автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политическая утопия в эпоху модерна и постмодерна

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Евдокимов, Сергей Витальевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Диссертация по политологии на тему 'Политическая утопия в эпоху модерна и постмодерна'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Евдокимов, Сергей Витальевич

Введение

Глава I. Теоретико-методологический анализ понятия политическая утопия.

1.1. Специфика политической утопии

1.2. Сравнительный анализ основных теоретико-методологических подходов к исследованию политической утопии

Выводы к Главе I

Глава II. Политическая утопия как модус общественного сознания.

Выводы к Главе II

Глава III. Метаморфозы исторического оптимизма: эволюция политической утопии от модерна к постмодерну

3.1. Утопизм как историческое сознание модерна

3.2. Трансформация общества модерна и кризис классической политической утопии

3.3. Политическая утопия сегодня: выбор исторического пути и будущее России

Выводы к Главе III

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Евдокимов, Сергей Витальевич

Актуальность темы исследования. Политическое сознание является важным элементом политической культуры, а политическая культура является составной частью всей политической системы общества. За последние десятилетия политическое сознание претерпело поистине революционные изменения - это уже не целостное, непротиворечивое сознание модернистского общества, а сознание общества переходного периода, которое характеризуется разрушением универсальной картины мира и плюрализмом разнообразных форм интеллектуальной практики, от архаичных до футуристических. Именно в подобные моменты истории обостряется социальное воображение, одним из проявления которого является утопия. Нынешнее состояние общественного сознания можно смело назвать весьма благодатной почвой для рождения различного рода футуристических проектов и попыток осмыслить как предшествующий, так и последующий путь развития человечества. Кроме того, политическое сознание формируется не только под воздействием текущих обстоятельств, таких как развитие средств массовой информации и коммуникации, политических технологий, слагающимся тем или иным образом конъюнктуры идей и т.д., но и благодаря влиянию более фундаментальных и долгосрочных факторов. Речь идет, прежде всего, о таких понятиях как менталитет, традиция и дискурс.

Утопический дискурс, утопическая традиция и утопическая ментальность не менее важны для понимания современного политического сознания, чем психологические, идеологические, мировоззренческие и другие факторы. Пример России, в этом смысле, наиболее нагляден, поскольку ни одна другая страна не была настолько пронизана духом утопии, как она. Даже более, Россия стала одним из немногих государств, которое попыталось ее реализовать. Утопизм в российской политической культуре живет не только в форме ностальгических воспоминаний о былых исторических подвигах, но и как потенциальная склонность, а главное восприимчивость к коренным изменениям в жизни общества. 4

Необходим научный анализ того, каким трансформациям подвергается утопическое мышление в наши дни, идет ли его изменение, какие формы оно принимает и существует ли у такого рода представления о политике историческая перспектива. Сегодня крайне важна оценка текущей идейно-политической картины общества, выявление ее внутренних течений, осмысление программно-концептуальных положений, проверка их на степень утопичности. Тем более, что проблема политической утопии в последнее время все чаще переходит из разряда отвлеченно-академических в разряд публицистическо-полемических, а научно обоснованный и авторитетный взгляд в подобных спорах ныне необходим более всего. И вообще, кризис цивилизации, оскудение идейного багажа современной политики заставляет обращаться к поискам альтернативных путей развития общества. И политическая утопия в данном случае предстает как один из источников нового мышления в XXI веке.

Необходимо предложить новую трактовку природы политического утопизма, которая бы позволила не только по-новому взглянуть на известные факты интеллектуальной и политической истории, но и более весомо и обоснованно с теоретической точки зрения подойти к анализу современного состояния политического сознания. Выводы, сделанные с учетом предлагаемых, в диссертации положений, позволяют более полно отразить реальное положение дел в этой сфере. Понимание механизма возникновения и действия утопических элементов в политике играет важную роль в области стратегического государственного планирования и пропагандистско-просветительской работы с массовым сознанием.

Способность предложить обществу убедительную картину будущего является признаком большой политики и в этом смысле актуальность проблемы утопии подтверждается самой логикой развития социума, ведь, уверенность в будущем это именно то, в чем современное общество нуждается более всего.

Гипотеза исследования. В условиях трансформации современного общества и изменении роли и статуса политологического знания, необходимо разработать новый подход к изучению политической утопии как особого состояния 5 общественного сознания в эпоху модерна и постмодерна. С одной стороны, утопия отвечает за разработку проблематики политически возможного, а с другой, выступает исторической (т.е., с точки зрения истории) критикой современного ей общественного устройства. В этом смысле политическая утопия предстает не просто как несбыточная фантазия о лучшем из миров, а как особая ментальность, умонастроение эпохи модерна, как совокупность факторов, влияющих на самоидентификацию общества в историческом процессе и определяющих содержание проблемного поля политики. Именно в таком ракурсе, в ракурсе понимания утопии как специфического типа мышления о политической истории и политике (в представлении утопии история всегда политична, а политика исторична) следует трактовать феномен политической утопии. В этом случае она окажется свойством не только общества эпохи расцвета модерна, но и любого общества, находящегося в ситуации исторического перелома и выбора, дальнейшего исторического пути. Другими словами, активность утопии и утопического воображения всегда обусловлена кризисом исторических перспектив, и современное состояние общества и нравов делает ее как никогда актуальной.

На взгляд автора, сегодня не только во всем мире, но и в России ослабла утопическая составляющая политического процесса. Деидеологизация политики и культ политического прагматизма привели к тому, что общество сегодня живет без внятного мировоззренческого представления о перспективах своего развития. С другой стороны, сложившийся идейно-политический вакуум постепенно начинает заполняться, в общественном сознании появляются тенденции, которые позволяют говорить о стремлении найти новые идейные ориентиры. Потребность в новой гипотезе общественного устройства, поиск новой мировоззренческой идентичности становятся актуальными не только для интеллектуальных слоев, но и для массового сознания. Характерные для современной культуры стиль "ретро", ностальгия по прошлому (80-ым, 70-ым, 60-ым и т.д), литературные и художественные стилизации - все это говорит о поиске формы, идеала, некоего образца. Это, на наш взгляд, свидетельствует о росте интереса к утопической проблематике, социальному 6 воображению и, как следствие, к зарождению благоприятной для утопизма мировоззренческой среды.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение феномена политической утопии как особого состояния (модальности) общественного сознания, выявление качественных отличий утопии от других его форм и состояний - мифологического, идеологического, религиозного, -определение функции и роли политической утопии в современном политическом процессе.

