автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Политическая культура учительской интеллигенции в условиях демократизации советского общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая культура учительской интеллигенции в условиях демократизации советского общества"
МОЛДАВСКИМ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! УНИВЕРСИТЕТ имени Б.И.ЛЕНИНА
На правах рукописи УДК 211.5
ПОСТОЛАКИИ АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЬСКОЙ ИН'ШШШЩИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (на материалах ССР Молдова).
(J9.00.02 - теория научного
социализма и коммунизма
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Кишинев - 1990
Диссертация выполнена на кафедре политологии Молдавского государственного университета имени В.И.Ленина
Научные руководители - член-корр. АН ССРМ,
доктор философских наук, профессор Завтур A.A. и кандидат исторических наук, доцент П.М.Фрунташ
Официальные оппоненты - доктор философски наук.
профессор Г.С.Ентелис
кандидат философских наук, доцент М.Д.Картофяну
Ведущая организация - кафедра политологии Бэлцкого
государственного педагогического института им. А.Руссо
Защита состоится >1990 г. в /^"часов
на заседании специализированного совета К.062.01.05 при Молдавском государственном университете им.В.И.Ленина по адресу: 277014, г.Кишинев, ул.Садовая 60.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Молдавского государственного университета имени В.И.Ленина.
Автореферат разослан '--ffi " 1090 г-
/
.Ученый секретарь специализированного совета кандидат философс^эс-ттаук,
КОПТА] Ü АЛ'.
доцент
I. ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Революционное обновление общества, кардинальные изменении в экономической и социально-политической системах, во всей жизни страны, открыли огромные возможности миллионам людей учас- . твовать в управлении делами общества и государства. Реализация коренных социальных преобразований предполагает наличие политико-культурных факторов, цивилизованных форм развития демократии.
Демократизация содержит в себе огромный созидательный потенциал, который может быть реализован если создан надежный и гибкий механизм реального вовлечения всех людей в решение государственных и общественных дел, а также если они на практике научилйсь кить в условиях демократии, обладают необходимым уровнем культуры.
Интенсивная политизация общественной жизни может быть благом только тогда, когда она конструктивна и предполагает непременным условием политическую культуру. Сегодня в нашей страна крупнейшие сдвиги в реальной действительности происходит быстрее и интенсивнее, чем изменения в общественном созидании; Преодоление догматических представлений об общественном развитии, равно как и отказ от мифологизированного сознания, от застойных стереотипов политической деятельности создают благоприятную социально-психологическую атмосферу для формирования необходимей для демократического развития общества политической культуры.
Общество нуждается в целостной концепции развития, в компетентном анализе диалектики происходящих процессов, в выработке научно обоснованных перспектив. Поиск многообразных путей общественного развития активизирует накопленный общественно-политический опыт, традиции и ценности. Для того чтобы яснее видеть перспективы необходимо объективное осознание политического опыта, его анализ и актуализация.
Процессы демократизации и ликвидации отчуждения масс от политической жизни, от.управления обществом характеризуется высоким уровнен политической активности населения. Однако быстрая
глубокая и всеобъемлющая политизация масс сопровождается недостаточным уровнем политической культуры. А это часто становится тормозящим фактором объективных необходимых благоприятных социальных перемен.
Демократизация общественной жизни, формирование полноправных политических субъектов, признание прав на политическое самовыражение (идеологический плюрализм) и на самостоятельную политическую позицию (политический плюрализм) тормозится политической пнтеллерантностью, навешиванием ярлыков и "поиском врагов". Опасно развиваются охлократические тенденции при которых очень трудно аппелировать к сознанию, к аргументам.
Дальнейшее развитие общества требует воспитания политически образованных, убежденных и политически' активных людей, что непосредственно- связано с деятельностью школы, учителя. Ныне уровень политической культуры педагога проявляется как в его участии в общественно-политической, управленческой деятельности, -так и в политическом подходе к своей непосредственно профессиональной деятельности. Так, учитель не только аккумулирует представления о развитии общества, но и воспроизводит и передает молодому поколению политические знания, идеи, теерм.
