автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Политическое сознание и формирование социалистического правового государства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическое сознание и формирование социалистического правового государства"
N ,
КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.С.М.КИРОВА
На правах рукопиои
АСКАРОВ Нуртао Аокарович
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
09.00.01 - диалектический и ноторичвокий иатериаливк
А в I о р 9 | в р а I диссертации ид ооиоканив ученой отепваи кандидам фияооофоки* наук
Ктъ-Ш, 1991
. и
Работа выполнена ва кафедре философии гуманитарных факультетов при Казахской ордена Трудового Красного Знаиени государственной университете вн.С. 11.Кирова.
- доктор филссофоких наук, профессор Сегизбаев O.A.
- доктор философских наук, профессор Касабеков A.U.
- кандидат философских наук, доцент Мухамбеталиев K.M.
- Алма-Атинский институт инженеров келезнодорожного
транспорта, кафедра философии _ . ^ ¿у
Защита состоится " ^^¿{ГЯ/О*? 1991 г. в ^ 'чао.
на заседании специализированного совета К.058.01.01. по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук при Казахском государственном университете иы.С.М.Кироэо по адресу: 480012, г.Алма-Ата, ул.Амангельды,61.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского государственного университета им,С.М.Кирова,-
Автореферате разоолан " " 1991 г.
Научный руководитель Официальные оппоненты
Ведущая организация
Ученый секретарь специализированного совета, доктор социологических ваук
МЛ,(.ТАНИН
• ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования определяется высоким уровнем политизации советского общества. Массовые движения разнообразных объединений, союзов, платформ, многочисленные митинги и демонстрации стали существенным фактом общественно-политической иизни. .
Процессы, происходящие в политической и духовной сфере, сопровождаются немалыми осложнениями. Обнажились накопившиеся десятилетиями нерешенные проблемы духовной жизни общеотва, в числе которпх низкий уровень и политического сознания и политической культуры.
В общественном сознании, в том числе и политическом, имеют место значительные негативные явления - утрата самосознания, неуверенность, разочарования, неверие и даае страх. Палитра общественного мнения и настроения веоьиа широка, от стремления одних вернуть наше общество назад до йвлания других толкнуть его к гражданской конфронтации.
Решение политических проблем подразумевает не только реальные политические преобразования, по и раврвботку обострившихся теоретических волрооов политического сознания.
В значительной степени актуальными являются также вопросы, овязанные с теоретическим осмыслением политики, политического сознания общества, жизнь которого во всех сферах (тотально огосударствлена и идеологизирована, что нередко приводило к произволу п беззаконию, игнорированию социальных реалий и многообразия форм, уровней, степеней развитости и средств формирования политического сознания грэидаи. В овяэи о я*пм йктУйльннми па-
лявтся политические аопекЯы формирования в отраве гражданского общества.
Рассматривая в той или иной мере вое упомянутые аспекты, нельзя было миновать, например, и вопросы, овязанные с постепенный и очень трудный преодолением упрощенческих взглядов на формы социалистической собственности и игнорированием товарно-денежных отношений: гти коренные проблемы базисных отношений современного общества являютоя фундаментом позиций, оценок в сфере политики, политического сознания. В этом же смысле принципиально важно было остановиться и на проблеме преодоления как экономическими, так и политическими средствами форм и методов управления и хозяйствования, порождающих отчуждение человека.
Нельзя не сказать и о том, что важной чертой политического сознания общеотва в переживаемую зпоху является отражение в ней объективно растущей взаимозависимости развития различных стран, усиление их взаимосвязи и интеграционных пррцесоо'в, становление единого, целостного пира, в котором взаимодействуют различные общества, сохраняющие свободу социального и политического выбора. Все aso порождает такие явления, которые становятся новыми проблемными предметами философской теории, политологических наук. Новой актуальной проблембй являетбя, наконец, вопрос и о самом широко декларируемой "новом политическом мышлении".
Подытоживая краткий очерк актуальности теш, подчеркнем, что, собственнр, в самом пр/шоы омысле перестроечные процеосы, продолжающаяся политическая реформа, активная демократизация общеотва, расширение пределов гласности, возрастание роли человеческого фактора обусловливают актуальность изучения развития
I
- 5 -
и перестройки духовных политических процессов.
