автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Особенности "армейской трилогии" Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Щукина, Вероника Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Особенности "армейской трилогии" Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности "армейской трилогии" Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века"

На правах рукописи

пщ

Щукина Вероника Александровна

ОСОБЕННОСТИ «АРМЕЙСКОЙ ТРИЛОГИИ» ДЖЕЙМСА ДЖОНСА В КОНТЕКСТЕ АНТИМИЛИТАРИСТСКОЙ ПРОЗЫ США XX ВЕКА

Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

11 НОЯ 2013

Воронеж —2013

005539293

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Савченко Алла Леонидовна

Официальные оппоненты:

Несмелова Ольга Олеговна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы отделения русской и зарубежной филологии Института филологии и искусств ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Дуров Борис Юрьевич,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского»

Защита состоится «18» декабря 2013 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.14 в Воронежском государственном университете по адресу: 394006, г. Воронеж, пл. Ленина, 10, ауд. 37.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.

Автореферат разослан « -М » ноября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Житенев Александр Анатольевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Джеймс Рамон Джонс (James Ramon Jones, 1921-1977) - один из наиболее ярких и самобытных прозаиков США второй половины XX века. Уже в 1952 г. он получил Национальную Книжную Премию (National Book Award) за свой первый роман «Отныне и вовек» (1951), обойдя основных претендентов на эту награду - Дж. Д. Сэлинджера («Над пропастью во ржи») и Г. Вука («Восстание на «Кейне»), Дебютное произведение американского писателя печаталось огромными тиражами в 1950-е годы и до сих пор остается в списке бестселлеров. Популярность творчества Дж. Джонса в целом в США XXI века не только не угасает, но, напротив, стремительно растет, что подтверждает и недавнее появление в сети Интернет «Литературного общества Джеймса Джонса» - "James Jones Literary Society" (URL: http://www.jamesjonesliterarysociety.org).

Несмотря на разнообразие интересовавших Дж. Джонса и затрагиваемых в его творчестве тем, истинным и единственным источником вдохновения для американского писателя всегда являлась армия. Он, как никто другой, смог не только прекрасно изобразить армию - особый мужской мир, но и осмыслить весь комплекс существующих в сознании людей представлений об этой организации. В результате центральное место в творческом наследии Дж. Джонса заняла «армейская трилогия»1, состоящая из романов «Отныне и вовек» ("From Here to Eternity", 1951), «Тонкая красная линия» ("The Thin Red Line", 1962) и «Только позови» ("Whistle", посмертная публикация в 1978). Эти произведения, с одной стороны, могут рассматриваться в качестве вполне самостоятельных, так как каждое имеет законченную сюжетную канву и собственных действующих лиц, с другой - их сближают переходящие из книги в книгу схожие типы персонажей, фиксация дальнейшей трансформации некоторых центральных характеров.

1 Автор не дает общего названия для трех своих романов; относительно этих произведений в отечественном литературоведении используется термин «военная трилогия», однако нам представляется более точным

определение, бытующее в зарубежной науке, - "army trilogy".

3

В зарубежном литературоведении «армейская трилогия» вызывала и до сих пор вызывает повышенный интерес, причем работы исследователей характеризуются неоднозначностью оценок. Можно выделить несколько бытующих в зарубежной науке точек зрения на «армейскую трилогию» в целом и составляющие ее романы в частности: 1) "realistic novels about army life" («реалистические романы об армейской жизни»): Р. Кьернан, Р. Картер; 2) "nonfiction documentary" («биографический документализм»): Дж. Гарретт, П. М. Сонненбург; 3) "heroic fiction" («героическое повествование»): Дж. Вэлдмейр, JI. Лутвак, М. Гайсмар; 4) "bildungsroman" («роман воспитания»): П. Джонс, Ф. МакШейн; 5) "folk art fiction" («фольклорное повествование»): Дж. Уэлш; 6) "magic realism" («магический реализм»): С. Картер; 7) "horrific comedy" («ужасающая комедия») + "existential absurdity" («экзистенциальный абсурд»): М. Дикстейн.

В современной американской науке о литературе наблюдается новый всплеск исследовательского интереса к «армейской трилогии» (достаточно упомянуть монографию С. Картера 1998 г., диссертации П. М. Сонненбург (2002) и Р. К. Картера (2009)), что связано с осознанием огромного количества не выявленных ранее художественных, жанровых и идейных достоинств произведений Дж. Джонса.

В отечественном литературоведении, напротив, можно констатировать недостаточное внимание к наследию этого автора, все значение романов которого до сих пор сводится к их антивоенному пафосу.

Немногочисленные работы (а это были статьи и предисловия к книгам) о Дж. Джонсе в нашей стране выходили лишь в 50-80-х годах прошлого века. При этом все имеющиеся в отечественной науке статьи о Дж. Джонсе принадлежат перу советских ученых, которые часто рассматривают его творчество сквозь призму социалистической идеологии.

В целом в российском литературоведении выделяется несколько основных точек зрения на «армейскую трилогию», которая рассматривается как: 1) военный / антивоенный роман (М. О. Мендельсон, Э. Д. Муратова,

4

П. М. Топер, Т. Д. Бенедиктова, А. М. Шевченко, Д. А. Волкогонов и др.);

2) антимилитаристский роман США (Н. Ф. Овчаренко, Т. Г. Боголепова);

3) американский национальный эпос (Ю. В. Ковалев, А. С. Мулярчик, Р. Д. Орлова).

Тем не менее, произведения Дж. Джонса нельзя охарактеризовать ни одним из предложенных определений, каждое из которых сужает тематические, идейные или жанровые границы этих книг. Вне поля зрения отечественных исследователей остаются такие важные особенности «армейской трилогии», как связь с экзистенциализмом, романтизмом, фрейдизмом; специфика осмысления проблем национальной идентичности и межнациональной коммуникации, интерпретации феномена «американской мечты», отражения исторических фактов в каждом из романов.

Имеющиеся в отечественной науке статьи, с одной стороны, не в состоянии охватить все произведения «армейской трилогии» в их единстве и ограничиваются частичным рассмотрением одного из романов, с другой - они в силу своего временного отрыва от современного литературоведения не могут претендовать на всеобъемлющий анализ творчества Джеймса Джонса. Как нам представляется, назрела необходимость предпринять попытку детального анализа «армейской трилогии».

Актуальность работы видится в том, что в ней пересматриваются устоявшиеся литературоведческие концепции, связанные с интерпретацией творчества Джеймса Джонса.

Научная новизна настоящего исследования обусловлена тем, что в нем впервые в отечественной науке предпринимается попытка монографически рассмотреть «армейскую трилогию» Дж. Джонса, охарактеризовать ее связи с литературным и культурным контекстами эпохи.

Объектом исследования является «армейская трилогия» Джеймса Джонса, рассматриваемая в контексте американской антимилитаристской прозы XX века, предметом - художественные особенности «армейской трилогии» Джеймса Джонса.

