автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Политические революции и социальный прогресс
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политические революции и социальный прогресс"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ЛАНЦОВ Сергей Алексеевич
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
(Критический анализ марксистской концепции)
Специальность: 23.00.01 — Теория и история политической науки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1991
Диссертация выполнена на кафедре политологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Сизов С. С.; доктор исторических наук, профессор Худолей К. К.; доктор философских наук, профессор Шульц В. Л.
Ведущая организация: Технологический институт имени Ленсовета.
лизированного совета Д.063.57.47 по защите диссертаций па соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199164, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Защита состоится
1991 г. на заседании Специа-
Автореферат разослан
Ученый секретарь Специализированного совета, к. ф. и., доцент
В. А. Ачкасов
г/*»
, Актуальность темы. Отечественная политическая наука пере-тег сегодня свое рождение, или, вернее, возрождение. Хотя формально социально-политические исследования осуществлялись в любой из периодов советской истории, до конца нпуч;шш от быть не могли, поскольку несли на себе тяжелую печать официальной вд оологии. В условиях тоталитарного государства общественная наука в полном смысле слова невозможна, особенно это касается политологии. И если в области философских или экономических знаний все же существовали хоть какие-то "экологические шиш", где независимая научная мысль имела некоторые шансы на выживание, то в области политических наук ничего подобного бить не могло, разве 'что в сфере изучения истории общественно-политической мысли. Следует учитывать и то обстоятельство, что советская политическая наука была отделена "железным занавесом" от процессов, происходивших в мировой политологии и не могла в позитивном плане усваивать полученные ■ немарксистскими исследователями научные результаты.
Начавшийся распад тоталитарных структур открыл возможность для социально-политических исследований, свободных от идеологического диктата, по одновременно поставил ряд слокшх проблем. Разрушение привычных стереотипов, крушение традиционные идеологпчеекпе ценностей внесло о пред елештую сумятицу .не ю-лькс^ в массовое сознание, но к отразилось на научных дискуссиях, особенно на публицистике. Во многом это касается таких важных и непростых вопросов, как отношение к теоретическому наследию марксизма, бьгешего до недавнего временя ецтинотвея-ным фундаментом наших общественных наук, к Октябрьской р«во-.щдаи и послереволюционной истории нашей страны, к процессам, разворачиЕтгапшая в мире в саше последнее время.
Как зто часто бывает в переломные моменты общественного развития, выявляется крайние, взаимоисключающе друг друга позиция. С одной оторони, адепты оталияекой версии "марксизма-ленинизма" еще недавно пытались доказать незыблемость и непреходящую ценность догм, зафиксированных еще в "Кратком курсе" и с тех пор остававшихся, при всех внешних модификациях, набором "истин в последней инстанции" обязательных для
•теории и политической практики. Фундаменталисты видели причину нынеинего кризиса в отходе от основополагакщих принципов "маркой ема-ленинизма", а некоторые из нах призывал.! полностью вернуться назад к "истинному'ленинизму". Августовские события в нашей «гране показали, что за этими призывами от о л но фактическое идеологическое обоснование провалившегося путча. Конечно, ни о какой "диктатуре пролетариата" речи быть не могло, за этой фразой скрывалось желание возродить в полном объеме тоталитарную систему путем утверждения военно-полицейской диктатуры в'^хушка партаппарата и военно-промышленного комплекса.
Представители другой крайней позиции, справедливо связывая печальные результаты семидесятилетнего эксперимента в нашей стране с самой политической доктриной, девавшей в его основе, и являвшейся до последнего вршени официальной идеологией, обнаруживают при адом поспешность', упрощенный подход и легковесность сувдений. О их стороны раздаются пришвы начисто отмести все марксистское наследие как безусловно утопическое и безнравственное. 'Октябрьская революция изображается ими только как результат преступной деятельности Ленина и Троцкого, чьи замыслы носили изначально злонамеренный характер.
В обшх крайних позициях проявляется эмоциональный, а не рациональный подход. При атом первые в своей ортодоксальности стремятся едва ли не быть "святее папы римского" /в данном , случае самих основоположников доктрины/, а вторые выглядят куда радикальнее и нетерпимее чем те западные ученые, которые еще недавно числились у'нас в "оголтелых антикоммунистах". При этом ряд представителей радикально-демократического лагеря, полностью отбрасывая коммунистическую догму, »ем не менее наследуют некоторые ее элементы. Это проявляется, в частноо- . ти, в мистически-восторженном отношении к революции как к "празднику угнетенных", "локомотиву истории", хотя они имеют в виду, естественно, не "социалистическую"- в традиционном, коммунистическом понимании, а нынешнюю антитоталитарную ревог лвдиш.
На этом фоне назревает, необходимость в о<*ьективном анализе целого ряда социально-политических феноменов, вызывающих дискуссии. И хотя времена для окончательных оценок и выводов
еще не наступили, первый шаги в этом направлении должш бить сделннн у л,в сегодня. В центре данной диссертации стоит проблема критического анализа маркой от око Л теории револкши и практики ее воплощения и иизнь. Одновременно с итим автор стрешлоя гияснить, какие 1(5 оояиильно^илэаофшсих идей марксизма сохраняли свою актуальность и могут бьтъ попользован« для исследования современных общественных реалий.
Степень разработанности г,,х>блсль В истории политической шелл существовала серьезная традиция исследований ьопрооя '/оста и рол.г револший в общественном развитии, особенно это касается марксистского направления. Поскольку идея насгглъстт-венкой революции б.ч.® центральной идеей в политической доктрине марксизма, то не только сами ее основоположники, но и такие их последователя различного толка, как В.И.Лошн, Л .Д.Троцкий, К.Каутолий, Э.Бернгатейн, Г.В.Плеханов, Р.Люксембург, А.Грамши и многие другае,уделяли ей большое вггама-•нив. Для большнетва марксистов, за исклшепием, например, Э.Вернитейна, идея социалистической революции представлялась бесспорной истиной, своего рода "священной коровой", которая ни в коем случав не могла быть поставлена под сомнение.
Фетишизированное отношение к революции было характерно и для советской философской и социально-политической науки. З'о-тя и работах, поовященшх анализу общеметодологическах проблем теории революционного процесса, написанных М.А.Селезне-рнм, Ю.А.Красишм, К.И.Рародовым, А.И.Соболевым, Л.Г.Олехом, Г.Г.Водолазовым билэ немало ценных суздешй, официальные идеологии еокке рамки не позволял.! им подняться до подлинно научного и независимого взгляда па проблему. В этом ряду оледует отметить особо работы Ю.А.Красина, которые при всех своих не-доеггагкйх бит наиболее фущаменгальиымя исследованиями ло данной проблем. Он :та вместе о Л.А.Казаковой и М.Л.Гавлиным бнлд практически опиютвенныкг, кто знакомил советскую общо-стьонность о г'-марксиотоуиш копцопшш.я революции. Правда, сущеотт^кгов условия диктовала -необходимость излагать их только лимь в негативном плане.
иол:яо отмстить также некоторые исследования конкретных рэ-
Бо.адмон!Шх процессов, особенно в ионе стран "третьего мира", и ваошгь таких авторов, как тт. а. Симония, С.Л.Лгаов, К.И.Бру-тенц, А.В.Кива, В.И.Ковпль, Г.И.Мирский, В.Л.Тягуненко и рад других. "Вишен ер счисленные ученые ь сеоит. работах шскнзивали инт»рш?/е мысля в кокой-то степени нетрадиционные су имения, то и в этой сфере жесткая идеологическая регламентация оставила все ме свой глубокий след.
В отличие от марксистской традиции, для немарксистских направлений общественной мысля било характерно более трезвое отношение к проблеме изучения революций. Целый рад мыслей, высказанных немарксистскими социологами в XIX - начале XX вв.к не утратили, на наш взгляд, своего значения и во сегодняшний день. Сто, очевидно, относится я исследованиям В.Парето и Г.Ле Бона.