Степень разработанности проблемы. Традиционно проблемам политического сознания, политической идеологии в нашей литературе уделялось немалое внимание. Они рассматривались в общих работах, посвященных вопросам духовной жизни, общественного сознания: в работах Б.А.Грушина, А.К.Уледова, В.Ш.Келле, М.Я.Ковальзона, др. Некоторые аспекты политического сознания рассиатривались в исследованиях общих вопросов политической организации общества, например в разработках А.К.Белых, Ф. 11.Бурлацкого, А.А.Галкина, С.А.Егорова, Н.Б.Биккенина, А.П.Бутенко и др. В тан называемый сейчас доперестроечный период немало било работ, посвященных непосредственному анализу проблем политического сознания, политической идеологии, политической культуры - например, это работы Н.М.Сапояникова, Р.Г.Яновского, А.П.Йоскова, II.А.Варганова, Л.И.ФлореновоЙ, Н.М.Кейзерова, Н.И.Михальченко и т.д. Сейчао иного и справедливо говорится о том, несмотря на чрезмерную духовную закрепощенность, наука, в том чиоле политология (хотя так и не называвшаяся) развивалась. Однако, рациональные моменты тех исследований были сильно ослаблены под воздействие!! социально-политической и духовной атмосферы того периода, которая порождала и укрепляла искусственные, беяживйенннв политические шаблоны и идеологические схемы.
В 60-е, 70-е годы особо разрабатывались проблемы интернационализации общественной яизни. Со второй половины 80-х годов научныо исследования получили новый иилульс. Перестроечные процессы, вы?вавдар к жизни новые политические течения, активно осшсливзгпсп в трудрх таких общесиюведов, как Ж.М.Аблильдин,
I I
- б -
К.Абишев, Г.Г.Акмамбетов, М.С.Аженов, А.К.Белых, Ф.М.Бурлацкий, А.П.Бутенко, Б.А.Групшн, В.А.Китепев, В.Г.Ворин, А.К.Касымжанов, Н.М.Кейзеров, Д.А.Керимов, Л.Н.Коган, Д.К.Кшибеков, Л.С.Мамут, Т.Т.Мустафин, В.В.Мшевениерадзе, А.Н.Нысанбаев, Н.Ф.Петроченко, К.Х.Рахматуллин, Т.С.Сарсенбаев, О.А.Сегиэбаев, М.М.Сужиков, А.К.Уледов и других.
Сложные процессы современности в научной литературе получают различные трактовки и решения. Наряду с заметными успехами встречаются некоторые односторонние освощения современных политических явлений. Например, в некоторых работах все еще не преодолен прежний, уакоклассовый, чисто идеологический подход. Другие работы носят окорее "чисто пропагандистский характер, неиели теоретическое осмысление, а третьи, в основном направлены на исследование исторических материалов.
В настоящее время политические процессы в стране развиваются интеноивно и порождают много непредсказуемого: Наука не поо-певает за быстро меняющейся действительностью. Поэтому значительно большее отражение политическая жизнь находит в публицистике. Нельвя обойти вниманием эти материалы, тем более,'что многие И8 яюс по глубине ооьещаемых проблем и остроте полемики не только не уступают отрогим научным работам, но имеют и овои достоино!ва (например, статьи П.Бощанова, П»Гутионова, А.Ципко, Л.Шевцовой и др.)» Б работе так или ияаче представлены разные точки эренир,.,в том числе д упоминавшихся ученых и публицистов. Во всяком случае степень.разработанности тех или иных аспектов исследуемой яемы в разработках, используемых в диссертации," Позволили автору, во-первых, глубже понять проблему, во-вторых,
»
- ? -
яснее представить направления исследования и определить собственную позицию по обсуждаемому вопросу.
Цель и задачи исследования. Основная цель - это осмысление политического сознания в условиях все более набирающего силу процесса демократизации. Новое мышление выдвинуло целый ряд новых положений, нуждающихся как в практическом освоении, так и в теоретическом осмыслении. Это прежде всего вновь осознаваемые приоритеты общечеловеческого над классовым, социального над политическим.
С этой точки зрения необходимо осмысление политического сознания и всех его составляющих элементов (политической психологии, обычаев и традиций, науки и идеологии, мировоззрения и идеала, воспитания и культуры и др.) в качестве общечеловеческих ценностей, значительных явлений духовной жизни общества и факторов социального развития.
С позиции нового политического мышления стввиЮя цель выяснить место и роль духовных политических явлений в системе формирующегося правового государства и самоуправляющееся ?рая-данского общеотва.