Область научного интереса автора к указанной проблеме ограничена историческими рамками модерна (modernity) и постмодерна, которые охватывают период со второй половины XVII века, если брать за точку отсчета английскую буржуазную революцию, и вплоть до настоящего исторического периода, начиная со второй половины XX века, когда началось разрушение рационалистического общества Нового Времени.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к понятию «политическая утопия» и сформулировать авторский концепт понятия «политическая утопия», который определит содержательные рамки исследования;

- провести сравнительный анализ утопического и мифологического сознания, определить степень и формы их взаимного влияния друг на друга, обозначить мифологические элементы в политической утопий;

- сравнить политическую утопию и религию как категории общественного сознания, выяснить характер влияния религиозной философии на становление политической утопии эпохи модерна и степень ее исторической преемственности; 7 проанализировать политическую утопию и идеологию как категории общественного сознания, определить формы их взаимного влияния, обозначить генетическое сходство и отличия;

- рассмотреть политическую утопию как фактор исторического сознания современности, показать, как утопия влияет на формирование представлений об истории и историческом времени -будущем, прошлом и настоящем;

- проанализировать эволюцию политической утопии с момента ее возникновения по настоящий момент, обозначить направление идейной трансформации и изменение статуса политической утопии в общественном сознании и системе социальных и политических отношений;

- рассмотреть влияние современных «виртуальных» практик на моделирование проектов идеального мира;

- выяснить основные функции утопии в современном политическом процессе;

- рассмотреть утопизм как характеристику российской политической культуры, проанализировать утопические мотивы в российской политической истории и современной политике и массовом сознании, дать оценку историческим перспективам утопически ориентированной политики в нынешней России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования в диссертации является политическое сознание общества в эпоху модерна и постмодерна. Иными словами, весь комплекс ценностей, норм, убеждений и знаний людей о политике, ее движущих силах, закономерностях и процессах. Политическое сознание определяет не только те или иные представления о политике, но и конкретные прикладные формы деятельности в ней - от политического поведения до интеллектуальной практики. 8

Предмет исследования - проявления утопического сознания в идейной картине общества эпохи модерна и постмодерна и более конкретно влияние утопизма на формирование политического идеала Современности. При этом автор рассматривает не конкретные литературно-художественные проявления утопии, утопию как жанр, а утопию как концепт, как теоретическое понятие отражающие реальный исторический и политический феномен. Кроме того, мы попытаемся показать, насколько мировоззрение Нового Времени проникнуто утопическим элементом и в какой степени утопия является изнанкой рациональности Просвещения.

Научная новизна исследования. Настоящая работа является первым в отечественной политологии специальным исследованием, посвященным анализу функции и роли политической утопии в эпоху модерна и постмодерна. Диссертация представляет собой попытку создать самостоятельный концепт политической утопии, позволяющий рассмотреть ее как особый модус общественного сознания и как самостоятельную форму освоения политической действительности.

1) В диссертации дан развернутый анализ взаимоотношению политической утопии с другими формами общественного сознания -мифом, религией, идеологией и предпринята попытка определить положение политической утопии в структуре общественного сознания;

2) Выявлены и определены функции политической утопии в современном политическом процессе, проанализированы характерные черты политического утопизма;

3) Предпринята попытка дать авторскую классификацию этапов эволюции политической утопии от модерна к постмодерну;

4) Произведен сравнительный анализ современного состояния утопического сознания на Западе и в России. Сделан вывод о кризисе классической политической утопии в наши дни, с одной стороны, и о стремлении современного общества восполнить возникший мировоззренческий вакуум, с другой; 9

5) Обоснован вывод о том, что хотя политическая утопия и не играет ведущей роли в современной российской политической системе, тем не менее, перспективы утопически ориентированной политики в России есть, поскольку отражают не только исторический опыт страны (склонность российского менталитета к стихийному радикализму и революционности), но и являются ответом на стратегические вызовы завтрашнего дня - сегодня именно в утопической форме возможно осмысление будущего государства и формулирование его исторических перспектив.

Положения, выносимые на защиту. Результаты исследования могут быть резюмированы в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Политическая утопия - это представление о несуществующем в реальности и локализованном в истории (в прошлом или будущем) обществе, построенном на основе альтернативной политической гипотезы; которое организовано на уровне социального и политического устройства более совершенно, чем существующее. Политическая утопия отражает чаяния индивидуумов, социальных групп, прослоек и классов на изменение характера мировоззрения и принципов политического руководства, господствующих в политике;

2. Политическая утопия как альтернативная историческая гипотеза и воплощение социально-политического идеала возникает в условиях разрушения традиционного общества Средневековья. Хронологически этот процесс совпадает с наступлением эпохи модерна, мировоззренческой и теоретической предпосылкой которого она (утопия) выступает. Именно в эпоху Нового Времени1 мы можем говорить о возникновении политической утопии в

1 Как пишет Л.Морщихина, «частный интерес как особая, материальная сфера приложения здравого смысла, «разумный эгоизм» как его проявление в отношениях с другими членами общественного договора - эти и многие другие социальные феномены вошли в реальную действительность благодаря завоеваниям демократии. Формирование же данных понятий, как и самой способности рассудка, здраво судить обо всех событиях жизни, стало делом Просвещения. Такое мировосприятие, пропущенное через призму здравого смысла, породило

10 современном понимании, поскольку именно тогда кризис традиционной системы социальных и политических отношений вынес на повестку дня вопрос о поиске новых путей исторического развития общества. Политическая утопия, собственно, и стала формой осмысления этих перспектив, реализация которых могла быть осуществлена только в пространстве публичной политики;

4. Политическая утопия является особым состоянием (модусом) общественного сознания. С одной стороны, она обладает характерными чертами, позволяющими говорить о ее сходстве с другими формами духовно-практического освоения действительности, такими как миф, религия, идеология, поскольку и те и другие имеют дело с миром идей; с другой, политическая утопия является специфическим способом осмысления общественной жизни, человека и его практической деятельности. Специфика утопии заключается прежде всего в ее отличии от указанных типов общественного сознания.

5. С одной стороны, политическую утопию очень многое роднит с мифом - и утопия и миф являются определенными архетипами восприятия и толкования действительности. Общим для них является идея творения мира и то, что они говорят от имени воображаемой реальности. С другой стороны, утопия отличается от мифа. Так утопия гораздо более рационалистична и критична по отношению к окружающей действительности чем миф.

