автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Политическая трилогия Джойса Кэри 1950-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мусиенко, Алла Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Политическая трилогия Джойса Кэри 1950-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мусиенко, Алла Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ДНОЙС КЭРИ - ЧЕЛОВЕК И ПИСАТЕЛЬ.II

ГЛАВА П. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ О ЧЕСТЕРЕ НИММО.

Материал действительности - материал романа.

Политический роман как жанровая разновидность.

Структура трилогии.

Рассказчица.

Политик.

Рассказчик.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Мусиенко, Алла Петровна

Творчество выдающегося английского прозаика Джойса Кэри /1888-1957/ у нас известно сравнительно мало. Из 16 романов пока переведены на русский язык только четыре /75, 77, 80, 81/. На протяжении 50-80-х годов в различных изданиях выходили также отдельные новеллы писателя /74, 76, 78, 79, 81/. Наследие Дж.Кэри в его полном объеме /проза, политическая публицистика, статьи по эстетике и т.д./ позволяет отнести этого автора к числу крупнейших мастеров литературы XX века.Кэри принадлежал к тому прогрессивному направлению британской прозы 30-50-х годов, которое вопреки модернистским влияниям продолжало развивать реалистическую традицию. Идейно-художественная концепция его лучших произведений, решение в ней проблемы "человек и общество",отвечает классической формуле реализма у Энгельса как изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Сумма конкретных наблюдений писателя над общественными конфликтами современности, над социальной основой человеческих страстей,придает его творческому труду значительную историко-познавательную ценность. Стремясь придать своему художественному видению и философскому осмыслению жизни большую масштабность,глубину и объективность, Кэри обращается к жанру романа эпического размаха.Уже тот факт, что наследие крупного английского прозаика пока мало исследовано советским литературоведением,позволяет считать тему,предложенную в диссертации, научно-правомочной и актуальной.

Особую ценность среди произведений Кэри представляет вторая, политическая трилогия /"Prisoner of Grace",1952;"Except the Lord", 1953;"Not Honour More", 1955/, сохраняющая свое непреходящее социально-критическое, политико-обличительное значение.

Жанр политического романа получил широкое распространение в послевоенной литературе Англии.Однако в нем нередко преобладают чисто событийное раскрытие темы,приключенческая и даже фантастическая фабула. Трилогию Кэри выгодно отличает конкретно-исторический замысел,совмещение показа классовых конфликтов Великобритании в конце XIX - начале XX ст. с глубоким анализом извращенной морали политических заправил. Образ Честера Ниммо,исчерпывающе охарактеризованный автором,а также центральная сюжетная ситуация - авантюристическая борьба за власть буржуазных политиканов - придают роману глубину художественного исследования политической власти и ее представителей в мире капитализма.Зарубежная критика нередко ставит знак равенства между Честером Ниммо и Ллойд Джорлжем. Но дело не в поисках буквального тождества,а в установлении типологического смысла характера героя Кэри и его общественной деятельности, как воплощения политического тартюфиз-ма, коварной игры в демократию и замаскированной антинародности, свойственных правящим кругам Великобритании и сегодня. Глубокая историческая принципиальность автора, дар тонкого психологического анализа,оригинальность архитектоники его романной эпопеи, выразившаяся в стереоскопическом,т.е. трехмерном изображении концептуального героя /собственные признания Ниммо, воспоминания о нем Нины и Джима/, наконец, острая злободневность произведения, оправдывают особый интерес автора диссертации к политическому романному циклу Джойса Кэри.

Литературная общественность Запада отнеслась к творчеству Кэри в основном благожелательно. В некрологе лондонского журнала "Букс энд Букмен" говорилось:".смерть Джойса Кэри лишила англо-язычный мир одного из больших писателей"/2ЭЗ,р.7/.Правда, отмечает Хелен Гарднер, при жизни Кэри репутация его как писателя была довольно странной /194, р.77/. Его игнорировали академические круги критики, не воспринимали всерьез влиятельные деятели литературы. Но, с другой стороны, Кэри был по-настоящему популярным романистом, о чем свидетельствует публикация еще при жизни писателя его избранных произведений в "Карфакс эдишн" /Лондон/. Впоследствии критики прежде всего отмечали бодрый дух жизнедеятельности, выделявший Кэри среди его литературных современников. Писателя нередко сравнивали с героем его первой трилогии, художником Галли Джимсоном, который, кстати, проложил путь романисту и к читателям США, где Кэри завоевал широкую популярность прежде всего благодаря книге "Из первых рук". Источники этой жизнедеятельной силы некоторые исследователи искали в несомненной связи с традицией классического английского реализма XIX и даже ХУШ века, с Диккенсом, Дефо, Смолпетом, другие в том, что Кэри чуждо было не только формальное экспериментаторство, но и общая концепция модернизма.

Кэри был современником крупнейших английских реалистов -Ч.П.Сноу, Г.Грина, Дж.Б.Пристли и др. Однако он никогда не стремился к тесному общению с литературными знаменитостями и довольствовался самостоятельно выбранной творческой позицией. Кэри мог бы сказать словами Галли Джимсона: "Я вышел из моды прежде, чем я стал модным". Ответом на игнорирование Кэри со стороны академической критики могут служить слова того же Галли Джимсона: "Если они не могут сказать - ты плох, они говорят - ты не оригинален". Первым вдумчивую оценку творческой индивидуальности Кэри дал прогрессивный английский литературовед Уолтер Аллен. По его словам, романы автора "Из любви к ближнему" являются выражением целой системы обдуманных, во многом верных и последовательных взглядов на жизнь /131, р.6/. После смерти писателя, его творчество явилось предметом ряда серьезных книг, количество которых с каждым годом все увеличивается и, как верно отметил В.С.Муравьев, "уже едва ли не превосходит объемом творчество самого Кэри" /98, с.22/. Примером тому могут служить появившиеся недавно монографии Барбары Фишер /190/, защитившей по Кэри докторскую диссертацию, и Корнелии Кук /184/.

В работах авторы попытались дать свою трактовку концепции творчества Кэри путем глубокого анализа его литературного наследия.