Материалом для настоящей работы послужили оригиналы и переводы романов Дж. Джонса «Отныне и вовек», «Тонкая красная линия», «Только позови», а также произведений Дж. Дос Пассоса, С. Крейна, Э. Майрера, Н. Мейлера, Э. Моргана, У. Стайрона, Р. Флэнагана, Дж. Хеллера, Дж. Херси и И. Шоу.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Д. Дюришина, Д. В. Затонского, Ю. М. Лотмана, а также культурологические изыскания Дж. Куллена, С. Хантингтона, В. П. Шестакова и др. При работе над диссертацией использовались компаративный, культурно-исторический и историко-биографический методы.

Цель диссертационной работы состоит в определении идейно-смысловых, тематических и жанровых особенностей «армейской трилогии» Дж. Джонса, которые выделяют ее из числа американских антимилитаристских произведений.

Такая цель предполагает решение следующих задач:

- проследить основные этапы развития антимилитаристской прозы США XX века;

- показать художественное своеобразие как «армейской трилогии» в целом, так и каждого романа, входящего в ее состав;

- определить точки соприкосновения «армейской трилогии» с американской антимилитаристской прозой и точки отталкивания;

- выявить место рассматриваемых произведений Дж. Джонса в мировом общелитературном пространстве.

Научно-практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его материалов и результатов для разработки или расширения общих курсов по зарубежной литературе XX века, спецкурсов по американской литературе, а также для дальнейшего изучения творчества Дж. Джонса и американских писателей, создававших антимилитаристскую прозу.

Положения, выносимые на защиту:

1. Американская антимилитаристская проза зарождается в конце XIX века и обособляется от антивоенной литературы, выбирая другой объект изображения (в антивоенной прозе - война, в антимилитаристской прозе США - армия (wartime army, peacetime army)).

2. Образ армии приобретает в антимилитаристской прозе США негативные черты (армия - устрашающее чудовище, армия - бездушный механизм, армия -разновидность вечного вселенского зла).

3. Для американской антимилитаристской прозы характерен особый тип героя — «возлюбившего войну», который имеет несколько разновидностей: 1) «возлюбивший войну-власть», 2) «возлюбивший войну-смерть», 3) «возлюбивший войну-убийство», 4) «возлюбивший войну-карьеру».

4. «Армейская трилогия» Дж. Джонса имеет общий с американской антимилитаристской прозой объект изображения (армия США), однако по-новому интерпретирует этот образ (армия изображается в положительном ключе: армия-вселенная, армия-универсальный идеал).

5. В «армейской трилогии» возникает новый (отличный от «возлюбившего войну») тип героя - «возлюбивший армию», который в романах Дж. Джонса существует в двух вариантах: 1) «возлюбивший армию-мечту» и 2) «возлюбивший армию-реальность».

6. «Армейская трилогия» имеет нехарактерную для антимилитаристской прозы тематику и проблематику: в произведениях Дж. Джонса преобладающей оказывается экзистенциальная проблематика - проблемы отчуждения, одиночества человека, внутреннего выбора, бессмысленности жизни.

7. В романах «армейской трилогии», в отличие от антимилитаристской прозы США, обнаруживаются обширные связи с общелитературным контекстом (экзистенциализмом, романтизмом, фрейдизмом, творчеством Ф. М. Достоевского).

Апробация диссертационной работы осуществлялась на следующих международных, всероссийских и региональных конференциях: 1)

7

Международная конференция «XXIII Пуришевские чтения: Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения» (Москва, МПГУ, 5-8 апреля 2011 г.), 2) Всероссийская научная конференция «Память разума и память сердца» (Воронеж, ВГУ, 22-23 апреля 2011 г.), 3) XXI Международная конференция Российской ассоциации преподавателей английской литературы «Современная англоязычная литература: проблемы жанра и стиля» (Смоленск, СмолГУ, 20-22 сентября 2011 г.), 4) IX Международная научная конференция «Художественный текст и культура» «Образ европейца в русской и американской литературах» (Владимир, ВГГУ, 20-22 октября 2011 г.), 5) XXXVII Международная конференция Общества по изучению культуры США «Город и урбанизм в американской культуре» (Москва, МГУ, 2-9 декабря 2011 г.), 6) XLI Международная филологическая конференция (Санкт-Петербург, СПбГУ, 26-31 марта 2012 г.), 7) XXI региональная научно-методическая конференция «Культура общения и ее формирование» (Воронеж, ВГУ, ВОИПКиПРО, 9-10 апреля 2012 г.), 8) IV Международная конференция «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казань, КФУ, 2-7 мая 2012 г.), 9) XXII Международная научная конференция РАПАЛ-БААИ/БАПАЯ «Проблема национального глазами Старого и Нового Света» (Минск, МГЛУ, 26-28 сентября 2012 г.), 10) Международная научная конференция «Нарратологический подход к тексту: проблемы теории и художественная практика» (Воронеж, ВГУ, 16-18 ноября 2012 г.), 11) XXXVIII Международная конференция Общества по изучению культуры США «Ценности американской культуры: вчера и сегодня» (Москва, МГУ, 14-21 декабря 2012 г.), 12) VIII Международная научная конференция «Гуманитарные науки и современность» (Москва, МИИ, 28 декабря 2012 г.), 13) Международная научная конференция «Книга в современном мире» (Воронеж, ВГУ, 26-28 февраля 2013 г.), а также на конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и докторантов ВГУ по итогам научно-исследовательской работы (Воронеж, ВГУ, апрель 2012 г. и апрель 2013 г.) и аспирантских семинарах, проводимых кафедрой зарубежной

8

литературы ВГУ (2010-2013 гг.). Результаты исследования нашли отражение в шестнадцати публикациях, три из которых осуществлены в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Положения и результаты диссертационной работы внедрены в научную и проектную деятельность Научно-внедренческого центра Международного исследовательского института (Акт о внедрении результатов диссертационного исследования и их апробации № 12/12-6423 от 28.12.2012).

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии; общий объем работы составляет 172 страницы. Библиография содержит 235 наименований, в том числе 63 - на английском языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы, подчеркиваются ее актуальность и новизна, освещается степень научной разработки темы, дается обзор трудов зарубежных и отечественных ученых, посвященных творчеству Дж. Джонса, формулируется цель, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определяются методология, научно-практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации основных положений диссертации.

Глава 1. Антимилитаристский роман в американской прозе. Этапы развития

В первой главе рассматривается процесс развития антимилитаристской литературы США с конца XIX века до 1980-х годов и выделяются ее отличительные черты.

Изображение человека на армейской службе всегда было характерно для антивоенных романов, однако на первый план выступало желание осмыслить феномен войны. В антимилитаристской прозе, которая получает наиболее активное развитие в США, напротив, армия (довольно часто вооруженные силы мирного времени) становится центральным объектом изображения. Такие произведения направлены на определение роли этого социального института в

жизни отдельного солдата и государства, тогда как репрезентация войны отходит на задний план, либо отсутствует вовсе.