6. Политическую утопию также многое объединяет с религией, секуляризированной формой которой она в известном смысле является - и утопия и религия предлагают человеку идеальные образы будущего, которое, по их убеждению, будет гораздо лучше, чем мир, существующий в настоящем. Однако религия не допускает и мысли о том, что достижение лучшего будущего в посюсторонней земной жизни, во-первых, возможно, а во-вторых, находится в руках самого человека. веру в неограниченные возможности человеческого разума. Возникал соблазн испробовать свои силы на данном поприще и хотя бы мысленно попытаться вровень с Всевышним, Творцом истории. Поэтому нет ничего удивительного, что век Разума стал временем расцвета социального утопизма». /Утопия и Французская революция. М., 1999, стр.1/

Кроме того, политическая утопия имеет много общего с идеологией - и та и другая являются способом интерпретации политической действительности в эпоху модерна. Однако в отличие от идеологии утопия стремится разрушить сложившееся политическое статус-кво, а не интегрировать его. Иными словами, совокупность сущностных элементов и характерных мотивов, привнесенных каждым из перечисленных типов сознания, и образует тот дискурс, тот особый тип мышления о политике, который мы называем утопией;

Политическая утопия является формой исторического сознания эпохи Модерна. Перспективу достижения собственных целей она рассматривает только в рамках истории, а размещение утопического идеала в будущем порождает историческую динамику, которая выступает внутренним рычагом развития современного общества. Иными словами, утопия подразумевает вполне определенное и специфическое восприятие истории. С одной стороны, утопия полагает себя ее (истории) завершением, поскольку после торжества утопических идеалов становится бессмысленным дальнейшее социальное развитие, с другой, утопия толкает историю вперед, поскольку не выносит конформистского принятия действительности и всегда отталкивается от настоящего в поисках оптимального общественного состояния. Кроме того, вынесение утопического идеала за рамки настоящего формирует специфический линейный образ исторического времени, в котором движение к идеалу (или, напротив, удаление от него) приобретает неизбежный, детерминистский характер;

В условиях современного общества политический утопизм претерпел значительную эволюцию. Это, прежде всего, выразилось в следующем: во-первых, в утрате утопией «позитивного исторического воображения», способного продуцировать социальные идеалы, ориентированные на радикальное преобразование общества; во-вторых, в смещении акцентов с осмысления перспектив достижения социальной справедливости, равенства и материального изобилия на анализ перспектив изменения внутреннего мира человека и проблем индивидуальной самореализации; и, наконец, в изменении статуса «знания о будущем» и роли «идей» в жизни общества;

12

10. Если политическая утопия в эпоху модерна отражает имманентные чаяния масс по переустройству окружающего мира, то в эпоху постмодерна утопия все более «виртуализируется». Современные СМИ практически присвоили себе право на социальное воображение, и картины идеального мира в их исполнении (при помощи изобразительных средств телевидения, рекламы, компьютерной графики, а также интернета) становятся ничуть не отличимы от реального. В этой связи эффективность властного ресурса сегодня напрямую зависит от умения создавать и насаждать убедительные образы реально не существующего мира, а манипулирование этими виртуальными проекциями начинает носить ярко выраженный политический характер;

11. Тем не менее, нынешний кризис политической утопии и утопического воображения вовсе не означает конца утопии как таковой. Утопизм по-прежнему остается признаком любого общества, находящегося на историческом перепутье, ведь, именно она отвечает за моделирование образов предпочтительного социального будущего. Современный кризис общественного развития порождает как неуверенность в окружающем мире, так и потребность в его (кризиса) преодолении. В этом смысле перспективы возрождения политического утопизма в той или иной форме кажутся сегодня довольно оптимистичными;

12. Роль политической утопии в современной России несколько отличается от ее роли в странах Запада. Если там политическая утопия служит для развития и дальнейшего обоснования существующего общественного идеала, то в России утопии его еще только предстоит создать. Идеал будущего общества должен отталкиваться от российского исторического и политического наследия, но в то же время он должен предложить людям новый образ будущего, способный вывести страну на качественно иной этап исторического и цивилизационного развития.

Теоретико-методологические основы исследования. При формировании концепции изучения утопии автор опирался, прежде всего, на принципы сравнительного исторического и политического анализа, политической

13 антропологии, социокультурного анализа, а также на методологические основы так называемой «социологии знания»1. Социология знания, согласно П.Рикёру2, следует трем методологическим правилам. Первое правило заключается в том, что она должна создать некий теоретический концепт. В данном случае это концепт политической утопии. При этом речь идет не о простом перечислении формальных признаков, а о выделении и обобщении существенных черт, которые позволяют раскрыть суть изучаемого феномена. Второе правило заключается в необходимости связать этот абстрактный пока концепт с политической или социальной реальностью, с практикой. Так выявляется социальная и политическая обусловленность явления. И, наконец, третье правило состоит в том, чтобы рассмотреть сформулированный концепт в процессе его становления, то есть, определить, как он менялся в ходе истории, какие стадии развития прошел. Политическая утопия в этой связи предстает не просто как определенный набор представлений о лучшем общественном устройстве, а как ментальность, как совокупность факторов, влияющих на самый широкий спектр идей, оценок, убеждений.

Таким образом, мы не ставим перед собой задачу описать политическую утопию как жанр литературы и рассказать о содержании тех или иных утопических проектов. Мы также не пытаемся подтвердить или опровергнуть историческую правоту, ложность или истинность тех или иных политических идей. Наша задача -объяснить феномен утопии с философско-политической точки зрения. Мы постараемся выявить те аспекты политической утопии, которые важны для понимания процессов, происходивших в Новое Время и которые непосредственно повлияли на становление современного общества. Для нас утопия это не некое застывшее понятие, определение которого узаконено раз и навсегда канонами учебной методологии. Для нас она, скорее, модальность, степень, форма социально

1 К этому направлению можно причислить М.Вебера, К.Манхейма, отчасти П.Рикёра, который в некоторых своих произведениях, по его собственному признанию, работал в русле этого подхода.

2 Ricoeur P. Lectures On Ideology And Utopia. N.Y., 1986, P.274.

14 воображаемого и то, как она предстает в этом ракурсе в эпоху модерна и постмодерна, мы попытаемся показать в нашей работе.

Степень научной разработанности проблемы. Нельзя сказать, что проблема утопии принадлежит к разряду стратегических направлений политической науки. Ее библиография во много раз меньше, чем, допустим, у таких классических тем, как демократия или либерализм. И тем не менее, про утопию писало достаточное число авторов, чтобы можно было утверждать, что в этой области существует острая научная дискуссия и что сама проблема является существенной для всей политологии в целом. Кроме того, рассуждения об утопии встречаются практически в каждом исследовании, посвященном Новому Времени, постмодерну, идеологии или тоталитаризму. Но главный парадокс заключается в том, что свои знания об утопии мы можем черпать не только в научной, но и в художественной литературе, поскольку утопия представляет из себя классический литературный жанр, основным героем которого являются, правда, не отдельные люди, а общество.