В целом, творчество Кэри получило как будто бы всеобщее, хотя и несколько ограниченное признание: добротный, но не выделяющийся на фоне реалистического литературного направления писатель. И все же рассуждения вокруг творчества Кэри носили довольно противоречивый характер. Вопреки тезису Аллена и других симпатизирующих Кэри критиков о глубине и серьезности его мировоззрения, которое помогало ему создавать зрелые и сильные произведения, большинство исследователей 60-70-х годов, отдавая дань Кэри-художнику, отмечают "неопределенность понимания мира" у Кэри. Эта точка зрения господствует прежде всего в монографии Р.Блума /144/. Здесь мы находим следующую мысль, относящуюся к политической трилогии Кэри: "Взятая такой, какой она есть, она представляет собой образец глубокой неопределенности. и желание соглашаться с жизнью на любых условиях" /144, р.200/.

Подлинный реализм, содержательность художественной прозы Кэри делала ее неинтересной для теоретиков модернизма. Интуитивистам, экзистенциалистам, "новой критике" делать здесь было нечего. Правда, Кэри изредка занималась критика теософская. Так, например, Д.Стюарт называет творчество Кэри "христианской отповедью Джеймсу Джойсу и всем экзистенциалистским писателям континента" /239, р.131/. В наш механический век, пишет Стюарт, когда многие начинают интересоваться, не есть ли сам человек электронной машиной, Дж.Кэри заставляет нас видеть человека "свободным" и "творческим", ибо в основе каждого из созданных им характеров лежит глубокая религиозная идея. Тем не менее исследователь - богослов не может отрицать полноты созданной романистом картины "житейского моря" современной действительности. Чаще всего Кэри занималась "солидная" критика буржуазно-социологического направления, которая требовала от искусства выполнения морального и гражданского долга, но понимала этот долг по-своему.

Американский ученый Роберт Блум в своем обширном исследовании требует от писателя вместо "фотографического" правдоподобия в изображении жизни, точных суждений и оценок, "моральной проницательности". Он считает, что романист должен учить гуманности, должен раскрывать читателю сложнооть современной действительности. "Это, - пишет Блум, - особая сфера деятельности, которая принадлежит не науке, не философии, не религии, не психологии или социологии, а литературе. Ибо в ее решающих аспектах литература, более чем религия, - мораль в контакте с чувством" /144, р.уи/. С его точки зрения творчество Кэри, основанное "на уме и воле" свидетельствует о "даре высшего порядка".

Однако, отмечая своеобразие структуры второй трилогии Кэри, где присутствуют три индивидуальных точки зрения на действительность, Блум, вместе с тем, упрекает романиста в том, что тот не стремился подвести собственный итог, уклонился от "реального обязательства" заменить точки зрения героев собственным объективным выводом, который был бы адекватным действительности. Таким образом взгляд писателя, утверждает Блум, является "безоговорочно релятивистским".

Принимая в целом формулу Блума - "неопределеннй мир" Кэри -, Алан Кэннеди /212/ все же снимает с автора трилогии обвинение в "солипсизме" и скептическом релятивизме. Жанр "романа точки зрения", т.е. в данном случае цикла романов с множественностью точек зрения, считает Алан Кэннеди, неизбежно приводит к внешней относительности изображения жизни. По мнению Кэннеди, Кэри хотел не опровергнуть возможность объективного взгляда на мир, а показать наличие в обществе различного понимания жизни, отвечающего положению человека в обществе /212, р.99/.

Нельзя однако не отметить, что даже наиболее серьезные исследователи Кэри в зарубежном литературоведении не были в состоянии уловить той силы обличительного воспроизведения английской реальности, которая остается в сознании нашего читателя после знакомства с политической трилогией талантливого писателя. Большинство критиков, как и Блум, акцентируют морально-этические задачи литературы и требуют выполнения их у Кэри. Тем не менее никто из них не замечает, что Кэри, выдвигая на первый план вопросы личной и общественной морали, выстраивает на этом фундаменте картину социальной и политической деморализации высших общественных кругов Великобритании 1890-1920 годов. И таким образом превращает традиционный жанр нравоописательной хроники в политический памфлет с точным вопроизведением истории либеральной партии того исторического периода.

Советские ученые рассматривают наследие Кэри с марксистских позиций. Однако количество работ об авторе "Из любви к ближнему" и др., опубликованных в СССР, еще очень невелико. Таким образом перед исследователями литературного наследия Джойса Кэри в нашей стране встает ответственная задача всестороннего изучения творчества малоизученного у нас классика английского реализма XX столетия.

Целью данной работы является определение места в современной английской литературе Джойса Кэри, исследование его творческой концепции и, главным образом, его политической трилогии о Честере Ниммо. То, что Кэри, несмотря на значительность его таланта,стоял особняком среди современных английских прозаиков реалистического направления, объясняется его особой творческой позицией, позволяющей иметь "свой голос" в искусстве. Одной из задач работы является поэтому попытка охарактеризовать Кэри - человека и писателя - как одного из тех художников слова, которые входят в литературу как /по определению М.Храпченко/ "самостоятельная творческая личность".

Кэри является одним из крупных английских писателей первой половины XX века, последовательно отстаивавших реалистическую традицию национальной литературы против мощного влияния модернизма начала столетия. Отсюда необходимость внимательного исследования эстетической теории Кэри и его практической поэтики.

Творческая концепция Кэри определила своеобразный характер его политической трилогии, сочетание в ней тончайших психоаналитических наблюдений над личной и общественной моралью буржуазного общества с широкими, во многом принципиально верными историческими обобщениями и острым обличением государственной политики Великобритании.

Это обязывает автора диссертации выяснить характерное для замысла Кэри жанровое своеобразие частей трилогии, каждая из которых представляет собой рассказ от лица одного из трех главных персонажей, испояьдуемых автором для его итоговой концепции.

Большой интерес для исследования представляет внутренняя и стилевая характеристика образов Нины, Честера и Джима, беспримерно сложный и вместе с тем реально обусловленный смысл их отношений. Диссертант пытается доказать, что, вопреки гипотезе Д.Стюарта, в основе обрисовки человеческих характеров Кэри лежит не религиозное мировоззрение и не релятивистская безответственность, а глубинный аксиологический критический смысл и иронический подтекст автора, помогающий его обличительным задачам.

Исследование концепции человека и общества у Кэри, а также сущности его творческой программы должны способствовать более полному осмыслению объективного звучания политического жанра у Кэри.