Значит актуальность и необходимость всестороннего исследования механизма формирования политической культуры вызвана рядом обстоятельств:
Во-первых, повышением рели субъективного фактора вс всех сферах жизнедеятельности общества;
Во-вторых, демократизацией общества, перестройке!} все!; политической системы, вовлечением в общественно-политическую жизнь миллионов людей;
В-третьих, активной политизацией всеч общественной агзни;
■ В-четвертых, необходимостью керошгей псресгрсЛксН впей воспитательной работы школы.
Сегодняшнее ссстоятшо теории и практики политической куль- ■ туры определяет иссбхсдлмоетт, дгльирЯюой г^Р^тКи язучппяА данного ссцеялыюгс д-опемпно г-ш: ногчарипро евтеопчего с
кратическим развитием общества.
Состояние исследования теми.
Несмотря на то, что проблемы политической культуры сравнительно недавно стали предметом пристального внимания советских обществоведов, до настоящего времени вшили в свет в нашей стране немало монографий. В работах Е.Н.Бабсссва, В.М.Бурлацкого, Галкина A.A., Н.Ы.Кейэерсва, А.II.Чередниченко и других рассматриваются ее общетеоретические вопросы"''.
Нельзя не отметить, что в философской литературе по проблемам политической культуры наблюдаотся довольно устойчивая тенденция к ее интерпретации с позиции культуры вообще, то есть рассматривается как особая разновидность, которая пронизывает всю систему культуры, выступая ее ядром, стрекнем". -Такой подход представляется весьма важным и перспективным в качестве предпосылки и ориентации научного поиска.•
Больше:! интерес представляет - коллективная монография "Политическая культура' социализма"*^, в которой раскрываются её генезис, сущность, структура и функции данной категории, а так;.*.е выявляются пути и средства воспитания политической культуры.
1 - Бабсссь E.Li. Духовный мир советского человека. Минск,
1983, Бурлацш-ш Ф./.1., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. ГЛ., 1985, Кайзеров 1л.Н. Политическая и правовая культура (методологические проблемы). L1., 1983. Чередниченко А.И. Культура активного политического действия, t.l., 1986 г.
2 - Авраменкс В.Н., Евлкксв B.C., Ссгсмснсв Ю.В. Политическая
культура: исследование ценностных значении и взаимодействий. - Политическая культура жизнедеятельности общества развитого социализма. Владимир, 1984., Иовчук М.Т., Коган Л.II. Социалистическая культура советского народа и некоторые актуальные вопросы ее исследования. - Социологические исследования. 1982, 'Ь 4, Щегсрцов В.П., Васильев В.П. п др. Политическая культура личности: проблемы формирования. М., 1809.
о - Hourmueeiriu культура сещнишара. Ф^-лзо, 1984.
В работах советских авторов политическая культура представлена как синтез многих определенна политических качеств различных субъектов: общества в делом, классов, социальных групп, общественных организации, трудовых коллективов и личности. Данный феномен исследуется как на уровне общества в целом1, так и на уровне классов, отдельных слоев и групп советского общества в работах Александровича Ю.М., Ногтевой A.A. и др.2 Немало работ советских авторов Блинова М., Ожегова Ю., Шереги Д., Когана Л. П., Комарова Е.Г. и др? посвящены вопросам формирования и развития политической культуры советской молодежи.
Так как политическая культура - исторически определенный способ реализации сущностных сил человека в общественно-политической деятельности, то правомерно что, исследователи обратились к ее методологическим и филоссфско-ссцислсгическим проблемам.
Разные аспекты данной научней проблемы разрабатываются в контексте общекультурслогическсй направленности. А.И.Арнольдовны, М.Т.Иовчуксм, Л.Н.Коганом, Ю.А.Тихомировым, А.К.Уледо-вым и др.^ Эта трактовка позволяет исследователям видеть феномен политической культуры во взаимосвязи с другими проявлениями культуры.