Первые исследования, посвященные проблеме утопии (то есть, не сами утопии, а научные попытки их осмыслить) появились на рубеже XIX-XX веков. В этом нет ничего удивительного - общество модерна уже достигло к тому времени определенной зрелости и начало интересоваться истоками своего происхождения. Обращение к утопии стало в этой связи явлением закономерным. Среди авторов-первооткрывателей нового направления можно назвать А.Кирхенгейма, А.Свентоховского, А.Фойгта1 (труды которых, надо отметить, практически сразу же были переведены на русский язык), хотя, критика утопии, по общему признанию, так же стара как и сама утопия.

Строго говоря, в политической науке существует два основных теоретических подхода к рассмотрению утопии в контексте общественного сознания. Первый, связанный с традицией марксизма, склонен толковать утопию как проявление ложного сознания, к которому относится и идеология, и который

1 Кирхенгейм А. Вечная утопия. Спб.1902; Свентоховский А. История утопии. М., 1910; Фойгт А. Сощальныя утопш. Спб., 1906. '

15 рассматривает ее, как одну из ее, идеологии, форм. С марксистской точки зрения утопия обладает свойством фантастичности и несбыточности и в этом смысле не может быть использована в качестве непосредственного руководства политической деятельностью. Утопию Маркс противопоставляет науке или научной идеологии, которая, по его мнению, обладает достоверным знанием о мире и в этом качестве может стать основой для развития общества. В марксизме утопия всего лишь предтеча научного подхода (единственно верной научной идеологией в марксизме может быть только сам марксизм), своего рода зародыш будущей научной теории общества. И в этом смысле она в структуре политического сознания занимает, безусловно, подчиненное, не самостоятельное положение.

Среди представителей этого направления в политической науке можно назвать без всякого сомнения как самих основоположников марксизма К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина, так и их последователей - Л.Альтюссера, Э.Блоха, М.Мериджи, Ф.Ферньянии других1. Так, по мнению Л.Альтюссера, утопия не обладает никакой внутренней реальностью, ее реальность описывается в категориях внешних признаков. Она имеет статус воображаемой конструкции, «сна наяву». Из отечественных авторов, писавших о проблеме утопии и испытавших явное влияние марксизма, можно назвать Араб-оглы Э.А., Баталова Э.Я., Волгина В.П., Володина А.И. и многих других2.

Второй подход тесно связан с так называемой «социологией знания» и с именем К.Манхейма, автора основополагающей для этого направления книги «Идеология и утопия»1. Манхейм был первым, кто попытался приравнять утопию к другим формам политического сознания. В его интерпретации вопрос о ложности или ненаучности утопии снимается вообще, для него гораздо важнее то, как проявление утопизма обусловлено исторически и как утопия влияет на

1 Маркс К., Энгельс Ф, Немецкая идеология // Собр.соч. Т.З; Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Там же. Т. 19; Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Там же. Т.21; Ленин В.И. Философские тетради; Althusser L. Essays On Ideology. London. 1993; Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. Berlin, 1982; Мортон А. Английская утопия. ML, 1956.

2 Араб-оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973; Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989; Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М., 1960; Володин А.И. Утопия и история. М., 1976; Кирвель Ч.С. Социальная утопия и ее роль в жизни общества. Л., 1983; Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.

16 формирование политического идеала современного общества. Идеи, выдвинутые Манхеймом, нашли свое продолжение и творческое развитие в работах таких авторов как П.Рикёр, Ф.Аинса, Дж.Шклар, М.Ласки, Дж.Кейтеб, Ф.Полак и других2. Из отечественных авторов хотелось бы особо отметить труды В.Чаликовой3, которая, по сути, была единственной, кто в российской политологии работал в русле этого подхода.

Библиография работ, посвященных утопии довольно обширна. Среди стратегических направлений исследований - изучение теоретической истории политической утопии, развития социально-политической мысли. Эти вопросы освещаются в трудах Ф.А.Мануэля и Фр.П.Мануэля, П.Рикера, Е.Шацкого, С.Оссовского, Г.Кейтеба, А.Мортона, М.Ласки, Л.Мэмфорда, Р.Рюйе, М.Бернери, Дж.Клейса, Р.Фогерти, Б.Гудвин, П.Невилл-Сингтона и других.

Советская наука также внесла весомый вклад в изучение утопического наследия современной эпохи. Обращают на себя внимания работы, посвященные изучению утопического социализма, в которых содержится ряд важных и интересных соображений, касающихся проблем утопии и утопического сознания (А.Г.Айрапетов, М.А.Берг, П.Т.Белов, Н.И.Бочкарев, А.И.Володин, В.А.Гуторов, Н.Е.Застенкер, Г.С.Кучеренко, В.В.Мухачев, Т.А.Павлова, Е.М.Прошина, А.С.Ципко, А.Э.Штекли, А.И.Юдин и др.).

Кроме того, в отечественной политологической литературе весьма существенными являются работы, рассматривающие утопии отдельных регионов и исторических периодов, а также творчество отдельных утопистов. М.К.Арипов, А.А.Игнатенко, О.Ф.Кудрявцев, Д.В.Панченко, Ю.Г.Чернышов, Л.С.Чиколини, А.М.Ушаков и другие исследователи много и плодотворно работали и работают в этом направлении. Особо следует отметить авторов, посвятившие свои работы

1 Манхейм К. Идеология и утопия. М., 1995.

2 Ricoeur P. Lectures On Ideology And Utopia. N.Y. 1986; Аинса Ф. Реконструкция утопии. M., 1999; Shklar J. After Utopia. The Decline Of Political Faith. Princeton. 1957, The Political Theory Of Utopia: From Melancholy To Nostalgia. Boston. 1967; Kateb G. Utopia And Its Enemies. N.Y., 1972; Lasky M. Utopia and Revolution. London, 1976; Manuel F.E., Manuel F.P. Utopian Thought In The Western World. Cambridge. 1979; Polak F. The Image Of The Future. Leyden. 1961; Tillich P. Critique And Justification Of Utopia. Chicago. 1971.

17 исследованию различных этапам русской утопической мысли: Р.А.Гальцева, А.И.Клибанов, В.А.Малинин, Рахшмир П., К.В.Чистов и другие.

Стоить также отметить, что проблема утопии, социализма, революции и политического насилия занимала не последнее место в творчестве русских филсофов, как дореволюционных, так и находившихся в изгнании - Н.Бердяева, П.Новгородцева, И.Ильина и др.