Содержание глав диссертации соответствует вышеперечисленным исследовательским задачам, которые ставит перед собой автор.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая трилогия Джойса Кэри 1950-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанное исследование романной трилогии Кэри, обычно называемой политической, позволяет сделать некоторые выводы.

Кэри принадлежал к тем писателям, которые и субъективно /об этом свидетельствуют его работы и высказывания теоретического характера/, и объективно стремился к реалистическому изображению жизни и осуществлял это творческое стремление на практике. Его метод можно определить как критический реализм, близкий к традиционному реализму XIX века, но обогащенный многими достижениями литературной техники века XX.

К автору романов "Из любви к ближнему", "Никто как Бог", "Без чести" полностью применимы многие замечательные положения работ В.И.Ленина о Льве Толстом. Реализм английского писателя, его великолепная наблюдательность и интуиция, знание хитросплетений политической жизни и ее ведущих деятелей, стремление максимально полно и правдиво раскрыть характеры, показать причины и следствия, помогли Кэри дать объективную и художественно полноценную картину исторической действительности Англии первых . десятилетий XX века, обнажить типичные и опасные тенденции, антидемократические по своей сути, набирающие все большую силу в это** стране "классического капитализма". Причем художник Кэри оказался сильнее Кэри-политического и религиозного мыслителя, идейно-эстетическое воздействие его романов далеко выходит за рамки концепции либерализма, положенной в основу трилогии и которую романы должны были через главных героев, так сказать, проиллюстрировать .

Характеры центральных персонажей трилогии, изображенные с помощью весьма последовательно и удачно примененных приемов психологической интроспекции и так называемого "многоглазия", приобрели масштабность социально-психологических типов, которые, хотя и привязаны к определенному времени и конкретной стране, обладают, при всей своей индивидуальности, повышенной степенью обобщающего, генерализирующего элемента. Это прежде всего относится к Честеру Ниммо, который может рассматриваться как образ -тип буржуазного политикана, фокусирующий в себе наиболее типические черты подобного социального явления. По силе обобщения, емкости, яркости разоблачения этот портрет политика, созданный Кэри, может быть поставлен рядом с такими героями реалистической литературы нашего века, как Дидерих Геслинг Генриха Манна, Кау-первуд Драйзера, Пелле Андерсена-Нексе и даже диктаторы из произведений Маркеса и Карпентьера.

Ощущение крупности, монументальности образа возникает при этом не из масштабности самой личности, а из концентрации в ней типичных черт, полноты изображения социально значительного, распространенного явления.

Образ Честера Ниммо, в своей общественной сущности столь глубоко и многогранно воплощенный в трилогии, сохраняет актуальность десятилетия после своего создания, поразительно сопоставим с фигурами реальных политиков капиталистического мира наших дней.

Принцип реализма - идти от изучения живого материала повседневной действительности к его художественному воплощению, принцип эстетического отбора торжествует в трилогии. Воплощая жизнь в ее собственных формах, Кэри добивается большой силы воздействия на ум и чувства читателя благодаря тому, что эти формы жизни оказываются у него не случайными, уникальными, а насыщенными особенно ярким, концентрированным, емким содержанием. Ирония, гипербола, заострение в ситуации, сцене, характере, формах речи персонажей, в сравнении, эпитете и т.д., то есть в микро- и макроструктурах повествования типичны для Кэри и подчинены этой задаче сгущения идейно-художественной сути изображаемого пласта реальности.

Тенденция к объемному изображению человеческих характеров отразилась в самой структуре трилогии с ее "многоглазием", тремя фигурами рассказчиков, формой повествования от первого лица. Многообразие возможностей этой "1сьи- формы вполне использовано писателем, демонстрирующим виртуозное владение различными стилями прозы - исповедальной, мемуарной, дневниковой. Стилизация под исповедь конкретного в социальном, характерологическом, культурном плане лица отличает тексты, созданные от имени каждого из повеет -вователей. Злесь форма повествования имеет насыщенную содержательность, помогает дать особенно полную характеристику психологии рассказчика, выявляя то, что он сам скрывает или не замечает в себе, что понимает превратно с противоположным авторскому и читательскому оценочным критерием.

Трилогию Кэри о Честере Ниммо можно поставить в один ряд с теми произведениями английской и не только английской прозы, которую обычно называют политическим романом. При этом в ней нельзя обнаружить особенных жанрообразующих черт, которые отличали бы ее от социально-психологической прозы вообще. Главным при выборе для ее определения слова "политическая" является тематика и проблематика, образ центрального или центральных персонажей.

В наши дни, когда большая политика вторглась в "частную" жизнь каждого человека, политизация романа /и не только этого литературного жанра/ стала свершившимся фактом. Советская критика ратует за создание острых, актуальных политических романов, повестей, сценариев, пьес и т.д., которые должны воспитывать активное отношение к действительности, гражданственность, причастность к сложной идеологической борьбе, ведущейся в нашем разделенном мире. В обобщенно понимаемом определении "политическая" содержатся различные жанровые подвиды прозы, в том числе остросюжетная и даже детективная, шпионская, социально-политическая художественная проза с сильным публицистическим началом, "роман-карьера", исторический роман или пьеса, повесть и т.д. о крупных политических событиях, процессах, деятелях, политический памфлет, утопия, "ключевой" роман, в котором ясно просматриваются общеизвестные факты и лица и т.д., а также такая крупная форма, как роман-эпопея.

Именно в плане политической тематики и проблематики трилогия Кэри, носящая синтетический жанровый характер, обычно определяется как политическая. В ней легко определимы жанровые свойства исторической, социальной, психологической большой прозы, струк-' туры"романа-карьеры", биографического романа, исповеди, мемуаров, наконец, трилогия имеет отдельные важные черты романа-эпопеи.

Важно отметить и то, что в творчестве Кэри политическая трилогия занимает особое место, являясь как бы итоговым произведением. И не столько потому, что оно действительно написано в о итоге творческой жизни художника, в последние годы существования Кэри - человека. А в первую очередь потому, что в ней как в фокусе собраны те проблемы, теш, идеи, человеческие характеры и типы, те стороны действительности, которые писатель изучал особенно тщательно, знал лучше всего, которые его волновали как мыслителя и художника, к которым он постоянно возвращался, эстетически исследуя и воплощая их всякий раз по-новому, в новом ракурсе, и вместе с тем, этот огромный и разнообразный материал жизни, художественно претворенный в творчестве крупного реалиста, тесно связан со спецификой Британской империи и собственно Англии, и очень много дает читателю, стремящемуся глубже узнать историю и современность этой страны.