1.1 Истоки антимилитаристской прозы США

Исходным пунктом в развитии антимилитаристской прозы США можно считать роман Стивена Крейна «Алый знак доблести» (1895). В этом произведении уже заметно внимание писателя к армии военного времени как особой организации, хотя на первый план выходит изображение феномена войны и осмысление ее влияния на человека.

Так, в «Алый знак доблести» автор вводит массовый обобщенный образ армии, аналоги которого будут появляться в американских антимилитаристских романах XX века. Войско изображается С. Крейном как самостоятельное одушевленное огромное существо, что акцентируется с помощью многочисленных олицетворений.

Наибольший интерес писателя вызывают два противостоящих друг другу феномена: трусость и храбрость. Граница между ними оказывается достаточно размытой: с точки зрения С. Крейна, и трус, и герой в равной мере не принадлежат себе в момент совершения соответственно дезертирства и подвига на войне, а действуют под влиянием неизведанных сил.

«Алый знак доблести» совмещает черты как антивоенного (интерес к войне как таковой), так и антимилитаристского (интерес к армии военного времени) романа, что позволяет считать его первым звеном в цепи многочисленных антимилитаристских книг США XX века.

Традиции, заложенные С. Крейном, продолжили и развили американские писатели, создавшие произведения о Первой мировой войне. Однако из огромного количества таких книг (Дж. Дос Пассоса, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя и др.) единственным ярким образцом антимилитаристской прозы является роман Джона Дос Пассоса «Три солдата» (1921).

В этом произведении автор изображает героев, духовно погибших «под колесами» (такое название имеет последняя часть книги) армейской машины, не сумевшей оправдать надежд трех добровольцев. На смену созданному

ю

С. Крейном метафорическому образу страшного, но все же живого монстра приходит символический образ бездушного вечного механизма.

У Дж. Дос Пассоса появляется и четкое противопоставление феноменов войны и армейской службы, что делает его произведение по-настоящему антимилитаристской книгой. В этой связи затрагиваемая писателем проблема дезертирства трактуется по-особому: герои уклоняются от службы в армии мирного времени (уже после окончания Первой мировой войны) и пытаются бороться с деспотией сержантов и офицеров.

1.2 Развитие американской антимилитаристской прозы после Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны жанр американского антимилитаристского романа получает особенно активное развитие и начинает заметно доминировать над антивоенной прозой. В литературе США этого периода прослеживается параллельное развитие всех разновидностей антимилитаристского романа: 1) произведений, направленных на изображение армии военного времени («Нагие и мертвые» (1948) Н. Мейлера, «Возлюбивший войну» (1959) Дж. Херси, «Уловка-22» (1961) Дж. Хеллера, «Тонкая красная линия» (1962) Дж. Джонса); 2) произведений, направленных на изображение армии мирного времени («Отныне и вовек» (1951) Дж. Джонса, «Долгий марш» (1958) У. Стайрона, «Черви» (1971) Р. Флэнагана); 3) произведений, сочетающих в себе изображение армии как мирного, так и военного времени («Молодые львы» (1948) И. Шоу, «Генеральская звезда» (1959) Э. Моргана, «Однажды орел...» (1968) Э. Майрера, «Только позови» (1978) Дж. Джонса).

В американских антимилитаристских романах (в первую очередь тех, которые содержат изображение армии военного времени) на первый план выходят два противоположных типа героя: тип «возлюбившего войну» (определение Т. Г. Боголеповой, которое отсылает нас к названию известного романа Дж. Херси «Возлюбивший войну» - "The War Lover") и тип «возлюбившего мир» (определение наше. - В. Щ.) - выразителя идей автора.

11

Представляется, что тип «возлюбившего войну» персонажа имеет несколько разновидностей, что позволяет предложить следующую классификацию таких героев: 1) персонажи, которым война позволяет добиться ощущения власти над людьми — «возлюбившие войну-власть» (старший сержант Сэма Крофт и генерал-майор Эдварда Каммингс из романа Н. Мейлера «Нагие и мертвые»); 2) персонажи, которые видят в войне способ уйти из ненавистной жизни (своеобразный суицид) - «возлюбившие войну-смерть» (генерал Чарли Бронсон - центральный образ романа Э. Моргана «Генеральская звезда»); 3) персонажи, которым убийства во время битв доставляют некое физическое удовольствие — «возлюбившие войну-убийство» (пилот военного самолета-истребителя Базз Мерроу - главный герой романа Дж. Херси «Возлюбивший войну»); 4) персонажи, которым война помогает продвинуться по карьерной лестнице - «возлюбившие войну-карьеру» (амбициозный офицер Котни Мессенджейл - один из центральных персонажей романа Э. Майрера «Однажды орел...»).

Другой важной чертой американской антимилитаристской прозы второй половины XX века является пристальное внимание писателей к особенностям положения в армии США людей разных национальностей. Подобный интерес объясняется желанием обличить националистические настроения в американских вооруженных силах, «ликвидировавших» фашизм.

Во многие американские антимилитаристские произведения второй половины XX века наряду с описанием гарнизонного мира входит и повествование об общественной жизни США. Внимание к социуму обусловлено, с одной стороны, желанием писателей противопоставить его армии (либо в положительном, либо в отрицательном ключе), с другой -стремлением обличить общие пороки (к примеру, расизм, национализм, карьеризм) этих двух миров.

Глава 2. Расширение границ антимилитаристского романа в «Отныне и вовек» Дж. Джонса

В этой главе определяются особенности романа Дж. Джонса «Отныне и вовек» относительно традиций антимилитаристской прозы США, а также осуществляется рассмотрение этого произведения в общелитературном контексте.

2.1. Роман Дж. Джонса «Отныне и вовек» и антимилитаристская проза США

Роман «Отныне и вовек» можно считать первым звеном в цепи американских антимилитаристских произведений, посвященных репрезентации армии мирного времени (peacetime army): объектом изображения становится гавайская «ананасная армия», ее повседневная жизнь накануне нападения Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 года.

При этом в произведении Дж. Джонса усложняется интерпретация понятия «армия». В романе «Отныне и вовек» армия изображается в нескольких аспектах. Прежде всего, она предстает в качестве некоей живой сущности -«единой личности, сформированной из множества людей». Однако в произведении Дж. Джонса армия-гигант является уже не враждебным человеку устрашающим монстром (как у С. Крейна) или бездушным механизмом (согласно Дж. Дос Пассосу), а логически выстроенной космической системой.