Отдельное место занимают работы, посвященные сравнительному анализу утопии и прочих форм общественного сознания, таких как миф (Р.Барт, Г.Гадамер, Д.Кэмпбелл, В.Полосин, А.Савельев, К.Хюбнер, М.Элиаде и др.), идеология (Э.Я.Баталов, У.Матц, П.Рикер, С.Сизов, В.Чаликова и др.) и религия (К.Доусон, Ф.Х.Кессиди, Ч.Кирвель, Ю.А.Левада, П.Тиллих, В.П.Шестаков и др.). Этим авторам удалось провести убедительный анализ как сходства перечисленных форм общественного сознания (по общему признанию они являются своеобразными «матрицами» освоения действительности), так и принципиального их различия, поскольку каждая форма обладает своей уникальной исторической спецификой, играет свою роль в системе политической культуры, общественного сознания и политики в целом.

Ряд авторов пытались создать более полную и развернутую теорию политической утопии, не ограничиваясь рассмотрением каких-то отдельных ее проявлений или черт. В работах таких авторов как Ф.Аинса, Баталов Э.Я., К.Манхейм, Г.Маркузе, П.Рикер, Е.Шацкий утопия предстает как фундаментальная характеристика всей политической системы в целом, связанная со всем комплексом институтов и социальных отношений.

Если говорить о современном состоянии теории утопии, то следует сказать, что интерес к этой проблеме достаточно высок. Среди исследований последнего времени хотелось бы отметить работы Б.Гройса, И.Исаева, М.Капустина, П.Капустина, В.Чаликовой, Л.Морщихиной. Анализ различных аспектов утопии и утопического сознания содержится и в публицистических работах таких авторов как

3 Чаликова В.А. Утопия и свобода. М., 1991

18

В.М.Вильчек, Д.Гранин, В.Н.Межуев, И.Клямкин, А.Нуйкин, Г.Померанцев, А.Ципко, И.Шафаревич и др.

Свидетельством растущего интереса к проблеме политической утопии является и появление в последнее время нескольких диссертационных работ, посвященных этой теме. Так, хотелось бы обратить внимание на диссертации Овчарова А.А. «Философский анализ утопического сознания: интуитивистский подход», Сизова С.С. «Утопия и кризисные процессы в современном буржуазном общественном сознании», Кирвель Ч.С. «Утопия как форма освоения социальной действительности», Шестаковой И.С. «Социальная утопия как превращенная форма общественного идеала».

Тем не менее, серьезных современных исследований, посвященных политической утопии, явно не хватает, хотя потребность в осмыслении будущего сегодня также высока как и в те времена, когда утопия нового общества только возникала.

Практическая значимость работы. В диссертации исследуется проблема политической утопии с точки зрения ее влияния на идейную картину современного (modern) общества. Тема эта представляет не только; научную, но и практическую ценность, поскольку позволяет использовать ее не только для дальнейшего изучения политического сознания, но и для таких прикладных отраслей политического знания как политическая реклама, политическая психология, «паблик рилейшенз» и прочих информационно-политических технологий. Представления об утопии и ее специфике оказывают также непосредственное влияние на политическую деятельность, поскольку помогают лучше понять законы политики и потребности исторического момента.

Кроме того, предложенная автором концепция может быть с успехом использована в учебном процессе на гуманитарных факультетах вузов РФ для чтения лекций по курсу политологии, истории политических учений, разработки спецкурсов по проблемам политического сознания и истории идей.

19

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Отдельные положения диссертации были изложены автором в ряде научных публикаций. Некоторые аспекты авторской концепции были апробированы диссертантом в процессе профессиональных занятий политическим консультированием, в ходе аналитической деятельности в общественных организациях и на телевидении, а также в ходе «Ломоносовских чтений», проводившихся в МГУ.

Структура диссертации. Работа в соответствии с поставленной целью и задачами исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая утопия в эпоху модерна и постмодерна"

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III.

1. Политическая утопия выступает как весьма существенный фактор исторического сознания эпохи модерна. Она не только подразумевает весьма специфическое восприятие истории, но и непосредственно влияет на формирование исторического времени - образов настоящего, прошлого и будущего. Именно утопия создает понятие исторической перспективы, она сакрализует будущее, видит в нем кульминацию исторического развития.

2. Смысл истории, с точки зрения политической утопии, заключается в закономерном и последовательном движении к будущему. Эта вера в неизбежное торжество прогресса рождает исторический детерминизм, история через призму политической утопии начинает восприниматься как некий разумный план, который требует своей реализации. Тем самым утопия порождает своеобразную зависимость от будущего - общество не может существовать постоянно не обновляясь. Перманентное самообновление является залогом того, что общество не остановилось в своем развитии.

3. Утопия категорически не переносит настоящего. Она может существовать либо только в прошлом, либо только в будущем. Настоящее для нее несовершенно и она пытается преодолеть его, апеллируя к другому возможному времени. Этот выход за пределы повседневности, с точки зрения утопии, является выходом в пространство истории. Двигая, с одной стороны, историю, то есть, создавая интеллектуальные и политические предпосылки фундаментальных общественных изменений, утопия, с другой стороны, полагает себя ее завершением - ее проекты будущего, как правило, отвергают дальнейшую историческую динамику.

4. В то же время, утопизм неизбежно возникает тогда, когда контуры будущего становятся чересчур очевидными. Утопическое беспокойство всегда проявляется именно в те моменты истории, когда будущее начинает слишком напоминать настоящее, когда пороки современной политики начинают представлять для него реальную угрозу. Попыткой преодолеть эту логику повседневности, логику исторического безвременья и являет собой утопия.

В своей исторической эволюции политическая утопия модерна прошла несколько этапов. Первый этап - период классической утопии от Мора до Французской революции. Для политических утопий этого периода характерно представление о будущем как об обществе социальной гармонии, где люди добродетельны и потому безмятежно счастливы. Чаще всего представления о должном общественном порядке в это время выражались в утопиях места. Утопии первого этапа направлены скорее на бегство из несправедливого мира, нежели на изменение господствующих социальных порядков и преображение существующего общества.

Второй этап - от Французской революции до марксизма. Политическая утопия на этом этапе приобретает ярко выраженный социал-детерминистский характер. Это уже не умозрительные фантазии о лучшем из миров, а проекты построения идеального общества, реализация которых осуществляется в исторической перспективе. Более того, политическая утопия XIX века полагает, что наступление будущего можно приблизить искусственно. Отсюда известная апология революции и политического насилия. Своей кульминации политический утопизм этого этапа достигает в утопии марксизма. Марксистская теория общества является самой мощной политической идеей со времен либерализма и успешно вступает с ним в историческую конкуренцию. Результатом этой конкуренции являются многочисленные социальные эксперименты по созданию коммунистического общества, самый известный их которых Октябрьская революция и возникновение Советского государства.