В XX столетий в рамках немарксистской социологии и политической науки сформировалось целое направление, занимавшееся анализом революционных 'процессов. У истоков этого направления.стояли К,Вринтон и П.Сорокин. Последнему принадлежит и сам термин " социология реьолшш", который закрепился в качестве названия этого направления. Из социологов к .политологов более поздних поколений, активно иеучанлих проблемы революции, необходимо отметить Х.Арендт, Э.Бжееинского, Ч.Джонсона, Д.Кеннана, Б .Мура, М.Риджей, М.Хагопиана, С.Хангингтона,, С.Эйэеншгадта, Ч.Эллада. В свете дискуссий, идущих сегодня вокруг оценки наследия Октябрьской революции и ее но следствий, засаживают особого внимания работы таких- западнях спе-цаалиртов по> этой проблеме, как Р.Пайпс, Р.Такер и С.Коэн.
Пель и задачи исследования. Главной целью, которую определил себе автор в данном диссертационном исследовании, было выяснение соответствия традиционной марксистской концепции ' револкпии с историческим опытом и реальностями современного общественного развития. • ,
Для достижения .указанной пели были поставлены следующие,, задачи: .
' Проанализировать основные положения социально-философской концепции марксизма с учетом тек подходов, которое существу-1юг в немарксистских направлениях общественной шсли, а также
о учетом реальных процессов, разворачивающихся в шро в тете-ние последнего столетия.
Выяснить реальную роль политических революции в истории. Подвергнуть критическому анализу-традиционно-догмятичеокую интерпретацию марксистского понимания этой рола, дополнить ее результатами немарколстсгак политологических исследований.
Определить потоки политической доктрины марксизма и пути ее этюлкши, при этом провости сравнительное исследование социал-демократического и коммунистического вариантов отой эволюция, показать причини крушения ортодоксально-коммунистической идеологии*
Проанализировать реальные обстоятельства и результаты Октябрьской революции в России, показать причины зароящения тоталитарного решма в СССР и в других государствах.
Выясшть причины нынешнего кризиса и крушения "реального социализма".
Проанализировать динамику и реальные результаты револши-онных процессов в развиваицихоя странах.
Проследить процесс формирования и развития марксистской концепции мировой революции. Выявить соотношение подлинно научных и наивно-утопических элементов этой концепции.
Рассмотреть вопрос о путях и формах социального прогресса в современном мире.
Теоретическая и методологическая основа- диосертшконной работы. В процессе исследования аэтор, о одной стороны, стремился опираться на критически осмысленную марксистскую методологию, но цри этом постоянно имел в виду различия между ■ социально-философской концепцией К.Маркса и его ае собственной йолнтической доктриной. По возможности учитывалось и то ценное, что имеется'в наследии марксистов, которые стояли у истоков современной социал-демократии - Э.Бернпггейна, К.Каутского, Г.В.Плеханова. Отношение же к представителям коммунистического направления, особенно к В.И.Леняну и к Л.Д.Троцкому, было более критическим, поскольку крах "реального социализма" поставил под большой вопрос научную ценность-идей, , лежавших в основании револщионно-коммунистического эксперимента XX столетия.
С другой сгорснш, отдавая должное тем ценным идеям, которые сохрани ли Ьь в марксистском наследии, автор стри.'илоя ко-полыздать и идея немарксистской социологии и политологии, преудо всего концепции, роскрнваыцие соотношение технолог.«в: окош 11 социального прогресса в сонр«лонном миро, и футуроло' гичесгаэ исследования. Прй анализе вопросов о моего и рода политических реголгший в общественном раавитии и их реальных последствий автор опирался в том числе и па основные положения теории тоталитаризма и политической модернизации.
Научная потопа результатов •работы. Научная новизна настоящей диссертационной работы в целом определяется теп обстоятельством, что это первое советское научное диссертационное исследование по проблемам теории реюлядаи, написанное не о тех догматических позиций, которые до недавнего временя предписывались официальной идеологией. Б тоже время пьобходимо помнить о том, что многие выводы, явльтциеоя новыми дли советской политической науки , не являются таковыми для зарубежной политологии. ,
Исходя из этого, в качестве тех новых положений, к которым автор пришел само стоят елгьтю и независимо от западных источников, необходимо указать оледукпдю:
На основе критического анализа марксистского учения о развитии и смене общественных формаций сделан вывод о том, что такая смона происходит иначе, чем это традиционно толковалось. Смена общественнотэкономаческих формаций происходит не в результате конфликта внутри способа производства, а в результата вытеснения старого опособа производства новым, -на основе технологического переворота.
Хотя современная технологическая революция Сила в общих чертах предсказана К.Марксом, ее реальным результатом не может быть утверждение высшей фазы коммунистического общества в традиционном марксистском понимании. В реальности те, процессы, которые идут в наиболее развитых государствах ми-, ра в большей степени подтверждают прогнозы немарксистских футурологов, чем дают основание верить в возможность реализации ортодоксашр-коммушстических принципов. •.'
Доказывается, что, вопреки господствовавшему в советской обществоведческой литературе представлению, нет прямой связи мвчиу процессом перехода от одной общественно-экономической формации к другой и политическими революциями.
Политические революции рассматриваются преимущественно не в качестве закономерности, а в качестве случайности общественного развития.
Главные причины политически революций определяются не в наличии классов и классовой борьбы, а в характере политического роюша того или иного государства. Развитая и нормально функционирующая демократическая система, обеспечивают щая беспрепятственную омену различных политических сил у руля власти, исклотаст оаму возможность политической революции .
Обооновываетоя еывод о том, что центральные идеи политической доктрины марксизма о необходимости социалистической революции и установления диктатуры пролетариата полностью унаоледовани им от предшествующего револшяо нно-утопическо-то коммунизма.
Доказывается тезис о несовместимости политической доктрины марксизма и его соинально-филооофской концепции, поскольку она имеют в своей основе противоположные источники.
Рассмотрен процесс эволюции политической доктрины марксизма. Сделан вывод о том, что наиболее адекватным вариантом такой эволюции был путь, пройденный западно-европейской сопиа л-д емократ и ей.
Проделан критический анализ ленинизма как политической идеологии.
Показаны предпосылки становления тоталитарного политического ретама в Советском Союзе.'
Выдвинуто положение о том, что нынешний этап развития страны являетоя отрицанием послереволишенного периода ее истории. Его реальное содерлиние определяется действием объективного "закона термидора", диктующего необходимость возвращения к той фазе общественного развития, которая была насильственно прервана.
l'a основе, новейших данных рассмотрены процессы, приведшие как к появлению "реального социализма" в Советском Союзе и в странах Восточной Европы, тис и к его крушению.
Проанализирована шнеиняя политическая ситуация и дан прогноз ее будущего развития в Китае и на Кубе. •
Критически рассматривав/гся революционные процессы в раз-внвакидася странах. При анализе дискредитировавшей себя теории социалистической ориентации показано, что при всей утопичности марксистской гипотезы о возможности некапиталистическою развития отсталых стран, в ее основе имелись и рациональные идеи, которые подт в ер вдается развитием ряда аэдатокж государств в последние десятилетия.
Выявлены рациональные и утопически-романтические элементы марксистской доктрина шровой революции,
Проделан анализ путей и форм социального прогресса в современном мире с учетом .новых реальностей.
Практическая значикюотъ работы. В практическом отношении результаты И' выводы данпой работы могут быть попользованы для дальнейших научных исследований в области политологии, социологии и истории.
Материалы диссертации могут быть положены в основу общих курсов по политологии и социологии, по ним разработаны и читаются специальные учебные курсы "Проблемы револшш в исто-*-рш политической мысли и соврименной политологии", "Эволюция политической доктрины социал-демркра'пш", "Политическая теория и-практика международных отюшений", "Теория политической модернизации". Материалы данного исследования могут текже использоваться при подготовке учебных и учебно-методических пособий, в руководстве написанием научных работ студентами а аспирантами по данной тематике.