В работа отаьятся 11 решаются следующие вадачи:
- дать понятийно-йа«егориальный анализ политики я поляти-ческогб оознания как социальао-фйлооефокйх категорий, какала« центов духовной аиана обдеотва ц общвчбййвечвсйих «йнноозой и юс роли в формировании правоасгб гбоудармва}
- покава«ь структуру и функции пояяигевского ооепадий й Фбвремевяых уоловяях;
1 про«яал*айро*ата роль ддвократи и к-иаовоом как йайшх
факторов активизации политического совнания;
- рассмотреть роль политического оознания в формировании самоуправляющегося гражданского общества;
- высказать некоторые теоретические и практические рекомендации по перечисленному комплексу вопросов.
Методологическая основа исследования. Основополагающими в данном исследовании духовных явлений в области политической вязни являются труды классиков марксизма-ленинизма. В диссертации использованы труды современных советских и зарубежных философов, социологов и политологов.
В работа широко использованы партийные и государственные документы, материалы съездов народных депутатов СССР и Казахской ССР, данные статистических органов.
Научная новизна исследования. Научная новизна определяется прежде всего возникновением новых политических структур, требующих адекватного теоретического осмысления. й свяйи с этим в диссертации дается анализ и обосновывается авторская интерпретация ганих понятий как: "плюрализм11, "гласность", "консенсус", "компромисс", "суверинитет", "обновленная федерация", "оппозиция", "многопартийность", "фракция" и т.д.
. Как известно, различные-йолитические партии и демократические движения с разной степенью обстоятельности и обоснованности в качестве одной из основных целей выдвигают задачу фактического утверждения личности;как ключевого фактора общественного развитий, достикение реальной социальной справедливости, обеспечение политических свобод в т.д. С стой точки зрений пов'а-ционной ЯВЛЙ02051 постановка вопроса о политическом идеале -
I I
вопроса слабо-неразработанного в нашей литературе.
Новым является и анализ таких явлений как политическое сознание в структуре общечеловеческой культуры, комплексное изучение проблем гласнооти, структуры политической культуры, анализ процессов становления современного гражданского общества.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы дисоертации могут быть использованы при политологическом и социально-философском исследовании процессов становления правового государства, при анализе политических процессов, в преподавании на региональной уровне курса философии и политологии, в пропагандистской работе.
Апробация работы. Основные положения дисоертации излагались в выступлениях на УИ летней философской школе молодых ученых "Самосознание современного человека" (Алма-Ата,1990), на научно-практической конференции при Калининском (г.Алма-Ата) райкоме Компартии Казахстана "В.И.Ленин и концепция гуманного, демократического социализма" (1990), в процеоое преподавания курса философии на ряде гуманитарных факультеюв университета, в лекциях Республиканского общества "Знание".
Обьем и структура диссертации. Работа соотовт из введения, двух глав, заключения, библиографии. Ойй изложена па 150 страницах машинописного теиста. Библиографий состоит ив 152 источ-(шкоя.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
МЛЩбнии обойновивеется актуальное« темы, дается знали« Степени розгзб^йнкост« проблема, формулируются целя и палач«
г
работы, претензии на научную новизну и практическую значимость исследования.
Первая глава - "Политическое оознание как социально-философская категория" - состоит ив трех параграфов. В них анализируются вопросы политики как способа формирования правового государства, структуры и функции политического сознания.
Современное советское общество характеризуется небывало высоким уровнем возрастания политической активности трудящихся, политизации всех сторон визни. Эти процессы являются не простыми и нелегкими, сопровождаются немалыми осложнениями, противоречиями и конфликтами, доходящими до социальных и межнациональных конфронтации, нередко оопровоядахщимиоя насилием, кровопролитием и страданиями беяенцев.
Углубление процессов демократизации и гласности не только выявляют недостатки политических знаний, культуры, опыта, но и способствуют выявлению неизбежных ошибок и просчетов политического зкстремизма.
Наше общество постепенно отказывается от примитивных представлений на такие проблемы, как собственность, рынок, товарное денейные отношения, эксплуатация, отчуждение человека, человек и власть, личность и политика,. политика и право, государство и гражданское общество, соотношение законодательной, исполнительной п судебной влаотй, партия и народ, партия и государство и я.д.
