автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Погребения собак на Среднем Енисее как археологический источник
Полный текст автореферата диссертации по теме "Погребения собак на Среднем Енисее как археологический источник"
.ТВ 0Л
, Ц № т
На правах рукописи
Кузнецов Николай Александрович
ПОГРЕБЕНИЯ СОБАК НА СРЕДНЕМ ЕНИСЕЕ КАК АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
07.00.06 — археология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Новосибирск-1998
Работа выполнена на кафедре археологии и этнографии Новосибирского государственного университета.
Научный руководитель —д. и. н., профессор Ю.С. Худяков
Официальные оппоненты д. и. н., профессор Т.Н. Троицкая
к. и. н. A.B. Новиков
Ведущая организация — Кемеровский государственный университет
Защита состоится 21 декабря 1998 г. в 15-00, на заседании диссертационного совета Д.200.09.01 в Институте археологии и этнографии сибирского отделения РАН Адрес: 630090, г.Новосибирск, проспект академика Лаврентьева, 17.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии и этнографии СО РАН.
Автореферат разослан tt ^ ^M 1998
г.
Ученый секретарь диссертационного совета д.и.н. В.Т.Петрин
Общая характеристика работы
Актуальность темы. В настоящее время в археологии все более острой становится проблема повышения информационной отдачи источника. В этом аспекте представляется заслуживающей внимания проблема интерпретации захоронений собак в погребальных памятниках на Среднем Енисее. На этой территории известно большое количество погребальных памятников разных археологических культур, в которых присутствуют захоронения или отдельные кости домашних собак. Решение проблемы интерпретации таких памятников позволит исследователям увереннее прослеживать следы древних ритуалов и использовать материалы раскопок для реконструкции мировоззрения древнего населения степной части Среднего Енисея и Южной Сибири в целом.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы — на основе всестороннего анализа имеющихся материалов предоставить характеристику захоронений собак в погребальных памятниках степей Среднего Енисея, и показать возможность получения из этого источника информации по духовной жизни и мировосприятию древнего населения Южной Сибири. Для этого реализуются следующие главные задачи: 1 — описание и систематизация материалов, включающая распределение исследуемых памятников на культурно-хронологические группы; 2 — сравнительный анализ памятников с использованием данных этнографии и фольклора; 3 — реконструкция отдельных сюжетов мировоззрения древнего населения степной зоны юга Красноярского края и Хакасии, связанных с образом такого животного, как собака.
Территориальные рамки исследования ограничены бассейном Среднего Енисея и Чулымо-Енисейского междуречья. Под названием Средний Енисей подразумевается степная и лесостепная территория Хакасской республики и юга Красноярского края, ограниченная на юге Западным Саянским
. хребтом, на севере и востоке Восточным Саянским хребтом. С запада территория ограничивается горной тайгой Кузнецкого Алатау. На этой территории зафиксировано много захоронений собак, особенно в курганах тагарской культуры, локализующейся именно в Минусинской и Ачинско-Мариинской котловине. Репрезентативность опубликованных материалов высока, так как раскопки памятников на этой территории достаточно подробно освещены в археологической литературе.
Хронологические рамки исследования — вторая половина III тысячелетия до н. э. — первая половина II тысячелетия н. э. Нижняя хронологическая граница исследования определяется эпохойэнеолита, так как кости собак фиксируются в погребальных памятниках на Среднем Енисее именно, начиная с энеолитических захоронений. Верхняя хронологическая граница обусловлена тем,что в раскопках памятников эпохи позднего средневековья погребений собак в могильных комплексах нам не известно. Хотя приэтом, в аналитической части иследования, используются этнографические наблюдения, касающиеся погребений собак у народов проживающих ныне на указанной территории.
Источники. Источниками для написания диссертационной работы послужили материалы археологических раскопок, опубликованные в специальной литературе и отчеты о раскопках, находящиеся в архива ИА РАН. Всего задействованы материалы раскопок 103 объектов, в которых содержались захоронения или присутствовали отдельные кости не менее 125 особей собак или волков. В аналитической части исследования использованы материалы раскопок памятников Северной Азии и Европейской России, содержащих захоронения собак, опубликованные в археологической литературе, а так.же этнографические описания, фольклорные и литературные источники.
. . , Состояние археологических. . -источников.- Ценность ; источников значительно варьируется. Информация по 65 из
103 рассматриваемых случаев присутствия костей собак в погребальных памятниках почерпнута из публикаций в специальной литературе. Публикации разного качества. В некоторых из них лишь сообщается, что в памятнике присутствовали кости собак или уточняется, какие именно кости присутствовали в захоронении. Часто упоминается, что был обнаружен целый скелет собаки. В других публикациях информация гораздо более полная, здесь можно узнать о положении собаки, о ее позе, о возрасте и другую информацию. В35 случаях информация почерпнута только из отчетов, хранящихся в архиве Института Археологии. Эти отчеты так же не равнозначны по содержанию информации. В некоторых случаях информация схематична или противоречива. По таким памятникам как Конгурэ, Теренхол, Хыржи и Ах-Хол Чолы, материалы нам предоставлены непосредственно автором раскопок Ю.С. Худяковым.
Методология и методика исследования. В методологической основе исследования лежат материалистические представления о развитии общества, используется принцип обратной связи между причиной и явлением. Сопоставление археологического материала с данными этнографии и письменных источников основано на историко-сравнительном методе. Использовались
теоретические разработки о роли традиции в культуре общества, об археологической культуре, погребальном обряде и ритуале.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: статистико-комбинаторный, сравнительно-типологический, картографический, ретроспективный.
Научная новизна представленной к защите диссертации состоит в систематизации такого информативного археологического источника как погребения собак в курганах разных .археологических ^ультур в степях Среднего Енисея. Этот , источник до% £их пор слабо использовался . в археологических' интерпретациях* и построениях. Впервые
обобщены и распределены по типам разновременные погребальные памятники, в которых присутствовали захоронения собак и предложены обоснованные интерпретации этих типов погребений и связанных с ними ритуалов.
Практическая ценность. Материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих монографических работ по археологии Южной Сибири и сопредельных территорий, при дальнейшей разработке проблемы археологического источника и что особенно важно, материалы диссертации возможно использовать в работах, посвященных проблемам мировоззрения и мировосприятия древнего человека, древним религиям и в палеоэтнографических исследованиях, а так же в спецкурсах по истории Южной Сибири.