1 - Васильев В.П.Дегорцов В.Н., Яковлев А.И. Политическая
культура трудящихся: понятие, содержание, структура и функции: М.: 1981. Сущность и особенности формирования политической культтоы в условиях развитого социалистического общества. Йеквуз. сбор, научн. тр. Челябинск, 1985г.
2 - Александрович Ю.М. Особенности формирования политической
культуры советских рабочих. - Вопросы .теории и практики идеологической работы. ГЛ., 1983. Ксгтева A.A. Политическая культура рабочего класса как условие укрепления ее ве^^щей роли. - Проблемы научного коммунизма, вып. 15. Ы.,
3 - Блинов И. Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и мо-
лодежь, М., 1982, Коган Л.Н.формирование политической культуры молодежи. - Коммунистическое воспитание молодежи: система, проблемы эффективности. М.,1980. Комаров L.I. Политическая культура молодежи, М., 1986.
4 - Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь.
•М:, 1984. Исвчук М.Т.,Коган JLH. Советская социалистическая культура; исторический опыт и современные проблемы. М.,1979, Уледов А.К. Духовная кизнь общества:проблемы методологического ис следования .ГЛ., ISiifl, Тихомиров 7j.А. Социализм и политическая дпятелыюстг-. Иоч г.
Глубокие перемени в ашзни общества, в толковании пройденного исторического пути и оценках аккумулированного опита приносят и новые нетрадиционные взгляды на политическую культуру. Ныне делаются и первые шаги по изучению ее типологии, анализируются проблемы формирования и'проявления политической культуры в условиях демократизации*.
Если в области изучения политической культуры социалистического общества, рабочего класса, советской молодежи, социалистической личности сделан немалый вклад учеными, то вопросы формирования и развития политической культуры учительской интеллигенции разработаны недостаточно^.
В республике этот аспект проблемы в той ш иной мере рассматривается в коллективных монографиях "Идеологическая работа Компартии Молдавии в современных условиях", "Социологические исследования в Советской Молдавии", в работах и статьях A.A. Завтура, А.Н.Рошка,' С.Д.Рошки, В.Улятовского, Е.Фонарь
1 - Амелин В.Н. Формирование новой политической культуры: эм-
пирический подход. - Научный коммунизм, ii II, 1989.; Рубанов В. Демократия и безопасность страны. - Коммунист, Л II, 1989; Житенев В.А. Политическая культура: 'Опыт формирования и проблемы. - М.: Политиздат, 1990.
2 - В определенной мере различные аспекты вопроса рассматри-
ваются' в следующих работах: Асаналиева Д.В. Идейно-политическое воспитание учительских кадров на современном этапа. - Автореферат дисс... канд.истор.наук. М., 1986; Голубева H.A. Партийное руководство педагогическими коллективами важное условие повышения социально-политической активности учительства. - Педагогическая интеллигенция: социально-политические проблемы. Л., 1988; Гурин М.Е. Роль кафедр общественных наук в воспитании социально-политической активности советского учителя. М.д 1986; Илыотешсо K.M.Диалектика политической, нравственной и эстетической культуры в формировании личности современного учителя. - Формирование политической культуры личности студента пединститута в условиях совершенствования социализма. Смоленск, 1985; Политическая учео'а учителей: организация и методика. М. ,1984; Сластонин В.А. Формирование социально активней личности учителя. - Советская педагогика, 1981, Ii 4; Тешабаев Т. Место и роль учительства в социалистическом обществе, Ташкент, 1У87; и др.
и др. Большей интерес представляет монография Б.М.Корбу, единственное пока специальное исследование, где на основе анализа большего фактологического материала данных социологических исследований отражен процесс формирования политической культуры масс- на современном этапе развития советского общества.2
-. Крайне недостаточно исследованы особенности формирования и проявления политической культуры учительства. В опубликованных работах нашли отражение только некоторые аспекты этой проблемы^. Думается, что многие проблемы перестройки народного образования ц. щюлдае всего повышение творческой активности педагогов могут быть, реше1!ы: на основе всестороннего изучения специфических черт складывания, их. политической культуры и ее проявлешш в профессиональней; педагогической' деятельности. Конечно,, какой-то особой форму политической, культуры учителей не существует,, но. у них тлеются такие. качества., которые определяются функциональными и профессиональными; свойствами,, как носителей; и5 сеятелей знаний, воспитателей подрастающего поколения-.
