автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэзия Оливера Голдсмита

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Алилова, Джульетта Гаджиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Поэзия Оливера Голдсмита'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Оливера Голдсмита"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

На правах рукописи

АЛИЛОВА Джульетта Гаджиевиа

ПОЭЗИЯ ОЛИВЕРА ГОЛДСМИТА (ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА И ЖАНРА)

Специальность 10.01.05 — Литература стран Западной

Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ЛЕНИНГРАД — 1991

Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литератур Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета

Научный руководитель — доктор филологических паук,

профессор Л. В. Сидорченко

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Н. А. Соловьева

кандидат филологических наук, доцент Т. Д. Мамчур

Ведущее учреждение — Нижегородский государственный ордена Трудового Красного Знамени педагогический институт им. М. Горького.

Защита состоится «'&>> 1991 г. в ^ ча-

сов на заседании специализированного совета К 063.57.42 по присуждении ученой степени кандидата филологических наук в Ленинградском государственном университете: 199164, г.Ленинград, Университетская набережная, 11, ауд. '¿£ .

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Ленинградского университета.

Автореферат разослан » 'у1 ^_ 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета доцент

И- Владимирова

о

3 посгзднкз года в отсчгствзкнс:.: дштерзгурсзгдеккя усаяая-ся аатерес к изучению поэтичзского процзсса а /¿¡rest Х7Ш з. К числу ярто: сагобигнкзс поэтов «ого рргкгкя, песог-искнг, npi-надлсгиэ Олисер Годдсккг /1728-1774/. Ciarosa разнообразна гя-терагурю-осгегачеизж пршцкпоз дэлаа? гвортастзэ Голдетета литг.рмуровед'гзсхой загадкой. Задачу деялоЗ pstfosa .является исслодоггяие поозия Годцсюта • в пуяьтурнсм Btôçsjtc» вездного Просвгсекш, Основой диссорт-.-хц:и c.vjz.?:? пгскзгодепия Гслдс:ггг?аР .прсдстазяззпкэ женрзаи, связанная! кгл с ocssrnzoft просЕэтатояь-сксго яяасснцкзпа, таз я с зстстякоЗ с с : г; :гзг7л: Доталкго-;:у гпалэду подвзргаатс.-* сочинения, :-:ррг-:терт;гу?гп!3 эдейк», етп-г.?гт;з а жеяраш» тзядонцшг гзорчзсггг Гоздсгягга, м t» xcrojur иезбояео пса» ш-пгллась спецкода ого яудоягсггспиого квгеда.

Актуальность исслэдовеккя обуслсзггпа "г.орггз в

соз-зтсксу лжгврр.Щ'розздсаиа изучзнтм аеэктсзсгй Голдсшгга не ограгарксезтся грздапкокнтлгк ргггсгга сентгмсн-тдеьнсЗ лиературн. Поэзия Годдскига ргламатртг-аэтсгг в коягек-стс эго многообразной деятэльностк ромыйста, драматурга, прн-т:с;а. До настоящего ггрежки нее четкого опр-эдззйгетя места Голд-су::?п> в английской литературе ХУ111 з.» г.бо из проблзка

ого ^1р;яядлопос-гк к тоуу ялп книгу г:?пра2г.«лп:п, Сргдя поэ&гсх просветитслэй Гслдсшге кделязтся оаозй сплсгззсзтьп к зар^ллрга традиционных кэтнвсв, к"зо:л1Ч2сгкм cotutisik-ÎT!, s пглодг:*. Эттз? объясняется пзрзсс!3!с.*аж» поэтом пепу.гтргг: г::-:. сп-с-тсз, г^у-до:.*естЕокнц>: приомоз, & такта всей хлгясшргсетхс^ой скстсутг житровол иерархии. ПодобкнЯ подход к с-.-;:хоглор::с;г,' кссг.э;г:я Голдсшиа оти'шот особен япорэсу ooEp:.!Kn:í5ro "ггзг.-.г^:--декяя к пзр'.'ходггс.! худозэётшсг.:: таге«!«» э дпзтегг с.-у^-д сседяюягз::! тапнчйпэ чзртп пргстотггтельсгегл гакястя^гга я сен-

погона r-.бст» состоит -з тс:.;, <-?:> rropr-n-ï пооси.т Голдсу.г;-а гсс-л ее г-дгеогем гногс-обрз.з'.п етгпоглтея е5ге*х«» спгцясиаяего ::ееледоггпяя. Пгжяггзакг кеязучзп:сй, л". "Cîkov. йглчк'-дп'й, т::схаза.:кх соппс:."^ 'i т^патс

/0,Д."сг,гп'ггс?, cc^T.y^vz vr. нп-

p;V":!.o.1 n fO'*A3:::-:cc?t! гжаяс со nsî'tK-г г;я-

гл ^-гс^-ту];::}'^ /.'—пгл^соть rír.'-cr-rj^, Лслсдт огсгЗ;, л :;г:-:с1 ; гзс^сл ri- гг*i сгл-

зяы Годдсшна, и прегде всего с собирателем старинной народной поэзии, его будучи.! биографом Томасом Перси, знал^гатш. лексикографом, писателем к. критиком Сэыюэлем Джонсоном, а также другими выдающимися деятелями эпохи, в тем числа с жявопиецзы Даошуа Рейаолдсом, философом к политическим деятелем Эдмундом Берном, актером Дэвидом Гарриком. Новым является п пг-шманио_ поэзии Годцсмита как сочетающей эмоциональное начало с логическим, что было весьма характерно для литературы переходного времени, соединившей рационализм и логику просветительского классицизма с повышенной чувствительностью сентиментализма.