Апробация результатов исследования проводилась в форме докладов на археологических семинарах и конференциях: Чита, 1988; Новосибирск, 1988 и 1989; Барнаул, 1989; Томск, 1993; Кемерово, 1997; Омск, 1997; в научных статьях. Диссертация обсуждалась на заседании сектора археологии бронзового и железного века Института Археологии и Этнографии СО РАН.
Структура работы. Диссертация представлена в одном томе, который состоит из Введения, трех глав, разделенных на параграфы и заключения, а так же приложений, включающих в себя список использованной литературы и источников, список иллюстраций, рисунки и таблицы и список принятых сокращений.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, дана характеристика степени ее изученности, определены цель и .задачи исследования, его территориальные и- хронологические д»рамки, кратко охарактеризованы использование источники и методика исследования, рассмотрена научная новизна и
практическая значимость работы, а также указываются места апробации отдельных положений диссертационного исследования.
Глава 1 "ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ", содержит сведения об истории накопления материала, историографии вопроса, краткий обзор интерпретаций захоронений собак на территории Евразии.
История академического изучения древних памятников Минусинской котловины насчитывает около двухсот восьмидесяти лет. Упоминания же о костях собак в древних могилах на Среднем Енисее, появляются в научной литературе только в конце XIX века. Все публикации в российской и советской археологической литературе, в которых говорится о находках скелетов или отдельных костей собак в древних погребальных комплексах на Среднем Енисее, можно разделить на три группы по их характеру. К первой, условно выделенной группе, мы относим такие публикации, в которых дается информация о присутствии в курганах или могилах костей этого животного. Во вторую группу мы выделяем обобщающие публикации, в которых в тезисной форме выражены разные мнения авторов о захоронениях в древних курганах собак. Эти высказанные мнения имеют существенное значение для рассматриваемой темы, так как в них отражены взгляды исследователей на данную проблему или приводится другая значимая информация. К третьей группе мы относим публикации, в которых авторы предпринимают попытки интерпретации внутреннего содержания обряда погребения собак в курганах и могильниках на Среднем Енисее, на основе анализа конкретных памятников.
Вообще мнения разных авторов, высказанные по конкретным случаям находок останков собак в курганах таковы:
1. Для карасукских памятников есть мнение, что собаки
а) Являются сопроводительной пищей.
• • - : : 'V. . * Ч
б) Некоторые захоронения могут иметь обрядовое назначение (без уточнения, какое именно) (Л.П. Зяблин).
2. "Для всей тагарской культуры свойственны захоронения в засыпи курганов собак". "Собаки бывают захоронены в насыпях курганов, пристройках к ограде, под полом или нижним венцом сруба. Возможно, часть собак погибала сама в вырытых ими в курганах норах" (Н.М. Ермолова; Э.Б. Вадецкая).
3. "На собаку возлагалась ответственность вести и охранять умершего во время его подземных странствий". "Уверенность в типичности погребений собак вместе с их господином" (И.Т. Савенков; Р.В. Николаев).
4. "Собака не была убита, а умерла естественной смертью и была похоронена с почетом в тагарском кургане по тому же обряду, как и грудные дети, потому что значение собаки как охранителя скота, было очень велико для древних скотоводов" (H.J1. Членова).
5. Крупные собаки в средневековых курганах — специальные боевые псы, привезенные из Тибета (J1.P. Кызласов).
6. Погребение собаки вместе с человеком должно было служить магической защитой для человека (H.A. Кузнецов).
7. Охотничьи собаки являются определенным социальным маркером в средневековых курганах (H.A. Кузнецов).
Захоронения собак встречаются в погребальных комплексах людей не только на Среднем Енисее. Известны они практически на всей территории Евразии. Временной разброс таких памятников так же широк — от палеолита-мезолита до этнографической современности. Мнения, высказанные разными авторами по поводу раскопок конкретных, отдельна взятых памятников, таковы:
1. Собака должна была охранять и/или сопровождать '-.умершего, особенно новорожденных и .маленьких детей (А!П. Окладрйсов; С.В.;Ощибкина; C.B.I Данилов;'JI.JT. Викторо^.;
t
Ю.Э. Жарнов; П.Н. Шульц; М.И. Вязьмитина; О.Д. Дашевская).
2. Она приобщала душу умершего к его ранее ушедшим в "тот мир" духам предков (J1.JI. Викторова; C.B. Данилов).
3. Разные элементы погребального ритуала (лошадь, собака и птица) работают на главное — благополучно "переправить" умершего в потусторонний мир (Ю.Э. Жарнов).
4. Клали иногда умершему в виде жертвенной пищи собачье мясо (Э.А. Сымонович).
5. Это не погребальная пища (В.Я. Сергин; Т.Н. Троицкая).
6. Сопровождение охотника его собакой ( К.Ф. Смирнов; М.Х. Маннай-Оол, и др.)
7. Собаки погребены рядом с хозяевами за верную службу по охране и выпасу стад. Собака, сопровождала своего хозяина скотовода в загробный мир как его помощник и собственность (В.П. Шилов; Т.Н. Троицкая; В.И. Марковин).
8. Отдельное погребение собаки связано с обрядовым действием, отражающим тотемические представления или наличие культа домашних животных (А.П. Окладников; A.B. Новиков; В.Н. Ягодин, Т.К. Ходжайлов).9. Культ собаки в связи с большой ролью этого животного в древнем обществе и как охранителя территории жилища и поселения (A.B. Тиваненко).
10. "Очевидно обряд идет от ритуалов зороастризма" (А.К.Абетеков; В.Н. Ягодин, Т.К. Ходжайлов).
11. Возможно, символизировало какие-то действия грабителей по отношению к роду покойного (В.А. Могильников).
12. Магические действия, произведенные самими грабителями. Эти действия должны были, по их представлениям, защитить их от потревоженных останков и душ предков (Э.А. Сымонович).
13. Свидетельство заботы охотника о своем усопшем друге.(В.М. Массон). ' *
* Л. Л
14. Отдельное погребение собаки — жертвоприношение духам-покровителям (Л.Я. Крижевская).
15. Многовариантность возможной трактовки культового характера собаки (В.М. Массон; Л.А. Чиндина и др).
Захоронение собаки или волка (целого трупа или головы, когтя, клыка) под входом в жилище или под углом дома, в фундаменте, или другом месте, рассматривается как оберег, либо строительная жертва.