Цель и задачи ксследования:-
Целью диссертационной работы является- изучение с позиций ■социально-политической теории сущности и содержания политической
1 - Диалогическая работа Компартии Молдавии в современных усло-
виях. Кишинев, 1986: Социологические исследования в Советской Молдавии. Кишинев, I9B7: Завтур A.A. Вагишй фронт борьбы за коммунизм. Кишинев, 1981, Редмрма политической системы суть и направления.-Коммунист Молдавии. 1989 г Je 12, Решка А.Н. Идейно-политическсо воспитание трудящихся в условиях совершенствования развитого социализма. - Коммунистическое воспитание трудящихся:. Опыт и проблемы. Кишинев, 1985; Решка С.Д. Формирование мировоззрения-молодела! в услсвиях современной вдеологической борьбы. Кишинев, IS84; Улятсв-ский В. Способствовать росту политической культуры. - Советская Молдавия 27 февраля 1989г.; Фонарь Е. Политическая куль-■ тура учащейся мслодеки. - Коммунист Молдавии, 1980г. и др.
2 - Корбу В.М. Формирование политической культуры трудящихся.
Кишинев: Штиинца, 1988г.
3 - Платон М.С. Образование и воспитание. Проблемы и перспек-
тивы. Кишинев, 1985; Гаврилсв С. Опыт идепнсы подготовки учителей. - Коммунист Молдавии, 1985, 1."; 2 и др.
культуры советского учительства с учетом особенностей его функций в условиях революционного обновления общества, перестройки всей системы народного образования; раскрытие механизма ее формирования и проявления у учителей, выявление наиболее эффективных путей повышения ее уровня в ходе обновляющих революционных процессов в нашем обществе.
В связи с этим диссертант поставил перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть роль и место политической культуры в системе общей культуры и на этой основе уточнить ее сущность, структуру и основные функции.
2. Выявить функциональные особенности учительской интеллигенции, которые спредоляют специфику формирования их общественного облика в условиях перестройки.
3.' На основе теоретического исследования и анализа результатов социологического опроса раскрыть функционирование механизма формирования политической культуры учительской интеллигенции.
4. Используя результаты социологических исследований раскрыть влияние уровня политической культуры учителей на расширение их деятельного участия в унразлении делами педагогического коллектива, местности; где сн проживает, республики, страны в целом-.
5. Исследовать взаимосвязь социальной активности учителей со складыванием их политической культуры.
6. Показать основные пути и средства формирования и проявления политической культуры учительской интеллигенции.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, документы Верховного Совета СССР и Верховного Совета ССР Молдова, решения КПСС и ГСП Молдовы политологов, педагогов, психологов нашей страны.
Источниковедческой и информационней базой диссертации по-
служили, опубликованные документы и материалы, а такь.е публикации, содержащие ккшфв'шо-соцдслсгшшсшю данный, иллюстрн-рунщии тот или ИНОЙ аоникт изучаемой пр'.олопц, СЬОДиШШ госу-
дарственной статистики, текущий архив №0 МССР публикации'центральной и республиканской печати.
Объектом изучения избрана учительская интеллигенция общеобразовательных Школ Молдовы.
Предметом исследования - политическая культура учителей.
Эмпирической базой исследования стали результаты социологического исследования учительской интеллигенции Молдовы, проведенные автором. В 1986-1987 гг. были анкетированы 700 педагогов республики всех специальностей, проливающих на селе и в городе (это количество составляет 1,35$ общей численности учителей общеобразовательных школ Молдовы). Подбор анкетированных был довольно репрезентативным, что обеспечило достаточную достоверность полученных социологических данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что основные положения методологической концепции политической культуры рассмотрены автором через призму того нового, что разработала 'творческая мысль в нашей стране в условиях перестройки, демократизации и гласности, в том числе - и в ССР Молдова.