Целью- данной работа является идентификгция жанровых особенностей произведений Голдсмита, определение -удогественного' метода поэта и его места б английской литературе ХУШ з.

Постановка таких задач диктует ограничение анализируемого материала жанрами, наиболее характерными для творчества Голдсмита /пародия, эпитафия, баллада, комическая поэма, лирико- :■ медиативная* поэма/.

Теоретическая основа и метод исследования. Работа выполнена в русла историко-генетического изучения поэтических жанров* В диссертации использованы современные зарубежные и отечественные труда по теории метода и жанра, разработанные У .Бондом, ДЛй'.тчинсм, Н.М.Бахтиным, В.М.Нирмукским, Ю.Д.Левиным, Н.П.Ми-хальской, О.Л.Мощанской, Л.Б.Сидорченко, Н.А.Соловьевой, . Ю.Н.Тыняновым. Стихотворное наследие Голдсмита рассматривается как целостная идейно-худояеетвзнная система в контексте развития поэтического процесса эпохи Просвещения.

Положения к выводы диссертации могут быть использованы при подготовке обищ курсов *по истории зарубежной литературы, а тагае специальных, курсов по становлению и эволюции поэтических жанров. В этом заключается практическое значение работы.

Апробация раб&п;. - Основные положения диссертаций были изложены нд семинаре аспирантов кафедры историк зарубежных литератур ЛГУ /1989/, на XX межвузовской научно-методической конференции преподавателей 1, аспиранте* /Ленинград, 1991/ и в ряде опубликованных статей;

Построите работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка используемой литература.

- 3 -

а

• ОСНОВНОЕ С0ДЕЕЕАШ5 ЕАБОШ

2®М£Ш2?_2°Р'-!УЛ!!РУ13ТСЯ предаст и задачи исследования, характеризуются основные эташ изучения Годдсмита в Англяя, дается обзор новейшзй зарубежной и отепзстоедаоя литературы о поэте, При этом сделан акцент на недосцега:в поэзии Голдгкита , ее зк 5КИ Я з литературной судьбе писателя. Предпринята попытка -обосновать едк-:гтзо ¡творческой личности Голдстата, получккпей краГло протквопологнкв оценки критики.

СоЕреке.лнки Гоццсмита нередко обвиняли его ''в коясерз&иге— ноо-к взглядов, в приЕерзшностк ¡градаций* уходящего литературного направления ~ просветительского классицизма. Демократический пгйос произзедежй Годцсмата таста вызвал негативную реакции созрг'/зшой ему литературней критики, Поэта упрзгали з намеренней кснгжгкии фентов, связанных о бчдственюсц поясаэниеи крестьянства в ходе еграряо-прокыяленного переворота середина ХУ1П в. Однако поэтический гений Голдсмита был признан ег;е -современниками, Этому в неналой степени способствовали востор-гекшс отзнвн законодателя литературное: вкусов того времени. ' С,Дго;гсона, видных поэтов У.Шенстска, Т.Грея. Повкпзшшй интереса,-1 'личности и творческой судьбе Гслдските. зосник в эпоху романтизма благодаря, главным образом, жсокой оценке его сочинений, денной Ецдак2?1киея• писателями йргнцки, Герггзнки,. Ашрвка /БагьзоКр Гете,. В.Иргкнг, М.Твен/. В XX в. твягк? Гоядсотта привлек к себе внимание З.Вулф, Т.С.Злроти, Дз.Орузлла.

В новей®« зарубежных работа:: Годдсмкт пр:«неа прегдэ ^сего как гуманист и мастер "излитой" .трении /С.Еоккч, К.М«Кг-.рк, Р.Т.Хопкшс, Д.Джнгер/, Окрсмноа кзето уделено «го стихотворному наследив, которое. хотя и невелико по объему, но енграго весы:а заветную роль в развитии поэтического процесса в Англии вторил половинц ХУНТ в,

В считанных критических статьях, поспящешплс Ролдсмиту з русской и советское литературоведмгли, отмечен его значительный вклад я становлении .английского ееитимеигалязма, дел иодгсЛинй евел» его единсчЧенного романа "Векфадцсгий свя^ошни" /А.А.Елистрагева/, пьес и очерков /А.Г<,'л1гвр, В.И«Ллдога-Еэрез<-кика/*

3 дадчой диссертации прздпркнчт аошгкя прч^ста^г:"^

поэзия Голдс.мцта с учат: достижений в изучают как английского просветительского Еласеицйзыа, таг: si сентиментализма, рсоо-шхрквгшсс с рагшах »похи, еоставляюцзй единое исторкко-лите-рагураеэ целсо.

