературоведения.

Практическая значимость работы состоит в тон, что результаты-исследования могут быть использованы преподавателями вузов при

подготовке общих курсов лекций по истории зарубежной литературы первой половины XIX века, а также в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам немецкого романтизма.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на кафедре всемирной литературы ИПГУ им.В.И.Ленина в 19911993 г.г'., на научных конференциях "Пурииевские чтения" /ЫПГУ им. В.И.Ленина 1992,1993 г.г./, на межвузовской научно-практической конференции "Классика и современный литературный процесс" /Орск, 1992 ,

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Список цитируемой и использованной литературы включает ¿83 наименования, общий объем работы <¡24 страниц, основной -190 страниц ыаминописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРШИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности и научной новизны поставленной проблемы, характеризуется практическая значимость диссертации, формулируются цели и задачи работы, определяется метод исследования,.указываются основные направления в изучении творчества И. Эйхендорфа.. Во введении также предлонвна периодизация творчества Эйхендорфа, которой подчинен весь последующий анализ.

,В первой главе диссертации "Эволюция поэзии Эйхендорфа" рассматривается поэтическое наследие Эйхендорфа в аспекте предложенной выве периодизации. Мы исследуем не циклы, в которых стихотворения объединены по тематическому принципу, но поэтические произведения в соответствии со временем их появления, так как нас интересует поэзия Эйхендорфа в хронологической системе, позволявшей увидеть творческую эволюцию поэта.

До настоящего времени в-отечественном литературоведении нет монографических работ, посвященных поэтическому творчеству Эйхендорфа, хотя-как поэт этот романтик стал известен в России eue в XIX веке благодаря музыкальным произведениям Вуыана, Шуберта, Гуго, Вольфа и др., а также переводам А.Плещеева, П.Быкова, И.Михайлова. В первом параграфе исследуЬтся ранняя лирика Эйхендорфа. Основа романтический поэзии Эйхендорфа была заложена в 1806 - 1808 г.г. Эю период "ученичества" начинающего поэта, очарованного поэзией ранних романтиков. Значительное влияние на Эйхендорфа в это время

оказал Генрих фон Лебен - молодой поэт, подражающий Новалису. Именно поэзия Новалиса стала путеводной звездой молодого Эйхендорфа, которого привлекала и религиозная окраска стихотворений венского романтика. Произведения этих лет еще во многом подражательны Наряда с элементами образной системы и некоторыми чертами поэтичес кого стиля молодой поэт воспринимает, и ряд мировоззренческих категорий старших романтиков.

Особое внимание при анализе ранней лирики Эйхендорфа было уде лено образу Святой Девы /die heiligen Jungfrau /, который является одним из главных в поэзии юношеского периода и восходит к поэтике Новалиса. В произведениях иенского романтика этот поэтический персона« несет тройную смысловую нагрузку; Святая Дева как олицетворение природы (здесь отразились пантеистические идеи Нрвалиса), как Богоматерь и как возлюбленная (романтик во многом отожествлял ее с образом своей умершей невесты Софи Квн). Доказательством того, что именно у Новалиса заимствует Эйхендорф образ Святой Девы, является то, что он сохраняет в своей поэзии основные черты, характеризующие героиню иенского романтика. Однако в поклонении Святой Деве Эйхендорф сближается со средневековым 'служением Прекрасной Даме, делая образ более "земным", нежели у Новалиса, Об этом свидетельствуют и стихотворные формы, выбранные поэтом: Эйхен дорф пишет романсы, канцоны, сонеты, в то время как Новалис исполь зцет в основном жанр гимна.

Образ голубого.цветка и образ ночи, восходящие к поэтике Нова лиса и встречающиеся в поэзии Эйхендорфа на пртяжении всего его творческого пути, также анализируются в этом параграфе,

Следует отметить, чтб ранняя поэзия Эйхендорфа - наименее исследованная область поэтического наследия, а русскому читателю эти стихотворения практически неизвестны, хотя представляют собой весь на важный материал для изучения творческой эволюции романтика, ибо как справедливо отмечает немецкий исследователь Х.Крюгер, "за.не-, ясными, напыщенными фразами этих произведений был уже виден мастер" (1).