В то же время в романе «Отныне и вовек» армия интерпретируется как универсальный идеал, способный трансформироваться в трактовках различных героев. Каждый из персонажей произведения оказывается своеобразным поклонником армии, что позволяет выделить в книге Дж. Джонса совершенно новый тип героя, которого (в противоположность «возлюбившему войну» и «возлюбившему мир») можно охарактеризовать как «возлюбившего армию» (определение наше. - В. Щ.). При этом в романе «Отныне и вовек» обнаруживается два варианта таких персонажей: 1) «возлюбившие армию-мечту» как утопический идеал чести, справедливости и патриотизма (рядовой Роберт Пруит, старший сержант Милтон Уорден); 2) «возлюбившие армию-реальность» как лучшую модель иерархического общества будущего,

характеризующегося безграничной властью вышестоящих над порабощенными нижестоящими (бригадный генерал Сэм Слейтер, капитан Дейне Хомс).

Герои первого типа представляют собой «исчезающую расу». На армию они смотрят сквозь призму Рожденного прошлым Возвышенного Американского Духа Романтики ("Great, American, Retrospective Spirit of Romance") и стремятся воссоздать утраченные ценности былых времен.

Армия понимается Пруитом и Уорденом вовсе не в качестве конкретного государственного института, а как неопределенный «символ чего-то». Для этих персонажей понятия «армия» и «несбыточная мечта» ("pipedream") становятся синонимами. По Дж. Джонсу, армия как мир мечты в некотором смысле олицетворяет собой всю Америку, которую пионеры считали идеалом земли свободы, равенства и счастья. Однако живущие в XX веке Пруит и Уорден уже не в состоянии воспринимать свою страну подобным образом, в то же время они не могут отказаться от «американской мечты» об утопическом мире и сужают его границы до рамок армии.

Весьма важное значение в произведении Дж. Джонса приобретают также постоянно волнующие американцев проблемы национальной идентичности и межнациональной коммуникации. Так, заметное место в «Отныне и вовек» занимает осмысление непростых взаимоотношений солдат-«американцев» с их сослуживцами: «американцами первого поколения» (выходцами из Европы) и «коренными американцами» (индейцами). Показывая пестроту армии США, в которой практически каждый солдат имеет либо европейские, либо индейские корни, Дж. Джонс пытается понять, кто же из них вправе называться американцем.

Повышенное внимание автора к проблемам национальной идентичности и межнациональной коммуникации далеко не случайно, так как время действия романа «Отныне и вовек» относится к периоду Второй мировой войны. Несмотря на то, что Дж. Джонс изображает военные события (не играющие доминирующей роли в произведении) лишь на последних страницах, он все же особым образом отражает факты Гавайской операции 1941 года. Не указывая на

14

политические причины происходящего и не описывая батальных сцен, автор достоверно воссоздает чувства современников исторических событий. Дж. Джонс фиксирует особенности как предвоенного напряжения в тихоокеанской армейской среде, так и реакции американцев на трагедию в Перл-Харборе.

2.2 «Отныне и вовек» Дж. Джонса в общелитературном контексте

Несмотря на то, что роман «Отныне и вовек» имеет тесную связь с американской антимилитаристской прозой, он все же заметно выходит за рамки этого жанра. Уже название произведения подразумевает вневременность и универсальность затрагиваемых в нем проблем. В романе «Отныне и вовек» за изображением определенных фабульных событий и конкретных деталей скрывается стремление автора осмыслить истинную сущность человека и мира вне зависимости от времени и пространства. Именно по этой причине «парадоксальным образом Джонс выступает как наследник великого романтика Мелвилла и великого реалиста Драйзера одновременно. Его книга «по-мелвилловски» универсальна и «по-драйзеровски» реалистична»'.

Думается, что в романе «Отныне и вовек», действительно, присутствует два восходящих к эстетике романтизма мотива: мотив «богоборчества» (противостояния человека всему мирозданию) и мотив «фальсификации» (подмены реальности иллюзиями). Большинство персонажей произведения предстают в качестве незаурядных личностей - "larger-than-life figures", которые постоянно стремятся «в одиночку перевернуть мир». В «Отныне и вовек» возникает и возродившаяся в американской литературе XX века романтическая тема реального и иллюзорного. Так, в основе сформулированной в романе Дж. Джонса теории «волшебного зеркала», оказывающей влияние на судьбу практически каждого героя, лежит романтическое противоречие между мечтой и действительностью.

Однако в «Отныне и вовек» доминирует не столько романтическое мироощущение, сколько экзистенциальное, интерес к которому в США заметно

1 Ковалев Ю. В. Предисловие // Отныне и вовек / Дж. Джонс. - М.: Радуга, 1987. - С. 20.

15

возрос в 1950-е годы. Изображая мироощущение персонажей своего произведения, Дж. Джонс уделяет внимание экзистенциальным проблемам одиночества и отчуждения, свободы и внутреннего выбора, а также бессмысленности жизни - проблемам, с которыми люди вынуждены сталкиваться «отныне и вовек».

При этом следует вспомнить о том, что подобные вопросы волновали многих других авторов, в частности Ф. М. Достоевского. Ведущую роль русского классика в собственном становлении как писателя признавал и Дж. Джонс.

Так, сюжетообразующим и идейным стержнем романа «Отныне и вовек» оказывается столкновение различных точек зрения, теорий, жизненных позиций множества персонажей. Герои произведения Дж. Джонса (подобно героям Ф. М. Достоевского) являются идеологами (термин М. М. Бахтина). Каждый из центральных персонажей романа «Отныне и вовек» разрабатывает собственную теорию, положения которой становятся его жизненным кредо, а принципы неукоснительно соблюдаются согласно формуле "I got to do what I got to do".

Кроме того, идея бессмысленности и противоестественности любого преступления, а также мысль о том, что убийство человека ничем не может быть оправдано, сближает произведение Дж. Джонса с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). Описанная в «Отныне и вовек» ситуация спланированного арестантом убийства сержанта военной тюрьмы перекликается также с эпизодом покушения каторжанина Петрова на жестокого плац-майора по прозвищу «восьмиглазый» в «Записках из Мертвого дома» (1859-1860). А образ издевающегося над заключенными сержанта Джадсона оказывается схожим с фигурой еще одного героя художественных мемуаров Ф. М. Достоевского - поручика Жеребятникова.

Глава 3. Новые грани антимилитаристской прозы в романах Дж. Джонса «Тонкая красная линия» и «Только позови»

В заключительной главе определяются особенности романов «Тонкая красная линия» и «Только позови» по сравнению с американской антимилитаристской прозой.

3.1 Роман Дж. Джонса «Тонкая красная линия» и американская антимилитаристская проза: точки соприкосновения и отталкивания

«Тонкая красная линия» является единственным произведением «армейской трилогии», непосредственно изображающим боевые действия на тихоокеанском фронте Второй мировой войны. События Гуадапканальской кампании (7 августа 1942 г. - 9 февраля 1943 г.) - одного из крупнейших столкновений армий США и Японии — воссоздаются с чрезвычайной тщательностью и доскональностью. Однако выясняется, что повествование о военных действиях становится наиболее подходящим материалом для воспроизведения и осмысления различных психических трансформаций, происходящих в сознании человека.