* •4
Общество* переживает .период, когда плюрализм политических мнений и концепций, а ,такре дейотвия шогих политических п&ртий становится новой реальностью нашей аизни, которая нуадаехоя и
в теоретическом осмыслении и практическом освоении. С древности существует понимание политики как науки, искусства и практической деятельности. Отсюда особая слокность анализа в обществ .¡н-ных науках проблемы политического соанания, многоплановости его проявления, определения структуры и функций политической культуры.
Политическая культура в конкретном выражении предстает как синтез многих процессов. В частнооти она зависит от политической зрелости таких субъектов, как классы, социальные группы, а также политические институты (партийные и государственные), общественные организации, трудовые коллективы и личность.
Одним из препятствий на пути я формировании политической культуры ныне является экстремизм в различных сферах общественной гизни. Преодоление его имеет наиболее актуальное значение, Реальным содерканием наполняются такие понятия как "рыночная экономика", "партийные фракции", "политическая оппозиция", "разделение властей" и др.
Идет формирование новой сиотеыы политического образования, в учебных заведениях введено преподавание разнообразных курсов политической науки. Созданы "Центры небавиоимых политологов", создаются новые политические институты.
Вое это йстеотвенйо и неизбежно для нашего общеогва, которое идет по пути о1роительства р(ЭаяьИ0*о правового гооуяаро*ва, Политичйокое оойнание неразрывно свяваяо оо воаиа офвраии общественной аиани. Она как вааный еяеиан« духоаной юани ббиво»-йа, включаем а себя иояитеоквв цейноети й адйаиы й актив воздействует вй 86» стороны социальной Яйй0»»и*в1тй0в»и.
Многоплановость политического сознания проявляется в той, что оно имеет свой онтологический, гносеологический, социало-гический и акоиологичеокий аопекты. Оно имеет индивидуальный и общественный, групповой и массовый, региональный и национальный характер. По уровню отражения оно различается на обыденное и теоретическое политическое сознание, эмпирико-политичеокие знания, политические обычаи и традиции, политическую психологию, политическую идеологию и политическую науку.
Особым измерением политического оознания является политическое мировоззрение, которое содержит в себе элементы и обыденного, и теоретического сознания. Немаловажными элементами политики и политического сознания являются политические идеалы и политические ценности, политическая обрядность, политическая наследственность, политический иммунитет, политические суеверия и политическая вера, общественное мнение и общественные настроения по вопросам политики. Многочисленными являются виды политического сознания, начиная анархизмом и кончая тоталитаризмом, различные политические учения.
. Свое особое место занимает вопроо о политическом самосознании как части общего мировоззрения человека, в особенности его политического мировоззрения. ОЬо содержит в себе не только политические знаний и убеждения, но и ценностное отношение к действительности, предполагает активную жизненную позицию в способностьчк .Положительно^ деятельности в соответствии е определенными политическими идеалами и верой.
Политическое сознание в основном выполняет познаватёльнйе функции. В леи отражаются объективные вакономернооти возникно-
вения и развития классовых отношений. Различные элементы политического сознания могут выполнить свою роль в общественной зизни тогда, когда они тесно связаны о общественной практикой.
Многие социальные программы разрабатываются на основании политических идей и теорий. Они являются концентрированным выражением существующих в обществе политических взглядов, теории а идеологии. Тем самым становятся научным руководством к прак-! тическоиу действ™ по реальному воплощению социального, национального и классового интересов в действительность. Социальные программы в сяатом виде отражают цели и задачи, которые имеют практическую ценность и долины быть реализованы в практической деятельности.
Тесно связаны о познавательной оценочная функция политического сознания. С ее помощью происходит оценка добытых знаний ' в плане их степени соответствия групповым, классовым, национальным, гооударсйвенным интересам. ;
Познавательная и оценочная функции политического сознания' обеспечивают социальнув интеграцию. Последняя в свою очередь способствует созпавательному объединению людей отать стабильной социальной общностью.
Зти объединения среди большинства населения осуществляют пропаганду политических оценок. Такую оценочную функцию выполняют политические партии, профсоюза а другие политические организации.
Одной из вазнейиих функций политического сознания является регулятивная. Она выступает одним из регуляторов общественных отношений, регулирует преада всего поведение членов политичес-
ких партий и общественных организаций. Да и остальные члены общества в соответствии со овоиыи политическими взглядами осуществляют социальный выбор вариантов поведения.