С переездом в Берлин в ноябре 1809 года и знакомством с йрни-мом. Брентано, А.Мюллером, Клейстом начинается новый Ьтап в жизни . и творчестве Эйхендорфа, который мы условно назвали "гейдельбергс-ким", Поззии этого периода посвящен второй параграф главы.

1. Kruger H.Der jun^e Eichendorff - Leipzig, 1904. - s-127

С этого времени творчество Эйхендорфа приобретает иной характер, что .проявилось в отказе поэта от господства мистическо-религиозной идеи, отличающей его ранние произведения и в ориентации при создании лирики на образцы народного творчества.

Заимствуя из народных произведений темы, сюжеты, образы, поэт значительно преобразует и формальную сторону своего стиха. Он использует в основном четырехстрочные строфы, характерные для народной песни, стихотворения написаны в больминстве случаев ямбом или хореем, придающим им простоту и мелодичность. £зык лирики, в отличие от предыдущего периода, более прост (сокращается количество архаизмов, реже используется церковная лексика ),

В это время Эйхендорф создает наиболее известные произведения, в которых использует народную поэзию.

На примере одного из них-песни "Сломанное колечко" исследу-вгся принципы обработки первоисточника, присущих Эйхендорфу. Подвергая сравнительному анализу тексты народной песни, стихотворения Зйхендорфа и варианта.представленного в сборнике Арнима и Брентано "Волшебный рог мальчика", делаем вывод о том, что в принципах подхода к первоисточнику поэт близок к Арниму и Брентано, считавшим, в отличие от братьев Гримм, главным не выявление и сохранение первоосновы фольклорного произведения, а создание на вги базе нового образца, наполненного новым идейно-эстетическим содержанием. Однако Эйхендорф более органично, нежели создатели сборника, освоил традиции народного творчества, сохраняя размер первоисточника, структуру строфы, особенности рифмы и стиля. Более" того, в работе над первоисточником Эйхендорф не ставил своей основной целью воссоздание национального "духа", как этого требовал Арним. а скорее подчиняется творческой фантазии,что отличало и произведения Брентано.

Именно плод фантазии Брентано-рейнская красавица Лорелея-вдохновил Зйхендорфа на создание стихотворения "Лесной разговор" (1012), хотя поэт в больаей мере развивает мистическую, даже •демоническую пирону образа.

К этому же перииду относятся и стихотворения, написанные Эй'хендорфим-учасгниким наполеоновских войн. Как и другие поэты-риы.жгикн, ин оыл одновременно и поэтом, и воином. Патриотическая лирика Зйхендорфа этих лет, несмотря на ее не характерную для него тематику и то, ч™ эти стихотворения/ написанные "на случай", отличаются неиимненимми худижественными достоинствами, отражающими спе-

цифику его лирического дара.

В третьем параграфе главы рассматривается поздняя поэзия Эйхендорфа, развивающаяся в рамках уме наметивиихся ранее направлений Поэт практически не выходит за круг уже"разработанных тем, образов, символов. В стихотворениях вновь повторяется тема природы, странствий, любви, появляются образы, странников, Девы Парии, голубого . цветка. Однако развитие происходит теперь за счет углубления каждой темы, образа, выявления все новых и новых значений. С поздними романтиками Эхендорфа на данном этапе творчества роднит опущение трагизма бытия, присутствия в мире непоправимого зла, в связи с чем в его поэзии с новой силой звучат религиозные мотивы, поскрльку только в религии видел Эйхендорф спасение от нагрянувшей бездуховности, а также по-иному реализуется тема природы, ибо только она дает возможность Человеку укрыться от жестокого и бездуховного мира..