Представления древних жителей Евразии зафиксированы не только в письменных, но и в изобразительных текстах. В Сибири, где письменность появилась лишь в средние века, древние рисунки особенно ценны содержащейся в них скрытой информацией. Изображения собак на оружии и орудиях труда, на скалах и изваяниях, на посуде и украшениях, распространены очень широко. В данной работе эти изображения специально не рассматриваются.
Во 2 главе "АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ" дано описание памятников. Всего учтено при анализе 96 памятников с территории Среднего Енисея, в которых присутствовали останки либо единичные кости не менее 116 особей собак и 7 памятников, в которых присутствовали кости не менее 9 особей волков. Указано, что на территории Среднего Енисея обнаружено много изображений собак/волков в могильных комплексах, на оружии, орудиях труда и украшениях. Изображения собак в погребальных комплексах известны, начиная с окуневского времени. Они присутствуют и на каменных оградках карасукских курганов. Действительно много их на плитах курганов тагарского (подгорновского) времени. Существует большая серия оружия скифского времени с изображением волков/собак или их голов.
Памятники окуневского и андроновского времени в которых: присутствуют захоронения сфак =— единичны, причем их ограбленй'деть не позволяет уверенно датировать эти .захоронения' тем же временем, что и весь комплекс.
Хорошо датированные захоронения собак появляются на Среднем Енисее в карасукскую эпоху и связаны, возможно, с приходом нового населения. Обряд доживает до тагарской эпохи, усложняется, на сарагашенском этапе начинается количественное увеличение памятников, а на тесинском этапе ритуал достигает апогея. Затем следует резкий количественный спад. Но все же реминисценции обряда имеют место. В развитом средневековье поздние кочевники снова стали часто класть собак в могилы людей. Погребений собак в могильных комплексах монгольского времени и в более поздних памятниках — нам не известно.
В подавляющем большинстве случаев погребения собак представляют собой захоронения полного собачьего трупа. В тех случаях, когда скелет собаки не полон — памятник, как правило, разрушен в результате ограбления. Однако есть несколько случаев, где фиксируется именно парциальное захоронение — это 4 случая погребения передней части собаки (рассеченной пополам).Отдельный череп в могиле зафиксирован в 6 случаях, но при этом в двух из них памятники были разрушены. Нижняя челюсть встречается довольно часто, но только в памятнике Ах-Хол База именно челюсть зарыта у углового столба ограды кургана, в остальных случаях комплексы разрушены. Особняком стоит такой вид останков собаки/волка как зубы, клыки и кости хвостов и плюсны, которые служили амулетами. Такие кости найдены в не потревоженных комплексах, а в разрушенных — тоже легко определяются, так как клыки имеют отверстие или желобок для привязывания.
Ориентация положения собак к сожалению не всегда отмечается в источниках. Всего нам оказалась известна ориентация 28 собак из 25 памятников. Общая ориентация на З(СЗ) — В(ЮВ) — 18 случаев, С(СВ) — Ю(ЮЗ) — 10 случаев. Такая пропорция, говорит о некоторой закономерности. Захоронение собаки чаще всего ориентировано по оси запад — восток, -¿©"баки уложены чаще спиной кяогу, лапами к северу..
В насыпи кургана или на территории грунтового могильника собаки находятся без особой системы, хотя исключительно редко в северо-западной части насыпи кургана.
Если распределить памятники с захоронениями собак, в которых известна их ориентация по эпохам, то оказывается: карасукские погребения собак имеют неустойчивую ориентацию. Подгорновские памятники — 4 погребения ориентированы по оси запад восток и одно — на северо-запад. Сарагашенские памятники преимущественная ориентация на запад. Тесь — ориентация неустойчива, хотя линия запад-восток преобладает. Ориентация особенно устойчива в татарских памятниках подгорновского и сарагашенского времени — это ориентация по оси запад — восток.
В рамках классификации, нами было выделено всего 9 разных групп погребений:
1. — Кости собаки в контексте погребального сооружения.
2. — Собака погребена совместно с человеком.
3. — Погребение собаки в грабительском лазе.
4. — Погребение собаки впускное в более ранний курган.
5. — Кости собаки в заполнении жертвенной ямы.
6. — Отдельные кости собаки (зубы, бабки) с человеком.
7. — Погребение собаки разрушено при погребении человека.
8. — Отдельное, самостоятельное погребение собаки, по тому же обряду, что и люди.
9. — Группа погребений, которые невозможно отнести к вышеперечисленным, в связи с разрушенностью комплекса или слабостью источниковой базы.
35 погребений собак совершены по обряду, который не противоречит обряду погребения людей. Это самостоятельные погребения собак, впускные в насыпи тагарских курганов, в каменные ящики или отдельные погребения в • составе могильников. Во __многих из таких погребении . собаки • похоронены, в йгециалвно сооруженных" конструкциях, * перекрытых плитами или камнями, над погр'ёбенйем
сооружена надмогильная насыпь. Иногда есть и сопроводительный инвентарь. В некоторых случаях могилы собак находятся в ряду человеческих могил, под одной с ними насыпью.
В 8 памятниках кости собак находились в грабительском лазе в склеп. Это как правило, позднетагарские или тесинские склепы, ограбленные в древности. Собака в таких памятниках находится в заполнении грабительского лаза, обычно на уровне прорубленного деревянного перекрытия или выше. Некоторые собаки имеют явные признаки умерщвления.
В 6 случаях кости собак находились в общем контексте погребального сооружения. Здесь представлены такие случаи как погребения собак за стенкой сруба, в яме на краю котлована, вырытого для постройки склепа, возле углового столба ограды, у входа в склеп. Все эти погребения были совершены при постройке могильной конструкции, до непосредственных похорон человека.
В 8 случаях собака погребена вместе с человеком, одновременно с ним и зависит от него. Эти сопроводительные захоронения известны в скифское время и в средневековье. Во всех восьми случаях собака выступает как "живой инвентарь", собственность погребенного человека.
В 10 случаях присутствуют в могилах амулеты из зубов или костей лап и хвоста собаки или волка.
Наконец, в трех случаях, мы полагаем, что погребение собаки было разрушено в результате помещения в ту же могилу человека и в нескольких случаях кости собак попали в могилы случайно. В двух случаях кости собак находятся в заполнении жертвенных ям.