В подвой глада "йдсйно-нравстгеннал проблематика псзгичз-сккх произвздснкй Геддс^ита" прослеживается сложная идейная оволзщия писателя, которого нередко упрекали в отсутствия оригинальности. Стихотворное творчество'Голдсмита стране? основные перипетии его яизкенкогс пути к отчетливо выявляет как ого социально-политические устремления, тгц; и литературные вкусы. В поэзии Голдскига подлили художественное преломление главные противоречия времени? кризис королевской власти и судьба английского престо.'-а, прэстик британской короны и партийные раздоры ¡г, з особенности, центральная социально-зконокдческая проблема эпох»'. - проблема нищеты масс. Будучи приверязнцеи эволюционного развития сбщзства , Голдсмит, не менее, ос- ' ьшеливал эту проблоыу ь духе радикальных проектов, подцоряав отдельна полоаеккя теории нищеты, сформулированной Ч.Холлом в конце Ш11 в. •

Проведенное иссяодозадае политических и религиозных ввгля-дов Гоодгашта позволяет утверждать, что, как поэт сл опирался на основные просветительские постулаты8 которые он переосмысливал в рамках мировоззрения своей эпохи. Это переосмысление заключалось в напаренном нарастании олементов скептицизма, что было весьма характерные для поздних просветителей /Л.Стерн, Т.Смсллет/. В связи с этим в глазе анализируется вклад Д.Día в становлении английского скептицизма ХУ1Н в. Став своего рода кульминационным исментои в развитии английской моральной философии, дескриптивная этика Д.Ша складывалась под влиянии сенсуалистической теория пегнания Д.Локка. Сенсуализм Локка, особенно в той трактовке, какую он получил у Д.Кыа, был философской основой сентиментализма и получил своеобразное художественное преломление у писателей отого направления /Л.Стерн и др./ Художественная шелъ Голдсмита как поклонника просветительского классицизма, построена на гармонии между разумом и чувством, хотя и у него, как у Л.Стерна, вызывали сомнение основные просветительские постулаты: вера в познаваемость законов мироздания, неограниченные возможности разума. Этим объяс-

- 5 -'

о

няетел ироническое откосзякв Голдсыитк. г. культквируеиой в эстетика классицизма и з эстетика се_:такзнгг.якгуа абсолигизкрозанлой форме, будь ?о ргзун, идя '^зстштелькоозЯ),

Г(Х';цсаит;/ как привзртенцу монархического лрищаж. государственного упрзвлв:®; бо:;г &)ШЗКй UOj.TiQV.CKM кокцопцея ^короля Англии1', согласно которой стогз^яЗ над парта®!:! торн и аиггш король способен ус?аковиэт> в етргно порядок, пслсяго конец рели-тоогнш расяряк :! крогюяролшш. Нцу была бж'зка к болгигбро-ковскал идея о "королэ-патриоте", могуцем сбт--зд:;нкть надо» ка потев ее ссбствзкнюс ниторесов. Закетное -злшгав ка фондированно поэтических взглядоп Голдемитг. оказал Вольтер, оксяпателъ-«о крношзврояахетлЯ просветительску-о ьчзехтотзг/ япшсета я дэя-телздсвтя просзецзеттого мояержаг з »:кстнситиг Петр?. X.- Годдсмит скептически откосился, к попытка« сделать празителъстро боглч народам, сиктая» -reo ото m только ограничив ^сбствзкну:? свободу граждан, но и л :<снцв концов, погуби* весь политический строй. Дальнейшее ограничение мояерешя в Англии он находил недопустимы, ибо, этим, по его убеждению,' воспользуется зутгел. полишезяов, «сгорая, прйхркзгксь декократичзскимл лозунгеют, лрг власть .-с стюим рузги, чтобы л полной бзЕкапягяняости нер-лть свои противозаконнее дела. Голдсккг предостерег от этого зце в своей первой псэнч "Пугних, или Взгляд на. с5щ<--;стеог!, Он отдавал предпочтение монарш! отчасти и оттого, *арс король олицегоорял для него божественное начало : <?:?д своего рода сам-эоло?л единств* народа, гарантом его благополучия - внутреннего порядка и гкепяей безопасности.

Религиозная позиция Голдсмвтя - это зера просззтгтэля9 проповедующего идеи веротерпимости оскеигторго яая крайности католгщижа, уж "л фанатизм отдельгак протсстгнтских сек?, д частности методистской oö^uni,' Позт отстанпач деисти^еккй принцип пепгшискмостя нравственности от рзлчгиогтге 'зоззршстй, к чему призывал: многие просг-ет'-гтелн /Р:ефгсбер:!, Болштбпох, Вольтер/. Для Голдс;?ита только о'ог являлся нразстаг.агости

чзлзг-счсскоя мот^ж.