Как показывает прбведенное исследование, центральные темы поэзии Эйхендорфа на протяжении всего его творческого пути остаются неизменными, но разрешение их существенно отличается на каждом этапе. При этом индивидуальная эволюция мысли и творческих поисков-Зйхендорфа идет по общему для всеЬо немецкого романтизма пути, что и отразилось в его поэзии, воплотившей, как пишет Г.А.Корф,! все то. "что развивалось в романтической лирике от Тика до Вланда" 41). •'■■-

Во второй главе диссертации."Эволюция новеллистики Эйхендорфа" рассматриваются новеллы романтика, которые анализируются в сопоставлении с современными автору произведениями романтиков: Тика, Цова-лиса, Брентано, Гофмана, Клейста.

Материал главы позволяет изучить вопрос литературных реминисценций и определить их роль и значение 6 творчестве.Эйхендорфа.

Первый параграф главы носит теоретический характер, поскольку мы сочли необходимым, прежде чем приступить к вопросу об определении места новелл Эйхендорфа в немецкой романтической новеллистике, вкратце представить общую картину новеллистики в романтической литературе Германии. Здесь же, пользуясь классификацией романтической новеллы, предложенной.В.Д.Демченко (2), мы определяем лири-, ческую направленность новелл Эйхендорфа и указываемое присущий ■

1.Korff H.A. 3bid. s.242 . „ ; : ...V . _ . .

2.Демченко В.Д. Генрих Клейст и немецкая романтическая.-Йрвёлла.' . К типологии жанра: Автореф.дис. ... канд.филол.наук.-.Днепро- ;

петровск. 1976. с.8. \ Л-

только ей звуковой Фон, что дало право дать Дополнительный терхин. определяющий особенность новеллистики Эхендорфа - "музыкальная" лирическая новелла,

Во втором параграфе по-новому - не как пародия, но как зерно, из которого вырастает вся новеллистика этого автора - анализируется новелла "Осенние чары" /1809/ - первое прозаическое произведение Эйхендорфа, в основу которого ле^и сметные мотивы новелл Тика . "Верный Зккарт и Таннгейзер", "Белокурый Экберт" и "Рунелберг". Сравнительный анализ, выявляющий схожесть образных систем, сметных ходов, отдельных сцен и т.д., доказывает это.

Кзк и-Тик, Эйхендорф в своей новелле использует миф о Венериной горе. Однако, в отличие от Тика, Зйхендорф, пусть не сохранив • основных коллизий и имен персонажей. все же ближе к первоисточнику', так как развивает главный мотив этой средневековой легенды - про-^ тивопоставление языческой чувственности - воплощение сил зла для Эйхендорфа - и христианского аскетизма - как высокой духовности: к этому конфликту романтик будет неоднократно возвращаться в других произведениях.

В параграфе рассматриваются особенности сюжетосложения этих новелл, также позволяющие говорить о сходстве этих произведений -Тика и Эхендорфа, а также мотивы волшебного сада, чарующих звуков, преступления и расплаты. Все это свидетельствует о том^ .что новелла Эйхендорфа "Осенние чары" - это своего рода синтез названных произведений Тика. Как и в поэзии, ранние прозаические произведения Эйхендорфа - это период "ученичества", но материал, заимствованный им у иенских романтиков, приобретает у него иной характер, благодаря ощущаемым уже идейным и стилистическим особенностям.

В третьем параграфе главы рассматриваются новеллы Эйхендорфа "Мраморная статуя" (1817) и "Из жизни одного бездельника" (1826), представляющие новый этап творчества романтика, когда Эйхендорф -. новеллист выступает как мастер романтической новеллы. Хотя период ученичества для автора был уже закончен, в своих новеллах' он по- ' прежнему обращается к произведениям других писателей-романтиков, переосмысляя и оценивая, содержащиедя в них идеи.