Аптмбапия работы. Результаты- диссертационного исследования апробированы в выступлениях на республиканских, региональных, городских научю-георетических конференциях, а также на конференциях и теоретических семинарах филооофского факультета Санкт-Петербургсгах'о университета.
Содержание диссертации изложено: в монографии "Ооциальше
ре-волкши и общественный прох'реос: Теория. История. Современность." Л., Х9Э1; в брошюре "Демократические движения п современный революционный процесс" Л., 19РР; а такие в главах коллективных монографий,■статьях в научных сборниках и журналах, тезисах выступлений на конференциях.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДБРШМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, четырех-глав и заклте-ния.
.По введении сформулирована проблема, ее актуальность и практическая значимость, анализируется степень разработанности теш, ставятся основные цели и задачи исследования, указываются его методологические принципы.
В пврвэй главе "Метододатческие проблемы изучения политических революций" автор, не ставя перед собой задачу критического переосглипленкя оопиальтю-философской теории марксизма в целом, анализирует ее центральную идею об еотественно-яото-рическом характере процесса развития и смены общественно-экономических Формаций.
В работе отмечается, что в конечном счете поступательной разбитие общества определяет развитие его производительных сил. Техничеокий прогресс может развиваться как эволетионно, так и революционно, в посланием случаэ ему соответствует технологическая революция. В этой связи указывается, что человеческая дивилиэахшя прошла к сегодняшнему дню через три величайшие технологические революции. Последствием первой технологической революции в истории человечества стал переход от первобытнообщинного строя к классовому. Автор считает, что принятая в марксизме периодизация эпох социальных революций ке согласуется о реальным историческим процессом.
Аграрная рэволюция - первая технологическая револшия означала переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, выделение сельского хозяйства л качестве главной сферы общественного производства. £го было переходом от Еар-
варства к аграрной цивилизации и первой исторической формой этой цивилизации стало рабовладельческое общество, оказавшееся тупиковым ншравлением общественного прогресса. Хотя во времена .древних рабовладельческих государств были достигнуты значительные успехи в науке, культуре, искусстве, в материальном производстве рабский труд с самого начала был мало эффективен.
Ваксшм элементом социально-экономического переворота стало изменение социальной структуры общества. Аграрная революция превратила первобытных собирателей и охотников в крестьян, занятых сельскохозяйственным трудом в своем индивидуальном хозяйстве. На смену родовой обия не пришла соседская, крестьянская община, сохранившаяся на протяжении тысячелетий, соседствуя о различными социально-экономическими укладами. Ра-бовладелъчеокий способ производства зароядалоя' не на основе разложения крестьяноког.о хозяйства, а параллельно с ним. В первых рабовладельческих обществах рабский труд стал основой развития городов, расцвета науки и культуры. Но по мере того, как он .вытеснял труд овободшх гравдан, в том числе и крестьян, превращая их в живущий за счет общества "античный пролетариат", рабовладельческий способ производства шел к своему неизбежному краху.
Автор отмечает, что феодализм более адекветю ооответстчу-от аграрной стадии развития общественного производства. Феодальные отношения, в центре которых находился не индифферентный к результатам своего труда, а; сохранивший в известных предйлах хозяйственную самостоятельность крестьянин, создавали благоприятные условия для развития производительных сил..
В диссертации анализируется явление, получившее название, "азиатский способ производства". Автор считает, что это, скорее Boeiro, специфическая разновидность феодализма, не исклю-чагацая существования и рабства в качестве' одного из укладов.
В работе утверждается, что понять диалектику развития .феодального способа производства, приведшую его к разложению и гибели, невозможно, если исходить только из него самого. Раз-.ложенае феодализма связано с внешними факторами. Так это былэ
в Китае и в Японии, 1Дв влияние капиталистических стран в разливших формах повлекло за собой крушение феодального способа производства. Б Западной Европе причини смена феодализма хотя и были внутренними, если имеггь в виду напионально-гео графически о рагжи, но все же по отношению к ведущему до тех пор (мтально-эконэмнчеопому укладу от били "внешними".
Эпоха перехода от феодализма к капитализму связана со торы м технологическим переворотом - промышленной реголшией. РЬ прогрессивная роль капитализма но 'завершилась в пройдам столетии, его потенцияльшо возможности оказались большим!, чем можно било дфедпологатъ во времена К.Маркса И Ф.Энгельса. Не только технологический опособ производства, на котором утвердился капитализм,, является па существу революционным, но и вся сиотша его производственных отношений оказалась способной к эволюции. Целый ряд объективных эконордических отношений стал универсально]1, формой развития производительных сил не только в риле ах капитализма XIX - начала XX в., по к в современный период /например, рынок, прибыль, конкуренция л ДР./.
В исследовании отмечается, что современная практика не подтверждает выводов классического марксизма о неизменности качественных хараотеристик капиталистического опособа производства, о оуденян возможностей его развития. Промышленная революция за два столетия изменила облик мира, в ведущих государствах она превратила некогда аграрлое общество в индустриальное, реализовала уже болыяуи часть имманентных ей возможностей и начала перерастать в ношй техно® ютеокий переворот, однако революционного прекращения капитализма в социализм в этих странах по прогнозам К.Маркса не произошло. Более-того, социализм в овоих исторически олошвшихоя формах оказался не способным к восприятию многих важнейших направлений научно-технического прогресса.
'О точки зрония марксизма, переход от буржуазной к ком?4ут-стичеокой общественной формации-долнен быть связан о осуществлением коммунистической револшии, которая сменит частную собственность на общественную л положит конец воем формам
еконоикческого, политического, социального и духовного отчуждения. Материально-технической базой такой революции классики марксизма считали завершившуюся технологическую револкцию. Пойлеловатапи Маркса, сделавшие попытку "социалистических . преобразований", использовали такие Формы и методы руководства общественным производством, которые не соответствовали и из-за лэжности посылок не могли соответствовать реальному уровню и характеру развития производительных сил.
Однако открытые Марксом философские и социально-экономические законы, определяющие как развитие самой науки и техники, так и их взаимодействие с обществом, дают нам общеметодологическую основу для анализа проблем научно-техничеокой реЕолк>-ции. Современная технологическая революция в одном из главнейших овоих проявлений подтверждает прогнозы К.Т'аркса, как и предсказывал он, системы механизмов и машин-все меньше нуждаются в опосредовании отдельных процессов человеческим трудом. Во если предсказанный Марксом технологический переворот в общих чертах совпадает с тел, который осуществляется сегодня, то было бы опасной иллюзией полагать, что в новых исторических условиях наступит крушение капитализма по тому . образцу, который марксисты ачятали неизбежным в XIX или в первой половине XX в.
В работе отмечается, что марксизм вобрал в себя ряд полэг-жений утопического социализма и если они впоследствии не подтвердились на практике*, то нет оснований полагать, что подобные предположения' подтвердятся в будущем; Так же как на аграрной стадии истории выявилась разные тенденции /рабство, феодализм, "азиатский способ производства"/,,из которых лишь феодализм был адекватен существовавшему технологическому способу производства, так и индустриальная стадия дает два варианта "формадиоиного" развития, и из них тот, который отождествляли о социализмом, окашваегоя тупиковым. Однако это вовсе не 9значаег идеальности, а тем более вечности капиталистического варианта индустриального общества.
I. Достаточно внимательно, прочитать "Принципы кошунизма"или , "Манифест Коммунистической партии", чтобы в этом убедиться.
- 13 -
Что касается марксова прогноза о высшей фазе твой формации, то он частично переклщсяетоя о концепциями современной футурологии, например, о концепцией Тоффлера, в которой р<яь идет о превращении науки в производительную силу, о рода свободного времени, об изменении содержания труда в будущем. Следовательно, к социально-философскому наследию марксизма необходимо подходить критически, в духе самого Маркса, различая в нем рациональные зерча, ставшие результатом няучнсго анализа социальной действительности, и элементы утопизма, взятые марксизмом от предшественников и усиленные затем в практике их последователей.