 

Список научной литературыМусиенко, Алла Петровна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.,1962. Т.22.804 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: сборник. В 2-х т. 3-е изд. - М.: Искусство, 1976. - Т.1. 575 с.} Т.2. 719 с.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г.Моргана. М.: Политиздат, 1982. - 238 с.

4. Ленин В.И. Предисловие к русскому переводу книги "Письма И.Ф.Беккера, И.Дицгена, Ф.Энгельса, К.Маркса и др. к Ф.А.Зорге и дрУ Полн. собр. соч., т.15, с.229-249.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.:1961. - Т.22. 597 с.

6. Ленин В.И. Балканская война и буржуазный шовинизм. -Полн. собр. соч., т.23, с.38-39.

7. Ленин В.И. Вооружения и капитализм. Полн. собр. соч., т.23, с.175-176.

8. Ленин В.И.Английские либералы и Ирландия. Полн. собр. соч., т.24, с.365-368.

9. Ленин В.И.Конституционный кризис в Англии. Полн. собр. соч., т.25, с.73-76.

10. Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т.25, с.255-320.

11. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1969. - 782 с. -/Полн. собр. соч.; Т.29/.

12. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма. Полн. собр. соч., т.30, с.163-179.

13. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн. собр. соч., т.41, с.1-104.

14. Ленин Б.И. Речь о роли Коммунистической партии 23 июля /П конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля 7 августа 1920 г./. - Полн. собр. соч., т.41, с.213-267.изд. М.: Худож. лит., 1979. - 827 с.

15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -224 с.17. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Сб. материалов /Под общ. ред.Е.М.Тяжельникова. М.: Политиздат, 1981. - 190 с.

16. Актуальные проблемы методологии литературной критики: Принципы и критерии: сб. ct.J#- М.: Наука, 1980. 339 с.

17. Аллен У. Традиция и мечта. Краткий обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М.: Прогресс, 1970. - 423 с.

18. Анджапаридзе Г. Аллан Кэннеди. Многоликое "я". Проблема драматического действия в современной литературе. Совр. худож. лит. за рубежом, 1977, В I, C.II9-I2I.

19. Анджапаридзе Г. Обретение эпопеи. В кн.: Хьюз Р. Лисица на чердаке. М.: Прогресс, 1979, с.5-16.

20. Аникин Г.В. Трилогия Джойса Кэри о Честере Ниммо.

21. В кн.: Вопросы зарубежной литературы и искусства: Сборник з. Свердловск: Уральский госун-т им. А.М.Горького, 1974, с.14-26.

22. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высш.шк., 1975. - 528 с.

23. Аникин Г.В. Джеффри Мейерс. Тема колониализма в художественной прозе. Совр. худож. лит. за рубежом, 1975, $ I, с.89-91.15. Ленин В.И. О литературе

24. Аникст А. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956. - 483 с.

25. Ачебе Ч. Африка и ее писатели. Вопр. лит., 1983, JS II, с.96-104.

26. Барабаш Ю.Я. Алгебра и гармония: 0 методологии литературоведческого анализа. М.: Худож. лит., 1977. - 224 с.

27. Богдецкая Л.Д. Английский политический роман 1960-х годов: Дис. .канд. филол. наук. Горький, 1973.- 180 с. -Машинопис.

28. Богдецкая Л.Д. Документ ал и зм как ведущий принцип художественного воссоздания действительности в жанре политического романа /на материале романа Ч.П.Сноу "Коридоры власти"/. -Тр. Кирг. ун-та. Сер. заруб, лит., 1975, вып.1, с.51-70.

29. Ванчура 3. 20 лет английского романа. 1945-1964. /Пер. с чеш. М.: Высш.шк., 1968. - 115 с.

30. Васильева И. Ч.П.Сноу. Наделенные мудростью. Совр. худож. лит. за рубежом, 1975, № 5, с.10-12.

31. Васильева И.Н. В высшей степени современное искусство. -В кн.: Making It All Right. Modern English Short Stories. Moscow: Progress Publishers, 1978, С.3-36.

32. Великобритания /С.П.Мадзоевский, E.C. Хесин, Н.Н.Кричи-гина и др. М.: Мысль, 1981. - 429 с.

33. Венгеров Л.М. Заруб1жна литература I87I-I973. Огляд i портрети. К.: Вища шк., 1974. - 391 с.

34. Виноградов В.Н. У истоков лейбористской партии /18891900/. -М.: Наука, 1965. 230 с.

35. Виноградов И.И. Искусство. Истина. Реализм. М.: Искусство, 1975. - 175 с.

36. Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж. М.: Мысль, 1970.412 с.

37. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии новогои новейшего времени. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. - 224 с.

38. Волевич И., Майзельс С.Английская буржуазная критика в поисках новых путей. Вопр. лит., 1958, № 2, сЛ84-192.

39. Всегда с партией, всегда с народом: Материалы Объедин. пленума правления творческих союзов и организаций СССР и РСФСР /дек. 1982/. М.: Политиздат, 1983. - 93 с.

40. Гаврилюк A.M. Стиль форсайтовского цикла Джона Голсуор-си. Львов: Вища шк. Изд-во при Львов, ун-те, 1977. - 167 с.

41. Герштова Я. Ленин; Толстой, революция. В кн.: Ленин и марксистская литературная критика за рубежом. М.: Прогресс, 1977, с.259-268.

42. Гончаров Ю.В. Сквозь призму "политического романа".

43. В кн.: Американская литература и общественно-политическая борьба. 60-е начало 70-х годов XX века. М.: Наука, 1977, с.106-133.

44. Городецкая И.Е. Великобритания: избиратели, выборы, партии. 1945-1970. М.: Наука, 1974. - 223 с.

45. Гулиев Г.М. Творчество Десмонда Стюарта /К проблеме современной антиколониалистской литературы Англии/: Автореф. дис. . канд.филол. наук. Баку, 1968. - 21 с.

46. Гурович П.В. Подъем рабочего движения в Англии в 19181921 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 224 с.