Так. новелла "Мраморная статуя" представляет собой своеобразную парафразу романа Новалиса "Генрих, фон Офтердинген". 'Сохранена .сметная линия:. герой; .мечтающий стать постом, отправляется в -.странствие, во время которого происходит множество встреч И идет нарастание духовных сил. Помимо сюжета Эйхендорф срхраняе'т и'об-

раэнув систему романа Новалиса, лишь изменив имена персонажей: Генриху фон Офтердингелу в новелле соответствует Флорио, Клингсору--Фортунато, Матильде - Бианка, При сопоставлении текстов очевидна общность и отдельных сцен, сюжетных ходов; например, сон Флорио после знакомства с Фортунато и Бианкой, песни Фортунато во время, праздника, как бы предсказывающая дальнейший ход событий и т.д.

Как и Новалис. Эйхендорф в своей новелле изибраьм'Г процесс становления поэта. Вслед за ранними романтиками он видит в поэте избранную личность. Однако, рассуждая о поэзии, Эйхендорф выдвигает немаловажный для него тезис; истинная поэзия религиозна. Только христианин может стать настоящим поэтом, считает автор. Его герой для того, чтобы стать позтом, должен прежде всего сделать выбор между христианством и язычеством, котирое у Эйхендорфа отожествляется с демоническим миром. Для этого в новеллу вводится мотив оживающей статуи и миф о Венериной горе.

Путь познания мира молодым поэтом Флории в новелле Эйхендорфа, как-и у Новалиса, представлен аллегорически. Однако, в отличие от Генриха фон Офтердингена, который встречает на своем пути в оснсв-ном либо поэтов, либо людей практической деятельности, Флорио ока-, зывается среди персонажей, более однозначно олицетворяющих сили дойра и зла. Движение сюжата происходит за счет "борьбы противоположностей" (Донати - Фортунато, Венера - Бианка), а также динаники внутренних процессов, происходящих в душе' Флирио. что определило особенности и композиции нивеллы. Особое вниманий обращается на те-(му ночи, столь характерную для новеллы и на отличие трактовки ее. у Эйхендорфа.

Новелла "Мраморная статуя" - произведение Эйхендорфа, в кло-ром, стремясь утвердить свой романтический идеал, он остается в»--рен традиционным романтическим канонам: пи-прежнему близки ангору раннеромантические воззрения на природу,'восходит'к рошыи (политикам и идея одухотворения чувственной.любви, главный герий избранная личность, еще не познаымя горючи разочарования. Вкесте с тем, в новелле воплощается принцип романтического двоеыирия. пилу- . чающего особое значение на втором - "гейдельберп ком" •-- лапе творчества ЗАхендорфа, античность, в противовес шлем елевскоА кинцецции, предстает как бездуховное язычество, поискам риманпшии '".новой" религии противрпоставляется традиционная христианская религия, с. позиций которой автор оценивает идеи ранних романтиков.

В это время «Эйхендорф переосмысливает философские и ап гичес7"

кив идеи рпмантизма, выдвинутые его предвег.тванникпми н современниками. Результатом этого явилась следующая новелла писателя "Из жизни одного бездельника" ( 1826h Это наиболее популярное и талантливое произведение Зйхрндорфа, получивжер высокую опенку Гете, Алексиса. "Г.Манна. "Бездельник" представляет собой своеобразную интерпретацию романтических идей.

R результате анализа мы приходим к выводам, во многом .отличающимся or сложиввихся в отечественном литературоведении /У.И.Брнт (1). Ф.Я.Шнайдер (2), И.К.Белоусова (3)/.