Анализируя проблемы места и рота политических реЕолший в историческом процесое, автор сопоставляет марксистскую теорию политической революции и те подходы к ее изучению, которые существуют в немарксистской политологии. Абсолютизация классового подхода, преувеличение экономической детерминированности политических революций мешает понять сложную динамику политических процессов, характерных для революционных эпох.
Оообо выделяется теория политической модернизации, в соответствии о которой революции наиболее возможны в общества?:, уже вставших на путь модернизации, но не завершавших ее. Ре-' волюция становится следствием отставания процесса политической модернизации от модернизации в других- сферах общества. Именно идеи теории политической модернизации наряду с марксистской и другими теориями политической революции автор использует при конкретном анализе эпох общественных преобразований.
Исследуя процессы становления классового общества и истоки возникновения такого феномена, как классовая борьба, автор отрицательно отвечает та вопроо: являлась ля борьба рабов против рабовладельцев борьбой политической? Поскольку для рабов-плечннков обретение свобода означало иревдо всего возможность возвращения на родину, поскольку рабы не были : но сит елями более высокого, чем существующий, способа производства, постольку политической борьба рабов против рабовла-
дельцеь была не непосредственно, а опосредованно, оказывая влияние на кйзнь рабовледсвл еоких государств. Политич©екая борьба в рабовлвдольч еских обществах - »то борьба между оо-циадышш группами свободшх гра:ддаи, борьба внутри самого . гоонодсткоБаьшего класса рабовладельцев. В раннем. средневековье политической иервоншаяыю также била ли ж, борьба внутри класса феодалэв, выражавшалоя в виде меадоусобных и динас-тичес]Л1Х войн. Для всех классово-освободительных движений рабовладельческого общества и раннего феодализма была характерна беопероиактивность, невозможность достижения целей социального освобождения из-за отау.тствия для этого материальных у о да вий. Предпошлю! перерастания традиционных народных освободительных движений в политические революции возникает только по мере развития нового социально-экономического уклада -раннекапиталистического.
Отыеяая, что социально-политическая революция к ел наиболее радикальный способ преобразования общественных отношений в результате действия прогрессивных сил, ставящих осоананные цели своей деятельности, появляется тогда, когда раннекалига-листический уклад достигает более зрелой мануфактурной ста- • дни, автор рассматривает нидерландскую, английскую и Великую французскую революции.
Останавливаясь более подробно на анализе Великой француз-, ской революции,'автор стремился преодолеть характерное для советской литературы представление о реЕолвдии как высшем воплощении всех общественных добродетелей, а о любой револщи-онной, власти - как вершине демократии. Франпу аакая реголкидя, провозгласив демократические приншиш, вовсе не реализовала их полностью, в реальности послереволшионный релим во Франции был скорее охлократическим, чем демократическим. Именно . иэ политического хаоса и анархии выросла якобинская диктатура, которая в своей деятельности отказалась от многих ироэоз-глашенных ею же принципов, более того, пришла к полному отрицанию зафиксированных еде в Декларации прав человека и 1раж-данина 1789 г. гражданских прав и свобод. Французская революция вызвала всплеск утопических цошушстичвских течений, ере-
ди которых выделяет оя бабу шэд, из опыта якобинцев сделавший вывод о необходимости использования для достижения своих целей механизма револгаданпой диктатуры.
Последовавшие за французской револшией события в Европе, однако, не подтверждают марксистский тезис о революции как условии всякого общественного прогресса. Промышленный переворот обеспечивал капиталистическому развитию материально-техническую базу, изменял остальную структуру общества, иными словаки, шел процесс ьодериизагии. Примером полвого отсутствия политических революций тожег служить и история Японии.
Таким образом делается вывод о том, что политическая рево-лгаия не является безусловной закономерностью исторического процесса. Революция - проявление кризиса модернизации, которая, как показывает исторический опыт, в нормальных условиях ее протекания обходится без подобного рода потрясений. Главные причины политических революций оледует искать в неспособности политических институтов к быстрой модернизации. История свидетельствует, что политическая революция - ¡это не столько "праздник угнетенных", сколько трагедия, участникам и жертвами которой становятся отнюдь не одни только эксплуататоры, и цена революции может быть намного выше ее позитивных результатов.
Во сторон главе "Пути эволтии полгткческой доктрины марксизма" рассмотрен круг вопросов, связанных с политической теорией марксизма. Это проблемы перехода к новому общественному строю, соотношения революционных и реформистских методов осу-ществлечия такого перехода, проблемы характера политической власти. С одной стороны, прослекиваегоя эволюция политической доктрины европейского рабочего движения, у истоков которой • отояли К.Марка и Ф.Энгельо, к ш ней ним умеренным и цивилизованным'установкам социал-демократии, е, с другой стороны,-©гановлепяе на этой же основе дискредитировавшей себя сегодня коммунистической концепции.
Автор не соглшаетоя о господствовавшей в советской литературе позицией, что теоретическим источником социально-политического учения марксизма бил утопический социализм Сен-Симо-
-гена, йурье и Oy а на, и утверждает, что связи марксизма с этими мыслителями прослеживаются в области социальной философии, ко в политическом плане мевду ниш нет ничего общего. Главшы же источником собственно политической доктрины марксизма называется идеи революционного коммушзда Бабеля, Бланки и других шелптелей »того нацравления. Учение К.Маркса о револщии и диктатуре пролетариата было фактически заимствовано у этих мыслителей, а не выработано самостоятельно на основании игл же выдвинутого принципиально нового вэгл/ща на исторический процесс. У социально-философской и политической доктрины марксизма были различные, во многом противоположные корни, которые и предопределили в дальнейшем двойственность этого учения, стали одним из источников идейного размежевания среди его последователей. Утопический характер теоретические корней политической концепции Маркса обусловил ее последующее обособление от других направлений политической мысли, особенно в вопросах о государстве и демократии.'
В. диссертации анализируется эволюция взглядов самих К.Маркса и ф.Энгельса. Автор отметает, что, несмотря на имевшиеся зигзаги, такая эволшия шла все же в сторону отказа от революционно-романтических иллюзий, в сторону трезвого учета социальных реальностей, оавобоадения от дут утопического наследия. В этом отношении показательна позиция позднего Энгельса, ко-, торый открыто осудил собственные и Маркса заблуждения, высказался э пользу мирных форм революции, протекающей в рамках и с использованием демократических свобод.
После смерти Энгельса определяющим направлением в социал-демократическом движении стал "ортодоксальный марксизм", с характерным для него догматизмом. Из классического марксизма выводилась односторонняя схема исторического движения, основанная на вере в строгую последовательность процесса смены общественно-экономических формаций, раз и 'навсегда - заданную историческую роль общественных классов. Исходя из догматизированных представлений о нагзбекном крахе капиталистической ' экономией идеологи ортодоксального марксизма определяли политическую стратегию социалистического движения. Нежизненность, абстрактность подобных взглядов не могла не породить стршле-
ния у отдельных течений в сешал-детюкратии вырваться за рамки этих схем.
.С этой точки зрения рассматриваются взгляды Э.Бернштейна, шедшие вразрез с официальной доктриной социал-демократии. Отмечается, что Бернштейн перинм из марксистов обратил внимание на несоответствие ряда выводов и прогнозов своего учит&вд о реальной действительностью, подверг критике оаповополягаюдие принципы экого шческо го ученг'я и лолггичоской доктрины марк-оизиа. Превде всего он поставил под сомнение классический тезис о необходимости социалистической револшш и диктатуры пролетариата и вноказал опасения, что последняя в действительности может обернуться лишь "диктатурой клубных ораторов и интеллнгентов". Развитие же демократических структур, распространение всеобщего избирательного права создавало, по мнению Берншгейна, уолэвия для роста влияния социал-демократических партий, а в перспективе и для преобразования общества о учетом всех достижений человеческой цивилизации. Автор подчеркивает, что Бернштейн первым обосновал реформисггсасую стратегию в рабочем двияеиот, в основном опираясь на методологию самого Марков.