Кризис политической утопии, который знаменует ее третий, современный этап, пришелся на вторую половину XX века - время разочарования в мироспасательных претензиях модернистского Разума. Реализация политических утопий на практике привела к экспансии государства во все сферы жизнедеятельности и подавлению индивидуальности. Реакцией на этот процесс стало появления феномена антиутопии. Традиционно принято считать, что антиутопия отвергает утопию как таковую. Однако, на наш взгляд, феномен антиутопии является очевидным примером утопического мышления, поскольку в условиях тоталитаризма утопия вырождается в идеологию.

Падение тоталитарных режимов и кризис модерна, с одной стороны, привели к торжеству либеральных свобод и независимости, в том числе и в области мысли, а с другой, лишили мир единого идейного центра. Это не могло не отразиться и на состоянии политической утопии. С одной стороны, в эпоху постмодерна мы наблюдаем удивительный расцвет различных футурологических теорий и проектов, а с другой, ни один из них не может претендовать на то, чтобы в политическом, социальном, культурном и прочих планах стать доминирующим. Постмодерн антиисторичен в том смысле, что полагает себя завершением большого исторического этапа и, конечно, в подобных условиях утопический разум чувствует себя весьма неуютно. Тем не менее, утопия остается формой интеллектуальной обеспокоенности и ждет наступления времен, когда история выйдет на новый виток социальных и политических перемен. Утопия сегодня остается тем более актуальной, поскольку в ее воображении рождается ответственность за будущее. Настоящее не может предложить убедительной картины завтрашнего дня - современное ослабление утопической активности это своего рода раздумье перед решительными историческими действиями. Судьба России неотделима от истории политической утопии. Пожалуй, ни одна другая страна в мире не подверглась такому искушению утопией как Россия. Она обладает уникальным историческим опытом реализованной утопии (социалистической). Правда, утопический проект социализма обернулся неудачей - утопия выродилась в догму. Тем не менее, в массовом сознании и политической культуре потребность в утопическо-ориентированной политике осталась.

171

10. Также как и во всем мире претензии утопии на создание идеального общества в России потерпели сокрушительное поражение. Правда, конец утопии пришел в Россию в форме очередной утопии. Так называемое «новое мышление» можно с полным правом назвать утопией перестройки. Крах коммунистической идеологии и разрушение единого идейного центра привели к реабилитации репрессированных утопий - либеральной, консервативной, националистической и др. Поиск национальной идеи, однако, привел к пониманию невозможности ни одной из реабилитированных утопий взять на себя эту роль.

11. Современное состояние политической утопии в России характеризуется утратой целостной картины мира, раздробленностью массового сознания и заметным упадком исторического оптимизма. Культурный шок от столкновения с информационной цивилизацией привел к неспособности адекватно оценить современное положение общества и человека и создать конкурентоспособное идейное обоснования проводимых преобразований. Россия - заповедник бывших утопий. Линия идейного противостояния в социуме совпадает с разделением поколений - старшее (коммунизм), среднее (социал-демократизм в духе 60-х), 40-летние (либерализм), молодежь (ничего). Отсутствие диалога поколений приводит, как следствие, к отсутствию в обществе гражданского консенсуса.

12. Исторический выбор современной российской политики можно сформулировать следующим образом: прагматический реализм vs. поиск нового исторического пути (утопия). Современный российский прагматизм основан на чисто технологичном подходе к политике. Кроме того, в нем заметны явные реставрационные мотивы, если не возвращающие страну в прошлое, то консервирующие ее в настоящем. Все это тормозит развитие социального творчества. Известная политическая и экономическая отсталость России в данном случае благоприятный признак - это значит, что она еще не выполнила своей исторической судьбы. Посему утопический элемент в современной российской политике не просто необходим, но и

172 актуален, поскольку в зародыше содержит надежды общества на позитивные исторические изменения.

173

173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Давно уже стало общим местом говорить о нынешнем состоянии как о широкомасштабном кризисе, который затронул практически все сферы жизнедеятельности современного общества - философия более не вдохновляет людей на поиски универсальной истины, поскольку истина теперь у каждого своя, культура больше не рождает образы новых героев, а только эксплуатирует классические сюжеты, политика перестала быть общим делом, а стала предприятием по перераспределению пассивного внимания избирателей. Ныне, когда реальность все более распадается на миллиарды ни к чему не обязывающих подробностей, нам начинает казаться, что, бьггь может, мы где-то ошиблись в своих расчетах, когда-то свернули с правильного пути, что-то однажды сделали не так. Мы продолжаем идти вперед, но вокруг не вырисовывается ничего нового и даже ностальгия по прошлому отнимает у нас все больше сил и не приносит ожидаемого эффекта.

Реформы, которые ничего не меняют, лозунги, которые никого не вдохновляют и повсеместное торжество политических технологий - вот, что характеризует политику на ее нынешнем этапе. Платой за избавление от взгляда на человеческое общество и историю как на разумный и контролируемый процесс стала неопределенность, превратившая нас в заложников своих страхов и опасений перед будущим. Между тем, подлинный исторический сдвиг, если мы действительно хотим изменить свое нынешнее положение, невозможен без отказа от комфорта и стабильности, которые дает нам современное существование. Власть привычек, боязнь неизвестности - вот, что является препятствием на пути смены мышления, столь необходимого сейчас современному обществу.

Анализ текущей ситуации и своего места в истории неизбежно подталкивает нас к мысли об утопии. В известном смысле, современный кризис цивилизационной и исторической идентичности вполне сопоставим с кризисом традиционного общества в эпоху Средневековья - сегодня как и тогда становится актуальным вопрос о смене исторической парадигмы и поиске новых путей развития социума. Конечно, сейчас вряд ли можно говорить о наступлении исторической эпохи, по своим масштабам сопоставимой с Античностью или Новым Временем, скорее, о возвращении к модернистскому идеалу идейно ориентированной политики.

Воображение важнее знания, сказал однажды Эйнштейн. Знание дает точку опоры, воображение надежду. Надежду же на изменение окружающего мира дает нам политическая утопия. Речь при этом не идет о навязывании кому бы то ни было исконной утопической формулы «прекрасного нового мира». Мы говорим лишь о попытке представить мир более лучший, чем наш. В конце концов, источником утопии может быть не только желание лучшей жизни в ее экономической и политической ипостаси, но и в психологической, социо-культурной.