Универсальность рассматриваемых в «Тонкой красной линии» психологических проблем акцентируется и отсутствием главных героев. Единственным центральным персонажем произведения становится третья рота первого полка, известная как рота «С-Чарли». Она изображается как огромное живое существо, что подчеркивается использованием олицетворений и характерных сравнений.

Как и во многих американских антимилитаристских романах, написанных после 1945 г., в «Тонкой красной линии» появляется тип «возлюбившего войну» героя. В произведении Дж. Джонса можно выделить различные (из упомянутых выше) варианты таких персонажей, но доминирующее положение занимают две новых разновидности: 1) «возлюбивший войну-экстрим» (рядовой Дон Долл); 2) «возлюбивший войну-игру» (старший сержант Эдди Уэлш).

Особенностью романа «Тонкая красная линия» становится также наличие большого количества тщательно замаскированных исторических деталей, возникновение которых во многом оказывается результатом личного опыта

автора, участвующего в Гуадалканальской кампании. Если Н. Мейлер в романе «Нагие и мертвые» осмысляет актуальные проблемы современности при помощи вымышленного материала, то Дж. Джонса, напротив, интересует философское содержание, скрытое под конкретно-исторической формой.

«Тонкая красная линия», подобно «Отныне и вовек», вполне может быть названа экзистенциальным романом. Автор приводит своих героев к тотальному отчуждению от всего мироздания. Показательно, что те ситуации, в которых Дж. Джонс изображает своих персонажей (человек наедине с войной и человек наедине с природой) и которые можно считать «пограничными», как нельзя лучше соответствуют выделяемым экзистенциалистами доказательствам абсурдности жизни: соприкосновение со смертью и соприкосновение с окружающим миром.

В романе «Тонкая красная линии» автор предлагает и две точки зрения на войну. Первая - война как «обычный бизнес» - предстает более узкой, так как указывает, прежде всего, на особенности войны XX века. Вторая - война как «сексуальное извращение» - претендует на универсальность, поскольку раскрывает сущность войны как вневременного феномена, явления, которое имеет под собой твердую биологическую основу.

3.2 Расхождение романа Дж. Джонса «Только позови» с антимилитаристской прозой США

Роман «Только позови», в отличие от предыдущих частей «армейской трилогии», практически теряет связь с американской антимилитаристской прозой. На первый план в этом произведении выходит осмысление влияния фронтовой жизни на судьбы солдат. В центре внимания Дж. Джонса оказываются четыре однополчанина, демобилизованные с Соломоновых островов Тихого океана и вернувшиеся на родину в 1943 году: старшина Март Уинч, начальник кухни Джон Стрейндж, командир отделения Бобби Прелл и ротный писарь Марион Лэндерс.

Тема возвращения домой ("homecoming") становится доминирующей в романе «Только позови», что отличает его как от предыдущих частей

18

«армейской трилогии», так и от антимилитаристской прозы в целом. Интерес к подобной проблеме, скорее, характерен для произведений литературы «потерянного поколения». Однако в романе «Только позови» эта тема значительно усложняется, выступая в двух различных вариантах: "homecoming" как возвращение в Америку' (при этом тема возвращения домой переплетается с мотивом «бездомности» ("homelessness") и "homecoming" как смерть - возвращение в «истинное» отечество, обретение вечного покоя и «тишины дома» ("the silence of home").

В первом случае тема возвращения домой оказывается неразрывно связанной с проблемой отчуждения. При этом состояние отчуждения персонажей принимает две различные формы, хронологически следующие друг за другом: «внешнюю» и «внутреннюю».

В основе первой разновидности лежат социальные факторы: отношения героев с семьей в частности и с соотечественниками в целом. В произведении Дж. Джонса «внешнее» отчуждение оказывается связанным с топосом города (третья книга романа "Whistle" называется "The City"). Город выступает в качестве квинтэссенции отчуждения - некоей враждебной силы, способной противопоставить человека обществу. Автор подчеркивает, что основной характеристикой мира и собственной жизни для персонажей становится абсурдность. Единственной нитью, привязывающей героев к жизни, оказывается созданная ими иллюзия о полковом товариществе и идеализированное представление о роте.

В романе «Только позови», как и в антимилитаристской прозе, образ армии играет ключевую роль. Однако в произведении Дж. Джонса армия воспринимается персонажами не в качестве реальной государственной организации (которая получает название "anti-Army"), а как воплотившаяся в жизнь «несбыточная мечта» ("pipedream") о «единой команде». Четырех центральных персонажей «Только позови» можно назвать «возлюбившими армию-мечту», каковыми являлись Пруит и Уорден в «Отныне и вовек».

Между тем герои романа «Только позови» в итоге осознают, что идеальная армия существует исключительно в воображении. Как следствие, к «внешнему» отчуждению персонажей вскоре добавляется и «внутреннее». В произведении Дж. Джонса его символом становится «военный лагерь» ("The Camp" -название четвертой книги романа "Whistle"), олицетворяющий существующий в сознании солдат губительный образчик идеального мира, осознание фальшивости которого в конечном счете приводит героев к отрыву от армии и друг от друга. Именно возникновение «внутреннего» отчуждения становится последним шагом на пути персонажей к гибели.

Тема «подлинного» возвращения домой — смерти — противопоставляется при этом «ложному» возвращению домой (прибытию в США). Если приезд в Америку вызывает у персонажей тотальное отчуждение от всего мира, то смерть помогает его преодолеть, почувствовать единение со всей вселенной.

Таким образом, экзистенциальные проблемы отчуждения и бессмысленности жизни, которые интересовали Дж. Джонса, начиная с «Отныне и вовек», в конце романа «Только позови» «снимаются» введением близкой трансцендентальному мировоззрению концепции смерти.

В Заключении подводятся итоги исследования и определяется ряд тем, которые ждут более подробного рассмотрения. В частности:

- творчество Дж. Джонса в контексте экзистенциальной философии;

- американский романтизм и проза Дж. Джонса;

- преломление творческих принципов и идей Ф. М. Достоевского в романах Дж. Джонса.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1. Щукина В. А. Гуадалканальская кампания в романе Дж. Джонса «Тонкая красная линия»: художественное отражение документальных фактов /

В. А. Щукина // Филология и культура. Philology and Culture. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2012. - №4(30). - С. 58-61.

2. Щукина В. А. Тип «возлюбившего армию» героя в романе Дж. Джонса «Отныне и вовек» / В. А. Щукина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012.-№1(2).-С. 138-141.

3. Щукина В. А. Ф. М. Достоевский и Джеймс Джонс: опыт компаративного исследования / В. А. Щукина // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»), - М.: МИИ, Рига: Mazleksnes, 2012. -№11(1).-С. 160-166.

4. Щукина В. А. Роман С. Крейна «Алый знак доблести» и традиция изображения войны в литературе США / В. А. Щукина // Труды молодых ученых. - 2010. - Вып. №1-2. - С. 371-376.