В Главе 3. "ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОГРЕБЕНИЙ СОБАК НА СРЕДНЕМ ЕНИСЕЕ", выделенные блоки памятников мы этносим к разным типам, отличающимся один от другого местоположением собаки или ее отдельных костей внутри погребального комплекса. Интерпретировать эти типы . ,, погребений можно лишь "привлекая* данные фольклора й
этнографии. Представляется возможным определить назначение ритуальных захоронений собак на Среднем Енисее, соотнеся известные нам универсалии с обрядом погребения.
Наиболее распространенные сюжеты: 1) собака видит богов, демонов, духов, в т.ч. души мертвых (Среди людей подобной способностью обладают только шаманы). При этом злые духи боятся собак.
2) собака прочно связана с миром мертвых — либо охраняет его, либо сопровождает бога смерти, либо сам бог смерти выступает в образе собаки или волка.
3) собака (волк) — практически единственный проводник в мир мертвых (лошадь имеет подобную функцию, но это гораздо менее распространенный сюжет).
4) Для архаических эпических памятников характерно сопоставление пса/волка с героем-воином. Неоднократны сравнения, что воины "кричат как псы", или "лакают воду языком, как псы". Во всех случаях — это подчеркивание доблести.
5) Собаки/волки участвуют в эсхатологических сюжетах. Они выступают вечными охотниками в "небесной охоте"
6) Собака как "заместитель" человека. Во многих традициях при жертвоприношениях, человек и собака — равноценные по значению и "весомости" жертвы.
Исходя из того, что все эти сюжеты очень широко распространены в мифах народов Евразии и прослеживаются с глубокой древности, есть основания считать, что они могли быть известны и на Среднем Енисее.
_Собака 1 Окак строительная жертва . в курганах тагарской культуры. Всего нам оказалось известно 6 курганов разных этапов тагарской культуры, в которых прослеживается обряд принесения собаки в жертву при сооружении кургана. В других случаях трудно доказать что собака является именно "строительной" жертвой.
Собака — важная жертва. Особенно велико ее значение в качестве оберега — апотропея". "Практически все*злые духи
очень боятся собак. Очевидно при сооружении склепа (или могилы вообще) было необходимо, чтобы место или само сооружение было ритуально "чистым". Для этого, безусловно, исполнялись какие-то обряды, которые трудно или вообще невозможно проследить по материальным остаткам. Но в тех случаях, когда, по представлению тагарцев, все же оставалась опасность, что вредоносная сила захватит этот участок, совершалось ритуальное убийство собаки и труп ее укладывался в вырытый котлован или за стенку уже сооруженного склепа (сруба). При этом подразумевалось, что душа убитой собаки становится магическим защитником могилы.
В рассмотренных случаях собака выступает как "строительная жертва — сторож". Но с другой стороны, известно немало курганов, в которых в качестве жертв погребены люди, взрослые или дети. Наличие этого ритуала заставляет видеть в погребальных жертвах не защитника, а жертву-плату, выкуп.
Погребения собак в ограбленных курганах. Это захоронения животного в заполнении грабительского лаза в склеп, на краю проруба в потолке склепа. В некоторых случаях можно определить, что собака явно была убита. Всего выделено в обособленную группу восемь таких погребений.
Памятники довольно близки друг другу по признакам. Это в основном сарагашенские склепы, ограбленные "современниками". В грабительском лазе захоронена собака или несколько собак, иногда со следами умерщвления или с сооруженным для этого захоронения перекрытием из камней.
В этих погребениях, по нашему мнению, функция собаки прямо противоположна строительной жертве. Здесь она защищает не умерших от злых духов, а защищает живых от умерших (т.е. защищает грабителей от мести со стороны душ покойников). Тагарский курган представлял сочбод сложное \ сооружение, в которЪм* стены ограды,' насыпь,.- деревян^й.. склеп с массивным покрытием, запертый "вход — служили Для
того, чтобы душа умершего не могла вернуться обратно, в мир живых. Но при этом душа не может выйти из магически замкнутого пространства только до тех пор, пока не будет нарушена его целостность. Когда грабители пробивают свой ход — они тем самым дают возможность для выхода злого духа, в которого превратилась душа покойника. Собака отпугивает духов в момент ограбления, а затем, уложенная в грабительском лазе, она запирает его, восстанавливая целостность комплекса и защищая грабителей от преследования. Видимо, тагарцы считали, что душа у человека одна и через какое-то время она уходит из могилы. Такой вывод подтверждается тем, что тагарцы широко практиковали ограбления курганов предшествующих культур и в том числе "своих" курганов. Они не только грабили старые курганы, но даже хоронили своих умерших, используя более ранние могилы. Предположительно, выделенный тип позволяет датировать погребения собак в "грабительском лазе", временем, очень близким к окончанию срока функционирования склепа.
Сопровождение погребенного человека собакой. В средневековых курганах Южной Сибири часто встречаются сопроводительные захоронения собак. Нет сомнений, что собаки, присутствующие в средневековых погребальных комплексах Южной Сибири являются охотничьими собаками, погребенными вместе с хозяином, которого они должны сопровождать в загробном мире так же, как сопровождали при жизни. Собака в комплексе с конем и набором вооружения может считаться определенным признаком социального положения, потому что хорошие охотничьи собаки ценились очень дорого. В степи развлекаться охотой могли только "аристократы". Основная масса населения кочевала и пасла скот, а знать проводила время в пирах, набегах и охоте. Марко Поло пишет, о монголах, что "на двадцать дней пути кругов тех мест, где живет Великий Хан, никто не смеет держать...', охотничьих собак".
Использование собак в скифское время в сражениях более вероятно. Возможно использование собак в боевых действиях "варварскими" народами, не знающими ни строя, ни дисциплины. Возможно, что собаки, погребенные вместе с тагарскими воинами в курганах Узунжуль и Узун Харых, действительно были боевыми. Видимо, в первом тысячелетии до н. э. во всей степной Евразии предпринимались попытки использовать собак в боевых действиях. В пользу такой гипотезы могут свидетельствовать петроглифы тагарского времени и синхронные им изображения скифских воинов с собаками. Но вполне вероятно, что и здесь фигурируют охотничьи собаки — спутники степного "удальца-аристократа".
Погребения собак по обряду, не противоречащему обряду погребения людей. Нам известно 35 погребений собак, которые внешне мало отличаются от погребений людей. В шести из случаев прослежено, что собака имеет напутственную пищу в виде куска мяса (коровьего или овечьего) или сосуда с жидкой пищей.