Так. после внимательного прочтения этой новеллы нам кажется не совсем верным утверждение исследпвательницы Ф.Я.1найдер о'том,, что "создавая в этой новелле своего рода Эдем, изображая вечно ос--веянный солнцем мир, вечное "воскресение" в 'сердцЬ "бездрльника'". • Эйхендорф воссоздает картину романтичрского мироздания, какой она была*до появления в нем трагических противоречий" (4). Действительно, романтический мир изображается в новелле, но благодаря иронии, которая реализуется-посредством пародии, он появляется в произведении либо как предельно приземленный, либо как мир заведомо- недостижимых целей, бессмысленных поисков ложных идеалов, мир, в котором либо никогда не сбываются мечты, либо их реализация иронически снижена. .■ • . ,

■ Все события новеллы, казалось бы. довольно традиционны для романтических произведений, но все они приобретают у Эйхендорфа иной характер: становятся как бы "приземленными", "замыкаются на конечном",, утрачивают романтическую отвлеченность, характерную для романтизма. Бездельник, как и герои Ноеалиса и Тика,_отправляется странствовать, но при этом он подчиняется отнюдь не дуаевному по-рнпу. а преследует довольно прозаическую цель - поиски куска хлеба. Сам. герой - н* творческая личность, как Итернбальд и Офтердинген. Бездельник Эйхендорфа похож на романтического героя, но он низведен автором с романтического Олимпа. Ятернбальда и Офтердингена .

1. Рент Н.И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология. - Иркутск. 1907

2.йнайдер Ф.9. Развитие жанра, новеллы:в творчестве Иозефа фон Эй-хчндерфа -J-ÎM+pcp.guet. ./геиу'.ри***-. /9SS-

Л.'Бчлоусова И.К. Проза Эйхендорфа.- Вопросы метода и стиля: Авто-■рН. яисс, ... капп. Фил сл. наук. - М.. 1990. _ .

4, Шнайдер Ф.Я; Указ. соч., с.З

также можно назвать "бездельниками", если воспринимать их без романтического' пафоса: один создавал в основном лишь "воображаемые" полотна, другой так и не написал ни одного стихотворения. Однако вся их деятельность освящена стремлением к идеалу и поэтому обретает особый.'высокий смысл. Продолжая переосмысление раннероманти-ческих идеалов, Эйхендорф показывает, во что может превратиться идеализированный романтический герой в реальной жизни: утратив страстные стремление к идеалу, он может быть воспринят как тривиальный бездельник. В целом, герой Зйхендорфа - это некий собирательный образ: на нам взгляд, автор создает его по определенному "шаблону", объединяя в нем, самые типичные для романтического героя черты (возможно, этим и объясняется отсутствие у него имени).

Пересмыслению подвергается в "Бездельнике" и шлегелевская идея праздности. Й.В.Карельский, назвав это произведение "памятником романтической праздности", справедливо отмечает, что "эпоха Реставрации, развеяв другие иллюзии, связанные с романтическим ку-пьиш гения и героя, придала вдруг комплексу праздности иной, трагический смысл - 'ч1о1се Гаг п1еп1е" (прекрасное ничегонеделание' -- итал.) обернулось устрашающей скукой, ощущением бездорожья.и пустоты. " (1) Действительно, ничего возвыженного в праздности у Эйхен-' дорфа не остается: единственное, на что подвигла бездельника праздность - это починка старого зонтика, да благоустройство места перед домом. Таким образом, праздность Влегеля как "фрагмент богопо^обия", оставмийся от рая, в новелле Зйхендорфа, столкнувшись с обыденность». превращается в пустое, бесцельное существование, способное 'вдохновить лишь на починку зонтика. Происходит явно бурлескное снижение высокой идеи. '

Исследуя иронию, при помощи которой автор выражает свою позицию в этом произведении, мы приходим к выводу, что это ирония иною типа, нежели у других романтиков. В иронии Зйхендорфа уже нет "абсолютного синтеза абсолютных антитез' (2-), присущего раннему романтизму и являющегося плодотворным методом исследования мира, ¿цесь исчезает сама идея абсолюта, все низьодиия до уровня ибыденнопи, и ь -этой обыденности ьолшкает псч-ьдорамангичы г;ий I ерий и ы и ш евдором жтичгские'ириключения. Ириния в " Й с 1 и р и и идниги ое-)ДеЛ1 •