5. Щукина В. А. Интерпретация прошлого в романе Джеймса Джонса «Только позови» / В. А. Щукина // Память разума и память сердца: материалы всероссийской научной конференции (Воронеж, 22-23 апреля 2011 г.) / Под ред. А. А. Житенева. - Воронеж: НАУ КА-ЮНИПРЕСС, 2011. - С. 57-62.

6. Щукина В. А. Проблема отчуждения в романе Джеймса Джонса «Только позови» / В. А. Щукина // Текст - дискурс - картина мира: межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 7 / Научный ред. О. Н. Чарыкова. - Воронеж: Истоки, 2011.-С. 148-153.

7. Щукина В. А. Роман С. Крейна «Алый знак доблести» и традиция изображения войны в литературе США / В. А. Щукина // XXIII Пуришевские чтения: Зарубежная литература XIX века. Актуальные проблемы изучения: сборник статей и материалов / Отв. ред. Е. Н. Черноземова. - М.: Литера, 2011. -С. 70.

8. Щукина В. А. Функция полилога в романе Джеймса Джонса «Тонкая красная линия» / В. А. Щукина // Культура общения и ее формирование: межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 24 / Под ред. И. А. Стернина. -Воронеж: Истоки, 2011.-С. 130-133.

9. Щукина В. А. «Американская мечта» и ее интерпретация в романе Джеймса Джонса «Отныне и вовек» / В. А. Щукина // Имагологические аспекты русской и зарубежных литератур: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. О. Ю. Поляков. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2012. - С. 126-130.

10. Щукина В. А. Европейцы в армии США: проблема взаимоотношений с американскими солдатами (на материале романа Дж. Джонса «Отныне и вовек») / В. А. Щукина // Образ европейца в русской и американской литературах: материалы IX международной научной конференции «Художественный текст и культура» / [редкол. С. А. Мартьянова (отв. ред.) и др.]. - Владимир: Транзит-Икс, 2012. - С. 146-151.

11. Щукина В. А. Особенности жанра антимилитаристского романа в творчестве Джеймса Джонса / В. А. Щукина // Современная англоязычная литература: проблемы стиля и жанра: материалы XXI международной научной конференции (20-22 сентября 2011 г.). - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012. -С. 98-102.

12. Щукина В. А. Проблема межнациональной коммуникации в романе Джеймса Джонса «Отныне и вовек» / В. А. Щукина // Культура общения и ее формирование: межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 25 / Под ред. И. А. Стернина. — Воронеж: Истоки, 2012. - С. 132-135.

13. Щукина В. А. Романтическое начало в романе Джеймса Джонса «Отныне и вовек» / В. А. Щукина // Текст - дискурс - картина мира: межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 8 / Научный ред. О. Н. Чарыкова. - Воронеж: Истоки, 2012. - С. 109-113.

14. Щукина В. А. Эволюция повествовательной манеры в антимилитаристском романе США: от story к history / В. А. Щукина // Память и нарратив: сборник статей / Под ред. С. Н. Филюшкиной, Д. А. Чугунова. -Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. - С. 138-143.

15. Щукина В. А. Рецепция романа Дж. Джонса «Тонкая красная линия» в одноименном фильме Т. Малика / В. А. Щукина // Книга в современном мире:

материалы международной научной конференции: Воронеж, 26-28 февраля 2013 года. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. - С. 285-289.

16. Щукина В. А. Исторический фон романа Дж. Джонса «Отныне и вовек» / В. А. Щукина // Тезисы докладов XLI Международной филологической конференции [Электронный ресурс]. — С. 40-41. — URL: http://phil.$pbu.ru/naiika/konferencii/arhiv/tezisy-dokladov-xli-iTiezhdunarodnoi-filologicheskoi-konferencii

Публикации под номерами 1, 2, 3 осуществлены в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Подписано в печать 08.11.13. Формат 60x84 1/16. Усл. неч. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ 1126.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательско-полиграфического центра Воронежского государственного университета. 394000, Воронеж, ул. Пушкинская, 3

 

Текст диссертации на тему "Особенности "армейской трилогии" Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО ВГУ)

На правах рукописи

Щукина Вероника Александровна

Особенности «армейской трилогии» Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века

Специальность 10. 01. 03 - литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент Савченко А. Л.

Воронеж-2013

Содержание

Введение............................................................................. 3

Глава 1. Антимилитаристский роман в американской прозе. Этапы развития..............................................................................28

1.1. Истоки антимилитаристской прозы США...............................29

1.2. Развитие американской антимилитаристской прозы после

Второй мировой войны............................................................41

Глава 2. Расширение границ антимилитаристского романа в «Отныне и вовек» Дж. Джонса..................................................52

2.1. Роман Дж. Джонса «Отныне и вовек» и антимилитаристская проза США..........................................................................53

2.2. «Отныне и вовек» Дж. Джонса в общелитературном

контексте.............................................................................76

Глава 3. Новые грани антимилитаристской прозы в романах

Дж. Джонса «Тонкая красная линия» и «Только позови».................99

3.1. Роман Дж. Джонса «Тонкая красная линия» и американская антимилитаристская проза: точки соприкосновения и отталкивания... 100

3.2. Расхождение романа Дж. Джонса «Только позови» с

антимилитаристской прозой США.............................................124

Заключение.........................................................................146

Библиография.....................................................................151

Введение

Для американской литературы 1950-е годы ознаменовались появлением множества молодых талантливых писателей, первым же своим произведением привлекших внимание критиков и вызвавших интерес у читателей (можно вспомнить Нормана Мейлера с его романом «Нагие и мертвые» (1948) и Джерома Дэвида Сэлинджера с его книгой «Над пропастью во ржи» (1951)). К числу авторов, стремительно начавших творческий путь в этот период, принадлежит и Джеймс Рамон Джонс (James Ramon Jones, 1921-1977) - один из наиболее ярких и самобытных прозаиков США второй половины XX века. Уже в 1952 г. он получил Национальную Книжную Премию (National Book Award) за свой первый роман «Отныне и вовек» ("From Here to Eternity", 1951), обойдя основных претендентов на эту награду - Дж. Д. Сэлинджера («Над пропастью во ржи») и Г. Вука («Восстание на «Кейне»). Литературное дарование Дж. Джонса сразу же было высоко оценено многими американскими критиками, в том числе и хорошо известным в нашей стране Максуэллом Гайсмаром, назвавшим «Отныне и вовек» «лучшим романом того времени» [Гайсмар, 1976, с. 286], а его создателя - «автором, подарившим нам первую превосходную книгу об армии» [Гайсмар, 1976, с. 300]. Действительно, дебютное произведение американского писателя печаталось огромными тиражами в 1950-е годы (а в 1953 г. было экранизировано режиссером Фредом Циннеманом, фильм которого получил 8 наград американской киноакадемии) и до сих пор остается в списке бестселлеров ("The National Bestseller", как позиционируют роман «Отныне и вовек» современные издатели1). Популярность творчества Дж. Джонса в целом в США XXI века не только не угасает, но, напротив, стремительно растет, что подтверждает и недавнее появление в сети

1 В 1998 году издательство "Modern Library" включило «Отныне и вовек» в список «100 лучших англоязычных романов XX века».