Существующие попытки объяснить влиянием зороастризма такие погребения, не выдерживают критики. Если обратиться к Авесте — священной книге зороастрийцев, мы узнаем, что "неприятно на земле там, где зарывают в землю трупы людей и трупы собак". Да и погребенные собаки иногда явно убиты, а такой поступок у зороастрийцев был самым страшным грехом.
В этнографии сибирских народов известны примеры похорон собак. На Среднем Енисее в эпоху бронзы или раннего железа специальных собачьих кладбищ не обнаружено. Напротив, кости собак встречаются на тагарских поселениях, то есть тагарцы не видели большой беды в том, что собака не похоронена в специально отведенном месте.
Известно, что у многих народов Евразии статус собаки был настолько • близок к человеческому, что в случаях-жертвоприношений жертва-собака и -жертва-человек были практически равнозначны. Захоронения собак могут являться
кенотафами, то есть погребениями, в которых отсутствующего умершего человека хоронили, заменив его собакой. Замена собакой человека, труп которого не могут найти, известна в этнографии. Известны случаи, когда для пресечения кровной мести "виновный род" выдает собаку вместо убийцы. Ее убивают вместо человека и инцидент считается исчерпанным.
Но вряд ли все захоронения собак по человеческому обряду можно относить к кенотафам. Более вероятным представляется существование определенных магических приемов, защищавших душу человека от злых духов. То есть в случае болезни человека, которая обычно воспринимается как происки какого-то духа, этого духа "обманывают". Совершается обряд, при котором человек "умирает", при этом убивают вместо него собаку и хоронят ее по человеческому обряду. Обманутый дух оставляет человека в покое, убедившись, что он мертв. То, что захоронения в таких случаях обычно впускные, не противоречит тагарскому погребальному обряду, так как впускные погребения вообще, и детские в частности, очень распространены в тагарской культуре, особенно на тесинском ее этапе. Представление о заместителе больного было всеобщим у шаманистов.
Возможно, что в эпоху раннего железа некоторых собак действительно могли хоронить специально.
Захоронения собак по человеческому обряду на Среднем Енисее имели, в каждом случае, индивидуальное назначение. Подобные захоронения следует интерпретировать, исходя, как минимум из трех возможных значений:
1 — Собака умершая "вместо человека".
2 — Собака, погребенная хозяином за верную службу.
3 — Собака — заменитель человека в кенотафе.
Жертвенные ямы с костями или скелетами собак. На
территории Среднего Енисея известно несколько памятников, в которых присутствуют кости или скелеты собак и которые возможно трактовать как жертвеннику В ямах мо^ет быть '••погребён полный'труп собаки йли'ё'е Отдельные кости. Видимо,
это свидетельствует о разных жертвенных ритуалах. Смысл и цель жертвоприношения не могут быть выявлены с помощью только археологических источников. Мы можем лишь констатировать факт, что в эпоху бронзы и раннего железа на Среднем Енисее собак приносили в жертву.
Подвески из зубов собак/волков. Просверленные зубы и клыки собак или волков встречаются в погребениях, преимущественно, эпохи ранней бронзы. Вообще просверленные зубы и клыки животных — медведя, рыси, соболя и других, частая находка в могилах эпохи бронзы на Среднем Енисее. В современной этнографии известно немало случаев использования клыков животных в качестве амулетов. Поэтому предназначение подвесок из зубов собаки/волка, достаточно хорошо понятно.
Кости собак, попавшие в погребения людей случайно. О том, что кости собак могли оказаться случайно в заполнении могильной ямы или в насыпи кургана, уже были высказаны мнения разных исследователей, иногда непосредственно в ходе раскопок. В частности Н.М. Ермолова предположила, что часть скелетов собак из насыпей тагарских курганов, представляют собой останки животных, погибших в собственных норах.
Собака как пища. Некоторые исследователи рассматривали кости собак в могилах на Среднем Енисее как сопроводительную пищу. Нельзя полностью исключать, что в каких-то конкретных случаях люди ели собак вынужденно. Но в погребальных ритуалах в могилы укладывались в качестве сопроводительной пищи определенные части туши одних и тех же животных, преимущественно мелкого рогатого скота. Целое животное в качестве именно "мяса" не клали в могилу. А скелеты собак обычно полные, если не разрушены при ограблении. В тех случаях, когда кости собак заведомо отдельные —_3jo черепа или нижние челюсти. Мы не можем принять версию,% что на Среднем Енисее в какую-либо эпоху
Л' .. %
клали в могилы в качестве сопроводительной пищи собачье мясо.
Собака как проводник умершего. По нашему мнению, в случае существования погребального обряда, при котором настоящая собака должна быть уложена в могилу, чтобы проводить покойника в царство мертвых, собаки должны присутствовать во всех могилах. При этом местоположение собаки должно быть строго обусловлено ритуалом. На Среднем Енисее практически нет такого могильника ни одной археологической культуры, который удовлетворял бы требуемым условиям.
Мифологические представления древнего населения Среднего Енисея. О мифологии энеолитических племен мы знаем слишком мало. Конкретно же находки собачьих и волчьих клыков (что является предметом исследования), добавляют к нашим знаниям сведения о представлениях у древних жителей приенисейского края об апотропеических свойствах этих животных. В окуневское время, представления эти получили дальнейшее развитие. Видимо, в эпоху ранней бронзы образ собаки в мифологии населения Среднего Енисея занял то же место, что и у большинства других народов Евразии и Африки. Вероятно, комплекс мифологических представлений у окуневцев, был идентичен общеиндоевропейскому. Обереги из волчьих и собачьих костей и зубов широко распространены в это время. А окуневское искусство недвусмысленно указывает нам на эсхатологические сюжеты в мифологии, связанные с образом собакообразного хищника.
Памятники карасукские и тагарские, в которых присутствую тзахоронения собак — очень близки между собой. Только в тагарское время таких памятников становится гораздо больше. Это свидетельствует об определенной преемственности в идеологии. О развитии и усложнении комплекса представлений, связанных с образом собаки.
Подтверждают это., и изображения собак на плитах карасукских и подгорновских курганов.