I; Кдрельский Й.Ь. От Г ер и Я к Челиьеку. - И,, Г^О. • с. И1-¿. Влеп'ль Ф. Пшенейские фрагменты /Литературные млнифссгм ¡а-падног ¿рманских | »шангикои / под ред. Я.С.Дмитриеьа.-М.. Нии.-i.no

ника" становится средство« указать на движение по кругч. где вср конечно, а вместо плодотворного хаоса появляется путаннина. Ирония здесь строится на несовпадении видимого и сущности, фпрмн и содер нания.

Иронизируя над раннеромантическими ценностями, Эйхендорф постоянно подчеркивает их иллюзорность, но отнюдь не подвергает их ос иеянию. Иного характера ирония aetopa над диаметрально противопо-ловным явлением -.мещанством, несущим господство только материальных идеалов. Здесь Эйхендорф, бесспорно, близок к Гофману с его настерским изображением предметного мира, поскольку ирония реализуется через гротескно - комическое изображение вещи как символа материального, бездуховного мира.

Благодаря содержащимся в этой новелле оценкам^основннх идей' романтического двиаения. а также попытке представить свой вариант_ романтического миропонимания и двоемирия, это произведение Эйхен-. дорФа по праву считается "программным" не только в творчестве самого писателя, но и м всей романтической литературе в целой, поскольку содержит в себе не только специфические черты двух ранних этапов романтизма, но и ироническое переосмысление их автором.

Сложен вопрос о жанре произведения. Ны приходим к выводу, что это специфическая новелла,которая имеет, с одной стороны, .рамочную. композиции и, вместе, с тем, включает в себя ряд других новелл. ■ В зэклвчительном четвертом параграфе главы рассматривается Иоэдние новеллы Зйхендорфа "Злой рок" (1830). "Замок Двранд" (183?) И "Морское путенествие" С1835).

Неоднозначность литературного процесса 30 - 40 годов Щ века отразилась в новеллистике Зйхендорфа этого периода. К этому времени романтические устои были существенно поколеблены и стал утверждаться приоритет бытия над сознанием, рождаемый материалистическим мироощущением. Июльская революция 1830 г* Франции вызвала в Германии новую волну общественного подъема, результатом которого яви-, лось, возникновение в Германии группы "Молодая Геомания", ' "Нладогер-манцн" требовали от литературы актуальности, но. как и романтики, были далеки от понимания объективных законов действительности. Вместе с тем, романтические .традиции в:зтп время были вне достаточно сильны, хотя это бил романтизм 'иного плана, неягли на начальнчя .периодах своего развития. '

В"связи с этим в- поздней новеллистике Зйхендорфа моянп наме тить три основные линии ее развития: стремление писателя с пострп-

мантических позиций оценить свои прежние романтические искания; обращение к историческому материалу с тем, чтобы отразить реалии окружающей действительности; последовательная разработка традиционно-романтического пласта, наиболее близкого и понятного автору.

Новелла "Злой рок", согласно навей дифференциации, представляет первую линию развития поздней новеллистики Эйхендорфа. Материалом для нее стали факты биографии автора и произведем-.,!., написанные им до этого времени, которые иронически Переосмысливает. При этом Эйхендорф иронизирует не столько над идеями, сколько над "иаблонностью" их выражения, неоднократно упоминая о "романтическом арсенале", который вычитывается из его произведений. Однако, отвергая эту "внешнюю сторону" романтизма, заключающуюся в романтических штампах и трафаретах, Эйхендорф все же остается верен его "внутренней" стороне - господству идеального над реальным, особому вниманию к дуже человека. При этом он достаточно ясно понимает, чти его творчество - это отголосок романтизма, что его произведения, написанные в романтическом ключе, несколько запоздали; и. ьоаможно. попыткой приблизиться к проблемам современности стала следующая новелла Эйхендорфа "Замок Дюранд".