Отмотается, что взгляды Э.Бернпггейна первоначально встрвГч-ли резкое неприятие в ржах социал-демократов, как среди представителей- леворадикального крыла, тек и среди центристов. Но в последующем ситуация изменилась. Умеренные, преимущественно реформистские настроения стала все более характерными для большинства сощшл-демократичеоких партий. Эволюцию претерпела и вэгледы т ако то признанного теоретика ортодоксального марксизма, как К.Каутский. Постепенно он отошел от идея неизбежности экономического краха капитализма и перенео акцент на демократические действия рабочего класса. Волед за Э.Бернпгтейном, которой вначале резко критиковал, К.Кяутский пересмотрел свое отношение к идее "диктатуры пролетариата", поскольку он пришел к выводу, что установление режима насилш было бы самым негодным путем к социализму'. . :
Обращаясь к перло,ду после размежевания рабочего движения1на собственно сошал-демократичеокое и коммунистическое, автор указывает, что реальная политическая стратегия'и тактика сода-
- 18 -
ал-демократических партий стала более умеренной. Но ра}ор-мис'м социал-демократов носил преимущественно практический, прагматический характер, под него не била подведена теоретическая база. Социал-демократы продолжали утверадать, что именно они, а не Ленин и коммунисты, являются иодлнншш наследниками марксизма. Более того, часть левых социал-демократов высказывалась за сохранение верности революционным традициям марксизма. В диссертации подробно рассматривается идеология "австромарксизма", который питался совместить позиции западноевропейских социал-демократов с поащнями большевиков.
Решающий поюрот сошал-демократов к более прагматичной идейной основе произошел после второй мировой войны. Вслед аа непродолжительным сдвигом "влево", затронувшим значительные слои населения и подучивши отражение в официальных документах многих социал-демократических партий, начался обратный процесс. Реальности послевоенного времени, связанные с началом "холодной войны", ужесточением политики сталинского руководства СССР,, и с теми методами, которыми это руководство пользовалось при насаждении "реального социализма" в странах Восточной Европы, развеяв! иллюзии, еце остававшиеся у лидеров и рядовых членов социал-демократических партий.
Важнейшим событием в исторш социал-демо1фатпческого движения стад Учредительный конгресс Социалистического Интерна-, ционала, состоявшийся в 1951 г. ео Франкфурте-на-Майне. Впервые было официально заявлено, что марксизм более не является единственным теоретическим источником этого движения. В декларации, принятой конгрессом,-быЛ1 обосноваш основные принципы демократического социализма, которые стали основополагающими для всего социал-демократического движения.
Далее в диссертации аналищру ется эволюция социал-демокра-: тической доктрины за последние четыре десятилетия. Делается вывод, что социал-демократы продемонстрировали стремление, строить свою политику не на основе заранее определенных схем., а исходя из реальностей общественного развития. Отказавшись от револшионно-утопических идей Маркса, она пересмотрели отношение к его наследию в целом. Политическая доктрина марксизма, как полностью себя дискредитированная, была ьми отброше-
на, но к некоторым-рациональным идеям К.Маркса социал-демократы обращаются вплоть до сегодняшнего дня.
Проводя сравнительный анализ о.опиал-деьюкрагической и коммунистической версий инт ерпретеша марксизма, авгср критикует господ ствовавш о в советской литературе оценка Лешпа и его взглядов. Обрящастая внимание на бедность идейного наследия ленинизма по сравнению о классическим марксизмом. В отличие от Маркса, Ленин не был ориганалышм. мыслителем пи в одной области общественных наук. Однако, несомненно, он был превосходным политиком и политическим публицистом. Ленинизм первоначально возник как исклшительно русское явление и не столько наследовал идея классического марксизма, сколько был продолжением традиций русского социализма в новой марксист осой форме. Конечно, Леши яростно выступал против идеологии русского- народничества и неонародничества, но одновременно он сам стал прямым наследником полгтической тактики Бакунина, Нечаева и Ткачева. Точно, также как и ош, Ленин огавпл в центр своих интересов проблемы насильственной револвдш.
Из марксизма Леши черпал преимущественно те идеи, которые в бо.шяей степени соответствовали стоявшим пфед ним практическим задачам. Поэтому неудивительным является то обстоят ельство, что Ленин заимствовал у Маркса ту часть его политической доктрины, которая базировалась на наследии революционно-утопического коммунизма и была наиболее слабой ее стороной. В отношении к марксизму у Ленина южно, обнаружить поразительную двойственность, ощэеделявд/юоя, с одной стороны, смелостью в постаноше новых проблем и корректировке в соответствии а иными цространотвенно-времетшш условиями ряда марксистских тезисов, а, о другой стороны, самым агреосивдам догматизмом. "Решзконд зм" Ленина определялся т ш, что он был прежде всего практическим революционером, поэтому ради главной цели своей жизни готов был пожертвовать любой идеей на только своего .духовного учителя, но и своей собственной. Догматизм до, в свою очередь, был необходим Ленину для легитимизации собственных схем в кругу русского и международного революционного движения.
! ПерЕой оригинальной политической идеей Ленина было "учение
- ¿л) -
о партии нового типа". Это была попытка приспособить марксизм к условиям тогдашней Роосии, Ту же цель преследовало и "учение о перерастании "демократической революции в социалистическую". Лналииаруя данное "учение", ахтор диссертации сравнивает его со взглядами других представителей российской со-циал-демокрытки, превде всего оо взглядами Троцкого и Плеханова. Отметается умеренность позиции Ленина но сравнению со ■ взглядами Троцкого, но одногршепно подчеркивается заиутан- ' ность п противоречивость ленинокой концепции, что позволял? делать из нее различные, в том числе и авантюристические выводы. ¡Зародыш этого-то авантюризма и заметил Плеханов и страстно против него восстал, а пооледугаций исторический опыт полностью подтвердил многие из его опасений.
Автор обращает внимание и на то, что уже в годы первой русской революции у Ленина сформировалось весьма'странное-понимание демократии и демократических преобразований, которые он сводил к чисто экономимеским факторам, в частности, к решению аграрного вопроса. 1Ьворя об эволюции взглядов Ленина до первой мировой войш, автор делает вывод, что ленинизм, как особое толкование марксистской классической доктрины, проявил в этот период некоторые из имманентно' присущих ему черт! но еще окончательно не оформился, тем более в качестве интернационального явления. До начала первой мировой войны Леши оставал- .. ся лишь лидером к идеологом наиболее радикальной партии П Интернационала. Его имя уже было известно в международном рабочем движении, а некоторые идей находили отклик внутри левого крыла социал-демократия, однако оамо это крыло не было оформлено ни организационно, ни вдейш, а оам Ленин не представлял какой-либо серьезной альтернативы правым и умеренным течениям Интернационала.
В диссертации речь идет также и о борьбе различных направлений в социал-демократии в годы мировой войны. При этом отмечается, что еще до окончательного оформления от ли ной от оо- • циал-демократическрй традиции особой "коммунистической" идеологии проявляется такая ее особенность, как тоталитарность. Главное, что Ленин выхватывает в этот период из марксистского наследия, это - абсолютизация классовой борьбы, вдет насильствен-
ной революции и диктатуры пролетариата. При этом не заметаег-оя эволкция по логических взглядов самих основоположников марксизма.