Значительную роль среди функций политического сознания выполняет функция предвидения, прогнозирования социальных процессов. На этой основе создается возможность перспективного, среднесрочного, краткосрочного планирования и сведения к минимуму непредсказуемости социальных явлений и их негативных последствий. ПредЕздение, являясь в ооновном отражением будущего, вытекает ив общей способности человеческого сознания к опережающему отражению действительности. Новый анализ классиков марк-сигиа-ленинизма показывает, что йаряду о предвидением многого положительного, они как бы предвидели возможности догматнзации, извращения и даже диокрети8ации новой теории рабочего класса и предупреждали об этой поотоянно. Ныне о горечью приходится констатировать, что зти возмокнооти в еще более грубом виде были воплощены в действительность в странах, называвших оебя социалистическими.
Вторая главц - "Роль политического сознания в переотройке советского общео^а*1 состоит из двух параграфов. В них рассматриваются проблемы демократизации и гласности как факторов активизации политического боанания и формирования подлинного гражданского общйотва.
Совершенствование политического сознания рассматривается как один иа факторов демократизации ооветокого общества и его перестройки. В содержание понятна гласности включаются не только право граидапина открыто йыокавыва« свое мнение по воем
общественным и политическим вопросам, но и обязанность политических партий и всех органов государства соблюдать принцип открытости в процессе принятия решений, держать ответ за свои действия, реагировать делом на критику, учитывать советы и рекомендации трудящихся, создание условий, позволяющих гражданам реально участвовать в обсуждении всех дел страны, в выработке и принятии решений и контроле за выполнением этих решений.
Классики марксизма-ленинизма уделяли большое внимание проблемам роли и места гласности в общественно-политической и духовной жизни, которые еще весьма актуально звучат и сегодня. До конца 20-х годов вопросы гласности постоянно находились в поле зрения партии большевиков, ее разные аспекты разрабатывались в документах партийных съездов, конференций, пленумов, в • постановлениях ЦК. Практика гласности того времени формировал^ определенный опыт и традиции в развитии политического сознания трудящихся. Однако ее развита длительное время было задеряанб отрицательными последствиями таких периодов истории нашего общества, как культ личности, административно-командного управления общественными процессами.
Нынешнее развитие гласности является своеобразным ренессансом, возрождением того, что имелось. Еаесте с тем, в утвервде-нии гласности появились новые моменты, связанные с новым политическим мышлением, перестройкой внутренней и внешней политики, с понятием и практикой социалистического плюрализма.
Социалистический плюрализм является одним из главных путей развития гласности и активизации политическом сознания. Под ним имеют в виду плюрализм мнений, взглядов, суздений, гипотез,
концепций. Бое более пробивает себе дорогу плюрализм интересов
потребностей, стереотипов поведения, методов деятельности. Еокьвюв значение имеют принятые в новой редакции статьи б и 7 Конституции СССР и союзных республик.
Развитию политического оовнания активно способствует формирование гражданского общества и, наоборот, высокий уровень по' литичеокого сознания является одним ив факторов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общес4ва.
В диссертационной работе уделено особое внимание на историю отановлония важных элементов гражданского общества, сложившихся в ведущий капиталистических странах. К ним' отнооятоя: защита обездоленных; гарантия прожиточного минимума; либерализация ценностей (свобода, политические права, экономическая независимость); представление минимума реальных условий для проявления активности личнооти. Как пбказала история этих стран, если первые элементы гражданского общества опоооботвуют в определенной мэре формированию у людей иждивенческого настроя, то последние открывают пути включения человеческого потенциала в развитие общества. В этом заключается их немалая роль как тех предпосылок, которые дали импульо развития ведущим капиталистическим отранам.
Изложенный иоторичеокпй Пример имеет для нашего общества поучительное значение. Многие меры, ойяванные с приватизацией собственности, утверждением плюрализма в экономике представлением новых юридических прав для людей в прояьлении своих предпринимательских способностей и т.п., покавывают, что и наиа страна идет по пути Формирования современного гражданского общества. Естественно, нл иовег бып и речи о »еханич&зкок «гопирорйниг
опыта ведущих капиталистических государств. У нас будут свои особенности, успехи и' поражения. Но важно то, что идет реальное движение по пути формирования полнокровного гражданского общества, что неизбежно меняет функции и содержание политического сознания. Последнее получит свои собственные, внутренне противоречивые, источники развития, т.е. о одной стороны, новые перестроечные явления в общественных политических отношениях из-' меняют политическое сознание массы, а о другой стороны, новые течения в политическом сознании будут интенсифицировать, корректировать, в конечном счете - очеловечивать сами политические отношения. В этом заключается наиболее вероятный, реальный механизм формирования гражданского общества. '
Ныне очевидным является тот факт, что важнейшим условием успеха всего обновленческого процесса и гарантией соблюдения прав человека является формирование правового государства и. самоуправляющегося гражданского общества. По мера углубления политической и экономической реформы, децентрализации управления ■ будут все больше создаваться условия для становления и развития самоуправляющегося общества, преодоления отчуждения человека от политики, государства.