Интернет «Литературного общества Джеймса Джонса» - "James Jones Literary Society" (URL: http://www.iamesionesliterarysociety.org).

Жизнь Дж. Джонса оказалась неразрывно связанной с огромными потрясениями в мировой истории, и впечатления от всего увиденного и испытанного на собственном опыте впоследствии нашли отражение в его произведениях. Родившийся в небольшом городке Робинсон (штат Иллинойс) Дж. Джонс в связи с вызванным Великой Депрессией 19291939 гг. тяжелым экономическим положением своей семьи был вынужден в 1939 году завербоваться в армию. Будущий писатель нес службу на Гавайях, где его и настигла Вторая мировая война. В качестве рядового 27-го пехотного полка он был направлен на тихоокеанский остров Гуадалканал и оказался в эпицентре военных действий, принимая участие в битвах американской армии с японскими вооруженными силами за Соломоновы острова. В 1944 году Дж. Джонс получил ранение, что вскоре повлекло за собой демобилизацию. Вернувшись в США, он окончил университет штата Нью-Йорк (1945), где завершил обучение, начатое в 1939 г. в Гавайском университете, и всецело посвятил себя литературному творчеству.

Решение стать писателем Дж. Джонс принял еще во время армейской службы в Гонолулу, что повлекло за собой желание прослушать курс лекций по истории литературы и технике литературного письма. В одном из интервью1 он назвал и имена своих предшественников, творчество которых оказало на него наибольшее влияние и подтолкнуло к созданию собственных произведений. Доминирующую роль в своем становлении как писателя Дж. Джонс отводил трем авторам - Стендалю, Ф. М. Достоевскому и Т. Вулфу; не отрицал увлечения также книгами У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Дж. Дос Пассоса, Дж. Стейнбека, Г. Джеймса, Н. Готорна, Г. Д. Topo, Р. У. Эмерсона, Дж. Джойса. Перу самого Дж. Джонса принадлежит ряд значительных произведений: романы «И

1 См. интервью Нельсона Олдрича с Джеймсом Джонсом: Aldrich N. W. James Jones / Nelson W. Aldrich // Writers at Work: the Paris Review Interviews: Third Series. - N. Y., 1967. - P. 245.

подбежали они» ("Some Came Running", 1957), «Ступай туда, где делают вдов» ("Go to the Widow-Maker", 1967), «Веселый месяц май» ("The Merry Month of May", 1971), «Прикосновение опасности» ("A Touch of Danger", 1973), повесть «Пистолет» ("The Pistol", 1959), сборник рассказов «Головная боль от мороженого и другие рассказы» ("The Ice-Cream Headache and Other Stories", 1968) и др.

Несмотря на разнообразие интересовавших Дж. Джонса и затрагиваемых в его творчестве тем, истинным и единственным источником вдохновения для американского писателя всегда являлась армия. Он, как никто другой, смог не только прекрасно изобразить армию - особый мужской мир, но и осмыслить весь комплекс существующих в сознании людей представлений об этой организации. Благодаря собственному опыту службы в вооруженных силах США Дж. Джонс также осознал, что именно армия, где человек постоянно пребывает в «многолюдном одиночестве казарм» ("the crowded loneliness of the barracks" [Jones, 1998 a, p. 96]), послужит идеальным объектом для репрезентации экзистенциального мироощущения: на примере армейской жизни легче всего показать, говоря словами самого писателя, «агонию разочарования, потерянности, отчаяния и одиночества, которую чувствуют все» [цит. по: MacShane, 1985, р. 44]. В результате центральное место в творческом наследии Дж. Джонса заняла «армейская трилогия»1, состоящая из романов «Отныне и вовек» ("From Here to Eternity", 1951), «Тонкая красная линия» ("The Thin Red Line", 1962) и «Только позови» ("Whistle", посмертная публикация в 1978). Эти произведения, с одной стороны, могут рассматриваться в качестве вполне самостоятельных, так как каждое имеет законченную сюжетную канву и собственных действующих лиц, с другой - их сближают переходящие из книги в книгу схожие типы персонажей, фиксация дальнейшей трансформации некоторых центральных характеров. Наличие такой

1 Автор не дает общего названия для трех своих романов; относительно этих произведений в отечественном литературоведении используется термин «военная трилогия», однако нам представляется более точным определение, бытующее в зарубежной науке, - "army trilogy".

особенности является логическим результатом замысла Дж. Джонса и вытекает из его оригинальной трактовки понятия «трилогия»: «каждый роман должен сохранять самостоятельность в качестве отличного от других произведения» [Jones, 1978, p. xix], иначе возникает «один большой роман, а не трилогия» [Jones, 1978, р. хх].

В зарубежном литературоведении «армейская трилогия» вызывала и до сих пор вызывает повышенный интерес, причем работы исследователей характеризуются неоднозначностью оценок. Думается, что основной причиной разнообразия мнений среди американских критиков относительно творчества Дж. Джонса является многогранность произведений этого автора: за повествованием об исторических событиях на тихоокеанском фронте Второй мировой войны скрывается вневременное, философское осмысление человеческой жизни.

Проанализировав и классифицировав исследовательские работы разных лет, можно выделить несколько бытующих в зарубежной науке точек зрения на «армейскую трилогию» в целом и составляющие ее романы в частности.

1). "Realistic novels about army life" («реалистические романы об армейской жизни»).

Один из наиболее распространенных взглядов на творчество Дж. Джонса связан с рассмотрением его романов в качестве реалистических произведений. Эта точка зрения, появившись во второй половине XX века, продолжает сохраняться и в современном американском литературоведении. Так, подобно Роберту Кьернану, который в конце прошлого столетия назвал произведения Дж. Джонса «реалистическими романами об армейской жизни» [Kiernan, 1983, р. 12], Рассел Картер в своем диссертационном исследовании «Джеймс Джонс: Дань фронтовику» ("James Jones: A Tribute to a Conflicted Combat Veteran", 2009), анализируя воссоздание в «армейской трилогии» процесса «эволюции солдата» [Carter, 2009, p. iv], приходит к аналогичному

выводу: в книгах американского писателя он находит прежде всего точное «отражение солдатской жизни» [Carter, 2009, p. iv].

Действительно, в своей «трилогии» автор достоверно изображает и повседневную жизнь гавайской «ананасной армии» мирного времени накануне нападения Японии на США в декабре 1941 года («Отныне и вовек»), и особенности пребывания американских солдат на тихоокеанском театре военных действий в 1942 году («Тонкая красная линия»), и психологические трудности, с которыми в 1943 году сталкиваются на родине вернувшиеся домой раненые ветераны («Только позови»). Однако произведения Дж. Джонса не ограничиваются описанием казарменного и фронтового быта. За, казалось бы, довольно незамысловатыми картинами американской армейской жизни XX века скрывается широкая панорама всего человеческого существования, предстающего в качестве вечной трагедии.