Значительное место в диссертации отведено анализу взглядов Легата в период, предшествовавший захвату большевика?.«!; власти, и в пяршв годы существования нового режима.в России. Сравнивал взгляда Ленина и Троцкого, автор приходит к вывод;/, что в основе политической стратегии большевиков летали в большей степени вдеи второго, чем первого. Фактически Ленин, а за ним и другие возда большевизма, восприняла главные постулаты ■ троцкистской "теории перманентной револвди", которая и стала одной из идейных предпосылок октябрьского переворота. Покаш-вается утопичность большинства воззрений Ленина и большевиков и те реальные результаты, которые последовали за попытками их практической реализации. Исследуется процесс заровдения и укрепления тоталитарного'полтгческо го режит/а в СССР и его генетическая связь с рядом ооновошлагатецих идей- ленинизма. Независимо от последукл¡их событий введение повой экономической политики бшю изначально обречено на неудачу, поскольку не предусматривало отказа от ооновополагапцих принципов коммунистического тоталитаризма..
В итоге автор приходит к выводу, что если социал-демократии в значительной оттени удалось преодолеть утопизм марксистской доктрины, то коммунисты полностью его унаследовали и это стада основной причиной последущего крушения этого дви-яения. .
В третьей глава "Революции в XX в.: шфы к реальность" ис-следу.ютйя попытки практической реализации коммунистического варианта традиционных марксистских воззрений. Поскольку истоки этого грандиозного эксперимента, затронувшего многие регионы мира, берут свое начало в том образца политического и социально-экономического развития, который стал следствием Октябрьской революции в России, постольку прежде всего рассматривается процесс становления тоталитарного режима в СССР. Подчеркивается, что беда всех противников Сталина и сталинизма из среды"большевиков заклиналась-в том, что они не видели тлу-'■бинпой взаимосвязи сталинской диктатур« о реальными последст-
- 22 -
биями Октябрьской революции и особенностями той политической енотег.«ч, которую она породила. Хотя в своем классическом и законченном виде тоталитаризм ожшлся только после "великого перелома", в ЗО-е гг., но его важнейшие организационные предпосылки появились гораздо раныче. Ведь не Сталин "изоб-р&1" однопартийную систему, не Сталин создал карательный аппарат, не он первый в качестве идеологического краеугольного камня "революционной власти" положил догматизм и нетерпи- ■ мость к любым существующим и даже лишь предполагаемым политическим противнике^. Для того, чтобы потенциальная возможность окончательного оформления тоталитарного строя превратилась в действительность, позже были созданы и необходимые социальные условия. ...
В самом широком общеисторическом рмыелв руоскал революция стала результатом кризиса прежней недостаточно эффективной модели модернизационного развития. Собственно, Роосия была первой страной в мире, столкнувшейся с оамим феноменом модернизации в его современном виде. Но уже первая попытка его осуществления, предпринятая Погром I, отличалась непоследовательностью и представляла собой ограниченное заимствование передового западноевропейского опыта в отдельных сферах,"перенесение на российскую почву некоторых западных институтов. Но при этом сохранялись и даже укреплялись общественны и отношения, устраненные в Рападной Европе.
Попытки преодолеть отсталость, встать в один рад о передовыми странами при царском самодержавии не увенчалась полным успехом. Не оказалась исклшвнаем и послереволюционная история России. Правда, в данном случае модернизация проходила. под социалистическими лозунги,51, с обещаниями "светлого будущего", при этом же сами социалистические ддеалы и ценности были до предела искажены и цримитивиакрованны. В сравнительно короткий срок СССР достиг лидерства или паритета о передовыми странами в некоторых сферах. Но это было даже в технико-экономическом отношении отнюдь не комплексное и гармоническое развитие, тш более если принять во внимание ту цену, которую пришлось заплатить стране за индустриальный рывок.
В СССР все же была построена система, формально соответст-
- аз -
Бовашая марксисташш представлениям о "первой фазе коммунизма" /за исключением некоторых, оказавшихся на поверку чрезмерно фантастическими, деталей/. Удалось в реальности воплотить идею полного уничтожения частной собственнооти в городе и па селе. Всеохватывшцее планирование штеснило стихию ри-шчного регулирования. Выли ликвидированы социальные группы, Брачдвбнме социалистическим принципам организации обаостга /как, впрочем, и все гражданское об1дество в целом/. Даче ма-териально-техвпеокпя база приобрела те контуры,• которые вполне можно было считать соотвегствукщиш марксистскому проекту оошализма.
В тоже гремя обнаружила ж а н еспо со б но ст ь и отклонявшаяся ранее марксизмом идея постепенной трансформации капитализма. Оказалось возможным избавиться от рада отрицательных черт капитализма начала XX в. без выхода за его рамки. В развитых странах мира были осуществлены моры, гозволшае капитали обрести "второе дыхание" ¡1 справиться со многими своими неду-. гаш вовсе не в соответствии о. разработанными Марксом рецептами. Эти страны, аавергаив'цикл индустриального развития, вплотную продвинулись, к рубакам постиндустриального общества, кото-, рое могшг стать реальностью по мере развертывания современной ' технологической революции. По марксистским прогноза!,1 постиндустриальное общество было ничем иным, как воцделешюй "высшей фазой коммунистической формации". И именно тогда, когда появились не фантастические, а реальные материально-технкче-ские предпосылки постиндустриальной стадия обществентого развития, "реальный, социализм" и его глав дай форпост - Советский Союз поразил глубокий, всеохватывающий кризис. Выяснилось, что "передовая формация" не монет у сбоить и реализовать современные технические достижения. Более того, она оказалась несостоятельной в широком экономическом плане, не видернала конкуренции со обоим главным противником.
Только в самое последнее время в пашем обществе проявилось понимание того, что нынешние процессы означают разршз о большинством "завоеваний социализма". Можно констатировать, что закончилась послереволкционная история страны'. С точи! зрения 'общесоцлологачссдих законов, происходит, пусть и запоздалый,
откат раволшионной волны и возвращение ее в детерминированные объективной действительпостью рамки. Сегодня не может быть речи о возвращении к капитализму образца XIX в., но не может быть и речи о социализме как особой общественной формации со своими специфическими экономическими и социально-политическими отношениями, какими-то особыми, более "высшими формами демократии" •
В диссертации анализируется деятельность Коммунистического Интернационала и сложные, неоднозначные процеосы, приведшие к оформлению "мировой системы социализма". Отмечается, что за исклшением Чехо-Словаюш и Восточной Германии вое другие государства восточноевропейского региона не завершила к 40-м гг. экономической'и политической модернизации. Вторая мировая война не огладила прежние социальные противоречия, а добавила к дам ноше. В период фашистской оккупации изменилась и расстановка политических сил. Прежняя политическая элита теряла свое влияние, сотрудничая о оккупантами, а наи-'более последовательными борцами за национальное освобождение были левые силы.
В исследовании подчеркивается, что предпосылки изменений, которые безусловно былп необходимы, созревали прежде'всего внутри восточноевропейских отран. Роль Советского Союза в антигитлеровской коалиции способствовала усилению влияния ' коммунистов, а сам характер антифашистского сопротивления объективно детерминировал нарастание левых настроений. Предпосылки для завоевания власти Левыми силами существовали в конце второй мировой войны во многих европейских государствах. Например, в Греции руководимые коммунистами ЭАМ и ЭЛА0 в 1944 х. установили контроль почти над воей страной, развитие . которой, очевидно, могло повторить восточноевропейский вариант, чего пе случилось вследствие прямого вооруженного•вмешательства Великобритании. Таким образом, послевоенное социально-политическое устройство европейских стран определялось не 'только внутренним факторами, но и разделом сфер влияния между участниками антигитлеровской коалиции. Вместе с тем, нельзя причины перемен, происшедших в Восточной Европе, сводить лишь к присутствию Советской Армии, их обусловленность, была
- 25 -
гораздо сложнее. Очевидно, что в таких странах, как Албания л Югославия, коммунисты пришли к власти без прямого участия советских войск, хотя и при поддержке СССР. Нельзя отождествлять послевоенную ситуацию в Польше и в Ч ехо-Словакии, хотя конечные результаты в обеих странах оказались примерно одинаковыми. Внутренняя ситуация в Польше никак не могла способствовать победе левых сил и тем более коммунистов. &го могло случиться лишь потому, что Сталин поставил во главу угла своей полшши по польскому вопросу обеспетение-государственных интересов СССР в его понимании.