Полулнрнж ч просветительсго.*? лптегаг/р<; .^¡дософсхке ~?.те-гокк счастья ч свобода полут.тст у Голдс-г1,:,.->. згеообразиуп тоот/,. т цило!: осо^нлтствугг^т;') ¡тгсГ'''-иялы:г"; «р^чи.:«, i'^rrr.sn-есёся к третьей •пгЕ-ортп ШИ гевцокуМ

- б -

счастья близка к представлениям просветительских классицистов, придерживающихся стойче сии вдей о том, что источник счастья зависит не столько от внешних обстоятельств - законов, правителей, материального благополучия, сколько от духовной жизни человека, движений его ума и сердца. Голдсмит скептически относился к представлениям сентименталистов о возвыжлшсм счастье и добродетели простолюдина, критически переосмысливал их идею о непорочности человеческой природы. Придерживаясь идеалистической трактовки свобода внутреннего мира человека,Голдсмит не без иронии предлагал читателю прямо противоположные суждения о , мотивах одного и того же поступка. Его скептицизм был выражением идеалистических воззрений, как это было характерно для Англии.

Во второй главе "Путник, или Взгляд на общество" Голдсмита как лирико-кедидативная поэма" дается характеристика этой жанровой разновидности поэш, анализируются ее художественные особенности, устанавливаются ее генетические связи с литературой просветительского классицизма. Появление жанра лирино-кедида-тиеной поэш в творчество Голдсмита свидетельствует об усилении авторского начала в литературе того периода, росте интереса к внутреннему миру человека. Для выражения авторской индивидуальности в поэме "Путник" Голдсмит отождествляет образ лирического героя с образом реального автора, размышления путника - со своими собственными, а события, изображенные в поэме -с собственной биографией, о чем свидетельствуют письма, эссе, критические заметки писателя. Почти половина поэш "Путник" была создана во время длительного странствия автора по Европе, что подтверждает детальность изображения образа жизни народов разных государств, их традиций, обычаев. Точное описание их быта создает впечатлен;-;-; спонтанности эмоционально насыщенной речи рассказчика. Спонтанность речи еще раз указывает на близость автора и его героя, единство их размышлений. Эти взгляды были высказаны им еще в 1760 г., в обширном очерке, состоящем из трех частей:"Сравнительный взгляд на расы и нации", являющимся, по сути дела, прозаическим изложением поэш "Путник, или Взгляд на общество". Так, уже в первой поэме Голдсмита оораз лирического героя несет в себе отражение авторского "Я". Вместе с тем концентрация лирического переживания тлеет место не вон-

- 7 -

0

руг какой-то одной социально-исторической еж социально-нравственной проблема, а охватывает целый ряд социальны^ политических, культурных проблем, что и указывает на наличие эгогсз-ского критерия в поэме. Эпичность "Путиила" проявляется и а раскрытии теин во временной протяженности. Герой поэш анализирует настоящее и праялоз, пытается заглянуть в обозримое будущее. Преобладание медкдативкого начала над лирическим - одно из основных требований, предъявляемых к подобного рода сочинениям на морально-философские • теки просветитель^киин классици-

стг44и.

Псома Голдсмпга ориентирована на щдаианнда образцы просветительской классицистической поззни, 'з частности, на "Опет о человеке" А.Поупа. В гиене композиционном и стилистическом автор "Путника" строго следует традициям просветительского классицизма; стройность и соразмерекность композиции, лаконизм и логкчнссть повествования, точность словоупотребления, мсполь-зог.'ише героического куплета. Поэма "Путник, или Взгляд на общество" отчасти является предтечей лирико-эпической романтической поэмы, зеенра, лолучивизго наиболее яркоо выражение я твор-чес-rTÍ Байрона, о чем свидетельствует его псзма "Паломничество Чайлд-Гароль,

Третья глава "Традиции народной баллады в творчяатвэ Г»лд-смита" посвящена влиянию народной поэзии, в частности, бачлады, на литературную деятельность Голдсмита, В связи с этим выявляются истоки его интереса к кельтской истории л культуре, традиции слагания легенд, песен и сказаний, культивируемой на протяжении тринадцати веков /У-ХУIII вв./ ирландской ажохой бардов.