Из проделанного- исследования вытекает, что мифологии тагарских племен были знакомы многие сюжеты, связанные с собакой. Статус этого животного был довольно высок и приближался к человеческому, что позволяло заменять в некоторых случаях жертвоприношение человека на жертвоприношение собаки. Безусловно существовало представление, что собака видит духов и демонов, что заставляет предполагать появление подобных качеств и у некоторых людей, а следовательно идеология шаманизма была близка и понятна носителям тагарской культуры. Предполагается, что по тагарской мифологии, у человека только одна душа (возможно — перерождающаяся).
Известны изображения волкообразного хищника, относящиеся к таштыкской культуре, но незначительное количество памятников содержащих захоронения собак, не позволяет делать какие-либо выводы о роли собаки в мифологии таштыкского населения. Резкое количественное уменьшение таких памятников свидетельствует об изменениях в идеологической сфере. Но у отдельных групп жителей Минусинской котловины сохранились некоторые татарские традиции и в идеологии. Те же представления остаются и в эпоху чаатас. Позднесредневековые представления об образе собаки, вероятно не отличаются от представлений у современных тюркоязычных народов.
Проведенное исследование показывает, что погребения собак ценный археологический источник, свидетельствующий о целом комплексе мифологических представлений древнего населения Среднего Енисея. Обработка и систематизация этого источника расширяет наши знания о целостной картине мира у носителей разных археологических культур на этой территории. К^сти собак присутствуют здесь в погребальных комплексах практически .всех:' археологических культур, но наибол'ее ^арйктерны йн'и-д^тагарской-куль^уры.^ . •,
В ЗАКЛЮЧЕНИИ диссертации содержатся основные выводы исследования.
СПИСОК публикаций автора по теме диссертации:
1. Кузнецов H.A. Захоронения собак в курганах татарской культуры // Проблемы археологии Северной Азии. (К 80-летию академика А.П. Окладникова) Тезисы докладов XXVIII Региональной археологической студенческой конференции. — Чита, 1988. С. 80 — 81.
2. Кузнецов H.A. Боевые собаки скифского времени на Среднем Енисее // Культурногенетические процессы в Западной Сибири. :— Томск, 1993. — С. 81 — 83.3. Кузнецов H.A. Собака как социальный маркер в средневековых курганах Южной Сибири И Социальная организация и социогенез первобытных обществ: теория, методология, интерпретация. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — С. 85 — 88.
4. Кузнецов H.A. История изучения погребений собак на Среднем Енисее // Четвертые исторические чтения памяти М.П. Грязнова: Материалы научной конференции (Омск, 23.XII.1997). Омск, 1997. — С. 74 — 77.
5. Кузнецов H.A., Худяков Ю.С. Ритуальные захоронения собак в тагарских курганах // Археологические исследования в Сибири. — Барнаул, 1989. — С. 49 — 50.
6. Кузнецов H.A. Рукоять плети из второго Есаульского кургана // Кузнецкая старина. — Новокузнецк, В печати.
7. Кузнецов H.A. Собака как строительная жертва в курганах тагарской культуры // Красноярск. В печати.
8. Кузнецов H.A. О правомерности использования термина "боевые собаки" применительно к материалам раскопок курганов Южной Сибири // Новосибирск. В печати
9. Кузнецов H.A. Худяков Ю.С. О захоронениях собак на Среднем Енисее по человеческому обряду // Новосибирск. В печати.
Текст диссертации на тему "Погребения собак на Среднем Енисее как археологический источник"
На правах рукописи
Кузнецов Николай Александрович
ПОГРЕБЕНИЯ СОБАК НА СРЕДНЕМ ЕНИСЕЕ КАК АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Специальность 07. 00. Об - археология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель профессор, д. и. н. Ю. С. Худяков
Новосибирск - 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................С.З
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. С. 10 ГЛАВА 2. ПОГРЕБЕНИЯ СОБАК НА СРЕДНЕМ ЕНИСЕЕ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.....................................С. 63
ГЛАВА 3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОГРЕБЕНИЯ СОБАК НА
СРЕДНЕМ ЕНИСЕЕ..............................................С. 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................С. 160
ПРИЛОЖЕНИЕ I.. Источники и литература...................С. 164
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Список сокращений.............................С. 199
ПРИЛОЖНИЕ III. Таблицы...............................................С. 201
ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Список иллюстраций............................С. 210
ПРИЛОЖНИЕ V.. Рисунки.................................................С. 213
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы. В настоящее время в археологии все более острой становится проблема повышения информационной отдачи источника. В этом аспекте представляется заслуживающей внимания проблема интерпретации захоронений собак в погребальных памятниках на Среднем Енисее. На этой территории известно большое количество погребальных памятников разных археологических культур, в которых присутствуют захоронения или отдельные кости домашних собак С Рис. 1). В отличие от других животных, кости которых часто встречаются в погребениях людей, собаки не являлись ни напутственной пищей, ни ездовым животным (в степном поясе). Поэтому исследователи затрудняются интерпретировать их захоронения в могилах людей или в насыпях курганов. До сих пор не было сколько-нибудь убедительного объяснения этому обряду. По указанной причине исследователи зачастую сознательно ограничивают интерпретационную часть исследования, вообще исключая захоронение собаки из рассмотрения погребального комплекса. Между тем, археологическое изучение памятников юга Красноярского края и Хакасии находится на такой стадии, что их "экстенсивное" изучение (увеличение количества раскопанных объектов) имеет значение лишь в качестве спасения аварийных памятников, а действительная информационная отдача от них, становится все меньше. Поэтому актуальна любая попытка извлечь дополнительную информацию по какой-либо группе памятников (в данном случае, памятников, содержащих погребения собак). Решение проблемы интерпретации таких памятников позволит исследователям увереннее прослеживать следы древних ритуалов и
использовать материалы раскопок для реконструкции мировоззрения древнего населения степной части Среднего Енисея и Южной Сибири в целом.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - на основе всестороннего анализа имеющихся материалов предоставить характеристику захоронений собак в погребальных памятниках степей Среднего Енисея, как археологического источника и показать на конкретных примерах возможность получения из этого источника информации по духовной жизни и мировосприятию древнего населения Южной Сибири.
Для этого предполагается реализация следующих главных задач: 1 - описание и систематизация материалов, включающая распределение исследуемых памятников на культурно-хронологические группы; 2 - сравнительный анализ памятников с использованием этнографических наблюдений и фольклорных данных; 3 -реконструкция отдельных сюжетов мировоззрения древнего населения степной зоны юга Красноярского края и Хакасии и представлений, связанных с образом такого животного, как собака.