Сразу кз после перехода на "социалистаеский путь", началось широкое заимствование советского опыта, в том числе и его наиболее отрицательных сторон, без учета национальных особенностей государств Восточной Европы. По существу, еще в1 зародыше была преоетена попытка со здания иной, чем в СССР, модели социализма. И здесь, такдо как до этого в Советском Союзе, попытка "прыжка з соцтлизм" обернулась установлением тоталитарного режима.
Мобилизационные возможности экономических й политических систем стран Восточной Европы также оказались почерпанными, когда на Западе широким фронтом стала разворачиваться технологическая революция. Отставание "реального социализма" от передовых государств Запада стало нарастать. Особенно это , было заметно на примере тех стран, которые в прошлом принадлежали к промьгаленно развитым: Чехо-Словакил и Восточной Гер-' мании. Не случайно вопрос о необходимости глубоких экономических и политических реформ-был поставлен именно в Чехо-Слова-кии /события в 50-е гг. в других странах происходили тохда, когда эта модель еще не сложилась/. Получить практические ответы на поставленные имя вопросы инициаторы "Бражсюй веспы" не смогли, а вместе с ее удушением были прекращены и поиски путей, преодоления сталинизма во всем восточноевропейском регионе, да и в Советском Союзе.
. Развязка наступила в I9F9 г. Если утвфящение "реального социализма" в Восточной Европе в ряде случаев не было результатом револпшй в подлитом сгаюле э.того слова, то его круше-' ние стало результатом таких революций. Интересно отметить,
что восточноевропейские революции воплотили в реальность схему политической революции, о которой мечтали революционные марксисты, ю произошло это совсем под другими знаменами.
Далее в дисоертацни анализируется процессы утверждения коммупистпчеокого репша в странах Кто-Восточной Азии, и в частности, в Китае. Обращается внимание на выдвигавший л Мао Цзэдуном концепцию "новой демократии". Ангор отвергает крайние опенки, дававшиеся взглядам Мао Цзздува. в разные периода истории советской прессой, по отмечает, что оам Мао Цзэду н постепенно отказался от своей концепции и первоначальных планов л во вое большей степени стал впадать в традиционный волюнтаризм левацкого толка. Начиная о 1978 г. КНР вступила в полосу глубоких экономических реформ, которые ведут страну к рыночной экономике. Однако в условиях быстрой экономической и социальной модернизации отставание модернизации политической неизбежно должш было обернуться кризисными явлениями, что и произошло весной и летом 1989 г. Вспыхнувшие волнения были подавлены, что дало основание предположить об отказе китайокого руководства от курса на реформы и возврат к яеоткому тоталитарному режиму. Но подобные оценки представляются автору чрезвычайно облегчениими. При всем своеобразии сегодняшней ситуации в Китае, нет основания считать, что эта страна сильно выпадает из обидах тенденций современного миро-"вого развития.
■ В диссертации анализвдюгоя и особенности социально-политических процессов на Кубе. Хотя тоталитарный политический рениг-1 в этой стране цока еще прочен, кубинская экономика неэффективна. Держат ьоя "на плаву" Куба до 01гх пор могла за счет обильной помощи Советского Союза и других стран-членов СЭВ. 'Развал этой организации и прекращение помощи со стороны Советского Союза неизбежно вызоц?т и па Кубе не только экономические, но и политические-перемены.
Крушение "реального социализма" означало одновременно и крушение шада о "социалистической револшиа" как закономерности перехода к какому-то новому более прогрессивному отрою. Развеялась иллюзии, что посредством насильственной револхции, установления "диктатуры пролетариата" можно достигнуть экоио-
- 27 -
шчеоки эффективного и справедливого общества. Но в процессах крушения "реального сошшливма" в большинстве стран Восточной Европы, да и в Советском Союзе, прослеживаются многие черты, присущие социалъно-политкческпм революциям. Хотя в данном случае революционный путь социальных изменений чреват серьезными издердаамк, которые и сегодня уже обнаруживаются на практике. Поэтому, есл! революция и разрушает старые, уже отживим е общественные от ношения, то зто не означает, что она является наилучшей формой общественного, прогресоа.
В этой же главе диссертации исследуются совдально-полити-'ческие процессы в развявакщихоя странах, выведшие их на путь так навиваемого "некапиталистическою развития" или "социалистической ориентации"« Критически анализируются политико-теоретические источники этой концепции и тот практический вред, который она нанесла нашим национальном интересам в результате попыток ее реализации. .
Вопрос о "некапиталистическом развитии" родоначальники марксизма решали в основном на примере России, где существование сельской общины, ш их мнению, могло способствовать такому развитию. Однако положение о 'оельской общине как предпосылке "некапиталистического развития" не шкет восприниматься всерьез, поскольку оно было выдвинуто не столько в результате социально-экономического аналиэа, сколько из сугубо политических соображений, из необходимости связать судьбы революции, в Рапядной Европе с русской револвдией. Тогда.эта проблема была настолько далека от практических нужд европейского рабочего класса, что никто из лидеров социал-демократии к ней не обращался. Миф о возможности "некапиталистического развития" в XX в-, был реанимирован В.И.Лениным, когда погасли над езды на революцию в развитых странах и взоры большевиков обратились на Восток. В работе рассматривается первый опыт осуществления такого развития в отсталых южных и восточных окраинах бывшей царской империи - в Хиве н в Бухаре, а также в рамках относительно, аашстояг&лыюго государства - Монголии.
Анализируя последующий опыт практического осуществления концепций "социалистической ориентации", автор отмечает, что ни к чему иному, кроме как к воспроизведению экономически
~ кР -
неа.К'ективных тоталитарных структур, не обнарулившх способности к саморазвитию, она не привела. Одновременно попытки реализации '¡этой концепции стала причиной обострения мелщуна-родной обстановки и тяжатым бременем 'легли на эконотяису СССР.
Б токе время отмечается, что изначально'в теории Маркса имелось рациональное зшно, и это подтверждается ускоренным равштием некоторых государств Юго-Восточной Азии.
В чегветой. главе "Политические рево.талии и мировое развитие" речь идет о генезисе иэволщии марксистской доктрины "мировой революции". Выделяются два аспекта исследования Марксом и Энгельсом всешрнбсти предстоявшей, по их представлениям, комг,у 1мстическоК революция. Первый связан с их соци-ально-философоким подходом к анализу мирового развития, второй - с чисто политическим расчетом на достижение поставленных марксизмом целей. Если первый подход давал возможность ■ научного анализа некогорых общих тенденций социально-экономического и технологического развития, то второй изначально страдал утопичностью и наивно-революционным романтизмом. -
К.Иаркс и Ф.Энгельс справедливо указали, что переход от традиционного аграрного общества к индустриальному капиталистическому шервые превратил историю во всемирный процесс. И это превращение, основой которого стало формирование мирово-_ го рынка, усиление взаимозависимости отдельных регионов и стран, создавало предпосылки перехода на качественно иной Этап развития, соединявшийся для Маркса о грядущей коммунистической революцией. Для Маркса такая революция могла бы 'произойти тогда, когда универсальные производит ель ше силы и средства обучения, позволили бы.индивидам выйти.за рамки локальной замкнутости и пользоваться результатами материального и духовного производства всего земною шара. В сущности, Марко и Энгельс предсказали ряд реальных тенденций общественного развития, которые действовали и продолжают действовать . на протяжении многих десятилетий. Но собственно политическая часть их программы "мировой революции", как и вся политическая доктрина, изначально исходила из иллюзорных посылок и •носила наивно-романтический характер. Неудивительно поэтому, что вое их прогнозы от носителько "мировой" /точнее овропей-
- 29 -
оной/ револнпш не оправдались.
Постепенно мифологизированное представление о неизбежности " мирово и революции" било преодолено большинством европейской ооцнал-де.шрат ии, ю ее леворадикально е. крыло пыталось вдохнуть новую казнь в старые лозунги марксизма. Наиболее актившг.га. поборниками гсировой революции в начале XX. в. стали Троцкий ¡i Лешн.