В начале ХУТ11 г-. ноЕггеством для литературных произведений оказалось характерное для народной баллады неожиданное начало действия, драматизм, нсмогив1фОЕанность поступков героев, диалогическая форма, повторы. Все это после многолетнего господства классицистической поэзии напоминало явк о содергсгацемся в народной балладе бесконечном разнообразии тем и сгасатов,. и о многообразии поэтических форм и средстл. Йстествешго, «то в просветительскую эпоху народная баллада приобрела дсполнителъ-нуп таинственность, ибо з средние зека г-оспроизвода-ге л баглодэ co&rrag пе столь отдаленного времени были з^час\tjt> :íov¡:::o "'г.-вестия слушателям. Опираясь на иароднуя базиадиу» традицию под-

та второй половина ХНИ а. по-яноцу осмысливала ото? жанр. В связи с оиш большой интерес представляет вопрос о влиянии баллад на поэтов переходного периода, творчество которых вобрало в себя как классицистические, так и сенткменталдетекие черты, К их числу, несомненно, нринздлеаит Голдсмит,

Следы непосредственного слияния народной балладм иросла-ЕЕшакя-ся в произведениях Гоадсмита, относящихся: к различиям яаирамг в песне, в поэтическом сказании, в пародийной элегии. Поэт заимствует балладную структуру, строфу, тему, баллады. Единственная из сохранившихся баллад Голдсыита "Эдвин и Анжелина" свидетельствует о поэтической усвоении балладной традиции к приспособлении еа г. литературным вкуса:: того времени. С одной стороны, баллада Голдсгдта отвечает современны:.: ему поэтически требованиям - в ней налицо экспрессия, лиризм, композиция^ концентркрукцая повествование вокруг душевных мук героев, с. другой - в ной сохраняются основные чер>ы фольклорной баялсда: простота, безыскусность изложения^ лаконизм, диалогическая форт. Вместе с теи едва л:-: можно говорить о поэтическом новаторстве Голдсмкта в разработке балладного жанра. Скорее наоборот. Поэт строго следует укоренившейся традиции переработки народных баллад. Эта ориентация заявлена с первых ст^ок баллады "Эдвин и Анжелина", открывающейся диалогической речью. В 40 четких тематически и интонационно заг,пнутых четверостишиях изл£:?астся довольно популярная в народе история взаимоотношений двух влюбленных. Небольшой для балладного жанра объем стихотворения также говорит о его близости к народной балладе, часто ке превышающей 80-90 строф.

Несмотря на то, что сам Голдсмит относил балладу "Эдвин и Анжелина" к "моралистическим произведениям", в ней отсутствует дидактизм, столь■ *5р-ц:терный для народной баллады, для которой важно не столько описание прекрасного чувства, а сама история и се-мораль. В старинной балладе "Ееотокая Барбара Аллен" трагическая судьба герогш, бессердечно поступившей с любящим ее юношей, приводится в назидание иудущим героя:.! любовных историй. У Голдсмита история сложных отношений двух молодых людей рассказана непосредственно, без излишних комментариев, авторских дидактических обращений к читателю. Доминирующей чертой баллады "Эдвин и Анжэлинэ." является взволноБзнная эмоционально-

лирическая интонация повествования, характерная для сект:?:ен-тадьной баллады. Однако наличие четко выстроенного схетта, нередко отсутствующего в сентиментальной баллада, лаконичность... простота и ясность изложения вполне отезчшэт классицистячес-дг.:; требованиям к поэзии. В ней нет и трагической окраски, столь типичной для баллад сентименталистов: предчувствия роковой развязки. постепенного нарастаний трагизма, гибели возлвбл^псзх» Напротив, счастливая Естреча Эдзика и Анжэлинн сближает балладу Голдсмита с народной, часто исполненной оптимизма.

Четвертая глаза диссертации - "Жанровая природа пародийпж элегий Голдсми'гэ." - начинается с краткого- обзора развития элегического кгнра в английской литература с момента его рождения до заключительного периода эпохи Просвещения. ' В глазе выявлены типн гснрообразукацих элементов разновидностей элегии, исследована поэтика элегии б соответствии с литературными направлениями эпохи: "высоки:,¡" классицизмом, просветительским классицизмом, сентиментализмом. В результате установлено, что стихотворения Голдсмита с- авторски;,! указанием на г^нровуа принадлежность к элегии являются литературными пародиями на пог| бальную сентиментальную элегии", ведущую .г-акровуи разновидность элегической литературы сентиментализма. В диссертации сделан акцент на теоретическом исследовании пародии, предложена ее классификация, основанная на .танровой принодлелмости "второго г^ана" /т.е. пародируемого оригинала/. Необходимость введения подобного типологического аспекта обоснована недооценкой значения "второго плана", его природы и жанровых особенностей для всестороннего анализа пародийного произведения.