Территориальные рамки исследования ограничены бассейном Среднего Енисея и Чулымо-Ениеейекого междуречья. Под названием Средний Енисей подразумевается степная и лесостепная территория Хакасской республики и юга Красноярского края, ограниченная на юге Западным Саянским хребтом, на севере и востоке Восточным Саянским хребтом. С запада территория отграничивается горной тайгой Кузнецкого Алатау. На этой территории зафиксировано большое количество захоронений собак, особенно в курганах тагарской культуры, локализующейся именно в Минусинской и Ачинско-Мариинской котловине. В оборот введено около 100 таких памятников. Раскопки памятников на этой терри-
тории достаточно подробно освещены в археологической литературе, благодаря чему мы можем оперировать некоторыми знаниями по древней истории КМной Сибири. Репрезентативность опубликованных материалов довольно высока.
Относительная изолированность территории позволяет предполагать определенную общность племен, населявших эти земли в древности. По археологическим материалам можно заключить, что начиная с эпохи раннего железа, территория эта принадлежала союзу или группе родственных племен, имевших единую идеологию и мировоззрение.
Минусинская котловина - это обобщающее название системы из четырех, сообщающихся друг с другом районов, а именно: На-заровской котловины, Чулыме-Енисейской котловины, Сыда-Ер-бинской и, собственно. Минусинской котловины. Такое разделение принимается в данной работе вслед за Э. Б. Вадецкой (Вадецкая, 1986. - С. 3). В первом параграфе второй главы, посвященном описанию памятников, мы указываем именно микрокотловины, в которых памятники находились, для более точной их локализации. Такое разделение при описании памятников имеет смысл постольку, поскольку этнокультурная история этих микрокотловин глубоко взаимосвязана, но не тождественна. Например, на материалах 17 века, нам известны на территории Среднего Енисея, четыре "княжества" енисейских кыргызов. Наличие политического разделения может свидетельствовать и о некоторых, возможно незначительных, этнических различиях. Этнокультурные различия у племен, населявших котловины бассейна Среднего Енисея в более древние времена, могли быть гораздо значительнее. В частности, науке не известны памятники андроновской культуры в собственно Минусинской котловине и нет каменноложских курганов в котлови-
не Назаровской (Вадецкая, 1986. - С. 42: С. 54). Имеют некоторые особенности и памятники лесостепной тагарской культуры (См. Мартынов, 1979. - С. 72 - 74).
Памятники на соседних территориях рассматриваются в порядке привлечения аналогий.
Хронологические рамки исследования. Нижняя хронологическая граница исследования определяется эпохой энеолита, так как кости собак фиксируются в погребальных памятниках на Среднем Енисее именно, начиная с энеолитических захоронений. Для рассматриваемой территории это памятники афанасьевской культуры (Камышта). Однако большинство анализируемых памятников датируется эпохой раннего железа. Верхняя хронологическая граница обусловлена тем, что в раскопках памятников эпохи позднего средневековья (монгольского времени и позже), погребений собак в могильных комплексам нам не известно. Хотя при этом, в аналитической части иследования, используются этнографические наблюдения, касающиеся погребений собак у народов, проживающих ныне на указанной территории. Таким образом - хронологические границы исследования - вторая половина 111 тысячелетия до н. э. - первая половина 11 тысячелетия н. э.
Источники. Источниками для написания диссертационной работы послужили материалы археологических раскопок, опубликованные в специальной литературе и отчеты о раскопках, находящиеся в архива ИА РАЕ Список использованных источников находится в приложении I. Всего задействованы материалы раскопок 103 объектов, в которых содержались захоронения или присутствовали отдельные кости не менее 125 особей собак или волков. В аналитической части исследования использованы материалы раскопок памятников Северной Азии и Европейской России,
содержащих з£1Х0р0нения собак, опубликованные в археологической литературе, а так же этнографические описания, фольклорные и литературные источники.
Состояние археологических источников. Ценность источников значительно варьируется. Многие исследователи рассматривали присутствие захоронений собак в погребальных комплексах как курьез и не уделяли этим захоронениям особого внимания при описании всего комплекса. Оперировать такими памятниками в реконструкциях и построениях очень сложно, а зачастую невозможно вообще. С другой стороны есть хорошо описанные и документированные комплексы, снабженные иллюстрациями. Информация по 65 из 103 рассматриваемых случаев присутствия костей собак в погребальных памятниках, почерпнута из публикаций в специальной литературе. Публикации разного качества. В некоторых из них, лишь сообщается, что в памятнике присутствовали кости собак. Это описания памятников Копи, Означенное III, Медведка II, Ягуня, Барсучиха IV и некоторые другие памятники. В других случаях уточняется, какие именно кости присутствовали в захоронении. Это описания таких памятников как Камышта, Красный Яр II, Мара, Сухое Озеро, Кызыл-Куль, Барсучиха I, Змеинкинский могильник, Хара-Хая. Часто упоминается, что был обнаружен целый скелет собаки - Горькое Озеро, Малые Копены III к-н 141, Окунев, Кюргеннер. В третьей группе публикаций информация гораздо более полная, здесь можно узнать о положении собаки, о ее позе, о возрасте и другую информацию - это описание таких памятников, как Устинкино I, Кочергино, Ужур, Узунжуль, Узун-Харых, Ах-Хол-Чолы, Коркино I, Шира I, Калы, Новые Мочаги, Кизек-Тигей, Све-Тах и др. В 35 случаях информация почерпнута только из отчетов, хранящихся в архиве Института Археоло-
гии. Эти отчеты так же не равнозначны по содержанию информации. Отчеты Д. Г. Савинова, Е Ю. Кузьмина, М. Е Завитухиной, А. Е Липекого и еще некоторых исследователей информативны, захоронения собак проиллюстрированы. В других случаях (отчеты Л. Е Зяблина, Г. А. Макеименкова, Р. В. Николаева) информация схематична или противоречива. Кости собак отмечаются как третьестепенная деталь, о которой можно и не писать. По таким памятникам как Конгурэ, Терен-хол, Хыржи и Ах-Хол-Чолы, материалы нам предоставлены непосредственно автором раскопок Ю. С. Худяковым.