Утопия должна стать некой регулятивной идеей, которая выводит ценности из конкретного исторического бытия человека. Она должна найти выход из сложившегося духовного кризиса путем сохранения незыблемого в человеке и создания таких условий, которые позволяли бы оптимально воплотить эти непереходящие принципы. Новый утопизм должен стать не брюзжанием по поводу несовершенства окружающего мира, а философией революционной заботы о сохранении таких вечных ценностей как свобода, общество, культура, человек.

Кроме утопия, она не должна поддаваться искушению давать окончательные ответы на все мыслимые и немыслимые вопросы (тем более, что сейчас мало у кого возникнет желание подчиняться этим «снам разума»), а должна попытаться обнаружить или, еще лучше, реконструировать тип мышления, способного формулировать альтернативные образы будущего. Цель современной утопии заключается в необходимости восстановить утопическую функцию, возродить мысль, направленную «вовне», «по ту сторону» настоящего, мысль, устремленную к тому, чего еще нет.

Современный человек уже лишился веры в религию и идеологию, однако, можно надеяться, что новые формы утопии и социально-политических верований не заставят себя долго ждать. Нынешняя скудность идейного ландшафта, торжество банальности, которой всегда оборачивается политический прагматизм, все это говорит за то, что утопизм никогда не был так близок к своему возрождению как сегодня. Разумеется, это вовсе не означает возрождения классической утопии в духе Кампанеллы или Мора. Какие конкретные формы примет политическая утопия в

175 будущем, нам остается только догадываться, однако, ее сущность вряд ли сильно изменится - она по прежнему будет состоять в защите будущего от угрозы растворения в настоящем. Как отмечает Р.Гальцева, «утопического мыслителя теперь воодушевляют по большей части не визуальные образы будущего, но прежде всего - экстаз отталкивания от настоящего. Взамен разработки путей движения и детализации картины грядущего акцентируется сам внутренний духовный порыв. Неубедительность утопического проекта, зиждущегося на трансцензусе - большом скачке воли и сознания, «компенсируется» пророческой модальностью. Усладительные мечтания, зовущие примеры и заверения. оттесняются на второй план гипнозом императивного утопизма с его новаторской этикой, призывающей к безотлагательной переориентации»1.

Ожидание перемен, поиск нового мировоззрения, новых идейных основ в последнее время становятся актуальными не только для интеллектуальной среды, но и для массового сознания. Характерные для современной культуры стиль "ретро", ностальгия по прошлому (80-ым, 70-ым, 60-ым и т.д), литературные и художественные стилизации - все это говорит о поиске формы, идеала, некоего образца . На наш взгляд, это свидетельствует о росте интереса к утопической проблематике, социальному воображению и, как следствие, к зарождению благоприятной для утопизма мировоззренческой среды.

Последнее и, возможно, главное соображение заключается в том, что утопия является одним из немногих в сегодняшнем мире гарантов подлинной свободы. Нонконформизм, фантазия, интеллектуальный поиск питают не только творчество и искусство, но и утопию. Утопическое воображение обостряет чувство реальности и подталкивает к желанию изменить окружающий мир. А ставка утопии на инакомыслие всегда свидетельствует о ее нежелании смириться с существующими правилами игры.

1 Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992, стр.7.

2 В качестве наглядного примера можно привести творчество популярного детективного автора Б.Акунина. В серии своих романов о монахине Пелагии он дает развернутые описания идеального государства, проникнутого, с одной стороны, идеалами христианства, с другой, актуальными проблемами сегодняшнего дня. Выражение в произведениях массовой культуры

177

 

Список научной литературыЕвдокимов, Сергей Витальевич, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Аверинцев С. Эсхатология в кн.: Философская энциклопедия. М., 1970.

2. Агости Э.П. Возрожденный Тантал. М., 1969.

3. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-Спб., 1997.

4. Аинса Ф. Реконструкция утопии. М., 1999.

5. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западно-европейский и русский утопический социализм нового времени. М., 1991.

6. Араб-оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973.

7. Ашкеров А. Власть веры или власть принуждения. Вестник Академии наук. 2000, номер 11.

8. Баллаев А.Б. Проблема идеологии в творчестве Карла Маркса. В сб. История философии №3. М., 1998.

9. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

10. Баталов Э.Я. В мире утопии. М., 1989.

11. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982.

12. Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973.

13. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мираШуть, Париж, 1932, номер 35.

14. Бердяев Н. Новое Средневековье. М., 1994.

15. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.

16. Бернштейн Э. Возможен ли научный социализм? М., 1991.

17. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. М., 1970.

18. Бодрийяр Ж. Америка. Спб., 2000.

19. Будущее человеческого общества. М., 197120. Бхагавадгита. М., 1999.

20. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

21. Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. М., 1960.

22. Володин А.И. Утопия и история. М., 1976.

23. Гадамер Г.-Г. Миф и разум. В кн: Актуальность прекрасного. М., 1991.

24. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.178

25. Гегель Сочинения. М., 1964.

26. Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993.

27. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1997.

28. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1990.

29. Доусон К. Религия и культура. Спб., 2000.

30. Ермоленко А.Н. Этика ответственности и социальное бытие человека. Киев. 1994.

31. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. М., 1991.

32. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1964.

33. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М., 1998.

34. Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990

35. Капустин П. Постмодернистская ситуация и проектная альтернатива: методологические заметки о движении к будущему. М., 1998.

36. Кирвель Ч.С. Проблема взаимосвязи утопического и религиозного сознания в условиях современной буржуазной действительности. Хабаровск, 1978.

37. Кирвель Ч.С. Социальная утопия и ее роль в жизни общества. Л., 1983.

38. Кирхенгейм А. Вечная утопия. Спб. 1902.

39. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М., 1977.

40. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994.

41. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. Киев, 1997.

42. Леви-Строс К. Структурная антропология. Спб., 1997.

43. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона//Платон. Соч. в 3 т., М., 1968.

44. Манхейм К. Идеология и утопия. М., 1995.

45. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т.1,

46. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр.соч. Т.З.

47. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

48. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна. // Полис. 1992. №1-2.

49. Межуев В.М. Был ли Маркс утопистом? Материалы научной конференции, посвященной 180-летию К.Маркса. М., 1998.179

50. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.52. Мор Т. Утопия. М., 1978.

51. Мортон А. Английская утопия. М., 1956.

52. Морщихина Л.А. Утопия и великая французская революция. М., 1999.

53. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

54. Новая волна. Русская культура и субкультуры на рубеже 80-90гг», М., 1994.

55. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

56. Овчаров А.А. О сущности утопического сознания // Наука, культура, человек. Кемерово, 1992.

57. Одоевский В.Ф. 4338 год. М., 1972.

58. Оруэлл Дж. 1984. М., 1991.