47. Гурович П.В. Всеобщая стачка в Англии 1926 года. М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 224 с.

48. Дьяконова Н. Последняя трилогия Джойса Кэри. Иностр.лит., 1967, J& 2, с.265-267.

49. Ерофеев H.A. Очерки по истории Англии. I8I5-I9I7 гг., М.: Изд-во ИМО, 1959. 263 с.

50. Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. 1918-1939. -М.: Наука, 1965. 346 с.

51. Жлуктенко Н.Ю. Бунт внутри традиции. Творчество Джона Уйэна и современный английский критический реализм. Киев: Вшца шк., 1977. - 174 с.

52. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер: Жизнь и творчество. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 320 с.

53. Затонский Д. В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века. М.: Сов. писатель, 1979. - 430 с.

54. Ивашева В.В. Теккерей сатирик. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958. - 304 с.

55. Ивашева В.В. Английский роман 50-х годов. Иностр. лит., 1958, № I, с.211-217.

56. Ивашева В.В. Крах колониализма и английская литература. Иностр. лит., 1958, Л 9, с.210-220.

57. Ивашева В.В. Английский роман последнего десятилетия. /1950-1960/. М.: Сов. писатель, 1962, - 415 с.

58. Ивашева В.В. Современная английская литература. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. - 124 с.

59. Ивашева В. Английская литература. XX век. М.: Просвещение, 1967. - 476 с.

60. Ивашева В. в коридорах власти. Радуга, 1968, JS 8, с.159-174.

61. Ивашева В.В. Английские диалоги. Этюды о современных писателях. М.: Сов.писатель, 1971. - 551 с.

62. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Худож.лит., 1974. - 460 с.

63. Ивашева В. Что сохраняет время: Литература Великобритании 1945-1977: Очерки. М.: Сов.писатель, 1979. - 335 с.

64. Идеологическая борьба в литературе и эстетике: Сб. ст. /Ред.кол. А.Л.Дымшиц и др. М.: Худож. лит., 1972, - 334 с.

65. Йон Э. Ленинская теория отражения и эстетика. Размышления о "философских тетрадях" В.И.Ленина. В кн.: Ленин и марксистская литературная критика за рубежом. М.: Прогресс, 1977, с.107-125.

66. Каверин И. За кулисами английской блокады /Из истории первой мировой войны/. М.: Воениздат, 1955. - 208 с.

67. Калинкина С.К. Тема художника в буржуазном обществе в первой трилогии Джойса Кэри. Ученые записки, Омск: Омский педин-т, 1974, вып.86, с.65-76.

68. Калинкина С.К. Использование бицентричных конструкций в авторском повествовании от первого лица: На материале романов Даойса Кэри /Моск.гос. педин-т. им.В.И.Ленина. М., 1979.6 с. Рукопись деп. в ШЖОН АН СССР, № 4487.

69. Калинкина С.К. Структурно-семантическая характеристика бицентричных конструкций: На материале романов и рассказов Джойса Кэри /Моск. гос. педин-т. им.В.И.Ленина. М., 1979. -23 с. - Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, № 4486.

70. Кертман Л.Е. Борьба течений в английском рабочем и социалистическом движении в конце XIX начале XX вв. - М.: Высш. шк., 1962. - 112 с.

71. Кеттл А. Художник и политика. Иностр. лит., I960, № 8, с.214-216.

72. Кеттл А. Введение в историю английского романа /Яер. с англ. М.: Прогресс, 1966. - 446 с.

73. Кон И.О. Роман о трудном подростке. В кн.: Кэри Дж. Дорогой мой Чарли. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1980, с.3-14.

74. Кэри Дж. Удачное помещение капитала. В кн.: Современная английская новелла. М.: Прогресс, 1959, с.204г-223.

75. Кэри Да. Из любви к ближнему. М., Л.: Худож. лит., 1966. - 411 с.

76. Кэри Дж. Мы становимся взрослыми. Англия, 1966, № 19, с.90-98.

77. Кэри Дж. Из первых рук. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1971. - 384 с.

78. Кэри Дж. Весенняя песня. Вкус мечты. В кн.: Спасатель. М.: Молодая гвардия, 1973, с.243-249.

79. Кэри Дж. Глоток воздуха. Север,1976, № 12, с.91-99.

80. Кэри Дж. Дорогой мой Чарли. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1980. - 344 с.

81. Кэри Дж. Радость и страх: Роман. Рассказы. М.: Прогресс, 1980. - 490 с.

82. Левидова И. Ричард Хьюз. Деревянная пастушка. Удел человеческий. Совр. худож. лит. за рубежом, 1974, £ 3, с.8-10.

83. Ленин и зарубежное марксистское литературоведение. /Гл. ред. Трущенко Е.Ф. М.: ИНИ0Н, 1976. - 207 с.

84. Ллойд-Джордж Д. Европейский хаос. Л., М.: Петроград, 1924. - 152 с.

85. Ллойд-Джордж Д. Мир ли зто? Л., М.: Пучина, 1924. -247 с.

86. Лондон Дж. 0 писательской философии жизни. В кн.; Писатели США о литературе: Сб. ст./Пер. с англ.; Под ред. М.Тугу-шева. М.: Прогресс, 1974, сЛ04-108.

87. Люксембург A.M. Творческий путь Ч.П.Сноу. Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1979. - 198 с.

88. Мазор Ю.П. Подъем рабочего движения в Англии в 19101913 гг. М.: Наука, 1966. - 240 с.

89. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 19201930-х годов. Утрата и поиски героя.- М.: Высш. шк., 1966. -270 с.

90. Михальская Н. Малькольм Брэдбери. Возможности: Очерки о состоянии романа. Совр. худож. лит. за рубежом, 1974, Jfc I, с.91-93.

91. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. М.: Высш. шк., 1982. 192 с.

92. Мотылева Т.Л. Иностранная литература и современность: Статьи. М.: СоЕ.писатель, 1961. - 368 с.

93. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Сов. писатель, 1966. - 471 с.

94. Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма: Исследования и наблюдения. М.: Сов.писатель, 1973. - 438 с.

95. Мулярчик A.C. Проблемы международной политики в современной литературе США. В кн.: Американская литература и общественно-политическая борьба 60-х - начала 70-х годов XX века. М.: Наука, 1977, с.134-153.