Важным элементом новизны является обоснование теоретических обобщений, выводов диссертации на основе социологического материала. Это позволило раскрыть механизм формирования политической культуры учителей с учетом функциональных -особенностей учительской интеллигенции, выявить необходимость политического самоопределения учителя.
Актуальность научной работы состоит и в том, что в ней проанализированы взаимосвязь трудовой и социально-политической активности: 'соотношение между уровнем политической культуры учителей и морально-психологической атмосферой в педагогических коллективах.
Практическая значимость исследования состоит, прежде ¿cevo, в том, что положения, выводы исследования могут быть использованы для дальнейшей- разработки данной проблемы, скажут помощь в практической деятельности по перестройке различных аспектов процесса формирования политической ^льтуры учителей, могут найти применение в учебно-педагогическом процессе, в
преподавании на курсах повышения квалификации учителей, а так- , же в разработке программ и методик прикладных социологических исследований.
Апробация работы
По теме диссертации автор выступал с научными сообщениями на конференциях и семинарах, принимал "участие в проведении "круглых столов" с учителями. Автором был разработан ицстру- • ментарий для социологических исследований процесса формирования политической культуры.учителей.
Материалы исследований были использованы при разработке тематического планирования курса, читаемого в Институте усовершенствования квалификации учителей, "Проблемы теории и практики современного социализма", спецкурса для педагогов. "Личность■и политика". •
Основные положения изложены в статьях и публикациях.
Диссертация обсуждена на кафедре■политологии Молдавского государственного университета, где ее основные теоретические выводы и практические предложения были апробированы.
. П. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ '
Введение.
Раздел I. Понятие, сущность, содержание и функции политической культуры в советском обществе.
Раздел П. Учительская интеллигенция и механизм формирования ее политической культуры.
Раздел Ш. Основные пути и средства формирования и проявления политической культуры учителей в условиях демократизации.
. Заключение.
Библиография.
Основные положения диссертации
Политическая культура как сложный и многогранный ссциаль-
ный феномен является предметом изучения многих наук. Наиболее общее понимание этого явления дает политология, которая изучает • политико-правовое и культурно-идеологическое содержание политической культуры. Она существует как особая подсистема культуры, которая характеризует особый вид социального процесса - социально-политическую деятельность. В то же время она пронизывает другие видц'культуры, осуществляя определенную связь с политикой.
Содержание этого вида культуры пронизано политикой и характеризует качественное состояние этой сферы деятельности. Политическая культура тесно переплетается с правоврй, нравственной культурой, но не подменяет их. Важно отметить, что правовая культура регулирует не только отношения, имеющие политический характер, но проявляется в обыденных, бытовых контактах между людьми. С другой стороны, политическая культура имеет более цшрокую сферу действия, чем правовая, потому что сна не сводится только к нормативной стороне. Не всякое нарушение норм политической культуры связано с нарушением закона, а могут быть объектом лишь нравственного осуждения. В политической культуре всегда есть момент нравственности, так как деятельность людей подчиняется законам морали, будь то общечеловеческие или классо-' вые этические нормы.
Политическая культура, как социальный феномен, претерпевала значительные изменения в ходе истории. Октябрьская революция открыла широкие возможности для политического творчества миллионам людей. Однако, установившаяся в дальнейшем административно-командная система была заинтересована в сохранении и воспроизводстве патерналистских, тоталитарных и иждевсн-'ческих традиций, которые сковывали смелую, творческую мысль и деятельность. •
Только в ходе перестройки и обновления нашего общества с развертыванием процесса демократизации появляются условия и возможности для формирования и проявления политической культуры.
По всей структуре политическая культура как социальное явление представляет ссбсй единство политической деятельности,полйти-чоских идеаков и ценностей.При этом,результаты данной деятельности спродмочиваь.тся п аащлишмисся и циниос.и-ях, нормах и шютиту-
тах политической культуры во многом условно, так как этапы ео формирования и функционирования не разделены во времени, не следуют четкой схеме: овладение знаниями, формирование политический чувств, потом убеяздений и т.д. В жизни сш! нередко осуществляются одновременно или меняются местами.