В диссертации отмечается, что Ленин разработал во многом новую охему "мировой революции" по сравнению с классическим вариантом Маркса. Ленин следовал не столько логике социально-экономического анализа своего учителя, сколько развивал наиболее утопическую чаоть его взглядов. Главная идея, которая проходила через всо рассуждения Ленина о граду щей "миро-еой револшии", - это идея соединения радикально-социалистического движения в Европа с антиколониальным движением в странах Востока и использования в оеоих интересах всягеского недовольства существуюагш положением вещей в любой отране ми-ра. Но все же концепция "мировой револшии" Ленина была более умеренной, некеда установки других леворадикальных теорстиков, поскольку она исходила из длительности и нфавном&рности "мирового революционного процесса". - ' ■ _
Пооле завоевания власти для Ленина и других большевистских лидеров вопрос о "мировой революции" приобрел новое значение. О одной стороны, их первоначальные расчеты строились на ожидаемой победе "пролетарских" революций в других, особенно в развитых, странах. С другой сторош,-вследствие отого же, внешняя'политика коммунистического режима в России о первых же шагов бала сориентирована, на поддержку "мироЕой револкция". Неудача первоначальных расчетов побудила Ленина скорректировать их. Шла выдвинута идея "мирного сосуществования" о ка.-питалистическими государствами. _ Обитая положительный аспект . данной идеи, который свидетельствовал о переходе к более умеренному., и реалистическому курсу, аэтор в тоже время подчеркивает, что кьпцешшя "мирного сосуществования" с самого начала имела как бы "двойное1 дно".. С одной стороны, она признавала реалии международных экономия есадх и политических отношений,
с другой, стороны, маскировала главную цель коммунистического руководства Советской России - получить переднику и накопить силы для распространения своего влияния в мире. Ужа тогда закладывался фундамент для перенесения при шипов классовой борьбы на международные отношения. Одновременно о ленансгаш, продожил существовать и более авантюристический подход, характерный для Троцкого, Зиновьева и ряда других лидеров.
Пооле смерти В.И.Ленина и поражения "левого большевизма" ■ во внутрипартийной борьбе идея "мировой революции", отодвинулась на задний план, а затем была модц^ицнрована Сталиным применительно к нуздам его внешнеполитического курса. Сталин фактически возродил прежнюю имперскую политику царской Рос- ' сии и идея "мировой револшии", лииенная своего ромаитически-интернационалиотичеокого компонента,,была поставлена на олуж-бу этой политики, о чем наглядно свидетельствовали события кануна второй мировой войны. По окончании войны "на вооружение" ооветской внешней политикой и пропагандой была взята концепция "двух лагерей", фактически воспроизводившая позицию, критикуемую еде самим Лениным. Эта концепция соответствовала конфронтациоиному духу начального этапа "холодной войны" и отражала подход Сталина к междуняродкым делам.'
После смерти Сталина начался медленный отход от прежней жесткой линии в международных отношениях. Параллельно о этим ' в документах КПСС произошло возвращение к ленинской концепции "мирового революционного процесса". С одной стороны,-это способствовало преодолению наиболее одиозных наслоений сталинизма, но, с другой аторовд, фактически означало вдеологиче-окое обоснование переноса конфронтации двух сверхдержав -СССР и ОНА - на новый, более глобальный уровень. Следование курсом, в основе которого по-претаему лежал расчет на неизбежную "мировую революцию", пусть и в менее радикальной . форме, тел,- в конетном счете, негативные последствия для метщу^аР°Лной безопасности и национальных интересов Советского Союза. _
. Анализируя концепцию "нового политического мышления", автор отмечаегг, что ее выдвижение в целом соответствовало реальностям мирового развития первой полонии РО-х гг., но
основные положения данной концепции не были оригинальными, вое они уме ранее вдвигались как западными философами, социологам! и политология!, так и рядом советских ученых л общественных деятелей. .
В работе критикуется предщшимавшееся на начальном эггае . перестройки стремление обосновать приоритет общетелрвеческих интересов ссылками на Маркса и Ленина. Показало, что классический марксизм, несмотря на определенное внимашо к общечеловеческим ценностям, исходил из примета "классового подхода", и тем более такой подход был характерен для Яшина.
Автор считает, что сохранявшие влшпе в нашей стране в -середине С0~х гг. консервативные силы одасоботвовали выдвижению компрогдюсных форг.улгрсвок, попыткам соединить.Еместе новое ведение мара с традиционными ценностями коммунистической доктрины. Па самом деле "новое мышление" означало разрыв о. ооновополагащим! принципами коммунистической идеологии:, отказ от Ш1фолэгия1рованной концепции "шровой реЕолздии", идя . от концепции "мироЕого реЕолкциоиного процеаса", как называлась она в последние десятилетия.
■ Рассмотрев, в свя_зц а этим, суйьбы коммунистического. движения, .автор приходит к выводу, что оно в своем прежнем виде полностью себя начерпало. Эволюция идеолэгической.платфор«1 западно европейских коммунистов в общих-чертах повторила путь, пройденный в свое время сошаодемократши. Коммунисты мохут сохранить себя как реальную политическую силу .лишь з.том случае, если они осознанно освободягая от рставнмхая пут "марксизма-ленинизма". и направят свои усилия в единое о социал-демократам! руслэ.
Расоштрев проблему социального, прогресса в современном, мире и отметив определенную*преемственность социал-демократической концепция "международной демократии" со взгяедами. Маркса на мирр во в развитие, автор делает вывод, что некоторые из его социально-философских идей сохранили свою актуальность и сегодня, но политическая концепция "мирсюй революции" себя иакила. • -
В заклстении подведены основное итога исследования и еде-:ланы выводы, каоаквдеоя последних политических событий в стране.
С и и о о. к
опубликованных -работ по томе диссертации
I. Социальное реьолкши и общественны!*: прогресс: Теория.' Пстор;:л. Современность. - ДЛодография/. -Л-, 1991. - II и.л,
'¿. Д омократическкэ движения и современшй революционный процесс. /Бронвуа/. Л., 1988. - I п.л. _
3. Мировой революционный процесс и современность /Глава коллективной мо но графин/ //Теория научного коммунизма и екту-адыие проблеш. политики №00. Л., 1289. е- I п.л. .
4. Массовые демократически сдвижения как фактор общественного прохресса'. /Глава коллективной монографии/. //Теория научного коммунизма и актуальные проблеш политики КПСС. Л.. 1ШЭ. - I п.л. • . -
I
5. Учеше В.И.Лешка о революционно-демократической диктатуре рабочего клаоса и крестьянства и проблемы современных н&-циональт-деюкратичеогаис революций. /В обзоре/ //Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. 1960. £ 17. Вып.З. -
-.0,1 п.л.
6. Ленина ем и становление- аванградной роли революционно-демократических партий, в от ранах социалистической ориентации. /В обзоре./ //Вестник ЛЕГ. Экономика. Философия. Право. 1980. Л 23. Вып.4. - 0,1 п.л. .
?. В .И. Ленин о социальной активности личности // Социальная активность рабочего класса в условиях: развитого социализма. Л., 1982. /В соавторстве./ -0,5 п.л.
8. Пути развития национально-демократической реюлщии в странах освободившихся от колониальной зависимости // Актуальные Еопросы теории научного коммунизма."Л., 1982. - Дел. в-ЙШОН АН СССР 21.04.82. - Я 9346. - 0,3 п.л.
9.' ИГР и формы революционного, перехода к социализму в-оовобо— • дившнхоя странах // Диалектика общественного развития в
условиях НГР. Л., 1983. - ОД п.л.
10.Развитие К.Марксом учения о непрерывной револкции и современность /В обзоре./ //Вестник ЛЗУ. Экономика. Философия, Право. 1983. & Г7. Вып. 3. - ОД пл