96. Муравьев В. Джойс Кэри. Джарвис Буян. - Соврем, худож. лит. за рубежом, & 6, 1975, с.12-15.

97. Муравьев В. Чем люди живы. В кн.: Кэри Джойс. Радость и страх: Роман. Рассказы. М.: Прогресс, 1980, с.5-14.

98. Муравьев B.C. Разговор о Кэри: Обзор. Соврем, худож. лит. за рубежом, 1983, В 6, с.21-29.

99. Пенезе И.Я. Особенности структуры художественного времени первой трилогии Джойса Кэри /Латв. гос. ун-т им.П.Стучки. -Рига, 1983. 22 с. - Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, № 13580.

100. Пенезе И.Я. Идейно-художественные особенности первой трилогии Джойса Кэри: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -ГЛ.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 20 с.

101. Перегудов С.П. Лейбористская партия в социально-политической системе Великобритании. М.: Наука, 1975. - 414 с.

102. Петров С.М. Критический реализм. М.: Высш. пли, 1980. - 359 с.

103. Плаужевская Е. Антиколониальный и антиимпериалистический роман Джеймса Олдриджа 40-х начала 50-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Львов, 1958. - 15 с.

104. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 336 с.

105. Прево К. Ленин, политика, литература. В кн.: Ленин и марксистская литературная критика за рубежом. М.: Прогресс, 1977, с.289-306.

106. Седьмой съезд писателей СССР 30 июня 4 июля 1981: Стенографич. отчет. - М.: Сов.писатель, 1983. - 606 с.

107. Сноу Ч.П. Говорить правду /Беседа о принципах и системе творческой работы/. Вопр. лит., 1964, $ 2, с.165-178 .

108. Сноу Ч.П. Избранное: В 2-х т. М.: Прогресс, 1978. Т.2. Коридоры власти.-363 с.

109. Современная психология в капиталистических странах. /Под ред. Е.В.Шорохова. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 406 с.

110. НО. Старцев А. От Уитмена до Хэмингуэя. 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1981. - 374 с.

111. Теккерей У.М. Собрание сочинений: В 12-ти т.- М.: Худож. лит., 1975. Т.З. Записки Барри Линдона: Роман. - Книга снобов. Очерки. 542 с.

112. Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия: Роман без героя. -М.: Худ. лит-ра, 1983. 734 с. .

113. Г.Флобер Г. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Правда, 1971. - Т.2. Кандидат, с.279-357.

114. Фокс Р. Роман и народ. Л.: ГИХЛ, 1939. - 232 с.

115. Халфин H.A. Создание и распад британской колониальной империи. М.: Изд-во восточн. лит., 1961. - 106 с.

116. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.З. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит., 1981. 431 с.

117. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.4. Худо~ жественное творчество, действительность, человек. М.: Худож. лит., 1982. - 479 с.

118. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1982. - 334 с.

119. Хьюз Р. Лисица на чердаке. М.: Прогресс, 1979. -308 с.

120. Хьюз Р. Лисица на чердаке. Деревянная пастушка. Кишинев: Лумина, 1981. - 544 с.

121. Хэкси С. Английские консерваторы у власти. М.: Соц-экгиз, 1940. - 136 с.

122. Хэмингуэй Э. Писатель и война /Речь на П конгрессе американских писателей/. В кн.: Писатели США о литературе: Сб. ст./Пер. с англ.;Под ред. М.Тугушева. - М.: Прогресс, 1974, с.284-286.

123. Черняк Е.Б. Секретная дипломатия Великобритании: Из истории тайной войны. М.: Междунар. отношения, 1975. - 372 с.

124. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1968. - 374 с.

125. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. 2-е изд.- М.: Сов. писатель, 1975. 376 с.

126. Шерешевская М. Джойс Кэри и его романы.- В кн.: Джойс Кэри. Из любви к ближнему. М., Л.: Худож. лит., 1966, с.5-15.

127. Шерешевская М. Роман Джойса Кэри "Из первых рук". -В кн.: Джойс Кэри. Из первых рук. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1971, с.3-12.

128. Adams P. The stateman's story of his childhood. The Atlantic, 1954, Jan., p. 82.

129. Afterwords. Novelists on their novels. /Ed. T.McCor-mack. New York: Herper, 1968, XVI. - 231 p.

130. Allen W. The English novel: A short critical history.- London: Phoenix house, 1954. 359 p.

131. Allen W, Joyce Cary London etc.: Longmans, Green, 1954. - 32 p.

132. Allen W. Joyce Cary. The New Statesman and Nation, 1957, N 6, p. 434.

133. Allen W. Writers on writing /Selected and introducted by V/. Allen. London: Allen, 1958. - 258 p.

134. Allen W. Joyce Cary's profound lost novel. Encounter, 1959, May, p. 79-80.

135. Allen W. The Novel to-day. London: Longmans, Green, 1960. - 44 p.

136. Allen W. Tradition and Dream. The English and American novel from the twenties to our time. London: Phoenix house, 1964. - 346 p.

137. Allen W. Reading a novel. 4-th. ed. - London: Phoenix house, 1965. - 64 p.

138. Alter R. Rogue's Progress: Studies in the Picaresgue Fovel (Mass.) Cambridge: /s.n.7, 1964. - 148 p.

139. Auerbach E. Mimesis: The Representation of Reality in Western Literature /Transl. from German by W.R.Trask. -Princeton (N.Y.): fs.n./, 1968. 563 p.

140. Bede I.L. Les romans africains de Joyce Cary. These.- Lille: Univ. press, 1973. 471 p.

141. Bergonzi B. The Situation of the novel. London: /S.n.7, 1970. - 226 p.

142. Bergson H. The two sources of morality and religion.- Garden City: Doubleday, 1954. 320 p.

143. Bettman E.R. Cary and the problem of political morality. Antioch Review, 1957, XVII. p. 266-272.

144. Bloom R. The indeterminate world: a study of the novels of Cary. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania press, 1962. - 212 p.

145. Booth W.O. The Rhetoric of Fiction, Chicago, London: Univ. of Chicago press, 1975. - 453 p.

146. Bradbury M. Lonely passions. New Statesman, 1969, N 2020, 28/23, p. 778-780.

147. Bradbury M. Possibilities. Essays on the Stste of the- 175

148. Novel. Oxford: Univ. Press, 1973. - 297 p.

149. Brierre A. Un romancier protestant de L'Angleterre moderne. Rencontre avec Joyce Cary. Reforme, 1955, N 512, 8/1, p. 7.