59. От абсолюта свободы к романтике равенства. М., 1994.

60. Полосин В. Миф. Религия. Государство. М., 1999.

61. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1994.

62. Проблемы современных утопий и утопического мышления в зарубежной литературе. М., 1975

63. Рахшмир П. Диагнозы и рецепты Карла Манхейма. Вестник Пермского государственного университета. Номер 3,1997.

64. Савельев А.Н. Механизмы духовно-нравственного измерения политических процессов: политическая мифология. М., 2000. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук.

65. Савельева И., Полетаев А. История и время. В поисках утраченного. М., 1997.

66. Свентоховский А. История утопии. М., 1910.

67. Святловский В.В. Каталог утопий. Пг., 1923.

68. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Л., 1988.

69. Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908.

70. Сорель Ж. Размышления о насилии. М., 1907.

71. Социально-политическое измерение христианства. М., 1994.

72. Технология власти. М., 1995.

73. Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.180

74. Уайльд О. Полное собрание сочинений. М., 1912.

75. Успенский Б.А. История и семиотика. (Восприятие времени как семиотическая проблема). В: Успенский Б.А. Избр.труды. В 2-х т. М., 1996.

76. Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982.

77. Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

78. Фойгт А. Сощальныя утопш. Спб., 1906.

79. Францов Г.П. Исторические пути социальной мысли. М., 1965.

80. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

81. Фукуяма Ф. Конец истории? ВФ, М., 1990, номер 3.

82. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994

83. Чаликова В. Социокультурные утопии XX века. М., 1987

84. Чаликова В.А. Утопия и свобода. М., 1991.

85. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

86. Шестаков В.П. Понятие утопии в современной концепции утопичсекого. «ВФ», 1972, №8.

87. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии культуры, М„ 1995.

88. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. М., 1999.

89. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

90. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Спб., 1998.

91. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1965.

92. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

93. Alexander P. Utopias. London. 1984.

94. Althusser L. Essays On Ideology. London. 1993.

95. Baker-Smith D. Between Dream And Nature: Essays On Utopia And Dystopia. Cambridge. 1987.

96. Bauman Z. Socialism. The Active Uopia. Oxford. 1982.

97. Berneri M. A Journey Through Utopia. Birmingham. 1950.

98. Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. Berlin, 1980.

99. Brinton C. Utopia And Democracy. Cambridge. 1984.

100. Buber M. Paths In Utopia. L., 1949.181

101. Buckminster F. Utopia Or Oblivion. N.Y. 1969.

102. Clayes G. Utopias Of The British Enlightenment. London. 1994.

103. Davis J.C. Introduction To Utopia. Cambridge. 1981.

104. Davis J.C. Utopia And The Ideal Society. Cambridge. 1981.

105. De Jouvenel B. Utopia For Practical Purposes. Boston. 1968.

106. Donner H. Introduction To Utopia. Cambridge. 1993.

107. Eliav-Felden M. Realistic Utopias: The Ideal Imaginary Societies Of Renaissance. N.Y. 1982.

108. Erasmus Ch.J. In search Of The Common Good. Utopian Experiments In Past And Future. N.Y., 1977.

109. Fergusson J. Utopias Of The Classical World. Oxford. 1991.

110. Fogarty R. American Utopianism. Philadelphia. 1972.

111. Frankel B. The Post-Industrial Utopias. Boston. 1987.

112. Geertz. C. Ideology As A Cultural System. London. 1994.

113. Gerber R. Utopian Fantasy. London, 1955.

114. Goodwin B. Social Science And Utopia. Hassoks. 1978.

115. Goodwin B. The Politics Of Utopia: A study In Theory And Practice. N.Y., 1974.

116. Habermas J. Die Krise des Wohlfahrtstaates und die Erschopfung utopischer Energie. Stutgart. 1983.

117. Heterotopia: Postmodern Utopia And The Body Of Politics. Michigan. 1995.

118. Kanter R. Commitment And Community: Communes And Utopias In Sociological Perspective. Chicago. 1972.

119. Kateb G. Utopia And Its Enemies. N.Y., 1972.

120. Keniston K. In Youth And Dissent. N.Y. 1971.

121. Kumar K. Utopia And Anti-Utopia In Modern Times. Wasley. 1987.

122. Kumar K. Utopianism. London. 1991.

123. Lasky M. Utopia and Revolution. London, 1976.

124. Manuel F. Freedom From History And Other Untimely Essays. L., 1972.

125. Manuel F.E., Manuel F.P. Utopian Thought In The Western World. Cambridge. 1979.182

126. Marcuse H. Five Lectures. Psychoanalysis, Politics And Utopias. L., 1970.

127. Masini E. Visions Of Desirable Societies. Bristol. 1983.

128. Morgan A. Nowhere was somewhere: How history makes Utopias and how Utopias make history. Chapill Hill. 1946.

129. Mumford L. Story Of Utopias. N.Y., 1922.

130. Nelson W., ed. 20th Century Interpretations Of Utopia: A Collection Of Critical Essays. Cambridge. 1991.

131. Nevill-Sington P. Paradise Dreamed: How Utopian Thinkers Have Changed The Modern World. N. Y. 1993.

132. Nozick R. Anarchy, State And Utopia. N. Y., 1974.

133. Philosophy Looks To The Future. Boston. 1978.

134. Polak F. The Image Of The Future. Leyden. 1961.

135. Ricoeur P. Lectures On Ideology And Utopia. N.Y. 1986.

136. Polak F. Utopia And Cultural Renewal. London. 1976.

137. Ruyer R. Utopia And Utopists. Paris. 1950.

138. Science In Utopia: A Mighty Design. Massachusets. 1967.

139. Seliger M. Ideology And Politics. London 1976.

140. Shklar J. After Utopia. The Decline Of Political Faith. Princeton. 1957.

141. Shklar J. The Political Theory Of Utopia: From Melancholy To Nostalgia. Boston. 1967.

142. Storm R. In Search Of Heaven On Earth. Oxford. 1991.

143. Talmon J. The Origins of Totalitarian Democracy. N.Y. 1960.

144. Taylor A. Visions Of Harmony. A Study Of Nineteenth Century Milleniarism, Euston. 1975.

145. Taylor K. The Political Ideas Of The Utopian Socialists. Chicago. 1982.

146. Tillich P. Critique And Justification Of Utopia. Chicago. 1971.149. Utopia. N.Y. 1971.

147. Utopias And Utopian Thought. Boston. 1967.

148. Utopias. Papers From The Annual Symposium Of The Australian Academy Of The Humanities. Melbourne. 1987.

149. Williams R. Utopia And Science Fiction. Newcastle. 1979.