В основу новеллы положены события начала французской революции 1789 года, в которых Эйхендорф видел историческую параллель Июльской революции 1й30 года. Однако, как романтик, он сохранил субъективные позиции по отношению к реальности, поэтому внимание автора в большей мере сосредоточено на.личностном конфликте, чем на социальном.

Переплетение личного и социального конфликта в ноьелле Эйхендорфа позволило нам провести параллель с новеллой Клейста "Михаэль Килъхаас". При сопоставлений текстов мы пришли к выводу, что при создании этой'новеллы со столь необычной для него тематикой, Эйхендорф ориентировался на произведение Клейста. которое яьляется. пожалуй, единственным в романтический литературе, где конфликт между личным и. социальным поставлен столь сиро. Помимо этого новеллы роднит целый ряд сходных сцен и сюжетных ходов, наиболее ьлжным из которых являются эпизод смерти супруги Кольхааса и аПИЗОД молитвы Ренальда - главного героя новеллы Эйхендорфа, когда ь произведениях, хотя и в разных сюжетных ситуациях, цитируется фраза о всепрощении. ЭтЬт момент во многом определяет дальнейший-ход событий и аьтцрн., по-разному режают судьбу'сбоих героев.

Вовлекая в г-нфликт кровные интересы. Эйхендорф значительно ' '

обостряет его изначальный характер и одновременно сниниет социальную напряженность.

В целом же. тема революции не получила в произведении объективного 'освещения, поскольку рассматривалась с позиций, соответству ющих эстетическим и религиозным взглядам автора.

К третьей группе, как уже отмечалось, относятся новеллы с традиционно - романтической для Зйхейдор.фа тематикой, сюжетам^ и образами. Это поздние новеллы Зйхендорфа "Морское пут«яествив". :'Похи-щение" и "Рыцари удачи", которые представляют своеобразный цикл в новеллистике писателя. Объединить их позволил лежащий в основе сюжетной и образной систем этих произведений принцип романтического двоемирия, идентичность образного строя, наличие множества общих • сцен и мотивов. Помимо общих черт, объединяющих эти новеллы, очй'- • видна,их связь с ранними новеллами Зйхендорфа. В работе анализируется' одна из этих новелл - "Мбрскпе путешествие", так как в ней автор все же несколько отходит от своих традиционных сюжетов, перенося действие новеллы.в экзотический мир тропиков. Однако.экзотическим интерьером .'пожалуй, и ограничивается новизна этого произведения. а его содержание и ид"еи довольно традиционны и ужо были разработаны в ранней новеллистике._

В заключении подводятся итоги и формулируются ос'новнне выводы.

Основное годеряание работы изложено в следующих публикациях:

1.. ЭйхечдорФ - критик // Писатель - критик - писатель. Материалы Третьих ВархзоОских чтений. - Душанбе. 1932. - с. 119 - 121

2. Тема странствий в поэзии Зйхендорфа // Тезисы докладов 14 Пури-вевских чтений. - М., !992, с. 66

3. Новэлиг; и поэзия Зйхендпрфз //.Классика и современный литературный процесс. Тезисы докладов межвузовской научно - практической " конференции. Орск. 1992, с. 55 - 57

4; Музыка в поэзии Зйхендорфа //. Тезисы докладов I1 Пчрияррскнх чте ний . - И., 1393. е.- 54 - 55. . '

•,5..Образ Сеятой Леоы в творчестве Зйхендорфа // Тезисы докладов вндтривузовекпй научно - практической конференции ОрскогЛ госуден.-

ственного пвдагогичискоги института им. Т.Г.Вевченко, - Орск, 1993, с. 60. ,

6. Музыка в(поэзии Зйхендирфа // Писатель и литературный процесс. Мешвузовский сборник научных трудив. - Орск, 1992, с. 20 - 27.

{Мос#4