150. Burke K. Counter-statement. Berkeley, Los. Angeles: Univ. of Calif, press, 1968. - 225 p.

151. Copitanchik M. Trial and error. Spectator, 1969, IT 7371, 4/x, p. 445-446.

152. Cary J. The African Witch. London: Gollanez, 1936.- 448 p.

153. Cary J. Britain and West Africa. London, a.o.: Longmans, Green, 1946. - 72 p.

154. Cary J. The Way a Novel Gets Written. Herper's Magazine, 1950, CC, February, p. 87-93.

155. Cary J. Except the Lord. London: Joseph, 1953. -286 p.

156. Cary J. A fearful joy. London: Penguin Books in association with Michael Joseph, 1955. - 411 p.

157. Cary J. Not Honour More. London: Joseph, 1955. -222 p.

158. Cary J. The censorship plot. Spectator, 1955, N 6611, 11/III, p. 275-276.

159. Cary J. Can Western values survive without religion?- Time ans Tide, 1955, 9/VII, p. 901-902.

160. Cary J. A House of Children. N.Y.: Harper, 1956. -276 p.

161. Cary J. You are only young once. Encounter, 1956, Sept., p. 24-26.

162. Cary J. To be a pilgrim. Harmondsworth: /S.n./, 1957. - 383 p.

163. Cary J. Freedom for the captive. Newsweek, 1957, 8/IV, p. 25.

164. Cary J. The Horse's Mouth. London: Joseph, 1958. -296 p.

165. Cary J. Art and Reality. London, N.Y.: Cambridge univ. press, 1958. - 182 p. (The Clark lectures, 1956).

166. Cary J. First trilogy. N.Y.: Harper, 1958. - 289 p.

167. Cary J. Charley is my darling. London: Joseph, 1959. - 342 p.

168. Cary J, The Captive and the Free. London: Joseph, 1959. - 316 p.

169. Cary J. Spring Song and other stories. New York: Harper, 1960. - 285 p.

170. Cary J. Memoirs of the Bobotes. Austin: Univ. of Texas press, 1960. - 154 p.

171. Cary J. An American Visitor. New York: Harper, 1961. - 247 p.

172. Cary J. The case for African freedom and other writings on Africa. Austin: Univ. of Texas press, 1962. - 241 p.

173. Cary J. The Moonlight. Garden City (H.Y.): Double-day, 1962. - 379 p.

174. Cary J. Prisoner of Grace. New York: Grosset and Dunlap, 1962. - 301 p.

175. Cary J. Castle Corner. New York, Evanson: Harper and Row, 1963. - 424 p.

176. Cary J. Power in Men /With an introd. by Hazard

177. Adama. Seattle: Univ. of Washington press, 1963. - 274 p.

178. Cary J. Mister Johnson. London: Joseph, 1968. -250 p.

179. Cary J. Aissa saved Oxford, a.o. : /S.n./, 1969. - 212 p.

180. Cary J. Modern Short stories /Ed. by S.H. Burton. -London: Longman, 1970. 274 p.

181. Spectacular! The story of epic films. Secaucus, N.Y.: Castle book, 1974. - 160 p.

182. Cary J. Cock Jarvis (An unfinished novel) /Ed. by A.G.Bishop. London: Joseph, 1974. - 267 p.

183. Cary J. Selected Essays /Ed. by A.G.Bishop. London: Joseph, 1976. - 263 p.

184. Case E. The free world of Cary. Modern Age, 1959, III, p. 115-124.

185. Contemporary British novelists /Ed. by Ch. Chapiro. Carbondale, Edwardsville: Southern Illinois Univ. Press, 1965. - 164 p.

186. Cook C. Joyce Cary: Liberal Principles. London: Vision and Barnes and Noble, 1981. - 245 p.

187. Cowley M. Writers at work: The Paris Review Interviews. Ser. I, 1958. 309 p.

188. Craig D. Up from the grave. London, 1971. - 191 p.

189. Craig D. The real foundations. Literature and social change. London: Chatto and Windus, 1973. - 318 p.

190. Dan Davin. Five Y/indows Darken. Recollections of Joyce Cary. Encounter, N 61975, June, p. 24-33.

191. Echeruo M.J.C. Joyce Cary and the novel of Africa.1.ndon: Longman, 1973. 156 p.

192. Fisher B. Joyce Cary: the Writer and his Theme. -Gerrards Cross: Colin Smythe, 1980. 414 p.

193. Poster M. Joyce Cary: a biography. Boston, 1968. - 555 p.

194. Friedman A.W. Joyce Cary's cubistic morality. Contemporary Lit., 1973, vol. 14, N 1, p. 78-96.

195. Prye N. Anatomy of Criticism: Pour Essays. Princeton (1T.Y.): Princeton Univ. press, 1957. - 383 p.

196. Gardner H. The Novels of Joyce Cary. In; Essays and studies. London, 1975, vol. 28. - 122 p.

197. Grant D. The Novel and its Critical Terms. Essays in Criticism, 1951, N 1, p. 421-429.

198. Hall A. Active creative freedom. Books and bookmen, 1969, N 2, Dec. p. 22-23.

199. Hall J. The Tragic Comedians. Seven Modern British novelists. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1963. - 174 p.

200. Hamilton A. A dash of Hoggery. J. Cary's african no -vels lay tragedy and charm side by side. Books and bookmen, 1965, N 7, April, p. 41-42.

201. Hamilton K. Boon or Thorn? Joyce Cary and Samuel Beckett on Human Life. The Dalhousie Review, 1959, N XXXVIII, p. 433-442.

202. Hardy B. Porm in Joyce Cary's Novels. Essays in Criticism, 1954, N IV, p. 180-190.201.2o1. Hatfield G.W. Henry Fielding and the language of irony. Chicago: The Univ. of Chicago press, 1968. - 224 p.

203. Hoffmann C.G. Joyce Cary: Art and Reality. The Interaction of Form and Narrator. Univ. of Kansas City»Review, 1960, IT XXVI, p. 273-283.