Жанровые особенности г.ародийннх элегий Голдсмита рассматриваются в тесной связи со "вторым планом": с его жанровой природой и предела-га .танровых границ, с его стилем и функциями. Литературные пародии Голдсмита связаны с пародийным объектом как посредством сходных о.* *-кентов, к числу которых относятся словарные единицы, рнф}<ы, наконец, авторское указание на жанровую принадлежность, тыс и посредством несходных элементоз-синтаксисом, ритмом, тональностью /изменение последней в злего: влечет за собой нарушение законов жанра/. Противопоставляя свои элепш "слезным" элегиям сентименталистов, Голдсмит обнгрнвае? их монотонное, траурное звучание. Тональность "элеп. :ескнх"

сткхотьхкишЗ Голдсмита не элегическая, а, наоборот, мажорная,

"■сдающая. Они полны бодрости и оптимизма, иронии и шора, Ь целом, пародийныз элегии Голдсмита представляют собой разнежу?'.эс.-ь "cíísxoboio" яанра, который пародирует, "опускает" EOOEEE3HÍ..UÍ теми искусства. Поскольку пародийные жанры не относятся к тег .-ешред, которнз они пародируют, то и пародийныз ологил Голдссита нельзя отнести к классическому элегическому аанру. Их - создание "сыехового к критического корректива" /терцин Ы.1иг.1';-хтина/ к высокому алогическому жанру.

Атмосфера пародийности в пародийных элегиях Голдсмита еоз-Ш'хьет главны.' образом благодаря иронической проекции на оригинал /"второй г-'ш"/. Ирония Годцсыпта, критикуя частности, ;?т-взртдазт суть. Поэт восхваляет свойства, которое, по суцестту, отрицает. Подобная ироническая двуплановосгь являете}, основ*-пелагелецкм принципом стилистики рококо. Однако но только мягкая "деликатная*" ирония пародийны:« элегий Гаедсюта ссответст-вуот характеру иронии поэтических жанров рококо. Целый ряд таких г.'лнрообразукгдих признаков к a:: иажК объеь:, легкость, сутп-вэсть '.-она такая отражаат типкчаао чартн литература рококо. Представляется вполне зокшокернш использование Гоедсмитсм французских сочикимй. конца Ш1 - начала ХУ1П вь. в качество источников для своих пародийных элегий, поскольку именно во •:рснцузской литератур.» tубега вокот, яг-ления рококо получили наиболее интенсивной развитие и '¿нравились в наиболее законченной формз.

Персзосг^слпвак изЕестник ентичлал принцип "'поучать и развлекать", Екроко распространен;!;!;! в щосветигельской кльсскцис-тпчзскои ПСЭЗ.Ы, Годдсши сиепает скиснт с поучения нь развла-43HUÓ, превращает назидание в шутку. Замена объективного идся-ль прошп-зскои условностью, серьезности и дидактизма - itrpoti и пугкой объясняется скегпич-гскии шресуфииса позта.Отсода его нзприятио zcsi'ji .ириортепшх в класснцизглческой иерархической систолу тел ров, как эпическая поз*»», ода, тз<, тек " кра»нз непопулярного у классицистов сомита, жанрово;> "возрождение!" которого состоялось благодаря му^шн евктгиздтлшгтш: Т.Грся, У.'.!гйзояу, ?«Уорто;гу. О природа и своеобразны:-: «ртах худссс спелою пзгода Голдснпт-а сьедетояьстьуст и тот что в го пи: ьаьадийпгг оригинале;.! у Л.Стерна,

стоящего у истоков европейского сентиментализма, были произволения, принадлежащие ведущим просветительским т:ласс:щистам /"Заметки о некоторых областях Италии"Л7С5/ Дя.Адциссна, эпистолярное наследие А.Поупа/, объектом пародий Голдсмита псслуги-ла тематика и художественное своеобразие сентиментальной олс-г;п! с ее меланхолией, обилием красивых слов и "чрезмерных" зпитзтов.

В пятой главе "Жанровое своеобразие поэмы "Покинутая дерев -ня" подвергнуто исследован1яог пожалуй, самое популярное стихотворное произведение Голдсмита- Детально рассмотрены занровыз особенности пс^мы, исходя как из ее тематики и кеыпоз1щ:ти, так и метрической схемы и строфической структуры. Определено место "Покинутой деревни" в жанровой системе произведений писателя и ее роль э. формировании его творческого метода. Установлено, что "Покинутая деревня" представляет со'бой поэму-элегию, т.е. жанровую разновидность сентиментальной поэмы, сформировавшуюся в процессе эволюционирования нерегламентированного элегического стихотворения.

Поэма "Покинутая деревня", в целом, отвечает целя;« и задачам эстетики сентиментализма с"ее культом чувства и сомнением з безграничные возможности разума. Содоржаниэ поэмы Голдсмита сфокусировано на контрастном изображении жизни английского крестьянства до и после аграрного переворота. Вполне естественно, что в связи с интенсификацией процесса аграршх преобразований и как следствием этого - обострением социальных противоречий - в "Покинутой дереЕне" более очевидна идеализация патриархального уклада, чем в сентиментальных погчах второй четверти ХУШ в. /Дж.Томсон, Э.Шг, Р.Блэр/. Вместе с тем в разработке жанра сентиментальной поэмы у Голдсмита много общего как с родоначальниками сентиментализма, так и с современниками /Т.Грей, У.Каупер/: популярная в литературе сентиментализма крестьянская тема, идиллическое изображение патриархального уклада, сюжетное название, доминирование лирического начала.