Гражданское самоуправляющееся общество предполагает, что оно будет регулироваться экономическими и правовыми средствами, а неа будет постепенно сокращаться потребность в применении государственного припуядения.
Одна из задач перестройки, которая движется в направлении разгосударствления собственности, создания ее раеличных фора и есть формирование гражданского общества, СШдявя цель дос-
тигнуть свободы самоорганизации - социальной, вкононичеокой, национальной, культурной, религиозной, относительной самостоятельности всех этих сфер от политического диктата государства и от духовного диктата официальной идеологии.
Одной из главных предпосылок, важным условием, существенной характеристикой гражданского общества является свободная личность, о его неотчужденными правами, прежде всего о правом на собственность - индивидуальную или коллективную. Если мы отказываемся 1Т силовых методов формирования общественных отношений и управления ими, то надо открыть полный проотор возникновению
самых разйообразных ассоциаций, Союзов, любым формам ооциально-: ; « го творчества и самоорганизации "людей.
Для успешного формирования гражданского общества необходима высокая политическая кулы^ра и развитая система политического аосйитания» /
/ Политическую культуру гракданокого ббщества моано определить как идеологическое надстроечное явление, особую разновидность культуры, определенное количество, опособ (формы, уровни и т.д.), Духовно-Практической дёятельнооти и отношений, обеопечи-«ающих отражение, закрепление я реализацию корённых классовый итерэодв Посредством формирования совокупности определенных политических взглядов, ценноеивй» йнавий й навыков, участия граждан я общественно-политической яивни, в дейе обеспечения' функционирований и равйятия ейЬЯвиы полй{я'1еоких и социальных .институтов, норм, традиций.
орвдотвй я механизма формирования попйтическьге 'ёбйяайий йы8авт .ра8йчй«в '*ечвннй, мимнед, «рт-ейиямшй
в ЙНИОН АН СССР. - 1,6 п.л.
2. функции политического оознанип. - Деп.г^.О^ЛЭЭО. № «657 в И11И0Н АН СССР. - I п.л.
3. О возрастающей роли политического оознания и оамосоана-ния в период перестройки советского общества. Тезисы межвузовской конференции молодых ученых и специалистов Казахского государственного университета им.С.М.Кирова. - Алма-Ата, 1990, 0,2 п.л.
';атери8лы УШ летней философской школы молодых ученых "Самосознание современного человека". - Алма-Атинский эоовете-ппиорггай институт. ~ Аада-Атя, 1990, 0,2 п.л.
в общественной жизни. В овязи о этии будут ра8виватьоя настоятельная потребность теоретического осмысления того, что происходит с нами. Только на этом пути можно находить научно обоснованные прогнозы, ооциалышо планы и механизмы формирования и функционирования политического сознания. Однако, такой научно-исследовательский интерес к данному социальному феномену имеет своей целью не выработки рекомендаций для партийно-государственных органов, как это было прежде, а внимательно проследить за тем, чтобы не допустить деформирующего давления со стороны государства на ход есхеогвенно-иоторичеоного становления политического сознания истинно-демократического гражданского общества. Верно, что такую цель достичь оразу невозможно. Такой научный поиск наход.итоя на своем начальном этапе. Позто- ' му многие Положения диссертационной работы, о одной стороны, носят поисково-постановочный характер, а с другой отороны, они являются попыткой соискателя по мере возможности последовательно изучить различные аспекты, моменты, функции и механизмы политического сознания, которое имеет иеото на современном этапе истории нашего общества.
В заключении диссертации изложены кратко основные положения-работы, итоги и выводы, некоторыо практические рекомендации, которые могут быть использованы в целях исследования и совершенствования политического оовнания общества и личности.
Основные положения диссертации отоаяеньг в следующих работах автора:
I. Политические отношения и политичеокое сознание в условиях перестройки советского общества. - Лен.19.12.1989. №40448