В компонентном (или предметном) аспекте политическая культура включает политический спит, который откристаллизовался в теориях, традициях, ценностях и нормах.
Долгое время в нашей стране нигилистически относились . к социальному опыту буржуазной демократии - реализация.гражданских свобод и прав человека, формы самоуправления и учета общественного мнения и др., которые стали по существу достоянием общечеловеческой культуры.
В условиях революционного преобразования нашей страны одним лз определяющих векторов политической культуры стала гласность. Открытость общества, которая сопровождается инфор- * мациснным взрывом предполагает формирование у людей культуры ' восприятия и переработки получаемой информацш, ее анализа и оценки.
Структурно-деягельностный аспект раскрывает социальнс-психслсгпческие механизмы воздействия ценностных и нормативных показателей политической культуры но мир личности. Здесь находится сфера мотивации политических ориентация, чувств а действий индивида или социальной группы. Связь мезду потребностью и деятельностью выражает принципиальная схема: дея-телыгость-потребнссть-деягвльнссть1, согласно которой человек удовлетворяет свои витальные потребности, для того чтобы действовать. Главными элементами структурно-деятельностного среза -политической культуры'являются: политическое чутье, знания, идеи, убеждения и общественно-политическая деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что сущность политической культуры раскрывается в ее функциях: познавательной, воспитательной, консолидирующей, ценностно-нормативной и др. Они все
I - См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность.
1,1., Политиздат, 1977 - с.192-193.
выполняют человекотворчеокую роль, то есть.подчинены главной цалр - формированию человека как субъекта социально-полити-. ческой деятельности.
Предметом внимания автора является механизм формирования политической культуры учительской интеллигенции, которой присущ-специфический характер труда, высокий уровень образован-• нос^и,'отличительные черты образа жизни. Советское учительство. призвано выполнять в условиях перестройки важнейшую функцию - формирование социального субъекта," развитие свободной, творческой личности. Но ведь не каждый педагог готов действовать, а главное, не каждый может осуществить социальные ,' задачи новой школы.
Сегодня особенно остро вырисовывается противоречие между объективной потребностью в возрастании роли личности учителя ', и относительной неподготовленности его к решению назревших • _ задач.'
Политическая культура учителя на сводится только к его участию в общественно-политической жизни. Она проявляется, в первую очередь, в политическом подходе к своей непосредственной педагогической деятельности, в основе которой ртоит соцд- ' альная задача формирования деятельных людей, способных быть субъектом исторического развития, а следовательно, и обладаквдае необходимым уровнем политической культуры.
. ; Социалыше функции учительства: формирования-социального . субъекта, гноскологическая, ценностно-ориентирующая, нормативно-регулятивная и др., органически сочетаются с функциями политической культуры.
В условиях зарождающейся многопартийности часто можно услышать требования о деполитизации и деидеологизащш школы, которые 1 ; ' трактуются во-первых, как отказ от деятельности в стенах учебного заведения различных партий и во-вт9рых, как приостановление членства учителя в каких бы то ни было партий для большой беспристрастности в своей профессиональной деятельности.
Автору предствляется что членство учлтоля в различных партиях
и создание своих организаций по месту работы или жительства, то является вопросом.свободы человека в политическом самовыражении. Учитель, даже не будучи членом какой-то партии, обладает определенными знаниями и убеждениями и не может в своей профессиональной деятельности полностью абстрароваться от них. Но какие бы воззрения он не разделял его профессиональными качествами должны оставаться объективность и непредвзятость. В то же время учитель в школе - государственный служащий, и его задача - отг стаивать государственные позиции, если они отражают общечолс-веческие, гуманнистические и демократические принципы.
Нам представляется, что идеологию невозможно исключить из общественной деятельности, ведь идеологического вакуума но бывает. Здесь речь может идти во-первых, об отказе от вульгарной политизации и идеологизации, при которой каждое слово или поступок измерялись по шкале не практической пользы, а "идейной чистоты". И, во-вторых, надо отходить от политичес-: кого и идеологического монополизма, от абсолютизации классовых и отражения общечеловеческих политических ценностей и норм.