Методология и методика исследования. В методологической основе исследования лежат материалистические представления о развитии общества, использовался принцип обратной связи между причиной и явлением. Сопоставление археологического материала с данными этнографии и письменных источников основано на ието-рико-сравнительном методе. Использовались теоретические разработки о роли традиции в культуре общества, об археологической культуре, погребальном обряде и ритуале.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: статистико-комбинаторный, сравнительно-типологический, картографический, ретроспективный.
Научная новизна представленной к защите диссертации состоит в систематизации такого информативного археологического источника, как погребения собак в курганах разных археологических культур в степях Среднего Енисея. Этот источник до сих пор слабо использовался в археологических интерпретациях и построениях. Впервые обобщены и распределены по типам разновременные погребальные памятники, в которых присутствовали захоронения собак и предложены обоснованные интерпретации этих
- 9 -
типов погребений и связанных с ними ритуалов.
Практическая ценность. Материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих монографических работ по археологии КЖной Сибири и сопредельных территорий, при дальнейшей разработке проблемы археологического источника и что особенно важно, материалы диссертации возможно использовать в работах, посвященных проблемам мировоззрения и мировосприятия древнего человека, древним религиям и в палеоэтнографических исследованиях, а так же в спецкурсах по истории Южной Сибири.
Апробация результатов исследования проводилась в форме докладов на археологических семинарах и конференциях: XXVIII Региональной археологической студенческой конференции "Проблемы археологии Северной Азии" - Чита, 1988 г. , Всесоюзных студенческих научных конференциях "Студент и научно-технический прогресс" - Новосибирск, 1988 и 1989 гг. , XXIX Региональной археологической студенческой конференции "Археологические исследования в Сибири" - Барнаул, 1989 г.; на "IX Западно-Сибирском археолого-этнографическом совещании по культурногене-тическим процессам в Западной Сибири в древности и современности" - Томск, 1993; на Всероссийской конференции "Социальная организация и социогенез первобытных обществ" - Кемерово, 1997;, на "Четвертых исторических чтениях памяти М. П. Грязнова" - Омск, 1997; в научных статьях.
Структура работы. Диссертация представлена в одном томе, который состоит из Введения, трех глав, разделенных на параграфы и заключения, а так же приложений, включающих в себя список использованной литературы и источников, список иллюстраций, рисунки и таблицы и список принятых сокращений.
ГЛАВА I.
История »следования и историография.
§ 1. История накопления материала. История академического изучения древних памятников Шнусинской котловины насчитывает около двухсот восьмидесяти лет. За это время было исследовано огромное количество курганов, склепов, могил, поселений, культовых мест всех эпох, начиная от палеолита и кончая этнографической современностью. Количество всех памятников не поддается учету. В рамках нашего исследования рассматриваются памятники (в основном - погребальные) в которых присутствуют кости собак (СаШБ ГатШаг1Б). Таких памятников в общем числе, сравнительно немного. В научной литературе упоминания о костях собак в древних могилах на Среднем Енисее, появляются только в конце XIX века. Возможно, это связано с несовершенством техники раскопок и "выборочностыо" в фиксации археологического материала в предшествующее время, а так же с трудностью для неспециалиста провести видовое определение костных останков животных. Археологические изыскания XVIII - начала XIX вв. ставили целью знакомство с древней историей Сибири в самом первом приближении. Погребальные памятники раскапывались "колодцем", исследователи стремились добыть древние вещи, по которым можно было бы судить о культуре первобытной Сибири. Затем стали обращать внимание и на обряд захоронения. Но очень долго никто специально не рассматривал кости животных из могил и не занимался определением вида животных.
Первая описанная в литературе находка двух захороненных собак в кургане "эпохи бронзы" (по современной классификации
курган относится к подгорновскому этапу татарской культуры), была сделана при раскопках кургана в верховьях ручья Узунжуль (приток р. Камышта) И.Т. Савенковым и ЕЕ Кузнецовым-Красноярским. Как писал ИТ. Савенков (двадцать лет спустя) "При раскопках кургана вместе с И Кузнецовым,... в июле 1884 года добыты скелеты двух экземпляров собак". И. Т. Савенков уделил собакам очень большое внимание. Он настолько тщательно описал их породу, которую назвал сагпБ аЬасапег^Б и провел все необходимые измерения, что его публикация уверенно использовалась специалистами в палеозоологических исследованиях. По строению черепа собаки были близки такой современной породе, как пойнтеры (Савенков, 1905. - С. 48 - 76; Цалкин, 1970. - С. 191 - 194).
А. В. Адрианов в раскопках у соленого озера Кызыл-Куль в Уйбатской степи в 1895 году в насыпи татарского кургана отметил находку черепа собаки (Адрианов, 1902-1924. - С. 58; Ва-децкая, 1986. - С. 121; Членова, 1966. - С. 227 - 228). Так же в средневековом кургане, при раскопках чаа-таса, на том же озере, среди костей животных в разграбленной могиле оказалась часть черепа собаки (Евтюхова, 1948. - С. 17 - 18).
В раскопанном И. К Кузнецовым в 1910 г. татарском кургане на западном берегу оз. Шира, снова были встречены останки собаки. Этот курган по современной классификации относился к са-рагашенскому этапу тагарской культуры. Ограда его имела 8 вертикальных плит. Насыпь была 15 - 20 сантиметров в высоту. Углы ориентированы по сторонам света. На глубине около 1,5 м. находился лиственичный сруб в 1 венец. Внутри сруба обнаружены 11 целых и один разрушенный человеческий скелет, и один скелет небольшой собаки, лежавший на правом боку, головой на запад.
Собака лежала крайней в ряду людей, как полноправный член коллектива (Рис, 2). Материалы раскопок были опубликованы только в 1959 г. (Рыгдылон, 1959. - С. 186 - 202).
В советское время, в 20-30-е гг. , останки собак в ка-расукских и тагарских курганах, в чаа-тасах и таштыкеких склепах встречались при раскопках таким специалистам, как С. А. Теплоухов, С. А. Киселев, JL А. Евтюхова (Кызласов, i960. - С. 10, - С. 179; Киселев, 1949. - С. 83; Киселев, 1951. - С. 142. ; Киселев, 1929. - С. 118 - 132; Евтюхова, 1948. - С. 31 - 34; Евтюхова, Киселев, 1941. - С. 75-118).
В 50-е годы находки целых скелетов собак или их черепов в тагарских курганах вызвали определенный интерес у исследователей, предложивших свои интерпретации этого феномена (АИА РАЕ Р-1. д. N 1477. л. 34 - 36; Нико