204. Hoffmann C.G. Joyce Cary: the comedy of freedom. -Pittsbourgh: Univ. of Pittsbourgh press, 1964. 206 p.

205. Holloway J. Joyce Cary's fiction: modernity and sustaining power. The Times Literary Supplement, 1959, N 7, Aug., p. XIV.

206. Holloway J. The colours of clarity. London: Rout-ledge and Paul, 1964. - 166 p.

207. Hughes R. The wooden Shepherdess. Human predicament. London: Chatto and Windus, 1973, vol. 2.-389 p.

208. Johnson P.H. Joyce Cary's later manner. John O'Lon-don's Weekly, 1952, 26/IX, p. 895.

209. Jones M.V. An aspect of Tolstoy's impact on Modern English fiction: The "Kreutzer Sonata" and Cary's "The Moon -light". The Slavonic and East European Review, 1978, IT 1, Jan., p. 97-105.

210. Karl P.R., Magalane M. A Reader guide to great twentieth century English novels. New York: The Noonday Press, 1959. - 293 p.

211. Karl F.R. The Contemporary English Novel. New York: Farrar etc., 1962. - 304 p.

212. Karl P.R. A reader's guide to the contemporary English novel. London: Thomas and Hudson, 1972. - 375 p.

213. Kennedy A. The Protean Self. Dramatic Action in Contemporary Fiction. London: Macmillan, 1974. - 304 p.

214. Kerr E.M. Joyce Cary's Second Trilogy. Univ. of Toronto, Quarterly, 1960, XXIX, N 3, April, p. 310-325.

215. King C. Cary and creative imagination Tamarack Review, 1959, N 10, p. 39-51.

216. Larsen G.L. The dark descent. Social change and moral responsibility in the novels of Joyce Gary, London: Joseph, 1965. - 198 p.

217. Leavis F.R. The Great Tradition. George Eliot. Henry James. Joseph Conrad. London: Chatto and Windus, 1948. -266 p.

218. Lewis R. Paramount Post-Joycean. Saturday Review, 1959, N 18, April, p. 22.

219. Lindsay J. After the 30-ies. The novel in Britain and its future. London: Lawrence and Wishart, 1956. - 239 p.

220. MacAusland R. The tiger and the Lark. Masses and mainstream, 1956, June, p. 38-39.

221. Mahood M.M. Joyce Cary in Africa 1913-1920. The New Statesman and Nation, 1960, N 1, Oct., p. 472-477.

222. Mahood M.M. Joyce Cary's Africa. Boston etc.: Cambridge Riverside press, 1965. - 206 p.

223. Mahood M.M. The Colonial encounter. A reading of six novels. London: Collings, 1977. - 211 p.

224. Meyers J. Fiction and the Colonial Experience. -Ip.sjri.ch: Boydell Press, 1973. 147 p.

225. Mitchell G. The art theme in Joyce Cary's first trilogy» ~ Hague, Paris, Mouton, 1971. 136 p.

226. Noble R.W. Joyce Cary. Edinburgh: Oliver and Coyd, 1973. - 117 p.

227. Nye K. A Comedy of more than freedom. The Times, 1969, 11/X, p. V.

228. O'Connor W.V. Joyce Cary. N.Y., London: Columbia Univ. Press, 1966. - 47 p.

229. Pritchett V.S. Books in General. The New Stateman and Nation, 1951, N 27, Oct., p. 464-465.

230. Richardson M. New Novels. The New Statesman and Nation, 1955, N 23, April, p. 586.

231. Rosten N. Mister Johnson. Plays and Players, 1960, N XI, p. 15.

232. Ryan M. An Interpretation of J.Cary's "The Horses Mouth". Critigue: Studies in Modern fiction, 1958, N 11, p. 29-38.

233. Seltzer Al. Speaking out of both sides of "The Horsed Mouth": Joyce Cary vs Gulley Jimson". Contemporary Lit. /Ma-disson Wis./, 1974, vol. 15, N 4, p. 488-502.

234. Snow Ch.P. In their Wisdom. London: Macmillan, 1974. - 313 p.

235. Soderskog I. Joyce Cary's "Hard Conceptional Labour". A structural analysis of "To be a Pilgrim". Goteborg, 1977. - 176 p.

236. Southall R. Literature, the individual and society. -London: Lawrence and Wishart, 1977. 184 p.

237. Stanford D. His Star is in the Ascendant. Books and Bookmen, 1957, May, p. 7.

238. Starkie E. Joyce Cary: A personal portrait. Virginia Quarterly Review, 1961, vol. 37, N 1, p. 110-134.

239. Steinbrecher G. Joyce Cary: master novelist. College English, 1957, N 8, May, p. 387-395.

240. Stewart D. The ark of God: studies in five modem novelists. London: The Carey Kingsgate press, 1961. - 158 p.

241. Stewart J.M. Eight Modern Writers. Oxford: Clarendon press, 1966. - 704 p.

242. Taylor A.J.P. The Trouble Makers: Dissent Over Foreign Policy, 1972-1932. London: Hamilton, 1957. - 207 p.

243. Tillich P. Morality and beyond. New York, Evanston: Harper and Row, 1963. - 95 p.

244. Tindali W.Y. James Joyce. His way of interpreting the modern world. New York, London: Scribner, 1950. - 134 p.

245. Tindall W.Y. The Literary Symbol. New York: Columbia Univ. press, 1955. - 278 p.

246. Trilling L# The Liberal Imagination: Essays on Literature and Society. New York: Viking press, 1950. - 303 p.

247. Tyler P. Has the horse's mouth a gold tooth? Art News, 1959, Jan. p. 38-39, 66.

248. Van Ghent D. The English Novel: Form and Function. -New York: Harper and Row, 1967. 333 p.

249. Van Horn R.G. Freedom and imagination in the novels of Cary. Midwest Journal, Winter 1952-1953, N V, p. 19-30.

250. Wolkenfeld J. Joyce Cary: the developing style. New York: New York Univ. press, 1968. - 200 p.

251. Woodcock G. Citizens of Babel: a study of Cary. -Queen's Quarterly, 1956, N I, XIII. p. 236-246.

252. Wright A. Joyce Cary: A preface to his novels. London: Chatto and Windus, 1958. - 186 p.

253. Wright A. Transcendence on Trial. Saturday Review, 1963, N 5, Feb., p. 30-35.c