При настг ти сюжетного названия и при развиватацемся конфликте поэма Голдсмита не имеет четко построенного сжхета. Более того, ей свойственная фрагментарность. Размыяленпя автора, его воспоминания постепенно прерывает ход повестБова..ля. Такоз "фрагментаргое" построение поэмы представляется нам немер-зкныи,

ибо он. способствуем более точной передаче душкюго состояния обегдел хераегьет, гас разобценкосетг, скетавия б рйз/льтота насилье, :л'яого стечения от родных мест. Примечательно, что дусзЕкук г cisy селян передают не столько cassa плачущие лэдн,. сколько v ' .'а, оставшиеся в запустении. Опустевшая деракш, заброхс^Е.. поля, разросшийся боярышник, в тени которого прса-да огдзхая-. -язобкзкш?» одичалый сад, смолкнувший, зароепкй осокой Р5'чс ■ • Поэт стремится к субъективной, лирической окраске ясЖзгаа, ь целом, характерной для поздних сгн'.тжектшгпетов. Здесь он ко 1 ¡«вдергивается классицистического пркнцадг тгллзс-ци»: и обобщена*, сформулированного для изобразительных ио>-ею другом, пз'.еопхсцск Дя.Рейноддеон, согласно котооач'.у кр-до-та и величин .йогуссува'состоят исключительно в способности т?од-ничаться над здинкчхшми фортами, чосткостыш и детаялгд волгого рода. Разделяя позицию сентименталистов, предпочитаю,?.:х суб" тивное обгоктивноцу, лирическое - опичоскому, поэт точно трогательно изобразил столь хоржо ему знакстай с детства ланд-cajr: долины, поля, зарссяк,. реки, ру*в>и. В целом, в датой глгая диссертации оспорено раелрострелекное сред« ксслодоядто-лей KHsmio о 'Иоккпуз-ой деревно", как произведении, основанной и&. яудокиегодак»! ¿кячело, выявлены мотивы социальной критики и реаякстичзскио тенденции в изображении крестьянской гнали, в дельнейггм соотйвтствг.кно продолжишь и развитвз Д.Крэббок и У.Каутюром.

В состой глава "¿питефли Голдсккта и г.оэма "Каздсму по зайаутаи" щхзе.чошрсется развитие г/:нра ятггафки г» ХУШ. в., его ззг.пмойЕяаи с родствс^лкн ему гт;рук - элегшй. Гоядеш? отдавай предпочтений опиго^ляи, создайте г> ¡.".арцлалловекой ч'ра-дкцк». Зго "Зшиа^кп Эдварду Пардону'5 свойствсккш» иврцаагл-я..-ский сд8^~-:-:лоп-и омоцй!5» Иодсбго Uepswaony, большое

сз&'.-з«-. Голдс;:,:? адо^здя зсаулгатилыши стропам эпитафии, сбхзгс-тс пзоа'дтннил nosopos шзяи, обнккашгй суть

,?з*:«а*;а Голдсмтае, в цела:, «рсбоилгыяк,

к и'л^у жг-лру С.Дхсясон«:, акгорс:' ряда епкци-^жг-.зи'яа зпитг.*«.! /"йесс об опитс^пяч", ; »*; поупа"/, усухлоълояо, «о моож'дняк bookil

Гсздзгмю i г:.'с;йтиг% состегал кс вступления п

цикла эпитафий, посвященных участникам Клуба острословов{ в плане композиционном и тематическом на имеет аналогов з епг-лийской литературе, что и представляет основную трудность ез г^нрозой идентификации, При се напкгеишл автор опирался на античную традиции создигая г.ссч, которкз слагались посредством циклизации пэсен и сказаний. 3 связи с отим предложено но ограничивать определение поэмы "Кзздоуу по заслугам" рамками поэта "юмористической" /Б.А.Кузьмин/ или "сатирической" /А.Г,Нигер/,, поскольку эпитафии, входящие з нее, Еклзчгв? элемента как сатиры, так и таора. При этом, в целом, поома имеет многоцелевую направленность. Так, в то время как эпитафия Дж.Рейнолдсу носи? отчетливо внрагенный панегирический характер, в эпитафии Д.Гарршсу доминирует сатирическое начало, проявляющееся в беспощадном осмеивавши человеческих недостатков великого актера. Больвинстео эпитафий создано з шутливей клеч?, что било подмечено еще современниками поэта. Щутливый тон изложения, направленный на развлечете читателя, некоторая фрзгмен-тарнссть списания, нарочитая поверхностность содарлсатольног" плана - все эти художественные "сссбешссгл поэмы Голдсмита свидетельствуют о дальнейшем, более интенсивном по сравнении с произведениями просветительских классицистов /нэлртазр, "Похищение локона" А.Поупа/ накоплении! на яанрозом уровне5 элементов рококо. Нгнроига особенности поэмы '"¡-Сг-тдсму по заслуга:!" поз-вГ%ют отнести ее к ветровой разновидности поэмы - к кс.ята-ской поэме-эпитафии.