Следует также обратить внимание на то, что сам Дж. Джонс вовсе не считал себя реалистом: «Я совершенно не люблю слово «реализм». Меня могут называть реалистом и натуралистом, но я не знаю, кем я являюсь» [цит. по: Aldrich, 1967, р. 249]. Однозначно охарактеризовать художественную манеру автора, действительно, сложно, поскольку в его романах с реалистическими и натуралистическими описаниями сочетаются романтические детали и экзистенциальные черты.

Учитывая тематическую многогранность «армейской трилогии», многие зарубежные исследователи (речь о которых пойдет ниже) совершенно справедливо считают присвоенное входящим в ее состав произведениям определение «реалистический роман об армейской жизни» [Kiernan, 1983, р. 12] не точным и предпочитают расширять и дополнять его.

2). "Nonfiction documentary" («биографический документализм»).

Сторонники данной точки зрения делают акцент на связь жизненного и творческого пути Дж. Джонса. Одним из первых на присутствие «свойств биографического документализма» [Garrett, 1984, р. 135] в «армейской трилогии» обращает внимание Джордж Гарретт. Указав на эту особенность

произведений Дж. Джонса, исследователь, тем не менее, оставляет подобный тезис без доказательств.

В 2002 году Пэнни Мэри Сонненбург в своей диссертации «Художественная литература как история: Джеймс Джонс, «Отныне и вовек» ("Fiction as History: James Jones, From Here to Eternity"), подробно рассматривая биографические и документальные факты в романе «Отныне и вовек», подчеркивает, что это произведение содержит «описание не только того, что военная служба делает с человеком, но также того, что она сделала с Джеймсом Джонсом в эмоциональном плане» [Sonnenburg, 2002, р. 2]. Литературовед, как нам кажется, чересчур категорично заявляет: «Джонс <...> ограничил свое повествование лишь тем, что он знал или испытал» [Sonnenburg, 2002, р. 30], а это не вполне соответствует действительности.

Подобный взгляд на романы американского писателя, несмотря на репрезентацию в них некоторых биографических и документальных фактов, представляется довольно узким, поскольку сторонники такой точки зрения совершенно не учитывают наличие в «армейской трилогии» художественного вымысла и отождествляют тем самым это произведение с дневниково-мемуарной литературой, эго-нарративом.

3). "Heroic fiction" («героическое повествование»).

Уже в 1969 г. Джозеф Вэлдмейр определяет ключевую особенность произведений Дж. Джонса как "gung-ho" tradition" [Waldmeir, 1969, р. 34] («чрезвычайно восторженную» манеру»). В подобной характеристике содержится справедливый намек на наличие в «армейской трилогии» романтических черт. Однако, по нашему мнению, исследователь несколько преувеличивает роль "gung-ho" tradition", поскольку в произведениях американского писателя такая манера все же не является доминирующей.

Наиболее подробно о творчестве Дж. Джонса как образце «героического повествования» пишет Леонард Лутвак в книге «Героическое повествование. Эпическая традиция и американские романы двадцатого века» ("Heroic Fiction. The Epic Tradition and American Novels of the Twentieth

Century", 1971). Исследователь упоминает о том, что Дж. Джонс «скрывает грубые факты современной экономической и политической войны за аурой мифической святости, которая рождает героев и героические поступки» [Lutwack, 1971, р. 145]. В поведении персонажей Дж. Джонса JI. Лутвак выделяет стремление «хранить и защищать от разрушения <...> традиционную концепцию героизма» [Lutwack, 1971, р. 153], а также попытки «следовать примеру почитаемого предшественника» [Lutwack, 1971, р. 153]. Автор монографии верно подмечает присутствие в «армейской трилогии» своеобразного «двойного» плана в изображении событий и персонажей. В романах Дж. Джонса герои на самом деле живут и действуют будто бы в двух мирах: реальном (исторические события Второй мировой войны) и иллюзорном (идеализированное прошлое с идеализированными кумирами - мифическими (рыцарь Галахад), либо историческими (генерал армии Конфедерации Джеб Стюарт) личностями).

Необходимо отметить, что и американский критик Максуэлл Гайсмар справедливо называет произведения Дж. Джонса «героико-эпическими» [Гайсмар, 1976, с. 287], поскольку в них осмысляются «вечные истины» [Гайсмар, 1976, с. 287], а автор «все современное общество мыслит как театр военных действий, как воплощение врожденной жестокости, разрушающих и саморазрушительных инстинктов» [Гейсмар, 1967, с. 207].

Многие исследователи (JI. Лутвак, П. Д. Джонс, М. Гайсмар, С. Картер) совершенно точно указывают также на связь творчества Дж. Джонса с «романтической традицией сильных страстей» [Гайсмар, 1976, с. 295], выделяя в качестве «романтических элементов сюжета и характеров» [Carter, 1998, р. 64] романов «армейской трилогии» «переполненность напряженными и захватывающими эпизодами, <...> необычными персонажами» [Carter, 1998, р. 64].

С упомянутыми американскими литературоведами вполне можно согласиться и в том, что «армейская трилогия» (прежде всего роман «Отныне и вовек») сочетает в себе реалистические и романтические черты: «Именно

<...> смесь «романтических» страстей и добротных реалистических фактов <...> делает книгу столь привлекательной» [Гайсмар, 1976, с. 296].

4). "Bildungsroman" («роман воспитания»).

Впервые произведения Дж. Джонса называет «романами воспитания» Питер Джонс1. Однако подробнее эту мысль развивает Фрэнк МакШейн. Согласно его точке зрения, «армейская трилогия» освещает «фазы жизни человека. В «Отныне и вовек» показаны драматические столкновения юности, первый конфликт индивида с обществом, борьба между свободой и приказом. <...> «Тонкая красная линия» изображает следующий шаг, рассматривая, как личность теряется в толпе, деперсонализируется, чувствует свою незначительность. <...> Финальный шаг происходит в «Только позови», и это отказ от надежды, приходящий с осознанием того, что для большинства людей правда жизни - слишком тяжелая ноша» [MacShane, 1985, pp. 305-306].

Следует добавить, что каждая часть «армейской трилогии», несмотря на то, что центральные персонажи всех романов предстают молодыми, отражает и мироощущение, характерное для определенного возраста: первая - романтику юности, ищущей идеал и находящей его в мечте (это обусловливает преобладание в «Отныне и вовек» романтических мотивов и тем); вторая — «отрезвление» зрелости, впервые увидевший мир таким, каков он есть (поэтому в «Тонкой красной линии» уже доминируют натуралистические черты); третья - разочарованность «старости», отвергающей неприглядное настоящее ради иллюзорного прошлого.

5). "Folk art fiction" («фольклорное повествование»).

Такая довольно необычная точка зрения принадлежит Джеффри Уэлшу, который полагает, что «