В нашей республике, как в стране в целом, учителя <?чень активно и страстно включились в политическую борьбу. При 'той разнообразности идей и общественных движений любому человеку необходимо быть суверенным в своем политическом выборе, что неразрывно от уровня культуры. -
Механизм формирования политической культуры - это оложный диалектический процесс соединения и взаимодействия политических знаний, убеждений и действий как единое целое. Анализ социологических данных позволяет отметить, что в условиях бурного обновления общества часто стремление как можно скорее изменить действительность стимулирует опережающее развитие политической активности по отношению к росту уровня политических знаний и культуры. То есть, уровень и багаж знаний человека, его политическая культура отстают, находятся в несоответствии со степенью политической активности и могут порождать непродуманные действия.
Оптимизация процесса формирования политической культуры возможно только тогда, когда учитель становится в полной мере
субъектом деятельности, когда сн пронизывается необходимостью проявлять свои убеждения в практических жизненных ситуациях, будь та работа в выборных общественных органах, честие в общественно-политических действиях общенародном обслужении или работа в органах самоуправления трудовых коллективов.
. Политическая культура учителя формируется в трудовом коллективе,- будучи зависимой от его морально-психологической атмосферы; в общественно-политических и массовых организациях. Этому помогают дискуссионные клубы, проблемные семинары, лекции и другие формы агитационно-массовой работы. На обновление политических знаний, мобилизацию политической активности, выработку политической культуры учительства влияют средства массовой информации - печать, радио, телевидение.
В зависимости от уровня активности личности в общественно-политической деятельности, на основе анализа социологических данных выявлены наиболее характерные типы политической культуры учителей: а) творческий, проявляющийся в значительной развитости политической сознательности, в способности и умении участвовать в решении общественно значимых дел; б) активный, выражающийся в гражданской ответственности, в стремлении к выполнению • политических задач; в) пассивный, который характеризуется исполнительским участием в политической жизни страны при неразвитом уровне политического сознания, когда отсутствуют навыки активной политической деятельности.
В диссертации показывается, что стремительные перемены в общественной жизни поднимают новые аспекты политической культуры, которые могут стать предметом дальнейших исследований.
К ним автор относит:
I) Формирование политической культуры в условиях политического плюрализма. Известно, что длительное время недооценивались конструктивные возможности плюрализма ь политической системе, что привело к тотальной монополизации. Сегодня же, при отсутствии демократических традиций, когда существует угроза дестабилизации общества, необходимо преодолеть нарастании деструктивных ферм политической борьбы. Политический ке илырашиш б^з кулмурн, $03 толлираитнссти к оппоненту, оез ушшш исходить кишиюуи поло-
¡штольпого роз^лыча'а н,1 ¡иг.а' ь г..»;;.:.¡и ишшет;: <;( ..^"¿'.¡хи-
нсгу ¡!
2) Политическая культура и активизация' национального само- . сознания.
Духовное раскрепощение общества сопровождается еляминацией социальной энергии огромной силы, которая содержится в возрэж-дающемся национальном самосознании. Тесно переплетаются сегодня проблемы политики и национальной.истории, культуры, зяыка. Демократическая политическая культура дслкйа способствовать воспроизводству национального многообразия, сбдрогая консолидирующие, общечеловеческие ценности.
На месте единой, тоталитарной политической культуры возникают различные ее типы, которые отражают общество зо всем многообразии и противоречивости политического процесса.
Основные положения диссертации содержатся в следующих работах автора:
I. Формирование пслптяч&сксй культуры учительства Молдавии--■№ 42998 от 10.10.90' Рук.дегг. в КНИОН АН СССР - 0,5 печ.л..
2; Духовный потенциал советского общества (методические ре--ксмендоцта для учителей) Сна молд.яз.) - Кишинев:Ротапринт РИУКУ, 1920 - 1,5 печ.л.
1.5