В позме "Каздому по заслугам" на первый план выдвинута нравственная и эстетическая проблематика. Все адресаты эпитафий представлены в авторской оценкз И'-отрзлают его гязненнуп позиция, его литературно-эстетический идеал. Четко заявленное отнесение автора к "героям" эпитг.фий придает поэме эмоциональную наполненность. Посредством rtpitих портретных зарисовок и образных характеристик видке№зтх деятелей позднего Просвещения /Э.Берк, Д.Гарряк, Д*.Ре^!зл,це и др./ Голдсмит стремился выявить духовный потенциал человека своего времени и его мзето з историко- культурном процессе страны. Здесь таг.тз прослэгиза-ется развитие пироко распространенной в литература просветительского классицизма традиции портретной характерпст'-псн /например, цикл "Моральные опыты" А.Поупа/.

- к -

, ; ^.дючекки подводятся итоги исследования. Анализ стихотворного яаслздия Гоедсмига дает возможность судить .о его социально- ¡сжгаческих ¿сззрениях, о его ¿ироцр;ении в плане фияо-софскск религиозном, о - его эстетической концепции, в которой соч' чллксь черти классицистического в его просветительской модк1ля:а;,и'!1 и сентиментального метода отражения действительности.

ИдеШыЧ основой творчества Голдсыита является скептицизм, обязательна..; олекектом - ирония, значительная часть его поэтических произведений относится к комичесша: жанрам, В критич;;-сккх статьи: к рецензиях Голдсмит опирался на разработанную теоретиками просветительского классицизма эстетическую прзх*-ракму, восходе^/» в сзокх основах к античности. Большястьо скосогЕорнгзс ггролзведенкй Го.-.дсмита не связано с по: зкей сентиментализма, а часть их создана в пылу литературной полокхз-и с сентименталистами /пародийная элегия/. Заметное место в поэтическом наследии Голдсмита занимают произведения сутливого характера, в которых воспеваптся гедонистические настроения /стихотворное послание "Оленья тупа" к др./, а также комическая ^оэма-зингафия "Каждому по заслугам". В них наиболее четко прослекивавдся характерные для.литературы рококо художественные прг.омнг фрагм.нтаризм, нарочитая поверхностность содержания, Еутлгаый тон повествования, ирония, субъективизм.• Замена объективного идеала - ипснической условностью, серьезности к дидактизма - игрой и иуткой во ¡.йогом объясняется скзптичо-ским кироогзущешкгм позта. . I

Стихотворное наследие Голдсмшс., представленное х-.лнрзмй, характерными для основгых литератургс.?: направлений эпсзгч Просвещения, свидетельствует о уудсяествжаск методе поэта, осно-взлгзм на синтезе классицистических к сонтимснталистских пркп-цнлой гудслее-изсшзго сознания, В поэзии Годцсмита, обнаруи»-г-аи.;ой отдельны» стилок.- и женрэгкз норки традиции рококо, органически сочзтягтся рассудочная основа и строгая логика, с одно", сторс:;;;, и ярко ьиракзтюс омоциснальное- начало, с другой; «гго поглоляог отнести его творчество к литературе порз-ходлого эрсулю, сссдшоагэй рационализм уходяшрго проевгти-тельскодч' н поьыгеннузз чупетвптзльпость форегру-

По текС-^иссертгцни опубликованы следуюгрю работы:

14 Жанровое- своеобразно элегических стихотворений О.Голд-смита // Проблема литературных контактов» Сборник статей. Вт.2. Душанбе, 1990. С.133-140.

2- Эволюция элегического "йакра в эпоху Просвещения /на примере ссшнений О.Голдсмита./рук. деп. в ШИШ АН СССР §- 42020 от 4 июня 1990 г.

- 3. Еанроше особенности поэмы О.Годцсмита "Покинутая деревня". Бук .деп з ИНИОН Ш СССР Р 43160 от 31 октября 1990 г.

4. Традиции народной поэзии /баллада/ в творчества О.Голдсмита // Вестник Ленинградского университета. - 1991. -Сер.?. - Вып. 2. - ?У9. - Г-.99-102.

5. Своеобразие творческого метода О.Годдсмита в поэме "Путник, или Взгляд на общество" // Тезисн республиканской конференции "Совершенствование преподавания иностранных язнков в Еысшей и ерздней школе" - Часть 2. - Дулги. 'э, 1391. - С.4.

цДцил

Zaxzü î:ûW Тнр-rx 100 окз. ЬшэгргДгя 2D37 32 Kcfeutvu ГЬ:.гстг.:. Ta,v:::ra:oг.Яуааабо.подпло?.1»- ö / поттп. 2Ö/il-ICüI i'.